Мабли габриэль. Интересы государства с точки зрения нравственных принципов

Из книги Прерафаэлиты: мозаика жанров автора Диккенс Чарльз

Данте Габриэль Россетти Колдовской сад Рассказ Перевод Валентины СергеевойГоворят, что сны бывают разные; но я в своей жизни видел лишь один.Всякий раз мне снится узкая долина, склоны которой, поросшие дикими яблонями, вздымаются из глубокого русла пересохшей реки. На

Де Мабли

автора

Де Мабли Мабли пишет: “...природа предназначила людей быть равными. Мне кажется, что именно с равенством связывает она сохранение наших социальных качеств и счастья, и я прихожу к заключению, что законодатель будет напрасно трудиться, если он сначала не состредочит

Мабли о жадности, честолюбии и лености

Из книги Великая Российская трагедия. В 2-х т. автора Хасбулатов Руслан Имранович

Мабли о жадности, честолюбии и лености Жадность и честолюбие - две основные причины неравенства, нарушающего общественное равновесие, развращающее людей, порождающее леность. “Счастье “золотого века” нарушила леность.” “Не будем строить себе иллюзий:

Д’Аннунцио Габриэль

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

Д’Аннунцио Габриэль (род. в 1863 г. - ум. в 1938 г.)Итальянский поэт, писатель, драматург, известный также своими легендарными любовными подвигами.У каждой нации есть свой великий герой-любовник, который может служить своеобразной «визитной карточкой» любвеобильного

Метсю, Габриэль

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Метсю, Габриэль Лейденский художник Габриэль Метсю (1630 - 1667), которого пытались охарактеризовать как “буржуазного Терборха”, является на самом деле лишь двойником своего предшественника и почти ни в чем не выдает свое происхождение из суховатой школы Доу. Будучи на 13

Отец Габриэль

Из книги Вокруг света за 280$. Интернет-бестселлер теперь на книжных полках автора Шанин Валерий

Отец Габриэль Из-за задержек и проволочек мы приехали в Энде только в четыре часа утра. По нашей просьбе нас высадили на автобусной остановке возле офиса пароходной компании. Офис, конечно, был закрыт, и откроется не раньше девяти-десяти. Рядом оказался католический

КТО ОТРАВИЛ ГАБРИЭЛЬ Д`ЭСТРЕ?

Из книги В кругу королев и фавориток автора Бретон Ги

КТО ОТРАВИЛ ГАБРИЭЛЬ Д`ЭСТРЕ? Фаворитка мешала всем - даже святому престолу. Леоне Перре В течение всей весны 1598 года Генрих IV вел себя точно школяр. Забросив государственные дела, он мечтательно прогуливался по лесу Фонтенбло и повсюду, где мог, чертил вензель (буква S,

Габриэль Вуазен (Франция)

Из книги Великие летчики мира автора Бодрихин Николай Георгиевич

Габриэль Вуазен (Франция) Габриэль Вуазен родился в Бельвиле 5 февраля 1880 г.Их отец бросил семью, и мать перевезла сыновей Габриэля и Шарля к деду, владевшему фабрикой в Нойвиле, который и воспитал мальчиков. После смерти деда Габриэль получил образование в

2.13.5. Ж. Тюрго, Г. Мабли, Г. Рейналь, И. Гердер, И. Кант, И. Фихте, Вольней

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

2.13.5. Ж. Тюрго, Г. Мабли, Г. Рейналь, И. Гердер, И. Кант, И. Фихте, Вольней В XVIII в. идея исторической эстафеты встречается в труде А.Р.Ж. Тюрго «Последовательные успехи человеческого разума» (1750; русск. перевод: Избранные философские произведения. М., 1937). «Мы видим, - писал он, -

Габриэль Шанель

Из книги 100 великих кумиров XX века автора Мусский Игорь Анатольевич

Габриэль Шанель В области женской моды и стиля жизни Габриэль Шанель заложила традицию бессменной элегантности, не поддающейся влиянию времени. Платья Шанель, как заметил кинорежиссёр Франсуа Рейшенбах, - это музыка великих. В них всегда находишь то, что ждёшь, но и

Габриэль-Бонно де Мабли

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Габриэль-Бонно де Мабли (1709-1785 гг.) прогрессивный мыслитель, историк Наиболее существенное и наиболее благородное из всего присущего нам – это разум.Политика – это общественная мораль, мораль – это частная политика.Хорошая политика не отличается от здравой

Габриэль Лауб

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Габриэль Лауб (р. 1928 г.) афорист Абсолютная нравственность: запрещено все.Абсурдом мы называем то, что невозможно, но тем не менее, случается; а то, что возможно, но не случается, мы называем типичным.Афоризм ценен уже потому, что содержит полправды. А это необычайно высокий

Габриэль Шанель

Из книги 100 великих творцов моды автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Габриэль Шанель (1883–1971)Она родилась в XIX веке, стала одним из самых известных и влиятельных дизайнеров XX века, и сегодня, в веке XXI, имя её столь же знаменито. Через несколько лет её дом моды отпразднует столетний юбилей, а стиль, который она предложила много лет назад, всё

Мабли Габриель Бонно де

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Сюше Луи Габриэль

Из книги Военные противники России автора Фролов Борис Павлович

Сюше Луи Габриэль Французский военный деятель Сюше (Suchet) Луи Габриэль (2.03.1770, Лион - 3.01.1826, Монтредон, под Марселем), маршал Франции (1811), герцог д’Альюбюфера (1812), пэр Франции (1814). Сын фабриканта - владельца шелковых мануфактур.Образование получил в частном колледже. В 1791

Габриэль Бонно де Мабли , также Аббат Мабли (фр. Gabriel Bonnot de Mably; 14 марта 1709 года, Гренобль - 2 апреля 1785 года, Париж) - французский социальный философ, автор многих работ по международному праву, социально-политическим вопросам и истории. Мабли был братом Кондильяка и двоюродным братом д"Аламбера. Известен как один из представителей утопического социализма XVIII в.

Главный труд «О законодательстве, или Принципы законов» (1776).

По мнению его биографа историка В. И. Герье, «социалистическая вспышка в 18 веке – заговор Бабефа, является попыткой практически осуществить идеал, всего обстоятельнее и реальнее изображенный в сочинениях Мабли».

Биография

Родился в богатой семье, принадлежавшей к «дворянству мантии» и связанной родственными узами с кардиналом де Тансеном и его сестрой мадам де Тансен, хозяйкой известного парижского салона.

Решением семьи был предназначен к духовному званию и отправлен в иезуитский коллеж в Лионе. Закончив его, Мабли уезжает в Париж и с помощью своего дяди кардинала де Тансена поступает в семинарию Сен-Сюльпис - главный «рассадник прелатов» Франции. После рукоположения в субдиаконы оставляет семинарию, удаляется в Гренобль и делает наброски работы о политических реформах. Возвратившись в Париж, посещает салон мадам де Тансен, знакомится с Ш. Л. Монтескьё, К. А. Гельвецием и другими знаменитостями.

В 1740 году публикует свой первый труд - «Параллели между римлянами и французами», где рассуждает о преимуществах различных форм правления, рассматривает роскошь и изобилие как движущую силу прогресса, призывает крепить королевскую власть как гарантв благосостояния и свободы граждан.

«Параллели» принесли Мабли известность и помогли стать секретарём кардинала де Тансена, назначенного в 1742 году министром иностранных дел. Мабли составляет министерские доклады, ведёт дипломатическую переписку и даже важные переговоры, становится фактическим руководителем ведомства. Энергичная и умелая деятельность его была замечена многими, король всё чаще стал прислушиваться к его мнению, однако в 1746 году Мабли оставил министерство и с тех пор занимался исключительно литературным трудом. Оберегая свою независимость, он уклоняется от чести стать членом Французской Академии и воспитателем наследника престола.

В 1793 году его прах с почётом был перезахоронен якобинцами в Пантеоне.

Труды

Европейскую известность принёс ему труд «Публичное право Европы» (1748) - свод основных международных трактатов со времени Вестфальского мира. Труд этот неоднократно переиздавался, был переведён на многие языки, став в XVIII веке учебником в университетах Англии и настольной книгой политиков.

Социологические представления

Полнее всего выражены в трудах «О правах и обязанностях гражданина» (1758, опубл. 1789), «Беседы Фокиона об отношении морали к политике» (1763), «Сомнения, предложенные философам-экономистам о естественном и необходимом порядке политических обществ» (1768), «О законодательстве, или принципы законов» (1776). Цель социальной философии для Мабли - познание мотивов поведения человека; задача политика - использование этого знания для утверждения нравственности. Основное свойство человека - себялюбие, но ему присущи и социальные чувства - сострадание, благодарность, соревнование, любовь к славе; без них не было бы общества, цель которого - благо людей. Но во имя всеобщего блага индивид не может быть лишён данного ему природой права на независимое суждение, свободу и счастье. Природа предназначила людей быть равными. Первоначально их жизнь основывалась на коллективном владении землёй. Разделив её, люди пошли против велений природы, наказаны за это. Частная собственность, личный интерес порождают богатство и бедность, жадность, зависть, распад общественных связей, всеобщую ненависть и войны. Люди настолько погрязли в пороках, что возврат к «системе общности» невозможен, хотя она отвечает их истинным нуждам и требованиям разума. Единственный путь спасения - уменьшение имущественного неравенства, пресечение роскоши, ограничение потребностей. Умеренность - высшая личная и общественная добродетель.

Габриэль Бонно де Мабли (1710-1785)

Философ, историк, дипломат, автор трудов "Публичное право Европы, основанной на договорах, начиная с Вестфальского мира до наших дней" (1748), "Принципы переговоров" (1757), "О правах и обязанностях гражданина" (1758), "Сомнения, предложенные философам-экономистам по поводу естественного и необходимого порядка политических обществ" (1768), "О законодательстве, или Принципы законов" (1776), "Об изучении истории" (1778), "О способе писать историю" (1783), "Замечания о правительство и законы американских штатов" (1784), "Принципы морали" (1784) и др.

По мнению Г.Б. де Мабли, основными задачами общества является обуздание зла путем утоления страстей и охрана естественных прав человека: разум, свободу, счастье, достоинство и равенство. По Мабли, с целью охраны естественных прав на основе договора люди создали государство и политическую власть. Установление гуманной власти, назначение правителей, способных добиться счастья в обществе, - не только право, но и природный обязанность граждан. В отличие от предшественников, в частности Ж.-Ж. Руссо, Г.-Б. де Мабли доказывал, что общественного договора, по которому народ передал свои права правителям, никогда не было. Если эти правители действуют не в интересах общества, посягающие на естественные права, то народ как единственный источник верховной власти имеет право сопротивляться деспотам и сбросить их. Революции, по мнению Мабли, не только возможны, но и желательны, как и гражданские войны, оздоравливают общество. Он требовал отмены наследственной власти, переустройства общества на демократических началах. Право на провозглашение войны считал делом всей нации, а не отдельных должностных лиц.

Значительное внимание Мабли посвятил проблеме социального равенства. По его мнению, неравенство несет несчастье обществу, порождает ненависть. Природа не создавала ни рабов, ни господ, ни привилегированных, ни угнетенных. Первопричина неравенства - частная собственность. Богатства и великолепия, по Мабли, калечат человека, противоречат ее естественной цели, "при них любовь к славе, к батькивщины, свободы и законов уступает место унизительном интереса". Путь к возрождению естественного равенства людей Мабли видел в усуспільненні имущества и совершенствовании законодательства. Общность имущества воспитает "героев труда", будет способствовать построению государства, в котором одни граждане не будут тупеть от нищеты, а другие - от роскоши. Его мечта - построить республику на неизвестном острове, над которым чистое небо и где течет полезная для здоровья вода, все богатые, все бедные, все равны, все свободны, все брать и где первым законом был бы запрет владеть собственностью.

Задачей законодателя, по мнению философа, является восстановление естественных прав и свобод граждан. Новые законы должны не приумножать доходы, а снижать потребности, укрощать и искоренять честолюбие. Должностные лица в государстве должны иметь такие же потребности, как и все ее граждане. Своими идеями и сущностью учение Мабли принадлежит к утопическому коммунизму.

Морелли (между 1713 и 1718-?)

Основатель особого направления мировой утопической мысли - "рационалистического коммунизма". Его взгляды изложены в трактате "Кодекс природы, или Истинный дух ее законов" (1755; до середины XIX в. авторство приписывали Д. Дидро) и поэме "Гибель плавающих островов, или Базиліада знаменитого Пільпаї" (1753; Морелли перевел произведение индийского мудреца). Авторы современного "Словарь философов" (Париж, 1993) считают Морелли автором произведений "Эссе о человеческом разуме, или Естественные принципы образования" (1743), "Эссе о человеческом сердце, или Естественные принципы образования" (1745), "Физика красоты, или Естественная власть ее чар" (1748), а также труда "Принц, сердечные радости, или Трактат о качестве великого короля и общую систему мудрого управления" (1751), которая является опровержением "Духа законов" Ш.-Л. Монтескье.

В отличие от Т. Мора и Т. Кампанеллы, Морелли изложил свои идеи о коммунистическое общество в виде проектов законов. Он отстаивал естественные права и свободы человека, естественное происхождение государства и общества. Человек, по его мнению, созданная природой как ровная и свободная от каких-либо условностей. И эти законы постоянны, неизменны и неприкосновенны. Переход от "бессознательного" "золотого века" к "сознательный" возможен путем совершенствования законов, просвещения людей, построения коммунистического общества.

Морелли сформулировал три "основные и священные" законы, принятие которых должно начаться перестройка общества на коммунистических началах. Один закон отменяет "общую чуму" - частную собственность, второй обеспечивает всем гражданам право на труд и гарантирует удержание обществом, третий обязывает каждого гражданина заниматься общественно полезным трудом "согласно своих сил, одаренности и возраста".

Относительно формы государственного правления, то Морелли не отрицал ни демократы (где владуватимуть поочередно - по одному году - родители семей), ни аристократы (где будет править группа мудрецов), ни монархии. Он предполагал, что после отмены частной собственности даже монархия не сможет переродиться в тиранию. Учение Морелли оказало влияние на Г. Бабефа, Ф. Буонарроти, Е. Кабе, Л.-О. Бланкі и др.

Габриэль Бонно де Мабли (1709 - 1785) - дворянин по рождению, получил хорошее образование, служил в Министерстве иностранных дел. Четырехлетняя служба при королевском дворе не прошла бесследно для наблюдательного и критического ума Мабли; его вывод - абсолютистское самодержавие отвратительно, не такое государство нужно людям! И Мабли обращается к демократическим убеждениям Древней Греции. Восхваляя порядки древности, он, однако, не верил в возможность восстановления «золотого века». Тем не менее Мабли считал, что только «коммунистические порядки древности вполне соответствуют «природе человека» и «естественным законам». Вся дальнейшая его жизнь - неустанная литературная деятельность.

<…>Чудовищное разнообразие правительственных форм, законов и нравов на земле - зрелище, способное забавлять людей легкомысленных, но удручающее людей мыслящих, убедившихся, к стыду нашего разума, что человеческим родом всегда управляла какая-то слепая и капризная судьба… Тысяча жестоких революций уже тысячи раз меняли лицо земли и уничтожали величайшие империи, и тем не менее столько раз повторявшийся опыт не заставил нас заподозрить, что мы ищем счастье там, где его нет…

<…>Неравенство имуществ и состояний разлагает, так сказать, человека и изменяет естественные влечения его сердца, ибо бесполезные потребности вызывают у него бесполезные для его истинного счастья желания и заполняют его ум самыми несправедливыми и нелепыми предрассудками или заблуждениями. Я считаю, что равенство, ограничивая наши потребности, сохраняет в моей душе мир, противящийся возникновению и развитию страстей .

Природа сделала равенство законом для наших предков, и о своих намерениях она заявила столь ясно, что не знать их было невозможно. На самом деле, кто может отрицать, что, выйдя из рук природы, мы находились в самом совершенном равенстве? Разве она не дала всем людям одинаковые органы, одинаковые потребности, одинаковый разум? Разве расточаемые ею на земле блага не принадлежали им сообща?.. .

<…>Я не страшусь того, что общность имущества сделает граждан равнодушными к судьбе государства. Чем меньше люди заняты своим богатством, своей роскошью и своими наслаждениями, тем более они заинтересованы в общественном благе; они как бы забывают себя и любят только законы <…> .

Если вы хотите заложить фундамент совершенной республики, я советую… отправиться искать себе граждан в лесах Америки или Африки<…>

Легче принудить этих дикарей заниматься полезными ремеслами, чем заставить нас отказаться от лишних и бесполезных. Я нахожу в их, едва намечающемся, обществе самое совершенное равенство. Оно не допускает какого-либо различия между вождем племени и последним отцом семейства; он вождь потому, что он храбрее других, и он перестанет быть им, если допустит, чтобы кто-нибудь превысил его .

<…>Если мы хотим, чтобы правители были справедливыми, нужно, чтобы у государства было мало потребностей, а для того чтобы еще больше принудить правителей к справедливости, надо, чтобы законы не предоставляли им возможности иметь больше потребностей, чем остальным гражданам <…> .

  • Мабли Г.Б. Об изучении истории. О том, как писать историю. (De l"etude de l"histoire. De la maniere d"ecrire l"histoire) [Djv- 5.0M ] Перевод С.Н. Искюля. Статья С.Н. Искюля. Комментарий С.Н. Искюля, А.Н. Васильева. Ответственный редактор Г.С. Кучеренко.
    (Москва: Издательство «Наука», 1993. - Серия «Памятники исторической мысли»)
    Скан, обработка, формат Djv: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ОБ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
      ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (6).
      Глава I. Введение. История должна быть школой политики и нравственности (6).
      Глава II. Об основополагающих принципах, коих следует придерживаться при изучении истории. Истина первая. О необходимости законов и правителей (14).
      Глава III. Истина вторая. Справедливость или несправедливость законов есть первопричина всех благ и всех зол в обществе (17).
      Глава IV. Истина третья. Гражданин должен повиноваться правителям, а правители - законам (23).
      Глава V. Истина четвертая. Следует остерегаться страстей чуждых народов (29).
      Глава VI. Истина пятая. Государства не должны ставить своей целью иное благо, нежели то, к коему они призваны природой (35).
      Глава VII. Приложение ранее высказанных мыслей к основным событиям, о коих повествуется в древней истории (39).
      Глава VIII. Приложение вышеуказанных истин к некоторым важным предметам истории нынешних европейских народов (45).
      ЧАСТЬ ВТОРАЯ (57).
      Глава I. Предмет сей второй части. Общие рассуждения о некоторых государствах Европы, где государь обладает всей полнотой власти (57).
      Глава II. О правлении Швейцарских кантонов, Польши, Венеции и Генуи (63).
      Глава III. О правлении Германской империи (73).
      Глава IV. О правлении Соединенных Провинций (82).
      Глава V. Об английском правлении (90).
      Глава VI. О шведском правлении (100).
      ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ (113).
      Глава I. Об общих причинах, кои удерживают правления в их пороках и препятствуют преобразованиям (113).
      Глава II. Размышления об особых причинах, кои препятствуют европейским державам совершать благие перемены правления своего и законов (120).
      Глава III. Общества более или менее способны к преобразованию. Каким образом следует достигать сего (129).
      Глава IV. О том, как государь должен приступать к преобразованию правления и законов (136).
      Глава V. Заключение (143).
      О ТОМ, КАК ПИСАТЬ ИСТОРИЮ
      Беседа первая. О различных видах истории. О штудиях, коими следует приуготовлять себя к изложению оной. Об истории общей и всемирной (150).
      Беседа вторая. Об исторических сочинениях, касающихся отдельных стран и эпох, каким должен быть предмет оных. Общие наблюдения или правила относительно всех родов исторических сочинений (188).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Дополнение к сочинению «О том, как писать историю» (П.-Ф. Гюден де ля Бренейери) (236).
      Габриэль-Бонно де Мабли и его исторические труды (С.Н. Искюль).