Благовещенский собор построили зодчие барма и постник. Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный

Бесспорно, звезды на небе сложились особым образом, когда в XVI веке на Руси родился зодчий, которому довелось возвести сразу несколько уникальных храмов, дошедших до нас в статусе древнейших и неповторимых. Имя гению, подарившему Руси три бесценных с исторической и культурной точек зрения собора, Постник Яковлев.

Несмотря на то, что архитектурное наследие зодчего огромно, доподлинно о его биографии известно довольно мало. Даже имя – Постник Яковлев вызывает расхождение в толкованиях историков. Одни утверждают, что зодчего звали Посник, другие, что прозвище его было Барма, третьи, что Постник Яковлев и Барма – два разных человека. Относительно жизнеописания Постника Яковлева исследователи солидарны в одном – архитектор был родом из Пскова.

Именно из Пскова его и выписали в Москву по государеву указу для возведения храма, которому суждено было стать одной из жемчужин Первопрестольной – Собора Василия Блаженного или Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Считается, что некогда территория нынешней Красной площади было обнесена глубоким оборонительным рвом, засыпанным лишь в начале XIXвека, отсюда и название храма – «на Рву». Государем, повелевшим прислать псковского зодчего Яковлева, был не кто иной, как Иван IV, сын Василия III, вошедший в историю как Грозный. На эпоху его правления пришелся расцвет гения зодчего, который возвел три уникальных храма: Собор Василия Блаженного в Москве, Благовещенский собор в Казани и Успенский собор во Свияжске.


Собор Василия Блаженного стал первой работой, прославившей Яковлева. Стройка шла с 1555 по 1561 год. Возведение храма было приурочено к победе Ивана Грозного над Казанским ханством и взятию Казани. Собор имел уникальную архитектурную композицию – на одном подклете, то есть, основании, было построено 9 самостоятельных храмов, соединенных между собой сводчатыми переходами по периметру центрального храма. В летописях встречается упоминание о «чудесном обретении» девятого храма, но стройность композиции говорит скорее о точном расчете, чем о волшебном озарении Постника Яковлева. В первозданном виде собор находился до 1588 года, когда к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, жившего при храме, и фигурные главы.

Сегодня Собор Василия Блаженного является одной из самых часто посещаемых достопримечательностей Москвы, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является филиалом ГИМа. В советские годы поближе к собору был передвинут памятник Минину и Пожарскому. Для того чтобы осмотреть эти и другие достопримечательности Москвы, лучше забронировать отель заранее и остановиться в Первопрестольной с комфортом.

После завершения работ над Собором Василия Блаженного ходили слухи, что Иван Грозный ослепил зодчего, дабы он не превзошел свой архитектурный гений при возведении иного сооружения. Тем не менее, эта кровавая версия не получила исторических подтверждений, а напротив, была опровергнута. Самым очевидным доказательством ее ложности является самая древняя постройка Казани – Благовещенский собор.

После взятия Казани и ознаменования этого события строительством СобораПокрова Пресвятой Богородицы на Рву в Москве, Ивану Грозному предстояло заново застроить разрушенную во время захвата столицу Казанского ханства. На руинах, где сейчас стоит Казанский кремль, было необходимо возводить новые сооружения, среди которых были и православные церкви. Украсить покоренную Казань новыми храмами, было поручено Постнику Яковлеву. Все работы, осуществленные здесь, Яковлев провел вместе с другим псковским зодчим Иваном Ширяем. Их тандем был настолько успешен, что они продолжили трудиться вместе во Свияжске, над созданием архитектурного ансамбля Богородице-Успенского мужского монастыря.

Благовещенский собор Казанского кремля – самый удаленный образец псковской архитектурной школы. В 1561 году Яковлев и Ширяй прибыли в город вместе с 80 каменщиками и построили собор, ставший самым древним сооружением Казани. Немаловажно, что храм дошел до наших дней практически в первозданном виде и не претерпевал коренных изменений. Из всех православных храмов того времени сегодняшний день встретило лишь детище Постника Яковлева и Ивана Ширяя. Собор является действующим. Если вы хотите осмотреть весь комплекс Казанского кремля, ведь помимо собора на территории находятся такие жемчужины архитектуры как мечеть Кул-Шариф, Президентский дворец, башня Сююмбике, то рекомендуем отправиться сюда в полноценное путешествие и забронировать отель Казани

без лишних хлопот.

Наконец, последней работой Постника Яковлева, как уже было сказано раньше, считается Успенский собор Богородице-Успенского мужского монастыря в Свияжске . Некоторые исследователи ставят под сомнение авторство архитектурного ансамбля, но большинство признают узнаваемый стиль зодчего. Вместе с Иваном Ширяем Постник Яковлев возвел уникальное сооружение по которому можно судить в большой мере об архитектуре и росписи, фресках, датированных XVI веком. Монастырь был основан в 1555 году в то же время, что и Казанская епархия. Он был главным центром епархии, считался одной из богатейших обителей своего времени. Успенский собор считается шедевром мирового искусства, так как он один из двух храмов на территории страны, где уцелели полные циклы стенной живописи эпохи Ивана Грозного. Фрески собора, наряду с его архитектурой, являются всемирным раритетом.


Богата древняя русская культура мастерами, чей самобытный талант воплотился в замечательных произведениях литературы, живописи, архитектуры. Но слишком мало имен сохранила нам древняя история.

Развитие русского зодчества в XVI веке отражало общегосударственный подъем, связанный с успешной борьбой за единство всей Русской земли, с ростом национального самосознания. Массовый рост городов и крепостей по всей территории государства, обширное внутригородское строительство способствовали численному и качественному росту строительных артелей. Почетным становится ремесло строителя, формируется личность зодчего. Их называют «государевыми мастерами», самых выдающихся даже упоминают в летописях. В ХVI веке их насчитывается более десяти. Среди них встречаются еще имена-легенды, которые до сих пор таят загадку. К таким мастерам относятся авторы выдающегося произведения русской архитектуры XVI века - храма Покрова «на рву» (Василия Блаженного).

Это мастера Барма и Постник. Вот как сообщает о них русский летописец в XVII веке: «...дарова ему (Ивану Грозному) бог дву мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудры и удобни таковому чудному делу». Оба эти имени встречаются в летописных источниках в разной интерпретации. Есть упоминание только одного имени Бармы. А в одном из древних документов названо имя псковского «городовых и церковных дел мастера» Постника Яковлева, направленного Иваном Грозным в 1556 г. в числе других псковских строителей в Казань - «новый город Казань делать». Есть и такое летописное известие, где имя Постник и прозвище Барма совмещаются в одном лице - «сын Постникова, по реклу Барма».

При сопоставлении различных письменных источников и на основе изучения сохранившихся построек почти все исследователи сходятся на. том, что зодчий Постник Яковлев, руководитель строительныx работ в Казани и один из авторов Покровского собора в Москве,- одно и то же лицо. По второму вопросу - является ли он единственным автором знаменитого храма или же с соавтором - мастером Бармой - мнения расходятся. Наиболее распространенной и устоявшейся точкой зрения является та, которая признает авторство за двумя зодчими. Строительство храма, начатое совместно в 1555 г., через год после отъезда Постника в Казань продолжалось в течение четырех лет под руководством Бармы. Возможно, что основное композиционное и художественное решение тоже принадлежит последнему. Так это или нет, в настоящее время сказать с большой достоверностью трудно. Лишь в одном мнении сходятся все исследователи - созданное Бармой и Постником в середине XVI века произведение является величайшим творением.

Его возникновение связано с героическими событиями в русской истории - победой русских войск в 1552 г. под Казанью. Возвратившемуся из Казани войску была устроена триумфальная встреча, которая вылилась в народный праздник. Автор «Повести о Казанском взятии» с восхищением описывает народное ликование. Торжественное шествие русского войска во главе с царем Иваном Грозным запечатлено на иконе «Церковь воинствующая». А в центре древней столицы, у стен Кремля на Красной площади, вознесся храм, равного которому ни до, ни после него не было создано на Русской земле. Он должен был прославить победу русского оружия и увековечить память всех погибших на полях сражений.

Все это определило характер архитектуры храма. Необычная композиция вызвала конкретной задачей, поставленной перед зодчими,- соорудить восемь церквей во имя святых, в дни празднования которых происходили основные события Казанского похода. Но уже при закладке храма зодчие внесли свои изменения, чтобы добиться большей органичности и совершенства композиции. Восемь церквей, расположенных вокруг девятой, центральной, поставлены на высоком подклете. Через несколько десятилетий с восточной стороны был пристроен десятый придел над могилой юродивого Василия Блаженного, чтимого в народе. Центральная церковь посвящена празднику покрова, совпавшему по времени со взятием Казани. Храмы-приделы, расположенные по сторонам света, имеют форму восьмигранных столпов. Они значительно выше четырех других, поставленных между ними. Это постройки кубической формы с бесстолпным внутренним пространством. Они во многом напоминают маленькие посадские церкви, в обилии строившиеся в Москве в то время. Особенность четырех последних состоит в том, что два восточных придела не имеют алтарных выступов - апсид, а два других, у западной стены, примыкающей к центральной церкви Покрова, имеют диагональный скос. Отличительной чертой плана Покровской церкви является вытянутость внутреннего объема по оси запад-восток. Гармоничная композиция всей группы церквей, высотная соподчиненность их между собой создают сложный, но удивительно органичный архитектурный ансамбль. Снаружи все церкви, за исключением центральной, увенчаны рядами кокошников, взбегающих вверх к основаниям вытянутых барабанов. Иногда кокошники чередуются с архитектурной декоративной формой, напоминающей фронтоны. Центральная церковь перекрыта высоким граненым шатром, на звездчатом основании которого первоначально были поставлены восемь декоративных главок, как бы повторяющих общую архитектурную композицию. Все церкви богато и причудливо украшены. Цельность декоративного убранства достигается благодаря применению единого набора элементов, характерных для кирпичной архитектуры XVI века.

Первоначально в цветовом отношении собор был более простым - на краснокирпичных стенах выделялись белые детали. Пестрая раскраска глав и роспись фасадов появилась в XVII - XVIII веках; тогда же были сооружены крытые наружные галереи, окружающие собор, и шатровая колокольня.

Необычен интерьер храма. Небольшое внутреннее пространство, отсутствие алтарей в некоторых приделах свидетельствуют о второстепенности его церковного назначения. Обращают на себя внимание своды приделов, выложенные из маломерного кирпича; некоторые из них украшены необычной кладкой в виде спиралевидных звезд. По периметру основания шатра выложена из изразцовых плит надпись, рассказывающая о создании храма. Весь яркий облик памятника подтверждает предположение, что все внимание зодчих было сосредоточено на внешних формах постройки, на бросающихся в глаза конструктивных новшествах, на сочной скульптурности масс и живописности фасада.

Велико градостроительное значение этого храма. Он вынесен с территории государева двора за стены Кремля на торговую площадь. И размерами, и архитектурными формами храм господствовал над всем пространством площади и примыкающими к ней районами Китай-города и Замоскворечья.

Архитектура Покровского собора стоит особняком в ряду памятников XVI века. По сложности композиции, по художественной обработке фасадов и интерьеров храму близка церковь Иоанна Предтечи в Дьякове близ Коломенского, построенная предположительно в 1547-1553 (или 1554) гг. Это дало основание некоторым исследователям приписать авторство постройки строителям Покровского собора.

Как уже упоминалось, Постник Яковлев в 1556 г. в числе многочисленной артель псковской строителей по распоряжению Ивана Грозного был направлен в Казань для возведения новых крепостных стен. Имя его впоследствии многократно упоминается в Казанских писцовых книгах. Поэтому можно предположить, что он был руководителем строительных работ. Помимо построек в Казани по близкому сходству с ними псковским мастерам приписывается и создание двух храмов в Свияжске. Это два храма в Успенском монастыре - собор и Никольская трапезная церковь. Оба здания были значительно перестроены в последующие эпохи. Но и сейчас в них, как и в церкви Благовещения в Казанском кремле, можно видеть явно выраженные черты псковской архитектурной школы XVI века: завершение основного объема здания восьмискатным покрытием с трехчастным членением фасадов, оканчивающихся многолопастными арками, характерные декоративные мотивы из поребриков, бегунков, арочных тяг на апсидах, бровок над щелевидными окнами.

Значение сооружений, созданных русскими мастерами Бармой и Постником, и особенно самого прекрасного из них - Покровского собора в Москве, переоценить нельзя. Оно прежде всего в том, что в них утверждается талант и большое мастерство зодчих национальной архитектурной школы древнего Русского государства.

Богата древняя русская культура мастерами, чей самобытный талант воплотился в замечательных произведениях литературы, живописи, архитектуры. Но слишком мало имен сохранила нам древняя история.

Развитие русского зодчества в XVI веке отражало общегосударственный подъем, связанный с успешной борьбой за единство всей Русской земли, с ростом национального самосознания. Массовый рост городов и крепостей по всей территории государства, обширное внутригородское строительство способствовали численному и качественному росту строительных артелей. Почетным становится ремесло строителя, формируется личность зодчего. Их называют "государевыми мастерами", самых выдающихся даже упоминают в летописях. В XVI веке их насчитывается более десяти. Среди них встречаются еще имена-легенды, которые до сих пор таят загадку. К таким мастерам относятся авторы выдающегося произведения русской архитектуры XVI века - храма Покрова "на рву" (Василия Блаженного).

Это мастера Барма и Постник. Вот как сообщает о них русский летописец в XVII веке: "…дарова ему (Ивану Грозному) бог дву мастеров русских по реклу Постника и Барму и была нремудри и удобпи таковому чудному делу". Оба эти имени встречаются в летописных источниках в разной интерпретации. Есть упоминание только одного имени Бармы. А в одном из древних документов названо имя псковского "городовых и церковных дел мастера" Постника Яковлева, направленного Иваном Грозным в 1555 г. в числе других псковских строителей в Казань - "новый город Казань делати". Есть и такое летописное известие, где имя Постник и прозвище Барма совмещаются в одном лице - "сын Постникова, по реклу Барма".

При сопоставлении различных письменных источников и на основе изучения сохранившихся построек почти все исследователи сходятся на том, что зодчий Постник Яковлев, руководитель строительных работ в Казани и один из авторов Покровского собора в Москве, - одно и то же лицо. По второму вопросу - является ли он единственным автором знаменитого храма или же с соавтором - мастером Бармой - мнения расходятся. Наиболее распространенной и устоявшейся точкой зрения является та, которая признает авторство за двумя зодчими. Строительство храма, начатое совместно в 1555 г., через год после отъезда Постника в Казань продолжалось в течение четырех лет под руководством Бармы. Возможно, что основное композиционное и художественное решение тоже принадлежит последнему. Так это или нет, в настоящее время сказать с большой достоверностью трудно. Лишь в одном мнении сходятся все исследователи - созданное Бармой и Постником в середине XVI века произведение является величайшим творением.

Его возникновение связано с героическими событиями в русской истории - победой русских войск в 1552 г. под Казанью. Возвратившемуся из Казани войску была устроена триумфальная встреча, которая вылилась в народный праздник. Автор "Повести о Казанском взятии" с восхищением описывает народное ликование. Торжественное шествие русского войска во главе с царем Иваном Грозным запечатлено на иконе "Церковь воинствующая". А в центре древней столицы, у стен Кремля на Красной площади, вознесся храм, равного которому ни до, ни после него не было создано на Русской земле. Он должен был прославить победу русского оружия и увековечить память всех погибших на полях сражений.

Все это определило характер архитектуры храма. Необычная композиция вызвана конкретной задачей, поставленной перед зодчими, - соорудить восемь церквей во имя святых, в дни празднования которых происходили основные события Казанского похода. Но уже при закладке храма зодчие внесли свои изменения, чтобы добиться большей органичности и совершенства композиции. Восемь церквей, расположенных вокруг девятой, центральной, поставлены на высоком подклете. Через несколько десятилетий с восточной стороны был пристроен десятый придел над могилой юродивого Василия Блаженного, чтимого в народе. Центральная церковь посвящена празднику покрова, совпавшему по времени со взятием Казани. Храмы-приделы, расположенные по сторонам света, имеют форму восьмигранных столпов. Они значительно выше четырех других, поставленных между ними. Это постройки кубической формы с бесстолпным внутренним пространством. Они во многом напоминают маленькие посадские церкви, в обилии строившиеся в Москве в то время. Особенность четырех последних состоит в том, что два восточных придела не имеют алтарных выступов - апсид, а два других, у западной стены, примыкающей к центральной церкви Покрова, имеют диагональный скос. Отличительной чертой плана Покровской церкви является вытянутость внутреннего объема по оси запад-восток. Гармоничная композиция всей группы церквей, высотная соподчиненность их между собой создают сложный, но удивительно органичный архитектурный ансамбль. Снаружи все церкви, за исключением центральной, увенчаны рядами кокошников, взбегающих вверх к основаниям вытянутых барабанов. Иногда кокошники чередуются с архитектурной декоративной формой, напоминающей фронтоны. Центральная церковь перекрыта высоким граненым шатром, на звездчатом основании которого первоначально были поставлены восемь декоративных главок, как бы повторяющих общую архитектурную композицию. Все церкви богато и причудливо украшены. Цельность декоративного убранства достигается благодаря применению единого набора элементов, характерных для кирпичной архитектуры XVI века.

Первоначально в цветовом отношении собор был более простым - на краснокирпичных стенах выделялись белые детали. Пестрая раскраска глав и роспись фасадов появилась в XVII–XVIII веках; тогда же были сооружены крытые наружные галереи, окружающие собор, и шатровая колокольня.

Необычен интерьер храма. Небольшое внутреннее пространство, отсутствие алтарей в некоторых приделах свидетельствуют о второстепенности его церковного назначения. Обращают на себя внимание своды приделов, выложенные из маломерного кирпича; некоторые из них украшены необычной кладкой в виде спиралевидных звезд. По периметру основания шатра выложена из изразцовых плит надпись, рассказывающая о создании храма. Весь яркий облик памятника подтверждает предположение, что все внимание зодчих было сосредоточено на внешних формах постройки, на бросающихся в глаза конструктивных новшествах, на сочной скульптурности масс и живописности фасада.

Велико градостроительное значение этого храма. Он вынесен с территории государева двора за стены Кремля на торговую площадь. И размерами, и архитектурными формами храм господствовал над всем пространством площади и примыкающими к ней районами Китай-города и Замоскворечья.

Архитектура Покровского собора стоит особняком в ряду памятников XVI века. По сложности композиции, по художественной обработке фасадов и интерьеров храму близка церковь Иоанна Предтечи в Дьякове близ Коломенского, построенная предположительно в 1547–1553 (или 1554) гг. Это дало основание некоторым исследователям приписать авторство постройки строителям Покровского собора.

Как уже упоминалось, Постник Яковлев в 1556 г. в числе многочисленной артели псковских строителей по распоряжению Ивана Грозного был направлен в Казань для возведения новых крепостных стен. Имя его впоследствии многократно упоминается в Казанских писцовых книгах. Поэтому можно предположить, что он был руководителем строительных работ. Помимо построек в Казани по близкому сходству с ними псковским мастерам приписывается и создание двух храмов в Свияжске. Это два храма в Успенском монастыре - собор и Никольская трапезная церковь. Оба здания были значительно перестроены в последующие эпохи. Но и сейчас в них, как и в церкви Благовещения в Казанском кремле, можно видеть явно выраженные черты псковской архитектурной школы XVI века: завершение основного объема здания восьмискатным покрытием с трехчастным членением фасадов, оканчивающихся многолопастными арками, характерные декоративные мотивы из поребриков, бегунков, арочных тяг на апсидах, бровок над щелевидпыми окнами.

Значение сооружений, созданных русскими мастерами Бармой и Постником, и особенно самого прекрасного из них - Покровского собора в Москве, переоценить нельзя. Оно прежде всего в том, что в них утверждается талант и большое мастерство зодчих национальной архитектурной школы древнего Русского государства.

Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков - один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд.

Архитекторы Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный

Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно. В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».

Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.

В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.

Строительство собора завершено в 1560 году

До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах. Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.

Храм Василия Блаженного – официальное название собора

С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.

Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились. В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.

Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный

По одной из легенд, устоявшихся в фольклоре, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.

Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555.

Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу

Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так. Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.

Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора

Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.

Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.

Попытки уничтожения храма и противостояние им

Первым, по легенде, собор пытался взорвать Наполеон Бонапарт. Но после молитвы москвичей произошло чудо: пошел дождь и загасил фитили французских пушек. Документальных подтверждений этой истории нет, равно также, как и знаменитому инциденту с Кагановичем. Якобы когда он представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!».

Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.

Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.

Большинство людей знают этот собор не по официальному названию - Покровский собор, а по имени похороненного в нем Василия Блаженного. Этот храм стал символом Руси, олицетворением ее духа, хотя его нельзя назвать типичным и традиционным. И до сих пор остается загадкой, кто же построил это удивительное сооружение.

Его облик знают все более или менее образованные жители планеты, даже те, кто никогда не бывал в России. Успенский или Архангельский соборы могут не признать, Большой театр спутать с Пушкинским музеем, а Василия Блаженного - определят сразу. Это всемирно признанный символ нашей страны, как Эйфелева башня - символ Франции, Парфенон - Греции, Колизей - Италии, а статуя Свободы - Америки. Точное название самого Покровского собора могут не знать, но слова Москва и Россия, глядя на него, произнесут непременно. Как и название Красной площади, которая именно благодаря стоящему на ней храму получила негласный статус главной в стране.

Кому же нарушать царские указы, как не самому самодержцу!

Храм Покрова Богородицы, что на Рву, а именно так официально величается этот собор, был построен примерно на полвека позже знаменитых кремлевских соборов - Успенского, Архангельского и Благовещенского. Причина создания была вполне значительная - взятие Казани и присоединение Поволжья к Московскому государству. Это было событие огромного значения. Во-первых, захват Поволжья очень существенно увеличил территорию страны и вывел Россию в ранг крупнейших стран Европы, одновременно открывая путь на восток. А во-вторых, взятие Казани было важнейшим символическим актом: триста лет наши предки возили туда дань, а теперь Казань сама стала подданной Русского царя! Согласитесь, событие такого масштаба должно было найти монументальное отражение, а поскольку иные формы триумфов (ворота, памятники и прочее) тогда были не приняты, решили возвести храм. В официальном названии собора есть слово «обетный» - дело в том, что Иван IV еще до волжского похода пообещал отблагодарить всевышнего строительством большого храма (то есть дал обет) и слово сдержал.

План Кремля, гравюра Килиана, 1610 год

Изображение: Владислав Осипов / Фотобанк Лори

Почему было решено строить не в Кремле, а за его стенами? Свободного места в Кремле было не так много, а новых больших соборов - в достатке. Храм не задумывался как главный или кафедральный, посему вполне мог быть несколько отдален от центра. К тому же появилась возможность возвести его на очень удобном месте - большой торговой площади за «алевизовым» рвом, между Ильинкой и Варваркой. Раньше здесь строить было запрещено по соображениям фортификации - перед кремлевскими стенами должно было оставаться свободное простреливаемое пространство. Но в 1538 году было закончено строительство мощной Китайгородской стены, так что восточная часть укреплений Кремля (теперь дополнительно прикрытая Китай-городом) свою оборонительную функцию несколько утратила, и решено было запретом пренебречь. В конце концов, кому же нарушать царские указы, как не самому самодержцу!

По традиции принято считать, что храм сначала был деревянным. По одной из версий, изначально были возведены несколько деревянных церквей, а потом на их месте был построен один каменный собор. С реальностью эти «легенды» согласуются довольно слабо и имеют лишь косвенные подтверждения, даже намеки.

Раз зодчему доверили строительство такого значимого объекта на Красной площади, значит он был хорошо известен. Но тогда должны быть свидетельства о его ранних постройках, сделавших его знаменитым. Ничего подобного мы не наблюдаем, хотя очевидно, что над Покровским собором работал опытный, зрелый мастер. Естественен и второй вопрос: а куда пропал этот удивительный мастер (или мастера) после строительства Покровского храма? Что он строил потом? Точного ответа тоже нет. Видимо, это загадочное обстоятельство и породило огромное количество поздних легенд, самая известная из которых гласит, что грозный царь ослепил мастеров, чтобы они не могли создать ничего равновеликого. Но это, конечно, лишь легенда: Иван IV, несомненно, тот еще был «душегубец», но все же, не до такой степени…

Итак, во всем, что связано с Покровским собором, легенд гораздо больше, чем точных данных. Главная причина - отсутствие современных ему письменных источников, которые или не существовали, или погибли. Виной тому и регулярные пожары, и сложные отношения Ивана с церковью (а летописание по большей части велось в монастырях), и «опричнина», когда царский двор с канцелярией выехал из Кремля, и последующие неурядицы Смутного времени. В некотором смысле можно говорить, что строительство Покровского собора стало символом наивысшего подъема Московской Руси, он как бы увенчал вековой цикл создания государства и ранний этап правления Ивана IV. Может быть, этим и объясняется неподражаемое величие храма: он был построен как бы на пике, за которым последовал спад, а потом и смещение культурных акцентов. Понятно, что в период внутренних распрей и Смуты было не до большого строительства.

Строительство собора. Миниатюра Лицевого летописного свода

Изображение: ru.wikipedia.org

Современных строительству письменных данных у нас почти нет. Ни в том, что касается точных указаний о связанных со строительством распоряжениях царя, ни в отношении авторства собора. Есть лишь косвенные упоминания в текстах, прямого отношения к собору не имеющих. Например, в «Сказании о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца» или в тексте «Русского Летописца от начала Русской земли до восшествия на престол царя Алексея Михайловича». Памятники эти довольно поздние, не ранее XVII века. В первом есть такая фраза: царь (Иван IV) после взятия города Казани «вскоре поставиша церкви древяны, седмь престолов, иже быти окрест осмаго болшаго престола, церкви каменный, близ мосту Фроловских ворот надо рвом. И потом дарова ему бог дву мастеров руских, по реклу Постника и Барму, и быша премудрии и удобни таковому чюдному делу».

Писано это минимум на сто лет позже строительства собора и основано, видимо, на народном предании. У исследователей вызвало удивление, что первый из зодчих (Постник) назван именем, второй (Барма) - прозвищем. Кстати, «по реклу» в традиции того времени и значит «по прозвищу», а не по имени. Значение и возможное происхождение прозвища «Барма» специалисты толкуют неоднозначно. Оно может быть связано с названием части торжественного одеяния царей и высшего духовенства, спускавшегося от головного убора на плечи. Подобные бармы обычно были богато украшены, так что прозвище могло свидетельствовать о художественных способностях его обладателя. Другой вариант связан с устаревшей языковой характеристикой непонятной, невнятной речи. До наших дней сохранилось схожие слова бормотать или обормот. Можно предположить, что у носителя прозвища были дефекты дикции или особенная манера говорить, скажем, какой-то диалект.

Но вернемся к источникам. У автора второй упомянутой выше летописи мы находим удивительнее утверждение: «Того же году (7068–1560) повелением царя и государя и великого князя Ивана, зачата делати церковь обетная еже обещался в взятие Казанское Троицу и Покров и семь приделов еже именуется на рву, а мастер был Барма с товарищи».

Заметьте, Постником уже и не пахнет…

А еще, до нас дошел подлинный царский указ от 15 декабря 1555 года, направленный в Новгород к дьякам Федору Еремееву и Казарину Дубровскому, в котором государь повелевал «псковскому диаку Шершню Билибину, да старостам псковским Богдану Ковырину, да Семену Мизинову, да с ними церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву да каменщиком псковским Ивашку Ширяю с товарыщы, к весне, в Казани новой город Казань камен делати, выбрати двесте человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцов, сколько будет человек пригоже».

План второго этажа Покровского собора

Изображение: ru.wikipedia.org

Здесь «всплывает» Постник Яковлев, но нет Бармы. Но ведь речь может идти об одном человеке - Постнике по прозвищу «Барма». Тогда чередование в упоминаниях его имени и прозвища можно допустить. Есть здесь и четкое указание на псковское происхождение мастера и его работу в Казани. Это может быть ответом на многие вопросы.

Последнее документальное свидетельство относится к 1633 году. Это запись в рукописи Судебника 1550 года, которая говорит о том, где хранился сей документ у «стряпчего и слуги московские службы Дружины Тарутьева сына Постникова, по реклу Бармы». То есть, Дружина был сыном Тарутия и, очевидно, внуком Постника, по прозвищу (реклу) «Барма». И по времени все вроде бы совпадает. Еще одно подтверждение того, что Постник и Барма это, соответственно, имя и прозвище одного человека. На сегодня, эта версия считается самой вероятной. Как и то, что после работы в Москве Постник Яковлев по прозвищу Барма был командирован в Казань, где возводил крепость и соборы. Точных данных нет, но по художественному почерку историки архитектуры склонны считать его работами Благовещенский сбор и Спасскую церковь казанского кремля, а также Успенский и Никольский храмы в Свияжске. Это город, заложенный Иваном IV как форпост для взятия Казани.

Он обличал воров и казнокрадов, делился скудным подаянием со страждущими, исцелял тела и души людей. Говорят, его боялся сам Иван Грозный

Но вернемся к Покровскому собору. По начальному замыслу, он должен был включать несколько (вроде бы, восемь) приделов, каждый из которых символизировал важнейшие события казанской баталии и благодарил святого покровителя конкретного дня. В день поминовения Александра Свирского и Трех Патриархов Константинопольских (12 сентября по новому стилю) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам. В день Григория, просветителя Великой Армении, (13 октября по новому стилю) произошел взрыв Арской башни. Ну а в день Киприана и Иустины (15 октября по новому стилю) начался последний штурм Казани. Еще три придела по аналогичным причинам посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный же престол назван в честь Покрова Богородицы, ибо в ее день - 14 октября был главный штурм Казани.

Зодчий (с некоторой долей условности, все же будем именовать его Постником Бармой, сыном Якова) решил объединить все пределы в одном здании, сохранив относительную независимость каждой церкви. Так получилась эта удивительная форма - один центральный купол, четыре купола поменьше по сторонам света и еще четыре по диагонали. Могло получиться нагромождение и хаос, но благодаря изумительным пропорциям вышел настоящий шедевр. Храм получился изящный, легкий, в то же время замысловатый и сложный. Он несет явные черты деревянного зодчества, перекликаясь с мотивами резных церквей русского севера. Если все соборы Кремля крестово-купольные, то Покровский храм создан в новом шатровом стиле. Нам известны лишь два более ранних подобных каменных сооружения (в Коломенском и Александровой слободе), но они не сопоставимы по масштабу с Покровским собором. Этот новый стиль станет определяющим на долгие годы, но создать что-то более величественное, нежели Покровский собор, не удастся. Он так и остался эталоном шатрового зодчества.

Собор построен из кирпича, что позволило богато декорировать фасады, барабаны и даже купола. Изначально, он был двуцветным красно-белым, современная яркая окраска появилась позже, в конце XVII (по другой версии, в XVIII веке, при Екатерине) века, когда храм ремонтировали после пожара. Тогда же галереи, или «гульбище», были перекрыты и застеклены, появилось крыльцо, а колокольня была соединена с основным зданием.

    Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press

    Главный иконостас храма Василия Блаженного (Покровский собор)

    Фото: Александр Поляков / РИА Новости

    Открытие после реставрации в Покровском соборе (храме Василия Блаженного) церкви Трех Патриархов Константинопольских: Александра, Павла и Иоанна Нового. Центральный вход в храм Василия Блаженного

    В Покровском соборе (Храме Василия Блаженного), где открылась выставка «Золото ризницы. К 450-летию Покровского собора»

За годы жизни собор несколько раз достраивался, посему в нем сейчас не изначальные девять, а одиннадцать куполов. Первая «модернизация» относится к 1588 году и связана с именем Василия Блаженного.

Василий Блаженный - фигура подлинная и удивительная. В шестнадцать лет бывший подмастерьем у сапожника юноша обрел прозрение и дал обет юродства. Он отказался от всех материальных радостей жизни - постоянно соблюдал пост, ходил в лохмотьях и босиком, спал на паперти. При этом он был чрезвычайно популярен в народе. Ему приписывают множество чудес и поступков, которые можно назвать нравственным подвигом. Он обличал воров и казнокрадов, делился скудным подаянием со страждущими, исцелял тела и души людей. Что в этих рассказах правда, а что вымысел - сказать сложно, но фигура явно была незаурядная. Говорят, его боялся сам Иван Грозный. Во всяком случае, после смерти Василия, царь лично нес его гроб вместе с боярами, а отпевал юродивого сам митрополит Макарий. Считается, что на могиле Василия стали происходить чудеса.

В 1588 году Василий был канонизирован как блаженный, и тогда же его перезахоронили в Покровском соборе, для чего по приказу царя Федора Иоановича, был построен специальный придел. С тех пор храм в народе именуют в честь Василия Блаженного.

Спустя сто лет в соборе захоронили еще одного блаженного - Иоанна и в память о нем тоже возвели придел. Но такой известности, как Василий, он не обрел.

Это удивительно, но в памяти народной Покровский сбор чаще ассоциируется с Иваном Грозным и Василием Блаженным, а не с его создателем Постником «Бармой», сыном Яковлевым. Долгие годы о нем вообще ничего не было известно. Первые данные о зодчем появились благодаря изысканиям священника Ивана Кузнецова, которые он опубликовал в 1896 году. Его сведениями воспользовался известный историк и москвовед Забелин, правда, он считал, что Барма и Постник это разные люди. Без всякой критики эта версия и царила до недавнего времени, кочуя по туристическим буклетам и школьным учебникам. Сейчас большинство ученых от нее отказалось. Но последнее слово в истории строительства собора и в описании трудов его гениального создателя еще не сказано, и архивы ждут исследователей наследия знатного «церковного и городового мастера» Посника «Бармы» Яковлева сына, подарившего нам истинное чудо - Собор Покрова, что на Рву.