Что объединяет понятия аскетизм альтруизм гедонизм. Человек живет

2-Я ЧАСТЬ КУРСА – «КОМПОНЕНТЫ СЧАСТЬЯ»

ГЛАВА 2.4

2.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕДОНИЗМ

Известен также психологический гедонизм – когда человек помогает другим из-за удовольствия, которое он прямо или косвенно получает, оказывая эту помощь. Рассмотрим психологический гедонизм применительно к сексуальным отношениям.

В сексе эгоизм в первую очередь касается мужчин. Выступая активной стороной сексуальных отношений, гедонисты-эгоисты удовлетворяют только свои желания, используя женщину (мужчину), а при сексуальных преступлениях – кого угодно, включая детей.

А давайте представим себе мужчину – гедонистического альтруиста в сексе. Он удовлетворяет женщину, она получает эротическое и сексуальное удовольствие, и оргазм. А сам он не берет ее и не получает ни сексуального удовольствия, ни оргазма. Удовольствие он получает душевное – от того, что женщина удовлетворена, получила оргазм, что она счастлива. Он наслаждается эмоциями женщины, трепещущей от его ласк.

Понятно, что один раз так смогут все мужчины. А каждый раз? И это при том, что мужчина физически может и хочет. Вы скажете, что это уже отклонение, что это ненормально. Абсолютно верно. Но ведь это и есть теоретически предельный, крайний случай психологического гедонизма–альтруизма в сексе. Не беспокойтесь, в жизни такое встречается достаточно редко.

Но, как всегда, важен баланс. И если во время сексуального акта мужчина на 75 % занят удовлетворением женщины и лишь на 25 % своим самоудовлетворением, то он в очень большой мере альтруист.

Его гедонистический баланс склонен к «отдаче» другому. И если его партнерша не эгоистка, то она тоже будет больше отдавать ему, чем брать от него.

Такой гедонистический баланс во всем, не только в сексе, вызывает у не-эгоиста чувство благодарности, теплоту отношений, взаимопомощь. И в итоге - больший уровень счастья. Если же оказывается, что «получающий» - законченный эгоист и обратной отдачи от него нет, то такой союз либо распадётся, либо будет существовать только из-за детей. Но вряд ли альтруист будет очень счастлив в нём.

Таким образом, если в гедонистическом сообществе большую часть удовольствия получают от альтруистских действий, то через какое-то время такое сообщество может превратиться в одну любящую семью.

Причём не стоит ожидать появления психологического гедонизма в обществе в целом. Общество сегодня слишком разобщено и озлоблено. Может когда-нибудь... Но зато в микро-копии общества – в полиаморной ячейке или семье этого можно достигать уже сейчас.

И чем больше каждая полиаморная семья (см. ограничения одной ячейки полиаморных отношений), и чем больше количество таких семей в обществе, тем больше в нём счастья и тем оно ближе к идеалу отношений – любви, теплоте, взаимопомощи и миру.

Гедонизм возник в IV веке до н.э. в Древней Греции, его представителями были Аристипп и Гегесий. Гедонисты счита­ли, что основа человеческой жизнедеятельности - наслажде­ния, удовольствия.

Страдание воспринималось как очевидное зло, которое необходимо избегать. Высшее наслаждение чело­век может получить в ходе научного познания окружающего мира.
В эпоху средних веков западноевропейская мысль, имевшая по преимуществу религиозный характер, относилась к гедо­низму отрицательно из-за его ярко выраженного натурализма, то есть гедонисты видели истоки нравственности в природе, а не в божественной воле. В эпоху Возрождения и Нового време­ни принципы гедонизма вновь становятся популярными, но он начинается трактоваться, в первую очередь, как удовлетворе­ние чувственных влечений

В оппозиции гедонизму находится аскетизм , цель которо­го - подавление чувственных влечений. Те или иные формы аскетизма характерны для религиозных учений, воспринима­ющих чувственную жизнь как греховную.

Эвдемонизм - этическое направление, согласно которому смысл человеческой жизни состоит в естественном стремлении к счастью. Однако счастье не есть чувственное удовольствие. Счастье было объявлено целью всех стремлений. Но счастье отдельного человека не должно зависеть от изменчивого внеш­него мира.
Эвдемонический принцип присутствует в этике Юма, осо­бенно большое значение он приобретает у Вольтера, Дидро, Руссо и Гельвеция.

Ригоризм означает подчинение воли нравственному закону. В ригористических учениях нравственность призвана обузды­вать естественное стремление к счастью: «человек живет не для радости, а для совести». Мыслители-ригористы утвержда­ли, что истинная нравственность никоим образом не связана с благополучием человека, с его эгоистическими интересами. Наоборот, она противостоит им, поэтому, как правило, праведный человек испытывает в жизни определенные пробле­мы - прежде всего, материальные. Этика ригоризма - это, в первую очередь, этика долга . В античной философии к этому направлению можно отнести киническую и стоическую шко­лы. В Новое время учение Канта выделяется своим ярко вы­раженным ригоризмом.

В основе утилитаризма лежит частный интерес, и главной нравственной ценностью считается польза. Утилитаризм про­пагандировали древнегреческие софисты, видя в пользе осно­вание и конечную цель нравственных поступков. В Новое вре­мя возникло стремление связывать нравственность с реальны­ми интересами людей. Однако существует противоречие между частным интересом и интересом общим. Чтобы решить данное противоречие, была разработана теория разумного эгоизма, суть ее состояла в следующем: если человек в своих поступках руководствуется только собственными интересами, то следует учить его не отказу от эгоизма, а тому, чтобы он понимал свои интересы разумно, соотносил с общественной пользой. В этом случае интересы отдельных личностей не будут приходить в столкновение с интересами окружающих, а наоборот, будут со­четаться с ними.

Идеализм обосновывает нравственность божественными, сверхъестественными причинами.
Сверхъестественное обоснование нравственности имеет бо­гатую традицию в истории этики. На первых этапах своего развития этика была настолько тесно связана с религией, что можно говорить об их неразрывности. Представители иде­ализма воспринимали Бога и мир как нечто, существующее независимо от человеческого сознания. Они утверждали, что нравственные законы, данные Богом, существуют вечно, неза­висимо от развития человеческого общества.

  • < Назад
  • Вперёд >

Духовность

Духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше духовности, тем меньше материальности, и наоборот, т. е. духовность противостоит материальности. Это обстоятельство часто подчеркивается и в определении понятия «духовность»:

«Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» .

Духовность прямо противоположна материальности. Материальность есть гедонизм плюс карьеризм, поэтому духовность есть антигедонизм плюс антикарьеризм. Антигедонизм есть аскетизм, антикарьеризм есть альтруизм, т. к. карьеризм – это использование других людей ради достижения собственных целей, т. е. взаимодействие с окружающими по принципу «другие для меня», а этому принципу противостоит принцип «я для других» – т. е. альтруизм.

Таким образом, существуют две стволовые ценностные ориентации духовности: аскетизм и альтруизм.

Аскетизм – ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «не стремись к максимизации материального потребления». Обычно аскетизм воспринимают как добровольное ограничение всех потребностей, часто носящее самоистязательный характер. Верен ли такой подход? Нет, т. к. в этом случае речь идет о крайней форме аскетизма.

Аскетизм – это не обязательно вериги и лохмотья. Любое добровольное ограничение вещного потребления, если оно не связано с выгодой для человека , любое обуздание сексуальной природы человека есть акт аскетизма. Если человек имеет возможность изменить своему супругу, но отказывается от этого, это акт аскетизма. Если человек оставляет ребенку самое вкусненькое, это акт аскетизма.

Принцип аскетизма «не стремись к максимизации материального потребления» указывает на то, что материальное потребление не должно быть самоцелью, но аскетизм не декларирует полный отказ от материального потребления. Только в предельном варианте аскетизм выражается в радикальном и часто неоправданном ограничении потребления ниже физиологически допустимого уровня.

«Аскетизм – ограничение и подавление чувственных влечений, желаний (умерщвление плоти) как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей» .

Аскетизм это отказ. Но не отказ от жизни. Это отказ от одной формы существования ради другой формы существования. «Аскетизм» в переводе с греческого (asketes) – упражняющийся в чем-либо, т. е. сама этимология понятия «аскетизм» указывает, что аскетизм есть не пустое самоотречение, а инструмент, используемый для решения человеком определенных задач. Каковы же эти задачи?

Понятно чего может достичь в случае успеха материально ориентированный человек: шикарная квартира, автомобиль, вилла, дорогая одежда, ювелирные украшения и т. п. Если все это объединить одним понятием, то можно констатировать: материально ориентированный человек стремится получить максимальное количество удовольствия с помощью использования предметов внешнего мира.

А каковы же жизненные вершины одухотворенного человека? Аскетизм служит средством для раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве как высшем типе самоактуализации личности, а также средством удовлетворения религиозных потребностей.

Чудаковатый ученый, для которого научное творчество превыше всего, это не гипербола из фильма «Назад в будущее». Возьмем прародительницу всех наук – философию. Обычно, когда говорят о самых великих философах, упоминают Сократа, Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, в советское время, естественно, Маркса. Сократ, Кант, Маркс жили или в нищете, или на грани нищеты. При том что Сократ и Кант, как мы сказали бы сейчас, имели хорошие связи в правящих кругах. Платон, Аристотель и Гегель жили не очень бедно, но, тем не менее, проповедовали умеренность и восславляли альтруизм. Например, Аристотель располагает блага в следующем порядке. Первое место – душевные блага, второе – телесные: здоровье, сила. И лишь третье место принадлежит, как говорит Аристотель, внешним благам: богатству, славе, знатности. Платон же вообще презирал богатство.

Но это лишь констатация факта, а каков механизм противостояния стремления к материальному потреблению со стремлением к самоактуализации? Человек, стремящийся чего-либо достичь в жизни пытается «достроить» себя. А как можно «достроить» себя? Способа два: во-первых, с помощью внешних благ, во-вторых, с помощью внутренних дарований. В первом случае о человеке судят по его дому, автомобилю, костюму, часам, телефону и т. д. Во втором – по его способностям, талантам в сфере искусства и науки, наличия порядочности, чувства долга и т. д.

Материально ориентированные люди всегда выбирают первый путь, духовно ориентированные люди всегда второй. Первые всегда достраивают себя внешним миром, вторые достраивают внешний мир собой.

Для одухотворенных личностей самое важное не предавать самого себя. Хорошо, когда твои произведения покупают, как в случаи с Винчи, плохо, когда тебя не понимают, и ты умираешь в нищете, как в случае с Рембрандтом. Но и Винчи, и Рембрандт были принципиальны в отстаивании собственных взглядов, Рембрандт был в конфликте с обществом, Винчи на грани конфликта, и, несомненно, если общество не разделило бы устремления Винчи, то конфликт состоялся.

Поэтому одухотворенность – это не стремление к нищете, это стремление к богатству, но богатству, прежде всего, духовному. Духовность – это также не стремление к противостоянию с обществом, властью, это стремление к не противостоянию с собственными дарованиями.

Теперь об альтруизме. Альтруизм – ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «ради помощи окружающим я могу жертвовать собственными интересами». Можно сказать, что альтруизм – это коллективная форма аскетизма.

Альтруист – это не только тот, кто жертвует жизнью ради другого человека. Когда мы имеем дело с подобным примером, перед нами – образец крайнего альтруизма. Если вы помогаете подтолкнуть автомобиль незнакомому человеку, это акт альтруизма. Если вы выходите добровольно на субботник, это акт альтруизма.

Таким образом, духовность – ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы с помощью аскетизма и/или альтруизма. Аскетизм служит средством раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве, а также средством удовлетворения религиозных потребностей. Альтруизм направлен на бескорыстную помощь окружающим.

Более кратко: духовность – ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы и раскрытие человеческой природы в творчестве или религиозности (аскетизм ), а также в бескорыстной помощи окружающим (альтруизм) .

Теперь мы обладаем необходимым теоретическим багажом для решения важнейшего вопроса – классификации мировоззренческих типов личности. Все люди разные, и стремятся к разным целям, теперь мы узнаем к каким.

В сочинениях выдающихся мыслителей древности (Демокрит, Ари­стипп и Эпикур) утверждались идеи гедонизма (от греч. hedonic - удовольствие, наслаждение), в соответствии с которыми доброволь­ное поведение должно сочетаться с переживаниями удовольствия, порочное - со страданиями. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравст­венно и справедливо, не живя приятно», - говорил Эпикур. Гедонизм практический иногда принимал вульгарные формы, фанаты чревоуго­дия встречались во все времена, но уже мудрецы древности предосте­регали от крайностей. «Мера во всем превосходна» (Протагор). «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным» (Де­мокрит).


В Античности зарождается и получает также широкое распростра­нение и такое течение этической мысли, как эвдемонизм (от греч. evda- imonia - счастье, блаженство). Это направление этики стремилось най­ти гармонию между добродетельным поведением и обретением сча­стья. Платон, например, выделял такие добродетели, как мужество, мудрость, умеренность, справедливость. По Аристотелю, существуют основные группы добродетелей: дианоэтические (связанные с деятель­ностью разума) - мудрость, рассудительность, сообразительность и этические, связанные с деятельностью воли, - мужество, щедрость.


Счастливым, по Аристотелю, в полном смысле может быть только праведный человек, а добрые действия ведут к счастью, к хорошему расположению духа.


Одновременно предполагалось, что злые поступки неизбежно при­водят к несчастью и страданию. Злой человек несчастлив уже потому, что ведет безнравственный образ жизни (наркомания, проституция, алкоголизм). Сократ утверждал, что несправедливый человек несча­стлив при всех обстоятельствах, но особенно он несчастлив, если он уходит от возмездия и остается безнаказанным. Как видно, это все ак­туально для нашего времени.


Этический релятивизм (от лат. relatives - относительный) - это направление, представленное учением софистов (V век до н. э.). Он знаменовал собой своеобразный период сомнения в предмете этике, отрицание морали как чего-то безусловного и общезначимого. Спра­ведливо подчеркивая изменчивость моральных представлений, роль


относительного в морали, софисты выдвигали позицию морального релятивизма, утверждая, что у каждого человека свое представление о смысле жизни, счастье, добродетели.


Так, Протагор говорил: «Человек есть мера всех вещей»; триединый тезис Горгия отличается скептицизмом:


1) ничего не существует;


2) если что-то и существует, то оно непознаваемо;


3) даже если оно и познаваемо, то такое познание невыразимо.


Скепсис (сомнение) софистов содержит основания дня субъекти­визма. Из их утверждения можно заключить, что каж шш hh ihhh i ус­танавливает свои критерии оценок, создает свою мораль. И софисты давали основания для подобных выводов. По свидетельству видного греческого историка Диагена Лаэртского (III в. до н. э.), именно Прота­гор утверждал, что о всяком предмете можно сказать двояко и проти­воположным образом, в том числе и в плане моральной оценки. А если так, в мире нет ничего устойчивого. Для софиста все в равной степени достойны похвалы, более того, не стоит придавать значение законам и повиноваться им, ибо сами законодатели их часто переделывают или вообще отменяют. Оценку таким размышлениям и мыслям дал Со­фокл. Он считал, что учение софистов порождает в людях надмен­ность, чрезмерную гордыню и безответственность.


Софокл был оппонентом софистов по целому ряду положений. Его с полным основанием можно считать одним из создателей этического рационализма (от лат. rationales - разумный). Он стремился, в отли­чие от софистов, найти надежную основу для нравственных оценок, сводя добродетель к знанию о том, как делать добрые дела для людей и окружающего мира. Все добродетели пронизаны разумностью. На­пример, он считал, что мужество есть понимание того, что страшно и не страшно; умеренность есть знание о том, как обуздывать страсти; мудрость - знание о том, как следовать законам.


Сократ создал систему устойчивых общих понятий, основу кото­рой составляли знания о нравственности.


Для этого он пользуется специальным методом, который условно может быть разделен на следующие этапы:


сомнения («Я знаю, что я ничего не знаю»);


ирония (выявление противоречия);


майевтивка (преодоление противоречия);


индукция (обращение к эмпирическому материалу, фактам);


дефиниция (окончательное определение искомого понятия).


При всем этом важно иметь в виду, что индуктивный метод Сократа не утратил своего значения и в настоящее время как способ ведения научных дискуссий.


Гедонизму и эвдемонизму в определенный степени противостоял аскетизм (от греч. asketes - упражняющийся, подвижник), который добродетельную жизнь человека связывал с самоограничением удо­вольствий, чувственных устремлений. При этом ограничения рассмат­ривались не как самоцель, а как средство, условие достижения высших нравственных ценностей.


  • Эгака - это философская наука, объектом изучения которой является мораль: ее сущность, проис. Что такое гедонизм , эвдемонизм , этической релятивизм , аскетизм ? В сочинениях выдающихся мыслителей древности (Демокрит, Аристипп и Эпикур)...


  • Следующий вопрос ». Что такое гедонизм , эвдемонизм , этической релятивизм , аскетизм


  • Шпаргалки по профессиональной этике юриста в нескольких комплектах. Каждый комплект упакован в удобное приложение для телефона.
    Что такое гедонизм , эвдемонизм , этической релятивизм , аскетизм ?


  • « Предыдущий вопрос. Что такое гедонизм , эвдемонизм , этической релятивизм , аскетизм ? В сочинениях выдающихся мыслителей древности (Демокрит, Аристипп и Эпикур) утверждались идеи.


  • Гедонисты различали психологический и нравственный аспекты, психологическую основу и этическое содержание. С морально -философской точки зрения, гедонизм является этикой наслаждения.


  • Таким образом, только нравственный человек может быть счастливым (а также разумным, что практически то же самое).Эвдемонистическая позиция Сократа дополняется также его точкой зрения о самоценности морали...


  • Верно подчеркивая неустойчивость моральных взглядов в обществе, их относительность , софисты разработали позицию нравственного релятивизма , доказывая, что у любого человека существует свое представление о счастье, смысле жизни и...


  • Выделенные проблемы получили свое разрешение в ряде учений. Основные учения древнегреческой этики . Софисты, Релятивизм , Сократические школы. Этические учения средневековья.

Найдено похожих страниц:8