Самая известная работа людвига витгенштейна. Смотреть что такое "Витгенштейн, Людвиг" в других словарях

ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (26.4.1889, Вена - 29.4.1951, Кембридж), австрийский философ. Родился в семье крупного промышленника и известного мецената. Учился в Высшей технической школе в Берлине (1906-08), с 1908 года изучал инженерное дело в Манчестере. В 1911-1913 годах по рекомендации Г. Фреге слушал в Кембридже лекции Б. Рассела, с ним, а также с Дж. Э. Муром и Дж. М. Кейнсом его связывали дружеские отношения и интеллектуальное общение. С началом 1-й мировой войны вступил добровольцем в австрийскую армию, получил награды за храбрость; в 1918-19 годах в итальянском плену. Отказавшись от наследства в пользу семьи и деятелей австрийской культуры, в 1920-26 годах работал сельским учителем в Нижней Австрии. В 1926-28 годах в Вене, общался с М. Шликом и другими участниками Венского кружка. С 1929 года в Кембридже, преподавал в Тринити-колледже (с 1930, профессор в 1939-47). Во время 2-й мировой войны работал санитаром в госпиталях Лондона и Ньюкасла.

В «Дневниках 1914-1916 годов» («Notebooks 1914-1916», русский перевод 1998) Витгенштейн выражает уверенность в безграничных возможностях новой логики, в особенности логического синтаксиса. Мировоззренческие фрагменты «Дневников» противоречиво сочетают пессимистические (в духе А. Шопенгауэра) и оптимистические мотивы в вопросе о смысле жизни. Главная работа его «раннего» периода - «Логико-философский трактат» («Tractatus logico-philosophicus», закончен незадолго до плена в 1918 году, опубликован в 1921 году в Германии; русский перевод 1958; вышедший в 1922 году английский перевод трактата с предисловием Б. Рассела принёс Витгенштейну широкую известность среди англоязычных философов) сыграл громадную роль в становлении аналитической философии. В 1920-30-е годы представители Венского кружка истолковывали отдельные положения трактата как предвосхищение своей антиметафизической программы и доктрины верификационизма. Текст книги написан в виде афоризмов. Трактат, ориентированный на установление пределов познавательных способностей, во многом перекликается с установками кантовского критицизма и трансцендентализма. Витгенштейн ставит вопросы об условиях возможности содержательности языка, стремится установить пределы мышления, обладающего объективным смыслом и несводимого к каким-либо психологическим особенностям. При этом мышление отождествляется с языком, а философия принимает форму аналитической «критики языка». Язык в ранней концепции Витгенштейна выполняет функцию описания «фактов». В трактате устанавливается полное соответствие между онтологическими и семантичными понятиями: «объекты» реальности обозначаются «именами», сочетания «объектов» (факты) - сочетаниями «имён», то есть предложениями, обладающими смыслом. Элементарные предложения, как и элементарные факты, независимы по отношению друг к другу. Сложные предложения трактуются как функции истинности элементарных предложений. Предложения, являющиеся описаниями фактов, Витгенштейн относит к сфере естествознания; только их он считает осмысленными. В отличие от конкретных наук философия не стремится к истине, она является деятельностью по прояснению логической структуры языка и отдельных высказываний, устранению неясностей, порождающих бессмысленные предложения. Поскольку логика является условием того, что предложение может описывать факт, то сама логическая форма в языке невыразима. Границы языка совпадают с границами «мира». Всё, что оказывается за пределами «мира фактов», называется в книге «мистическим» и невыразимым, то есть все этические, эстетические, религиозные предложения лишены смысла, в том числе и предложения трактата: понявший его основную идею должен, в конце концов, отбросить их как лестницу, ставшую ненужной после подъёма. Мировоззренческая позиция Витгенштейна оказывается, таким образом, созвучной философии жизни, то, что невыразимо, представляет собой интуитивное созерцание «мира» в целом.

В конце 1920-х годов Витгенштейн пересмотрел свою раннюю позицию и отказался от допущения априорной структуры языка, подчёркивая многообразие способов употребления слов и выражений естественного языка. Работа над главным произведением «позднего» периода «Философские исследования» («Philosophische Untersuchungen», опубликован в 1953 одновременно с её английским переводом), как и над материалами по философии математики, велась Витгенштейном с середины 1930-х годов до конца жизни. Витгенштейн отказался здесь от «пророческого» стиля «Трактата». В структуре 1-й части этой работы выделяются 3 основные группы фрагментов: концепция языка и значения; анализ эпистемологических (предложение, знание, понимание) и психологических (ощущение, боль, переживание, мышление, воображение, сознание и др.) понятий; анализ интенциональных аспектов этих понятий. «Исследования» начинаются с критики традиционного понимания значения как некоторого объекта, соответствующего слову (имени, знаку): только использование слов в определённом контексте («языковой игре») и в соответствии с принятыми в «лингвистическом сообществе» правилами придаёт им значение. Витгенштейн отмечает, что язык как средство коммуникации даже в «мысленном эксперименте» не может быть представлен как сугубо индивидуальный, приватный язык. Продолжая номиналистическую традицию, Витгенштейн отвергает наличие реальной общности языковых феноменов, признаётся лишь специфическая взаимосвязь, называемая «семейным сходством». «Кристальная чистота» ранней логико-философской концепции Витгенштейна теперь признаётся особенностью лишь одной из «языковых игр». Сохраняется оценка философского исследования как аналитической процедуры, которая, однако, ориентирована уже на естественный язык, а не на «совершенный» язык формальной логики. Философия, по замыслу Витгенштейна, должна возвращать словам их привычное употребление. Витгенштейн надеялся, что если подобное исследование сделает языковые связи открытыми (при этом скрытая бессмыслица станет явной), то философские проблемы (трактуемые как «заболевания») исчезнут сами собой. В «Исследованиях» Витгенштейн развивает также критику «ментализма» в трактовке понимания: как и любая другая форма лингвистической или нелингвистической активности человека, понимание осуществляется сообразно определённым правилам, однако люди обычно не рефлексируют по поводу правил, а действуют инстинктивно, «слепо».

В самом позднем тексте Витгенштейна, впоследствии озаглавленном «О достоверности» («On certainty», опубликован в 1969), рассматриваются эпистемологические вопросы и проблема скептицизма: сомнение, по Витгенштейну, всегда с необходимостью предполагает нечто достоверное, определённые парадигматические предложения, не нуждающиеся в обосновании и формирующие наше представление о «реальности».

Проблемы, поставленные Витгенштейном, во многом определили характер всей новейшей англо-американской аналитической философии. Существуют также попытки сближения его идей с феноменологией и герменевтикой, с различными типами религиозной философии.

Соч.: Werkausgabe. Fr./М., 1984. Bd 1-8; Лекции об этике. Заметки о «Золотой ветви» Дж. Фрезера // Историко-философский ежегодник. М., 1989; Философские работы. М., 1994. Ч. 1-2.

Лит.: Anscombe G.Е. М. An introduction to Wittgenstein’s tractatus. L., 1959; Wright С. Wittgenstein on the foundations of mathematics. L., 1980; Kripke S. Wittgenstein on rules and private language. Oxf., 1982; Baker G. Р., Hacker Р. М. S. Wittgenstein: rules, grammar and necessity. Oxf., 1985; Грязнов А. Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. М., 1985; он же. Язык и деятельность: Критический анализ витгенштейнианства. М., 1991; McGuinness В. Wittgenstein: а life. L., 1988-1989. Vol. 1-2; Л. Витгенштейн: человек и мыслитель. М.; СПб., 1993; Malcolm N. L. Wittgenstein: а religious point of view? L., 1993; Сокулер 3. А. Л. Витгенштейн и его место в философии XX в. Долгопрудный, 1994; Философские идеи Л. Витгенштейна. М., 1996; Эдмондс Д., Айдиноу Дж. Кочерга Витгенштейна: История десятиминутного спора между великими философами. М., 2004; Бибихин В. В. Витгенштейн: смена аспекта. М., 2005.

Людвиг Витгенштейн - один из самых ярких, парадоксальных и харизматических философов ХХ века. Несмотря на то что он не был признан своими современниками и являлся отрешенным от общества, он оказал большое влияние на формирование современных принципов и законов мышления. Витгенштейн стал предшественником как минимум трех интеллектуальных философских течений - логического позитивизма, лингвистической философии и лингвистического анализа.

Краткая биография

Австрия и Великобритания оказали большое влияние на жизнь и философию такого мыслителя, как Людвиг Витгенштейн. Краткая биография четко на это указывает. Родился будущий философ в Вене в одной из самых известных и богатых семей Австро-Венгерской империи. Его отец был известным инженером и магнатом, а мать походила из древнего еврейского рода.

Как и его отец, Людвиг Витгенштейн начал изучать инженерное дело, в частности интересовался конструированием летальных аппаратов. Со временем это привело его к проблеме философской основы математики. Кроме этого, были и другие вещи, которыми интересовался Людвиг Витгенштейн. Биография указывает на то, что он увлекался музыкой, скульптурой, архитектурой, литературой и искусством. В начале ХХ столетия Витгенштейн уезжает в Кембридж, где становится учеником, а впоследствии помощником и другом, Бертрана Рассела.

Во время Первой мировой войны Витгенштейн отправился добровольцем на фронт, где попал в плен. Во время пребывания в лагере для военнопленных он практически закончил одну их своих самых известных работ - «Логико-философский трактат» - которая оказала огромное влияние на развитие европейской и мировой философии. После этого он работал учителем в обычной сельской школе. Со временем Витгенштейн понимает, что его философия во многом ошибочна и требует доработки, поэтому он опять возвращается в Великобританию, где продолжает работать над своим трактатом, будучи при этом профессором Кембриджского университета.

Во время Второй мировой войны он работает санитаром, а также занимается своим новым направлением - философией языка. Умер Витгенштейн в 1953 году от рака простаты. Все его идеи касательно были опубликованы посмертно.

Ранняя философия Витгенштейна

В молодые годы Людвиг Витгенштейн активно увлекался деятельностью литературно-критического авангарда в Вене, а также интересовался идеями К. Крауса - редактора журнала «Факел», который занимался вопросами разделения ценностного и фактического в искусстве. Сильное влияние на Витгенштейна также оказали идеи Г. Фреге и Б. Рассела, под началом которых он долго работал. От первого он перенял идею пропозициональной функции, истинного значения, а также семантического различия смысла и значение выражений в языке, от второго - метод анализа языка логическим способом, который включает в себя поиск «атомарных» фактов, а также отдельные элементы логического описания математики.

Первые логические идеи Витгенштейна были сформулированы в его «Дневниках», где он говорит о возможностях новой логики и логического синтаксиса. Эти размышления стали базисом для его ключевой работы этого периода - «Логико-философского трактата».

«Логико-философский трактат»

Работа была опубликована в 1921 году сначала на немецком, а потом - на английском языке. Книга написана в форме отдельных афоризмов, которые использовал для трактовки своих идей Людвиг Витгенштейн. Цитаты размещены рядом с соответствующими цифрами, указывающими на уровень важности отдельного афоризма.

Несмотря на схожесть с идеями Рассела и Фреге, книга была во многом уникальной. В трактате поднимается вопрос о возможностях и границах мышления, при этом автор объединяет понятия мышление и язык, а философия при этом выступает своеобразной формой аналитической критики языка. В концепции Витгенштейна язык выполняет функцию обозначения фактов, что возможно благодаря внутренней логической структуре языка. Эта доктрина до сих пор играет важную роль в современных западных интеллектуальных направлениях.

Поздняя философия Витгенштейна

Со временем Людвиг Витгенштейн переосмыслил свои позиции и отказался от априорной структуры языка. Он указывает на разнообразие слов и выражений, которые используются в естественном языке. В соответствии с этим слово не выступает ментальным образом предмета, только использование слов в контексте в соответствии с лингвистическими правилами дает слову определенное значение.

Витгенштейн оперирует таким понятием, как языковые игры, где каждое слово получает свое значение только том случае, когда соблюдены определенные условия игры. Витгенштейн также указывает на необходимость правильной постановки вопросов. Поздняя философская позиция Витгенштейна описана в его работе «Философские исследования».

«Философские исследования»

Последняя значительная книга, над которой работал Людвиг Витгенштейн. Философия кратко описана еще со вступительной части книги, где автор указывает на то, что нужно рассматривать данную работу в сравнении с «Логико-философским трактатом».

В отличие от ранней работы, «Философские исследования» не имеют пророческого стиля и разделены на два части. Первая часть имеет следующую структуру:

  • Концепция языка и его значение.
  • Анализ эпистемологических и психологических понятий.
  • Анализ интернациональных аспектов указанных ранее понятий.

Вторая часть книги менее структурная и имеет незавершенный вид. Здесь автор говорит о словах, их значении и о функциях философии в этих вопросах.

Людвиг Витгенштейн - одних из самых загадочных философов ХХ столетия. В отличие от своих современников, он не только размышлял, но и жил в соответствии со своими взглядами. Именно благодаря ему философия стала философией языка - наукой, которая рассматривает, как люди видят и описывают мир.


, Школа/традиция: Основные интересы: , Значительные идеи: Структура мира определяет структуру языка {ранние}
Значение слова есть употребление в контексте языковой игры {поздние} Оказавшие влияние: Вайнингер, Мур, Последователи: Анскомб, фон Вригт, Деннет, Крипке, Малкольм, Остин, Сёрль, Райл, Рамсей, Рорти, Уиздом, Хадсон

Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн ( Ludwig Josef Johann Wittgenstein , -) - австро-английский философ, один из основателей и один из самых ярких мыслителей . Общепризнанно, что Витгенштейн осуществил целых две революции в западной философии.

Первая произошла, когда его «Логико-философский трактат» вдохновил Венский кружок на создание программы логического позитивизма. Вторая случилась, когда его идеи о природе и устройстве языка, изложенные в , породили британскую лингвистическую философию, или философию обыденного языка.

Биография

Логико-философский трактат

  • Структурно «Логико-философский трактат» представляет собой семь афоризмов, сопровождаемых разветвлённой системой поясняющих предложений.
  • Содержательно он предлагает теорию, решающую основные философские проблемы через призму отношения языка и мира.
  • Язык и мир - центральные понятия всей философии Витгенштейна. В «Трактате» они предстают как «зеркальная» пара: язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира.
  • Мир состоит из фактов, а не из объектов, как полагается в большинстве философских систем. Мир представляет весь набор существующих фактов. Факты могут быть простыми и сложными.
  • Объекты есть то, что, вступая во взаимодействие, образует факты. Объекты обладают логической формой - набором свойств, которые позволяют им вступать в те или иные отношения.
  • В языке простые факты описываются простыми предложениями. Они, а не имена, являются простейшими языковыми единицами. Сложным фактам соответствуют сложные предложения.
  • Весь язык - это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов.
  • Язык допускает также описание возможных фактов. Так представленный язык целиком подчиняется законам логики и поддаётся формализации. Все предложения, нарушающие законы логики или не относящиеся к наблюдаемым фактам, полагаются Витгенштейном бессмысленными. Так, бессмысленными оказываются предложения , и .
  • Важно понимать, что Витгенштейн отнюдь не намеревался тем самым лишить значимости области, которые его самого волновали чрезвычайно, но утверждал бесполезность в них языка. «О чем нельзя говорить, о том следует молчать» - таков последний афоризм «Трактата».

Философы Венского кружка, для которых «Трактат» стал настольной книгой, не приняли этого последнего факта, развернув программу, в которой «бессмысленный» стало тождественным «подлежащий элиминации». Это стало одной из главных причин, побудивших Витгенштейна пересмотреть свою философию.

Результатом пересмотра стал комплекс идей, в котором язык понимается уже как подвижная система , «языковых игр», подверженная возникновению противоречий, связанных с неясностью смыслов используемых слов и выражений, которые должны устраняться путём прояснения последних. Прояснение правил употребления языковых единиц и устранение противоречий и составляет задачу философии.

Новая философия Витгенштейна представляет собой скорее набор и практик, чем . Он сам полагал, что только так и может выглядеть дисциплина, постоянно вынужденная приспосабливаться к своему меняющемуся . Взгляды позднего Витгенштейна нашли сторонников прежде всего в и Кембридже, дав начало лингвистической философии.

Значение идей Витгенштейна огромно, однако их интерпретация, как показали несколько десятилетий активной работы в этом направлении, представляет большую трудность. Это в равной мере относится и к его «ранней», и к «поздней» философии. Мнения и оценки значительно расходятся, косвенно подтверждая масштабность и глубину творчества Витгенштейна.

Библиография

Книги Витгенштейна на русском языке:

  • Витгенштейн Л. Философские работы / Пер. с нем. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. ISBN 5-7333-0485-6
  • Витгенштейн Л. Дневники, 1914-1916: С прил. Заметок по логике (1913) и Заметок, продиктованных миру (1914) / Пер., вступ. ст., коммент. и послесл. В. А. Суровцева. Томск: Водолей, 1998. ISBN 5-7137-0092-5
  • Витгенштейн Л. Голубая книга / Пер. с англ. В. П. Руднева. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. ISBN 5-7333-0232-1
  • Витгенштейн Л. Коричневая книга / Пер. с англ. В. П. Руднева. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. ISBN 5-7333-0212-7
  • Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии / Пер. с англ. В. П. Руднева. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. ISBN 5-7333-0213-5
  • Витгенштейн Л. Заметки о философии психологии / Пер. В. Калиниченко // Логос. - 1995. - № 6. - С. 217-230.
  • Витгенштейн Л. Из «Тетрадей 1914-1916» / Пер. В. Руднева // Логос. - 1995. - № 6. - С. 194-209.
  • Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Перевод и параллельный философско-семиотический комментарий В. Руднева // Логос. - 1999. - №№ 1, 3, 8. - С. 99-130; 3 С. 147-173; 8 С. 68-87.
  • Витгенштейн Л. Несколько заметок о логической форме / Перевод и примечания Ю. Артамоновой // Логос. - 1995. - № 6. - С. 210-216.

Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн (нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein; 26 апреля 1889, Вена — 29 апреля 1951, Кембридж) — австрийский философ и логик, представитель аналитической философии и один из самых ярких мыслителей XX века.

Начав изучать инженерное дело, он познакомился с работами Готлоба Фреге, которые повернули его интерес от конструирования летательных аппаратов (занимался конструированием авиационного пропеллера) к проблеме философских оснований математики. Витгенштейн был талантливым музыкантом, скульптором и архитектором, хотя лишь отчасти сумел реализовать свои художественные возможности. В молодости был духовно близок кругу венского литературно-критического авангарда, группировавшегося вокруг публициста и писателя Карла Крауса и издававшегося им журнала «Факел».

В 1911 году Витгенштейн отправился в Кембридж, где стал учеником, помощником и другом Рассела. В 1913 году он вернулся в Австрию и в 1914 году после начала Первой мировой войны добровольцем отправился на фронт. В 1917 году Витгенштейн оказался в плену. За время боевых действий и пребывания в лагере для военнопленных Витгенштейн практически полностью написал свой знаменитый «Логико-философский трактат». Книга вышла на немецком в 1921 году и на английском в 1922 году. Появление её произвело сильное впечатление на философский мир Европы, но Витгенштейн, полагая, что все главные философские проблемы в «Трактате» решены, уже был занят другим делом: работал учителем в сельской школе. К 1926 году, однако, ему стало ясно, что проблемы все-таки остались, что его «Трактат» был неправильно истолкован, и, наконец, что некоторые из содержащихся в нём идей являются ошибочными. С 1929 года Витгенштейн живёт в Великобритании, в 1939—1947 годах работает в Кембридже в должности профессора.

Начиная с этого времени и до своей смерти в 1951 году, прервав учёные занятия для работы санитаром в лондонском госпитале во время Второй мировой войны, Витгенштейн разрабатывает принципиально новую философию языка. Главной работой этого периода стали «Философские исследования», опубликованные посмертно, в 1953 году.

Философию Витгенштейна делят на «раннюю», представленную «Трактатом», и «позднюю», изложенную в «Философских исследованиях», а также в «Голубой» и «Коричневой книгах» (1958).

Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого — язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира.

Книги (6)

Голубая и коричневая книги

Предварительные материалы к «Философским исследованиям».

В данном издании публикуются лекции и заметки Людвига Витгенштейна, явившиеся предварительными материалами для его «Философских исследований», одного из главных философских произведений XX века.

«Голубая книга» представляет собой конспект лекций, прочитанных Витгенштейном студентам в Кембридже в 1933-34 гг. «Коричневая книга» была также надиктована философом его кембриджским ученикам. Именно здесь Витгенштейн пытается в популярной форме рассказать о ключевых для его поздней философии темах, а также дает подробный перечень и анализ языковых игр (в дальнейшем он не будет останавливаться на их детализации столь подробно). "

Голубая и коричневая книги«, классические тексты позднего Витгенштейна, дают нам возможность окунуться в необычный философский «поток сознания» и из первых рук узнать о размышлениях человека, который коренным образом изменил ход современной философии.

Заметки о философии психологии. Том I

«Заметки о философии психологии. Том I» работа Л. Витгенштейна, созданная им в период с мая 1946 по май 1949 и почти целиком посвященная философско-психологическим и языковым проблемам восприятия, понимания, памяти, сновидения и т.д.

В «Приложении» помещена краткая интеллектуальная биография Витгенштейна, написанная Вадимом Рудневым.

Избранные работы

Издание включает «Логико-философский трактат», а также «Коричневую книгу» и «Голубую книгу», бывшие подготовительными материалами к главной работе Витгенштейна позднего периода — «Философским исследованиям».

Цель этой книги — попытка разобраться в одном из самых сложных произведений мировой философии. Не менее сложных, чем Библия, «Бхагавадгита», «Даодедзин» или «Алмазная сутра». Не случайно я называю здесь восточные тексты, потому что по своей структуре «Трактат» тяготеет, как это ни покажется парадоксальным, к утонченному креативному мифологическому мышлению. Последнее не раз отмечалось в литературе (см., например, ). Конечно, этот феномен будет обсуждаться применительно к каждому подходящему случаю из комментируемых нами в «Трактате». Сложность здесь в том, что, безусловно, Витгенштейн в «Трактате» построил некое подобие стройной логической системы, альтернативной системам Фреге и Рассела-Уайтхеда, но, как не раз подчеркивал Витгенштейн в письмах к друзьям (П. Энгельману, Л. Фон Фикеру), главным в «Трактате» является не логика, а то, что находится за ее пределами.