День рождения девы марии 21 сентября. Кондак Рождества Пресвятой Богородицы

21 сентября - РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Значение праздника Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Ветхий Завет по преимуществу был временем Божиих обетований о спасении и человеческих упований на грядущее спасение. Господь из всех народов земли избирает Себе народ израильский и из всех родов израилевых – род пророка и царя Давида и первосвященника Аарона, чтобы из их потомства произошел по плоти Господь Иисус Христос. Последним звеном цепи Божественных избраний и началом нашего спасения было Рождество Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, которое Святая Церковь празднует в начале церковного года. Рождение Пресвятой Богородицы - Матери Иисуса Христа - не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. Древняя традиция христианской церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы. Так, в православии такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы: - Лестница Иакова (Быт. 28:10-17); - Пророчество Иезекииля (Иез. 43:27, Иез. 44:1-4); - Слова Книги Притчей Соломоновых (Притч. 9:1-11). В Рождестве Богородицы заключается весь смысл Ветхого Завета, бывшего не чем иным, как приготовлением пречистой плоти Той, от Которой должен был родиться Христос Спаситель. Вся последующая жизнь Божией Матери сначала была раскрытием на земле великой и страшной тайны любви Божией к миру и человеку, а затем Ее служением Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Поэтому и годичный богослужебный круг развертывается в пределах земной жизни Божией Матери: начинается он с Ее рождества и кончается Ее успением. Весь церковный год в той или иной степени связан с жизнью Божией Матери, и нет для человека другого пути вхождения в жизнь Христа Спасителя, как только через благоговейное почитание Его Пречистой Матери и следование по Ее пути, ведущему в жизнь вечную. История праздника В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век).

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка. "Из Назарета может ли быть что доброе?" - презрительно отзывались евреи о нем. Согласно с предсказаниями пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки этого царя мало-помалу теряли свои права, и, когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени, и стало оно наряду с простым народом.

Праведные Иоаким и Анна Родителями Девы Марии были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна - младшая дочь священника от племени Ааронова Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. У Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи. Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетны, так как святая Анна была неплодна. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены. Но он, муж праведный, любил и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи. В то время каждый еврей надеялся, через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и 40 дней со слезами молился Господу о даровании дитяти. Узнав об этом, жена его, бывшая дома, сильно скорбела. Как-то Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», - подумала Анна. Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария.» С той же вестью явился ангел в пустыне и Иоакиму. Благодаря всем сердцем Бога, тот с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой с твердой верой в исполнение обетования Господа.

После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит ""госпожа"", ""надежда"". Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения. Место Рождества

Пещера, бывшая частью дома Иоакима и Анны Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. На этом месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны. О католическом догмате "Непорочного зачатия"

«Непорочное зачатие», картина Мурильо. Иконография включает изображение Марии, парящей в небесах на полумесяце Православная Церковь с древних времен празднует в 9-й день декабря (ст. ст.) зачатие Пресвятой Богородицы, называя это зачатие преславным и святым. Однако она не признает это зачатие бессеменным и непорочным, как учит католическая церковь, которая в XIX веке провозгласила догмат «Непорочного зачатия». Среди католиков высказывались возражения против такого учения, почему на Триденском соборе оно считалось лишь мнением. Но в 1854 году папа Пий 9-ый возвел мнение о непорочном зачатии Девы Марии в степень догмата, не имея на то никаких данных ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.

Праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы Православная же Церковь лишь рождение Господа нашего Иисуса Христа признает непорочным, ибо Он был рожден чудесным образом - от Духа Свята и Марии Девы. Дева же Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам св. Амвросия, "из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения." Установление праздника Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот день празднуется рождение Той, через Которую пришёл Христос Спаситель. Этот праздник установлен Церковью уже в древности. Первоначально он возник, по-видимому, в Греческой Церкви и скоро после этого появился в Риме, распространяясь на дочерние Церкви. Cв. равноапостольная Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы. Текст праздничного тропаря «Рождество Твое, Богородице Дево» имеется и в римско-католической службе, что является едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песнопений двух Церквей. Для святого Андрея Критского, составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды». Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом.

Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4 Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Кондак Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4 Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.Величание Рождеству Пресвятыя БогородицыВеличаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое. Молитва в день Рождества Пресвятыя Богородицы О, Пресвятая и Богоизбранная Дево, Владычице наша Богородице, Небеси и земли Царице, на радость и утешение всему миру от безплодных и безчадных родителей Богом дарованная! Родившися Божиим промышлением, Ты разрешила еси неплодствие рождшия Тя, и ныне неплодное сердце мое плодоносно сотвори предстательством Твоим у Престола Вседержителева, неплодствовати же соделай мя злыми делы, гнилыми словесы и нечистыми помышленьми. О, Всеблаженная, да явлюся чадо Божие, добродетелей благоплодие присно приносящее. Ты утолила еси пречистым рождеством Твоим плач праматери нашея Евы, и праведныя родители Твоя избавила еси поношения безчадства, и ныне утоли плач и воздыхания многоболезненныя и любогреховныя души моея и избави всех нас поношения злосмрадных дел наших, страстей безчестия и от всякаго порабощения вражескаго. Наипаче же даруй нам, Пресвятая Богородице Дево, во всесветлый день рождества Твоего чистым сердцем разумети и памятовати, с коликою радостию и благодарением неплодная утроба святыя праведныя Анны ношаше Тя, да и мы не точию словесы, но наипаче делы своими выну будем со умилением сердечнем прославляти Тя, вопиюще: Слава пришествию Твоему, Чистая. Слава рождеству Твоему. Слава девству Твоему, Мати Безневестная. Купно же с Тобою сподоби нас непрестанно славити и величати Всесвятый Плод Твой, Слово воплощенно, во чреве Твоем неопально носимо, Емуже слава подобает, честь и покланение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Опубликовано 21.09.17 09:09

Сегодня, 21 сентября, также празднуется Международный день мира, День воинской славы.

vid_roll_width="300px" vid_roll_height="150px">

21 сентября 2017 года православные верующие отмечают Рождество Пресвятой Богородицы - первый из двенадцати великих праздников, посвященных Спасителю.

По преданию, Дева Мария родилась в Иерусалиме, но в РПЦ получила распространение версия святителя Димитрия Ростовского, который считал, что родилась она в Назарете, так как там жили ее родители - праведники Иоаким и Анна.

Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна - из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя.

Семья Девы Марии была зажиточной и уважаемой, но у пары в течение идхумкз долгого времени не было детей, что по еврейским поверьям означает отверженность от Бога. От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

Узнав об этом, Анна, считая себя виновницей их бесплодия, стала еще усерднее молиться Богу, чтобы тот послал ей дитя. И в один прекрасный день к Анне явился ангел и сообщил, что ее молитва услышана. Также ангел велел Анне назвать дочь Марией.

Тот же ангел явился и к Иоакиму и предрек, что через Марию будет даровано спасение всему миру.

Дева Мария появилась на свет 21 сентября (8 сентября по старому стилю). В православии считается, что родилась она естественным образом. Сына же своего - Иисуса Христа - Мария родила чудесным образом, после непорочного зачатия.

Имя "Мария" происходит от древнееврейского "Мараим", что означает "любимая", "желанная".

Рождество Богородицы стали отмечать в конце VI - начале VII века в Византийской империи. Однако еще полтысячелетия праздник не был широко распространен на Западе. Торжественные православные гимны, посвященные Рождеству Богородицы, известны с VI века.

В этот день подчеркивается, что Божия Матерь является большой праведницей, помощницей и заступницей людей, покровительницей сельского хозяйства, которая рождением Христа сделала первый шаг к вечному спасению всех людей.

С праздника в честь Рождества Пресвятой Богородицы начинается новый церковный год, который православным верующим предписывается прожить в духовном и телесном труде. Согласно преданию, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима.

В каждой семье в честь этого праздника принято накрывать большой стол. Наши предки считали, что чем богаче хозяйка подготовится к Рождеству Пресвятой Богородицы, тем щедрее будет урожай на следующий год. Поэтому не забудьте отдать дань природе, положив на стол корзинку с яблоками, грушами, сливами и виноградом. Если урожай был большим, этот праздник раньше отмечали целых две недели.

Что нельзя делать в день Рождества Пресвятой Богородицы

  • . Не занимайтесь тяжелым физическим трудом: оставьте на потом работу по дому, в саду и огороде;
  • . Когда вы сядете всей семьей за стол, на пол нельзя сметать крошки. Если после еды оставался хлеб, его давали домашним животным.
  • . Нельзя также ссориться с близкими и конфликтовать с окружающими (если ситуация близка к критической, попытайтесь решить любые спорные моменты мирным путем);
  • . В день Рождества Пресвятой Богородицы у вас должны быть чистые помыслы. Не повышайте голос на близких людей - это грех. Также нельзя желать другому зла или думать о ком-то плохо.
  • . В этот день соблюдается пост: не разрешено употреблять мясо и алкоголь.

Какой сегодня праздник в России, 21 сентября: День воинской славы (День победы русских полков в Куликовской битве)

Этот праздник посвящен воспоминаниям о победе русских полков под предводительством великого князя Дмитрия Донского над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве. В конце XIV века Золотая Орда переживала распад. Мощь и сила этого государства ослабли. В это время на Руси образуется Московское княжество, под властью которого объединяются русские земли.

Эта весть очень тревожила нового правителя монголо-татарского государства и в 1378 году он послал на Русь войско. Ордынцы были встречены на реке Воже и разбиты. Мамай, узнав о поражении, стал готовиться к большому походу на Русь. Князь Московский Дмитрий Иванович обратился с призывом о сборе русских военных сил в Москве и Коломне. В ночь с 20 на 21 сентября войска переправились через Дон и ранним утром 21 сентября начали разворачиваться в боевой порядок на фронте, откуда двигались силы Мамая. И войско снова было разбито.

Сражение произошло на Куликовом поле. Важным следствием Куликовской битвы было усиление роли Москвы в образовании Русского государства. В 1996 году постановлением Правительства Российской Федерации на месте легендарного сражения был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле".

Международный день мира первоначально имел плавающую дату, его отмечали в третий вторник сентября. В этот день происходило ежегодное открытие сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

На 55-й сессии 28 сентября 2001 года было принято решение отмечать этот праздник 21 сентября, начиная с 2002 года. Цель этого праздника заключается в том, чтобы хотя бы на один день отказаться от ведения боевых действий в мире.

Этот день, как правило, в ООН начинается с церемонии у Колокола мира, в который ударяет Генеральный секретарь ООН после своего обращения. Далее следует минута молчания, призванная почтить память погибших и выступление председателя Совета безопасности ООН.

В целом праздник служит для привлечения внимания к деятельности ООН по поддержанию мира и вовлечению в этот процесс различных людей, организаций и групп.

Рождество Пресвятой Богородицы, еще также называют Богородичным праздником, украинцы празднуют 21 сентября 2017 года. Этот день считают радостным событием, семьи вместе отправляются на церковные богослужения и не берутся за тяжелую работу. Предлагаем вам узнать о том, что можно делать в этот день и от чего все же стоит воздержаться.

Христиане восточного обряда отмечают праздник Рождества Пресвятой Богородицы, или "Второй Пречистой" или "осенины", поскольку в этот день по народному календарю наступает осень. Христиане издавна обращались к Богородице, которая стала объединяющим началом между Богом и человеческим родом, и просили у нее защиты и благословения.

Богородичные праздники пышно отмечаются в местах, где освящались церкви в ее честь. Храмовые (престольные) праздники обычно проходят с богослужением и следующей за ним трапезой. Обязательно устраиваются обеды, где все родственники собираются за круглым столом.

Обычаи праздника Рождества Пресвятой Богородицы, - что можно и стоит делать в этот день

1. Этот праздник также традиционно считается и женским праздником, когда женщину принадлежит почитать как продолжательницу рода. Он, очевидно, наследует древний арийский праздник Рожениц, когда наши предки выражали благодарность опекунам полей и урожаю, дедам-ладам.

2. Женщины, у которых нет детей, устраивают обед i приглашают бедных - "чтобы молилась Богородица за их детей". Женщины также заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают людей к себе на обед. Говорят, что молитвы к Пресвятой Богородице будущих матерей о здоровье и счастье детей, на которых они ждут, в этот день имеют особую силу.

3. Рождество Пресвятой Богородицы отмечается как праздник настоящей радости. Поэтому в эти дни не работали, не постились, а после молитв в храме собирали веселые застолья.

4. Также на праздник издавна приходится последний срок заготовки "волшебного" зелья. Считалось, что собранные между Первым (Успения Пресвятой Богоролици - 28 августа) и Вторым Пречистыми праздниками приворотные травы имели особое свойство привлекать парня к девушке (мужчину к женщине) и наоборот.


Женщины собирают "волшебное зелье" к Богородичному празднику

5. Со дня праздника Рождества Пресвятой Богородицы можно было засылать сватов к девушкам. Также в этот день хорошо делать свадьбу и ходить семьями в гости на застолье.

6. С древних времен также в Рождество Пресвятой Богородицы женщины рано утром пытались пойти на водоем. Считалось, что если женщина в этот день умоется водой до восхода солнца, то красота ее сохранится до самой старости. А для крепкого здоровья детей обливали на пороге водой.

7. Также в этот день начиналась луковая неделя - хозяйки с грядок убирали этот овощ. А к Рождеству Пресвятой Богородицы хозяева пытались собрать весь урожай, пчеловоды в это время начинали готовить пчел к зимовке - убирать ульи.

8. Во это время обычно холодает, поэтому до Второй Пречистой следовало полностью выкопать картошку и засеять землю рожью.

Приметы и пословицы праздника Рождества Пресвятой Богородицы:

- Пришла Первая Пречистая - одела природа ожерелье, пришла Вторая Пречистая - взяла комара нечистая, пришла Третья Пречистая - стала дубрава безлистной.

Пришла Пречистая - на дереве чисто, а придет Покрова - на дереве голо.

Пречистая - картофель чистая.

Пришла Пречистая - принесла сватов нечистая.

Успение рожь засевает, а вторая - дождем поливает.

Если на Рождество Богородицы погода будет солнечной, то и осень ждет теплая и ясная, без обильных дождей. Если небо будет хмурым в этот день, то и осенние холода придут с дождями.

Если девушка умоется к востоку солнца, то ее обязательно посватают в этом году.

Чтобы избежать "злых глаз", клеветы и болезней, в Рождество Пресвятой Богородицы сжечь старую одежду и обувь.

Реклама

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, который верующими ежегодно отмечается 21 сентября, имеет особую важность, ведь в этот день появилась на свет Матерь Иисуса Христа. …

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - важнейший церковный праздник, который в православии относится к числу двунадесятых. Праздник установлен Церковью в 4 веке.

В галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара - Иоаким и Анна. Они были очень благочестивы и праведны, но многие годы не могли завести детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять дары, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Бога.

Узнав об этом, Анна заплакала. Увидев в саду гнездо, в котором пищали маленькие птенцы, она подумала: "Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости". Тогда к ней явился ангел и сказал: "Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария". С этой же вестью ангел явился и к Иоакиму.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь. Рождение Пресвятой Богородицы мотивировало ее отца принести Богу много даров. Он получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. В церкви принято называть Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.

С тех пор праздник Рождества Богородицы 21 сентября всегда отмечается верующими с большим трепетом.

Рассмотрим, что нельзя делать в день Рождества Пресвятой Богородицы.

  • Не занимайтесь тяжелым физическим трудом: оставьте на другой день работу по дому, в саду и огороде;
  • Со стола нельзя сметать крошки на пол. Если после еды оставался хлеб, его давали домашним животным.
  • Нельзя также ссориться с близкими и конфликтовать с окружающими (если ситуация близка к критической, попытайтесь решить любые спорные моменты мирным путем);
  • В день Рождества Пресвятой Богородицы у вас должны быть чистые помыслы. Не повышайте голос на близких людей – это грех. Также нельзя желать другому зла или думать о ком-то плохо.
  • В этот день соблюдается пост: не разрешено употреблять мясо и алкоголь.

Помните, этот праздник стоит начинать с похода в храмы или церковь на молитву. После этого обязательно поздравьте своих близких и сходите в гости к родственникам.

Поздравляем с Рождеством Пресвятой Богородицы. Пусть чистота и свет этого праздника наполняют вашу душу благодатью, а вера будет искренней и крепкой. И тогда в вашей жизни непременно будут случаться настоящие чудеса.

С рождеством Святейшей Богородицы нашей,

Я желаю в праздник чаще улыбаться,

Быть здоровьем полным и всегда задорным,

Православный праздник, может быть прикольным.

Если сердцу больно, к Богу обращайся,

От святой молитвы Ты не закрывайся,

Божья мать поможет, только попроси,

И душой и сердцем господа люби.

С Рождеством Пресвятой Богородицы! Желаю, чтобы молитвы к Богу были услышаны, чтобы каждый день случалось чудо, чтобы Господь протянул руку помощи в минуту тягот, а Ангел стоял за твоим плечом в моменты радостей.

Пресвятой Богородицы Рождество -

Повод к радости и ликованию!

Пусть к тебе придет светлое торжество,

Принимай же сейчас пожелания!

Пусть от Девы Марии в судьбе твоей

Непременно прибудет счастье!

Пусть же день этот станет лучшим из дней,

И изменит все в одночасье!

Пресвятая Матерь Божья родилась в этот сентябрьский день. Она дала жизнь Господу, благословив этим все человечество. Мира, света, добра и чистых помыслов желаем каждому христианину!

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.


Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.


Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божий о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

Иоаким и Анна поношения бесчадства, и Адам и Ева от тли смертный свободистася. Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу и питательницу жизни нашея. (Кондак, глас 4-й).

ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой (Лк. 1; 39-56) .

НИКОЛЬСКИЙ БЛАГОВЕСТ: РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Пресвятая Матерь Божия родилась от престарелых бесплодных родителей в городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка – ""от Назарета может ли что добро быти"", - говорили евреи, когда услышали, что оттуда явился великий Пророк Иисус. Согласно с предсказаниями пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки этого царя мало-помалу теряли свои права, и, когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени, и стало оно наряду с простым народом. Когда в предсказанное пророками время скипетр царский перешел к чужеземцу Ироду; когда наступило железное, все разбивающее царство Римское; когда обнаружился общий упадок нравственности и религии, - тогда иудеи с нетерпением стали ожидать появления Мессии, надеясь видеть Его в образе великого царя-завоевателя, который освободит их от чужеземного ига и предоставит им господство над другими народами.

В Назарете жила благочестивая чета – Иоаким и Анна. Иоаким происходил из колена Иудина, царского племени, Анна была младшей дочерью священника от племени Ааронова, Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. У Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи. Иоаким и Анна были праведны пред Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди Его и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Так достигли они глубокой старости. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним. Ежегодно выделяли они из своих значительных доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам. Остальное же употребляли для собственных потребностей. Они были бы счастливы, если б не бесплодие, преисполнявшее скорбью их сердца. По понятиям того времени бесчадие считальсь бесславием и тяжелым наказанием, тем более прискорбным, что потомкам Давида дана была надежда сделаться орудиями спасения человеческого рода чрез рождение обетованного Мессии. Прошло 50 лет их брачной жизни, а они терпели поношение бездетства. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены. Но он, муж праведный, любил и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею. Безропотно несли они тяжесть испытания, продолжая вести жизнь в посте, молитве и милостынях, укрепляя друг друга любовью и не теряя надежды на милость Божию.

В великие праздники они посещали Иерусалим. Так ко дню обновления храма пришел Иоаким во храм, чтобы вместе с другими своими соотечественниками принести жертву. Но архиерей отверг его приношение, укорив его бесчадием: ""Господь ради каких-нибудь тайных грехов твоих отнял от тебя Свое благословение"". Тяжело было Иоакиму слышать такие нарекания всенародно и, не возвращаясь домой, он ушел в пустыню. Сорок дней праведный старец плакал, постился и молился, взывая к Богу, чтобы отняты были от него позор и нарекания, чтобы даровано было ему чадо в старости. В то же время, узнав об оскорблении, нанесенном мужу, неутешно плакала Анна и, чтобы скрыть от домашних свою скорбь, ушла в сад. Там, под лавровым деревом, с глубокой верой на милость Божию приносила она Ему свои слезные молитвы, прося послать ей в старости радость чадородия. И вдруг пред нею явился Ангел Господень и сказал: ""Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и ею дастся спасение всему миру"". Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что мужа своего она встретит у золотых ворот. Исполнившись благоговейной радости, Анна воскликнула: ""Жив Господь Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам ее на служение Богу, и пусть она служит Ему день и ночь, восхваляя Святое Имя Его"". Ангел Божий явился и праведному Иоакиму в пустыне и сказал: ""Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там, у золотых ворот, найдешь жену твою, которой я возвестил это"".

Супруги встретились, принесли благодарственные жертвы в храме Божием и возвратились домой с твердой верой в исполнение обетования Господа. Православная Церковь с древних времен празднует в 9-й день декабря (ст. ст.) зачатие Пресвятой Богородицы от престарелых, лишенных чадородия родителей, для того, чтобы рожденное Дитя было всеми признано за особый дар Божий, потому что чудесами надлежало приготовить главнейшее чудо, единственную благодатную весть, что от Девы родится Спаситель мира. По учению Православной Церкви, Пресвятая Дева Мария зачата и рождена по обетованию Божию от мужа и жены. Един Господь Иисус Христос родился от Приснодевы Марии безмужно, по наитию Духа Святого. Пресвятая Дева Мария родилась в Назарете от некогда знаменитого дома Давидова, утратившего уже свое величие. Ни блеск, ни слава мира не окружали ее колыбели: все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству Евангелия, благодатною и благословенною со дня воплощения от Нее Спасителя мира.

По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит ""госпожа"", ""надежда"". Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения. В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник: еще в IV в. равноапостольная Елена соорудила храм в честь и память Рождества Матери Божией. Праздник этот великий, двунадесятый, вселенский, совершается 21 сентября (н. ст.). Это праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость. Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

С праздником, православные!