Чем знаменит перикл в истории. Начало Пелопоннесской войны и смерть Перикла

перикл

ПЕРИКЛ (ок. 490-429 до н. э.) афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443-429 (кроме 430), вождь демократической группировки. Законодательные меры Перикла (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) способствовали расцвету афинской демократии. Инициатор строительства (Парфенон, Пропилеи, Одеон). Стремился к усилению Делосского союза; руководитель ряда военных кампаний во время Пелопоннесской войны. Умер от чумы.

перикл

ПЕРИКЛ (Perikles) (около 490, Афины - 429 до н. э., там же) древнегреческий политик и полководец. Родился в аристократической семье, издавна принадлежавшей к правящей элите Афин. Его отец Ксантипп отличился в Греко-персидских войнах, и особенно в десантной операции у мыса Микале (479), где он командовал афинским флотом. Прекрасное образование, редкий дар красноречия, богатство и большие связи - все это предвещало Периклу успешную политическую карьеру, но поначалу он уклонялся от участия в государственных делах. Однако ситуация, сложившаяся в Афинах в конце 50-х годов 5 в., заставила его заняться политикой и выступить выразителем интересов широких демократических слоев. С 443 по 429 Перикл стоял во главе Афинского государства, проявив себя как выдающийся реформатор, дипломат и полководец. При нем были введены денежные выплаты гражданам за выполнение ими общественных обязанностей (участие в судопроизводстве в качестве присяжных, посещение театра во время государственных празднеств, занятие разного рода должностей, служба в армии и во флоте). Такой порядок позволял любому гражданину, вне зависимости от его материального положения, пользоваться всеми политическими правами, включая и занятие высших магистратур. Теперь каждый мог выступать со своим собственным предложением или законодательной инициативой в народном собрании, которое и решало все вопросы. Много сделал Перикл для укрепления Афинского морского союза и установления контроля над важнейшими торговыми путями в Эгеиде. Союзные афинянам полисы оказались в подчиненном положении, Афины установили над ними жесткий военный, административный и финансовый контроль. На лучшие земли некоторых союзных полисов были выведены колонии афинских граждан (клерухии). В них обосновались, получив наделы, более 10 тыс. человек. Перикл заботился о поддержании мощи многочисленного флота, обеспечивавшего военно-стратегические и экономические интересы Афин в бассейне Эгейского и Черного морей. Тратя большие средства на осуществление масштабных градостроительных проектов, Перикл старался превратить родной город в главный центр культурной и художественной жизни Эллады (Акрополь в Афинах). Усиление могущества Афин вызывало все большие опасения у спартанцев и других членов Пелопоннесского союза. Вмешательство афинян в 433 в конфликт между Керкирой и Коринфом, союзником Спарты, стало поводом для войны. Попытки решить межгосударственные споры путем переговоров успеха не имели, и в 431 со вторжения пелопоннесцев начались боевые действия в Аттике. Афины подверглись длительной осаде, а их окрестности были опустошены. Вынужденный из-за перевеса в сухопутных силах у пелопоннесцев ограничиться позиционной обороной города, Перикл организовал диверсии в дальний тыл противника. По причине недовольства сограждан сложившейся ситуацией он начинал утрачивать влияние, но затем сумел восстановить свое прежнее положение (429). Однако вскоре он стал жертвой свирепствовавшей в Афинах эпидемии чумы.

Перикл

(Perikles) (около 490 до н. э., Афины, ≈ 429 до н. э., там же), древнегреческий политический деятель, стратег (главнокомандующий) Афин в 444/443≈429 до н. э. (кроме 430). Принадлежал к аристократическому роду; получил разностороннее образование. С начала политической деятельности П. примкнул к возглавлявшимся Эфиальтом средним слоям рабовладельческой демократии, заинтересованным в росте морского могущества Афин, расширении их торговых связей. После гибели Эфиальта П. возглавил афинских демократов, а с 443 стал во главе афинского государства. С именем П. связаны законодательные мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя: фактическая отмена имущественного ценза и замена голосования жеребьёвкой при избрании большинства должностных лиц, введение оплаты должностным лицам. При П. был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра (так называемый теорикон); велось строительство общественных зданий (Парфенон, Пропилеи, Одеон), дававшее работу многим гражданам; осуществлялся вывод бедноты в так называемые клерухии . Все эти мероприятия, однако, проводились в интересах лишь полноправных граждан. Внешняя политика П. была направлена на расширение и укрепление афинской морской державы. В качестве стратега П. лично руководил рядом военных кампаний и экспедиций, подавлял попытки отдельных городов выйти из Делосского союза (например, восстание на Самосе в 440). В связи с Пелопоннесской войной 431≈404 до н. э., вторжениями спартанцев в Аттику и тяжёлой эпидемией в осажденных Афинах положение П. пошатнулось. В 430 он не был избран стратегом, его обвинили в финансовых злоупотреблениях и наложили крупный денежный штраф. В 429 влияние П. восстановилось, он вновь стал стратегом, но в том же году умер от чумы. Популярность П. объясняется тем, что проводившаяся им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира; по словам К. Маркса, «высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 98).

Лит.: Бузескул В. П., Афинская демократия. Общий очерк, Хар., 1920; его же, Перикл. Личность. Деятельность. Значение, П., 1923; Willrich Н., Perikles, Gött., 1936; Sanctis G. de, Pericle, Mil. ≈ Messine, 1944; Cloché P., Le siécle de Périclés, P., 1949; Homo L., Périclés, P., 1954.

Д. П. Каллистов (статья из Советской исторической энциклопедии, с сокращениями).

Википедия

Перикл (пьеса)

«Пери́кл, царь Ти́рский» , чаще просто «Пери́кл» - пьеса, частично написанная У. Шекспиром. Считается, что его авторству принадлежат последние три акта. Предполагаемый соавтор - Джордж Уилкинс (Wilkins). Пьеса не была опубликована в Первом фолио (1623) из-за сомнений в авторстве Шекспира, но вошла во второе издание Третьего фолио (1664).

Перикл (значения)

Перикл - античное имя.

  • Перикл - афинский военный и политический деятель в V в. до н. э.
  • Перикл Младший - афинский военачальник V в. до н. э. Сын Перикла.
  • Перикл - царь Восточной Ликии в IV в. до н. э.

В литературе

  • « Перикл, царь Тирский » - пьеса, частично написанная У. Шекспиром.

Перикл

Пери́кл (, от, - «окружённый славой»; около 494 -429 г. до н. э.) - афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец .

Перикл родился в Афинах в семье аристократов. Свою активную политическую деятельность начал, возглавив политическую группировку Алкмеонидов. Несмотря на своё аристократическое происхождение, он выступал как сторонник демократии. В борьбе с Кимоном, вождём аристократической группировки, Периклу была необходима поддержка народа. Добившись изгнания Кимона в 461 году до н. э., он стал одним из самых влиятельных политиков в Афинах и стал проводить серию реформ, которые знаменовали собой важный этап в демократизации афинского полиса. Перикл позиционировал себя как выразителя интересов всего народа Афин, в противоположность своему противнику, Фукидиду, преемнику Кимона, опиравшемуся только на аристократию.

После изгнания Фукидида Перикл фактически встал во главе Афин, будучи самым влиятельным и авторитетным политиком. Эпоха наивысшего расцвета демократии была, в то же время, эпохой преобладания одного государственного деятеля. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и прочие). Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век). При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинского мира. В этот период Перикл расширял сферу афинского влияния и готовился к войне со Спартой.

В 431 году до н. э. началась Пелопоннесская война. Благодаря правильно выбранной стратегии Перикла, афиняне смогли противостоять спартанцам, но начавшаяся в городе эпидемия спутала все его планы. Он начал терять своё влияние в полисе и умер в 429 году до н. э. , возможно, став жертвой эпидемии. С его смертью закончился Периклов век, период наивысшего внутреннего расцвета Древней Греции.

Примеры употребления слова перикл в литературе.

Пока Перикл был в силе, Анаксагор мог смело и открыто высказывать свои взгляды.

Особенно доставалось его личной жизни: он-де развратник, плохой отец сыновей от первого брака, его Аспасия - шлюха, сводня, сын ее от Перикла - бастард.

Лисикл - стратег, за которого, по свидетельству Схолиаста, вышла замуж Аспасия после смерти Перикла .

Она разольется в приготовленные мной формы Ахилла и Патрокла, Андромахи и Клеопатры, Перикла и Диогена, Сафо и Аспасии, Аристофана и Эсхила.

Одновременно, в знак своего уважения, Народное собрание приняло решение предоставить права гражданства сыну Перикла от Аспасии - Периклу младшему.

Но, так как есть предположение, что Перикл предпринял поход на Самос в угоду Аспасии, то, может быть, теперь как раз было бы уместно поставить вопрос об этой женщине - каким великим искусством или силой она обладала, если подчинила себе занимавших первое место государственных деятелей и даже философы много говорили о ней как о женщине незаурядной.

Что касается Аспасии, то, по некоторым известиям, Перикл пленился ею как умной женщиной, понимавшей толк в государственных делах.

Тем не менее очевидно, что привязанность Перикла к Аспасии была основана скорее на страстной любви.

Что касается Аспасии, то Перикл вымолил ей пощаду, очень много слез пролив за нее во время разбирательства дела, как говорит Эсхин, и упросив судей.

Но греки Каподистрии были ли похожи на греков Перикла или на греков Византии?

Эпитима из Фарсала, Перикл , по словам Ксанфиппа, потратил целый день, рассуждая с Протагором о том, кого, по существу, следует считать виновником этого несчастного случая, - дрот, или бросавшего, или распорядителей состязания.

Между прочим, собака Ксанфиппа, отца Перикла , как рассказывают, не перенеся разлуки с ним, прыгнула в море и, плывя подле его триеры, вышла на берег Саламина и тотчас от изнеможения умерла.

Напротив, человек, обладающий как умственной глубиной, так и глубиной вожделений, а также и той глубиной благоволения, которая способна на строгость и жесткость и с лёгкостью бывает смешиваема с ними, может думать о женщине всегда только по-восточному: он должен видеть в женщине предмет обладания, собственность, которую можно запирать, нечто предназначенное для служения и совершенствующееся в этой сфере - он должен в данном случае положиться на колоссальный разум Азии, на превосходство ее инстинкта, как это некогда сделали греки, эти лучшие наследники и ученики Азии, - которые, как известно, от Гомера до Перикла , вместе с возрастающей культурой и расширением власти, шаг за шагом делались строже к женщине, короче, делались более восточными.

И шесть из них были потоплены тобой на глазах у стратегов Фрасила и Перикла , не говоря уж о том, что триерарх Ферамен также был свидетелем твоего подвига, а его слово много значит в Афинах.

Фемистокл, говорит он, Кимон и Перикл наполнили город портиками, деньгами и всевозможными пустяками, меж тем как Аристид, управляя государством, вел его к нравственному совершенству.

Пятый век до н.э. обыкновенно называют веком Перикла , или «золотым веком» афинской демократии. На самом деле этот век длился всего 32 года, в течение которых Перикл бессменно управлял афинским государством. Но это были именно те годы, когда на свет появлялись одно за другим ослепительные творения художественного гения, обеспечившие Афинам славу колыбели европейской цивилизации.

Физически Перикл не отличался ничем, кроме удлиненной формы черепа. У него была голова, «которая вовсе не кончалась», по выражению одного современника. На известном бюсте Перикла этот физический недостаток скрыт шлемом.

Перикл происходил из аристократической семьи и в молодости, по свидетельству Плутарха, питал «чрезвычайное отвращение к народу». В зрелые годы он преодолел это чувство, научившись если не любить народ, то принимать во внимание его нужды. Но каких бы то ни было подачек народу он не терпел. «У нас постыдна не бедность, - заявил он как-то в собрании, - но пусть будет стыдно тем, кто ничего не делает, чтобы от нее избавиться».

Перикл был горячим патриотом не только своих родных Афин, но и всей Греции. Он задался целью объединить все греческие города в крепкий политический союз. «Убежденные в том, что счастье - в свободе, а свобода - в мужестве, смело смотрите в лицо опасностям войны», - призывал он своих соплеменников. Однако этот союз вовсе не был союзом равных. Афины обладали в нем самой мощной армией и флотом, и потому Перикл часто злоупотреблял своим первенствующим положением. Достаточно сказать, что все великолепные постройки и произведения искусства, которыми при нем украсились Афины, были созданы на деньги, беззастенчиво взятые из союзной казны. Когда же ряд городов возмутились этим, Перикл приказал разрушить их.

Политическим итогом деятельности Перикла было создание еще невиданного чудища - «империалистической демократии», поклонники которого не перевелись и в наши дни.

Интересные факты

Перикл родился около 495 года до н.э. Его родители дали ему прекрасное по тому времени образование. Кроме обязательного для всякого афинянина изучения музыки и стихосложения, он обучался также естественным наукам под руководством переехавшего в Афины из Малой Азии философа Анаксагора, которого современники прозвали «Разумом». Анаксагор утверждал, что событиями управляют не боги, а разум («нус»), посредством которого человек может познать природу и самого себя.

Так же как и его учитель Анаксагор, Перикл был чужд всяких суеверий. Однажды к нему явился гадальщик. Показав отрубленную голову однорогого барана, он предсказал, что скоро вся власть в государстве сосредоточится в руках одного человека. Действительно, вскоре все государственные дела оказались в руках одного Перикла. Гадальщик потребовал награды за свое исполнившееся предсказание, утверждая, что успех Перикла связан с благоприятной приметой. Однако Перикл не поверил ему и поручил Анаксагору разобраться, в чем была причина уродства однорогого барана. Ученый доказал, что из-за неправильного строения черепа животного второй рог не смог вырасти и чудес здесь никаких нет.




Перикл нечасто выступал в народном собрании, так как не хотел, чтобы его выступления стали привычными для народа. Большие познания и природные способности сделали выступления Перикла прекрасными по форме и глубокими по содержанию, а хорошее образование позволило ему развить свои природные ораторские способности. Походка его была размеренной, одежда всегда лежала правильными складками, речь оставалась неизменно спокойной и уравновешенной. Современники уподобляли Перикла богу и прозвали его Олимпийцем.

Однажды некий человек, рассердившись за что-то на Перикла, стал при всех ругать и оскорблять его. Перикл ничего не отвечал обидчику. Однако тот не успокаивался целый день. Уже вечером, когда Перикл пошел, домой, этот человек последовал за ним, громко выкрикивая оскорбления. Когда они подошли к дому Перикла, уже стемнело. Прежде чем войти в дом, Перикл приказал своему рабу взять факел и проводить незнакомца до его дома.

Перикл заботился о благе государства, не делая никаких послаблений прихотям отдельных граждан и не поддаваясь народной массе, когда под влиянием момента она хотела принять неверное решение. Обычно он управлял, опираясь на поддержку народа, но случалось, что ему приходилось вести народ против его воли по пути, полезному для государства. При этом Перикл говорил, что подражает врачу, который ради пользы больного причиняет ему боль или дает горькое, но целительное лекарство.

Афины при Перикле преобразились. На Акрополе были возведены Парфенон, Пропилеи, храм Афины Ники, рядом с Акрополем - Одеон (крытый концертный зал) Перикла, а над агорой - храм Гефеста. Всеобщее восхищение вызывал украшенный колоннами вход на Акрополь - Пропилеи. Строительство этой колоннады длилось 5 лет. Храм покровительницы города богини Афины Парфенон сооружали архитекторы Калликрат и Иктин. Внутри храма стояла 11-метровая статуя богини работы Фидия.

Первой женой Перикла была Телезиппа, женщина благочестивая, фанатично поклоняющаяся богам. Однако увлечение Перикла науками сблизило его с женщиной–философом Аспасией, уроженкой Милета. Аспасия увлекалась красноречием, в ее доме постоянно можно было встретить талантливых писателей, драматургов, художников и других замечательных людей.



Перикл развелся с Телезиппой и стал сожительствовать с Аспасией (законный брак с чужестранкой по афинским законам был невозможен). Его любовь была так сильна, что он разрешал Аспасии, в нарушение обычая, выходить к гостям мужа, разговаривать с ними и даже принимать участие в спорах.

В сентябре 429 г. до н. э. Афины поразила эпидемия чумы. В числе зараженных оказался и Перикл. Его друзья и родственники, собравшись у постели умирающего, вспоминали, как велики были его доблесть и ум. Они говорили, думая, что Перикл потерял сознание и не слышит их. Вдруг он приподнялся и сказал: «Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, но о самом великом, что я сделал, не говорите ничего. Ведь за годы моего правления ни один афинянин не был казнен по моему приказу».

А.С.Пушкин в знаменитых стихах «К портрету Чаадаева», уподобил своего друга Периклу:

Он вышней волею небес
Рождён в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он - офицер гусарский.

(495-429 гг. до н. э.) древнегреческий государственный деятель

С именем Перикла связано представление о расцвете древнегреческой демократии. Пятый век до н. э. был сложнейшим периодом в истории Древней Греции. Выстояв в борьбе против нашествия персов во главе с царем Ксерксом, греческие государства достигли высшей точки своего развития. Теперь нужно было создать единый союз городов Эллады, который мог бы сплотить греков в могущественное государство. Эта идея единения стала стержневой в течение всего времени правления Перикла.

О его жизни мы знаем не так много. Известно, что он происходил из аристократического рода Алкмеонидов. В 472 году до н. э. Перикл был хорегом (руководителем хора) при постановке трагедии Эсхила «Персы». Подобное выдвижение говорит о том, что его можно считать талантливым и образованным для того времени человеком. Кроме того, он был замечательным оратором. Современники говорили, что если Перикл, положенный в поединке на лопатки, будет доказывать, что стоит на ногах, то люди поверят ему, а не своим глазам.

Пятнадцать лет, начиная с 443 года до н. э. , в Афинах никому не подчинялись так, как ему. Но это не было тиранией, поскольку Перикл являлся одним из десяти стратегов - выборных полководцев. Каждый год он слагал власть и отчитывался перед народом, как того требовал закон, и каждый год его избирали заново.

Как говорили современники, Перикл правил Афинами не силой, а словом. Конечно, его власть раздражала многих. Его бранили, над ним смеялись, особенно над его большой, не пропорциональной туловищу головой.

Перикл стремился объединить под властью Афин всю Грецию, поэтому он сурово подавлял любые попытки городов-государств выйти из союза, а на землях союзников Греции основывал колонии, распространяя тем самым греческое влияние. По его предложению была введена выдача денег бедным гражданам на посещение театра, а также жалованья за исполнение определенных должностей. Он сумел таким образом частично снизить воровство и злоупотребления служебным положением.

При Перикле были сооружены мощные укрепления вокруг города, а также знаменитые Длинные стены, соединившие в единое целое Афины и крупнейший греческий порт Пирей, что укрепляло позиции города при возможной осаде.

Самой большой стройкой, осуществленной во время правления Перикла, стало сооружение Акрополя. Перикл сплотил вокруг себя группу самых умных и талантливых людей Греции, которые проявили себя в разных сферах: и в политике, и в искусстве, и в философии. Это были философ Анаксагор, скульптор Фидий, архитектор Гипподам, историк Геродот, музыкант Дамон и поэт Софокл.

И до Перикла на Афинском холме стояло несколько храмов. Однако они были до основания разрушены во время войны с персами. На их месте Перикл и решил возвести совершенно уникальный комплекс. «Это не украшение - это памятник нашей общей победе и благодарность богам, которые ее даровали», - сказал Перикл, отвечая тем, кто обвинил его в чрезмерной расточительности.

На этой стройке работало множество самых разных специалистов: скульпторов, живописцев, золотых дел мастеров, каменщиков, плотников, медников. Всеми работами руководил скульптор Фидий, который специально изваял для Акрополя несколько статуй и прежде всего изображение богини Афины. Фидий участвовал и в создании знаменитого фриза Парфенона - храма Афины Победительницы. Статуи Фидия настолько поразили современников, что их копии стали устанавливать в различных городах Греции.

Однако враги Перикла не оставляли попыток его свержения. Они не пощадили даже вторую жену Перикла Аспазию, которая была обвинена в безнравственности и непочитании богов. Только вмешательство Перикла спасло ее от изгнания из города.

Перикла высмеивали в афинских комедиях, что, впрочем, являлось и косвенным свидетельством его популярности.

Когда началась Пелопонесская война, он попытался добиться победы на море, а население Аттики сосредоточить за стенами афинских укреплений. Такой маневр принес победу Афинам.

Когда в 430 году до н. э. в Афинах разразилась эпидемия чумы, противники обвинили в этом Перикла и спровоцировали его неизбрание в стратеги. Однако под угрозой новой войны в 429 году до н. э. уже больной Перикл был избран стратегом вновь.

Рассказывают, что, умирая, он промолвил, отвечая друзьям, которые вспоминали его походы и победы: «Главное то, что я никого не заставил носить траур». Таким образом, он подчеркнул, что всю свою жизнь стремился к созданию мирного процветающего государства.

Временем расцвета древнегреческой культуры считается V в. до н. э. - век, называемый золотым веком Перикла.

Пери́кл (др.-греч. Περικλῆς, от περί + κλέος, - «окружённый славой»; около 494 -429 г. до н. э.) - афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии , знаменитый оратор и полководец .

В 431 году до н. э. началась Пелопоннесская война . Благодаря правильно выбранной стратегии Перикла, афиняне смогли противостоять спартанцам, но начавшаяся в городе эпидемия спутала все его планы . Он начал терять своё влияние в полисе и умер в 429 году до н. э. , возможно, став жертвой эпидемии. С его смертью закончился Периклов век, период наивысшего внутреннего расцвета Древней Греции .

В научных исследованиях подчеркивается, что именно в эту эпоху наиболее ярко проявился феномен "греческого чуда". Он состоит в необычном расцвете среди древневосточных сакральных (священных) цивилизаций греческой культуры: эпоса (античные греки вроде бы не знали богатой древневосточной литературы), философии, театра, скульптуры.

В основе уникальности греческого культурного "чуда" лежат следующие предпосылки:

    частная собственность,

  • полисная демократия,

    сохранившиеся аристократические этические представления,

    отсутствие чиновничье-борократической элиты и жреческой касты,

    десакрализация политической и культурной жизни (специфически античное явление),

    возникновение греческого буквенного письма,

    идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством,

    созданием высокоразвитой греческой культуры.

Перикл

греч. Περικλ ς

Герма с изображением головы Перикла, римская копия с греческого оригинала Кресила , Ватиканские музеи

Род деятельности:

афинский стратег

Дата рождения:

около 494 года до н. э.

Место рождения:

Афины

Гражданство:

Афины

Дата смерти:

429 до н. э.

Место смерти:

Афины

Отец:

Ксантипп

Мать:

Агариста

Супруга:

1. Телезиппа 2. Аспасия

Дети:

1. Ксантипп, 2. Парал, 3. Перикл Младший

До сих пор привлекает к себе внимание афинская демократия, взлет и упадок которой ярко показывает позитивные и негативные стороны демократии вообще, показывают права и бесправие. Именно Перикл внес наибольший вклад в развитие афинской демократии, в расцвет политической мощи Афин (он удовлетворил требования средних и бедных афинских граждан в привлечении их к реальному управлению государством путем введения оплаты за должности, наделил землей обедневших граждан и пр.), и в конце его жизни началась ее деградация.

Время его деятельности было самой блистательной эпохой в истории Афин ("пятидесятилетие"). "По названию – демократия, а в действительности Господство первого человека", – так оценил Фукидид положение Афин при Перикле.

И все-таки господство это обусловлено рядом его выдающихся качеств, а именно:

    прекрасное образование, пополняемое всю жизнь благодаря общению с самыми глубокими умами его времени,

    высокий уровень интеллекта, сочетаемый с мудрым подходом к жизни,

    великолепный ораторский дар,

    трудолюбие и выдержка,

    энергичность и гражданское мужество.

Такой набор черт, редкий в одном человеке, который был отличным военным стратегом и политиком. Верный своим принципам, к преданный интересам государства, был равнодушен к похвалам и порицаниям толпы, сохранял трезвый взгляд в самых трудных ситуациях. Перикл не был диктатором, не имел в своем распоряжении материальной силы, которая давала бы ему власть; несколько раз он отстранялся от власти. Его повторяющийся успех – это триумф разума.

Так как должностные лица в Афинах не располагали большой властью и авторитетом, то на передний план выходили зачастую люди, не занимавшие никаких официальных должностей, но умевшие говорить и убеждать народ принять или отвергнуть тот или иной закон. Таких людей в древней Элладе называли демагогами, не вкладывая в это слово никакого осуждающего оттенка: это были истинные вожди народа, в V в. до н.э. к ним относился Перикл. Он своей деятельностью способствовал громадному развитию торговли, флота, жизнь приобрела невиданные до тех пор масштабы. Во всем, чем жила тогда Греция, Афины заняли первое место:

    в архитектуре,

    философии,

    пластических искусствах,

  • риторике и т.д.

Перикл превратил Афины в один крупный университет, давший возможность проявиться гениальным умам.

К этим умам относятся и два знаменитых историка: иониец Геродот ("отец историй") из Галикарнаса и афинянин Фукидид. Значительное влияние на Геродота оказало пребывание в Афинах – дружба с Периклом и Софоклом, склонность к софистике и естествознанию.

В золотом веке Перикла разворачивается деятельность Гиппократа, основателя научной медицины: с его медициной завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. В приписываемом Гиппократу трактате "О священной болезни" оспаривается традиционное мнение, будто эпилепсию вызывают злые демоны, а сама эпилепсия рассматривается как болезнь мозга. Другое сочинение "О воздухе, водах и местах"" устанавливает связь между состоянием здоровья, в. том числе психического, отдельных людей и народов под влиянием климатических условий. Врачи школы Гиппократа были также философами. Их методы, основанных на опыте, наблюдениях, стремлении к быстрой и правильной диагностике, применении таких профилактических мер, как диеты и гигиена, были, несомненно, плодами того же интеллектуального течения, которое породило и философии Демокрита, и "Историю" Фукидида. Гиппократ, прозванный "отцом медицины", приобрел известность во всем греческом мире и на Востоке. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

Многочисленные имена математиков и астрономов того времени, сохранившиеся в античных сочинениях, свидетельствуют о том, что и эти науки развивались успешно, достижения греческой астрономии и космологии к концу V в. до н. э. были колоссальны и далеко превосходили все, что достигли другие народы древности.

Своей вершины достигло и греческое искусство, весь золотой век насыщен творческим гением Мирона, Поликлета, Фидия и других художников. Целое поколение звезд искусства причастно к рождению красоты, которая до тех пор и не снилась человечеству.

Прежде всего следует отметить ансамбль Акрополя, в чьем создании деятельное участие принимали Перикл и крупнейший скульптор Фидий . Главное сооружение Акрополя – Парфенон, в его центре находилась сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе статуя Афины. Особое значение Парфенона состоит в том, что он – и памятник, признанный увековечить победу греков над персами, и символ славы и величия Афинского государства – главы морского союза Парфенон – одно из величайших творений мирового искусства; все сюжеты его объединяет единая идейная основа: борьба света, добра и цивилизации с силами тьмы, дикости и отсталости. После смерти Фидия недалеко от Парфенона был воздвигнут храм Эрехтейон, он завершил великолепный ансамбль Акрополя.

Рис. Фото и изображение (реконструкция) Парфенона и Акрополя

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, 447 -438 гг до н. э. Золотой век Перикла, Высокая классика

Парфенон - находится на афинском Акрополе и посвящен покровительнице города богине Афине Парфенос (Девственнице) (Ἀθηνᾶ Παρθένος). В центре Парфенона в древности стояла статуя Афины, выполненная из золота и слоновой кости, созданная гениальным скульптором Фидием. Строительство храма заняло семь лет и закончилось в 438 г. до н.э . Построен в 447 -438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438 -431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла . Парфенон является одним из наиболее красивых зданий сознанных человеком, в его конструкции отсутствуют прямые линии, а эффект симметрии получается за счет суживающихся кверху колонн и ступеней. Парфенон господствует над центром Афин и постоянно напоминает о Золотом веке в истории Древней Греции. V век ко н.э. – Золотой век

Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον - храм Эрехтея ) - выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин , расположенный на Акрополе к северу от Парфенона . Постройка датируется 421 -406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере . Храм посвящён Афине , Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею .

Античный храм

Парфенон Παρθενών

Вид на холм Акрополя, увенчанный Парфеноном

Греция

Местоположение

Афины

Конфессия

Грециизм

Тип здания

Храм

Архитектурный стиль

высокая классика

Иктин

Строитель

Калликрат (архитектор)

Архитектор

Иктин

Строительство

447 до н. э. -438 до н. э. годы

Мирон был родом из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. Мирон большую часть своей жизни работал в Афинах, расцвет его творчества падает на вторую четверть V века до н. э. Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы.

Среди его произведений наибольшей известностью пользовалась статуя «Дискобол», исполненная между 460 и 450 годами до н. э . Она прославляет победителя атлетических состязаний. Сжав диск в правой руке, обнаженный юноша наклонился вперед. Рука с диском отведена назад до предела. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит на далекое расстояние. Все тело юноши пронизано захватившим его движением.

Статуя, дошла до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими (итал. palazzo Massimi) в Риме. А у копии, находящейся в Британском музее, голова расположена неправильно.



Наряду с этой статуей древние писатели упоминают с похвалами об его изваянии Марсия, сгруппированного с Афиной. Об этой группе мы получаем понятие также по нескольким поздним её повторениям.

Из изображений животных, исполненных Мироном, более других славилась «Тёлка», в похвалу которой писались десятки эпиграмм. За самыми незначительными исключениями, произведения Мирона были бронзовые.

Фидий (греч. Φειδίας, ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э. ) - древнегреческий скульптор и архитектор , один из величайших художников периода высокой классики. Личный друг Перикла .Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной.

Бронзовая статуя Афины Лемнии.

«Афина Лемния », - ок. 450 г. до н.э. Бронзовая статуя. Изображает богиню, опирающуюся на копье, её задумчивый взгляд обращён на шлем в руке . Название - от острова Лемнос , для жителей которого она была изготовлена. Известна по копиям.

« Афина Парфенос » .


Прорисовка статуи «Афины Фидий . « Афина Парфенос » .

Парфенос», установленной хрисоэлефантинная техника

внутри Парфенона

« Афина Парфенос » . 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне , внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями.

Предполагаемый автопортрет Фидия в виде Изображение Ириды, богини Радуги ,

Лысого старика (Дедала ), замахивающегося с фриза Парфенона. Школа Фидия

молотом (атрибутом скульптора) в сцене

битвы с амазонками на щите

« Афины Парфенос »

Фидий «Афина Промахос» (Воительница) Греция. Классический период. Бронзовая статуя «Афины Промахос» (Афины – Воительницы) воздвигнута Фидием в 465-455 гг. до н. э. Название ее переводится как «передовой боец». Огромная статуя богини Афины, замахивающейся копьем, была установлена в афинском Акрополе на постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном. Афина изображена в шлеме, с щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми. Поэтому моряки, подплывая к Афинам издали видели золотой наконечник копья, блестевшее на солнце. Афина служила им маяком. Статуя не сохранилась. Мы можем судить о ней только по описаниям античных авторов и копиям.

«Афина Арея» - Воительница (Арес – Бог войны) в Платеях , ок. 470-450 до н. э. Из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). Не сохранилась.

Фидий. Зевс В наст. время

находится в Эрмитаже Санкт-Петербург.

Статуя Зевса Олимпийского - единственное из Семи чудес света , которое располагалось в материковой части Европы (в городе Олимпия). Статуя Зевса в Олимпии - третье чудо света древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 на 64 м поддерживали колонны, выполненные из ракушечника. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса. Статую Зевса возвёл Фидий .

Южные метопы Парфенона. Лондон, Британский музей.

Фриз целлы: процессия Панафиней.

Поликле́т Ста́рший (Πολύκλειτος ) - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры.

Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей.

Как пишет Плиний [ кто? ] , Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия - человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется естественной благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны.

Произведения Поликлета

    «Диадумен » («Юноша, повязывающий повязку»). Около 420-410 до н. э.

    «Дорифор » («Копьеносец»).

    «Раненая амазонка », 440-430 до н. э.

    Колоссальная статуя Геры в Аргосе. Была выполнена в хрисоэлефантинной технике и воспринималась как пандан Зевсу Олимпийскому Фидия (панданами называются: две картины, равные по величине, похожие одна на другую и назначенные висеть на стене симметрично; две статуи, соответствующая одна другой размером, позой и выражением изображённых фигур; две вазы одинаковой формы и схожей орнаментации, помещённые с той и другой стороны средней вещи в каминной гарнитуре и т.д.)

    «Дискофор» («Юноша, держащий диск»). Не путать с «Дискоболом» Мирона .

Скульптуры были утрачены и известны по сохранившимся древнеримским копиям.

«Диадумен » («Юноша, повязывающий повязку»). Около 420-410 до н. э. Поликлет из Аргоса - Мегаэнцик.

« Дорифор »(Копьеносец).

На значимость скульптуры в жизни греков обращает внимание Плутарх, подчеркивая, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей.

Наряду с нею ценилась и живопись, хотя подлинников дошло до нас ничтожно мало. Из источников известно о прославленных живописцах Полигноте, Апполодоре, Зевксисе, Апеллесе и о многих других. Полигнот, современник Перикла, расписывал стены общественных зданий фресками на темы эпоса и мифологии; не будучи уроженцем Афин, он получил за свои росписи афинское гражданство.

Золотой век Перикла - время расцвета драматического искусства. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Развитие древнегреческой трагедии связано с именами Эсхила, Софокла (творцов античной трагедии в ее классической форме) и Еврипида (он в своих произведениях отразил кризис традиционной идеологии города-государства и поиски новых основ мировоззрения).

Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия; крупнейший представитель этой комедии Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннеской войны. Он дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда демократия начинает переживать кризис. В его комедиях представлены различные слои общества: государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне и воины, городские обыватели и рабы. Лирика, политика, грубый площадный юмор, непристойность, пафос - все смешивается в древнегреческой комедии, обеспечивая ей долгую жизнь в веках.

Древнегреческой театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря тому, что театральные представления давались по праздникам.

В V в. до н. э. Афины являются центром греческой культуры, где находится сосредоточие интеллектуальной жизни. Это век Перикла, время мира и богатства, расцвета цивилизации, искусства и науки, время Софокла, Еврипида. и Аристофана, Фидия и Поликлета. Греческая ментальность в золотой век испытывает бурную перемену: она быстро избавляется от своей первобытности и наивности. Не только происходит резкое усиление интеллектуальной жизни, но и меняется ее направленность: если до этого предметом интереса и исследования для греков выступала в основном природа, то теперь им стал человек и его дела. Вполне естественно, что данное изменение отразилось и на философии, которая теперь вступила в гуманистический период.

Картина золотого века Перикла будет неполной, если ничего не сказать об общегреческих праздниках, самыми известными из которых являются Олимпийские игры.

Высочайший подъем греческой культуры в V в. до н. э. был, связан главным образом с расцветом классического полиса. Усиление демократии, участие в политической жизни большинства свободных граждан и в то же время ожесточенные политические и социальные конфликты, требующие самоопределения каждого индивида, прогресс позитивной науки, расширение географического кругозора, осознание превосходства своего образа жизни над иными - все это породило своеобразные черты культуры классической Греции - золотого века Перикла.

Афины при Перикле

Перикл родился в 495 г. до н.э. Отцом его был герой греко-персидских войн Ксантипп, впоследствии победитель персов в битве при Микале, мать Перикла принадлежала к знатному роду Алкмеонидов, давшему Афинам многих видных политических деятелей.

Свой жизненный путь Перикл начал военным. "Он был храбр в походах и искал опасностей”, - писал о нём древнегреческий историк Плутарх. Но в то время особой славы на военном поприще он себе не добыл. Перикл был молод и честолюбив, занятие политикой было в традициях его семьи, и в середине 60-х гг. V в. до н.э. он появился на политической арене. В это время в Афинах разгорелась схватка между демократами - сторонниками правления большинства граждан и аристократами - приверженцами правления немногих знатных родов. Перикл, хотя и происходил из знатного рода, стал на сторону демоса - народа, возможно, потому, что Алкмеониды всегда поддерживали демократию, или же Перикл понял, что величие Афин и его собственная слава - именно в демократическом устройстве государства.

В укреплении могуществе Афин и создании афинской державы огромную роль сыграл Перикл, сын Ксантиппа (495-429). Принадл к знат афин роду, Перикл с начала своей полит деят в сер 60-х стал одним из лидеров афин демократии и верно служ ей всю свою жизнь. Перикл получил прекр образование, был выдающ оратором, талант гос деятелем и полковод. Его группир-ке принадл инициатива в провед реформ внутр упр-ния, кот привел к торж демокр сист в Афинах. Вместе с Эфиальтом он способствовал падению политической роли Ареопага и расшир функции Народного собрания, с его именем связввед платы за участие в засед гелиеи, Совете 500. перикл и его сторонники разраб полит по превращ равноправ союза полисов, Делосской симмахии, в Афинскую державу. Перикл много сделал для превращ Афин в полит и культ столицу Эллады. Афиняне поддерж деят Перикла, одобр его поит. Выраж такого доверия было ежег изб-ние Перикла на высшую должн первого стратега с 444 по 429, единств случай в ист Афин, основн конституц принц кот-х было ежегод переизбр долж лиц. Не тлько ряд гражд, но и выдающ люди греч мира ценили гос мудрость и образ-ость Перикла. Близ друзьями и совет-ми Перикла были философ Анаксагор, учёный Дамон, скульптор Фидий, историк Геродот. В Афины съезж из многих городов лучшие художники, скульпторы, философы, поэты. При Перикле Афины стали центром культ жизни Греции.

Перикл возглавил демократическую партию. В этом положении ему совершенно необходимо было заручиться поддержкой народа и стать для него вождём. Перикл понимал, как много в политике зависит от симпатий афинских граждан. Вождь аристократов Кимон был готов на всё, чтобы снискать их любовь: устраивал обеды для бедных, дарил им одежду, даже убрал изгородь в своей усадьбе, чтобы все желающие могли рвать плоды в его саду. Перикл так поступать не мог и не желал, не только потому, что он не был так богат, как Кимон, - подобные поступки были не в его характере.

Перикл считал, что, соря деньгами и подарками, можно сделаться любимцем народа, но не вождём. Любовь народа непостоянна в отличие от авторитета признанного лидера. Перикл сразу заметно выделился из числа афинских политиков. Он не оскорблял людей заносчивостью и не опускался до панибратства, не выставлял напоказ свою персону и не стремился постоянно напоминать о себе. Наоборот, Перикл стал редко появляться на людях. "Его видели идущим лишь по одной дороге - на площадь и в Совет”, - сообщает Плутарх. В Народном собрании он выступал только в особо важных случаях, простые дела поручая соратникам. В обхождении с людьми Перикл отличался рассудительностью и завидным спокойствием. Это было непросто, потому что злые языки были щедры на колкости по отношению к своим политическим деятелям. Он терпеливо сносил насмешки, не роняя собственного достоинства, чем вызывал уважение горожан. Кроме того, Перикл никогда не заигрывал с толпой, не строил фантастических планов и не обещал золотых гор. На него обратили внимание как на человека серьёзного. Ещё большему росту его авторитета способствовали мероприятия, которые он предлагал во имя укрепления афинского государства.

Когда в 460 г. до н.э. демократы во главе с Периклом пришли к власти, первой их заботой стала внешняя политика. Одной из-задач было укрепление Делосской симмахии (военного союза) или Афинского морского союза - созданного в 478 г. до н.э. объединения греческих полисов во главе с Афинами для предотвращения военной угрозы со стороны Персидской державы. Персы давно уже прямо не угрожали Афинам, но в 454 г. до н.э. афиняне вновь столкнулись с ними в Египте, где оказывали помощь восставшим ливийцам. Персы одержали победу, что очень встревожило афинян и их союзников.

Перикл перед лицом нависшей опасности предложил следующее: в критической ситуации надо забыть раздоры и подчинить интересы союзников Афинам, потому что ни один город в союзе не мог сравниться с ними силой и величиной флота. Делосский союз, по замыслу Перикла, должен был превратиться в Афинскую державу, распоряжавшуюся военными силами и денежными средствами всех союзных городов, которых было около 300. Военные силы союза складывались из общественного флота, а средства - из казны, в которую каждый город платил ежегодный взнос (форос). Эта казна хранилась на острове Делос. Сославшись на угрозу нашествия, Перикл настоял, чтобы казна Делосского союза была перевезена в Афины. В 454 г. до н.э. Афины стали обладателями союзных денег, распоряжаясь ими по своему усмотрению.