Ум в понимании чацкого и фамусовского. Что такое разум и чем он отличается от ума? Что такое ум с точки зрения науки

Все люди разные. Эта набившая оскомину банальность объясняет наши мысли и поступки. Что определяет ум человека? От чего зависит наш интеллект?

Психологическая литература на данную тему сложна для восприятия неподготовленного к терминам читателя. Но данная статья посвящена не личностным коррелятам интеллекта и не анализу причин когнитивной ригидности. Мы будем рассуждать о том, какие факторы влияют на умственное развитие и мышление.

1. Врождённые индивидуальные генетические данные

Это ключевой фактор, именно от него в наибольшей степени зависит потенциал умственного развития индивида. Уникальность каждого человека определяется той комбинацией генов, которая формируется в результате слияния конкретной яйцеклетки с единственным из нескольких сотен миллионов сперматозоидов, выделившихся при семяизвержении.

2. Наследственность

Наши родители, помимо внешней схожести, передают нам свои способности и задатки. Причём эти свойства могут проявиться и спустя несколько поколений. И если проследить передачу характерных фамильных черт довольно просто, то наследование интеллектуальных данных выражено менее ярко. Поэтому обычно человек знает о недюжинном уме своего предка по генеалогическому древу только в том случае, если тот стал известной, выдающейся личностью.

3. Протекание беременности

Общеизвестно, что серьёзные заболевания будущей матери (например, диабет, краснуха, сифилис) пагубно отражаются на развитии ребёнка. Так, заражение краснухой в первом триместре беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций плода. Употребление некоторых лекарственных веществ и больших доз алкоголя также приводит к задержке умственного развития будущего ребёнка.

3. Образование, в том числе музыкальное

Процесс получения знаний сопряжён с психической стимуляцией интеллектуальной активности ребёнка со стороны взрослых. При отсутствии такого взаимодействия умственное развитие затормаживается, что можно наблюдать по детям, живущим в детских домах.

Многолетние исследования учёных доказали, что на вероятность развития болезни Альцгеймера влияет уровень образования человека. У людей, занимающихся интеллектуальным трудом в зрелом и пожилом возрасте, риск деменции (старческого слабоумия) существенно ниже.

4. Воспитание и пребывание в адекватной социальной среде

Благожелательность и здоровая психологическая атмосфера в семье способствует гармоничному развитию ребёнка. При этом фактор многодетности играет отрицательную роль: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта.

5. Материальное благополучие

Безусловно, материальное благополучие семьи, в которой он растёт, положительно скажется на его будущем. Речь идёт о возможности реализовать заложенные природой способности, получить высшее образование, престижную профессию, интересную работу.

6. Раса и национальность

Самый высокий средний национальный показатель IQ в мире принадлежит представителям монголоидной расы - японцам - 111 баллов. У 10-ти процентов японцев этот коэффициент выше 130. Среди европейцев, по данным ирландского профессора Ричарда Линна, 1-ое место со 107 баллами делят немцы и голландцы. Далее следуют поляки (106 баллов), шведы (104 балла) и итальянцы (102 балла). Россияне демонстрируют уровень IQ в 96 «интеллектуальных баллов», что соответствует 17-му месту. Замыкают список сербы, набрав лишь 89 пунктов.

7. Пол

Большинствол статистических исследований, опирающихся на тесты, свидетельствуют о том, что в среднем мужчины немного умнее женщин. Тем не менее, самым умным человеком в мире является женщина. По данным Википедии, это американская писательница, драматург и журналист Мэрилин вос Савант. Другие источники утверждают, что самой умной на планете является болгарка Даниэла Симидчиева: она имеет 5 степеней магистра, IQ 192 и 3 детей. Кстати говоря, последняя, несмотря на высочайший интеллект, длительное время была безработной и никогда не зарабатывала более 150 долларов в месяц.

Как пишет в своём исследовании профессор новозеландского Университета Отаго Джеймс Флинн, если 100 лет назад в большинстве стран женщины отставали от мужчин по общему интеллекту в среднем на 5 единиц, то постепенно разрыв уменьшался, и сегодня во многих странах по показателю ума женщины уже обгоняют мужчин. Другой учёный, изучавший этот вопрос, - доктор наук в области социальной психологии англичанин Джон Филипп Раштон, проведя тесты среди 100 тысяч студентов в возрасте 17-18 лет, пришёл к выводу, что у сильного пола IQ в среднем на 3,63 пункта выше, чем у девушек.

8. Возраст

Сложно вычислить средний возраст, в котором человек находится на пике своих когнитивных способностей. Это физические возможности оценивать просто: пик карьеры большинства спортсменов приходится на 20 лет. Что касается апогея умственного развития, тут всё очень индивидуально. Даже в одной и той же сфере, скажем, писательской деятельности, одни люди обнаруживают в себе талант ещё в юности, в то время как другие раскрывают этот дар лишь на склоне лет. Например, известный баснописец Иван Андреевич Крылов начал создавать свои гениальные произведения уже будучи в зрелом возрасте.

Различные умственные способности достигают пика активности в очень разное время. По данным недавнего исследования, некоторые составляющие нашего интеллекта находятся на вершине развития, когда мы еще учимся в средней школе или университете, тогда как другие продолжают совершенствоваться, когда нам за 40, 50 лет и выше. Если же говорить обобщённо, уровень интеллекта достигает максимума в возрасте от 20 до 34 лет, затем последовательно снижается до возраста 60 лет, после чего резко падает. Но так происходит не со всеми, причём исключений немало.

9. Образ жизни и вкусовые предпочтения.

Общеизвестно, что правильный образ жизни и соблюдение принципов здорового питания положительным образом влияют на организм человека в целом и функционирование его головного мозга в частности. С другой стороны, умные люди склонны ценить своё здоровье и не иметь вредных привычек. Несмотря на очевидную связь, определить, что является первопричиной, а что - следствием, весьма затруднительно.

10. Вес (в большей степени касается женщин)

Точно не известна причина такого результата, однако обнаружена статистически достоверная корреляция между весом женщины и коэффициентом её интеллекта. Установлено, что сообразительные и рассудительные представительницы слабого пола чаще имеют . Отсюда не следует, что увеличение избыточной массы тела женщины сопряжено с пропорциональным увеличением её ума. Когда вес начинает превышать возрастную норму индекса массы тела более чем на 30 %, наблюдается обратная тенденция - снижение интеллектуального уровня.

Кстати, цвет волос не оказывает определяющего влияния на ум человека. Так что распространённое представление о весьма скромных умственных способностях блондинок является всего лишь мифом. К тому же подавляющее большинство обладательниц светлой шевелюры - лжеблондинки, имеющие тёмный натуральный цвет волос.

11. Сфера деятельности (профессия, работа)

Доказано, что представители профессий, связанных с интеллектуальным трудом, умнее своих работающих физически сверстников. Более того, они гораздо дольше сохраняют здравомыслие и хорошую память. В этом смысле наш мозг сродни мышцам, которые нуждаются в постоянной тренировке. Поэтому те люди, которые регулярно «тренируют голову» умственными нагрузками, часто в зрелом и даже пожилом возрасте демонстрируют стабильно высокие показатели интеллекта.

12. Жизненный опыт

Развитие мозга происходит не только во время интеллектуального труда - на его работу благотворно влияет и разнообразие впечатлений. Чтение новых книг, освоение новых видов спорта, путешествия по новым местам, самообучение в любой сфере значительно стимулируют умственное развитие.

Каждый человек должен стремиться к постоянному интеллектуальному росту, хотя бы потому, что, как доказали ученые из Лондонского университетского колледжа, среди людей умных гораздо больше людей счастливых. А разве не в достижении счастья заключается ?

Вторник, 21 Окт. 2014

Разум и ум не одно и тоже. Ум всегда разуму мешает заниматься самоконтролем, потому, что чувства и ум всегда забирают эту способность и возможность у разума – контролировать ситуацию. Чувства - это грабители. Они грабят у человека его счастье, его судьбу. Чувства всегда привязывают нас к каким-то негативным эмоциям, каким-то проблемам. И они как грабители грабят у разума способность контролировать ситуацию. А ум – это раб чувств. Он идёт на поводу у чувств. Разум – это единственный, кто должен совладать с ситуацией. А знание – это главный атрибут разума, ради которого разум существует и живёт. То есть обретение знания означает наполнение разума. Если человек наполняет разум знаниями, значит, он становится разумным. Но знания бывают разными...

"Ум есть способность понимать и соображать жизненные, мирские условия, разум же есть божественная сила души, открывающая ей ее отношение к миру и к Богу.

Разум не только не одно и то же, что ум, но противоположен ему: разум освобождает человека от тех соблазнов (обманов), которые накладывает на человека ум.

В этом главная деятельность разума: - уничтожая соблазны, разум освобождает сущность человеческой души"(1-68,с.161)

Л.Н Толстой.

"Разум дан человеку на то, чтобы указать ему, что ложь, и что истина.

Стоит человеку откинуть ложь, и он научится всему тому, что ему нужно."

В чем отличие ума от разума, каковы их функции и как контролировать чувства? Разобравшись с этими явлениями, их функциями и особенностями, мы можем научиться ими управлять, чтобы внести в свою жизнь больше гармонии и счастья.

Иерархия ума, разума и чувств

Функция чувств

В данном случае чувства и эмоции - это не одно и то же, так как здесь идет речь о пяти чувственных восприятиях - слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Через пять органов чувств мы получаем информацию о внешнем мире - в этом и состоит функция чувств.

Органы чувств контролируются умом, который направляет их на тот или иной объект, и передают уму получаемую информацию.

Функция ума

Что касается ума, то помимо анализа и контроля тела и чувств, его основная функция - принятие и отвержение.

Функции ума это находить объекты удовлетворения чувств, принимать то, что приятно и отвергать то что неприятно.

Ум тянется к приятному и отвергает неприятное. Мы хотим комфорта, различных приятных ощущений, наслаждений, и делаем все, чтобы получить желаемое - это происходит благодаря работе ума. Ум через органы чувств старается получить как можно больше наслаждений.

В Чайтанья-чаритамрите говорится также, что функция ума - размышлять, чувствовать и желать.

Функция разума

В чем отличие ума от разума и что такое разум вообще? Разум, как утверждают Веды, находится выше ума, это более тонкая субстанция, чем ум и чувства. Основной функцией разума является принятие полезного (благоприятного) и отвержение вредного (опасного, неблагоприятного). Он различает что хорошо, что плохо и способен принимать в расчет последствия действий.

Мы можем видеть, что функции ума и разума весьма схожи - принятие и отвержение, но отличие состоит в том, что ум руководствуется идеей «получать приятное и отвергать неприятное», в то время как разум более дальновиден, определяя, что полезно и что вредно.

Ум говорит либо «хочу» , либо «не хочу» , а разум оценивает так: «это принесет благо» или «это принесет проблемы и неприятности» .

Если человек разумен, то есть обладает сильным развитым разумом, он не идет на поводу ума и чувств, а рассматривает свои желания с позиции «это принесет мне пользу или вред?»

Вот молодой человек идет по улице жарко, лето, жара, пекло, и он хочет охладиться и пить. Зрение блуждает по улице и находит мороженное - холодное, вкусное. Ум говорит «помнишь вкус?» - да, помню вкус, берем, команда от ума - ноги идти вперед, руки - доставайте деньги, отсчитывай, покупаем 10 порций. Очень жарко, очень хочу, берём 10 порций! Поскольку ум находится под влиянием чувств - он такой неуёмный, неумеренный. Но еще есть разум, у которого просто экран такой, он находится над умом и чувствами и говорит «Стоп!». Разум говорит «если ты съешь 10 порций мороженного у тебя простудится горло. У тебя могут потрескаться зубы из-за злоупотребления, ты испортишь желудок, если будешь постоянно так есть, нет, две порции достаточно. Хватит!»

Если разум сильный, ум скажет - «Понял, всё. Две порции». Но если разум слабый, ум скажет - "пошел вон, без тебя знаю, что делать, что ты меня учишь, вообще?"

Родители помнят, как начинают себя вести детии, когда подрастают. Именно так, чувства сильны, ум силен, разум - еще нет. Вы им говорите - «без тебя знаю, не мешай, хочу наслаждаться». Но сила желания очень могущественная.

Неразумный человек руководствуется только желаниями ума, который стремится получить максимум приятных ощущений, и не особо задумывается о том, к чему приведут такие удовольствия.

Уму может быть приятным ощущение опьянения, быстрой езды, или любые другие удовольствия (это индивидуально), в то время как разум смотрит на возможные последствия таких действий и удовольствий, и вносит коррективы, заставляя человека одуматься и вовремя остановится.

Homo sapiens потому и называется разумным, что ему дан разум, это отличительное свойство человека, но разум не всегда сильнее ума, особенно в наше время: мы можем видеть множество неразумных человеческих действий и поступков, которые приводят к нежелательным и негативным последствиям.

Одного ума недостаточно для нормальной жизни; человек может быть умным, образованным, сообразительным, признанным специалистом в какой-то сфере деятельности и даже гением, но это не гарантирует его разумность.

Оценивая ситуации с позиции разума, мы можем избежать множества ошибок и неприятных последствий своих действий. Человек с сильно развитым разумом может в общих чертах предсказать ваше будущее по вашему нынешнему поведению. Это одна из причин, почему нужно слушать умудренных жизнью стариков - они знают, какие действия к каким последствиям приводят.

Контроль чувств

Нужно ли контролировать свои чувства, и если да, то как это делать?

Да, чувства нужно контролировать, потому что они ненасытны, и если дать им волю, ни к чему хорошему это не приведет.

Например, получая приятные ощущения от алкоголя или наркотиков, человек может постепенно спиться или стать наркоманом; потакая своим сексуальным желаниям и гуляя «налево-направо», можно подцепить венерическую болезнь; в погоне за большими деньгами можно потерять рассудок и оказаться за решеткой. И так далее.

Наши чувства ненасытны по природе своей: чем больше им даешь, тем больше хочется, поэтому, однозначно, чувства нуждаются в контроле. Когда чувства «разгулялись», контролировать их гораздо сложнее, поэтому важно не запускать ситуацию.

Но как контролировать свои чувства?

Здесь нужно понять, что ум не может правильно контролировать свои чувства, так как он, по сути, и направляет их на получение удовольствия (получение приятного), не заботясь о последствиях. Ум сам по себе нуждается в контроле и правильном руководстве «сверху».

Поэтому правильный контроль чувств возможен только с помощью сильного разума, который предвидит последствия, а потому может дать правильную оценку нашим желаниям и поступкам.

У по-настоящему разумного человека разум сильнее ума , поэтому его ум и чувства находятся под контролем разума, что исключает массу неприятностей из его жизни.

Теперь вы понимаете отсюда в чем недостаток современного мира? Не потому существуют такие проблемы, как алкоголизм, наркомания, проституция и многие другие, а потому что у современных людей неразвитый разум в достаточной степени .

Оглавление

Слова «ум», «разум» и «рассудок» очень часто употребляются как синонимы, и во многих жизненных ситуациях такое словоупотребление оказывается вполне приемлемым, однако при более глубоком взгляде на человека их различение оказывается важным, а в православной духовной традиции – необходимым. Нашей целью является общий обзор содержания этого терминологического ряда в православной аскетической традиции и предоставление его уважаемым читателям для сопоставления и размышления в контексте жизненного и профессионального опыта каждого человека.

Предыстория вопроса

Отметим сразу, что различение, по крайней мере, разума и рассудка имело место еще в дохристианскую эпоху как в древнегреческой философии, так и в духовной литературе Востока.

В античности первым из мыслителей, кто уловил разнотипность характера мышления, был Гераклит, который показал, что один способ мышления позволяет видеть частное, а другой возвышает до целостного. Первое – это рассуждение, оно менее совершенно, ограниченно, человек в этом случае не поднимается до всеобщего. Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ и Платон считали, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме. Рассудок проявляет себя в частных науках, в какой-либо специальной области. Его функция – составление суждений, формальное отношение к вещам. Разум же ориентирован на сущее.

Святые отцы Церкви, многие из которых были прекрасными знатоками античного наследия, отчасти восприняли это учение от древнегреческих авторов, видя, что оно реально соответствует онтологии человека. Однако, как и во многих других темах, воспринятое знание было осмыслено ими в контексте опыта жизни во Христе и наполнилось более глубоким антропологическим содержанием, что и представляет, на мой взгляд, немалую ценность. Ибо святоотеческое учение основано не на абстрактном теоретизировании, а на реальном опыте духовной жизни, и каждое понятие, каждое смысловое различение выстрадано собственной жизнью православных подвижников.

Общий взгляд. У святых отцов мы повсеместно можем встретить различение указанных двух типов высшей деятельности души – умной и рассудочной. Но поскольку антропологическая терминология в святоотеческой традиции никогда жестко не регламентировалась, постольку и названия их весьма разнообразны, например, они могут быть обозначены как «ум и разум», «ум и рассудок», «дух и душевность», «мудрость и знание» и т.д.

Это разнообразие терминологических пар может несколько дезориентировать неподготовленного читателя, но желающим ознакомиться с христианской антропологией следует помнить, что терминология в этой сфере не оформлена, поэтому понимание святоотеческих текстов не должно быть буквальным, формальным. Чтение и понимание творений святых отцов – это особый вид духовной деятельности, который возможен, только если читатель сам укорен в Священном Предании Православной церкви и имеет личный опыт жизни во Христе. Насколько этот опыт христианской жизни глубок, настолько и доступными для человека становятся тексты святых отцов. Об этом говорил еще апостол Павел: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (). Кстати, и в этих словах первоверховного апостола мы видим различение двух типов познания – духовного и душевного, которые не просто различаются, но и могут приводить к противоположным выводам. В основе этого различения опять-таки лежат указанные нами ранее понятия. Перейдем к их более подробному рассмотрению.

Рассудок

Слова «рассудок», «рассуждение» (διάνοια, λογική) часто встречаются в книгах Ветхого и Нового Завета и обозначают душевную деятельность человека, в ходе которой производится анализ событий, личного опыта и других фактов, чтобы сделать выводы, принять решение. В этой деятельности человек опирается на свои естественные силы. Если быть точнее и вспомнить святоотеческое учение о трех силах души, то рассудок и рассуждение – это проявление высшей силы души – разумной.

Эта сила в святоотеческих творениях имеет несколько синонимичных наименований: рассудительная, мыслительная, словесная, познавательная. Разумная сила – это не ум, хотя они и связаны между собой теснейшим образом. Из современных терминов ближе всего к святоотеческому пониманию рассудка термин «интеллект» или «интеллектуальная способность» как способность к анализу, суждениям и заключениям.

Разумная сила души служит целям приспособления к окружающему миру. Она еще называется у святых отцов «естественный» разум, а после грехопадения – «плотской» разум. Он анализирует, рассуждает, мыслит, вступает в диалог, создает понятия и представления, но его суждения в основном ограничены чувственным миром. О сверхчувственном мире рассудок догадывается или получает ведение от ума: «Разум делает заключения об умосозерцаемых вещах, но не сам по себе, а связавшись с умом (νοῦς . Согласно святому , рассудок не способен к единому простому цельному знанию.

Поскольку после грехопадения естественные силы человека повредились, то повредился и рассудок, поэтому во всех своих самостоятельных построениях он содержит ошибки. В Священном Писании говорится, что здравый рассудок можно потерять: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (). Человек может настолько извратить свой рассудок, что может именоваться безрассудным (; ; ; и др.) или сделать свой рассудок лукавым: «Виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше» (; ; ). Здравый рассудок – это сокровище, которое нужно добыть, сохранить здоровым и преумножить:«Сын мой! Храни здравомыслие и рассудительность » (; Ср.: ; ). Правильные рассуждения могут приблизить человека к познанию Бога: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (; ). Дар богоугодного рассуждения является одним из высших даров для православного подвижника. Избавиться от ошибочности в рассуждениях человек может лишь тогда, когда имеет внутреннее единение с неповрежденным источником Истины – Христом.

Разумная сила души проявляет себя через мышление (διάνοια) и действует через мысль или, как говорили святые отцы, внутреннее слово . Преподобный так характеризует внутреннее слово:«Внутренний логос сердца есть то, чем мы размышляем, судим, составляем труды, читаем тайно целые книги, без того, чтобы наши уста произносили слова» .

Понятие о мысли четко отличается святыми отцами от понятия «помысл » или «помышление» (λογισμός). Помысл – это непроизвольная мысль, побуждающая человека к действию. В отличие от мысли, которая есть результат сознательной интеллектуальной работы, помысл имеет различные неосознаваемые человеком причины появления. У людей после грехопадения сознание заполнено множеством помыслов. Люди пытаются разобраться в них или осуществить их. Эта внутренняя работа требует немалых душевных сил, но она не является прямым проявлением рассудка или мышлением по сути, ибо исходный мысленный объект не порожден сознательной деятельностью собственного разума. Человек тратит силы, чтобы разобраться с тем, что ему «взбрело» в голову и, не поняв сути, но, найдя какое-то оправдание и возможность, начинает осуществлять помысл. Очень часто голова человека может быть переполнена помыслами при полном отсутствии мыслей, что нашло свое выражение в народной мудрости: «Богатеть помыслами, не значит – богатеть умом». Чистое рассудочное мышление – явление весьма редкое.

Святоотеческое учение о разумной силе души включает в себя не только рассудочность, но и воображение и память. В положительном виде эта сила проявляется в виде знаний, обоснованных мнений, предположений, научных теорий. В отрицательном виде – это идолопоклонство, рассеянность мыслей, мечтательность, фантазии, празднословие, а также «неверие, ересь, неблагоразумие, хула, неразборчивость, неблагодарность и соизволение на грехи, происходящие от страстной силы в душе» . Пр. так описывает путь исцеления рассудка: «К уврачеванию же и исцелению служат несомненная вера в Бога, истинные, непогрешительные и православные догматы, постоянное изучение словес Духа, чистая молитва, непрерывное благодарение Богу» [там же].

По мысли святых отцов разумная сила души имеет особую связь с головой человека, но голова или мозг – это не источник, а инструмент данной силы.

Разум и ум

В святоотеческих творениях слово «ум» (νοῦς ) часто используются как синоним слова «дух» (πνεῦμα). Много таких отождествлений встречается в творениях святых отцов, обличавших ересь Аполлинария (IV в.). Почему это возможно? Ум, как говорится в Священном Писании, есть око души (). Об этом же говорит и преподобный : «Ум (νοῦς) принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Что глаз в теле, то и ум в душе» .

Ум – это созерцательный орган. Он предназначен для созерцания и познания Бога и сверхчувственного мира, для богообщения, т.е. для высшей духовной деятельности человека: «Уму свойственно пребывать в Боге, и о Нем умствовать, равно как о Его промышлении и о страшных судах Его» . Другими словами, он выполняет все то, что относится к человеческому духу, прежде всего, соединяет человека с Богом, поэтому и возможна взаимозамена этих слов. Однако необходимо отметить, что в святоотеческой традиции слово «дух» более емкое и включает в себя не только созерцание, но и понятие о духовной силе и едином духовном чувстве.

В наставлениях преподобного подробно описывается богосозерцательное предназначение ума: «Орган зрения телесного – глаза, орган зрения душевного – ум… Душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа… Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души. У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и зрит Бога умом своим» .

Для подобного созерцания необходимо безмолвие (suc…a) во всем человеческом естестве, чтобы в человеке умолкли чувственность, мечтательность, мышление (!). В этом состоянии ум не рассуждает, но созерцает. Созерцание – это основная деятельность ума, благодаря которой он познает и Бога, и духовный мир, и тварное бытие. Созерцание – это не мышление, это восприятие вещи и явления в непосредственном бытии, в их внутренней сущности, а не в их физических качествах. Ум видит-созерцает скрытый духовный смысл, следы присутствия Бога, стремится узреть Божественные замыслы и идеи. Взаимосвязь ума и созерцания выражена в греческом языке и этимологически, ибо ум – это νοῦς , а созерцание – это nOhsij. В греческом языке есть и другое, более выразительное, слово, обозначающее созерцание, – qewr…a.

Ум стремится проявить себя через разумную силу души, облекает в мысли и слова свой опыт созерцания – это естественное стремление, но далеко не всегда осуществимое, особенно если это касается опыта созерцания духовного мира, поэтому апостол Павел сказал: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ().

Если ум помрачен грехом (а это свойственно всем людям после грехопадения), то он не имеет ясного опыта созерцания. Помраченный ум опирается не на созерцание, но на чувственный опыт и рассудительность разумной силы души, т.е. рассудок. Ум, делающий сущностные утверждения не на основе созерцания, а путем рассуждений, становится разумом (lOgoj). После грехопадения мышление стало главной формой деятельности человеческого ума, т.е. ум проявляет себя как разум.

Святитель если говорит об уме, то его локализация в какой-либо части тела отрицается: «Ум не привязан к какой-либо части тела, но равно прикосновенен ко всему телу, сообразно с природою произведя движение в подлежащем его действию члене» [ 3, с. 35]. Эту мысль активно поддерживал святитель .

Различение ума, разума и рассудка

Вот несколько примеров того, как различают эти понятия святые отцы.

Преподобный : «Ум (νοῦς ) есть орган мудрости, а разум (lOgoj) – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества. Искание есть первое движение ума к причине, а исследование есть различение логосом той же причины через понятие. Ум характеризуется движением, а логос – различением через понятие» .

Св. : «Одно дело созерцать, другое – размышлять. Ум сначала созерцает, а потом разнообразно мыслит… Ум должен научиться молчать, должен оголиться. Тогда он обретает чувство тайного, сверхразумного и божественного» .

Преподобный : «Разумному существу принадлежат две способности – созерцательная (qewrhtikOn) и деятельная (praktikOn). Созерцательная способность постигает природу сущего, деятельная же обдумывает поступки и определяет для них правильную меру. Созерцательную способность называют умом (noan), деятельную же – разумом (lOgon); созерцательную способность называют также мудростью (sof…an), деятельную же – благоразумием (frOnhsin)» .

Итак, обобщая сказанное, можно заключить, что в святоотеческой традиции широко распространено четкое различение духовно-созерцательной и интеллектуально-рассудочной способности человека, что выразилось в употреблении слов «ум» (νοῦς ), «разум» (lOgoj) и «рассудок» (diOnoia). Это очень важное антропологическое различение, но в данном вопросе имеется терминологическая расплывчатость, которую необходимо учитывать. В большинстве случаев у святых отцов слово «рассудок» (diOnoia) обозначает способность рассуждать, мышление, указывает на разумную силу души. Слово «ум» (νοῦς ) чаще всего указывает на дух или созерцательную способность человека. А слово «разум» (lOgoj) может ассоциироваться и с одним, и с другим словом. Каково же его подлинное значение? Из приведенных свидетельств видно, что сближение, а порой и отождествление у святых отцов слов «ум» и «разум» обусловлено тем, что они относятся к одной и той же части человеческой природы – духу, и их различие связано со способом реализации ума. Если ум обращен к созерцанию духовного мира и Бога, то он всегда именуется словом «ум» (νοῦς ), ибо в этом случае его деятельность прямо соответствует божественному замыслу о нем, через эту деятельность человек обретает божественные откровения и определенное познание сущностей тварного мира, что есть истинная мудрость. Если же ум обращается к рассуждениям, построению понятий, диалогизирует, то он именуется разумом и плодом его являются знания о видимом мире. Разум – это рассуждающий ум.

Слово «рассудок» (diOnoia) указывает на душевный аппарат мышления, способность создавать суждения, интеллект, мыслительную силу души. Если использовать трихотомическую схему описания человеческой природы, то рассудок – это душевная категория, в то время как ум относится к высшей духовной части человека, разум же – это отвратившийся от созерцания ум, взаимодействующий с рассудком, опирающийся на свои душевные силы и опыт. Поэтому в определенном контексте возможно отождествление слов «разум» и «рассудок».

Поскольку после грехопадения человеческий ум покрыт пеленой греха и не способен созерцать сверхчувственный мир, то он используется человеком только отчасти в своей низшей функции – как разум, т.е. как орудие анализа и осмысления чувственного опыта, а также для облечения этого опыта в слова.

Разум хотя и основывается на рассудке, но им не ограничен и имеет в своем арсенале иные средства и методы познания: рефлексия, интуиция, образность, символы, воображение и др. Все перечисленное – это редуцированные свойства подлинного ума (νοῦς ). В частности, интуиция – это спонтанно проявляющаяся созерцательная способность ума, позволяющая понять суть объекта или явления без аналитических рассуждений. Однако в уме, помраченном грехом, эта способность обычно не обнаруживается или же проявляется крайне неожиданно, чаще всего в экстремальных ситуациях. Современный человек не может владеть этой способностью постоянно. Попытки активизировать эту сферу человека с помощью определенных оккультных методик приводят к повреждению сознания и тяжелейшим формам прелести, о чем много говорят святые отцы, поэтому попытки искусственно развить в себе интуицию – это крайне опасный духовный эксперимент над собой. Созерцательная способность ума, проявившаяся в жизни святых людей, – это определенный плод их духовной жизни, но не цель. Данная способность получает свое правильное раскрытие только на пути богоугодной жизни, по слову Господа: «Ищите же прежде Царства и правды Его, и это всё приложится вам» (, св. О хранении чувств. М., 2000

способность понимать, умение схватывать отношения. Понимание может быть более или менее быстрым и более или менее глубоким: как правило, быстрое понимание будет поверхностным, а неспешное - глубоким. Одним словом, существует не некий единый ум, а различные формы ума. Задача «профессиональной ориентации» - раскрыть умственные способности каждого, дать им возможность преуспеть в выбранной специальности. Успешность, как правило, является доказательством ума (Spearmann). С практической точки зрения, ум можно определить как способность к адаптации (Клапаред); умение быстро приспособиться к новым ситуациям или проблемам. Умственные способности определяются при помощи тестов (направленных, например, на механические сочетания, элементарный счет, решение головоломок за определенный промежуток времени). Ум животного ограничивается его способностью к уверткам («поведение уверток») ради достижения определенного результата (например, обезьяна иногда способна достать фрукты при помощи палки). У ребенка развитие умственных способностей связано с развитием языка: в 10 месяцев его ум соответствует умственному развитию макаки, но затем он быстро превышает данную степень развития. Не следует путать человеческий ум с памятью или судить о нем в связи с развитостью или мощью страстей индивида, или с силой его воли. Каждый может развивать свой ум путем самообразования, а также учась рассуждать и судить.

Здравствуйте, уважаемые любители и ценители буддийской философии.

Наш сегодняшний рассказ об одном из важнейших аспектов этого религиозного течения – сущности ума. Хотя подходы к его пониманию (а точнее – осознанию) различны в разных течениях, тем не менее, мы попробуем выделить общие положения.

Понятие ума в буддизме

Следует сразу оговориться, что в буддийской философии есть два понятия «ума». Первое непосредственно ассоциируется с «Я» каждого человека, второе – с основополагающим понятием «дзена» или просветления.

Между этими понятиями – огромная пропасть. А ее преодоление, переход из одного состояния в другое – есть основная цель каждого буддиста. Поэтому ум в буддизме часто не является синонимом словам «разум», «мышление».

Здесь не имеется в виду все, что связано с познанием мира посредством логики, которую мы, люди западной культуры, привыкли ассоциировать с понятием ума.

Наиболее четко эти философские понятия определены в ламаизме, поэтому ниже речь пойдет в основном об этом религиозном направлении. Однако различия в этой области с другими течениями буддизма не носят кардинального характера.

По легенде Будда дал людям 84 тысячи разных учений об освобождении (просветлении), которые суть и есть пути к пониманию разума. По какому бы из них не шел ученик, если он достигнет цели, то неизменно придет к осознанию природы этой субстанции. Но, к сожалению, объяснить истину тому, кто еще только находится в пути, неспособен даже гуру.

Ложный ум

Природа ума в буддизме двойственна. Впрочем, дуализм вообще свойственен этому мировоззрению. Осознание ума, как самого себя – исходная ступень пути для каждого человека. Ведь совершенно естественно, что мы воспринимаем ум, как нечто присущее нам от рождения и материально располагающееся внутри нас.

При этом налицо деление всего сущего на «Я» и «Мир вокруг Меня». Это типичное проявление омрачения или «омраченного сознания» (также встречаются названия «клиштамановиджняна» и «манас»).

Тибетцы используют более понятные термины-синонимы — «обычный ум», «ложный ум» или «сем», они сравнивают его с пламенем свечи, установленной возле приоткрытого окна. Ведь ее огонь уязвим всем ветрам и, несмотря на все предпринимаемые им усилия, не в состоянии осветить мир вокруг себя, кроме крошечного участка подоконника, комнаты, улицы.


Сем достаточно устойчив, хитер и изворотлив. Он заставляет человека верить в свое существование и воспринимать мир таким – несуществующим без какой-то внешней точки отчета.

Ложный ум – есть не что иное, как проявление собственного опыта и устоявшихся привычек. Он инертен и ленив, скептичен и недоверчив, способен искусно обманывать и притворяться. Однако он точно не имеет ничего общего с Чистым Умом.

Чистый Ум

Дать определение этому философскому понятию столь же сложно, как объяснить, . Однажды, когда человек достигнет его, он автоматически придет и к пониманию природы Чистого Ума. До этого же можно лишь проводить какие-то аналогии. Чем мы, собственно, и займемся.

В противовес омраченному, ложному уму, Чистый Ум – это просветленное сознание. В русском языке термин «Бодхи» обычно переводят как «Просветление», хотя более точное значение «Пробуждение».


Именно эту аналогию – сна и яви – можно использовать, сравнивая ложный ум и Чистый Ум. То, что нам снится, зачастую очень далеко от истины, хотя во время сна мы считаем все происходящее (события, объекты и т.д.) реальностью. Но лишь пробудившись, человек может понять, что заблуждался. То же и в отношении разума.

Отрицание ложного ума

Человеческий разум является разносторонним и довольно «изворотливым». Недаром многие буддийские мудрецы сравнивали его с «хитрым политиком», умеющим хорошо обманывать людей и доказывать свою значимость и необходимость для общества и мира.

На самом деле, в том понимании, которое придаем ему мы, ум просто не существует. Это легко осознать, если попытаться представить себе физическую визуализацию ума. Где находится то «Я», которое все определяет и является точкой отчета для воспринимаемого нами мира?

Если каждый из нас попытается локализовать местоположение своего сознания, то просто не сможет это сделать.


Характеристики Чистого Ума

В буддизме вышеописанный принцип воспринимается не только как отрицание существования «обычного ума» и доказательство его двойственности, но и как первая характеристика Чистого Ума – Пустотность. Второе и третье определяющие его качества – это Ясность и Восприимчивость.

Остановимся на них подробнее, так как они позволяют точнее понять если не природу, то хотя бы условия, в которых существует Чистый Ум.

Пустотность

При том, что ум существует и используется человеком для размышления, решения задач, управления своими поступками и желаниями, взаимодействия с «чем-то другим», он не может быть никак локализован.

Где находится ум? Каков он по размеру? Какую имеет форму? Эти вопросы наш ежедневный опыт оставляет без ответа. Также невозможно и осязание того самого сема, который мы воспринимаем как «Я».

Тем не менее, при таких рассуждениях не следует считать, что Ум отсутствует вовсе. «Нематериальный» – не значит «несуществующий». Чистый, он не привязан к чему-то сущему, точке отчета, определенным координатам, а существует сам по себе – вне времени и пространства, является всеобъемлющим и всепроникающим.

Ясность

Пустотность Ума вовсе не означает его иллюзорность. Он способствует накоплению знаний и опыта, хотя сам и не является их проявлением. Здесь не обойтись без аналогии.

Представим, что «Я» – это комната, наполненная некоторыми предметами. Увидеть и понять, что это за элементы, не представляется возможным, если внутри темно. Но как только комната наполнится светом, мы сможем узреть форму и очертания. В этом плане Ум – это тот самый свет, который и позволяет нам получать новые знания, приобретать опыт, испытывать опущения и чувства.


Восприимчивость

Третье важное качество Ума состоит в его способности безошибочно определять характеристики любого предмета, вещи, существа, с которыми ему приходится сталкиваться в пробужденном состоянии. Ведь Чистый Ум существовал всегда, а его природа – суть мир, который нас окружает в самых разных проявлениях.

Небо и облака

Одна из многочисленных аналогий, объясняющих природу Чистого Ума – это сравнение его с Небом. Как бы много не было на нем облаков, они всего лишь движутся по нему своими причудливыми путями, но не способны ни оставить на нем след, ни запятнать его, ни скрыть.

Поднимитесь на самолете над облаками – и вы увидите небо. Дождитесь ветра, который разгонит облака, и оно станет чистым. Также и Ум существует сам по себе вне зависимости от наших жизней, мыслей, желаний и «ложного ума» – все это лишь облака на бесконечно чистом и безграничном небе.


Практика и работа над умом

Стремление к бесконечному познанию и свободе присуще каждому, но на пути к этому нам мешает сем. Правильная работа с умом () способствует достижению цели (Пробуждению). Ведь изначально Чистый Дзен пронизывает каждый элемент этого мира и находится внутри нас самих. Главное – найти путь к нему и понять суть вещей.

В философии буддизма Чистый Ум сравнивается со стеклом, прозрачным для света. К сожалению, в обычной жизни это стекло часто загрязнено наносным – теми стремлениями и ложными целями, которые ставит себе человек, желаниями и страхами. Сущность очищения ума – в отрешении от этого мира и достижении состояния просветления.

Как уже говорилось выше, Будда предложил 84 000 вариантов своего учения, а точнее – путей к его пониманию. В этом, с одной стороны, кроется объяснение существования такого большого количества направлений в буддизме.

С другой стороны, практически все они видят своей целью одно и то же – состояние просветления, дарующего ключ к пониманию природы вещей. Разнятся лишь методы и пути достижения.

Именно поэтому буддизм часто называют гигиеной ума. Так как это учение не дает сему полностью завладеть человеком, обмануть его и заставить многократно умирать и, возрождаясь, совершать те же самые ошибки.


Заключение

Существует огромное количество практических школ, которые учат медитациям, правильному исполнению ритуалов и т.д. Наиболее известные из них – это , Хинаяна и , а также их многочисленные подразделения – дзогчен, сарма и другие.

Однако все это – лишь различные способы видения одного и того же – Чистого Ума, который невозможно представить, не осознав его.

Дорогие читатели, если вы нашли в статье полезную для себя информацию, поделитесь ссылкой на нее в социальных сетях!