Что говорит далай лама о мьянме. Мьянма в центре внимания мусульман центральной азии

Тибетский ламаизм обычно называют буддизмом. Но исходная миролюбивая концепция, созданная Буддой Шакьямуни, на самом деле не имеет с тибетской версией ничего общего. В тибетском ламаизме присутствуют элементы шаманизма и даже символика кровавых жертвоприношений. Тибетских лам можно увидеть молящимися перед барельефом, изображающим индуистского кровавого бога войны Ханумана в окружении человеческих черепов.

Тибетские ламы не гнушаются секса и физического труда, считая, что и то и другое необходимо делать очень хорошо.

Основоположник ламаизма: «возникший в лотосе»

В VII веке в Тибете на должность ценпо (правителя) жрецы религии бон и их союзники - аристократы - призвали табгачского принца Туфа Фань Ни. Однако последний не получил никакой реальной власти. Тогда его потомок ценпо Тисонг Децэн в 755 году пригласил учёного буддиста Шантаракшиту и поручил ему создать такую духовную систему взглядов, которая помогла бы Децэну завоевать преданность населения, сделав его опорой правителя. Первая попытка провалилась: народ охотников и скотоводов не понял теорию колеса Сансары, не оценил жизнь в кольце страданий и запрет на любые убийства. Тогда был призван новый лидер: Падмасамбхава, он же гуру Ринпоче. Этот неординарный человек, как сейчас бы сказали, был большим мастером пиара.

По легенде, гуру Падмасамбхава в 8-летнем возрасте материализовался в цветке лотоса. Ребёнок проявлял незаурядные способности, его усыновил бездетный царь и впоследствии женил на своей дочери. Как и царевич Шакьямуни, Падмасамбхава пришёл к выводу, что должен оставить мирскую жизнь ради исполнения своей религиозной миссии. Царь, который воспитывал его в надежде передать ему власть, возражал против такого решения. Тогда юноша убил сына одного из вельмож, и за это преступление был изгнан из страны. Он пустился в странствия, получив тантрическое посвящение от двух дакини - древних богинь.

Первые шаги ламаизма в Тибете: убийства и мистика

Оказавшись в Тибете, Падмасамбхава перешел к воплощению своей миссии. В основу собственного учения он положил древнее тибетское поклонение духам предков и женским божествам, добавил эффектных мистических приёмов, облачил своих последователей в красные плащи, основал монастырь, занялся переводом на тибетский язык религиозной литературы и женился на принцессе. Он построил стройную и оптимистичную концепцию, согласно которой его приверженцы могли достичь многого при жизни, после смерти и в последующих реинкарнациях. Ему удалось не только заинтересовать народ, но и привлечь адептов религии бон. Таким образом, ценпо Тисонг Децэн приобрел в Тибете настоящую власть, подкрепленную религиозными верованиями.

Аристократы и жрецы религии бон поначалу не очень беспокоились, считая, что догматы буддистов недостаточно убедительны по сравнению с их постулатами. Но они недооценили репутацию и широту взглядов гуру Ринпоче.

К примеру, главу оппозиции Машанга, который занимал должность премьер-министра, буддисты заманили в гробницу и замуровали там, оправдав свои действия тем, что они никого не убивали. В то же время устранение предводителя подкосило оппозицию и тибетский вариант буддизма в альянсе с властью ценпо стал могущественной силой в Тибете.

Далай-лама - ставленник монголов

К XIII веку течение тибетского ламаизма разветвилось. Образовались четыре довольно враждебных друг другу ордена: шакья, кагью, ньинма и гелуг. В этот период Тибет уже был вассалом Китая, а Китай был захвачен монгольским ханом Хубилаем, основавшим династию Юань. Монголы проводили политику налаживания сотрудничества с местными властями. Благодаря монголам возвысилась школа Гелуг, из её среды и был выбран религиозный лидер - Далай-лама. Первый Далай-лама получил обозначение III, для эффекта преемственности. Согласно учению, после смерти Далай-лама перевоплощается в ребёнка, которого надо отыскать, а потом воспитать в соответствующем духе, чтобы он мог достойно занять свое место.

Наиболее знаменитые Далай-ламы и их значение для Тибета

Наиболее выдающимся был Далай-лама V - Нгаванг Лобсанг Гьяцо, живший в XVII веке. За огромную работу, проделанную им в течение жизни, его назвали Великий Пятый. Он активно занимался внешней и внутренней политикой, вёл успешные войны, создавал монастыри, систематизировал религиозную литературу, и именно он начал грандиозное строительство знаменитого дворца в Лхасе, пригласив отовсюду мастеров и художников. Личность Далай-ламы V имела такое значение для Тибета, что факт его смерти скрывался 15 лет: во время официальных приемов Великий Пятый не появлялся перед гостями под предлогом того, что он находится в глубокой медитации. Когда же в Лхасу прибывали посольства, их принимал в полумраке комнаты похожий на Далай-ламу монах, лицо которого почти полностью скрывал капюшон.

Следующим, VI, Далай-ламой стал Цан-Ян-Гья-Цо, который меньше всего думал о власти, аскезе и религии, предпочитая носить длинные волосы, наряжаться в голубой шёлковый костюм и предаваться стрельбе из лука вместе с друзьями – молодыми аристократами. Этот юноша был большим любителем женщин, сочинял прекрасные любовные стихи и гордился своим знанием тантры и тибетской сексуальной техники. В одном из своих стихов он писал:

«Я никогда не спал без возлюбленной,

И не пролил при этом ни капли спермы».

Согласно тибетскому учению тантры, удержание спермы способствует мужскому долголетию и свидетельствует о высоком духовном уровне.

Тибетцы были в восторге от своего юного лидера, но монголы и вездесущие иезуиты их восхищения не разделяли. Цан-Ян-Гья-Цо был схвачен и, по-видимому, отравлен по дороге в Китай. Ему было всего 23 года.

Судьба Далай-лам и Тибета

В XX веке в Китае обрушилась императорская династия Цинь. Воспользовавшись британским присутствием в регионе, Непал и Бутан сумели отделиться и получить независимость, но судьба Тибета сложилась иначе.

В конце 1950 года в Тибет вторглась китайская армия. Власти Лхасы не сумели организовать ни военное, ни политическое сопротивление. Началось затяжное противостояние тибетской теократии и китайского режима. В ночь на 17 марта 1959 года Далай-лама XIV бежал в Индию. Спустя два дня народ Тибета поднял восстание против китайцев, но оно было потоплено в крови. Ко всему прочему китайцы вырубили леса, тем самым подорвав основу тибетского хозяйства.

Из Тибета бежали десятки тысяч людей, большинство – в Непал и Северную Индию.

Современный ламаизм: традиции и новшества

В настоящее время ламаизм фактически объединился с тибетской религией бон. Внутреннее убранство монастырей не имеет никаких различий: и в буддистских, и в бонских монастырях выставлены портреты лам и фигурки торма, символизирующие кровавые жертвоприношения (реформированная бонская традиция), скульптуры дакини и великого гуру Падмасамбхавы.

Тибетский ламаизм – и в наше время почитаемая религия, особенно у народа шерпа. Среди молодёжи считается очень престижным пройти обучение в монастыре. В одежде лам можно увидеть даже 7-8 летних детей. Стоимость учебы довольно высока, но родители охотно идут на эти расходы, поскольку «свой» лама улучшает карму семьи.

Молодые послушники-ламы ведут довольно строгий образ жизни. Они несколько раз в сутки читают молитвы в общем зале, медитируют, изучают традиционную медицину, приёмы энергетического воздействия, ряд общеобразовательных предметов, а также обязаны трудиться на благо общества. После землетрясения весной 2015 года тибетские ламы работали на разборе завалов наравне с армией. Они восстанавливали дороги, развозили мешки риса и палатки по разрушенным деревням, оказывали медицинскую помощь, утешали тех, кто потерял родных.

Современные молодые ламы – весёлые и общительные люди, хорошо говорящие по-английски и имеющие аккаунт в "Фейсбуке".

Далай-лама призывает монахов Мьянмы положить конец насилию. April 27th, 2013


Далай-лама призывает монахов Мьянмы положить конец насилию
Muhammad Lila | ABC News | 22 апреля 2013 | Tibet Sun |

Дхарамсала, Индия, 22 апреля 2013 года: На фоне изобличающего нового доклада* о причастности правительства к этнической чистке всех мусульманских городов и деревень Мьянмы, лидер всех буддистов мира обратился к буддистским монахам, обвиняемых в том, что они являются инициаторами насилия.

Пожалуйста, остановитесь.

Последние замечания, сделанные Далай-ламой в эксклюзивном интервью для ABC News из своего дома в изгнании в Дхарамсале, Индия, представляют собой публичное осуждение насилия, возглавляемое буддистами, в следствии, которого сотни людей погибли и, по оценкам, сотни тысяч остались без крова.

"Это очень печально", - сказал Далай-лама.

"Все основные религии учат нас практике любви, сострадания и прощения. Поэтому подлинный практик, среди этих различных религиозных традиций, не будет предаваться такому насилию и запугиванию других людей".

Когда его спросили, что бы он сказал, если бы он мог говорить непосредственно с буддийскими монахами в Мьянме, которые обвиняются в призыве последователей, чтобы напасть на мусульманские меньшинства Мьянмы, тибетский лидер выступил с личной просьбой.

"Мы религиозные люди", - сказал он в начале этого месяца, указывая на свое одеяние шафранового цвета.

"Будда всегда учит нас прощению, терпимости, состраданию".

"Если из одного уголка вашего ума какая-то эмоция подталкивает вас кого-то ударить или хочет убить, то, пожалуйста, вспомните о вере Будды. Мы, последователи Будды".

Неясно, какой вес будут иметь слова Далай-ламы в районах, пострадавших от насилия, Мьянмы (ранее известной, как Бирма), новый отчет обвиняет буддийских монахов, политических деятелей партии и рядовых жителей Мьянмы, в совершении жестоких актов насилия в отношении небольшой общины-рохингья.

В докладе*, обнародованном Human Rights Watch, показан заранее спланированный характер насилия в юго-восточной азиатской стране, в том числе, стертые с лица земли целые деревни, тела мужчин, женщин и детей захоронены в братских могилах, у некоторых связаны руки за спиной. В другой деревне, 70 человек, в том числе, 28 детей, предположительно, были изрублены перед смертью.

Неясной остаётся реакция Мьянмы на отчет.

Насилие, которое началось летом 2012 года из-за ряда небольших стычек между буддистами и мусульманами в Центральной части Мьянмы, значительно распространилось. Почти все эти насильственные меры, были направлены на меньшинство Мьянмы - мусульман-рохингья, небольшой этнической группы, которая представляет собой не более 3 - 5 процентов от общей численности населения Мьянмы.

Правительство Мьянмы классифицирует рохингья, как иммигрантов из Бангладеш, лишая их официального гражданства. Бирманские законы не позволяют им владеть землей и передвижение без разрешения.

Последние спутниковые фотографии, опубликованные Хьюман Райтс Вотч, демонстрируют огромный масштаб разрушения. За три дня в марте, в одной бирманской деревне, полностью были уничтожены более 800 зданий, расположенных, в основном, в районах рохингья.

Часть домов были также превращены в пепел, в результате широко распространенной тактики поджога. Многие из сбежавших, пребывают на данный момент в переполненных лагерях, где испытывают недостаток в воде, продовольствии, жилье и медицине.

Хьюман Райтс Вотч, обвиняет бирманские власти, что они закрывают на это глаза, а в некоторых случаях, участвуют в насилии. Так же, правительство обвиняется в "систематическом ограничении гуманитарной помощи", и в "введении дискриминационной политики" в отношении мусульманского меньшинства; также предупреждает о возникновении гуманитарного кризиса, если насилие не прекратится.

В своем интервью ABC News, общая атмосфера и настроение Далай-ламы, заметно изменились, когда был поднят вопрос о продолжающемся насилии в Мьянме. В то время, как одна часть интервью была непринужденной и заполнена смехом, при обсуждении буддийского насилия - интонации Далай-ламы стали мрачными и сдержанными.

"Мы находимся в 21 веке", - сказал Далай-лама, 77 лет.

"Все вопросы должны решаться путём диалога, посредством разговора. Применение насилия является устаревшим, и никогда не решает проблемы".

Тензин Гьяцо родился в китайской провинции Цинхай, в 1935 году; Далай-лама имеет миллионы последователей, преимущественно на территории Китая, Монголии, Индии и гималайского хребта. Он не имеет официальных контактов с бирманскими властями, и, в отличие от других религиозных лидеров, не имеет права издать указ, или фе ́ тву, требуя, чтобы насилие закончилось.

Тибетский буддизм проистекает из школы буддизма Тхеравады, хотя многие ритуалы отличаются, но значения одни и те же, Тхеравада широко практикуется в Мьянме, Таиланде и большей частью Юго-Восточной Азии.

Далай-лама рассказал, что в начале насильственных действий, он прямо обратился к бирманскому демократическому деятелю и лауреату Нобелевской премии Аун Сан Су Чжи, и попросил ее вмешаться, чтобы помочь прекратить насилие.

Су Чжи подверглась суровой критике за неспособность выступать от имени рохингья. В апреле, критики набросились на нее, после того, как она заявила на конференции в Японии, что "мы должны научиться принимать тех, чьи взгляды отличаются от наших», говоря, что слова, в сущности, остались словами, этого было слишком мало и слишком поздно.

Несмотря на критику, Далай-лама надеется, что Су Чжи еще может вмешаться, чтобы разрешить кризис.

"Как такой же лауреат Нобелевской премии, я совершенно уверен, что негласно, она может помочь", - сказал он.

" Я совершенно в этом уверен ".

Copyright 2013 ABC News Internet Ventures
Published in ABC News

Происходящее в Мьянме многих дагестанцев не оставило равнодушными. Часть репостила в социальных сетях ужасающие фотографии с трупами предполагаемых жертв конфликта, другие призывали не спешить с выводами. А в воскресенье, 3 сентября, несколько сотен человек вышли на улицы Махачкалы, чтобы высказать свое мнение о происходящем в далекой стране. Аналогичные акции прошли в Москве и некоторых других регионах. В Чечне на митинг в поддержку мусульман Мьянмы вышли, по данным МВД региона, более миллиона человек. «Новое дело» попыталось выяснить, что же на самом деле происходит в Бирме, и как, по мнению экспертов, лучше всего помочь тем, кто сейчас находится там под угрозой.

Первый митинг — в Дагестане

На распространяемые в мессенджерах свидетельства зверств по отношению к мусульманам Мьянмы отреагировала молодежь Дагестана. Ее представители договорились в соцсетях собраться утром 3 сентября на стихийный митинг и высказать своем мнение о происходящем в Мьянме. Утром возле площади Ленина в Махачкале собралось, по разным оценкам, от 250 до 2000 человек. Первая цифра — официальные данные МВД республики, вторая — подсчеты очевидцев. Пройти на площадь митингующим не удалось — она была оцеплена, так как в этот момент там уже были запланированы мероприятия ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

От площади они проследовали по маршруту Русский драматический театр — Родопский бульвар — Центральная Джума-мечеть — Муфтият республики. Участники шествия скандировали: «Аллаху Акбар». У Джума-мечети был проведен небольшой митинг, на котором выступавшие подчеркнули, что это не «политическая акция», а призыв к властным структурам осудить убийства мусульман-рохинья. К собравшимся вышел имам мечети Мухаммад Саламов. Он призвал не ходить по улицам, а собираться перед утренним намазом и делать коллективное дуа за угнетаемых мусульман. «Дуа — вот оружие мусульманина», — подчеркнул он. Небольшой митинг прошел и перед зданием муфтията Дагестана.

Историческая справка

Мьянма (ранее Бирма) — государство в Юго-Восточной Азии, в западной части полуострова Индокитай, бывшая британская колония. В 1948 году получила независимость. На территории государства проживает 135 народностей, общая численность населения — 60 миллионов человек. Подавляющее большинство населения — буддисты.

Мусульмане-рохинья (4 процента от общей численности населения страны) проживают в местности Аракан в штате Северный Ракхайн.

Как говорится в открытых источниках, еще в конце 18 века буддисты начали противостоять распространявшемуся исламу и мусульманам. Дело дошло до вооруженного конфликта, повлекшего жертвы среди мусульманского населения. Отдельное государство араканских мусульман было присоединено к Бирме, а его жители оказались национальным меньшинством. Сегодня их около 4 миллионов, а 50 миллионов буддистов составляют большинство населения.

Официальные власти Мьянмы отказываются признавать рохинья гражданами страны, считая их незаконными мигрантами из Бангладеш. Между правительственными силами и «Армией спасения рохинджа Аракана» периодически происходят столкновения. По некоторым свидетельствам, правительственные войска преследуют мирных жителей деревень, убивая их без суда и следствия и уничтожая жилища, и сотни тысяч мусульман были вынуждены покинуть родные края и скитаться в поисках безопасного места.

Считается, что лидером антиисламского движения является монах Ашина Вирату, которого журнал Time назвал лицом буддистского террора. Он возглавляет националистическое «Движение 969». Вирату, как утверждают отдельные источники, открыто призывает к уничтожению мусульман: «Если мы будем проявлять слабость, то наша земля станет исламской». От Вирату отрекся Далай Лама.

Карусель геноцида

В начале этого года в Мьянму отправился российский адвокат Мурад Мусаев. По возвращении в Россию он рассказал изданию «Кавполит» об увиденном. По его словам, в мире нет второго такого места, где людей убивали бы, унижали, уничтожали и лишали базовых прав, гарантированных Всеобщей декларацией прав человека, по чисто этническому и религиозному признаку.

«Происходили там действительно страшные вещи, — рассказал он «Кавполиту». — И перед поездкой туда мне представлялось, что, может быть, несколько приукрашены эти события. Но ничего подобного. Реально там сжигались целые селения. Жесточайшим образом убивали людей, в том числе детей. Вплоть до того, что детей бросали в горящие дома, в живое пламя. Многочисленные случаи насилия над женщинами. И самое страшное, что происходило не просто при попустительстве властей, а, по сути, при содействии местных силовиков».

По словам Мусаева, геноцид населения начался в 2012 году и периодически продолжался все пять лет. 3 сентября телеканалу «Дождь» адвокат сообщил, что в последние три недели начался новый «виток кровавой карусели геноцида», счет убитых идет на сотни. По итогам своей поездки Мусаев готовит доклад для представления его в ООН. По его словам, одна из важнейших задач — попробовать поставить перед ООН вопрос о создании трибунала по ситуации в Аракане.

А тем временем в Москве

В воскресенье, 3 сентября, сотни мусульман организовали стихийный митинг в Москве у посольства Мьянмы. Они высказывали протест происходящему геноциду мусульман в стране в Юго-Восточной Азии. По сведениям издания РБК, собравшиеся скандировали «Аллаху Акбар», молились на принесенных с собой ковриках и требовали переговоров с представителями посольства.

У посольства также находилось несколько десятков сотрудников полиции, они не вмешивались в происходящее.

«Привлечь виновных к ответственности»

Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад Аль-Хусейн (гражданин Саудовской Аравии, мусульманин) выразил тревогу в связи с насилием и подстрекательством к дальнейшему насилию на севере штата Ракхайн после нападений на силовые структуры, сообщает «Ислам.ру». Он настоятельно призвал все стороны отказаться от применения насилия и призвал государственные органы обеспечить их функционирование в соответствии с обязательствами по международному праву в области прав человека.

«Я полностью осуждаю насильственные нападения на сотрудников службы безопасности, которые привели к потере многих жизней и перемещению тысяч людей, — цитирует «Ислам.ру» Зейда. — К сожалению, мы опасаемся, что это происходит. Десятилетия постоянных и систематических нарушений прав человека, в том числе очень жестокие меры безопасности в связи с нападениями с октября 2016 года, почти наверняка способствовали воспитанию насильственного экстремизма, и все в конечном итоге проиграли».

Верховный комиссар предупредил все стороны о дальнейшем подпитывании насилия. Он призвал политическое руководство осудить риторику и подстрекательство, разжигающие ненависть, в том числе в социальных сетях.

Верховный комиссар Зейд сказал, что виновники нападений на сотрудников службы безопасности должны быть привлечены к ответственности, как и те, кто напал на гражданское население. Все это должно происходить при полном уважении международного права и прав человека. Государственные органы должны давать четкие инструкции силам безопасности, чтобы те воздерживались от использования непропорциональной силы, свели к минимуму количество ущербов и травм и проявляли уважение к праву на жизнь.

Муфтият Дагестана

3 сентября Муфтият республики заявил, что не имеет никакого отношения ко всем происходящим несанкционированным митингам и противостояниям, «идущим вразрез с официальной позицией российского государства». В организации отметили, что Муфтият всегда призывал и призывает население региона и всей страны молиться за всех притесненных и находящихся в трудном положении верующих братьев и сестер во всем мире, и призвали не делать каких-то выводов, исходя лишь из информационного потока в социальных сетях и отдельно взятых заявлений, в силу недостоверности распространяемой информации.

В конце сообщения Муфтията, положение в Бирме было сравнено с ситуацией в Чечне перед войной: «Радикалы хотят отделиться, убивают полицейских и военных, провоцируют на ответные действия местные органы власти. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что смута (фитна) спит, и на того, кто разбудит ее, падет проклятие Аллаха».

Вслед за этим обращением на сайте Муфтията республики был опубликован материал «Разменная монета Бирмы». В нем говорится, что происходящее в Мьянме вызывает тревогу у всех здравомыслящих людей на планете, и не только у мусульман.

«В то же время, в век информационных войн, до нас доходит различная, порою противоречивая информация, и мы еще не успели окончательно разобраться в истоках проблем этого многострадального народа рохинья. По некоторым данным, ситуацию провоцирует и некоторое количество радикалов из числа местного населения, нападая на полицейские посты, требуя отделения своего штата от государства Мьянма (Бирма). Ясно, что их поддерживают извне с определенной целью, и отнюдь не во благо народа рохинья. Конфликту в этой стране уже сотни лет, но в последние годы особо прокачивается тема столкновения именно на религиозной почве. Наблюдается и реальный факт, что к жителям данного штата давно уже относятся как к негражданам и загоняют их в особые территориальные зоны. Для них нет ни перспективы, ни мирного развития. Нет элементарных условий даже для получения образования, что создает благоприятную почву для пропагандистской деятельности иностранных эмиссаров, вербующих умы местной молодежи радикальными взглядами и настроениями», — говорится в материале.

При этом, как считают в Муфтияте, анализ показывает, что основной целью данного конфликта является искусственное разжигание вражды и такое развитие событий в регионе, при котором будет оправданно введение в страну иностранного контингента войск.

«При всем при этом бирманские власти, напуганные предыдущими зверствами ИГИЛ (запрещенная в России и ряде стран террористическая организация) в Сирии и Ираке, поступают не менее жестоко в ответ на вылазки радикалов. Пытаются полностью искоренить и уничтожить на корню те деревни, где, по поступающей к ним информации, орудуют радикалы. Все это прокачивается в СМИ, в результате чего формируется в мире нужное для определенных внешних сил общественное мнение и создается благоприятная почва для введения войск в страну, которая непосредственно граничит с Китаем и является ее союзником. Одним словом, по нашим предположениям, внешние силы хотят приструнить КНР посредством обустройства в данном регионе военной базы... и, конечно, — американской. А бедные жители, обманутые лжеидеями и вовлеченные в конфликт, окажутся разменной монетой, как было в совсем недавней истории в Чечне, Югославии. Подобный «джихад» мы также видели в наших дагестанских лесах», — говорится на сайте Муфтията.

В обращении к молодежи Дагестана Муфтият призвал не выходить на несанкционированные митинги, шествия: «Проявляйте Сабур, терпения нам всем! И давайте чаще молить Всевышнего, чтобы он уберег от бед всех мусульман, всех жителей планеты!»

На следующий день в Чечне

4 сентября масштабный митинг прошел в столице Чечни Грозном. В нем, по сообщению МВД республики, приняло участие свыше миллиона человек.

Как сообщала пресс-служба главы и правительства Чечни, в течение всего митинга со всех сторон в Грозный продолжал стекаться поток людей. Помимо жителей республики в нем приняли участие жители соседних субъектов.

Перед собравшимися выступил и глава Чечни Рамзан Кадыров. Происходящее в штате Ракхайн он сравнил с действиями надзирателей в фашистских лагерях смерти.

«Власти этой страны лишили права на жизнь более одного миллиона рохинья. Их жалкие жилища горят в огне. Беззащитных людей разрывают на части, сжигают на кострах, топят в воде. Детей бьют об землю, бросают в огонь. За этим молча наблюдают ООН, Евросоюз, региональные организации Юго-Восточной Азии, короли, президенты, мировая пресса. Вместо резкого осуждения геноцида ведутся жалкие разговоры о гуманитарной помощи. Вот истинная цена громким заявлениям властителей мира о преданности идеалам свободы и гуманизма. Кровавый режим устроил этническую чистку. Целый народ стоит на краю гибели. Его трагедия длится много лет. Но никто не вводит против этой страны экономические и политические санкции», — цитирует главу республики его пресс-служба.

Широкое обсуждение вызвало и видеообращение Кадырова, в котором он сказал, что «если Россия будет поддерживать тех шайтанов, я против позиции России, потому что у меня есть свое видение, своя позиция». Прокомментировать эти слова попросили президента России Владимира Путина на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в Китае. «Что касается мнения граждан России по поводу внешней политики российского государства, то каждый человек имеет право иметь собственное мнение, это вне зависимости от его должностного положения, — сказал Путин. — Что касается руководителей регионов, то это тоже в полном объеме их касается. Но я вас уверяю, здесь никакой «фронды» со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке».

Рамзан Кадыров же в свою очередь напомнил, что является верным пехотинцем президента, готовым выполнить приказ любой сложности верховного главнокомандующего и отдать свою жизнь. А после того как Владимир Путин осудил произвол, чинимый против мусульман Мьянмы, выразил ему благодарность.

Далай-Лама извинился

После событий в Мьянме в интернете было опубликовано видео, в котором Далай-лама XIV просил прощения за бирманских буддистов, которые причиняли вред мусульманам: «Когда я впервые услышал, что буддийские террористы, как их называют, учинили мусульманские погромы, я находился с визитом в Вашингтоне. Я обратился к ним и сказал: «Представьте лик Будды. Я уверен, что в этой ситуации он бы встал на защиту мусульман».

«На эту тему были договоренности»

По мнению эксперта по Северному Кавказу, руководителя научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики им. Егора Гайдара Ирины Стародубровской, в оценке мусульманского протеста против происходящего в Мьянме нужно четко разделять два момента: «Во-первых, сам по себе факт митингов. Если людей что-то возмущает, они могут воспользоваться своим конституционным правом и использовать мирные формы протеста против происходящего. И здесь не может быть никаких вопросов. Во-вторых, те политические игры, которые вокруг этой ситуации идут. Очевидна активная роль Рамзана Кадырова в организации общеисламского протеста в этой сфере. Я полностью согласна с Денисом Соколовым (его последней статьей в «Ведомостях»), что выдвижение главы Чечни на лидирующие позиции среди мусульман стало возможно только после подавления умеренного салафитского протестного движения на Северном Кавказе. Власти сделали все возможное, чтобы фигура Кадырова в этой роли стала практически безальтернативной».

Вопрос в том, отмечает она, как Кадыров дальше будет капитализировать эту роль: «Попытается повести мусульман в поддержку Путина под флагом общих традиционных ценностей? Будет способствовать отправке недовольных в Мьянму, чтобы убрать оставшийся горючий материал перед выборами? Не знаю. Как не знаю и то, насколько и куда готовы идти за ним мусульмане за пределами Чечни, где административный ресурс действует в полную силу. Но у меня, как и у многих из либерального лагеря, толерантное отношение силовиков к митингу мусульман в Москве вызвало вопросы. Связанные совсем не с тем, что хотелось бы, чтобы к мусульманским протестам относились так же жестко, как к либеральным. А с тем, что, если звезды зажигают (или не зажигают), значит, это кому-то нужно. Судя по всему, на эту тему были определенные договоренности. А договоренности — процесс двусторонний. Мусульмане получили возможность без эксцессов протестовать против событий в Мьянме. Очень любопытно, что же получила другая сторона».

«Что позволено саудитам...»

По мнению общественного деятеля, журналиста и члена Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Максима Шевченко, конфликт в Мьянме сложный, неоднозначный: «Представлять его как зловещее массовое убийство буддистами беззащитных мусульман-рохинья — это сознательное упрощение, которое просто накручивается людьми, не располагающими достоверными сведениями. И не допустимы лозунги «Буддисты-убийцы». Конфликт уже длится семь лет, а в России за все это время не обращали на него внимания. Единственными, кто пытался привлечь внимание к этой проблеме, были журналист Тимур Куашев, организовавший одиночный пикет у посольства Мьянмы, и адвокат Мурад Мусаев, лично побывавший в Бирме. Но Тимур сейчас уже, к сожалению, мертв. А спокойный голос Мурада — не для митингов. Поэтому в данный момент мне близка позиция российского МИДа, президента страны Владимира Путина, которые придерживаются спокойной и взвешенной оценки, обращаясь к обеим сторонам конфликта с призывами остановить насилие. Таким способом можно больше помочь мусульманам-рохинья. В конфликте задействованы две стороны, и надо стараться содействовать их примирению, а не разжигать ненависть и не распространять недостоверные страхи».

Как считает Шевченко, митинги, прошедшие в Москве, Дагестане и Чечне, только отвлекают от реального изучения вопроса, взвешивания всех «за» и «против» и понимания того, что реально там происходит: «Некоторые высказывают мнение: «Мы — мусульмане, и сами во всем разберемся, не мешайте нам, не указывайте, как жить». Но что за позиция сегрегации, которая разделяет российское общество? Тогда и христиане могут так же сказать, те же буддисты, и люди, не придерживающиеся ни одной из религий, тоже выскажутся в этом духе. Мы живем в одном государстве, и не должно быть разделения по религиозной принадлежности. И если попытаться разобраться, то можно спросить: многие ли мусульмане защищали своих единоверцев, сидящих в уральских тюрьмах? Многие ли защищали их от пыток? В основном это делали немусульмане. И они будут это продолжать делать, руководствуясь своей совестью. Я противник такой разделительной позиции. Если мы живем в одном государстве, носим паспорта, нравится или нет, все вправе обсуждать то, что делают мусульмане и немусульмане. Если у кого-то есть такая позиция, то пусть организовываются в гетто и обсуждают то, что происходит внутри. И тогда посмотрим, хорошо ли там будет, не превратится ли это в тиранию. Я за открытый гражданский диалог».

По мнению правозащитника, все акции в Москве и Грозном прошли по согласованию с властями страны: «Рамзан Ахматович (Кадыров, глава Чечни. — «НД»), при всем моем уважении к нему, хочет стать лидером всех российских мусульман. Очевидно, что дагестанские мусульмане с неким опасением смотрят на это и им не нужны никакие лидеры. Потому что в Дагестане у разных народов свои традиции, вырабатывавшиеся тысячелетиями. У татар свои лидеры. В России, мне кажется, не может быть одного лидера, который бы выступал от лица всех мусульман. При этом Рамзана Кадырова уважают как яркого политика нашего времени. Он многое сделал для чеченского народа. И, думаю, все митинги связаны с внутриполитическим вопросом, а не с Мьянмой. Мало кто понимает, что там происходит. И те, кто хочет понравиться Кадырову, поднимаются и кричат про Мьянму. В России и так немало проблем, о которых стоит говорить. Конечно, здесь нет таких репрессий и преследований, как в Мьянме, но все же идет ущемление прав. В Йемене саудовские войска при поддержке Арабских Эмиратов совершают военные преступления, истребляя мусульман, не согласных с саудовскими властями и их оккупацией. Интересно, российские мусульмане обратят на это внимание и поднимут голос против Саудовской Аравии? А это ведь не то же самое, что поливать грязью какие-то далекие мьянмские власти».

Шевченко также подчеркнул, что протестная волна возникла во время встречи Владимира Путина с китайским лидером Си Цзинь Пином. «Китай поддерживает репрессии в Мьянме. И я думаю, протест был согласован с российскими властями, чтобы на переговорах показать, что России не готова безоговорочно подстраиваться под китайскую политику, заявить им, что необходимо считаться и с мнением российских мусульман. И это пошло на пользу российской политике», — считает Шевченко.

Во всей ситуации, отмечает он, адекватно поступили руководители Дагестана и Муфтията республики: «Я часто критикую политику Рамазана Абдулатипова, но в этой ситуации он и Муфтият республики поступили мудро, выступив с осторожными заявлениями и призвав к сабуру и спокойствию. Дагестан и без того знает о горе, бедах. Поэтому сердца мусульман очень легко загораются ярким огнем. А действовать по Мьянме надо с холодными головой и рассудком. Если толпа идет на улицы, то ничего хорошего от этого ждать не стоит. Реально оказать помощь можно, собрав делегацию вместе с посольством и Муфтиятом и поехав туда, чтобы посмотреть все своими глазами. Я думаю, что спокойная, рассудительная позиция дагестанских алимов, их осторожность оправданна. Любые разжигания страстей будут играть на руку террористам, а не на пользу мусульманам. Мне кажется, крайне важно прежде всего бороться за свои права. Создать гражданские институты защиты прав. А точно не организовывать митинги с криками в защиту мусульман Мьянмы».

Интересы России в Мьянме

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов считает, что огромное количество мусульман, которые вышли на митинг, не знают, как и он, что на самом деле происходит в Мьянме: «В огромной степени волна, поднятая мусульманами, была подогрета искусственно. Это было очевидно любому, кто знаком с работой информационной сферы. Оценить реальный масштаб катастрофы, репрессий, геноцида не может никто, пока не поедет туда, не увидит все своими глазами, не побеседует с беженцами. О происходящем мы знаем только то, что нам показывали в социальных сетях».

По его мнению, российской власти может быть интересно то, что происходит в Мьянме, по двум причинам: «Первое — это поддержать Китай, у которого есть свои стратегические интересы на юго-востоке Азии. И Россия, чтобы построить более доверительные отношения с Китаем, могла поддержать его позицию по Мьянме. Второе — власти могли заранее просчитать эти протестные реакции российских мусульман и конвертировать их в последующем в поддержку со стороны мусульман на выборах-2018».

В то же время, считает Курбанов, российские власти сами могли подталкивать мусульман к митингам: «Им нужно было показать потенциал мусульманской общины, их силу возмущения. Чтобы припугнуть либеральную оппозицию, которая готовится занять площади после выборов президента в следующем году».

По мнению эксперта, противоположная реакция на события в Мьянме со стороны глав мусульманских субъектов страны говорит о том, что Кремль заранее обсуждал с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, как выпустить накопившийся пар у мусульман: «Недовольство мусульман России накапливалось давно. Это связано и с событиями в Сирии, Ираке. И поэтому Москва была заинтересована в выпуске пара мусульманами. И использовать они решили события в Мьянме. Не разгоняя митинг в Москве, они показали, как уважают мусульманскую позицию. Мусульманам был дан четкий сигнал, что их слышат, поддерживают. Этим самым власти завоевывают лояльность на предстоящих выборах. Кадыров во время организации действовал решительно, потому что, как я считаю, это все обсуждал с руководством страны».

Мнение имама

Как считает имам джума-мечети «Тангъим» Ниматулла Раджабов, нельзя принимать непродуманных решений, основываясь только на своих эмоциях.

«Из нашей мечети на этом шествии и митинге не было никого, как я знаю,— сказал Раджабов. — И на тех видео, что были в Интернете — ни одного знакомого лица. Люди, которые принимают участие в массовых мероприятиях (собраниях, шествиях, митингах), должны знать, кто и с какой целью их организовывает. Ведь решением общих проблем мусульман должны заниматься определенные люди, обладающие религиозными знаниями, знаниями действительности, пользующиеся авторитетом среди общины. Основываясь только на своих эмоциях, нельзя принимать непродуманных решений. В том числе и выходить на митинги, делать какие-либо заявления от имени всех мусульман. Тем более что мусульмане уже сталкивались с тем, что их использовали в разных политических целях.

Конечно, в стороне нельзя оставаться. Есть факты, которые никак нельзя отрицать: людей убивают, мучают, ограничивают в элементарных правах! Если знаешь, что люди страдают, их притесняют — это надо остановить. Каким путем — нужно решать индивидуально каждому, смотреть на возможности общины. Лидеры должны решать такие проблемы на высшем уровне. Те, у кого есть имущество, могут помогать через благотворительные организации, юристы — оказать юридическую помощь, журналисты — написать, рассказать людям, общественные деятели — делать заявления, и так далее…

Если взять хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тот, кто увидит порицаемое, должен остановить это рукой; если не может рукой, то словом; а если не сможет и этого — то сердцем, и это самая слабая степень веры. Рукой может останавливать тот, у кого есть возможности, власть. Языком — те, кто может призывать. А сердцем — это самое меньшее, что каждый может делать, просить у Всевышнего Аллаха, обращаться с дуа.

Сейчас время информационных технологий, коммуникаций — каждый, кто хочет, может распространять информацию. Если завтра каждый запишет видео в Интернете, отправит обращение и скажет: «Я заявляю это для руководства страны, для людей», — это очень быстро расходится по всему миру, необязательно даже собирать митинги. Но нужно распространять только проверенную и достоверную информацию. И знать, как решать проблему или к кому обращаться за решением. А выйти только со своими эмоциями, не зная, что делать дальше — чего этим добьешься? Наоборот, эти эмоции могут использовать против самих людей.

Из того самого малого, что каждый может сделать — это просить в молитвах, не только за мусульман в Бирме, но и во всем мире, потому что мусульман притесняют не только там. И нужно изучать религию и оставлять свои грехи, потому что беды мусульман и слабость в избавлении от бед, как говорят исламские ученые, имеют основной причиной именно грехи и упущения в религии. И нужно обращаться к людям знания и обладателям власти, которые могут и должны заниматься решениями общих проблем мусульман.

И это относится к проблемам не только в Бирме, но и по всему миру, особенно в «горячих точках» — Сирии и Ираке, Афганистане и Сомали. И причина спасения одна — возвращение к истинному единобожию и правильному пути! Потому что сказано в Священном Коране: «Если вы поможете Аллаху, то он непременно поможет вам…».

И поистине, Аллах — Тот, у Кого мы просим помощи угнетенным во всем мире и исправления их дела, поддержки их истиной, защиты от смут и избавления от врагов — поистине, Он Щедрый, Великодушный. Просим у Всевышнего помощи во всех благих делах и защиты от всего дурного! Амин!».

17.09.2017 17:23

Преследование мусульман в далекой Мьянме стало беспрецедентным событием не только на мировом уровне, когда лауреат Нобелевской премии мира внезапно оказывается тираном, в Москве митингуют мусульмане, а Рамзан Кадыров вдруг не соглашается с Путиным.

События в Мьянме вдруг побудили некоторые правительства республик Центральной Азии высказаться, хоть и осторожно, по поводу положения мусульман в религиозных конфликтах в мире. Это ранее не вызывало особую обеспокоенность у центральноазиатских правительств. Даже больше, религиозным свободам верующих в этих странах не позавидуешь. Что же заставило Астану и Бишкек, Ташкент и Душанбе выступить в поддержку бирманских мусульман?

В Мьянме происходит что-то, чего обычно в мире не наблюдали - мусульмане, которым СМИ создали имидж воинствующих людей, убивающих во имя религии, становятся жертвами последователей буддизма, в мире известной как миролюбивой религии. Организация Объединенных Наций уже назвала происходящее «этническими чистками по учебнику», а в свете молчания нобелевского лауреата и фактически нынешнего правителя Мьянмы Аун Сан Су Чжи, Далай-лама, духовный лидер буддистов мира, выразил поддержку рохинджа, сказав, что «Будда им бы помог».

Позиция ООН и Далай-ламы свели на нет усилия малочисленной группы антимусульманских комментаторов, которые видели вину мусульман, защищая, кстати, официальную позицию Кремля, поддерживающего властей Мьянмы. Но такие попытки тонут в море поддержки рохинджа, оказанной огромным количеством мусульман из постсоветских стран, в том числе из Центральной Азии — в реальной жизни посредством митингов в России и в виртуальном - посредством видео и фотографиями конфликта, нередко фейковыми.

События, происходящие в далекой неизвестной стране, заставили власти стран ЦА почувствовать, что «молчать нельзя». Даже если ты - небольшая страна, это не мешает высказаться о ядерных испытаниях КНДР, правда, внутренние обсуждения среди твоих граждан - это дело семейное и не подлежит огласке.

Лучше поздно, чем никогда, подумали и в Ташкенте и 12 сентября МИД Республики Узбекистан осудил преследования мусульман в Мьянме и призвал властей этой страны «принять все необходимые меры для прекращения и предотвращения насилия против невинных мусульман, к разрешению проблем исключительно мирными средствами».

В Узбекистане с обеспокоенностью восприняли информацию о складывающейся ситуации в Мьянме, в особенности поступающие сведения о фактах насилия, которому подвергается мусульманское меньшинство в этой стране…… В этой связи мы призываем власти Мьянмы принять все необходимые меры для прекращения и предотвращения насилия против невинных мусульман, к разрешению проблем исключительно мирными средствами. МИД Республики Узбекистан также сообщает, что Правительством Узбекистана принято решение о направлении гуманитарной помощи для удовлетворения нужд беженцев из Мьянмы.МИД Республики Узбекистан

В последнее время новые узбекские власти показывают больше толерантности по отношению к религиозным людям, и, например, недавно позволили отправлять телеграммы и письма родственникам осужденных по религиозным вопросам, а также начали ослаблять административный и социальный прессинг на людей, подозреваемых в религиозном экстремизме.

Отдельно нужно отметить, что Узбекистан первым из стран ЦА принял решение направить гуманитарную помощь беженцам рохинджа.

Ранее президент Бангладеша, соседа Мьянмы, где нашли укрытие более 300 000 беженцев, в Астане во время участия на саммите мусульманских стран призвал своих единоверцев не оставлять рохинджа в беде. Он попросил «обеспечить, чтобы эти мусульманские общества могли вернуться на свои родные земли. Чтобы им были предоставлены права и возможности жить в безопасности и стабильности».

Саммит по науке и технологиям Организации исламского сотрудничества проходил в Астане 10 и 11 сентября и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, как хозяин одной из главных встреч лидеров мусульманского мира, не мог остаться в стороне от вопроса Мьянмы.

….В западных странах с каждым годом увеличивается количество преступных деяний против мусульман. Мы выражаем обеспокоенность недавним конфликтом в Мьянме, мы призываем все страны к немедленному прекращению насилия и диалогу в рамках ООН….Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев

Официальную позицию Казахстан по ситуации в Мьянме озвучил раньше - еще четвертого сентября МИД Республики выразил «особую обеспокоенность по поводу положения мусульманской общины Мьянмы и роста «исламофобии» в этой стране». Правда, Казахстан также осудил и другую сторону конфликта — мусульманских боевиков за нападения.

…..Наряду с другими членами Совета Безопасности ООН Республика Казахстан осуждает недавние нападения, совершенные боевиками «Армии спасения рохинджей Аракана». Вместе с другими государствами-членами Организации исламского сотрудничества выражаем особую обеспокоенность по поводу положения мусульманской общины Мьянмы и роста «исламофобии» в этой стране….. Межэтническая и межрелигиозная рознь, а также растущая проблема беженцев в приграничных с Мьянмой государствах, может послужить плодородной почвой для внутреннего и внешнего терроризма, и стать источником угроз для международного мира и безопасности. МИД Республики Казахстан

Казахстану свойственно выражать свою официальную позицию по разным ситуациям в мире, так как страна все больше играет роль регионального лидера или даже внерегионального игрока. Астана принимает не только саммиты исламской организации, но имеет опыт организации межсирийских переговоров. В качестве члена Совета безопасности ООН, как и страна, которая выдает себя за центр межконфессиональных диалогов, Казахстан чувствует обязанность обращать серьезное внимание на конфессиональные и религиозные политические вопросы. В заявлении МИДа так и упоминается работа, которую ведет Астана и по бирманскому вопросу: «Наша страна поддержала и активно участвовала во внеочередном заседании Совета Безопасности ООН 30 августа 2017 г., на котором призвала власти Мьянмы активнее взаимодействовать с международным сообществом, в том числе с ООН и ОИС, в целях скорейшей стабилизации ситуации».

В один день с казахстанским заявлением Кыргызстан выразил позицию одним предложением:

Кыргызская Республика, руководствуясь уставами ООН и ОИС, выражает серьезную озабоченность сложившейся ситуацией в Мьянме в отношении мусульманской общины и призывает все стороны конфликта к мирному урегулированию проблемы. МИД Кыргызской Республики

Сосед Кыргызстана, Таджикистан о Мьянме высказался официально устами пресс-службы своего президента. Таджикский президент седьмого сентября провел телефонный разговор с президентом Турции Эрдоганом, где, в том числе, оба выразили «серьезную озабоченность в связи с ситуацией, возникшей по отношению к мусульманской общине в Мьянме и решительно осудили рост исламофобии в этой стране, также как и факты вооруженного нападения боевиков экстремистских групп в Ракхайне».

Тем временем, сам президент Турции в качестве нынешней главы Организации исламского сотрудничества, не стеснялся в выражениях и назвал происходящее в Мьянме геноцидом.

А главной темой обсуждения центральноазиатов конфликт в Мьянме стал благодаря социальным сетям. В начале сентября события в Мьянме затмили все местные новости и сотни пользователей социальных сетей писали об этом. Похожая вспышка активности по вопросу жизни людей в другой стране ранее наблюдалась в начале обширной пропаганды эмиссаров запрещенного Исламского государства, когда многие делились видео и фотографиями зверств, убийств, и жестокости в Сирии и в Ираке. Тогда доступ к такому контенту блокировали социальные сети, а за их пропаганду можно было сесть в тюрьму, поскольку весь мир, и Запад, и ООН, и мусульманские страны ополчились против ИГ, а любая деятельность, связанная с ним, признавалась экстремистской.

На этот раз ситуация другая - Запад поддерживает рохинджа, как и ООН. Россия поддерживает официальные власти Мьянмы, что усложняет ее мусульманским сателлитам выбор позиции. Но в то же время они не могут пропагандировать официальную позицию Москвы и выступать против тех, кто поддерживает Рохинджа.

Тем временем, мусульманские лидеры, за деятельностью которых в Центральной Азии общественность следит - президенты Чечни и Турции открыто поддержали мусульман Мьянмы. Пользователи социальных сетей хвалили лидеров Чечни и Турции за их позицию по Мьянме. Особенно выделялся чеченский лидер Рамзан Кадыров, который вопреки официальной российской линии, в своем Инстаграме эмоционально высказался, а также организовал огромный митинг в Грозном. В несанкционированных протестах в Москве и в Санкт-Петербурге участвовали и трудовые мигранты из ЦА. 19-летний таджикский мигрант из Санкт-Петербурга сказал, что они будут слушаться только Рамзана Кадырова:

«Мы готовы повиноваться ему и выполнять все его указания».

Поддержка мусульман в межрелигиозных конфликтах в любой точке мира, оказанная турецким и чеченским лидерами, также повышает их рейтинг среди мусульман Центральной Азии. Рост популярности лидеров других мусульманских стран среди центральноазиатской молодежи может быть одной из причин, заставившей республики ЦА, вопреки Москве, осудить события в Мьянме, хоть и по происшествии достаточно долгого времени

До Кадырова за народность рохинджа заступился Эрдоган

Прозвучавшие в интернете Кадырова, воскресное стояние у посольства Республики Союз Мьянмы в Москве и массовый митинг в Грозном в защиту преследуемых в далекой стране мусульман неожиданно заставили россиян обратить внимание на малоизвестную широкий публике проблему.

На самом деле уходящее в историю противостояние в преимущественно буддистской Мьянме с гонимым мусульманским меньшинством давно вызывает озабоченность в мире – как на правительственном уровне, так и в правозащитной среде.

Что такое Мьянма? В свое время эта страна в Юго-Восточной Азии была известна как Бирма. Но местные жители это название не любят, считая его чужеземным. Поэтому после 1989 года страна была переименована в Мьянму (переводится как «быстрый», «сильный»).

Со времени получения страной независимости в 1948 году в Бирме велась гражданская война, в которой участвовали бирманские власти, коммунистические партизаны, повстанцы-сепаратисты. А если к этому взрывоопасному «коктейлю» добавить наркодельцов «Золотого треугольника», охватывавшего помимо Мьянмы еще Таиланд и Лаос, то станет очевидно, что ситуация на бирманской земле не символизировала тишь да гладь.

С 1962 и до 2011 года страна управлялась военными, а глава победившей в 1989 году оппозиционной Демократической Лиги, будущая лауреат Нобелевской премии мира До Аун Сан Су Чжи надолго оказалась заключена под домашний арест. Страна оказалась в довольно заметной изоляции от внешнего мира – в том числе в связи с западными санкциями. Но за последние годы в Мьянме произошли заметные изменения, были проведены выборы. И в прошлом году Аун Сан Су Чжи стала министром иностранных дел и государственным советником (де-факто премьер-министром).

В стране с населением в 60 млн человек, насчитывается более ста народностей: бирманцы, шаны, карены, араканцы, китайцы, индийцы, моны, качины и др. Подавляющее большинство верующих – буддисты, есть христиане, мусульмане, анимисты.

– Мьянма как многонациональная страна испытывает груз проблем подобного рода, – комментирует директор Центр АСЕАН при МГИМО Виктор Сумский. – Новым правительством страны делаются попытки урегулировать конфликтные ситуации, но по факту получается, что на первый план вышла именно проблема рохинджа...

Итак, кто такие рохинджа? Это этническая группа, компактно проживающая в мьянманском штате Ракхайн (Аракан). Рохинджа исповедуют ислам. По оценкам, их численность в Мьянме составляет от 800 тыс до 1,1 млн человек. Считается, что большая их часть переселилась на территорию Бирмы еще во времена британского колониального владычества.

Власти Мьянмы именуют рохинджа нелегальными иммигрантами из Бангладеш – и на этом основании отказывает им в гражданстве. Закон запрещал им рожать более двух детей. Власти пытались переселить их в Бангладеш – но и там их особо никто не ждал. Не случайно ООН называет их одним из самых преследуемых меньшинств в мире. Многие представители рохинджа бегут в Индонезию, Малайзию, Таиланд. Но ряд стран Юго-Восточной Азии – в том числе мусульманских – отказывается принимать этих беженцев, и суда с мигрантами разворачивают в море.

Во время Второй Мировой войны, когда Бирма была оккупирована Японией, в 1942 году произошла т. н. «араканская резня» между мусульманами-рохинджа, получивших оружие от британцев, и местными жителями-буддистами, поддерживавшими японцев. Десятки тысяч человек погибли, множество людей стали беженцами. Само собой, эти события не добавили доверия в отношения между общинами.

Время от времени в местах компактного проживания рохинджа вспыхивали серьезные трения, доходившие нередко до кровопролития. В то время как исповедующие буддизм бирманцы устраивают мусульманские погромы в Ракхайне, лидер тибетских буддистов Далай-лама призывал нобелевскую лауреатку Аун Сан Су Чжи поддержать представителей народности рохинджа. Высказывался в защиту бирманских мусульман и генсек ООН Пан Ги Мун. Не молчали по этому поводу и на Западе - и в Евросоюзе, и в США (хотя, конечно, в введенных в свое время против Мьянмы санкциях первую роль играла не проблема мусульманского меньшинства). А с другой стороны, проблему мусульман в Бирме в прошлые десятилетия активно использовали и различного рода теоретики «глобального джихада» - от Абдаллы Аззама до его ученика Усамы бен Ладена. Так что нельзя исключать и того, что этот регион может стать новой точкой конфликта, куда потянутся сторонники самых радикальных группировок джихадистского толка - как это произошло, скажем, на Филиппинах.

Ситуация особенно обострилась после того, как в октябре прошлого года десятки человек атаковали три мьянманских погранпоста, в результате девять пограничников были убиты. После этого в штат Ракхайн были введены войска. Более 20 тыс человек бежали в Бангладеш. В феврале 2017 года был опубликован доклад ООН , созданный на основе опросов беженцев: в нем приводятся шокирующие факты внесудебных расправ над рохинджа со стороны местных националистов, а также силовиков, групповых изнасилований и т. д.

Только за последние дни в Бангладеш бежали около 90 тыс. представителей рохинджа. Это случилось после того, как 25 августа повстанцы из «Араканской армии солидарности рохинджа» атаковали десятки полицейских постов и армейскую базу в Ракхайне. Последующие столкновения и военное контрнаступление унесли по меньшей мере 400 жизней. Власти обвиняют боевиков в поджогах домов и убийствах гражданских лиц, а правозащитники винят в том же армию. И еще до Рамзана Кадырова в защиту бирманских мусульман на прошлой неделе выступил турецкий президент Эрдоган, назвавший происходящее геноцидом, о котором «все молчат»...

После стихийного митинга мусульман у посольства Мьянмы в Москве в защиту единоверцев митинг прошел и в Грозном - в нем приняли участие около миллиона человек.