Творения блаженного иеронима стридонского. Блаженный иероним стридонский

Житие блаженного Иеронима Стридонского

Бла-жен-ный Иеро-ним Стри-дон-ский ро-дил-ся в хри-сти-ан-ской се-мье в го-ро-де Стри-доне (Дал-ма-ция и Пан-но-ния). Для за-вер-ше-ния об-ра-зо-ва-ния ро-ди-те-ли по-сла-ли его в Рим, где он изу-чал свет-ские на-у-ки. В на-ча-ле сво-ей жиз-ни в сто-ли-це юно-ша увлек-ся мир-ской су-е-той, но вско-ре в нем со-зре-ло ре-ше-ние в корне из-ме-нить свою жизнь. Ко-гда юно-ше бы-ло око-ло 20 лет, он при-нял Свя-тое Кре-ще-ние. По-сле это-го он по-се-тил Гал-лию. Здесь у свя-то-го Иеро-ни-ма про-бу-ди-лось же-ла-ние все-це-ло по-свя-тить се-бя Бо-гу и при-нять мо-на-ше-ство.

Око-ло 372 го-да бла-жен-ный Иеро-ним вер-нул-ся в род-ной го-род, но ро-ди-те-лей в жи-вых уже не за-стал. На него лег-ли за-бо-ты о вос-пи-та-нии млад-ших сест-ры и бра-та Пав-ли-ни-а-на. По-стриг при-шлось на вре-мя от-ло-жить. Бла-жен-ный Иеро-ним стал рев-ност-но изу-чать Свя-щен-ное Пи-са-ние.

Устро-ив до-маш-ние де-ла, он по-ехал на Во-сток и око-ло 5 лет про-жил в од-ном си-рий-ском мо-на-сты-ре, со-еди-няя ра-бо-ту над Свя-щен-ным Пи-са-ни-ем с су-ро-вы-ми ас-ке-ти-че-ски-ми по-дви-га-ми. Кро-ме то-го, свя-той Иеро-ним в со-вер-шен-стве изу-чил ев-рей-ский и хал-дей-ский язы-ки. В этот пе-ри-од на-ча-лась его пе-ре-пис-ка с мно-го-чис-лен-ны-ми ли-ца-ми по са-мым раз-но-об-раз-ным во-про-сам. Со-хра-ни-лось до 120 пи-сем, бес-спор-но на-пи-сан-ных бла-жен-ным Иеро-ни-мом. В это вре-мя в Ан-тио-хии про-ис-хо-ди-ли раз-но-гла-сия меж-ду сто-рон-ни-ка-ми епи-ско-пов Ме-ле-тия, Пав-ли-на и Ви-та-лия. Спо-ры до-стиг-ли и оби-те-ли, где тру-дил-ся бла-жен-ный Иеро-ним. Вслед-ствие несо-гла-сий ему при-шлось по-ки-нуть оби-тель и уй-ти в Ан-тио-хию. Здесь епи-скоп Пав-лин по-свя-тил его в сан пре-сви-те-ра. За-тем бла-жен-ный Иеро-ним по-се-тил Кон-стан-ти-но-поль, бе-се-до-вал со свя-ти-те-ля-ми и , а в 381 го-ду от-пра-вил-ся в В Ри-ме он про-дол-жал уче-ные тру-ды. Свя-той па-па Да-мас I (366-384), так-же за-ни-мав-ший-ся изу-че-ни-ем Свя-щен-но-го Пи-са-ния, при-бли-зил его к се-бе. Но из-за об-ли-че-ния бла-жен-ным нра-вов совре-мен-но-го ему рим-ско-го хри-сти-ан-ско-го об-ще-ства об-ра-зо-ва-лась це-лая пар-тия недоб-ро-же-ла-те-лей бла-жен-но-го. По-сле трех-лет-не-го пре-бы-ва-ния в Ри-ме бла-жен-ный Иеро-ним вы-нуж-ден был на-все-гда по-ки-нуть этот го-род. Вме-сте со сво-им бра-том Пав-ли-ни-а-ном и дру-зья-ми бла-жен-ный Иеро-ним по-се-тил Свя-тую Зем-лю, мо-на-хов Нит-рий-ской пу-сты-ни, а в 386 го-ду по-се-лил-ся в пе-ще-ре в Виф-ле-е-ме, по-бли-зо-сти от пе-ще-ры Рож-де-ства Хри-сто-ва, и на-чал пол-ную су-ро-вых по-дви-гов жизнь.

Это был пе-ри-од рас-цве-та его твор-че-ской де-я-тель-но-сти. Вы-да-ю-щий-ся уче-ный сво-е-го вре-ме-ни, бла-жен-ный Иеро-ним оста-вил Церк-ви бо-га-тое пись-мен-ное на-сле-дие: со-чи-не-ния дог-ма-ти-ко-по-ле-ми-че-ские, нрав-ствен-но-ас-ке-ти-че-ские, тру-ды по ис-тол-ко-ва-нию Свя-щен-но-го Пи-са-ния, тру-ды ис-то-ри-че-ские. Но глав-ным его по-дви-гом был сде-лан-ный за-но-во пе-ре-вод на ла-тин-ский язык книг Но-во-го и Вет-хо-го За-ве-та. Этот пе-ре-вод под на-зва-ни-ем Вуль-га-ты во-шел во все-об-щее упо-треб-ле-ние в За-пад-ной Церк-ви.

Бла-жен-ный Иеро-ним с глу-бо-кой скор-бью пе-ре-жил па-де-ние лю-би-мо-го им го-ро-да Ри-ма, за-во-е-ван-но-го го-та-ми в 410 го-ду. А в 411 го-ду бла-жен-но-го по-стиг-ло но-вое ис-пы-та-ние - на-бег ди-ких бе-ду-и-нов-ара-бов. Лишь ми-ло-стью Бо-жи-ей об-щи-на пре-ста-ре-ло-го по-движ-ни-ка бы-ла спа-се-на от пол-но-го ра-зо-ре-ния. Свою жизнь он окон-чил в той же Виф-ле-ем-ской пе-ще-ре. Да-той смер-ти бла-жен-но-го Иеро-ни-ма счи-та-ет-ся 420 год. Мо-щи его бы-ли пе-ре-не-се-ны из Виф-ле-е-ма в

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь блаженному Иерониму Стридонскому

Вели́ка име́ет тя предста́теля, Богому́дре,/ правосла́вных собра́ние,/ я́коже у́бо преподо́бных еси́ собесе́дник/ и Боже́ственныя прему́дрости соприча́стник,/ та́ко, пречу́дне Иерони́ме,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Великим почитает тебя защитником, Богомудрый, православных собрание, так как ты единомышленник преподобных и Божественной премудрости причастник, потому, удивительный Иероним, Христу Богу молись о даровании нам великой милости.

Кондак блаженному Иерониму Стридонскому

В преподо́бных преподо́бнейшаго и в блаже́нных блаже́ннейшаго учи́теля,/ пе́сньми восхва́лим Иерони́ма достохва́льнаго,/ ве́рных наста́вника и засту́пника, любо́вию тому́ зову́ще:// ра́дуйся, о́тче Богому́дре.

Перевод: Преподобнейшего среди преподобных и блаженнейшего среди блаженных учителя, песнопениями восславим Иеронима достойного похвал, верующих учителя и защитника, с любовью к нему взывая: «Радуйся, отче Богомудрый».

Молитва блаженному Иерониму Стридонскому

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Иерони́ме! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Иероним - христианский святой, почитающийся в католицизме (день памяти 30 сентября) и в православии (день памяти 28 июня). Главная заслуга святого Иеронима - перевод Ветхого завета на латинский язык и редакция латинской версии Нового завета. Латинская Библия, созданная Иеронимом и получившая название "Вульгата" является каноническим латинским текстом Библии по сей день. Святой Иероним считается небесным покровителем всех переводчиков.

Иероним родился около 340-2 года (по другим данным, в 347 году) в римской провинции Далмация, в городе Стридон (недалеко от того места, где сейчас находится столица Словении Любляна). Иероним уехал учиться в столицу империи - Рим, где был крещён в период с 360 по 366 год. Иероним учился у известного грамматика Элия Доната, специалиста по античной и христианской литературе. Продолжая обучение, Иероним много путешествовал. В сирийском городе Антиохия зимой 373-374 года Иероним тяжело заболел и у него было видение, заставившее его отказаться от светского обучения и посвятить себя Богу. Иероним удалился в Халкидскую пустыню в Сирии, где начал изучать язык иудеев с целью чтения библейских текстов в оригинале. Иероним вернулся в Антиохию в 378 или 379 году, где был рукоположен в сан епископа. Позже Иероним уезжает в Константинополь, а потом возвращается в Рим. В столице империи Иероним завоевал большое доверие у известных знатных женщин Рима: ровесница Иеронима Паула и её дочери Блезилла и Евстохия под влиянием Иеронима отбросили свой аристократический образ жизни и стали аскетками.


Однако организм Блезиллы не выдержал резкой перемены жизни и она умерла. Весь Рим осудил Иеронима за смерть Блезиллы (позднее Блезилла была канонизирована католической церковью). Также Иероним был обвинен в плотской связи с Паулой. Согласно легенде, недоброжелатели повесили рядом с его кроватью женскую одежду, которую утром Иероним по рассеяности одел и вышел в ней в город, "доказав" тем самым свою греховную связь с Паулой. После этого Иероним был вынужден покинуть Рим и вернуться в Антиохию. Вслед за Иеронимом последовали Паула и её дочь Евстохия, которые принимали активное участие в жизни Иеронима: помогали ему с переводом и копированием текста латинской Библии. Паула на свои средства построила четыре монастыря близ Вифлеема - три женских и один мужской, в котором Иероним окончательно поселился в 388 году.
Паула и Евстохия были канонизированы католической церковью. Память святой Паулы католики чтят 26 января, а память святой Евстохии - 28 сентября.

Святая Паула и святой Иероним. Витраж в храме Notre-Dame de Clignancourt (Париж)

Иероним посвятил конец своей жизни созданию латинской Библии, а также другим литературным трудам.
Иероним умер 30 сентября 420 года и был похоронен рядом с могилами Паулы (умерла в 404 году) и Евстохии (умерла в 419 году).

"Золотая легенда" (собрание христианских легенд и занимательных житий святых, составленное в 13-м веке Иаковом Ворагинским) приводит эпизод из жизни Иеронима, который стал очень популярен в искусстве. Когда Иероним жил в монастыре, к нему пришёл хромой лев. Монахи в ужасе разбежались, однако Иероним не испугался и приказал монахам вымыть лапу животного и тщательно перевязать рану. Когда они это делали, то обнаружили, что лапа была поранена колючками. Лев после своего спасения стал постоянным спутником Иеронима. Льву поручили стеречь монастырского осла, который возил дрова. Однажды лев заблудился и осла похитили грабители, продавшие его каравану купцов. Лев вернулся в монастырь и монахи решили, что лев съел осла и заставили его самого возить дрова. Однако потом лев нашел караван с ослом и вернул осла в монастырь, а себе вернул доброе имя.

Блаженный Иероним Стридонский родился в христианской семье в городе Стридоне (Далмация и Паннония). Для завершения образования родители послали его в Рим, где он изучал светские науки. В начале своей жизни в столице юноша увлекся мирской суетой, но вскоре в нем созрело решение в корне изменить свою жизнь. Когда юноше было около 20 лет, он принял святое Крещение. После этого он посетил Галлию. Здесь у святого Иеронима пробудилось желание всецело посвятить себя Богу и принять монашество.

Около 372 года блаженный Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата Павлиниана. Постриг пришлось на время отложить. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание.

Устроив домашние дела, он поехал на Восток и около 5 лет прожил в одном сирийском монастыре, соединяя работу над Священным Писанием с суровыми аскетическими подвигами. Кроме того, святой Иероним в совершенстве изучил еврейский и халдейский языки. В этот период началась его переписка с многочисленными лицами по самым разнообразным вопросам. Сохранилось до 120 писем, бесспорно написанных блаженным Иеронимом. В это время в Антиохии происходили разногласия между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия. Споры достигли и обители, где трудился блаженный Иероним. Вследствие несогласий ему пришлось покинуть обитель и уйти в Антиохию. Здесь епископ Павлин посвятил его в сан пресвитера. Затем блаженный Иероним посетил Константинополь, беседовал со святителями Григорием Богословом и Григорием Нисским, а в 381 году отправился в Рим. В Риме он продолжал ученые труды. Святой Папа Дамас I (366-384), также занимавшийся изучением Священного Писания, приблизил его к себе. Но из-за обличения блаженным нравов современного ему римского христианского общества образовалась целая партия недоброжелателей блаженного. После трехлетнего пребывания в Риме блаженный Иероним вынужден был навсегда покинуть этот город. Вместе со своим братом Павлинианом и друзьями блаженный Иероним посетил Святую Землю, монахов Нитрийской пустыни, а в 386 году поселился в пещере в Вифлееме, поблизости от пещеры Рождества Христова, и начал полную суровых подвигов жизнь. Это был период расцвета его творческой деятельности. Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматикоские, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви.

Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого им города Рима, завоеванного готами в 410 году. А в 411 году блаженного постигло новое испытание - набег диких бедуинов-арабов. Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год. Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.

*На русском языке издано:

1. Творения. В 17-ти частях. Изд. 2-е. Киев, 1893-1903 (Библиотека творений святых отцев и учителей Церкви западных, издаваемых при Киев. ДА. Кн. 3-6, 8, 11, 13-18, 21, 23).

2. Творения. Т. 1-4. Киев, 1863-1868. Т. 1-3: Письма к разным лицам. Т. 4: Жизнь святого Павла пустынннка. Жизнь св. Илариона пустынника. Жизнь Малха монаха. Устав св. Пахомия. Письма святого Пахомия о святой Феодоре. Книга Дидима о Святом Духе. Спор православного с последователем Люцифера. Книга против Гельвидия. Две книги против Иовинизпа. Книга против Вигилянция. Книга против Иоанна Иерусалимского.

3. Житие преподобного отца нашего Илариона Великого († 371: память 21 октября) / Пер. с латин. И. Помяловского. СПб., 1893. (Палестинский Патерик. Изд. Православ. Палестинского О-ва. Вып. 4. СПб., 1893). То же. Изд. 2-е. СПб., 1899.

4. О положении и названиях еврейских местностей (ок. 388 года) / Пер. И. Помяловского. СПб., 1894. (Православ. Палестинский Сборник. Т. 13. Вып. I.

5. Сказание о добродетелях блаженной Павлы // Христианское чтение. 1847. IV. С. 186 слл.

6. Письма епископу Илиодору, посвященное памяти Непоциана пресвитера / Пер. М. И. Богословского // Там же. 1832. XLVIII. С. 171 слл.

7. Письма Лете, о воспитании малолетней дочери // Там же. 1834. IV. С. 250 слл.

8. Письма Непоциану, об обязанностях клириков // Там же. 1836. II. С. 252 слл.

9. Письма Марцелле, которую он приглашает в Вифлеем // Там же. 1837. IV. С. 303 слл.

10. Письма Гавденцию о воспитании малолетней Пакатулы // Там же. 1838. II. С. 306 слл.

11. К Алгазии // Там же. 1846. IV. С. 209 слл.*

Иконописный подлинник

Память блаженного Иеронима Стридонского совершается в Русской Православной Церкви 28 июня по новому стилю.

Жизнеописание блаженного Иеронима
Блаженный Иероним Стридонский является одним из учителей Церкви, много потрудившимся над переводами Священного Писания. О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений. Известно, что Иероним принял Крещение в Риме около 360 года. В этом же городе он получил прекрасное философское образование, обучаясь у известных преподавателей того времени и по праву назывался одним из самых ученых людей IV века. Блаженный Иероним владел греческим и латинским языками, а позже освоил и древнееврейский. О времени принятия им монашества ничего не известно, однако сохранились сведения о том, что покинув Рим, Иероним четыре года провел в Халкидской пустыне в полном одиночестве, предаваясь аскетическим подвигам. Позже он поселился в Святой Земле, где занимался переводом Священного Писания на латинский язык.

Переводческие и литературные труды блаженного Иеронима
Одним из основных трудов Иеронима Стридонского является полный перевод Библии на латинский язык, над которым он трудился более двадцати лет. Вначале он работал над книгами Нового Завета, которые переводил с древнегреческого языка, а после перевел с древнееврейского и древнегреческого все ветхозаветные книги. В XVI веке постановлением Триденского собора эти тексты были отредактированы и труд Иеронима Стридонского стал считаться основным переводом Библии, который использовался повсеместно на Западе, что и дало ему название «Вульгата», то есть «общедоступная Библия». Благодаря своим переводческим работам блаженный Иероним Стридонский считается покровителем и помощником всех переводчиков. Кроме того, перу блаженного Иеронима принадлежит несколько толкований на ветхозаветные книги, а также несколько жизнеописаний святых. Им было также создано несколько исторических трудов, в которых он писал о знаменитых людях и о событиях всемирной истории. Помимо этого до нас дошло около 120 писем Иеронима Стридонского, в которых он обсуждал со своими друзьями богословские, нравственные и научные вопросы.

Блаженный Иероним Стридонский в иконописи
Изображение блаженного Иеронима было весьма распространено в средневековой иконописи. Часто его писали вместе со львом, что связано со следующим повествованием. Рассказывают, что однажды к нему в монастырь пришел лев, у которого была повреждена лапа. Все насельники монастыря были испуганы, но блаженный спокойно принял льва и вытащил у него из больной лапы занозу. Пораженные тем, что дикое животное с такой кротостью пришло к святому, монахи просили Иеронима, чтобы лев остался в монастыре и работал там. Иероним повелел льву охранять осла, на котором возили дрова. Случилось так, что однажды лев отстал во время пути от осла, и его украли. Монахи посчитали, что лев съел осла, и требовали, чтобы он выполнял его работу, то есть возил дрова, что лев и делал. Вскоре мимо монастыря проходил караван, в котором лев увидел украденного осла и привел его обратно в обитель, доказав этим свою невиновность.
Существуют и другие распространенные сюжеты из жизни блаженного Иеронима, одним из которых является его работа над переводом Библии. Также иконописцы нередко изображали святого во время его подвижнической жизни в пустыне. Часто на иконописных образах, посвященных Иерониму Стридонскому, можно видеть человеческий череп, который в средние века символизировал быстротечность жизни и победу духа над плотью.

Тропарь, глас 3:
Велика имеет тя предстателя, Богомудре, / православных собрание, / якоже убо преподобных еси собеседник / и Божественныя премудрости сопричастник, / тако, пречудне Иерониме, / Христу Богу молися // даровати нам велию милость.

Кондак, глас 8:
В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песньми восхвалим Иеронима достохвальнаго,/ верных наставника и заступника, любовию тому зовуще:/ радуйся, отче Богомудре.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Иерониме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.

Молитва:
О священная главо, преподобие отче, преблаженне авво Иерониме, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю; не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя; поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый, аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.