Собор бориса и глеба. Церковь бориса и глеба в кидекше

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино является выдающимся памятником архитектуры федерального значения. Начата постройка в 1688 году.Окончилось строительство в 1704 году. Церкви более трехсот лет.

Храм является усадебным . Его построил на собственные сбережения сподвижник Петра Первого князь Борис Иванович Прозоровский. До него усадьба принадлежала знаменитой боярыне Морозовой.

История

Но после известных событий старообрядческого раскола, эти земли были конфискованы. В дальнейшем Петр Первый за труды пожаловал их Прозоровскому. Выстроен по проекту знаменитого архитектора Якова Бухвостова. С этого храма начался в Москве архитектурный стиль — московское барокко. Церковь Бориса и Глеба в Зюзино является прототипом многих московских церквей.

У него имеется одна особенность, на которую обращают внимание. Церковь в Зюзино алтарной абсидой развернута на север.Так пожелал Прозоровский.Он хотел, чтобы его усадьба была обращена к центру Москвы. Церковь двухэтажная. Верхний храм, в честь Бориса и Глеба, был раньше летний. Есть еще нижний, зимний. В честь великого князя Владимира.

В 1938 году был закрыт . Он разделил судьбу многих храмов страны. Перед закрытием настоятелем был отец Александр Харьюзов. Его арестовали и расстреляли в 1937 году. На смену ему пришел его брат Леонид. Который вскоре был тоже казнен. До 1989 года храм эксплуатировался не по назначению. Здесь был овощной склад. В годы войны использовался как наблюдательная вышка. Затем его переоборудовали в филиал завода драгоценных металлов. И, конечно, получил огромные повреждения. В алтаре нижнего храма была гальваническая ванна.

Первое богослужение состоялось 15 мая 1989 года в память святых мучеников Бориса и Глеба. Но не в храме, туда не пускали. Там была еще другая организация. Молебен прошел на улице, напротив здания.

А вот первая литургия 28 июля того же года, совершилась в нижнем храме. Интерьер был восстановлен полностью заново . Иконостас выполнен по старым эскизам. Воссоздан один к одному. Роспись новая, в византийском стиле. До 19 века храм, вообще, не был расписан.

Изначально архитектор Бухвостов допустил ошибку в проектировке и стены промокали. Иконами и святынями делились настоятели московских храмов. Например, из храма Петра и Павла в Лефортово была передана . Ее собирались отдать на реставрацию, но она само очистилась. Стала как новая. Из храма Покрова на Землянке подарен Голгофский крест. Прихожане приносили свои иконы.

Пожилая прихожанка принесла икону Знамение Пресвятой Богородицы , которую успела унести при закрытии и разграблении храма в 1938 году. Когда сверили образ по фотографии, то подтвердилось, что это действительно старая икона этой церкви. И это единственная икона, чудом сохранившаяся. Женщина очень радовалась, со слезами на глазах благодарила Бога, что сохранила святыню, дожила до открытия и вернула ее на место.

Многие лики заказывались по просьбе прихожан Москвы:

  • св.Николая Угодника;
  • Тихвинская;
  • Всех Скорбящих Радости;
  • Неупиваемая чаша.

Богослужение совершается каждый день. Утром и вечером. В воскресенье совершается Святителю Николаю. Имеется его икона с частицами мощей.

Нижний храм используется как требный . Там проводят исповеди. Это очень удобно. Нижний и верхний храм совмещаются винтовой лестницей. Есть возможность одновременно исповедовать и проводить богослужение. Нижний храм оформлен в ярославском стиле. Там низкие своды, иной иконостас. Другой интерьер. Там находятся две фрески. Одна посвященная князю Владимиру и Крещению Руси. Другая фреска, в притворе, посвящена мученикам России. Даже тем, которые были канонизированы позднее. В том числе царской семье.

При церкви работает воскресная школа . Обучаются более 100 детей. Проводятся занятия, работают кружки:

В школу принимаются дети с 7 лет. Имеются группы взрослых слушателей. Учения проводят как сами служители, так и выпускники духовных семинарий, квалифицированные иконописцы.

Принимается участие в фестивалях, концертах. Совершаются поездки по святым местам Московской области.Ведется развернутая социальная работа. Духовенством организованы поездки и помощь детским больницам. Развито паломничество. Дети и родители церковной школы посещают святыни России.

Расписание

Двери открыты каждый день , с утра до позднего вечера. Любой человек может зайти, поставить свечу, помолиться за себя и своих близких.

Есть официальный сайт в интернете.

Адрес

Добраться можно от станции метро Севастопольская. Дальше три остановки троллейбусом No 60 или No 72. Адрес: улица Перекопская, дом 7.

Борисоглебская церковь имеется также в Новокосино.

Известная московская церковь свв. Бориса и Глеба стояла на Поварской улице близ одноименного Борисоглебского переулка. В советское время он носил имя А.Ф.Писемского, потому что писатель жил в одном из местных домов до самой кончины, последовавшей в 1881 году.

Святые Борис и Глеб были самыми первыми русскими святыми и самыми чтимыми на Руси - храмов им строилось великое множество и в Москве и в других русских городах. Оба брата были сыновьями св. равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь в христианство в 988 году. После кончины их отца престол в Киеве захватил князь Святополк, которого в народе за великие и бесчисленные злодеяния потом прозвали "Окаянным". Князя Бориса в то время не было в стольном граде - он только возвращался домой после битвы с печенегами, на которую его послал отец. И Святополк тайно отправил к нему своих людей, чтобы они убили законного наследника престола. Святой князь Борис, узнав уже от своих приближенных о трагических событиях в Киеве, не захотел участвовать в тяжбе за власть и сеять в Отечестве раздор и смуту. Ожидая неминуемой скорой смерти, он горячо молился в своем походном шатре перед иконой Спасителя. Ворвавшиеся люди Святополка убили его мечами. Мученика похоронили при Васильевской церкви в Вышгороде.

Святополк же, замыслив убить и второго брата, князя Глеба, послал и к нему гонцов с ложной вестью о том, что его отец якобы находится при смерти и зовет сына проститься. Узнав о том, Глеб поспешил к родителю, но когда в пути переправлялся в лодке на другой берег реки, люди Святополка напали на него и убили. Тело его было брошено на пустыре, и все годы там совершались чудесные знамения - прохожие люди то видели горящую свечу, то слышали неземное пение. Так со временем было найдено нетленное тело св. Глеба и похоронено тогда рядом с братом в Вышгороде. С тех пор чудесные знамения совершались над могилами мучеников, и люди со страхом Божиим стали поклоняться им.

Однажды, когда на то святое место пришли иноземцы, прибывшие на Русь с посольством, и один из них наступил на могилу - поднялся огненный столб и опалил ноги нечестивца.

А потом один слепой человек пришел в церковь святого Георгия Победоносца молиться о прозрении. И было ему чудесное видение - св. Георгий явился ему ночью и велел молиться святым Борису и Глебу, молвив: "Ибо им дана Благодать от Бога в стране Российской прощать и исцелять всякие муки и недуги".

С тех пор почитание святых Бориса и Глеба на Руси крепло. В тяжелые для России времена не раз совершались чудесные видения этих святых покровителей Отечества и не раз они оказывали воинам помощь. В 1240 году накануне Невской битвы воевода князя Александра Ярославича на рассвете вдруг увидел плывущий по реке челн, в котором стояли святые Борис и Глеб. Пораженный воевода слышал, как один молвил: "Брат Глеб, пойдем скорее поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов".

А в 1380 году в ночь перед Куликовской битвой стражник, стоявший в ночном дозоре, увидел светлых юношей - в руках они держали свечи и обнаженные мечи. "Кто вам велел истреблять отечество наше, от Господа нам дарованное?" - молвили они монголо-татарским военачальникам на глазах у стражника и обрушили на них мечи. В тот день воинство Дмитрия Донского одержало победу над Мамаем.

В Москве чтимым святым Борису и Глебу строили много храмов и освящали во имя святых множество церковных приделов. Одна из таких церквей стояла на Поварской улице.

В старину эта местность от Белого Города до Земляного вала была продолжением района Большой Никитской и Кислошки, где размещались царские слободы и дворцовые хозяйства. Здесь жили царские повара и обслуживающие государев стол работники - хлебники, скатертники, и пр. Память о них сохранилась в местной топонимике, в названии Поварской улицы и переулков Хлебного, Скатертного, Ножового, Столового.

По легенде, Борисоглебская церковь была построена здесь еще Борисом Годуновым, освященная по Дню Ангела царя. Достоверно известно, что в начале XVII века она уже точно существовала и серьезно пострадала во время Смуты и польско-литовской интервенции. До самого конца того "бунташного" столетия церковь была деревянной. Лишь в 1691 году ее выстроили каменной, а здание, дожившее до времен Октябрьского переворота, было возведено на пожертвования прихожанина только в 1802 году, на месте прежнего храма. Там находился образ Спаса Нерукотворного письма Симона Ушакова 1685 года.

Именно эта скромная московская церковь была связана со многими выдающимися деятелями русской истории и культуры, бывшими ее прихожанами. В 1830 году в ней венчались друг Пушкина, статский советник С.Д.Киселев, живший в приходе на Поварской, и Елизавета Ушакова, за младшей сестрой которой, Екатериной, ухаживал сам поэт. Пушкин был свидетелем, или как тогда говорили, "поручителем" жениха на этой свадьбе. Однако родственных отношений между ними не сложилось - сватовство Пушкина к Екатерине Ушаковой так и не состоялось. По собственному признанию поэта, он в последнее время ежедневно ездил к Ушаковой, лишь для того, чтобы дважды в день проезжать мимо окон дома Натальи Гончаровой, жившей поблизости на Большой Никитской.

В той же первой половине XIX столетия у Борисоглебской церкви на Поварской был еще один знаменитый прихожанин - К.П.Победоносцев, одна из самый загадочных и противоречивых личностей в русской истории. Внук священника, он родился в Москве в 1827 году и провел свои ранние годы в этих арбатских краях. "Благочестивые родители с детства приучили меня к церкви", - вспоминал позднее обер-прокурор Синода в одном из писем к императору Александру III. Он посещал богослужения именно в Борисоглебской церкви и часто читал в ней "Апостола".

Оценки личности Победоносцева и его роли в русской истории были и остаются противоположными до крайностей - мало кто еще вызвал вокруг себя такие споры и современников, и потомков. И если Андрей Белый в гениальном романе "Петербург" изобразил Победоносцева в страшном персонаже сенатора Аблеухова, то монахиня Мария оставила о нем самые добрые и теплые воспоминания, в которых называла его Другом своего детства. А в наше время некоторые историки даже считают Победоносцева "белым революционером", так оценивая его попытки спасти положение в России и ее государственность в канун ХХ века.

Как известно, политическая деятельность Победоносцева имела очень широкий спектр - от утверждения истинности и законности монархического строя и предостережений от введения в России Конституции и парламента до борьбы с учением Льва Толстого. Он пережил только первую русскую революцию, в октябре 1905 года вышел в отставку и умер два года спустя, 23 марта 1907 года, в Петербурге.

А незадолго до Октябрьского переворота, в 1914 году, в изогнутом Борисоглебском переулке поселилась Марина Цветаева. Покинув любимый дом своего детства в Трехпрудном, поэтесса долго искала в Москве новое жилище, которое напоминало бы ее московскую родину. Таким домом оказался небольшой двухэтажный особняк в Борисоглебском, 6.

Два дерева: в пылу заката
Под дождем - еще под снегом -
Всегда, всегда: одно к другому,
Таков закон: одно к другому,
Закон один: одно к другому.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Продолжаю свой рассказ о посещении храмового ансамбля Кидекши, старинного небольшого села, в котором когда-то находилась княжеская резиденция Юрия Долгорукого.

На этот раз он всецело посвящён главному храму историко-архитектурного ансамбля – белокаменной церкви XII века.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше, XII век

Наверняка, многие слышали о и большинство (во всяком случае – те, кто хоть немного интересуется историей) прекрасно представляют себе, как она выглядит. А вот церковь Бориса и Глеба редко кто упоминает в числе шедевров Древней Руси. Хотя именно она является старейшей на земле Суздальской.

Экспозиция, посвящённая истории храмового комплекса Кидекши. Западный притвор храма

Борисоглебская церковь была построена по заказу Юрия Долгорукого, сына Владимира Мономаха, как заглавный храм его резиденции в 1152 году.

Основанием для выбора места возведения этой церкви послужило предание о встрече тут двух братьев, Бориса и Глеба, сыновей князя Владимира Красное Солнышко. Здесь, на берегу реки Нерль, находилось их становище.

Впоследствии братья были убиты своим же родным братом Святополком, прозванным Окаянным, и стали первыми русскими святыми мучениками.

Святые князья Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Рубеж XVII-XVIII — XX века

В честь братьев Бориса и Глеба и была возведена эта церковь. И стоит она тут уже почти девять столетий.

Борисоглебская церковь – древнейший белокаменный памятник Владимирской области. Считается, что она-то и положила начало белокаменным храмам Владимиро-Суздальского княжества. Ныне эта церковь является памятником истории и архитектуры и внесена в список ЮНЕСКО.

Апсиды церкви святых князей Бориса и Глеба

В различных источниках говорится, что первоначально Борисоглебская церковь была схожа внешним обликом с древнейшими белокаменными владимирскими храмами – Дмитриевским собором во Владимире и церковью Покрова на Нерли, поэтому несложно представить себе, как она выглядела когда-то.

Левая фреска в центральной апсиде

Но Борисоглебская церковь была украшена не так богато – и во внутреннем убранстве, и в наружной белокаменной резьбе. Фасад церкви в Кидекше украшает лишь аркатурный поясок, впоследствии ставший обязательным элементом резьбы храмов Владимиро-Суздальского княжества.

Фреска над окном в центральной апсиде

Правая фреска в центральной апсиде

Храм в Кидекше построен по той же технологии, что и другие белокаменные храмы того времени: из отёсанного белого камня прямоугольной формы, методом забутовки (это когда выкладывается две параллельные стенки, а пространство между ними заполняется камнями с известковым раствором). За счёт этого храмовые стены получались очень крепкими и толстыми.

Внутренняя кладка храма

Булыжный фундамент Борисоглебского храма уходит вглубь земли на полтора метра. Умели же строить в древние времена! И, может быть, благодаря искусству строителей, и стоят до сих пор белокаменные шедевры древних зодчих.

Экспозиция, посвящённая истории храма. Западный притвор

Храм сильно пострадал во время нашествия монголо-татар в 1238 году, но уже спустя год был приведён в порядок.

Затем Борисоглебскую церковь частично перестраивали на рубеже XVI-XVII веков после обрушения части сводов.

Росписи над хорами

До наших дней сохранились хоры и их своды, на которые поднимались по деревянной лестнице.

Лестница на хоры. Вид с южной стороны

Но главное – в храме уцелели фрески XII века: Всадники, Святые жёны, Христос Вседержитель и остатки цветочных орнаментов на сводах и в центральной апсиде, обнаруженные в ходе реставрации в 2004 году.

Фреска XII века Христос-Вседержитель в нише южной стены храма

В раскопе, оставшемся открытым взору туристов и огороженным лишь перилами, виден первоначальный уровень пола XII века с белокаменным местом для священнослужителя.

Фрагменты фресок и первоначального пола храма в центральной апсиде

Впоследствии церковь Бориса и Глеба стала княжеской усыпальницей. Здесь в 1159 году погребли сына Юрия Долгорукого, князя Бориса. Он был захоронен в правой, южной аркасоли храма.

Надгробная плита князя Бориса, сына Юрия Долгорукого

А через два года здесь же, напротив его погребения, в левой северной аркасоли была захоронена его жена Мария, а в 1202 году и их дочь Ефросиния. Останки княжеских захоронений в советские годы куда-то бесследно исчезли.

Фреска XII века над захоронением сына Юрия Долгорукого

Мне показалось, что храм сильно нуждается в бережной и высокопрофессиональной реставрации. Но даже и в таком виде восхищает безмерно.

Композиция «Сотворение мира» в Кидекше

На рубеже XIX-XX столетий к западному фасаду церкви был пристроен притвор. К 300-летию династии Романовых, в 1913 году, свод притвора был расписан на тематику Ветхого завета.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Композиция «Сотворение мира», 1913 год.

Композиция эта называется «Сотворение мира». Она состоит из девяти медальонов.

В экспозиции храма имеется схема расположения медальонов.

Медальон № 1. «Первый день творения».

«И сказал Бог: да будет свет…»

Медальон № 2. «Второй день творения».

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды…»

Медальон № 3. «Третий день творения».

«И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша…»

Медальон № 4. «Четвёртый день творения».

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли…»

Медальон № 5. «Пятый день творения».

«И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной …»

Медальон № 6. «Шестой день творения».

«И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду ея. Скотов и гадов, и зверей земных, вода пресмыкающихся… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…»

Медальон № 7. «Седьмой день творения» («Отечество»).

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои… и почил в день седьмой ото всех дел Своих…»

Медальон № 8 – «Грехопадение».

Нарушив заповедь Бога, Адам и Ева согрешили, отведав плод с запретного древа познания добра и зла.

Медальон № 9. «Изгнание из Рая»

Архангел Михаил с мечом в руках изгоняет плачущих Адама и Еву из Рая.

Такое вот краткое наглядное изложение библейских сюжетов.

По сторонам портала (входа в центральную часть храма) – изображения архангела Гавриила (слева) и Михаила (справа).

Архангел Гавриил. Роспись западного притвора. Левая сторона

Архангел Михаил. Роспись западного притвора. Правая сторона

Чудесное всё-таки место – Кидекша. Удивительное. Как ужились тут разные стили, разные эпохи на нескольких десятках квадратных метров и даже в одном храме? От XII до начала XX века – и всё в одном храмовом комплексе. И при этом ничто не режет глаз своим несоответствием. Простая, гармония, живая история, в которой важна всякая деталь…

Фреска в центральной апсиде

Очень хотелось бы снова побывать в Кидекше. И рассмотреть внимательнее то, что окинула только беглым взглядом, спеша на встречу с ярким красавцем Суздалем, городом-праздником, с которым так трудно соперничать скромной Кидекше.

Многие говорят, что на фоне Суздаля Кидекша меркнет. Большинство туристов и вовсе ленятся заглядывать сюда. Считая, что незачем, если рядом, всего в четырёх километрах – ещё одна живая история, к тому же куда более известная – бывшая столица княжества, .

А я очень стремилась сюда, именно в это село с таким странным именем. И мне повезло. Я видела эту тихую, неяркую, но такую величественную древность.

А Вы были в Кидекше? И что больше всего запомнилось?

——————

Схожие записи:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Самое раннее упоминание селения Дегунино в письменных документах относится к 1336 г. В этом году Иван Калита в своей Духовной грамоте пожаловал Дегунино княгине Ульянии с малыми детьми. В 1353 г. великий князь Симеон Гордый, сын Калиты, завещал Дегунино своей жене княгине Марии. Наконец, в 1389 г. Дмитрий Донской отказал его своему сыну, князю Андрею.

После этого упоминаний о Дегунине не встречается в течение двух столетий. Однако в Писцовой книге 1584 г. дано подробное описание села, из которого следует, что незадолго до этого времени оно было центром цветущей вотчины, на территории которой перечисляются 24 "пустоши, что были деревни" и 3 "пустоши, что были селища". Но опричнина, набег крымского хана Девлет-Гирея и эпидемия чумы привели к запустению тысяч подмосковных деревень. Согласно Писцовой книге, Дегунино в то время являлось вотчиной кремлевской церкви Рождества и в нем были "... церковь Борис и Глеб, древена, ..., при церкви двор попов, двор церковного дьячка, да три кельи, да двор протопопа с братиею".

В Смутное время Дегунино было разорено, церковь уничтожена, и село вновь стало деревней. Впоследствии Дегунино начинает постепенно возрождаться. В 1623-1624 гг. оно описано как "деревня, что было село Дегунино, а в ней был храм во имя Бориса и Глеба". В 1633 г. восстанавливается церковь. Однако из указа 1635 г. патриарха Иоасафа, которым он дани с церкви "имать не велел", можно заключить, что село было экономически слабым.

После сорока льготных лет на церковь вновь была наложена дань по прежнему окладу. Но храм, снова вписанный в Приходные книги, стал именоваться на этот раз несколько иначе: "Во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделом Бориса и Глеба".

В 1678 г. в селе числилось 17 дворов, а в них 63 жителя, в 1700 г. - 26 крестьянских дворов и 85 душ, в 1704 г. - 30 дворов и 90 душ. В 1700 г. по государеву указу село Дегунино было изъято из вотчины Рождественского собора и пожаловано бедному московскому Алексеевскому девичьему монастырю в Чертолье.

В 1764 г. по указу Екатерины II была проведена секуляризация (отчуждение) монастырских и церковных земель в пользу государства. Для управления ими была создана Коллегия экономии (хозяйствования). Теперь крестьяне Дегунино и примыкавших к нему деревень стали «экономическими» и переведены на оброк. Это привело к стремительному развитию селений. Уже в 1770 г. в Дегунине числилось 42 двора и 279 жителей, а в Верхних Лихоборах 20 дворов и 137 жителей.

Важным событием в жизни села стала прокладка по его землям линии Николаевской железной дороги, связавшей две российские столицы Санкт-Петербург и Москву. В 1843 году дегунинские крестьяне могли свободно наниматься на строительство дороги, сдавать свою землю в аренду, а с 1861 года имели право и продавать ее.

Часть земель Дегунина была сдана в аренду богородскому купцу В.А. Прорехову, который выстроил на арендованной земле кирпичный завод.

Приход, куда входили село Дегунино, сельцо Бескудниково и деревня Верхние Лихоборы, разросся. В 1861 г. в нем было 695 жителей. Деревянный храм стал тесен, и причт обратился в 1863 г. с прошением к митрополиту Филарету, в котором сообщал о желании прихожан построить новую каменную церковь "близ настоящей деревянной". Прорехов согласился внести арендную плату единовременно, за 12 лет вперед, готовой продукцией, то есть поставил 360 тыс. кирпичей, необходимых по проекту для строительства храма.

Каменный храм в селе Дегунино, выполненный в псевдорусском стиле, был построен рядом с деревянным в 1866 г. Церковь была живописно расписана по стенам и сводам, имела богатый иконостас, иконы и облачения. На колокольне было два больших колокола.

В энциклопедии "Москва" (М., 1997) дается следующее описание дегунинской церкви: "Здание, сооружённое в духе эклектики с использованием форм русского стиля, принадлежит к типу базиликальных храмов, получивших распространение во второй половине XIX в. К основному объёму (боковые престолы — Николая Чудотворца и иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости»), сильно вытянутому по продольной оси, с востока примыкает небольшая скруглённая апсида, с запада — 2-ярусная колокольня. Членение фасадов основного объёма укрупнёнными тройными полуколоннами с энергично раскрепованными антаблементами, на которые опираются широкие, имитирующие закомары архивольты, придаёт сооружению представительный, монументальный облик. Высокие арочные окна обеспечивают хорошее освещение интерьера, представляющего собой просторное четырехстолпное, 3-нефное пространство. Стройная колокольня с прямоугольным нижним ярусом, несущим восьмерик звона, увенчанный деревянным шатром, некогда доминировала в окружающем ландшафте. В настоящее время ввиду подступающей к церкви многоэтажной современной застройки она видна лишь с небольшого расстояния. В интерьере хорошо сохранилась настенная живопись конца XIX — начала XX вв.".

В 1874 г. деревянный храм все еще стоял рядом с каменным. В тот период деревянный оставался Борисоглебским, а каменный был освящен во имя Николая Чудотворца. Два храма стояли в Дегунино с десяток лет. Известно, что только к 1884 г. деревянный был разобран.

В 1940 г. Борисоглебская церковь была закрыта, ее колокольня разобрана. В здании церкви разместилась трикотажная фабрика "Родина", выпускавшая спортивные костюмы.

В 1991 г. Борисоглебский храм возвращен церкви.



Существовавшая ранее церковь Бориса и Глеба в селе Дегунине.

Село Дегунино в 1585 г. «вотчина церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Дворце, у царицы на Сенях, за протопопом Симеоном с братьею, а в селе церковь Борис и Глеб древянна, у церкви двор попов, двор дьячков, да 3 кельи, да двор протопопов с братьею».

В начале XVII ст. Борисоглебская церковь уничтожена, и Дегунино было деревнею, в которой по писцовым книгам 1623-24 гг. находились: «двор протопопов с деловыми людьми, протопоповых 3 двора крестьянских, 2 двора бобыльских…».

В Дегунине построена на старом церковном месте, около 1633 г., новая деревянная церковь во имя Бориса и Глеба с приделом св. Иоанна Богослова, которая была записана в приходной книге Патриаршего казенного приказа под Загородскою десятиною: «прибыла вновь, по письму и окладу Ивана Нелединского и подьячего Владимира Толстого, в 1633 г. церковь страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, да в приделе Ивана Богослова в вотчине Рождественского протопопа, что у государя в Сенях, в селе Дегунине, дани по писцовому окладу положили с попова, с приходских дворов, с церковной земли с 6 четьи, сена с 6 копен, 18 алтын 5 денег, десятильничих и заезда гривна».

За 1635 г. в тех же книгах писано: «в вотчине Рождественского попа Иакова с братьею; марта в 18 день св. Иоасаф патриарх Московский и всея Русии на 1635 год и впредь дани и десятильничих и заезду имать не велел». Вследствие этого распоряжения Борисоглебская церковь не писалась в приходных окладных книгах по 1676 г.

По переписным книгам 1646 г. значится: «за Рождественским протопопом Адрианом с братьею село Дегунино, а в селе церковь Бориса и Глеба деревянная, а в нем живет деловой человек, да крестьян 6 дворов, в них 14 человек… всего в селе крестьянских 21 двор, в них 55 человек».

По указу патриарха и помете на докладной выписке дьяка Перфилия Семенникова велено с 1676 г.: «с церкви Бориса и Глеба в селе Дегунине данные деньги по прежнему окладу имать и впредь писать в приходных книгах церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, да в приделе св. Бориса и Глеба в вотчине Рождественского протопопа с братьею, дани 18 алтын 5 денег, заезда гривна, и августа 24 дня те деньги в 1676 г. платил той же церкви поп Петр».

По переписным книгам 1678 г. село Дегунино принадлежало того же собора протопопу Федору с братьею, в селе числилось 17 дворов крестьянских, в них 63 человека. Церковь Иоанна Богослова с приделом Бориса и Глеба, писавшаяся в приходных книгах казенного приказа под Загородскою десятиною, с 1678 г. причислена к Селецкой десятине.

В 1700 г. Рождественскому протопопу с братьею, по государственному указу, велено выдавать хлебную ругу и за сукно деньгами, а село Дегунино отдать во владение Алексеевского девичьего монастыря и того же года оно утверждено за монастырем отказною книгою, в которой упоминается: «отказано в Алексеевский девичий монастырь, что на Москве, в Чертолье, игуменье Марфе с сестрами в Московском уезде вотчина церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что у государя в Сенях, чем владел протопоп Захарий с братьею и с причетники, что взята была у них та вотчина и отписана на великого государя за жалованную ругу село Дегунино, а в селе же церковь благоверных князей Бориса и Глеба древянная, а по сказке той церкви попа, та церковь и в ней строение, образы и книги, и ризы, и колокола государево и приходских людей; да в том же селе во дворе поп Потап Яковлев, у него сын дьячок Мишка, двор старосты, крестьян 26 дворов, в них 85 человек».

По приходным окладным книгам с 1680 по 1740 гг. значится в селе Дегунине «церковь Иоанна Богослова в вотчине протопопа Рождественского собора, что в Верху», церковной дани с 1712 г. платилось 32 алтына с деньгою.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г.

Координаты : 55°52′00″ с. ш. 37°32′03″ в. д.  /  55.8667750° с. ш. 37.5342611° в. д.  / 55.8667750; 37.5342611 (G) (Я) памятник архитектуры

Храм Бориса и Глеба в Дегунино - православный храм, принадлежащий к Знаменскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви . Находится по адресу: Дегунинская улица , дом 18а.

История

Первое упоминание о Борисоглебовском храме в селе Дегунино относится к 1585 году, в связи с его уничтожением польско-ливонским войском, хотя само поселение значится селом уже с 1339 года. В связи с уничтожением храма, с начала XVII века Дегунино упоминается в документах как деревня. В 1633 году на месте сгоревшего храма строится новый, деревянный, с приделом во имя апостола Иоанна Богослова на средства местного священника. В документах за 1676 год храм значится как церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, с приделом Святых Бориса и Глеба в селе Дегунине . В начале правления царя Петра Алексеевича Дегунино вместе с храмом передаётся во владение церкви и указом Патриарха Адриана приписывается к Алексеевскому девичьему монастырю . По удачному стечению обстоятельств храм не пострадал во время войны 1812 года , но в документах за 1820 год храм значится как однопрестольный. Почему в храме остался только один престол, достоверных сведений нет. По документам 1847-1850 годов храм входит в Павшинское благочиние и значится деревянным, однопрестольным, крепким, на каменном фундаменте с колокольней.

После революции храм действовал до 1930 года, после чего службы были прекращены в связи с отсутствием священнослужителей, и только в 1941 году по решению Мособлсовета храм был официально закрыт и здание было переоборудовано под амбулаторию . В 60-х годах XX века здание храма было передано артели инвалидов «Родина» и оно было приспособлено под производственный цех, верхние ярусы колокольни сломаны, купола сняты, сделаны пристройки, здание было обнесено железобетонным забором. Фабрика освободила здание только в 1985 году, здание было заброшено, но в 1987 году в нём разместили гараж МНТК «Микрохирургия глаза» . Восстановление храма началось в 1991 году, когда его здание было передано православной общине.

Престолы

Напишите отзыв о статье "Храм Бориса и Глеба в Дегунине"

Примечания

Литература

  • Паламарчук П. Г. Окраины Москвы. Инославие // Сорок сороков . Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. - М .: Астрель, 2004. - Т. 3. - С. 50-56. - 696 с. - 7000 экз. - ISBN 5-17-026209-4 .

Отрывок, характеризующий Храм Бориса и Глеба в Дегунине

– Ну так что ж! вы знаете, что есть там и что есть кто то? Там есть – будущая жизнь. Кто то есть – Бог.
Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и уже заложены, и уж солнце скрылось до половины, и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили.
– Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем (он указал на небо). Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны теченья с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «правда, верь этому».
Князь Андрей вздохнул, и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но всё робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера.
– Да, коли бы это так было! – сказал он. – Однако пойдем садиться, – прибавил князь Андрей, и выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз, после Аустерлица, он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел лежа на Аустерлицком поле, и что то давно заснувшее, что то лучшее что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нем. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.

Уже смерклось, когда князь Андрей и Пьер подъехали к главному подъезду лысогорского дома. В то время как они подъезжали, князь Андрей с улыбкой обратил внимание Пьера на суматоху, происшедшую у заднего крыльца. Согнутая старушка с котомкой на спине, и невысокий мужчина в черном одеянии и с длинными волосами, увидав въезжавшую коляску, бросились бежать назад в ворота. Две женщины выбежали за ними, и все четверо, оглядываясь на коляску, испуганно вбежали на заднее крыльцо.
– Это Машины божьи люди, – сказал князь Андрей. – Они приняли нас за отца. А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их.
– Да что такое божьи люди? – спросил Пьер.
Князь Андрей не успел отвечать ему. Слуги вышли навстречу, и он расспрашивал о том, где был старый князь и скоро ли ждут его.
Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту.
Князь Андрей провел Пьера на свою половину, всегда в полной исправности ожидавшую его в доме его отца, и сам пошел в детскую.
– Пойдем к сестре, – сказал князь Андрей, возвратившись к Пьеру; – я еще не видал ее, она теперь прячется и сидит с своими божьими людьми. Поделом ей, она сконфузится, а ты увидишь божьих людей. C"est curieux, ma parole. [Это любопытно, честное слово.]
– Qu"est ce que c"est que [Что такое] божьи люди? – спросил Пьер
– А вот увидишь.
Княжна Марья действительно сконфузилась и покраснела пятнами, когда вошли к ней. В ее уютной комнате с лампадами перед киотами, на диване, за самоваром сидел рядом с ней молодой мальчик с длинным носом и длинными волосами, и в монашеской рясе.
На кресле, подле, сидела сморщенная, худая старушка с кротким выражением детского лица.
– Andre, pourquoi ne pas m"avoir prevenu? [Андрей, почему не предупредили меня?] – сказала она с кротким упреком, становясь перед своими странниками, как наседка перед цыплятами.
– Charmee de vous voir. Je suis tres contente de vous voir, [Очень рада вас видеть. Я так довольна, что вижу вас,] – сказала она Пьеру, в то время, как он целовал ее руку. Она знала его ребенком, и теперь дружба его с Андреем, его несчастие с женой, а главное, его доброе, простое лицо расположили ее к нему. Она смотрела на него своими прекрасными, лучистыми глазами и, казалось, говорила: «я вас очень люблю, но пожалуйста не смейтесь над моими ». Обменявшись первыми фразами приветствия, они сели.
– А, и Иванушка тут, – сказал князь Андрей, указывая улыбкой на молодого странника.
– Andre! – умоляюще сказала княжна Марья.
– Il faut que vous sachiez que c"est une femme, [Знай, что это женщина,] – сказал Андрей Пьеру.
– Andre, au nom de Dieu! [Андрей, ради Бога!] – повторила княжна Марья.
Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения.
– Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m"etre reconaissante de ce que j"explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme… [Но, мой друг, ты должна бы быть мне благодарна, что я объясняю Пьеру твою близость к этому молодому человеку.]
– Vraiment? [Правда?] – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех.
Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей.