Дидактическая игра ознакомление с окружающим миром. Картотека детских дидактических игр по ознакомлению с природой

Картотека дидактических игр по
ознакомлению с окружающим миром.
1.
1.1 «Укладывание в колыбель».
1.2 «Что это? Кто это?».
живой или неживой предмет.
Цель игры: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее
Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол,
книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)
Описание игры. Мы говорили детям, что: «Вокруг нас много разных
предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас буду спрашивать, а
вы мне отвечайте одним словом: «Что это?»». Показывали разные предметы,
например: книга, стол и т.д. «Как можно спросить про эти предметы?» ­ «Что
это?».
Далее спрашивали: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» и
показывали на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню и т.д. и
спрашивали у детей: «Как можно спросить? (Кто это?)» Называли разные
предметы, а дети ставили вопрос «Кто?». Таким образом, мы постепенно
подвели детей к понятиям «живой ­ неживой».
1.3 «Что изменилось.»
Цель игры: научить детей правильно называть предметы, обогатить
словарный запас.
что помогает
сосредоточиться. Воспитывать любовь к своим игрушкам и привычку убирать
их после игры.
Развивать память и внимание,
Оборудование: игрушки разного размера и цвета: медвежонок,
зайчонок, слоненок, котенок, лисенок, 2–3 небольшие куклы, кубики разного
цвета и формы.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть вместе и
определить самого внимательного и наблюдательного. Для этого необходимо
увидеть и сказать, какого предмета не хватает.
Проводить занятие можно сразу со всей группой ребят и
индивидуально. Если игра коллективная, то руководитель просит всех встать
в круг, в центр которого кладет несколько подготовленных игрушек в
определенном порядке.

Затем воспитатель говорит детям, что им следует очень внимательно
посмотреть на предметы и запомнить, в каком порядке они лежат. После
этого ребята закрывают глаза и отворачиваются от предметов, а в это время
руководитель меняет местами игрушки или убирает одну из них.
Когда дети поворачиваются, они должны заметить изменения, которые
произошли и рассказать об этом воспитателю. Так продолжается 7­10 минут.
Победителем игры становится тот ребенок, который дал наибольшее
количество правильных ответов.
1.4 «Предметные фризы»
1.5 «Времена года».
Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению
растений и животных, а также жизни людей в разное время года.
Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие
времени года.
Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе
помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями
и пользоваться их подсказками.
Материал: круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей
разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года
(белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или
оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На
каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей
тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на
земле, развлекающиеся дети).
1.6 «Что нам осень принесла?».
Цель. Учить детей узнавать и называть овощи. Учить понимать и выполнять
инструкцию «возьми по одному». Учить детей повторять за воспитателем
несложные фразы.

Описание игры. Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит
на столе, лежат овощи.
«Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли
вы их», ­ говорит педагог и достает морковь, лук, картошку, помидор,
капусту. Показывает их, уточняет названия и кладет обратно в корзину. Там,
где это целесообразно, он уточняет цвет, размер, назначение овощей.
1.7 Дидактическое упражнение «Кому что?».
Цель. Уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка
грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей
глаголы лакать, грызть, есть.
Описание игры.
«Посадил дед репку, – рассказывает воспитатель, – выросла репка…
(большая­пребольшая). Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянет­потянет,
вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку
– тянут­потянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?»
По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с
репкой. (Домой отвезли, вымыли, очистили и стали есть и нахваливать:
«Сладкая репка! Сладкая!»)
«Дед, бабка и внучка, – говорит воспитатель и ставит фигурки людей
отдельно, – едят сладкую репку. Едят, нахваливают: «Очень­очень вкусная
репка». Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.)
Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую
еду приготовила. Кошке – молочка и кусочек колбаски: «Лакай, киска,
молоко! Ешь колбаску!» (Хоровое и индивидуальное повторения.) Жучке –
косточку: «Грызи, Жучка, косточку!» Мышке – корочку сыра: «Неси, мышка,
сыр мышаткам!» (Хоровые повторения.)
Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: «Дед, бабка и
внучка едят сладкую репку»; «Кошка ест колбаску и лакает молоко»;
«Собака Жучка грызет косточку»; «Мышка лакомится корочкой сыра».
1.8 «Чудесный мешочек».
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных
объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику
пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: Красиво оформленный мешочек,
разные игрушки,
имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:
Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному
подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет

характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться,
что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает
предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
1.9 Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»
Цель. Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить
четко и правильно произносить звукоподражательные слова.
Описание игры.
Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (детский) стол.
Воспитатель вносит куклу. «Здесь будет, – педагог обводит рукой
поверхность стола, – Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе
нравится твоя комната?» (С этими словами к кукле обращаются и дети.)
«Нет, – отвечает Катя. – Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет.
Кровати нет"»
Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате
кровать?» Предлагает кукле лечь в кровать. «Ложись. Ляг, Катенька!» –
предлагают и дети. (Хоровое и индивидуальные повторения.)
Катя ложится. Дети поют колыбельную: «Баю­бай, баю­бай, поскорее
засыпай"» (повторяется дважды). «Пусть поспит, – говорит воспитатель, а мы
ей в комнату мебель поставим. Стол поставим. Нужен стол?» «И стулья
нужны», – обязательно скажет кто­нибудь из детей. «Зачем стулья?» –
интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья.
Просыпается Катя. Она радуется новой мебели.
1.10 «Оденем куклу на прогулку».
Цели и задачи:
1.
Воспитывать бережное отношение к вещам,
оказывать
взаимопомощь друг другу при одевании.
2.
Развивать мелкую моторику рук,
наглядно­действенного
мышления.
3. Учить детей различать и называть предметы одежды,
дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать её на
картинках, последовательно одевать куклу.
Оборудование: дидактическая игра «Одень куклу», кукла Гоша,
Маша, одежда для кукол, иллюстрации с одеждой и обувью

Предварительная работа: Заучивание потешек на тему "Одевание",
рассматривание картинок "Одежда", "Обувь", работа с детьми над
последовательностью одевания.
1.11 «Научим куклу раздеваться».
1.12 «Купание куклы».
Цель. Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия
предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце,
намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода;
показывать малышам, как интересно можно играть с куклой.
Описание игры.
Воспитатель ставит на стол ванночку с водой, рядом – два ведерка и кружку
«Сегодня, – сообщает он детям, – мы будем купать Катю. В ванночке будем
купать. А в какой водичке?»(В теплой.) Педагог приглашает детей
определить, какая вода в ванночке. Приносит куклу. Снимает с нее рубашку и
сажает в ванночку. Кому­нибудь из детей он предлагает принести мыло (все
необходимые вещи разложены на соседнем столе). Сообщает малышам, что
мыльница – это домик для мыла. Дети повторяют: «Мыльница – домик для
мыла».
Воспитатель просит ребенка найти губку, дать потрогать ее детям (мягкая, с
дырочками). Спрашивает, зачем нужна губка. Моет Катю. Намыливая кукле
голову, педагог взбивает пену и приговаривает:
Будет мыло пениться,
И грязь куда­то денется. (Повторяет 2–3 раза.)
Затем воспитатель говорит: «У меня в желтом ведерке горячая вода.
(Спрашивает у двоих­троих детей, какая вода в ведерке.) А в синем –
холодная. Я смешаю горячую воду с холодной. И будет вода… (теплая). Этой
теплой водичкой я смою с Катеньки остатки мыла». Моет куклу,
проговаривая слова из стихотворения Е. Благининой «Аленушка»:
Теплую водичку
Льем на нашу птичку.
Эти строчки повторяют и дети.
Ребенок приносит полотенце, объясняет его назначение. Держит куклу,
которую вытирает воспитатель. «Вода в ванночке грязная и мыльная, –
говорит педагог. (Дети повторяют слова воспитателя.) – Ее надо вылить».
Воспитатель убирает мыло в мыльницу, приговаривая: «Вот домик­теремок, в
нем мыло живет», вешает сушиться полотенце, отжимает губку.

1.13 «Укладывание куклы спать».
Цель:
1.14 Дидактическая игра «Живые картинки».
Цель. Учить детей различать и называть птиц, развивать внимание.
Описание игры.
«Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, – рассказывает
педагог. – Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц.
Сначала пришли к ней… (уточки). Потом пришли… (гуси), затем пришел…
(индюк), прибежали… (курочки).
Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел… закройте глаза (дети не
должны закрывать глаза руками)». Воспитатель убирает картинку и говорит:
«Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте глаза. А теперь
откройте. Что скажете? (Гуси ушли.На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза.
Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)»И так
далее. (Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.)
1.15 «Будем заваривать чай».
Цель: Учить детей последовательно заваривать чай, различать и называть
предметы чайной посуды.
Ход игры: Воспитатель показывает коробочку –пачку с чаем, высыпает его
на поднос, дети рассматривают, определяют его запах, цвет. Показ
предметов чайной посуды, показ заваривания чая кипятком в заварочном
чацнике, объясняет, что чай должен настояться, затем предлагает детям
попробовать чай, добавив молоко.
2. Знание о себе и своей семье
2.1. «Я есть» .

Цель: Ознакомление детей со строением человека, формирование
представления о принадлежности пола.
Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки –
накладки.
Ход игры: воспитатель называет какую – либо часть тела, ребенок находит
ее среди карточек прикладывает к изображению мальчика или девочки.
2.2 «Мое настроение»
Цель: сформировать представление о настроении и чувствах, развивать
умение определять настроение по мимике, жестам, способствовать
повышению психоэмоциональной устойчивости.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации «Угадай настроение» , дети
угадывают настроение по мимике, жестам.
2.3 « Я и моя семья».
Цель.
Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней;
умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь
дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.
Дидактический материал.
Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением
членов семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама,
папа, брат, сестра), карточка со списком родственников, плоскостные
многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами.
Игровые правила.
Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские
отношения.
Ход игры.
Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?».
Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов
взрослого, рассказывает о своей семье.
Вопросы – помощники:
- Он (она, они) какой (какая, какие)?
- Кто самый младший (старший) в твоей семье?
- Что вы делаете все вместе?
- Как ласково называет тебя мама? И т.д.

2.4 «Я сам».
Цель: Воспитывать у детей самостоятельность, развивать навыки ухода за
собой, соблюдать опрятность, побуждать детей обращать внимание на
внешний вид, самостоятельно устранять непорядок в одежде, прическе.
Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации, где дети самостоятельно
одеваются, умываются, помогают маме.; рассказывают, что они
самостоятельно умеют делать.
2.5 «Кто веселый грустный сердитый?»
Цель: Учить детей различать настроение по мимике лица.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки людей, у которых разное
настроение, дети различают по мимике лица, веселый, грустный, сердитый.
2.6 «Узнай своих родственников».
Цель: Побуждать детей рассматривать фотографии и простые картинки с
изображением семьи. Называть членов семьи, их действия (мама варит суп,
папа пылесосит, дедушка читает газету.)
Ход игры: Детям показывают фотографии, картинки, они рассказывают о
своей семье, отражая сюжеты из жизни.
2.7 «За что бы я себя похвалил?».
Цель: Учить детей выделять добрые поступки по отношению друг другу.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети по ним составляют
рассказы.
2.8 «Как мы помогаем маме».

Цель: Продолжать учить детей проявлять доброе, заботливое отношение к
своим родителям.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети составляют по картинкам
рассказы.
2.9 «Как мы играем».

Моя комната

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал . Листы бумаги различного цветапустые комнаты») — по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов); карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер и т.д.

Задания

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

Правила

1. Количество играющих 5 — 6 человек.

2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

Алгоритм проведения

1. Педагог проводит краткую беседу по теме.

2. Дети самостоятельно работают по заданию, затем по очереди рассказывают, почему выбрали ту или иную карточку.

Дизайн

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Закреплять знания детей о видах мебели, используемой людьми в своих квартирах, в гостиной, спальне, кухне и т.д., расположении мебели, аксессуаров, о месте комнатных растений в доме. Закреплять знания о бытовых приборах и их назначении, об украшении квартиры (цветы, ковры и т.п.). Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различной величины и цвета («пустые комнаты») —по одному на каждого ребенка; карточки с изображением предметов быта, мебели, книг, комнатных растений, обоев, ковров, занавесок различных оттенков, домашних животных и т. п.

Задание. Обставить мебелью выбранную комнату, рассказать о своей деятельности.

Правила

1. В игре участвует столько детей, сколько заготовлено листов-комнат и комплектов мебели, комнатных растений и т.д.

2. Задание выполняется в индивидуальном порядке, советоваться с товарищами нельзя.

3. Выигрывает тот, кто быстрее остальных оформит свое помещение (гостиную, спальню, детскую и т. п.) и расскажет о своей деятельности дизайнера.

Алгоритм проведения

1. Каждый ребенок выбирает один из предложенных педагогом листов, на котором изображен определенный вид комнаты (они различаются по окраске обоев на стенах).

2. Ребенок должен сам выбрать, сколько мебели ему нужно и какого назначения ему нужно.

3. Педагог в процессе игры контролирует деятельность каждого ребенка, наиболее эффектные работы обсуждает со всеми детьми.

Примечание . Эта игра сложнее предыдущей, так как ребенку придется продумать, какую мебель, комнатные растения, вещи, предметы он поставит в гостиную, в коридор, что может находиться в спальне, что —на кухне, что должно быть в кабинете и т.д.

Животные рядом с нами

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. На примере живых объектов, проживающих в экологической лаборатории, знакомить детей с потребностями живых существ в строго определенной среде обитания (даже искусственно созданной человеком), в определенном виде питания, в приемлемых условиях проживания, в тепле, воде и т.д.

Материал. Большая картина с прозрачными кармашками: в одном кармашке лежат карточки с изображением домиков, сделанных руками человека для животных, которые живут в искусственной среде обитания (клетка, аквариум, террариум и т.д.); в другом —корм для различных живых объектов (аквариумных рыбок, птиц, черепах, хомяков и т.д.).

Задания

1. Подобрать домик и корм для животных, птиц, рыб и т.д.

2. Объяснить причины выбора того или иного домика с точки зрения особенностей строения живого существа.

3. Рассказать о выполнении задания.

Правила

1. Количество играющих 4—6 человек.

2. Рассказ о живом существе должен быть четким и связным.

3. Не мешать другим детям рассказывать и подбирать нужные карточки для своих питомцев.

4. Выигрывает тот ребенок, который правильно и быстро справился с заданием.

Алгоритм проведения

1. Педагог объясняет правила игры и задание.

2. Каждый ребенок выбирает любимого животного из предложенных педагогом.

3. Дети выполняют задание.

4. В конце педагог подводит итог игры.

Город и село

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал . Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, сельскохозяйственные машины, городской транспорт, кинотеатр, метро, университет, стадион, завод, городские и сельские дома и т.д.), людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки с коровами, рабочий, врач и т.д.).

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая—картину села.

Правила

1. Играют по командам (2 команды по 3—4 человека в каждой).

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Алгоритм проведения

1. Педагог предлагает детям вспомнить основные отличия города от села (природное и социальное окружение, профессии и т.п.).

2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

3. Дети самостоятельно делятся на две команды.

4. Дети подбирают нужные карточки и составляют картину.

Виды труда

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал . Большая карта, разделенная на две части: на одной изображен человек за столом, на другой — человек с молотком; карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке, крановщика и т.д.

Задания

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

Правила

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3—4 человека.

2. В игре принимает участие каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

Алгоритм проведения

1. Педагог рассматривает с детьми карту, выясняет, что может обозначать первая часть карты, а что —вторая.

2. Педагог рассказывает детям о различных видах трудовой деятельности, указывает на важность каждой профессии, о пользе каждого вида труда (умственного и физического).

3. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

4. Дети внимательно рассматривают карточки с изображением людей различных профессий.

5. Команды работают по заданию: первая команда — выбирает карточки с изображением людей, профессии которых связаны с физическим трудом; вторая — карточки, изображающие людей умственного труда.

6. В конце игры подводится итог.

Поваренок

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Выявлять знания детей о продуктах, которые взрослые используют для приготовления определенного блюда (например, борща); о том, какими инструментами и посудой они при этом пользуются. Формировать умение соотносить количество нужных продуктов для приготовления; планировать свою деятельность.

Материал. Посуда различного применения (кухонная, столовая, походная и т.д.); картинки, изображающие различные продукты питания (капуста, колбаса, мясо, сосиски, яйцо, картошка, конфеты, макароны и т.д.); карточки, изображающие процесс приготовления; нож, ложка, половник.

Задания

1. Подумать и выбрать посуду для приготовления блюда.

2. Выбрать нужные продукты в правильном количестве.

3. Выложить карточки, изображающие процесс приготовления данного блюда, в правильной последовательности.

4. Рассказать о процессе приготовления блюда.

Правила

1. Количество играющих от 2 до 3 человек.

2. Выигрывает тот, кто правильно «приготовит блюдо» и сможет рассказать о технологии приготовления.

Алгоритм проведения

1. Ребенку предлагается побывать в роли повара, который готовит первое блюдо (борщ).

2. Педагог объясняет детям правила игры и задание.

3. В конце игры подводится итог.

Примечание . Эта и несколько следующих дидактических игр позволяют детям побывать в роли взрослых. В ходе игры ребенок должен сам решить поставленную задачу. Именно самостоятельное решение задач позволяет ему стать более ответственным за порученное дело.

Составь сказку

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Формировать умение придумывать и составлять «диафильмы» на фланелеграфе по серии картинок с участием представителей животного и растительного мира. Развивать детское творчество. Составлять рисунки к знакомым сказкам. Формировать воображение, умение видеть красоту окружающего мира.

Материал . Импровизированная «пленка диафильма»; «кадры» для «диафильма»; пустые «кадры» для зарисовки сюжета; цветные карандаши; детские книжки с занимательными историями, сказками.

Задания

1. Согласно выбранному сюжету подобрать картинки к будущему «диафильму».

2. Составить и зарисовать недостающие «кадры» к «диафильму».

3. Расположить «кадры» на ленте «диафильма» в правильной последовательности.

Правила

1. Количество играющих 5—8 человек.

2. Рисовать кадры самостоятельно, не мешая друг другу.

Алгоритм проведения

1. В ходе данной игры детям предлагается стать художниками- мультипликаторами и составить сказку или диафильм по любому произведению природоведческого содержания.

2. Педагог демонстрирует пленку для «диафильма».

— Давайте рассмотрим эту пленку для «диафильма». Вы видите на ней кадры, просматривая которые можно догадаться о сюжете сказки, о взаимоотношениях ее героев. А вот «пленка диафильма» с пустыми кадрами. Эти кадры заполните вы. Хотите? Но сначала давайте выберем одну из сказок или историй, которая вам больше всего нравится. (Дети выбирают, объясняют, почему именно эта сказка или история им нравится.)

3. Педагог демонстрирует модель рассказа —кадры диафильма. Предлагает зарисовать и поместить на кадры диафильма понравившиеся фрагменты, расставить в определенной последовательности. Каждая зарисовка продолжает по смыслу предыдущую и является началом для следующей.

— Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним последовательность действий в нашей сказке. Что было сначала, а что потом? (Дети совместно вспоминают и уточняют последовательность действий.)

— Какое место этой сказки тебе нравится? А тебе?

Выяснив таким образом интересы и симпатии детей, педагог поручает каждому ребенку зарисовать тот кадр из сказки, который ему понравился.

4. Дети зарисовывают «кадры» для «диафильма». Это очень важно, так как рисунок служит одновременно средством познания, изучения жизни и тем предметно-образным языком, которым пользуется ребенок, общаясь со зрителем, чтобы так или иначе воздействовать на него и передать свое отношение к сюжету сказки.

5. Когда все «кадры» заполнены, воспитатель обсуждает с детьми удачные и неудачные зарисовки.

6. Далее детям дается задание подобрать последовательность «кадров» к «диафильму». Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, хвалит детей и скрепляет кадры в единую ленту для «диафильма».

Примечание. На следующих занятиях можно предложить детям изменить начало диафильма или придумать другой конец. Далее можно приступить к придумыванию сказок и рассказов экологического направления.

Возможности, заложенные в игре «Составь сказку», не только помогают интеллектуальному развитию детей, развитию навыков изобразительной деятельности, но и формируют у детей умение трудиться сообща.

Впоследствии этот «диафильм» можно использовать на занятиях в качестве материала для составления рассказов по серии сюжетных картинок или для творческих пересказов.

Материки

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля; с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах; с названиями и расположением материков на карте.

Материал . Крупное изображение суши, состоящее из скрепленных частей света (материков); голубая материя, изображающая океаны; глобус; физическая карта мира; дидактическая картина; кружки с буквами разного цвета, изображающие олимпийские кольца.

Задания

1. Найти правильное местонахождение материков.

2. Угадать их название при помощи опорных кружков.

Правила

1. Количество играющих 5 человек.

2. Играть дружно, помогая друг другу.

Алгоритм проведения

1. Дети встают в круг. В середине круга крупное изображение суши (она сделана из кусочков, скрепленных с внутренней стороны). Педагог рассказывает детям легенду о том, как Земля раздробилась на большие и малые куски (крепления снимаются, и у детей на руках оказываются большие и малые куски суши).

2. Дети внимательно рассматривают получившиеся куски и узнают в них очертания современных материков, островов. Детям предлагается самостоятельно разложить их на голубой материи, которая изображает океаны.

3. Педагог показывает физическую карту мира. Дети сравнивают местонахождение материков на карте и на материи и передвигают «материки» и «острова» в нужные места.

4. Педагог предлагает детям узнать названия материков, положив на изображение материков кружочки с буквами (в каждом кружочке одна буква: А красная — Америка, А зеленая — Австралия, А черная — Африка, А желтая —Азия, Е голубая —Европа).

— Угадайте, почему я так сделала? (Дети догадываются, что это первая буква в названии материков.)

— Но почему буквы разноцветные?

Этот вопрос может вызвать затруднения, тогда педагог должен перевернуть кружочки с буквами или попросить кого-либо из детей это сделать. На другой стороне кружочков изображены кольца. Дети догадываются, что это эмблема Олимпийских игр.

5. В конце игры подводится итог.

Путешествие на Волшебный остров

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Закреплять знания детей о флоре и фауне различных стран. Формировать умение строить алгоритм совместных действий для достижения коллективной цели. Закреплять знания о пространственном ориентировании. Формировать умение образовывать глаголы: поплыли—подплыли—уплыли, поехали —подъехали —выехали —заехали и т.п.

Материал . Дидактическая картина с изображением запутанного лабиринта; изображение корабля; макет руля; «вождь племени»; наглядный материал для выполнения задания.

Задания

1. Соотнести зверей и птиц тропических стран со средой обитания.

2. Выбрать родину для предложенных зверей и птиц.

3. Определить последовательность развития живого существа и т.п.

Правила

2. Совместно выполнять задания, активно участвовать в обсуждении, решении задач.

3. Наиболее активных детей «вождь племени» награждает цепочкой цветов, эти дети считаются победителями.

Алгоритм проведения

1. В ходе путешествия дети по запутанному лабиринту продвигаются на корабле к неизвестному острову, где будут выполнять определенные задания. Педагог комментирует:

— Капитан ведет наш корабль, рулевой поворачивает руль согласно отданным приказам.

2. Дети по очереди продвигают корабль по пути следования согласно командам: направо, полный вперед, налево, тихий назад и т.д.

3. По прибытии на остров детей ожидает «вождь племени», он дает детям задания, решения которых потребует от них коллективного мыслительного процесса. Дети совместно обсуждают ход выполнения задания, выстраивают алгоритм действий. Задания носят экологическую направленность. Герои заданий —экзотические животные и растения, с которыми дети знакомы, встречались и ухаживали за ними в уголках природы в группе или в экологическом классе.

Примечание. Очень важно проговорить мысль словами. Мысль, которая облеклась в словесную форму, остается, как правило, в памяти ребенка. Мысль неозвученная остается мыслью и быстрее забывается.

4. В конце игры подводится итог.

Дома на разных параллелях

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Формировать умение соотносить характер постройки дома с климатическими условиями данной местности, выстраивать логические взаимосвязи между строительным материалом и природой, умение по дидактической картине правильно находить нужную климатическую зону для различных построек человека. Обратить внимание детей на эстетическое оформление домов жителей различных природных зон. Формировать умение видеть, замечать оригинальность, своеобразие различных построек.

Материал . Карта климатических зон со специальными обозначениями климата; карточки с изображением стройматериалов, нужных для строительства жилья; карточки с изображением домов.

Задания

1. Подобрать стройматериалы и типы домов ко всем климатическим зонам и расставить обозначения домов на карте.

2. Объяснить свои действия, красочно описать тип дома, который ребенок устанавливает на карте (из чего сделан, почему использовались именно такие материалы, как украсили люди свои дома: например, в кирпичном доме возможна лепка над окнами и балконами, в деревянном доме —резные наличники и т.д.).

Правила

1. Играют 4 команды по 2—3 человека.

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справилась с заданием.

Алгоритм проведения

1. Педагог знакомит детей с наглядным материалом игры и специальными игровыми обозначениями.

— Перед вами большая красочная карта климатических зон. Климатические зоны изображены при помощи специальных обозначений: тропики — «лианы»; пустыни —«пески»; средняя полоса —«дуб»; север — «льды».

3. Дети разделяются на команды, выбирают климатическую зону, в которой они будут строить дома.

4. Каждая команда подбирает стройматериалы, типы домов, расставляет их на карте и рассказывает о своем выборе.

5. В конце игры подводится итог.

Звездный зоопарк

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Рассказать детям о том, что человек так связан с окружающим миром, что даже звезды собрал в конфигурации и группы, контуры которых напоминают силуэты животных, птиц. Познакомить с разнообразными созвездиями. Формировать умение составлять созвездия из предложенного материала. Развивать воображение, творческое мышление. Формировать эстетическое представление об окружающем мире.

Материал . Фланелеграф (можно использовать также стены или окна группы); вырезанные из цветной бумаги звезды (для каждого созвездия свой цвет); наборы для детей (альбомный лист, закрашенный в черный цвет с наклеенными маленькими квадратиками бархатной бумаги по схеме созвездий; маленькие «звездочки» для составления созвездий); карточки с изображением созвездий и существ — прототипов созвездий.

Задания

1. Собрать из «звездочек» свое созвездие —то, которое им понравилось, или то, под которым они родились (многие дети уже знают свое созвездие).

2. Найти карточку этого созвездия, отыскать к ней изображение живого существа — прототипа созвездия.

3. Вспомнить миф или легенду, связанную с этим созвездием.

Правила

1. Количество играющих 5—6 человек.

2. Можно выбрать только одну схему и работать с ней, не мешая другим игрокам.

3. Внимательно выслушивать ответы других детей и стараться самому сделать и рассказать правильно.

4. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее остальных выполнил задание.

Алгоритм проведения

1. Проводится показ карты звездного неба. Педагог переодет в костюм звездочета.

Звездочет:

— Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас на экскурсию в волшебный зоопарк (планетарий), к волшебным зверям и волшебным птицам. Пойдем? (Да.)

2. Звездочет ведет детей на «экскурсию» (в другое помещение группы, где все уже готово для игры).

Звездочет:

— Ребята, это звездный зоопарк. (Звездочет показывает рукой на «звезды».)

— Кого только не увидишь здесь: и льва, и рака, и скорпиона, и пса, и медведицу... Вы их видите? (Нет.)

—Да вот же они! (Показывает на группу звезд.)

— Это созвездие Льва, а это —Лебедя...

3. Звездочет соединяет мелом звезды в созвездиях (полосками бумаги на фланелеграфах) — получаются силуэты зверей, птиц и т.д.

— Теперь видно этих зверей? (Да.)

— Интересно? (Да.)

4. Звездочет при проведении «экскурсии» по звездному небу знакомит детей с мифами о возникновении созвездий.

5. Дети рассматривают очертания созвездий, запоминают их названия.

6. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием. Участникам игры раздаются наборы для игры, они составляют созвездия с опорой на квадратики бархатной бумаги, наклеенные на листы. Дети работают по заданию.

7. В конце игры подводится итог.

Спланируй город

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Закреплять знания детей о том, что такое город, какие здания, учреждения, дома находятся в городе. Выяснить, как лучше спланировать строительство города по карте. Обратить внимание детей на экологию города. Формировать умение составлять, опираясь на карту, макет города из крупного «Строителя», оперировать предметами- заместителями. Обратить внимание детей на красоту архитектурных сооружений в их городе.

Материал . Большая карта города; крупные карточки с изображением городских объектов и карточки с изображением деревьев, кустарников, фонтанов; крупный «Строитель».

Задания

1. Наметить центр и окраины города.

2. Вывести вредные производства за черту или на окраину города.

3. По плану построить макет города из крупного «Строителя».

4. Украсить город деревьями, скверами.

Правила

1. Количество играющих не должно превышать 8 человек.

2. Наиболее активные дети признаются лучшими участниками игры.

Алгоритм проведения

1. Педагог предлагает детям составить план для строительства города с учетом всех современных требований.

— Вы знаете, что должно быть в городе, а что —нет. Перед вами карточки с изображением различных домов, зданий. Ваша задача — выбрать только те, которые нужны для города, и расположить их на плане города. Обратите внимание на эстетическое оформление вашего города. (Дети выполняют задание.)

2. Педагог совместно с детьми анализируют правильность выполнения задания, проверяет, где дети расположили здания правительства, детских садов, школ, больниц, кинотеатров, клубов, заводов и т.д.

3. Педагог спрашивает у детей:

— А как сделать наш город еще красивее? (Дети догадываются о том, как можно сделать город еще более красивым и экологически чистым: они «озеленяют» город при помощи карточек с изображением деревьев и кустарников, «разбивают» скверы.)

4. Дети в соответствии с планом строят «город» из крупного «Строителя».

5. В конце игры подводится итог.

Светофор

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Выявлять и расширять представления детей о назначении улицы. Закреплять знания о правилах дорожного движения: поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный — стоять, желтый —приготовиться, зеленый — идти). Формировать умение идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулем автомобилей, блюстителями правопорядка и т.д., то есть разыгрывать повседневную жизнь города.

Материал . Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины), фигурки пешеходов, водителей и т.д.

Задания

1. Выбрать для себя фигурку, то есть роль, которую ребенок будет разыгрывать.

2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора и др.).

Правила

1. Количество участников 5—6 человек.

2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения, объявляются лучшими пешеходами, водителями и т.д.

Алгоритм проведения

1. Педагог рассказывает детям, что такое улица, откуда пошло это название.

— В старину люди, как правило, строили свои дома у дорог, самой красивой, главной стороной к дороге. Дорога проходила как бы у лица дома. Отсюда и пошло слово «улица».

2. Педагог совместно с детьми рассматривает макеты, представляющие дорожные ситуации.

3. Дети разбирают роли и начинают играть, не забывая переключать светофор и соблюдать правила.

4. В конце игры подводится итог.

Краски осени

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Познакомить детей с одним из видов народного искусства (хохломской росписью), со своеобразием красок и элементов, употребляемых в хохломской росписи. Закреплять знания о теплых красках. Формировать умение правильно, ритмично составлять рисунок из предложенных деталей, отражающих природу родного края. Продолжать формировать умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять последовательность и своеобразие рисунка в разных видах народной росписи.

Материал . Изделия из Хохломы; изображения изделий, украшенных хохломской росписью; шаблоны посуды, подлежащие украшению именно этой росписью; элементы хохломской росписи; клей-карандаш.

Задания

1. Выбрать «посуду» для росписи.

2. Из предложенных деталей выбрать только те, которые являются элементами хохломской росписи.

3. Расположить на шаблонах «посуды» детали росписи в правильной последовательности, приклеить их.

4. Рассказать о своей работе, а также о хохломской росписи, прорекламировать ее.

Правила

Алгоритм проведения

1. Педагог говорит:

— Вы знаете, ребята, о том, что краски времен года, целесообразность устройства мира природы привлекают и восхищают людей, побуждают их воспевать красоты природы в стихах, картинах. Красота природы отразилась и в народно-декоративном творчестве. Вы знаете, что у каждого времени года свои краски, которые преобладают над другими. Как вы думаете, какие краски преобладают в осенний период времени? (Дети перечисляют.)

— Это холодные или теплые краски? (Теплые.)

— Вспомните, пожалуйста, как называется народно-декоративная роспись, в которой используются эти краски? (Хохлома.)

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

— Сегодня мы с вами выступим в роли народных умельцев. Каждый из вас распишет свое изделие хохломской росписью. Чтобы получилась красивая роспись, вам нужно не только внимательно рассмотреть иллюстрации и изделия, но и правильно выполнить задание.

4. В конце игры подводится итог.

Зимние узоры

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Познакомить детей с одним из видов народного искусства— гжельской росписью, со своеобразием красок и элементов, употребляемых в гжельской росписи. Закреплять знания о холодных красках. Формировать умение правильно, ритмично составлять рисунок из предложенных деталей. Продолжать формировать умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять последовательность и своеобразие рисунка в разных видах народной росписи.

Материал . Изображения изделий из Гжели; шаблоны посуды и разнообразных фигурок, подлежащих украшению именно этой росписью; элементы гжельской росписи; клей-карандаш.

Задание

1. Выбрать «посуду» или понравившуюся фигурку для росписи.

2. Из предложенных деталей выбрать только те, которые являются элементами гжельской росписи.

3. Расположить на шаблонах «посуды» и фигурок детали росписи в правильной последовательности, приклеить их.

4. Рассказать о своей работе, а также о гжельской росписи, прорекламировать ее.

Правила

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Тот, кто лучше всех справился с заданием, выиграл.

Алгоритм проведения

1. Педагог говорит:

Волшебница-зима рисует свои узоры на окнах домов. У нее для этого есть свои холодные краски. Как вы думаете какие? (Дети высказываются.)

— В каком виде народно-прикладного творчества отразились краски зимы? (Гжельская роспись.)

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

—Давайте сегодня «порисуем» красками зимы. Чтобы у нас получилась красивая роспись, рассмотрим изделия народных мастеров, которые расписывали свои изделия именно этими красками.

3. Дети выполняют игровые действия.

4. В конце игры подводится итог.

Лето красное

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Познакомить детей с одним из видов народного искусства (традиционная роспись Полховского Майдана), со своеобразием красок и элементов, употребляемых в этой росписи. Закреплять знания о разноцветье красок летнего периода, используемых в этой росписи. Формировать умение правильно, ритмично составлять рисунок из предложенных деталей. Продолжать формировать умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять последовательность и своеобразие рисунка в разных видах народной росписи.

Материал. Изделия из Полховского Майдана; изображение изделий, украшенных этой росписью, шаблоны изделий, подлежащие украшению именно этой росписью, детали элементов росписи.

Задание

1. Выбрать «изделие» для росписи.

2. Из предложенного количества деталей выбрать те, которые являются элементами традиционной росписи Полховского Майдана.

3. Расположить на шаблонах изделий детали росписи в правильной последовательности, приклеить их.

4. Рассказать о своей работе, а также о своеобразии этой росписи, прорекламировать ее.

Правила

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Тот, кто лучше всех справился с заданием, выиграл.

Алгоритм проведения

1. Педагог говорит:

— Скоро лето красное придет. Почему лето называют красным? Лето собирает все разноцветье красок в природе. Какие только цвета не встретишь в этот период времени! Люди давным-давно заметили эту красоту и постарались запечатлеть ее. Посмотрите на эти изделия: сколько красок, форм, линий использовано при их росписи!

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы воспитателя. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Одной из форм организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются дидактические игры . В них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и с амостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Игры с предметами - соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. В играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.). Примеры: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?».

Настольно - печатные игры – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.
К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д. Примеры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Примеры: «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно», «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?»,

Экологические дидактические игры условно можно разделить на группы:

  • Игры на ознакомление с многообразием животного и растительного мира;
  • Игры на ознакомление с явлениями природы;
  • Игры на формирование нравственного отношения к природе.

Дидактические игры на сравнение

«Найди, что покажу»

Цель: найти предмет по сходству.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание.

«Что изменилось?»

Цель: формировать у дошкольников наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы и заключения, умение замечать незначительные, малозаметные изменения, происходящие с предметами, сопровождая все свои действия речью.

Материал: одинаковые сюжетные картинки с несколькими отличиями, на которых изображены луг с животными, лес с животными, сад и огород.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку, описать, что на ней изображено. Затем дети закрывают глаза, и воспитатель меняет картинку на похожую, но с отличиями. Дети должны рассмотреть новую картинку и сказать, что на ней изменилось.

«Похож – не похож»

Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Материал: картинки (грибы – белый, лисичка, подберезовик, ложная лисичка, мухомор, поганка; животные – лиса, волк, собака, кошка, змея, ящерица; насекомые – бабочка, мотылек, оса, пчела, муха, стрекоза)

Ход игры: детям предлагается рассмотреть различные предметы и сказать, чем они похожи, а чем различаются (грибы – белый, лисичка, подберезовик, ложная лисичка, мухомор, поганка; животные – лиса, волк, собака, кошка, змея, ящерица; насекомые – бабочка, мотылек, оса, пчела, муха, стрекоза).

«Найди такую же»

Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия; сопровождая свою речь четкими высказываниями.

Материал: набор пар картинок (животные, грибы, насекомые, рыбы, птицы, др.)

Ход игры: детям раздается по одной картинке, а на столе раскладываются пары картинок. Дети по очереди должны выбрать пару к своей картинке.

«Кто больше?»

Цель: назвать как можно больше предметы, относящихся к какой-либо группе, например, животные (птицы, рыбы, насекомые, цветы, др).

Ход игры: дети делятся на две группы, строятся в линии, по одному они должны назвать предметы, относящиеся к определенной группе. За каждый правильный ответ засчитывается балл. Если ребенок какой-либо группы затрудняется или называет неправильно, то балл не засчитывается. Побеждает команда, набравшая больше правильных ответов.

«Дидактическое лото»

Цель: закреплять знания детей о животных (птицах, растениях, насекомых, цветах, др), умения различать и находить нужную картинку;

Материал: набор карточек с изображенным на них набором предметов, наборы маленьких карточек.

Ход игры: выбирается ведущий, детям раздаются большие карточки с набором картинок, ведущий по одной вытаскивает из коробки маленькую карточку, называет что на ней изображено. Ребенок, у которого на большой карточке есть данное изображение, должен поднять руку и сказать «У меня». Затем он должен правильно соотнести данную карточку с таким же изображением на большой. Игра заканчивается, когда закончились все маленькие карточки.

«Что сначала - что потом?»

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются картинки с изображением: яйца, цыпленка, курицы; утенка, утки; котенка, кошки; щенка, собаки; гусеницы, куколки, бабочки; теленка, коровы; лисенка, лисы; семечка, подсолнуха. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Дидактические игры на а нализ и синтез

«Чей хвост?»

Цель: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Материал: Вырезанные из картона изображения животных (силуэты) и хвостов, приклеенные на прищепки.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост. Затем попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.

«Собери мозаику»

Цели: учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей;соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.

Оборудование: Карточки с изображением простых и сложных предметов, части предметов соответствующие изображением на карточках.

Ход игры: Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому узору. Далее воспитатель усложняет задание:выкладывает на стол более сложный рисунок. Ребёнок который, первый справился с полученным заданием поднимает руку. Воспитатель подходит к ребёнку и проверяет рисунок который он собрал.

«Найди, о чем расскажу»

Цель: найти предметы по перечисленным признакам.
Материал: картинки овощей, фруктов, животных, птиц, насекомых раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям их отличительные признаки.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из предметов, изображенных на лежащих на столе картинках (называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус, описывает внешний вид животного, насекомого. Что они умеют делать, чем питаются). Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

Игры на обобщение

«Что это такое?»

Цель: развивать знания детей о растениях и животных, закреплять умение обобщать предметы в общие группы.

Ход игры: взрослый называет растение или животное, а ребенка просит назвать общую группу, к которой они относятся. Например: -воробей…птица, -мухомор…гриб.

«Что третье?»

Цель: закрепить знания детей о птицах, растениях и животных; закреплять умение обобщать предметы и называть еще один предмет из данной группы.

Ход игры: взрослый называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий:

Ворона, воробей…сорока

Крыжовник, земляника….малина

«Когда это бывает?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Материалы: картинки листьев различных деревьев, снега, воды, грибов, сосулек, почек на деревьях, др.

Ход игры. Детям предлагают картинки с изображениями. Детям надо назвать время года, соответствующее этим картинкам.

«Четыре картинки»

Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Материал: 24 картинки с изображением птиц, бабочек, животных.

Ход игры. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Игры на классификацию

«Кто чем питается?»

Цель. Закреплять представления детей о пище животных.
Материал: макеты моркови, капусты, малины, шишек, зерна, и т.п.

Ход игры. Дети достают из мешочка: морковь, капусту, малину, шишки, зерно. Называют, что это, и вспоминают, какое животное питается этой едой.

«Вершки – корешки»

Цель: закреплять знания детей о растениях (корнеплодах, др.), совершенствовать умение детей классифицировать предметы по принципу: что съедобно – корень или плоды на стебле.

Материал: картинки с изображениями растений (морковь, картофель, огурцы, лук, помидоры, свекла, редис).

Ход игры: детям предлагается распределить картинки на две группы: растения, у которых съедобен корень и растения, у которых плоды на стебле. Перед детьми кладутся картинки с изображениями моркови, редиса, огурцов и др., а дети должны разложить их по соответствующему признаку да два стола.

«Волшебный поезд»

Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

«Что где растет? »

Цель: Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами, группировать растения по месту их произрастания; активизировать в речи детей слова, обозначающие растения.

Материал: картинки с изображением сада, огорода, клумбы; маленькие картинки с изображениями фруктов (яблоко, груша); овощей (картофеля, огурцов); цветов (роза, лилия, мальва).

Ход игры: перед детьми раскладывают изображения сада, огорода и клумбы, затем раздают маленькие картинки с различными изображениями и дают задание, назвать, что изображено на картинке и где растет, отнести к правильной картинке.

«Чей след»

Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

Ход игры: Детям необходимо нимательно рассмотреть картину зимнего леса. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами). Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

«Давайте поселим зверей в наш лес»

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания (наземная, водная, воздушная) .

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

Ход игры: детям предлагается выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других).

«Съедобное – несъедобное»

Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.

Игры на выделение признаков предметов

Найди лишний предмет»

Цель: развивать умение детей выделять лишний предмет из группы, сходных по определенному признаку, предметов.

Материал: наборы картинок (кошка, собака, попугай, лиса; роза, лилия, орхидея, береза; оса, муха, сова, стрекоза; корова, коза, свинья, олень; окунь, золотая рыбка, судак, лягушка, др.)

Ход игры: детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.

«“Отгадай-ка”»

Цель. Описывать предмет не глядя на него, выделять в нем основные признаки; по описанию узнавать предмет.

Материал: фишки.

Ход игры: по сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета на заданную тему (животные, птицы, рыбы, насекомые, цветы, деревья), а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д. Называть нужно существенные признаки предмета: говорить только о тех предметах, которые находятся в комнате (на даче, на участке) .

«Выбери нужное»

Цель: закреплять знания о природе; развивать умение узнавать предмет по существенному признаку.

Материалы : предметные картинки.

Ход игры : на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.


Найди дерево

Оборудование: плоды и листья разных деревьев.

1- й вариант. Педагог описывает внешний вид дерева - его размер, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Дети самостоятельно определяют, что это за дерево и после слов учителя: «Раз, два, три - беги!» - подбегают к нему.

Можно описывать растения, которые находятся в классе, используя слова форма, окраска и др.

После игры отмечаются наиболее внимательные и дисциплинированные учащиеся.

2- й вариант. Педагог раздает детям листья и плоды разных деревьев. По сигналу каждый подбегает к тому дереву, с которого сорван доставшийся ему листок или плод.

Что изменилось?

Оборудование: предметные картинки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки: цветы, листья, плоды. По сигналу ведущего дети закрывают глаза. Ведущий забирает одну-две картинки, а дети называют, какой картинки не стало.

Составь букет

Оборудование: предметные картинки.

Ученики рассматривают картинки и уточняют названия изображенных на них цветов. Затем по просьбе ведущего «составляют» букеты из садовых, лесных или полевых цветов.

Найди пару

Оборудование: листья и плоды разных деревьев.

Играющие делятся на две команды: одной раздают листья, другой - плоды. По сигналу ведущего дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам.

Правильно составленная пара проходит через «волшебные ворота» (двое детей с поднятыми вверх руками). Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).

Найди три одинаковых листка

Игру проводят осенью во время экскурсии.

Педагог показывает детям листок дерева, кустарника. Дети должны найти по три соответствующих листка при условии, что срывать их с деревьев нельзя - можно поднимать только опавшие листья.

Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее.

Составь орнамент из листьев

Оборудование: листья деревьев.

Педагог выкладывает орнамент из листьев (например, два листочка клена, один листок каштана и т.д.). Дети продолжают выкладывать самостоятельно эту последовательность.

Игру можно провести как соревнование двух команд. Каждая команда по заданному образцу составляет орнамент. Выигрывает та команда, которая первой правильно выполнит задание.

Что вырастили люди?

Оборудование: реальные фрукты и овощи или их изображения.

Дети делятся на команды. Одна из них «собирает» овощи, другая - фрукты. Собирать можно реальные предметы или картинки с их изображением.

Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

Где спряталась матрешка?

Оборудование: матрешка.

Педагог показывает детям маленькую матрешку, затем предлагает им закрыть глаза и прячет игрушку за одно из растений в классе. Дети открывают глаза и педагог описывает им растение (стебель, листья, цветы), за которым спрятана матрешка. Побеждает тот, кто первым правильно назвал растение.

Игру можно продолжить на пришкольном участке, в парке.

Вершки и корешки

Оборудование: реальные «вершки» и «корешки» овощей или картинки с их изображением.

Игра проводится во время прогулки.

  • 1- й вариант. Педагог делит детей на две группы. Одной из них он раздает «корешки» {лук, репа, морковь, картофель и др.), другой - «вершки» этих растений. Все «вершки» и «корешки» перемешались. По сигналу педагога: «Раз, два, три - свою пару найди!» все дети подбирают себе пару.
  • 2- й вариант. «Корешки» стоят на месте. По площадке бегают «вершки». По команде педагога они должны встать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (двое детей) или сам педагог.

Какие овощи нужны для борща?

Оборудование: реальные овощи или предметные картинки с их изображением.

Педагог предлагает детям «сварить» к обеду борщ. Ученики выбирают овощи, которые нужны для борща (капуста, свекла, фасоль, морковь, лук и т.д.). Среди овощей должны быть и те, которые для борща не нужны (например, огурец, кабачки и др.).

Что сначала, что потом?

Оборудование: предметные картинки.

Педагог раздает детям овощи и фрукты. По сигналу: «Найди свой овощ!» дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, объединяются в группы. В каждой группе они размещаются, соблюдая последовательность созревания - от неспелого к спелому. Выигрывает та команда, которая построится быстро и в правильной последовательности.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, фруктов и насекомых.

Предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т.е. не выкладывает картинку на стол, а кладет ее обратно, и все картинки снова перемешиваются.

Выигрывает тот, у кого собран самый большой «урожай» овощей и фруктов.

Соберем урожай в поле, в саду, на огороде

Оборудование: предметные картинки.

Три команды собирают урожай: первая - в поле, вторая - в саду, третья - в огороде. Выигрывает та команда, которая первой правильно выполнила игровое задание.

Игра-загадка «Лес»

Оборудование: картинки с изображением лесных растений.

Педагог загадывает загадки, дети отгадывают их. Если ответ правильный, ведущий демонстрирует картинку-отгадку.

В конце игры подводится итог: в лесу растут разные растения - деревья, кустарники, ягоды, цветы, грибы и др.

Дети договариваются, кто каким будет цветком и рассаживаются на стулья по кругу. Ведущий (для него стул не предусмотрен) начинает «плести» венок, называя какой-либо цветок. Названный «цветок» берет за руку ведущего и в свою очередь называет следующий цветок. Постепенно «венок» становится все длиннее и длиннее. После того как в него будет включен последний участник игры - «венок» сплетен. Все входящие в него «цветы» вместе с ведущим водят хоровод вокруг стульев, проговаривая стихи. После слов ведущего «цветы завяли» дети стараются занять стулья. Тот, кто остался без места, продолжает игру и начинает «плести» новый венок.

Для хоровода можно использовать следующие стихи:

Одуванчик Одуванчик золотой Был красивый, молодой, Не боялся никого,

Даже ветра самого. Одуванчик золотой Постарел и стал седой,

А как только поседел, Вместе с ветром улетел.

3. Александрова

Нужно - не нужно

Ведущий говорит: «Я хочу посадить огород. Капуста нужна?» Дети отвечают: »Нужна*. Перечисляя овощные растения, ведущий называет также и фруктовые растения, цветы. Кто из детей ошибся - платит фант.

»Засадив* огород, дети продолжают игру - начинают »засаживать* сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей и цветов.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Что растет в лесу?

По заданию ведущего игроки по очереди называют растения, которые растут в лесу. Например, первый говорит: «Маслята». Второй: «Малина*. Третий: «Ель* и т.д. Тот, кто дал неправильный ответ или не смог вовремя вспомнить название растения, выходит из игры.

Победителем считается тот, кто смог последним назвать растение.

По аналогии можно предложить детям другие игровые вопросы: Что растет в поле? Что растет на лугу? Что растет в саду? Что растет на огороде?

Где растет?

Педагог бросает мяч детям по очереди и называет растение. Поймав мяч, ребенок должен быстро ответить, где оно растет - в саду, в лесу, в поле, на лугу.

Лесные - садовые

Педагог называет лесные и садовые растения. Задача игроков - не ошибиться в их делении на группы и хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет звучать название садового растения.

По окончании игры определяется победитель - тот, кто ни разу не ошибся в продолжение всей игры.