Что такое завет с богом. Завет

(Прежде статья публиковалась под псевдонимом Сергей Макаров)

I. ЗАВЕТ БОГА С ЧЕЛОВЕКОМ
“Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих (Пс.88:35; см. 34-38).
“И вот, завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века” (Ис.59:21).

Бог являет Себя человеку в обычном порядке вещей, в чудесах, в Слове и в Своем Сыне. Все это есть Откровение Божие о Себе. Это Откровение является в делах творения, провидения и искупления. Но эти дела могут быть должным образом поняты лишь при условии нашего понимания свойств Бога. Например, того, что Бог верен Своему Слову, что Он не отменяет и не изменяет его. Понимая свойства Бога, мы понимаем и Его дела, и наоборот: понимание дел Божиих позволяет понять Его свойства.

Бог вступает в отношения с человеком посредством заключения завета. Завет устанавливает определенные отношения и обязательства. Само выражение: “Я – Господь” указывает на завет: Бог есть наш Господин, мы – Его рабы, служители, работники, которые обязаны исполнять то, для чего созданы, не требуя никакой награды. Поэтому мы с полным основанием можем сказать, что наш Бог есть Бог завета.

Сотворив Адама и Еву, Бог благословляет их: “И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле” (Быт.1:28). Первое слово Бога, обращенное к человеку, есть слово обетования и одновременно благословения. Не приказ, не осуждение, но благословение. И это, заметьте, прежде каких-либо дел человека, хороших или плохих.

В чем состояло благословение? Человеку дается возможность непосредственного общения с Богом. Это не награда за труды, возможность общения предоставляется сразу по сотворении. Если бы даже Адам изумительно выполнил всю порученную ему работу, он не имел бы права требовать награды или благословения. Ведь он и был создан на то, чтобы эту работу выполнять. Завет предполагал (и устанавливал) счастливые отношения между Богом и человеком.

Но Адам должен был довериться слову Господа. Доверие к Его слову возможно лишь при совершенном признании авторитета Бога и признании Его верности. Если бы Адам безусловно подчинился слову Божиему и выполнил данную ему заповедь: не есть плодов с дерева познания добра и зла, это обеспечило бы продолжение благословения, то есть общения Адама с Богом. Нарушение Адамом заповеди привело его к смерти (Быт.2:17).

Согласно Божиему установлению, нарушители заповеди должны умереть (Рим.6:23). Бог праведен, Он не смотрит на непослушание сквозь пальцы, не продолжает благословлять по-прежнему, как будто ничего не произошло. Поэтому преступление людьми заповеди отделило их от Источника жизни. Жизни как духовной, так и физической.
Однако, после нарушения человеком завета Бог не изменяет условий завета. Он остается верен Своему слову.

* * *
После грехопадения Адама Бог установил с ним завет, в котором присутствует обетование о спасении (до грехопадения спасать человека было не нужно).

От всех людей, как и от Адама, по-прежнему требуется доверие к словам Божиим, признание Бога как Творца и вера в Него как в Спасителя, требуется вера в Его неизменное слово. Завет обусловлен обязательством подчинения. Подчинение освящено благословениями. Нарушителей завета ожидает проклятие.

Призвание новых свидетелей в завет (Ной: Быт.9:8-9; Авраам: Быт.12:1-3; 17:1-2) подтверждает верность Бога заключенному завету. Бог хранит Свое слово: завет с Авраамом, Исааком, Иаковом все тот же, он – вечен. В Книге Исход (2:24) мы читаем: “вспомнил Бог завет Свой”. Исход из Египта народа Божиего во главе с Моисеем свидетельствует о верности Бога в соблюдении завета.

II. ЕДИНСТВО ЗАВЕТА
Адам представлял все человечество в целом и каждого из нас в отдельности. После него человечество в отношении завета подразделяется на две группы: те, кто сохраняет завет (народ Божий), и те, кто вне завета, то есть нарушители завета. Св. Писание характеризует нарушение завета как восстание, предательство. В этом отношении пророк Осия нисколько не отличает своих современников от Адама. Подобно Адаму, они также восстали против Бога: “Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне” (Ос.6:7).

В сущности, всякий грех людей есть несоблюдение завета. Одного и того же завета послушания, исполнения, слушания Бога. “И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей” (Ис.24:5-6).

Возобновленный после грехопадения завет был благодатным по характеру, основывался на обетовании Божием о спасении. Последующие заключения завета не противоречат предыдущим, но служат дополнением и расширением в отношении полноты Откровения. Все обетования Божии, данные в завете, последовательно концентрируются на Христе и Его деле искупления. Поэтому кальвинистская теология признает единство и последовательность управления завета Божиего. Отрицание же единства завета ведет к признанию наличия двух планов Божиих: одного о Христе и Его Церкви, и другого – о еврейском народе и земле Израиля... Получается искусственное разделение, то есть: небесная и земная программы, предназначенные для искусственно разделенных Церкви и Израиля. Но подобный взгляд противоречит ап. Павлу, который обращается к общине Галатов, состоявшей из пришедших ко Христу бывших иудеев и язычников (Гал.6:15-16). Павел говорит, что язычники, спасенные Христом, теперь присоединены к сообществу Израильскому (Еф.2:12).

Поэтому совершенно неправомерно отделение завета, заключенного с Авраамом, от завета с Моисеем, будто последний представляет собой лишь сухое безблагодатное законничество... Когда ап. Павел пишет, что Израиль не достиг праведности через дела закона (Рим.9:31-32), он имеет в виду неверное понимание иудеями завета, но не отвергает закон (Гал.2:19). Завет с Авраамом не мог быть нарушен или изменен и через 430 лет. И неужели Моисею были даны лишь бесполезные обетования (Гал.3:17)? Закон не дается в качестве альтернативы обетованиям. Павел говорит, что закон не “противен обетованиям Божиим” (Гал.3:21). Поэтому не следует противопоставлять завет – закону, Авраама и Давида – Моисею (Гал.3:7; 3:29). Завет с Моисеем говорит не только о земном царстве потомков Давида, но и указывает на Христа, – истинного Царя. Моисей призван в тот же завет, что и Авраам. Вручение Моисею закона не есть установление принципиально иных отношений между Богом и человеком.

Так же неверно полагать, что закон есть какое-то приложение или дополнение к завету. Между законом и заветом существует неразрывная связь: “И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие” (Исх.34:27-28). Когда Моисей объясняет Израилю характер и сущность данного всему народу благословения, он указывает на завет: “Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой” (Втор.7:9).

Бог заключает завет с Давидом и Его потомством (2Цар.23:5; Пс.88:4-5, 35-38). И в этом случае завет остается тем же самым, что и во дни Авраама. А во времена пророка Исаии вновь подтверждается истина о единстве завета – завет один, и этот завет вечный (Ис.55:3). Говорит о завете и пророк Иеремия. Ему открыто пришествие дней, когда обетования завета придут в исполнение. Пророк говорит о днях Нового Завета (Иер.31:31-34), то есть о том, что соделает Христос, а именно: исполнит обетования завета. (Нелишне заметить, что Писание рассматривает дело Христа по спасению Своего народа в терминах завета, см. Евр.13:20).

* * *
Новый завет имеет ту же цель, те же Таинства, что и Ветхий. Писание говорит о духовном обрезании крайней плоти сердца (Втор.10:16; Иер.4:4; Кол.2:11,12), указывает на духовный характер ветхозаветных Таинств (1Кор.10:1-4, 15-17). И в Ветхом завете, и в Новом одни и те же стороны завета: Бог и Его народ (Рим.11:16-24; Еф.2:11-14).

Все Писания последовательно ведут к Божиему благодатному обетованию во Христе Иисусе. Прежде Христа были тени и прообразы, указывающие на Него, но исполнение обетований завета происходит в Личности Христа, Его деле искупления.

Итак, несмотря на то, что Писание упоминает несколько случаев заключения завета, будет теологически некорректно полагать их разными заветами. Все это один завет. Все заветы, отраженные в Законе, Псалмах и Пророках, являются неотъемлемой частью единого завета благодати. Евангелие и Новозаветные Послания показывают, как исполняются обетования этого завета, как совершается спасение.

III. ХРИСТОС ЕСТЬ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЕТОВАНИЙ ЕДИНОГО ЗАВЕТА БЛАГОДАТИ

“Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: Навек
утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой” (Пс.88:4).

Мы не поймем во всей полноте дело нашего спасения, если не увидим, что Христос исполняет завет (“Сотворит милость с отцами нашими и помянет святый завет Свой”, Лк.1:72), ибо Его воскресение и служение спасения есть исполнение благословений завета. Об этом говорит апостол Петр, обращаясь к народу Израиля: “Вы сыны пророков и завета, который завещавал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: “и в семени твоем благословятся все племена земные”. Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших” (Деян.3:25-26).

Когда Адам нарушает завет, Бог милостиво восстанавливает его, обещая послать Спасителя, Который уничтожит врага рода человеческого (вспомним, что сказано змею-искусителю: “И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту”, Быт.3:15). Это первое обетование Пришествия Христа. Было обещано, что Христос восстановит правильные взаимоотношения между Богом и человеком (Ин.12:31-32, 1Ин.3:8). Установление завета, напомним, явилось незаслуженным благодеянием грешному человеку (Иер.11:2-4). То же самое можно сказать о Израиле: завет основан не на достоинстве народа, но на любви Божией (Втор.7:7-9).

Исполнение завета спасения, или исполнение обетования о спасении, было явлено в истории искупления народа Божиего. Каждый период истории указывал на Христа и Его дела, указывал на грядущего Спасителя (2Кор.1:20). Каждое обетование завета (заключенного с разными людьми) подтверждено и утверждено во Христе. Все в Писаниях говорит о грядущем Спасителе (Лк.24:27). Посредник и Ходатай Нового завета (Евр.12:24) Господь Иисус Христос обетовал через Иеремию его заключение:

“Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат – брата и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер.31:31-34).

Перед распятием Христос пьет чашу этого Нового Завета (Лк.22:20), возвещая о скором его исполнении.

Своею смертью и воскресением Христос исполнил обетования ветхозаветных Писаний, даровав народу Божиему обетованные блага (Евр.9:15). Так Христос обрел наследие, обещанное Аврааму (1Пет.1:4; Гал.3:16; Еф.1:14). В Нем благословляются народы (Лк.2:32; Мф.12:21; Деян.13:47-48; Гал.3:14). Христос есть образец праведности, явленной в законе Моисеевом (Мф.5:17; Евр.4:15; 1Ин.2:5-6). Христос есть истинная и совершенная жертва за грешников, требуемая в завете по закону Моисееву (Евр.9). Наконец, Христос есть долгожданный Царь, который был обетован в завете с Давидом (Иез.37:24-26; Лк.1:32-33; Деян.5:31; 1Кор.15:25; 1Тим.6:15).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бог верен Своему слову. Бог и сегодня исполняет завет, заботясь о человеке, держащемся завета. Человек лишь тогда угоден Богу, когда исполняет Его завет.

Завет соответствует всему миропорядку. Так, человек не свободен от законов природы. Можно сказать иначе: он свободен лишь в той мере, в какой следует этим законам, исполняет их. Везде мы можем увидеть завет, сопряженный с исполнением определенных законов, установлений, что влечет благословения, и напротив – неисполнение влечет проклятия (наказания), обусловленные заветом. Все основано на завете.

Поэтому Церковь требует законного в нее вхождения – через заключение завета (крещение). Не менее важен семейный завет. Этот же принцип относится и к государству. И оно определяется заветом Божиим, а не договором людей. Вот почему и в наше время совершенно необходим коллективный завет с Богом всего народа.

Нынешние политики предлагают свое решение многих вопросов, связанных с семьей, обществом, религией. Но христиане призваны объяснять и проповедовать сущность завета Божиего, чтобы все жители земли становились исполнителями завета, не подвергая сомнению суверенную власть Бога, установившего завет.

---------------
К вопросу о предопределении и неизменном плане Божием: думаю, все согласятся, что слово “вспомнил” не дает нам основания полагать, что Бог может что-то забыть.

«Старый Завет», «Новый Завет» - словосочетания, которые хоть раз в жизни слышали даже неверующие люди. При этом мало кто имеет ясное представление, что означает слово «завет» в Библии. Но для начала обратимся к толковому словарю. «Завет – это наказ, наставление, завещание, данное последователям или потомкам».
В Библии под этим термином понимается завет между Богом и человеком. На первых страницах Библии читаем о завете Бога с Ноем. Мы не знаем, какая в то время была жизнь людей в материальном плане, но знаем, что моральная деградация тогда достигла предела. «И увидел Господь, что велико развращение человека на земле, и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время». (Быт. 6:5). И решил Бог навести потоп на всю землю. Но жил тогда человек по имени Ной, чей образ жизни коренным образом отличался от общепринятого. Сказано, что Ной обрёл благодать пред очами Господа, потому что Ной был человек праведный и непорочный в роде своём; Ной ходил пред Богом. (См. Быт.6:8,9). Бог открыл Ною Свой план навести потоп на всю землю и повелел ему построить ковчег, чтобы его семья могла спастись. «Но с тобою я поставлю завет Мой, и войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою». (Быт. 6:18). Из этого места Писания мы видим, что взаимоотношения между Богом и Ноем названы словом «завет».
Далее Бог заключил завет с Авраамом, позднее – завет со всем народом израильским. Завет с израильским народом – это и есть Старый Завет. Но мы живём во время Нового Завета, и сегодня Бог хочет заключать завет не с отдельными праведниками и даже не с отдельным народом. Сегодня Бог хочет заключить Свой завет лично с тобой, с каждым жителем нашей планеты в отдельности. И ради этого Бог послал Своего Сына на землю. Живя на земле, Иисус зарабатывал на хлеб своими руками, работая плотником. Как и все люди, Он болел. В Библии сказано, что Он изведал болезней. Он во всём уподобился нам, простым людям, чтобы дать нам пример, как жить в этом мире жизнью, которая угодна Богу. Как часто люди проклинают свою жизнь и свою судьбу из-за тяжёлой работы и болезней. Но Христос, испытывая тяготы жизни, ни разу не согрешил, то есть из Его уст не исходили проклятия или гнилые слова в трудных ситуациях. Своей жизнью Он доказал, что можно любить своего ближнего, прощать врагов, отвечать добром за причинённое зло. В конце Своего земного пути был оклеветан, несправедливо судим и приговорён к позорной мученической смерти на кресте. Накануне Своих крестных страданий, на Тайной вечере, Иисус взял чашу, говоря: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается». (Лук. 22:20). Бог в завете с Ноем завещал Ною построить Ковчег. Иисус, заключая новый завет с учениками, завещает им Царство: Но вы прибыли со Мною в напастях Моих, и я завещаю вам, как завещал мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моём...» (Лук. 22:28-30). И сегодня это завещание Царства распространяется не только на Апостолов, но на всех, кто верит в Иисуса и служит Ему. Внимательный читатель заметил, что есть одно условие: «Но вы прибыли со Мною в напастях моих». (Лук. 22: 28). Апостолы были с Иисусом в трудные для Него минуты. Значит и мы должны оставаться верными христианским принципам в тех ситуациях, в которых быть христианином не легко.
Во времена Ноя деградированный мир не знал, что за все его беззакония надвигается потоп, но Ною это было открыто Богом в рамках заключённого завета. Нечто аналогичное можно сказать и о нас, принявших обетование Нового Завета. Иисус сказал ученикам Своим: «Вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин Его; но Я называю вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего». (Ин. 15:14, 15) Бог открыл нам, что «все согрешили и лишены славы Божьей». (Рим.3:23). Другими словами, страдания, болезни, старость и смерть, - это всё результат потери славы Божьей. То же самое можно сказать о нашем образе мыслей: желание сделать кому-то зло, отомстить, поиск греховных развлечений, - это тоже результат потери славы Божьей. Для тех, кто уже давно следует за Христом, вышеперечисленное может показаться прописной истинной, то есть нам может показаться, что это и так всем понятно. На самом деле это понятно только тем, кому Бог это открыл. Вспомните хотя бы себя до покаяния, и вы заметите, что те дела, которыми вы раньше гордились, сегодня вы стыдитесь. Причина перемены – Бог вам открыл духовное зрение, и вам стали понятны те истины, которые не понятны неверующим людям. И этим духовным зрением мы увидели Христа, который умер за нас, но и воскрес, и тем самым даровал нам вечную жизнь и открыл вход в Царство Божье. Что же теперь требуется от нас, чтобы получить эти обетования? Прежде всего нужно уверовать во Христа и покаяться. Покаяться – значит осознать и прочувствовать горечь своих грехов и беззаконий и попросить за них прощение у Бога, а также попросить прощение у тех людей, которым мы когда-то причинили зло. А после покаяния нужно принять крещение. Истинное библейское крещение ещё называют вступлением в завет с Богом. Крещение – это не формальный обряд, о чём убедительно написал Апостол Пётр: «...крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести...» (1-е Пет. 3:21). Крещение – это обещание служить Богу в доброй совести, то есть не просто ритуальное действие. Обещание может дать только взрослый человек, предварительно всё взвесивши и обдумавши. Что касается общепринятой традиции крестить новорождённых, то младенец не может верить, не может обещать... Крещение младенцев – это выдуманный людьми через много веков после Христа формальный обряд, не имеющий ничего общего с библейским крещением.
Вставши на узкий путь спасения, мы обязательно почувствуем ещё один аспект завета. В Книге Иеремии читаем: «Но вот завет, который я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут моим народом». (Иер.31:33). Эти слова были записаны в Старом Завете за сотни лет до Христа, и здесь пророчески предсказано, что Бог заключит Новый Завет и что у тех, кто последует за Господом в новозаветное время, будет одна уникальная особенность: закон Божий будет вложен в сердца тех, кто служит Богу. Человеческое сердце наполнено греховными желаниями и стремлениями и человек уже сам не может правильно оценить свой образ мышления. Бог заключил завет с Израилем и этот завет мы называем Старым Заветом.. Старый Завет – это свод законов и правил. (Дясеть Заповедей являются частью этого закона.) Бог требовал от Своего народа соблюдения этого закона. Этот закон – справедливый и добрый, но он не меняет сердца человеческого. Даже если человек и следует этому закону, всё равно греховные желания и стремления продолжают жить в его сердце. Но сегодня Бог, согласно древнему пророчеству, вкладывает свой закон в сердца кающихся грешников. Люди, в сердцах которых написан закон Христов, не пьют не курят, не сквернословят, не воруют не потому, что усилием воли сдерживают себя, а потому, что у них просто нет желания так поступать. Переход от времён Старого Завета к Завету Новому, в эпоху которого мы имеем привилегию жить, чётко отмечен в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: Не убий; кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...» (Мф.5:21, 22)
Может ли завет быть нарушен? Со стороны Бога – никогда. К сожалению, люди нарушают и последствия такого нарушения всегда трагичны. Поэтому, заключивши Завет с Израилем, Бог предупредил их: «...и если презрите мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будуте исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой,- то Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа и будете сеять семенв ваши напрасно, и враги ваши съедят их...» (Лев.26: 15, 16) И дальше по тексту перечисляются и другие наказания. Из истории мы знаем, что народ Израильский нарушил завет с Богом, и поэтому его история трагична. Нас, живущих во новозаветное время, Апостол Павел предупреждает: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывался смертью, то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящён, и Духа благодати попирает?» (Евр. 10:28,29) Поэтому чтобы не постигло нас разочарование, будем оставаться верными Христу до конца.
21 мая 2013 г.

Завет с Богом

Следуя выбранной схеме и хронологии событий, первым значимым эпизодом является заключение Завета между Богом и Аврамом, о чем в 15-й главе 1–18 стихах книги «Бытие» сказано следующее: «После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение… В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата… ». Как можно увидеть из приведенной цитаты, главным условием заключения этого Завета со стороны Аврама стала его крепкая и непоколебимая вера в истинность обетований Бога. На первый взгляд, может показаться странным, что простая вера в правдивость обещаний Всемогущего Бога стала причиной избрания и особого благоволения Творца к Авраму. Если Бог Всемогущий, то Он, вне всякого сомнения, исполнит Свои обещания. Но дело в том, что эта аксиоматическая истина очевидна тогда, когда обетования исполняются. Однако Аврам в момент заключения Завета не имел возможности увидеть реального исполнения ни одного из обещанных благ: его жена Сара, да и он сам были уже стары и, следовательно, по всем физиологическим законам ни о каком потомстве, бесчисленном как песок морской, не могло быть и речи, а окрестные земли принадлежали сильным и жестоким племенам, которые вовсе не собирались уступать их кому-либо другому. Тем не менее патриарх поверил Богу и Господь вменил ему эту веру в праведность, т. е. вера Аврама явилась его главной добродетелью, которая сделала его величайшим праведником на земле.

Что касается условия Завета со стороны Бога, то об этом читаем в 17 главе: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой ». Может показаться странным, что все исполнение Завета заключается всего лишь в несложной хирургической операции, но это только при поверхностном взгляде на проблему: конечно, помимо телесного обрезания необходимо было и «обрезание» духовное, то есть жизнь по тому образу, которого придерживался Аврам. Вместе с заключением столь Великого Завета (Быт. 17, 6–8) Господь Бог изменяет имя своего избранника: «Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов » (Быт. 17, 4–5). Также меняется имя и супруги Авраама – Сары: «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее » (Быт. 17, 15–16). Первоначальное имя – Авра?м, что означает «отец выси» или «высокий отец», меняется на Аврага?м – «отец множества». Прежнее имя Сарры – (Сара?й), что значит «борющаяся», изменяется на (Сарра?) – «госпожа». Эти метаморфозы имен обусловлены изменением предназначения: Авраам теперь не просто отец действительно многочисленного еврейского народа, но и духовный «отец всех верующих» в Бога, а Сарра – госпожа, так как из ее потомства родится Спаситель мира – Христос.

Из книги Священное Писание Ветхого Завета автора Милеант Александр

Завет Авраама с Богом (Быт. 15-16 гл.). Бытописатель повествует о 4-ом явлении Бога Аврааму в ночном видении и ободрении патриарха общением Божественной помощи, защиты и великой награды (1). На ответные слова Аврааму (2-3) Господь дает обетование о рождении у него сына (4) и

Из книги Библейские смыслы [полное издание] автора Берман Борис

VII. ЗАВЕТ «И было Авраму 99 лет»Авраhам прожил весь общечеловеческий путь жизни сына Ноаха и сейчас, в 99 лет, когда, казалось бы, жизнь уже позади, начинается для него новый путь жизни, на который никто не вступал до него.«… И открылся Господь Авраму и сказал ему: «Я – Эль

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

2. Завет с Адамом, завет с Ноем и вечный завет Завет с Адамом тесно связан с Божьим обетованием в Быт. 3:15, которое называется протоевангелием (первой проповедью Евангелия). Согласно этому Евангелию в его высшем значении, Христос - Семя победит лукавого (Рим. 16:20). Завет с Ноем

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

3. Завет с Авраамом, Синайский завет и завет с Давидом Завет благодати с Авраамом (Быт. 12:1–3; 15:1–5; 17:1–14) имеет фундаментальное значение для всего хода истории спасения (Гал. 3:6–9, 15–18). Через семя Авраама, под которым понимаются не только его бесчисленные потомки, но и

Из книги Притчи и истории, том 1 автора Баба Шри Сатья Саи

ЗАВЕТ - см. Ветхий Завет; Новый Завет.

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

166. Пренебрегая Богом Царь искал учителя, который помог бы ему попасть на небо. Он пребывал в уверенности, что заслужил это, настолько он был самонадеян и упоён властью. Когда учителя приходили и предлагали свои услуги, он забрасывал их вопросами, наглость и нелепость

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

15. и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. 16. И будет радуга (Моя) в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом (и между землею) и между всякою душею

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

9. он был сильный зверолов пред Господом (Богом), потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом (Богом) "он был сильный зверолов пред Господом..." Весь этот стих служит разъяснением предыдущего: указав раньше на силу и знаменитость Нимрода, бытописатель

Из книги Войны за Бога. Насилие в Библии автора Дженкинс Филипп

7. и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; "и поставлю завет Мой... завет вечный..." Слово "век" в библейском употреблении имеет свой, более узкий, чем обычный,

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

19. Бог же сказал (Аврааму): именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным (в том, что Я буду Богом ему и) потомству его после него "и ты наречешь ему имя: Исаак..." Повторяя Свое обетование Аврааму о рождении у него

Из книги автора

3. и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему (Исааку) жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, "и клянись мне Господом Богом... что ты не возьмешь..." Это - первая, отрицательная сторона миссии Елиезера: ему запрещалось брать Исааку в

Из книги автора

16. которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих. И кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины...

Из книги автора

Завет дел Теология завета.

Из книги автора

7. Суд над Богом Среди всех самых отъявленных негодяев, которые когда-либо в истории порочили имя человека, трудно найти кого-то ужаснее Моисея, если, конечно, рассказанное о нем не выдумка. Он отдает приказание за приказанием: перережьте мальчиков, перебейте матерей,

Из книги автора

Иосия обновляет завет народа с Богом (2 Пар. 34:3–7, 29–33)1 Тогда царь созвал всех старейшин Иудеи и Иерусалима. 2 Он пошел в дом Господа с народом Иудеи, жителями Иерусалима, священниками и пророками - со всем народом, от малого до великого. Он прочитал им вслух все слова книги

Из книги автора

Иосия обновляет завет народа с Богом (4 Цар. 23:1–3)29 Тогда царь созвал всех старейшин Иудеи и Иерусалима. 30 Он пошел в дом Господа с народом Иудеи, жителями Иерусалима, священниками и левитами - со всем народом, от великого до малого. Он прочитал им вслух все слова книги

Я хочу привести вам несколько фактов из Писания, подтверждающих ценность Завета с Богом. В качестве тематического места из Писания я буду использовать отрывок из книги Исход, 15:26.

Бог устанавливает со Своим народом особые взаимоотношения — Завет. Завет — это больше, чем просто договор. Договор — это соглашение двух сторон. Завет предполагает большую ответственность, чем договор. Например, в Южной Каролине не дают права на развод, так как в этом штате брак — это не просто юридически заверенный договор. Это — завет. Вот как там толкуется смысл завета. Мужчина и женщина вступают в Завет со Всемогущим Богом, чтобы жить вместе как муж и жена. Позднее мужчина и женщина могут изменить своё решение, но закон гласит, что Бог, являющийся одной из сторон этого закона, не меняет Своего решения. Он — первая сторона, а мужчина с женщиной — вторая. Одна сторона сама по себе не может нарушить соглашение. Завет может быть расторгнут только при взаимном согласии обеих сторон.

БОГ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ, ИЗ СТОРОН В ЗАВЕТЕ ИСЦЕЛЕНИЯ

Возлюбленные, я хочу, чтобы вы поняли, что Бог является одной из сторон в Завете исцеления. Божий порядок вечен и неизменен. Бог заключил Завет с израильским народом после того, как вывел его из земли Египетской. Он установил порядок принятия израильтянами других людей. Все желающие стать частью Израиля, должны были подчиниться условиям первоначального завета, заключенного Богом с Аврагамом (Исх.12:48,49).

В Библии говорится о случаях нарушения Завета и о последствиях этих нарушений. Сыны Иакова вступили в завет с Сихемитами, чтобы отдать свою сестру в жены князю Сихема. Завет был скреплен обрядом обрезания. Но вместо того, чтобы придерживаться условий завета, Левий и Симеон в гневе взяли мечи и убили всех мужчин в городе Сихем и забрали их имущество. В результате братья попали под Божье осуждение. Пожилой Иаков, пророчествуя в Духе, сказал: «…проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт.49:7).

НАРУШАЯ ЗАВЕТ С БОГОМ, ЛЮДИ НЕИЗБЕЖНО НАВЛЕКАЮТ НА СЕБЯ ПРОКЛЯТИЕ. Пророчество Иакова осуществилось. Левий и Симеон нарушили Завет с Богом, и старый пророк, глядя вперед сквозь века, увидел, что их ждёт в будущем, и в свой смертный час рассказал, каким будет приговор Божьего суда за этот грех. Поэтому я хочу, чтобы вы четко и ясно осознали, насколько ВАЖНО СОХРАНИТЬ в Завете с Богом ВЕРНОСТЬ СВОЕМУ СЛОВУ.

ЗАВЕТ ИСЦЕЛЕНИЯ

Исцеление — Завет, заключенный Богом с человеком. Завет Исцеления известен в Писании как завет Иеговы-Рафа — Господа, Целителя твоего. Вы найдёте его в книге Исход, 15:26. Завет исцеления состоит из четырех частей:
— первая: «…если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего…»;
— вторая: «…и делать угодное пред очами Его…»;
— третья: «…и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его…»;
— четвертая: «… то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навёл Я на Египет, ибо Я Господь, Целитель твой».

Возлюбленные, я хочу, чтобы вы поняли, что КОГДА ЛЮДИ НАЧИНАЮТ ВЕРОВАТЬ В ВЕЧНОГО БОГА, ЯВИВШЕГОСЯ В ЛИЦЕ ИИСУСА ХРИСТА И ПРОСИТЬ ЕГО ОБ ИСЦЕЛЕНИИ, ОНИ ЗАКЛЮЧАЮТ С НИМ ЗАВЕТ. Это священный союз, в который Бог вписал Своё ИМЯ, пообещав навечно остаться верным этому союзу. Каждый из нас может стать вместе с Ним участником этого Завета.

ЗАВЕТ ДАЁТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ИСЦЕЛЕНИЕ ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ

Завет Исцеления значит не просто то, что Господь придёт и исцелит нас, когда мы больны или умираем. Это лишь малая толика Завета Исцеления. ОН ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРИ ВЕЛИКИХ ПРИНЦИПА.
1. Первый принцип — БОЖЕСТВЕННОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ.
2. Второй принцип больше, чем Божественное Исцеление — БОЖЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ. Если Бог хранит вашу семью, ваш город или страну в Божественном Здоровье, то уже нет необходимости в Божественном Исцелении.
3. Третий принцип — БОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ. Божественная Жизнь больше Божественного Исцеления и Здоровья. Божественная Жизнь — это Завет человека с Богом, в котором человек принимает образ жизни, угодный Богу.

НЕЧЕСТИВОЕ БРАТСТВО

Существуют также три глубоких аспекта темы исцеления. Это — грех, болезнь и смерть — своего рода нечестивое братство, представители царства тьмы. ОНИ — ДЕТИ ДИАВОЛА И НЕПОСЛУШАНИЯ. Если вам интересно знать, кто их родители, то сатана — их отец, а непослушание — их мать. В Божьем Слове говорится о том, что эти трое — враги Богу. Так же, как Бог ненавидит грех и смерть, Он ненавидит болезнь, потому что болезнь — это начинающаяся смерть.

Окончательным результатом искупления Иисуса Христа будет уничтожение этих трех Божьих врагов, этого триумвирата тьмы! Весь Христианский мир знает, что Иисус пришёл, чтобы искупить мир от греха. Верующие могут спорить о Его методах, но они приходят к единому мнению, когда речь идёт о том, что ИИСУС ХРИСТОС — ИСКУПИТЕЛЬ ОТ ГРЕХА.

Мнения расходятся по вопросу о том, что Иисус — Исцелитель. Было время, когда эта тема не вызывала разногласий в Церкви. В первые века истории Церкви среди Христиан не существовало других методов исцеления, кроме исцеления через веру в Господа Иисуса Христа. В своих комментариях к Новому Завету, относительно Послания Иакова, 5:14-16, Джон Уэсли высказывает такое мнение: «Единственной системой врачевания, известной в ранней Церкви на протяжении четырехсот лет, была молитва веры за больного».

Слава Богу, что первые Христиане имели такое средство спасения как вечный, живой Дух Христов, к Которому они обращались, когда нуждались в исцелении. БОЖЬЕ СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ — ЭТО ЕГО ЛИЧНОСТЬ, А НЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ СРЕДСТВО. Это не «оно», а «Он». Возлюбленные, примите Духа Божьего в ваши сердца, в вашу жизнь, в ваше естество.

ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ БОГА

Некто дал такое определение понятию «Вездесущий», которое мы используем для выражения одной из особенностей Божьего естества: «равномерное присутствие повсюду». ВЕЗДЕСУЩИЙ — ЗНАЧИТ РАВНОМЕРНО ПРИСУТСТВУЮЩИЙ ВЕЗДЕ. Следовательно, нет такого места, куда можно было бы уйти от присутствия Бога. Царь Давид выразил эту истину в великолепной форме: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:7-10).

Иногда люди думают, что единственное место Божьего присутствия — это церковь или их дом. Один человек пошёл молиться в конюшню. Бог явился ему там, и к нему пришло осознание собственного спасения. Потом, когда он был заинтересован в чьем-либо спасении, то вёл этого человека в конюшню. Мы должны уяснить себе, что БОГ МОЖЕТ ЯВИТЬСЯ ЧЕЛОВЕКУ, ГДЕ БЫ ТОТ НИ НАХОДИЛСЯ. Да будет благословен Господь!

Вы должны принять Христа, как своего Спасителя, а не как эксперимент. Доверялись ли вы полностью Господу, как своему Исцелителю? Если да, то Он разрешит все ваши вопросы относительно упования на другие средства исцеления.

ЛИЧНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

В течение девяти лет я страдал от мучительной болезни. Как-то утром, сидя в кресле, я стал вспоминать, сколько всевозможных лекарств я тщетно перепробовал. Но я не мог вспомнить ни одного случая, чтобы кто-нибудь из моей семьи или из семьи отца вылечился с их помощью. Мы похоронили четырех братьев и четырёх сестёр. У четверых других членов моей семьи были хронические заболевания. Итак, мне предстояло решить вопрос жизни и смерти. В моей душе появилась вера. Неожиданно я принял решение, что с этого момента БУДУ УПОВАТЬ ТОЛЬКО НА ГОСПОДА.

Тогда я не мог полностью осознать, что, принимая такое решение, я навсегда отказывался от помощи со стороны людей. Я ОТДЕЛИЛ СЕБЯ ДЛЯ БОГА. Мне больше не к кому было обратиться. ЭТО РЕШЕНИЕ СТАЛО СВОЕГО РОДА МОЛИТВОЙ К БОГУ. Я с головой ушёл в свои дела и однажды, к своему удивлению, обнаружил, что совершенно здоров. Я не имел ни малейшего понятия о том, когда это произошло. Исцеление было постепенным, так что я ничего не заметил. ТАКОВ ИТОГ МОЕГО ПОСВЯЩЕНИЯ БОГУ.

А. Б. Симпсон говорит по поводу посвящения нашего здоровья Господу: «Оно должно быть полностью осознанным и окончательным, и по своей природе таково, что его нет необходимости повторять». Вы отделяетесь для Иисуса Христа, как вашего Целителя, навечно, навсегда. Если мужчина посвящает себя женщине раз и навсегда, он женится на ней. Если вы посвящаете себя Иисусу как своему Целителю, то это происходит раз и навсегда. Как говорит А. Б. Симпсон: «Подобно церемонии бракосочетания, такое посвящение — символ заключения великого союза и ценность посвящения зависит от прочности союза».

ПРОИСШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЯ АНГЛО-БУРСКОЙ ВОЙНЫ

Во время англо-бурской войны в Южно-Африканской республике буры удерживали горную вершину Споин Коп — доминирующую высоту в той местности, в частности, над городом Ледисмит. Её огибала река Тюгельс. Британцам, несмотря на ожесточенное сопротивление, удалось прорваться, пересечь реку на понтонных мостах и захватить гору.

В тот вечер, на военном совете буры приняли решение отбить высоту, во что бы то ни стало, так как гора Споин Коп была необходима для успешного продолжения войны. Сознавая, что взятие Споин Копа выльется в настоящую бойню, офицеры не желали брать на себя ответственность, посылая солдат в атаку. Поэтому они стали вызывать добровольцев. Те, кто хотел добровольно пойти в атаку, вышли вперёд. Они отдали себя в руки судьбы. На рассвете буры отбили Споин Коп. Потери со стороны буров и британцев были огромными. Люди шли на жертвы ради какой-то горы.

Это военное происшествие свидетельствует, что люди готовы рисковать своими жизнями ради вещей. ПОСВЯЩЕНИЕ СЕБЯ ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ ДОЛЖНО ЗНАЧИТЬ ДЛЯ НАС НАМНОГО БОЛЬШЕ. Это сознательный и очень серьезный шаг. И по Благодати Божьей я стараюсь донести до ваших сердец эту прекрасную истину.

Если вы несерьезно относились к предмету исцеления и только проводили эксперименты с Богом — положите этому конец. С ВЕРОЙ И ЛЮБОВЬЮ НАВСЕГДА ПОСВЯТИТЕ СЕБЯ ИИСУСУ ХРИСТУ КАК ВАШЕМУ ИСЦЕЛИТЕЛЮ, И ВЫ ПРИДЁТЕ ТУДА, ГДЕ БУДЕТЕ ВСТРЕЧАТЬСЯ С ГОСПОДОМ И ПРИНИМАТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ.