Кто такой адонис. Возлюбленным какой богини был юный Адонис, убитый на охоте вепрем? Жизнь Адониса на земле

Адонис (или Адонид) — герой греческой мифологии, сын кипрского царя Кинира и его дочери Мирры, возлюбленный Афродиты (Венеры).

Никто — ни смертные, ни даже боги — не мог сравниться с ним красотой, вот почему в него влюбилась сама богиня любви и красоты Афродита. Она спускалась к нему на землю и из любви к нему стала интересоваться охотой, которой увлекался Адонис, и даже сама помогала ему охотиться в кипрских лесах.

Афродита умоляла его не охотиться на яростных диких зверей: достаточно, мол, быть бесстрашным перед пугливыми, а перед смелыми всегда опасно быть смелым. Однако мужское достоинство не позволяло Адонису принимать такие немужественные советы, и однажды, когда Афродита покинула его, он отправился охотиться на кабанов. Эта охота оказалась для него роковой: раненый вепрь набросился на него и убил на месте.

Безмерным было горе Афродиты. Она прокляла судьбу, которая сильнее богов, и с плачем упала на колени перед Зевсом, моля вернуть ей любимого хотя бы на время.

Зевс сжалился над ней и велел Гадесу (богу подземного мира) весной отпускать Адониса из мрачного царства мертвых на землю. Таким образом, Адонис полгода пребывает в царстве мертвых, а полгода проводит с Афродитой на земле. Вся природа радуется и одевается в зелень и цветы, когда Адонис возвращается весной, и надевает траур, когда осенью он уходит в царство теней.

Миф об Адонисе и Афродите тысячелетиями вдохновляет людей искусства. И около сотни лет он привлекает внимание людей науки, желающих выяснить его происхождение.

Имя «Адонис» встречается в древних семитских языках, где означает «владыка, господин», а миф того же содержания появляется и в финикийских источниках. Однако корни его, несомненно, уходят в еще более далекое прошлое.

Например, уже хетты знали миф о боге растительного мира Телепинусе, зимой покидающем землю, в которой замирает жизнь, чтобы весной вернуться снова. У вавилонян был распространен подобный миф о богине любви Иштар и прекрасном Таммузе, который умирал каждой осенью, а весной восставал из мертвых. Основу этого мифа можно найти уже у шумеров, древнейшего исторического народа на земле.

Аналогичный мифологический образ осеннего умирания и весеннего воскресения природы известен и народам, не имевшим контактов с древней Месопотамией, например славянам, германцам или североамериканским индейцам.

Очевидно, миф о Адонисе и Афродите не греческого, а, скорее всего, финикийского происхождения. Однако античные поэты творчески переработали его. Их длинный ряд открывает поэтесса Сапфо (1-я пол. 6 в. до н. э.), а замыкает Овидий; через его «Метаморфозы» с этим мифом познакомилась и современная Европа. Из поэтов нового времени первым заново обработал его У. Шекспир (в поэме «Венера и Адонис», 1593).

В Национальном музее в Неаполе находится одна из ценнейших античных скульптур Адониса, римская копия эллинистического оригинала 3-2 вв. до н. э. Из многочисленных скульптур нового времени отметим «Адонис» А. де Фриза (1624), во время Тридцатилетней войны увезенного из Праги в Швецию (ныне в Дротнингхольмском собрании), «Смерть Адониса» Дж. Маццуолы (1709) в Эрмитаже, скульптурные группы «Венера и А.» Кановы (1794) и Торвальдсена (1832), «Смерть Адониса» О. Родена.

К мифу об Адонисе обращались Джорджоне, Тинторетто, Г. Рени, Н. Пуссен и многие другие художники. Наиболее распространенный сюжет — «Венера и Адонис»: у Веронезе, Ан. Карраччи, а у Тициана и Рубенса есть по две картины на эту тему («Венера и Адонис» Рубенса (1614) хранится в Эрмитаже — на фото выше).

В переносном смысле Адонис — красивый мужчина:

«Прелестный баловень Киприды —
Умей сносить, мой Адонис,
Ее минутные обиды!»

— А. С. Пушкин, «Юрьеву» (1820);

«Приятель наш, парижский Адонис…»
— М. Ю. Лермонтов, «Сашка» (1835-1836).

Адонис (миф древней Греции)

Все влюбленные находили у Афродиты защиту и покровительство. Но вот полюбила и сама Афродита прекрасного Адониса, сына царя Кипра. Забыла она ради своего возлюбленного светлый Олимп и цветущие сады Киферы. Любил Адонис охотиться, и Афродита полюбила охоту. Все дни проводили они вместе в тенистых лесах и на крутых склонах солнечного Кипра. Под палящими лучами солнца весело гонялись они за пугливыми зайцами, оленями, сернами. Но как только выходили на след свирепых кабанов, жестоких львов или медведей, пугалась юная богиня и умоляла Адониса прекратить охоту. Знала Афродита, что ее любимый погибнет от когтей дикого зверя, и просила его быть поосторожнее. Очень она боялась потерять Адониса.

Но вот однажды вышел Адонис на охоту один. Он шел по лесу, высматривая в лесной чаще ветвистые рога оленя, но вдруг услышал яростный лай собак и треск деревьев. Адонис понял, что его собаки подняли какого-то крупного зверя. Азарт охоты захватил юношу, и он бросился на шум. Несчастный юноша даже не подозревал, что это его последняя охота. Он в упоении готовился к встрече с диким зверем. Вот уже в кустах мелькнуло страшное косматое туловище свирепого кабана. Адонис поднял копье и приготовился пронзить огромную тушу, но зверь первым кинулся на него и стал злобно рвать своими огромными клыками тело прекрасного юноши.
Страшное горе пережила Афродита, когда узнала о смерти своего любимого Адониса. Она пошла в леса Кипра, чтобы найти его тело и похоронить. Шла Афродита среди мрачных ущелий, по крутым горным склонам. Острые камни ранили нежные ноги богини, и там, где капли ее крови падали на землю, расцветали алые розы, отмечая ее скорбный путь.
Наконец пришла Афродита к тому месту, где в последний раз охотился Адонис и где теперь остался он навсегда. Горько оплакивала богиня смерть своего любимого друга. В память о нем на том месте, где он погиб, выросли из его крови нежные анемоны.
Сжалился всесильный Зевс над горем богини и велел своему брату Аиду, владыке загробного царства, куда уже переселилась душа Адониса, каждый год отпускать юношу на землю. И с тех пор Адонис каждую весну возвращается к Афродите из печального царства мертвых. И с его приходом природа оживает, расцветают цветы, и радостное пение птиц приветствует возвращение Адониса.
Ликуют в это счастливое время и юные помощники Афродиты – бог любви Эрот и Гименей, бог веселых свадеб. Юный Эрот забывает свое коварство и рассылает во все стороны стрелы счастливой любви, весело порхает на белоснежных крылышках Гименей, он держит в руках прекрасные цветы боярышника и осыпает им счастливых новобрачных.

В том посте речь шла о цветке адониса, который, конечно, напрямую связан с мифологическим Адонисом. Кусочек теста повторю и здесь:

Однажды жена кипрского царя Кинира похвасталась, что её дочь Смирна прекраснее самой Афродиты. За это Афродита внушила Смирне страсть к родному отцу. Однажды дочь напоила отца и разделила с ним ложе. Когда отец узнал о совершённом, он погнался с мечом за дочерью, и у самого обрыва Афродита превратила её в мирровое дерево. Однако родительский меч рассёк дерево пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис, зачатый в результате этой истории. Афродита заключила его в ларец и передала Персефоне, царице мёртвых, дабы она спрятала ларец в надёжном месте. Но любопытная Персефона открыла ларец и увидела там Адониса. Персефона взяла его и отнесла в свой дворец, чтобы вырастить его. Тогда Афродита явилась в Тартар и потребовала Адониса назад. Персефона отказала, т.к. в то время Адонис стал её возлюбленным. Афродита отправилась к Зевсу с жалобой, т.к. сама хотела Адониса. Зевс решил не вмешиваться и передал это дело в суд под председательством музы Каллиопы. Каллиопа признала за богинями равные права. Она разделили год на три равные части, одну часть Адонис был с Афродитой, другую с Персефоной, а третью - по своему усмотрению. Но Афродита воспользовалась своим волшебным поясом и удерживала Адониса возле себя весь год. Тогда Персефона пожаловалась Аресу - любовнику Афродиты, заявив, что та предпочитает ему Адониса. Арес воплотился в вепря и задрал насмерть Адониса на глазах у Афродиты, когда Адонис охотился в горах Ливана. Из капель крови Адониса выросли красные цветы. Афродита прятала его мёртвое тело в латуке, и некоторые считают, что цветы адониса возникли из её слёз.

Дети Афродиты от Адониса: Голг - основатель Голгов на Кипре и дочь Бероя, основательница фракийской Берои. Некоторые утверждают, что отцом её сына Приапа был тоже Адонис а не Дионис.

Некоторые так же говорят, что вепрем был не Арес, а Аполлон, отомстивший Афродите за то, что Афродита ослепила его сына Эриманфа.

По другим версиям - Адонис - сын Феникса и Альсифибеи.

Адонис стал божеством умирающей и воскресающей каждую весну природы. В Афинах в середине лета проводились адонии, праздники, посвященные Адонису, когда повсюду выставлялись "садики Адониса" - горшочки с быстро отцветающими букетами. В обрядах вслед за весельем, знаменующим возрождение природы, следовало ритуальное оплакивание. В честь Адониса под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного Адониса, а на следующий день с причитанием и плачем его статую несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти.

У финикийцев - Адонис - Адон - так же почитался как олицетворение ежегодного умирания и оживления природы.

Аргосские женщины так же оплакивали его, умирающего, и вновь встречали воскресшего.

Культ Адониса существовал у семитских народностей Вавилона и Сирии, греки позаимствовали его у них приблизительно в VII в. до н.э. Настоящее имя божества было Таммуз, имя Адонис происходит от семитского слова adon ("господин", "господь") - уважительная форма обращения к нему верующих. В вавилонской литературе Таммуз фигурирует в качестве юного супруга или любовника Иштар, Великой Богини-Матери, олицетворяющей воспроизводящие силы природы. Хотя на мекину года возвращался к Аиду.
На праздниках в честь Адониса, которые ежегодно справлялись в Западной Азии и Греции, оплакивалась смерть бога. Женщины, одетые в похоронные одежды, горько рыдая, несли его изображения и бросали их в море или в водоемы. На следующий день в некоторых местах праздновали воскресение Адониса.
Центрами культа Адониса в Западной Азии являлись Библос на побережье Сирии, и Пафос на Кипре. Жители этих городов поклонялись Афродите, вернее ее семитическому двойнику богине Астарте. Правителем этих центров по преданию был царь Кинир, отец Адониса. Библос считался самым древним городом в Финикии, в незапамятные времена он был основан великим богом Эл, которого греки и римляне отождествляли с Кроносом и Сатурном.

Роща, посвящённая Адонису находилась в Вифлиеме, что означает «Дом Хлеба».

То, что Адонис был (в некотором смысле) богом растительности, и, прежде всего, посевов, лучше всего доказывают так называемые "сады Адониса" - корзины или горшки, наполненные землей. В них сажали пшеницу, ячмень, салат и различные виды цветов. В течение восьми дней женщины заботливо ухаживали за ними. Растения быстро поднимались, но, не обладая развитой корневой системой, столь же быстро увядали. По истечении восьмидневного срока их, вместе с изображением умершего Адониса, бросали в море или ручей. Правильнее всего видеть в этих "садах Адониса" его воплощение или проявление его природы. "Сады" представляли Адониса в его изначальной, растительной форме, в то время как статуи, вместе с которыми их выносили и кидали в воду, изображали бога в его более позднем, антропоморфном обличье. Первоначально обряды, связанные с почитанием Адониса, служили магическими средствами содействия росту и обновлению растительности. Для этой цели видимо, применялась, гомеопатическая, или подражательная магия. Быстрый рост пшеницы и овса в "садах Адониса" должен был способствовать дружным всходам, а погружение садов в воду служило магическим средством обеспечения достаточного количества животворящей влаги.
Разведение "садов Адониса" с целью обеспечить плодородие земли или людей было распространено крайне широко: аналогичные обычаи известны в Индии и в Европе.

http://www.ukrtvory.com.ua/kult13.html

Митра - индоевропейское божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду, то есть известное народу-предку индийцев, армян, иранцев, жителей Поволжья. Древний солнечный бог (одна из ипостасей солнечного бога). В последствии культ его был распространён от Сирии до Англии, практически по территории всей древней Римской империи.

Легенда о Митре гласит, что он родился 25 декабря из камня, лежащего у «реки» (theos ek petras, petrogenos Mithra), это чудесное рождение замечено только «стражами», скрывшимися на вершинах близлежащих гор. Что касается «стражей», то встречается наименование их «Невидимыми Мастерами», относящееся к тем примордиальным существам, кто, согласно Гесиоду, никогда не умирали, но продолжают жить в последующие века, а потому могут называться «Теми, кто пробудился».

Ахура-Мазда создал Митру, как и все на свете, он создал его столь же великим, каковым был сам. Ахура-Мазда поставил его хранить весь движимый мир и неусыпно его оберегать". Яшт Х, 103, см. также 89, 123. Об этих следах древнего представления см. Darmesteter "Ormuzd et Ahriman", c. 65 и далее. Именно с помощью этого всегда победоносного воина Высшая Сущность уничтожает демонов и заставляет трепетать даже самого Духа зла Ахримана. Он появляется перед восходом солнца на скалистых вершинах гор; в течение дня он пересекает пространство небесного свода на своей колеснице, запряженной четверкой белых коней, и, когда наступает ночь, он все еще озаряет поверхность земли мерцающим отблеском, — "вечно бодрствующий, вечно бдительный". Он — ни солнце, ни луна, ни звезды, но своими "тысячью ушей и десятью тысячами глаз" он следит за всем в мире. Митра все слышит, все видит, он всеведущ и неподвластен обману. В моральном отношении благодаря естественной трансформации он сделался божеством истины и верности, которого призывают во время клятвы и который скрепляет договор и наказывает нарушивших свое слово.

Имя «Митра» переводится как "договор, клятва". Создав договор, Ахура Мазда создал и Замкнутое Время.

Свет, разгоняющий тьму, возвращает на землю радость и жизнь; сопровождающее его тепло оплодотворяет природу. Митра — "хозяин широких пастбищ", которые он делает плодородными. "Он дарует приумножение, он дарует изобилие, он дарует стада, он дарует потомство и жизнь".

http://evrasiabooks.narod.ru/Magicum/Cumon_Mithra_text.htm

http://www.fatuma.net/text/evola18r.htm

Итак, солнечная колесница Митры каждый день умирает на закате и воскресает из прибрежных скал в свой срок, знаменуя конец ночи.

Согласно легенде Митра прошел земное воплощение, появившись на свет из скалы. Пастухи, наблюдавшие за чудесным рождением, поспешили прийти к нему на поклон. Затем он вступил в бой с Солнцем и вышел из него победителем, после чего Солнце и Митра стали друзьями. Со временем его начали почитать и как источник Небесного Света. В своем земном воплощении Митра спас людей от множества бедствий, в том числе помог им пережить Великий Потоп. По окончании своей земной миссии он устроил для богов великолепный пир, после которого вознесся на небо на огненной колеснице. Память об этой торжественной трапезе впоследствии нашла свое отражение в митраистских мистериях.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/155/

По другим трактовкам - Митра родился в гроте, и при его рождении присутствовали пастухи.

Один из важнейших эпизодов мистерий Митры - Митра, закалывающий быка. По одной версии - бык - символ тёмных сил, по другой версии - это Солнце, побеждённое Митрой.

По другой версии:

Важнейший сюжет, связанный с данным божеством - ритуальное убийство Митрой первого быка, из тела которого произошли все полезные растения. Это напрямую соотносимо с эддическим преданием о том, как Один убил исполина Имира и корову Аудумлу и упорядочил мир.

http://steppe.narod.ru/myth1.htm

Одержав верх над быком, Митра, связанный с огнем и летом (животное Митры - лев, ср. созвездие Льва), вызывает к жизни культурные растения, прорастающие из тела и крови быка.

http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/korov.htm

В процессии мистерии, на площади, приблизительно 23 на 10 метров для участия в ритуале собирались до 30 посвящённых. В центре имитировалось ритуальное закалывание быка, а позднее - просто ставился алтарь с изображением Митры, закалывающего быка. По бокам - две фигуры, держащие факелы. Один факел вверх, другой вниз.

Вспомним испанскую корриду - схватку со смертью. Безусловно, это продолжение культа Митры, выродившееся в шоу.

Интересен фрагмент древнего текста, где вепрь имеет отношение к Митре:

70 ...впереди... /Митры/ ... шествует
Ахурой созданный Вертрагно,
В образе Вепря,
Устремляющегося вперед, ...
...Обладающего металлическими лапами,
Металлическими когтями,
Металлическим хвостом,
Металлическими челюстями.

71 Настигающего противника...
И он не ограничивается... одним ударом,
Пока не переломит
Позвонков (спинного) хребта жизни,
Позвонков, источников жизненной сил,

72 Пока не развеет в прах
С одного раза и кости и волосы,
И в кучу не сметает
И головной мозг и кровь
Человека, солгавшего Митре.

(Перевод И.С.Брагинского)

http://mitra-piter.narod.ru/infa/inf_mitra.htm

Так же я думаю, что испанская коррида - это отголоски того времени, когда древние племена на территории практически всей Европы - избирали «короля» на один год (на пол года), который в конце своего срока приносился в жертву, выкупав, таким образом, благополучие для всего племени. Ритуальное убийство совершали или жрецы, или жрицы, или приходящий на смену новый король, или это мог быть поединок со смертью, когда судьба избранника решалась Богомэто мог быть поединок с быком.

В ритуале причащения верующих в Митру есть такая фраза: «Кто не будет есть моё тело и пить мою кровь так, чтобы он слился со мной а я с ним - не получит доли в спасении».

(Цит. по: Vermaseren, Martin (Maarten Jozef) Mithra, ce dieu mysterieux)

Когда Митра поднялся на небо, он занял место вместе со своим отцом Ахуро-Маздой, и тот сказал, что «молиться Митре - всё равно, что молится Ахуро-Мазде».

(Р.Амбелен. «Иисус или смертельная тайна тамплиеров»).

Гимн Озирису.

I
Слава тебе, Осирис, Владыка вечности, царь богов!
Многоимённый,
Дивный образами.
Тайный обрядами в храмах,
Это - дивный духом, первый в Бусирисе,
Великий пищей в Летополе,
Владыка похвал в номе Бусириса,
Обладатель яств в Гелиополе,
Владыка поминаний в Чертоге Двух Истин.
Душа тайная, владыка Керерт,
Дивный в Мемфисе,
Душа Ра и тело его собственное <.. >
Издревле сущий для всего Египта.
Пища и яства пред (Великой) Девяткой богов,
Дух блаженный среди духов. <... >
Растут растения по воле его,
И родит ему поле пищу.
Покорно ему небо и звёзды его,
И открыты ему врата великие.
Владыка восхвалений в небе южном
И прославлений в небе северном.
Незаходящие звёзды пред лицом его,
И жилище его - неподвижно.
Жертвуют ему по воле Геба,
Девятка богов восхваляет его,
В преисподней сущие целуют землю,
И жители некрополя склоняются.
Предки ликуют, когда видят его,
И находящиеся там - в страхе перед ним.
Обе Земли восхваляют его
При приближении его величества.
Знатный, дивный, первый среди знатных,
С вечным саном и укрепленной властью.
Могучий, прекрасный для Девятки богов,
Сладостноликий, любят смотреть на него,
Исполнивший страхом своим все земли,
Да называют они имя его
Перед всем, что приносят они ему.
Владыка поминаний на небе и на земле <... >
Хвалимый отцом своим Гебом.
Любимый матерью своей Нут.
Великий силой, повергнет он врага своего,
Могучий дланью, поражает он противника своего.
Наводящий ужас на недруга своего,
Сметающий границы замышляющего зло,
Твёрдый сердцем, попирает он врагов.
Наследник Геба в царстве Египта.
Увидел он [Геб] благости его [Осириса],
Велел ему вести к блаженству страны,
И взял он землю эту в руку свою,
Воды её и воздух её,
Растения её и скот её весь,
Летающее всё и порхающее всё,
Пресмыкающийся и мелкий скот,
Всё было дано сыну Нут,
И Египет радовался этому.
Воссиявший на троне отца своего
Подобно Ра при восходе его на горизонте.
Даёт он свет лику омраченному,
Засветил он Солнце двумя перьями своими,
Разлился он по Египту
Подобно Солнцу утром.
Корона его пронзила небо
И породнилась со звёздами.
О, вожатый бога каждого,
Благодатный повелениями,
Хвалимый Девяткой Великой <... >

II
Девятка богов возрадовалась:
"Вот идёт Хор, сын Осириса,
Твёрдым сердцем, провогласный,
Сын Исиды, наследник Осириса".
Собрался для него суд истины,
Девятка богов и вседержатель сам (Ра).
Владыки истины, соединившиеся там,
Отражающие неправду,
Сели в зале Геба, чтобы вернуть сан владыке его.
Найден был Хор правогласным,
И отдан ему сан отца его. <... >
Зло исчезло, и мерзость удалилась,
Земля спокойна под владыкой своим.
Утверждена правда для владыки своего,
Обращен тыл ко лжи.
Радуйся, Уннефер! Сын Исиды взял корону,
Присужден ему сан отца его в зале Геба
Ра изрек, и Тот записал,
И суд промолчал [т. е. согласился].
Повелел тебе отец твой Геб, И сделано, как он приказал., отцом Гора , Анубиса . Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума , деда Шу и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе .

Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Сет, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса , который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, забальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.

Итак, мы здесь снова видим ларец, в котором был спрятан Адонис, но на этот раз это саркофаг Озириса. Снова плодородные посевы, вода, способствующая возрождению и т.д.

Представление об Озирисе, как о боге растительности и воды, восходит к глубокой древности, к эпохе возникновения земледельческого хозяйства. Чувствуя свою полную зависимость от природы, древний египтянин считал, что его земная и будущая загробная жизнь зависит от Озириса: ведь в Озирисе, в этом боге умирающей и воскресающей природы, как бы воплощались скрытые и вечные силы природы. Поэтому воскресение Озириса считалось залогом воскресения человека к новой жизни. Эта мысль чётко выражена в следующем религиозном тексте:

Как воистину Озирис живёт, так живёшь и ты. Как воистину он не умирает, так не умираешь и ты. Как воистину он не уничтожается, так не уничтожаешься и ты.

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st105.shtml

С древнейших времен люди почитали вечно возрождающееся после зимних холодов божество. Первым примером может служить бог шумеров, Таммуз. После того, как их место в Междуречье заняли аккадцы, то они присвоили себе все религиозные представления шумеров. Они также с плачем и стенаниями встречали смерть пастуха Таммуза, который был женихом и возлюбленным а позже - Астарты. Затем культ плодородия попал в мифологию египтян и через Крит - к эллинам. Они заменили Астарту на Афродиту.

Рождение Адониса

Появление на свет прелестного младенца было связано со скандальной историей. Кипром правил мудрый и справедливый царь Кинир. Его жена хвастливо заявляла, что их дочь прекрасней Афродиты. Девушка Мирра не хотела почитать Афродиту. Богиня придумала, как злобно можно отомстить негоднице: она внушила ей страсть к собственному отцу. Ночью кормилица ввела Мирру в царские покои. Под покровом темноты царь Кинир, напоённый вином, не узнал дочь, и она зачала от него сына. Утром, увидев, с кем он провёл ночь, полную страсти, царь разгневался и, прокляв, решил её убить. Но боги в этот раз были милосердны. Афродита раскаялась и дала возможность Мирре убежать. Она превратили деву в мирровое дерево. В нем под кроной в стволе вырос младенец. Отец в ярости рассек ствол мечом, и из него выпал младенец.

Так появился на свет Адонис. С самого младенчества он был прекрасен. Афродита положила его в ларец и передала хозяйке подземного царства - Персефоне. Вот тут и возникает вопрос: Адонис - бог или не бог? Судя по его происхождению, он был просто человеком. Персефона вырастила и воспитала мальчика. Прекрасный юноша стал её тайным возлюбленным.

Культ Адониса

Миф об Адонисе эллины заимствовали у финикийцев и египтян. Его имя переводится как «владыка» или «господин». В малой Азии и Египте Адонис - бог умирающей и воскрешающейся природы. В Элладе в честь прекрасного юноши, который не был богом, три дня летом проводились праздники. Погибнув и потом ожив, он воскрешал природу. Для эллинов расцвет всего живого на земле был большим торжеством, и для них Адонис - бог наступившей лучшей поры года. Культ полубога особенно пышно отмечался в Афинах и Александрии. В Библе в первый день в траурных одеждах все оплакивали его гибель и смерть всех растений. Затем гимнами и радостными песнями встречали его возвращение на землю. В Афинах и Александрии порядок бы прямо противоположный: в первый день справлялась свадьба Адониса и Афродиты - символ расцвета жизни. Следующий день был траурным. Повсюду выставлялись горшочки и плошки с заранее выращенными пшеницей, латуком, анисом, и их бросали в воду, где они гибли. В Египте, в Александрии торжества происходили наиболее пышно. Статуи Афродиты и Адониса укладывали на пурпурные ложа и окружали их «садами Адониса», беседками, увитыми зеленью, плодами, амфорами с мёдом и маслом, пирожками, изображениями животных. Певцы и певицы пели гимны, в которых просили вернуть Адониса в будущем году. На другой день женщины, распустив от горя волосы, оплакивали потерю и надеялись на его возвращение. Так были соединены горе и надежда, а судьба Адониса стала символом бессмертия души. Таков был Адонис в древнегреческой мифологии.

Афродита

Прекраснейшая из прекрасных богинь родилась около острова Кифера из капли крови Урана, которая образовала снежно-белую пену.

Из неё вышла Афродита, и ветром её занесло на Кипр. На нем она появилась из голубых волн моря, и ее встретили Оры - богини времён года. Красавица стала женой Гефеста. Мастер на все руки сделал для супруги магический пояс. Муж заключил в него всевозможные обольщения: желание, любовь, слова искушения и соблазна, ослепление и самообман. В нее влюблялись боги и простые смертные. С Гефестом, которому Афродита изменяла направо и налево, её развели боги, и она стала женой Ареса. Но это не помешало пылкой страсти, которую Афродита испытала к прекрасному юноше.

Возвращение юноши на поверхность земли

Прошло время, и Афродита спустилась в подземное царство, чтобы узнать у Персефоны, где её ларец. Царица Аида подозвала юношу. Его неземная, божественная красота зажгли в сердце богини красоты любовь с первого взгляда и безумную страсть. Она стала настаивать, чтобы Адонис - бог красоты, как она это видела, вернулся к ней. Персефона отказала.

Тогда Афродита вся в слезах бросилась с жалобой к Зевсу. Он, верховный судья во всех спорных вопросах, не захотел вмешиваться в женские склоки и передал спорное дело на суд, где председателем была муза Каллиопа, покровительница красноречия и героической поэзии. Она была мудра и носила корону, которая показывала её главенство над всеми остальными музами. Она умела пробуждать преодоление эгоизма и вызывать жертвенность. На суде было решено, что у Афродиты и Персефоны равные права на юношу. Самого его никто не спрашивал. Год Каллиопа поделила на три части. Треть принадлежала Персефоне, треть - Афродите и последняя часть - самому Адонису, чтобы он развлекался, как пожелает. Это было справедливое решение.

Жизнь Адониса на земле

Нежная, вечно юная, синеглазая, с длинными волнистыми золотыми волосами и венком из благовонных цветов, с кожей, отливающей перламутром, окруженная Орами и Харитами - такова была богиня неба, моря, любви, красоты и плодородия.

Все свое время она проводила на Олимпе, изредка спускаясь на землю. Там её сопровождали прелестные певчие птицы, а дикие звери ласкались к ней, и после каждого её шага вырастали диковинные цветы.

Чтобы крепче привязать к себе юношу, который был прекрасней многих богов, небожительница никогда не забывала надевать свой пояс. Адонис и Афродита проводили всё время на земле вместе. Нежная девушка, забыв о палящем солнце, участвовала в охоте, которой пламенно любил развлекаться молодой красавец.

Возлюбленная бога Адониса умоляла его не охотиться на огромных диких вепрей, медведей и львов, которые могут убить человека, а забавляться добычей уток, зайцев, косуль. В цветущих кущах на земле Персефона была забыта. Существовала только Афродита - вот кого любил бог Адонис.

Смерть юноши

Боги, которые домогались Афродиты, но были отвергнуты ею, с завистью смотрели на эту любовь и обо всём рассказали мужу Аресу. Он пришёл в ярость решил отомстить. Однажды Адонис выехал на охоту один. Его собаки подняли из логова огромного мощного кабана, который весил примерно 200 кг.

Возможно, сам Арес превратился в грозного вепря или забытая всеми Персефона, или разгневанная владычица всех зверей Диана. Именно такие версии предлагают мифы.

А сам Адонис, слыша яростный заливистый лай своры собак, был полон азарта и забыл наставления своей возлюбленной. Псы вцепились в толстую шкуру вепря и удерживали его изо всех сил. Юноша прицелился копьём, но промедлил. Кабан сбросил себя собак и ринулся на охотника. Клыком он пробил артерию на бедре. Упав с коня на землю, несчастный моментально истёк кровью и погиб.

Поиски Афродиты

Когда богиня узнала о гибели возлюбленного, то она по горам, рощам и кустам, обливаясь слезами, бросилась на поиски Адониса. Каждая ранка на её ножке кровоточила. Там, где падала её кровь, сразу вырастала алая роза - символ немеркнущей любви. Она нашла его в зарослях дикого лука - латука.

С той поры он всегда вызывает слезы у тех, кто к нему прикоснулся. Из крови своего любимого при помощи нектара Афродита вырастила анемон с нежнейшими лепестками. Ветер срывает их так же легко, как оборвалась жизнь Адониса. На острове Крит богиня посадила которого нежны, а сок плодов похож на кровь. Она хотела лишить себя ненужной теперь жизни и бросилась со скалы в море. Но боги бессмертны. Афродита осталась жива. Видя безутешное горе Афродиты, Зевс повелел Аиду и Персефоне отпускать каждую весну до осени Адониса на землю. Когда он возвращается из царства теней, то природа начинает оживать и ликовать: все бурно растет, цветёт и плодоносит.

Сын Адониса и Афродиты

По одной из версий мифа, у влюбленных родился сын - Эрот. Это бог любви. Он умеет принести счастье или горе, как захочет. Никто не может избежать его метких стрел. Шаловливый малыш развлекается, пуская их в цель, и радостно смеётся. Его стрелы несут счастливую или несчастную безответную любовь, с муками и страданиями. Зевс знал об этом и хотел, чтобы внука лишили жизни сразу, как только он родился. Но Афродита спрятала малыша в дебри леса. Там его вскормили молоком две грозные львицы. Эрот вырос, и есть теперь любовь на земле, то горькая и отчаянная, то полная счастья.

Память об Адонисе

Женщины по всей земле увлекаются выращиванием цветов в горшках. Многие теперь даже не знают, что поклоняются при этом любви прекрасной божественной пары. Так Адонис, бог Древней Греции, жив на наших окошках в самые холодные и лютые зимы. Цветы дома радуют нас с осени до весны, а потом их часто переносят на балконы или на дачи, где они буйно цветут, напоминая о вечной любви Адониса и бессмертной богини Афродиты.

Прекрасный возлюбленный Афродиты/Венеры, растерзанный кабаном (аналогичная мифологема связана с месопотамским богом Думузи/Таммузом и анатолийским Аттисом).

Отличное определение

Неполное определение ↓

АДОНИС

Божество финикийскосирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. А. – сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает ее. Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты – А. Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит. По другой версии, A. – жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик, варианте Астара). Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты – анемоны.

Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. В Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй – радости по воскресшему А. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом здании. В Афинах во время праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших. Адонии – праздник в честь А. – были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились грековосточные культы Осириса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т. н. «садики А.» – символ мимолетности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А., а на следующий день с причитанием и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти.

Отличное определение

Неполное определение ↓