9 июля тихвинская. Портал "дивное дивеево"

П о преданию этот Святой образ был написан Святым Апостолом и Евангелистом Лукой.

В 1383 году за 70 лет до падения Византийской Империи икона исчезла из Константинополя и, несомая по воздуху Ангелами, в начале появилась над водами Ладожского озера, освящая водную и воздушные стихии, напаивая благоуханным ароматом пространство, где процветали и готовились к устроению монашеские обители. Чудотворная икона, шествуя по воздуху вдоль Валаамского архипелага, задержалась над островом Вощаным, в 25 километрах к юго-западу от Преображенской обители, где святыню впервые увидели рыбаки. Отмеченным посещением чудотворного образа был и остров Восковой, принадлежащий Коневецкой обители.

Пришествием своим чудесным икона Пресвятой Владычицы принесла на Русь благословение святых градов Иерусалима и Константинополя. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери - защитница Северо-западных рубежей Российской Державы - одна из самых почитаемых православными, наряду с Владимирской, Смоленской, Иверской и Казанской иконами Пресвятой Богородицы.

Первоначальные списки сказания о явлении иконы после ее шествия над Ладожским озером повествуют:

В лето 6891-е (1383 год ) во дни благоверного Великого Князя Димитрия Ивановича, Святейшего Митрополита Пимена, при Архиепископе Новгородском Алексии, явилася икона Пречистой Одигитрии (Путеводительницы) в Обонежской пятине, на реке Ояти, в Вымоченицах, что в ста верстах от Тихвина (до этого на горе Смолковой, у реки Оять, она опустилась на землю, и ее поместили в специально возведенную Успенскую часовню. Местные жители устремились к месту явления, падали на колени и усердно молились Царице Небесной. По молитвам к Ней исцелилось множество народа - прим. А. Р.)) и на том месте поставили церковь Рождества Богородицы. По прошествии малого времени оттуда невидимо перешла и явилась в Кожели на Куковой горе ненадолго, за 20 поприщ от Тихвина (в течение часа стояла она в воздухе, чем произвела неописуемую радость в сердцах верующих). И в том месте поставили церковь Покрова Божией Матери. После этого оттуда явилася в Тихвине, над рекою высоко стояла в воздухе икона Пречистой, у Ней на руках изображен Спаситель, Господь наш Иисус Христос. И собралось множество народа на зрение великого этого чуда, непрестанно молящегося Пречистому Образу ее и из нее рождшемуся Христу Богу нашему. И на том месте, на горе, заложили церковь в честь Успения Святой Богородицы”.

26 июня (9 июля) 1383 года в сиянии явилась над берегом реки Тихвинки Святая икона. Сюда со множеством народа пришли с Крестным Ходом священники. Все вместе они молились Пресвятой Богородице, чтобы икона с Ее святым образом низошла к ним. И свершилось чудо - икона сошла с высоты воздуха прямо на руки священников.

Все с благоговением лобызали икону. В тот же день по благословению священников все начали строить храм, и в первый же день устроили три венца. На ночь святую икону и венцы оставили охранять стражу. Но утром следующего дня свершилось новое чудо - народ не узрел на месте ни иконы, ни венцов. Ночью икона невидимо неслышимо Ангельской силой перенеслась на 2 версты, на другую сторону реки Тихвинки. Вместе с иконою чудесно перенесены и начатый храм и сруб с бревнами, приготовленный для постройки храма, и даже самые щепы, - как будто перенесено незримо было само место.

На оном, окончательно избранном благодатном месте, угодном Царицей Небесной для пребывания Ее образа, и был достроен православными храм. Икону поставили в нем.

Устроенная в честь двунадесятого праздника - Успения Божией Матери деревянная церковь простояла 7 лет и сгорела от “свещи ночию ”.

То же несчастье случилось, по воле Божией, и с вновь построенными храмами в 1390-м и 1395 годах .

Устроение собора

В 1510 году , Великий Князь Московский Василий III Иванович повелел, по благословению Митрополита Московского Симона и Архиепископа Новгородского Серапиона на милосердно пожертвованные им средства, заложить каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы:

“…повелением Василия Иоанновича поставиша церковь пречистыя на Тихвине на старом месте кирпичную с камением чудну вельми и велику и паперти нарядиша ”.

Так было положено начало величественному Успенскому собору.

Строительство грандиозного возвышенного храма, свидетельствовало о глубоком, искреннем и богобоязненном отношении великих Государей Московских к небесной Защитнице земли Русской - Матери Божией. Эту любовь и благодарность к Пречистой Богородице правители Отечества нашего пронесли через всю свою жизнь и историю Государства Русского от времени Великого Князя Василия III Иоанновича (1505-1533 гг. ) до Святого Государя Мученика Императора Николая II (1894-1918 гг. ).

По воле Божией, после падения в 1454 году под ударами турок великой православной столицы Царьграда, возросло до необычайности значение Московского государства - последней надежды Христианского мира, не отпавшего в ересь латинства. Вот как писал о том в 1471 году Митрополит Московский Филипп:

Разумейте, дети, царствующий град Константинополь и церкви непоколебимо стояли, пока благочестие в нем сияло, как солнце. А как оставил истину единился Царь и Патриарх Иосиф с латиною, да подписали папе золота ради, так и скончался безгодно свой живот Патриарх, и Царьград впал в руки поганых турок”.

По промыслу Божиему, за 70 лет падения Царьграда, признанного после уклонения Рима в ересь, второй Христианской столицей, святой образ Богоматери чудесно явился на Новгородской земле. Икона названная по месту обретения Тихвинскою в одночасье стала ярким символом избранности и подтверждением Русской духовной и государственной идеи - “Москва - третий Рим ”.

Явление иконы невидимо перенесенной из Царьграда в Тихвин истолковывалось святыми старцами и иерархами Русской Церкви как один из небесных знаков избранности Руси и ее столицы Москвы, провозглашенной последним в истории человечества мировым центром Вселенского Православия.

Не случаен и выбор Царицей Небесной мирского владыки и устроителя каменного Успенского собора в Тихвине. По выбору самой Пречистой Девы, им стал сын верного ревнителя Православия - Государя Иоанна III Васильевича, рожденного 22 января , в день памяти Святого Апостола Тимофея, и получившего имя свое на шестой день, когда празднуется перенесение мощей Св. Иоанна Златоустаго.

Младенец его и наследник был рожден 25 марта , в день Благовещения Пресвятой Богородицы, и получил имя Архангела Гавриила, Собор которого празднуется на следующий день. И лишь потом наследнику дано было имя Василий в честь деда - Василия II Темнаго (1425-1463 гг .), признававшего себя преемником павших от агарян православных Византийских Императоров.

Василий III Иоаннович (1505-1533 гг .), по свидетельству современников, “…поборол по Божьей церкви и по законе, и по всем Православном христианстве и по древнему благолепию” . Сей ревностный Государь в 1522 году получил от старца Псковского Елиазарова монастыря Филофей особое послание, в котором были и такие пророческие слова:

...Святая Вселенская Церковь вместо Рима и Константинополя сияет светлее солнца в Москве. Два Рима пали, третий - Москва - стоит, а четвертому не быть. Все Христианские Царства пришли в конец и сошлись в одно Царство нашего Государя; все христианские Царства потопишася от неверных, только Царство одного нашего Государя благодатию Христовою стоит. Подобает Царствующему Великому Князю держать это с великим опасением и обращением к Богу, и уповать не на золото и богатство исчезающе, но на дающего всего Бога ”.

В известной “Повести о разорении Царьграда безбожными агарянами ” находим подтверждение этих слов:

Сия ибо вся благочестивыя царствия, греческое и сербское, басанское и арбаназкое Божиим попущением безбожные турци поплениша и покориша под свою власть, наша же Руссийская земля Божией милостью и молитвам Пречистыя Богородицы и всех святых чудотворцев растет, и младеет, и возвышается... ” Таким образом предание о византийской святыне покинувшей Царьград до его осквернения нечестивцами и избравшей Русь своею обителью, получило высший, признанный всеми Православными народами смысл.

С той самой счастливой минуты явления Пречистого образа и до наших дней к святой чудотворной иконе Пресвятой Владычице молитвенно обращаются за благословением и помощью в защите Отечества и просвещении языческих народов. Горячо молятся о мире, благополучии и здравии всеми любимого Государя и его семьи. Со времени чудесного явления иконы в Тихвине Пречистенский погост превратился в одно из любимейших мест великокняжеского, а затем и царского внимания, стал особым местом паломничества высших мирских владык и духовных иерархов.

Успенский собор, построенные на месте явления Тихвинской иконы был и остается наиболее значительным храмом, возведенным в XVI веке по Государеву указу. Образцом для его создания служил Успенский собор Московского Кремля, возведенный в 1475-1479 годы итальянским зодчим Аристотелем Фиоравенти и ставший, со времени правления царя Иоанна IV, храмом всея Руси. Строителями Тихвинского Успенского собора были “нарядчик ” Дмитрий Сырков - представитель известной династии “гостей московских”, переселившихся в Великий Новгород в конце XV века, и итальянский мастер Фразин. По воле Божией, примерно в одно и то же время, они и были освящены; Успенский собор в Московском Кремле - по окончании стенной росписи, и каменный храм в Тихвине по окончании строительства. Сообщением об освящении двух великих святынь воздавалась хвала Богу за дарованную в июне 1514 года , после упорной борьбы победу над Литвой, увенчанную взятием Смоленска.

Великий князь Московский Василий III Иоаннович посетил храм в 1526 году и молился у чудотворного образа Тихвинской иконы “о здравии и о спасении, и чтобы Господь плод чрева даровал . Годом ранее Митрополит Московский Даниил (1522-1539 гг .) и Собор 1525 года постановили во имя сохранения династии развести Василия III с супругой Соломонией Сабуровой. Прожив с нею 20 лет , государь не имел детей, и потому, желая иметь прямого наследника, пожелал жениться вторично. В 1525 году , с благословения Митрополита Московского Даниила, Соломония была против воли пострижена в монахини, а Василий III Иоаннович избрал в супруги племянницу литовского князя Михаила - Елену Васильевну, из княжеского рода Глинских, чей род шел от одного из сыновей Мамая, владевшим в Приднепровье городом Глинским.

После усердных молений пред иконой Пречистой в Тихвине, менее чем через 2 года царица “понесла ”, разрешившись от бремени мальчиком - будущим первым Царем всея Руси Иоанном IV (1533-1584 гг .). Но государю, “искателю учительных монашеских бесед ”, не суждено было долго пребывать в мире - перед кончиной он пожелал принять постриг. Брат его Андрей Иванович и боярин Михаил Воронцов старались не допустить этого. Митрополит Московский Даниил тогда сказал Андрею:

Не будь на тебе нашего благословения ни в сей век, ни в будущий; хорош сосуд серебряный, а лучше позолоченный ”.

Троицкий игумен Иоасаф совершил последнюю волю Великого князя - пострижение, дав умирающему имя Варлаама. Сыну его, вымоленному у Пречистой Госпожи Богородице, шел четвертый год. Супруга Великого князя Василия III Елена ушла вслед за мужем в 1538 году .

Эта история появления на свет Божий, вероятно, стала известна Иоанну. Иначе нельзя объяснить причину спешного приезда 17-летнего Государя в Успенский собор Тихвина на поклонения чудотворной иконе. Тем более что случилось это за несколько дней до торжественного на благо всей Руси венчания Иоанна Васильевича на Царство в Успенском Соборе Московского Кремля 16 января 1547 года .

Оное Таинство было совершено “…по древнему цареградскому чиноположению” с прибавлением миропамазания. Митрополит Московский Макарий возложил на Иоанна знаки царского сана - Крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха, а затем золотую цепь Мономаха. После приобщения Святых Христовых Таин Иоанн был помазан миром. Так свершилось равенство пред императорами Священной Римской империи.

Государь совершил паломничество в Успенский собор Тихвина, как и его благочестивый родитель накануне (3 февраля 1547 года ) браковенчания. Избранницей Иоанна была дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Видимо, решение вступить в брак с боярышней Анастасией Романовной Иоанн Васильевич принял, с одобрения Митрополита Московского Макария, 13 декабря 1546 года . Как повествует летопись, в тот год, когда Государю было 16 лет , среди ребяческих игр он, вдруг заговорил с боярами о женитьбе, да, как пишет историк В. О. Ключевский, “говорил так обдуманно, с такими предусмотрительными политическими соображениями, что бояре расплакались от умиления, что Царь так молод, а уже так много подумал, ни с кем не посоветовавшись, от всех утаившись ”.

Совершенное вслед за оным поклонение Святому образу и испрошение милости и помощи у Царицы Небесной было необходимо еще и потому, что Иоанн искал прародительских обычаев: “…как прародители его, цари и великие князья и сродник его Владимир Всеволодович Мономах на Царство, на великое княжение садились ”. В то время первым помыслом Иоанна при выходе из правительственной опеки бояр было, по особому внушению, принять титул Царя и Венчаться на Царство торжественным церковным обрядом. Это уподобляло Иоанна Васильевича Византийскому Императору, и воспринималось всем Православным народом и Христианским миром, как Божественное благословение.

Иоанн IV Васильевич, по словам историка Ключевского:

“…был первый из Московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе Царя в настоящем библейском смысле, Помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное я сделалось для него предметом набожного поклонения ”.

Иоанн первым из Государей Российских возвысил идею Царской власти. Он писал о себе: “Мы, смиренный Иоанн, Царь и Великий Князь всея Руси по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению ”.

Через 150 лет подтвердил и возвысил традицию преемственности Царской власти в России от Византии Государь Император Павел I Петрович (1796-1801 гг .). На коронации в Москве 5 апреля 1797 года , в первый день Светлого праздника Воскресения Христова Государь, прежде чем облечься в порфиру, приказал возложить на себя далматик - одну из царских одежд Византийских Императоров, сходственный с архиерейским саккосом (священной одеждой).

Была и другая причина прибытия в Успенский собор Тихвина государя Иоанна IV Васильевича - он смиренно брал у Взбранной Воеводе благословение на военный поход против Казани, задуманный двумя годами ранее, о чем Иоанн откровенно поделился со святителем Новгородским Феодосием. Покоряя язычников, Иоанн исполнял долг перед своим прадедом Василием II Васильевичем (1425-1462 гг .), который весной 1445 года, во время борьбы с армией казанских татар хана Улу-Махмета, был схвачен ими в плен. Великий Князь полагая, что безопасность временно обеспечена, возвращался в Москву встретить Светлое Христово Воскресение, но армия татарского хана напала на Василия II у города Юрьева и пленила его на долгие три месяца. Освободиться из неволи великий князь сумел лишь за огромный выкуп в 200 000 рублей . Потомки Василия Темного неоднократно пытались отплатить язычникам.

Отец Иоанна IV дважды, в 1506 и 1524 годах безуспешно пытался покорить басурман - пришел черед сына. Поход был задуман правнуком ровно через сто лет после унизительного пленения и выкупа Василия II. В апреле 1545 года войска Князя Василия Серебряного с ратями других воевод на стругах поплыли к Казани, но действуя без благословения, разрозненно, воеводы опустошили лишь окрестности татарской столицы. На том поход и завершился. Благоразумным было одно объяснение - покорить язычников и исполнить отеческий долг, обратясь за помощью к Владычице Богородице, было под силу только Православному Царю и Великому Князю Иоанну IV. С этим намерением Государь и прибыл в 1547 году в Успенский собор Тихвина.

Молитвы молодого Иоанна были услышаны Заступницей земли Российской - по прошествии 5 лет , в 1552 году , пала Казань под ударами Христолюбивого воинства. И по взятии ее, в трех верстах от города, на левом берегу реки Казанки, в месте погребения русских воинов, павших при осаде Казани, по указу Царя Иоанна IV Васильевича, был заложен Успенский монастырь - первый на территории завоеванного и присоединенного к России Казанского ханства. В 1560 году после затопления водами реки, монастырь - прообраз Тихвинского, был перенесен на вершину горы Зилант (Змеиная) и стал именоваться Зилантовым. Так, по промыслу Божиему, змий был повержен копьем христианских дружин, при помощи Пресвятой Владычице нашей Богородицы. Сие свершилось позже.

Тогда же, в 1547 году , здесь, в Успенском соборе Тихвина, и открылось юному Царю устроить “на царское иждивение монастырь по уставу и чину прочих монастырей общежительных ”. В ту пору своего царствования, пребывая в постоянной связи с Митрополитом Макарием, Иоанн IV проявил себя истинно церковным, мудрым и решительным государем. В эти годы им был издан Царский Судебник , благоустроивший весь государственный строй и даровавший населению права самоуправления, завоеваны были Казань и Астрахань, основана была типография в Москве: удачно началась (1558 г .) война с Ливонским орденом за выход в Балтийское море. В согласии с государем был созван 23 февраля 1551 года Церковный Собор, именуемый Стоглавым (от разделения книги его постановлений на 100 глав). На нем были приняты Устав и чины монастырские, введенные через 9 лет в будущей Тихвинской обители.

Для понимания того, как велико было тогда влияние Митрополита Московского Макария, окормлявшего государя с 12 лет , приведем слово сказанное Царем при начале заседаний церковного Собора. Обратившись к “Собору служителей Божиих ”, Иоанн говорил о возвышении падении царств по причинам мудрости или буйства властей; описывал все испытанное Россией во время его сиротства и юности, сперва невинной, а потом развратной; указывал на дурные примеры бояр, испортивших в нем сердце. Изображал он бедствия Москвы, обращенной в 1547 году в пепел. “Тогда ”, молвил Государь, “ужаснулась во мне душа, и кости во мне затрепетали; дух во мне смирился, сердце умилилось. Теперь ненавижу зло и люблю добродетель. От вас требую ревностного наставления, пастыри христиан, учители царей и вельмож, достойные святители церкви! Не щадите меня в преступлениях; смело упрекайте мою слабость; гремите словом Божиим, да жива будет душа моя ”. Богу было угодно сурово испытать Иоанна IV.

* Преподобного Давида Солунского (ок. 527-548). *** Тихвинской иконы Божией Матери (1383). Преподобного Тихона Луховского, Костромского (обретение мощей, 1569; 1503).
Мучеников Петра и Павла братьев и Галликана Римских (IV). Святого Ферапонта. Преподобного Иоанна, епископа Готфского (VIII); Анфиона. Святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (1385). Священномученика Георгия (Степанюка) пресвитера, Алма-Атинского (1918). Икон Божией Матери: Лиддской (Римской, I); Нямецкой (1399); Седмиезерной (XVII).

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери и своем первообразе находилась в Тихвинском монастыре у г. Тихвина (Ленинградская губ.). Событие явления иконы произошло в 1383 году 26 июня, в княжение великого князя Дмитрия Донского - рыбакам на Ладожском озере, которые над водою увидели икону Божией Матери в необыкновенном свете. Предание говорит, что икона находилась раньше в Царьграде (Константинополе), куда Она была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима. Для иконы, впоследствии названной Тихвинской, построили храм под именем Влахернского. Во время торжества иконоборчества Она была скрыта в обители Пантократора Вседержителя, а при победе православия вновь водворена во Влахернском храме. За 70 лет до падения Царьграда икона перешла в 1383 году в Новгород. Заключают это из следующего: вскоре по явлению иконы в Тихвине некоторые новгородские купцы были в Царьграде и посетили патриарха. В беседе с ними патриарх спросил: «Нет ли в России слухов о чудо творной иконе Богоматери, которая пребывала в Царьграде и неизвестно куда скрылась». Тогда-то купцы и передали ему, как явилась в Тихвине икона.
Патриарх из сопоставления времени, когда икона исчезла и явилась, пришел к заключению, что это Цареградская икона. Патриарх рассказал при этом, что икона несколько раз скрывалась из Царьграда и являлась опять. «Ныне же за гордость нашу и неправды она нас совсем оставила» - заключил патриарх. Вблизи Тихвина икона появлялась в разных местах, и там, где Она останавливалась, от Нее были чудеса молящимся и на этих местах устраивались храмы и часовни. На месте вблизи Тихвина, где Икона являлась неоднократно, был поставлен деревянный храм, который через некоторое время сгорел, причем Икона осталась невредимою.
По повелению великого кн. Василия Иоановича (1505-1533) на этом же месте была построена каменная церковь. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 - 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.
Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой.
Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы. Особенно прибегают к этой Иконе при болезнях детей. Икона довольно значительных размеров: длиною 1 аршин 2 вершка (80,02 см), шириною 14 вершков (62,5 см). Замечательно, что одна из рук Богоматери отличается необыкновенной теплотою, ощутимой для губ при прикладывании. По России было распространено громадное количество списков с Тихвинского первообраза и многие из этих списков были прославлены чудесами.

Преподобный Давид

Преподобный Давид подвизался в Фессалии. С молодых лет он возлюбил Бога и, оставив мир, построил себе шалаш под миндальным деревом, в 3 верстах от города, и здесь прожил 79 лет, терпя холод и зной и соблюдая строгий пост. Приходивших к нему он учил благочестию и таким образом делал много добра. Бог прославил его еще при жизни: всякую ночь люди видели, что из его шалаша исходил свет. Скончался преподобный в 540 г.

Святой Дионисий

Святой Дионисий был архиепископом Суздальским. В молодых летах, по примеру киевских подвижников, он выкопал себе пещеру на берегу р. Волги, в 3 верстах от Нижнего Новгорода, и стал подвизаться здесь. К нему начали собираться любители безмолвия, и в 1335 г. он основал тут монастырь - Нижегородский-Печерский, в честь Вознесения Господня. Св. Дионисий был человек образованный. Святитель Алексий, митрополит Московский, лично знал добродетели и образованность его и поставил его епископом Суздальским и Нижегородским. Св. Дионисий боролся с ересью так называемых стригольников, последователей цирюль-ника-лжеучителя, многие из которых отвергали воскресение мертвых, писания святых апостолов и правила соборов. На пути из Константинополя в Москву, после посвящения в московские митрополиты, он был задержан в Киеве литовским князем. Здесь он был в заключении, проводил время в посте и молитве и скончался в 1385 г. Погребен в Антониевых пещерах, где открыто почивают его мощи.

9 июля 2019 года православная Церковь отмечает праздник Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Тихвинская икона Божией Матери – один из самых древних почитаемых православной церковью образов. Согласно преданию, он был написан евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери. Известно множество списков с этой иконы, которые хранятся в различных храмах.

Мы расскажем о том, о чем молятся Тихвинской иконе Божьей Матери, в чем заключается значение этой иконы Богородицы, в чем помогает Тихвинская Богоматерь, и приведем тексты молитв перед иконой.

Значение иконы Тихвинской Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери – одна из главных святынь Тихвинской церкви, которая находится в Москве. В годы Великой Отечественной войны этот образ был обнесен вокруг столицы на самолете, после чего фашистские захватчики были повержены.

О чем молятся иконе Тихвинской Божьей Матери? Этот образ считается покровителем детей и подростков. К нему обращаются родители, которые хотят достойно воспитать своих детей. Однако значение иконы Тихвинской Богоматери не только в этом.

В чем помогает Тихвинская Божья Матерь?

К этой иконе, обладающей особой исцеляющей силой, обращаются люди, страдающие различными заболеваниями, в том числе душевными расстройствами. Известны многочисленные случаи исцеления людей, которые возносили молитвы перед этим образом.

Часто получали помощь те, кто был парализован – люди начинали самостоятельно ходить. Если молиться о выздоровлении больного ребенка, он обязательно поправится. Этот образ также хранят дома, чтобы защитить себя и свою семью от непрошеных гостей и различного негатива.

Молитва перед иконой Тихвинской Богоматери

«О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас недостойных раб Твоих и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей; услыши нас молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиреномудрие, супругам любовь и согласие, чадам послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, ду%D

Судьба этой православной святыни тесно переплетается с историей государства Российского. Это икона царей и воинов. В рукописных "Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери", наиболее ранние из которых датируются рубежом XV-XVI веков, ее появление в новгородских пределах, на берегу реки Тихвинки, относится к 1383 году.

С середины XVI века икону, "иже явилась на Тихвине", стали отождествлять либо с Одигитрией из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками она чудесно перенеслась на берега реки Тихвинки, либо с "Богоматерью Римляныней", считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа начала VIII века, который во времена иконоборчества, по преданию, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим, а потом тем же путем вернулся.

После падения Константинополя и присоединения Новгорода к Москве явление иконы "на Тихвине" стало восприниматься как избрание Богородицей нового своего "удела" — Святой Руси, ставшей Третьим Римом.

Великий князь Василий III приехал сюда на богомолье после развода с бездетной первой женой и женитьбы на Елене Глинской — он тогда усердно посещал святые места и делал щедрые вклады в монастыри и соборы, молясь о даровании наследника. С этого времени Тихвин стал "царским богомольем". Высочайшие особы посещали его вплоть до начала ХХ века.

Стали появляться списки Тихвинской иконы — ее ширящееся почитание, способствовало объединению, сплочению страны.

Иван Грозный с особым благоговением относится к этому образу. Он приезжал в Тихвин перед венчанием на царство — получить благословение на титул царя ("цезаря") от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую: ведь Москва — Третий Рим.

В 1560 году по приказу царя в Тихвине возвели три деревянных монастыря: Большой Богородицкий мужской монастырь вокруг Успенского собора, Введенский девичий и в трех верстах — Николо-Беседный.

Первый царь новой династии, Михаил Федорович, продолжал традицию — по случаю обеих своих свадеб присылал в Тихвин дары, а его самого в Костромском Ипатьевском монастыре мать, старица Марфа, списком с Тихвинской иконы благословила на царство.

Когда же шведы в 1617 году потерпели поражение от русских и в деревне Столбово перед ликом Тихвинской Богородицы царь Михаилом Федоровичем и король Густав II Адольф писали мир, по его условиям шведский король признал династию Романовых — до этого "самопровозглашенное" царство признавала только Англия: Столбовский договор положил начало его международного признания. С тех пор началось всероссийское почитание образа, это царство благословившего.

Воинская слава Тихвинской иконы тоже началась в XVII веке. А в 1812 году с нее был сделан список, получивший название "Тихвинская-Ополченная". В начале XIX столетия фрегат "Тихвинская Богородица" плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. "Тихвинская-Ополченная" была в русской армии и во время Крымской войны. А в 1941 году, по московскому преданию, чудотворную Тихвинскую икону на самолете обнесли вокруг столицы, и вслед за этим начался разгром фашистов под Москвой.

Сам же оригинальный образ до 1941 года — после закрытия в 1924 году Тихвинской обители — находился в Тихвинском краеведческом музее, потом, во время оккупации, был вывезен немцами в Псков и дальше — в Ригу, наконец, оказался в американской оккупационной зоне в Германии, а закончил путь в Чикаго.

Там Тихвинская икона Богоматери хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез ее в 1949 году, а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению святыни. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1991 году отец Сергий Гарклавс побывал в Тихвине и подтвердил, что вернет икону после возрождения духовной жизни в монастыре и обеспечении сохранности образа в стенах Успенского собора.

В 1995 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь был открыт и началось его восстановление. Через год в отреставрированном и освященном Успенском соборе возобновилась праздничная служба в честь Тихвинской иконы Божией Матери. А в 2004 году после 60 лет странствий икона была торжественно возвращена в обитель.

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В 5 веке она была перенесена в Константинополь из Иерусалима, где впоследствии для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина.

На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. В 1560 году по приказу царя Ивана Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613-1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, узнав о приближении шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника.

Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. Тихвинская икона Божией Матери После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.

В 1983 году Русская Православная Церковь отметила 600-летие явления Тихвинской иконы Божией Матери. Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы. Во время Великой Отечественной войны Тихвинская икона была вывезена из России в Соединенные Штаты Америки. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 года. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года в Тихвинском монастыре Патриархом Московским и всея Руси Алексием II была отслужена торжественная литургия.

ИСТОРИЯ

Тих­вин­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, по пре­да­нию, од­на из икон, на­пи­сан­ных свя­тым апо­сто­лом и Еван­ге­ли­стом Лу­кой. В V в. из Иеру­са­ли­ма бы­ла пе­ре­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль, где для нее был по­стро­ен Влахерн­ский храм. В 1383 го­ду, за 70 лет до взя­тия тур­ка­ми Кон­стан­ти­но­по­ля, ико­на ис­чез­ла из хра­ма и в лу­че­зар­ном све­те яви­лась над во­да­ми Ла­дож­ско­го озе­ра. Чу­дес­но но­си­мая с ме­ста на ме­сто, она оста­но­ви­лась близ го­ро­да Тих­ви­на. На ме­сте яв­ле­ния ико­ны был по­стро­ен де­ре­вян­ный храм в честь Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы. Усер­ди­ем ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Ива­но­ви­ча (1505–1533) вме­сто де­ре­вян­но­го хра­ма был воз­ве­ден.

История явления Тихвинской иконы Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Рыбаки обомлели, когда увидели пред собой необыкновенное сияние, исходящее сверху. Сияние приблизилось и перед ними предстала икона Богоматери, движущаяся над водою. Икона и сияние скрылись на берегу, остановившись в тридцати верстах от озера. Православные поставили для иконы часовню, но икона ее покинула, не пожелала оставаться на этом месте и выбрала другое – в 20 верстах от Тихвина. И там построили часовню, а затем храм. Но икона снова переместилась, на сей раз на гору, совсем рядом с городом. Она стояла над горою как легкое облачко; люди, глядя не нее, истово молились. И вот тогда икона спустилась на руки. Люди сразу же принялись за строительство храма в гористом лесу. За день поставили три венца. Икону и венцы охраняла стража. Но чудо продолжалось: утром народ не узрел ни иконы, ни венцов. Кочующая икона объявилась лишь в двух верстах, за речкой Тихвинской.

На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. Позже усердием великого князя Василия Ивановича (1505 — 1533) вместо деревянного храма – возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме основали мужской монастырь.

Обретение иконы в Тихвине совпадает по времени с исчезновением из Царьграда иконы Богоматери, которая ранее пребывала в Иерусалиме. Для святыни в Царьграде поставили необыкновенной красоты Влахернский собор. В Тихвин икона переместилась за 70 лет до падения Царьграда под натиском иноверцев. Икона Влахернская и Тихвинская – не одна ли это святыня? Есть все основания дать на это положительный ответ. Новгородские купцы, видевшие икону в Тихвине, были в Царьграде на приеме у патриарха. И тот посетовал об исчезновении иконы Богоматери, покидавшей, оказывается, и прежде собор, но возвращавшейся. Купцы описала патриарху Тихвинскую икону словесно и рассказали о чудесном ее обретении. Патриарх понял то, что Владычица повелела оставить иконе пышный Влахернский собор за грехи и несправедливости, творящиеся на царьградской земле.

В 1613 — 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. С хорошо обученными воинами справилась горстка людей далеко не воинственного склада. Командующий шведской армией Делагарди был этим унижен и приказал сравнять с землей монастырь и город. Все население города спряталось в монастырь. Люди давали врагу отпор и молились. А после обходили монастырь с Тихвинской иконою Богоматери. Вражеское войско внезапно обуял страх: наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

Через год после победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.

Во время Великой Отечественной войны Тихвин был занят немецкими войсками, и, спасая чудотворный образ, настоятель храма отец Иоанн бежал в Ригу, а 1949 году – в США. В городе Чикаго, где он был избран архиепископом, он поместил икону в Свято-Троицкий собор. Умирая, он отдал реликвию на хранение своему приемному сыну Сергию Гарклавсу, завещая вернуть икону России, если Тихвинский монастырь будет возрожден.

8 июля 2004 года произошло знаменательное событие в жизни нашего государства. Из США в Россию, в свою обитель – Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь – возвратилась православная святыня, Тихвинская икона Божией Матери. 21 июня чудотворную икону крестным ходом и торжественной литургией встретили более тысячи православных в столице Латвии Риге. 
23 июня 2004 года Тихвинская икона вернулась в Россию, а 8-го июля ее торжественно перенесли в Тихвин.

Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью 9 июля в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы.

МОЛИТВЫ

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тихвинской»

Дне́сь, я́ко со́лнце пpесве́тлое,/ возсия́ нам на возду́се всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице,/ луча́ми ми́лости миp пpосвеща́ющи,/ ю́же вели́кая Росси́я,/ я́ко не́кий даp Боже́ственный свы́ше благогове́йне воспpие́мши,/ пpославля́ет Тя, Богома́ти, всех Влады́чицу,/ и от Тебе́ pо́ждшагося Хpиста́ Бо́га на́шего велича́ет pа́достно./ Ему́же моли́ся, о Госпоже́ Цаpи́це Богоpо́дице,/ да сохpани́т вся гpа́ды и стpаны́ хpистиа́нския/ невpеди́мы от всех наве́т вpа́жиих/ и спасе́т ве́pою поклоня́ющихся Его́ Боже́ственному/ и Твоему́ пpечи́стому о́бpазу,// Де́во Неискусобpа́чная.

Перевод: В сей день как солнце пресветлое воссияла нам на воздухе всесвященная икона Твоя, Владычица, лучами милости мир просвещая! Ее великая Россия, как некий дар Божественный свыше благоговейно приняв, прославляет Тебя, Богоматерь, всех Владычицу, и от Тебе родившегося Христа, Бога нашего, величает радостно. Ему молись, о Госпожа Царица Богородица, да сохранит все города и страны христианские невредимыми от всех козней вражеских и спасет с верою поклоняющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дева брака не познавшая.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тихвинской»

Притеце́м, лю́дие, к Де́вей Богоро́дице Цари́це,/ благодаря́ще Христа́ Бо́га,/ и, к Тоя́ чудотво́рней ико́не уми́льно взира́ющи, припаде́м и возопие́м Ей:/ о Влады́чице Мари́е,/ присети́вше страну́ сию́ Твоего́ честна́го о́браза явле́нием чуде́сно,/ спаса́й в ми́ре и благовре́менстве оте́чество на́ше и вся христиа́ны,/ насле́дники показу́ющи Небе́сныя жи́зни,/ Тебе́ бо ве́рно зове́м:// ра́дуйся, Де́во, ми́ра спасе́ние.

Перевод: Прибегнем, люди, к Деве Богородице Царице, благодаря Христа Бога, и, к Ее чудотворной иконе с умилением взирая, припадем и возгласим Ей: «О Владычица Мария, посетив страну сию Твоего священного образа явлением чудесным, сохраняй в мире и благополучии Отечество наше и всех христиан, являя их наследниками Небесной жизни, ибо мы к Тебе с верою взываем: Радуйся, Дева, мира спасение!»

КАНОНЫ И АКАФИСТЫ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ «ТИХВИНСКАЯ»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице благодарственная пения восписуем о явлении чудныя Ея иконы, к нейже притекающии присно избавляются от враг видимых и невидимых. Ты же, Госпоже неба и земли, яко милосердная Мати, приими ныне малое сие моление наше и неотступну никогда же сотвори милость Твою от нас и заступление, охраняющи от всех бед и напастей нас, зовущих Ти:

Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице.

Икос 1

Ангелов лицы ликовствующе служат Тебе, Владычице, и почитающе Тя, на руку Твоею носившую Творца видимыя и невидимыя твари, икону Твою с места на место преносят. Мы же, земнороднии, дивящеся чудному явлению иконы Твоея, Ангелы носимыя, вопием Ти

КАНОН ПЕРВЫЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ «ТИХВИНСКАЯ»

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

О Троице Вседержительная и Единице Трисолнечная! Душу мою, и сердце, и ум, молю, просветивши и благодатию освятивши, к Божественней Твоей любви, Преблагая, возведи и настави благочестно пети благосердие Приснодевы Благословенныя.

Благаго Царя Благая Мати, Яже всем благопослушная в прошениих и всесильная в благодеяниих, благодать света Твоего и нам возсияй и облагодати днесь, о Богоблагодатная, песнь Тебе пети начинающия.

Ликом Ангельским виновно есть радости Твоего, Владычице, настоящаго торжества славословие: сии бо днесь движутся к похвалению; мы же, бреннии, что

КАНОН ВТОРОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ «ТИХВИНСКАЯ»

Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Даждь ми, Светодавче Христе, в нарочитый день преславнаго явления иконы, Рождшия Тя, светло торжествовати и весело во страсе и радости воспевати присно Тоя чудеса.

Слово Божие Светодательное и Премудрость Отчую плотию, Дево, рождшая, просвети глубокую тьму моего неразумия и слово ми подаждь воспети Твоя чудеса.

Днесь верных собори просвещаются, еретическая же ополчения посрамляются, видяще икону Твою, Владычице, яко солнце, по воздуху шествующу, нечестия мглу потребляющу и верныя просвещающу.

Едина еси Ты величие наше и похвала с Богом,