Органы политического сыска в 18 веке кратко. Органы политического сыска в России.Краткая история

История политического сыска в XVIII веке

I. Введение.

II. Органы политического сыска в XVIII веке

Преображенский приказ и Тайная канцелярия

Верховный тайный совет и Сенат

Канцелярия Тайных розыскных дел

Тайная Экспедиция.

III. Заключение

IV. Список используемой литературы.

I.Введение

В становлении и развитии политического сыска на Руси выделяется несколько этапов.

Первый относится к периоду, когда Московское княжество формировало и укрепляло свое централизованное управление (XVIв.). Политический сыск становился одним из важнейших элементов царской власти, поэтому его роль не ослабла даже под воздействием западного влияния. Периодические реформы оформляющихся государственных структур не оказывали негативного влияния на развитие тайной полиции (XVI - XVIII вв). Секретное ведомство разрасталось, охватывая новые сферы жизни.

Второй этап приходится на годы деятельности Третьего отделения собственной его императорского величества канцелярии (1826-1881), которое настолько преуспела в борьбе с инакомыслием и свободолюбием, что Царская Россия благополучно миновала полосу революционных потрясений, захватившую крупнейшие страны Западной Европы в те годы.

Третий этап берет свое начало с момента создания при Департаменте полиции охранных отделений, называемых в народе «охранкой»(1881). Эта система политического сыска в период её расцвета не знала себе равных по размеру собственной агентурной сети.

Четвертый этап относится к периоду реформ после революции 1905 г., когда основные усилия по борьбе с революционной деятельностью охранка направляла на недопущение союза либералов, радикалов и рабочих. Однако усилия жандармов успехом не увенчались. В 1917г. Самодержавие пало, похоронив под своими обломками и царские секретные службы.

В этой работе насколько это возможно подробно я расскажу о первом этапе развития политического сыска, а конкретнее об организациях занимающихся им в XVIII веке.

II. Органы политического сыска в XVIII веке

Согласно толковому словарю живого великорусского языка В.Даля, понятие «разыскать» означало: «разузнавать допросами и уликами, доискиваться до истины, делать розыск, дознание, следствие», а сам сыск определялся как судебное понятие - розыск, исследование, за которым уже идет законное следствие.

С правовой точки зрения сыск (розыск) - это «форма уголовного процесса, существовавшего с начала XVI века до судебной реформы 1864г., для которой характерно сосредоточение в руках суда функций обвинения, защиты и рассмотрения дела с вынесением решения». Основным доказательством считалось собственное признание обвиняемого. Главным средством получения информации являлись доносы, которые практически не проверялись.

Начиная с Ивана Грозного и заканчивая Николаем II, российские государи придавали уголовному и политическому сыску форму государственного института. Причем если в европейских странах полицейские органы занимались всем спектром обеспечения безопасности и правопорядка, то в России функции политической полиции и полиции уголовной были разделены с момента образования правоохранительных органов и данное разделение не было формальным. Методы политического сыска отличались от приемов уголовного розыска более жестокими способами получения «признательных» показаний. Подавляющее большинство составов преступления, отнесенных к компетенции политической полиции, в качестве меры наказания предусматривали смертную казнь. При осуществлении расследования политическая полиция не учитывала ни возраст, ни пол, ни состояние здоровья, ни общественное положение лиц, которые попали в её поле зрения.

Преображенский приказ и Тайная канцелярия

Центрального органа, занимающегося исключительно государственными преступлениями, до конца XVII века в России не было. Наиболее важные дела рассматривались Боярской думой, специально создаваемыми комиссиями или московскими приказами, которых к середине XVII в. было около 80. Политический розыск был только лишь одной из многочисленных функций приказов.

Становление правоохранительных органов на Руси, начавшееся при Иване Грозном, в XVIII веке продолжил Петр I, заложивший основы централизованных структур полиции уголовной, функции которой далеко выходили за пределы традиционной компетенции ведомства (вплоть до вмешательства в воспитание детей, в домашние расходы, покрой одежды, форму прически и др.) и полиции политической.

Становление абсолютизма сопровождалось крайним обострением классовой борьбы. Что вызвало необходимость мобилизации государством всех средств для борьбы с политическими противниками.

Политико-полицейская функция государства вышла на первый план. Подавление недовольства народных масс и сопротивления политике реформ со стороны консервативно настроенных бояр стали одной из важнейших очередных задач правительства Петра I, от решения которой во многом зависел успех его деятельности. Решение этой задачи требовало создания постоянно действующих государственных органов по борьбе с политическими преступлениями. Такие органы были созданы: Преображенский приказ и Тайная канцелярия.

Преображенский приказ возник в 1686 году в подмосковном селе Преображенском. Приказ был первоначально обычным судебно-административным органом. В его задачи входило управление «потешными» полками Петра, а с 1695 года приказ ведает охраной порядка в Москве и (с 1697 года, после стрелецкого бунта) расследованием особо важных судебных дел. Кроме того, он выполнял функции царской канцелярии, откуда шли распоряжения царя в другие учреждения и где по его указу расследовались отдельные дела различного характера.

Указ о передаче Преображенскому приказу исключительного права и следствия и суда по политическим преступлениям был издан Петром, по всей видимости, в конце 1696г., после Азовского похода. Систематическая передача дел в Преображенский приказ из других учреждений началась с 1697г. Впервые в истории России государственный орган получил в части политического сыска полномочия, которые простирались на подданных всего государства, без различия сословий. Законодательно закрепил подобную практику царский указ от 25 сентября 1702г., предписывающий присылать сюда всех, кто сказал «слово и дело».

Возглавил это учреждение и долгие годы руководил приказом князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский. Он принадлежал к старинному роду, берущему начало от легендарного Рюрика. По свидетельству современников, Ромодановский был страшным человеком, перед которым трепетало все и вся. Князь Ромодановский, несмотря на принадлежность к консервативной части боярства, сразу и навсегда сделал свой выбор, приняв сторону молодого царя. Это был один из наиболее преданных людей, окружавших Петра, пользовавшийся его безграничным доверием. Князь-кесарь лично вел наиболее серьезные дела, раскрывая заговоры бояр против государя. Для получения показаний он активно использовал пытки, в том числе и дыбу.

Преображенский приказ состоял из двух дьяков и 5-8 подъячих. Для производства арестов, обысков и других действий использовались солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. Упразднен в 1729г.

Наряду с Преображенским приказом в России существовали майорские канцелярии (просуществовали до 1723 года), которые возникали вследствие дачи Петром I особых личных поручений приближенным особам, чаще всего гвардейским офицерам в майорском чине. Также в помощь Преображенскому приказу Петр I образовал судебную коллегию из бояр, в функции которой входили помощь главному судье при рассмотрении дел и вынесение решений по отдельным их категориям.

Параллельно с Преображенским приказом, действовавшим в Москве, расследованием наиболее важных политических преступлений занималась Тайная канцелярия, созданная в Петербурге в 1718 году Петром I для ведения следствия по делу царевича Алексея, старшего сына царя от первого брака с Евдокией Лопухиной, обвинявшегося в государственной измене. Руководство канцелярией царь возложил на Петра Андреевича Толстого. Дворянин, близкий родственник царевны Софьи и участник стрелецкого бунта, сумел найти подход к Петру и добиться его расположения. Во многом этому способствовали дипломатические способности Толстого, особенно проявившиеся в период Русско-турецкой войны.

Руководитель Тайной канцелярии оправдал доверие царя, нашел беглеца и уговорил его вернуться в Россию, где царевич Алексей отрекся от прав на престол. Так как следствие установило наличие заговора против Петра I, бывший наследник трона был заключен в Петропавловскую крепость и особым судом, сформированным из членов Сената, Синода и генералитета, 24 июня 1718г. Приговорен к смертной казни. По существующей версии, он был задушен в тюрьме в ночь на 26 июня. Эти «заслуги» припомнили Толстому после смерти Петра I. Руководитель политического розыска был отправлен в Соловецкий монастырь, где в возрасте 82 лет скончался 30 января 1729г.

После завершения следствия по делу царевича Алексея Тайная канцелярия не была упразднена, а превратилась в постоянно действующий орган.

Преображенский приказ и Тайная канцелярия были наделены равными правами. Первый принимал дела из Москвы и дальних местностей, вторая - из Петербурга и ближайших провинций. Но в Преображенском приказе с 1719 по 1724г. Было рассмотрено 1363 дела, в то время как Тайная канцелярия рассмотрела всего 280 дел.

Существенное различие между Тайной канцелярией и Преображенским приказом заключалось в том, что деятельность Тайной канцелярии несла в себе больше специализации. В отличие от Преображенского приказа, ведавшего, помимо следствия и суда по политическим преступлениям, широким кругом судебно-административных дел, канцелярия занималась только следственно-судебной деятельностью, причем в основном по политическим преступлениям (примерно 70% всех дел).

Таким образом, в России существовало несколько учреждений, специализирующихся на политическом сыске. Сфера их деятельности разграничивалась территориально: Тайная канцелярия вела дела о политических преступлениях, совершавшихся в Петербурге и окрестностях, Преображенский приказ - дела, поступающие из других регионов России.

Верховный тайный совет и Сенат

Дальнейшая судьба первых центральных органов политического розыска сложилась следующим образом.

В 1724г. Петр несколькими указами предписал Тайной канцелярии все дела передать в Преображенский приказ, чтобы исключить существование двух параллельно и независимо друг от друга действующих учреждений, наносящих «конфузию положенному регламенту».

Следующий шаг по пути дальнейшей перестройки аппарата политического сыска был сделан 24 мая 1727г., когда к расследованию политических дел был привлечен Сенат. Согласно изданному в этот день указу, он должен был действовать параллельно с Преображенским приказом, причем распределение обязанностей между ними определялось по территориальному принципу: ведомству Сената подлежали дела, возникшие в Петербурге и «близлежащих губерниях и провинциях».

После ликвидации Тайной канцелярии (1726г.) и Преображенского приказа (4 апреля 1729г.) политический сыск в стране осуществляли Верховный тайный совет и Сенат. Тайный совет разбирал дела большей важности, а остальные - Сенат.

Важнейшая задача Сената, наиболее выяснившаяся у Петра при его учреждении, состояла в высшем распоряжении и надзоре за всем управлением. Одним из первых актов правительственного оборудования Сената было устройство органа активного контроля. Указом 5 марта 1711г. Сенату предписано было выбрать обер-фискала, человека умного и доброго, какого бы звания он не был, который должен над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, «тако ж в сборе казны и прочаго». Обер-фискал привлекал обвиняемого к ответственности перед Сенатом и там его уличал. Доказав свое обвинение, фискал получал половину штрафа с обвиняемого. Недоказанное обвинение запрещено было ставить в вину фискалу, даже досадывать на него за это «под жестоким наказанием и разорением всего имения». Безответственность фискалов манила к произволу и злоупотреблениям, которые и не замедлили обнаружиться. Древнерусское судопроизводство допускало извет как частное средство возбуждения судного дела, но средство обоюдоострое: подводя оговаримаевого под пытку, изветчик и сам мог ей подвергнуться. «Теперь донос стал государственным учреждением, свободным от всякаго риска».

Донос становился не для фискала только, но и для простого обывателя «службой», своего рода натуральной повинностью; обывательские совести отбирались в казну, как лошади в армию. Поощряемые штрафами, сыск и донос превращались в ремесло, в заработок и вместе со штрафом грозили стать самой деятельной охраной права и порядка, даже благопристойности.

Вскоре стало очевидным, что оба учреждения имели и без того широкий круг обязанностей и не могли уделять должного внимания расследованию политических преступлений. Множество дел, ранее решавшихся в Преображенском приказе, стало буквально затоплять их. Вновь встал вопрос о создании органа политической полиции.

Канцелярия Тайных розыскных дел

апреля 1731гг. императрица Анна Иоанновна своим Указом восстановила Канцелярию тайных розыскных дел. Возродившись из закрытого при Петре II Преображенского приказа, канцелярия работала без устали, доносами и пытками поддерживая должное уважение к предержащей власти и охраняя ее безопасность. На этот раз её возглавил Александр Иванович Ушаков. Человек незнатного происхождения, прошедший путь от солдата до генерала, активный помощник П.А. Толстого, сумевший в отличие от бывшего руководителя избежать опалы, добиться благосклонности императрицы. Начинал он свою службу в Преображенском полку. Затем вел рекрутские дела. Руководителем политического сыска Ушаков был с 1731 года и до самой смерти (1747г.). К тому времени служба давно миновала период становления и была способна на проведение сложных операций, в том числе и с использованием агентуры, набиравшейся в том числе из преступников, приговоренных к достаточно строгим мерам наказания.

Канцелярия тайных розыскных дел получила право расследования политических преступлений на территории всей России, что выразилось в распоряжении отсылать в канцелярию лиц, заявивших «слово и дело». Все центральные и местные органы должны были беспрекословно выполнять распоряжения Ушакова, а за «неисправность» он мог оштрафовать любое должностное лицо.

Шпионство стало наиболее поощряемым государственным служением. Все казавшиеся опасными или неудобными подвергались изъятию из общества, не исключая и архиереев. Ссылали массами, и ссылка получила утонченно жестокую разработку. Всех сосланных при Анне в Сибирь считалось свыше 20 тысяч человек. Из них более 5 тысяч были таких, о которых нельзя было сыскать никакого следа, куда они сосланы. Зачастую ссылали без всякой записи в надлежащем месте и с переменною имен ссыльных, не сообщая о том даже Тайной канцелярии. Человек просто пропадал без вести. Это был действительный карательный орган, прототип тайной полиции. Знаменитая формула «слово и дело государево», указывающая на затронутый в деле государственный интерес, была достаточным основанием, чтобы замешенные в деле оказались в Канцелярии тайных розыскных дел.

При организации Канцелярии тайных розыскных дел, несомненно, учитывался опыт работы её предшественников, и в первую очередь Преображенского приказа. Канцелярия тайных розыскных дел являла собою новый, более высокий этап в организации системы политического сыска. Канцелярия была свободна от многих недостатков, присущих Преображенскому приказу, и прежде всего от многофункциональности. Она возникла как отраслевое учреждение, штат которого был целиком сосредоточен на следственно-судебной деятельности по борьбе с политическими преступлениями.

В 1732г. С переездом царского двора в Петербург канцелярия была переведена туда же. В Москве была оставлена контора канцелярии, которая вела расследование политических дел, однако должна была систематически отчитываться перед главной канцелярией и посылать туда приговоры, утверждавшиеся Ушаковым или, по его докладам, самой императрицей.

Штат Канцелярии тайных розыскных дел и её конторы значительно превышал штат Преображенского приказа. В 1733г. Там кроме 2 секретарей работал 21 канцелярист. В дальнейшем этот штат увеличился. Система органов политического сыска, сложившаяся в начале царствования Анны Иоанновны, просуществовал без значительных изменений до 1762г. Преемником Ушакова, после его смерти в 1747г., стал А.И. Шувалов, назначенный в помощь Ушакову ещё в 1745г. Из секретарей канцелярии наиболее видную роль играл известный своей грубостью и жестокостью С.Шешковский, который при Шувалове стал негласным распорядителем главной канцелярии. Жестокие пытки, применявшиеся в ходе следствия, беспощадность деятелей канцелярии снискали этому учреждению не менее страшную славу, чем слава Преображенского приказа петровского периода.

Тайная Экспедиция

Канцелярия тайных розыскных дел просуществовала до 1762 года и была упразднена Петром III. Очень не любивший свою тетку Елизавету Петровну, он ломал все созданное предшественницей. Петр III 21 февраля 1762г. издал манифест об уничтожении Тайной канцелярии, обосновав свои действия позитивными изменениями в обстановке, произошедшими с времен Петра Великого, когда это учреждение было создано. Император своим Указом торжественно провозглашал: «Тайная розыскных дел канцелярия уничтожается отныне навсегда», и «ненавистное изражение слово и дело не долженствует отныне значить ничего». Все дела и материалы канцелярии передавались Сенату. Но в действительности орган политического сыска не был ликвидирован. Просто вместо канцелярии при Сенате была учреждена Тайная экспедиция. Главным розыскником при Петре III был генерал-адъютант барон Карл Унгер-Штернберг, а его помощником - петербургский генерал-полицмейстер Николай Андреевич Корф.

Пришедшая к власти после насильственной смерти Петра III Екатерина II в октябре 1762г., слово в слово повторив манифест об уничтожении Тайной канцелярии, внесла существенные изменения в организацию нового тайного ведомства. Согласно её распоряжению, Тайная экспедиция оказалась в подчинении только у одного генерал-прокурора, пост которого в царствование Екатерины II был одним из самых важных в государстве. Летом 1763г. по желанию императрицы московская Тайная экспедиция была подчинена московскому главнокомандующему П.С. Салтыкову, но находилась под контролем императрицы Екатерины II.

Поводом для возбуждения политических дел в Тайной экспедиции чаще всего служили доносы. Широко применялась пытка, хотя в 1763г. Екатерина II и предписала прибегать к пытке при судопроизводстве только в случае неэффективности других средств. На практике этот указ не исполнялся. Пытка была отменена лишь Александром I в 1801г.

Помимо широкого использования доносов, в Тайной экспедиции применялись и новые, ранее не встречавшиеся способы контроля за настроением народных масс, позволявшие выявлять недовольных существующим режимом. Так, осуществлялась перлюстрация частной переписки подозрительных лиц, организовывалась слежка за радикально настроенными.

Во время следствия в Тайной экспедиции отношение к подсудимым продолжало оставаться неодинаковым, в зависимости от их социальной принадлежности. Неравенство лиц перед законом влияло не только на характер допросов, но и на силу наказания, на условия содержания в тюрьме. Созданная Петром III и реорганизованная Екатериной II система центральных органов политического сыска сохранилась до конца XVIII в. и была перестроена только в 1801г.

В северной столице Тайная экспедиция размещалась в Петропавловской крепости, ее московская контора - на Лубянке. Во главе ведомства был поставлен Степан Иванович Шешковский. С одиннадцати лет он работал писцом в московской конторе Тайной канцелярии, служил в других учреждениях, был секретарем канцелярии в Петербурге при Шувалове, получил чин тайного советника. Назначение руководителем Тайной экспедиции лица не дворянского происхождения было свидетельством огромного доверия к нему со стороны императрицы. Подтверждением этому может служить фрагмент из письма Екатерины II Потемкину, в котором императрица отмечает, что Шешковский «… особый дар имеет с простыми людьми и всегда удачно разбирал и до тонкости доводил труднейшие разбирательства».

Экспедиция создавала специальные секретные следственные комиссии для расследования конкретных дел. Многочисленные секретные комиссии создавались в период крестьянской войны. В 1773-1775гг. комиссиям были приданы воинские команды, применявшие к арестованным и телесные наказания, и расстрел (с санкции следственной комиссии). Эти органы носили чрезвычайный характер и образовывались в соответствии с политической ситуацией.

политический сыск тайный канцелярия

Анализ деятельности служб, занимающихся политическим сыском, в рассматриваемый период показывает, что русские цари не упускали из своих рук контроль над ними. Так, например, Петр I лично участвовал в розыскных мероприятиях. Эти же традиции сохранила и Анна Иоанновна. Подтверждением тому служат ее резолюции и указания на докладах Ушакова.

За целый век через орган политического сыска прошли десятки тысяч людей, среди которых были не только государственные преступники, но и люди, далекие от заговоров и государственных измен, проклинающие тот день и час, когда они обронили непродуманное замечание в адрес власти, сгоряча высказали накипевшее либо просто были оговорены доносчиками, преследовавшими свои корыстные цели. В любом случае встреча с представителями тайных ведомств стоила жизни или как минимум здоровья.

Во все исторические времена и во всех странах мира люди боролись за сохранение доставшейся им власти. Петр I, создавая органы политической полиции, полагал, что острие ведомства будет направлено на борьбу с противниками государственного строя, которые пытались использовать невежество широких масс населения, направляя возбуждаемое ими недовольство народа против осуществляемых государем преобразований. Великий реформатор едва ли предполагал, что его детище, рожденное для обеспечения необратимости прогрессивных реформ, превратится в аналог кровавой средневековой инквизиции.

IV. Список используемой литературы

1. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. История и современность. - Ростов н/Д: Феникс,2001.

Голикова Ч.Б. Органы политического сыска и их развитие в XVI-XVII вв.// Абсолютизм в России. Сб.Ст.1964.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах. Книга 3. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998.

Корсаков А. Степан Иванович Шешковский (1727-1794). Биографический очерк// Исторический вестник.1885, №12.

Рууд Ч.А., Степанов С.А. Фонтанка,16:Политический сыск при царях. М.,1993.

XVIII век - важный этап в развитии политической полиции в России. Петр I стал царем в обстановке длительной и жестокой борьбы за власть придворной аристократии, усложнившейся вовлечением в эту борьбу московских стрелецких частей. Одновременно в стране росло недовольство крестьян, вызванное усилением крепостнического гнета. Без решительного подавления недовольства крестьян и сопротивления реакционного боярства успешное проведение намеченных Петром I преобразований было невозможно.

Одним из главных инструментов борьбы с теми, кто мешал проведению реформ, стал Преображенский приказ - новый орган по борьбе с преступностью, образованный в конце XVII века.

Преображенский приказ получил исключительное право следствия и суда по политическим, государственным делам, «а именно: в дурных словах или деле к возмущению и тому подобных дел». Кроме того, Преображенский приказ ведал охраной общественного порядка в Москве. Его солдаты несли караулы в разных районах Москвы - в Кремле, Китай-городе, Белом городе. Они задерживали нарушителей порядка и подозрительных лиц, доставляли их в так называемый Потешный двор - отделение Преображенского приказа.

Преображенский приказ осуществлял преследование политических преступников на всей территории Русского государства. Полномочия приказа распространялись на всех его подданных, без различия сословия. Но наибольшее место в деятельности приказа занимали дела против представителей низших слоев населения.

Штат главной канцелярии Преображенского приказа, осуществлявший следствие и суд, был невелик. Он состоял из 2 дьяков и 5-8 подьячих. Для производства арестов, обысков и других операций, а также в качестве курьеров использовались солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. Во главе Преображенского приказа стояли близкие сподвижники Петра I - князья Ф.Ю. и И.Ф. Ромодановские.

По указаниям Преображенского приказа другие приказы и местные органы производили аресты, обыски, конфискацию имущества, переправляли нужных следствию лиц в Москву, наводили справки. По сути дела, Преображенский приказ стал централизованным органом политического сыска, действовавшим в общегосударственном масштабе.

Основным методом расследования была пытка. Широко применялись пытка на дыбе, битье кнутом, жжение раскаленным железом. В протоколах Преображенского приказа часто встречается запись: «После росыску ежен, огнем, а с огня говорил». Очень многие подследственные, не выдерживая пыток, умирали. Например, из 365 участников астраханского восстания, дела о которых расследовались в Преображенском приказе, от пыток умерло 45 человек.

Важной особенностью приказа была его непосредственная связь с царем. Петр 1 постоянно знакомился с делами приказа, писал по ним инструкции, выносил решения, иногда лично допрашивал обвиняемых. За период с 1700 по 1705 г. сохранилось более 50 его решений, которые затем служили образцомпри рассмотрении аналогичных дел (своего рода судебным прецедентом).

В первой четверти XVIII в. возник еще один орган политического сыска - Тайная канцелярия (1718 г.), которую возглавил П.А. Толстой.

Первоначально она имела узкоспециальную цель - расследование дела царевича Алексея и была временным чрезвычайным органом. Однако затем, после окончания следствия по этому делу, продолжала функционировать. В результате сложилась ситуация, при которой параллельно действовали два органа политической полиции - Преображенский приказ и Тайная канцелярия.

Последняя сосредоточилась преимущественно на делах, возникавших в Петербурге или ближайших к нему городах. Остальная территория страны была подведомственна Преображенскому приказу (особенно Москва).

По масштабам деятельности Преображенский приказ существенно превосходил Тайную канцелярию. Например, в Тайной канцелярии с 1719 по 1726 г. было рассмотрено 280 дел, а в Преображенском приказе с 1718 по 1725 г. - около 2 тыс. дел.

Постепенно значение Тайной канцелярии стало падать, и 28 мая 1726 г. она была ликвидирована. При этом подчеркивался приоритет Преображенского приказа. Однако после смерти Петра I в 1725 г. и он просуществовал недолго. В феврале 1726 г. Екатерина I создала новый, поставленный над Сенатом орган управления - Верховный тайный совет. Одним из предметов его ведения оказались «дела особой важности и те, которые до ся Императорского Величества собственного решения касаются». В разряд таких дел попали политические преступления. Преображенский приказ был подчинен Верховному тайному совету. Поскольку роль приказа была заметно принижена, его глава князь И.Ф. Ромодановский подал в отставку. Это послужило поводом для ликвидации Преображенского приказа.

Усиление жестокого политического террора в стране в годы правления Императрицы Анны Иоанновны 4 марта 1730 г., был уничтожен Верховный тайный совет. Вскоре, 6 апреля 1731 г., создается новый орган - Канцелярия тайных розыскных дел . Дворянское государство не могло обойтись без специализированного органа политического сыска.

Канцелярия тайных розыскных дел получила право расследования политических дел на всей территории России. Все лица, заявившие «слово и дело», отсылались туда. Все центральные и местные органы должны были беспрекословно выполнять распоряжения начальника Канцелярии А.И. Ушакова. За «неисправность» он мог оштрафовать любое должностное лицо.

Канцелярия тайных розыскных дел стала преемницей Преображенского приказа. Сюда был передан его архив, местом пребывания назначен Преображенский генеральный двор. Однако в отличие от Преображенского приказа Канцелярия тайных розыскных дел не была обременена другими функциями, она занималась только расследованием политических преступлений. Штат Канцелярии тайных розыскных дел (и ее конторы в Москве) значительно превышал штат Преображенского приказа. Канцелярия тайных розыскных дел подчинялась непосредственно царице (Анне Иоанновне, Елизавете Петровне).

Роль Канцелярии Тайных розыскных дел в системе органов государственной власти России в середине XVIII века была очень велика. Она с неослабевающей жестокостью преследовала всех тех. кто выражал недовольство правительством. Изощренные пытки, казни, жестокость служителей Канцелярии при разборе дел снискали этому органу страшную славу. Канцелярия тайных розыскных дел и ее контора в Москве были упразднены в 1762 г.

Время 60 - начала 70-х годов XVIII в. характеризовалось в России проведением политики «просвещенного абсолютизма». Дворянское государство в условиях дальнейшего усиления социальных противоречий стремилось применять более тонкие методы управления, становилось на путь лавирования, использования либеральной фразеологии.

Этим объясняется, в частности, ликвидация Канцелярии тайных розыскных дел. В манифесте Петра III от 21 февраля 1762 г. отмечалось, что подобные органы, «сколько разных имен им не было», создавались Петром I из-за того, что в те времена господствовали «неисправленные еще в народе нравы». Далее говорилось, что времена эти прошли, поэтому Канцелярия не нужна. Одновременно запрещалось употребление выражения «слово и дело» и устанавливалось наказание для тех, кто им станет пользоваться.

Однако даже при «просвещенном абсолютизме» государство не могло обойтись без аппарата борьбы с политическими противниками. Екатерина II политический розыск передала Сенату, в котором в октябре 1762 г. учреждаются Тайная экспедиция Сената и ее московская контора.

Екатерина II подчинила Тайную экспедицию Сената генерал-прокурору, роль которого возросла, как никогда ранее. Генерал-прокурор мог вмешиваться в дела любых органов, давать им предписания, оставаясь в то же время независимым, т.к. подчинялся только императрице. На должность генерал-прокурора Екатерина II назначала лиц, обязанных ей своей карьерой и являвшихся надежными проводниками ее политики (например, А.А. Вяземский).

Передача Тайной экспедиции в ведение генерал- прокурора обеспечивала органам политического сыска максимальную централизацию, независимость от других органов и сохранение секретности. Вся деятельность Тайной экспедиции Сената проходила под непосредственным контролем императрицы, она утверждала наиболее важные приговоры.

Активность Тайной экспедиции Сената особенно возросла после крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева и Французской буржуазной революции, когда правительство отказалось от политики «просвещенного абсолютизма». В 1775 г. Тайная экспедиция рассматривала дело Емельяна Пугачева, 1790 г. - дело А.Н. Радищева, автора «Путешествий из Петербурга в Москву». 1792 г. - просветителя Н.И. Новикова. Тогда же через нее прошел чиновник Г.Попов, разославший императрице, Сенату и Синоду письма с требованием освободить крестьян от крепостного права. В 1793 г. в Тайную экспедицию Сената попал Ф.В. Крочетов, просветитель, сторонник республики и крестьянской вольности, автор критических сочинений, адресованных Екатерине П.

Основным материалом для возбуждения дела в Тайной экспе­диции были устные и письменные доносы. На почтамтах стали проводить ознакомление с письмами без ведома корреспондентов и адресатов (перлюстрация); это служило дополнительным источ­ником информации. Если полученные такими путями сведения заслуживали внимания, то начинался процесс: задерживали об­виняемых, вызывали свидетелей, проводили очные ставки и до­просы. Екатерина II не раз заявляла, что в Тайной экспедиции нет пыток и телесных наказаний; в действительности их приме­няли в не менее жестоких формах, чем ранее.

В XVIII в., благодаря усилиями двух великих реформаторов - Петра I и Екатерины II, Россия шагнула в Новое время из средневековья и вста­ла вровень с европейскими государствами. Достигнуто это было с помо­щью укрепления российской государственности путем образования но­вых структур и механизмов управления, включая и полицию. Идеалом Петра I являлось правильное, регулярное государство, в котором всякий будет знать свое место и точно исполнять роль, предписанную ему госу­дарством. Полиции в его создании отводилась важнейшая, если не ска­зать ключевая, роль.

Наиболее интенсивно эволюция государственной правоохрани­тельной системы проходила в XVIII в. Наметились пути дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата, параллельно углублялась специализация органов внутренних дел.

Эпоха правления Петра I ознаменовалась реформами западного образца во всех сферах жизни российского общества, в том числе и в вопросах политического сыска и правоохранения в целом. В ходе реформ Петра были заложены основы новых учреждений, а после указов Екатерины II создавалась целая система городских и сельских полицейских органов. Во 2-й половине XVIII в. продолжался процесс совершенствования полицейских органов, однако единой политики в отношении ОВД и УИС так и не выработали.

В XVIII в. и Петр Великий и его преемники главное внимание уделяли не охране правопорядка и борьбе с уголовной преступностью, а созданию, дальнейшему развитию и укреплению политической полиции.

XVIII век - важный этап в развитии политической полиции в России. Петр I стал царем в обстановке длительной и жестокой борьбы за власть придворной аристократии, усложнившейся вовлечением в эту борьбу московских стрелецких частей. Одновременно в стране росло недовольство крестьян, вызванное усилением крепостнического гнета. Без решительного подавления недовольства крестьян и сопротивления реакционного боярства успешное проведение намеченных Петром I преобразований было невозможно.

Преображенский приказ получил исключительное право следствия и суда по политическим, государственным делам, «а именно: в дурных словах или деле к возмущению и тому подобных дел». Кроме того, Преображенский приказ ведал охраной общественного порядка в Москве. задерживали нарушителей порядка и подозрительных лиц, доставляли их в так называемый Потешный двор - отделение Преображенского приказа.

Преображенский приказ осуществлял преследование политических преступников на всей территории Русского государства. Полномочия приказа распространялись на всех его подданных, без различия сословия. Но наибольшее место в деятельности приказа занимали дела против представителей низших слоев населения.

Штат главной канцелярии Преображенского приказа, осуществлявший следствие и суд, был невелик. Он состоял из 2 дьяков и 5-8 подьячих. Для производства арестов, обысков и других операций, а также в качестве курьеров использовались солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. Во главе Преображенского приказа стояли близкие сподвижники Петра I - князья Ф.Ю. и И.Ф. Ромодановские.По указаниям Преображенского приказа другие приказы и местные органы производили аресты, обыски, конфискацию имущества, переправляли нужных следствию лиц в Москву, наводили справки. По сути дела, Преображенский приказ стал централизованным органом политического сыска, действовавшим в общегосударственном масштабе.

Основным методом расследования была пытка. Широко применялись пытка на дыбе, битье кнутом, жжение раскаленным железом.



Постепенно значение Тайной канцелярии стало падать, и 28 мая 1726 г. она была ликвидирована. При этом подчеркивался приоритет Преображенского приказа. Однако после смерти Петра I в 1725 г. и он просуществовал недолго. В феврале 1726 г. Екатерина I создала новый, поставленный над Сенатом орган управления - Верховный тайный совет. Одним из предметов его ведения оказались «дела особой важности и те, которые до ся Императорского Величества собственного решения касаются». В разряд таких дел попали политические преступления. Преображенский приказ был подчинен Верховному тайному совету. Поскольку роль приказа была заметно принижена, его глава князь И.Ф. Ромодановский подал в отставку. Это послужило поводом для ликвидации Преображенского приказа.

Усиление жестокого политического террора в стране в годы правления Императрицы Анны Иоанновны 4 марта 1730 г., был уничтожен Верховный тайный совет. Вскоре, 6 апреля 1731 г., создается новый орган - Канцелярия тайных розыскных дел. Дворянское государство не могло обойтись без специализированного органа политического сыска.

Канцелярия тайных розыскных дел получила право расследования политических дел на всей территории России. Все лица, заявившие «слово и дело», отсылались туда. Все центральные и местные органы должны были беспрекословно выполнять распоряжения начальника Канцелярии А.И. Ушакова. За «неисправность» он мог оштрафовать любое должностное лицо.

Канцелярия тайных розыскных дел стала преемницей Преображенского приказа. Сюда был передан его архив, местом пребывания назначен Преображенский генеральный двор. Однако в отличие от Преображенского приказа Канцелярия тайных розыскных дел не была обременена другими функциями, она занималась только расследованием политических преступлений. Штат Канцелярии тайных розыскных дел (и ее конторы в Москве) значительно превышал штат Преображенского приказа. Канцелярия тайных розыскных дел подчинялась непосредственно царице (Анне Иоанновне, Елизавете Петровне).

Роль Канцелярии Тайных розыскных дел в системе органов государственной власти России в середине XVIII века была очень велика. Она с неослабевающей жестокостью преследовала всех тех. кто выражал недовольство правительством. Изощренные пытки, казни, жестокость служителей Канцелярии при разборе дел снискали этому органу страшную славу. Канцелярия тайных розыскных дел и ее контора в Москве были упразднены в 1762 г.

Екатерина II подчинила Тайную экспедицию Сената генерал-прокурору, роль которого возросла, как никогда ранее. Генерал-прокурор мог вмешиваться в дела любых органов, давать им предписания, оставаясь в то же время независимым, т.к. подчинялся только императрице. В XVIII в., благодаря усилиями двух великих реформаторов - Петра I и Екатерины II, Россия шагнула в Новое время из средневековья и вста­ла вровень с европейскими государствами. Достигнуто это было с помо­щью укрепления российской государственности путем образования но­вых структур и механизмов управления, включая и полицию. Идеалом Петра I являлось правильное, регулярное государство, в котором всякий будет знать свое место и точно исполнять роль, предписанную ему госу­дарством. Полиции в его создании отводилась важнейшая, если не ска­зать ключевая, роль.

Эпоха правления Петра I ознаменовалась реформами западного образца во всех сферах жизни российского общества, в том числе и в вопросах политического сыска и правоохранения в целом. В ходе реформ Петра были заложены основы новых учреждений, а после указов Екатерины II создавалась целая система городских и сельских полицейских органов. Во 2-й половине XVIII в. продолжался процесс совершенствования полицейских органов, однако единой политики в отношении ОВД и УИС так и не выработали.

В XVIII в. и Петр Великий и его преемники главное внимание уделяли не охране правопорядка и борьбе с уголовной преступностью, а созданию, дальнейшему развитию и укреплению политической полиции.

Опричнина (1565-1572) — уничтожение государственных изменников было одной из функций этого учреждения, созданного и упраздненного Иваном Грозным.

Опричники

Приказ тайных дел (1654-1676) — первый в истории страны орган госбезопасности. Основан царем Алексеем Михайловичем, в том числе для расследования преступлений против царя,а также производились следствия по важнейшим государственным делам, например по выпуску фальшивой монеты, делу патриарха Никона и т. п., ведались гранатного дела мастера, гранатное дело и заводы. В ведении этого же приказа состояла любимая царская потеха — птицы, кречеты и ястребы с особым штатом для их ловли и обучения, а также голубятни, в которых было более 100 тысяч голубиных гнёзд для корма хищных птиц.

Царь Алексей Михайлович

Преображенский приказ (1686-1729) — создан юным Петром I в подмосковном селе Преображенском, первоначально как личная канцелярия царя и ведомство, отвечавшее за его потешные полки. Позже перенесен в Москву, стал органом политического сыска, охраны порядка и частично управления армейскими делами. С 1725 года ведомство именовалось Преображенской канцелярией.

Тайная канцелярия (Канцелярия тайных розыскных дел) (1718-1726) — созданный Петром I в Москве в феврале 1718 года временный следственный орган в начале апреля того же года обосновался в Санкт-Петербурге и стал постоянным. В отличие от многофункционального Преображенского приказа специализировался на политических преступлениях.

Князь Ф.Ю.Ромодановский,руководил Преображенским приказом приказом в 1686-1717 гг. и тайной канцелярией

Верховный тайный совет (1726-1731) и Сенат — осуществляли, помимо прочего, функции Тайной канцелярии и Преображенского приказа в тот период, когда те были упразднены.

Канцелярия тайных и розыскных дел (1731-1762) — возрожденная императрицей Анной Иоанновной Тайная канцелярия. Кроме политического сыска занималась контрразведкой. Упразднена указом Петра III как одиозное учреждение.

Граф А.И.Ушаков глава тайной канцелярии в 1731-1746 гг.

Особая экспедиция при Сенате (1762) — орган политического сыска, учрежденный при Петре III взамен Канцелярии тайных и розыскных дел. Выполняла, по сути, те же функции, но находилась в составе Сената и действовала секретно.

Тайная экспедиция (1762-1801) — учредив ее, Екатерина II фактически «приспособила» для своего царствования Особую экспедицию. Секретная организация действовала при Сенате. Александр I упразднил ее и законодательно запретил пытки.

С.И.Шешковский глава тайной экспедиции в 1762-1794 гг.

Вторая экспедиция, Экспедиция спокойствия и благочиния (1802-1806) — учреждение в составе созданного при Александре I Министерства внутренних дел, руководило полицией, ведало политическим сыском и цензурой.

Комитет для совещания по делам, относящимся к высшей полиции (1805-1807) — секретный орган был учрежден Александром I для охраны общественного порядка, отслеживания подозрительных разговоров и действий и обеспечения столицы продовольствием.

Экспедиция государственного благоустройства (1806-1810) , наследница предыдущей Экспедиции в структуре МВД, также ведала паспортно-визовой службой и состоянием дорог. Упразднена с созданием Министерства полиции.

Комитет общей безопасности (1807-1829) — основан Александром I, наделен полномочиями политического сыска, контрразведки и борьбы с тайными обществами. В период военного конфликта с Наполеоном особое внимание уделял поиску французских шпионов.

Министерство полиции Российской империи (1810-1819) — кроме всего прочего, занималось вопросами цензуры и осуществляло явный и тайный надзор за иностранцами в России.

Особенная канцелярия в составе Министерства полиции (1811-1826) — ведала выдачей иностранных паспортов, цензурой и политическими преступлениями. С 1819 года включена в Министерство внутренних дел, ликвидирована в связи с созданием Собственной его императорского величества канцелярии.

III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии (1826-1880) — создано Николаем I по проекту графа Александра Бенкендорфа, который его и возглавил. Помимо мер по предотвращению преступлений против государства III Отделение контролировало иностранцев, заведовало тюрьмами, а также боролось с сектантами и фальшивомонетчиками.

Здание штаба Отдельного жандармского отделения, где после 1838 года помещалось Третье отделение

А.Х. Бенкендорф

Круг ведения нового учреждения в указе 1826 года был определён так:

1.все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей Полиции;

2.сведения о числе существующих в Государстве разных сект и расколов;

3.известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и пр. коих разыскание и дальнейшее производство остаются в зависимости Министерств: Финансов и Внутренних дел;

4.сведения подробные о всех людях, под надзором Полиции состоящих, равно и все по сему предметы распоряжения;

5.высылка и размещение людей подозрительных и вредных;

6.заведывание наблюдательное и хозяйственное всех мест заключения, в коих заключаются Государственные преступники;

7.все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих, в пределы государства прибывающих и из оного выезжающих;

8.ведомости о всех без исключения происшествиях;

9.статистические сведения, до Полиции относящиеся

Корпус жандармов (1827-1917) — воинское соединение политической полиции. Учреждено при III Отделении, с его расформированием в 1880 году стало подчиняться Департаменту полиции Министерства внутренних дел. В 1917 году корпус ликвидирован по решению Временного правительства.

Парадная и походная формы Жандармских команд. 1872 г.

Корпус жандармов. Обер-офицер в парадной строевой форме и Унтер-офицер в парадной и обыкновенной строевой форме. 1881 г.

Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия (1880) — учреждена Александром II взамен III Отделения, неспособного пресечь революционный террор.

Департамент полиции (1880-1917) — в его ведение были переданы дела из упраздненных III Отделения и Верховной распорядительной комиссии. В Особом отделе при Департаменте существовала обширная картотека фотографий революционеров (около 20 000 снимков) и досье на 55 000 человек.

Отделения по охране общественного порядка и безопасности — подчинялись Департаменту полиции Министерства внутренних дел, в разное время образованы в разных городах. То, что называлось «охранкой». Имели разветвленную сеть агентов для отслеживания подготовки политических преступлений. Упразднены в 1917 году, сразу после Февральской революции, решением Временного правительства.

ВЧК при СНК РСФСР (1917-1922) — Всероссийская чрезвычайная комиссия, организованная для «борьбы с контрреволюцией и саботажем» при Совете народных комиссаров РСФСР. Позже включала отделы по выявлению шпионов и ведению разведки за границей. С 1918 года создавались местные чрезвычайные комиссии для борьбы с контрреволюцией и спекуляцией. С упразднением ВЧК полномочия перешли к ГПУ.

Члены коллегии ВЧК (слева направо) Я. X. Петерс, И. С. Уншлихт, А. Я. Беленький (стоит), Ф. Э. Дзержинский, В. Р. Менжинский, 1921 г.

ГПУ при НКВД РСФСР (1922-1923) — Государственное политическое управление при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР, создано по предложению Владимира Ленина по окончании Гражданской войны на основе ВЧК. Задачами управления были борьба с контрреволюцией и бандитизмом, шпионажем и контрабандой, охрана границ РСФСР и путей сообщения. Весь период существования им руководил Феликс Дзержинский.

ОГПУ при СНК СССР (1923-1934) — Объединенное государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР, учреждено в связи с образованием Союза, «в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом».

ВЧК-ОГПУ на страже революции. Плакат РСФСР

Форма сотрудника ОГПУ

НКВД СССР (1934-1946) — Народный комиссариат внутренних дел СССР. В его состав вошли НКВД РСФСР и ОГПУ СССР. Подразделения ОГПУ СССР образовали в его составе Главное управление государственной безопасности (ГУГБ НКВД СССР, 1934-1941).


НКГБ СССР (1941, 1943-1946) — Народный комиссариат государственной безопасности, выделен из состава НКВД СССР и в том же году, с началом войны с Германией, объединен обратно. В 1943 году опять выделен из состава НКВД. Отвечал за разведку, контрразведку, организацию диверсий на занятых немцами территориях, спецсвязь, охрану руководства страны, расследования дел особой важности, военную цензуру и перлюстрацию писем. В 1946 году переименован в МГБ СССР.

МГБ СССР (1946-1953) — Министерство госбезопасности СССР, бывший НКГБ СССР изначально с теми же функциями. В 1947 году функции внешней разведки были выделены из его компетенции. В 1953 году, в день смерти Иосифа Сталина, объединено с МВД.

МВД СССР (1946-1960, 1968-1991) — в соответствии с законом от 15 марта 1946 года наркоматы СССР были переименованы в министерства, соответственно НКВД был переименован в МВД СССР. Его функции тесно смыкались с МГБ СССР и отчасти передавались последнему, но с 1953 года МГБ было включено в состав МВД. Расформировано в 1960 году, но возрождено в 1968-м.

КГБ при Совете министров СССР, с 1978 года — КГБ СССР (1954-1991) — Комитет государственной безопасности, выделен в самостоятельное ведомство из состава МВД. Основные функции — внешняя разведка, контрразведка, борьба с антисоветчиками, охрана руководства страны. Управление лагерями и тюрьмами осталось функцией МВД. После участия руководителей КГБ в августовском путче был расформирован.


МСБ СССР (1991-1992) — Межреспубликанская служба безопасности, Центральная служба разведки и Комитет по охране государственных границ учреждены президентом СССР Михаилом Горбачевым вместо КГБ. Функции: расследование государственных преступлений, контрразведка, подготовка кадров.

МБ (МБР, МБРФ) (1992-1993) — Министерство безопасности Российской Федерации. Основано указом президента РФ Бориса Ельцина на базе Агентства федеральной безопасности РСФСР, отвечавшего за госбезопасность страны после распада СССР. Ведало контрразведкой, оперативной деятельностью, погранвойсками.

ФСК (1993-1995) — Федеральная служба контрразведки, предшественница ФСБ. В ее компетенцию вошли все ведомства МБР, кроме погранвойск.

ФСБ (1995 — наст. вр.) — Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Основана по указу президента РФ Бориса Ельцина. В ее компетенцию входят: контрразведывательная и разведывательная деятельность, борьба с терроризмом и с преступностью, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.