Что такое душа и дух в православии и в чем их разница. Как влияет на человека дух

Миллард Эриксон

Мы видим, что при введении человека в христианскую жизнь, в учении Иисуса большое значение имеет работа Святого Духа. Иисус учил, что действие Духа является важнейшим и необходимым фактором как в обращении, которое составляет начала христианской жизни с точки зрения человека, так и в духовном возрождении, которое есть ее начало с точки зрения Бога.

Обращение — это поворот человека к Богу. Оно включает в себя отвергающий и созидающий элементы: покаяние, то есть отказ от греха, и веру, то есть принятие обетовании и служения Христа. Иисус особо подчеркивал необходимость покаяния (в частности, осознания своей греховности, которое является необходимой предпосылкой покаяния). Он говорил: «И Он [Утешитель] пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин. 16:8- 11). Без этой работы Святого Духа обращение невозможно.

Духовное возрождение — это чудесное преображение человека и внедрение в него духовной энергии. Иисус ясно говорит Никодиму, что духовное возрождение совершенно необходимо для того, чтобы быть принятым Отцом: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Он развивает это положение дальше: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа; не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6). Иисус здесь ясно говорит, что второе рождение — сверхъестественное событие, а Святой Дух — это Тот, Кто вызывает это событие. Плоть (т.е. человеческое усилие) не способна осуществить такое преображение. Равным образом, преображение это недоступно постижению человеческим умом. Эту работу Духа Иисус уподобляет дуновению ветра: «Ветер веет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит; так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин, 3:8).

Продолжение христианской жизни

Работа Духа не заканчивается, когда человек становится верующим; напротив, она при этом только начинается. Есть ряд других задач, которые он выполняет в дальнейшей жизни христианина.

Одно из важных дел, которые Дух совершает в жизни верующего, — наделение его Своей силой. Иисус, вероятно, поверг Своих учеников в изумление, когда сказал: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12). Способность учеников Иисуса творить большие дела, чем сотворил Он, зависит, очевидно, как от Его ухода, так и от сошествия Святого Духа, ибо эти два события тесно связаны. Действительно, когда ученики опечалились при мысли о Его уходе, Иисус сказал: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Вероятно, ученикам, которые к тому времени очень хорошо сознавали свои слабости и недостатки, казалось неправдоподобным и даже невозможным, что ям предстоит творить большие дела, чем сотворил Сам Учитель.

Однако в воскресный День Пятидесятницы после проповеди Петра уверовало три тысячи человек. Насколько мы знаем, проповедь Самого Иисуса никогда не вызывала такого отклика. Быть может, за все время Своего служения Он не добился искреннего обращения к Богу такого большого количества людей. Однако секрет успеха апостолов заключался не в их способностях и достоинствах. Иисус велел им ждать сошествия Святого Духа (Деян. 1:4-9). Он разъяснил им, что сошествие Духа даст обещанную им силу, способность совершить то, что Он предсказал: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарин и даже до края земли» (Деян. 1:8). Именно эта сила и помощь Духа дали им возможность успешно выполнить в то время свою задачу, и они же остаются тем средством, которое в наше время доступно любому христианину, желающему служить Господу.

Иисус обещал также, что Святой Дух будет пребывать в верующем и просвещать его: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:16-17). Действенность работы Духа отчасти объясняется тем, что Он пребывает внутри человека. Иисус был Учителем и Пастырем, но Его влияние определялось воздействием слова и примера извне. Дух же способен воздействовать на человека с большей силой, поскольку Ему, пребывающему внутри человека, доступно самое средоточие мышления и чувств. Пребывая внутри верующих, Дух может наставлять их на всякую истину, как и обещал Иисус. На эту роль Духа указывает даже то Его имя, которое используется в данном контексте: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13-14).

Очевидно, что Дух выполняет учительскую функцию . Ранее в той же самой беседе читаем, что Он напомнит и разъяснит ученикам то, что уже говорил им Иисус: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Иисус также обещал, что «когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Здесь мы узнаем о действии Святого Духа по просветлению верующего. Этот вид служения Святого Духа распространялся не только на первое поколение христиан, на верующих того времени, но, очевидно, включает и помощь в понимании Писания нынешним верующим. Именно Духу отводится роль Того, Кто просвещает и наставляет нас, ибо Иисус в настоящее время занят выполнением других задач, упоминаемых в этой же беседе (например, Он готовит место для верующих [Ин. 14:2-3]).

Особый интерес представляет и ходатайственное служение Святого Духа . Мы знаем о том ходатайстве, которое осуществляет за нас Иисус как Первосвященник. Павел говорит также о ходатайственной молитве, которую возносит за нас Святой Дух: «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26-27). Таким образом, христиане заверяются в том, что, когда они не знают, как молиться, Святой Дух мудро ходатайствует за них во исполнение воли Господа.

Служение Святого Духа включает также освящение жизни верующего . Под освящением подразумевается процесс преобразования нравственной и духовной природы верующего, процесс, в результате которого в его жизни на деле начинает отражаться то, каков он в глазах Господа. Оправдание есть моментальный акт, делающий человека праведным пред Богом, тогда как освящение — это процесс, делающий его святым, или добродетельным. В начальной части Рим. 8 Павел подробно останавливается на этом служении Святого Духа. Дух освободил нас от закона (Рим. 8:2). После этого верующие живут не по плоти, не в соответствии со своей старой природой, но по духу, в соответствии с Духом (Рим. 8:4), помышляя о духовном (Рим. 8:5). Христиане живут по духу (Рим. 8:9), а Дух живет в них — эта мысль повторяется трижды (в Рим. 8:9 и дважды в Рим. 8:11). Когда Дух живет в верующих, Он руководит ими и, соответственно, Им умерщвляются дела плотские (Рим.

8:13). Все, подобным образом «водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8:14). Дух теперь действует в них, давая им жизнь, свидетельствуя, что они — дети Божьи, а не рабы, я обеспечивая тем самым неоспоримое доказательство того, что они действительно пребывают во Христе (Рим. 8:15-17).

Жизнь в Духе — это и есть то, что предназначено для христиан Богом. В Гал. 5 Павел противопоставляет жизнь в Духе жизни по плоти. Он наставляет своих читателей поступать в согласии с Духом и не исполнять вожделений плоти (Гал. 5:16). Если они последуют этому наставлению, Дух разовьет в них набор качеств, которые в совокупности названы «плодом духа» (Тал. 5:22). Павел перечисляет девять этих качеств: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23). Эти качества во всей их полноте не могут быть воспитаны в жизни человека его собственными усилиями без помощи свыше. Они появляются в результате работы высшей, сверхъестественной силы. Они противостоят делам плоти, перечисленным в Гал. 5:19-21, точно так же, как и Дух Сам по Себе противостоит плоти. Таким образом, работа Святого Духа по освящению не сводится только к отрицательному действию умерщвления дел плотских, но включает в себя также и развитие положительного подобия Христу.

Миллард Эриксон, Христианское богословие. Издательство: Библия для всех, 2009, стр.1088. С-Петербург.

Дух, душа и тело - составляющие человека, и часто христиане путают душевность и духовность.

Христианин, занимающийся благотворительностью и улыбающийся всем подряд, может быть душевным, но при этом он пойдет в ад, если его сущность не наполнена Божьим дыханием. Душа и дух имеют различную природу и отличия, в то же время они едины.

Что в православии означает душа

Душа - это дыхание, дуновение Бога. Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу. (Бытие 2:7) Создатель создал бестелесную сущность, Он ее и забирает, значит, она обладает бессмертностью.

Душевная составляющая наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии

А вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души.(Иез. 18:2)

Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.

Происхождение души

Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется в зародыше на 40 день после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.

Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Основные составляющие души

От состояния души зависит ум, воля и чувствования человека. Очень важно понять, какие душевные силы относятся к разумным и неразумным.

Высшими силами контролируются разумные составляющие, к ним относятся:

  • чувство;
  • воля.

Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, благодаря которым бьется сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство. Наш разум не контролирует неразумную субстанцию, все происходит само собой. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все это не зависит от человеческого разума.

Душевный подарок Создателя состоит в том, что Он наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры.

Важно! Сознание и совесть - основные составляющие души христианина, которые отличают его от животного.

Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать. Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.

Бог наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора

Эмоции людей производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в страсти:

  • гнев;
  • ярость;
  • ревность к добру и злу.
Важно! Святые отцы подчеркивают, что настоящее предназначение раздражительной силы - гневаться на сатану.

Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом.

Три силы присущи одной жизни, одному телу и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь обуздывает раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.

Только в подчинении духовному познанию и созерцании Всевышнего все три душевные составляющие находятся в единстве. Душа невидима, она живет независимо от состояния тела. Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства.

По словам святого Феофана Затворника, именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.

Как влияет на человека дух

Душа является храмом Бога Живого, в котором живет Дух Святой. Ни одному Ангелу Создатель не предоставил такой чести называться Божьим храмом.

При крещении в человеке поселяется дух Божий, который в течение жизни может быть вытеснен другими силами. Это возможно только при условии, что человек сам откроет двери нечисти, загрязнив свой храм.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей

Несмотря на то, что Господь наполняет человека душевной составляющей, она самостоятельно выбирает духовное наполнение. В этом свобода выбора. Творец не создает роботов, Он ваяет Себе подобных.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей, ей дана сила увлекать человека от видимых вещей к невидимому познанию благодати Божьей, отделять вечное от временного.

Дух является той составляющей человека, которая отделается нас от животных. Созданные Богом твари не имеют духовного наполнения.

Духовное неотделимо от душевного, оно является высшей стороной, сущностью. В человеке нет таких чувств, которыми можно познать духовное наполнение. Святые отцы подчеркивают, что дух и есть ум человеческий, от него происходит разумное начало.

Важно! Дух человека нельзя увидеть или постичь, но духовного человека, наполненного Божественной сущностью, видно сразу по его эмоциям, делам и любви к окружающему миру.

Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом.

В письме святителя Феофана Затворника мы находим, что духовная наполняющая - сила, которую Творец вдохнул в человеческую душевную составляющую, как завершающий этап создания образа Своего.

В соединении с душой дух поднял ее на божественную высоту над нечеловеческим созданьем. Благодаря духовному наполнению душевный человек становится одухотворенным.

Так как духовная сила пришла от Бога, она знает Творца и ищет Его присутствия в жизни.

Проявляющиеся составляющие духа

Кому человек поклоняется, служит, тот и является его богом. Христиане, независимо от степени развития, знают, что всем в жизни руководит Создатель.

Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога

Он Судья и Спаситель, наказывающий и милующий, символом христианской веры есть Троица, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Страх Божий является основной составляющей духовного наполнения.

Любите власть, деньги, веселые гулянки, делаете все в гневе, по собственной воле и желанию, значит, Бога не боитесь, душа при этом управляется сатанинскими силами.

Направляющей духовной силой является совесть, которая заставляет человека бояться Господа, во всем Ему угождать и выполнять Его наставления. Совесть руководит душевными качествами христиан, направляя их к познанию святости, благодати и правды. Только благодаря совести верующие могут определить, что угодно или противно Господу.

Божий закон исполнить могут только те, в ком жива совесть. Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога, когда никакое творение рук человеческих не может дать той благодати, какую человек приобретает при общении со Всевышним в постах, молитвах и исполнении Закона.

Основные отличия души и духа

В человеке, живущем в падшем обществе и любящем Создателя, постоянно будет идти борьба между душевным и духовным, ибо их единство нарушено человеческой греховностью.

Душевная составляющая Божьего творения делает его выше животных, а духовная - выше ангелов. Ибо кому из ангелов когда-либо Господь сказал, что они Его дети? Апостол Павел пишет, что человеческие тела - храмы Бога Живого, Святого Духа, и за это мы должны славить Творца, нашей заслуги при этом нет никакой. (1 Кор. 6:19-20).

Голубь – символ Души

Душевные и духовные силы следует рассматривать в единстве разнообразий, о чем писал святой Григорий Богослов. Святитель подчеркивал, что в христианине есть человеческое и небесное, видимое и невидимое, плоть и духовность. Человек, по словам Григория Богослова, является маленькой вселенной внутри большого космоса.

Прекрасны высказывания святого Григория Паламы о том, что тело, победившее желания плоти, не становится якорем для души, тянущим ее в ад. Оно парит в душевном и духовном единстве вверх, превращаясь в Божью духовную силу.

Любое сотворенное Богом живое существо имеет душу, духовное наполнение только у человека. Окружающий мир может воздействовать на душевные составляющие, духовными силами руководит Господь.

Душа появляется при зачатии, духовная сила человеку дается при покаянии и принятии Иисуса своим Спасителем, Целителем, Творцом и Создателем. Душевная субстанция расстается с телом при смерти, при исчезновении Божьего духовного начала человек впадает во все тяжкие грехи.

Важно! Только духовный христианин может назвать Иисуса Христа своим Господином, познавать при чтении Божье слово, душевный - только чувствует его.

Духовный человек - образ Бога

В телесной оболочке никогда нельзя увидеть Господа. Творцу абсолютно все равно беден ты или богат, худой или толстый, с руками или без ног, красив с человеческой точки зрения или безобразен.

Образ Бога живет в невидимой душевной оболочке, управляет которой духовная сила. Божья душа обладает бессмертием, разумом, свободной волей и чистой, бескорыстной любовью.

Душевное состояние, переходящее в бессмертие, управляется не христианами, а только Господом.

Как свободен Творец, настолько Он дал свободу Своему творению. Премудрый Создатель наделил человека разумом, способным вникать в невидимые глубины, познавая природу Господа. Бесконечна благость Создателя к Его творению, которое Он никогда не оставляет. Духовный человек стремится к единению с Творцом.

В Новом Завете неоднократно встречается фраза о духовно живых людях, то есть тех, кто принял в свою жизнь Иисуса, как Спасителя.

Атеисты или верующие в других богов названы духовно мертвыми созданиями.

Важно! Всевышний, создавая человека, предусмотрел иерархию. Тело корится душе, а та подвластна духу.

Первоначально так и было. Адам слышал Божий голос духовным сознанием, и спешил исполнить все пожелания Творца при помощи тела. Духовный человек подобен Адаму до грехопадения, он научился с помощью Господа творить Богоугодные дела, различать добро и зло, созидая в себе образ Творца.

«Диалог о Православии» о душе и духе

Подборка материалов

Кто заказывает расколы в Русской Церкви?

Есть такая "суперправославная газета" "Дух христианина". Она, конечно же, обличает руководство Московского Патриархата. Она, конечно же, поддерживает "Обращение" епископа Диомида. Она, конечно же борется "за право жить без ИНН" и обвиняет о. Андрея Кураева. Она, конечно же, распространяется бесплатно.

Директором этой газета является Галина Симонова, супруга Главы "Фонда Защиты гласности" Алексея Симонова. Чтобы узнать, что это за Фонд, достаточно открыть его сайт - www.gdf.ru. Что мы увидим: Фонд был образован решением Пленума Конфедерации Союзов кинематографистов СССР, среди его первых учредителей – Егор Яковлев, Игорь Голембиовский, Владимир Молчанов, Элем Климов, Марк Розовский, Алексей Герман. День рождения ФЗГ – 6 июня 1991 г., когда зарегистрированный Фонд дал первую пресс-конференцию.

Это не главное. Главное - дальше. На сайте опубликована милая фраза: "Неоценима поддержка грантодателей Фонда Защиты Гласности, это - РОО "Открытая Россия", NED (Национальный Фонд в Поддержку Демократии, США), Фонд Форда (США), Фонд Дж. и К. МакАртуров (США), Фонд "Евразия", Посольство Нидерландов в РФ и др."

Что это за грантодатели: "Открытая Россия" - это Ходорковский и Невзлин. Национальный фонд в поддержку демократии США" прямо финансирует "Другую Россию" М. Касьянова и Г. Каспарова.

Фонд "МАкартуров" финансировал клеветническую книжонку Н. Митрохитна о "теневой экономике РПЦ"

Почтовый адрес газеты практически совпадает с адресом "Фонда защиты гласности": Москва, Зубовский бульв., д.4, к.(2газет "Дух христианина") к. 432 (Фонд защиты гласности) (РИА "Новости", подъезд Союза журналистов).

Кирилл Фролов
Царьград Москва - 17.03.2007.

Кому служит "Дух христианина"?(Печатается в сокращении)

На вопросы журналистов Орловского телевидения о проекте "Диомид" и газете "Дух христианина" отвечает руководитель Пресс-службы Московской Патриархии, протоиерей Владимир Вигилянский.

- Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, что за дух такой у газеты "Дух христианина"?

Мое знакомство с этой газетой началось, увы, с банального вранья. Ее сотрудники обратились в пресс-службу Святейшего Патриарха с просьбой подтвердить факт наличия у издания патриаршего благословения. Мы начали разбираться, я попросил издателей предъявить благословение Патриарха в письменной форме, на что получил ответ, что письменного благословения у них нет - есть устное, якобы полученное ими в Шамордино. Однако достаточно было посмотреть на календарь деятельности Святейшего, чтобы понять, что в указанный день, когда якобы в Шамординском монастыре Его Святейшество благословлял "Дух христианина", Патриарх Алексий находился за границей (Газета "Дух христианина" и по сей день (23.01.2010) выходит с грифом Патриаршего благословения на первой полосе - Примечание ред.).

Истинное же лицо "Духа христианина" стало для меня очевидным, когда я узнал, что газета активно участвует в проекте "Диомид". Как вы знаете, Диомид - бывший епископ Русской Православной Церкви. Его мысли и высказывания говорят либо о его заблуждении, либо о наивности, вызванной необразованностью в церковных вопросах. Они также свидетельствуют и о той клевете, что распространяет Диомид. Достаточно посмотреть, кто поддерживал, кто раскручивал идеологический проект "Диомид", чтобы понять, кто за всем этим стоит.

- Кто эти люди?

Обратите внимание: епископа Диомида поддерживают одновременно и крайне правые, и крайне левые силы общества. Православное сознание определяет как царский только средний путь. Следуя им, мы проверяем и нередко отсекаем крайности. Потому так странно видеть, что в проекте "Диомид" соединились несоединимые вещи.

То же самое можно сказать и о газете "Дух христианина". С одной стороны, Алексей Симонов (муж, к слову сказать, главного редактора газеты Галины Симоновой) и Фонд защиты гласности, с другой - РОНС и те, кого сегодня называют "ревнителями" в Православии. Известно, что Фонд защиты гласности, - и его члены этого не скрывают, - существует на деньги американских фондов. Эта организация осуществляют специфический мониторинг и контроль за средствами массовой информации определенной направленности. И мы видим связь между ФЗГ и конгрессом США и ту поддержку Фонду, которую оказывают иностранные коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие в России, как и во всем мире, определенные задачи специфического характера.

Так вот Алексей Симонов взял под свое крыло и газету "Дух христианина" и проект "Диомид". Это, кстати, подтверждает и недавнее высказывание г-на Симонова в защиту Диомида.

Посмотрите и на другие издания и организации, что поддерживают проект "Диомид". С одной стороны, это оппозиционные по отношению к действующему Правительству средства массовой информации: "Каспаров.Ру"; "Новая газета"; "Эхо Москвы"; "Московский комсомолец" и некоторые маргинальные антицерковные Интернет-сайты. С другой стороны - монархисты, суздальские раскольники, "Истинно-православная церковь", пензенские затворники... Точка их соединения - газета "Дух христианина".

На последнем Архиерейском соборе сотрудник этого издания даже пытался устроить провокацию - взялся публично обвинять митрополита Кирилла и защищать бывшего епископа Диомида. Когда мы проверили, каким образом этот человек проник на Собор (зная специфику газеты, мы не давали аккредитацию ее журналистам), то оказалось, что сотрудник "Духа христианина" получил аккредитацию от оппозиционной Правительству "Новой газеты".

И последнее, что хотелось бы сказать. Участь "Духа христианина" и подобных ему маргинальных изданий - всегда оставаться на обочине духовного возрождения нации и народа; идти против рожна или, если более образно, то - быть банановой шкуркой на дороге, из-за которой кто-то, может быть, поскользнется и упадет. Эта участь - ужасна для идеологической группы людей и не достойна печатного издания.

Отец Владимир, с бывшим владыкой Диомидом все очевидно. Но вот в Оптиной пустыни есть свой Диомид - отец Василий, духовный лидер газеты "Дух христианина". Он сгруппировал вокруг себя людей и противопоставил себя священноначалию Русской Православной Церкви и официальной власти России. Но многие паломники считают, что отец Василий - выражает точку зрения всей Оптиной. Что вы думаете по этому поводу?

Существует определенный порядок церковной жизни, следуя которому в подобных случаях необходимо обратиться за разъяснением к отцу Наместнику Оптиной и на основании действий Его Высокопреподобия, аппелировать к управляющему делами Московской Патриархии и к Настоятелю монастыря священноархимандриту Патриарху Алексию.

Синод уже обратил внимание на деятельность тех изданий, что сеют смуту и раскол, и особо на деятельность газеты "Дух христианина". Без подобной оценки людям действительно было бы очень трудно сориентироваться, ведь нередко их раздают на подступах к храмам и монастырям, и их издатели, как и любые сектанты, заявляют, что они - самые настоящие православные, а никакие не раскольники и т.д. На данный момент решение Синода, касающееся газеты "Дух христианина" вынесено: она признана душевредной и запрещена к распространению в храмах и монастырях. Правда, которую необходимо было сказать обманутым людям, сказана.

Мангуст - 17.03.2010.

"Оптина Пустынь" осуждает антицерковную и клеветническую деятельность газеты "Дух христианина" и подобных ей изданий

В последнее время стали появляться слухи и статьи о том, будто монастырь Оптина Пустынь имеет отношение к антицерковной газете "Дух христианина" и каким-то образом поддерживает ее приверженцев. Чтобы внести ясность и пресечь распространение подобных слухов, Ставропигиальный монастырь Свято-Введенская Оптина Пустынь от лица Наместника и Духовного Собора уведомляет, что не поддержи­вает и осуждает антицерковную и клеветническую деятельность приверженцев газеты "Дух христианина" и подобных ей изданий (печатных и электронных).

В 2007 г. распространение этой газеты на терри­тории Оптиной Пустыни было категорически запрещено. Нарушители запрета, содействующие подобной антицерковной деятельности и окормляющие лиц, которые занимаются этой деятельностью, согласно церковным канонам подлежат должной епитимии, налагаемой Священноначалием.

Всем паломникам, приезжающим в Оптину Пустынь, независимо от их конфессиональной и национальной принадлежности не запрещается посещать территорию монастыря и его храмы, подобно как и в других монастырях РПЦ.

Оптина пустынь - 14.05.2010.

Епископ Рашко-Призренский Артемий сделал заявление по поводу газеты "Дух христианина"

Его Преосвященство епископ Рашко-Призренский и Косово-Метохийский Артемий сделал официальное заявление по поводу газеты "Дух христианина". В заявлении, в частности, говорится:

"Недавно мне стало известно о неверном истолковании смысла и значения данного мной благословения на публикацию статей, описывающих тяжелое положение в сербском крае Косово и Метохии и повседневные опасности, которым подвергается жизнь православных христиан моей епархии.

В частности, мое благословение на публикацию таких материалов в российской газете "Дух христианина" было понято и представлено как общая поддержка мной всех материалов газеты по самым различным проблемам, которые я никогда не был в состоянии контролировать, почему их и не поддерживал. По моим сведениям, некоторые из этих статей были враждебны в отношении к Святейшему Синоду Русской Православной Церкви и к некоторым уважаемым мной архиереям Русской Православной Церкви.

Потому, я заявляю, что отзываю свое благословение газете "Дух христианина", и прошу издателей газеты немедленно довести это до читателей газеты, дабы не вводить в соблазн православных христиан".

Лукавые спасатели. Об издателях газеты "Дух христианина"

Дорогая редакция "Церковного вестника"!Наконец-то вы взялись за серьезный анализ таких провокационных изданий (бессовестно выдающих себя за православные), как газета "Дух христианина", за что вам огромная благодарность от православных людей. Незаконно присваивая себе благословения, которых им никто не давал, эти раскольничьи издания нагло спекулируют на доверии людей к печатному слову и вносят настоящую смуту в умы православных христиан.

Расскажем историю, которая произошла с прихожанкой нашего монастыря Екатериной Васильевной. Побывав в сентябре 2006 г. в паломнической поездке в Оптину пустынь, она не одну неделю пребывала в настоящем шоке. Дело в том, что возле Оптиной в автобус зашел бойкий молодой человек и раздал всем паломникам газету "Дух христианина". Вернувшись в Александров, простодушная женщина потрясенно стала пересказывать газетные статьи, где расписывались "ужасы" "волчьего собора" (так издатели газеты назвали Всемирный саммит религиозных лидеров, призванный противостоять глобальному крушению нравственных ценностей).

Прочитав в № 17 (36) за 1 сентября 2006 г. материал (написанный, кстати, в стиле 37-го года) "Рассказ православного о поездке в Москву на молитвенное стояние к Московской Патриархии", мы удивились изыскам анонимного автора, назвавшего себя рабом Божьим Борисом, который получил по электронной почте неизвестно от кого "письмо-призыв" протестовать против "восьмого "волчьего" вселенского собора", против "сатанинского сборища" и тут же отправился в Москву на "стояние". Совершенно очевидно, что на такие импульсивные действия по подметному письму православные христиане не способны! Но "Дух христианина" тут же услужливо предоставил страницы для хулы на Церковь, помянув по-большевистски анонимного "возглавлявшего группу видного священника". Из тени, из-за угла, конечно же, удобнее обвинять Мать-Церковь в "предательстве Православной веры", в "измене Христу", как это сделали неведомые, без роду и племени "миряне", не пожелавшие назвать себя, но диктующие, что надо делать Патриарху и Священному Синоду. Кто же дал право анонимам выступать от имени Церкви?

Конечно, нам сразу стало ясно, что благословения Святейшего Патриарха на такое издание просто быть не может. Однако неискушенному человеку, благочестием которого так ловко и бесстыдно манипулируют, бывает очень непросто разобраться, отличить нормальный, открытый, честный разговор о проблемах Церкви от подметных выпадов. Трудные диалоги, которые пришлось вести с нашей сестрой во Христе, - тому пример.

Екатерина Васильевна, рассудите сами: насчет "волчьего собора" в этой газете написана явная клевета! О целях саммита было сказано в самых разных изданиях, ни о каком объединении Церквей просто речи быть не могло.

Да как же! Вот же "Обращение мирян к Патриарху"! Правильно сказано: разве можно общаться с еретиками и иудеями!

Скажите, а вы общаетесь с родными, с соседями? Обсуждаете с ними, например, медицинские проблемы?

Обсуждаю, конечно.

И что - все ваши родственники и соседи православные?

Ну, так значит (по логике газеты "Дух христианина"), раз вы общаетесь с еретиками, иноверцами, а то и язычниками, вы тоже отступили от Христа!

Как?! Так ведь я не молюсь с ними!

И наша Церковь тоже не молится, а только обсуждает насущные проблемы.

Тогда я ничего не понимаю. Но ведь на газете стоит благословение Патриарха!

Это явная фальшивка. Ну, посудите сами, мог ли Патриарх благословить поносить самого себя и возглавляемую им Церковь? Обвинять церковную иерархию в "измене Христу", как написано в этом "обращении", и призывать "покаяться в предательстве Православной веры"? Неужели вы всерьез верите, что Церковь нашу возглавляют богоотступники? Разве вы не понимаете, в чем провокаторы из таких газет, как "Дух христианина", обвиняют Церковь? Кто согласится участвовать в "сатанинском соборе"? Только сами сатанисты!

Господь с вами! Ужас-то какой! Но как же это можно?! Ведь они же пишут, что газету Патриарх благословил!

Продираясь к истине сквозь дебри бессовестных манипуляций, Екатерина Васильевна никак не могла вместить, что некоторые православные люди могут поступать по примеру отца лжи - публично солгать перед всем церковным народом насчет благословения Патриарха.

Прихожанка немного успокоилась лишь тогда, когда прочитала статью "Дух лукавства" в "Церковном вестнике", где наконец-то дана оценка бесстыдным приемам передергиваний и раскольничьему духу газеты "Дух христианина".

Но эта "духовная" зараза продолжает расходиться по России! Спекулируя на "Обращении епископа Диомида", "Дух христианина" расточает призывы по "спасению Православной Церкви". В последние два года они немало сделали, чтобы опорочить воссоединение Патриаршей и Зарубежной Церкви. В самый канун этого великого события (1 мая 2007 г.) было заявлено: "Из 150 тысяч членов зарубежной церкви с вами "соединятся" лишь около десяти. К чему эта показуха?" Красноречивая оговорка (или "проговорка"?) - "с вами". Значит, издатели "Дух христианина" не с "нами" - то есть не с Русской Православной Церковью! Они поставили себя вне ее. Мы возмущены, что такие люди судят своими, только им понятными мерками, нашу церковную жизнь.

А чего стоит публикация "негодных бабьих басен" в газете такого пошиба! Взять статью В.Д. Балашова "Не бойтесь убивающих тело" (№ 7 за 2007 г.). Обычная медицинская прививка, оказывается, это "желание отвергнуть Промысел Божий о человеке", а единый государственный экзамен - это "оккультный экзамен". Так, конечно, гораздо удобнее - палец о палец не ударить, чтобы добиться отмены снижающего уровень образования наших детей ЕГЭ (сейчас этим реально занимается Всероссийское общественное движение "Родительское собрание"), а навесить ярлык "оккультный" и - умыть руки. Можно также привести страшилку о некоем "батюшке", который якобы "закончил проповедь словами: "Да сгинут наши имена!"" И все православные должны упасть в коллективный обморок от размаха "апостасии", привидевшейся экспертам по "богоотступничеству" из "Духа христианина". Дешево и сердито!

Но сколько можно это терпеть? Такие издания все больше наглеют при нашем молчании. Их вдохновители надеются, что мы будем покорно "смиряться", видя как поливают грязью нашу Церковь. Этому не бывать!

Лукавые "спасители" любят ссылаться на демократию: мол, Церковь - это не Синод и не Патриарх, а церковный народ, но при этом подразумевают, что "народ" - это исключительно "Дух христианина". Однако свободу мнений пора отделить от "свободы" клеветать на Церковь и ее Предстоятеля.

Забавной показалась нам пафосная фраза из анонимного письма, которым "ДХ" отреагировал на статью "Церковного вестника": "Из-за таких газет, как ваша, люди перестают верить в Бога". Да, верить перестают, но только не в Бога, а в фальшивые по духу издания вроде "Духа христианина". Поэтому мы просим - продолжайте в том же духе, трезво оценивайте самые разные явления церковной жизни, разоблачайте подобные газеты, чтобы остановить разгул нечестия под маской Православия.

С глубоким уважением к вашей газете,

Лариса Николаева, Елена Борисова, Валентин Малинин

прихожане Александровского Успенского

женского монастыря

Неудивительно, что наша газета имеет врагов, которые в своей злобе скрежещут зубами и думают, как бы нам навредить. Со стороны закона редакция газеты не имеет нарушений, поскольку работу свою проводит под руководством опытных адвокатов и юристов. Нельзя обвинить нас ни в экстремизме, ни в шовинизме, ни тем паче в фашизме, который мы регулярно критикуем как действительно страшное явление демонизма.
С другой стороны, мы постоянно советуемся с епископами и клириками Православной Церкви, понимая, что ответственность перед Богом куда выше, чем перед светским законодательством. Поэтому, с точки зрения догматических и канонических нарушений, газета абсолютно чиста.
Тем не менее находятся отдельные ревнители без разума, стремящиеся опорочить наше издание и представить его как антицерковное. Например, недавно некто Аноним опубликовал статью в листке «Даниловцы», издаваемом Московским Даниловым мужским монастырем, в которой высказал мнение, что на страницах нашего издания читателям навязываются раскольнические настроения, что мы якобы призываем не брать новые паспорта и бросаем тень на отношения между Русской и Греческой Поместными Церквями, а также между Церковью и государственной властью.
На самом деле все обстоит иначе. Наша газета Православно-монархическая, которая отражает позицию Церкви в лице авторов публикуемых статей - епископов, священников и мирян. Позиция Православной Церкви по вопросам глобализма четко выражена в Откровении святого евангелиста Иоанна Богослова. Она абсолютно антиглобализационна и призывает верующих противиться антихристу и его системе нового мирового порядка. Однако даже поверхностное чтение наших материалов говорит о том, что мы никому ничего не навязывали, а лишь предупреждали об опасности по слову свт. Кирилла Иерусалимского: «Знаешь признаки антихристовы, не сам один помни их, но всем сообщай щедро».
Автор анонимной статьи, не имея достоверных фактов и доказательств, на которые можно было бы опереться, запросто обвиняет редакцию в подлоге, назвав статью: «Осторожно подделка». Увы, грамотностью автор клеветнической статьи не блещет, либо он просто не знает русского языка. Потому-то, видимо, он и не понимает смысл слова «подделка». Можно подделать подпись или какой-либо предмет, например, картину или драгоценный камень. Но подделать дух христианина невозможно. Он либо есть - либо его нет. А мы знаем, что он там, где Истина.
Аноним написал, что якобы наша газета не имеет благословения Святейшего Патриарха Алексия II, и будто бы он точно знает, что пресс-служба Патриарха обращалась с запросом в редакцию газеты, которая проигнорировала этот запрос.
На днях наш сотрудник обратился к руководителю пресс-службы Патриарха свящ. Владимиру Вигилянскому, который заверил, что никакого письма в адрес нашей редакции не направлялось. Более того, пресс-служба выдавала аккредитацию нашим журналистам для работы на саммите религиозных лидеров, происходившем 4-6 июля в Президент-Отеле.
Далее Аноним пишет: «Епископ Рашско-Призренский Артемий, которого сотрудники издания обозначают своим духовным попечителем, в действительности таковым не является». Владыка Артемий совсем недавно побывал в Москве и был огорчен тем, что издательство Данилова монастыря предоставило свои страницы для публикации нападок на газету «Дух христианина». Владыка даже написал письмо наместнику Данилова монастыря: Что ж, злоумышленник надеялся, что владыка Артемий живет далеко и не узнает о его статье. Но Господь обличил лукавый душок клеветника, пожелавшего остаться неузнанным.

Вся статья Анонима имеет вид детской страшилки для верующих людей. Автор нисколько не побрезговал ни клеветой, ни грязными приемами желтой печати. Его главная задача - опорочить редакцию газеты «Дух христианина» в глазах православных людей, и для этой цели он готов объединиться даже с самим диаволом. А для большей вескости он постарался хитростью опубликовать свою ложь в издании многоуважаемого Данилова монастыря.
Изданием листка «Даниловцы» занимается некая Екатерина Орлова. Она-то и поместила клеветническую статью без ведома о. Наместника монастыря архимандрита Алексия.
Представитель газеты недавно побывал у него и выяснил, что о.Наместник был абсолютно не в курсе и пообещал разобраться с клеветниками. Статья же пришла в издательство из монастыря Оптина Пустынь от некоего иеромонаха Романа (Кошелева), давно прославившегося своими подлыми интригами по отношению к нашим сотрудникам.
Когда в начале этого года мы узнали о том, что гомосексуалисты готовятся провести гей-парад в Москве, то наши сотрудники стали собирать подписи протеста во многих монастырях России, в том числе и в Оптиной Пустыни. Иеромонах Роман (Кошелев) тогда активно препятствовал этому и запрещал ставить подписи против парада геев и лесбиянок.
Пользуясь священным саном, он называл наших православных распространителей сектантами и даже насылал милицию, хотя по канонам подобные действия строго запрещены. Однако этот человек считает, что каноны можно и даже нужно нарушать, особенно когда дело касается молитвенного общения с еретиками. Ну, да Бог ему Судия. Жаль только, что столь уважаемое издательство Данилова монастыря так неосторожно предоставило свои страницы для выплескивания подобной клеветнической грязи.
Слава Богу за все! Мы знаем, что путь в Царствие Небесное тернист и узок, и благодарим Господа, что попускает таким вот «отцам романам» строить нам козни.
Наше Сербско-Русское издание имеет цель укрепить дружественные отношения между Поместными Церквями: Сербской, Русской и Грузинской, потому и имеет благословение трех Патриархов. Об этом хитромудрый автор не написал ни слова. Мы стоим за единство в православной Истине и призываем наших читателей хранить мир в душе, несмотря ни на какие скорби и гонения - в этом цель всей христианской жизни. Дух христианина - это не дух приспособленчества. Дух христианина - это крест, который каждый несет через всю свою жизнь с радостию и благодарением. Помоги нам всем Господи.

И. В. Беланов

О.Серафим: “Христиане сами должны употреблять всё старание, но вовсе никого не осуждать, ни явную блудницу, ни грешников, или людей бесчинных, взирать же на всех с простодушным произволением, чистым оком, чтобы обратилось человеку как бы в нечто естественное и непременное – никого не уничижать, не осуждать, никем не гнушаться и не делать различия между людьми.
Ибо в том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников, или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердным” (преп. Макарий Великий, Беседа 15).

“Когда делается что воле противное, готовое огорчить и раздражить, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам, напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец: ибо всё от чувств” (свт. Феофан Затворник, т.1, письмо 115).

“Когда найдёт искушение, не ищи, от чего и для чего оно нашло; но о том позаботься, чтобы благодарно, бесскорбно и незлобиво перенести его” (преп. Марк Подвижник, «К тем, которые думают оправдаться делами», гл.198).

Аноним: Свт. Феофан подчёркивает, что главное – не дать зародиться греховным чувствам. А метод борьбы – “напрягайтесь и молитесь”. Что здесь понимается под “напряжением”? Что здесь именно зависит от самого человека? Возгревание ли противоположного греховному чувства? Или какое-то отвлечение, что-то вроде, совета посчитать до десяти. Или здесь остаётся только взывание к помощи Божией, в чувстве полного бессилия совладать с собой?

О.Серафим: Есть то, что во власти человека и требуется от него; а есть то, что не во власти человека и не зависит от него. Пришло к человеку какое-либо греховное чувство, то во власти человека сопротивляться ему, в мысли, желании и чувстве.

Как в уме: когда приходит греховная мысль, то мы стараемся ее отогнать и заменить на противоположную, – негреховную, в данный момент.
Так точно и в чувствах: когда приходит греховное, страстное чувство, то его необходимо заменять на противоположное, которое является негреховным, в данный момент. И если человек будет пытаться заменить греховное, страстное чувство на противоположное, то для этого ему понадобится соответственная мысль, которая сродна этому чувству. В этом же выразится и его желание. И понуждение себя к этому, – явит его свободное произволение, которое выбирает спасительное чувство, противоположное греховному, страстному, в данный момент. Вот почему Св.Отцы наиболее всего обращают внимание на разрывание сочувствия. Ибо когда нет сочувствия к греху, страсти, тогда страстный греховный помысел не имеет силы. Поэтому-то свт.Феофан и говорит, что “если не допустите породиться тем чувствам, всему конец”. То есть, страстный помысел не будет иметь силы. Почему? – Потому, отвечает он, что “всё от чувств”.
То есть от сочувствия к страстному, греховному помыслу. А когда оно – это сочувствие разрывается, тогда обретается свобода от греха, от страсти. А проще говоря, вопитывается сочувствие к спасительному, противоположному чувству, в данный момент, а к страстному, греховному разрывается. Отсюда и воспитывается духовный вкус.

Но если остановиться на том, что человек просто заменяет одно чувство на другое, то это будет совершаться на основании духа самости и гордыни и возгревать в человеке самомнение, дух самоуверенности и самонадеянности. В этом случае, он тоже получит свободу от какой-то страсти, но за счет того, что в нем возгреется другая, более сильнейшая страсть – самость и гордыня. О которой преп.И.Лествичник говорит, что ее одной достаточно, чтобы низвести на самое дно ада. Современная психология проповедует ту же самую свободу от страстей на основании духа самости и гордыни.

То же самое совершается и при прохождении прелестного подвижничества, хотя при этом и призывается имя Божие или читаются какие-либо молитвы. Это происходит по той причине, что в основании отсутствует истинное смирение. А оно отсутствует по причине того, что нет опытного познания своей немощи в борьбе с грехом, со страстью. Поэтому, исходя из учения современной психологии, человек совершает эту победу над страстью, заменяя одно чувство на другое, сам своими силами, основываясь на духе самости и гордыни. А в прелестном подвижничестве, – происходит по настрою духа тоже самое, только этот дух прикрыт именем Божьим, молитвами, христианской, православной терминологией. В этом и состоит самообольщение и самообман. По сути, и по внутреннему смыслу, совершается одно и тоже действие, возгревание одного и того же настроя в духе, – который при этом может быть прикрыт симпатическими чувствами, – самости и гордыни, вменения себе. И по настрою духа человек соединяется не с Богом, а с дьяволом.

Возгревание чувства, мысли и желания – это все есть движения свободного произволения со стороны человека, а избавление от страсти, греха подается по дару благодати Божией. Но если понуждения себя со стороны человека не будет, то и Бог не избавит человека от греха. Ибо в этом понуждении проявляется свободное произволение человека, то есть, чего он ищет и хочет. Но и Бог, со своей стороны, не подаст окончательного избавления от страсти, греха, если человек не приобретет истинного смирения и сокрушения духа, являющегося от опытного познания своей немощи.

Поэтому, в принципе, бороться человек может с любой страстью, но эта борьба обязательно должна приводить его к опытному ощущению и познанию своей немощи, отсюда будет являться смиренный и сокрушенный настрой духа. Но он, при этом, продолжает вопить к Богу о помощи. И тогда, когда Господь видит, что человек приобрел истинное смирение и сокрушение в духе, и не вменит уже дара Божьего себе, по настрою духа, тогда Бог посылает дар Благодати, посредством которого человек связывает в себе действие страсти, греха. То есть движение естественного чувства, соединяется с даром Благодати, становится облагодатствованным, а отсюда и имеющим силу и власть против страсти, греха.

То есть, необходимо то, чтобы Бог победил в нас, даром Благодати, страсть, грех, ибо такая победа соединяет нас с Господом. А не так, что мы сами достигли этого на основании духа самости и гордыни. Ибо такая победа соединит с дьяволом.

Аноним: А как человек избавляется от страстного чувства?

О.Серафим: Если мы посмотрим и пронаблюдаем за собой в течение дня, то мы увидим целую гамму чувств, проявляющихся в нас. Все до одного чувства, которые проявляются в человеке, исходят из чувств естественных человеку. Всякое греховное, страстное чувство рождается из естественного чувства. То есть, греховным естественное чувство становится тогда, когда оно имеет неверную направленность, т.е. проявляется не к месту, не к времени или без меры.

Поэтому борьба за чистоту чувств и состоит в том, что надо не чувства искоренять, ибо их искоренить невозможно, так как они есть проявление нашей природы. А изменять их направленность, научаясь проявлять их к месту, к времени, и давать им меру.

Что такое проявление в нас чувств гнева и раздражительности? – Это проявление чувств естественных человеку, но проявляемых не к месту, не к времени, по причине того, что не удовлетворено наше самолюбие, гордость, самоугодие. То есть, в данном случае надо бы проявить чувства иные, такие, к примеру, как смирение, снисходительность, добродушие, сострадательную любовь; а мы, ища удовлетворения ущемленному самолюбию и духу гордыни, проявляем чувства раздражительности, гнева и недовольства. В этом проявляется нечистота наших чувств, т.е. то, что они заражены примесью духа самости, и приходят в действие, когда нет удовлетворения этому духу. Это и есть примесь первородного греха, который примешан ко всем чувствам в человеке. Вот почему и необходима борьба за чистоту чувств.

Поэтому-то, борьба с проявлениями наших чувств, когда они действуют ища удовлетворения нашей самости, есть замена одних чувств на другие. Ибо таким образом, совершается разрывание сочувствия к духу самости, и воспитывается сочувствие – к чувствам, которые действуют, в данный момент, в противность ему. Проще говоря, самость эксплуатирует наши естественные чувства, ища себе удовлетворения, и таким образом их действия становятся греховными. Вот от этого-то порабощения самостью и надо избавить наши естественные чувства.

Но чтобы действия чувств, которые действуют в противность самости, были свободны от нее, для этого и необходим вопль к Богу о помощи, который бывает действеннее и душевно-глубже тогда, когда есть опытное ощущение и познание своей немощи, в борьбе со страстью и грехом, и жаждание об избавлении от них. «Глубокое и точное познание падения человеческого весьма важно для подвижника Христова: только из этого познания, как бы из самого ада, он может молитвенно, в истинном сокрушении духа, воззвать ко Господу» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.2, гл.21, п.4). Ибо тогда дух становится свободным, по своему настрою, от духа самоуверенности и самонадеянности, духа самости и гордыни. Тогда он смиряется в своем настрое, и Господь приходит к нему на помощь. И избавление от страсти, греха совершается на основании смирения, действием дара Благодати.

Тогда и получается законное избавление от греха, спасительное для человека. Так как он приобретает навык, привычку, в настрое духа, ничего себе не вменять. И это для того, чтобы не употребить этот дар Божий себе во зло.
«Причина попущения Божия искушаться подвижнику от духов злобы и греха заключается в необходимости для человека познания в точности и подробности его падения, без чего не может быть им, как должно, познан и принят Искупитель. Необходимо познать свое падшее естество, его наклонности, свойственную ему деятельность, чтобы впоследствии, приняв благодать Святого Духа, доставляемую Искупителем, не употребить ее во зло себе, не приписать ее действий себе, но быть достойным ее сосудом и орудием»
(свт. Игнатий Брянчанинов, т.2, гл.21, п.4).

Неизменяемость же не даруется человеку до самой смерти. И это для того, чтобы он постоянно ощущал свою немощь и смирялся бы в духе. И таким образом, ощущал спасение, как милость Божию, им незаслуженную.

Аноним: А как быть в отношении явных отступников, людей с сожжёной совестью, врагов Христовых?

О.Серафим: Человек сотворен по образу и подобию Божию. Образ Божий в человеке не изменяется никогда, ибо это его природа, – это икона Божия. Образ Божий содержит в себе душа разумная, т.е. дух. Как Бог есть дух, так и душа ему в этом подобна, т.е. она по природе есть дух (подобосущна, но не единосущна). Поэтому, дух по своей природе не подлежит изменению никогда. Изменяться может только лишь направление в движении духа – его окраска. Это направление, в движении духа, и называется подобием. Подобие же может быть в человеке Божьим, а может быть бесовским. Подобие Божие есть тогда, когда направление в движениях духа приносит удовлетворение совести, в согласии с волей Божией. Подобие бесовское – тогда, когда направление в движениях духа не приносит удовлетворения совести, не в согласии с волей Божией.

Поэтому в человеке и надо различать: его природу, образ Божий, – от подобия, от направления в движении природы.

Поэтому образ Божий в человеке, его душу, самого человека, мы должны любить всегда; т.к. это будет любовь к иконе Божией. А кто ненавидит образ Божий – икону Божию, тот ненавидит и самого Бога. Об этом и говорит ап.Иоанн Богослов: “Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь… Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего” (1Иоан.4: 7-8, 20-21). И потому, когда этот образ Божий, душа человека, попадает в плен страстей, тогда мы должны возгревать чувство сострадательной любви, в молитвах за нее.

Когда же в человеке водружается подобие бесовское, т.е. страсти, тогда это подобие мы должны ненавидеть, ибо нельзя любить грех, т.к. он губит душу человеческую. И это не только в другом, но и в самих себе. Но при этом, к душе человека, образу Божию, мы должны сохранять сострадательную любовь, не просто на уровне умовом, а в чувстве, в ощущении.

Здесь необходимо различение, – образа Божия, души человека, от подобия, направления в движениях души, – не только на уровне умовом, в понятиях рассудочных, а на уровне чувства, ощущения. Это различение приходит по дару Благодати, по мере того, насколько человек приобретает истинное смирение, незлобие и душевную простоту.

Истинная любовь – она в чувстве и ощущении любит душу и явного отступника и сожженного в совести, но ненавидит сами страсти в них, неправильные понятия. Но эта ненависть, в любви, свободна от духа самости. Об этой ненависти и говорит в своей Псалтири прор.Давид “совершенною ненавистью возненавидел я… ненавидящих Тебя, Господи” (пс.138:22,21). То есть, ненависть должна быть совершенной. А это тогда, когда чувство ненависти, в нас, по мере очищения, очищается от примеси духа самости и гордыни, от самоугодия и самоутверждения.

Совершенная ненависть – это ненависть ко греху и нечестию, соединенная с чувством сострадательной любви к человеку, к его душе, и освящена Благодатию. То есть, необходимо любить душу, по ее природе, образ Божий, а окраску души, если она греховная и нечестивая, должно ненавидеть. Такая любовь дается по дару Благодати, ибо она, в ощущении, разделяет душу человека, его природу, от греховной окраски. И поэтому человека, по его природе, она не перестает любить.

«Блаж.Августин: Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло и любит природу. И кто ненавидя зло, не питает ненависти к природе, т.е. к человеческой, производящей зло; и наоборот, любя природу, или человека, не любит вместе с ним и зла его, но любит одну только природу и ненавидит одно только зло.
Свт.Иоанн Златоуст: Что же? Неужели не должно ненавидеть врагов, хотя бы они были и еллины (т.е. язычники)? Должно ненавидеть, но не их, а учение их, не человека, а злые дела, и превратные мысли их. Человек есть творение Божие; а заблуждение есть дело дьявольское: посему не смешивай Божие с дьявольским (беседа 33. На 1Кор.)» (Толковая Псалтирь, Евфимия Зигабена, пс.138, ст.22, сн.2).

Вот в свете всего вышесказанного и надо понимать все изречения Св.Отцов о ненависти по отношению к врагам Божиим, к еретикам и т.п.

Аноним: Трудно в жизни построить отношения так, чтобы доброжелательное отношение не воспринималось, как согласие с нечестивыми делами.

О.Серафим: Причина этой трудности в нас самих. В том, что нам не хватает опытного познания своей немощи, смирения, незлобия, сострадательной любви, а отсюда и душевной простоты. Страстный дух, в других, нас увлекает, и мы влечемся. Причина, – в сочувствии к этому страстному духу, которое внутри нас. Надо разрывать это сочувствие, а это возможно только во искушениях. Ибо необходимо, чтобы искушение вытащило страстное чувство, которое внутри нас, а мы должны вступить в борьбу за противоположное чувство, призывая Господа на помощь.

А чтобы наше призывание было растворено смиренным настроем духа, для этого Господь оставляет нас потомиться в борьбе, чтобы мы пришли к опытному ощущению своей немощи, и таким образом смирились бы не на уровне лишь рассудочном, а в настрое духа. И из этого бы настроя вопили к Богу о помощи. Как израильтяне, при переходе через Красное море, когда увидели, что их настигает фараон (страсть, демон), тогда ощутили свою беспомощность, немощь и, в этом настрое духа, возопили к Господу о спасении. – Чтобы Он защитил и избавил от фараона (от страсти, демона), и тогда Господь пришел на помощь и потопил фараона в водах моря. Воды обозначают слезы, сокрушение духа, ощущение немощи. Вот в чем потопляется страсть, и Господь приходит на помощь, избавляя от действия ее.

Необходимо научиться, не соглашаться с неправостями, в духе кротости и незлобия, в духе душевной простоты. И в дальнейшем, после этого несогласия, встречаться с человеком, как ни в чем не бывало, в душевной простоте. Ибо цель не та, чтобы показать свое несогласие, сохранением духа недовольста, обиды и неприязни, а та, чтобы помочь ближнему. А помочь можно только духом незлобия, добродушия и душевной простоты. Только этот дух располагает человека, ибо важно не на уровне умовом ему помочь, а на уровне воспитания правильного настроя души, верных чувств. А для этого необходимо, чтобы он сам этого захотел, добровольно, по своему свободному произволению это избрал.

Спасение совершается только добровольно, по свободному произволению, которым человек выбирает добродетель, и в дальнейшем борется с проявлениями первородного греха, внутри себя, за нее. А насильно, помимо внутреннего произволения человека, его невозможно спасти. Можно внешне заставить человека, но произволение его с этим будет несогласно. И перед Богом он будет таков, каков он в сердце, в своем свободном произволении. – Это иллюзия спасения, самообман.

Обычно же, по жизни, когда кто-то с кем-то несогласен, тогда у него возникают чувства: недовольства, обиды, раздражения, неприязни. А противник это ощущает, и у него на это возникают такие же чувства. И в итоге, никто ничего не достигает. Все остаются в страстном настрое духа. А этого-то демонам и надо, – боритесь за что угодно, но только воспитывайте в себе страстный настрой духа, и ваша душа будет погибать. То есть, страсти увлекают всех, и цель не достигается, – это самая что ни на есть глупость. Вот так страсти делают людей глупыми и безумными.

Стремясь достичь цели, человек не замечает того, как его увлекают страстные чувства и тогда целью становится – удовлетворение их. А человек этого не замечает, так как у него перед глазами, в памяти, прежняя цель. Но эта цель становится для него только лишь самооправданием, – для оправдания страсти. Ибо страсть омрачает ум и выводит из реальности. И эту реальность он перестает видеть и ощущать правильно. – Это, как говорит свт.Тихон Задонский, пьянство без вина, – опьянение действием страсти. По мере того, насколько человек освобождается от опьяняющего действия страстей на его ум, сознание, настолько разум его протрезвляется, и он реальнее начинает видеть все происходящее вокруг, а так же сохранять трезвенность и рассудительность, в той или иной ситуации.

Аноним: Да, не просто войти в общение с Богом!

О.Серафим: Итог всех чувств к Богу, как говорит свт.Феофан Затворник, есть чувство преданности Богу. Им в особенности обиловала Матерь Божия: “Се раба Господня, да будет мне по слову твоему” (Лук.1:38). Всякое молитвенное чувство, в конечном итоге, должно придти к этому чувству: “В руки Господни надо положить себя – да творит в нас и с нами, что Его святой воле угодно, только бы спас. Отсюда – умирение духа и отрада сердца даже при самом безотрадном положении” (свт.Феофан Затворник). Но не сразу человек приходит к этому ощущению. Это по мере того, насколько он познаёт свою немощь и смиряется в духе, пред Господом. По мере того, насколько он очищается от примеси самости, настолько дух его находит разрешение всех своих желаний в Боге. То есть, человек через преслушание отпал от Бога, а теперь, он же через послушание ему, в движениях духа, во искушениях, должен войти в общение с Ним.

Это то же самое, что истинный старец должен вводить своего послушника, через искушения, в послушание не себе, а Богу. Старец, при этом, есть средство; и искушения – тоже средство. А главное, – это войти в послушание Богу, через борьбу за чистоту своих чувств и удовлетворение совести, во искушениях. Поэтому-то, преп.Марк и говорит о послушании Богу, во искушениях: “Когда найдёт искушение, не ищи, от чего и для чего оно нашло; но о том позаботься, чтобы благодарно, бесскорбно и незлобиво перенести его”. Ибо Бог хочет того, чтобы наш дух смирялся перед Его действием, и таким образом приходил к примирению с Богом, по настрою духа. Это и будет вхождением в послушание Богу.

Ибо цель есть та, чтобы по настрою духа соединиться с Богом. А это совершается, – по мере того, насколько человек познаёт свою немощь, смиряется в духе пред Богом, и при помощи и по благодати Божией искореняет в себе проявления своей “самости”, в мысли, желании, чувстве. От этой “самости” человека очищает Бог, во искушениях, если человек смиряет в них свой дух. А это смирение духа и совершается через то, что человек старается не отдаться страстному движению в чувствах, стараясь перенести искушение “благодарно, бесскорбно и незлобиво”. “Бесскорбно и незлобиво” искушение может перенестись только тогда, когда дух смирится перед Богом. А когда есть проявления самости и гордыни: раздражение, недовольство, обида, гнев, неприязнь, уныние и т.п., тогда искушение не может перенестись “благодарно, бесскорбно и незлобиво”.

В этом изречении преп.Марка показывается путь веры, смиренномудрия и послушания Богу. Бог всякого человека ведет к этому пути. Когда человек увидит этот путь в своей жизни, – это видение есть дар Благодати, – тогда ему жить будет проще, при условии, если он будет отвергаться своего духа самости, ибо вся сложность от него. Свт.Игнатий Брянчанинов и пишет о том, что Отцы писали просто, но мы сделались настолько сложными и лукавыми, что нам стала недоступна эта простота. Причина этой недоступности и есть дух самости. По мере очищения от которого человек и приходит к этой простоте, которая растворена духом незлобия, сострадательной любви к грешникам и падающим, добродушия и смирения, как дара Благодати, через опытное познание своей немощи.

Помоги Господи всем придти к этому пути, в своей личной жизни. Ибо благость Божия всех ведет к этому.