Взрыв дирижабля гинденбург. Дирижабль «Гинденбург

История Украины с древнейших времен до наших дней Семененко Валерий Иванович

Восточнославянские племена на территории Украины

Восточнославянские племена на территории Украины

Из 15 крупных племенных объединений (каждое племя занимало площадь 40–60 кв. километров), существовавших в VII–VIII веках, половина связана с территорией современной соборной Украины. В Среднем Поднепровье проживали поляне - вокруг Киева, Переяслава, Любеча, Белгорода и других центров. Среди ученых не нашла поддержки версия профессора Е. Прицака об их неславянском происхождении. В 1982 году совместно с Н. Голбом он сделал заключение, что поляне являются разновидностью хазар.

В бассейне Буга в VI–VII столетиях находился центр одного из дулибских племен - Зимновское городище. Дулибы расселились также в Чехии, на верхнем Дунае, на Балканах.

На их основе позже возникли территориальные объединения бужан и волынян, столицами которых были Буск и Волынь.

Между волынянами на западе и полянами на востоке жили деревляне, имевшие развитую племенную структуру во главе с князем и племенной знатью. Центром их земли был Искоростень (Коростень).

Восточнее полян, на Левобережье Днепра, охватывая Брянский и Курско-Белгородский ареалы, находились сиверяне - носители волынцевской и роменской культур.

Видимо, Южное Приднепровье занимали племена уличей, которых подчинил Киеву в 940 году воевода Свенельд, овладев после трехлетней осады их столицей Пересечень. Из-за этого, а также под натиском печенегов часть уличей мигрировала к междуречью Южного Буга и Днестра, став соседями тиверцев.

Тиверские племена населяли Среднее Приднестровье и Днестровско-Прутское междуречье. Свое название они получили скорее всего от греческого наименования Днестра- Тирас.

На территории Восточного Прикарпатья, в Польше, Словакии и Венгрии жили восточные (белые) хорваты, часть которых под давлением воинственных аваров ушла на Балканы. и в Среднюю Европу, остальные закрепились в Прикарпатье и Закарпатье.

Вышеперечисленные племенные объединения в VII–X веках имели сходную археологическую культуру с определенными этнотерриториальными отличиями. Она характеризовалась примерно одинаковым уровнем социально-экономического и политического развития, общими чертами в строительстве жилья, ремесленном и аграрном производстве, погребальных обрядах и верованиях. Одновременно, как отмечал М. Грушевский, в характере славян вообще и украинцев в частности издавна наблюдалось отсутствие дисциплины и общественной солидарности.

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 4. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ И ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА И СОЮЗЫ Прародина славян. Славяне являлись частью древней индоевропейской языковой общности. К индоевропейцам относились германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Восточнославянские племена О том, какую систему счисления лет приняли в Древней Руси, определив тем самым свое место во времени, мы уже знаем. Вторым, не менее важным признаком цивилизации является определение своего места на Земле. Где обитает твой народ и с кем он

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Восточнославянские племена Русская часть Восточно-Европейской равнины заселялась волнообразно, племенами, принадлежащими к «антской» и «склавенской» группам славянского этноса. Колонизация этих земель происходила в двоякой форме: как в виде относительно

Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

Восточнославянские племена БУЖА?НЕ – восточнославянское племя, жившее на р. Буг.Большинство исследователей полагает, что бужане – это другое название волынян. На территории, заселенной бужанами и волынянами, обнаружена единая археологическая культура. «Повесть

Из книги Между Гитлером и Сталиным [Украинские повстанцы] автора Гогун Александр

Приложение № 2. Описание последствий правления Э. Коха на территории Украины Автор приводимого ниже свидетельства эпохи - немецкий дипломат Отто Бройтигам, в межвоенный период служивший в Иране, немецких диппредставительствах в УССР и Франции. В годы

Из книги Нюрнбергский процесс, сборник документов (Приложения) автора Борисов Алексей

Записка для Флика об организации эксплуатации предприятий металлургической промышленности на захваченной территории Украины 6 августа 1942 г. Как известно, г-н советник военного управления Шольц по поручению г-на начальника отдела военного Управления д-ра Кемна из

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Этнокультурные процессы на территории Украины в период разложения первобытно-общинного строя По мнению ряда ученых, со второй половины эпохи бронзы, т. е. за 2750–1200 лет до нашей эры, на территорию Украины прибывают земледельчески-животноводческие племена Среднего

автора Коллектив авторов

3. Княжества на территории Украины (вторая треть XII - начало XIV в.) Распад или новый этап консолидации? Несмотря на периоды дробления на уделы, Киевская Русь оставалась объединенным государством примерно до второй трети XII в. включительно. Это обосновывает

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Последний поединок белых и красных на территории Украины Деникинская армия спаслась от окончательного разгрома красных, укрывшись за крымскими перешейками. 4 апреля 1920 г. П. Врангель сменил А. Деникина на посту главнокомандующего Вооруженными силами Юга России. Он не

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Украины Планируя в перспективе поставить на службу рейху экономический потенциал Украины, германское командование все же не считало это направление главным при подготовке нападения на СССР, отводя

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Установление оккупационного режима на территории Украины Будущее «освобожденных» территорий Востока постоянно дискутировалось в высших эшелонах гражданского управления оккупированными областями. Передача Галиции в состав Генерального Губернаторства вызвала

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

1. ПОДГОТОВКА К ВОЙНЕ. ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ Планы и силы Наполеона. Поставив своей целью создать мировую империю с центром в Париже, Наполеон намеревался сломить Англию, являвшуюся основным конкурентом Франции на международном рынке, и

автора Коллектив авторов

Глава II ПРЕСТУПНЫЕ ЦЕЛИ ФАШИЗМА. НАЧАЛО НАРОДНОЙ ВОЙНЫ В ТЫЛУ ВРАГА НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ Свои захватнические замыслы в отношении России, а затем Советского Союза германский империализм вынашивал задолго до второй мировой войны. Начало их практическому осуществлению

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том восьмой автора Коллектив авторов

2. НАЧАЛО НАРОДНОЙ БОРЬБЫ НА ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ Подготовка партийно-комсомольского подполья и организация партизанских отрядов. Важной составной частью Великой Отечественной воины была борьба населения против немецко-фашистских захватчиков

Из книги По страницам истории Кубани (краеведческие очерки) автора Ждановский А. М.

В. А. Тарабанов БОЛГАРСКИЕ ПЛЕМЕНА НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ. ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ IV в. ознаменовался невиданным движением на запад кочевых народов, изменивших всю карту тогдашнего мира. Задолго до этого азиатские хунну двинулись на запад, постепенно обрастая кочевыми

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

А) Племена восточнославянские (древние) Белые хорваты. Бужане. Волыняне. Вятичи. Древляне. Дреговичи. Дулебы. Ильменские славены. Кривичи. Полочане. Поляне. Радимичи. Северяне. Тиверцы.

Изучение вопросов, связанных с происхождением различных народов мира, можно отнести к наиболее проблемным направлениям исторического исследования. Главным препятствием на пути выявления скрытых фактов о жизни древних этнических общностей является отсутствие письменности на момент их зарождения. В случае со славянскими народностями ситуация осложняется и обширностью языковой группы, к которой принадлежат сразу несколько этносов. Достаточно отметить, что древние народы на территории России в разное время формировали независимые государства и содружества, относящиеся к алтайской, уральской, индоевропейской и кавказской языковой группе. Тем не менее к сегодняшнему дню ученые определили некоторые фактические пласты в этом направлении исторического анализа, которые не вызывают сомнения.

Народы на территории России в период античности

Первые люди вида Homo sapiens появились в отдельных областях Средней Азии и Причерноморья порядка 30 тыс. лет назад. В тот период северные и центральные части территории были непригодны для жизни из-за ледников. Поэтому самые первые народы и древнейшие государства на территории России возникали в южных и западных регионах как наиболее благоприятных для жизни и хозяйства. По мере увеличения населения, развития материального производства и становления первобытнообщинного строя в Средней Азии, Закавказье и Причерноморье образовывались все новые рабовладельческие государства. При этом развивались они автономно и независимо друг от друга. Объединяющей чертой можно назвать разве что набеги одних и тех же варваров. С центральными и западными областями в европейской части нынешней страны эти государства и вовсе контактов не имели, так как налаживанию путей препятствовали горные массивы и пустыни.

Одним из наиболее заметных государств того времени можно назвать Урарту, которое существовало в Закавказье в IX в. до н. э. Оно было образовано на берегу озера Ван, территория которого сейчас принадлежит Турции, однако уже к середине VII в. его владения распространились до верховьев Тигра и Евфрата. Если говорить об этническом составе, то народы и древнейшие государства на территории России в Причерноморье и Закавказье преимущественно были представлены армянскими племенами. Урарту достигло значительного расцвета в VIII в. до н. э., но к VI в. из-за нашествий скифов оно перестало существовать. Позднее те же племена основали Армянское царство. Примерно в этот же период параллельно развиваются абхазские и грузинские семьи, которые образовывают Колхидское царство. В северной части Закавказья возникает Иберия - грузинское царство.

Влияние арабского завоевания

В истории Средней Азии и Закавказья VII - VIII вв. н. э. немалое место занимает арабское завоевание, принесшее собой исламскую веру. На нынешней российской территории данный процесс имел место в кавказском регионе. В частности, ислам распространялся среди некоторых народов Северного и Восточного Кавказа и, в частности, азербайджанцев. Впрочем, арабские завоеватели встречали и отторжение среди местного населения. Те же грузины и армяне, ранее уже принявшие христианство, стойко сопротивлялись исламизации. Однако в Средней Азии ислам постепенно определился как доминирующее вероисповедание местного населения. После распада Арабского халифата древнейшие народы и цивилизации на территории России вынуждены были противостоять и туркам-сельджукам. В ходе этой борьбы сформировались и другие государства. Например, при царе Давиде Строителе произошло объединение грузинских земель с образованием города Тбилиси. К северу расположилось Абхазское царство с независимой Кахетией, а в восточной части - Албания и ряд других небольших государств.

Греческие колонии на территории России

Черноморское побережье стало одним из наиболее развитых районов на территории современной России в VI - V вв. до н. э. Этому в немалой степени способствовали греческие колонизаторы, которые в I тысячелетии до н.э. стали осваивать южные земли. В Приазовье и Причерноморье греки образуют крупные колониальные полисы - такие, как Тирас, Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Феодосия, Танаис, Фасис и др. Для иллюстрации успешности этих городов можно отметить, что в V в. до н. э. Пантикапей был центральной рабовладельческой державой Боспорского государства. Он охватывал существенную часть Приазовья, способствуя развитию местного земледелия, торговли, рыболовства, скотоводства и ремесленничества. Важно подчеркнуть, что древнейшие народы и цивилизации на территории России в Приазовье и Причерноморье не были в полной мере самобытными. Они копировали образ жизни и культурный уклад, привнесенный греками. Но вместе с этим колонии имели плотные культурные и торговые отношения с теми же кавказскими народами и степными племенами скифов. Вплоть до III в. н. э. греческие племена регулярно подвергались нашествию кочевников, а во время великого переселения народов и вовсе были вынуждены уйти.

Период скифского государства

Еще севернее по отношению к греческим колониям жили скифские племена, отличавшиеся яркой и самобытной культурой, тоже наложившей отпечаток на уклад южных народов. Первые упоминания о скифах относятся к V в. н. э. и принадлежат Геродоту, который описывал эти племена как ираноязычные. В первых упоминаниях географического расположения указываются устья Нижнего Буга, Дуная и Днепра. Тот же Геродот разделял скифов на пахарей и кочевников - соответственно, по направлению хозяйственной деятельности. Кочевники находились в Приазовье, Нижнем Приднепровье и Крыму, а пахари преимущественно занимали правое побережье Нижнего Днепра и жили в землянках. К VI - IV вв. до н. э. произошло объединение скифских племен, которое в дальнейшем легло в основе полноценного государства в одном из нынешних районов Симферополя. Это государство называлось Скифским Неаполем и по устройству характеризуется как военная демократия. Но к III в. до н. э. скифов начинают теснить другие древние народы на территории России в современном ее виде. В регионах Северного Причерноморья появляются войны Александра Македонского, а со стороны востока приходят сарматы. Самый же крупный удар по скифам был нанесен племенами гуннов, которые позже появились на Крымском полуострове.

Великое переселение и появление славян

Причин для великого переселения было много, и по большей части этот процесс приходился на территорию современной Европы. Началось переселение в III в. н. э., а к IV в. многочисленные варварские племена кельтов и германцев стали бороться с соседними государствами уже на новых территориях. Лесные и степные варвары шли на захват более богатых земель в южных регионах, что и наложило след на переустройство части Северного Кавказа и Причерноморья. Как же это повлияло на древние народы на территории России? Великое переселение народов кратко можно охарактеризовать как процесс становления самостоятельных германских, романских и славянских народностей. Славяне вовсе не играли в этот период ключевую роль и фигурировали уже на позднем этапе переселения, но именно для регионов, которые сегодня входят в границы России, они в дальнейшем окажут судьбоносное влияние.

Дело в том, что переселение происходило с двух направлений. Как уже отмечалось, основной процесс происходил в европейской части - с северо-запада германцы и кельты двигались на завоевание южных земель. С востока из Азии двигались кочевники, в результате прошедшие путь от Китая до Франции. Была активность и в самих южных регионах. Со стороны Закавказья шли предки современных осетин - аланы. В разной степени эти миграционные движения формировали древнейшие народы на территории России. Восточные славяне, в свою очередь, присоединились к общей волне миграции к IV в. н. э. Они присоединились к потоку, который состоял из тюрков, сарматов, иллирийцев и фракийцев. Некоторое время у них были союзнические отношения с гуннами и готами, но впоследствии эти племена стали противниками. Собственно, именно нашествия гуннов вынудили славян расселяться в направлениях запада и юго-запада.

Теории славянского этногенеза

Точного представления о том, как именно и откуда произошли восточные славяне, на сегодняшний день нет. Тем более что группа этой народности весьма обширна и включала множество отдельных этносов и семейств. И все же ученые сформулировали три теории этногенеза. Древние народы на территории России в контексте этих направлений исследования рассматриваются именно как истоки становления русского государства.

Итак, первая теория - автохтонная. В соответствии с ней, коренным местом происхождения славян является река Днепр. Базируется эта теория на археологических исследованиях. Вторая теория - миграционная. Она отмечает, что восточные славяне определились как самостоятельный этнос из общей общеславянской ветви в I веке до н. э. Также согласно теории миграционного этногенеза, в период великого переселения славяне могли двигаться в двух направлениях - от бассейна р. Одр к Висле, или же от дунайского бассейна на восток. Так или иначе, в I веке до н. э. на Восточно-Европейской равнине уже обитали славянские древние народы. Происхождение восточных славян на территории России в этот период подтверждается Тацитом, Геродотом, Птолемеем и некоторыми из арабских источников.

Анты и склавины

В VI в. н. э. после первой волны расселения славян византийские писатели стали выделять два народа - антов и склавин. Нередко их упоминание было в контексте вытеснения другого славянского народа - венедов. При этом готские источники подчеркивают, что все три народности имеют один корень, хотя и разветвленный. Так, склавины характеризуются как в большей мере западная группа, анты - восточная, а венеды - северная. Конечно, были и другие этносы наподобие радимичей, северян и вятичей, но эти три - наиболее заметные древние народы на территории России. Происхождение и дальнейшее расселение согласно источникам того же времени простиралось от нижнего Дуная до Мурсианского озера. В частности, анты занимали территорию от Днестра до самого устья Днепра. Однако границы распространения славян по северным регионам источники не отмечают. О тех же венедах готы пишут, что они занимают бескрайние просторы.

Согласно результатам уже современных исследований в археологии, анты и склавины имели незначительные отличия, которые относились по большей части к ритуальным обрядам. Но при этом отмечается культурное влияние скифо-сарматских племен на антов, о чем свидетельствует и само название этой народности, имеющее иранское происхождение. Но, несмотря на различия, славянские древние народы на территории России часто объединялись на основе политических и военных интересов. Более того, существует также теория, в соответствии с которой антами, склавинами и венедами именовались не разные группы народностей, а один этнос, но по-разному названный соседями.

Аварское нашествие

В середине VII в. н. э. регионы восточного Приазовья и Северного Кавказа подверглись нападению авар. Последние разорили земли антов, но по мере продвижения в страну славян у них портились отношения с Византией. Тем не менее в каганат авар ко второй половине VII в. н. э. вошли практически все древнейшие народы на территории России. История об этом нашествии в дальнейшем передавалась столетиями и даже была описана в «Повести временных лет». Величина доли славянского народа в каганате была столь внушительна, что Иоанн Эфесский в своих хрониках отождествлял антов и авар.

Археологические сведения позволяют делать выводы о широкой миграционной волне антов по направлению к Паннонию. Например, происхождение этнонима хорватов также имеет иранские корни. Поэтому можно говорить о доминировании в каганате антов перед склавинами. И уже расселение хорватов по Балканскому полуострову и части западной Европы свидетельствует о направлениях, которые проделала волна миграции антов с аварами. Кроме того, и этноним сербы имеет иранское происхождение, что делает данный этнос близким к древним народам на территории России. Великое переселение народов не оказало такого влияния на распределение славян по восточным регионам Европы, как нашествие аварцев. Они также оставили после себя и культурный след, но многие ученые особенно подчеркивают вероятность демографического взрыва к этому времени, что и заставило каганат искать новые земли.

Завершение истории антов

Анты и другие славянские племена на протяжении VII в. н. э. пребывают в непостоянных враждебных и союзнических отношениях с Аварским каганатом и Византией. Но важно подчеркнуть, что именно продвижение авар спровоцировало разногласия внутри славянского объединения. Как отмечают источники, древние народы на территории современной России, сформированные племенем антов, в итоге были истреблены за союз с ромеями. Эта попытка сплочения не понравилась аварам, которые и послали войско для уничтожения племен. Впрочем, точных сведений о судьбе оставшихся антов по-прежнему нет. Одни историки полагают, что они были полностью разгромлены, а другие придерживаются мнения о переселении антов через Дунай.

В той же «Повести временных лет» указывается на гибель великого князя Кия и его дружинников, после чего славянские племена начали борьбу между собой, из-за которой установилась прочная власть хазар в регионе. Именно с этим событием и связывают новую формацию древних народов на территории России. Происхождение славян на первых этапах обусловило становление антской общности, но после ее заката начинается новый период развития восточнославянского народа с очередным витком расселения.

Освоение новых территорий славянами

В VIII в. прежде закрепленное положение на Балканском полуострове становится менее прочным. Этому способствует приход в регион Византии, под натиском которой славянам приходится отступать. В Греции также происходит их ассимиляция, что заставляет искать племена новые места для освоения в других направлениях. На этом этапе можно говорить уже о полном формировании основы древних народов на территории России. Кратко их можно характеризовать как славянские семьи, но по мере вторжения на новые земли к основным массам присоединяются и другие этносы. К примеру, в начале VIII в. на левом берегу Днепра активно формируется роменская культура. В это же время в верхнем Поднепровье смоленские славяне образуют свой пласт традиций и обрядов.

Единое языковое и культурное пространство создается славянами, которые заняли территорию от Подунавья до Балтики. Это продвижение в конечном итоге позволило сформировать знаменитое торговое направление из варяг в греки. Как показывают археологические исследования, древние народы на территории России пользовались этой дорогой уже во второй половине VIII в. К IX в. формируются торговые отношения между славянами и соседними государствами, что позволяет им войти в общеевропейскую транспортную систему. Не менее значимой была миграция на юг, которая позволила достичь стран Малой Азии. Часть славянских племен была захвачена императором Юстинианом II в процессе его похода в окрестностях Солуни. Болгарские племена выступили в качестве защитников в этом столкновении, однако дальнейшие продвижения восточных славян в данном направлении были надолго пресечены.

Дирижабль «Гинденбург» покидает ангар весной 1936 года. Совершенный воздушный корабль был гордостью нацистской Германии. Длина исполинского дирижабля составляла 804 фута, то есть больше длины любого из военных кораблей. На его заправку требовалось более 7 миллионов кубических футов газа. Самый большой дирижабль «Гинденбург» (в мире не существовало более подобных ему) предназначался для регулярных воздушных рейсов через Атлантический океан.

Невиданный комфорт и изысканная кухня

В просторном салоне дирижабля, сделанном из дюралюминия, размещалось с комфортом 72 пассажира. Все они наслаждались изысканной едой. В пассажирском салоне к их услугам был специально сделанный алюминиевый рояль, вес которого составлял всего 360 фунтов. Дирижабль «Гинденбург», устройство которого поражало своим невиданным шиком, имел специально спроектированные обзорные окна, защищённые от возможных повреждений, которые открывали панораму земли, проплывающей внизу. На дирижабле даже имелся свой почтовый штемпель. Кухня на «Гинденбурге» была полностью электрифицирована. Курительный салон был тщательно изолирован, разрешалось пользоваться только электрическими зажигалками. Проектировщики больше всего опасались пожара, ведь дирижабль был наполнен миллионами кубических футов легко воспламеняемого водорода. Малейшая искра могла привести к катастрофе.

Летающая гостиница

Дирижабль «Гинденбург» выглядел безопасным, как дом. В 1936 году он символизировал собой будущее воздушного транспорта. Имея скорость 80 миль в час, он мог пересечь Атлантический океан за два дня, что вдвое быстрее, чем пароход. Четыре дизельных мотора позволяли «Гинденбургу» преодолевать расстояние в 8,5 тысячи миль. На борту царило чувство уверенности. Но вскоре всё изменилось. То, что должно было стать ещё одним трансатлантическим перелётом, закончилось самой грандиозной катастрофой в истории авиации. Огромный воздушный корабль был уничтожен при обстоятельствах, которые так и не были выяснены. Последний полёт и крушение дирижабля «Гинденбург» до сих пор окутаны тайной.

Как всё начиналось

Тогда эра воздухоплавания насчитывала менее пятидесяти лет. Первыми были полужёсткие дирижабли, подобные Santos-Dumont, построенные в конце 19 века. Отцом дирижаблей жёсткой конструкции был немец граф Фердинанд фон Цеппелин.

Его первая модель такого типа - LZ 1 - поднялась в небо в июле 1900 года. А четвёртый дирижабль - LZ 4 - в июле 1906 года совершил двенадцатичасовой перелёт из Германии в Швейцарию. За одну ночь граф фон Цепеллин стал мировой знаменитостью, а созданные им летательные аппараты стали называться Luftschiffbau-Zeppelin. Несмотря на большие размеры, эти аппараты были хрупкими. Пилоты должны были не только управлять новейшей техникой, но и уметь приспосабливаться к погодным условиям. Управление Luftschiffbau-Zeppelin было схоже с управлением парусным судном, но пилоты дирижаблей оказались на высоте. В течение первых четырёх лет случались аварии, однако всё обходилось без жертв. Германия была мировым лидером в строительстве дирижаблей.

Первые рекордсмены

Трансатлантический перелёт, открывавший путь к коммерческим рейсам, совершил английский дирижабль R-34. Летательный аппарат пробыл в воздухе 109 часов, побив при этом все мировые рекорды. Когда R-34 садился, сбрасывая свой водяной балласт, чтобы замедлить скорость снижения, будущее дирижаблей казалось безоблачным. Но с каждой новой катастрофой надежды угасали. В августе 1921 года британский дирижабль R-38, проходивший испытание в США, разломился пополам и рухнул в воды реки Хамбер (Англия), сорок четыре члена экипажа погибли. После этого ВМС США отказались от британского участия и приступили к созданию собственных дирижаблей.

Соперничество конструкторов

В 20-е годы прошлого столетия был проведен конкурс на лучшую модель. Предстояло построить два дирижабля: один, R-100, на дочернем предприятии фирмы Vickers, другой, R-101, на государственном авиазаводе в Кардингтоне. Это было классическое соперничество между частным и государственным предприятиями. К сожалению, всё закончилось плачевно. В Великобритании просто не нашлось высококлассных конструкторов и инженеров для реализации обоих проектов. Большинство талантливых специалистов собралось в компании Vickers, во главе этой группы стоял Барнс Уоллис, в годы Второй мировой войны он создал знаменитую подпрыгивающую бомбу.

Летом 1930 года R-100 дважды успешно пересёк Атлантический океан, а в Кардингтоне не всё шло гладко. Предполагалось, что R-101 откроет воздушную линию из Метрополии в Индию. Дирижабль должен был совершить свой маршрут в октябре 1930 года и вернуться в Лондон к началу конференции, на которую были приглашены премьеры всех Британских доминионов. Но R-101 преследовали неудачи, в последний момент пришлось даже уменьшить длину дирижабля, а к брюху прикрепить дополнительный баллон с газом. Оболочка дирижабля стала трескаться. Аппарат R-101 не испытывался на большой скорости или при плохой погоде, его мощность была недостаточной, он был перегружен горючим. Катастрофа казалась неминуемой. Эксперты не советовали поднимать дирижабль в воздух, однако политики настаивали.

Катастрофа британского аппарата

R-101 был подготовлен к вылету, дополнительно в него загрузили огромный красный ковёр, предназначенный для встречи важных персон на борту дирижабля после посадки. 2 октября в министерстве авиации состоялось заключительное совещание, лорд Кристофер Томсон, тот самый, который выдвинул идею конкурирующих моделей, настаивал на скорейшем вылете. В конце концов полет был назначен на 4 октября. Руководитель департамента гражданской авиации сэр Сефтон Бранкер высказал свои сомнения - ему были известны конструктивные недостатки R-101, но Томсон сказал ему: «Если боитесь, не летите». Однако Сефтон Бранкер полетел. В 20.00 огромный дирижабль покинул Лондон, над французской территорией бушевали дождь и сильный ветер. В плохую погоду дирижабль стал неуправляемым, к тому же в его обшивке скопились тонны воды, и R-101 рухнул неподалёку от Бове на севере Франции. Лорд Томсон сгорел заживо, только шестерым членам экипажа удалось спастись. После похорон готовый R-100 был отправлен на слом. Британия навсегда отказалась от строительства дирижаблей.

Немецкое воздушное господство

А тем временем Германия вновь занялась строительством летательных аппаратов. Возглавил программу дирижаблестроения Хуго Эккенер, преемник Цепеллина. После Первой мировой войны Германии было запрещено создавать новые аппараты но в 1926 году она вернулась к дирижаблестроению. Первым был построен LZ 127 «Граф Цеппелин». Он совершил свой первый полёт в сентябре 1926 года, затем последовали девять лет непрерывной эксплуатации, в ходе которой дирижабль LZ 127 «Граф Цеппели́н» налетал более миллиона миль. В 1929 году немецкий дирижабль установил мировой рекорд, облетев вокруг земного шара. Он величественно проплыл над Сибирью, затем пересёк Тихий океан. Казалось, что только немцам известен секрет успешных безаварийных перелетов.

Первое появление в свет

В 1936 году они создали проект R-129 - дирижабль «Гинденбург». Финансовые средства на строительство были предоставлены нацистским правительством Адольфа Гитлера. Хуго Эккенер хотел поднять дирижабль в воздух с помощью гелия, но только в США производился этот невоспламеняющийся газ. Американское правительство отказалось экспортировать гелий, опасаясь, что он может быть использован в военных целях. Поэтому дирижабль «Гинденбург» пришлось заполнять легковоспламеняющимся водородом. Но не это тревожило Эккенера, он полагал, что более серьёзный риск возникновения пожара связан с топливом для двигателей, а не с опасностью утечки газа. Первый полёт немецкий дирижабль «Гинденбург» выполнил на "отлично", что принесло ему шумный успех. К сентябрю 1937 года планировалось создать ещё один дирижабль подобного типа. На горизонте маячил лишь один конкурент - американские летающие лодки, которые освоили трансатлантический маршрут до западного побережья Ирландии. Но эти самолеты не могли предложить той роскоши, которой отличался немецкий дирижабль «Гинденбург».

Ничто не предвещало беды

3 мая 1937 года дирижабль «Гинденбург» покинул ангар во Франкфурте, готовясь к первому трансатлантическому рейсу в новом сезоне. Конечным пунктом назначения было лётное поле в Лейкхерсте, штат Нью-Джерси. Компания "Цепеллин" получила несколько писем от антинацистских групп с угрозами диверсий, если «Гинденбург» будет продолжать полёты в США. Некоторые из писем были переданы американским властям через посольство Германии в Вашингтоне. Но нет свидетельств, что компания восприняла эти угрозы всерьёз. Ведь дирижабли совершали воздушные рейсы с 1900 года, и за это время ни один пассажир не погиб. Подготовка к полёту продолжалась. На этот раз было заполнено лишь 36 посадочных мест из 72, но на обратный рейс из Америки все билеты были проданы.

Рейс через океан завершён

Перелёт в США прошёл успешно, видимость была плохой, пассажиры большую часть времени расслаблялись в баре, дремали или обсуждали внутриполитическую ситуацию в Германии. «Гинденбург» летел над плавучими льдинами и айсбергами, кое-кто из пассажиров вспомнил о печальной участи «Титаника». Дирижабль начал снижение у Лонг-Айленда. Над Нью-Йорком аппарат летел так низко, что пассажиры смогли рассмотреть фоторепортёров, собравшихся на крыше Empire State Building. Приземление на лётном поле Лейкхерста было запланировано на 16.00, но его перенесли, так как над лётным полем собрались тёмные дождевые облака. Командир дирижабля Макс Прусс решил вернуться к океанскому побережью и переждать, пока пройдёт гроза. В 16.30 пассажирам были поданы чай и сэндвичи, а дирижабль всё кружил над пустынным побережьем штата Нью-Джерси. Пассажиры коротали время, глядя на расстилавшиеся внизу леса. Наконец небо над Лейкхерстом прояснилось, и капитан Прусс начал готовиться к посадке.

Последние минуты жизни

В 19.10 дирижабль появился над лётным полем, внизу в зале ожиданий собрались пассажиры, готовые вылететь обратным рейсом из Америки. Фоторепортёры собрались на крыше, чтобы запечатлеть приземление, а журналисты готовились диктовать свои сообщения. «Гинденбург» подошёл к причальной мачте. Сбросив балласт, дирижабль опустился до высоты 200 футов, экипаж готовился сбрасывать канаты на землю. Всё выглядело как обычно при посадке. Пассажиры вытягивали шеи, чтобы лучше увидеть всё из окна, ведь сейчас они ступят на американскую землю. Когда стальной канат для закрепления дирижабля показался из носовой части, начался небольшой дождь, а затем разразилась катастрофа. Радиорепортёр Герберт Моррисон передавал с места событий: «Дирижабль загорелся. Боже, он весь объят пламенем. Какая ужасная катастрофа. Всё вокруг горит, дирижабль падает на посадочную мачту. Это просто ужасно. Пламя поднимается в небо на 400-500 футов. От "Гинденбурга" остался только каркас, люди горят заживо. Они гибнут».

Расследование гибели дирижабля

Свидетели событий говорили о небольшой струе пламени возле верхнего стабилизатора. Через секунды после этого произошла гибель крупнейшего дирижабля «Гинденбург» - он превратился в гигантский факел. Понадобилось всего лишь 32 секунды, чтобы это небольшое возгорание уничтожило огромный летательный аппарат. В огне погибло 36 человек, из них - 22 члена экипажа, 13 пассажиров и один человек из наземной службы. Как ни удивительно, но 61 человеку удалось спастись.

Почему же случилась катастрофа дирижабля «Гинденбург»? Только что этот воздушный корабль парил в небе, как вдруг превратился в груду обломков. Министерство торговли США начало расследование случившегося. После 18 дней заслушивания свидетельских показаний следствие установило возможную причину катастрофы, вызвавшую гибель дирижабля «Гинденбург». Излишнее статическое напряжение вызвало возгорание в стабилизаторе аппарата. Выживший капитан корабля Макс Прусс считал, что на борту дирижабля была совершена диверсия. Был ли дирижабль жертвой диверсии или несчастного случая, мы никогда не узнаем. Тайна гибели дирижабля «Гинденбург» остаётся нераскрытой.