Знаменитый студент посещавший лекции фейербаха. Значение философии Людвига Фейербаха

Философия Фейербаха является завершающим этапом классической немецкой философии, представленной Кантом, Гегелем, Шеллингом и Фихте, и началом эпохи материализма как в немецкой, так и в мировой философии. Богатство, яркость идей и его остроумие удивительным образом сочетаются с неустойчивостью его взглядов. Сам о себе он говорил, что его первой мыслью был бог, второй - разум, а третьей и последней - человек. Он пережил три фазиса философии, которые просматриваются во всей истории человечества, и остановился на последнем.

Людвиг Фейербах (1804 - 1872) родился в семье криминалиста, в юности изучал богословие, слушал самого Гегеля в Берлине.

Он считал философию идеализма рационализированной религией, противопоставляя философию и религию по самому их существу. В основе религии он видел веру в догмы, а философии - знание и стремление раскрыть природу вещей. Поэтому философия Фейербаха направлена на критику религии и избавление сознания от религиозных иллюзий. Он назвал человека частью (наиболее совершенной) природы, а не творением бога.

В центре внимания Фейербаха находится и тело которого едины. При этом больше внимания философ уделял именно телу, которое, по его мнению, и составляет сущность «Я». Критикуя идеалистов, их трактовку познания и абстрактное мышление, Фейербах обращается к чувственному созерцанию. Он считает, что единственный источник познания - это ощущения- зрение, осязание, слух, обоняние, которые обладают подлинной реальностью. Именно с их помощью и познаются

Он отвергал сверхчувственную реальность и отвлеченное познание с помощью разума, которое считал идеалистической спекуляцией. Такая антропологическая философия Фейербаха свидетельствует о новой интерпретации понятия «объект». По мнению Фейербаха, он формируется при общении людей, поэтому объект для человека - это другой человек. Из внутренней связи людей возникает человеколюбивая альтруистическая мораль, которая должна заменить людям иллюзорную Последнюю он называл отчужденной и ложной формой любви.

Вместе с Гегелем он убежден в могуществе разума и необходимости познания. Яркой особенностью, которую имеет философия Фейербаха, является учение о туизме. Он считает, что достоверность бытия доступна собственным Он никогда не отказывается от своего интереса к религиозной проблеме и этике, поэтому эта сторона его философии была разработана гораздо глубже и полнее, чем вопросы познания.

Интереснейшая сторона, которую имеет философия Фейербаха, заключается в его интерпретации религии. Это его теория психогенезиса религиозных миросозерцаний. Он стремится показать, как в человечестве веками складывалось религиозное миросозерцание. Отрицая сверхчувственное как все, лежащее вне сознания и он склоняется к натурализму и атеизму.

Фейербах представляет свое описание психогенезиса духовных религиозных представлений и чувств. Дети, дикари и одинаково стремятся проектировать свои черты вовне (антропоморфизм). А религия является важнейшим видом реализовать такие стремления - спроектировать лучшие черты своего «Я», собственных мыслей, желаний и чувств на божественный образ. Такое религиозное творчество помогает человеку устранить противоречивость, которая неизбежно возникает между его желаниями и достижениями и которая осознается так мучительно. Не Бог создал человека по своему подобию, а как раз наоборот, человек всегда сам творил своих богов. И эти боги - дети человеческих желаний.

Такова философия Фейербаха. Кратко она приведена в наиболее интересных аспектах. Она наиболее интересна своей психологической, а не метафизической стороной. Его попытка объяснить процесс происхождения религиозного миросозерцания нова и оригинальна. Глубокие идеи Фейербаха стали толчком для исследований истории религии Ренаном, Гаве, Штрауссом, кн. С.Н. Трубецким и др. За ними последовал ряд этнографических исследований первобытной религии (Леббок, Тайлор, Спенсер, Группе и др.). Его идеи оказали сильное влияние на вождей немецкой социал-демократии: Маркса, Энгельса и других.

Немецкий философ, Людвиг Андреас Фейербах родился 28 мая 1804 года в Ландсгуте, в Баварии, в семье выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха. Окончив местную гимназию в 1822 году, девятнадцатилетний Людвиг в следующем году поступил в Гейдельбергский университет, избрав своей специальностью богословие, за изучение которого он принялся с большим воодушевлением.

На первом году обучения он находил пищу для своего ума в лекциях гейдельбергского профессора Карла Дауба. В отличие от мертвого догматизма своих коллег Дауб вносил в свои теологические курсы живую мысль, навеянную философским учением Гегеля, наполнял лекции логическим содержанием, заставлял думать.

Людвиг обращается к первоисточнику, - к самому Гегелю. В 1824 году Людвиг решает поступить в Берлинский университет. В Берлинском университете Людвиг попадает в необычную атмосферу. Больше всего он восхищался, конечно, лекциями Гегеля. Лекции его были ясными и вразумительными, поскольку он учитывал способность усвоения своих слушателей. Гегель учил думать, развивал в слушателях способность теоретического мышления.

Вкус к независимому теоретическому мышлению - вот главный урок, который извлек Фейербах из лекций Гегеля.

По окончании Берлинского университета 13 декабря 1828 года, в Эрлангенском университете состоялась публичная защита Фейербахом диссертации на тему "О едином, всеобщем и бесконечном разуме".

После успешной защиты диссертации молодой, двадцатипятилетний доктор философии получил возможность в качестве приват-доцента преподавать курс "гегелевской философии" в Эрлангенском университете. В течение трех лет, с 1829 по 1832 год, он читал лекции по логике и метафизике, а также по истории новой философии. Через год после начала преподавательской деятельности Фейербаха, в 1830 году, в Нюрнберге вышла анонимная книжка под названием: "Мысли о смерти и бессмертии, по рукописям одного мыслителя с приложением богословско-сатирических эпиграмм". Это и было первым печатным выступлением Фейербаха.

Фейербах не мог не понимать, что бросает вызов церковникам, теологам, правоверным властям. Недаром он издал книгу анонимно. Однако их негодование превзошло все ожидания. Особенное озлобление вызвали приложенные к "Мыслям" ядовитые сатирические двустишия.

Книга вскоре была конфискована. Тайна анонима была раскрыта, и автор ее был изгнан из университета и лишен права преподавания. Перед подвергнутым остракизму двадцативосьмилетним философом встал закономерный вопрос: что делать? К тому же в 1833 году он потерял своего отца.

Лишившись преподавательской работы, Фейербах напряженно продолжает изучать историю новой философии. В результате в 1833 году выходит первый, а в 1837 и 1838 годах второй и третий тома его "Истории новой философии". Двадцать четыре года Фейербах почти безвыездно прожил в Брукберге. Здесь были задуманы и написаны его основные произведения. Его жена была одной из трех совладелиц небольшой фарфоровой фабрики, управляемой ее братом и расположенной в бывшем охотничьем замке. Во флигеле фабричного здания и поселился Фейербах. Доля скудного дохода, приносимого фабрикой, и скромные литературные гонорары служили средствами существования семьи.

Фейербах отличался огромным трудолюбием. Его рабочий день начинался с утра и заканчивался в 8 часов вечера. Так, работая над статьей о Лютере, он просмотрел 23 фолианта его сочинений. Он никогда не переставал учиться, критически пересматривать, исправлять ошибки и заблуждения.

Фейербах считает, что философия должна исходить из чувственных данных и заключить союз с естествознанием. Философия заменяет религию, давая людям вместо утешения понимание своих реальных возможностей в деле достижения счастья. Она должна быть антропологией, то есть учением о человеке. Новая философия, под которой Фейербах понимает свою систему философии, рассматривает и человека, и природу как единственный предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку.

Фейербах был непревзойденным критиком идеализма и религии. Он полагал, что религию порождают как страх перед стихийными силами природы, так и те трудности, страдания, которые испытывают люди на земле.

Для Фейербаха природа - это высшая реальность, а человек - высший продукт природы. В лице человека природа ощущает, созерцает себя. Нет ничего выше природы, нет ничего ниже природы. Природа бесконечна, как и вечна, пространство и время - основные условия всякого бытия и сущности, всякого мышления и деятельности, всякого процветания и успеха.

В 1859 году зять Фейербаха обанкротился, и его фарфоровая фабрика была продана на аукционе с молотка. Фейербах лишился основного средства к существованию и был на старости лет изгнан из своего убежища отшельника. В конце сентября 1860 года Фейербах переселился в Рехенберг, неподалеку от Нюрнберга.

Немногочисленные друзья знали, что Фейербах живет в нужде. В 1862 году издатель собрания его сочинений Отто Виганд писал в своем обращении к генеральному секретарю Шиллеровского фонда в Веймаре, известному драматургу К. Гуцкову: "Фейербах живет в деревне Рехенберг под Нюрнбергом... Он живет в Рехенберге наукой, но она не может насытить желудок даже философа!" Виганд просил назначить стипендию престарелому Фейербаху. Вопрос о присуждении Фейербаху скромной стипендии в 300 талеров в год вызвал серьезные разногласия в Совете фонда, но в конце концов, после трехкратного голосования, Шиллеровский фонд предоставил стипендию, которая давала возможность Фейербаху с женой и дочерью жить в условиях "античной республиканской бережливости и воздержанности", по его собственному выражению.

Жизнь Фейербаха подходила к концу. Одно за другим последовали мозговые кровоизлияния. Затем паралич. 13 сентября 1872 года перестала мыслить его неутомимая, беспокойная голова.

За два года до смерти Фейербах вступил в ряды Нюрнбергской секции Германской социал-демократической партии. У гроба Фейербаха не было ни одного представителя немецких университетов. Провожала его прах на кладбище Св. Иоанна траурная процессия нюрнбергских рабочих.

Потребовалось почти шестьдесят лет для того, чтобы на этой могиле, после упорного сопротивления магистрата, был воздвигнут памятник с эпитафиями: "Человек создал Бога по своему образу и подобию" и "Твори добро из любви к человеку". Но через два года этот памятник был снесен пришедшими к власти фашистами.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/


Идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи К.Маркса и Ф.Энгельса. 3. ОЦЕНКА КОНЦЕПЦИИ РАССМАТРИВАЕМОГО ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ Л.Фейербах в ряду немецких философов является представителем материалистического направления. Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как...

... » Маркса, вышедший в 1867 году. В эти же годы происходит сближение Фейербаха с рабочим движением. В 1870 голу он вступает в ряды социал-демократической партии Германии. Скончался Людвиг Фейербах 13 сентября 1872 года от инсульта в Рехенберге и похоронен в Нюренберге. Наряду с логикой и метафизикой большое место в эрлангенских лекциях Фейербаха занимала история философии, освещение которой он...

Его природных дарований, а нес совершенствованием религиозной веры. Он убежден в том, что религия по своей сути является препятствием для прогресса человека и общества. Исходя из принципа антропологического материализма, Л. Фейербах решает и извечную проблему бытия человека – проблему этики и морали. Он в данном случае следует традиции – связывать мораль с бытием свободной воли и счастьем, как...

Этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми им. 1. Творческая биография Людвига Фейербаха. Творческая биография Людвига Фейербаха (1804- 1872) началась с его учебы на теологическом факультете Гейдельбергского университета. Однако Фейербах быстро разочаровался в теологии и уже через год...

Немецкий философ Людвиг Андреас фон Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии. Его отец был известным криминологом, специалистом по уголовному праву. Сам же Людвиг посвятил жизнь философии. Он придерживался материалистического направления и был одним из самых ярых представителей атеизма.

Биография мыслителя

Фейербах был студентом факультета теологии Гейдельбергского университета. Молодой философ увлеченно изучал богословие, охотно посещал лекции. Его любимым преподавателем был Карл Дауба. Фейербаху нравилось, что профессор читал лекции, донося до студентов живые, интересные мысли. Заставлял их размышлять. Курсы были построены на . Людвигу нравилось общаться с этим знаменитым мыслителем. Чтобы продолжить образование, в 1824 году он переезжает в столицу немецкого государства - Берлин.

Позже, Фейербах становится преподавателем философии в Эрлангене. Его лекции по логике, метафизике, новой философии внимательно слушал знаменитый Карл Маркс.

Философия Фейербаха уделяла большое значение мыслям. Мысль в его понимании, это нескончаемый поток, способный сметать все на своем пути. Кто виртуозно владеет мыслями, тот не должен бояться никаких преград. Людвиг говорит о том, что вера в бессмертную душу обесценивает земные старания человека. А ведь ценность каждого определяется тем, что он оставил своим потомкам.

В 1836 году, философ женился на девушке, которая была одной из владелиц небольшого завода по производству фарфора и переехал в небольшую деревеньку Брукберг, где продолжил писать научные труды.

Политическая жизнь не представляла для ученого большого интереса, но в 1872 году он стал членом социал-демократической партии под предводительством Карла Маркса.

В последние годы жизни, философ жил в городке Рехенберг, рядом с Нюрнбергом. Он переехал сюда в 1859 году. Фарфоровый завод, который приносил его семье прибыль долгие годы, обанкротился. Поэтому у Фейербаха возникли серьезные финансовые проблемы.

Философ умер 13 сентября 1872 года и был похоронен в городе Нюнберг. Сегодня, на месте дома, где жил Фейербах находится парк Рехенберг. В нем есть «Философская тропа» с выдержками из трудов Людвига. Память мыслителя увековечена мемориалом - большой каменной глыбой.

Учение Фейербаха о познании

Людвиг Фейербах утверждал, что истина, действительность и чувства не могут находиться друг без друга. Человек понимает только то, что чувствует. Если мы прислушиваемся к чувствам, то перестаем сомневаться. Это главный инструмент познания окружающей действительности и единственный источник истинного знания.

Достоверность происходящего определяется не только тем, что чувствует человек, но и тем, как он относится к другим людям. Мы познаем окружающих и лишь затем - самих себя. Теплые чувства к окружающим, солидарность с ними раскрывают перед нами настоящий смысл жизни. Эта концепция получила название «туизм» (противоположность эгоизма). Жить без осознания нравственного долга – невозможно.

Этика Фейербаха

В философии Людвига Фейербаха, огромное внимание уделяется вопросам этики и религии. Предметом этики является область человеческой воли, которая исходит из стремления к счастью. Не имеет смысла говорить о вопросах нравственности, если человек не стремится к личному счастью. Забота о собственном счастье противоречит стремлению служить на благо других.

Истинная этика основывается не на удовлетворении собственных нужд, а на уважении интересов других людей. Можно стать счастливым лишь, сделав счастливым своего партнера.

Если возникает конфликт между чувством долга и эгоизмом, его можно преодолеть. Мы часто пытаемся находить компромисс между своими интересами и долгом. Даже если поначалу мы чувствуем сопротивление, постепенно приходит удовлетворение и счастье от служения другим.

Основные работы Фейербаха

За свою жизнь, Людвиг Фейербах написал немало работ, ставших значимыми в развитии философской мысли.

В 1830 году вышел труд Фейербаха под названием «Мысли о смерти и бессмертии», где подвергался критике вопрос бессмертия души человека. Этот труд был издан без указания авторства, но многие поняли, кто приложил руку к его созданию. Весь тираж сожгли и Людвигу запретили заниматься преподавательской деятельностью до конца его дней. Несмотря на то, что друзья ученого пытались ему помочь остаться преподавать, они не смогли этого сделать.

Первая книга, которая стала известной - «История новой философии от Бэкона до Спинозы». Первый том был написан в 1833 году. В этой работе чувствуется влияние лекций Гегеля. В ней затрагивается вопрос отношений философии и религии.

В 1837-1838 годах вышли дополнения к этой работе. Автор отвергает учения традиционной теологии о бессмертной душе. В том томе, который был посвящен Бейлю, он заявляет о своем атеистическом взгляде на мир и формулирует принципы личного отношения к религии. Подробно, Фейербах развивает свои мысли в следующих трудах: «Философия и христианство» (1839) и «Сущность христианства» (1841).

В более поздних работах - «Необходимость реформы философии», «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845) и «Чтения о сущности религии» (1851) - материалист радикально склоняется к роли чувственности в познании.

Он отрицает роль бессмертной души и говорит о том, что каждый «человек есть то, что он ест».

Последнее произведение мыслителя - «Эвдемонизм». Не смотря не то, что Людвиг Фейербах в то время терпел тяжелые лишения, он написал философский труд, пронизанный искренней верой в счастье людей.

Эвдемонизм - особое направление в этике, которое считает главным критерием нравственного поведения людей их стремление к счастью - наивысшему благу.

Работы философа не остались незамеченными. Его идеи сильно повлияли на взгляды Фридриха Энгельса, Карла Маркса и других представителей немецкой социалистической демократии. Представитель русской философии Сергей Булгаков называл его философом и богословом материалистического социализма.

Философские взгляды мыслителя

Людвиг Фейербах в своих трудах уделил внимание изучению человека. Каждый имеет единые тело и душу. Большую роль играет именно тело. Оно является сущностью личности. Фейербах подвергает критике учение идеалистов, с их «абстрактным мышлением». Упор делается на ощущения - зрение, осязание, обоняние и слух. Они по-настоящему реальны и нужны человеку, чтобы изучать психические состояния.

Невозможно ничего познать абстрактно, лишь при помощи разума. Если кто-то предлагает вам подобное - это не более, чем идеалистическая спекуляция.

Это направление в учении Фейербаха называют антропологией. «Объектом» для каждого из людей будет являться другой человек. Между людьми существует внутренняя связь. И поэтому возникает альтруистическая мораль, которая способна стать сильнее «ложной» любви к Богу.

Учение Фейербаха о религии

Людвиг Фейербах имел необычные взгляды на религию. Он пытался показать то, что у людей на протяжении веков формировался взгляд на мир, как нечто созданное Богом. Мысль о том, что именно Бог управляет судьбами всего живого, согласно его учению, тоже есть нечто, сформировавшееся в течение долгих лет. Божественное невозможно понять и осознать, а потому -Бога нет.

В трудах Фейербаха фигурирует такое понятие, как психогенезис духовных религиозных представлений и чувств. Каждый склонен к антропоморфизму (проецирование своих черт во вне). Человеку хотелось бы создать лучшую версию себя. Так создаются образы богов, которым не чужды человеческие мысли, чувства и желания.

Когда мы не достигаем того, чего хотим всей душой, мы испытываем горькое сожаление, душевные терзания. Смягчить эту досаду помогает религиозное творчество. Человек придумывает себе бога и надеется когда-нибудь приблизиться к его чертам. Человек сам создает Бога.

Людвиг Фейербах в своих трудах говорит об антагонизме в философии и религии. Люди, которые готовы обманывать самих себя, которых обманывают те, кто у власти, верят в Бога. Влияет на это и зависимость их от природных стихий.


(28 июля 1804, Ландсхут, Бавария - 13 сентября 1872, Нюрнберг, Бавария, Германская империя)


ru.wikipedia.org

Биография

Изучал богословие в Хайдельберге у гегельянца Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушал самого Гегеля в Берлине. С 1828 года читал лекции в Эрлангене; с 1836 года жил около Байройта, потом в Нюрнберге на горе Рехенберг.

Умер в бедности. Похоронен в Нюрнберге. В настоящее время на месте его жилища разбит парк Рехенберг, установлена массивная глыба в его честь, а также распланирована "Философская тропа" с таблицами, содержащие некоторые из его сентенций.


Нюрнберг.Рехенберг.Памятник Фейербаху


Основные работы

Первым значительным произведением Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней уже зарождается вопрос, который всегда всего более интересовал Фейербаха - вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философии составило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть - характеристика философии Пьера Бейля (1838).

В первых двух исследованиях Фейербах придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им, как и в раннем его анонимном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830).

Когда имя автора стало известно, Фейербах навсегда потерял возможность быть профессором. Попытки его друзей доставить ему кафедру были безуспешны. В сочинении о Бейле Фейербах впервые с особенной силой подчеркивает непримиримую противоположность между философией и религией. Он указывает на слепое подчинение авторитету и догме и на веру в чудо - как на основания богословия, на свободу разумного исследования и изучение закономерности явлений - как на основания науки и философии. Фейербах здесь намечает проблему психогенезиса религиозных догматов, как своеобразных метафизических иллюзий человеческого ума.

Эта проблема разрабатывается Фейербахом детально в двух последующих сочинениях: «Философия и христианство» и «Сущность христианства». В позднейших сочинениях: «Предварительные положения к философской реформе», «Основы философии будущего», «Сущность религии» и «Чтения о сущности религии» - Фейербах в ещё более резкой форме развивает свой сенсуализм, натурализм и антропологизм. Он уже склоняется к материализму («der Mensch ist, was er isst» - «человек есть то, что он ест») и в этом отношении является одним из первых представителей неоматериализма, вышедшего из «крайней левой» гегельянства.

Философские и религиозные идеи Фейербаха оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса и других духовных «вождей» немецкой социал-демократии.

Философские взгляды



Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум - второй, человек - третьей и последней». От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё - к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии.

Фейербах убеждён, что чувственность - единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается над подробным исследованием того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.

Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное - реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли - и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения». Эта мысль, навеянная, очевидно, Шлейермахером, сближает Фейербаха с новейшими немецкими позитивистами: социальное доказательство реальности внешнего мира у Риля («Philos. Kritizismus», II, 57) и Авенариуса («Der Menschliche Weltbegriff», 1891) напоминает взгляды Фейербаха. В духовном развитии Фейербаха интерес к этике и религиозной проблеме был всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработана гораздо полнее, чем вопросы теории познания.

Этика Фейербаха

В 20-х годах XIX столетия среди немецких и австрийских философов-идеалистов господствовало мнение, что Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, построенной на эвдемонистической основе. В этом сходились столь различные мыслители, как Фихте, Гегель и Шопенгауэр. Наиболее видным из немногочисленных защитников эвдемонизма был Бенеке, выпустивший в свет в 1822 г. «Grundlegung zur Physik der Sitten»; но эта книга, по-видимому, осталась неизвестной Фейербаху.

Между тем, Фейербах сходится с Бенеке в стремлении противопоставить «физику» нравов «метафизике» и развивает эту мысль в ещё более радикальной форме, противопоставляя этику счастья господствующим нравственным учениям. Этика имеет своим объектом человеческую волю; но где нет побуждения, там нет и воли, а где нет побуждения к счастью, там нет и вообще никакого побуждения. «Нравственность без блаженства - это слово без смысла». На вопрос, как наряду со стремлением к личному блаженству в нас возникает прямо противоположное стремление к самоограничению, к служению на благо других, Фейербах даёт следующий ответ: сущность нравственности заключается в блаженстве, но не в блаженстве одиночном, а в многостороннем, распространяющемся на других, ибо «я» неотделимо от «ты».

Мысль о том, что личное стремление к счастью связано со стремлением к счастью других лиц, должна рано сложиться в уме человека: «тумаки его братьев и щипки его сестёр научат его тому, что и чужое стремление к счастью вполне законно». Противоположность между склонностью и долгом несомненна и очень важна с нравственной точки зрения, но не абсолютна. Чувство долга естественно вырастает мало-помалу на почве склонностей. Из того, что исполнение долга в конечном счёте ведёт к счастью, ещё не следует, чтобы счастье непосредственно сопровождало исполнение долга. Импульс к счастью и чувство долга - изменчивые факторы: что теперь выполняется против воли, с усилием, с «надрывом», то впоследствии совершается непринужденно, легко. Даже трагическая гибель индивидуума - самопожертвование - может быть связана со счастливым сознанием проистекающего из него блага для других.

Учение о религии

Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне природы и человеческого сознания, нет. Кантовские постулаты веры - Бог, свобода воли, бессмертие души - Фейербах признает излишними. Он противопоставляет им формулу «довольствуйся данным миром» и склоняется к атеизму и натурализму. В то же время он резко расходится с «атеистами» XVIII в. в понимании психологического и исторического происхождения религии. В XVIII в. среди философов-просветителей (Вольтер, Гольбах) господствовал взгляд, что религия в её исторических формах есть лишь плод невежества и суеверия, с одной стороны, сознательной мистификации ради политических целей - с другой.

Фейербах противопоставляет этому грубому взгляду описание психогенезиса религиозных чувств и представлений. Наклонность к религиозному творчеству коренится в природе человека, проистекая из присущего человеческому духу стремления к антропоморфизму. Не только дети и дикари, но и взрослые культурные люди обнаруживают стремление проецировать свои черты вовне. Религия есть важнейший вид такого антропоморфизма. Лучшие стороны своего «Я» - своих помыслов, чувств и желаний - люди издревле переводили в божественные реальности. Импульсом к этому одухотворению и обоготворению собственных идеалов в человечестве была всегдашняя резкая противоположность между тем, что есть, и тем, что должно быть. Религиозное творчество стремится устранить противоположность между желанием и достижением, которая всегда так мучительно ощущалась человеком. Боги - дети желания, продукты фантазии. Не Бог сотворил человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек сотворил богов. Человек в области религиозного творчества в воображении удовлетворяет стремление к счастью. Он познает им же самим созданных богов, как сверхчеловеческие сущности; но это противоположение божеского и человеческого основано на иллюзии. Тем не менее историческое значение религии было огромное, так как она воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества, объединяя в древнейший период все сферы знания, искусства и практической деятельности.

По Фейербаху, её роль сыграна: мы познали научным путём ту метафизическую иллюзию, которая лежит в основе религиозного творчества; секрет религиозных явлений отгадан, идейная сторона религии утрачивает свой raison d"etre. Эмоциональная её основа также теряет своё значение. Религиозная потребность проистекала из невозможности удовлетворить желаниям и идеалам; но по мере прогресса наук, искусств и социальных форм жизни эти идеалы мало-помалу осуществляются, и религия утрачивает то положительное значение, какое она имела в прошлом. Подобно тому, как теперь золотых дел мастер или поэт не нуждаются в покровительстве Гефеста или Аполлона, так, можно надеяться, человечество научится в будущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия богов.

Идеи Фейербаха в области психологии религии сообщили толчок плодотворным исследованиям по истории религии в трудах Штрауса, кн. С. Н. Трубецкого и др. С другой стороны, за ними последовал целый ряд этнографических исследований по первобытной религии (Леббока, Тэйлора, Спенсера, Группе и др.). Наконец, они дали толчок новейшим психологическим работам в этой области, в которых более подробно исследуются факторы религиозного творчества (Гюйо, Маршалль, А. Ланге). Очень напоминают идеи Фейербаха мысли Lesbazeille’я в его статье «Les bases psychologiques de la religion»; он только оттеняет роль коллективного внушения в эволюции мифов. Учение Авенариуса об «интроекции» (в его книге «Человеческое понятие о мире») и о том виде «тимематологической апперцепции», который он называет «антропоморфическим», также навеяны Фейербахом. Есть много общего с Фейербахом в религиозных идеях Конта и Милля, но ни тот, ни другой не были знакомы с сочинениями Фейербаха.

Сочинения

* «De ratione una, universali, infinita» (Эрл., 1828, pro venia legendi)
* «Gedanken ueber Tod und Unsterblichkeit» (1830)
* «Gesch. d. N. philos. von Bacon bis B. Spinosa» (1833)
* «Darstellung, Entwickelung und Kritik d. Leibnitzschen Philosophie» (1837)
* «P. Bayle» (1838)
* «Ueber Philosophie und Christenthum in Beziehung auf den der hegelschen Philosophie gemachten Vorwurf der Uncbristlichkeit» (1839)
* «Das Wesen des Christenthums»/«Сущность христианства» (1841)
* «Vorlaufige Thesen zur Reform der Philosophie» (1842)
* «Grundsatze der Philosophie der Zukunft»/«Основы философии будущего» (1843)
* «Das Wesen der Religion»/«Сущность религии» (1845)
* Полное собрание сочинений в 10 томах вышло в 1846-66 гг.
* «К критике философии Гегеля». (1839)

Судьба сочинений

Необходимо заметить, что лишённый возможности при жизни излагать своё учение с университетской кафедры, Фейербах и после смерти подвергается систематическому замалчиванию со стороны представителей официальной науки. Литература о Фейербахе очень бедна. Наиболее ранняя монография, посвящённая философии Фейербаха, «Darstellung und Kritik der Philosophie L. Feuerbach’s» (1847), принадлежит Шаллеру.

В 1874 появилась книга Грюна «L. F. in seinem Briefwechsel und Nachlass sowie in seiner philos. Charakterentwicklung», заключающая в себе ценный сырой материал.

В 1888 вышло сочинение Энгельса «L. F. und der Ausgang der klassisch deutschen Philosophie». Интересна статья Wintzer’a в «Archiv fur Syst. Philos.» 1892 г. по этике Фейербаха (стр. 187).

Более обстоятельные в философском отношении монографии - Штарке, «L. F.» (1885), и Bolin, «Ueber L. F."s Briefwechsel und Nachlass» (1891). Курьёзно то, что Штарке - датчанин, а Болин - финн.

В интересной статье Н. Н. Страхова («Борьба с Западом в рус. литературе», 1883, т. 2) разбирается теория познания Фейербаха.

Этические воззрения Фейербаха превосходно изложены Иодлем в «Истории этики» (т. II, 219-236, пер. под ред. В. С. Соловьёва). Ценные замечания о Фейербахе имеются в «Истории материализма» Ланге и в «Истории новейшей философии» Гёффдинга.

Литература

* Маркс К. Тезисы о Фейербахе
* Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
* Иодль Ф. Л. Фейербах, его жизнь и учение. - СПб., 1905.
* Булгаков С. Н. Религия человекобожества у Л. Фейербаха. - М., 1906.
* Деборин А. М. Людвиг Фейербах. - М.-Л., 1929.
* Есин И. М. Материалистическая философия Л. Фейербаха. - М., 1954.
* Быховский Б. Э. Людвиг Фейербах. (На обложке: Фейербах). - М.: Мысль, 1967. - 240 с. - (Мыслители прошлого). - 80 000 экз.
* Элез Й. Проблема бытия и мышления в философии Л.Фейербаха. - М., 1971.
* Кушаков Ю. В. Историко-философская концепция Л.Фейербаха: Теория, методология, конкретные результаты. - Киев: Вища школа, 1981. - 166 с.
* Володин А. И. Николай Добролюбов и Людвиг Фейербах // Философские науки. - 1986. - № 4. - С. 91-99.
* Любутин К. Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск, 1988. - 127 с.
* Ойзерман Т. И. Людвиг Фейербах о религии и путях челововеческой эмансипации // Общественные науки. - 1990. - № 3. - С. 154-163.
* Чупров А. С. Проблема смерти и бессмертия в философии Людвига Андреаса Фейербаха // Немецкая философия второй половины XVIII-конца XIX вв. - Екатеринбург; Нижневартовск, 1990. - С. 145-160.
* Антропов В. В. Этика и религия в философии Людвига Фейербаха // Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. - 2004. - № 1. - С. 98-117.
* Чесноков Г. Д. Людвиг Фейербах и его место в истории мировой философской мысли // Социально-гуманитарные знания. - М., 2005. - № 1. - С.90-107.

Биография

Людвиг Фейербах - последний представитель так называемой немецкой классической философии. Его можно было бы отнести и к последнему представителю философии нового времени и в какой-то мере его можно считать философом, относящемуся к другому пласту периода истории философии, к современной философии. Центральные вопросы философии Фейербаха - существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире, отношения индивида и общества, - необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Философ создает гуманный и оптимистичный портрет человека, представляя его как существо универсальное, космическое. Мыслитель верит в победу разума над слепыми, неразумными силами мира.



Фейербах Людвиг Андреас, немецкий философ-материалист и атеист, родился в баварском городе Ландсхуте 28 июля 1804 г. в семье криминалиста. В 1823 г. поступил на теологический факультет Гейдельбергского университета, однако, неудовлетворенный догматической ортодоксией, переехал в Берлин, где слушал лекции по философии Гегеля. По окончании Берлинского университета в 1828 г. защитил диссертацию в Эрлангенском университете и стал его приват-доцентом, читая курс «гегелевской философии» и истории новой философии. Уже в этот период он расходится с Гегелем в отношении к христианству и религии вообще, считая ее несовместимой с разумом и истиной.

В 1830 Фейербах анонимно опубликовал сочинение «Мысли о смерти и бессмертии», в котором отвергал теологический постулат о бессмертии души. После установления авторства тираж книги был арестован, а сам автор навсегда лишен права преподавания. В 1836 г. женится и переезжает в деревню Брукберг, где живет в течение 25 лет, не прекращая научной деятельности. Основные сочинения Фейербаха: «К критике философии Гегеля» (1839), «Философия и христианство», «Сущность христианства» (1841), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основы философии будущего» (1843). Фейербах горячо приветствовал Революцию 1848 года, но не принимал активного участия в политической жизни, хотя в последние годы жизни проявлял большой интерес к социальным и экономическим проблемам, изучал «Капитал» К. Маркса, а за два года до смерти вступил в социал-демократическую партию.



Важную составную часть философии Фейербаха представляет его учение о психогенезисе религиозных миросозерцаний. Это учение навеяно отчасти «Речами о религии» Шлейермахера. Фейербах задаётся целью показать, каким путём в человечестве и в человеке постепенно складывается известное религиозное миросозерцание.

Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне природы и человеческого сознания, нет. Кантовские постулаты веры - Бог, свобода воли, бессмертие души - Фейербах признает излишними. Он противопоставляет им формулу «довольствуйся данным миром» и склоняется к атеизму и натурализму. В то же время он резко расходится с «атеистами» XVIII в. в понимании психологического и исторического происхождения религии. В XVIII в. среде философов-просветителей (Вольтер, Гольбах) господствовал взгляд, что религия в её исторических формах есть лишь плод невежества и суеверия, с одной стороны, сознательной мистификации ради политических целей - с другой.




В 1859 г., после банкротства фабрики, принадлежавшей его жене, Фейербах с семьей перебрался в местечко Рехенберг близ Нюрнберга, где жил в жестокой нужде и умер 13 сентября 1872 г.

Биография

Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария, – 13.9. 1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), немецкий философ-материалист и атеист. Родился в семье криминалиста А. Фейербаха. Окончив местную гимназию, поступил в 1823 на теологический факультет Гейдельбергского университета.

Неудовлетворённый догматической ортодоксией, переехал из Гейдельберга в Берлин, где слушал лекции Гегеля, под воздействием которых и формировались воззрения Ф. По окончании Берлинского университета Ф. в 1828 защитил в Эрлангенском университете диссертацию "О едином, всеобщем и бесконечном разуме", в целом выдержанную в духе гегелевского идеализма.

Однако уже в этот период проявилось расхождение Ф. с Гегелем в отношении к религии вообще, к христианской – в частности, несовместимой, по убеждению Ф., с разумом и истиной. После защиты диссертации Ф. стал приват-доцентом Эрлангенского университета, где с 1829 читал курс "гегелевской философии" и истории новой философии. В 1830 Ф. анонимно опубликовал сочинение "Мысли о смерти и бессмертии", в котором отвергал идею бессмертия души. Авторство Ф. было установлено, книга конфискована и Ф. лишён права преподавания.

Но Ф. не прекратил своей научной деятельности. В трёхтомной работе по истории философии 17 в. Ф., оставаясь ещё в целом на гегельянских позициях, уделяет большее внимание философам-материалистам и атеистам и высоко оценивает их вклад в развитие научной мысли. В 1836 Ф. женился и в течение 25 лет почти безвыездно жил в деревне Брукберг, где жена его была совладелицей небольшой фарфоровой фабрики. В 1859 фабрика обанкротилась и Ф. переселился в Рехенберг, где провёл последние годы жизни в жестокой нужде.

Ф. горячо приветствовал Революцию 1848. Однако он не принимал активного участия в политической жизни; даже будучи в 1848 депутатом франкфуртского Национального собрания, оставался политически пассивным. В последние годы жизни Ф. проявлял большой интерес к социальным и экономическим проблемам, изучал "Капитал" К. Маркса, а в 1870 вступил в социал-демократическую партию.

Основные сочинения Ф.: "К критике философии Гегеля" (1839), "Сущность христианства" (1841), "Основы философии будущего" (1843), "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842).

Главным делом жизни Ф. была непримиримая борьба против религии. В противовес гегелевской философии религии Ф. рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга. Причина живучести религиозных верований, по Ф., – не только обман, использующий невежество; реальная причина религии коренится в "природе человека" и условиях его жизни.

Первоисточник религиозных иллюзий Ф. усматривал в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие ищет выхода в порождаемых фантазией надежде и утешении –

Так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. Бог, по Ф., будучи проекцией человеческого духа, отчуждается от последнего, объективируется, ему не только приписывают самостоятельное существование, но превращают из творения человека в его творца, в первопричину всего существующего и ставят самого человека в зависимость от вымышленного им "высшего существа". Религия, по мысли Ф., парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздаяния.

Отвергая религиозный культ, Ф. противопоставлял ему культ человека, облекаемый им в религиозную оболочку "обоготворения человека". Ф. рассматривал свой девиз "человек человеку бог" как противоядие от теистической религии.

Критика религии у Ф. перерастала в критику философского идеализма, завершившуюся переходом Ф. в лагерь материализма (1839). Убедившись в родстве идеализма и религии, Ф. вступил в единоборство с наиболее совершенной формой идеализма – нем. классическим идеализмом и вершиной его – философией Гегеля. Основной порок идеализма, по Ф., – отождествление бытия и мышления. "... Мысленное бытие не есть действительное бытие... Образ этого бытия вне мышления – материя, субстрат реальности" (Избранные философские произведения, т. 1, М., 1955, с. 175, 176). В основе философии Ф. лежит принцип: "... Бытие – субъект, мышление – предикат" (там же, с. 128).

В теории познания Ф. продолжал линию материалистического сенсуализма. Выдвигая на первый план опыт как первоисточник знания, Ф. подчёркивал взаимную связь чувств, созерцания и мышления в процессе познания.

В центре учения Ф. – человек как "... единственный, универсальный и высший предмет философии" (там же, с. 202). Антропологический материализм Ф. исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа. Человек, по Ф., есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. С этой позиции Ф. отвергал вульгарный и механистический материализм.

Вместе с тем антропологизм Ф. основывается на биологической (а не социальной) трактовке природы человека. Здесь – граница фейербаховского, как и всего домарксовского, материализма, не распространявшего материалистическое понимание на сферу общественной жизни. В целом антропологизм Ф. не вышел за рамки метафизического материализма. Выступая против гегелевского идеализма, Ф. отверг и его диалектику, не видя возможности иной, неидеалистической диалектики.

Мировоззрение Ф. завершается учением о нравственности, исходящим из единства и взаимосвязи Я и Ты. Система общественных отношений подменяется у Ф. понятиями "рода" и межиндивидуального общения. Стремление к счастью, рассматриваемое как движущая сила человеческой воли, влечёт за собой сознание нравственного долга, поскольку Я не может ни быть счастливым, ни вообще существовать без Ты. Стремление к собственному счастью перерастает рамки эгоизма, оно недостижимо вне человеческого единения.

Этическое учение Ф. имело прогрессивное значение благодаря его гуманистическому, демократическому и антирелигиозному характеру. Однако, лишённая историко-материалистического фундамента, этика Ф., подобно его атеизму, не приводила к сознанию необходимости преобразования обществ, бытия как реального условия достижения человеческого счастья.

С этим связан и метафизический характер этической теории Ф., которая "... скроена для всех времен, для всех народов, для всех обстоятельств и именно поэтому не применима нигде и никогда" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч 2 изд., т. 21, с. 298).

Всемирно-историческое значение философских и антирелигиозных идей Ф. ярко обнаруживается в том, что его материализм стал исходным пунктом становления философии марксизма. Более сорока лет спустя после критики Марксом в "Тезисах о Фейербахе" ограниченности фейербаховского материализма Энгельс писал: "... За нами остается неоплаченный долг чести: полное признание того влияния, которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах в большей мере, чем какой-нибудь другой философ после Гегеля"

Биография

(Feuerbach, Ludwig) (1804-1872), немецкий философ-гуманист, идеи которого повлияли на становление взглядов К.Маркса. Родился 28 июля 1804 в Ландсхуте (Бавария) в семье видного юриста - Пауля фон Фейербаха. Учился в городской гимназии, в 1823 поступил в Гейдельбергский университет на теологический факультет.

Неудовлетворенный качеством преподавания в Гейдельберге, продолжил учение в Берлине, где слушал лекции Гегеля и на долгие годы стал его последователем, а окончил учебу на естественнонаучном факультете в Эрлангене. Позднее писал об этом периоде: "Я променял теологию на философию. Вне философии нет спасения... Я бежал от общества богословов, и теперь в числе моих друзей такие умы, как Аристотель, Спиноза, Кант и Гегель".

В 1828, защитив диссертацию О едином, всеобщем и бесконечном разуме (De ratione una, universali, infinita), Фейербах получил должность приват-доцента Эрлангенского университета, преподавал метафизику, логику и историю философии. После анонимной публикации скандальных Мыслей и смерти и бессмертии (Gedanken ber Tod und Unterblichkeit, aus den Papieren eines Denkers nebst einem Anhang theologisch-satirisch Xenien, 1830), в которых он отрицал истинность представлений о загробной жизни и личном бессмертии, Фейербах был уволен с должности и более не мог продолжить академической карьеры, хотя опубликовал в дальнейшем ряд значительных произведений, в частности труды: История новой философии от Бэкона до Спинозы (Geschichte der neuern philosophie von Bacon von Verulam bis Benedict Spinoza, 1833), О Лейбнице (Darstellung, Entwicklung und Kritik der Leibnizschen Philosophie, 1837), О Пьере Бейле (Pierre Bayle. Ein Beitrag zur Geschichte der Philosophie und Menschheit, 1838).

Впоследствии, в течение четверти века, жил вдали от немецких культурных и академических центров - в деревне Брукберг (Тюрингия), однако при этом сотрудничал с философскими журналами - "Галлескими ежегодниками по вопросам немецкой науки и искусства" ("Hallische Jahrbcher fr deutsche Wissenschaft und Kunst") и "Ежегодниками по вопросам научной критики" ("Jahrbcher fr wissenschaftliche Kritik") (т.н. "Берлинскими ежегодниками"), в которых публиковал яркие рецензии.

Преследовался цензурой, в частности, запрету подверглись его книги О философии и христианстве (ber Philosophie und Christentum, 1839) и Предварительные тезисы к реформе философии (Vorlufige Thesen zur Reform der Philosophie, 1842), где он развивал идеи о том, что "вера в Христа есть вера в человека", поскольку "Христос был человек". Известен тезис Фейербаха: "Человек человеку Бог". Новый этап в идейном развитии Фейербаха наступил после 1839, когда он написал К критике философии Гегеля (Zur Kritik der Hegel"schen Philosophie, 1839) и свою самую известную работу - Сущность христианства (Das Wesen des Christentums, 1841), в которой обрушил всю тяжесть материалистической и, следовательно, атеистической критики на христианские воззрения и развивал новую "религию любви".

"Верить ты можешь без подтверждения исповедания своей веры делом, - писал он, - ведь верой ты обладаешь только для самого себя, любить же ты не можешь без исповедания своей любви, не обнаруживая ее, не реализуя ее, ибо любовью ты обладаешь не для себя, но для других". "Что это за умонастроение, что это за религия - религия любви? Это такое умонастроение, при котором человек в любви находит покой для своей души, разрешает загадку своей жизни, достигает конечной цели своей жизни, таким образом, обретает в любви то, что христианин искал в вере помимо любви". "К чему сводится мой принцип? К Я и к другому Я, к "эгоизму" и к "коммунизму", ибо и то и другое так друг с другом связаны, как голова и сердце.

Без эгоизма у тебя не будет головы, без коммунизма - сердца". Перу Фейербаха принадлежат также труды - Писатель и человек. Ряд юмористически-философских афоризмов (Abaelard und Heloise, oder der Schriftsteller und der Mensch. Eine Reihe humoristisch-philosophischer Aphorismen, 1934), Основные положения философии будущего (Grundstze der Philosophie der Zukunft, 1843), Сущность религии (Vorlesungen ber das Wesen der Religion, 1845), Теогония (Theogonie nach den Quellen des classischen, hebrischen und christlichen Altertums, 1857) и др.

Под конец жизни мыслитель впал в нужду, переселился в окрестности Нюрнберга, заинтересовался идеологией марксизма и социализма и за два года до смерти вступил в социал-демократическую партию. На связь идей Маркса с идеями Фейербаха указывает ряд общих мест. Например, у Фейербаха мы читаем: "Моим первым желанием было сделать философию общечеловеческим делом. Но кто однажды вступает на этот путь, неизбежно приходит в конце концов к тому, чтобы сделать человека предметом философской деятельности и отринуть самое философию, так как она только потому станет общечеловеческим делом, что она перестанет быть философией. Когда-то целью жизни для меня было мышление, теперь же жизнь является для меня целью мышления. Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей". Сходные идеи развивал и Маркс в известных "Тезисах о Фейербахе" (1845). Умер Фейербах в Рахенберге близ Нюрнберга 13 сентября 1872.

ЛИТЕРАТУРА

* Фейербах Л. Сочинения, тт. 1-2. М., 1955 Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в 3-х томах. М., 1967

Фейербах Людвиг Андреас это знаменитый немецкий философ. Он родился в 1804 году в семье криминалиста. Философские воззрения Гегеля Фейербах воспринял от гегельянца Дауба. Чуть позже он и сам присутствовал на лекциях Гегеля в Берлине.

Основой философии Фейербаха стало убеждение в том, что источником истинного знания может быть только чувственность, истинным, по мнению этого философа, является лишь конкретное и единичное (в связи с этим каких-либо общих понятий не существует).

Для человеческого разума свойственно могущество. Большое значение в философии Фейербах уделял религиозным вопросам. По его мнению, религия возникает на основе страха человека перед природными явлениями и невозможностью объяснить их на раннем этапе развития.

Позже человек начинает видеть в Боге то, кем хочет быть сам, то есть Бог вбирает в себя те характеристики, которыми бы хотел обладать человек. Фейербах отрицает дуализм тела и души, считая, что такое понятие как бессмертная душа не имеет смысла.

Тело и душа не отделимы друг от друга. Так как учение Фейербаха обращено к человеку, то его часто называют антропологическим материализмом.

Философия Фейербаха - завершение гегелевского учения. Более того, это преодоление учения данного философа, а также его предшественников. Фейербах встал на позиции суждений, согласно которым человек неразрывно связан со своим разумом и одновременно с этим является продуктом природы. Гегель же рассматривал мышление и человека отдельно друг от друга, настаивал на принципиальной разнице между потребностями человека и его чувственной деятельностью. Фейербах к тому же уверен в том, что именно чувственные данные должны стать тем фундаментом, из которого будет исходить философия. Таким образом, верной представляется следующая формулировка: органы философии - это собственно органы чувств человека.

Связь между философией и естествознанием более сильна, чем связь между философией и теологией. В результате этого очень плодотворным окажется "брак" между философией и естествознанием. Спасение после смерти - вот что обещает религия человеку. Цель философии - помочь человеку воплотить в жизнь обещания религии на земле. Потустороннего мира не существует - в этом Фейербах полностью уверен. Философия должна дать человеку возможность познать свои возможности, а не получить мнимое утешение.

Философия - учение о человеке. Фейербах является создателем теории антропологического материализма. Способностью к мышлению обладает только человек. Таким образом, проблема сущности человека основана на отношении мышления к бытию. Фейербах отрицает сверхчеловеческую сущность мышления, и его внеприродную особенность (это собственно отрицание идеалистической трактовки мышления). Материальные процессы неразрывно связаны с человеческим мышлением. Такую связь выявляют исследующие деятельность человека науки, в частности, физиология. Человек и природа неотделимы друг от друга, поэтому над природой не может быть противопоставлено возвышающееся над ней духовное. Антропология, как заявляет Фейербах, становится универсальной наукой. В связи с этим, философ ратует за признание единства телесного и духовного и отрицание факта дуализма души и тела. Едины также бытие и мышление, физическое и психическое, объективное и субъективное.

Сущность человека отражается в общественном сознании. Сущность человека представляет собой его переживания, чувственность, жизнь сердца и ума. Человек, прежде всего, это любящее, страдающее существо. Для него характерно стремление к счастью и другим ценностям. Именно жизненное содержание должно стать основой для изучения разных форм общественного сознания (например, религии). Антропологический метод Фейербаха особенен тем, что он сводит сверхчувственное к чувственному, фантастическое к реальному и т.д. Он ратует за единство всех людей, поскольку деятельность каждого человека имеет чувственную природу.

Фейербах - критик идеализма. Философ опровергает идеалистическое представление о возможности логического обоснования существования внешнего мира. Он говорит о невозможности выведения природы из сознания и мышления. Все эти идеалистические попытки, так уверен философ, базируются на допущении о существовании сверхъестественного первоначала. Спекулятивный идеализм, по его мнению, водружает сверхприродный дух над природой, в результате чего становится невозможным ее существование вне сознания.

Фейербах - критик религии. Сущность религии философ понимает с антропологической точки зрения. В связи с этим религия сводится к развитию буржуазного атеизма. Фейербах соглашался с доводами материалистов семнадцатого-восемнадцатого столетий, согласно которым стихийные природные силы порождают человеческий страх. Под влиянием этого страха и появляется религиозное чувство. Однако Фейербах дополняет эти материалистические суждения: он говорит, что религия отражает не только страх человека, но и его надежды, идеалы, страдания, трудности, стремления. Философ считает, что Бог является тем, чем стремится быть человек, а поэтому жизненное содержание наполняет и религию в целом. Религия, таким образом, это не бессмыслица и не иллюзия.

Религия появляется на ранней ступени развития человека. Именно с этой ступенью человеческой истории и связывает философ рождение религии. В этот исторический период человек не был способен достоверно понимать природные явления. Он не мог правильно истолковывать все, от чего зависела его жизнь. Именно поэтому в те времена человек начал поклоняться природным явлениям. Фейербах заостряет внимание на том, что от природы зависят и животные, причем в гораздо большей степени, нежели человек. Несмотря на это животные лишены воображения, мышления и духовной жизни. Религия возникает на основе способности человека к абстрактному мышлению. Человеческое сердце, по мысли философа, является сущностью религии. Сердце человека стремится любить и верить, и в этом состоит его главное отличие от холодного рассудка. Весь человек отражается в религии. Углубляясь в этот вопрос, Фейербах заявляет, что человек не хочет умирать, и поэтому он верит в бессмертное существо, человек желает быть совершенным, и поэтому он верит в совершенное существо. Подобным образом философ объясняет религию - это антропологическое понимание.

Фейербах - реформатор религии. Философ нередко повторял, что существующие представления о мире - религиозно-фантастическое - разрушится, человек сможет добиться на земле того, что религия обещает ему только после смерти. Религиозное чувство, по мнению философа, нельзя преодолеть. Религиозным чувством является и любовь одного человека к другому. В подобных трактовках атеизм рассматривается как религия без Бога. Такого рода понимание религии очень расширительно. Это довольно слабый момент в антропологизме Фейербаха. Он позволяет оправдать возникновение религиозных чувств. Роль религии в истории этот философ практически сводит к основной духовной жизни человека.

Материалистическое учение Фейербаха о природе является базой его философской антропологи. Природа представляет собой единственную реальность - это суждение философа противостоит религии и идеализму. Высшим продуктом и, соответственно, выражением природы является человек. Природа мыслит о себе и ощущает себя благодаря человеку и в самом человеке. Философ уверен, что природа не имеет ничего, находящегося выше нее и ниже нее, поэтому нельзя согласиться с доводами идеалистов, связанными с принижением природы. Более того, по мнению Фейербаха, синонимами являются следующие понятия: "природа", "реальность", "действительность", "материя", "бытие", поскольку они по сути обозначают одно и тоже.

Природа бесконечна во времени и в пространстве. Лишь возникновение отдельных явлений можно определить по времени, сама же природа вечна. Эти гипотезы могут быть доказаны, с точки зрения данного философа, не только с помощью познания, но и всей человеческой жизнью. Двойным существованием не могут быть наделены никакие природные явления (это доказывает опыт человека), поэтому потустороннего не существует. Философ предпринимает попытки преодоления того механического понимания природы, которое имело место у материалистов восемнадцатого столетия. Человеческие ощущения многообразны. Это многообразие соответствует многообразию природных качеств. Фейербах понимает единство природы и человека с антропологической точки зрения.

Человеческая деятельность и его эмоциональная жизнь имеют большое познавательное значение. Таким образом, Фейербах вовсе не ограничивается описанием роли в познании человека органов чувств. Однако он характеризует чувственную деятельность без связи с материальным производством.

Теоретическое мышление не рассматривается Фейербахом в качестве важной познавательной функции человека. Это не так. Фейербах не принимает во внимание чувственные данные. Он высоко оценивает роль познания, приобретенного с помощью органов чувств. Но он признает и важную роль мышления. Она состоит в том, чтобы анализировать данные, полученные опытным путем и понимать их скрытое содержание. Мышление человека должно быть сопоставимо с чувственным созерцанием. Таким образом, чувственное восприятие является критерием истинности мышления. Правда, Фейербах уточняет, что такое сопоставление в действительности не всегда возможно. Это исходит из того, что человек в процессе мышления познает не только настоящее, но и прошлое, и будущее. Это значит, что он осмысливает то, чего уже нет, и то, чего еще нет. Однако рассуждая таким образом, Фейербах не приходит к выводу о связи между практикой и теоретическим познанием. Хотя иногда философ о практике говорит. Например, Фейербах считает, что практика способна ершить те вопросы, которые не в состоянии разрешить теория. Тем не менее, понимание практики с точки зрения науки у него отсутствует.

Социологические воззрения Фейербаха - наиболее оригинальная часть его теории. И вместе с тем, наименее разработанная. Философ не смог понять общественное сознание и социальную жизнь с материальной точки зрения. Он не пришел к материалистическому пониманию истории, полагая, что именно человеческая чувственность является главной силой поведения всего общества и отдельного человека.