Арт-терапия для детей и взрослых. Арт-терапия для взрослых: когда и кому помогут занятия


Что нужно для игры?

Мяу! Ой, нет… Ква! Карр!


Конечно, но не только! И на память, и вообще много на что! Самые младшие участники - знакомятся с различными животными и их голосами. Те, кто постарше, - учатся проживать победы...

Читать полностью

"Homo sapiens" - весёлая, быстрая настольная игра на внимательность. Объединит участников любого возраста и подарит всем хорошее настроение.
Что нужно для игры?
Колода карточек с изображениями животных. Пригодится умение игроков квакать, хрюкать или кукарекать. Главное - желание от души повеселиться!
Мяу! Ой, нет… Ква! Карр!
Игроки договариваются, кто каким животным будет, и затем по очереди берут карточки из колоды. Когда у кого-то оказалась карточка, парная нашей, мы, опережая его, громко кричим его голосом. Точнее, голосом его животного. Главное - правильно вспомнить, какое именно животное он выбрал. И как оно "звучит". И суметь опередить соперника. А если на картинке окажется не животное, а человек, то не забыть выкрикнуть "Гомо сапиенс!".
Это игра на внимание и скорость реакции?
Конечно, но не только! И на память, и вообще много на что! Самые младшие участники - знакомятся с различными животными и их голосами. Те, кто постарше, - учатся проживать победы и поражения и концентрировать внимание. Все - получают удовольствие и дарят друг другу хорошее настроение. Эта игра отлично поможет растормошить детей, что бывает нужно, например, с утра или в начале какого-нибудь мероприятия.
Для кого эта игра?
Для тех, кто ищет подарок ребёнку-дошкольнику и его родителям.
Для шумных посиделок в большой компании.
Для весёлого вечера в кругу семьи.
Для детского дня рождения.
Тип игры: Реакция
Состав игры: 65 карточек, пакетик, правила игры
Количество игроков: 3-8.
Примерное время игры: 15 минут.
Для детей от 4-х лет.
Сделано в России.

Скрыть

Человек, как известно, существо очень разумное. Настолько разумное, что создаёт замысловатые механизмы, изучает отдалённые уголки вселенной, приручает животных и играет в настольные игры. К сожалению (или к радости) человека, разумным он становится постепенно, шаг за шагом развивая свою память. Безусловно, в этом ему должны помогать более образованные homo sapiens. В этом обзоре я расскажу о двух карточных играх, которые станут надёжными помощниками для родителей и помогут им в игровой форме рассказать юному исследователю об окружающем его мире.

Разрабатывать настольные игры для детей достаточно сложно – необходимо поставить себя на место ребёнка, включить в игровой процесс немного веселья и продумать образовательную составляющую. Всё это успешно реализовано в небольших коробочках от издательства «Простые правила». На этот раз мы изучим животных и потренируем реакцию в «Homo sapiens », а также узнаем свойства окружающих нас предметов в «Мягком знаке ».

Homo sapiens.

Сделав первые шаги, юный и очень любознательный homo sapiens стремится узнать всё на свете и удивляется всему, что повстречается на его пути. Это взрослые привыкли к проплывающим в небе облакам, удивительным ярким цветам, зелёной траве и разнообразным животным – верным спутникам человека на земле. Детство – самое светлое время нашей жизни, жаль, что мы его практически не помним…

Игрокам предстоит изучить 12 различных животных (парные карточки) и познакомиться с пятью, весьма любопытными представителями рода человеческого.

Все картинки выполнены в стиле «детских» рисунков, поэтому юные игроки без труда опознают мышат, собачек, лягушат и так далее. Перед началом партии каждый из соперников выбирает себе голос животного, которым он будет говорить. Например: мышка (пи-пи), собачка (гав-гав).

Исследователи мира рассаживаются вокруг стола, в центре которого располагается стопка карт картинкой вниз. Игрок, у которого в доме живёт хомячок, первым снимает верхнюю карточку с колоды и располагает её перед собой картинкой вверх, затем, по очереди, аналогичные действия проделывают все игроки.

В случае совпадения двух картинок, необходимо прокричать голосом животного, которое выбрал себе противник. Например: совпали котята, игрок, чья карточка находится внизу фотографии, кричит «гав-гав» и выигрывает в текущем раунде.

Победитель забирает всю стопку карточек соперника и подкладывает её под низ своей. После этого игра продолжается.

Достаточно одного homo sapiens-а! Как только перед одним из игроков открывается карточка с представителем рода человеческого, все соперники поднимают руку вверх и кричат: «Хомяк разумный! » (простите, «Homo sapiens! »).

Первый, кто это сделает, забирает себе по одной нижней карточке из стопок соперников.

Безусловно, предусмотрены и штрафы: за неверно выкрикнутое животное можно лишиться одной карты, за «человека» - двух.

Игра заканчивается, как только иссякнет стопка в центре стола. После этого игроки подсчитывают количество собранных карт в своих стопках. У кого их больше, тот и выиграл!

«Homo sapiens» - это детская карточная игра с несложными правилами на внимательность и реакцию. Во время поиска парных карточек дети выучат названия животных и научатся подражать их голосам. Партия займёт около десяти минут, поэтому искать парные картинки можно в любое свободное время, даже на переменке между уроками – и полезно, и весело…

Мягкий знак.

Все окружающие нас предметы имеют свойства: жидкая горячая вода плещется в чайнике, белый холодный снег лежит на улице, стеклянный прозрачный стакан стоит на полке. Взрослые давным-давно всё это знают, но дети… Детям ещё предстоит познать тайны окружающего мира и дать характеристики предметам. И поможет нам в этом, по традиции, необычная настольная игра.

«Что же тут необычного? Карточки, как карточки… » - спросите вы и частично будете правы. В комплект входит 50 определений, которые мы достаточно часто используем в повседневной жизни.

Перемешайте стопку и раздайте игрокам по пять – семь случайных карт. По команде ведущего соперники стараются отыскать предметы, соответствующие всем свойствам, напечатанным на карточках.

У каждого понятие «вкусное» своё. Но дети, да и большинство взрослых солидарны в одном – конфеты, однозначно попадают под данное определение…

Что-то металлическое лучше поискать у папы в машине, там всегда отыщется гаечный ключ или пара болтов (главное, ничего не откручивайте)!

За красотой – к маме. Различные вазочки, украшения и фарфоровые фигурки прекрасно подойдут под понятие «красивое».

Пластмассовые вещи, скорее всего, найдутся в детской – пистолеты, куклы, домики и шкатулки для драгоценностей. Всё это несите ведущему…

Безусловно, серого слона или мокрую акулу тащить в дом не нужно – они не поместятся в квартиру, да и владельцы близлежащего зоопарка не оценят вашего рвения. В таком случае достаточно просто указать на предмет, подходящий под ваше определение.

Победителем считается игрок, быстрее других выполнивший задание…

Отличная развивающая игра для маленьких детей. Вы искренне удивитесь, когда узнаете, что ваш ребёнок затрудняется сопоставить некоторые определения и предметы. Дело в том, что для взрослых это уже «в прошлом». Дверь - деревянная, лампочка – стеклянная, а вода – мокрая. Элементарные вещи, которые «знает даже ребёнок». Увы, не знает. Ребёнок собирает эту информацию из разговоров, делая выводы и предположения.

Игра «Мягкий знак» поможет родителям рассказать детям об окружающем мире, расширит кругозор у ребёнка и позволит весело провести время. Отлично подойдёт для детских садиков и групп продлённого дня начальной школы.

Арт-терапия позволяет выразить чувства, отношения, состояния и причины их возникновения средствами искусства для того, чтобы человек лучше узнал себя, понял все эти чувства и справился с ними. С помощью арт-терапии возможно стать творцом собственной жизни, научиться разрешать конфликтные ситуации, преодолеть апатию, испытывать положительные эмоции и просто получать удовольствие от творческих занятий.

Основная цель программы: гармонизация внутреннего состояния человека, то есть восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.

Программа состоит из трех блоков:

  • Знакомство с собой, погружение и изучение своего внутреннего мира, самопознание.
  • Развитие способности свободно выражать свои чувства, потребности и фантазии через продукты творчества (рисунок, коллаж, скульптуру, звуковую композицию, сказочную историю, танец и т.д.).
  • Открытие внутренних ресурсов.

Первый блок

состоит из четырех занятий:
  • "Я – творец своего мира"
    Знакомство с процессами своего внутреннего "мироздания", с основными стихиями. Перевод внутренних образов и представлений в зрительные и осязаемые.
  • Завтрак, обед и ужин"
    На этом занятии участникам предлагается взглянуть на себя с необычного ракурса, познакомиться со своими индивидуально-типологическими и личностными особенностями. Поработать с индивидуальным содержанием образа, и свободно выражая свои чувства взаимодействовать с другими участниками.
  • "История тела"
    "Телесное проживание проблемы" Наше тело включает различные истории нашей жизни, (в том числе психологические травмы). Тело может реагировать острой болью, спазмами, зажимами и др. на прошлые события. Работая с телом, мы можем избавиться от психологической травмы, используя символический инструмент. Именно этому посвящены два последних занятия первого блока.

Второй блок

посвящен развитию самопознания, самопонимания, выявлению собственных проблем и индивидуальных особенностей. Эти занятия дают возможность в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение, используя собственный творческий потенциал.
  • "Другой взгляд на проблему"
    На этом занятии участникам предлагается взглянуть на свои проблемы с другой стороны, преобразовать свои внутренние конфликты в визуальные формы и найти безопасный выход как позитивным, так и негативным чувствам.
  • "Детский рисунок"
    Расширение представления о своем настоящем, путем погружения в прошлое. Подключение внутренних ресурсов, преобразование психо-эмоционального опыта.
  • "Работа со сновидениями"
    Работа со сновидениями в арт-техниках (рисунок, психодрама, сказка и др.) Обучение пониманию языка сновидения, поиск путей разрешения собственных проблем с использованием материала сновидений.
  • "Гипнотический рисунок"
    Поиск и открытие внутренних ресурсов.

Третий блок

посвящен Личностному росту, развитию и реализации новых возможностей.
  • Работа с субличностями "Внутренний мужчина" и "Внутренняя женщина": гармонизация отношений
    Осознание и принятие собственной личности, своих сильных и слабых сторон, освобождения от внутриличностных барьеров и комплексов, мешающих наиболее полному выражению самого себя в разнообразных ситуациях взаимодействия со своим партнером и другими людьми. Гармонизация внутренних энергий, повышение самооценки через выражение внутреннего "Я" и как следствие гармонизация взаимоотношений с противоположным полом.
  • "Метафора моего личностного роста–Дерево".
    Данное занятие направлено на внутренний рост, духовное развитие, работу с душевными силами, дающими возможность познакомиться с ресурсными аспектами психики, находящимися в ее глубинах.
  • "Мой жизненный путь"
    Осознание своего жизненного опыта в изменчивом мире, способов преодоления трудностей и препятствий, преобразования недостатков в преимущества. Развитие спонтанного, творческого подхода к решению любых задач. Нахождение оригинальных решений и способов действия в любых жизненных ситуациях.
  • Коллаж "Мой мир"
    Составление личного позитивного образа будущего.
Каждый блок состоит из четырех занятий по четыре часа. Всего 12 занятий.

Стоимость одного занятия - 1000 рублей
Один блок – 4000 рублей.

Современная арт терапия – направление, популярное не только при работе с детьми, но и со взрослыми. Если в детском возрасте развитие мелкой моторики способствует совершенствованию мозга, то во взрослом состоянии подобные занятия помогают уже не обучаться, а исцеляться.

Доказано, что данный вид терапии помогает справиться даже с очень запущенными случаями, устраняя апатию и безынициативность. Порой она позволяет добиться даже лучших результатов, чем медикаментозное лечение.

На заре своего зарождения арт-терапия была связана с кабинетами врачей – психологов, однако сегодня практиковать её могут и не профессионалы. Ни один другой метод не поможет провести такую глубокую диагностику состояния и лечить, доставляя человеку позитивные эмоции, чувство глубокого самоудовлетворения и счастья.

Связано это с возможностью удовлетворения человеческой потребности в самоактуализации средствами арт терапии. Современный мир порой не оставляет человеку подобной возможности, и поэтому порой даже преуспевающие люди чувствуют себя несчастливыми.

Особенно действенна арт-терапия для взрослых в периоды сильного стресса. В такие моменты результаты получаются самые яркие, а увидеть их можно сразу. Ни одна другая методика не позволит получить подобных результатов.

Арт терапия для взрослых и ее особенности

Арт-терапия для взрослых при постоянном применении лучшая профилактика стресса. Поэтому не стоит доводить себя до депрессии и неврозов, когда можно успешно избежать их. Связано это с уникальностью творческой деятельности, выносящей на поверхность листа все подсознательное, всё самое потаённое.

Любой творческий процесс способен пройти мимо нашего сознания выплеснуть наружу все тайные страхи и скрытые переживания. Сознание не выпускает наружу слова, но бессильна перед символами и художественными образами.

При этом свободный творческий процесс возможен только при условии, что перед Вами не стоит задачи нарисовать красиво. Только при этом условии возможно забыть о стеснении и нерешительности. А сам процесс рисования поможет добиться прогресса в решении психологических проблем.

Другой вопрос: кто проводит анализ полученного результата на плоскости листа или в объеме. Специалисты говорят о том, что это должен делать сам автор. Особенно если работа индивидуальна, ведь взрослый человек способен сам многое понять, глядя на результат своего творчества.

Порой даже самый мудрый специалист не в силах понять то потаённое, что увидит тот, кто создал изображение. Да и многие специалисты считают, что пациент сам обязан прийти к осознанию. Конечно, о подобных результатах нельзя говорить на первом же занятии и сразу после окончании работы. Лишь по истечении времени, вернувшись вновь к созданной работе, человек способен переосмыслить её.

Взрослые порой не всегда могут понять смысл происходящего

Однако, имеет смысл объяснить, что важен не столько результат, как сам процесс. Уже после создания рисунка становится легче, даже без его понимания и переосмысления. Арт терапия для взрослых лечит уже самим действием, стоит помнить об этом.

Материалы для проведения занятия выбирают индивидуально, в зависимости от тех проблем, которые есть у человека. Так, тем, кто безрезультатно пытается побороть разрушительные негативные эмоции, специалисты рекомендуют выбрать лепку, ведь она поможет успокоиться, в то время как рисунок будет раздражать.

На первых занятиях стоит заниматься рисунком и лишь затем, когда пришедший к специалисту взрослый готов, переходить к созданию коллажей из журнальных вырезок. Когда вся основная корректирующая работа уже проведена, можно спокойно перейти к заключительной стадии терапии, позволяющей создать работу при минимальных усилиях.

В арсенале специалиста всегда должен быть широкий выбор инструментов для творчества. Но, стоит помнить, что краски всегда предпочтительнее, так как только они дают полную свободу. Карандаш и фломастеры не способны раскрепостить также как пластичная и податливая кисть.

Также стоит учитывать тот факт, что рисунки, получаемые на арт терапии для взрослых не обязаны быть идеальными, поэтому дополнительные инструменты, такие как линейка, циркуль и прочее стоит исключить из арсенала. Только рука и кисть/карандаш/фломастер.

Арт-терапия для взрослых помогает в решении многих взрослых проблем, связанных с перегрузками и стрессами. Однако это не значит, что на занятии могут присутствовать только взрослые. Вы можете брать на занятия и своих детей – это будет не только способствовать укреплению семьи, но и поможет отследить изменения состояния ребенка, увидеть его скрытые переживания.

Помните, что арт-терапия для взрослых – это мир, помогающий уставшему от внешнего мира человеку открыть себя. Это уникальная возможность проведения самодиагностики и самоисцеления.

Игра «Человек разумный» или по-латински, Homo Sapiens поможет ещё раз доказать миру превосходство человеческого интеллекта над разумом животных. Дело в том, что в этой игре придётся кричать за различных животных, причём кричать быстро и как можно громче!

А в чём смысл игры?

Как и во многих других карточных играх с простыми правилами, задача - набрать как можно больше карт, чтобы выиграть. Карты берутся в том случае, если вы подгадаете нужный момент и закричите голосом животного быстрее оппонента.

Что за момент, когда нужно кричать?

Каждый из игроков выкладывает карточки на стол перед собой по одной. Когда карты у двух игроков совпадут, нужно тут же прокричать голосом того животного, который каждый из них выбрал в начале игры (причём если вы выбрали кошку, то оппонент должен мяукать, а если оппонент выбрал собаку - то вы гавкать!). За удачный и своевременный крик вы получаете карты, а за ошибочный или запоздалый - отдаёте. В общем, такой своеобразный упрощённый «Медвед» для маленьких детей.

Как кричит человек разумный?

Человек разумный никак не кричит: при виде карты с ним нужно поднять руку вверх и громко крикнуть «Гомо Сапиенс!». Отметим, что это более чем разумно: в куда более взрослой игре «Медвед» в таких случаях нужно поднимать вверх обе руки и кричать страшным голосом «ПРЕВЕД!».

Для кого эта игра?

  • Для шумных детских сборищ и праздников;
  • Прекрасный вариант для подарка ребёнку;
  • Отличный вариант в дорогу;
  • Просто хорошая семейная игра, развивающая память и реакцию.

Что в коробке?

В компактной коробке - 60 карточек с животными (12 разных картинок), 5 карт человека разумного и простые правила игры. Оформление традиционно детское, то есть очень яркое и красочное.