Как размножаются комары: особенности, характерные для летающих кровососов. Благовещенский собор

Здесь, на Ивановской горке, в архитектуре храмов и монастырей мы можем увидеть интереснейшее смешение эпох. Здесь же находится и одна из самых болезненных точек города – Хитровка.

Ивановская горка — самая сохранившаяся часть старого города. Территория эта: Маросейка, Покровка, Покровский бульвар, Солянка — огромный треугольник, которому Москомнаследие давно собирается придать статус заповедной территории. Именно поэтому известные события на Хитровской площади — особенно чувствительный удар. История Хитровки такова: когда-то это был погорелый квартал, выкупленный Н. З. Хитрово и подаренный им городу, чтобы там организовали торговые ряды.

Во времена Гиляровского, на рубеже XIX-XX веков, места эти слегка отрущобились, но вообще Ивановская горка в целом — это район богатейших усадеб XVII века. В тридцатые годы городское начальство допустило ошибку: на Хитровке построили техникум, частично перекрывший площадь. Поэтому формально ничего ценного тут не снесли, но речь ведь идет о строительстве. Исторический дух этого заповедного места будет убит, если компания «Дон-строй», наметившая тут стройку многоэтажного здания вместо снесенного техникума, доведет дело до конца. Новое здание гораздо больше прежнего и подчистую уничтожит площадь. Сейчас, когда пишется этот текст, стройка приостановлена, все ждут решения городских властей. Очень интересно, что там будет дальше. В любом случае следует знать: если и есть в Москве что терять, то именно здесь, на Ивановской горке.

В земле

Начинаем прогулку от церкви Всех Святых на Кулишках, построенной в XIV веке. Она открывает Ивановскую горку. Сначала это была деревянная церковь на могиле героев Куликовской битвы, видимо погибших от ран уже здесь, после возвращения домой. В камне церковь отстроили в XVI веке. Стоит храм на царской дороге из Кремля через Константино-Ильинские ворота в загородный двор, находившийся у церкви Равноапостольного князя Владимира в Старых садах.

К XVI веку относится четверик храма, а верхняя часть, красивые закомары, голова и колокольня появились уже в XVII веке. Тогда же храм был обнесен двухъярусной галереей, заложенной после того, как весь первый этаж оказался под землей. Место, где построили храм, находится в низине, сюда стекали все дождевые и талые воды, поэтому очень быстро вокруг фундамента, а потом и первого этажа стала нарастать земля. Кроме того, в 1708 году, когда Петр ждал шведов, Китай-город обнесли огромными бастионами, которые потом разровняли, раскидав землю вокруг, в результате храм стал еще ниже. Вот уже почти 300 лет церковь существует совсем не в тех пропорциях, в которых она была построена.

Все дома, появившиеся вокруг, коррелировали с этой высотой, все церкви на Варварке, возникшие в XVII веке, тоже зрительно были связаны с храмом Всех Святых на Кулишках в одну картину. А сейчас храм задумали поднять, вынуть из земли первый этаж. По очень спорному проекту инженера Е. М. Пашкина храм уже стоит на домкратах, фундамент уничтожен. Следующий этап — поднятие здания на четыре метра вверх. Мы получим образ площади, которая никогда не существовала. Вместо вросшей, кривенькой, замечательной церкви там буквально из-под земли возникнет огромный собор, никак не сочетающийся с окружающими его зданиями. А это уже изменение облика одной из центральных площадей города, такие проекты должны очень серьезно обсуждаться на городском уровне, с привлечением серьезных экспертов, что, к сожалению, не было сделано.

На мотив елочки

По улице Забелина (бывший Большой Ивановский переулок) мы поднимаемся в Старосадский переулок, к церкви Равноапостольного князя Владимира. Построена она в 1514-1516 годах знаменитым зодчим Алевизом Фрязиным на загородном дворе великого князя Василия III в старых великокняжеских, затем государевых садах на месте одноименного храма, существовавшего здесь с 1423 года. Где-то рядом был и государев дворец, но где именно — никто не знает, археологи тут еще не работали. Видимо, он находился примерно там, где сейчас стоит Историческая библиотека. Существует мнение, что некоторые архаичные для XVII столетия черты нынешний храм унаследовал от предшественника — просто как память дорогого сердцам прихожан образа старого храма, простоявшего здесь полтора века.

Несколько лет назад произошло замечательное открытие. В доме на улице Забелина, стоящем слева неподалеку, нашлись палаты этого же времени, на которых обнаружился очень редкий для тогдашней архитектуры мотив — своеобразная резная елочка на кирпичах. Эта елочка есть в наличниках храма, и она же была обнаружена на наличниках и на стенах этого дома. Явно строила оба здания одна бригада, а дом на улице Забелина — это, видимо, дом заказчика. К сожалению, и тут тоже очень сильно напортили с реставрацией. Дом был великолепной сохранности, а при реставрации отбойными молотками выбили весь фасад и сложили его заново, используя старый кирпич. Сделали все очень грубо, с просчетами в несколько рядов кирпичей и т. д. Впрочем, мы опять отклонились от темы.

Как многие церкви Москвы в 1930-е годы, храм закрылся. Это случилось в 1933-м. При этом разрушили все главы, внутреннее убранство было полностью уничтожено. Помещение храма передали в ведение ОГПУ. Затем храм опять перешел в другие руки, здесь расположилось хранилище книг Исторической библиотеки. В 1970-1980-е годы церковь реставрировали, а в 1979-м полностью восстановили колокольню, также в начале 1980-х годов было восстановлено пятиглавие и основной храм. И только в 1991 году он вернулся к верующим.

Флоренция на горке

По правой стороне улицы — Ивановский монастырь. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе с рождением царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Приписывается основание монастыря как самому Грозному, так и матери его великой княгине Елене Глинской. Первый русский царь, венчавшийся на царство Российское в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, 25 августа 1530 года, и носил имя Крестителя Господня.

В 1813 году монастырь был упразднен, а в 1859-м возрожден и выстроен заново по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского. Нехитрый, по сути, комплекс из собора с двумя колокольнями и нескольких жилых корпусов вписан в угловатый участок так, что со стороны производит впечатление сложного, многослойного ансамбля. Нет, он создан по единому замыслу. Создан по методе не XIX, а XX или даже XXI века — это сейчас принято строить с нуля, а тогда чаще перестраивали. Есть какая-то содержательная пустота в том, что монастырь построен на ровной, тщательно расчищенной строительной площадке. Зная, что прежде здесь стоял интереснейший собор XVI века, мы не можем найти ни единого камня, напоминающего о нем. Существующий храм напоминает скорее об итальянском Средневековье, поскольку условно повторяет очертания широко известного собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

От древнего монастыря остался единственный тактильно ощутимый свидетель былого — обломок надгробия XVI века, вмонтированный в кладку ворот, ведущих в нижний двор монастыря.

Нижняя территория все еще занимаема службами МВД, до 1990-х ему принадлежали все строения обители. После революции здесь разместился «исправдом», то есть ленинский концлагерь на четыре сотни человеко-мест, а собор был приспособлен для губернского архива. Как ни странно, приспособление пощадило убранство храма: сохранились и живопись, и белокаменная резьба, и искусственный мрамор. На хорах пол покрыт досками 80-90 сантиметров шириной — теперь таких не делают.

Сейчас подходит к концу восстановление интерьеров собора. Они действительно впечатляют. Изнутри храм выглядит чуть ли не вдвое большим, чем снаружи.

В храме имеется еще одна деталь, внятно указывающая на возраст здания: над порогом проема, ведущего с чердака на крышу, — отполированная сотнями лбов деревянная балка. Полагаю, первым приложился разместивший ее здесь зодчий Быковский. С тех пор отмечались все охочие до любования городскими красотами посетители, сначала ивановские сестры и послушницы, потом — сотрудники НКВД, а теперь часы отбиваются головами трудящихся в храме реставраторов.

Подкопаем Алевиза

От Ивановского монастыря мы поворачиваем на Малый Ивановский переулок. Справа от нас стена монастыря, слева убегающие вниз домики, ниже раньше была видна колокольня, а за ней высотка на Котельнической. Тысячи картин нарисованы с этой точки, в кино это место снималось тоже множество раз: например, в финале «Покровских ворот» именно здесь улетал на мотоцикле неутомимый друг Костика Савранский. В 1990-е годы, когда на строительство не нужно было получать вообще никаких разрешений, здесь выстроили армянский ресторан «Ковчег», который полностью «съел» эту церковь, остался только крестик. А это и есть церковь во имя святого Николая Чудотворца в Подкопаях. Стоит она на берегу маленькой речки Рачки, где когда-то ловили раков. Там же, видимо, добывали глину, подкапывая склон холма. Отсюда и название села Подкопаево, известного, между прочим, с XIV века. Это древнейший храм Ивановской горки, он тоже был построен Алевизом. До сих пор считалось, что от старого храма остался фундамент, а нынешний храм построен в XVII веке, на абсиде виден поребрик этого времени, на четверике со стороны переулка видны очень изящные наличники. Верхняя часть перестроена во времена барокко, тогда появилась колокольня и тогда же наверху был выстроен шестерик — это, кстати говоря, совершенно уникальный случай. В Москве шестериков больше нет. Все это закрыто штукатуркой XIX века. В результате получилось интереснейшее наслоение времен, и если бы реставрацию проводить по правилам, то можно было бы получить абсолютно уникальный памятник.

Однако не так давно в прессу просочился несогласованный проект облицовки самого храма керамической плиткой под XVII век. Разумеется, к научной реставрации эта инициатива ни малейшего отношения не имеет. Серьезные исследования на памятнике не проводились, его первоначальные формы до сих пор неизвестны. Но работы там начались. Неквалифицированные рабочие стали сбивать штукатурку с фасадов храма прямо ломами. И вдруг на освободившихся поверхностях стен четверика и апсиды открылась маломерная кладка неизученного храма XVI века, местами сохранившаяся на высоту до трех метров. То есть оказалось, что тот самый алевизовский храм, считавшийся утраченным, существует до сих пор! На северном и южном фасадах заметны фрагменты древних окон и пилястр, с южной стороны виден след примыкания арки несохранившегося придела или паперти. Эта кладка предположительно датируется 1560-ми годами. Со стороны переулка сейчас очень хорошо видно — внизу алевизовский маломерный кирпич, а сверху обычный кирпич XVII века.

Не видел никто

Пройдя чуть дальше по Подколокольному переулку, мы завершаем прогулку, выходим на Хитровскую площадь и видим то, чего не видел никто с 1930-х годов. Почти все стороны площади великолепно сохранились. Если все это будет вновь, как когда-то, подарено городу, то Москва приобретет невероятно красивую и привлекательную для туристов, да и для москвичей, площадь. Этот пустырь сейчас наша тревога, но и наша надежда. Если стройка будет остановлена, мы сможем увидеть нашу столицу такой, какой она была в XIX веке, а кое-где и с вкраплениями более ранних эпох, начиная с XVI века. Именно здесь разбросано множество осколков старого города, собирая которые мы можем представить себе все былое великолепие, всю красоту древней Москвы.

Александр МОЖАЕВ

Фото : Екатерина СТЕПАНОВА

Рис. 12.
Собор Спасо-Андроникова монастыря. Восточный фасад.
Реконструкция арх. П. Н. Максимова.

Обмеры памятников архитектуры являются не только средством их фиксации путем выполнения по ним чертежей, но и первым и неизбежным этапом в деле их исследования и раскрытия.
И здесь обмеры собора сразу же показали: 1) несоответствие между положением внутренних его пилястр и внешних, украшающих стены со стороны пристройки, 2) совпадение уровней его пола и цоколя алтарных абсид, 3) большую высоту чердака над самим зданием, 4) положение чердака пристройки на одном уровне со сводами угловых частей церкви и 5) различие внешней и внутренней высоты боковых абсид.
Все это заставило усомниться в древности наружных пилястр нижней части собора; позволило сразу, без предварительных поисков, открыть следы срубленной профилировки цоколя на его стенах непосредственно над полом пристройки и безошибочно определить те места (на чердаках пристройки и боковых абсид), где могут быть найдены остатки древних пилястр и боковых закомар.
Действительно, наружные пилястры нижней части собора оказались штукатурными и не имеющими каменной основы, а остатки древних

пилястр - их верхние части с капителями - были найдены на чердаке пристройки почти против внутренних пилястр, причем капители тех и других находились на одинаковой высоте. Капители наружных пилястр, найденные на северной и южной стенах между средними и восточными третями фасадов, были сильно повреждены: северная, разрушенная с лицевой стороны, сохранила лишь свои боковые контуры, а от южной уцелел только один угол. Но сопоставление этих фрагментов дало возможность полностью реконструировать капитель, имевшую, вместе с абакой, высоту, равную двум рядам белокаменной кладки. Составлявшая половину этой высоты собственно капитель походила на колокол коринфской капители, правда, низкий и широкий, увенчанный массивной полочкой и отделенный от пилястры широким плоским поясом. Отвечавшая следующему ряду кладки абака имела тот же самый профиль утрированного, вытянутого вверх гуська, что и капители внутренних пилястр и полуколонны алтарных абсид.
На этих же стенах, на восточных третях фасадов, были обнаружены и остатки закомар, не сохранивших лишь своих завершений и

профилировки, а над капителями, с внутренней стороны их, были найдены узкие (почти втрое уже нижних) пилястры, уходящие вверх, тогда как пространство между ними и нижними частями закомар было заполнено мелкими кусками камня, уложенными на тощем известковом растворе, кое-как связывающем их. Выше этих мест и закомар была видна лишь новая кирпичная кладка.
Поиски закомар над средними третями были начаты на западном фасаде, так как здесь штукатурка держалась хуже, чем на северном и южном, и отбивка ее не представляла затруднений. Она была отбита на всей поверхности закомары в пределах ее внешних контуров, легко читавшихся благодаря различию строительных материалов - тесаного белого камня закомары и кирпича надложенной над ней стены. Эта отбивка показала, что закомара хорошо сохранила свои контуры, но утратила профилировку и завершение, а также и то, что оконный проем посреди нее выполнен в новой кирпичной кладке. Кроме того, на этой закомаре были обнаружены очень слабые, еле заметные следы наружной росписи: по обе стороны окна были видны две фигуры святителей (в белых клобуках), из которых северная была изображена стоящей и обращенной лицом внутрь, к окну, а южная - коленопреклоненной и протягивающей в том же направлении руки (донатор?). Над окном были видны незначительные следы позолоты, возможно, позолоты нимба.

Произведенная здесь на значительной площади стены отбивка штукатурки дата.возможность ознакомиться с характером древней кладки лучше, чем это можно было сделать на частях древних стен, видимых со стороны чердака пристройки. Стены (точнее - их лицевые поверхности) сложены из плотного, чуть желтоватого, известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков и гладко отшлифованного с лицевой поверхности. Высота рядов каменной кладки колебалась в пределах 32-33 см, но наиболее часто встречались ряды высотою в 35-36 см, в то время как длина камней не обладала даже и таким относительным единообразием. Степень сохранности камня различна. В то время как в одних местах (на средней закомаре западного фасада или северной - восточного фасада) он сохранился хорошо, в других (как хотя бы на средней и южной закомарах восточного фасада) его лицевая поверхность покрыта рядом трещин и от него местами отваливаются (отслаиваются) целые куски. Это явление проще всего объяснить тем, что в этих местах стены сильно пострадали когда-то от пожара: характер разрушения камня говорит скорее об этом, чем о действии влаги и мороза. Толщина камней видна лишь в немногих местах и колеблется в пределах 0,4-0,6 м, так что на долю внутренней забутки, при толщине стен около 1,5 м, приходится, в среднем, треть этой величины. Стены выведены на известковом растворе, довольно жирном, причем толщина швов здесь невелика и не превышает 0,5-0,6 см, но часто бывает и меньше этой величины.
После этого на средних третях северного и южного фасадов были произведены лишь очень небольшие раскрытия, имевшие целью обнаружить то, что не сохранилось на западном, - завершение закомары и место ее примыкания к пилястрам. На южном фасаде было найдено завершение, имевшее килевидное очертание, а на северном -

узкие пилястры (нижние части которых были обнаружены еще на чердаке пристройки) с примыкающими к ним с внутренней стороны полупилястрами. Также обнаружена и граница между стенами четверика церкви и более тонкими стенами под закомарой. Но верхние части этих узких пилястр второго яруса, нa которые, очевидно, опирались профили закомар, не сохранились и здесь, почему пришлось предпринять их поиски на восточном фасаде, где, судя по обмерным данным, эти детали, так же как и боковые закомары, должны были скрываться под крышами абсид.
И на восточном фасаде было обнаружено все то, чего недоставало для полной реконструкции закомар - капители пилястр второго яруса, места примыкания к ним средней закомары, профилировка закомар и водостоки.

Капитель была найдена над северной пилястрой второго яруса. Она была сильно разрушена, как и вся закомара, но все же можно было убедиться в том, что ее профилировка такова же, как и у нижних пилястр. Здесь же сохранились и остатки профилировки закомары, состоявшей из двух рядов кладки из камня, имевшего около 18 см к высоту, что составляет половину высоты нормального ряда кладки. Профиль, отвечающий верхнему ряду кладки, здесь не сохранился, но внизу был довольно ясно виден валик, лишь своей внешней половиной опиравшийся на капитель пилястры, тогда как внутренняя половина его приходилась уже над стеной.
Полное представление о профилировке закомар дали боковые закомары восточного фасада, полностью сохранившиеся под крышами боковых алтарных абсид, которые первоначально были значительно ниже средней, но затем были надложены кирпичной кладкой вровень с нею. Верхний ряд кладки, которого не хватало на средней закомаре этого фасада, имел вид нависающей над нижним валиком выкружки, увенчанной двумя полочками - нижней маленькой и верхней большой.
Между северной закомарой и северной пилястрой второго яруса уцелел и белокаменный водосток обычной формы в виде сужающегося к наружному, не сохранившемуся, концу лотка, причем он своей боковой поверхностью примыкает к внутреннему профилю (валику) закомары, а внешний профиль ее (выкружка) опускается на борт водостока.
Упоминавшиеся выше места между боковыми закомарами и пилястрами второго яруса на северном и южном фасадах, заложенные мелкими обломками камня, были гнездами от таких же водостоков. Наконец, на северном фасаде, в восточной трети его, непосредственно над сводом пристройки, проходящим несколько ниже капителей нижних пилястр, была обнаружена деформация кладки (слегка опустившийся камень), заставившая предполагать, что под этим местом может быть древнее окно. Поиски его пришлось вести внутри церкви, так как снаружи это место было целиком закрыто новым сводом. Там, действительно, удалюсь найти заложенное окно, утратившее свою нижнюю часть, уничтоженную при устройстве новых арок, перекрывающих проемы, связывающие церковь с пристройкой. Окно сохранило свои откосы и сужающуюся конически внутрь покрывающую его арку. Такие же окна были затем обнаружены и на противоположной, восточной трети южной стены, и в западных третях обеих боковых стен, и в боковых третях западной.
Расположенные на оси закомар окна западных угловых частей внутри церкви, благодаря большой толщине стен, казались почти соприкасающимися своими откосами и образующими подобие одного углового окна.
Расположение этих окон на небольшой высоте служит достаточно убедительным доводом в пользу предположения о том, что этот храм никогда не имел хор. Другим доводом в пользу этого же предположения является отсутствие на западной стороне северо-западного столба каких-либо следов примыкания к. нему в этом месте арки. Поверхность столба здесь совершенно гладкая и на ней сохранились

на всю эту высоту явные следы покрывавших его некогда фресок , насеченных под новую штукатурку и стертых при нанесении последней настолько, что невозможно судить даже о сюжетах изображений.
Обмеры средних закомар и сопоставление их чертежей с чертежами разрезов показали, что они должны были сильно возвышаться над примыкающими к ним сводами, наподобие парапетов, но еще больше возвышались над ними подпружные арки под куполом, так что даже их пяты и капители столбов, на которые они опирались, были выше, чем шелыги сводов.
Щековые стены подпружных арок должны были, в силу этого, образовывать второй ярус закомар, создающий переход от основного четверика церкви к барабану купола. Этот второй ярус и предстояло найти на чердаке над древней частью здания.
При осмотре этого чердака было прежде всего обнаружено, что надстроенные над закомарами стены четверика церкви, казавшиеся снаружи сложенными целиком из нового полуторавершкового кирпича, включают в себя и значительное количество белого камня из разрушенных древних частей здания, в частности профилированного камня из закомар. Среди последних было несколько обрамлений завершений закомар, имевших вид двух валиков, сходящихся под прямым углом, высеченных из одного куска камня. В кладке западной стены был

найден камень, имевший вид валика с примыкающей к нему маленькой полочкой, покрытый резьбой в виде ряда маленьких усеченных пирамид (на полочке) и стилизованного растительного орнамента (на валике). Но сказать, откуда мог взяться такой камень, гладко срезанный с одного конца под углом, близким к 45°, невозможно. Нельзя даже утверждать, что это - фрагмент какой-либо разрушенной части собора, а не камень, взятый откуда-либо извне (от старого надгробия, например).
Боковые стенки средних, образующих в плане крест, сводов сохранились хорошо на всю свою высоту, отвечающую высоте пилястр второго яруса с их капителями. Частичной разборкой кладки, надложенной над южной закомарой восточного фасада новой стены в месте ее примыкания к одной из боковых стенок средних сводов, было установлено, насколько пилястры второго яруса заходят на эти стенки. Было обнаружено, что пилястры под средней закомарой северного фасада не имеют дополнительных полупилястр.
Значительно хуже сохранился второй ярус храма - возвышающиеся над сводами подпружные арки и закрывающие их стенки, видимо, сильно пострадали при падении купола в 1812 году.
Углы этого квадратного в плане яруса были украшены пилястрами, которые сохранились на три ряда каменной кладки выше, чем боковые стенки средних сводов, но утратили свои капители. На северо-западном углу не сохранились даже и пилястры, так как он целиком сложен вновь из кирпича.
Самые же закомары, т. е. щековые стенки подпружных арок, не только не сохранили нигде своего внешнего контура, но даже не достигают высоты подпружных арок, будучи на большей части своей высоты сложены вновь из кирпича. Непосредственно над сводами, примыкая к остаткам южной и восточной щековых стенок подпружных арок, находятся подобия арок, сложенных в один камень и не сохранивших своих нижних частей 1) . На юго-западном углу из-под кладки щековых стенок, имеющих один камень (около 0,6-0,7 м) в толщину, был виден, на высоту лишь одного ряда кладки, угол, к обеим сторонам которого они примыкали. Возможно, что этот угол, сложенный из гладко отесанного камня, является остатком квадратного в плане постамента, непосредственно на котором стоял уже барабан купола и стены которого в плане совпадали с подпружными арками. Но выше этот угол тоже сложен из кирпича, так как и самые подпружные арки переложены, если не целиком, то в большей части. Во всяком случае, разборка кирпичной верхней части щековой стенки южной подпружной арки показала, что верхняя часть последней сложена из нового кирпича. Невозможность разборки этих стенок на большем протяжении лишает возможности судить о том, много ли сохранилось от древних арок. Снаружи через окна барабана можно видеть, что нижние части подпружных арок над юго-восточным столбом отличаются от верхних тем, что образуют входящий угол, подобный
_____________
1) Возможно, что эти подобия арок вместе с сильно возвышающимися над сводами средними закомарами служили опорами для крыш, имевших вид или настила или второго свода, по которым была уложена кровля.

такому же углу столба и видимый на высоту 30-40 см над капителью, тогда как выше они сливаются с парусом непосредственно. Это говорит о том, что не только столбы с их капителями, но и нижние части по крайней мере двух подпружных арок - древние.
Стоящий на подпружных арках восьмигранный барабан, перекрытый таким же сомкнутым сводом, сверх которого устроена высокая шатровая крыша, - новый и никаких остатков старого барабана в себя не включает.
Своды церкви сложены из того же тесаного белого камня, что и ее стены, и имеют снаружи обмуровку из большемерного кирпича, который но своим размерам может быть отнесен к XVI или XVII векам, причем над угловыми коробовыми сводами этой обмуровке придан вид крестовых сводов, щековыми стенами которых и являются боковые закомары двух смежных фасадов.
Дополнительные арочки-ступеньки, усиливающие коробовые своды над восточными угловыми частями церкви, позволяли предполагать, что они были сделаны для восприятия дополнительной нагрузки от боковых глав, стоявших здесь. Такое трехглавие соответствовало бы и изображениям рассматриваемого здания в упоминавшейся уже рукописи XVI века, но каких-либо остатков барабанов боковых глав на этих сводах не было видно. Быть может, при более тщательном изучении и удастся найти какие-либо их следы. Но если эти главы и существовали, то вряд ли они были световыми, открытыми внутрь здания.
И без того небольшое пространство, нa котором могли быть расположены эти главы, еще уменьшено стоящими частично там же углами стен с пилястрами второго яруса здания. Это не только должно было уменьшить диаметры боковых глав, но и отодвинуть их ближе к углам, благодаря чему они стояли бы частично на стенах четверика церкви, a оси их оказывались бы не совпадающими с осями закомар, в особенности восточных закомар боковых фасадов.
Таким образом, легче предположить здесь существование глухих, декоративных глав на шеях небольшого диаметра, тем более, что и коробовая форма сводов над восточными углами церкви говорит в пользу этого предположения: если бы здесь были отверстия световых глав, заделанные позднее, то свод приобрел бы форму парусного, но никак не коробового. В этом случае боковые главы могли бы, пожалуй, рассматриваться как едва ли не наиболее ранний из известных нам примеров декоративных глав, но не исключена возможность и того,

что они, как это бывало и в некоторых других древних храмах 1) , появились не с самого начала, но позднее, при одном из ремонтов здания во второй половине XV или в начале XVI века.
Дальнейшие работы, ведшиеся в нижней части церкви, не дали никаких дополнительных данных для суждения о ее первоначальном облике. Поиски остатков порталов были неудачны и показали только, что последние были полностью уничтожены при устройстве больших проемов в средних третях западного, северного и южного фасадов, связавших церковь с пристройкой. Эти проемы были перекрыты новыми кирпичными арками высотой в два кирпича, чем были уничтожены и те части древних стен, где могли быть килевидные завершения арок порталов (если такие были). Искать следы порталов ниже уровня теперешнего пола было очень трудно, так как этот пол - мозаичный, по бетонной подготовке. К тому же, как об этом упоминалось ранее, уровень его если и выше уровня первоначального, то лишь на очень небольшую величину, порядка 10-12 см, что делает еще более сомнительной возможность нахождения под ним остатков портала.
Точно так же никаких данных для реконструкции здания не дали и окна алтарных абсид, положение которых по отношению к полуколоннам по обе стороны их говорило о том, что если они и не были пробиты вновь, а являются результатом расширения более узких древних окон, то это расширение было произведено симметрично в обе стороны с уничтожением древних оконных откосов.
Напоследок были осмотрены и подвалы, образовавшиеся под зданием после того, как в 1865 году под его полы были подведены своды, часть которых, под пристройкой, доступна для осмотра. Но и здесь, ниже уровня пят сводов, опирающихся на стены самой церкви, виден был лишь ее фундамент, сложенный из такого же камня, как и стены, но грубо отесанного. Стены пристройки здесь были такими же новыми, как и выше уровня земли, и никаких следов стен или фундаментов более древних пристроек, примыкавших некогда к церкви, обнаружено не было.

* * *


Таким образом, обследование храма показало, что некоторые древние части его: купол, барабан, верхние части закомар второго яруса и порталы утрачены полностью или почти полностью, но, несмотря на это, и уцелевшие части древнего здания достаточно убедительно говорят о его своеобразии и позволяют дать хотя и неполную, но достоверную графическую реконструкцию этого здания (рис. 12 ).
На довольно высоком цоколе, верхняя часть которого была профилирована наподобие аттической базы, возвышался четверик храма, расчлененный с каждой стороны пилястрами на три части, увенчанные закомарами с килевидным завершением. Боковые части каждого фа-
_____________
1) Например, в соборе московского Чудова монастыря 1501 года, который считали пятиглавым, но со снесенными по второй половине XVIII века боковыми главами. На самом деле, как показало ею обследование, произведенное в 1929 году, боковые главы были добавлены позднее (судя по их строительному материалу - около второй половины XVI в.) и были не световыми, но декоративными .

сада значительно уже и ниже средних, а средние, поднимаясь почти и полтора раза выше боковых, образуют, имеете с венчающими их закомарами, крестообразный в плане объем, завершающий четверик храма. На пересечении ветвей этого креста возвышался, в свое время, второй ярус с барабаном и куполом.
Углы этого креста обработаны узкими пилястрами, опирающимися на внутренние края капителей средних пилястр четверика и, в свою очередь, служащими опорами для средних закомар каждого фасада. Лицевые стены этого креста несколько тоньше стен нижних частей храма, и обрез между ними проходит чуть выше верха капителей нижних пилястр, образуя единственное (если не считать профилировки цоколя), и то мало заметное, горизонтальное членение на фасаде.

Православный храм представляет сбой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

Храм как целостный символ - это и образ Вселенной, и существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе.

Ярусы храма – символически отражают связь Земной Церкви с иерархией Церкви Небесной, с ярусами Небес, восходящих к престолу Божию. Уменьшение ярусов к верху является образом уменьшения числа восходящих в «вышние Небеса», то есть ступеней духовного восхождения, раскрытых в «Лествице» преп. Иоанна Лествичника.

Св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый Храм. Так же стены, по словам Св. Дмитрия Ростовского, толкуются как Закон Божий. И в этом смысле интересно сопоставить росписи стен внутри Храма с символикой архитектурных деталей снаружи. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, Св. Апостолов – зримый образ Закона Божия, данного христианам в Новом Завете. На стенах так же пишутся и образы Святых – князей, святителей, мучеников, преподобных – жизнью исполнивших и проповедовавших закон христианской веры. Таким образом, стены храма – это и образ служения Церкви небесной нам, Церкви земной: защита чистоты Православия и соборное молитвенное предстательство о живущих перед Богом.

Белый цвет стен храма означает возрождение к иной, преображенной жизни. Бурый цвет стен храма символизирует кровь Христа, жертвенность во имя спасения и преображения мира.

Вход в храм всегда устраивается с запада - потому что вход в храм есть удаление от тьмы, появляющейся на западе, и приближение к свету, идущему с востока.

Храмы обращены алтарем к востоку: восток есть образ светлого царства Иисуса Христа, в Которого верует и к Которому в царство стремится Церковь, т.е. общество верующих; с востока происходит и сама Церковь: там была первая Церковь безгрешных прародителей (Адама и Евы); там родился, страдал и устроил Свою новозаветную Церковь Спаситель Иисус Христос; с востока придет судить весь род человеческий и всех верующих Спаситель.

Схема храма

Архитектурная схема храма

Схема храма

Красные стены церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Преображенская церковь в с. Красное

Архитектурная схема храма

Ярусная церковь свт Николая 1757 года из д. Высокий Остров.


Верх Храма - состоит из основания , которое иногда называют «трибун», а также «шеи» или «барабана » и главы , состоящей из «маковицы» (купола) и Креста .

Основание глав храма – раскрывается через смысл внутренней конструкции этого основания и системы внутренних росписей. Внешне это иногда плоский прямоугольник (в плане квадрат), иногда сужающийся к шее конус с округленными концами. Часто эти основания украшают «закомарами» или «кокошниками», что подчеркивает связь Евангелия и Евангельской проповеди с Небесными силами.

Внутри основания размещался сводчатый переход от крестовых сводов основного объема храма к цилиндру шеи, называемый «парусами» (в древнерусском языке встречается название этой конструкции «пазуха»). «Главу бо церковную держит Христос, шею – Апостолы, пазухи – Евангелисты»

Основание главы есть символ Евангелия, распространения всего христианского учения на четыре стороны света, просвещение ими всего мира. Часто основание главы было восьмигранным, что позволяло выделить в плане и на фасаде Крест, ориентированный, как и весь храм, по сторонам света. С появлением в русской архитектуре бесстолпных храмов, где нет внутри пазух, евангелисты изображаются вверху сомкнутого свода, основанием главы можно считать верхний ряд кокошников, обрамляющий храмовый верх.

Шея (барабан) главы храма – изображение Небесной Церкви через образы Апостолов, Пророков, Праотцев, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Внутри шеи главы обычно находится изображение апостолов, либо поярусное изображение всех чинов Небесной Церкви – Пророков, Апостолов, Архангелов и высших чинов небесных сил – Херувимов и Серафимов.

В древних храмах снаружи, в простенках между окнами шеи помещались изображения Апостолов, иногда Праотцев и Пророков (но таких изображений на Руси не сохранилось). Сохранились наружные изображения Небесных сил на венчающих частях шеи непосредственно под маковицей главы. То есть снаружи храма в прикровенных символах обозначается то, что скрыто в иконописных образах внутри.

Окна шеи – символично обозначает свет учения Церкви, простенки – чины святых, а венчающий шею карниз - небесные силы.

Верхняя часть храма

Световой барабан

Верх Исаакиевского собора

Верхняя часть храма

"Шея". Николо-Волосовский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Световой барабан

Барабан храма Воскресения Христова («Спас на крови»)

Барабан церкви Тихона Задонского. Задонский монастырь

Восьмерик храма. Всехсвятская церковь в Гороховце

Верхняя часть храма Сошествия Святаго Духа в Саратове

Коломна. Успенский собор. Верх с закомарами

Верх Исаакиевского собора

Глава - купол с барабаном и крестом увенчивающий храм.


Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу Креста, мы видим в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вид Креста указывает и на таинство Троицы: прямым своим положением указует нам на Высочайшего Отца, поперечною перекладиною – на Сына и Св. Духа.

Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет, в основном, восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа.

Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века.

Надглавные кресты имеют множество форм и символических значения:

Мерило праведное. Шестиконечный православный крест с косой нижней перекладиной - один из древнейших русских крестов. Всякий, видевший православный крест, обращал внимание на его косое подножие. Но не многие знают, что это подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. В народе подножие креста получило название «стояло». Шестиконечный русский православный крест с древних пор ставился на куполах храмов. Правый конец его нижней косой перекладины всегда поднят вверх, показывая, словно Божий компас, направление пути. В отличие от обычного компаса «стрелка» его закреплена неподвижно: верхний конец указывает на север, а нижний обращен на юг. Это еще одно значение косой перекладины, указывающее, что с пришествием Спасителя начался процесс духовного возрождения и изведения человечества из области тьмы в область света.

Солнце, вознесшееся на Крест. Иногда на надглавных крестах можно увидеть исходящие из центра прямые или волнистые линии. Эти линии передают сияние солнца. Всем известно, что солнце - это источник света и тепла, без него невозможна жизнь. Но точно так же невозможна жизнь без Христа. Не случайно Спасителя нередко называют Солнцем Истины. Известное выражение «Свет Христов просвещает всех» содержит глубокий смысл, означает не чувственный свет, исходящий из материальных источников, а нетварный, фаворский. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Евангелие от Иоанна, 8:12). Русские мастера изображали свет-сияние прямыми и волнистыми линиями, исходящими из центра креста.

Звезда утренняя. Звезда - это символ духовной мудрости и чистоты, вестник нового дня. Крест Господень тоже «сияет яко звезда на небеси». Создатели накупольных крестов на свой лад славили «сверкающий звездами образ». Самым излюбленным у кузнецов был такой прием: исходящее из центра креста лучевое сияние украшалось звездочками на концах.

Трилистник - символ Живоначальной Троицы. Трилистная форма креста на куполах храмов и колоколен - излюбленная у русских мастеров. Правда, крестные «ветви» нередко украшают не только листьями. Здесь также можно найти диковинные цветы, а листья по форме напоминают сердца. Трилистные завершения концов могут быть как круглой, так и заостренной, треугольной формы (треугольник как символ Святой Троицы в раннем христианстве присутствует в надписях на надгробных плитах и встречается в храмовых росписях). Бывают надглавники с маленькими крестиками на трех концах.

«Аз есмь виноградная лоза». Это слова самого Спасителя Иисуса Христа. И уже много лет обвивающая крест виноградная лоза с гроздями ягод является символом Живого Христа. Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу. Объединенные вместе виноградная лоза и чаша напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) - хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни.

Дух в кресте. Третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух - с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире. Сохранившись в своем самом главном значении - Святого Духа - голубь долетел и до русской земли, опустившись на золотые кресты наших церквей.

Растение Воскресения. Если вы увидите, что из-под основания креста как бы произрастают побеги- такой крест называют «Процветший». Побеги символизируют возрождение жизни - воскресение Христа из мертвых.

Древо вечной жизни. По словам преподобного Иоанна Дамаскина «Древо жизни, выращенное в раю, предызображало драгоценный Крест». Побеги могут произрастать как из сердцевины, так и из нижней перекладины, напоминая готовые распуститься листья дерева.

Венец славы. Надглавный крест с терновым венцом на Руси встретить практически невозможно. В православной русской традиции принято «надевать» на крест царский или цветочный венец. Терновый венец Христа таким образом превращается в «венец правды» и «венец славы».

Царь царствующих. Корона на вершине надглавного креста встречается не очень часто. Архимандрит Макарий в своем труде «О форме крестов на главах храмов и колоколен» писал: «...на некоторых храмах поверх крестов имеются короны. Но короны эти, как думают, приделаны только к тем храмам, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам». Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны. Священное Писание называет Иисуса Христа Царем царей и Господином господствующих. И царская власть - тоже от Бога. В знак признания этого сами короны христианских царей украшены крестом. Очень часто корона на вершине накупольного креста указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя - Иисуса Христа.

Оружие невидимой брани. «Божественное оружие верных», «триобоюдный меч» и «щит христиан» - так называют Крест Господень в церковных канонах. Основными видами оружия в древности были копье, меч, лук и стрелы. Чтобы крест стал копьевидным, его окончания должны иметь форму наконечника копья (пики). Однако наделенный воинской атрибутикой крест не имеет ничего общего с «холодным оружием». Крест Спасителя - орудие духовной брани. Это «триобоюдный меч, начала тьмы сечеша», закаленный в горниле страстей Христовых. Признаком «меча» (клинка) на надглавном кресте может быть лезвие (нередко изогнутое) или его рукоять. Наличие таких деталей перекликается с пониманием монаха как воина Христова. И монашеское облачение считается одеянием христова воина. Клобук - шлем, хоругвь - военное знамя, крест - «оружие непостыдное». Но надо помнить, что Крест Господень - это «оружие мира», это «оружие спасения», «меч духовный», которым «побеждаются враги видимыя и невидимыя». Вооружась им, человек становится неуязвимым. Не случайно в надглавных крестах часто встречается образ креста-щита. Ведь щит - это, прежде всего, защита, а что охраняет человека лучше, чем вера? Как говорили наши предки в старину: «Кресте живоносный, ты ми буди крепость и победа, и щит, и стена нератуема»

Крест - "Солнце, вознесшееся на Крест"

Крест - "Звезда утренняя"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Аз есмь виноградная лоза"

Крест - "Дух в кресте"

"Крест Процветший"

Крест - "Древо вечной жизни"

Крест - "Венец славы"

Крест - "Царь царствующих"

Крест - "Царь царствующих"

Крест центрального купола Мироносицкой церкви

Крест - "Мерило праведное". Храм архангела Гавриила

Крест - "Солнце, вознесшееся на Крест"

Крест - "Солнце, вознесшееся на Крест"

Крест - "Звезда утренняя"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Аз есмь виноградная лоза"

Крест - "Аз есмь виноградная лоза"

Крест - "Дух в кресте"

Крест - "Растение Воскресения"

"Крест Процветший"

Крест - "Древо вечной жизни"

Крест - "Венец славы"

Крест - "Царь царствующих"

Крест - "Царь царствующих"

Крест - "Оружие невидимой брани"


По количеству куполов храмы делятся на:

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15-18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.
Тридцать три главы - число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

Форма куполов:

Сферическая форма византийских куполов символизирует вечность.

Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи."Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся». Е.Н. Трубецкой.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери. Шатровые купола были запрещены церковными властями еще в начале 17 века.

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Золочение куполов - чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Зеленые купола венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый - цвет Святого Духа. Или же храмы, посвященные святым (эти купола могут быть и серыми/серебряными)

Черные купол встречается в монастырях – это цвет монашества.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Двуглавый храм в Торопце

Сферический купол

Луковичная форма куполов

Шлемовидная форма куполов

Купол-зонтик

Шатровый купол

Черные купола в Суздале

Одноглавый храм во имя Ильи Муромца во Власихе. Подмосковье

Одноглавая церковь святого пророка Ильи. Выбуты.

Двуглавый храм в Торопце

Трехглавый Ризположенский собор в Суздале

Трехглавый храм Воскресения Христова в Рощино

Четырехглавый Никольский храм. Село Усолье.

Пятиглавый храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском

Семиглавый храм в селе Кукобой на севере Ярославской области

Девятиглавый Благовещенский собор в Московском Кремле.

Двадцатипятиглавая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Анхимово

Деревянный храм Николая Чудотворца на Троицкой горе. Тридцать три главы

Сферический купол

Луковичная форма куполов

Шлемовидная форма куполов

Купол-зонтик

Шатровый купол

Золотой купол Новоиерусалимского монастыря

Переславль-Залесский. Зеленые купола церкви Александра Невского

Синие с золотом купола собора Рождества Богородицы в Суздале

Черные купола в Суздале

Разноцветные купола храма Василия Блаженного в Москве


Архитектурные формы – окна, аркатура, карнизы, даже без изображений на них несут в себе символ отсутствующего образа, так как они не отделимы от всего храма – образа земной и небесной Церкви. Например, ромбы изразцов в аркатурах шей храмов XVI-XVII веков (напоминающие форму священнической палицы – «меча духовного») - суть знамения чинов святых Небесной Церкви, а им подобные или иные изразцы и орнаментальные пояса карнизов шеи – знаки чинов Сил бесплотных. Это относится и к различным поребрикам, бегунцам и другим элементам декора архитектурных форм. Разнообразные спирали, волнообразные и зигзагообразные линии и другие знаки обозначают Небесные силы и проявления их действия.

Закомара - полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода. Ложная (не повторяющая внутренней формы свода) закомара называется кокошником . Кокошники имеют только декоративное значение. Они имеют полуциркульную, трехцентровую, килевидную либо треугольную форму. Закомары и ярусы «кокошников», окружающих главу (или несколько глав) – образ Небесной Церкви (Ангелов и Праведников), предстоящей престолу Божию и его славящей. Разнообразие в очертаниях форм закомар и кокошников может означать различные виды служения и исповедания веры многочисленной Небесной Иерархии Небесной Церкви.

Аркатурные пояса - это поэтический рассказ о жизни святых в райском саду.

Столбцы и арочки – символ идеальных деревьев. Между ними растут еще деревца, на которых сидят птицы.

Основания столбцов аркатуры – «корни» деревьев, возле них ходят диковинные животные. И все это служит обрамлением как бы парящих над некоей райской землей спокойных фигур Святых. Это собирательный образ Святых, прославивших все страны света, все концы земли, и отсюда – прямое сходство арктурного пояса храмовых стен с аркатурой шеи церковного верха.

Птицы – символ праведных душ, ими часто изображались апостолы. Общеизвестные символы евангелистов: Матфей (ангел), Марк (лев), Лука (телец), Иоанн (орел). Человек, лев, вол и орел – это четыре символических образа, которые видели пророк Иезекииль и Евангелист Иоанн видениях – как стоят они под престолом Всевышнего (Иез. 1, 5; Откр. 4, 6). Согласно священным писателям, это изображает четыре основных добродетели: мудрость, храбрость, правду и чистоту. Человек означает мудрость, Лев – храбрость, Вол означает правду, так как это было жертвенное животное, которое приносилось в оправдание за грех, Орел в полете означает чистоту, потому, что он поднимается на большие высоты, а в высотах – чистота.

Еще эти четыре символических образа означают различные духовные силы возле престола Божия, которые день и ночь поют: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!»

Обозначением Ангельских сил часто были такие зооморфные символы как лев, конь, орел, вол. Конь – символ послушного и верного слуги.

Из такого соотношения наружных и внутренних изображений в общем строе символики храмовой архитектуры становится понятным, какие истины веры могли быть открыты всем, в том числе и язычникам, а какие должны быть только тайным знанием посвященных по мнению древних христиан.

Строгие, без изображений аркатурные пояса, где нет изображений райских деревьев, а только столбики, перехваченные «дыньками» – это тоже символ райского сада.

Орнаментальные пояса , поднятые наверх прясел стен под закомары, таким образом образуя карниз, имеют керамические балясины, напоминающие столбики аркатурных поясов, подчеркивают единство символики с аркатурой. Смысл раннемосковского орнаментального пояса – жизнь святых в Раю, как плод земного подвига исповедания вер и жизни в Законе Божием.

Часто содержание одной архитектурной формы сочетает в себе не один символ, а несколько. Это относится и к храмовым стеновым столпам , на которых снаружи вместо символов ангельских Сил и Святых часто помещается изображение виноградной лозы , как знака Древа Жизни. Значение винограда в христианской символике очень многогранно, но два из них – образ Рая и Причастия, которое тоже «Огонь» - совершенно органично сочетаются с образом Сил Небесных, ибо они населяют Рай и образуют небесный Огонь.

Валики – небольшая, но очень распространенная архитектурная деталь, которая присутствует почти во всех профилях закомар, кокошников, наличников, порталов, карнизов, цоколей, которые часто раскрашиваются косыми полосками красного, белого, синего, зеленого цвета и имитирующих плетеную веревку («вервь»). Прямой аналог этой формы – «верви», скреплявшие конструкцию Скинии, где они встречаются и четырехцветными, и позолоченными в разных случаях.

Являясь знаком соединения столпов, стен, закомар, верхов храма, валики – «верви» несут в себе образ единства всей конструкции храма, то есть символ единства, соборности Земной и небесной Церкви, все иерархические ступени которой обозначены архитектурными формами русского православного храма.

Аркатурно-колончатый пояс

Дмитровский собор во Владимире. Аркатурно-колончаиый пояс

Аркатурно-колончатый пояс

Аттиковый ярус Всехсвятской церкви в Гороховце

Аркатурно-колончатый пояс. Георгиевский собор Юрьев-Польский

Аркатурный пояс на фасаде собора Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале Владимирской области. Алтарные апсиды Успенского собора

Дмитровский собор во Владимире. Аркатурно-колончаиый пояс

Дмитровский собор во Владимире. Аркатурно-колончаиый пояс

Дмитровский собор во Владимире. Фрагмент декора

Дмитровский собор во Владимире. Общий вид

Закомара и световой барабан Дмитриевского собора во Владимире

Орнаментальная белокаменная резьба в верхней части прясел дмитровский собор

Спасский собор Андроникова монастыря, типичное для московского стиля сочетание закомар и кокошников.

Успенский собор Московского Кремля. Аркатурно-колончатый пояс

Орнаментальный пояс на фасаде Успенского собора на Городке

Фриз карниза нижнего яруса колокольни Преображенского собора в Рыбинске

Дыньки - фрагмент портала церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Медведевой Пустыни


Окно – «око» Храма. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6, 22). Евангельское слово, обращенное к человеку, как одушевленному Храму, относится и ко всей Церкви, как Телу Христову. Поэтому в Храме – символе Церкви, солнечный свет – символ света Божественного. Окна храма получили архитектурную и изобразительную символику Ангельских сил, сообщающих нам Свет Божественных озарений и охраняющих Храм от проникновения в него «духов тьмы» - падших ангелов

Поэтому, внутри храма на окнах, на откосах окон сверху очень часто пишутся образы Архангелов, Ангелов или Херувимов, а по бокам образы Святых, так как понятия святости и света тесно связаны между собой: «Тако да просветится свет вам пред человеки, да узрят дела ваша добрая» (Мф. 5, 16).

С внешней стороны наличники окон несут тот же символический смысл, поэтому они имеют завершения, сходные по очертанию с кокошниками – треугольные, пламеневидные, часто с символами или изображениями Ангельских сил. При отсутствии наличников ту же охранительную символику несут деревянные оконницы и металлические решетки окон, традиционный рисунок которых включает формы креста, пламени, дерева, круга.

Крыльцо – «всход», в большинстве древних храмов, стоявших на высоких подклетах и имеющих сень на столпах, происходит от слова «крыло», это и символ восхождения духовного ко храму и знамение покрывающего, осеняющего благословения Божия.

Столпы , поддерживающие сень крыльца – первый архитектурный знак, встречающий входящего. Их массивные, обычно квадратные в плане основания – символ твердости веры, разнообразные фигурные «дыньки» («плоды добрые») и квадратные «ширинки» («обители») – как бы говорят о том, каков должен быть человек, входящий в храм, чтобы получить благословение Божие.

Формы покрытия сени крыльца (чаще всего шатровые или бочечные) – знамение того, чем духовно осеняется (благословляется) входящий в храм.

Четырехскатный шатер (в плане квадрат) – символ твердости веры и небесного града;

шестигранный , с венчающим его крестом – символ «семи даров Святого Духа» и семи церковных Таинств;

восьмигранный – Покрова Пресвятой Богородицы.

Килевидная бочка – знамение молитвенного горения к Богу.

Ступени – символ духовного восхождения, лествицы Иаковлевой. Гирька , свешивающаяся между столпов крыльца – знак благословения и обетования духовных плодов, получаемых в доме Божием.

Входной перспективный портал , широко раскрытый навстречу идущим в храм и призывающий всех войти, резко сужается к двери, как бы напоминая своим устройством евангельские слова Господа: «Входите тесными вратами, потому, что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13-14).

Уступы сужающегося портала – знак тех ступеней очищения и уготовления души, которые проходит каждый человек, приходящий к вере и Церкви. Это часть Домостроительной символики Храма – домостроительство «одушевленного Храма» в лице каждого христианина.

Церковь Иоанна Кронштадского в поселке Колтуши

Камень – символ прежде всего Самого Христа. Об этом сказано еще у пророков. Четвертое царство, которое видел во сне царь Навуходоносор в образе истукана из глины и железа, представляло римское царство. Камень, оторвавшийся от горы и ударивший этого идола и рассыпавший его в прах – прообраз Христа, основателя нового царства над царствами, «которое вовеки не разрушится» по пророчеству пророка Даниила (Дан. 2, 44).

Великий Исаия называет Христа «камнем преткновения и скалою соблазна...», о который споткнутся многие – «и упадут и разобьются... Камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится» (Ис. 8, 14; 28, 16; Рим. 9, 33).

Символизируя Христа, камень символизирует одновременно и твердую веру во Христа. Так выражая свою веру, апостол Петр сказал Господу: «Ты Христос, Сын Бога Живого», Господь ему ответил: «Ты Петр (значит камень), и на сем камне Я созижду Церковь Свою». Апостол Петр в своем послании называет верных «живыми камнями» говоря: «приступая к Нему (Иисусу), камню живому... и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2, 45). Ибо все, кто во Христа крестились, во Христа облеклись и сделались подобными Христу. Поэтому апостол Петр называет христиан живыми камнями. Множество камней в мире символизирует множество верных – от начала, до скончания времени – согласно обетованию Божию Аврааму, что потомков его по правой вере будет «как песок на берегу морском» (Быт. 22, 17).

Если стены храма – все народы, из которых Христос создал Свою Церковь, по мнению св. Иоанна Златоустого, а камень – символ верного Господу христианина (по ап. Петру), то каждый камень в стене храма символизирует души праведных людей, составляющих Церковь Христову.

Дерево – символ Древа Жизни райского сада, в котором пребывают праведные души и некоторые другие значения, о которых говорилось выше. Таким образом, даже сама материальная основа Храма несет в себе глубокие христианские символы.


Абсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Аркатурный пояс - украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Барабан - цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб - основной объем храма.

Лемех - деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица - церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф - (франц. nef, от лат. navis - корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Подклет - нижний этаж здания.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Поребрик - декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Портик - галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел - небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Пилястра (лопатка) - конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Рустовка - декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Трапезная - часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.

Шатер - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка - прямоугольная впадина в стене.

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко - шар на завершении купола под крестом.

Ярус - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания

Исторические храмы зачастую являются визитной карточкой государства. По их внешнему виду судят о духовной составляющей страны, о развитии духовного искусства.

Архитекторы, художники, строители, скульпторы на протяжении веков старались украшать церкви так, чтобы они вызывали восхищение, чтобы показывали величие веры, величие страны.

Особые традиции храмового строительства, символизм различных вероисповеданий играли и играют немаловажную роль в создании храмов.

В архитектуре храмов существуют особые детали и особая терминология. У русских православных храмов тоже существуют такие особые элементы, которые не встречаются в других строениях или встречаются крайне редко.

Одним из таких элементов является закомара - это присущий именно церковному строительству.

Архитектурные традиции православия

История строительства храмов на Руси начинается с 988 года, с года принятия христианства. Вера пришла на русские земли из Византии, поэтому и первые церкви строились в византийском стиле. Постепенно архитектурные традиции менялись, добавлялись особые, присущие только православной церкви элементы, украшения.

Из Византии пришла к нам традиция сводчатых потолков. Отсюда появилась особая, точно повторяющая форму свода кровля.

Полукруглая закомара

В древнерусском языке комара - свод, а закомара - это полукруглое завершение стены, которое закрывает кровля такой же формы.

Такая форма православного храма характерна для древнерусской церковной архитектуры и была распространена в 12-17-м веках.

Закомара требовала мощной опоры, иначе свод просто рухнул бы. Мощные стены позволяли выстоять храмам в веках и дожить до настоящего времени, преодолев время, капризы погоды, набеги врагов.

Килевидная закомара

Кроме полукруглой формы, встречается и килевидная закомара. Это элемент, который не полностью повторяет форму свода, и поэтому по-другому его называют ложной закомарой.

Если вы объясните понятия и термины "килевидные закомары" иностранному туристу, не показав фотографии, он вряд ли поймет, о чем идет речь. Ведь это исконно русский элемент.

В строительстве часто использовали сочетание этих элементов. Килевидные имели декоративное назначение. Часто с этой же целью закомары располагались нескольким ярусами.

Символизм

Известно, что формы храмовых построек имеют определенный символизм. Храмы строились в форме корабля, креста, круга. Все эти формы объясняются особыми христианскими традициями.

В зависимости от внутренней формы храмы очень часто имеют несколько сводов, соответственно, и несколько закомар.

Синонимы

Закомары храма часто называли кокошниками за их схожесть с женским головным убором. Зачастую они и украшены были настолько искусно, что могли составить конкуренцию этому женскому украшению. Именно это слово приведено в словаре синонимов русского языка В. Н. Тришина, изданном в 2013 году.

Возрождение традиций

В 17-м веке в строительстве все чаще используют кирпич, и в связи с этим закомары заменяет покатая двускатная кровля, которая более легкая, не требует мощной опоры для сооружения, легче противостоит суровым погодным условиям. Появляются бесстолпные храмы с четвериком, перекрытым сомкнутым ступенчатым сводом.

В конце 20-го века в строительстве храмов наблюдается возрождение древних традиций. Эта возможность появилась с разработкой новых технологий строительства. Поэтому стало возможным строить или восстанавливать храмы, точно повторяющие форму древнерусских.

Церковный наряд

Бесспорно, украшением православных храмов являются купола. Настоящим произведением искусства древнего храма часто становится и закомара в архитектуре, встречающаяся только здесь.

Этот элемент архитектуры сравнивают с женским головным убором, который украшали вышивкой, расшивали драгоценными и полудрагоценными камнями. Такие кокошники являются настоящими произведениями искусства, хранятся в музеях как предмет национального костюма, особой гордости русской культуры. Так и древние православные церкви, как русские красавицы, отличаются своей статностью и убранством головного убора. Закомара - это гордость древнего храма, его украшение.

Скульпторы, художники, мастера мозаики, архитекторы старались оформить закомары храма как можно наряднее.

Благовещенский собор. Продолжаем цикл статей о внешнем архитектурном убранстве храмов Московского Кремля и приступаем к подробному рассказу об особенностях Благовещенского собора. (В первой публикации,, мы подробно и наглядно объяснили некоторые архитектурные термины. В статье о расширили тему распространённых архитектурных приёмов, которые русские зодчие применяли при строительстве культовых сооружений. В обзоре внешнего убранства рассказали о темах живописи наружных стен храма.)

Существующий Благовещенский собор – постройка разновременная, своеобразный “слоёный пирог”, состоящий из фрагментов от XIV до XVI веков.

Собор построили псковские мастера в конце XV века (1485-1489 годы). (Некоторые источники называют имена Кривцова и Мышкина, но в изданиях Московского Кремля упоминаний об этом не найдено). Так же, как и на , на Благовещенском соборе зодчие оставили свой авторский знак – ряды “бегунца” (его часто называют или “бегунком”), “поребрика” и арочные ниши над ними.

Фрагмент барабана центрального купола Благовещенского собора
Фрагмент барабана купола церкви Ризоположения

Декоративные пояса обоих церквей различаются лишь структурой верхнего пояса арочных ниш – на Благовещенском соборе они более глубокие, трёхступенчатые. На мельче, состоят из двух неглубоких ступеней.

Невысокий центральный барабан украшен чередующимися арками. Арки разделены полуколоннами с капителями в виде перевязанных снопов. В узкие арки врезаны окна, широкие арки – глухие.


Убранство четырёх боковых барабанов несколько отличается от срединного. Окна заметно уже, межоконное пространство между ними значительно шире, обрамлено двойными арками. На полуколонках заметны такие же капители и такие же бусины, как и на центральном барабане.

Стены храма традиционно разделены лопатками.

Фрагмент южной стены Благовещенского собора, разделённой лопатками

Деление стен на Благовещенском соборе рассмотреть непросто из-за галереи-гульбища, которой обстроен храм. Стены традиционно завершаются закомарами.


Восточная стена собора. Над апсидами хорошо просматриваются три килевидные закомары

Такие же килевидные закомары мы видели на .


Церковь Ризоположения. Килевидные закомары восточной стены.
Килевидные закомары Благовещенского собора над восточными апсидами собора

На верхнем снимке хорошо просматривается ряд кокошников в основании центральной главы. Килевидные кокошники повторяют форму закомар.

В архитектуре коко́шником называют полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент. По форме он очень похож на закомары. Но если закомара – внешняя часть свода, то кокошник – чисто декоративная деталь, её цель – украшать. Название архитектурного элемента “кокошник” связано с названием традиционного русского женского головного убора.
Кокошники могут располагаться на стенах, у оснований шатров и барабанов глав, венчать оконные наличники, часто покрывают своды. Яркими примерами богатого украшения кокошниками в Москве являются храмы и Рождества Богородицы в Путинках.

Восточную стену Благовещенского собора украшает декоративный аркатурно-колончатый пояс. Он помещён в верхней части алтарных апсид, потому что ранее восточную стену закрывала галерея.

Пояс состоит из витых полуколонн, перехваченных бусинами с перекинутыми между ними арками. По верху проходит ряд небольших ступенчатых ниш, разделённых балясинами. (Балясины – невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором ).

Источники утверждают, что первоначально храм был трёхглавым. Одна глава была центральной, две располагались над алтарём. В 1560-м году добавили ещё две глухие главки. Одновременно к Благовещенскому собору пристроили приделы или, как их называли ранее – церквицы. Таким образом храм стал девятиглавым.


Все девять глав собора можно увидеть с колокольни Ивана Великого.

Северо-восточный придел был освящён в память Собора Архангела Михаила, позже преосвященный в память Архангела Гавриила.


Северо-восточный придел архангела Гавриила находится над входом в Благовещенский собор. Восточная стена (со стороны Архангельского собора).
Северо-восточный и северо-западный приделы архангела Гавриила и Собора Богоматери. Северная стена (от Грановитой палаты)

Северо-западный придел освятили в честь Собора Богоматери. Юго-западный придел – во имя Входа Господня в Иерусалим.


Юго-западный придел Входа Господня в Иерусалим.

Юго-восточный придел – святого Георгия, в XIX веке его перестроили и переосвятили в память Александра Невского.


Юго-восточный придел Александра Невского расположен над юго-восточным Грозненским крыльцом. Восточная стена.
Юго-восточный придел Александра Невского. Южная стена

Все приделы украшены ширинками, завершаются небольшими кокошниками, которые удачно повторяют форму закомар и кокошников центральной главы.


Ширинки (квадратные и прямоугольные углубления) восточной стены юго-восточного придела св.Александра Невского.
Кокошники юго-восточного придела Александра Невского.

Барабаны главок приделов украшены валиками, стены прорезаны узкими окнами.

Благовещенский собор Московского Кремля – один из немногих православных храмом, вход в который устроен не с запада, как полагается по канону, а с востока.

Правда, вход этот ведёт не в сам храм, а на галерею-гульбище, которое с трёх сторон окружает Благовещенский собор. Непосредственный вход с гульбища в церковь устроен, как и положено, с запада.

Неканоническое расположение входа объясняют назначением храма. Благовещенский собор служил домовой церковью московских государей. С запада, со стороны государева двора, в него входил сам великий князь или царь, а для прочих был сделан отдельный вход с восточной стороны. Вход в собор устроен в северо-восточном углу гульбища.


Вход в Благовещенский собор

Однако на юго-восточном углу есть ещё одно крыльцо, именуемое “грозненским”.

Благовещенский собор. Крыльцо Ивана Грозного

Согласно преданию митрополит Московский наложил на Иоанна IV епитимью, запретив ему присутствовать на богослужениях из-за четвёртого брака государя с Анной Колтовской. Согласно одному из отцов Церкви Василию Великому даже “на троебрачие нет Закона и третий брак не составляется по Закону. На сие взираем как на нечистоты в церкви, но прямому осуждению не подвергаем, ибо сие лучше, чем прямое блудодеяние.”

Иоанн Васильевич сочетался третьим браком с Марфой Собакиной, умершей через две недели после свадьбы. Считается, что её отравил Михаил Темрюкович, брат предыдущей, второй супруги государя, Марьи Темрюковны.
Согласно преданию, после запрета на посещение храма для государя пристроили юго-восточное крыльцо, чтобы он мог слушать богослужения.

Но на самом деле крыльцо это возвели раньше, хотя Ивану Грозному действительно запретили присутствовать на богослужениях. Его епитимья должна была длиться вплоть до следующей Пасхи, то есть почти год. Однако епитимья отменялась, если царь будет защищать веру православную против неверных.

Согласно ещё одной легенде, именно с южного крыльца Благовещенского собора Иван Грозный наблюдал комету, возвестившую его скорую смерть. На самом же деле царь видел комету с Красного крыльца Грановитой палаты. По Н.М.Карамзину:

“Явилась Комета с крестообразным небесным знамением между церковию Иоанна Великаго и Благовещения; любопытный Царь вышел на Красное крыльцо, смотрел долго, изменился в лице и сказал окружающим: вот знамение моей смерти!”

2006-2010 годах в Благовещенском соборе проводилась научная реставрация. Реставраторы подробно изучили историю крыльца Ивана Грозного. Сейчас мы можем увидеть воссозданные фрагменты интерьера грозненского времени. В экспозицию вошли возвращенные на свои исторические места белокаменные резные портал

и окно середины XVI века,

фрагменты первоначальной кладки стен с белокаменными резными деталями,

а также установленные на постаменты белокаменные блоки с резьбой середины XVI века. Теперь мы воочию можем увидеть, как выглядела южная паперть в середине XVI века.

Благовещенский собор. Росписи внешних стена

Над северным крыльцом (главным входом в собор) видна роспись “Собор Богоматери”.

На северной стене храма, обращённой в сторону Успенского собора сохранилась фреска “Собор Архангелов”.


Фреска на северной стене “Собор Архангелов”.

Первоначально фрески написаны в середине XVI века, их многократно поновляли.
В заключение представим вид Благовещенского собора в XIX веке. На репродукции видно, как изменились паперти храма.


Бодри Карл Петрович (Карл-Фридрих) “Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле”, 1860 г.