Генерал петлюра биография. Биография симона петлюры

Пестель Павел Иванович , декабрист, полковник, командир Вятского пехотного полка. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Член «Союза спасения» и «Союза благоденствия», организатор Тульчинской управы, основатель и директор Южного общества декабристов. Республиканец. Автор «Русской правды». Арестован (по доносу) 13 декабря 1825. Повешен.

Военная карьера

Отец - крупный чиновник, занимал должности петербургского почт-директора, сибирского генерал-губернатора. По вероисповеданию Пестель был лютеранином. Воспитывался дома, затем в Дрездене и в петербургском пажеском корпусе, получил блестящее и разностороннее образование. В 1811 выпущен из корпуса в лейб-гвардии Литовский полк, участвовал в Отечественной войне 1812. В Бородинском сражении был тяжело ранен, долго лечился от раны и вернулся в армию только в мае 1813, а в августе был назначен адъютантом к генералу П. Х. Витгенштейну, при котором участвовал в заграничных походах 1813-14, был в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге, имел боевые награды. В качестве поощрения в августе 1814 переведен в лейб-гвардии Кавалергардский полк, но с оставлением при Витгенштейне, который очень ценил способности и деловые качества своего адъютанта. Это определило служебные перемещения Пестеля, сопровождавшего генерала при всех его новых назначениях. С осени 1814 по конец 1815 Пестель находился в Митаве, зимой 1816 вернулся в Петербург, где вместе с несколькими другими будущими декабристами слушал частный курс политических наук у профессора К. Ф. Германа, состоял в масонских ложах «Соединенных друзей» и «Трех добродетелей». К этому же времени относится и вступление Пестеля в «Союз Спасения». Он написал устав Союза, изобиловавший формальной регламентацией (по типу масонской), что вызвало недовольство членов и стало одной из причин преобразования Союза Спасения в Союз Благоденствия.

Лидер Южного общества

В феврале 1818 Витгенштейн был назначен главнокомандующим 2-й армией со штаб-квартирой в Тульчине и забрал с собой любимого адъютанта. Когда началось восстание греческих этеристов. Пестель трижды командировался в Бессарабию для выяснения обстановки; составленные им доклады были представлены , заслужили высокую оценку и в какой-то степени определили политику России по отношению к Греции. В 1821 Пестель получил в командование Вятский пехотный полк, считавшийся худшим во 2-й армии, и вскоре довел его до образцового состояния. Среди современников Пестель славился блестящими способностями и огромным интеллектом; по отзывам сослуживцев, он мог бы быть министром или командующим армией.

Пестель был одним из организаторов ячейки Союза Благоденствия в Тульчине, а затем, после роспуска Союза на Московском съезде 1821 (Пестель на съезде не был), отказался его признать и стал главным инициатором создания Южного общества. Возглавлял Тульчинскую управу, был членом южной Директории и признанным лидером общества. Пестель являлся сторонником введения в России республики (а не конституционной монархии, к которой склонялись многие из декабристов), по его инициативе несколько заседаний Южного общества было посвящено обсуждению необходимости в ходе революции убийства царя и всей императорской фамилии, чтобы избежать как реставрации, так и гражданской войны с приверженцами царствующего дома. Пестелем был написан конституционный проект «Русская Правда», принятый Южным обществом в качестве программы действий. «Русская Правда» включала такие демократичные меры, как наделение землей освобождаемых крестьян, избирательное право без имущественного ценза. Вместе с тем Пестель считал, что в результате революции власть должна перейти к Временному правительству, наделенному диктаторскими полномочиями без жесткого ограничения срока его действий. Это усугубляло подозрения ряда петербургских декабристов относительно бонапартистских устремлений честолюбивого Пестеля, поэтому лидеры Северного общества не торопились объединиться с Южным. По-видимому, с 1824 Пестель переживал внутренний кризис и терял интерес к деятельности тайного общества. Он был противником немедленного начала вооруженного выступления, на чем настаивал С. И. Муравьев-Апостол.

Пестель принял в тайное общество своего подчиненного капитана Вятского полка А. И. Майбороду, которому доверял. Майборода же 25 ноября 1825 сделал донос, в котором изложил все, что знал о Южном обществе. Пестель был арестован первым из декабристов 13 декабря 1825 в Тульчине и после обыска и допроса 27 декабря был отправлен в Петербург. Приговорен к смертной казни и повешен.

В марте 1821 г. возникло Южное тайное общество, идеологом которого был П.И. Пестель, и Северное тайное общество, которым руководил Никита Муравьев.

Павел Иванович Пестель

Детство и юность

Родился в Москве 24 июня 1793 г. Отец занимал должности петербургского почт-директора, сибирского генерал-губернатора. По вероисповеданию Пестель был лютеранином. Получил домашнее образование, затем четыре года учился в Дрездене и Гамбурге. Вернувшись в Россию, поступил в петербургский Пажеский корпус – это было самое аристократическое учебное заведение того времени: пажи несли службу при дворе и были лично известны членам императорской фамилии.

Здесь он получил блестящее и разностороннее образование. Здесь же проявились его главные черты: сила воли, требовательность к себе и другим, склонность к лидерству. Директор корпуса дал ему такую характеристику: «Пестель за время пребывания в Пажеском корпусе неоднократно замечаем был в настроении критики порядков, в оном корпусе водворенных, имеет ум, в который извне вливаются вольнолюбивые внушения. Тако: подвергал рассуждению о значении помазания вашего величества, замечен был в суждениях о несправедливости порядка крепостного состояния и о желательности равенства всех людей». Император Александр I спокойно отнёсся к вольнодумству своего пажа, надеясь, что вольнолюбивый дух – признак молодости, и военная служба изменит образ его мыслей. Окончив Пажеский корпус в 1811 году, он 14 декабря того же года получил звание прапорщика лейб-гвардии Литовского полка. Имя Павла Пестеля как первого ученика было высечено на мраморной доске в Пажеском корпусе, но после его казни по указанию императора Николая I было стёрто.

Отечественная война 1812 года

Д. Доу "Портрет П.Х. Витгенштейна"

Через полгода после начала службы в Литовском полку Пестель участвует, командуя взводом литовцев, в Бородинском сражении. Был тяжело ранен в ногу, была угроза ампутации, но интенсивное и долгое лечение помогло этого избежать. Весной 1813 г. Пестель возвратился в действующую армию и был назначен на пост адъютанта П. Х. Вигтенштейна - давнего друга его отца. С Вигтенштейном Пестель участвовал в заграничном походе русской армии: сражался под Дрезденом и Кульмом, участвовал в битве под Лейпцигом и в сражениях при Бар-сюр-Об и Троа. К концу войны Пестель был награжден золотым наградным оружием, российскими орденами Св. Анны 2-ой степени, Св. Владимира 4-ой степени, австрийским орденом Леопольда 3-й степени, баденским орденом Карла Фридриха и высшей военной наградой Пруссии «Pour le Merite» («За заслуги»). Он получил чин поручика и был переведён в лейб-гвардии Кавалергардский полк - самое элитное воинское соединение царской России. Вигтенштейн был очень доволен отважным и умным адъютантом и в дальнейшем всегда покровительствовал ему.

Южное тайное общество

Вернувшись в 1816 г. в Петербург, Пестель участвует в масонских ложах, затем узнает о тайном обществе и тогда же, или чуть позже, вступает в него – это был Союз спасения, для которого он составил устав, в 1818 г. стал членом Коренной управы Союза благоденствия, а в 1821 г., после его самоликвидации, возглавил Южное тайное общество. Его современники единогласно свидетельствовали о том, что он обладал большим умом, разносторонними познаниями и даром слова, поэтому скоро встал во главе общества. Своим красноречием он убедил в 1825 г. и петербургское общество действовать в духе Южного.

В 1818 г. Витгенштейн был назначен главнокомандующим 2-й армией со штаб-квартирой в Тульчине, туда же он забрал и своего любимого адъютанта. Когда началось восстание греческих этеристов, Пестеля трижды отправляли в Бессарабию для уточнения обстановки; он составил доклады, которые были представлены Александру I и заслужили высокую оценку. В определенной степени они определили политику России в отношении к Греции.

В 1821 Пестеля назначили командиром Вятского пехотного полка, считавшегося худшим во 2-й армии, и через некоторое время он довел его до образцового состояния и отводил ему важную роль в будущем перевороте - именно Вятский полк должен был занять главную квартиру 2-ой армии и тем самым дать сигнал к восстанию.

Пестель организовал ячейку Союза благоденствия в Тульчине, а затем после его роспуска на Московском съезде в 1821 г.(на котором Пестель не присутствовал), отказался его признать и стал главным инициатором создания Южного общества.

Возглавляя Тульчинскую управу, он был членом южной Директории и общепризнанным лидером общества.

  • Пестель настаивал на введении в России республики (а не конституционной монархии, к которой склонялись многие из декабристов);
  • он считал необходимым в ходе революции убийства царя и всей императорской фамилии, чтобы избежать реставрации самодержавия и гражданской войны со сторонниками царствующего дома;
  • Пестелем был написан конституционный проект «Русская Правда», который был принят Южным обществом программой действий. «Русская Правда» указывала на необходимость наделения землей освобождаемых крестьян, избирательного права без имущественного ценза;
  • Пестель считал, что в результате восстания власть должна перейти к Временному правительству, у которого должны быть диктаторские полномочия без жесткого ограничения срока его действий.

Последнее смущало ряд петербургских декабристов, они даже указывали на бонапартистские замашки честолюбивого Пестеля, поэтому Северное общества не спешило объединяться с Южным. Одно время Пестель переживал внутренний кризис, потерю интереса к деятельности тайного общества и даже хотел уйти из политики и уехать во Францию. Он был против немедленного начала вооруженного выступления, на чем настаивал С. И. Муравьев-Апостол.

Предательство, арест и казнь

М. Анчаров "Казнь декабристов"

В тайное общество Пестель принял своего подчиненного, капитана Вятского полка А. И. Майбороду, которому доверял. Майборода 25 ноября 1825 г. в своем доносе изложил все, что знал о Южном обществе. Пестель был арестован первым из декабристов 13 декабря 1825 в Тульчине и после обыска и допроса 27 декабря отправлен в Петербург. 3 января 1826 г. закованного в кандалы Павла Ивановича Пестеля доставили в Петербург и заключили в Алексеевский равелин. Против Пестеля дали показания Трубецкой, Рылеев, Оболенский, Никита Муравьев, Александр Поджио. По словам Николая I, «Пестель был злодей во всей силе слова, без малейшей тени раскаяния…» Условия содержания Пестеля были самыми суровыми, без малейших послаблений. Существует версия, что к Пестелю, единственному среди осужденных декабристов, применялась пытка. После 6-месячного заключения в Петропавловской крепости он был приговорён к четвертованию, заменённому повешением, что было исполнено 13 июля 1826 г.

П.И. Пестель не пользовался особой любовью современников, т.к. не все смогли увидеть в нем заботливого сына и отзывчивого к чужим бедам человека, не все могли смириться с его острым умом, сильной волей, чувством трезвой реальности и презрением к дилетантизму во всех его проявлениях. Многие видели в нем только диктатора с замашками Наполеона. Поли­тические оппоненты полковника - Рылеев, Оболенский, Никита Муравьев - согласно обвиняли его в «личных видах», аморализме и «диктаторских намерениях». Не менее откровенными в том, что касалось Пестеля, оказались и многие члены Южного общества. Но, не пытаясь преуменьшить свою вину, Пестель не был склонен и к преуменьшению вины других - тех, кто состоял в одном с ним политичес­ком заговоре. Он без тени сомнения называл все известные ему тайные организации.

Однако были люди, которые очень уважали Пестеля и ценили его человеческие качества. Вот отзыв о нем декабриста С Волконского: «Полагаю обязанностью оспорить убеждение, тогда уже вкравшееся между членами общества и как-то доныне существующее, что Павел Иванович Пестель действовал из видов тщеславия, искал и при удаче захвата вла­сти, а не из чистых выгод общих - мнение, обидное памяти того, кто принес себя в жертву общему делу». Пестель был и навсегда остался для Волконского человеком, приобщившим его к «новой жизни», построенной на чувстве «любви» и «пре­данности» к собственному Отечеству.

В последнем перед казнью письме к родителям из Петропавловской крепости 1 мая 1826 г. Пестель писал: «Я должен был раньше понимать, что необходимо полагаться на Провидение, а не пытаться принять участие в том, что не является прямой нашей обязанностью в положении, в которое Бог нас поставил, и не стремиться выйти из своего круга. Я чувствовал это уже в 1825 году, но было слишком поздно!»

Присутствовавший на казни декабристов протоиерей Мысловский вспоминал: «Пестель в половине пятого, идя на казнь и увидя виселицу, с большим присутствием духа произнёс следующие слова: «Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали чела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно бы было нас и расстрелять».

Родился 19 июля 1795 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был известным писателем и публицистом (Михаил Никитич Муравьев), мать – Екатерина Федоровна Колокольцева, баронесса.

Детство и юность

Н. Муравьев получил отличное домашнее образование и поступил на физико-математическое отделение Московского университета. С 1812 г. служил в Департаменте Министерства юстиции коллежским регистратором, но в начале Отечественной войны сбежал из дома в действующую армию и лишь по счастливой случайности не погиб от рук крестьян, принявших его за французского разведчика. После этого родители не стали препятствовать сыну, и он официально был зачислен в армию прапорщиком в 1813 г. Во время кампании 1813-1814 г.г. участвовал в сражениях при Дрездене и Лейпциге, а в 1814 г. был переведен в Генеральный штаб и затем принимал участие в войне с Наполеоном, когда тот возвратился с о. Эльбы. В 1815 г. в составе свиты офицеров Генерального штаба посетил Париж, где познакомился с Бенжаменом Констаном, Анри Грегуаром, аббатом Сиверсом.

В 1816 г. принял активное участие в создании Союза спасения, затем Союза благоденствия (1818). Вместе с С.Трубецким и А. Н. Муравьёвым участвовал в создании устава Союза благоденствия, который был назван «Зелёная книга». Выступал за установление республиканского правления путём военного восстания. Выходит в отставку в начале 1820 года. Во время поездки на юг России (с М. С. Луниным) встречается там с Пестелем.

Северное тайное общество

В 1821 г. состоялся формальный роспуск Союза благоденствия, и тогда по инициативе Муравьёва создается новая организация - Северное общество, но Муравьёв не теряет связь с Пестелем (руководителем Южного общества), и Пестель вводит Муравьёва в руководящий орган Южного тайного общества - Директорию.

В 1821 г. Муравьев возобновил службу в Генеральном штабе в чине поручика. Находясь вместе с гвардией в Минске, Муравьёв пишет первый вариант конституции. Главные идеи этого варианта:

  • уничтожение крепостного права, феодального строя, рекрутчины и военных поселений;
  • идеи сохранения монархии, ограниченной в действии конституцией;
  • высокий имущественный ценз;
  • освобождение крестьян без земли;
  • сохранение помещичьего землевладения.

Пестель, Рылеев, Штейнгель, Торсон раскритиковали этот вариант конституции. В последующих вариантах Муравьёв снизил имущественный ценз, оговорил условия наделения крестьян землёй.

Арест и ссылка

И. Крившинко "Декабристы. И в Сибири есть солнце. Приезд жены Н. Муравьева"

Никиту Муравьева арестовали в с.Тагино Орловской губернии в имении родителей его жены, на глазах у беременной жены, маленьких детей и больных тестя и тещи 20 декабря 1825 г. Его имя было названо в доносе того же Майбороды. С 26 декабря находился в Петропавловской крепости, где предоставил Тайному комитету «Историческое обозрение хода Общества». Был осуждён по I разряду и приговорён к каторжным работам сроком на 20 лет, 22 августа 1826 года срок каторги сокращён до 15 лет. Отправлен в Сибирь 10 декабря 1826 года.

Из Петропавловской крепости он пишет жене, Александре Григорьевне Муравьевой (урожденной Чернышевой), последовавшей затем вслед за ним в Сибирь: «Мой добрый друг, помнишь ли ты, как при моем отъезде говорила мне, что можно ли опасаться, не сделав ничего плохого? Этот вопрос тогда пронзил мне сердце, и я не ответил на него.
Увы! Да, мой ангел, я виновен, - я один из руководителей только что раскрытого общества. Я виновен перед тобой, столько раз умолявшей меня не иметь никаких тайн от тебя. Сколько раз с момента нашей женитьбы я хотел раскрыть тебе эту роковую тайну.
Я причинил горе тебе и всей твоей семье. Все твои меня проклинают. Мой ангел, я падаю к твоим ногам, прости меня. Во всем мире у меня остались только мать и ты. Молись за меня Богу: твоя душа чиста, и ты сможешь вернуть мне благосклонность неба».

О. Кипренский "Портрет Н.М. Муравьева"

Н. Муравьев отбывал наказание с 28 января 1827 г. в Читинском остроге, с сентября 1830 г. - в Петровском заводе. Здесь он читал курс лекций по истории России и военной истории.

В ноябре 1832 г. его срок был сокращён до 10 лет. Из Петровского завода он отбыл на поселение в с.Урик Иркутского округа. На поселении вместе с братом занимался сельским хозяйством, построил мельницу. Здесь же и умер 10 марта 1843 г. Его могила находится в ограде Спасской церкви..

В последнее время многочисленные публикации авторов «исторических фэнтези» на тему, «Какой могла бы быть Россия» совсем загнали рядового гражданина в тупик. Тяга к ниспровергательству коснулась и образа декабристов. Политическая программа Пестеля была объявлена чуть ли не «фашистской», а сам декабрист предан анафеме.

Не претендуя на истину в последней инстанции, автор это поста пытается кратко изложить основы политической программы одного из лидеров движения декабристов.

Родился в Москве в семье крупного чиновника. Результатом деятельности тайных обществ становится восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 г., после подавления, которого П. И. Пестель был осужден «вне разрядов» и приговорен к смертной казни. По своим философским взглядам П. И. Пестель был материалистом и атеистом.

В своих социальных взглядах он исходил из положения о естественном равенстве всех людей и взаимном стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Он различал общественное и государственное устройство, определяя государство как приведенное в законный порядок общества.

Последнее возникло в силу природного разделения людей на повинующихся и повелевающих. Правительство имеет обязанность «распоряжаться общим действием и избирать лучшие средства для достижения Благоденствия всем и каждому народ имеет право требовать от правительства, чтобы оно непременно стремилось к общему и частному Благоденствию». Государство существует на равновесии взаимных прав и обязанностей правительства и народа, если же таковое равновесие утрачивается, то «государство входит в состояние насильственное и болезненное». Поэтому необходимо создать такие законы, посредством которых возможно поддержание подобного равновесия. «Цель Государственного устройства возможное Благоденствие всех и каждого», и достигается она только на основе законов.

Всё законы Пестель делил на три вида: духовные, естественные и гражданские. Духовные законы известны из Священного Писания. Естественные законы вытекают из требований природы и нужд. Каждый человек им подвластен, и никто не в силах их низвергнуть».

Государственные законы представляют собой постановления государства, которые ставят себе задачей достижение общественного Благоденствия. Такое соответствие является непременным условием их действительности.

Другим условием, определяющим содержание государственных законов, служит приоритет общественных интересов: выгоды целого всегда превалируют над выгодами части. Государственная организация в России не служит достижению общественного Благоденствия и потому характеризуется Пестелем как «зловластие», приносящее стране народу унижение, ниспровержение законов и в конечном итоге - гибель самого государства. Пестель сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, нарушающего в своих действиях духовные, естественные и положительные законы.

Социальная программа Пестеля радикальна. Но в чем его «радикальность»? Он требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей. Земля по естественному праву является достоянием всех людей, а следовательно, каждый человек должен иметь в ней свою долю, так как земля - главный источник «пропитания человечества». План П. И. Пестеля состоит не в ликвидации собственности на землю, а в превращении всех россиян в собственников .

Всю землю он предполагает разделить на две части: волостную (общественную); и частную . «Первая представляет собственность общественную, вторая -собственность частную». Волостная земля неприкосновенна, и она, в свою очередь, разделяется на участки, которые раздаются членам волости. Таким образом, все россияне становятся помещиками. В случае переселения какого-либо крестьянина в другие места земля поступает в распоряжение волости и в обороте не участвует. При возвращении бывшего члена волости в деревню ему из волостного фонда выдается необходимое для пропитания количество земли. Право частной собственности названо П. И. Пестелем «священным и неприкосновенным». Он считал, что в силу природного неравенства людей в способностях и физической силе в обществе сохранится и деление на бедных и богатых, но, тем не менее, каждый «россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и не попадет ни в чью зависимость».

Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми, -- считал Павел Пестель. -- И если найдется среди дворян такой изверг, который будет противиться мерам Верховного правления по отмене крепостного права, надо такого злодея безизъятно взять под стражу и подвергнуть строжайшему наказанию яко врага Отечества и изменника… Личная свобода - есть первое и важнейшее право каждого гражданина… Однако освобождение крестьян без земли (т.е. предоставление им только личной свободы.- прим.) я считал и считаю совершенно неприемлемым.

Таким образом, аграрный проект Пестеля давал крестьянам значительно больше земли, чем три десятилетия спустя, в 1861 году, дала правительственная реформа. То есть проект Пестеля на основе его крестьянской реформы открывал путь именно буржуазному развитию страны. Впрочем, дело не ограничивалось только крестьянским вопросом. Важно, что, по замыслу Пестеля, в государстве должны быть решительно уничтожены все сословия, в том числе и дворянское. Провозглашается принцип: священное и неприкосновенное право собственности. Объявляется полная свобода занятий для населения, свобода книгопечатания и вероисповедания, широкая и неограниченная свобода торговли.

Да, я - убежденный противник самодержавия, тирании, этого разъяренного зловластия, -- писал Павел Пестель. -- Вот мой план. Самодержавие в России решительно уничтожается. Уничтожается не только самый институт самодержавия, но и физически должен быть истреблен весь царствующий дом… Да, я был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции .

Политическим идеалом П. И. Пестеля является республика. «Я сделался республиканцем и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении».
В организации верховной власти в государстве Пестель различает Верховную законодательную власть и Управление (исполнительную власть). Верховная власть вручается Народному вечу, исполнительная - Державной думе, а надзор за их деятельностью - Верховному собору, которому принадлежит блюсти тельная власть.

Избирательным правом пользуются все лица мужского пола., достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находящихся в личном услужении.

Народное вече (Верховная власть) - однопалатный орган, избираемый сроком на пять лете ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран». Вече представляет собой «одно целое и на каморы не разделяется - вся законодательная власть в нем обретается. Оно объявляет войну и заключает мир», «а также принимает законы «заветные» (основные) и все прочие. «Никто не может распустить Народной вечи. Она представляет волю в государстве, душу народа».

Исполнительная власть - Державная дума - состоит из пяти человек, избираемых, сроком на пять лет; одиниз нихсроком на один год избирается президентом. Державной думе принадлежит высшая исполнительная власть, она «ведет войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальствоДержавной Думы».

Верховный собор (Блюсти тельная власть) - состоит из 120 человек, именуемых Боярами, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещаетими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей и только после утверждения Верховным собором закон получает юридическую силу.

Собор имеет серьезные контрольные функции, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором. Таким образом, по мысли Пестеля, «Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и Державную Думу». Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления. Действия законодательной и исполнительной властей, а также государственное устройство определяются Конституцией, которую Пестель называет Государственным заветом.

Россия представлена в проекте Пестеля федерацией с разделением «всего пространства на 10 областей и 3 удела». Каждая область, в свою очередь, состоит из пяти губерний или округов, губернии из уездов, а уезды из волостей. Местные органы власти строились по образцу центральных.
Проект организации и деятельности Временного правительства во многом напоминает известную схему М. Робеспьера, представленную последним Конвенту в знаменитой речи «О принципах революционного и конституционного правлений» (1793).

Вместе с тем, многие исследователи декабризма отмечают, что примерно за два года до восстания, в сознании Пестеля произошел некий переворот.

Я, верующий, лютеранин, не был до того в храме пять лет, не исповедовался. Конституция моя и дело тайного общества - вот всё, чем я жил, а вера будто куда-то отлетела от меня, -- писал Пестель, находясь в Петропавловской крепости. -- А если вера, то и душа. Один холодный рассудок. Алгебра-геометрия! Ах да, еще и арифметика, когда считали мы с Поджио будущих наших жертв!.. Полно! Мой ум стал, верно, льдом, но вдруг душа ожила, проснулась, и я ужаснулся. И захотелось мне покаяния. Да, впервые за те самые пять лет вошел я в храм, был у исповеди и святого причастия. И легче стало. Путь увидел. И решил тогда же: всё, удалюсь от тайного общества. А другие пусть сами решают, как им быть: продолжать ли или, как я, бороться с бесами в душе своей…

Из журналов Следственного комитета (заседание XVIII, 1826-го года генваря 3-го дня): «Комендант С.-Петербургской крепости генерал-адъютант Сукин, войдя в присутствие, объявил, что при полковнике Пестеле, присланном для содержания в крепости, найден яд… Яд взял он с собою для того, чтобы, приняв оный, спасти себя насильственною смертию от пытки, которой опасался… Вообще казался откровенным и на все почти вопросы отвечал удовлетворительно; многие показания, на него сделанные, признал справедливыми, многие - совершенно отверг…»

Из приговора:«…Предлагал ввесть республику посредством революции; доказывал необходимость истребления государя императора и всей августейшей фамилии, рассуждал о средстве исполнения сего и с хладнокровием считал по пальцам самые жертвы. По совершению сего ужаснейшего злодеяния намеревался принудить Синод и Сенат объявить Временное правление, составленное из членов общества, и облечь оное неограниченной властию… Он открыл сношения с Польским тайным обществом… обещая Польше независимость… и требуя взаимного содействия, одинакового правления и истребления цесаревича. Одобрял и готовился содействовать начатию возмущения в 1824 году при Белой Церкви с покушением на жизнь государя, потом намеревался непременно начать открытые действия в 1826 году и предварял о том Северное общество…»