Астрологические показатели экстрасенсорных способностей. Интеллектуальные способности в гороскопе

Меркурий в натальной карте

Меркурий в натальной карте указывает на тип, фор­му, характер психических и психосоматических связей человека. Из потока получаемой органами чувств ин­формации Меркурий создает узнаваемые образы, ко­торые являются предпосылкой для работы всех после­дующих планет и функций. Меркурий непосредственно связан с такими функциями как восприятие, соображение и коммуникация.

Астрологические проявления Меркурия очень сильно зависят от аспектов, которые он получает от других пла­нет. При слабом положении Меркурия критические ас­пекты могут заметно снизить интеллектуальные способ­ности человека. Но при доминирующем положении Мер­курия, или при просто сильном его положении критиче­ские аспекты не будут мешать интеллектуальному разви­тию. Замечено, что если Меркурий в гороскопе слаб и поражен дисгармоничными аспектами, но человек имеет очень гармоничную и сильную доминанту, то интеллек­туальные способности человека могут оказаться до­вольно сильными и даже выдающимися. В этом случае критические аспекты способны даже стимулировать ра­боту интеллекта, придав ему определенную глубину и силу. Хотя и здесь придется считаться с некоторой одно­сторонностью интеллекта и неравномерностью и одно­бокостью его развития. О аспектах Меркурия к планетам в натальной карте, можно прочесть в разделе .

С другой стороны, большое число гармоничных ас­пектов к этой планете также способно вести к разносто­ронности интеллекта к разнообразию интеллектуальных интересов и устремлений. Такой человек способен про­извести впечатление на окружающих своей эрудицией и осведомленностью в различных областях знаний. Но при более близком знакомстве, часто оказывается, что эти знания и интересы носят несколько поверхностный ха­рактер. Эго, конечно, зависит от характера аспектирующей планеты. Кроме того, гармоничные аспекты таких планет как Луна, Венера или Юпитер, хотя и способствуют так называемому «формальному мышлению», но снабжают его некоторой легкостью, переходящей часто в легковес­ность, а так же приспособленчеством и конформизмом. Это в особенности касается секстилей Меркурия. Трито­ны же создают весьма благоприятные условия для ин­теллектуальной работы.

При интерпретации необходимо учитывать и харак­тер планеты посылающей аспекты к Меркурию. Аспекты Солнца очень благоприятны только в том случае, если конъюнкция не очень тесная. Солнце наделяет интеллект ясностью и четкостью, способностью формулировать мысли и адекватно их выражать. Слишком тесная конъ­юнкция (менее 7 градусов) ведет к большому интеллек­туальному субъективизму и ее нельзя считать особенно гармоничной.

При аспектах с Луной, мышление человека находится под очень сильным влиянием чувств, это оживляет ин­теллект, делает его очень лабильным и чувствительным, наделяет человека добротой и сочувствием. Но, особенно при дисгармоничных аспектах, можно столкнуться с пе­ременчивостью мышления, непостоянством взглядов, любовью к пустословию и склонностью ко лжи. Все это сопровождается повышенной чувствительностью и воз­будимостью нервной системы. В любом случае эти ас­пекты формируют весьма активный ум, который хорошо все схватывает, способный к восприятию и языкам.

Венера может наделить интеллект пониманием и оценкой прекрасного, замечательным чувством формы и тонким восприятием красоты. Интеллект при этом нахо­дится под сильным влиянием чувств. Если эти планеты доминируют, то натура этого человека бывает доста­точно беспечна, жизнерадостна и отличается веселым нравом. Иногда при этом может наблюдаться самодо­вольство, излишняя чувствительность, тяга к удовольст­виям, роскоши и недостаточность усилий для достиже­ния поставленных интеллектом целей. Эта пара планет часто принадлежит к планетам-доминантам писателей и поэтов. Встречается она и у ученых, но в этом случае их мышление все равно носит очень выраженный эстетиче­ский момент. Например, в гороскопе И. С. Баха Меркурий находится в конъюнкции с Венерой, это придает ин­теллекту сильную эстетическую окраску и могло бы ука­зывать на способности к литературе или поэзии, однако, к этой конъюнкции у него присоединяется еще и Нептун, переводя все это в сферу чисто музыкальную. В горо­скопе же И. Ньютона Меркурий образует секстиль с Ве­нерой, это тоже говорит о эстетически ориентированном интеллекте, но аспекты таких сильных планет как Сатурн и Юпитер переводят интеллектуальные интересы его в сферу чистой науки. Этому способствует и III дом и рас­положение Меркурия в научном знаке Стрельца, но все равно можно говорить о довольно заметной эстетической ориентации интеллекта этого ученого, даже в сфере чис­той науки.

Аспекты Марса указывают на сильную связь воли и интеллекта. Он наделяет интеллект должной силой и энергией. Человек обладает силой мысли и волей для во­площения своих идей и планов в жизни. Человек весьма решителен и бывает даже излишне скор. Любовь к дис­куссиям и спорам, в которых проявляются ловкость, про­ворство и находчивость. Речь такого человека весьма выразительна. При дисгармоничном их отношении мо­жет наблюдаться торопливость и сварливость характера, упрямство и своеволие, человек не прочь использовать чужие идеи для собственных, не всегда хороших, целей. В любом случае, мы будем иметь дело с необдуманными и преждевременными действиями, находчивостью и склонностью к ссорам, большим самомнением и упрям­ством. Если эти планеты доминируют, и человек не осо­бенно развит духовно, то будет наблюдаться способность к ремеслу и технике, большая ловкость и проворство рук. На более высоких ступенях это может способствовать талантам художника, особенно скульптора, врача и хи­рурга, а так же военного.

Юпитер в аспектах с Меркурием, указывает, прежде всего, на здравый смысл человека, его способность четко осознавать свои цели и средства для их достижения.

Положительные стороны этих аспектов — конструктив­ный ум, богатство идей, особенно практичных и сулящих выгоду, часто дар слова и способность убеждать других, оптимизм и общая эрудиция из которой человек умеет извлекать пользу для себя, интерес к литературе. Отри­цательные явления, с которыми можно столкнуться при этих аспектах — некоторое легкомыслие, иногда непосто­янство и озорство. Рассеянность, непредусмотритель­ность, склонность к блефу, бестактность и высокомерие. При любых аспектах — богатство идей, способность к торговле и выгоде, тщеславие и самонадеянность. Это довольно частая доминанта в гороскопах успешных биз­несменов и торговцев.

Аспекты Сатурна наделяют человека глубиной мысли и способностью к логическому мышлению. Человек де­ловит, точен и пунктуален. Все это сочетается с упрямст­вом, упорством и выносливостью, часто внешней неук­люжестью, но трудолюбием и терпением. Человек стоек при любых испытаниях. Эти аспекты особенно способст­вуют философскому складу ума и успешному занятию методологией и педагогикой. При неблагоприятных об­щих аспектах можно наблюдать заторможенность интел­лекта, а иногда и речи, излишнюю недоверчивость и за­стенчивость, умственную ограниченность, консерватизм мысли, скрытность и необщительность характера. Мыш­ление такого человека может оказаться заторможенным, и интеллект его не способен будет воспринимать новые идеи и приспосабливаться к новым обстоятельствам. Проблемы может создавать излишняя склонность все систематизировать и упрощать. Часто у таких людей трудное детство и юность. Для серьезных занятий наукой аспекты Меркурия и Сатурна весьма желательны и бла­готворны, они наделяют человека интеллектуальной стойкостью и постоянством, человек серьезно относится к своему делу, стремиться во всем дойти до первооснов. Такой доминирующий Меркурий можно найти в горо­скопах многих ученых.

Все аспекты Урана могут наделить интеллект интуи­цией, находчивостью и оригинальностью в самых за­труднительных обстоятельствах. Эти люди проница­тельны и быстро схватывают все на лету. В любом слу­чае это очень желательно для интеллекта, хотя и может породить своеволие и подверженность настроениям. Особенно хорошо, если эти две планеты принадлежат к доминантам, для изобретателей и инженеров. В любом случае будут наблюдаться интерес к точным, особенно техническим наукам и тем направлениям, где требуются математика, физика, чувство ритма и умение ориги­нально, независимо мыслить и находить быстрые реше­ния. К отрицательным сторонам этих аспектов следует отнести излишнюю поспешность, непостоянство, склон­ность к распылению средств и интеллекта. Нетактичное поведение, излишняя откровенность и самомнение. Дис­гармоничные аспекты здесь больше приносят вреда практическим делам, для жизни же творческой и интел­лектуальной это не всегда так. При особо неблагоприят­ных обстоятельствах, например, пораженной Луне, мо­жет появиться склонность к психическим заболеваниям.

Нептун в аспектах с Меркурием наделяет фантазией и воображением. Интеллект приобретает черты рафини­рованности и изощренности. К сожалению, это сочета­ется с недостатком ясности мысли и некоторой расплывчивостью и неопределенностью мыслительных процес­сов. Большая глубина воображения, способность к пони­манию других и к сопереживанию их нуждам и бедам. Способность воспринимать очень тонкие и глубинные связи и отношения. Ментальность такого человека зачас­тую окрашена идеализмом и романтичностью. Если эти планеты доминируют, то говорит о талантах психолога и психиатра. У человека может быть сильное «интеллекту­альное чутье», особенно ценное в искусстве и в профес­сии литературного или музыкального критика. К сожа­лению, при всех аспектах наблюдается тенденция дейст­вовать не всегда законными и допустимыми в обществе средствами и методами для достижения своих целей, ко­торые к тому же часто оказываются и достаточно иллю­зорными и нереальными.

Неблагоприятные аспекты ме­жду этими планетами, часто ведут к повышенной нерв­ной чувствительности, неверным и ошибочным мнениям, одержимости фантастическими образами и идеями. Ин­теллект становится плохо управляемым и ненадежным, он часто ставит перед собой ложные и утопические цели. Рафинированность интеллекта может легко перейти к его извращенности, внося в душу человек хаос и обман. Че­ловек и сам легко становится обманщиком и большим выдумщиком. Аспекты Меркурия с Плутоном наделяют искусством убеждения и влияния на других людей. При общении на­блюдается ловкость, некоторое лукавство и рафиниро­ванность ума, как и у Нептуна, но она носит совершенно особый характер. Интеллект такого человека все очень быстро схватывает, легко ориентируется в любой ситуа­ции, особенно когда это касается поведения в массе лю­дей. Человек весьма склонен к резкой и не всегда обос­нованной критике других, но эта критика почти всегда бьет в самые больные места. Стремление к превосход­ству над другими и триумфу над ними.

На невысоких ступенях развития личности эти аспекты просто наде­ляют талантами ремесленника и техника, как аспекты Марса, у человека как говорится «золотые руки». У лю­дей более интеллектуальных эти аспекты порождают та­лант публициста, сатирика, критика, иногда поэта или дипломата. Критические аспекты очень усиливают дух противоречия. Человек может стать сварливым, придир­чивым и агрессивным, он легко может пуститься в аферы и авантюры. Такой человек часто скептик по характеру своего мышления и хитрец, с которым надо вести себя очень осторожно.

По положению, которое Меркурий занимает в домах гороскопа можно судить о тех областях жизни, на кото­рых более всего будет сосредоточен интеллект человека. Предлагаем ознакомиться с разделами и .

Лучшие дома для Меркурия это дома падающие, тут он может полнее всего проявить свою природу и наклон­ности. Особенно это касается III и IX домов. В III доме Меркурий очень способствует занятиям наукой, причем более теоретической, как мы это видели из примера Ньютона или К. Маркса. IX дом более склоняет к фило­софии и углублению в причины и начала вещей. Мерку­рий в этих домах часто можно видеть в гороскопах уче­ных и писателей, философов, публицистов и педагогов. Однако, плохие аспекты Меркурия в этом доме могут повлечь за собой болезни нервов и психики, как это вид­но, например, из гороскопа Фр. Ницше.

В VI-м, тоже па­дающем доме, Меркурий хорошо проявляет себя только при благоприятной аспектировке, в этом случае он тоже склоняет к науке, но более экспериментальной или как- то связанной с медициной, психологией или психиатри­ей. Но в этом доме Меркурий становится очень чувстви­тельным к любым неблагоприятным аспектам, которые могут привести к нервным расстройствам или болезням. Особенно неблагоприятны здесь квадратуры Сатурна, Марса и Нептуна, способные вызвать серьезные нервные срывы и болезни. XII дом, хотя и принадлежит к падаю­щим, однако не самый лучший для Меркурия. Хотя, при гармоничных аспектах он может наделить человека спо­собностями и тaлaнтoм к математике, механике и конст­руированию. Угловые дома гороскопа больше способст­вуют направленности интеллекта на достижение успеха в жизни и экспансии его в той области и сфере жизни, ко­торая подвластна этому дому. Это особенно касается I и IV домов.

X дом сильно ориентирует человека в сферу науки, однако мотивы научных интересов тут будут все же тесно связаны с интересами карьеры и социального статуса. Меркурий, попавший в следующие дома, в ос­новном склоняет к занятиям практическими делами и обустройству собственной жизни. Хотя XI дом можно считать исключением, попав сюда, Меркурий способен одарить человека интересами в области литературы, эстетики или науки, что порождает связи и дружбу с людьми данного круга. Хотя, как было замечено некото­рыми астрологами, эти связи часто диктуются матери­альной выгодой, а не духовными или интеллектуаль­ными интересами. Отмечают также сильную критиче­скую направленность интеллекта, при попадании Мерку­рия в этот дом гороскопа.

Сильный и гармоничный Меркурий указывает на быстроту интеллекта и восприятия, логику, диалектику, талант оратора. Человек обладает умением четко и дос­тупно выражать свои мысли, талантом убеждать и дока­зывать.

Сильный и дисгармоничный Меркурий говорит о преувеличенной интеллектуальности, часто несобранно­сти, софистике, резонерстве, пустословии и графомании.

Слабый и дисгармоничный Меркурий указывает на слабость интеллекта и восприятия. Это недостаток ло­гики, замедленность мышления, затруднения с письмом или речью. Человек с трудом выражает свои мысли.

В продолжение цикла статей, адресованных людям изучающим астрологию, сегодня предлагаю рассмотреть признаки ума в гороскопе рождения. Для решения этой задачи астрологу будет полезно ограничится лишь знаниями традиционной астрологии, не беря в расчет новомодные тенденции с привлечением в суждение транссатурновых планет.

Признаки ума в гороскопе

Ум зависит главным образом от положения в карте Меркурия. Если он находится в своих домах (Дева – любовь к изучению, высокие интеллектуальные качества; Близнецы – ум тонкий, рассудок хороший, воображение, соединение ума и интуиции) или в домах Сатурна (Козерог – ум глубокий и рассудительный, Водолей – любовь к индукции) и в хороших аспектах с Сатурном, Солнцем, Юпитером, Венерой и Луной, то наделяет хорошим умом и большими способностями ко всякого рода знаниям. В других знаках он не представляет ничего замечательного.

Хочу обратить внимание читателей, что под термином «хорошие» аспекты, я не имею ввиду какие-то конкретные из них (как часто ошибочно полагают в современной астрологи – секстиль и тригон). Чтобы аспект считался благоприятным необходимо выполнения ряда условий: эссенциальная доброта планет, акцидентальная сила и их взаимная рецепция (отношения к друг другу). А то, какого характера этот аспект (квадратура, тригон и т.п.) роли большой не играет, за исключением оппозиций. Более подробно о том, как правильно работать с аспектами в гороскопе вы можете ознакомиться, прочитав мою .

Однако вернемся к определению умственных способностей человека . Показателями ума астрология, кроме того, считает первый дом (здесь Меркурий, кстати, акцидентально сильнее любой другой планеты первого дома, т.к. этот дом одновременно является его домом радости), в меньшей степени сюда можно отнести еще и 3, 5, 9, 11 дома, поэтому нахождение Меркурия в них (особенно в первом) усиливает умственные способности. Кроме того, нахождение его в определенном знаке Зодиака предопределяет склонность человека к тем или иным видам науки и искусства: в Близнецах, Деве и Весах – красноречие; дома Юпитера и особенно Сатурна дают знание математике и любовь к исследованию природы; государственные и духовные деятели зависят от знаков Юпитера и Венеры. Например, если Меркурий находится в домах 1, 3, 5, 9 или 11 и при этом расположен в Близнецах, Деве или Весах, то стремление выразить в красивой форме свои мысли, направит человека на путь государственной, общественной или педагогической деятельности (в благоприятном аспекте с сильным Солнцем такой Меркурий, даст красноречие блестящие и пылкое, о таких людях говорят – «он глаголом жег сердца людей»).

Еще одним важным гороскопическим фактором, свидетельствующим о хороших умственных способностях, являются все аспекты, образуемые между Меркурием и Луной. Все они наделяют умом, и чем аспект точнее, тем умственные способности сильнее. Особенно это проявляется в ситуации, когда одна из планет расположена в Близнецах (соединение же Меркурия и Луны в этом знаке под благоприятными аспектами может давать настоящую гениальность).

Аспекты Меркурия с другими планетами определяют наклонности, исходя из качеств таковых. Например, аспект с благоприятно расположенным Сатурном, указывает на высокий философский, теологический и математический ум, ищущий себе применение в литературе, науке, государственной или общественной деятельности; при наличии аспекта с хорошо расположенной Венерой – художники, артисты, музыканты, вообще люди искусства, торговцы и т.д. Аспекты с теми же планетами, но оказавшимися «злыми» и стоящими в негативных реципционных связях дадут те же показания, но в низшем плане их планетарного проявления.

Признаки слабого ума уже из вышесказанного определяются довольно легко: если Меркурий слаб эссенциально (в падении или изгнании) или перегрин, при этом поражен ацидентально (особенно если он ретрограден и/или сожжен) и формирует аспекты со злыми планетами – это указывает на ум слабый и испорченный.

Конечно же, в гороскопах редко встречаются ситуации «в чистом виде» и астрологу, как правило, приходится работать со смесью благоприятных и негативных показателей. Однако здесь уже дело за анализом и четким пониманием общих принципов астрологической науки.

Например, положение Меркурия в собственном доме (сильнейшее эссенциальное положение) может перевесить многие негативные факторы, но если при этом он акцидентально поражен – человеку, от природы обладающему прекрасным умом, будет сложно проявлять его во внешней среде. Если же при этом у Меркурия будет благоприятная рецепция с другой сильной планетой, то возможно он научится проявлять свои замечательные умственные способности через нее.

Вот примерно, таким образом, определяются признаки ума в гороскопе рождения. Кстати, предлагаю ознакомиться с моей , из которой вы узнаете, в каком зодиакальном знаке рождается больше всего ученых.

Духовное развитие ребенка является одним из интереснейших аспектов его роста. Интеллект складывается из многих факторов: способность что-либо усвоить, передача идей и мыслей, память, творческие порывы, применение рационального и критического мышления, способность принимать решения, высказывание предположений и многое другое. Большинство родителей хотело бы, чтобы их ребенок был исключительно умен, так как мы живем в такое время, когда интеллект ценится очень высоко. Но иногда сосредоточение на развитии умственных способностей превалирует над удовлетворением потребностей, присущих ребенку. Чтобы стать совершенным ребенок должен сам найти баланс между умственными, эмоциональными, физическими и духовными аспектами своего развития. Только тогда может быть использована вся сила интеллекта.

С помощью астрологии мы можем определить многие грани умственной энергии. К астрологическим факторам, которые имеют огромное интеллектуальное значение, относятся Луна, Меркурий, Юпитер, Сатурн и Уран. Третий, девятый и одиннадцатый Зодиакальные знаки (Близнецы, Стрелец, Водолей), во многом связаны с интеллектуальными потребностями. Элемент духовности представлен воздухом, огонь отвечает за вдохновение.


Маленький ребенок начинает познавать окружающий мир, используя свои пять органов чувств, которые могут быть интерпретированы при помощи Меркурия. Ребенок видит хорошо знакомое лицо матери, ум подает сигнал для узнавания. Понятие "горячий" усваивается очень часто через ожог. Чувство вкуса - одно из первых, которым пользуется ребенок для познания - он все берет в рот! Подрастая ребенок совершенствует способы изучения окружающего мира. Теперь он не тянет все в рот, а начинает различать предметы по форме, цвету и поверхности. Ум ощущает потребность свести различную информацию в единое целое.

Расположение Луны и Меркурия в знаке является хорошим указанием на то, как ребенок воспринимает свое окружение. Луна отражает наш образ мышления, а ее положение в Доме и зодиакальном знаке символизирует его основную сущность. Воздушная стихия Луны склоняет к развитию абстрактного мышления. В земной стихии концентрируются мысли на практическом уровне. В водной стихии высока восприимчивость, вы подвержены влиянию окружения - просто "фотография". В огненной стихии рождаются самые активные и творческие мысли.

При помощи Луны мы узнаем о неповторимости нашей жизни и закладываем эту информацию в кладовые нашего подсознания. Взаимное расположение Луны и других планет изменяет наш способ мышления. Сатурн дисциплинирует умственную деятельность, в то время как Уран буквально электризует ее и даже может нарушить. Меркурий показывает нам, как в речи ребенка проявляется образ мышления.


Меркурий в знаках и его аспекты

Дом Меркурия, зодиакальный знак и аспект являются основными показателями для выражения интеллекта. Между семью и тринадцатью годами развитие энергии Меркурия получает толчок. Во время этого цикла взросления ребенок концентрируется прежде всего на познании самого себя, а также окружающего мира, все больше познается язык, способность к общению возрастает. На протяжении этих лет в ребенке очень заметно вырабатываются свойства энергии Меркурия.

Ребенок, у которого Меркурий расположен в Овне , может быть очень прямым в общении и мыслить весьма творчески. Его основное поведение заключается в изучении фактов и обращении своих мыслей к новому.

Если Меркурий расположен в знаке Тельца , то такие дети выражаются очень сдержанно, если не обладают достаточным знанием фактов. Они хотят быть уверенными, прежде чем говорить или доверить кому-либо свои мысли. Эти дети сначала понаблюдают, прежде чем что-либо скажут.

Меркурий в знаке Близнецы быстр, остроумен и легко отвлекаем. Эти дети скачут по верхам и предпочитают знать понемногу о многом. Представляя себе Меркурия в знаке Близнецы, я думаю о "непоседе-стрекозе".

Рак -Меркурий может иметь фотографическую память и в общении часто не высказывается напрямую. Он защищает свой духовный мир. При этом он не делится своими мыслями до тех пор, пока не будет точно уверен, что ситуация достаточно безопасна и ему можно говорить.

Меркурий , расположенный в знаке Льва , любит говорить, подчеркивая свой авторитет и присутствие. Он обычно заинтересован в дискуссиях на какую-нибудь тему, о которой уже что-либо знает. Легко схватывает образы и идеи. Такого ребенка трудно переубедить, если он уже однажды принял решение!

Дева -Меркурий побуждает ребенка анализировать ситуацию, прежде чем он что-либо сообщит. Он обладает потребностью выражаться ясно, точно и "правильно". Меркурий, расположенный в знаке Девы отличается иногда поведением наблюдателя, так как ребенок желает знать только правду.

Меркурий Весов красиво выражает свои мысли при помощи меняющихся образов и эффектных оборотов. Такой ребенок может быть исключительно нерешительным, часто спрашивать других об их мнении или отыскивать достоверные источники информации, прежде чем принять решение.

Ребенок Скорпион -Меркурий обычно старается глубже познать проблему и высказывается только в том случае, если это необходимо. Ум его занят различными тайнами.

Ребенок Стрелец -Меркурий охотно изрекает глубокие истины (в его понимании) и часто интересуется изучением вещей, касающихся моральных принципов. Он жаждет приключений, а любое легкое отклонение от намеченного может превратиться в проблему.

Козерог -Меркурий дисциплинирован и сосредоточен. Центральное место в общении такого ребенка занимают вопросы, представляющие практический интерес. О таких детях говорят, что они обладают "здоровым человеческим пониманием".

Водолей -Меркурий отмечен наличием оригинального и абстрактного ума и предпочитает изучать проблемы, решение которых пойдет на пользу человечеству. Такой ребенок увлечен электронным общением и его идеи представляются не совсем обычными. Все, что вы возможно услышите от ребенка, родившегося с Меркурием в Водолее, будет начинаться со слов: "Я знаю..." Такое поведение "всезнайки" может сопровождаться, независимо от возраста, сильным раздражением.

Меркурий-Рыбы полны фантазий, впечатлительны и ведут себя обычно тихо. На вопросы они отвечают лишь "да" и "нет", вместо того, чтобы дальше развивать свои мысли. Это связано с тем, что они хотят как можно быстрее вернуться в свой собственный мир.


Эти фундаментальные положения о Меркурии в знаках должны дать вам представления о тех различных способах, при помощи которых дети передают свою умственную энергию. Ребенок будет говорить о вещах, которые вызывают у него интерес. Знаки, в которых расположены Луна и Меркурий, могут указать на некоторые его интересы, но больше об этом расскажут аспекты взаимоотношений между планетами и положением в Зодиакальных знаках.

Солнце и Меркурий

Так как Меркурий по своей орбите близко расположен к Солнцу, то единственным возможным основным аспектом между двумя планетами является соединение. Если Солнце и Меркурий в гороскопе соединились друг с другом, то у ребенка наблюдается тесная связь между "эго" и интеллектом. Это может дать мощный толчок для умственной энергии. возможно, например, наличие хороших ораторских способностей, речь ребенка звучит с оттенком драматизма и произносится авторитетно. Но при таком аспекте могут возникнуть и трудности, так как ребенку возможно будет трудно научиться уважать мнение других людей. В данном случае можно попытаться убедить его в чем-то, внимательно выслушать его, что окажет благотворное воздействие. Критику его идей можно провести с оборонительных позиций. Такую ситуацию учитель в школе может довести до критической точки. Родители могут помочь своему ребенку, если они докажут, что наличие другого мнения еще не означает, что его собственные идеи неправильны.

Луна и Меркурий

В гороскопе гармоническое расположение между Луной и Меркурием указывает на то, что между восприимчивым, интуитивным "я" и способностью связывать воедино доступные для понимания мысли существует хороший обмен. Легко и гармонично взаимосвязаны между собой общение и учеба. Большая часть учебного процесса состоит из прослушивания. Часто гармоничный аспект Луны и Меркурия может повысить эту способность. Ребенок знает о необходимости связать внутреннюю и внешнюю жизнь. Чувственная природа поддерживает умственную. Привычки на подсознательном уровне можно легко изменить. Это облегчает изучение новых тем. Напряженный аспект между Луной и Меркурием указывает на то, что, возможно, возникнут проблемы с воспитанием, так как чувства стремятся слиться с процессом мышления. Для ребенка может быть тяжело, рассказать о своих сокровенных мыслях так, чтобы при передаче не было что-либо утрачено, а иначе могут возникнуть чувство, что его неправильно поняли. Родители должны оказывать ребенку при возникновении новой ситуации в учебе или обстоятельствах жизни усиленную поддержку. Этот аспект отвечает также за нежелание познать что-либо новое. Могут возникнуть проблемы, если ребенок сменит школу, преподавателя.

Меркурий и Венера

Если эти планеты вошли в контакт, то дети будут воспитывать потребность творческого выражения своих мыслей. Единственно возможные основные аспекты - соединение и секстиль. И напряженный аспект - полуквадрат - способствует развитию творческих способностей ребенка. Но на пути достижения поставленных задач могут возникнуть препятствия. При таком аспекте в гороскопе ребенку часто доставляет удовольствие слушать или читать стихи и прозу. Еще с раннего возраста его следует побуждать к литературному творчеству. Это можно делать в ходе игры и чаще рассказывать ему всякие истории. В первые дни в школе особый интерес у него будет возможно вызывать литература. Для ребенка с Меркурием и Венерой в секстиле не представляется сложным развить в себе изящную манеру выражаться. Такой ребенок воспримет неприличные выражения и грубый язык как оскорбление! Он может долгое время работать над своим почерком, добиваясь его красоты.

Меркурий и Марс

Если Меркурий и Марс связаны между собой, то интеллект полон энергии. Отмечается определенное нетерпение, даже при изменяющихся аспектах. Чтобы поддержать внимание ребенка, выражать свои идеи и предложения следует коротко и четко! Если Меркурий и Марс находятся в соединении, просыпается умственное любопытство. Ребенок проявляет желание учиться, исследовать и познавать. Возможно у него возникнут трудности, как обойти указания типа: "Подожди минуточку!" Иногда он будет спорить, развивая гибкость ума. Эта любовь к спорам иногда будет сопровождаться нервозными состояниями, пока родителям не станет ясно, что ребенок просто тренирует свой ум, так как ему больше по душе дискуссия, чем отсутствие разговора! Обычно эти дети являются зачинщиками споров. Детей с гармоничными аспектами Меркурия и Марса часто можно назвать первопроходцами. Они бывают сосредоточены на изучении новых идей и концепций, при этом учеба дается им легко. Напряженные аспекты Меркурия и Марса отвечают за насыщенную умственную активность, иногда речь идет о гиперактивности. Таким детям трудно усидеть на одном месте и сконцентрироваться. Если родители поймут потребность ребенка в активности, то они быстрее найдут с ним общий язык. Если они будут уделять внимание и его физической нагрузке, то помогут ребенку "сжечь" избыток умственной энергии. Для ребенка возможно будет нелегко развить в себе привычку к учебе, но сделать это необходимо.

Меркурий и Юпитер

Аспекты Меркурия и Юпитера оказывают влияние на интеллектуальную зрелость ребенка. Юпитер помогает нам воспринимать информацию. Хотя влияние Юпитера распространяется в основном на социальные права в области культуры и религии, он оказывает влияние на процесс, при помощи которого мы создаем модели мыслительной деятельности. Например, понятия "сказать" и "рассказать" нельзя до конца понять как абстрактную идею. Ребенок должен сам понять, какой смысл общество вкладывает в эти понятия. Юпитер дает нам возможность развития умственных способностей. При гармоничных аспектах Меркурия и Юпитера ребенок чувствует себя более самостоятельным и ему легче проявить свои умственные и коммуникативные способности. Он будет постоянно стремиться к учебе и пониманию. Также и при напряженных аспектах между этими двумя планетами остается потребность в расширении своих знаний. Правда, мотивацией в данном случае будет выступать внутреннее чувство: "Я еще многого не знаю". Это чувство неполноценности может оказаться причиной возникновения ситуации, когда ребенок постоянно преувеличивает то, о чем говорит. Ему трудно будет научиться уважать людей со средними знаниями. Напряженные аспекты Меркурия и Юпитера могут внести в мыслительную деятельность разброд и шатание, так как ребенок пытается узнать понемногу обо всем вместо того, чтобы сконцентрироваться на конкретных вещах.

Меркурий и Сатурн

Меркурий в аспекте к Сатурну увеличивает интеллектуальную концентрацию. Гармоничные аспекты определяют строгую умственную дисциплину и ясную, надежную память. Мыслительные процессы становятся более доступными и сосредоточены на практических областях. При напряженных аспектах Меркурия и Сатурна ребенку возможно не достает веры в свои собственные интеллектуальные возможности. У него может развиться чувство острой интеллектуальной недостаточности, хотя на самом деле ее не существует! Иногда он избегает общения или обмена информацией из-за страха, так как считает, что все, о чем он говорит - непродуманно, неправильно или неполно. Возможно, важнейшую роль играет отец, требуя от ребенка всесторонних знаний. Он также возлагает большие надежды на него в плане интеллекта. Такой ребенок обычно придерживается мнения, что его идеи и мысли наталкиваются на чрезмерную критику. Вид критики, которой подвергается ребенок, во многом определяет, насколько он доверяет своим интеллектуальным способностям. Какого бы рода интеллектуальные способности не были присущи ребенку, они могут быть улучшены только путем культивирования позитивных интеллектуальных установок. Критика представляет собой слишком жесткое и быстрое средство для ребенка при напряженных аспектах Меркурия и Сатурна в качестве побудительного момента к учебе. Такой ребенок лучше постигает все на основе собственного опыта.

Меркурий и Уран

Аспекты Меркурия и Урана придают интеллекту блеск и остроумие. Исключительным свойством этих аспектов является изобретательность. При гармоничных аспектах интуиция улучшает умственные способности, что приводит к возникновению оригинальных идей. Напряженные аспекты отмечены теми же способностями, но они непредсказуемы. Ребенка легко заставить думать, но при этом у него возникают проблемы с концентрацией внимания (разброс мыслей является проблемой и при гармоничных аспектах). Последовательное рациональное мышление для ребенка с аспектами Меркурий-Уран дается нелегко. Сознание воспринимает цифровые данные так быстро, что ребенок не успевает сориентироваться, что с ними делать, но он просто знает ответ! Если в школе ему придется выучить математические формулы, это поможет ему, хотя не всегда доставит удовольствие!

Меркурий и Нептун

Аспекты Меркурий-Нептун способствуют использованию фантазий и представлений. Нептун дополняет ум такими характеристиками, как проницательность и подверженность чужому влиянию. При гармоничных аспектах Меркурия и Нептуна развивается высшая степень интуиции. Ум становится чрезвычайно чувствительным. Такие дети имеют "воображаемых товарищей" - бестелесных существ, которых никто кроме него не может видеть. При регулярном общении с другими людьми может проявиться другая способность - способность связать свой образ мышления с мыслями других людей. Это прежде всего относится к детям, которые тонко чувствуют своего учителя и точно знают, что он ожидает от них на экзамене. При напряженных аспектах Меркурия и Нептуна ребенок может проводить много времени сам с собой и с трудом излагать свои мысли. Такому ребенку было бы легче в свободном общении, в неформальной обстановке, где он пользуется в меньшей степени структурированными и в большей степени художественными формами коммуникаций. Подверженные чужому влиянию дети при напряженных аспектах Меркурия и Нептуна верят, что у них отсутствует собственное мнение. Игра на музыкальных инструментах или пение могли бы помочь этим детям выразить свое настроение.

Меркурий и Плутон

Аспекты Меркурий-Плутон свидетельствуют об интенсивности мыслительной деятельности. Мысль постоянно опускается "под землю" в поисках неразгаданных тайн. При гармоничных аспектах Меркурия и Плутона может возникнуть сильная потребность проводить эмпирические научные изыскания и отыскивать ответы на изначальные вопросы: "Кто, что, где, когда, как и почему?" При напряженных аспектах интеллектуальная концентрация носит вынужденный и догматический характер. У таких детей отсутствует "поверхностное" мышление. Каждый аспект Меркурий-Плутон придает мыслительной деятельности глубину и обеспечивает продолжительную интеллектуальную энергию.

Положение в Домах

Положение Меркурия в небесных сферах отражает те стороны жизни и персонального развития, которые интересны для ребенка. Ребенок с двумя или более планетами в третьем или девятом Домах обладает более сильной мотивацией развития интеллекта независимо от того, о какой планете идет речь. Если же это Сатурн, то отмечается сильная потребность к учебе, как средство достижения уверенности. Иногда Сатурн оказывает в третьем и девятом Доме определенное противодействие процессу учебы.

Мы используем положение Меркурия в Доме, чтобы выяснить, каковы интеллектуальные интересы ребенка. Ребенок с Меркурием в Скорпионе в шестом Доме, например, увлечен изучением анатомии и физиологии человека. Используйте расположение Домов, чтобы узнать о благоприятном окружении для своего ребенка в школе. Ребенок с Меркурием в двенадцатом Доме предпочитает заниматься самостоятельно в замкнутом пространстве, а ребенок с Меркурием в седьмом Доме - вместе со своим товарищем.

Как учится ребенок

Скорость перемещения Луны в гороскопе значительно влияет на отношение ребенка к учебе. Луна вращается вокруг Земли с различной скоростью, если у вас гороскоп, рассчитанный с помощью компьютера, то там возможно учтена скорость перемещения Луны.

От астролога Марка Эдмунда Джонса я впервые узнала о том, что скорость перемещения Луны является переменной величиной, влияющей на учебу. Он предложил, что скорость, равная 13 градусам и 10 минутам, будет считаться быстрой, все, что ниже этой границы - будет считаться медленной скоростью. Для ребенка, у которого большая скорость перемещения Луны, характерны конфронтация со своим жизненным опытом. Такие дети легко осваиваются в новой обстановке, часто это происходит спонтанно. При малой скорости перемещения Луны (менее 13°10") ребенку требуется время, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Такие дети прежде всего наблюдатели, которые приспосабливаются к обстановке по прошествии определенного времени.

Слишком большая скорость перемещения Луны (более 14°30") позволяет судить о способности быстро осваивать знания и закладывать их в память на долгое время. Ответная реакция этих детей срабатывает быстрее мышеловки. Связав в гороскопе воедино потребности Луны, Меркурия, Юпитера и Сатурна, мы можем определить отдельные аспекты в воспитании детей. Для ребенка с Сатурном в гармоничном аспекте с Луной и/или Меркурием будет благоприятной обстановка общественной школы, так как там легче проявить самодисциплину. Для ребенка с аспектами Марс-Уран подойдет учеба по индивидуальному плану, так как он не хотел бы медленно осваивать программу вместе с другими.

Он будет чувствовать себя лучше, если ему разрешить заниматься в соответствии со своими успехами в учебе, и получать оценки и направления дальнейшего обучения от преподавателя. Если ребенок испытывает страх перед учебой (сложный аспект Сатурна или Плутона по отношению к Луне и (или) Меркурию), то родители поступают правильно, следя за тем, чтобы он находился в доброжелательной атмосфере. Этого легко добиться, если обратиться к специалисту-консультанту по вопросам обучения. Многие проблемы с учебой имеют свои корни в эмоциональных, а не интеллектуальных трудностях. Некоторые проблемы могут быть вызваны и физиологическими нарушениями.

Поддержка и контроль - две совершенно разные вещи. Маленьким детям не нравится контроль над собой - сама жизнь является достаточным испытанием для них! Им нравится учиться, однако они должны учиться в темпе, соответствующем их возможностям. Одной из наиболее важных задач родителей и детей является определение этого темпа. Для обеспечения оптимального развития интеллектуальных потребностей ребенка очень важно позволить ему хорошо чувствовать себя независимо от его сильных и слабых сторон.

Написанный при поступлении в аспирантуру ИП РАН)
Однако астрологи уже давно и успешно его используют в своей практике.

Если в качестве гипотезы астрологической науки принять то, что большинство факторов, оопределяющих личность человека, заданы с его рождения, то интеллект, или, рассматривая шире, умственные способности, также можно определять по гороскопу, построенному на момент рождения.

Рассмотрим последовательно астрологические факторы, которые по традиционным и современным представлениям должны влиять на способности человека к “работе в уме”.

Знаки: выраженность воздушной стихии.

Если принять в качестве определения интеллекта человека его способность открывать возможности среды для адаптивных действий, то в данном случае на интеллектуальность претендуют люди, в космограммах которых наиболее выражены знаки воздушной стихии. Еще К.Г. Юнг говорил о "воздушном" типе как о мыслительном, а о "земном" типе - как о "чувственном"(цит. по ).Именно представителям воздушных знаков свойственно "вначале думать, а потом действовать", в отличии от, например, огненных знаков, стремящихся к прямому действию.

В традиционной астрологии за интеллект отвечает подвижный воздушный знак - Близнецы, основными характеристиками которого являются рациональность, абстрактное мышление, легкость манипуляции с абстрактными объектами, объективность, подвижность. Рассмотрение астрологического знака однобоко без анализа оппозиционного знака. Вместе они образуют диаду, уравновешивающую положительные и отрицательные свойства знаков. "Парным" знаком для Близнецов является зодиакальный знак Стрельца, отвечающий в традиционной астрологии за мудрость и творческие способности.

Планеты: Меркурий.

Традиционно за интеллект в астрологии отвечает планета Меркурий.

“Рациональное мышление – это то, что по распространенному мнению отличает человека от животного. Именно с помощью Меркурия человек создает себе особую ментальную реальность, или набор ментальных конструкций и представлений, и получает специальный инструмент, называемый рассудком, для оперирования этими конструкциями” [ 2]

Положение Меркурия в знаках Зодиака.

Положение Меркурия в той или иной стихии окрашивает мышление человека в соответствующий стиль. Так, например, человек с Меркурием в знаках огня имеет теоретическое, умозрительное мышление, он логичен и склонен увлекаться своими идеями. Человек с Меркурием в знаках стихии Земли имеет практическое мышление и все свои идеи проверяет на практике. Меркурий в знаках стихии воздуха дает его обладателю теоретическое, концептуальное мышление, подвижный интеллект с низкой работоспособностью, но широким кругозором; водный Меркурий восприимчив к чужим идеям, его мышление неструктурировано, ассоциативно, образно и алогично. Положение в конкретном знаке (с учетом того, к какому кресту качества относится тот или иной знак) лишь позволяет уточнить указанные выше общие характеристики; так, например, Меркурий в Стрельце более восприимчив, нежели Меркурий в Овне, а Меркурий в Водолее более целеустремлен, чем Меркурий в Близнецах.

Также, Левин М. [ 1] полагает, что положение Меркурия в знаках огня дает человеку логико-символическое мышление, в знаках воздуха – синтетическое мышление, в знаках воды – интуитивно-образное мышление, а в знаках Земли – практическое мышление, опирающееся на факты.

Детально разработана астрологическая теория интеллекта в работах швейцарских психологов Б. и Л. Хуберов. Ученики Роберто Ассаджиоли, они создали оригинальный метод анализа натальной карты, который получил название "астрологический психосинтез".

Под интеллектом они понимают единое функционирование следующих интеллектуальных механизмов: памяти, координации и восприятия. За эти три способности отвечают три астрологических фактора – три планеты: Сатурн, Меркурий и Юпитер.

Сатурн - это память. Люди с сильным Сатурном склонны жить в прошлом, они консервативны и постоянны в своих привычках. Однако рациональное сохранение знаний с возможностью быстрого к ним доступа необходимо для превосходного функционирования интеллекта, а память о прошлых событиях является основой опыта, помогающего принимать верные решения в настоящий момент. Меркурий - это координатор. Его функция - представить знания в такой форме, в которой оно ясно, четко и легко воспринимается. Также Меркурий отвечает за способность соотносить материал памяти с личным наблюдением. Меркурий также ведает контактами, в которых добывается необходимая информация.

Принципы, выражаемые Сатурном и Меркурием, ответственны за функционирование так называемого академического типа интеллекта, который характеризуется способностью схватывать, запоминать, соотносить между собой знания, которые считаются важными в данной культуре. Но нового знания их совместное функционирование - без Юпитера - дать не может. Хубер Б. важнейшей функцией Юпитера считают восприятие - из информации, которую несут нам пять органов чувств, он создает целостность видения окружающего нас мира. Именно правильное восприятие позволяет нам в дальнейшем адекватно реагировать на требования внешнего мира, проявляя тем самым "социальный" интеллект. Благодаря Юпитеру знания, полученные из книг, обогащаются плодами личных наблюдений и прозрений. Если какие либо другие планеты аспектируют планеты интеллекта (особенно это касается Меркурия), то интеллект функционирует в стиле, определяемом этой планетой. Рассмотрим различные стили мышления.

Продуктивный интеллект определяется Солнцем, имеющим аспекты к планетам интеллекта. Он отличается новаторским, активным, творческим подходом к решению различных задач, направленностью на самопознание и самоутверждение. Эмоциональным интеллектом обладает человек, у которого с планетами интеллекта связана Луна. Он лучше проявляет себя в гуманитарных областях, требующих искреннего взаимодействия и проявления симпатии. Философским мышлением обладает человек, у которого в аспектную конфигурацию интеллектуальных планет включены Сатурн и Солнце. Сатурн позволяет накопить необходимое знание из точных наук, Солнце дает направление и перспективу по отношению к будущему и прошлому.

Включение Венеры говорит о склонности к эстетическому взгляду на жизнь. Мышление руководствуется поиском идеальных форм. Такие конфигурации часто встречаются в картах писателей, музыкантов.

Три внешние планеты - Уран, Нептун и Плутон - символизируют надличностный потенциал человека, поэтому они имеют особое влияние на функционирование интеллекта. Аспекты Урана с Меркурием и Юпитером говорит о творческом потенциале. Способность получать решения сложных проблем с помощью внезапного озарения, "инсайта". Интуитивный интеллект обусловливается влиянием Нептуна. Дает мышление (и образ жизни) непонятный окружающим, подобному интеллекту дается понимание вещей, недоступных формальному интеллекту. В статистическом исследовании космограмм ста ведущих шахматистов мира обнаружено, что наиболее часто встречается положение Меркурия в знаке Рыбы, т. е. под управлением Нептуна. Это указывает на востребованность в современных шахматах, характеризующихся сложностью позиций и ограничением лимита времени на обдумывание, именно интуитивного мышления. Плутон в сочетании с планетами интеллекта дает блестящий ум, способный дойти до самой сути вещей, не останавливаясь ни перед чем. Он направляет мышление волей и позволяет добиваться желаемых результатов, но, как обратная сторона этого, возможны нетерпимость к чужому мнению и фанатизм в проведении собственных взглядов.

Влияние цикла Меркурий-Солнце на интеллект.

Рассмотрим подробнее астрономический цикл движения Меркурия относительно Земли и Солнца Он равен приблизительно 116 дням. “Растущий” полуцикл Меркурия, аналогичный периоду между новолунием и полнолунием для Луны. Меркурия, начинается с его внутреннего соединения с Солнцем. В данной космической конфигурации Земля, Солнце и Меркурий находятся на одной линии, при этом Меркурий располагается Между Солнцем и Землей, и в начале этого полуцикла Меркурий как бы “выскальзывает” из-под Солнца, чтобы появиться прежде него на утреннем небосводе. Радьяр назвал эту половину цикла Меркурия прометеанской, в честь мифологического титана Прометея, укравшего огонь у богов, чтобы принести его в дар людям. Внешнее соединение происходит, когда Меркурий находится на самом большом расстоянии от Земли. Это явление аналогично полнолунию и отмечает собой начало заходящего полуцикла Меркурия, в течение которого он скрывается за горизонтом рано вечером вслед за Солнцем. Радьяр назвал этот цикл эпиметеанским – по имени вечно оборачивающегося назад брате Прометея.

На основании данного цикла Меркурия разработана следующая классификация меркуриальных типов :

Прометеанский (ретроградный)

Прометеанский(прямой)

Эпиметеанский(ретроградный)

Эпиметеанский (прямой).

Каждому из этих “ликов” Меркурия соответствует определенный тип ментального темперамента.

Скорости планет как показатель интеллекта. По одной из гипотез, интеллектуальные способности человека обусловлены скоростью протекания физико-химических процессов в коре головного мозга. Чем выше скорость обменных процессов в коре головного мозга человека, чем выше проводимость нервных импульсов, тем большие интеллектуальные способности способен проявлять человек.

Однако существуют данные, указывающие на то, что скорость метаболических процессов зависит от внешних ритмообразующих влияний, в том числе и от влияний космических тел.. . В настоящий момент наиболее изучено влияние Луны на ритмы и физиологические свойства живых организмов. Например, в период полнолуния жизненная активность, кроветворящая деятельность организма являются максимальными, также можно привести множество примеров, подтверждающих это авличние(см, например, ). В астрологии скорость Луны в момент рождения учитывается как один из факторов, определяющих возбудимость, скорость реакции человека.

Размышляя дальше, в качестве гипотезы можно принять, что интеллектуальные способности будут зависеть от скорости планеты, отвечающей за проявление этих способностей, т.е. от скорости Меркурия., а качество, направленность интеллекта будет зависеть от фазы Меркурия.

В зависимости от взаимного соотношения двух факторов: скорости Луны и положения Меркурия впереди или позади Солнца английский астролог Джонс М. Э. выделил четыре типа интеллекта.

Проверка выдвинутых гипотез на выборке из 100 ведущих шахматистов мира.
Для проверки выдвинутых гипотез нами было проведено исследование всех вышеперечисленных астрологических факторов на выборке из 100 шахматистов, являвшимися сильнейшими в мире по данным рейтинг-листа ФИДЕ в 1998 году.

Выбор данной категории для исследования обусловлен предположением, что игра в шахматы требует высоких интеллектуальных способностей. Кроме того, было удобно опробовать механизм исследования на небольшой выборке.

Проблема статистических исследований в астрологии.

Проблема статистических исследований состоит в том, что движение планет по знакам Зодиака имеет неравномерный характер. , для расчета хи-квадрат распределения будем учитывать вероятности появления планет в знаках зодиака.

Солнце Частота

Встречаемости

Меркурий Частота

встречаемости

марс Частота

Встречаемости

Венера Частота

встречаемости

Овен 1249 8,3400 1170 7,8125 1130 7,5454 1472 9,8291
Телец 1270 8,4802 1115 7,4452 1177 7,8592 1106 7,3851
Близнецы 1286 8,5871 1118 7,4653 1358 9,0678 1369 9,1413
Рак 1289 8,6071 1185 7,9127 1497 9,9960 1343 8,9677
Лев 1283 8,5670 1214 8,1063 1591 10,6237 1126 7,5187
Дева 1267 8,4602 1236 8,2532 1560 10,4167 1461 9,7556
весы 1248 8,3200 1309 8,7407 1281 8,5537 1048 6,9979
скорпион 1224 8,1731 1394 9,3082 1226 8,1864 1463 9,7690
стрелец 1211 8,0863 1357 9,0612 1170 7,8125 1049 7,0045
козерог 1209 8,0729 1321 8,8208 1001 6,6840 1062 7,0913
водолей 1215 8,1130 1276 8,5203 992 6,6239 1436 9,5887
рыбы 1227 8,1931 1281 8,5537 993 6,6306 1041 6,9511

Используя эту таблицу можно найти распределение хи-квадрат, характеризующее то, насколько данное распределение отличается от равномерного.

Солнце Луна Меркурий Венера Марс
Коэфф. Хи-квадрат 11,944 7,280 16,440 33,118 11,971

Число степеней свободы равно 11, следовательно, если коэффициент Хи-квадрат, полученный нами, превышает 19,7, то мы можем гипотезу о неслучайном характере распределения, считать подтвержденной. В данном случае такой вывод мы можем сделать только относительно распределения Венеры по знакам Зодиака.

При анализе полученных результатов обратим внимание на то, что Меркурий наиболее часто попадает в знак Рыб. Астрологически это положение дает прежде всего глубокую интуицию. Венера же наиболее часто встречается в знаке Козерога. Если принять, что важнейшим компонентом мастерства шахматиста является оценка возникшей на доске позиции, то именно положение Венеры в Козероге способствует наиболее точной и взвешенной оценке.

Более полный астрологический анализ получившихся данных выходит за рамки данного сообщения и будет предложен читателям в отдельном сообщении.

Распределение по стихиям.

Рассматривались лишь пять планет (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс), распределение которых на промежутке времени, содержащем время рождения всех членов выборки, имеет близкий к равномерному характер.

Заключение .
В данном исследовании нами выдвинута гипотеза о факторах, представляющих интеллект человека в его астрологической карте, построенной на момент рождения. Таковыми факторами являются
  • Выраженность воздушной стихии;
  • Скорость Меркурия;
  • Положение Меркурия относительно Солнца;
  • Скорость Луны.
Было проведено пилотажное исследование на выборке из 100 ведущих шахматистов мира. Полученные результаты, хотя и не дают достоверного статистического подтверждения выдвинутых гипотез, указывают на преобладание в полученных результатах отмеченных выше астрологических факторов интеллекта.

Это позволяет нам продолжить исследования, при этом необходимо расширить объем исследуемой выборки, используя для оценки интеллекта результаты современных психологических методик.

Литература.
  1. Левин М. Лекции по астрологии, М., ЦАИ, 1992., С.82.
  2. Подводный А. Планеты, М., ЦАИ, 1998., С.56
  3. Хубер Б. Астрологический психосинтез. – М., Урания, 1993.
  4. Арройо С Астрология, психология и четыре стихии., М., ЦАИ, 1997.
  5. Clement S. J. Aspects and mental alchemy. Today’s Astrologer
  6. Астрология и компьютеры. Томск, Зодиак, 1998
  7. Мейер М. Четыре “лика” Меркурия “Урания”, №1, 1993. С.49-52