Сравнительный анализ ценностей альтруизма, гедонизма и эгоизма. Основные морально-нравственные регулятивы этики и их роль в деловой деятельности

Это обещанный пост по пятницам. А дискуссия в чате, по просьбам читателей, переносится на субботу. Завтра дискуссия будет с 14 до 17 мск в чате [email protected] (клиент для jabber скачиваем http://psi-im.org)

Существует миф, что гедонизм несовместим с альтруизмом и представляет всех людей эгоистами. Не вдаваясь в традиционно ненаучные мотивации такого отождествления (например, дискредитация гедонизма как самоцель), попытаемся проанализировать реальное положение дел

1. Три определения альтруизма и совместимость гедонизма с ними

Гедонизм утверждает, что любое сознательное существо стремится к максимизации удовольствия - либо сиюминутного, либо интегрального в течение промежутка времени, на котором возможно прогнозирование событий.

Выделим три типичных определения альтруизма. В разных случаях под альтруизмом подразумеваются:

1. Способность особей к взаимопомощи
2. Способность
особ ей к взаимопомощи, не требующей внешнего вознаграждения (к бескорыстию)
3. Способность
особ ей к полному самоотречению, то есть к взаимопомощи, не требующей ни внешнего, ни внутреннего (психологического) вознаграждения

Совместимость гедонизма с первым типом альтруизма не нуждается в обсуждении: ясно, что гедонист не отрицает способности людей, например, к товарно-денежным отношениям, которые являются частным случаем взаимопомощи. Первое определение альтруизма является упрощением и обычно не используется.

Гедонизм не отрицает также и способности людей к бескорыстию. Существует явление эмпатии, в рамках которого человек может чувствовать удовольствие от осознания факта, что другим людям хорошо, и, напротив, сострадать, если им плохо. На наш взгляд, именно второе определение альтруизма является наиболее здравым и полезным на практике. Теоретически можно даже количественно определить степень альтруистичности человека как коэффициент корреляции между его удовольствием и удовольствием окружающих. Люди со значительным положительным коэффициентом могут быть названы альтруистами, с близким к нулю - эгоистами. Не исключено, что найдутся и "садисты" с отрицательным коэффициентом. У меня есть осторожное предположение, что многие морализаторы на деле именно таковы. По крайней мере, многие великие злодеи (тот же Гитлер или Пол Пот) руководствовались далеко не личной корыстью, а именно "возвышенными" идеями, которые они противопоставляли "мещанскому" личному счастью людей

Лишь третья форма альтруизма несовместима с гедонизмом. Гедонизм утверждает, что внутреннее, психологическое, подкрепление необходимо всегда. Даже если солдат собирается закрыть собой амбразуру, это можно легко объяснить внутренним подкреплением - положительным или отрицательным. Например, он это делает, чтобы избавиться от охватившего его ужаса (отрицательной эмоции), что гибнут его товарищи. Или, напротив, мысль о возможности стать героем ему столь приятна, что заглушает страх за собственную жизнь. Наконец, мотивацией может служить обычный гнев, который, как и ужас, является отрицательной эмоцией, и требует от человека немедленных действий. Широко известен опыт физиолога Хосе Дельгадо, который вживил электроды в центр удовольствия быку, вышел на арену и принялся его дразнить. Когда бык ринулся на него и попытался забодать, экспериментатор включил ток и сделал быку приятно, избавив его от отрицательной эмоции гнева, и бык прекратил агрессивные действия. С точки зрения гедонизма, будь у солдата в мозгу вживлены подобные средства управления, можно было бы в эксперименте аналогично стимулировать его на геройские поступки или отвращать от них, какими бы "высокими" не были его декларируемые мотивации. Возможность "подлинного", абсолютного самоотречения гедонизм "отсекает" бритвой Оккама: если любой бескорыстный поступок можно объяснить через эмпатию и внутреннее подкрепление, нет смысла верить в существование каких-то других, более странных и иррациональных механизмов. И хотя бритва Оккама сама по себе ничего не доказывает, в данном случае она применима - по крайней мере, пока у нас нет опытных данных против этого.

Тот факт, что гедонизм несовместим с третьим типом альтруизма, ещё не делает его аморальным учением. Скорее, эта несовместимость - трюизм. Естественно, что гедонизм будет несовместим с альтруизмом, если последний искусственно определить как антипод гедонизма (с целью дискредитации). Но на практике мы обычно пользуемся вторым определением альтруизма и не склонны назвать эгоистом того, кто способен радоваться счастью других и сострадать. Более того, обвинение такого человека в эгоизме было бы циничной неблагодарностью ему .

Тем не менее, гедонизм накладывает одно очень любопытное ограничение на степень нашего альтруизма

2. Фундаментальное гедонистическое ограничение на альтруизм. Почему пара в среднем более дружна, чем группа

Пусть есть группа из n человек. В каждый момент времени удовольствие каждого из них обозначим, соответственно, q1, q2, ... , qn. Тем, кто не дружит с алгеброй, формулы можно пропускать - в тексте и так есть всё необходимое для понимания результатов. Представим себе, что некий человек (обозначим его номером 1) является абсолютным альтруистом в том смысле, что его удовольствие q1 равно среднему удовольствию всех людей в группе, (q1+q2+...+qn) / n

Из уравнения

q1=(q1+q2+...+qn) / n

нетрудно получить

q1=(q2+...+qn) / (n-1)

то есть задача максимизации среднего удовольствия всех людей группы эквивалента задаче максимизации среднего удовольствия всех людей, кроме себя. Данный человек никогда не будет счастлив, если в среднем люди вокруг несчастны, и наоборот. Фактически, у этого человека нет никаких личных мотиваций, кроме как улучшать жизнь окружающих. Святой человек? Но есть одно неожиданное "но".

Нетрудно показать, что если не все люди в группе такие же абсолютные альтруисты, и таких "отщепенцев" не менее 2 человек, то ради максимизации всеобщего счастья описанный альтруист способен в некоторых случаях жертвовать интересами отдельных индивидов - кроме себя .

Представим для начала элементарный пример, где общество состоит из 2 человек. Абсолютный альтруист будет пытаться всегда максимизировать среднее счастье обоих q1+q2, то есть его удовольствие равно

q1=(q1+q2) / 2 => q1=q2,

то есть интересы обоих полностью совпадут. Даже если второй участник пары попытался бы быть эгоистом, с функциональной точки зрения его интересы точно также совпадают с интересами первого, как и первого со вторым. В данной задаче есть лишь одна степень свободы, "одно счастье на двоих"

Однако, если же в группе есть три человека, и абсолютный альтруист из них лишь один, ситуация радикально меняется

q1=(q1+q2+q3) / 3 => q1 = (q2+q3) / 2

В данной системе есть уже две степени свободы, и максимизация q1 не гарантирует максимизации одновременно q2 и q3. Представим, например, что второй участник группы - богач, не стадающий человеколюбием, а третий - голодный, который крадёт у него буханку хлеба. У альтруиста есть возможность предотвратить кражу. Сделает ли он это? Лишившись булки хлеба, богач будет раздосадован, но и только. А для бедняка это может быть вопросом жизни и смерти. Ясно, что альтруист поддержит третьего, явно пожертвовав интересами второго. Своими же интересами он пожертвовать не может по определению, да и это бы означало, что остальным членам общества тоже в среднем стало хуже. Аналогичные рассуждения справедливы для любого общества, где есть абсолютный альтруист и как минимум два неабсолютных альтруиста.

Этот любопытный вывод показывает неустранимую асимметрию между действующим субъектом и объектами его деятельности, сколь альтруистичны не были бы его мотивы. По видимому, эта асимметрия глубоко укоренена не в морали, а просто в самой логике принятия решений. Но из неё следует этический вывод о невозможности "количественно точной" "любви к ближнему как к самому себе" за исключением случаев, когда ближний - лишь один, или когда все, кроме, максимум, одного - абсолютные альтруисты. Первое исключение особенно парадоксально. Не зря в социологии пара считается псевдогруппой, а не подлинной группой: отношения в ней строятся иначе. В частности, это хорошо объясняет, почему в современном обществе, где в семье нет строгой иерархии, семья часто разваливается после рождения ребёнка - третьего члена сообщества, вынуждающего остальных время от времени делать нравственный выбор в пользу интересов кого-то из двух остальных

По поводу данного поста дискуссия будет завтра (в субботу) с 14 до 18 мск в чате [email protected] (клиент для jabber скачиваем http://psi-im.ru)

Гедонизм - этический образец личности, утверждающий наслаждение высшим благом и целью человеческой личности.

Родоначальником этического гедонизма принято считать Аристиппа (умер после 366 до н.э.) родом из греческого города Кирены. Отсюда и название его школы - киренаики (киренская философия). Он считал, что удовольствие есть благо, к которому нужно стремиться, а неудовольствие или страдание есть зло, т.е. то, чего надо избегать . «Цель души есть наслаждение. Кто не чувствует наслаждения, тот трижды несчастлив и лишен блаженства»; «Наслаждение является благом, даже если оно порождается безобразнейшими вещами», - говорил Аристипп. Необходимо отбросить абстрактные нравственные нормы, если они мешают получению удовольствия.

Согласно Аристиппу, человеку надо выработать в себе полную свободу в приятии и неприятии жизненных фактов и на все решительно в мире реагировать только переживанием удовольствия. В этической концепции киренаиков не «удовольствие» оказывалось подчиненным «благу», но «благо» оказалось подчиненным «удовольствию» .

Критиком гедонизма выступил Эпикур (341-270 до н.э.), древнегреческий мыслитель, основавший в Афинах философскую школу (эпикурейство ). Древнегреческий философ был представителем другого направления античной этики - эвдемонизма.

Эвдемонизм - этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений. Не удовольствие во всех его даже крайних проявлениях (как у киренаиков), а достижение счастья выступает у Эпикура основой поступков человека. Он учил, что цель человеческой жизни - это уклонение от страданий и достижение спокойного и радостного состояния духа. «Свободу от телесных страданий и от душевных тревог», по Эпикуру, человеку приносит умеренность. Путь умеренности - средний между крайностями - голод и обжорство, воздержание и сладострастие - делает возможным человеческое счастье тогда, когда у нас нет возможности иметь много, роскошествовать, расточительствовать.

Подлинный мудрец должен стремиться к атараксии. АтараксИя - понятие античной этики, означающее состояние безмятежности, покоя, освобождение от страха смерти, предрассудков, эмоциональных переживаний. «Жизнерадостное свободомыслие» Эпикура (К. Маркс, Ф. Энгельс) утверждало высшим идеалом жизни, дающим нам внутреннюю свободу, человеческое счастье во всей его полноте. Оно заключено не вовне, а в самом человеке: «Когда мы избавлены от страданий, мы радуемся самому освобождению и избавлению от всякой тягости».

Эпикуреец - так мы определяем человека, стремящегося к жизненным удовольствиям, комфорту. Перед нами сразу же возникает образ веселого мудреца, беззаботно вкушающего наслаждения. Жизнь самого Эпикура не была столь легка. Современный исследователь французский мыслитель А. Боннар пишет об Эпикуре: он «жил несколько лет в изгнании и бедности». Может быть, Эпикуру посчастливилось родиться в безмятежную эпоху гражданского мира? Тоже нет. «Афины переживают три осады. Кровь, пожары, убийства, грабежи - вот время Эпикура. Нищета растет и распространяется...». Именно в пору смут и потрясений Эпикур «открыл тайну счастья, которое будет принадлежать ему, и это счастье, этот дар природы - жизнь; эту тайну он и решил сообщить другим людям» ".

Сам Эпикур считал: «Мы рождаемся один раз, а дважды родиться нельзя, но мы должны уже целую вечность не быть. Ты же, не будучи властен над завтрашним днем, откладываешь радость; а жизнь гибнет в откладывании, и каждый из нас умирает, не имея досуга» . Для Эпикура добродетель - верное понимание условий истинной радости, а удовольствие состоит в философской отрешенности от всего суетного, преходящего. Идеалом этико-философской доктрины Эпикура была безопасность, а не свобода: «Хорошо прожил тот, кто хорошо спрятался». Мудрый человек постарается прожить незаметно, чтобы не иметь врагов и завистников.

Удовольствие, говорили эпикурейцы, есть цель всего живого. Доказательством является то, что всякое живое существо с первых пор своего существования стремится к удовольствию и избегает страдания. Метродор, один из учеников Эпикура, говорил: «Разум, если он шествует согласованно природе, имеет свой всецелый источник - в желудке» . Фразу про желудок не следует понимать примитивно. Вот как раскрывает глубину мысли античного философа А. Боннар: «Нам достаточно констатировать, что Эпикур возвращает материальному миру всю его реальность. Здесь побеждает греческий мыслитель, здесь открыто звучит его радость. Этот мир, который раскрывают нам наши чувства, этот мир красок, форм, движения, который показывает нам себя с неоспоримой очевидностью, этот мир, который радует нас во всей своей полноте в каждый миг нашей жизни...» .

Крупный французский мыслитель и писатель Мишель де Монтень (1533-1592), по словам А. Боннара, «находит в Эпикуре одного из своих забытых предков, он делает его своим, он его продолжает». Считая, подобно Эпикуру, достижение счастья естественной целью человеческой жизни, Монтень отстаивает свободное и гармоничное развитие личности, задатков и свойств, которыми ее одарила природа: «Делай свое дело и познай самого себя». Счастье и удовольствие являются основным двигателем человеческих поступков. Как истинный жизнелюб, французский мыслитель утверждает наслаждение в качестве наилучшего способа заботы о будущем. Ощутить радость бытия по Монтеню - значит почувствовать себя раскрепощенным, свободным от чужих мнений, предрассудков: «Каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает. Доволен не тот, кого другие мнят довольным, а тот, кто сам мним себя таковым. И вообще, истинным и существенным тут можно считать лишь собственное мнение данного человека...» .

М. Монтень, человек эпохи Возрождения, сменившей Средневековье, проповедует жизнь в согласии с природой и разумом:

  • «Человек - изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся существо»;
  • «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что с ним происходит»;
  • «Судьба поставляет нам только сырой материал, и нам самим предоставляется возможность придать ему форму». Гедонистический образец личности достигает расцвета именно в

эпоху Ренессанса, когда формируется гуманистическая этика, провозгласившая право на естественные приобретенные от природы потребности и склонности человека. Один из современников, живших в эпоху Возрождения, с восторгом воскликнул: «Умы проснулись, жизнь стала наслаждением!».

Соотечественник М. Монтеня, французский писатель Франсуа Рабле (ок. 1494-1553), в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» утверждает самоценность человека во всех его жизненных проявлениях, в том числе в чувственном удовольствии. У Грангузье (в буквальном переводе с французского - обжора), большого шутника, любителя выпить и поесть, и Гаргамеллы (в буквальном переводе - глотка) родился сын - Гаргантюа: его имя означает: «Ну и здоровенная у тебя глотка». Все в образе этого чревоугодника и гиганта гротескно, иронично, преувеличенно. Веселый и лукавый, тонкий ценитель вин, истинный гурман Гаргантюа в романе Ф. Рабле воплощает культ удовольствия и бросает вызов средневековому аскетизму, запрету на телесные радости.

Автор «Гаргантюа и Пантагрюэля» намеренно провоцирует читателя непристойными эпизодами: взобравшись на башню Нотр-Дам- ского собора, его герой мочится в толпу и заливает тысячи зевак. «Столь обильно оросил собравшихся, что двести шестьдесят тысяч четыреста восемьдесят человек утонули, не считая женщин и детей». Уже начало произведения, открывающееся обращением «К читателю», задает ироничную и гротескную стилистику повествования:

... Милей писать не с плачем, а со смехом, -

Ведь человеку свойственно смеяться

Как образно заметили авторы академической «Истории французской литературы», «это оглушительный, раскатистый смех во все горло, который понятен каждому и потому обладает огромной заразительностью, от которого рушится все, над чем он разражается, смех здоровый, освежающий и очищающий атмосферу» .

Радостное принятие жизни в творчестве Ф. Рабле вводит новый синоним к понятию «гендонизм» - «раблезианство» - любовь к плотской стороне жизни, чувственным удовольствиям. Неслучайно, монах брат Жан - один из героев романа, любимец автора - предлагает основать Телемское аббатство. Если в «нормальные» монастыри идут сирые и убогие, то в Телеме собираются молодые и полные сил люди. В нем нет устава. Каждый вправе состоять в браке, быть богатым и жить свободно. «Делай, что захочешь» - таков девиз Те- лемского аббатства.

Гедонизм и эвдемонизм могут показаться самыми привлекательными из рассматриваемых нами нравственных образцов. Ведь они провозглашают стремление к удовольствию (гедонизм) и счастью (эвдемонизм) как способ полноценного раскрытия возможностей нашего тела и духа. Однако исторический опыт свидетельствует о гибельности такого пути, когда погоня за удовольствиями становится целью существования всего общества. Яркий пример - Римская империя. «Хлеба и зрелищ!» - этот девиз стал нарицательным для обозначения морального падения народа и государства. Колизей, чьи развалины сохранились до наших дней, - свидетельство того, к чему приводит плотская невоздержанность. Кровавые гладиаторские бои, поединки людей с животными (львами, тиграми, слонами, носорогами, крокодилами), жестокие казни первых христиан - все это подтверждает мысль о неприглядной, «темной» стороне человеческого стремления к удовольствию.

Любая упорядоченная деятельность, особенно деловая, от которой зависит комфорт, благополучие, а иногда и сама жизнь огромного количества людей, невозможна без определения ее оснований, к числу которых следует отнести и морально-нравственные регулятивы - особые этические категории, базирующиеся в свою очередь на этических теориях и учениях, которые составляют мировоззренческую базу морали, разъясняют ее происхождение, сущность, источники возникновения, формируют концепции моральных идеалов как высших моральных ценностей и целей.

Общая характеристика морально-нравственных регулятивов

Этические концепции весьма разнообразны, возникли в разное историческое время и выражают различные нравственные установки. К ним относятся гедонизм, эвдемонизм, аскетизм, стоицизм, прагматизм и др. Рассмотрим их более подробно.

Гедонизм (от др.-греч. - наслаждение, удовольствие) - широко распространенная в этической мысли концепция, содержание моральных требований в которой сводилось к получению наслаждения и избеганию страданий. Эта цель и ее достижение рассматривались как движущие силы поведения человека, заложенные в его природе.

Принцип гедонизма в Древней Греции активно отстаивали Демокрит, Эпикур, в Новое время - Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, в XX в. - Дж. Сантаяна.

Так, Эпикур утверждал, что "наслаждение есть первое и сродное нам благо". Человек, как и вообще все живые существа, стремится к наслаждению (удовольствию) и избегает страданий. Наслаждение - такое состояние, при котором "живому существу уже не надо к чему-то идти, словно к недостающему, и чего-то искать, словно для полноты душевных и телесных благ". Однако в жизни удовольствия теснейшим образом переплетены со страданиями, за удовольствия приходится платить и часто - непомерно дорого. Где проходит граница между удовольствиями и страданиями? Нельзя жить приятно, не живя разумно. Разум вмешивается через этику, одна из важнейших задач которой состоит в том, чтобы найти правильное соотношение между удовольствиями и страданиями. Достичь состояния самодостаточности, тождества с самим собой человек может двумя путями: а) или полностью слившись с миром, растворившись в нем; б) или полностью изолировавшись от мира, став независимым от него .

Эпикур рассуждал так: "Богатство, требуемое природой, ограничено и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности". Желания в принципе нельзя насытить, ибо "ничего не достаточно тому, кому достаточное мало". В этом случае он не может стать хозяином своей судьбы. Естественные и необходимые желания, напротив, легко удовлетворяются; человек, способный ограничить себя этим крайним минимумом, получает независимость от обстоятельств, случайных превратностей судьбы.

Бенедикт Спиноза выразил суть гедонизма следующим образом: "...мы ничего не желаем потому, что оно добро, но, наоборот, называем добром то, что желаем ради собственных удовольствий и, следовательно, то, к чему чувствуем отвращение, называем злом... Так, скупой считает за самое лучшее обилие денег, а недостаток их - за самое худшее" .

Дж. Сантаяна в книге "Жизнь разума или фазы человеческого развития" утверждал, что есть безусловные ценности, которые являются таковыми в силу самодостаточности. Наши действия не самоценны, а, в свою очередь, оцениваются по их последствиям, так или иначе удовлетворяющим наши потребности. Разум - "бесстрастный наблюдатель" - координатор наших иррациональных импульсов, предназначение которого состоит в том, чтобы находить пути удовлетворения как можно большего числа таких импульсов. В действительно цивилизованном обществе все должно быть ценным не только как средство, по и само по себе должно выступать в качестве инструментов и в то же время доставлять эстетическое удовольствие. Для каждого индивида или общества благом является то, что способствует как его материальному процветанию, так и удовлетворению духовных запросов. То, что благо для одного, может оказаться злом для другого. И разум каждый раз формирует те идеалы и избирает те способы гармонизации отношений, которые в наибольшей степени отвечают требованиям жизненных импульсов индивида и общества в целом .

Эвдемонизм (от др.-греч. eudaimonia - процветание, блаженство, счастье) - концепция, близкая к гедонизму. Ее сторонники рассматривали достижение счастья как высшее проявление добродетели и основу моральных поступков. При этом одни из них не связывали счастье (духовное) с наслаждением (материальное, чувственное) и даже противопоставляли их (Цицерон); другие (Аристотель) - рассматривали счастье как особое проявление наслаждения, как устойчивое и гармоническое удовольствие.

Ученик Сократа Аристипп учил, что целью жизни являются телесные наслаждения и что счастье - это общая сумма испытанных удовольствий. Как писал о нем Диоген Лаэртский, для Аристиппа само существование желания служит основанием для права на его удовлетворение и тем самым осуществление цели жизни - счастья, заключающегося в поиске наслаждения .

Гедонистические и эвдемонистические концепции связывают добро с наслаждением и счастьем, а зло - со страданием и несчастьем. По такой подход лишает эти категории объективного содержания, выводит за грани нравственной оценки пути и способы достижения этих состояний, а также формы воплощения наслаждения и страданий, что делает крайне субъективной нравственную оценку с позиций такой трактовки добра.

Таким образом, гедонист, приравнявший "добро" к удовольствиям, выбирая между "благом" и наслаждением, всегда предпочтет последнее. Потому-то все прочие нравственные нормы, какое значение им бы не придавалось, ставятся в подчиненное положение к "получению наслаждения". Как пишет Р. Г. Апресян: "Стоит принять наслаждение в качестве высшей ценности, как переход от возвышенных и благородных наслаждений к чувственным окажется неизбежным, ибо самые насыщенные и острые наслаждения связаны именно с чувственными утехами" .

Теологическая концепция (от др.-греч. - учение о Боге), - учение, которое утверждает (от Августина Блаженного и до современных представителей философии неотомизма), что высшим нравственным идеалом является любовь и служение Богу, что придает человеческой жизни нравственное наполнение и определяет ее смысл.

Согласно их учениям, один Бог есть высшее благо. И отношением к нему (правильным, когда он признается и почитается в качестве высшего блага, и неправильным, когда к нему нет должного уважения) определяются нравы, добродетели и пороки души, добрые и злые дела человека. В творчестве Августина Блаженного вся земная история предстает как борьба зла и добра, дьявола и Бога. Человечество в этой ситуации оказывается перед моральным выбором, что приводит к разделению человечества на две взаимоисключающие друг друга части: "Град Божий" и "Град Земной", выступающий "Градом Сатаны".

Представитель схоластики Фома Аквинский в работах "Сумма теологии" и "Сумма против язычников", используя этику Аристотеля, интерпретирует в духе христианства античное учение о добродетели. Этика и мораль не содержат свои основания в самих себе и только в соотнесенности с теологией могут очерчивать границы между хорошим и плохим.

Аскетизм (от др.-греч. - упражнение) - учение, нравственную цель и идеал жизни связывавшее с самоограничением чувственных устремлений и удовольствий.

Создателями этой концепции были Антисфен и его ученик Диоген. Последний, не только проповедовал отказ от удовольствий, но и в жизни довольствовался крайне малым, живя в большой глиняной бочке и отрицая общественные условности и комфорт. Сократу приписывают высказывание, которое тот произнес при путешествии на пышный афинский базар: "Как много есть на свете вещей, без которых можно прожить!"

По Ж. Кальвину, человек должен быть всецело поглощен внутренней борьбой с собственной плотью и внешним сражением с жизненными трудностями. Корень всех добродетелей - благодать Божья, даваемая "избранным" через послушание. "Законченное совершенство" образуется тремя добродетелями: благочестие, воздержание и справедливость. Первое приравнено к "очищению". Воздержание трактуется как целомудрие, умеренность, которое есть "бесстрастное вкушение и наслаждение материальных благ и терпение в бедности". Наконец, справедливость определяется как принцип "воздавать каждому то, на что он имеет право". Неожиданным образом со справедливостью связываются такие понятия, как "прямота" и "открытость в общении". Причина же всех пороков, по Кальвину, - "себялюбие". Оно порождает гордыню, заносчивость, тщеславие, властолюбие, страсть к роскоши и наслаждениям, а также нечестие, под которым автор понимает "суеверия" и отсутствие "страха Божия" .

Кальвин настойчиво предписывает любовь к беднякам, терпение в нищете, однако саму бедность сравнивает с болезнью, бедность либо испытание, либо наказание, либо доказательство отсутствия благословения Божьего. Человек не может достичь богатства, как и успеха в любом деле, без Божьего на то благословения. Однако Кальвин допускает возможность неправедно нажитого состояния с той лишь оговоркой, что такое богатство обязательно приведет человека к несчастью. Воля Божья, по Кальвину, принципиально непознаваема, и нельзя однозначно понять, что означает богатство одного и бедность другого.

Наиболее последовательное воплощение эта этика получила у протестантских последователей Кальвина в Англии и Шотландии - пуритан, порицавших как непростительную пустую демагогию, излишества, тщеславие, превышающий необходимое время сон, считавших тяжким грехом бесполезную трату времени.

Таким образом, этика протестантизма, основанная па аскетическом отношении к жизни, ставила па пьедестал нравственной цели ценности - добросовестный труд, бережливость, скромность как ведущие добродетели. Не принимая крайностей пуританского аскетизма, следует, тем не менее, признать, что достижение успеха в любой профессии неизбежно связано с определенным самоограничением, без чего невозможна профессиональная реализация личности.

Стоицизм (от др.-греч. - портик храма, место сбора философов) - концепция, основателем которой является древнегреческий философ Зенон. Наибольшую известность идеи стоицизма получили в трудах римских мыслителей - Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия. Они не только разделяли взгляды сторонников аскетизма, но и отстаивали следующее моральное кредо: "Коль человек не в состоянии изменить что-либо в окружающей действительности, то ему останется покориться судьбе и стойко переносить ее удары". Такая нравственная установка, по их мнению, помогает человеку не сломаться и выжить в этом непростом мире.

Остаются актуальными и до сегодняшнего дня нравственные поучения Сенеки: "Работай с умом, а не до ночи" и "Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным".

Прагматизм (от др.-греч. pragma - дело, действие) - философское течение, родоначальники которого - американцы Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи - выдвинули в качестве высшего нравственного критерия и нравственной цели достижение конечного практического результата, а для этого по сути разрешенными считаются любые средства.

Прагматик - это человек, который выстраивает систему поступков и взглядов на жизнь с точки зрения получения практически полезных результатов. "То, во что для нас лучше верить - истинно", - утверждал основатель прагматизма Уильям Джеймс в своей книге "Прагматизм, новое название для некоторых старых путей мышления" . Моральные понятия ("добро", "зло", "обязанность") не обозначают, по Джеймсу, "абсолютных сущностей" и не отражают умозрительные, возвышающиеся над всем законы, но являются объектами чувства и желания. "Всякое желание есть в своем роде повеление; оно становится законным уже в силу того, что существует" . Чувство обязанности появляется в человеке благодаря тому, что он реагирует па другого человека, и его сердце своим биением отвечает на требование, предъявляемое "живым сознанием".

Г. Гегель характеризует прагматика следующим образом: "Каждый для себя цель, а все другие для него лишь средство, то есть ничто в качестве самоценной личности. По без соотношения с другими он не может достигнуть искомого объема своих целей, поэтому вынужден искать общения и взаимодействия в собственных интересах" .

Дж. Дьюи рассматривает идеи в качестве средства воздействия на реальность и изменения ситуации в желательном для человека направлении. Дьюи на настаивает на том, что истинность идей определяется их действенностью, успехом в решении возникающих у человека проблем. Идея истинна, если она соответствует ситуации, как "ключ отвечает условиям, налагаемым замком" .

В традиционном обществе, в котором изменения медленны и почти незаметны, человек в поведении и действиях руководствуется инстинктами, сложившимися социальными традициями.

Иная ситуация в быстро меняющемся обществе. Скорость изменений в нем настолько велика, что пет оснований говорить об априорных понятиях, ценностях "хорошо" и "плохо", утверждает Дьюи. Он обосновывает категорию "рефлективной морали", суть которой в способности человека к саморегуляции поведения. В каждой конкретной жизненной ситуации человек должен принимать решения и определять характер действия и поведения, сообразуясь с благом общества. Демократическое общество, указывает Дьюи, "предоставляет индивиду свободу, по одновременно оно накладывает па него ответственность за свои действия", требует развитого ума и умений самостоятельно определять свои действия, "не позволяя другим оглуплять себя" .

Утилитаризм (от лат. - польза, выгода) - направление в этике, близкое прагматизму. Суть его состоит в том, по мнению И. Бентама, что моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью, значимостью.

Иеремия Бентам полагал, что причинами человеческих действий являются человеческие потребности получения пользы и удовольствия. Отсюда следует, что можно влиять на человеческое поведение, изменяя соотношение между удовольствием и страданием. Во многом Бентам упустил из вида историческое разнообразие человеческих ценностей и мотиваций. Для него человек в основном внеисторичен: всегда и везде он преследует одну и ту же цель (удовольствие) и побуждаем одной и той же силой (стремлением к пользе) .

Для Бентама история является совокупностью традиций, обычаев и привычек, которые только тогда могут быть оправданы, когда они выдерживают критический анализ на основе принципа наибольшего возможного счастья для наибольшего возможного числа отдельных людей. Бентам утверждал, что при правильном понимании блага нет существенной разницы между удовольствием, пользой, добродетелью и счастьем: это разные слова для обозначения одного и того же. Польза - обобщающее понятие, по проверить является ли определенное действие человека или мера правительства нравственной или полезной, или доброй мы реально можем, лишь исследуя в какой степени оно содействовало повышению количества и качества удовольствия людей.

Бентам считал необходимым организовать людские массы в дисциплинированные отряды поставщиков товаров, в тотальную "фабрику порядка", паноптикум , побочным продуктом которой будет счастье максимального числа людей.

"Все, что окружает утилитариста, как бы утилизируется, подгоняется под его частные цели" - писал английский философ Дж. Мур, близкий по воззрениям к утилитаризму .

Итак, в программе утилитаризма, социально узнаваемые персонификации пользоориентированной деятельности по Р. Г. Апресяну, - "это торговец, ростовщик, коммерсант, предприниматель. Ориентация на полезность своекорыстна, а сама полезность признается и высоко оценивается только как общеполезность, как общее благо" .

Современный массовый человек также живет, присваивая окружающий мир (обладая), потребляя его, большинство его взаимодействий сводятся к такой деятельности, "которая имеет Нечто своим объектом" . Так, по Т. Веблену, потребительская стоимость товара характеризуется двумя видами "утилитарности": во-первых, "функциональной утилитарностью", т.е. удовлетворением необходимых потребностей (в пище, одежде, жилище и пр.), и, во-вторых, способностью приносить покупателю товара соответствующий почет, признание - "дополнительная утилитарность", именно ей он придает решающее значение .

Перфекционизм (от фр. perfection - совершенствование) - философское течение, утверждающее, что высшей моральной ценностью (учения Платона, Августина, Спинозы, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева) является совершенство, которое включает прежде всего добродетели, а также развитие присущих человеку талантов и дарований.

Стремление к совершенству является не только нравственной задачей человека, но и смыслом всей человеческой истории. Религиозно-нравственным совершенством искупает человек грех, приобщается к искуплению, стяжает жизнь вечную... Спасение от греха, от гибели не есть конечная цель религиозной жизни, спасение всегда от чего-то, а жизнь должна быть для... Цель человека не спасение, а творческое восхождение, по для творческого восхождения нужно спасение от зла и греха. Нужна жертва дерзновения, подвиг решимости оттолкнуться от всех безопасных берегов. Нужна добродетель небезопасного положения, способность бесстрашно стать над бездной.

Творчество не допускается и не оправдывается религией, творчество -само религия... не творчество должно оправдывать, а творчеством должно оправдывать жизнь. В тайне творчества открывается бесконечная природа самого человека и осуществляется его высшее назначение. Любовь -не только благодать, но и активность самого человека .

Гуманистическая концепция (от лат. humanus - относящийся к человеку) - признание человека высшей ценностью.

Беря свое начало от Протагора, она нашла свое отражение у Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, И. Канта, А. Шопенгауэра, Э. Фромма, в философии марксизма, трудах русских философов Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева.

Гуманизм в форме альтруизма представлен и в рассуждениях и опыте 50-летней практической деятельности немецко-французского мыслителя и врача А. Швейцера. Под гуманностью он понимает "подлинно доброе отношение человека к своему ближнему, в этом слове нашло свое выражение наше стремление быть добрыми, не только потом}", что это предписывается моральной заповедью, но и потому, что такое поведение соответствует нашей сущности" .

Одним из принципов его мировоззрения было уважение к жизни, ответственность человека за все живое. Отвечая на вопрос: "Что вы считаете смыслом вашей жизни?", опубликованный в 1961 г. в венгерском иллюстрированном еженедельнике "Орсаг-Вилаг", А. Швейцер сказал: "Этическим человеком может считаться только тот, перед кем свято все живое - будь то человек, животное или растение, - и кто самоотверженно готов помочь всякой жизни, над которой нависла беда... Я верю в силу справедливости и человеческого разума, поэтому я уверен в будущности человечества. Человечный человек - вот что я жду от будущего!"

Эвдемони́зм (греч. ευδαιμονία - процветание, блаженство, счастье) - этическое направление, признающее критериемнравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.

Эвдемонизм
Этическое направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни. Один из основных принципов этики, тесно связанный с идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье. По словам Аристотеля, учение которого относят к эвдемонизму, счастье «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого». Среди средневековых мыслителей эвдемонизм был свойственен учению Фомы Аквинского и сводился к утверждению, что наивысшее счастье заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни.

Представители гедонистического направления в эвдемонизме, к которым относят Эпикура, Гассенди, Ламетри, Вольтера,Гольбаха, отождествляли счастье и удовольствие. Однако, в отличие от гедонизма, удовольствие тут ставится в прямую зависимость от добродетелей человека. Согласно Эпикуру, высшим родом удовольствий являются не низменные физические удовольствия, а утонченные духовные. Счастлив тот, кто достиг состояния полной безмятежности или атараксии.

Одним из критиков эвдемонизма в этике был Иммануил Кант, полагавший, что мотивом по-настоящему морального поступка может быть только долг, но не стремление к счастью.

В современной психологии такое направлении как позитивная психология ведёт свою историю от учений древнегреческих философов об эвдаймонии.

В восточной философии к эвдемонистическому учению можно отнести буддизм с его постулатом об избавлении от всех страданий с целью достижения нирваны, которая мыслится многими верующими как состояние абсолютного счастья[источник не указан 159 дней]. По словам Далай-Ламы XIV «Основная цель человеческой жизни - счастье. Это очевидно. Независимо от того, кто мы - атеисты или верующие, буддисты или христиане, - все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по моему мнению, основное движение в нашей жизни - это движение к счастью…».

Представители эвдемонизма: Аристотель, Вольтер, Гольбах, Дидро, Монтень, Сенека, стоики, Спиноза, Фома Аквинский,Эпикур, и др.

Ригори́зм (фр. rigorisme от лат. rigor - твёрдость , строгость ) - строгость проведения какого-либо принципа (нормы) в поведении и мысли. Ригоризм исключает компромиссы и не учитывает другие принципы, отличные от исходного.

Обычно под ригоризмом понимают нравственный (моральный, моралистический, этический) ригоризм - ригоризм в проведении нравственных норм. Часто это слово используется в отрицательном смысле, для обозначения чрезмерно мелочной строгости в соблюдении правил нравственности.

Ригоризм является важным понятием этики. Ригористичны многие религиозные и философские учения (например, стоицизм ипуританизм). Нередко ригоризм является выражением этического формализма (формальной этики).

Антисфен - основатель кинников.

Ригориз киников - этическое учение, согласно которому отказ от наслаждения является главной добродетелью, высшим благом.

Ригоризм является существенной чертой этики Иммануила Канта. Проявляется он в том, что, по Канту, критериемнравственности может быть только долг. Нравственными признаются лишь те поступки, которые совершены по велению долга. Если поступок не противоречит требованиям долга или даже соответствует им, но совершается из других побуждений (например, из склонности), то он не является нравственным.

Кроме того, Кант использовал термин «ригорист». Классифицируя нравственные позиции, он противопоставлял ригористов латитудинариямen. Первые, например, стоики, не признают нравственно безразличных действий (др.-греч. ἀδιάφορα), а вторые признают.

Индивидуальная этика Платона, которая является этикой самосовершенствования, самовозвышения личности, дополняется у него социальной этикой, в основе которой лежит принцип безусловного подчинения граждан интересам государства . Платон впервые дал сознательное идеалистическое обоснование морали и тем самым мировоззренчески закрепил моралистический подход к действительности, исходящий из первичности моральных мотивов по отношению ко всем другим мотивам поведения человека

Гедони́зм (др.-греч. ηδονή, лат. hedone - «наслаждение», «удовольствие») - этическое учение, согласно которомуудовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Разновидностью гедонизма являетсяэвдемонизм. Антагонистом гедонизма является ангедонизм.

Обзор гедонистических учений

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435-355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии - освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ. Утилитарист Джереми Бентам называет такой подход «гедонической расчётливостью».

Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании утилитаризма XIX столетия различает этический и психологический гедонизм.Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении человека увеличить собственные радости. Таким образом перспектива удовлетворения или избежание разочарования являются единственным мотивом поступков человека. Этический гедонизм является в свою очередь нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению - или собственному (гедонический эгоизм) или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). В отличие от Сидгвика, являющегося сторонником универсального гедонизма, Бентам писал:

«Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола».

В работе Дэвида Пирса «Гедонистический императив» гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы.

Киренаики
Киренаики (IV - III вв. до н.э.) получили известностьобоснованием и проповедью гедонизма как этического принципа . Принято думать, что киренаики сводили философию к этике, считая физику и логику излишними для счастливой жизни. Секст Эмпирик приводит также другое мнение, согласно которому физика и логика входят в качестве двух последних отделов в структуру этики киренаиков, состоящую из пяти частей: о целях деятельности ("о том, что следует избирать и чего следует избегать" - Секст Эмпирик, VII, 11), об аффектах, о поступках, о причинах, о достоверностях.
Киренаики исходили из того, что единственно истинным, достоверным и постижимым для человека являются его внутренние состояния, ощущения (в этом вопросе они испытали влияние софистов).
Философов второй половины V в. греческой античности объединяло общее убеждение в нравственной суверенности личности; человек, полагали они, достоин счастья и способен собственными силами достичь его. Но как только вопрос приобретал более конкретный вид, и нужно было раскрыть содержание добродетельности, которая ведет к счастью, их мнения очень сильно расходились.

Утилитари́зм (от лат. utilitas - польза, выгода) - направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философаЭпикура.[источник не указан 823 дня] В более полной форме учение было разработаноИеремией Бентамом. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием.

Некоторые философы, например, австралиец Питер Сингер, рассматривают «счастье» как наиболее полное удовлетворение предпочтений и желаний человека, даже если оно не связано с максимализацией удовольствия.

Утилитаризм
Термин "утилитаризм" принадлежит английскому философу Джону Стюарту Миллю (1806-1873). Так называлось его основное морально-философское произведение - "Утилитаризм" (1863), в котором он систематизировал и обосновал основные положения, развитые его учителем, Джереми (Иеремия) Бентамом (1748-1832) в трактате "Введение в основание нравственности и законодательства" (1780, опубл. 1789). Благодаря Миллю именно под этим названием он вошел в историю этики как особая разновидность моральной теории, в которой мораль основывается на принципе пользы. Утилитаризм (от лат. utilitas - польза) и означает теорию пользы, точку зрения, основанную на пользе.
Джереми Бентам. Ранний, или классический, утилитаризм предложил моральную теорию, в которой, так же как это было у французских материалистов (в частности, у Гельвеция), этика непосредственно опирается на антропологию. Так, по Бентаму, удовольствия и страдание суть основополагающие природные принципы человеческой жизни.
Джон Стюарт Милль придал утилитаризму статус концепции, не только выступив с опровержением многочисленных критиков учения Бентама, но и сформулировав позиции утилитаризма по отношению к априоризму и интуитивизму, в частности, как они были выражены Кантом и его английскими последователями.


ВОПРОС №2

Следственные действия, в процессе которых следователь получает и проверяет доказательства, регулируются законом на различном уровне детализации. Сам уголовно-процессуальный закон, о чем говорилось выше, в ряде случаев содержит нормы, обязывающие соблюдать требования нравственности. Нравственный критерий в уголовно-процессуальных нормах выражается обычно в форме запретов. Это запрет совершать действия, унижающие честь и достоинство, запрет разглашать сведения об интимных сторонах жизни, запрет домогаться показаний путем насилия, угроз, и иных подобных мер и т. д. Но и сами положения закона могут допускать различное истол­кование, что наблюдается как в теоретической литературе, так и на практике.

Анализ следственной практики показывает, что в ней име­ют известное распространение недостатки в части как соблю­дения закона, так и выполнения этических норм. К ним отно­сятся: обвинительный уклон, связанный с разработкой лишь одной версии; необеспечение прав участвующих в следствен­ных действиях лиц; поверхностное ведение следствия; пассив­ность, приводящая к нераскрытию преступлений; небрежность при производстве следственных действий и их протоколирова­нии. Встречаются и отдельные случаи фальсификации следст­венных материалов. Некоторые из этих недостатков можно объ­яснить низким уровнем профессионализма, малоопытностью следователей, значительная часть которых имеет небольшой следственный стаж. Но наряду с этим нельзя не отметить и недостатки в сфере правового и нравственного сознания: не­развитое чувство профессионального долга; процессуальный нигилизм; дефекты профессиональной совести; низкий уровень общей и правовой культуры и др. Преодоление такого рода недос­татков требует устранения многих объективных и субъективных причин. Что же касается деятельности следователя при совер­шении любого следственного действия, то она может быть ус­пешной лишь при условии, что, во-первых, обеспечивается стро­жайшее соблюдение процессуального закона; во-вторых, следо­ватель создает здоровую нравственную атмосферу, уважая дос­тоинство всех участвующих в деле лиц, действует объективно. Рассмотрим далее кратко нравственные требования, кото­рые рекомендуется соблюдать при производстве основных след­ственных действий

Допрос является наиболее распространенным следствен­ным действием. Закон предусматривает следующие виды до­проса: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обви­няемого, допрос подозреваемого, допрос эксперта. Цель любого допроса - получение показаний об обстоятельствах, сущест­венных для дела, но содержание допроса и нравственные про­блемы, могущие возникнуть при его производстве, существен­но различаются. Достаточно сопоставить, например, допрос об­виняемого, не признающего себя виновным, и допрос свидете­ля, дающего добросовестные и подробные показания.

Осмотр места происшествия , казалось бы, не может вы­звать каких-либо нравственных коллизий или осложнений, так как здесь обязательные участники - только следователь и по­нятые. Однако и это следственное действие сопровождается общением с различными людьми и имеет нравственные аспекты.

Достаточно хотя бы рассмотреть нравственную сторону осмотра в жилом помещении, который означает проникновение в жилище и определенное вмешательство в личную жизнь. Не случайно ст. 25 Конституции России предусматривает, что про­никновение в жилище, если оно происходит против воли про­живающих в нем лиц, должно производиться в соответствии с судебным решением. Осмотр в жилом помещении не должен подменять обыск. Следователь обязан ограничиться обследова­нием только тех объектов, которые непосредственно относятся к происшествию.

В процессе осмотра места происшествия, местности и по­мещений, который производится с участием понятых, часто специалиста, нередко представителей милиции, важно обеспе­чить правильные взаимоотношения со всеми присутствующи­ми при осмотре. Следователь руководит действиями всех уча­стников осмотра, принимает меры к удалению посторонних с места происшествия.

Обнаруженные при осмотре факты, относящиеся к интим­ным сторонам жизни тех или иных лиц, не подлежат разгла­шению.

Труп с места происшествия следует удалять как можно скорее после завершения осмотра; при этом недопустимо бес­церемонное, грубое обращение с телом. Не вызванное необхо­димостью обнажение при посторонних тела погибшего также нежелательно.

Эксгумация трупа должна производиться при самом огра­ниченном круге участников. Понятые должны быть извещены о характере предстоящих действий. Их рекомендуется пригла­шать из числа сотрудников кладбища.

Освидетельствование - осмотр тела человека в целях об­наружения на нем следов преступления или особых примет - требует особого внимания к нравственной стороне его соверше­ния. Как отмечалось выше, процессуальные нормы, регулирую­щие порядок производства освидетельствования, в значитель­ной части прямо обусловлены необходимостью охраны общест­венной морали. Следователь не присутствует при освидетель­ствовании лица другого пола, если оно сопровождается обнаже­нием; понятые в этом случае должны быть того же пола, что и освидетельствуемый, и т. д. Участие в освидетельствовании врача надо признать желательным практически в большинстве слу­чаев. Закон запрещает действия, унижающие достоинство освидетельствуемого лица. Но сам осмотр тела, сопровождающийся обнажением, может быть воспринят лицом как унижение, что нельзя признать безосновательным. Поэтому от следователя требуется особый такт, терпеливое разъяснение цели и значе­ния освидетельствования. Фотографирование тела, особенно частей, обычно скрываемых одеждой, должно производиться с согласия лица.


Билет № 7


Похожая информация.