История открытия и изучения древнеегипетской письменности. Таинственная письменность древнего египта и ее расшифровка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Письменность Древнего Египта

Письменность Древнего Египта - одна из древнейших в мире. На протяжении всей своей истории египтяне писали: иероглифами (иероглифическое письмо) и иератикой (иератическое письмо). В 8 в. до н. э. появляется дематическое письмо, которое являлось этапом в развитии иератического письма. Иератика и демотика - это курсивы (своего рода шрифт).

Система письменности сложилась уже к эпохе Древнего царства (3 тыс. до н. э.). Знаки египетского письма были рисуночными и звуковыми (могли выражаться несколькими согласными). Для каждого отдельного звука (согласного, гласные не вписывались) был выработан знак, однако алфавита у египтян не было. При письме использовали смешанную словесно-звуковую систему, к рисуночному знаку приписывали знаки-«буквы».

Иероглифическое письмо чаще использовалось при создании надписей на камнях, памятниках.

Иератическое письмо (жреческое), использовалось в хозяйственных целях, скорописное на нем же писались литературные произведения и научные книги.

Демотическое письмо - вид поздней иератики, на нем создавались и надписи на камнях, и литературные произведения, и религиозные трактаты.

Оказывается, египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Однако полностью звуковым письмом, как у нас, египетская письменность не стала. Главной причиной этого явилось то, что египтяне, как и некоторые другие народы, не писали гласных. Поэтому послеслова, написанного звуковыми знаками, ставился определитель - знак, поясняющий читающему общее значение слова. Например, написано 2 знака. Верхний знак передает звук "с", а нижний - "ш".письменность египет иероглиф чернила

Что это за слово? Ведь это могло произноситься и "сеш" и "саш" и "сиш" и т. д. Сомнений не оставалось, если после такого слова ставится определитель. С определителем - знаком писцового прибора - это означало слово "письмо, запись", а с определителем - знаком куска земли с птицами - слово "гнездо, заводь"; . Сейчас египтологи и то и другое слово условно произносят "сеш", вставляя между согласными звук "е" чтобы как-то произносить эти слова. Древний же египтянин, смотря на определитель и имея согласный костяк слова, правильно произносил оба слова. Из этих примеров видно, что среди иероглифов имелись знаки, которые передавали один звук, т.е. алфавитные знаки. Египтяне первыми в мире составили алфавит - азбуку из 25 букв.

Все иероглифы делились на 4 группы:

1. Алфавитные, иероглифы-буквы. Они обозначают один звук. Их насчитывает 24.

2. Иероглифы-слоги. Состоят из двух или трех иероглифов-букв и представляло собой чтение двух или трех согласных. Гласные не указывались.

3. Иероглифы-слова. Представляют собой рисунки предметов. Употребляли их нечасто, некоторые стали слоговыми иероглифами. Но если они все же используются, то их отделяют вертикальной линией, чтобы читатель понял, что это одно слово.

4. Иероглифы-определения, детерминативы. Они не читаются, но помогают читателю, и ставятся после слова. Например, нарисованные в конце слова шагающие ноги, обозначают глагол, связанный с движением. А головы людей, животных, птиц всегда повернуты в ту сторону, откуда надо начинать чтение. Предложения и слова друг от друга никогда не отделялись.

Некоторые коротенькие словечки египтяне писали одними буквами: (П + Н) - пен "этот" . Но были звуковые знаки которые передавали сочетание сразу двух, трёх и даже четырёх согласных. Иероглиф

"перо" передавал сочетание Ш - В, иероглиф "корзина" - И - Б; иероглиф чёрный ибис Г - М; иероглиф "заяц" - В-Н; иероглиф "солнце с лучами" - три согласных - В - Б -Н; иероглиф перекрещенные палочки - Х - С - Б; иероглиф "тесло" - С - Е - П; иероглиф "пестик со ступкой"

Четыре согласных - Ч - С - М - Н и т.д.

Также было много определителей.

Иероглиф "сидящий мужчина" определял слова "человек, писец" и.т.п.; иероглиф "связанный пленник" - слова "пленник, враг"; иероглиф "идущие ноги" - "ходить, бежать"; иероглиф "три горы" - "чужеземная страна"; иероглиф шкура с хвостом - "животное, зверь" и т. д.

В качестве материала для написания иероглифов использовали камень, глиняные черепки, кожаные свитки, дерево. Довольно широкое применение получил папирус. Обучение иероглифическому письму проходило в специальных школах, и было недоступно простым людям.

Самым распространенным писчим материалом был папирус Длинный ствол тростника рассекался сверху донизу на две половины. Затем полоску за полоской отделяли слои растения. На столе, смоченном водой, эти полоски сначала прикладывали одну к другой, а потом накрест.

Равномерно надавливая на полоски тростника круглой палочкой или камнем, можно было получить прочный лист папируса. На папирусе писали камышовой палочкой, которую макали в черную или красную краску. Когда лист папируса был исписан, его сворачивали в трубку и перевязывали шнурком. Такие свитки папируса найдены учеными при раскопках.

Египтяне употребляли для написания косо срезанную камышинку, которую, оборачивая, можно было приспособить для написания тонких или грубых черточек египетского письма. А с III ст. до н.э. начали использовать остро заточенную камышинку, так называемый «каламус», который давал возможность получать точное очертание букв; с того времени каламус, вместе с линейкой, стали повсеместно употребляемым неотъемлемым орудием каждого писца.

Чернила изготавливали из сажи или из древесного угля, воды и живицы. Качество чернил было очень велико, характерно, что оно с тех времен сохранило свой глубокий черный глянец. Для написания титулов и названий разделов использовали также красную краску - натуральную охру.

Писцы хранили свои кисточки и чернила в пенале - изготовленной из дерева принадлежности с двумя вырезами для удержания кисточек и двумя углублениями для мисок с чернилами.

На папирусах, а также на стенах храмов и гробниц записано много литературных произведений. Египтяне любили слушать сказки. В них рассказывалось об удивительных приключениях в далеких странах, о жестоких обидах, которые приходилось выносить от чиновников и надменных богачей. И если в жизни бедняки не находили справедливости, то в сказке герои сторицей вознаграждались за свой труд и терпение.

Некоторые сказки явились отражением религиозных верований. В основе других лежат исторические события.

По мере усложнения письменности и более частого ее использования потребовалось упрощение рисуночных знаков. Так какие-то рисунки стали обозначать не только конкретное понятие, например дом, бык или солнце, но и отдельные слоги и звуковые сочетания, комбинируя которые можно было выразить другие слова и понятия. В дальнейшем несколько знаков стали постепенно сливаться в один, а дальнейшее совершенствование письменности, в конце концов, привело к различению 21 знака, которые изображали отдельные согласные звуки. По сути это был первый алфавит. Однако в Египте алфавитные знаки не смогли вытеснить более привычную иероглифическую систему, они стали употребляться как составная ее часть.

Не может не удивлять своеобразие письма, сложившееся в таком неповторимом мире, как древний Египет, история письменности которого до конца еще не изучена современными египтологами.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Письменность в древнем Египте. Демотическое письмо как один из видов скорописи. Медицина в Древнем Египте. Основы для приготовления лекарств. Практика бальзамирования в Древнем Египте. Правила счёта древних египтян. Эволюция древнеегипетских судов.

    презентация , добавлен 10.04.2016

    Одним из признаков древнерусской народности был общенародный устный язык, который употреблялся в деловой письменности, в юридических документах. Распространение письменности. Материал и орудия письма в палеографии. Рукописный орнамент и миниатюра.

    контрольная работа , добавлен 14.05.2008

    Изучение зарождения армии в древнем Египте. Характеристика вооружения древнеегипетского воина и анализ тактики ведения боя. Влияние постоянной армии на социально-экономическое развитие Древнего Египта. Обзор завоевательных войн правителей Древнего Египта.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2010

    Исследование древнеосетинской письменности Г.Ф. Турчаниновым в книге "Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка". Единая письменная культура народов Северного Кавказа. Развитие просвещения у осетин. Культура первой половины XIX в.

    реферат , добавлен 22.12.2009

    Государственный строй Древнего Египта. Основа экономики - крупные царские хозяйства. Фараон - главный законодатель, судья, носитель высшей государственной власти. Богосыновство - уникальное качество правящего монарха. Периодизация истории Древнего Египта.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2014

    Шумерская астрономия и математика. Появление древнешумерийской письменности. Первая печь для обжига кирпича. Стандарты в области медицины. Способы получения сплавов. Первый в мире календарь. Шумерская система счисления. Начертания знаков зодиака.

    презентация , добавлен 18.12.2015

    Предпосылки, причины принятия христианства. Восстание 1024 г. в Суздале во время войны между киевским и тмутараканским князем. Изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием. Развитие восточнославянской цивилизации. Введение единой письменности.

    презентация , добавлен 26.01.2014

    Пантеон богов и заупокойный культ Древнего Египта. Взаимосвязь древнеегипетской правовой системы и судопроизводства с религией. Появление первых пирамид, их назначение и роль в истории. Описание самых известных произведений архитектуры и искусства Египта.

    реферат , добавлен 11.11.2009

    День славянской письменности, просвещения и культуры. Значение обретения письменности народами Юго-Восточной Европы. Биографические сведения о Кирилле и Мефодии (до принятия сана). Просветительская деятельность братьев. Распространение славянской письменн

    реферат , добавлен 15.10.2005

    Характеристика системы торговли Древнего Египта. Знакомство с особенностями оформлений крупных торговых сделок. Анализ этапов развития экономики натурального хозяйства. Рассмотрение товаров из Нубии и Сирии. Способы торговли с "островами Великого моря".

При анализе древнеегипетской культуры рассмотрим некоторые аспекты письменности данной цивилизации. Язык древних египтян имеет семитские корни, содержит в себе элементы ряда африканских языков. Древнеегипетский язык принадлежит к афро-азиатской, или хамито-семитской, группе. На родительском языке этой группы разговаривали уже в седьмом тысячелетии до нашей эры как в Африке, так и на Ближнем Востоке. Древнейшие системы письма в Египте были идеографическими (от греч. idea – идея и grapho – пишу ). В Древнем Египте были идеограммы, среди которых, в качестве примеров, выделим следующие, в том числе обозначим их эквиваленты в английском языке:

Прототипами идеограмм чаще всего выступали пиктограммы (рисунчатое письмо, от лат. pictus – нарисованный и grapho – пишу ). Пиктограммы употреблялись почти во всём Древнем мире. По сути, пиктограммы – это письмо в рисунках. По этой причине многие идеограммы иконичны, то есть они напоминают о каких-то предметах, как бы копируют их. Рисунчатая запись передаёт мысль целиком, не выделяя отдельных понятий. Даже очень маленькие пиктограммы имеют смысловую законченность, как в современном предложении. Однако в пиктограммах нет строгой системы правил и восприниматься они могут неоднозначно даже в среде одной культуры. В принципе символика не характерна для пиктографии, поэтому отдельные рисунки могут однозначно прочитать люди из разных культур. Первые пиктограммы датируют весьма ранним сроком – 40 тыс. лет до н. э. Что же касается иероглифов, то они возникли позднее. Иероглифы (от греч. hieros священный и glyphe то, что вырезано (например, на камне) употреблялись сперва к знакам египетского письма, а затем и к другим знакам, восходящим к рисункам. Они были иконичными на начальном этапе формирования древнеегипетского письма, бывшего в употреблении в период с конца IV-го – начала III-го тыс. до н. э. по III–IV вв. н. э., когда древнеегипетский язык (отдельная ветвь афразийской семьи) сменился возникшим из него же коптским языком.

В основе египетского письма насчитывалось около 500 пиктограмм, связанных с определёнными понятиями. Овладение письмом в древнеегипетской культуре, также как и в любой древней культуре, было делом очень сложным, занимавшим много лет. Лишь некоторые, самые сильные и стабильно развивающиеся государства, могли обладать системой подготовки писцов и образования вообще. Вот так выглядит древнеегипетский текст:

Писали египтяне слева направо и справа налево. Часто направление письма менялось с началом новой строки (такой принцип получил название бустрофедон ).

Иероглифы использовались египтянами, начиная примерно с 3000 г. до н. э., и продолжали употребляться с целью выполнения монументальных надписей на памятниках ещё во время римской колонизации. Последняя иероглифическая надпись датируется 394 г. До греко-римского господства число и форма иероглифов оставались неизменными. С 332 г. количество знаков, прежде всего фонограмм, начало резко возрастать. К V в. египетский язык стал мёртвым. Для развившегося из него коптского языка во II в. создаётся алфавитное письмо, опирающееся на принципы греческой графики и использующее 8 знаков из египетского письма. Оно предназначалось первоначально для перевода библейских текстов с греческого на коптский. В XI–XII вв. коптский язык перестал играть роль общелитературного, уступив место арабскому. Но он сохранился как культовый язык в общинах коптов-христиан.

Египетское письмо во всех его разновидностях отражало жизнь египтян и фиксировало все основные этапы развития древнеегипетского языка на протяжении трёх тысячелетий. Со временем оно было забыто самими египтянами. Опыты по расшифровке египетской письменности первоначально были эпизодическими и окончились неудачно. Ключ к дешифровке дал найденный в 1799 году Розеттский камень с тремя идентичными текстами (иероглифическим, демотическим и греческим). Выдающийся вклад в дешифровку системы египетского языка внёс, будучи ещё в юношеском возрасте, Жан Франсуа Шампольон, создавший египтологию как науку в 20-х гг. XIX в. Главные трудности в дешифровке текстов создавало отсутствие знаков для гласных.

Становление письменности в древнеегипетском языке привело к складыванию литературного древнеегипетского языка. Так, в эпоху первых династий в Египте был основан «Дом жизни». Он находился при дворце фараона и имел отделения в каждом крупном храме. В «Доме жизни» занимались обработкой и редактированием текстов религиозного и политического содержания, создавали гимны и священные песни. Здесь же систематизировались магические книги, в которых содержалось медицинское знание, а также были магические заклинания. Также в «Доме жизни» вырабатывались принципы, каноны деятельности художников и архитекторов. Например, возводя храм, архитектор должен был отразить в нём символичное представление о мире, который был извлечён богом из хаоса и подчинён божественной воле.

Туристы, приезжающие в современный Египет, часто с трудом могут поверить, что именно эта земля, где сейчас построено множество отелей, а крикливые торговцы навязывают свой товар, когда-то была колыбелью интереснейшей культуры. Письменность Древнего Египта и по сей день интригует исследователей неразгаданными тайнами.

Три системы

В Древнем Египте использовали сразу три системы письма: помимо известных всем иероглифов применялись также иератическое и демотическое письма. Ни одна из разновидностей письма не замещала остальные, все они использовались в течение долгих веков. Однако основным видом египетского письма принято считать иероглифику – просто потому, что примеров ее до наших дней дошло больше, поскольку иероглифы выбивались обычно на камнях, которых сохраняются куда лучше, чем папирусы.

В религии древних египтян была богиня письменности Сишат, что говорит о том, что письменность имела для людей в то время большое значение. Кроме того, письму покровительствовал бог Тот. Писцы тщательно следили за чистотой письменной речи и уберегали ее от влияния речи разговорной. Конечно, живой язык со временем все равно менялся, но в письменности процесс этот происходит гораздо медленнее, чем в устной речи. Это относится, прежде всего, к консервативной иероглифике, которая использовалась для написания священных, религиозных текстов.

В традиционном понимании египетское письмо представляет собой рисуночное письмо, дополненное фонетическими знаками. Система сложилась на рубеже третьего и четвертого тысячелетий до нашей эры. Самые ранние образцы египетского письма – так называемые «протоиероглифы» - были обнаружены на глиняных табличках в гробнице еще додинастического правителя. Ученые полагают, что эти таблички относятся к XXXIII веку до нашей эры.

Развитие египетской письменности

Поначалу письменность была пиктографической – использовались миниатюрные изображения предметов. Но со временем значения рисунков стали расширяться, и письмо получило статус идиоматического (смыслового). Например, значок Солнца обозначал уже не просто небесное светило, но и время суток, когда светит Солнце, то есть день. Еще позднее появились знаки, обозначающие не смысл слова, а звуки, из которых оно состоит.

Изначально было около 800 иероглифов, однако уже во время греко-римского владычества в Египте их количество достигло шести тысяч. Иероглифы использовались преимущественно для записи священных текстов и надписей на монументах. В быту применялось более удобное и быстрое иератическое письмо. Иероглифика же постепенно приходила в упадок. С принятием христианства осталось совсем немного людей, умевших пользоваться этой сложной системой. А когда были закрыты языческие храмы, то иероглифическое письмо окончательно пришло в упадок.

Иератическое письмо

Написание, а, вернее, рисование классических иероглифов требовало времени и сосредоточения. Поэтому уже по время правления первой династии появилось иератическое письмо – своеобразная скоропись. Принципиально близкое к иероглифике, такое письмо имело свои особенности. Например, тексты всегда писали справа налево (лишь поначалу практиковалось вертикальное написание).

Поначалу от традиционных иероглифов отличался лишь внешний вид знаков, обусловленный быстротой написание и использованием для этого специальной кисти. В дальнейшем изменились способы употребления знаков. Это письмо использовалось для написания документов, текстов по медицине, математике, религии. Одним словом, сфера применения скорописи была очень широкой. Однако до наших дней дошли лишь немногие образцы текстов, написанных таким образом – это связано с тем, что писали их преимущественно на папирусе или коже, то есть материалах, которые сохраняются совсем не так хорошо, как камень, использовавшийся для нанесения иероглифов.

Иератика была не столь консервативным стилем, как иероглифика, поэтому от эпохи к эпохе способы начертания знаков и их форма менялось. Это позволяет легко датировать находки, определяя, к какому времени они относятся.

В VII веке до нашей эры на смену иератике пришла иная форма египетской скорописи, которая была названа демотикой. Для времени греко-римского владычества характерным стало широкое употребление греческого письма. Это привело к тому, что постепенно иератика пришла в упадок: сначала сфера употребления этой разновидности письма стала ограничиваться лишь религиозными текстами, а затем письмо и вовсе вышло из употребления.

Демотика

использовалось более тысячи лет, начиная с седьмого века до нашей эры. Название этого вида письма имеет греческое происхождение и переводится как «народное письмо». Знаки писались по горизонтали справа налево. По сравнению с иератикой было увеличено число лигатур, а также слов, для написания которых применялись алфавитные знаки. Также было сокращено до 270 количество самих знаков. В демотике появились и первые опыты по передаче гласных звуков, причем при этом использовались знаки, обозначавшие звуки согласные.

Пользоваться демотическим письмом было, возможно, и просто, а вот дешифровщики сталкивались с серьезными трудностями, пытаясь разобрать древнеегипетские письмена. Почти каждый знак имел по несколько значений и по несколько вариантов написания, что сильно затрудняет дешифровку.

Поначалу демотическое письмо применялось в бытовых целях, а также для написания хозяйственных или юридических документов. Позднее, в эпоху Птоломеев, письмо получило широкое распространение, его использовали для написания самых разных текстов на различные тематики.

Со временем письмо постепенно выходит из употребления: в римский период для написания официальных текстов применяется уже только греческий язык. Существуют памятники письменности, где используются сочетания греческих букв с демотическим письмом, а позже демотика выходит из употребления.


Профессор И.П. Сусов. Введение в теоретическое языкознание
Модуль 8. Основы общей теории письма (грамматологии)

Египетское письмо

Египетское письмо

Собственно письмо как знаковая система предполагает, во-первых, наличие ограниченного набора графем, которые могут воспроизводиться неограниченное число раз, в основном сохраняя своё значение или употребляясь в близких значениях, и, во-вторых, наличие ограниченного числа правил комбинирования этих графем в знаковые комплексы. Графемы как инвариантные элементы той или иной системы письма вступают в определённые парадигматическиме и синтагматические отношения между собой. Каждая графема характеризуется собственным набором дифференциальных признаков, благодаря которому она опознаётся при каждом очередном воспроизведении и не смешивается с другими.
Пиктография не отвечала этим условиям. Рисунки, которые используются для передачи сообщений, как правило, не воспроизводятся в виде готовых знаков и не обладают свойством инвариантности. Они не образуют сами по себе знаковой системы. Но, как показывает история древнейших письменностей, именно пиктограммы, приобретая свойство воспроизводимости и начиная вступать в противопоставления с другими аналогичными знаками, оказываются основой для формирования систем письма. Они становятся инвариантными элементами системы, которые способны иметь в конкретных актах письма свои варианты.
Древнейшие системы письма были идеографическими . Прототипами идеограмм чаще всего выступали пиктограммы. По этой причине многие идеограмм иконичны , т.е. они напоминают о каких-то предметах, как бы копируя их.
Иероглифы (греч. hieros "священный" и glyphe "то, что вырезано (например, на камне)"; сперва о знаках египетского письма, а затем и о других знаках, восходящих к рисункам) были иконичными на начальном этапе формирования древнеегипетского письма, бывшего в употреблении в период с конца 4-го - начала 3-го тыс. до н.э. по 3-4 вв. н.э., когда древнеегипетский язык (отдельная ветвь афразийской семьи) сменился возникшим из него же коптским языком.
В основе египетского письма насчитывалось около 500 пиктограмм, мнемонически связанных с определёнными понятиями и через их посредство с выражающими их словами. Так, один и тот же знак выражал слова pr "дом" и pr(j) "выходить", wr "ласточка" и wr "большой", hprr "жук" и hpr "становиться", dr "корзина" и dr "граница".
Ниже приводятся многочисленные иллюстрации, которые могут быть основой для последующего объяснения принципа, явившегося итогом длительной эволюции египетского письма от чисто идеографического (и логографического) принципа к письму, в котором появляется множество фонографических знаков.. Рассмотрите их не спеша.






Писали египтяне слева направо и справа налево. Часто направление письма менялось с началом новой строки (такой принцип получил название бустрофедон ).

Наряду с сформировавшимися на первом этапе знаками для объектов и действий (идеограммами) и соответстветствующих им слов (логограммами) вырабатываются фонограммы , т.е. знаки для звуковых последовательностей (из 2 или 3 звуков) и в конечном итоге для отдельных звуков. В конечном итоге египетское письмо становится довольно сложной системой, объединяющей в себе разнородные знаки.

Ниже приводятся примеры идеограмм.

Для передачи абстрактных понятий вводятся особые знаки - так наз. семантические детерминативы . Звучание слова может передаваться с помощьюфонетических комплементов .




Теперь приводятся примеры сложных фонограмм.




Дальше следуют примеры простых фонограмм.



В египетском письме вырабатываются средства для передачи грамматических значений, т.е. знаки, денотатми которых оказываются грамматические морфемы (аффиксы).


Из сопоставления приведённых знаков видно, что постепенно сходство идеограмм со своими денотатами может утрачиваться. Теряя первоначальную иконичность, они становятся более схематичными, абстрактными и превращаются в знаки-символы.
Многие идеограммы стали соотноситься с определёнными словами, т.е. становилисьлогограммами . Правда, при этом они могли иметь только словесное, а не фонетическое прочтение.
Другие знаки выражали либо одно слово, либо несколько ассоциативно связанных слов (например, изображение солнца для "солнце" и "день"), и их различное фонетическое прочтение обеспечивалось добавлением специальных комплементов. Комплемент представлял собой один или несколько дополнительных знаков, воспроизводивших консонатный состав всего слова, которое он сопровождал, или его конечной части.
Третьи знаки передавали только консонантный состав слов, и тогда однозначное смысловое прочтение слов обеспечивалось добавлением детерминатива (семантического ключа), который сам по себе не читался. Семантические детерминативы служили для построения комлексных знаков, выражающих действия (глаголы), признаки (прилагательные), отвлечённые понятия (абстрактные существительные). Так, например, изображение свёртка папируса означало, что в виду имелось абстрактное понятие. Служебные слова писались только консонантными знаками. Некоторые знаки использовались и как логограммы, и как фонограммы.
В результате египетское письмо не было целиком идеографическим: наряду с идеограммами (собственно говоря, логограммами) оно включало в свой состав и фонограммы (а именно силлабограммы). Большинство слов были комбинациями фонографических и идеографических знаков. Так, изображение плана дома означало "дом", а добавление к этому знаку фонетического комплемента и рисунка бегущих ног служило передаче омофоничного слова "выходить". Появление консонантных знаков, передающих только один или несколько согласных с произвольным гласным или же нулём гласного ознаменовало начало фонетизации египетского письма, превращение его из логографической в словесно-слоговую (логографически-силлабическую) систему. Однако фонетизация в египетском письме не была доведена до конца. Тем не менее именно в египетском письме смог сформироваться тот принцип записи слога (а именно по модели "согласный + любой гласный, в том числе и нуль гласного"), который оказался наиболее пригодным для вычленения отдельных знаков для согласных и построения алфавитных систем.
Иероглифические тексты могли писаться как вертикально, так и горизонтально, обычно в направлении справа налево. Направление письма указывалось специальным знаком. Слова, относящиеся к царям и богам, выделялись в тексте особо. Оба наиболее употребительных имени царя помещались в картуш или "царское кольцо".
Долгое время параллельно употреблялись две разновидности: иероглифика (тщательное воспроизведение изображаемого предмета) и иератика (скоропись, начиная с 2755 г. до н.э.). При написании знаков иератики на папирусе использовались тупые тростниковые перья и чернила. Иератические тексты предназначались в основном для целей богослужения (о чём говорит и само название данного вида скорописи). С 7 в. на основе иератики вырабатывается новый вид скорописи - демотика (народное письмо), в которой знаки упрощены, поликонсонантные знаки заменяются одноконсонантными, при них появляются детерминативы, имеющие характер обобщающих знаков для классов понятий.
Иероглифы использовались египтянами начиная примерно с 3000 г. до н.э. и продолжали употребляться для выполнения монументальных надписей на памятниках ещё во время римской колонизации. Последняя иероглифическая надпись датируется 394 г. До греко-римского господства число и форма иероглифов оставались неизменными. С 332 г. количество знаков, прежде всего фонограмм, стало резко возрастать. К 5 в. египетский язык стал мёртвым. Для развившегося из него коптского языка во 2 в. создаётся алфавитное письмо, опирающееся на принципы греческой графики и использующие 8 знаков из египетского письма. Оно предназначалось первоначально для перевода библейских текстов с греческого на коптский. В 11-12 вв. коптский язык перестал играть роль общелитературного, уступив эту роль арабскому. Но он сохранился как культовый язык в общинах коптов-христиан.
Употребление иероглифов в критском, протосинайском, протопалестинском, лувийском письме вряд ли связано непосредственно с влиянием египетского письма.
Египетское письмо во всех его разновидностях (иероглифика, иератика и демотика) отражало жизнь египтян и фиксировало все основные этапы развития древнеегипетского языка на протяжении трёх тысячелетий. Со временем оно было забыто самими египтянами. Опыты по расшифровке египетской письменности первоначально были эпизодическими (4 в., 17 и 18 вв.) и окончились неудачно. Ключ к дешифровке дал найденный в 1799 г. Розеттский камень с тремя идентичными текстами (иероглифическим, демотическим и греческим). Выдающийся вклад в дешифровку системы египетского языка внёс, будучи ещё в юношеском возрасте, Жан Франсуа Шампольон, создавший египтологию как науку в 20-х гг. 19 в.
Главные трудности в дешифровке текстов создавало отсутствие знаков для гласных. Набор консонантных знаков в основном выявлен.

Ниже я передаю египетскими иероглифами свою фамилию Susov (Susow: w = u):

Вы тоже можете осуществить подобную попытку, воспользовавшись одной из гиперссылок (в списке источников).

  • ЮСМ; ААР.
  • ЛЭС/БЭС (Статьи: Письмо. Пиктография. Идеограмма. Логограмма. Иероглифы. Египетское письмо. Древнегипетский яязык. Египтология).

· Дополнительный материал о древнеегипетском и коптском языках

· Ancient Egypt

· Ancient Egypt Webquest

· Ancient Egyptian

· Art History Main Page

· Bibliotheken in Mesopotamien und Aegypten

· DIA - Ancient Egypt

· Egypt: History: Hieroglyphics

· Egypt Page

· Egyptian Hieroglyphs

· Fun with Hieroglyphs

· Giza On Line - Hieroglyphs

· Heliiis Links

В мае 2009 года мы с мамой побывали в Египте. Мы посетили землю, которая хранит очень много удивительного и таинственного. Ярким моментом была экскурсия в Каир и Гизу – к пирамидам, сфинксу и древним мумиям Каирского Египетского музея. В музее меня удивили древние папирусы, некоторые шириной во всю стену.

Росписи на стенах гробниц фараонов и вельмож уже спустя три с половиной тысячелетия продолжают поражать все новыми и новыми тайнами. Я все это видел. И меня так же это поразило.

Я вернулся из Египта наполненный впечатлениями. А в сентябре я пошел в школу, стал учиться в пятом классе. На уроках истории мы начали изучать тему «Древний Египет». Естественно, мне захотелось узнать об этой стране больше. Особенно заинтересовал меня вопрос о возникновении письменности. Почему? Очень хотелось узнать о тайнах иероглифов – знаках письма, которыми можно передавать звуки речи. Почему в Древнем Египте письменность возникла раньше, чем в других странах? Какие материалы египтяне стали использовать для письма? Как была раскрыта тайна иероглифов? Был ли составлен египетский алфавит? Эти и другие вопросы стали для меня интересными. Я занялся поиском материала в книгах и в Интернете, чтобы ответить на них.

ИНТЕРЕС К ПРОШЛОМУ ЕГИПТА

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества.

Египет - волшебная страна. Это родина одной из самых древних и самых развитых цивилизаций, которая оказала колоссальное влияние на развитие мировой культуры. Тени богов, мумии фараонов, загадочные сфинксы и величественные гробницы - эти понятия известны даже самым далеким от истории людям.

Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Напротив! Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы.

Систематическое и углубленное изучение истории Древнего Египта началось только в XIX веке.

«Египетское письмо имеет символический характер. Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу», - предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков.

Интерес к прошлому Египта значительно усилился после того, как в 332 году до нашей эры он был завоеван Александром Македонским и туда переселилось большое количество греков.

Египтология широко раскрыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом. Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства.

А египтянам было чем гордиться! Первыми в истории человечества они определили длину года в 365 суток, разделили год на 12 месяцев, по 30 дней, в конце каждого года прибавляли 5 дополнительных суток, праздновавшихся как дни рождения Богов. Сутки разделили на 24 часа. О применении астрономии и астрологии в Древнем Египте также свидетельствует 156 найденных «Зодиаков» (звездных карт). Самый знаменитый из них – Круглый Дендерский Зодиак.

Также в Древнем Египте были развиты ремесла, обработка дерева, гончарство. Очень было развито столярное производство. Большого развития достигла механика: в строительстве использовались рычаги, катки, наклонная плоскость.

Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их смысл и значение. Они представляют собой свидетельство особого мироощущения древних египтян, помогавшего им решать свои социальные проблемы. Это своеобразное воплощение образа мыслей и действий, столь странного и в то же время столь близкого нам.

ТРИ СИСТЕМЫ ПИСЬМА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

В IV тысячелетии до нашей эры в Египте возникает пиктографическое (рисуночное) письмо, а к началу III тысячелетия до нашей эры возникает иероглифика (термин греческого происхождения и означает «священные письменные знаки», египтяне называли свою письменность «священной речью»).

В древнеегипетском письме было более 750 иероглифов. Но уже в период Древнего царства начинают использоваться знаки в упрощенном написании, что позднее приведет к возникновению иератического письма, а в I тысячелетии до нашей эры – демотического (скорописи). Первоначально иероглифы обозначали целые понятия, позднее происходит переход к слоговому, частично даже к фонетическому письму, т. е. отдельные знаки стали обозначать слоги и буквы. После закрытия всех языческих храмов по указанию римского императора Феодосия Великого (конец IV века нашей эры) египетская письменность была напрочь забыта.

Расшифрована и вновь прочитана она была только в XIX веке, после того, как французский филолог Франсуа Шампольон (1790-1832) разгадал тайну египетских иероглифов.

Древние египтяне считали, что письменность была изобретена богом Тотом и называли свою иероглифическую письменность «mdwt ntr» (слова Бога). Самые ранние свидетельства письменности, которая существовала в Египте, были датированы 3400 годом до нашей эры. Для ежедневного письма использовалась культовая письменность. Культовая письменность была изобретена и развивалась в более или менее то же самое время, как и письменность, основу которой составляли иероглифы. Культовая письменность использовалась параллельно с этим для повседневных целей, таких как ведение учета и написание писем. С возникновением в обществе правящей знати (жрецов, военачальников, вельмож, чиновников) появилась более сложная письменность.

В Древнем Египте использовали три системы письма: иероглифическую, иератическую и демотическую.

Иероглифическая система, изобретенная за 3000 лет до н. э. , представляет собой самую раннюю форму древнеегипетской письменности. Ее элементами являются картинки, или пиктограммы, а использовалась она для религиозных текстов.

Иератическое письмо - это упрощенная, скорописная форма иероглифического, употреблявшаяся при составлении юридических и деловых документов.

Демотическая письменность. Демотик (Demotic) или популярный в тот исторический период вид письменности получил свое название благодаря Геродоту. Демотическая письменность развилась из так называемой разновидности культовой письменности приблизительно в 600 году до нашей эры. Сами египтяне называли этот вид письменности «sekh shat» (секх шат – для написания документов). Демотическая письменность использовалась для того, чтобы писать законы, экономические, научные, литературные и религиозные документы.

Система этого письма та же: те же звуковые знаки, определители. Но в демотическом письме намечается попытка обозначать гласные. А с начала новой эры египтяне-христиане стали использовать греческую азбуку, добавив несколько знаков. Но как бы удивились египтяне, если бы узнали, что они от греков получили свое собственное изобретение!

Вот как это произошло. С незапамятных времен египтяне сталкивались на Синайском полуострове и в Палестине с древнесемитическими племенами. Эти племена в XIII-XII веках до нашей эры восприняли идею алфавита, который был у египтян, и создали свои буквы под влиянием внешних форм египетских иероглифов. В свою очередь, эти буквы восприняли финикийцы, а в IX-VII веках до нашей эры финикийский алфавит был заимствован греками, которые приспособили его к нуждам своего языка, в частности стали передавать гласные звуки.

Как известно, греческий алфавит лег в основу многих азбук. Сами египтяне-христиане приняли его. От греческого алфавита произошел латинский. Наконец, наша азбука восходит к греческой. Следовательно, наши буквы восходят к древнеегипетским иероглифам

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПИСЬМА. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ ПИСЦЫ

Египтяне использовали самые разные материалы для письма. Острака – небольшие плоские фрагменты известняка, отслаивающиеся от скал на западном берегу Нила в Фивах, или фрагменты керамики использовали для записей небольших писем и посланий. На остраках чаще всего упражнялись ученики в школах. Иногда использовали небольшие деревянные доски, покрытые слоем гипса, также использовали льняную ткань, кожу.

Однако египтяне изобрели дешевый и удобный писчий материал, по своим качествам очень близкий к бумаге, - листы из папируса, которые можно было склеивать в свитки любой длины. Ученые долгие годы пытались разгадать секрет древних мастеров. Он должен был быть простым, так как папируса требовалось много.

Материалом для изготовления папируса служил водный травяной цветок, который греки называли papyrus (папирус). Папирус раньше обильно рос в болотистых районах Нижнего Египта, где теперь его нет. Он играл в Египте огромную роль: из него изготовляли веревки, корзины, картонаж, плетенки, лодки и так далее, но главная ценность – изготовление материала для письма. Папирус рос очень быстро, давая новые побеги круглый год.

Собирали папирус ранним утром, затем отвозили в мастерскую. Для изготовления бумаги мастера использовали мягкую белую сердцевину папируса, разрезая ее вдоль на несколько тонких полосок. На специальном ровном столе полоски укладывали в ряд, тщательно подгоняя друг к другу. Поверх этого ряда, поперек него, клали второй, точно такой же ряд полосок. Затем они осторожно клали на ткань легкий пресс и оставляли на несколько часов. За это время сок, выступивший из папируса, крепко склеивал полоски, и они превращались в сплошной лист тонкой белой бумаги. Когда лист просыхал, его аккуратно нарезали на куски и склеивали в полосы разной длины, обычно от метра до двух. Папирус разглаживали круглыми гладкими камнями или лопаточками из слоновой кости, сворачивали в трубочки и перевязывали шнурами.

Папирус берегли: часто старые записи аккуратно смывались, листок высушивался, и затем опять использовался. Когда листок папируса исписывали до конца, к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее. Для хранения ее сворачивали в свиток. Некоторые книги получались до сорока метров.

«Сделайся писцом! Он освобожден от повинностей. Он охраняем от всяких работ» Так написано в одном древнеегипетском папирусе, повествующем о том, как отец везет своего сына в город, чтобы отдать его в школу писцов.

Чтобы стать писцом, надо было учиться пятнадцать лет. Нужно было усвоить сложнейшую систему письма, очертания более семи сотен иероглифов, длинные сложные титулы фараона и вельмож и многое другое. (Приложение 3)

Папирус был недешев, и сначала ученики писали на чем-нибудь другом, например, на черепках битой посуды. Писец пользовался всеобщим уважением и не только как важное административное лицо, но и как человек образованный. Вообще, к своей письменности египтяне относились с большим почтением, называя ее «меду нечер», так как считали, она дана людям богами. Они старались написать молитву или мудрое изречение везде, где только было уместно. С не меньшим почтением относились египтяне к книгам. Они утверждали, что первую книгу написал великий Бог мудрости Тод, почитавшийся как покровитель писцов; перед началом работы ему возносили молитву.

При храмах были обширные библиотеки, где хранились самые разные книги: религиозные, медицинские, литературные произведения. Книгами были свитки папируса, которые постепенно разворачивали при чтении. Хранились они в специальных футлярах. Египтяне писали иероглифами. На стенах гробниц их тщательно вырисовывали и раскрашивали. Писец был настоящим художником. Не случайно понятия "писать" и "рисовать" обозначались одинаково. Иероглифические тексты часто сопровождались красочными картинками. В книгах иероглифы писали черными чернилами. Отмечая начало новой страницы, писец наносил первые знаки красными чернилами - отсюда, кстати, происходит известная "красная строка".

Чернила изготавливали из сажи или из древесного угля, воды и живицы. Качество чернил было очень велико, характерно, что оно с тех времен сохранило свой глубокий черный глянец. Для написания титулов и названий разделов использовали также красную краску - натуральную охру.

Писцы хранили свои кисточки и чернила в пенале - изготовленной из дерева принадлежности с двумя вырезами для удержания кисточек и двумя углублениями для мисок с чернилами.

Египетская книга всегда имела форму сувоя. Текст делили на довольно узкие колонки, являвшие собой своего рода страницы, которые раскрывались читателю по мере раскрытия сувоя. В библиотеке Лейпцигского университета есть письменная памятка, которая содержит 110 таких «страниц». Длина сувоя составляет приблизительно 20 метров.

РАСКРЫТИЕ ТАЙНЫ ИЕРОГЛИФОВ

Ключом к раскрытию тайны иероглифов стала билингва – двуязычное написание, высеченное на известном розеттском камне, хранящемся в Британском музее в Лондоне.

История этой находки такова: в 1799 г. французские солдаты экспедиции Наполеона во время прокладывания траншей, возле Розетты, недалеко от Александрии, нашли большую каменную плиту, укрытую надписями. На верхней части был высечен иероглифический текст, ниже – разновидность египетского – демотическое письмо, а внизу был текст на греческом языке. Текст, на основании свидетельств греческих надписей, приходился на период царствования Птолемея V (204-181 г. до н. э.) и содержал устав жрецов в честь чествования царя. Вне всякого сомнения - греческий текст был переводом с египетского языка. Неоценимое значение розеттского камня было сразу же оценено всем научным миром, однако, все попытки прочитать египетские иероглифы заканчивались неудачей. Развязать эту проблему было суждено молодому французскому ученому Жану Франсуа Шампольону (1790-1832).

Он еще с детства интересовался древнеегипетским письмом, изучал, помимо классических языков, также и древнееврейский, арабский и коптский. Языковая эрудиция и глубокое знание истории и культуры Египта помогли Шампольону развязать проблему. Подробно изучив розеттский камень, он обратил внимание на то, что некоторые египетские знаки были обведены рамками. В греческом тексте на том же месте в рамке стояло имя Птолемея. Шампольон допустил мысль о том, что иероглифы в рамке означают то же самое имя. Но поскольку речь шла об определении только одной надписи, ученый сомневался насчет верности своего предположения. И тут на помощь пришел счастливый случай. В 1815 году на острове Филе было найдено второе двуязычное написание, где, кроме имени Птолемея, было и имя Клеопатры. Шампольон также прочитал имена царей Тутмоса и Рамсеса. В одном из исследованных надписей он нашел иероглифические знаки, рядом с которыми был изображен конь. Он знал, что в коптском языке слово «хтор» означает конь. Первого знака иероглифической надписи ученый не знал, второй знак соответствовал букве Т, а третий – Р. Следовательно, четвертый знак – рисунок – детерминатив, указывающий, к какому классу принадлежит слово. Приведенная группа иероглифов означала «хтр», то есть конь. Так, Шампольон установил в египетском письме знак Х. Нужно сказать, что, в то время, как имена, написанные отдельными буквами, читались сравнительно легко, все другие надписи напоминали современные ребусы, где разные знаки напоминали целое слово или отдельные слоги, или же просто буквы. Итак, Шампольон открыл наличие в египетском письме звуковых алфавитных знаков, показал смешанный характер этой письменности, в которой знаки передают целые понятия или отдельные звуки.

Шампольон составил грамматику древнеегипетского языка, которая была издана в 1836 году уже после его смерти. Был составлен египетский алфавит.

ЕГИПЕТСКИЙ АЛФАВИТ

С изобретением папируса написание иероглифов постепенно заменяется более простым фонетическим письмом.

Как такового, египетского алфавита не существовало. Упорядочивание египетских иероглифов в алфавит произведено уже современными египтологами. Они выявили 27 наиболее часто употребляемых иероглифов и составили вместе. Эти иероглифы даются во всех учебниках по египетской письменности.

Около каждого иероглифа дано его прочтение - так называемая транслитерация.

Примеры записей с помощью иероглифов

Имена богов, в отличие от имён царей писались в древнеегипетских текстах так же, как и имена простых египтян - без выделения их картушем. Хотя, очень редко встречаются и выделения картушем. Наиболее яркий пример выделения картушем имени бога - имя Атона в Амарнскую эпоху.

Египтяне большое значение придавали эстетике написания слов – составляли орнаментальный прямоугольник. Для этого они могли писать иероглифы справа налево и наоборот, могли их менять местами, увеличивать или уменьшать в размерах.

Как правило, после имени бога следовал детерминатив (хотя, и не всегда). Вот наиболее распространённые детерминативы богов:

С помощью египетских иероглифов я самостоятельно попробовал написать слова, а также небольшой текст, используя технику фонетического письма.

В своей работе я рассказал немного об истории Древнего Египта, о своих впечатлениях от поездки в эту страну. Собирая материал, я чувствовал, что соприкасаюсь с чем-то глобальным, что я узнаю то, о чем вообще не подозревал.

Сколько нового для себя я открыл!

В Древнем Египте письменность возникла раньше, чем в других странах. Этому способствовало раннее возникновение государства и развития знаний.

Оказывается, египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Но полностью звуковыми не стали, потому что египтяне не писали гласных.

Я узнал, что египтяне пользовались несколькими видами письменности. А вот попытки использовать гласные у них все-таки были! И для меня стало открытием, что наши буквы восходят к древнеегипетским иероглифам!

Я описал, как египтяне изготавливали папирус, как обучали писцов. Также рассказал о молодом французском египтологе Ж. Ф. Шампольоне, которому удалось разгадать тайну дешифровки иероглифов.

Мне было очень интересно разгадывать и прочитывать картуши и самому пробовать писать различные слова, имена людей с помощью иероглифов.

Я очень надеюсь, что с моей работой захотят познакомиться пятиклассники и нынешние, и будущие. Она поможет им расширить свой кругозор о культуре Египта и послужит одним из толчков к дальнейшему изучению прекрасной науки – истории, которая все еще хранит в себе много тайн и открытий!