Эрдоган и Алиев против США: спрячется ли Баку за турецкой спиной? Демарш Алиева против Эрдогана: он тоже объявил Турцию своим врагом.

В ночь с 1 на 2 апреля 2016 г. азербайджанские вооружённые силы приступили к крупномасштабной диверсионной операции, причём, судя по сообщениям, сразу на всех направлениях линии соприкосновения противоборствующих армий в Нагорном Карабахе. Безотносительно к тому, кто и сколько потерь понёс, интересно достоверно узнать, что или кто послужил на этот раз тем самым casus belli, который вполне может привести к перерастанию в полномасштабную войну, если найдутся заинтересованные в этом силы. Как правило, такие силы могут быть и очень отдалёнными от театра реальных или потенциальных военных действий.

До сих пор трудно домыслить истинные причины создавшейся ситуации. Хотя 2 апреля уже прозвучали одёргивания и призывы к сторонам конфликта «к немедленному прекращению огня и проявлению сдержанности». Удивительно, но реальная реакция на действия Азербайджана поступала только из России – при молчании, соответственно, двух других стран-сопредседательниц Минской группы (МГ) ОБСЕ, т.е. США и Франции. Видеокадры фиксировали министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна и рядом с ним сопредседателей МГ ОБСЕ, в том числе и американца Джеймса Уорлика. Однако высшее руководство западных посредников молчало. А из Москвы вслед за Кремлём высказалось и МИД РФ, реагировал и министр обороны России Сергей Шойгу, видимо, по прямой связи контактировавший с коллегами из Армении и Азербайджана. Среагировали даже генсек ОДКБ Николай Бордюжа и Секретариат ОДКБ, квалифицировавшие действия Азербайджана как безответственные и обвинившие именно Баку в обострении ситуации. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров провёл экстренные беседы с главами МИД Армении и Азербайджана, и т.д.

Реакция в самом Нагорном Карабахе и Армении была предсказуемой. Это и срочные заседания Советов безопасности обеих республик, это и заявления их Министерств обороны, и т.д. Между тем, Азербайджан долгое время вообще молчал о том, что происходит. И, видимо, только серьёзные военные потери вынудили Баку (на уровне Минобороны) признать, что, действительно, азербайджанская сторона первой напала на оборонительные позиции Армии обороны НКР. Позже МИД Азербайджана прибегнул к традиционному трюку – во-первых, попытался перенести ответственность на Армению и НКР, пригрозив им «всей ответственностью за сложившуюся ситуацию». Во-вторых, вновь вернулся к лже-тезису о «присутствии армянских ВС на оккупированных территориях» как «основной помехе урегулирования конфликта» и «причины обострения ситуации и инцидентов». И в качестве «резюме» МИД Азербайджана в очередной раз произносит как мантру: «Для урегулирования конфликта и восстановления устойчивого мира в регионе международное сообщество в соответствии с требованиями четырёх резолюций СБ ООН в первую очередь должно категорически потребовать от официального Еревана вывода армянских Вооружённых сил со всех оккупированных территорий».

Иными словами, Баку требует от «международного сообщества» полной и безоговорочной депортации всего армянского населения НКР, потому что осведомлённым лицам и государствам доподлинно известно, что на линии соприкосновения противоборствующих армий в Нагорном Карабахе оборону против азербайджанских формирований и, кстати, примерно таких же турецких «военных советников», которые руководили боевыми операциями азербайджанцев в 1991-94 гг., ведёт исключительно Армия обороны НКР. То есть – вооружённые силы карабахских армян, которые в своём статусе, закреплённом, кстати, действующей Конституцией НКР, мало чем отличаются от вооружённых сил Абхазии, Южной Осетии и т.д. Обвинения же в том, что якобы карабахские армяне осуществляли 2 апреля «артиллерийские обстрелы армянскими ВС гражданских объектов на территории Азербайджана», не выдерживают никакой критики. Ведь пока что известно только о гибели 13-летнего подростка на карабахской стороне, Вагинака Григоряна. Есть и тяжелораненые дети-армяне. И нет никаких сообщений о гибели азербайджанского ребёнка, хотя миру прекрасно известно, как любят и часто прибегают к тезису об «убийстве армянами детей» азербайджанские пропагандисты. Гибель же несчастного В.Григоряна наглядно показывает, кто открыл огонь именно по гражданским объектам и где могут быть жертвы среди гражданского населения. Тем более что источники в НКР сообщают о том, что помимо артиллерии, азербайджанцы задействуют танки, боевую авиацию, БПЛА и даже оружие массового поражения – установки залпового огня БМ-21 «Град».

Некоторые эксперты и аналитики в Ереване и Степанакерте связывают резкое обострение на фронтах именно с тем, что президенты Армении, Азербайджана и Турции недавно были в Вашингтоне на саммите по международной ядерной безопасности. Правда, приходят к различным выводам о реальном поводе, использованном Азербайджаном для очередной военной провокации. Действительно, в Вашингтоне не совсем добродушно отнеслись к Ильхаму Алиеву и даже чуточку «пожурили» Реджепа Тайипа Эрдогана, но не за деструктивные действия, скажем, на Кавказском направлении или в Сирии или внутри Турции против курдов, а за «ущемление свободы печати» и т.д. Но вряд ли это были действия, т.е. попытка очередной диверсионно-подрывной операции, с целью, как настаивали прозападные аналитики в Ереване, чтобы «Баку при помощи Анкары разыграл «карабахскую карту» с целью демонстрации США своей особой позиции». И тем более, вряд ли это связано с тем, что в Вашингтон «забыл пригласить Россию» на саммит. Кто более или менее в курсе сообщений российских телеканалов, сможет подтвердить: прозападники в РФ все последние дни резко критиковали руководство своей страны за отказ от участия в этом саммите. Но совершенно ясно одно: приказ отдал лично И.Алиев, и азербайджанская армия готовилась загодя, а не «внезапно напала». В этом убеждают совместные военные учения с задействованием авиации, которое недавно провели Турция и Азербайджан на турецкой территории.

Учитывая, что, со всеми оговорками, США не ставят под вопрос участие Турции в «американской антитеррористической коалиции» по той же Сирии, тяжело предположить, что Турция единолично скомандовала Азербайджану что-то предпринять на фронтах. Логичней предположить, что мир имеет дело с глубинной домашней заготовкой США перед возможными попытками переноса театра действий по «антитеррористической борьбе» в Кавказский регион, о чём неоднократно мировое сообщество предупреждалось и в прошлом году, когда сообщалось о турецкой военной активности не только в Азербайджане, но и в Грузии. А, как известно, в Грузии в Минобороны рулит исключительно прозападная, пронатовская деятельница Тина Хидашели. И были сведения о чётких связях между Панкиси (на границе с РФ) и неким террористом из «Исламского государства» аш-Шишани, который является этническим чеченцем-кистинцем. Аш-Шишани уже пару раз объявляли ликвидированным, но он благополучно «воскресал» и были сведения, что даже успел съездить не только в Турцию, но и в США.

Только на первый взгляд возможная взаимосвязь между Сирией и антитеррористической борьбой против ИГ с нынешней военной провокацией Азербайджана против НКР – фантастика. В реальности же это – на наш взгляд, единственно вероятный сценарий, вернее, закулисная часть сценария. Во всяком случае, как мы знаем, принимая участие в совместных военных учениях в Турции, Азербайджан не поспешил примкнуть ни к «американской антитеррористической коалиции», ни к «коалиции четырёх в Багдаде» (Россия, Иран, Сирия и Ирак). И этот факт стопроцентно указывает на то, что турки готовили Азербайджан именно к тому, что и началось в ночь с 1 на 2 апреля в Нагорном Карабахе. Понятно и – почему именно в Нагорном Карабахе, а не против непосредственно Армении. Инцидент с российским Су-24 в небе Сирии показал туркам, что их союзники по НАТО во главе с США, «в случае чего», оставят Эрдогана в том же положении, в котором в итоге очутился в августе 2008-го гражданин Украины и мэр Одессы Михаил Саакашвили из-за своей военной авантюры против Южной Осетии. Тем не менее, как и над Грузией в 2008-м, сейчас над совместной «заготовкой» Турции и Азербайджана против армян также «раскрыт зонтик» США, кто бы и что бы ни говорил и к каким бы контраргументам ни прибегал. Повторим: ведь Турция продолжает оставаться в «команде» американцев по Сирии, играет роль на Женевских переговорах, а сейчас аж «прячет» убийцу российского лётчика Алпарслана Челика «подальше», но по обвинению в «махинациях». Видимо, чтобы этот Челик вообще никогда не заговорил? Похоже на то, учитывая, что Челик представляет террористическую организацию «Боз гурт» («Серые волки»), которая действовала и действует в Азербайджане с 1991 года. И, кстати, принимала активное участие в карабахской войне 1991-94 гг.

А вот чтобы понять, чего добиваются Турция и Азербайджан (при возможном «подковёрном» участии США), следует вновь вернуться к призывам в заявлении азербайджанского МИД от 2 апреля. Желание Баку очевидно – вопрос о «выводе армянских ВС с оккупированных территорий» должен стать НАИПРИОРИТЕТНЫМ на мирных переговорах по НКР. И в рамках ОБСЕ и МГ ОБСЕ эту линию поддержат США и Турция – не будем забывать, что хотя Анкара и не является членом МГ ОБСЕ, но, по до сих пор малопонятным основаниям, Турция официально числится участником Минской конференции (МК) ОБСЕ. Той самой, на которой, по мандату именно ОБСЕ, и будет принято окончательное решение по конфликту. До созыва МК ОБСЕ путь ещё не близкий, и поэтому пока противники Армении и Нагорного Карабаха будут «продавливать» именно вариант подмены понятий и изменения повестки дня. Дело в том, что вопреки пресловутым Мадридским принципам, где также есть пункты о выводах войск и т.д., есть и пункты о размещении неких (пока ещё не созданных) международных разделительных воинских контингентов. Но в Мадридских принципах отмеченные пункты – последние, пятый и шестой, а перед ними – другие пункты, регламентирующие ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ урегулирования, т.е. референдум-плебисцит и т.д., и т.п. Именно по этим пунктам переговоров нет прогресса, потому что, во-первых, в ходе многолетних переговоров Баку неоднократно уточнял, что считает «оккупированными территориями» не только пояс безопасности вокруг НКР, но и весь Нагорный Карабах. Во-вторых, референдум-плебисцит азербайджанцы согласны проводить только на всей территории Азербайджана, а не только в НКР.

Перенося же на первый план вопрос о «выводах войск», Баку и Анкара не просто рушат Мадридские принципы – они закладывают мину под весь формат сопредседательства МГ ОБСЕ, так как уничтожают остатки авторитета участников данного формата. Но, кроме того, гораздо раньше «графика» актуализируется вопрос о вводе в ВЕСЬ (!) Нагорный Карабах тех самых международных разделительных войск, которые ещё не созданы. При учёте полной бездарности и бессилия Евросоюза, понятно, что «первую скрипку» в будущем в перипетиях по Нагорному Карабаху сыграют именно США – ведь на всех уровнях и в Армении, и в НКР будут против прямого участия Турции. И что там решат американцы – одному Богу известно, но в Сирии, например, они финансировали около 5 лет те силы, которые избрали политику и действия, направленные на геноцид христиан. Доказательств и свидетельств жертв геноцида не надо – достаточно вспомнить Совместное обращение Патриарха Всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска от 12 февраля 2016 г.

Для чего всё это нужно Турции и Азербайджану, догадаться вполне можно. Для чего такой сценарий нужен США – остаётся только гадать, разве что для неких враждебных действий против соседних России и Ирана, коль скоро Вашингтон на официальном уровне продолжает считать эти государства своими противниками. Впрочем, судя по крайне оперативным реагированиям из Москвы, план «тримарана» США-Турция-Азербайджан не является секретом для России. И тогда более чем понятно, зачем из года в год укреплялись и 102-я российская военная база в Армении, и сами армянские Вооружённые силы. Наконец, при занятости в антитеррористических действиях в Сирии, ни РФ, ни Ирану не нужны в тылу чьи-то войска, обслуживающие интересы США. Следовательно, мы вскоре столкнёмся с противодействием описанному сценарию обострения ситуации в Нагорном Карабахе.

Сергей Шакарянц

12:31 — REGNUM

Минская группа ОБСЕ (МГ ОБСЕ) по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, завершив свой очередной визит в регион, где прошли встречи с президентами Азербайджана, Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики в Степанакерте, выступила с призывом к конфликтующим сторонам «предпринять дополнительные шаги по снижению напряженности, как это было согласовано в Женеве, и соблюдать режим прекращения огня» . Это банальные штампованные фразы. Но есть и другие, содержащие важные нюансы. Во-первых, в призыве отмечается, что «посредники призывают стороны воздерживаться от подстрекательских заявлений и провокационных действий» . Понятно, что в данном случае речь идет об оценке заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева на съезде правящей партии о том, что «стратегической целью Азербайджана должно стать возвращение наших исторических земель» , в числе которых названы столица Армении Ереван, Зангезур и Гейча. По словам Алиева, «об этом должен знать весь мир и наше молодое поколение», и «Азербайджан приближается к этой цели» . Столь радикальное заявление — серьезный удар по переговорному процессу, хотя сопредседатели, во-вторых, все же решили приветствовать «намерение сторон продолжить интенсивные переговоры с учетом нынешнего избирательного периода» .

Известно, что официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил, что «после президентских выборов в Азербайджане и Армении продолжатся интенсивные переговоры по карабахскому урегулированию» . Таким образом Баку дает понять, что заявление Алиева предназначено «для внутреннего пользования» , что создает острую интригу.

Почти все доводы, высказанные азербайджанскими, российскими, армянскими экспертами относительно причин, побудивших Алиева перенести сроки президентских выборов с октября на апрель, выглядят, на наш, взгляд, неубедительно. Алиев — опытный политик. Он понимает, что его заявление о территориальных претензиях к Армении всколыхнет не только Азербайджан, но и Армению, где могут одновременно усилиться патриотические чувства, но и все мировое сообщество. Тем более что оно не имеет прямого отношения к реалиям нагорно-карабахского конфликта. Наша версия сводится к тому, что Алиев, то ли получив информацию, то ли на основе собственного анализа, пришел к выводу, что к октябрю месяцу в регионе могут произойти какие-то события, которые не позволят провести выборы с уверенностью на победу. Это мнение разделяют и некоторые азербайджанские эксперты, утверждающие, что «такое решение принимается только в случае войны, стихийного бедствия или при иной чрезвычайной ситуации» . По мнению депутата азербайджанского парламента Расима Мусабекова , «Азербайджан обеспокоен развитием событий в Ираке, Сирии и Иране, а также усиливающейся конфронтацией между Россией с США и НАТО» . По его словам,

«высока вероятность, что процессы пойдут по негативному сценарию и могут достичь такой ступени, когда проведение Азербайджаном многовекторной сбалансированной внешней политики станет затруднительным. Нас будут пытаться заставить принять ту или иную сторону, — говорит Мусабеков. — А уклонение от этого может сопровождаться растущим давлением как со стороны Москвы, так и со стороны Вашингтона и Брюсселя».

Мы же укажем на Турцию, стратегического партнера Азербайджана, которая оказалась втянутой в зону геополитической турбулентности. На днях экс-посол США в Азербайджане, один из знатоков проблем нагорно-карабахского конфликта, Метью Брайза в интервью турецкому издания Habertürk заявил, что «отношения США и Турции переживают сложные времена» . По его словам,

«сейчас в Вашингтоне только узкая группа политиков учитывает интересы Турции, ее позиции защищает командование Европейскими силами (EUCOM)».

Но самым большим влиянием пользуется командование, отвечающее за планирование операций и управление американскими войсками в регионах Среднего Востока, Восточной Африки и Центральной Азии (CENTCOM). CENTCOM рассматривает операцию Турции против сирийских курдов как борьбу с союзниками США, а турецкие эксперты считают, что США будут продолжать поддерживать проект «Курдистан», вводя в широком смысле в геополитический процесс и армянский вопрос. Только в таком случае заявление Алиева о претензиях на Армению воспринимаются логичными. В этой связи бакинский публицист Заур Расулзаде пишет в Haggin. az следующее:

«Операция турецкой армии «Оливковая ветвь» против курдских вооруженных отрядов (YPG) в настоящее время является, пожалуй, самым серьезным очагом напряженности в Сирии. В наступлении на Африн участвуют около 25 тысяч бойцов протурецких вооруженных формирований Свободной сирийской армии и 6,4 тысячи турецких военных, обеспечивающих им артиллерийское и авиационное прикрытие. Несмотря на то, что отряды YPG значительно уступают им по численности, они оказывают отчаянное сопротивление, в результате чего наступление затягивается, а турецкая армия несет потери. Чем это кончится для самой Турции, пока не ясно. Пока общественность, подогретая руководством страны до крайней точки национального энтузиазма, разделяет политику своего президента. Но если под Африном произойдет долговременная задержка и последуют множественные человеческие потери, недовольство турок может снести самого Эрдогана».

Возможно, Алиев именно этого и опасается, полагая, что новые власти Турции вернутся к демократическим способам решения курдского вопроса и вступят на путь нормализации отношений с Арменией. Именно по такому сценарию Баку пытается нанести упреждающий удар.

Кстати, на это намекает и армянский оппозиционный информационный портал Lragir:

«До весны Армения может отозвать свои подписи под армяно-турецкими протоколами. Турция перед выбором: либо она ратифицирует протоколы без «карабахского предусловия» и ограждает себя от давления по армянскому вопросу, либо «во имя Карабаха» актуализирует армянский вопрос в самой Турции. Отказ от протоколов может привести к признанию геноцида со стороны США. Отказ от «карабахского предусловия» чреват для Алиева очередным «переворотом».

Правда, есть и вариация, озвученная депутатом Мусабековым, но так, будто не было заявления Алиева по Армении:

«Возможно, развязку пытаются найти в более дробных шагах с разменами, когда стороны конфликта не получают сразу все, а шаг за шагом, делая уступки и получая взамен определенные бонусы, двигаются вперед. Например, сразу же с принятием «рамочного соглашения» осуществляется освобождение на первых порах 2−3 районов вкупе с миротворческой операцией и открытием коммуникаций Азербайджана и Турции для Армении. Это не так уж мало, если принять во внимание, что Армения может получить железнодорожный выход через Турцию в Европу и на Ближний Восток, а через Азербайджан (Нахчыеван) на Иран, а также на Россию, Центральную Азию и Китай. Нагорный Карабах может получить одобрение Баку на осуществление авиационного сообщения. Повышение уровня доверия и снижение конфронтационности позволит перейти к следующему шагу, в ходе которого можно согласовать промежуточный статус Нагорного Карабаха, позволяющий включить его в политический диалог и осуществлять хозяйственно-экономическую деятельность с выходом на внешние рынки. Важно обеспечить позитивную динамику процесса урегулирования, и, в атмосфере растущего доверия, многие вопросы, кажущиеся неразрешимыми сегодня, могут найти взаимоприемлемую компромиссную развязку».

Интересно, что по этому поводу может сказать глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров ?

МГ ОБСЕ, конечно, внимательно следит за развитием событий в регионе, которые тяготеют в осложнению из-за ввода в ситуацию новых внутренних (заявление Алиева по Армении) и внешних (события на Ближнем Востоке) факторов. Сопредседатели понимают причины возникающей паузы в переговорном процессе, хорошо ориентируются в расстановке политических сил внутри конфликтующих сторон, понимают, что заявления Алиева сужают пространство для их маневра в сторону сближения позиций Баку и Еревана. В то же время они продолжают выступать, как говорит директор бакинского Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу , «со сбалансированных позиций» . Но как долго МГ ОБСЕ сможет сохранять нынешний дипломатический ресурс с учетом надвигающихся серьезных геополитических перемен в регионе, никто не знает.

Хватит ли у Минской группы ОБСЕ по Карабаху ресурсов для выполнения своей миссии

Минская группа ОБСЕ (МГ ОБСЕ) по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, завершив свой очередной визит в регион, где прошли встречи с президентами Азербайджана, Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики в Степанакерте, выступила с призывом к конфликтующим сторонам «предпринять дополнительные шаги по снижению напряженности, как это было согласовано в Женеве, и соблюдать режим прекращения огня».

Это банальные штампованные фразы. Но есть и другие, содержащие важные нюансы. Во-первых, в призыве отмечается, что «посредники призывают стороны воздерживаться от подстрекательских заявлений и провокационных действий». Понятно, что в данном случае речь идет об оценке заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева на съезде правящей партии о том, что «стратегической целью Азербайджана должно стать возвращение наших исторических земель», в числе которых названы столица Армении Ереван, Зангезур и Гейча. По словам Алиева, «об этом должен знать весь мир и наше молодое поколение» и «Азербайджан приближается к этой цели». Столь радикальное заявление – серьезный удар по переговорному процессу, хотя сопредседатели, во-вторых, все же решили приветствовать «намерение сторон продолжить интенсивные переговоры с учетом нынешнего избирательного периода».

Известно, что официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил, что «после президентских выборов в Азербайджане и Армении продолжатся интенсивные переговоры по карабахскому урегулированию». Таким образом Баку дает понять, что заявление Алиева предназначено «для внутреннего пользования», что создает острую интригу.

Почти все доводы, высказанные азербайджанскими, российскими, армянскими экспертами относительно причин, побудивших Алиева перенести сроки президентских выборов с октября на апрель, выглядят, на наш взгляд, неубедительно. Алиев – опытный политик. Он понимает, что его заявление о территориальных претензиях к Армении всколыхнет не только Азербайджан, но и Армению, где могут одновременно усилиться патриотические чувства, и все мировое сообщество. Тем более что оно не имеет прямого отношения к реалиям нагорно-карабахского конфликта. Наша версия сводится к тому, что Алиев, то ли получив информацию, то ли на основе собственного анализа, пришел к выводу, что к октябрю месяцу в регионе могут произойти какие-то события, которые не позволят провести выборы с уверенностью на победу. Это мнение разделяют и некоторые азербайджанские эксперты, утверждающие, что «такое решение принимается только в случае войны, стихийного бедствия или при иной чрезвычайной ситуации». По мнению депутата азербайджанского парламента Расима Мусабекова, «Азербайджан обеспокоен развитием событий в Ираке, Сирии и Иране, а также усиливающейся конфронтацией между Россией с США и НАТО». По его словам, «высока вероятность, что процессы пойдут по негативному сценарию и могут достичь такой ступени, когда проведение Азербайджаном многовекторной сбалансированной внешней политики станет затруднительным. Нас будут пытаться заставить принять ту или иную сторону, – говорит Мусабеков. – А уклонение от этого может сопровождаться растущим давлением как со стороны Москвы, так и со стороны Вашингтона и Брюсселя».

Мы же укажем на Турцию, стратегического партнера Азербайджана, которая оказалась втянутой в зону геополитической турбулентности. На днях экс-посол США в Азербайджане, один из знатоков проблем нагорно-карабахского конфликта Метью Брайза в интервью турецкому изданию Haberturk заявил, что «отношения США и Турции переживают сложные времена». По его словам, «сейчас в Вашингтоне только узкая группа политиков учитывает интересы Турции, ее позиции защищает командование Европейских сил (EUCOM)».

Но самым большим влиянием пользуется командование, отвечающее за планирование операций и управление американскими войсками в регионах Среднего Востока, Восточной Африки и Центральной Азии (CENTCOM). CENTCOM рассматривает операцию Турции против сирийских курдов как борьбу с союзниками США, а турецкие эксперты считают, что США будут продолжать поддерживать проект «Курдистан», вводя в широком смысле в геополитический процесс и армянский вопрос. Только в таком случае заявление Алиева о претензиях на Армению воспринимаются логичными. В этой связи бакинский публицист Заур Расулзаде пишет в Haggin.az следующее:

«Операция турецкой армии «Оливковая ветвь» против курдских вооруженных отрядов (YPG) в настоящее время является, пожалуй, самым серьезным очагом напряженности в Сирии. В наступлении на Африн участвуют около 25 тысяч бойцов протурецких вооруженных формирований Свободной сирийской армии и 6,4 тысячи турецких военных, обеспечивающих им артиллерийское и авиационное прикрытие. Несмотря на то, что отряды YPG значительно уступают им по численности, они оказывают отчаянное сопротивление, в результате чего наступление затягивается, а турецкая армия несет потери. Чем это кончится для самой Турции, пока не ясно. Пока общественность, подогретая руководством страны до крайней точки национального энтузиазма, разделяет политику своего президента. Но если под Африном произойдет долговременная задержка и последуют множественные человеческие потери, недовольство турок может снести самого Эрдогана».

Возможно, Алиев именно этого и опасается, полагая, что новые власти Турции вернутся к демократическим способам решения курдского вопроса и вступят на путь нормализации отношений с Арменией. Именно по такому сценарию Баку пытается нанести упреждающий удар.

Кстати, на это намекает и армянский оппозиционный информационный портал Lragir:

«До весны Армения может отозвать свои подписи под армяно-турецкими протоколами. Турция перед выбором: либо она ратифицирует протоколы без «карабахского предусловия» и ограждает себя от давления по армянскому вопросу, либо «во имя Карабаха» актуализирует армянский вопрос в самой Турции. Отказ от протоколов может привести к признанию геноцида со стороны США. Отказ от «карабахского предусловия» чреват для Алиева очередным «переворотом».

Правда, есть и вариация, озвученная депутатом Мусабековым, но так, будто не было заявления Алиева по Армении:

«Возможно, развязку пытаются найти в более дробных шагах с разменами, когда стороны конфликта не получают сразу все, а шаг за шагом, делая уступки и получая взамен определенные бонусы, двигаются вперед. Например, сразу же с принятием «рамочного соглашения» осуществляется освобождение на первых порах 2–3 районов вкупе с миротворческой операцией и открытием коммуникаций Азербайджана и Турции для Армении. Это не так уж мало, если принять во внимание, что Армения может получить железнодорожный выход через Турцию в Европу и на Ближний Восток, а через Азербайджан (Нахчыеван) на Иран, а также на Россию, Центральную Азию и Китай. Нагорный Карабах может получить одобрение Баку на осуществление авиационного сообщения. Повышение уровня доверия и снижение конфронтационности позволит перейти к следующему шагу, в ходе которого можно согласовать промежуточный статус Нагорного Карабаха, позволяющий включить его в политический диалог и осуществлять хозяйственно-экономическую деятельность с выходом на внешние рынки. Важно обеспечить позитивную динамику процесса урегулирования, и в атмосфере растущего доверия многие вопросы, кажущиеся неразрешимыми сегодня, могут найти взаимоприемлемую компромиссную развязку».

Интересно, что по этому поводу может сказать глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров?

МГ ОБСЕ, конечно, внимательно следит за развитием событий в регионе, которые тяготеют к осложнению из-за ввода в ситуацию новых внутренних (заявление Алиева по Армении) и внешних (события на Ближнем Востоке) факторов. Сопредседатели понимают причины возникающей паузы в переговорном процессе, хорошо ориентируются в расстановке политических сил внутри конфликтующих сторон, понимают, что заявления Алиева сужают пространство для их маневра в сторону сближения позиций Баку и Еревана. В то же время они продолжают выступать, как говорит директор бакинского Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу, «со сбалансированных позиций». Но как долго МГ ОБСЕ сможет сохранять нынешний дипломатический ресурс с учетом надвигающихся серьезных геополитических перемен в регионе, никто не знает.

Поставьте оценку статье:

5 4 3 2 1
Всего проголосовало 4 человека
Комментируют

    Читатель НК, бывший бакинец 2018-04-01 23:46:31

    Сурен, Москва 2018-03-29 23:55:01

Интервью
  • Шаварш Карапетян: Моя задача – привлечь избирателей к участию в выборах. Альтернативы Владимиру Путину нет

    О своей миссии в избирательной кампании по выборам президента РФ 2018 года, политике Запада в отношении России, решении МОК и участии российских спортсменов в Олимпийских играх в Корее газете «Ноев Ковчег» рассказал Шаварш Карапетян, доверенное лицо кандидата в президенты РФ Владимира Путина, одиннадцатикратный рекордсмен мира по подводному плаванию, заслуженный мастер спорта СССР.

    Масис Маилян: Международное признание независимости Арцаха безальтернативно

    Эксклюзивное интервью с министром иностранных дел Республики Арцах

    Mасис Самвелович МАИЛЯН возглавляет Министерство иностранных дел Арцаха c сентября 2017 года.

    Родился в 1967 году в городе Степанакерте (Арцах).

    В 1992 – 1993 гг. работал ведущим, а затем главным специалистом отдела информационной политики департамента информации и печати при Государственном комитете обороны НКР. В 1993 году был переведен в новосозданное Министерство иностранных дел, где занимал различные руководящие должности, с 2001 по 2007 год был заместителем министра иностранных дел НКР.

    В 2004 – 2007 гг. участвовал в работе межведомственной комиссии по проблемам информационной безопасности Совета безопасности НКР.

    В 2007 году был кандидатом в президенты НКР.

    В 2008 году основал Арцахский общественный совет по внешней политике и политике безопасности – неправительственное партнерство и аналитический центр.

    В 2014 – 2017 гг. входил в состав совета директоров фонда Civilitas.

    В декабре 2016 года указом президента Республики Арцах Бако Саакяна назначен на должность посла по особым поручениям с присвоением дипломатического ранга Чрезвычайного и Полномочного Посла НКР.

    25 сентября 2017 года президент Республики Арцах подписал указ о назначении Масиса Маиляна министром иностранных дел.

    Ашот Бегларян 3500

Лидеры Азербайджана и Турции договорились о проведении мероприятий, связанных с годовщиной армянских погромов в Баку

Правительство Азербайджана утвердило список памятных дат, которые планируется отметить в этом году на государственном уровне. В этом списке оказались и торжественные мероприятия, посвященные “100-летней годовщине со дня освобождения Баку от армянских оккупантов”. Именно так и написано в официальных пресс-релизах. Нетрудно догадаться, что имеется в виду массовая резня армян и русских, организованная мусаватистами в сентябре 1918-го года. Акт геноцида в современном Азербайджане отмечают как государственный праздник.

В любой другой стране правители сделали бы все, чтобы поскорее забыть об этой позорной странице своей истории. В Азербайджане власти, наоборот, призывают молодежь гордиться тем, что содеяли их предки. 15-го сентября уже не первый год отмечается в Баку как памятная дата. В этот день проводятся различные мероприятия, возлагают венки к памятникам основателей первой Азербайджанской Республики. В этом году празднества обещают быть особо пышными, так как грядет столетие исторических событий. Отмечать юбилейную дату будут аж на межгосударственном уровне. Ильхам Алиев предложил Реджепу Эрдогану отпраздновать годовщину резни армян совместно. Дело в том, что Турция имеет к случившемуся непосредственное отношение. Осуществившим армянские погромы бандам мусаватистов покровительствовала тогда армия турецких интервентов под командованием печально знаменитого генерала Нури паши, сводного брата османского военного министра Энвера. Во вторник президент Алиев принял членов турецкой парламентской делегации во главе с председателем комитета по внешним связям меджлиса Волканом Бозкыром. Наряду с другими вопросами они обсудили предстоящие совместные мероприятия, посвященные празднованию 100-летия “освобождения Баку от армян”.

Событие, произошедшее сто лет назад, действительно имело для азербайджанской государственности судьбоносное значение. Если бы в сентябре 1918-го года кавказские татары (так тогда называли предков современных азербайджанцев) при поддержке турок не уничтожили армянское население Баку, им бы не удалось создать на востоке Закавказья национальное тюркское государство. Дело в том, что татары не составляли на территории Азербайджана большинство населения. Армян вместе с русскими, лезгинами, талышами, татами, курдами, удинами было гораздо больше, чем татар. Мусаватисты не смогли бы создать национальное государство со столицей в Баку, поскольку у них не было для этого достаточных человеческих ресурсов. Не говоря уже об интеллектуальных и административных. Именно потому правительство самопровозглашенного в мае 1918-го азербайджанского государства разместилось не в Баку, а в Гяндже, где тюрки все же превосходили по численности армян. Ну а в Баку тогда правила сформированная большевиками и эсерами интернациональная Коммуна, в руководстве которой, кроме армянина Степана Шаумяна, были также азербайджанец Мешади Азизбеков, грузин Виссарион Джапаридзе, русский Иван Феолетов, еврей Масир Меер, латыш Эйжен Берг, грек Ираклий Метакса.

В то же самое время идеологи тюркского национализма старательно раздували пламя межнациональной вражды. В результате их подстрекательства в январе в Шамхоре татарские повстанцы вырезали свыше двух тысяч русских солдат, возвращавшихся с фронта. А в марте в Баку произошли столкновения между интернациональными отрядами верной Коммуне милиции и татарскими боевиками из так называемой Дикой дивизии. Восставшие татары тогда потерпели поражение и вынуждены были покинуть город. После падения Коммуны власть в Баку перешла к так называемой администрации Центрокаспия, пользующейся поддержкой армян, русских и британцев. Правительство Центрокаспия, как и Коммуна, выступало против попыток мусаватистов создать в восточном Закавказье национальное тюркское государство. В этих условиях временное мусаватистское правительство Фатали хана Хойского связало все свои надежды с турецкими интервентами. Татары обратились за помощью к османским правителям. Те направили на восток Кавказскую исламскую армию под командованием Нури паши. В ее ряды влились головорезы из Дикой дивизии и повстанцы из числа местных татар. Мусульманская армия численностью в 12 тысяч штыков двинулась в сторону Баку, который обороняли 22 русских и армянских батальона общей численностью 9150 плохо вооруженных бойцов. Командовал обороной министр обороны правительства Центрокаспия генерал Акоп Багратуни.

15 сентября в результате кровопролитного сражения Баку пал. В бою были убиты 1100 турок и татар и примерно столько же армян и русских. Сразу после взятия города Нури паша дал санкцию на начало погромов в христианских кварталах города. На операцию было отведено ровно три дня. Арменикенд и другие населенные армянами районы Баку были потоплены в крови. Резня охватила также более чем 30 армянских и удинских сел. По разным данным, были вырезаны от девяти до 30-и тысяч армян, удинов и русских. Это был самый настоящий геноцид. И участвовали в его осуществлении не только боевики неконтролируемых бандформирований, но и подразделения вооруженных сил Азербайджанской Республики и Османской Империи. Не случайно в ноте Народного комиссара иностранных дел Советской России Георгия Чичерина, адресованной османскому коллеге, говорилось: “Турецкие регулярные войска в союзе с разбойничьими бандами подвергают города и деревни разгрому и разграблению, расстреливая и подвергая всевозможным насилиям христианское население, не исключая женщин и детей. Беззащитное население Баку подвергается всем ужасам разгрома и разграбления со стороны турецких войск вместе с примкнувшими к ним татарскими бандами. Ссылки турецких представителей на то, что якобы в этом участвуют лишь местные разбойники, не соответствуют действительности и являются прикрытием насильственных действий Турции…”

Лишь в результате массовой резни и этнической чистки татары смогли сформировать на востоке Закавказья свое национальное государство. Завершив свое грязное дело, временное правительство Фатали хана Хойского переместилось из Гянджи в Баку. Но организаторы геноцида не остались безнаказанны. 19-го июня 1920-го в Тифлисе в результате блестяще проведенной карательной операции был уничтожен ответственный за осуществление армянских погромов бывший премьер-министр Азербайджана Фатали хана Хойский. Находившийся вместе с ним бывший министр юстиции Халил бек Хасмамедов был тяжело ранен. 30-го апреля того же года был расстрелян бывший министр по делам вероисповедания Азербайджана Насиб-бек Усуббеков. 19-го июля возмездие в виде пули настигло бывшего главу меджлиса Гасан-бека Агаева. Все эти операции были спланированы и осуществлены лично Арамом Ерканяном и его соратниками из группы “Немезис”. Преступникам, которых они покарали, сейчас в Азербайджане устанавливают памятники. А народным мстителям, заступившимся за честь подвергшихся геноциду бакинских армян, в Ереване нету даже скромного мемориала…