Сравнение нацизма и фашизма таблица. В германии не было фашизма, или разница между фашизмом и национал-социализмом

Все дети любят сказки. А взрослые дети тем более. Только сказки у них пострашней, да поинтересней. Здесь уже Царевной-лягушкой не удивишь, и ушлые писатели придумали жанр, который помогает унестись от реальности в сказочный мир вполне «взрослого» масштаба. Мир фантастики. Этот жанр, пожалуй, один из древнейших жанров литературы, ведь древнегреческие мифы и легенды тоже принадлежат к фантастическому жанру. К тому же, фантастика очень разнообразна, включает в себя много разновидностей, в том числе научную фантастику и фэнтези. Схожесть названий и то, что в девятнадцатом – двадцатом веке научная фантастика получила огромную популярность, привело к тому, что говоря о фантастике, мы подразумеваем научную фантастику, а фэнтези вообще в отдельный жанр не выделяем. Попробуем провести грань между двумя жанрами фантастики: научной и фэнтези.

Определение

Существует огромное количество определений, как научной фантастики, так и фэнтези. Остановимся на самых распространенных.

Дословно научная фантастика переводится как «научный вымысел». Определить его можно как разновидность фантастической литературы и искусства, в основе которой лежит научное допущение, дополненное фантазией автора. Эти фантазии могут развиваться не только на основе технологических реалий, но и исторических, культурных, пространственно – временных и т.д. Научная фантастика не касается только волшебства и магии.

Кадр из научно-фантастического фильма «Голова профессора Доуэля»

Зато фэнтези восполняет этот пробел. И в основе этого жанра лежит свободный полёт фантазии, не ограниченный научными рамками. Фэнтези – это разновидность фантастики, в основе которой – полёт фантазии автора не ограниченного рамками научного прогресса или регресса. Мир фэнтези развивается благодаря мистическим элементам, а также магии и волшебству. Переводится с английского как фантазия.


Гарри Поттер. Фэнтези

Возникновение

Опять же, многие думают, что фантастика появилась лишь на рубеже девятнадцатого — двадцатого веков. Но это не верно. Как было написано выше, к фантастике относятся мифы и легенды разных народов. Фантастическая литература развивалась и в эпоху Возрождения (утопические произведения), и на протяжении всего средневековья (романтическая фантастика). А вот научная фантастика, как жанр, как раз появилась благодаря научно-техническому прогрессу девятнадцатого века. Первопроходцами жанра стали Жюль Верн, в СССР – А.Толстой, А. Беляев.

А вот отцом-основателем фэнтези считается Дж. Р. Р. Толкиен с его знаменитым Бильбо Бэггинсом («Хоббит, или Туда и обратно»). Потом идею добрых (и не очень) гномов, эльфов и гоблинов подхватили другие писатели. Но пик популярности фэнтези пришёлся на девяностые годы двадцатого века. И по сей день фэнтези – самый популярный вид фантастики, потеснивший научную фантастику.

Некоторые произведения стоят как бы на стыке этих жанров, например, творчество Урсула Ле Гуин. Её произведения относят то к фэнтези, то к фантастике. Это как раз тот случай, когда один жанр плавно перетекает в другой

Поджанры

Поджанров научной фантастики не очень много. Мы просто перечислим основные и типичных представителей данного поджанра: технологическая фантастика (Р. Хайнлайн), киберфантастика (А. Кларк), социологическая (Оруэлл). Каждый из этих поджанров пережил пик популярности на определённое десятилетие двадцатого века. Но в последние несколько десятилетий научно-фантастическую литературу потеснил жанр фэнтези во всех его проявлениях.

Жанров фэнтези огромное количество. Более того, с развитием интернета и компьютерных игр, этот жанр отвоевал себе ещё одну нишу. Наиболее распространенные поджанры: волшебное, мистическое и наукообразное.

Также фэнтези тесно сплелась с другими литературными жанрами, породив фантастический детектив или фантастический боевик.

Выводы сайт

  1. Основой научной фантастики служат научные факты, основа фэнтези – волшебство.
  2. Научная фантастика дословно переводится как научный вымысел, а фэнтези как фантазия.
  3. Фундамент для зарождения обоих жанров стала фантастика. Научная фантастика появилась на стыке девятнадцатого – двадцатого веков, и бурно развивалась на протяжении всего двадцатого века. Фэнтези появилась в середине века.
  4. Научная фантастика сейчас переживает не лучшие времена, а фэнтези наоборот развивается, порождая всё новые и новые жанры.

Как жанр появилось намного раньше, чем профессор Джон Р.Р. Толкин взялся за перо. Первым произведением в этом жанре часто называют старинный миф о Гильгамеше , однако и после него примеров хватало. Толкин же оказал значительное влияние на жанр, обозначил основные фэнтезийные черты, изучил и закрепил в своем творчестве основные особенности этого жанра.

Так в чём же заключаются основные отличия фэнтези от фантастики? Давайте разбираться вместе.

Наличие магии или иных сверхъестественных сил

Это жанрообразующая черта фэнтези. Волшебная сила, прорицание, способность перевоплощаться, наличие магических существ или тварей и многое другое. Вообще в этом пункте подойдет всё, что выходит за рамки обычного. Персонажи фэнтези вовсе не обязаны обладать какой-то особой сверхъестественной силой (например, «Песнь Льда и Пламени» Дж. Р. Р. Мартина), но возможность взаимодействия с магией должна существовать. Это же относится и к наличию эльфов, гномов, троллей, орков и прочих магических рас.

В магия имеет четкие и логичные законы функционирования: набор конкретных заклинаний, перечень способностей у магического существа или свойств предмета. Магия тем и отличается от сказочных чудес, что является чем-то системным и предсказуемым.

Магия не обоснована научно

Отсутствие рационального объяснения происходящему во многом и отличает от научной фантастики, в которой всё нестандартное подкрепляется солидной научной базой. А фэнтези в свою очередь дает автору большую свободу, не стесняя его в выборе сверхъестественных средств.

Действие происходит в вымышленном мире

Литературоведы называют придуманные миры вторичными. Это не обязательно иной, незнакомый нам мир, действие может происходить и на нашей планете. Авторы не указывают расположение своей вселенной относительно нашей: она может существовать как где-то во вселенной, так и быть параллельным. Во вторичном мире обычно соблюдаются элементарные законы природы: закон притяжения, существа дышат воздухом, у человека пара рук и пара ног и так далее. Однако автор может и самостоятельно придумать с нуля законы мироздания (например, серия «Плоский мир» Т. Пратчетта).

Авторские миры стилизуются под реальные исторические периоды, чаще всего под Средневековье . Однако это вовсе не обязательная черта: мир может существовать, например, в Древней Греции («Горой должен быть один» Г.Л. Олди), некоторые авторы даже перемещают своих героев в современность («Ночной дозор» С. Лукьяненко) и даже будущее («Чародей поневоле» К. Сташефф).

Герой должен пройти Путь

Или квест , на котором строится сюжет повествования. Путешествие может быть совершено в поисках магического предмета, человека или знания. По мере прохождения этого квеста герой получает ценные жизненные уроки, меняет свой характер и отношение к жизни, находит друзей, а иногда «принцессу/принца» и сокровища. Герой не возвращается из путешествия прежним. Многие авторы почему-то воспринимают необходимость «Пути» слишком буквально, поэтому в огромной массе фэнтези-произведений персонажи на протяжении всей истории куда-то едут. В силу квестовой основы фэнтези ставится отличным материалом для компьютерных игр («Сага о ведьмаке» А. Сапковского).

Противостояние Добра и Зла

Некоторые исследователи оспаривают принадлежность этого пункта к основным чертам фэнтези. Мол, границы жанра давно стёрты, писатели пытаются как можно меньшее соответствовать канонам классического повествования жанра, да всем уже надоело это зубодробильное клише. Но если присмотреться, из каждого современного фэнтези за очень редким исключением торчит старая как мир история о борьбе Ангела и Дьявола, Тьмы и Светы, Добра и Зла.

Текст: Катя Светлостражева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Научная фантастика и фэнтези - два жанра в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве, имеющие сходные черты. Основное сходство в том, что авторы фантастических и фэнтезийных произведений намеренно не стремятся к правдоподобности повествования. Действие может разворачиваться в альтернативной реальности, а героями могут быть фантастические существа. Однако фантастика и фэнтези отличаются тем, что имеют различные: стилистику, типичных персонажей, основной конфликт. Кроме того, у авторов разные подходы к описанию и разъяснению читателю законов альтернативной реальности.

Истоки и развитие фантастики

Нужно отметить, что истоки литературы и прочих видов искусства, в которых описываются необычные события и не существующие в реальном мире персонажи, конечно, в фольклоре. В народных мифах, легендах и сказках мы видим первые примеры фантастических допущений. Герои этих фольклорных произведений часто имеют нечеловеческую силу, живут дольше, чем обычные люди, или могут воздействовать на предметы и живых существ при помощи магии. Кроме того, сами герои легенд и сказок зачастую сами оказываются мифическими существами.

Интерес к литературе, в которой использовались фольклорные мотивы, был всегда. Это были как чисто развлекательные произведения, так и поучительные истории.

В 19 веке и начале 20 столетия человечество находилось на этапе технологического и научного подъема. Ученые, изобретатели, инженеры и конструкторы сделали очень много значимых открытий и изобретений: паровой двигатель и двигатель внутреннего сгорания, телеграф, телефон, строение атома, автомобили, самолеты и т.д.

Людям было интересно, каким будет мир будущего, как развитие технологии повлияет на жизнь их потомков. Общественный интерес ко всему научному породил новый жанр литературы - научную фантастику. Первые произведения этого направления появились уже во второй половине 19 века. Одним из отцов этого жанра является Жюль Верн. Ключевая особенность фантастических произведений состоит в том, что в повествование вводится какое-то значимое техническое новшество или же неизвестный до сих пор закон природы.

Первоначально, когда общество с оптимизмом смотрело на технический прогресс, действие происходило в утопическом технологически развитом мире. Такое воодушевление мы видим в произведениях Жюля Верна и Герберта Уэллса. С начала же 20 века появились идеи о том, что развитие технологий приводит к тому, что люди становятся бездушными и сами уподобляются машинам. Эти настроения нашли отражение в жанре антиутопии. Эти произведения чаще всего изображают мир будущего, в котором наука и технология вторглись абсолютно во все сферы жизни человека.

Люди будущего в антиутопических произведениях ежедневно пользуются благами цивилизации, однако повсеместная автоматизация приводит к утрате человеческих ценностей: доброты, любви, сострадания. Уходит в прошлое институт семьи и брака. При этом человек рассматривается не как личность, а как винтик единого государственного механизма. Поэтому людям будущего навязывается одна линия поведения, одна идеология. Инакомыслие преследуется и подавляется. Главный мотив антиутопических произведений - трагедия мыслящего и чувствующего человека, который противостоит бездушному социуму.

Огромный интерес общества в 20 веке привлекли исследования космоса. Поэтому произведения фантастического жанра, в которых фигурируют полеты на космических кораблях, поиски инопланетного разума и исследования других планет, получили большое развитие. Первоначально авторы пытались отразить уникальность нашего мира через сравнение с другими планетами, старались предположить, каким будет контакт с обитателями других планет. Но в дальнейшем эти произведения стали носить скорее развлекательный характер, а жанр назвали "космической оперой".

Возникновение жанра фэнтези

Современный жанр фэнтези начал формироваться в начале 20 века. Огромное влияние на формирование основных его законов и традиций оказало творчество Джона Рональда Руэла Толкина. Интерес к фэнтезийным произведениям появился на фоне некоторой усталости читателя от повального материализма, который царил в прозе с середины 19 века.

Людям надоел чересчур рациональный мир будущего. Ответом на это и стал жанр литературы, в котором присутствовали фольклорные мотивы, мифические существа, приключения и магия.

Действие в фэнтезийных произведениях наиболее часто происходит в гипотетическом мире, напоминающем Средневековую Европу. В нем наряду с законами природы действуют законы магии.

Часто этот мир бывает населен волшебными существами: эльфами, орками, гномами, троллями и т.д. Считается, что сильное влияние на такой облик фэнтезийных произведений оказали рыцарские романы, описывающие эпоху правления короля Артура.

Поэтому книги этого жанра часто напоминают историко-приключенческие романы. Разница лишь в наличии элемента волшебства. Причем магия для обитателей фэнтезийного мира - обычное явление, не выходящее за рамки нормы.

Это отличает фэнтезийную литературу от сказок, хотя некоторые фольклорные сюжеты своего народа авторы пытаются по-своему интерпретировать. Вследствие этого многие фэнтезийные произведения имеют национальный колорит.

Различие в описании законов мироустройства

В фантастических произведениях сюжет часто разворачивается в мире, который очень далек от реального. Однако, чаще всего, автор разъясняет читателю, почему мир стал именно таким, что послужило отправной точкой произошедших изменений. Обычно кардинальные перемены связаны с изобретением какой-либо революционной технологии или открытием неизвестного до сих пор закона природы.

Часто писатели в своих произведениях за отправную точку берут не современность, а прошлое и пытаются показать, как выглядел бы мир, если бы на первый план вышла бы иная, чем в реальности, технология.

Примером являются произведения поджанра "паропанк" ("стимпанк"), где авторы изображают мир, в котором доминирующей оказалась технология производства паровых машин, а не двигателей внутреннего сгорания. В любом случае, автор научно-фантастического произведения дает читателю научное объяснение устройству мира.

А вот писатели, работающие в жанре фэнтези, лишь описывают альтернативную реальность, в которой происходит действие. При этом никакой видимой связи с реальным миром не прослеживается. Законы мироздания подаются читателю как данность и никак не объясняются. При этом и существование магии и разумных рас, отличных от человеческой, - это тоже заданная писателем норма описываемого мира.

Добро и зло

В фэнтезийных произведениях тем или иным образом присутствует борьба между светлыми и темными силами. При этом часто и завязкой сюжета служит происшествие, которое пробуждает разрушительные силы зла и вынуждает главных героев искать способ спасти мир от уничтожения.

В любом случае, зло в классических фэнтезийных произведениях - это человек или мистическое существо, которое при помощи магии стремится уничтожить или поработить все живое. Многие авторы стремятся отойти от этой традиции.

Например, в произведениях Анджея Сапковского, строго говоря, нет ни положительных и ни отрицательных героев. А глобальное противостояние "добра" и "зла" - это военный конфликт между двумя политическими альянсами, а не сражение между силами света и тьмы. Но, в любом случае, в фэнтезийных произведениях четко прослеживается противоборство двух сил.

В современных фантастических произведениях чаще бывает, что один герой или группа героев противостоит целому социуму. Действующие лица тем или иным способом могут сражаться с тоталитарным государством или мегакорпорацией, которая контролирует жизнь общества. Часто эта борьба выглядит тщетной и бесполезной.

Например, в антиутопических произведениях главный герой, как правило, погибает или же его заставляют подчиниться установленному порядку. Можно также сказать, что конфликт в фантастических произведениях не между добром и злом, а между навязанными нормами и стремлением героя к свободе. Герои борются за то, чтобы быть "не такими, как все".

Смешение жанров

Несмотря на различия между жанрами фантастики и фэнтези, многие авторы стараются в своих произведениях совместить черты и того, и другого направления.

Например, существует такой поджанр, как технофэнтези, в котором наравне существуют и развиваются как технологии, так и магические искусства (роман Н. Перумова и С. Лукьяненко "Не время для драконов").

А поджанр "научное фэнтези" является ответвлением от научной фантастики, в котором присутствуют мифологические мотивы (например, романы братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" и "Сказка о Тройке").

Несмотря на каноны жанра, действие некоторых фэнтезийных романов происходит в современности. При этом волшебство и привычные нам технологии вроде телевидения, сотовой связи или Интернета успешно сосуществуют (романы С. Лукьяненко из цикла "Дозоры").

Термины «фантастика» и «фантастический» применительно к литературе могут употребляться в различных значениях. Прежде всего, литературоведы этими понятиями определяют тип художественной условности, который строится вокруг совмещения границ «реального» и «невозможного». В таком случае в категорию фантастической литературы можно отнести множество произведений, включая «Мастера и Маргариту» Булгакова или «Портрет» Гоголя, в которых персонажи сталкивались с явлениями, выходящими за пределы того, что понимается как реальность.

Однако все чаще упомянутые термины применяются в ином, узком значении - как синонимы жанра, носящего название «научная фантастика». Примеров такой литературы достаточно много - «Война миров» Уэллса, «Конец вечности» Азимова и многие другие. Основываясь именно на этой узкой точке зрения, необходимо давать ответ на вопрос «чем отличается фантастика от фэнтези?»

Принципиальное различие

В основе сюжета романов С. Лема или А. Беляева лежит рационально обусловленный посыл. Это значит, что авторы-фантасты стремились логически мотивировать, как-то объяснить читателю возникновение в их произведениях фантастического элемента. Насколько эти объяснения идут вразрез с традиционной наукой, судить тяжело. Так, Г. Уэллс, создавая своего человека-невидимку, упустил тот факт (намеренно ли?), что прозрачная сетчатка глаз сделает их обладателя абсолютно слепым. Впрочем, писателю-фантасту достаточно лишь в общих чертах объяснить фантастический элемент, иначе читатель попросту потеряет интерес к книге.

Жанр фэнтези предполагает принципиально иную сюжетную посылку. «Чудесное», «нереальное» в романах Толкиена или Роулинг обуславливается не чем иным, как законами изображенного мира. И если Гарри Поттер не может заклинанием открыть дверь, это объясняется отнюдь не тем, что помахиванием палочки, в общем-то, невозможно заставить физическое тело двигаться. Просто эту дверь заколдовал другой, еще более могучий волшебник.

Отношение к реальности

Другой пункт, чем отличается фантастика от фэнтези, заключается в отношении происходящего к читательской реальности. Так, научная фантастика, которая может описывать социальную стратификацию общества марсиан, живущих в 29 веке, тем не менее должна соотноситься с привычной для читателя действительностью. Это достигается за счет «реалистического» обрамления, сопоставления достижений науки и того мира, который представляет фантастика. Жанр ее также включает апелляцию к надежным и не очень документальным источникам. Подобный прием известен еще со времен Жюль Верна.

Мир фэнтези, в свою очередь, подается ее создателем как автономный, существующий по собственным законам, которые не соотносятся с представлениями читателя. Впрочем, книги в жанре фэнтези способны прибегать к параллелям с внетекстовой реальностью, в особенности если подобные отсылки должны донести мысль, принципиально важную для автора.

Организация повествования

Автору-фантасту как можно подробней необходимо представить изображаемый мир, иначе у читателя не возникнет иллюзии достоверности, и читать такую книгу будет попросту неинтересно. С другой стороны, чрезмерное обилие деталей, технических подробностей также не должно отвлекать читателя от сюжета. Вывод: автору нужно соблюсти необходимый баланс в изображении мира будущего - например, обрисовать его несколькими штрихами, оставив пространство для фантазии. Или использовать отсылки к реальности, что поможет объяснить, как устроено общество каких-нибудь марсиан, живущих в ХХХ веке.

Таким построением повествования отличается фантастика. Жанр фэнтези, в свою очередь, не предполагает детального ввода читателя в мир необычайного. Напротив, открытие другой реальности застает героя врасплох, вызывая страх или сильное удивление. При этом окружающая действительность остается прежней.

Подход к изображению человека

Даже на фоне мифа или сказки, полностью лишенных психологизма, научная фантастика считается ярким примером того, как вторичная условность может погубить героя, превратить полнокровного персонажа в условный штамп. И неудивительно. Изображение новых миров, чарующих изобретений - вот на чем сосредоточивает свое внимание фантастика. Определение главных черт персонажа, описание его внутреннего состояния в задачи писателя не входят. Так, «Плутонию» Обручева можно прочитать от корки до корки и не понять, чем же зоолог Папочкин отличается от ботаника Громеко. И даже если эти герои попытаются рефлексировать, их размышления будут крайне абстрактны, лишены какой-либо индивидуальности. Научная фантастика также отличается широким использованием образов-штампов, наблюдавшихся уже в литературе позапрошлогоднего века. К ним относится «безумный ученый», «чужой» (некое страшное существо инопланетного происхождения, которое вторглось на Землю и готово ее уничтожить).

Книги в жанре фэнтези более внимательны к внутренним переживаниям героя; они более психологичны, нежели научно-фантастические произведения. Фэнтези знает два типа героев в зависимости от того, как они реагируют на происходящее волшебство. Первый стремится во что бы то ни стало вернуться в прежний, нормальный мир. Зачастую такие персонажи ничем не отличаются от среднестатистических обывателей. Другие герои в противоположность им свыкаются с новым миром и даже чувствуют в нем себя счастливыми. Зачастую это отъявленные чудаки и романтики.

Уровень проблематики

Главным, чем отличается фантастика от фэнтези, является проблемный уровень. Цель романов Уэллса, Лема или Азимова - дать некий прогноз научного, философского или социального характера. Для фэнтези остается главным воплощение во всей полноте мира, соединяющего повседневное и необычное, фантастическое. Именно из этих двух слоев и состоит «истинная» реальность, и они в романах Толкиена, Роулинг нерасторжимы.

Классификация

Различие фэнтези и научной фантастики проявляется в наличии различных жанровых ответвлений. Так, в соответствии с давней традицией предлагают выделять «твердую» и «гуманитарную» научную фантастику. Кроме того, иногда в качестве жанрового ответвления предлагают рассматривать утопию, антиутопию и роман-предупреждение. Легко заметить, что первые жанровые признаки базируются на соотношении «научности» и «литературности» в текстах Уэллса, Азимова и других писателей. Что же касается приписываемых жанру научной фантастики утопии и антиутопии, то это точка зрения, скорей всего, ошибочна. Романам наподобие «Мы» Замятина или «1984» Дж. Оруэлла присуща особая поэтика, которая только заимствует некоторые приемы из научной фантастики

Жанр фэнтези обычно классифицируют по иному - тематическому принципу. Так, литературоведы обычно говорят о мифологической (например, роман М. Семеновой «Волкодав»), сказочной, игровой (произведения Р. Кнаака) разновидностях этого жанра.

Внелитературный аспект

История развития научной фантастики и фэнтези также различна. Особенно это видно на примере русской литературы, где произведения наподобие романов Толкиена оставались под запретом. В то же время научная фантастика была едва ли не единственным способом, который позволял инакомыслящим писателям без страха выражать собственную позицию. И оставаться при этом в «разрешенных» рамках. Изображение будущего не возбранялось; напротив, оно даже приветствовалось, особенно если носило ярко выраженные утопические черты.

Однако на рубеже веков ситуация изменилась. Появилось польское, украинское, русское фэнтези. Авторы широко начали использовать в своих произведениях элементы этого жанра. Ныне Олди, Валентинова, Лукьяненко можно назвать классиками (разумеется, в рамках этой литературы).

Синтез жанров

Говоря о различиях между научной фантастикой и фэнтези, необходимо упомянуть произведения, удачно сочетающие в себе приметы обоих жанров. Яркий тому пример - «Космическая трилогия» Льюиса. Если первая книга насыщена иронически переосмысленными штампами из научной фантастики, то последующие части трилогии как раз изображают открытие героем «истинной реальности», которая сумела удивительным образом совместить научную и христианско-мифологическую картину бытия.

Вывод: чем отличается фантастика от фэнтези

Таким образом, подводя итоги, заметим, что главное различие между фантастикой и фэнтези кроется в принципиально отличных художественных посылах. Это различие, однако, влияет и на поэтику произведения в целом - уровень повествования, систему персонажей. Кроме того, фантастика и фэнтези развивались иными, отличными друг от друга путями.