Самсон и далида. Библейские сказания: Самсон и Далила

Герои сегодняшней истории:

Самсон - израильский богатырь, прославившийся в войнах с филистимлянами. Сила Самсона заключалась в его волосах, которые он не должен был стричь.
Однажды на него напал лев, и Самсон растерзал его голыми руками. В одной из битв с филистимлянами он избил тысячу воинов ослиной челюстью. Любовь к филистимлянке Далиле погубила Самсона.

Далила - филистимлянка, которую полюбил израильский богатырь Самсон. Филистимляне, воевавшие с израильтянами, уговорили Далилу выведать у Самсона тайну его силы.

Самсон и Далила

Влюбчивый Самсон попал в сети филистимлянки, по имени Далила, жившей в доме Сорек. Хотя Самсон вел войну с филистимлянами, убил не одну тысячу человек, этот вспыльчивый, порывистый сумасброд, отличался одной слабостью: он был необычайно влюбчив. Когда он терял голову из-за какой-нибудь своенравной бабенки, то превращался в кроткого барашка.

Микеланджело Самсон и Далила 1530 г.

Коварная Далила не стоила его любви. К ней пришли филистимские начальники и сказали: "Уговори его, и выведай, в чем великая сила его, и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его; а мы дадим тебе за то каждый тысячу сто сиклей серебра". У корыстолюбивой женщины загорелись глаза при мысли о таком богатстве.

Она дождалась ближайшей нежной встречи и с самым невинным видом спросила у своего возлюбленного, в чем секрет его великой силы. Однако Самсон, наученный горьким опытом прежней женитьбы, стал держаться осторожнее и не так легко выбалтывать секреты. Он решил подшутить над любопытной женщиной и доверил ей, якобы в величайшей тайне, что сразу потеряет всю силу, если его свяжут семью сырыми тетивами.

Предательница напряженно ждала ночи, чтобы выполнить свой замысел. Когда Самсон заснул, она связала его семью тетивами, потихоньку выскользнула из дому и привела филистимлян. Вернувшись в спальню, она крикнула, будто в испуге: "Самсон! Филистимляне идут на тебя".

Жан-Франсуа Риго Самсон и Далила 1784 г.

Богатырь вскочил, как ошпаренный, с постели, в клочья изорвал стеснявшие его тетивы и проводил издевательским смехом заговорщиков, убегающих со всех ног. Далила уверяла, будто она тоже спала и что лучшим доказательством ее невиновности является то, что она своевременно его предупредила. Самсон притворился, что верит ей, но, когда пронырливая женщина снова стала приставать, чтобы он выдал тайну своей силы, он решил позабавиться и поиграть с ней, как кошка с мышкой. Притворяясь, что он поддается ее мольбам и заклинаниям, Самсон поверял Далиле какой-нибудь с ходу придуманный им секрет и преспокойно засыпал в ее объятьях.

Хитрая женщина дулась и отказывала своему сладострастному любовнику в благосклонности, отравляла ему жизнь капризами и жалобами и в конце концов довела его до того, что ради собственного спокойствия он выболтал ей правду: "Бритва не касалась головы моей; ибо я назарей божий от чрева матери моей. Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб, и буду как прочие люди".

Далила тотчас уведомила своих земляков, чтобы пришли к ней с обещанной денежной наградой. А сама тем временем усыпила Самсона на коленях своих и приказала цирюльнику состричь семь кос с его головы.

Деталь скамьи городской ратуши в Таллине первая четверть 15 века
Альбрехт Альдорфер Самсон и Далила 1506 г.

Альбрехт Дюрер Далила отрезает волосы Самсону

Якоб Махам Самсон и Далила 1613 г.

Затем, разбудив Самсона, она с презрением оттолкнула его от себя и выгнала из дому.

Джованни Батиста Лангетти Самсон 1660 г.

В ту же минуту подбежали филистимляне. Самсон кинулся на них, не зная, что его остригли и что он лишен своей силы в наказание за нарушение назарейского обета. После короткой схватки филистимляне одолели Самсона, заковали в цепи, выкололи ему глаза и с триумфом привели на посмешище, а потом втолкнули в темное подземелье, где, прикованный к конному приводу, он должен был вращать жернова.

Юлиус фон Карольсфелд Самсон и Далила

Гверчино Самсон, схваченный филистимнянами 1619 г.

Питер Пауль Рубенс Пленение Самсона 1609-10 г.г.

Питер Пауль Рубенс Пленение Самсона 1612-15 г.г.

Антонис ван Дейк Самсон и Далила 1625 г.

Рембрандт Ослепление Самсона 1636 г.

Соломон Йозеф Соломон Самсон и Далила

Заключенный в темницу, Самсон горько раскаялся во всех своих многочисленных вольных и невольных прегрешениях, разгуле, грабежах и непристойных похождениях, и, видно, небо, в конце концов, смилостивилось над ним.
Волосы стали быстро отрастать, а вместе с ними начала возвращаться и сила. Самсон старался всячески скрыть свою возрастающую мощь: он притворялся слабым и даже немощным, еле, словно из последних сил вертел жернов своей мельницы и даже не откликался на насмешки, лишь иногда как бы угасающим голосом прося пощады. Филистимляне совсем привыкли к мысли, что их плененный и слепой Самсон беззащитен и хил.

Победу над величайшим своим врагом филистимляне решили отметить жертвоприношениями и большим пиром в храме их бога Дагона. Это было высокое здание, подпираемое крепкими столбами. Просторный двор был окружен колоннами, портиками на первом этаже и лоджиями на втором. Собралось там много гостей, все шумно веселились. Филистимляне, отчаянные любители празднеств и пирушек, пили не только вино, они были также любителями пива.

Веселье шло во всю, шум усиливался, и рабам пришлось немало набегаться, чтобы успевать вовремя наполнять кубки. Захмелевшие гости потребовали, чтобы Самсон развлекал их музыкой; его привели из подземелья и втиснули ему в руки семиструнную арфу.

Слепой великан, униженный всем, что с ним стряслось, стоял в храме между двумя колоннами и покорно наигрывал на струнах мелодию, которую ему когда-то пела мать. Но пьяные гуляки не слушали. Они привели Самсона только для того, чтобы насладиться видом его падения и отомстить ему таким образом за все минуты страха, за все обиды, какие они от него претерпели.

Ловис Коринт Самсон 1910 г.

Бледный как труп, с пустыми глазницами, Самсон терпеливо сносил издевательства и оскорбления. Казалось, он стал беспомощным и душевно сломленным. Никто и не догадывался о том, что переживает он в эту минуту.

Тихо шевеля губами, он с мольбой шептал: "Господи боже! вспомни меня, и укрепи меня только теперь, о, боже! чтобы мне в один раз отомстить филистимлянам за глаза мои". Потом он сказал отроку, который привел его из подземелья: "Подведи меня, чтобы ощупать мне столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним". Отрок исполнил его просьбу.
Тогда Самсон обхватил руками два столба и громко воскликнул: "Умри, душа моя, с филистимлянами!" В храме Дагона внезапно наступила тишина, люди повскакивали с мест и со страхом смотрели на слепого. В то же самое мгновение Самсон напряг мускулы и изо всех сил рванул на себя столбы. Храм с чудовищным грохотом рухнул, погребя под своими развалинами богатыря и три тысячи филистимлян, которые там пировали.

Ф.С.Завьялов Самсон разрушает храм филистимлян 1836 г.

Иллюстрация к Библии на немецком языке "Самсон, разрушающий храм" 1882 г.

Земляки выкупили тело героя, который предпочел погибнуть, чем жить в рабстве и унижении. Самсона похоронили в могиле его отца Маноя и с той поры с гордостью вспоминали историю его жизни.

Материалы ВИКИПЕДИИ и сайтов.

Самое значительное из оперных произведений Камиля Сен-Санса - опера "Самсон и Далила" - было окончено композитором в 1876 г.

Римский-Корсаков назвал это сочинение лучшей из современных опер на Западе, после произведений Вагнера.

Изначально, в 1868 г., когда Сенс-Санс приступил к работе над "Самсоном и Далилой", он предполагал писать ораторию. И лишь благодаря либреттисту Лемеру миру явилась одна из самых замечательных в истории музыки опер.

Библейский персонаж Самсон - израильский богатырь, который прославился в войнах с филистимлянами. Много раз враги израильтян, филистимляне, покушались убить его, но всегда безуспешно. Богатыря погубила любовь к филистимлянке Далиле. Узнав, что сила героя заключается в его длинных волосах, она во время сна остригла их, а затем передала своего любовника в руки филистимлян. Язычники, выколов Самсону глаза, посадили его в темницу.

Согласно Ветхому Завету однажды мучители привели Самсона на всенародное поругание в свой языческий храм. Самсон попросил отрока, водившего его за руку, подвести его к двум колоннам, на которых держалось все здание, чтобы прислониться к ним. Помолившись Богу, он уперся в столбы руками и сдвинул их с места. Здание обрушилось. Под развалинами здания погибли все филистимляне, бывшие там, а с ними и сам Самсон.

Первая постановка "Самсона и Далилы" состоялась 2 декабря 1877 г. в Веймаре, в немецком переводе в театре герцога.

Ж. Тьерсо писал об особой значительности лучших проявлений мелодики "Самсона и Далилы": "Пение разливается в ней широкой волной. Невольно спрашиваешь себя, откуда это странное заблуждение современников, кричавших: "Здесь нет мелодии"! И это говорится, когда перед нами развертывались страницы обольщения Далилы... Эти фразы большого дыхания, друг с другом связанные, свободно разворачиваются, создавая рисунок широких линий, замечательно оформленный, вызывающий в памяти образцы античного искусства".

САМСОН И ДАЛИЛА

Опера в трех действиях

либретто Ф. Лемера по библейской легенде

Действующие лица:

Далила............................................................................................меццо-сопрано

Самсон.........................................................................................................тенор

Верховный жрец Дагона...............................................................................баритон

Абемелех, газский сатрап..................................................................................бас

Старый иудей....................................................................................................бас

Гонец филистимлян........................................................................................ тенор

Первый филистимлянин...................................................................................тенор

Второй филистимлянин.......................................................................................бас

Иудеи, филистимляне

Действие происходит в городе Газа в Палестине в 1150 г. до н.э.

Краткое содержание

Действие первое.

Тёмная ночь спустилась на палестинский город Газы. Кажется, всё должно спать мирным и спокойным сном. Но нет, на площади перед храмом бога Дагона собралась огромная толпа иудеев. Коленопреклонённые, они горячо молятся богу, который покинул их в беде, отдав город ненавистным завоевателям - филистимлянам. Нет больше сил выносить надругательства врагов. Нет сил терпеть их владычество. Самсон, славящийся небывалой силой, призывает своих соотечественников свергнуть власть филистимлян. "Свобода близка! Браться, порвём оковы!" - восклицает он.
Народ, измученный издевательствами завоевателей, не внемлет увещеваниям Самсона, не верит в свои силы. Однако неукротимая воля богатыря, его горячие призывы к борьбе воодушевляют, наконец, соотечественников на открытое выступление против филистимлян.
Но вот распахиваются двери дворца, и на ступенях появляется в сопровождении свиты газский сатрап Абемелех. Гнев написан на его лице. Пересыпая свою речь угрозами, он советует иудеям "лучше заслужить снисхождение победителей", чем пытаться поднять восстание.
Разгневанный Самсон перебивает его. Только силой можно изгнать филистимлян из родного города. Завязывается ожесточённая схватка между толпой горожан и отрядом газского сатрапа. Бесстрашный Самсон вырывает у Абемелеха меч и поражает грозного противника. Филистимляне приходят в замешательство и под напором восставших в панике бегут. Иудеи во главе с Самсоном преследуют врагов.
Вышедший из храма верховный жрец бога Дагона в ужасе застывает перед трупом Абемелеха. Жрец призывает силы неба ниспослать иудеям гибель. А их главарю Самсону он предсказывает возмездие. Оно придёт от женщины, которую богатырь полюбит...
Постепенно светает. Отовсюду на площадь стекается ликующий народ - старики, женщины, дети. Они поют радостные песни в честь победы над врагом и прославляют возвратившихся во главе с Самсоном иудейских воинов.
Из ворот храма выходят филистимлянские девушки. Среди них прекрасная Далила. Красавицы приветствуют победителей и преподносят им венки из цветов, а Далила славит силу и мужество Самсона. Богатырь не может отвести взора от обольстительной филистимлянки. Он чувствует, что не в силах устоять перед её чарами. А девушка, танцуя, одурманивает воина нежными взглядами. На мгновенье склонившись к Самсону, она шепчет, что любит, что хочет сегодня же ночью встретиться со своим милым.
Звучит весёлая музыка. В пляске кружатся филистимлянки. Горящими взглядами следят иудейские воины за грациозными движениями девушек. Не отводит взора от Далилы и Самсон. А та всё танцует и танцует, пленяя богатыря...
Старик иудей предостерегает Самсона от пагубной страсти, подобной "жалу змеи". Но тот уже не в силах устоять перед охватившим его чувством.

Действие второе.

Дом Далилы в долине Сорек утопает в густой тропической растительности. Вечнозелёные лианы почти совсем скрывают от посторонних взоров вход. На ступенях, ведущих во внутренние покои, сидит Далила. Она ждёт Самсона. Коварное дело задумала прекрасная филистимлянка. Девушка поклялась во что бы то ни стало покорить могучего воина. Она отомстит за свой народ, предав ослеплённого любовью предводителя иудеев в руки соотечественников!
Сад озаряется холодным светом - это вдалеке сверкнула молния. Надвигается гроза. Из-за деревьев появляется верховный жрец. Увидя Далилу, он убеждает её воспользоваться силой любви Самсона и погубить заклятого недруга филистимлян. Священнослужитель обещает щедро одарить девушку, если ей это удастся.
Но Далила отвергает всякие награды. Нет, не стремление разбогатеть руководит ею, а жгучая ненависть к врагам. И она добьётся своего! Правда, очень трудно выведать у богатыря секрет его невиданной силы. Даже в минуты горячих ласк он остаётся скрытным. Но сегодня тайна Самсона будет разгадана!
Жрец благословляет девушку и оставляет её одну. Снова сверкает яркая молния, грохочет гром. Из темноты выступает Самсон. Бросившись навстречу богатырю, филистимлянка обвивает его шею руками. Она нежно уверяет Самсона в своей любви. Но сурово лицо воина. Вождь иудеев говорит девушке, что пришёл к ней проститься. Призванный служить своему народу, он должен забыть о Далиле, чтобы не лишиться доверия соотечественников.
Однако коварная филистимлянка не слушает Самсона. Слёзы появляются на её глазах: она сомневается в любви отважного иудея... Воин горячо уверяет Далилу в искренности своего чувства. Новый страшный удар грома прерывает его слова.
...Нежны объятия Далилы, горячи её поцелуи. Самсон чувствует, что Далила для него дороже всего на свете. Но нет, девушка ему не верит. Она требует, чтобы в доказательство любви богатырь открыл ей тайну своей загадочной силы.
Твёрдо сжаты губы Самсона. Видя, что он непоколебим, Далила, уходя, произносит оскорбительное слово: "трус". Подобно пощёчине прозвучало оно для вождя иудеев. Забыв обо всём на свете, он бросается в дом, вслед за Далилой...
Зловещие удары грома, один за другим, разрывают гнетущую тишину. Блеск молний вырывает из темноты движущиеся силуэты людей. Слышен приглушённый звон оружия. Филистимлянские воины устроили засаду Самсону: теперь враг не уйдёт от них!.. Вдруг из дома раздаётся громкий крик. На балкон выбегает Далила. В её руке волосы, срезанные с головы Самсона: в них-то и таилась невиданная сила богатыря. Филистимляне с шумом бросаются в дом, чтобы связать ослабевшего врага.

Действие третье.

Картина первая. Мрачное подземелье в газской тюрьме. Сюда после жестоких пыток заточили Самсона филистимляне. В звериной ненависти они выкололи вождю иудеев глаза, заковали его в цепи, заставили крутить громадные жернова.
Но не боль терзает Самсона. Его угнетает сознание вины перед своим народом. Чудятся ему голоса, проклинающие воина за измену. Он готов отдать всё на свете - даже жизнь, - лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников.

Картина вторая. Храм бога Дагона. В дальнем конце святилища вздымается огромная статуя Дагона, вдоль стен расположились жертвенные алтари. Посредине возвышаются две громадные мраморные колонны, поддерживающие свод.
Филистимляне радостно празднуют свою победу над иудеями. В окружении военачальников появляется верховный жрец. Повинуясь движению его руки, в храм вводят несчастного Самсона. Собравшиеся встречают поверженного воина презрительным смехом. С бокалом вина к пленнику подходит Далила. Издеваясь, она напоминает Самсону о минутах, которые он провёл в её объятиях, забыв о своём долге. Филистимлянка похваляется тем, как ей удалось обмануть богатыря и выведать его заветную тайну.
У Самсона нет сил слушать оскорбительные речи. В горячей молитве призывает он небесные силы помочь ему отомстить врагам за свою поруганную честь.
Вспыхивает священный огонь на жертвенниках. Начинается обряд жертвоприношений. Жрец Дагона требует, чтобы Самсон тоже принял в нём участие. Поводырь выводит слепца на середину храма, к колоннам.
Вознося свои молитвы богам, в смиренном почтении склоняются филистимляне. В то же мгновение, собрав последние силы, Самсон упирается руками в мраморные колонны и могучим усилием сдвигает их с места. Рухнувший свод скрывает под своими обломками и героя, и его врагов.

Библейская притча

Полюбил Самсон одну женщину, жившую на долине Сорек; звали ее Далила. Однажды к ней пришли филистимские владельцы и сказали:

– Уговори юношу сказать, в чем его великая сила и как нам его одолеть, чтобы связать и усмирить; а за то мы дадим тебе каждый по тысяче сто сиклей серебра.

Тогда Далила спросила Самсона:

– Скажи мне, в чем твоя великая сила и чем можно связать тебя, чтобы усмирить?

Самсон ответил ей:

– Если меня свяжут семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду как прочие люди.

Узнав об этом, филистимские владельцы принесли Далиле семь сырых тетив, которые еще не засохли, и она связала ими юношу. Между тем один из владельцев скрытно сидел у девушки в спальне. Тогда Далила сказала Самсону:

– Послушай! Филистимляне идут на тебя.

Юноша тотчас разорвал тетивы, как разрывают нитку из пакли, когда ее пережжет огонь.

Тогда Далила сказала Самсону:

– Вот, ты обманул меня и говорил ложь; скажи же теперь, чем связать тебя?

Он ответил ей:


Самсон и Далила. Герард ван Хонтхорст. Около 1615 года. Художественный музей, Кливленд (Огайо)


– Если свяжут меня новыми веревками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду как прочие люди.

Далила взяла новые веревки, связала Самсона и сказала ему:

– Филистимляне идут на тебя!

Между тем один из владельцев скрытно сидел в спальне девушки. Самсон сорвал веревки со своих рук, как нитки.

Тогда Далила сказала Самсону:

– Ты обманываешь меня и говоришь ложь; скажи, чем тебя связать?

Тот ей ответил:

– Если ты воткешь семь кос головы моей в ткань и прибьешь ее гвоздем к ткальной колоде, то я буду бессилен как прочие люди.

И Далила усыпила Самсона на своих коленях. Затем она взяла семь кос с его головы, прикрепила их к колоде и сказала:

Тот пробудился и выдернул ткальную колоду вместе с тканью; и его сила осталась неузнанной.

Тогда Далила сказала Самсону:

– Как же ты говоришь: «Люблю тебя», если сердце твое не со мной?

Вот, ты трижды обманул меня и не сказал, в чем твоя великая сила.

Поскольку девушка своими словами всякий день тяготила и мучила Самсона, то его душе стало тяжело до смерти. И решил он открыть ей свое сердце и сказал:

– Бритва никогда не касалась моей головы, ибо я назорей Божий от чрева моей матери. Если же остричь меня, то отступит моя сила; я сделаюсь слаб и буду как прочие люди.

Далила, видя, что Самсон открыл ей свое сердце, позвала филистимских владельцев и сказала им:

– Теперь идите; он открыл мне свое сердце.


Самсон и Далила*. Йозеф Ворличек. 1844 год


Тотчас к ней пришли филистимские владельцы и принесли серебро.

В это же время Далила усыпила Самсона на своих коленях и призвала человека, которому велела остричь семь кос с головы юноши. Тогда последний начал ослабевать, и от него отступила сила.

Далила сказала:

– Филистимляне идут на тебя, Самсон!

Услышав это, он пробудился и ответил:

– Пойду, как и прежде, и освобожусь, – но юноша еще не знал, что Господь отступил от него.

Тогда филистимляне напали на Самсона, выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали двумя медными цепями, чтоб тот молол в доме узников. Между тем волосы на голове юноши начали расти.

Однажды филистимские владельцы собрались, чтобы принести великую жертву Дагону своему богу, и повеселиться. Они говорили:

– Бог предал Самсона, врага нашего.

Также и народ, видя его, прославлял Бога своего, говоря:

– Бог предал врага и опустошителя земли нашей, который побил многих из нас.

Когда сердца людей развеселились, они сказали:

– Позовите Самсона из темничного дома, пусть он позабавит нас.

Тотчас юношу призвали из дома узников. Он забавлял филистимлян, и его ставили между столбами.

Тогда Самсон сказал отроку, который водил его за руку:

– Подведи меня к столбам, на которых держится дом, чтоб я мог прислониться к ним.

Отрок так и сделал. Дом же был полон мужчин и женщин; там были все филистимские владельцы, и на кровле сидело до трех тысяч мужчин и женщин, смотревших на забавляющего их Самсона.



Юноша воззвал к Господу и сказал:

– Господи Боже! Вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже, чтобы мне разом отомстить филистимлянам за два моих глаза.

После этих слов Самсон сдвинул с места два средних столба, на которых держался дом. Пленник уперся в них, в один правой рукой, а в другой – левой, и сказал:

– Умри, душа моя, с филистимлянами!

Юноша изо всей силы надавил на столбы, и дом обрушился на владельцев и на весь народ, бывший в нем. Погибших при смерти Самсона было больше, чем умертвленных им при жизни.

Пришли братья и все родичи отца юноши и похоронили Самсона между Цорою и Естаолом, во гробе Маноя, отца его.

ДАЛИЛА - САМСОН

Самсон (Шамшон) - великий герой древнего Израиля. Имя его означает «сильный». Самсон родился в семье израильского судьи Маноя и его красавицы жены. Существует следующая легенда о рождении мальчика. Однажды к Маною явился во сне ангел и предсказал, что вскоре его бездетная супруга родит наследника, который спасёт иудеев от нападавших на них уже несколько десятилетий филистимлян. В обмен на божественное чудо Самсон должен был до конца жизни оставаться назореем, служить Богу, не употреблять спиртное и никогда не остригать себе волосы. Счастливый отец обещал ангелу выполнить Божью волю и воспитывал сына согласно данному наказу.

Мальчик рос на удивление отважным и смелым, а о его богатырской силе по иудейской земле стали распространяться небывалые слухи. Говорили, что однажды храбрый юноша разорвал руками пасть живому льву, а в одном из боёв с филистимлянами он убил около тысячи врагов. Вокруг Самсона ходили легенды, одни пытались разгадать секрет его силы, другие восторгались необычным юношей, третьи предлагали ему за большое вознаграждение раскрыть свою тайну. Но тот оставался непреклонен.

Вскоре юношу назначили судьёй, а спустя несколько лет он уже руководил порабощённым израильским народом. Хотя богатырь вёл неправедную жизнь, он пользовался большим уважением у граждан. К тому же его боялись и не желали заводить споры со вспыльчивым, упрямым и своенравным Самсоном. Часто он вступал в бои с филистимлянами и не давал им, прибывшим с далёкого острова Крит и господствовавшим на его родной земле в течение сорока лет, продолжать вторжение на юг и захватывать всё новые и новые иудейские земли. Филистимлянские военачальники не могли справиться с иудейским богатырём. Слава о небывалой физической силе Самсона всё быстрее распространялась по городам и селениям.

Женщины его боготворили, он отвечал на их чувства и, влюбляясь в очередную красавицу, терял голову, становился покорным, смиренным и кротким. Однажды Самсон пришёл в филистимлянский город Газа и встретил там красавицу филистимлянку Далилу. Она тоже не отличалась благочестием и даже была известна как девица особо хитрая и коварная. Однако иудейский богатырь влюбился в Далилу и провёл с ней весь вечер.

Филистимляне, узнав о том, что в городе находится их злейший враг, решили заманить Самсона в ловушку: закрыть главные ворота города и поставить рядом с ними несколько десятков вооружённых охранников. Заговорщики ожидали появления иудейского богатыря лишь под утро и мирно заснули, положив рядом с собой оружие. Однако Самсон, предчувствуя неладное, направился в полночь к городским воротам, убил всех стражников, снял ворота и отнёс их на вершину горы. Под утро обескураженные неудачей филистимляне обнаружили около входа в город убитых воинов, а бесстрашный богатырь с тех пор беспрепятственно наведывался в Газу.

Несколько месяцев влюблённый богатырь наслаждался любовной страстью с Далилой и почти не выходил из её покоев. Напомним, Далилу считали самой изощрённой блудницей в филистимлянском царстве. Красивая, черноокая, с лукавой, чарующей улыбкой, Далила так приворожила Самсона, что тот, и без того слабый по части женского пола, окончательно потерял голову.

Хитрые филистимляне воспользовались сердечной слабостью Самсона и уговорили Далилу за большую плату узнать сокровенный секрет богатырской силы непобедимого богатыря. Коварная женщина согласилась и в тот же вечер, прибегнув к самым хитрым способам, стала выведывать у любовника его тайну. Тот долго не решался открыть секрет, несколько раз говорил неправду, предчувствуя неладное. Сначала он сказал, что потеряет силу, если его тело будет связано семью верёвками. Когда любовник уснул, Далила приказала слугам связать его и послала за филистимлянскими начальниками. Те в полночь вломились в дом блудницы, но Самсон с лёгкостью разорвал верёвки и расправился с врагами. Филистимляне в ужасе бежали прочь, а Далила поклялась любовнику в своей невиновности. Влюблённый мужчина поверил коварной предательнице.

Через несколько дней блудница вновь напоила возлюбленного вином и так горько плакала, жестоко упрекая Самсона в недоверии и нелюбви к ней, что простодушный великан сдался во второй раз. Он всё-таки рассказал Далиле, что его сила кроется в длинных, густых волосах и если остричь их, он станет беспомощен и слаб.

Бесстыжая любовница, напоив богатыря сонным вином, остригла ему все семь кос и выдала Самсона филистимлянам. Заковав обессилевшего богатыря в цепи, враги выкололи ему глаза и посадили в темницу. Далила тем временем, получив внушительную сумму, утопала в роскоши и наслаждалась приобретённым богатством. Лишь один раз она навестила бывшего любовника в темнице и горькими речами, рыдая у него на плече, просила Самсона простить её. Она говорила, что сделала это ради любви к нему, из опасения, что богатырь разлюбит её и бросит, что теперь желает выкупить его у филистимлян и до конца жизни быть с ним рядом. Но Самсон больше не желал слушать лживых речей возлюбленной, погубившей его за одну ночь, и попросил её никогда больше не приходить к нему в темницу.

Ослеплённый и ослабленный, он несколько месяцев оставался в плену у филистимлян, которые заставляли его работать по ночам и придумывали новые и новые наказания. Ни друзья, ни родственники Самсона не смогли выкупить пленника у врагов. Филистимляне, празднуя победу над знаменитым богатырём, не желали слушать ни о каком выкупе и продолжали издеваться над поверженным героем. Однако они не учли то, что если волосы у Самсона вновь отрастут, с ними к богатырю вернутся его неодолимые силы.

Однажды в Газе, где филистимляне держали ненавистного израильского великана, устроили праздник в честь какого-то языческого божка. Самые знатные вожди филистимлянского народа собрались на пышный пир, куда решили привести и закованного в цепи Самсона, чтобы лишний раз посмеяться над ним. Богатырь вошёл в храм и попросил подвести его к колонне, на которой держалась крыша здания. Самсон одним движением своротил опору, и храм рухнул. Говорили, что тогда погибло несколько тысяч человек. Погиб под руинами и Самсон.

Похоронили героя на родине, в городе Сариасе. А легенда о самом сильном человеке, которого погубила слепая любовь к женщине, передаётся из поколения в поколение на протяжении тысячелетий.

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Самсон Самсон – знаменитый библейский судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Он вырос среди рабского унижения своего народа и порешил отомстить

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ

Самсон Самсон (литер, этн.). – Апокрифические сказания о С. встречаются в Палее исторической, иначе называемой, по первой начальной фразе, «книгой бытия небеси и земли». В этом пересказе ветхозаветной истории особая глада посвящена изображению жизни С. Главное отличие

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

ДАЛИЛА - САМСОН Самсон (Шамшон) - великий герой древнего Израиля. Имя его означает «сильный». Самсон родился в семье израильского судьи Маноя и его красавицы жены. Существует следующая легенда о рождении мальчика. Однажды к Маною явился во сне ангел и предсказал, что

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Далила (евр.) - возлюбленная Самсона. Выведав по наущению филистимлян, что сила Самсона скрыта в его волосах, она усыпила героя, остригла его волосы и выдала его

Из книги Герои мифов автора

Самсон (библ.) - иудейский силач, сын Маноя из города Пора. Маною и его жене, долго бывшим бездетными, ангел предвестии рождение С. сказав, что ребенок избран на служение Богу, и велел подготовить его к пожизненному назорейству. Назореи соблюдали ритуальную чистоту,

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Самсон-борец (Samson Agonistes)Трагедия (1671)Самсон, ослепленный, униженный и поруганный, томится в плену у филистимлян, в тюрьме города Газы. Рабский труд изнуряетего тело, а душевные страдания терзают душу.Ни днем ни ночью Самсон не может забыть о том, каким славным героем был

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Из книги Разведка и шпионаж автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Из книги автора

Самсон Самсон является героем преданий Ветхого Завета. В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный». Он прославился тем, что обладал необыкновенной физической силой. Самсон был сыном Маноя из колена Данова. Маной и его жена

Из книги автора

Samson and Delilah Самсон и Далила 1949 - США (131 мин)? Произв. PAR (Сесил Б. Де Милль)· Реж. СЕСИЛ Б. ДЕ МИЛЛЬ· Сцен. Джесси Ласки-мл. и Фредрик М. Фрэнк по синопсису Херолда Лэма, основанному на Библии (Книга Судей, 13–16) и романе Владимира (Зеева) Жаботинского «Самсон Назорей»· Опер.

На либретто (по-французски) Фердинанда Лемера, основанное на Книге Судей.

Действующие лица:

ДАЛИЛА, жрица бога Дагона (меццо-сопрано)
САМСОН, предводитель иудеев (тенор)
ВЕРХОВНЫЙ ЖРЕЦ ДАГОНА (баритон)
АБЕМЕЛЕХ, газский сатрап (бас)
СТАРЫЙ ИУДЕЙ (бас)

Время действия: библейское.
Место действия: Газа.
Первое исполнение: Веймар (по-немецки), 2 декабря 1877 года.

Попросите любого любителя музыки наобум назвать сюжет, легший в основу наибольшего числа опер, и он, вероятно, назовет либо Фауста, либо Орфея, либо, вполне возможно, Ромео. У меня нет уверенности в том, каков должен быть правильный ответ, поскольку нет описаний сюжетов тех 28000 опер, которые хранятся в Национальной библиотеке в Париже, не говоря уж о тысячах тех, которые не попали во Францию. Но в самом начале такого списка, я уверен, был бы сюжет с Самсоном. Я обнаружил свидетельства об одиннадцати трактовках этого сюжета, существовавших до того, как к нему обратился Сен-Санс. Это не считая, конечно, генделевской интерпретации драмы Мильтона - произведения, написанного в жанре не оперы, а оратории. И отнюдь не все они принадлежат перу нынче забытых композиторов. Одна из них, например, творение Рамо, либреттистом которого в данном случае был не менее знаменитый человек - Вольтер. Другая принадлежит немцу Иоахиму Раффу. Довольно странно, что при том, что каждый из этих композиторов был не только именитым музыкантом, но также влиятельной персоной, ни одна из их самсоновских опер никогда не была поставлена.

У Сен-Санса тоже были некоторые проблемы, прежде чем он увидел исполнение своего творения в полном виде и прежде чем он смог услышать его в своей собственной стране. Его кузен Фердинанд Лемер вручил композитору либретто в 1869 году, и партитура уже значительно продвинулась, когда разразилась франко-прусская война. Она прервала работу над оперой на два года, после чего она пролежала еще два года на письменном столе композитора. Наконец произведение услышал Лист. Всегда с большим энтузиазмом помогавший молодым людям, этот аббат взял партитуру и организовал мировую премьеру оперы в Германии, в Веймаре. Она называлась «Самсон и Далила». Произошло это в 1877 году. Лишь спустя тринадцать лет она была поставлена на родине композитора в парижской «Гранд-опера» и с тех пор составляет основу репертуара этого театра, идя на его сцене один или два раза в месяц вот уже более столетия год за годом.

В англоговорящих странах она тоже медленно прокладывала себе путь. В Англии она подпадала под закон (а в Америке - предубеждение), направленный против изображения библейских персонажей на сцене. Вот почему в этих странах она была исполнена в виде оратории. В Англии она не ставилась как опера вплоть до 1909 года, а в Соединенных Штатах, несмотря на несколько отдельных представлений оперы еще в XIX веке, она вошла в постоянный репертуар «Метрополитен-опера» лишь в 1916 году. Тогда, с труппой, возглавлявшейся Карузо и Маценауэром, опера произвела такое сильное впечатление, что осталась в репертуаре на многие годы. Сегодня, однако, имеется интересное различие в стандартах постановки: публика требует - и получает - Далилу, которая тоже выглядит и поет как коварная женщина.

В 1947 году, когда опера Сен-Санса была временно снята с репертуара, в «Метрополитен» вместо нее была поставлена одноактная версия этого сюжета Бернарда Роджерса, озаглавленная «Воитель». В этой опере глаза Самсону выкалывают самым что ни на есть реалистическим образом - с помощью раскаленного железного прута, прямо на сцене по ходу действия. Руководству театра пришла в голову счастливая мысль дать этот спектакль в качестве приманки, вместе с другой одноактной оперой - «Гензель и Гретель» Хумпердинка - на субботнем утреннем представлении для малышей. Естественно, произведение бедного мистера Роджерса не имело успеха у родителей, которые привели своих чад отнюдь не на спектакль со столь устрашающим сюжетом, а на детскую оперу Хумпердинка. В результате опера Сен-Санса была восстановлена в репертуаре.

ДЕЙСТВИЕ I

В палестинском городе Газа израильтяне находятся в рабстве у филистимлян. Они собрались ранним утром на городской площади, здесь Самсон призывает их к активному сопротивлению. Иудеи, измученные издевательствами завоевателей, колеблются и сомневаются в успехе своего сопротивления, но в конце концов страстный призыв Самсона воодушевляет их. Их волнения вынуждают явиться сюда Абемелеха, сатрапа Газы, чтобы выяснить, что же здесь происходит. Его ядовитые насмешки и колкости, а также призыв оставить бога Иегову ради Дагона возбуждают у иудеев ненависть к нему. Самсон пробуждает в израильтянах столь сильное чувство негодования, что они восстают («Israel, burst your bonds» - «Израильтяне, разорвите свои оковы»). Абемелех нападает на них; Самсон выбивает у него меч и убивает его. Филистимляне в панике бегут; Самсон во главе иудеев преследует их.

Двери храма бога Дагона открыты. Из них выходит верховный жрец со своей свитой. В патетических тонах он шлет проклятье Самсону. Однако ему не удается вернуть филистимлянам уверенность в себе после того ужаса, который они недавно пережили. И когда возвращаются израильтяне, верховный жрец и все его окружение предпочитают удалиться.

Настал час великого триумфа Самсона. Именно в этот момент обольстительная жрица Далила выступает вперед из храма Дагона вместе с хором своих, столь же пленительных юных прислужниц. Они приветствуют торжествующего героя, украшая его гирляндами, обольщают его песнями и танцами. Далила шепчет ему, что он уже царит в ее сердце, и поет обольстительную арию о весне («Printemps qui commence» - «Весна начинается»). Один из иудейских старейшин предостерегает Самсона, но молодой герой, который уже имеет репутацию человека, подверженного чарам женской красоты, совершенно покорен Далилой.

ДЕЙСТВИЕ II

На долину Сорек опускается ночь. Приближается гроза. Короткое вступление ко второму действию создает впечатление, как это может сделать музыка, - что ночь будет прекрасна. Далила, одетая настолько обольстительно, насколько позволяют это нормы приличия в большой опере, ожидает в роскошном восточном саду своего возлюбленного. Она ненавидит его как врага своего народа и в полной энергии и силы арии («Amour! viens aider та faiblesse!» - «Любовь! Приди помочь, моя слабость!») молит бога любви помочь ей лишить его силы.

Верховный жрец приходит, чтобы сказать ей, что дела идут все хуже и хуже, поскольку иудеи, некогда рабы, теперь восстали против своих прежних хозяев. Зная хорошо тщеславие красавиц, он специально сообщает, что Самсон хвастался тем, что ей не удастся подчинить его себе. Но Далила и так вполне ненавидит Самсона и без этого подстрекательства. И позже, когда верховный жрец обещает щедро одарить ее, если ей удастся разведать секрет его силы, она говорит ему, что никакого вознаграждения не нужно. Она уже трижды пыталась выведать эту тайну - и все три раза терпела неудачу. Но на сей раз она клянется, что добьется успеха. Самсон, она уверена, раб любовной страсти, и теперь оба - Далила и верховный жрец - поют триумфальный дуэт по поводу их грядущей победы, в которой они не сомневаются.

Разражается ужасная буря. Верховный жрец удаляется, а Далила с нетерпением ожидает Самсона. Когда он в конце концов появляется из мрака ночи, он шепчет себе, что желает лишь одного - освободиться от чар Далилы. Он пришел проститься с нею, так как должен служить своему народу. Он не обращает внимания на ее решимость удержать его и на ее женские хитрости, которые содержат не только любовные утехи, но также сентиментальные воспоминания о наслаждениях в прошлом, гнев и слезы. Видя, что он смягчается, она поет знаменитую арию «Mon coeur s"ouvre a ta voix». В концертном исполнении она гораздо меньше впечатляет, чем в опере, поскольку в концерте, где нет сценического партнера, нельзя столь выразительно передать любовные излияния Самсона Далиле в конце каждого куплета.

Далила снова спрашивает, в чем секрет его огромной силы, но Самсон снова отказывается раскрыть его. Но когда Далила в конце концов отталкивает его, называет его трусом и выталкивает из дома, Самсон совсем теряет рассудок. В раскатах бушующей бури он в отчаянии простирает руки к небу и медленно следует за Далилой в ее дом. Из библейской истории все знают, что произошло в доме с Самсоном и его волосами. За сценой слышен удар грома. В блеске молнии видны фигуры филистимлянских воинов, тихо окружающих дом Далилы. Неожиданно она появляется в окне и призывает на помощь. Слышен вопль Самсона: он кричит, что его предали. В дом врываются воины, чтобы схватить его.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Потеряв своего могущественного вождя, иудеи скорбят, и их хор - в темнице за сценой - горько жалуется на то, что Самсон предал бога их отцов. На сцене ослепленный Самсон вращает мельничный жернов, к которому его привязали его истязатели на тюремном дворе. В агонии отчаяния он взывает к Иегове, чтобы тот принял его жизнь - лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников. Неумолимо и безжалостно хор за сценой продолжает осуждать его. В конце концов тюремщики уводят его.

Сцена 2. В храме Дагона перед огромной статуей их бога филистимляне празднуют победу. Танцующие девушки поют победный хор, который - в первом действии - они пели Самсону. Балет исполняет «Вакханалию».

Когда маленький мальчик проводит здесь ослепленного Самсона, все провожают его презрительным смехом. Далила, с бокалом вина, подходит к Самсону и, издеваясь над ним, напоминает ему о минутах, которые он провел в ее объятиях. Верховный жрец с утонченной издевкой обещает обратится в иудея, если Иегова столь могуществен, чтобы вернуть Самсону зрение. Самсон, устремив свой невидящий взор к небу, молит Господа отомстить за такую ужасающую нечестивость.

Но вот начинается самая важная часть церемонии жертвоприношения. На алтаре вспыхивает священный огонь, и - в качестве кульминации - Самсон должен пасть на колени перед Дагоном. Под звуки триумфального пения филистимлян маленький мальчик ведет Самсона между двух огромных колонн, где он должен совершить почтительный поклон. Очень спокойно наш огромных размеров герой говорит мальчику, чтобы он покинул храм. Тем временем хвалы, обращенные к Дагону, становятся все громче и громче. Наконец Самсон обхватывает две колонны, возносит молитву, чтобы в последний раз продемонстрировать свою силу, и с устрашающим воплем сдвигает колонны с места. Филистимляне в ужасе впадают в панику и пытаются выбежать из храма. Но слишком поздно: весь храм рушится, погребая под своими обломками всех, включая Самсона и Далилу.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Сен-Санс оставил свыше десяти произведений для музыкального театра (в том числе балет «Жавотта»). Но лишь одно из них удержалось в репертуаре. Это - опера «Самсон и Далила» на библейский сюжет (1866-1877, впервые поставлена в Веймаре; в Париже показана только в 1892 году).

В произведении Сен-Санса использован тот же сюжет, что и в известной оратории Генделя, но в другой трактовке. Классик ораториального творчества стремился передать прежде всего героический дух библейского сказания: в центре его внимания не погрязшие в пороке филистимляне, но страдающий иудейский народ, возглавленный могучим Самсоном на освободительную борьбу. Иное у Сен-Санса: его опера представляет собой не драматически-конфликтное действие, а скорее ряд красочных картин, где удача более сопутствовала композитору в изображении изнеженности филистимлян и обольщений Далилы, нежели суровости иудеев и героики Самсона. Именно образ коварной соблазнительницы и ее окружения стал центральным в опере.

Музыкальная характеристика Далилы отличается пластичностью, чувственным очарованием, мелодикой широкого дыхания, плавно ниспадающей. Просвечивают в ней и своеобразно преломленные «ориентализмы» (хроматика, лады дорийский, фригийский и т. п.). Эта интонационная сфера устанавливается с первого же выхода героини - на фоне прозрачно звучащего хора девушек- филистимлянок, славящих весну. Дальнейшее развитие таких музыкальных образов содержится в причудливом танце жриц храма Дагона. Кульминация I акта - трехчастная ария Далилы «Весна появилась» (E-dur) знаменует начальный этап обольщения Самсона; характер музыки еще сдержанный, мелодии проще, более песенны, чем в последующих ариях:

II акт - самый действенный в опере. Оркестровая прелюдия живописует южную ночь, близится гроза; этот тревожный фон неоднократно возникает на протяжении всего акта, завершаясь в момент высшего драматизма грозой. Второй этап обольщения закреплен также в трехчастной арии Далилы «Любовь, дай свое обаянье» (As-dur):

Драматургическая вершина оперы - большой дуэт с Самсоном (обрамлен темой грозы в оркестре). Развернутая диалогическая сцена имеет несколько разделов; один из них образует третья ария Далилы, ставшая очень популярной на концертной эстраде - «Открылася душа» (Des-dur). Здесь сосредоточено все наиболее характерное (ср. пример 208), что присуще музыкальной характеристике героини:

B III акте, как и в первом, широко выписан лагерь филистимлян; его музыка тесно связана с интонационной сферой Далилы. Наиболее впечатляют хор в храме Дагона и балетные сцены вакханалии, нередко исполняемые в симфонических концертах.

Таковы лучшие номера оперы, картинная живописность которых напоминает стиль музыкально-сценических произведений Берлиоза. Влияние последнего обнаруживается и в кантатно-ораториальных сочинениях Сен-Санса. Среди них широко развернутая, в духе симфонической поэмы, музыкальная картина «Потоп» (на библейский сюжет), кантата «Лира и арфа» (по оде Гюго).

М. Друскин

Дискография: CD - Deutsche Grammophon. Дир. Баренбойм. Самсон (Доминго), Далила (Образцова), Верховный жрец (Брузон), Старый иудей (Ллойд) - Philips. Дир. Дейвис, Самсон (Каррерас), Далила (Бальтса), Верховный жрец (Саммерс), Старый иудей (Бурчуладзе).