Скандал в Даниловом монастыре: монахиня оскорбила чувства посетителей. «Великий Василий» Преподобный Василий Площанский

Иеромонах Михей лихо сдвигает набок головной убор - будто это не чёрная скуфья, а голубой берет. Говорит: "Бывших десантников не бывает".

Отставной сержант ВДВ в середине 1990-х высадился на рязанскую землю в Сапожковском районе. Настоятель московского Свято-Данилова монастыря Алексий поручил Михею наладить в удалённом скиту хозяйственное подворье. Обители требовался собственный хлеб для сотен монахов, послушников и работников, тысяч паломников и нуждающихся. А в идеале - и на продажу.

К 30 годам Михей послужил в псковском десантном полку, поработал музыкантом на свадьбах в Ростове-на-Дону, закончил духовную семинарию, постригся в монахи. Два года исполнял обязанности келаря Свято-Данилова.

Проект у села Кривель отец Михей начал с возведения бытовок для монастырского хозяйства. Объявил поиск агрономов и строителей.

Скит в Сапожковском районе существовал с начала 90-х. По легенде, ещё в середине XX века набожная бабушка предрекла здесь появление монастыря, а жители видели светящийся столб, соединяющий небо и землю.

Монахи Свято-Данилова рассчитывали выращивать на Рязанщине фрукты и овощи, устроить пасеку и пекарню. Основной специализацией сделали зерновые - пшеницу и рожь.

В то время даже про сфоры - ритуальный хлеб для таинства причастия - в монастыре пекли из покупной муки. Занимался этим, как и сейчас, с тарший просфорник Александр - в миру многодетный отец Руфат Зейналов, сын московских азербайджанца и армянки. Чудо превращения в просфору муки, воды, соли и закваски он производил каждый день в подвалах и галерее, помнящих времена патриарха Никона и царя Алексея Михайловича.

Для просфор Александру н ужна была мука с постоянными параметрами качества, чего не могли обеспечить сменявшие друг друга производители.

Даже молитва не всегда помогала, - вспоминает просфорник.

В 1998-м, когда на подворье собрали первый урожай ржи и картофеля, помогать монаху-десантнику приехал бывший сотрудник спецслужбы.

Молодой послушник Дмитрий, родом из военной семьи, только что поступил в Свято-Данилов и готовился в монахи, прервав перспективную карьеру аналитика. Для начала ему доверили считать урожай на весовом посту, где проходили грузовики.

Проведя под Кривелем один сезон, Дмитрий вернулся в Москву и вскоре стал одной из ключевых персон в Свято-Данилове, но об этом чуть позже.

После двух лет сбора урожая монахи поняли: местная земля скудна. Взяли новую в 30 км от скита, возле села Можары Сараевского района. Там два колхоза развалились под тяжестью долгов, поля стояли в запустении. На старом месте, под Кривелем, оставили молодые сады - я блоневые, вишнёвые - и пасеку, поставлявшую мёд в монастырь и его лавку.

Руководство района встретило монастырское хозяйство с восторгом, а жители Можар насторожённо. Земли были поделены на паи между колхозниками, не желавшими отдавать их просто так.

Монастырь договорился с сельчанами: землю берём в аренду с правом выкупа, оплачиваем долги, покупаем технику и удобрения. Вы работаете, получаете заплату, а позже решите, продавать нам наделы или нет.

Явиться на первый молебен, посвящённый началу сева, местных уговаривали. Колхозник Григорий Гусев пришёл, послушал и решил: ритуал непривычный, но не хуже прежних партсобраний, а кормить жену и пятерых детей нужно. И сел за руль КамАЗа, принадлежащего монастырскому ООО "Можары".

Шло время. Монахи гнули свою линию. Купили современную технику - комбайны, тракторы, автомобили, - но допускали к ней только трезвых. Остальных отправляли домой и за этот день не начисляли зарплату. Настаивали: пьянства не потерпим. Работники нужны позарез, но трезвые.

Крестьяне продолжали колебаться. Некоторые уходили из хозяйства и возвращались не по одному разу, как Гусев. И в конце концов приучались работать трезвыми.

"Можары" стали безубыточными в 2004 году. Хлеб бесперебойно поступал в Свято-Данилов, где расширялась пекарня под руководством нового келаря обители иеромонаха Феогноста - им стал тот самый послушник Дима, бывший офицер.

Главный секрет даниловского хлеба - рецепт закваски - монахи заимствовали на Афоне. Сначала одна прихожанка привезла из Греции немного закваски на эстрагоне. Она "дышала", хлеб оказался ароматным и долго не черствел.

Отец Феогност отправился к грекам выяснить тонкости рецепта. Афонские монахи посоветовали в русском варианте заменить эстрагон хмелем. Теперь в Свято-Данилове з аводят закваску раз в год на третьей неделе Великого поста и дают ей вызревать до Пасхи.

В 2008 году пекарню Свято-Данилова вынесли за территорию монастыря, в собственное помещение неподалёку.

Ещё через два года собственной пекарней обзавёлся и скит на Рязанщине. Здешним келарем (заведующим продуктовой частью) к тому времени был отец Тихон, бывший хулиган из Сибири.

Дьявол не дремлет, говорит отец Тихон. В момент увещеваний сбившегося с пути человека так и нашёптывает: "Дай ему в морду!"

Юность высокого крепыша Тихона (мирское имя Роман) прошла в Братске Иркутской области в годы, которые теперь принято называть лихими. Работа на заводе, секция дзюдо, уличные стычки, приводы в милицию. Воцерковлялся и постригался в монахи он не только ради ухода от мира, а, скорее, для лучшего применения своей практической энергии.

Есть монахи-молитвенники, а я из монахов-трудников.

Строительство пекарни, которой управляет Тихон, профинансировал несколько лет назад тамбовский бизнесмен Валерий, брата которого монах вытащил из беды.

После ранней гибели матери Валерий с любовью опекал младшего Игоря. Снабжал деньгами, снял квартиру в Москве, оплачивал учёбу в вузе. Посещал только брата редко. А о днажды, придя без предупреждения, застал распахнутую дверь, брата в "отключке" и пакет наркотиков на столе.

Решил спасать брата быстро и жёстко. Будучи прихожанином храмов Свято-Данилова, договорился отправить Игоря на двухлетнее послушание под Кривель. Объяснил б рату, что попытка бегства увеличит срок. А через два года даст ему возможность делать бизнес, какой пожелает.

Валерий хотел, чтобы в скиту брат трудился на пасеке и учился печь хлеб.

Там нет пекарни! - возразил настоятель Алексий.

Значит, построю.

Вместе с отцом Тихоном составили план работ, список материалов и оборудования. Практичный к еларь разработал под расширение стратегию продаж - в Сапожках, Кривеле, Можарах.

Игоря вылечили. Сейчас он отец двоих мальчишек и хозяин небольшой типографии в родной Тамбовской области. Хлеб печь умеет.

А Тихон довёл ассортимент пекарни до десяти сортов хлеба, освоил рецепты печенья и пряников.

Дела в хозяйстве отца Михея шли настолько хорошо, а торговля хлебом в московской лавке Свято-Данилова настолько бойко, что несколько лет назад иеромонах открыл магазины за пределами монастыря - на Даниловском Валу по пути к метро "Тульская".

На 9 тысячах га монастырской земли в Можарах сейчас выращивают 20 тысяч тонн пшеницы и ячменя в год. Собственная мельница выдаёт муку высшего сорта. Часть ячменя идёт на производство собственного кваса, другую продают пивоваренным заводам.

Покупать просфоры в Свято-Данилов приезжают из многих московских храмов. А слава о качестве хлеба - хорошее зерно, чистая мука без химических добавок - пошла гулять по столице на волне популярности органической еды. Дело, запущенное отставным десантником, спецслужбистом и работягой из Братска, оказалось в хипстерском тренде.

Келарь Феогност берёт буханку серого "Даниловского", щедро обсыпанного семечками. Отламывает горячую горбушку и с видимым удовольствием жуёт. Рассказывает, что "живая" закваска реагирует на настроение людей в пекарне. Если атмосфера в коллективе добрая - сильнее поднимается, будто "играет". Если между работниками напряжение - бродит хуже.

Иеромонах Михей недавно получил от настоятеля Алексия новое послушание и строит в Рузском районе Подмосковья, в селе Нововолково, скит в честь иконы Божьей матери "Всецарица".

Отец Тихон продолжает работать над расширением ассортимента рязанской пекарни, оформляет сертификаты на новые сорта.

Старший просфорник Александр гордится семейной династией, двое его сыновей уже пекут просфоры в других московских церквях.

Крестьянин монастырского ООО "Можары" Григорий Гусев выпивает только по праздникам. И посещает восстановленную в селе церковь с пятью сыновьями.

Многие работники хозяйства в Можарах теперь в неё ходят.

17 марта 2012 года, в субботу третьей седмицы Великого поста, день памяти , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря.

Его Святейшеству сослужили: , управляющий делами Московской Патриархии; ; , первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по городу Москве; , руководитель ; , руководитель Московской Патриархии; , викарий ; ; , наместник ; ; ; , наместник Свято-Данилова монастыря; архимандрит Сергий (Иванников), избранный и нареченный епископом Каменским и Алапаевским; , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском; , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Никифор (Хотеев), избранный епископом Отрадненским и Похвистневским; игумен Варнава (Баранов), избранный епископом Выксунским и Павловским; игумен Елисей (Фомкин), избранный епископом Урюпинским и Новоаннинским; игумен Августин (Анисимов), избранный епископом Городецким и Ветлужским; , заместитель председателя ОВЦС МП; , ответственный секретарь Московской Патриархии; иеромонах Алексий (Антипов), избранный епископом Бузулукским и Сорочинским; насельники Данилова монастыря и духовенство г. Москвы.

В храме присутствовали: заместитель министра культуры РФ Г.П. Ивлиев; префект Южного административного округа г. Москвы Г.В. Смолеевский; капитан первого ранга, командир атомной подводной лодки «Святой Даниил Московский» А.А. Юрков; руководитель компании РООССА С.Н. Журбенко.

За богослужением пел хор Свято-Данилова монастыря (регент Г.Л. Сафонов).

За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству иерархи совершили хиротонию во епископа Каинского и Барабинского.

На малом входе Святейший Патриарх Кирилл удостоил богослужебных наград ряд насельников Данилова монастыря. За усердное служение Церкви Божией к празднику Святой Пасхи и престольному празднику обители были удостоены:

права ношения палицы

  • игумен Кронид (Карев)
  • иеромонах Михей (Гулевский)

права ношения наперсного креста

  • иеромонах Василий (Ильин)
  • иеромонах Алексий (Завидовский)

права ношения набедренника

  • иеромонах Иларион (Леднев)

Святейший Владыка также возвел иеродиакона Геннадия (Орлова) в сан архидиакона и рукоположил во пресвитера диакона Михаила Ахламова, клирика храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (г. Москва).

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл епископа Феодосия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Предстоятель Русской Церкви совершил славление и вознес молитвы благоверному князю Даниилу Московскому у ковчега с частицей мощей святого.

От лица насельников Данилова монастыря Святейшего Патриарха приветствовал наместник обители архимандрит Алексий (Поликарпов), который преподнес в дар Его Святейшеству богослужебные сосуды.

Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с .

Во внимание к трудам на благо Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл наградил руководителя компании РООССА С.Н. Журбенко орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Но «МК» она призналась, что раскаивается в случившемся

Свободолюбивый сектор соцсетей взорвал очередной скандал. Начался он с поста журналистки Марии Папу, рассказавшей, как они с мужем ходили в столичный Данилов монастырь. «Вася сел в свободной позе, положив ногу на ногу, и читал телефон. Мы разговаривали тихо и вели себя, в общем, совершенно пристойно, - пишет женщина. - Однако через 3 минуты к нам с дальнего конца площади направилась пожилая женщина в грязном черном клобуке. Она довольно агрессивно, тоном воспитательницы детского сада, которая разговаривает с непослушным ребенком, стала требовать, чтобы Вася «нормально сел», аргументируя свои претензии тем, что так не сидят «перед иконами и Господом».

У матушки Фелиты часто просят совета и благословения.

Далее журналистка рассказывает, что к ним «подошла бесноватая баба в грязной одежде. Она пригрозила нам, что, если мы не подчинимся, она позовет казаков. «Зовите!» - сказали мы. Она натурально позвонила по телефону...»

Вызванные на подкрепление казаки буквально силой, по словам автора поста, заставляли ее мужа Василия сесть «как надо». Пост тут же собрал более 2 тысяч гневных откликов.

На следующее утро после скандала мы отправились в монастырь, чтобы проверить, действительно ли здесь могут и побить за не должным образом закинутую ногу?

На входе дежурят сразу несколько казаков разного возраста - кто в парадной, кто в повседневной форме. Как только я переступаю порог, самый молодой из них кивает в мою сторону и угрожающе проводит пальцем по своему горлу - мол, еще шаг, и зарежу. При этом он самодовольно улыбается: оказывается, это всего лишь условный знак, что нужно взять в притворе или купить в церковной лавке платочек. Без него дальше порога, жестами показывает казак, не пустят.


На следующее после скандала утро матушка Фелита старалась лишний раз не пересекаться с прихожанами монастыря.

Казаки, по-хорошему, не должны никому здесь указывать, как себя вести, это дело не их, а духовенства, - признается священнослужитель, который дружит с монахиней Фелитой (именно в ней опознали женщину, удостоившуюся столь нелестных характеристик). - Но и простых посетителей вроде вас, вроде той парочки, кто матушку вчера обидел, тоже, строго говоря, тут быть не должно. Превратили монастырь в проходной двор! В парк отдыха! Безобразие! В старые времена он находился за пределами столицы, но постепенно она разрослась, и теперь он стоит в самом центре Москвы. Вот и ходят сюда все кому не лень.

Немного отойдя от праведного гнева, он заверяет, что матушка Фелита, которая после огласки истории чувствует себя неважно и отсиживается в одном из монастырских подвалов, никого никогда насильно не гонит.

Сам видел - из окошка за ними наблюдал, как она вчера подошла к этим и очень кротко попросила их вести себя скромнее, - защищает своих батюшка. - Фелита тонкий, деликатный человек.

Пока матушка в отсидке, за территорией приглядывают сами монахи и казаки - довольно вяло, больше разговаривают о делах мирских между собой. Те прихожане, кто после посещения храмов хотят немного передохнуть, садятся у Троицкого собора. Перед ним разбит небольшой сквер, возле клумбы полукругом расставлены скамейки. На них сидят кто как: и мужчины, подобрав под себя ноги, и облокотившиеся друг на друга девчонки, уплетающие булочки из монастырской трапезной. Одна женщина, закинув ногу на ногу, еще и в джинсах.


Во дворе Троицкого собора многие мужчины сидят, закинув ногу на ногу, но замечания казаки делают далеко не всем.

Ой, простите, задумалась, - сразу же одергивается она, когда я подхожу к ней. - Меня монахиня здешняя уже предупреждала на этот счет, и вот опять я за собой не слежу. Пусть присматривает за нами - в чужой монастырь со своим уставом не лезут.

Оказывается, матушка Фелита единственная, кто следит за порядком в сквере перед Троицким собором. Со входа, где прохаживаются взад-вперед казаки, этот сквер даже не виден. Покидать свой пост, объясняет один из них, им без крайней необходимости не разрешается. Но если кто-то кое-где у них в монастыре порой позволяет себе фривольность, они не спешат на помощь.

На скамейке в сквере я заметила мужчину, читавшего книжку - светскую, но про Афон. Сидел он вполне пристойно, но в вязаной шапке. Мне же при входе было сказано, что женщина должна и внутри храмов и на всей территории монастыря ходить в платочке. Следуя этой логике, и мужчина должен был быть здесь без шапки не только внутри, но и снаружи. 39-летним сотрудник вневедомственной охраны по имени Максим шапку снять отказался. Он отдыхал после ночной службы, и ему было холодно. Я предупредила полицейского, что сейчас нажалуюсь на него казакам, и попросила подождать. Но ни один из них даже не сделал шага в сторону сквера:

Женщина - да, должна ходить на всей территории в платке, а мужчина пусть сидит в шапке, а то уши отморозит, - аргументировали они.


Когда корреспондент «МК» присела отдохнуть прямо напротив входа, никто не сделал замечания.

Мужчинам позволено больше, хотя вообще-то в православии нет дискриминации, - поддержал их спешивший в трапезную монах. - Женщина у нас в монастыре в платочке - везде, мужчина без шапки - только в храмах.

Но и к женщинам здесь сегодня относились снисходительно. Когда я присела отдохнуть прямо напротив входа, прямо перед казаками, от холода закинув ногу на ногу, ни один из них не то что не сделал мне замечание - даже не подошел. Напротив, они демонстративно отворачивались, расходились в разные стороны, а то и заговаривали по мобильнику.

Казаков немного пришугнули, боятся нового скандала, - шепнул один из батюшек. - Да и все эти указания, как кому себя вести, не угодно это Богу! В монастыре каждый - и мирянин, и монах, и казак - на самого себя внимание обращать должен, а не длину юбки других в уме подсчитывать. Человек тут настолько должен быть в молитву погружен, чтобы глаза от пола или молитвослова поднять не смел. Да и как можно словом укорить зашедшего в дом Божий - а если он больше после этого никогда не придет?

И все же, считают местные миряне, без патрулирования казаками территории - никуда.

Монастыри всегда притягивали к себе больных и бесноватых, - поделился со мной шеф-повар трапезной Олег Ольхов. - Случай на скамейке это что, у нас тут чего только не было: и голый мужик вдоль церкви круги наматывал, и беглый преступник от полиции прятался. Служивые устроили за ним охоту прямо в монастыре, он тут за церковью отстреливался, пули перед нами свистели. Слава Богу, не убило никого!

Казаки, уверен повар, не помешают - люди сюда заходят всякие, многие и правда ведут себя как в парке. А вот от услуг матушки Фелиты можно было бы и отказаться. Она, разоткровенничались даниловцы, стала причиной раздора не только между мирянами, но и внутри братии.

Хороший вопрос вы задаете - что это монахиня делает в мужском монастыре, я и сам его себе иногда задаю, - как на исповеди, открылся мне иеродиакон Варлаам и даже разрешил назвать себя в газете. - Хоть она и престарелая, но все же женщина, нас, монахов, смущает. Средний возраст братии - 45–46 лет, когда никто от греховных помыслов не защищен. И толку от нее никакого: работает она на каноне, присматривает за чистотой подсвечников, где ставят за упокой. Ну как присматривает - контролирует все больше. Пожаловаться мы на нее архимандриту не можем - не положено. Остается только молиться за нее.


Женщинам в Даниловском монастыре предписывают ходить в платках и в церквях, и на всей территории, а вот мужчинам шапки вне храма можно и не снимать, - а то уши отморозят.

Другие монахи, напротив, уверяют, что пользы от матушки Фелиты больше, чем греха:

Да куда же она от нас уйдет, прижилась уже, трудится тут с 1983 года, - вспоминает еще один батюшка. - Сегодня это обычная практика в мужских монастырях, что женщины помогают присматривать за хозяйством: монахи сами не справляются. А сидеть, закинув ногу на ногу, в монастыре и правда неприлично, матушка права! Довели бедняжку! Ее сегодня и не видать даже.

«МК» все-таки удалось разыскать монахиню раздора. Она пряталась в исповедальне Троицкого собора. Тяжелую деревянную дверь матушка закрыла на все засовы, но после долгих переговоров согласилась выйти на свет Божий.

Простите, матушка, - обратилась она ко мне, - ничего говорить не буду, мне очень-очень стыдно.

Лицо у нее было совершенно заплаканное, она взяла посох, надела на спину рюкзак и быстро зашагала к выходу из монастыря.

За случившееся стыдно? - уточнила я вдогонку.

Нет за женщину эту, за мужчину. Очень стыдно. Раскаиваюсь, что все так между нами произошло.

Спокойно выйти матушке не дали - проходящие мимо знакомые миряне просили у нее благословения.

С праздником вас, с Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня! - поздравила ее я у самого порога. Ведь вся эта некрасивая история случилась аккурат в канун большого церковного праздника.

И вас с Крестом, - обрадовалась матушка доброму слову и вдруг горячо воскликнула: - Поймите, я правда не просила Господа нашего, чтобы он их наказал, а только вразумил! Буду теперь остаток дней своих молиться за эту пару, чтобы они к Богу пришли! И сюда ходили!

Она говорила с огромным волнением, из глаз ее текли слезы.

И ты, матушка, в церковь сходи - на тебе крестик есть? - внимательно посмотрела она на меня. - Ну-ка, сотри помаду с губ, вот, хорошо, у тебя улыбка очень красивая, когда без помады, и платочек перевяжи, а то опустился, умница.

Стоявшие рядом с нами казаки засмущались и отвернулись, а я быстро стерла помаду и поправила платочек. У матушки моментально на глазах высохли слезы, она победно помахала посохом, улыбнулась сама и, довольная, зашагала прочь из монастыря.

Страница 1 из 7

Страницы церковной жизни Москвы второй половины XX века.

Об авторе

О. Василий Серебренников родился в Томске 30 октября 1907 года. Отец его, Николай Николаевич, окончил с отличием Военно-Медицинскую Академию. Во время первой мировой войны служил военным врачом. С 1917 года был консультантом 1-го Красноармейского коммунистического госпиталя в Москве (ныне больница им. Бурденко), затем преподавал в Московском медицинском институте, с 1926 г. занимал должность профессора по болезням ухо-горло-носа в Смоленском университете. В последние годы, до самой своей кончины 10 сентября 1955 года, был консультантом центральной поликлиники Министерства здравохранения СССР. Ему принадлежит около семидесяти научных работ.

Николай Николаевич Серебренников был человеком верующим, но не глубоко церковным, как и большинство дореволюционной интеллигенции. Деды его были священнослужителями. Когда о. Василий собирался принять священный сан, он не возражал, сказав: "должность полезная..."

Суровый сибиряк, труженник, всю жизнь неутомимо работал. В самоотверженном труде видел оправдание жизни человека, исполнение его долга. Любил все передовое и научное. Имел средства выписать из Америки 1-ю модель "форда". Увлекался физиотерапией. В 20-е годы участвовал в полублаготворительном "Обществе русских врачей", располагавшемся на Арбате и в благотворительном обществе при Марфо-Мариинской обители.

Мать отца Василия, Мария Алексеевна, по национальности наполовину болгарка. Прадедушка и прабабушка по материнской линии отличались глубокой религиозностью. Прадедушка, бывало, молился со слезами, а прабабушка говорила маме: "Маня, живи по Евангелию, иначе гореть будешь в огне". Дедушка был военным, подполковником, к вере равнодушным. Но однажды увлекся учением Л. Толстого, нигилизмом и прочими еретическими учениями и вследствие этого потерял веру, сделался активным атеистом, поддерживал революцию.

В молодости мама томилась духом и искала Бога, увлекалась мистической литературой: Яковом Беме и другими. В Одессе она занималась в школе живописи. Здесь познакомилась с неким учителем оккультизма, который начал ею руководить духовно. Но однажды, услышав от него, что "человек есть Бог", она пришла в себя и порвала с ним отношения. После этого отринула свое увлечение мистицизмом.

Затем училась живописи в Петрограде у лучших художников, но война, а затем революция, не позволили ей закончить учебу, тем не менее, она была талантливой художницей-импрессионисткой.

Отец во время Первой мировой войны служил по военной линии, а семья жила у родителей матери, в семидесяти километрах от Одессы, в пос. Аккерман. В семье, кроме Василия, детей больше не было. Когда этот единственный сын был еще во чреве матери, она хотела рождением и воспитанием будущего ребенка "зажечь свечку Богу". По рождении мальчика, она каждую неделю причащала его в храме великомученика Пантелеимона в Одессе.

Когда отец поступил на службу в московский коммунистический госпиталь, семья переехала в Москву и поселилась на Старом Арбате.

И в Одессе, в период своих увлечений чуждыми учениями, мама не порывала совершенно с Церковью, а после переезда в Москву стала ревностной христианкой. Когда Василий подрос, и ему предстояло выбирать жизненный путь, он не был принуждаем или стесняем ничем со стороны родителей. Мама разрешила ему прочесть пять томов по йоге и житие блаженной Анжелы, которые ни в малейшей степени не отвели его от христианства. Потом он прочел Вильяма Джемса и три тома Лодыженского, затем о. Сергия Булгакова, но когда узнал о его уклонениях от Православия, бросил книгу в печь, как и прежде книги по восточной мистике.

Мама была серьезно и духовно настроенной, часто видели ее долго молящейся. Бывало, ночью стоит перед иконами, и около нее целая лужа слез... Говорила, что для молитвы ей нужна внутренняя подготовка. Василий был любопытен к духовным вопросам, дерзнул как-то спросить ее: если хорошо углубленно помолиться, то на сколько ей хватает молитвы? - "Часов на пять", - ответила Мария Алексеевна.

Мама с большим благоговением относилась к христианским святыням; особо почитала чудотворную икону Божией Матери "Утоли моя печали", которая находилась в церкви свв. Афанасия и Кирилла, брала от нее масло, пользовалась им в болезни, и ей становилось легче... Любила и жалела людей. Отец Василий говорил, что природная доброта ее была растворена благодатью... Как ни любила она своего единственного сына, но в первую очередь всегда кормила более голодного ребенка, если таковой находился. Приводила в дом нищих.

Умерла она 1 июня 1971 года. Отец Василий вспоминает, что когда она лежала в гробу, лицо ее сделалось духовно так красиво, что невозможно было оторваться...

Василий в 1925 году окончил седьмую опытную школу МОНО, а в 1930 - медицинский факультет 1-го Московского государственного университета (как раз в то время интеллигенции разрешили учиться в высших учебных заведениях).

В 1936 году Василий Николаевич вступил брак. Венчание состоялось в храме святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот. Супруга, Маргарита Васильевна, стала его верной спутницей, разделявшей с батюшкой все радости и горести на протяжении 42 лет. По словам людей, близких к семье отца Василия, еще прежде брака оба супруга пришли к взаимному согласию жить в супружестве как брат с сестрой. Маргарита Васильевна умерла 3 июля 1978 года.

По окончании университета Василий Николаевич работал врачом в разных учреждениях Москвы. В 1940 году в Первом медицинском институте защитил диссертацию на степень кандидата медицинских наук. До 1941 года работал в отоларингологом в больнице им. С. П. Боткина. Затем был уволен по болезни - непонятная болезнь мучила его всю жизнь, начиная со студенческих лет, но вместе с тем служила как бы "Божиим покрывалом", защищая от многих невзгод.

О духовной стороне его жизни того времени, из слов самого батюшки, можно сказать следующее. Систематического духовного образования он не получил. Воспитывался на Добротолюбии и других аскетических книгах. Исповедовался несколько раз у даниловского архимандрита Георгия (Лаврова). После смерти отца Георгия (1932 г.) стал обращаться к иеромонаху Павлу (Троицкому), который дал ему тяжкое в моральном отношении послушание. Василий исполнил послушание, но продолжать обращаться к отцу Павлу не смог. Отец Павел был против его брака и направлял на путь юродства. Затем - знакомство с отцом Митрофаном из Зосимовой пустыни, тогда уже закрытой, жившим в Высоко-Петровском монастыре. Он сказал ему как-то: "В духовные дети никого не беру - не слушают..." Вскоре началась война...

После войны по благословению митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича) заочно, за год и два месяца, Василий Николаевич окончил Московскую Духовную семинарию и в 1948 году принял священный сан диакона (в Троице-Сергиевой Лавре, 28 марта по н. ст.), а спустя неделю - священника. С 1948 по 1955 гг. служил священником в храме св. мученика Иоанна Воина. 12 сентября 1955 года был переведен в храм Воскресения Словущего на Арбате, в пер. Аксакова (быв. Филипповском). 19 марта 1958 года, ко дню Святой Пасхи, возведен в сан протоиерея. До 1989 года был настоятелем этого храма. Имел многие награды и церковные отличия. Последние годы жизни, до самой кончины, оставался почетным настоятелем церкви Воскресения Словущего.

Скончался батюшка 30 декабря 1996 г., в день пророка Даниила и трех отроков, в 6 часов утра. При его кончине были две его духовных дочери.

В последнее время батюшка тяжело болел, часто испытывал сильные боли и страдания физические, но терпел безропотно, принимая это как данное Богом предсмертное испытание. Бывало, спрашивал: ведь я не ропчу? Когда уже не мог служить, но мог еще ходить, исповедовал в храме; до последних дней принимал людей и исповедовал у себя дома. Последний раз его вывозили в церковь на Пасху 1996 года.

В воскресенье, 29 декабря, смерть еще казалась отдаленной. Ночью батюшка почувствовал, что пришел конец его земной жизни, исполненной страданий. Говорил: "Я умираю" (повторив несколько раз), "я очень устал терпеть боль".

Перед самой кончиной лицо его необыкновенно просияло. Лежал он, обращая лицо ко святому углу, где были Святые Тайны. Трижды улыбнулся, постепенно дыхание его утихло, и он мирно отошел ко Господу.

Вечером в день кончины приехал духовник отца Василия протоиерей Алексий (настоятель церкви Флора и Лавра на Зацепе). Отслужили панихиду. Отец Алексий неожиданно спросил матушек, ухаживавших за отцом Василием: "Поищите-ка у батюшки монашеское облачение". Довольно легко нашли полумантию, клобук, два новых парамана, параманные кресты, четки. Отец Алексий рассказал, как за две недели до кончины батюшки он приехал причастить его, и сказал, что жизни осталось немного и хорошо бы принять монашеский постриг. На что отец Василий ответил уклончиво и несколько загадочно: "Я читал в одной книге, что архиерей постриг одного, а когда пришло подходящее время постригаться, то уже было нельзя". Из этого и найденных вещей отец Алексий сделал предположение, что отец Василий был в тайном постриге (но он никогда никому об этом ничего не говорил и не оставил никаких посмертных завещаний относительно этого). Хотя, возможно, что монашеские вещи принадлежали кому-нибудь другому (батюшка имел общение со многими монахами). Близкие отцу Василию духовные дети уверены, что батюшка не принимал монашества, а монашеские вещи принадлежали глинским монахам, бывавшим у него в доме.

Чин погребения был совершен 2 января в Филипповской церкви епископом Истринским Арсением в сослужении многочисленного московского духовенства. Теплое слово в память почившего произнес епископ Арсений. Столь естественная в эти минуты скорбь разлуки с дорогим сослужителем, наставником, отцом незаметно растворилась тихой пасхальной радостью, как бы снисшедшей свыше - той радостью, которая всегда осеняет кончину праведника.