Хорошие цифры по фен шуй. Значение цифр по фен шуй

Древнеегипетская надпись на обелиске в Небре гласит: "О, чудесная кошка, дарованная навеки". Культ этого маленького хищника начался еще во времена Древнего Царства и длился на протяжении многих столетий. Никогда, ни в одном государстве мира это грациозное животное не почиталось так, как в стране пирамид. Кошки в Древнем Египте не просто были полноправными членами египетских семей и любимыми питомцами фараонов, люди присваивали им божественный статус и возводили в их честь храмы и даже целые города. Это был золотой век в кошачьей истории.

Роль кошки в Древнем Египте: почему этих животных обожествляли?

Древние статуэтки египетских кошек

Прошлое Древнего Египта и история одомашнивания диких кошек неразрывно связаны между собой, поскольку именно в стране пирамид предки современных котов впервые стали обитать рядом с человеком. Об этом говорит множество источников, датированных III тысячелетием до нашей эры.

Уже тогда на росписях в гробницах знатных граждан и даже самого фараона пушистые зверьки запечатлелись живущими в доме в качестве почетных членов семьи и носящими специальные ошейники. Египетские художники старались рисовать священного зверька в любых видах и позах на погребальных плитах или папирусах. Скульпторы ваяли их из золота, бронзы, камня или дерева, лепили из глины, вырезали из слоновых бивней. Юные египтянки всегда держали при себе амулеты с кошачьими образами, которые назывались «утчат» и являлись символом деторождения.

Благодаря фрескам и другим предметам искусства, украшенным грациозными кошачьими фигурками, также стало известно, что египтяне называли своих питомцев «миу» или «миут». Существует предположение, что такое прозвище кошки получили из-за издаваемых ими мяукающих звуков. Это имя давали и девочкам, чтобы подчеркнуть их красоту, грацию и мягкость.

Жители страны пирамид очень чтили пушистых животных. Они восхищались их чистоплотностью и изяществом. Особую тайну для человека представлял тайный сумеречный образ жизни кошки, ее светящиеся в темноте глаза, бесшумная походка, независимый нрав. Эти необычные и необъяснимые качества вызывали трепет у древних людей и вселяли в их сердца безграничное уважение к свободолюбивому зверю. Помимо этого, кошке приписывались и мистические способности - по мнению египтян, она могла посещать потусторонний мир.

Поэтому кошки и были желанными гостями во многих храмовых комплексах Древнего Египта. Там их кормили свежей рыбой, которую специально разводили в прудах. Уход за храмовыми животными осуществлялся жрецами - «стражами кошек» и являлся одной из самых почетных служб в государстве. Причем эта уважаемая профессия с гордостью передавалась по наследству от отца к детям. Суеверные египтяне считали, что храмовые зверьки способны предсказывать будущее. Потому жрецы внимательно следили за каждым их жестом, а потом истолковывали знаки, считая, что так с ними общаются сами боги.

Практическая сторона вопроса

Почитание кошки в Древнем Египте имело и экономические предпосылки, помимо мистических. В те далекие времена государство занималось исключительно аграрной деятельностью и славилось на весь мир своим богатым урожаем зерновых культур. Фактически жизнь страны пирамид напрямую зависела от количества выращенной пшеницы и ее сохранности.

Но урожай нередко подчистую уничтожался несметными полчищами грызунов. Именно тогда древние египтяне и обратили внимание на пушистых зверьков, каждому из которых было под силу спасти до десяти тонн зерна в год. Таким образом, кошки являлись жизненно необходимыми животными для выживания целой нации.

А еще маленькие хищники ловко уничтожали ядовитых рогатых гадюк, которых в тех землях водилось великое множество. Кошек брали и на охоту в качестве охотничьих животных, они добывали птиц и рыбу.

Благодаря дошедшим до наших дней кошачьим мумиям, археологам и ученым удалось выяснить, как выглядели эти зверьки в те далекие времена. Они были небольшого размера, худощавые, грациозные и в основном однотонного красноватого окраса.

Значение богини Бастет в религиозном культе


Археологи предполагают, что в древнеегипетском пантеоне значились имена нескольких сотен богов. Но одним из самых популярных божеств, входящих в «священную девятку» (девять верховных божеств), считалась молодая и прекрасная девушка с головой кошки - богиня Бастет (Баст).

Ее статуи высекались из камня, изготавливались из золота или бронзы. В руках она держала систр (музыкальный инструмент), а у ног богини резвились четыре котенка. На основаниях этих статуй и обелисках высекались священные молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, все здоровье и радость сердца».

Кошки Египта почитались и в двояком обличии: самого бога Солнца часто запечатлевали в образе рыжего кота (мужская ипостась Бастет). А в древнеегипетской Книге мертвых изображен Великий Мату – кот белого цвета, который спас человечество от змея Апопа.

Иногда богиню изображали и со львиной головой, чтобы подчеркнуть двойственность натуры. Это связано с одной интересной легендой о дочери верховного бога Ра, которая могла принимать облик львицы, - Сехмед (или Муут). Она была владычицей пустыни, грозной и беспощадной богиней войны и палящего солнца. В качестве оружия у нее были знойные ветры самума и стрелы, поражающие врагов в самое сердце.

Несмотря на вздорный характер, Сехмед считалась хранительницей мира и защитницей людского рода. К ней возносили молитвы тысячи верующих в минуты опасности и просили защиты от недоброжелателей.


Если доверять мифу, Ра отправил Муут на землю, чтобы наказать непокорных людей. Но попав однажды к простым смертным, жестокая богиня вкусила людской крови, обезумела и перешла все дозволенные границы. Она начала беспощадно истреблять человечество. Тогда бог Онурис решил обмануть львицу и облил землю пивом, подкрашенным в красный цвет (по другой версии красным вином).

Перепутав напиток с кровью, она принялась лакать его и вскоре опьянела. Именно тогда боги и обратили кровожадное дикое животное в пушистую миниатюрную кошку. Поэтому кроме утонченной кошачьей сущности, Баст имела и вторую темную натуру жестокой хищницы Сехмед. Со временем этот миф забылся, и после 2000 года до нашей эры изображения Бастет значительно изменились – ее стали изображать исключительно в образе грациозной кошки.

В стране пирамид Баст олицетворяла саму жизнь, плодородие женщины и земли, являлась покровительницей домашнего очага и защитницей фараона и его семьи. Кроме того, царственную богиню связывали с солнечным и лунным светом. Ей была дана власть открывать зарю нового утра.

Также богиня-кошка чтилась как покровительница беременных и рожающих девушек, поскольку именно эти животные легко котятся. Древние египтяне верили, что Баст оберегает детей от укусов ядовитых змей и скорпионов, а также тяжелых недугов. Поэтому для новорожденных изготавливались амулеты с изображением кошки, а детям постарше наносились соответствующие татуировки.

Храмы, построенные в честь женщины с кошачьей головой

В религии Древнего Египта божественная кошка имела огромное значение и влияние. В ее честь недалеко от дельты Нила был построен религиозный центр поклонения - город Бубастис, в котором находился прекраснейший храм, посвященный кошачьей богине, если верить описанию древнегреческого историка Геродота. Именно здесь проходили ежегодные религиозные торжества, связанные с кошачьим культом, куда стекалось множество паломников со всей страны. Археологи даже нашли в древнем городе крупнейшее захоронение мумифицированных пушистых зверьков (около трехсот тысяч мумий).

Также известно, что в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в честь кошки египтяне воздвигли большое святилище. В его центре возвышалась статуя Бастет гигантских размеров, изготовленная из дорогого Ассуанского мрамора. Во время религиозных торжеств изваяние выносили из храма, погружали в ладью и провозили вдоль речных берегов.

Историки связывают подобное возвышение богини с кошачьей головой с серьезными политическими изменениями в стране пирамид, когда центральная власть перешла из Верхнего Царства в Нижнее, а у государства появилась новая столица - Пер-Баст (дом Баст). Культ Бастет продержался на египетской земле вплоть до IV века нашей эры.

Малоизвестные факты

Потомками священных нубийских кошек являются современные египетские мау, которые прославились на весь мир благодаря своему природному леопардовому окрасу. Существует также версия о том, что первые кошки страны пирамид были потомками камышовых и степных котов. Особую роль при дворе фараона играли и бесшерстные животные - сфинксы, которые со временем исчезли с территории Египта и возродились к жизни в Канаде только в 70-х годах XX века.

Интересные факты о древнеегипетских кошках, которые лишь подчеркивают их значимость для жителей страны пирамид:

  • Почти у всех простых египтян была своя пушистая любимица. Для нее оставляли в качестве угощения свежую рыбу, ухаживали, как за самым почетным членом семьи, и верили, что за это она будет защищать всех жильцов дома. Если внезапно начинался пожар, питомицу выносили из пылающего здания первой и только потом детей.
  • Египтяне оберегали священную кошку и препятствовали ее вывозу за пределы страны, поскольку зверек являлся собственностью самого фараона. Нарушение этого правила каралось смертной казнью, а животные, покинувшие государство, возвращались обратно домой с помощью выкупа или похищения.
  • Даже за неумышленное убийство маленького крысолова преступник расплачивался собственной жизнью. Греческий историк Диодор Сицилийский засвидетельствовал случай, как один из римлян случайно проехал по зверьку на колеснице и был за это растерзан разгневанными египтянами.
  • Если пушистая любимица погибала, ее похороны проходили с большими почестями и погребальными песнями, а хозяева сбривали брови и волосы на голове в дань уважения и погружались в длительный 70-дневный траур.

Умерших животных мумифицировали, оборачивая в льняную ткань с орнаментами и священными молитвами и умащивая тело благовониями и маслами. Считалось, что душа питомца благодаря этому обряду обретет способность возрождаться в новом теле. Богатые граждане надевали на мумию золотую маску, помещали ее в деревянный, бронзовый или золотой саркофаг и оставляли в гробнице любимые игрушки и забальзамированные тушки мышей.

Фото мумии кошки, выставленной в Лувре

Но поклонение пушистой любимице некогда сыграло с египтянами злую шутку. Если верить записям историка Птолемея, в 525 г. до н.э. кошки отрицательно повлияли на результаты осады персидскими войсками пограничного города Пелузия. Обстоятельства вынудили персов встать под стенами, поскольку они не отличались умением штурмовать хорошо защищенные города.

Тогда царь Камбиз II приказал поймать множество кошек и привязать их к доспехам и щитам воинов, шагающих впереди всего войска. Увидев это, египтяне не осмелились применить копья и стрелы, чтобы не покалечить ни одно священное животное. В результате битва была проиграна. Но несмотря ни на что кошки продолжали обожествляться в Египте вплоть до завоевания страны греками, а чуть позднее римскими легионами.

На протяжении нескольких веков археологи находят в Египте наскальные рисунки, вазы, статуэтки с изображением кошек. И это уже может быть признаком того, что еще в древности египтяне почитали и уважали этих животных. Кошек украшали, воздавали им разные дары и поклонялись им. По мнению ученых и согласно сохранившимся до наших дней документам, кошки занимали особое место в истории народов, заселявщих долину Нила. Именно в Египте кошка была впервые приручена и одомашнена. К кошкам, которые жили во дворцах, фараоны относились ещё более почитаемо. В день, когда кошка умирала, фараоны устраивали семидесятидневный траур. Почему же египтянам полюбились именно кошки? Есть несколько версий.

Отличный борец с грызунами

Самым основным и массовым продуктом питания в Древнем Египте были различные злаковые культуры (ячмень, пшеница). Грызуны были настоящим бедствием для людей. Даже небольшое поголовье мышей могли уничтожить все запасы зерновых у семьи, тем самым эта семья была обречена на голодную смерть. Египтянам нужно было сохранить свой урожай, и кошки могли быть хорошими защитниками. Так же кошки могли быть хорошими охотниками, ловить не только грызунов, но и птиц, которые так же наносили большой урон посевам.

Особенности религии Древнего Египта

Изначально, до формирования религии с Пантеоном Богов, в Египте существовал Культ животных. Люди преклонялись различным животным и почитали их за мощь и силу. Египтяне просто обожали кошек. Они настолько поклонялись этому животному, что практически сделали их богами. Светящиеся в темноте глаза кошки заставляли испытывать трепетный страх у древних египтян. Способность кошки бесшумно появляться и так же бесшумно исчезать вызывали уважение вперемешку с ужасом, приписывая это к магическим свойствам доступным только Богам. Египтяне восхищались этими мягкими и пушистыми существами. В исторической литературе есть свидетельства, что когда римский повозчик, случайно переехал священное животное, то был сразу же убит налетевшей на него разъяренной толпой. Если в Египте кошка была кем-то убита, то это считалось страшным преступлением и каралось смертной казнью. Так же, под страхом смерти, был запрещен вывоз кошек из страны.

богиня Бастет

Именно в Египте кошка одаривалась разными подарками. Тому есть много примеров: бога Ра изображали как рыжего кота. Повелительница домашнего очага, женской красоты и плодородия богиня Бастет (Баст) изображалась в виде женщины с лицом кошки. В честь этой богини строились храмы и проводились ежегодные праздники, а жрецы приносили жертвы как богине Бастет, так и жившим при храмах кошкам. Кошку любили за ее чистоплотность и безмерную заботу о своем потомстве. И эти свойства так же приписывали богине Бастет.

Если в доме вдруг случался пожар – люди бросались в огонь, чтобы убедиться, что там не осталось кошек. Умершие кошки мумифицировались и хоронились с особыми почестями, а семья сбривала себе брови в знак скорби. Культ Бастет был официально запрещён фараонским указом в 390 году н.э. Таким образом, религиозный интерес к кошкам в Египте стал сходить на нет, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами преклонения в храмах.

Любовь сыграла злую шутку

Но такая огромная любовь к кошкам однажды обернулась египтянам другой стороной. В 525 году до н.э. Египет подвергся нападению персов. Персидский царь, Камбиз II, решился на коварную, подлую хитрость. Используя знания об огромной любви и о религиозности египтян к кошкам, он приказал своим воинам прикрепить к их щитам кошек. Таким образом, египтяне встали перед тяжелым выбором – нарушить закон и убить священное животное или сдаться практически без боя. В итоге выбрали второе. Так, Камбиз II благодаря своей изощренной жестокости и знанию законов другой страны смог завоевать Египет.

Держать кошку у себя в доме могли только обеспеченные люди, так как за кошкой требовался особый уход, который обходился не очень дёшево. Кошки питались не только мышами. Кошкам давали самые лучшие кусочки мяса или рыбы.

Кошки в Египте сегодня

Кошки и люди проживают совместно уже более 6000 лет. Не смотря на это, в отличии от других домашних животных (коров, лошадей, собак), кошка удалось сохранить свою первобытную независимость и вольный характер. На сегодняшний день в Египте кошка такое же обычное домашнее животное, как и во многих других странах. Кто-то является заядлым кошатником, а кто-то на дух не переносит этих пушистиков. Но, тем не менее, столь долгое проживание под одной крышей не могло не оставить свой след в поведении как людей так и кошек. Кошек, как и раньше, стараются не обижать (чтобы не навлечь гнев Богов). Человек, в своем творчестве постоянно использует кошачьи мотивы, будь то изобразительное искусство, скульптура или кинематограф. Любовь и уважение к кошке, похоже, уже заложено у египтян в генах.

Сфинкс – самая известная кошка Египта

Сфинкс это мифическое существо с телом льва (представитель семейства кошачьих) и головой человека, сокола или барана. Само слово греческого происхождения и переводится как «душительница». Древнеегипетское название этого существа установить не удалось. Подобные статуи олицетворяли фараона, побеждающего врагов. Статую сфинксов устанавливали в храмах и возле погребальниц. Самый известный Большой Сфинкс – одна из древнейших скульптур на Земле – расположена в г. Гизе, на западном берегу Нила, около пирамиды Хеопса.

В настоящее время так же существует порода кошек Сфинкс, которая в свою очередь делится на:

– Канадский сфинкс;

– Петербургский сфинкс или петерболд.

Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов. Нигде и никогда, ни в одной стране древнего мира, кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории кошки, время поклонения и обожествления. Культ кошки в древнем Египте появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания о божественности кошек встречаются ещё во времена второй династия древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго.

КУЛЬТ БАСТЕТ

Немногим позднее, после объединения верхнего нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как женщину с головой кошки и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта). Уподобляемая солнечному и лунному свету царственная Баст была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».

Именно Баст считалась защитницей детей фараона, силой, посылающей царям пищу, а всем женщинам - детей. Она чтилась как покровительница беременных и рожающих. Учёные считают, что на эту мысль жрецов натолкнуло наблюдение за кошками, которые часто и легко котятся, а затем становятся заботливыми матерями. Египтяне верили, что богиня оберегает детей от болезней и укусов скорпионов, поэтому малыши носили амулеты с изображением Бастет или даже соответствующие татуировки. Кошек настолько почитали, что во время пожара египтянин сначала спасал из горящего здания мурлыку, а уже потом начинал тушить огонь.

Баст изображалась в камне, бронзе и в золоте: она бывала запечатлена в виде либо кошки, либо девушки с кошачьей головой и с систром (музыкальным инструментом), а у её ног находились четыре котёнка.

Существует миф о том, как бог Ра, желая помочь людям, послал на землю свою дочь. Она приняла облик львицы Сехмед и, обезумев от крови, принялась истреблять человеческий род. Тогда бог Онурис пошёл на хитрость: он налил на землю подкрашенное в красный цвет пиво. Львица подумала, что это кровь, и принялась лакать. Она опьянела и уснула. Тогда Онурис превратил кровожадную львицу в пушистую мурлыку. Так что, кроме кошачьей сущности, Баст обладала львиной, преображаясь в жестокую Сехмед. Таким образом, вероятно, египтяне хотели выразить двойственность кошачьей натуры: ласковой мурлыки и коварной хищницы.

Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис, недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст. Там возвышалась огромная статуя богини, высеченная из дорогого Ассуанского мрамора. Во время ежегодных религиозных празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила.

В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир. Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, что бы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

Культ Баст продержался до IV века нашей эры. Историки связывают возвышение этого божества и, соответственно, принижение роли Исиды с политическими переменами на территории Египта. В этот период центральная власть переместилась из Верхнего Египта в Нижний, в новую столицу Пер-Баст (дом Баст). В этом городе был построен роскошный храм богини, куда стекались паломники со всей страны.

Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, что бы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

КУЛЬТ КОШЕК В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Культ кошки Бастет имеет и экономические предпосылки. Ведь Египет - аграрная страна. Египтяне сильно зависели от урожая и его сохранности, а он нередко истреблялся полчищами грызунов. А ведь, по подсчётам специалистов, одна кошка, охотящаяся на мышей, спасает от них в год до десяти тонн зерна. Кошки-защитницы урожая были необходимы для выживания нации.

А еще они уничтожали гадюк, которых в Древнем Египте было очень много. Там распространены рогатые гадюки – ядовитые змеи, имеющие пару клыков, с помощью которых они способны при укусе впрыскивать в жертву яд. Яд гадюк может быть весьма опасен для людей и даже смертелен.

Удивительно, но факт: египтяне использовали кошек в качестве охотничьих животных, как сейчас нередко используют собак. Кошки сопровождали хозяев на охоту на птиц или на рыбную ловлю.

Египтяне очень чтили кошек. Например, при каждом храме, где жили кошки, был человек, исполняющий почётную должность - «страж кошек». Эта должность была наследственной.

СМЕРТЬ КОШЕК В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допусти Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей.

За убийство кошки, даже непреднамеренное, человек мог поплатится жизнью. Так, например, греческий историк Диодор Сицилийский описал случай, как один римлянин случайно переехал кошку на колеснице и был за это немедленно убит разъяренными египтянами.

Поклонение кошке однажды подвело Египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов, так чтобы она хорошо была видна. (по другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога до завоевания страны греками, а чуть позднее и затем римлянам.

Если в доме умирала кошка то ее похороны проходили с большими почестями, вся семья погружалась в траур, который длился 70 дней.Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа их любимицы мола возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ей при жизни, и даже мумии мышек. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.

До нас дошло много кошачьих мумий, поэтому мы знаем, как выглядели древнеегипетские кошки. Они были среднего размера, рыжеватого однотонного окраса, очень худощавые, похожие на современных представительниц абиссинской породы.

В древнеегипетской Книге мёртвых изображён Великий Мату – светлый кот, спасающий людей от змея Апопа. Вероятно, кошки почитались в двояком обличии: как богиня-кошка Бастет (женская ипостась), и как кот-свет (мужская).

КАК КОШКИ ПОПАЛИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ЕГИПТА

Культ кошек в Древнем Египте существовал много столетий. Египтяне препятствовали распространению кошек за пределы страны. Все египетские мурлыки с точки зрения закона являлись собственностью фараона. Поэтому вывести кошку из страны означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением заслуживающим смертной казни. Когда Египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или выкрадывали их, чтобы вернуть тех обратно

Однако кошки в Европу всё-таки попадали: их крали и тайком вывозили хитрые финикийские купцы, торговавшие с Египтом. Они понимали, что за такой редкий товар можно получить очень высокую цену. В Грецию кошки, по-видимому, попали за полтысячелетия до нашей эры. А вот в Италии и Швейцарии мурлыки стали известны лишь во II или III веке после Рождества Христова. Значительно раньше мурки появились в Индии, Таиланде и Китае. Но широкое распространение эти животные получили не раньше второго тысячелетия нашей эры.