Зачем нужно двоеточие в русском языке? Однородные члены предложения и знаки препинания при "и.

Двоеточие - один из старейших знаков препинания. Ему уже без малого 600 лет, а появилось двоеточие в далёком XV веке, практически сразу после самого первого пунктуационного знака - точки.

У С.Я. Маршака есть стихотворение, которое называется «Знаки препинания» . Так вот двоеточие в этом стихотворении говорит о себе следующие слова:

Однако, не смотря на всю важность двоеточия, по количеству правил этот знак препинания значительно уступает всем остальным. Чтобы правильно употреблять двоеточие в письменной речи, нужно запомнить всего-то четыре правила.

Правило первое. Двоеточие и обобщающие слова

Двоеточие ставится в тех предложениях, в которых используются обобщающие слова и однородные члены предложения. Этот знак препинания нужно ставить после обобщающих слов и перед перечислением.

Сергей Тимофеевич Аксаков в одном из своих произведений пишет: "Охота с острогою требует трёх условий : тёмной ночи, светлой воды и совершенно ясной погоды ".

Обобщающее словосочетание в этом предложении подчёркнуто одной чертой, а однородные члены предложения - курсивом.

Не стоит забывать, что если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то ставим не двоеточие, а тире. Это же предложение в обратном порядке будет выглядеть следующим образом:

Тёмная ночь, светлая вода и совершенно ясная погода - три условия , которые нужны для охоты с острогою.

Правило второе. Двоеточие и бессоюзные сложные предложения

Двоеточие ставится в бессоюзных сложных предложениях в нескольких случаях, а именно: если вторая часть разъясняет или раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чём идёт речь в первой части, а также предупреждает, что дело на этом не заканчивается. Чтобы запомнить это правило, нужно выучить слова, которыми можно дополнить предложение.

1. Если предложение указывает на причину, то между двумя простыми частями гармонично впишутся союзы потому что и так как . Вспомним всем хорошо известные слова Максима Горького о книгах:

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Вместо двоеточия мы можем легко поставить и потому что , и так как . В этом предложении видно, как вторая часть раскрывает причину первой, называя нам веские причины того, почему мы должны любить книгу - источник знаний.

2. Если вторая часть разъясняет первую, то можно поставить слова а именно или как то. Вот пример из произведения А.С. Пушкина:

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

Вместо двоеточия уместно поставить слова а именно .

3. Если в предложении одна часть предупреждает о дальнейшем изложении, то можно поставить слова и увижу что, и услышу, как. Рассмотрим пример из пьесы Николая Островского:

Сами видите: всё вокруг в могущественном движении.

В это предложение мы можем поставить союз что, превратив бессоюзное сложное предложение в сложноподчинённое.

Правило третье: Двоеточие и прямая речь

Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?»

Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил».

Правило четвёртое. Двоеточие и заголовки

Двоеточие ставится в заголовках, если они делятся на две части:

Первая часть (именительная) называет место действия, лицо, общую проблему.

Вторая часть конкретизирует первую часть.

Например:

Бажов: читатель и книголюб.

Бюджет страны: проблемы и суждения.

Вот и все правила, которые относятся к расстановке двоеточий в предложениях. Однако не забывайте о том, что этот знак препинания можно использовать и для выражения чувств. Например, так:) или:(.

В статье пойдет речь о том, как оформлять списки и перечни. Какие требования предъявляются с точки зрения пунктуации, удобства восприятия и общего юзабилити.

Обозначение элементов списка

Когда в предложении встречается перечисление существует два варианта его записи:

поставить двоеточие и перечислить составляющие перечня в одну строку, отделяя части запятыми;
создать перечень, в котором каждый элемент будет стоять на новой строке.

Второй вариант более предпочтителен с точки зрения восприятия текста и общего внешнего вида. Каждый элемент списка начинается с новой строки (пример 1).

Чтобы сделать визуальное оформление еще понятнее используют маркеры (пример 2). Маркерами выступают цифры арабского или римского алфавита, различные спецсимволы и буквы.

Списки делятся на простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 2) и составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).

Глубина членения влияет на выбор символов, стоящих в начале каждого элемента списка. Например, четырех уровненный составной список выглядит так:

Т.е. с понижением уровня списка происходит переход от старших маркеров к более младшим. В общем случае иерарких маркеров выглядит следующим образом (от старших к младшим):

1. Римские цифры.
2. Арабские цифры с точкой.
3. Арабские цифры со скобкой.
4. Латинские или русские буквы со скобкой.
5. Спец. символы (тире, звездочки, точки).

Часто, чтобы не усложнять работу со списками, используют только арабские цифры. При этом для обозначения нижестоящего уровня к первой цифре прибавляют еще одну, отделяя их точкой:

Правило: если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 4).

Пунктуационное оформление списков (перечней)

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв, а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка (а после точки начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы). После арабских цифр со скобками, строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы.

Другая ситуация с использованием спец. символов. Если перед списком, в котором маркерами выступают спец. символы, стоит двоеточие, то каждый пункт начинается со строчной буквы, а в конце ставится точка с запятой. И только самый последний пункт оканчивается точкой. Так происходит потому, что такой список является одним предложением, представленным в виде перечня для удобства восприятия.

С другой стороны, если подобный перечень не является частью продолжения, то каждый элемент начинается с прописной буквы и оканчивается точкой. В этом случае мы имеем дело с перечнем предложений, отделенных друг от друга точками.

Это же правило действует на составные списки. Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка. Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми

Если части перечня усложнены (внутри них несколько слов или есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Если внутри элемента присутствует самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы, то в конце него ставится точкой с запятой:

Согласованность элементов списка

Начальные слова каждого элемента списка должны согласовываться между собой в роде, числе и падеже. А также все элементы списка должны согласовываться в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие.

Неправильно:

Последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными.

Неправильно:

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, вы познакомились с основными правилами построения и оформления ­списков (перечней). Надеюсь они помогут сделать ваши документы лучше.

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. При этом правил их оформления существует великое множество. Попробуем разобраться в них.

Обозначение элементов списка

Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).

Перечни бывают:

    простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 1 и 2) и

    составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).

От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.

Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:

Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня - при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня - при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.

Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками. Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):

Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).

Пунктуационное оформление перечней

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв, а заголовки последующих уровней - со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.

Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.

Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Наконец, если части перечня представляют собой отдельные ­предложения, они друг от друга отделяются точкой:

Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:

Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:

Согласованность элементов списка

При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными. Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.

Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, мы привели основные правила построения и оформления ­перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.


Знаки препинания - это система символов, используемых в языке на письме. Одинаковые знаки препинания в разных языках ставятся по-разному и имеют разное значение. В целом, они необходимы, чтобы структурировать письменную речь, ведь в ней не слышно пауз или интонаций, которые мы могли бы произнести вслух в обычной ситуации.

Двоеточие - знак препинания, который ставится внутри предложения. Зачем нужно двоеточие? Оно означает, что части, между которыми оно поставлено, связаны между собой или отличаются друг от друга. Двоеточие используется как в простых, так и в сложных предложениях и призвано заострять внимание на том, что следует за ним.

Зачем нужно двоеточие в письменной речи?

  • Двоеточие необходимо ставить при перечислении после обобщающего слова «Сколько же в том магазине было видов сладостей: шоколад, тянучка, карамель, мармелад, сладкая вата, булочки с корицей».
  • Зачем нужно двоеточие? Сочинение, если вы пишете его по литературному произведению, часто требует цитат из первоисточника. В предложениях с прямой речью двоеточие разделяет слова автора и прямую речь. «Я выдержал долгую паузу и сказал: «Он уехал навсегда, он никогда больше сюда не вернется». Вставляя в свое сочинение цитату из текста, поставьте двоеточие, а затем кавычки.
  • В сложных предложениях двоеточие используется, если одно из простых предложений поясняет или дополняет другое «Он знал, что убийца все еще находится в комнате, у него были на то причины: следы были во всей комнате, кроме дверей».

Итак, если вам потребуется написать сочинение-рассуждение о том, зачем нужно двоеточие, вы сможете объяснить, что оно необходимо, чтобы акцентировать внимание на каких-либо частях предложения, которые отличаются от основного текста. Это перечисление однородных членов предложения после обобщающего слова, выделение прямой речи, пояснение одного предложения другим. А в чем состоит отличие между дроеточием и тире и

Однородными членами предложения называются слова, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову в предложении и являющиеся одним и тем же членом предложения.

Однородные члены отделяются друг от друга запятыми :

Было светло, радостно, тепло !
Снег, дождь, ветер не волновали этого человека.
Задорный, весёлый, удивительно знакомый голос остановил его.
Он бежал, летел, нёсся навстречу своей мечте.

Запятая ставится между однородными членами, если они соединены:

  • повторяющимися союзами то...то, ни...ни, или...или :
    То снег, то ветер;
  • двойными союзами как-так и, не только-но и, если не-то :
    Зеленели как деревья, так и кусты. Зеленели не только деревья, но и кусты. Листья распускаются если не в апреле, то в мае (запятая перед если не ставится).

Перед одиночным союзом "и" запятая не ставится:
Зеленели деревья, кусты, цветы, и травы.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов:
Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах .

Двоеточие перед перечислением ставится, если:

  • необходимо предупредить читателя, что далее следует перечисление :
    Между тем здесь есть много своих фабрик и заводов: шляпных, стеклянных, бумажных) и т. п. (И. А. Гончаров)
  • перечислению предшествует :

    обобщающее слово : В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов);
    вводное слово (как-то, а именно, например и т. п.), при этом вводное слово отделяется запятой: Для торговли эти промыслы едва доставляют несколько неважных предметов, как-то: шкур, рогов, клыков. (И. А.Гончаров)

Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения: От дома, от деревьев, от голубятни - от всего побежали длинные тени. (И. А. Гончаров)

Двоеточием и тире выделяется перечисление, находящееся в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово, а после перечисления предложение продолжается: И много у него добра: мехов, атласа, серебра - и на виду и под замками. (А. С. Пушкин).

Задачи и тесты по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при "и"

  • Однородные члены предложения, знаки препинания при них - Предложение. Словосочетание 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Предложения с однородными членами. Обобщающие слова - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс

    Уроков: 2 Заданий: 8 Тестов: 3

  • Пунктуация при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Знаки препинания при определениях и приложениях - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 7 Тестов: 1

Внимание! В разных рядах запятая перед перед "и" невозможна!

Запомните, что:

  1. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие;
  2. если обобщающее слово стоит после однородных членов, то после обобщающего слова ставится тире;
  3. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то, как Вы уже знаете, после него ставится двоеточие; но если после перечисления предложение продолжается, то после однородных членов необходимо поставить тире.

Например:
Все: дети, взрослые, собаки - смешались в одну кучу.