Отчет по смп
15 ноября 2016 16:29:00
Правительством РФ реализован план (дорожная карта) "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием". Как известно, государство выступает крупнейшим потребителем, поэтому для малого и среднего бизнеса чрезвычайно ценно получение статуса защищенного преференциями поставщика. В статье сделан обзор действующих и планируемых к внедрению законодательных норм, регулирующих участие малых и средних предприятий в системе госзакупок.
Закупки для государственных и муниципальных нужд, а также закупки юридических лиц с долей участия государства (муниципалитетов) регулируются двумя основными нормативными актами:
– Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N 44-ФЗ);
– Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон N 223-ФЗ).
Оба эти закона предусматривают преференции в государственных закупках для субъектов малого и среднего предпринимательства*(1).
Закон N 44-ФЗ
Право на преимущество при закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) установлено п. 3 ч. 4 ст. 27 Закона N 44-ФЗ. Для реализации этого права заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок (ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. руб. (пп. 1 ч. 1 ст. 30 названного закона).
Стандартный путь выборки квоты связан с заключением прямых контрактов. Заказчики в извещениях об осуществлении закупок устанавливают ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО. Участники закупок, в свою очередь, декларируют в заявках на участие в закупках принадлежность к СМП, СОНКО.
Кроме этого, заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. Данное условие включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В Докладе Минэкономразвития о результатах мониторинга применения Закона N 44-ФЗ в 2015 году*(2) указано, что контрактная система стала действенным механизмом поддержки субъектов малого предпринимательства. Так, в качестве оплаты только по прямым контрактам малому бизнесу в 2015 году было направлено более 490 млрд. руб., что на 41% превышает аналогичный показатель 2014 года. По предварительным оценкам, с учетом субподрядных договоров установленная 15%-ная квота закупок у малого бизнеса выполнена в полном объеме. Среднее количество заявок участников закупки из числа СМП, СОНКО на одну процедуру определения поставщика в 2015 году составило 3,1, что в 1,5 раза превышает аналогичный показатель 2014 года.
Закон N 223-ФЗ
Пунктом 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ право установления особенностей участия субъектов МСП в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годового объема закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядка расчета указанного объема предоставлено Правительству РФ. Им в целях исполнения норм Закона N 223-ФЗ издано Постановление от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Постановление N 1352).
Постановление Правительства N 1352
Этим постановлением утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее – Положение). Обязанность осуществлять закупки у субъектов МСП установлена с 01.07.2015 для заказчиков, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд. руб., с 01.01.2016 – для заказчиков, годовой объем выручки которых более 2 млрд. руб. (п. 2 Положения).
Закупки у субъектов МСП осуществляются путем торгов и иными способами (п. 4 Положения):
1) посредством процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), участниками которых являются любые лица, в том числе субъекты МСП;
2) посредством процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к участию в которых допускаются только представители МСП;
3) посредством установления в проекте договора и документации о закупке требования о привлечении субподрядчиков (соисполнителей) из числа МСП.
Годовой объем закупок у субъектов МСП устанавливается в размере не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых являются только представители малого и среднего бизнеса, не может составлять менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками (п. 5 Положения).
Если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не превышает 50 млн. руб. и указанные товары, работы, услуги включены в перечень*(3), заказчик обязан осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов МСП (п. 18 Положения). А если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг превышает 50 млн. руб., но не превышает 200 млн. руб. и указанные товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик вправе закупить их у субъектов МСП (п. 19 Положения). Наиболее востребованной продукцией (услугами) у МСП являются: продукция и услуги обрабатывающей промышленности; услуги, связанные с исследовательской и коммерческой деятельностью; продукция и услуги строительства; социальные, персональные услуги; услуги в оптовой и розничной торговле; услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования.
В связи с необходимостью увеличения спроса на товары, работы и услуги субъектов МСП Минэкономразвития предложило внести изменения в Постановление N 1352. Проект изменений*(4) предусматривает увеличение годового объема закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП по прямым контрактам до 15%.
Постановление Правительства N 182
Постановлением Правительства РФ от 11.03.2016 N 182 "О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта" на 2016 год в число таких случаев включено проведение закупок, в которых участвуют только СМП, СОНКО. Необходимость предоставления обеспечения является непосильным бременем для многих предпринимателей, исключая тем самым их участие в закупках. Предложенное решение призвано способствовать снижению финансовой нагрузки на малый бизнес при исполнении контрактов, поддержанию стабильности системы государственных закупок в 2016 году.
Законопроект N 821534-6
Законопроект N 821534-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в части совершенствования закупок)"*(5) (далее – законопроект N 821534-6) принят Государственной Думой 15.09.2015 в первом чтении. Цель разработки законопроекта – расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Многообразие способов закупок в настоящее время является существенным препятствием для доступа к закупкам субъектов МСП, поскольку затрудняет подготовку к процедуре закупки, создает предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками (подрядчиками, исполнителями). В законопроекте N 821534-6 сформирован исчерпывающий перечень конкурентных способов закупки. При этом предлагается ввести предельное значение начальной (максимальной) цены договора, до которого заказчики будут обязаны осуществлять закупки с использованием указанных способов. Отмечено, что такое значение целесообразно установить актом Правительства РФ в размере 200 млн. руб., то есть в ценовом диапазоне, наиболее доступном для субъектов МСП.
Также законопроектом N 821534-6 предлагается урегулировать вопрос о количестве электронных площадок, обеспечивающих проведение электронных процедур закупок. Неограниченное число электронных площадок вынуждает потенциальных участников закупок проходить аккредитацию на значительном количестве таких площадок, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых затрат. Указанные факторы затрудняют доступ к закупкам субъектам МСП, создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков.
Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства
Во исполнение Указа Президента РФ от 05.06.2015 N 287 "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства" создано Акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее – Корпорация).
С участием данной Корпорации с 01.05.2016 в России начнет функционировать двухуровневая система контроля доли закупок у субъектов МСП. Корпорация будет осуществлять мониторинг планов закупки в отношении 70 отдельных заказчиков федерального уровня (общий планируемый объем закупок на 2016 год – 3,9 трлн. руб., планируемый объем прямых закупок у субъектов МСП – 44 млрд. руб.), органы исполнительной власти субъектов РФ и созданные ими организации (уполномоченные органы) – в отношении 135 конкретных заказчиков (общий планируемый объем закупок на 2016 год – 512 млрд. руб., планируемый объем прямых закупок у субъектов МСП – 59 млрд. руб.).
С 01.12.2016 Корпорация, органы исполнительной власти субъектов РФ и созданные ими организации также начнут проведение оценки соответствия в отношении проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.
* * *
Проведенный обзор показывает, что Правительством РФ неуклонно проводится политика вовлечения субъектов МСП в систему государственных закупок. В течение 2015 года была сформирована нормативная база в сфере участия субъектов МСП в закупках. В настоящее время решаются проблемы, связанные с формально открытым, но фактически затрудненным доступом МСП к системе госзакупок. Планируемые изменения призваны упростить для поставщиков – субъектов МСП правила закупок и снизить их затраты на участие в закупках.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых и средних предприятий определены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
*(2) Размещен на официальном сайте Минэкономразвития (www.economy.gov.ru) в разделе "Деятельность" – "Контрактная система в сфере закупок".
Законом о контрактной системе (ФЗ-44, ст. 27) предусматриваются ряд льгот отдельным категориям участников закупок, в частности, социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) и субъектам малого предпринимательства (СМП).
К субъектам малого предпринимательства согласно ФЗ-209 от 24.07.2007 относят юридических лиц, отвечающих нескольким условиям:
- число сотрудников до 100 человек;
- до 800 млн. руб. доход за истекший год;
- в уставном капитале не допускается участие государственных, муниципальных органов, общественных организаций, фондов, свыше ¼ части (25%);
- не более 49% долей принадлежит другим компаниям (юрлицам), в том числе иностранным.
С 2016 года общероссийский реестр малых и средних предприятий (МСП) ведется налоговыми органами РФ.
Некоммерческие организации (СОНКО) создаются согласно ФЗ-7 от 1996г. в целях соцподдержки граждан, благотворительной, культурной, просветительской и иной деятельности, не предусматривающей получение прибыли. Цели деятельности подтверждаются учредительными и уставными документами.
Преимущества для малого бизнеса
Часть 1 статьи 30 ФЗ-44 определяет, что не менее 15% от совокупной величины финансирования (СГОЗ), утвержденного на текущий финансовый год, и предназначенного для оплаты контрактов заказчика (объема закупок) следует размещать у СМП и СОНКО
В указанный объем не входят лишь закупки, специально перечисленные ч.1.1 ст. 30 ФЗ-44 (для безопасности/обороны страны, услуги по кредитованию, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), заключаемые по ч. 1 ст. 93 ФЗ-44, в атомной энергетике, и проводимые закрытыми способами).
От оставшегося объема финансирования минимум 15% конкурсных процедур необходимо провести специально для малого предпринимательства и некоммерческих организаций. При закупках у СМП/СОНКО следует иметь в виду несколько нюансов:
- верхний предел объема таких закупок не ограничен;
- по решению заказчика он для выполнения объема вправе проводить и закрытые процедуры, и другие, предусмотренные ч.1.1 ст.30 закупки (за исключением закупок у единственного поставщика).
За недостижение установленного уровня закупок в 15% установлена административная ответственность по ч.11 статьи 7.30 КоАП РФ - штраф на должностное лицо заказчика в размере 50 тыс. руб.
Как осуществляются закупки у малого бизнеса
Государственный или муниципальный заказчик часть своих нужд обязан обеспечить за счет контрактов с малыми предприятиями или некоммерческими организациями, делая это следующими способами:
- Проведением закупок (конкурсов, аукционов, котировок) специально для указанных лиц. При этом начальная цена контракта не должна превышать 20 млн. руб., размер обеспечения заявки участника - не более 2% от начальной цены закупки. Документация должна содержать условие о допуске к участию только СМП и СОНКО. После выполнения обязательств поставщиком/исполнителем/подрядчиком оплата ему должна быть перечислена не позже 30 дней.
- Указав в закупочной документации обязанность победителя привлечь к исполнению контракта соисполнителей из числа малого бизнеса (конкретный процент от цены контракта, но не менее 5%).
Если закупка проводится среди СМП/СОНКО, участник закупки в составе заявки декларирует свою принадлежность к этим субъектам. Форма такой декларации не утверждена, и составляется произвольно. Если организация уже включена в единый реестр малых и средних субъектов, можно представить выписку
В нашу редакцию поступают вопросы о порядке применения норм закона о госзакупках, в частности, о расчете совокупного годового объема закупок (СГОЗ). Это не случайно, ведь от его величины зависят и решения о создании контрактной службы, определение объема денежных средств, которые может потратить учреждение на осуществление закупок у единственного поставщика или проведение запроса котировок. Сегодня мы расскажем о том, что же такое и как его правильно определить для различных нужд.
Что такое совокупный годовой объем закупок по 44 ФЗ и для чего он нужен?
Как мы с вами знаем, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) проводится спортивными организациями на основании федеральных законов от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). Понятие СГОЗ присутствует лишь в Законе № 44-ФЗ, и спортивным организациям нужно знать, что это такое и как его рассчитать, ведь от него многое чего зависит.
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с названным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала этого финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Отметим, что данное определение было введено в Закон № 44-ФЗ Федеральным законом от 04.06.2014 № 140-ФЗ ввиду того, что существовали споры по поводу включения сумм длительных контрактов, заключенных в предыдущем году и продолжающих исполняться в текущем. Теперь все ясно и понятно: если контракт заключается в текущем году и будет исполняться в течение нескольких лет, в войдет лишь та часть суммы контракта, которая в соответствии с доведенными лимитами (для бюджетных учреждений - в соответствии с планами финансово-хозяйственной деятельности) будет оплачена в текущем году.
Почему важно правильно определить размер совокупного годового объема закупок по 44 фз? Потому что от него зависят:
- Расчет объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Напомним, что согласно ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у данных организаций в объеме не менее чем 15% СГОЗ.
- Создание контрактной службы. В частности, если совокупный годовой объем закупок заказчика превышает 100 000 000 руб., необходимо создать контрактную службу (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным) (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Если же совокупный годовой объем закупок по 44 фз не превышает 100 000 000 руб. и служба не создана, заказчик должен назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, - контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
- Объем закупок путем запроса котировок. Согласно ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 10 000 000 руб.
- Расчет объема закупок у единственного поставщика на сумму до 100 000 руб. В частности, в силу п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок по 44 фз и не должен составлять более чем 50 000 000 руб.
Как считать совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика?
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может производиться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании названного пункта, не должен превышать:
- 2 000 000 руб.;
- 5% СГОЗ и не должен составлять более чем 50 000 000 руб.
Обратите внимание, что данные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Как же определить совокупный годовой объем закупок по 44 фз? Некоторые учреждения берут план-график, складывают начальные максимальные цены контрактов и получают совокупный годовой объем закупок по 44 фз. Однако это неверный подход.
Действительно, пока нормы Закона № 44-ФЗ о планировании не вступили в силу (напомним, что ст. 16 - 19 и 21 Закона № 44-ФЗ вступают в силу с 01.01.2016) , заказчики размещают планы-графики на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, с учетом особенностей, определенных Приказом Минэкономразвития РФ № 544, Федерального казначейства № 18н от 20.09.2013, и по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ № 761, Федерального казначейства № 20н от 27.12.2011. Согласно названной форме в плане-графике отражаются лишь закупки на текущий финансовый год, а закупки, перешедшие с предыдущего года, в нем отражать не надо. Совокупный годовой объем закупо как считать? СГОЗ нужно рассчитывать по формуле:
Разберем эту формулу на примере. У спортивной организации совокупный годовой объем закупок по 44 фз равен 3 000 000 руб. Если для осуществления закупок у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ эта организация выберет 5% от СГОЗ, то она сможет осуществить не так уж и много закупок по данному пункту, поскольку 5% от СГОЗ в таком случае составят всего лишь 150 000 руб. (3 000 000 руб. х 5%). Если же она выберет 2 000 000 руб., то в этом случае спортивная организация сможет осуществить закупки у единственного поставщика до 100 000 руб., а оставшийся 1 000 000 руб. придется израсходовать путем закупок, проведенных иными способами.
Как считать совокупный годовой объем закупок для закупок у субъектов малого предпринимательства?
Общий порядок расчета совокупного годового объема закупок по 44 фз мы рассмотрели в предыдущем разделе статьи. Этот же порядок применяется для расчета объема закупок путем проведения запроса котировок (10% от СГОЗ). Однако для расчета совокупного годового объема закупок по 44 фз в целях определения суммы средств, которые спортивное учреждение должно потратить на закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, данная формула не подойдет.
Напомним, что в силу ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% СГОЗ путем:
- проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 000 000 руб.;
- установления в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа данных организаций.
Обратите внимание.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 44-ФЗ социально ориентированными некоммерческими организациями считаются организации, осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (социальную поддержку и защиту граждан, охрану окружающей среды и защиту животных, деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни и пр.).
При определении объема закупок, предусмотренного ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, в расчет СГОЗ не включаются закупки:
- для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- услуг по предоставлению кредитов;
- у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
- работ в области использования атомной энергии;
- при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Фото: www.ru.123rf.com |
Таким образом, чтобы определить норму закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, надо исчислить и вычесть из него суммы, предусмотренные на оплату товаров, работ и услуг, названных выше, а затем рассчитать 15% от полученного результата.
Например, спортивной организации на 2015 год составил 5 000 000 руб. Согласно плану-графику на 2015 год организация собирается закупить товаров, работ или услуг у единственного поставщика на 2 000 000 руб. Следовательно, у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций спортивное учреждение должно закупить товаров, работ или услуг на 450 000 руб. ((5 000 000 - 2 000 000) руб. х 15%).
Совокупный годовой объем закупок по 44 фз. К сведению.
При заключении контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур определения поставщика нужно будет пересчитать норму закупок (15%) по ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.
Отметим, что в случае признания процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, не состоявшейся заказчик вправе отменить ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки не учитываются в объеме закупок, произведенных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и разместить его в единой информационной системе до 1 апреля года, следующего за отчетным. В данный отчет заказчик включает информацию:
- о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями;
- о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
- о договорах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организациях, заключенных с субподрядчиками или соисполнителями, если заказчиком в извещении было установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа таких организаций (ч. 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
К сведению.
В настоящее время форма и порядок размещения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций не утверждены.
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что СГОЗ достаточно важен, поэтому нужно со всей ответственностью отнестись к его исчлению во избежание ошибок при определении объема средств, которые спортивное учреждение может потратить на закупку у единственного поставщика, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также закупку путем проведения запроса котировок. И помните, что СГОЗ не равен годовому объему закупок по плану-графику.
«О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Т. Шадрина
эксперт журнала
«Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», №3, март, 2015 г
.
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки поступает очень много вопросов по теме размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП). Поэтому сегодня я решил написать небольшую обзорную статью, и сжато, но по существу, ответить на все часто задаваемые вопросы. Так как большинство участников закупок (поставщиков) относятся именно к категории субъектов малого предпринимательства, то данная статья будет полезной и актуальной для большинства посетителей моего сайта. Поэтому предлагаю сразу же перейти к сути нашей сегодняшней темы.
1. Определение субъектов малого и среднего предпринимательства
Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» , к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
2. Условия, которым должны соответствовать субъекты малого и среднего предпринимательства
- Для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая.
- Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий;
в) до 15 человек - микропредприятия.
Примечание: Если закупки проводятся для субъектов малого предпринимательства (СМП), то численность работников не должна превышать 100 человек включительно.
- Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Примечание: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702 для субъектов малого предпринимательства эта цифра составляет – 800 млн. рублей. Для микропредприятий — 120 млн. рублей, для средних предприятий — 2 млрд. рублей.
3. Объем закупок у СМП по 44-ФЗ
В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.
Согласно ч. 1.1. ст. 30 44-ФЗ при определении объема закупок, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
- для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- услуг по предоставлению кредитов;
- у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
- работ в области использования атомной энергии;
- при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
4. Способы закупок у СМП
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций могут осуществляться следующими способами: , конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, , , запросы предложений.
5. Перечень закупок у СМП по 44-ФЗ
Многих поставщиков интересует следующий вопрос: Существует ли по 44-ФЗ перечень товаров, работ, услуг, закупки которых должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства? Отвечу, что такого перечня нет, поэтому закупать с предоставлением преференций для СМП и СОНО можно любые товары, работы, услуги.
6. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках
- Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (численность работников или выручка (стоимость активов)).
- Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения численности работников или объёма выручки (стоимость активов) выше или ниже, указанных предельных значений, в течение 3-х календарных лет , следующих один за другим.
- Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают установленных предельных значений.
- Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ установлен предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, для государственных или муниципальных нужд у СМП – 20 млн. рублей .
- При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
- В совместном письме МЭР № 7158-ЕЕ/Д28и и ФАС № АЦ/13590/14 от 4 апреля 2014 года «О позиции МЭР и ФАС по применению норм 44-ФЗ к отношениям связанным с осуществлением закупки у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций» сказано следующее:
Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства Законом о контрактной системе не предусмотрена.
Т.е. исходя из выше изложенного, достаточно всего лишь в заявке продекларировать свое отношение к СМП и все. Этого будет достаточно.
Образцы деклараций соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Вы сможете скачать на сайте в разделе пункт 5.
- Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у СМП не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.
7. Административная ответственность заказчика за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП
Статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП:
Часть 11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей .
Вот, собственно говоря, и все основные моменты, которые необходимо знать поставщику для участия в торгах, размещаемых для субъектов малого предпринимательства.
На этом сегодня все. До встречи в следующих выпусках!
P.S.: Если материал статьи был вам полезен, то обязательно ставьте “лайки”, и делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Прежде всего ответим на вопрос: «Закупки у СМП и СОНО — что это?» Законом о контрактной системе закреплена обязанность заказчика осуществлять заказы у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Разберемся подробнее.
Первые — это зарегистрированные в установленном порядке юридические лица (хозяйственные общества, партнерства, КФХ) и индивидуальные предприниматели. Законом № 209 , по которым то или иное лицо можно отнести к этой категории. К примеру, конкретная численность работников для средних и малых предприятий, показатели дохода за год либо статус участника проекта «Сколково».
СОНКО или СОНО (социально-ориентированные некоммерческие организации) — это лица, созданные в определенных формах (к примеру, общественные организации, фонды) с целью решения социальных проблем, развития гражданского общества и иные, предусмотренные Законом № 7-ФЗ.
Привилегии и способы их реализации
Годовой объем закупок у СМП по 44 ФЗ (ст. 30) должен составлять не менее 15%, также как и у СОНО. При этом реализовать привилегию можно двумя способами:
- ( , конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, и предложений), которых могут быть только СМП и СОНО;
- требованием привлекать в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, если говорить о первом способе, то следует иметь ввиду, что должна быть не более 20 млн. рублей.
СГОЗ — что это?
Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) — это общее число денежных средств, выделяемых в целях приобретения товаров, работ и услуг. СГОЗ определяется на финансовый год. Указанные средства предназначены для оплаты договоров в данном финансовом периоде. На вопрос, необходимо ли включать стоимость долгосрочных контрактов, которые оформлены в прошлом году и исполняются в текущем, отвечаем: в таком случае в СГОЗ следует включать только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем периоде.
Итак, для чего же необходим совокупный годовой объем закупок:
- для принятия решения о создании контрактной службы;
- для расчета объема торгов, которые необходимо провести для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (напомним, при закупке у СМП по 44 ФЗ процент составляет 15%, как и у СОНО);
- для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у ;
- в целях определения количества товаров и услуг, которые возможно закупить путем проведения запроса котировок.
Закупки у СМП по 223 ФЗ
Как и Закон о контрактной системе, 223 ФЗ предусматривает проведение торгов с участием субъектов малого предпринимательства. Особенности проведения таких закупочных процедур устанавливаются Правительством РФ. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, торги для субъектов малого предпринимательства проводятся тремя способами:
- тендер, участниками которого могут быть любые лица, в том числе и рассматриваемые нами субъекты;
- тендер, в котором участвуют только субъекты малого предпринимательства;
- тендер, в котором заказчиком выставлено требование о привлечении в качестве субподрядчика субъектов малого предпринимательства.
Необходимо отметить, что годовой объем закупок у них устанавливается в размере 18%.