В каком году родился апостол матфей. Апостол и евангелист матфей

Святой Апостол и Евангелист Левий Матфей, сын Алфея, жил в Галилейском городе Капернауме (небольшой город в Галилее на северо-западном берегу Геннисаретского озера ). Был братом другого апостола, Иакова. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря (сборщик податей и налогов ). Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в то же время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев.

Мытарь — лицо, назначаемое Римским прокуратором для сбора податей с Иудеев (в современном смысле - таможенник ). Мытари обыкновенно брали на откуп собирания этих пошлин и употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды. Как корыстолюбивые и наглые агенты римлян, мытари считались Иудеями за предателей и изменников своей стране и Господу Богу. Грешник, язычник и мытарь - у них значили одно и то же; говорить, с ними почиталось грехом, обращаться с ними - осквернением, хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди.

Фарисеи - одна из сект Иудейских, появившихся во II и III в. до Р.Х. Свое наименование фарисеи (особенные, отделенные) получили от того, что старались отличиться особенною ревностью к закону.

И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мы́тницы (место сбора пошлин и податей) Матфея. И сказал ему:

Иди за Мной!

Призвание апостола Матфея

Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, - все мытари и грешники, - и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.

Книжниками назывались у Иудеев люди сведущие вообще в книжном деле, как-то ученейшие из Иудеев, которые объясняли закон и публично учили и наставляли народ в законе, так называемые раввины и законоучители; законоведцы, занимавшиеся решением спорных вопросов, сомнительных случаев и дел, требующих знания закона и практической опытности; писцы и нотариусы, служившие в синагогах и синедрионах. Ученые эти Иудеи представляются в Новом Завете и особенным сословием, различным от фарисеев; но в то же время часто соединяются с фарисеями, и поставляются в связь с архиереями. Большая часть их были привязаны к одним преданиям и, не понимая духа Закона, ложно толковали его и были слепыми вождями народа, лицемерно лишь исполняя заповеди напоказ, ради славы человеческой, и возлагая на других тяжкие бремена, коих сами не исполняли.

Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? » А Фарисеи искали только случая укорить в чем-нибудь Господа и осуждали Спасителя за нарушение якобы того, что написано в псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых «.

Господь же, услышав слова их, сказал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию » (Мф. 9:13).

«Смотри, – говорит Иоанн Златоуст, – как Господь из слов фарисеев выводит совершенно противоположное заключение. Они ставят Ему в вину общение с мытарями, а Он, напротив, говорит, что исправлять таких людей есть дело весьма важное, необходимое и достойное многих похвал. «

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом.

Из всех двенадцати учеников Левий Матфей был одним из самых образованных – малограмотного не взяли бы в чиновники. Профессия Матфея требовала от него умения говорить и писать как на арамейском, так и на греческом, а возможно, и на латинском языках. И, следуя за Христом, он старательно записывал Его изречения, которые позже легли в основу Евангелия от Матфея.

Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами по Галилее и Иудее с проповедью к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала 8 лет проповедовал в Палестине. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к вере Христовой. Пред отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане из Иудеев просили его предать для них письмена дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы изъявили свое согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, Апостолы. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.

Евангелие от Матфея было написано около 41 г. по Р.Х. Это - первая по времени Священная книга из всех книг Нового Завета и занимает, потому, между ними первое место. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие было написано на еврейском языке, или на употреблявшемся тогда арамейском наречии, и переведено на греческий.

Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам еврейского народа, и другого не будет (Мф. 11:3). Поэтому в Евангелии от Матфея чаще, чем в других Евангелиях, сравниваются события из жизни Христовой с ветхозаветными пророчествами и прообразованиями и из всей истории Христа Спасителя избираются повествования особенно важные и нужные для Иудеев. Потому же Евангелие свое Матфей начинает родословием Мессии, как сына Давидова и Авраамова, показывая, что Иисус - не дух и не Ангел, как считали потом некоторые, но плоть от плоти израильского народа, продолжение его истории и исполнение данных ему обещаний.

Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах, на которых он изображается вместе с Ангелоподобным человеком, символически характеризующим особенности его Евангелия.

Проповедь в Ефиопии

О дальнейшей жизни самого апостола мы знаем из церковного предания. Удалившись из Иерусалима, святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию (нынешний Иран ), Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии.

Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью и многочисленными чудесами здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Сам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. Во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими.

Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было велено. У правителя того города, кторого звали Фулвиан, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним.

Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Вошедши в город и приблизившись к церкви, апостол Матфей сделал, как ему было повелено: водрузил данный ему от Господа жезл, - и тотчас, на виду у всех, жезл сделался великим деревом и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня. Весь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой Апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедывал собравшимся людям слово Божие на их языке. Это чудо обратило ко Господу множество язычников.

Кончина апостола Матфея

Узнав о случившемся, местный правитель-язычник Фулвиан сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по научению бесовскому, разгневался на Апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Но Фульвиан еще более разозлился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он обвинил его в колдовстве. Фулвиан приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту, а святого Матфея облить смолой и зажечь. Кроме того, вокруг костра он поставил 12 золотых идолов, призывая их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Но пламя растопило идолов, как воск, и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве апостола, пламя улеглось. Его тело осталось невредимым. Фулвиан раскаялся в содеянном и хотел вытащить святого из огня, но он, сотворив молитву, - предал святую свою душу в руки Божии. По преданию, кончина апостола Матфея последовала около 60 года по Р. Х .

Тогда Фулвиан приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец. Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Потому тело святого Матфея положили в железный гроб, плотно залили со всех сторон оловом и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола от потопления в воде, как сохранил его в огне, то воистину Он есть Единый и Всемогущий Бог и следует Ему поклоняться.

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело, вынесенное на сушу. На утро епископ, в сопровождении множества верующих и правителя Фулвиана со своей свитой, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как было ему возвещено в видении. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Эфиопия – одна из африканских стран, где христианство является основной религией. Там уже в V веке Библия была переведена на местный язык. Эфиопские христиане свято хранят память об апостоле Матфее, их первом евангелисте.

Храм св. Апостола и Евангелиста Матфея в Солерно (Италия)


Базилика Сан-Маттео, г.Салерно (Италия)

Мощи святого евангелиста апостола Матфея, согласно преданию, в X веке оказались в Лукании. При лангобардском князе Гизульфе I они были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео (Маттео, по-итальянски, Матфей). За прошедшую тысячу лет собор неоднократно горел. Особенно страшными были пожары XVI и XIX веков, когда собор практически весь выгорел. Но что удивительно – во всех этих пожарах нетронутыми огнем остались святые мощи Апостола Матфея.

Крипта – подземный храм. Здесь хранятся мощи Ап. Матфея

В крипте (подземном храме) – мощи Святого Апостола Матфея. На гробнице стоят свечи.

Гробница святого апостола Матфея

Апостол Матфей в искусстве

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства.


Бартолоцци, Франческо. Апостол Матфей. По рисунку Гверчино (1591-1666).
Святой Матфей и ангел (Гвидо Рени. 1635-1640)

Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Караваджо. Апостол Матфей и Ангел

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека).

Однако, следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфия (лат. Matthias), поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Тропарь, глас 3:
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, тому последовав, Апостол избранный явлися еси, и благовестник Евангелия вселенней велегласен: сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве. Моли Милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашым.

Кондак, глас 4:
Мытарства иго отверг, правды игу припряглся еси, и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, юже с высоты премудрость: отонудуже проповедал еси истины слово, и унылых воздвигл еси душы, написав час судный.

Левий Матфей/Апостол МАТФЕЙ ЕВАНГЕЛИСТ

Родился апостол Матфей 27 февраля 13 года до нашей эры.

Матфей был красивым человеком с тёмно-русыми волосами, голубыми глазами, ростом 1 метр 82 см. он был на девять лет старше Иисуса. Имел очень хорошее образование, которое получил в своей семье. Его отец был священником, но Матфей своё истинное происхождение скрывал от всех, опасаясь гонений на семью и отца. Матфей знал несколько языков, в том числе один из индийских. Любил читать. Посетил Тибет и Индию, где впервые и услышал об Иисусе Христе. Услышанное привлекло его, и Матфей захотел познакомиться лично с этим удивительным человеком. Поэтому, когда наконец-то состоялось это долгожданное знакомство, Иисусу было достаточно только сделать приглашение, и Матфей тут же всё бросил и последовал за учителем.
У Матфея были жена и двое мальчиков. Свою семью будущий евангелист оставил по своему усмотрению, так как считал, что семья будет только мешать его духовному росту.

Караваджо, «Призвание Апостола Матфея»

Иисус увидел сборщика налогов Матфея, сидящего у места сбора пошлин возле города Капернаума, и сказал ему: «Следуй за мной!» И Матфей, который сильно верил в Иисуса, встал и, оставив всё, последовал за ним. Он сделал у себя в доме большое угощение для Иисуса и других учеников. Также на этом пиру присутствовали другие сборщики налогов и богатые люди. Книжники и фарисеи роптали и говорили Иисусу: «Зачем вы едите и пьёте с грешниками и со сборщиками налогов?»
Иисус ответил: «Здоровым врач не нужен, врач нужен больным. Я пришёл призывать к покаянию не праведников, а грешников».
Через полгода после воскрешения Иисуса Христа, оставив христианскую общину, им организованную, и сложив все полномочия на совет общины, Матфей, как и все остальные апостолы, покинул Иудею. Он отправился в Рим с караваном из Индии, знание индийского языка помогло ему свободно общаться с караванщиками. По дороге, где бы они ни останавливались, он рассказывал об Иисусе, его вере, мученической смерти и чудесном воскрешении.
Пробыв в Риме и его окрестностях около трёх лет, Матфей отправился в Египет, где познакомился с египетскими пирамидами и верованиями народов, заселявших эту страну. В Египте апостол прожил больше шести лет, и здесь ему пришла мысль написать всё об Иисусе Христе. У Матфея были записи Филиппа, которые тот вёл ещё при жизни Иисуса Христа.
Поэтому все изречения Иисуса были самые точные. Многочисленные ссылки были внесены намного позже римлянами. Записи были на греческом языке, так как Филипп не хотел, чтобы их читал кто-то посторонний. Но Матфею язык был известен.
Около года писал Матфей свое Евангелие, и спустя восемь лет после распятия Сына Божиего эта книга в 37 году впервые увидела свет.
После написания Евангелия Матфей вместе со своим учеником, молодым человеком из Рима, отправился в Палестину. Этот парень был беженец, его преследовали за совершенное им воровство. Матфею он во всём признался, и тот взял над ним шефство, всячески опекал его и оберегал.
Они пробыли два года в Персии, проповедуя и исцеляя, и четыре года в Мидии. Затем Матфей перебрался в Африку, много путешествовал, многое узнал, познакомился с африканскими шаманами, посетил многие племена, некоторые смог обратить в веру Христову.

Умер Матфей от малярии в Эфиопии в возрасте шестидесяти трех лет, 25 мая 50 года.
Своё Евангелие, с которым он никогда не расставался, Матфей передал ученику, который вернулся в Иудею и передал записи одной из христианских общин.

Дни памяти

В православном церковном календаре: 16 ноября/29 НОЯБРЯ и 30 июня/13 июля (Собор Двенадцати апостолов);
- в католическом: 21 сентября;
- евангелическом и англиканском: 21 сентября.

Считается покровителем города Салерно (Италия), где хранятся его останки (в базилике Сан-Маттео); по одной из версий они были перевезены в Италию в X веке.


Фрески верхней церкви Сан Франческо в Ассизи, роспись свода, сцена: св. Матфей, деталь.

Считается покровителем бухгалтеров, таможенников, всех финансовых служб .
Святое место - Россия, Магаданская обл., п. Ола (административное здание местного рыбзавода).
Покровительствует - всей территории, расположенной за Северным Полярным Кругом, Архангельской обл., Якутии, Камчатке, Чукотке, Магаданской обл., Аляске, провинции Юкон в Канада.
В молитвах апостола Матфея просято добрых отношениях в семье, о совете и любви между мужем и женой.

Молитвы

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Тропарь
глас 4

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.
Тропарь апостола и евангелиста Матфея
глас 3

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.
Кондак апостолам
глас 2

Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.
Ин кондак славных и всехвальных 12-ти апостолов
глас 2

Петра, вернии, каменя веры, похвалим/ и Павла Богомудраго,/ созывают бо всех праздновати верою,/ соборне вкупе вся дванадесяте, яко проповедники вере,/ просяща грехов оставления.
Кондак апостола и евангелиста Матфея
глас 4

Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.

Молитва ко Святому апостолу и евангелисту Матфею

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.
О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков.
Аминь

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.


Ап. Матфей. Икона. Сербия. Конец XIII - начало XIV в. 105 х 56.5. Охрид. Македония.

Деисус со свв. Евангелистами (фрагмент). Миниатюра. Византия. XII в. Монастырь св. Екатерины на Синае.

29 ноября Православная Церковь отмечает день памяти апостола и евангелиста Матфея. В храмах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на вечернем и утреннем богослужениях вспоминали труды и подвиги святого, молитвенно просили его заступления. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Никоновском приделе Троицкого собора хранится частица мощей апостола Матфея. В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранятся Царские врата из Троицкого собора Лавры . Одним из образов, составляющих их композицию, является икона апостола и евангелиста Матфея.



Икона ап. Матфея. Фрагмент.

Царские врата из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1420-е гг .,

Сергиево-Посадский музей-заповедник

Предание хранит подробности жизни святого. В житиях Димитрия Ростовского описаны его труды и подвиги. О нем повествуют еванигелия. Известно, что Матфей - сына Алфея, иначе называемый Левием (Мк. 2:14. Мф. 9:9. Лк. 5:27), жил в Галилейском городе Капернауме. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря. Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в тоже время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев. И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы Матфея. И сказал ему:

Иди за Мной!

Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, - все мытари и грешники, - и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его:

Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

Господь же, услышав слова их, сказал им:

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

С этих пор, Матфей, оставив всё свое достояние, пошел за Христом (Лк. 5:28) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов (Мф. гл. 10; Мк. 3:13-19; Лк. 6:13-16). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения Его на небо.

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала оставался в Палестине, вместе с другими Апостолами проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к вере Христовой. Перед отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане просили его оставить для них письмена дел и учение Иисуса Христа. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.


Святой апостол Матфей

Удалившись из Иерусалима, святой Апостол Матфей проповедывал Евангелие во многих странах. Благовествуя Христа, он прошел Македонию, Сирию, Персию, Парфию и Мидию и обошел всю Эфиопию, на которую ему пал жребий, и просветил ее светом разума Евангельского. Наконец, наставляемый Духом Святым, пришел он в землю людоедов, к чернокожему звероподобному народу, вошел в город, называемый Мирмены, и там, обратив несколько душ к Господу, поставил им епископом спутника своего Платона и создал небольшую церковь; сам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. И явился ему Господь в образе прекрасного юноши, имея в правой руке жезл. Отдавая святому жезл, Он повелел ему сойти с горы и водрузить жезл при дверях устроенной им церкви.

Жезл этот, - говорил Господь, - силою Моею вырастет в высокое дерево, и дерево то принесет обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды. Омывшись в воде источника, людоеды получат благолепие лица, и всякий, кто только вкусит от того плода, позабудет зверские нравы и станет добрым и кротким человеком.

Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было велено. У правителя того города, князя Эфиопского именем Фульвиана, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами:

Кто послал тебя сюда с этим жезлом на нашу пагубу?

Апостол запретил духам нечистым и изгнал их; исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром, и святой Матфей, войдя в город и приблизившись к церкви, сделал, как ему было велено: водрузил данный ему от Господа жезл, - и тотчас, в виду всех, жезл сделался великим деревом, простирающим многолиственные ветви, и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня.

Все видевшие это были поражены. Весь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедовал собравшимся людям слово Божие на их языке; и тотчас все уверовали в Господа, и крестил их Апостол в чудотворном источнике. И все крестившиеся людоеды, согласно слову Господню, выходили из воды благолепные лицом и белые кожей; они получали не только телесную, но и душевную белизну и красоту, отлагая ветхого человека и облекаясь в нового человека - Христа. Узнав о случившемся, правитель сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по научению бесовскому, разгневался на апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. Но в ту же ночь Апостолу явился Спаситель, повелевая ему мужаться и обещая пребывать с ним в наступающей скорби. Когда наступило утро, и Апостол в церкви вместе с верующими воспевал хвалу Богу, правитель послал четырех воинов взять его; но когда они пришли к храму Господню, тотчас объяла их тьма, и они едва могли возвратиться назад. Когда же их спросили, почему они не привели Матфея, - они отвечали:

Мы слышали, как он беседовал, но видеть и взять его не могли.

Еще сильнее разгневался Фульвиан. Он послал еще больше воинов с оружием, повелев им силою привести Матфея, а кто будет противиться и защищать Матфея, - тех убивать. Но и эти воины воротились ни с чем, ибо когда они приблизились к храму, небесный свет осиял Апостола, и воины, будучи не в состоянии смотреть на него, пришли в великий страх и, бросив оружие, прибежали назад полумертвые от страха. Страшно разъярился Фульвиан и пошел со всем множеством слуг своих, желая сам схватить апостола. Но едва он успел приблизиться к апостолу, как внезапно ослеп. Тогда он стал умолять апостола простить ему согрешение его и просветить его ослепленные очи. Апостол, сотворив знамение креста на очах князя, даровал ему прозрение. Князь прозрел, но только - телесными очами, а не душевными, ибо злоба ослепила его, и столь великое чудо он приписал не Божией силе, а волхвованию. Взяв за руку апостола, он повел его к своему дворцу, как будто желая почтить его, а в сердце лукаво замышляя сжечь апостола Господня,как волхва. Но апостол, провидя тайные движения его сердца и лукавые замыслы, обличил правителя, говоря:

Мучитель льстивый! Скоро ли ты совершишь то, что замыслил сделать со мною? Делай то, что сатана вложил в твое сердце, а я, как видишь, готов всё перенести за Бога моего.

Тогда князь повелел воинам схватить святого Матфея и растянуть на земле лицом кверху, а руки и ноги крепко прибить гвоздями. Когда это было сделано, слуги собрали, по повелению мучителя, множество ветвей и хворосту, принесли смолы и серы и, положив всё это на святого Матфея, зажгли. Но когда огонь разгорелся великим пламенем и все думали, что апостол Христов уже сгорел, внезапно огонь охладел и пламя угасло и святой Матфей оказался живым, невредимым и славящим Бога. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу апостола. Но Фульвиан еще более разъярился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он возводил на праведника беззаконное обвинение, называя его волхвом.

Волхвованием, - говорил он, - погасил Матфей огонь и остался в нем жив.

Затем он приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту и, положив на Матфея, - зажечь, а сверху поливать смолою; кроме того, приказал принести двенадцать своих золотых идолов и, поставив их кругом огня, призывал их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Апостол же в пламени молился Господу, чтобы Он показал непобедимую силу Свою, явил бессилие богов языческих и посрамил надеющихся на них.

И внезапно пламень огненный с ужасным громом устремился на золотых идолов и они растаяли от огня, как воск, и кроме того, были опалены и многие из стоявших вокруг неверных; а из расплавившихся идолов вышло пламя, в образе змея и устремилось на Фульвиана, угрожая ему, так что он не мог убежать и избавиться от опасности, пока не воззвал со смиренной мольбою к апостолу об избавлении от погибели.

Апостол запретил огню, и тотчас пламень угас и подобие огненного змея исчезло. Фульвиан хотел с честью извести святого из огня, но он, сотворив молитву, - предал святую свою душу в руки Божии. Тогда князь приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе со своими вельможами и внес в свой дворец. Но он еще не имел совершенной веры, и потому велел выковать железный ковчег, плотно залить со всех сторон оловом и бросить в море, при этом сказав своим вельможам:

Если Тот, Кто сохранил Матфея целым от огня, сохранит его также и от потопления в воде, то воистину Он есть Единый Бог, и Ему будем поклоняться, оставив всех богов наших, не могших себя избавить от гибели в огне.

После того как этот железный ковчег с честными мощами был брошен в море, святой ночью явился епископу Платону, говоря:

Завтра иди на морской берег на восток от княжеского дворца и там возьми мои мощи, вынесенные на сушу.

Утром епископ, в сопровождении множества верующих, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как было ему возвещено в видении.

Узнав об этом, пришел и правитель со своими вельможами и, на этот раз уже вполне уверовав в Господа нашего Иисуса Христа, крестился, приняв в крещении имя апостола, князь старался быть подражателем и жизни апостола: вскоре он передав другому свою княжескую власть, отказался совершенно от мирской суеты, предался молитве в церкви Божией и епископом Платоном удостоен был пресвитерского сана. А когда, по прошествии трех лет, епископ умер, оставившему власть княжескую пресвитеру Матфею явился в видении святой апостол Матфей и увещал его принять епископский престол после блаженного Платона. Приняв епископство, Матфей добре потрудился в благовестии Христовом и, отвратив многих от идолопоклонства, привел к Богу, а затем и сам отошел к Нему, после долгой богоугодной жизни, и, предстоя со святым евангелистом Матфеем престолу Божию, молить о нас Господа, дабы и мы были наследниками вечного царствия Божия. Аминь.

Архимандрит Матфей (Мормыль) за богослужением

29 ноября – день Ангела приснопамятного насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Матфея (Мормыля), музыкальной души Лавры преподобного Сергия на протяжении многих десятилетий XX и начала XXI века.

Объединенный хор Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ под управлением архимандрита Матфея звучал на всех праздничных церковных событиях в России; многократно выступая за рубежом, представлял миру русское церковно-певческое искусство. Эти выступления имели огромное миссионерское значение. В годы советских гонений, когда Церковь представлялась как нечто архаичное, как какое-то суеверие и предрассудок, высочайшие образцы церковной культуры, церковного пения свидетельствовали как раз о том, что Церковь - это самое живое и самое творческое, что есть на земле.

В день памяти апостола и евангелиста Матфея, своего небесного покровителя, главный регент объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных школ архимандрит Матфей всегда возглавлял богослужение как священник.

Обладая незаурядным музыкальным и организаторским талантом, отец Матфей старался делать церковное пение таким, чтобы оно приводило души верующих в молитвенное и благоговейное состояние. Уйдя из жизни, он оставил после себя целое направление в церковном пении, свой стиль, свою школу. Оставил после себя последователей, учеников, с которыми поделился своим удивительным даром, приумножив таким образом данные ему Господом таланты.


Вечная память приснопамятному нашему отцу архимандриту Матфею!

Ко дню тезоименитства легендарного регента лаврского хора архимандрита Матфея (Мормыля) представляем вашему вниманию фотографии из архива Троице-Сергиевой Лавры.

(Собор 12 апостолов), 16 ноября .

Матфей, именуемый также Левием (Мк. 2, 14 ; Лк. 5, 27), апостол из двенадцати (Мк. 3, 18 ; Лк. 6, 45 ; Деян. 1, 13), брат апостола Иакова Алфеева (Мк. 2, 14). Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи . Он жил в галилейском городе Капернауме . Матфей, услышав глас Иисуса Христа : "Иди за Мной" (Мф. 9, 9), оставил свою должность и пошел за Спасителем.

Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря - такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово "мытарь" звучало для иудеев так же как слова "грешник" и "идолопоклонник". Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним - осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь "пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Мф. 9, 13).

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10, 6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы , апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палестине . Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме , святой апостол Матфей запечатлел в своем Евангелии земную жизнь Спасителя мира - Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию , Лидию , Персию , Парфию , закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии . Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон .

Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими. Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана , одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, а он отошел ко Господу (+ ).

Апостол Матфей помогает, когда его просят об укреплении веры и о защите от искушений.
До призвания в апостолы на службу Господу, Матфей был что сборщиком налогов.
Поэтому считается, что он стал покровителем тех, кто имеет отношение к финансам. Также апостол Матфей может помочь в восстановлении справедливости в случае, когда к вам несправедливо отнеслись проверяющие органы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

АПОСТОЛ МАТФЕЙ — ЖИТИЕ СВЯТОГО

Апостол Матфей (называемый Левием) – это родственник апостола Иакова Алфеева и, до того времени, как сам стал апостолом, он был состоятельным человеком. В Галилее он служил сборщиком податей (был мытарем).

Когда Иисус Христос проповедовал веру в Капернауме, Он, в сопровождении людей, пошел к морю, где узрел мытаря Левия, которому просто сказал:

« Иди за Мной!»

Мытарь уже слышал о новом Человеке, который объяснял людям о Боге. Поэтому, когда он услышал такой призыв, то бросил все и, не раздумывая, последовал за Иисусом Христом. Всем своим сердцем Матфей принял учение Господа, поверил в него со всей искренностью, он был очень рад, что презираемый людьми мытарь удостоился такой высокой чести.
По такому случаю в своем доме Матфей устроил пир и пригласил к себе Господа. Из Евангелия известно, что на этот праздник было приглашено большое количество людей. Вместе, за одним столом, находились Иисус Христос со Своими учениками и друзья Матфеевские, мытари и грешники.
Были приглашены также некоторые фарисеи и книжники, которые захотели «ущипнуть» и унизить Господа, указав на то, что он возлежит рядом с теми людьми, которых не уважал никто- с мытарями.

«Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?»

— спрашивали книжники учеников Иисусовых.
Услышав такой вопрос, Господь ответил им:

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»

После своего призвания, Матфей оставил свою благополучную жизнь и превратился в верного ученика Христа, больше не отлучаясь от Своего Учителя.
После своего соединения с другими апостолами, будущий евангелист Матфей всегда был с Господом. Он ходил с Ним в Галилею и Иудею, слушал проповеди и учился вере в Бога, он видел многие чудеса, совершаемые Иисусом Христом. Он был среди тех апостолов, кто своими глазами видел, как страдал на Кресте их любимый Учитель, Его Крестную смерть, Воскресение и Вознесение на небо.

После того, как на Пятидесятницу Святой Дух сошел на апостолов, один из них, евангелист Матфей проповедовал веру в Иерусалиме и близлежащих селениях. Через восемь лет после преславного Воскресения Иисуса Христа, по просьбам христиан и других апостолов, именно Матфей написал первое Евангелие, из которого люди могли узнать о земной жизни и учении Спасителя.

Апостол Матфей нес благую весть во многих странах: в Македонии, Сирии, Персии, Парфии и Мидии, был в Эфиопии.
По наставлению Святаго Духа, апостол оказался на территории жестокого чернокожего народа, в городе Мирмены. Здесь он устроил церковь, в которой стал епископом его спутник Платон и обратил несколько человек в веру.
Однажды, когда Матфей и прихожане молились Богу, неожиданно для всех Сам Господь Иисус Христос явился молящимся, дал апостолу жезл, чтобы тот водрузил его возле дверей храма.
Желая исполнить волю Бога, Матфей стал устанавливать жезл. И тут, вдруг, на виду у всех присутствующих, железная палица превратилась в дерево, на котором сразу появились ветки, листья и огромные сочные плоды. Жители этого города сразу прознали о таком чуде, стали приходить к дереву, пробовать вкусные плоды и пили чистую воду из колодца рядом с церковью. Кроме этого все удивились, когда апостол Матфей стал проповедовать им Евангелие на знакомом для них языке. После таких чудес многие сразу уверовали в Иисуса Христа, и после крещения апостола Матфея, они превратились в христиан.

Местный правитель Фульвиан, когда узнал о произшедших изменениях, сильно рассердился и приказал четырем стражникам схватить и доставить к нему возмутителя их спокойствия. Когда воины подошли к церкви, все неожиданно погрузилось во мрак, стало до такой степени темно, что ничего нельзя было разглядеть. На следующий день правитель послал другой отряд, но в этот раз воины оказались ослеплены необычайно ярким светом и опять приказ царя выполнен не был.

Но все-таки Фульфиану удалось обманом завлечь Матфея в свой дворец, где он обвинил апостола в колдовстве и приговорил к сожжению в огне. Костер разожгли, но когда стали приводить приговор в исполнение, он затух, нисколько не повредив Матфея. Палачи опять разожгли огонь и стали лить на него горючую смолу, которая зажглась, потом неожиданно разлилась и брызнула своим огнем на мучителей. При этом возникла угроза пожара. После того, как Фульфиан стал просить святого, которого и в этот раз сохранил Господь, пощадить его – огонь сразу же потух.
После увиденных чудес, Фульфиан вознамерился освободить апостола от мучений, но по воле Божией святой, помолясь, скончался.
Решив воздать Матфею особые почести, тело Апостола одели в дорогие одежды, положили на золотой одр и торжественно внесли его во дворец.
Князь еще не стал безоговорочным ревнителем Христовой веры и, видимо поэтому, решил устроить еще одну проверку. Он приказал поместить тело Матфея в металлический ковчег, который герметично залили оловом и бросили в море.
Фульфиан сказал всем придворным, что это последнее испытание должно показать истинную силу Господа. Этой же ночью, когда железный ковчег с мощами бросили в воду, святой апостол явился епископу Платону и открыл ему место, где ковчег был обнаружен следующим утром.
Теперь уже князь полностью уверовал во Христа и в Его веру, исповедовал Его Единым истинным Богом, который сотворил такие чудеса через Своего святого апостола — не дал тому сгореть в огне и утонуть в воде. После того, как ковчег был доставлен во дворец, правитель припал ко святым мощам Матфея, стал просить у него прощения, покаялся в грехах и захотел покреститься.
Видя искренность Фульвиана, епископ Платон объяснил ему истины святой веры, после чего, огласив, крестил правителя. Во время возложения руки на голову новокрещенного, свыше послышался голос, который велел:

«Назови его не Фульвианом, а Матфеем».

Так, по крещении, правитель принял имя святого апостола Матфея. В христианской жизни князь хотел быть похожим на святого: он тоже отказался от мирских благ, свою власть, богатство передал в другие руки, сам стал горячим молитвенником за людей и за эти заслуги даже был возведен в пресвитеры. Через три года епископ Платон скончался. В видении пресвитера Матфея, явился святой Апостол Матфей и уговорил его стать епископом после блаженного Платона.
Став епископом, Матфей положил многие силы в деле благовещения, много людей, благодаря его проповедям отошли от идолопоклонничества и обратились в христианскую веру.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, Апостоле Христов Матфее, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благочестии Христове.

ВИДЕОФИЛЬМ