Рождество Христово – альтернативный праздник. О Рождестве Христовом: история праздника

Рождество Христово - один из двенадцати главных, так называемых двунадесятых, праздников христианской церкви. Рождество приходится на . В этот день церковь отмечает рождение Иисуса Христа. Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме.

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя. Позже Рождество Христово было выделено как самостоятельный праздник.
Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, являющийся подготовкой христианина к этому событию. Пост установлен для единения с Богом, он служит для того, чтобы в день Рождества Христова, все христиане были очищены молитвою, покаянием и чтобы сердце их было очищено пред родившемся и появившемся в нашем мире - Иисуса Христа.
Длительность Рождественского поста установилась не сразу. Только при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле для всех христиан установился окончательный срок поста в сорок дней. Пост начинается 15 ноября и проходит до 25 декабря - это по старому стилю, а по новому стилю - с 28 ноября и заканчивается . Так же, в Церковном уставе пост имеет название как - Четыредесятница.

Рождество - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Святые отцы в своих писаниях именуют его началом и основанием для прочих праздников.
Празднование предваряет Навечерие или Рождественский сочельник - особая служба с чтением царских часов, на которых воспоминаются пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову.
Рождественский сочельник - день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Это - особое постное блюдо, которое готовят в этот день, иначе называемое кутьей и представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. По давней традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды - в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова.
В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия. В самый день праздника Рождества верующие разговляются (вкушают не постную, а скоромную пищу).

Празднование Рождества в кругу семьи начиналось с прослушивания всенощной в церкви. Посещение храма считалось у крестьян делом желательным, но не строго обязательным. Крестьянские семьи, не сумевшие попасть в церковь на рождественскую службу, молились в эту ночь перед домашними иконами.
Рождество также отмечалось двумя трапезами: в рождественский сочельник и непосредственно в Рождество.
Трапеза, устраивавшаяся накануне Рождества, всегда носила семейный характер. Приход в дом во время трапезы посторонних людей или даже близких родственников, живших отдельно, не одобрялся. В некоторых деревнях считалось, что это может принести несчастье дому, Трапеза начиналась с появлением на небе первой вечерней звезды. Хозяин дома, увидев ее на небе, читал молитву. Все члены семьи крестились и в торжественной тишине принимались за трапезу. На стол подавали блины или оладьи с медом, постные пироги с грибами, картофелем, кашей, сочни - пресные пирожки с ягодами, а также кутью из крупных зерен пшеницы с ягодами. Во многих деревнях на стол ставили также кашу, сваренную на воде. Все эти блюда считались ритуальными. Их подавали в самые важные моменты семейной жизни: во время свадеб, родин, поминок, в поминальные дни.

Трапеза, проходившая в день Рождества, после окончания всенощной, была уже скоромной и предполагала богатый и разнообразный обед, во время которого подавалось множество мясных и молочных блюд, пирогов, в изобилии ставилось пиво, брага, вино.
По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать событие Рождества Христова. После вкушения пищи до утра не убирали ни посуду, ни еду, ни скатерть, полагая, что к столу придут покойные родители, чтобы тоже поесть.

В глубокой древности застолье рождественского сочельника являлось поминальной трапезой и посвящалось предкам. Верили, что в этот день в доме собирались все умершие предки семьи для совместной трапезы с живыми. Она скрепляла сакральный союз предков и потомков, была своеобразным обращением к умершим с просьбой о помощи. Кроме того, трапеза рождественского сочельника завершала прошедший год, заканчивала строгий Рождественский пост и была своеобразным переходом к праздничному пиршеству следующих дней. Она осмыслялась и как повторение скромной трапезы Святого семейства в ночь рождение Иисуса Христа.

Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Прославляя Божию Матерь, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.

Рождество Христово в крестьянском календаре было одним из самых больших праздников, свидетельствует народное представление о том, что в этот день "играет солнце". В народе верили, что это явление бывает помимо Рождества еще четыре раза в году: в праздники Богоявления (см. Крещение), Благовещенья, Пасхи и Ивана Купалы.

Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Рождество, открывавшее святки, было первым днем выполнения различных обрядов, которые должны были обеспечить благополучие в наступающем солнечном году, предохранить от бед и несчастий дом, семью, скот, узнать будущее. В рождественский сочельник начинали колядовать (“кликать овсень”, “петь виноградье”, “звать Коляду”), гадать о судьбе.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

Протоиерей Игорь Прекуп

История праздника Рождества Христова коренится в милосердии к немощным, которое побудило Церковь решить проблему соблазна в ее среде не авторитарно-дисциплинарным путем, но гибко приспособившись к объективному положению дел. А положение было таково, что в IV веке многие немощные христиане в день языческого праздника бога Митры, отождествляемого с Солнцем, кто по малодушию, кто по невежеству, кто еще по какой причине участвовали с родственниками и друзьями, хранившими верность традиционным античным ценностям, в их ритуальных застольях.

Пусть даже не участвуя непосредственно в языческом культе, они косвенно приобщались ему за трапезой не только из-за идоложертвенной пищи, но и, становясь невольными отступниками в процессе праздничного ликования. Уже одним лишь своим присутствием они оказывали, пусть неосознанную, поддержку ложному богопочитанию, тем самым давая повод считать, что между христианством и язычеством нет никаких существенных противоречий. Этакое антисвидетельство .

Выбор был ясен: или Церкви надо избавляться от этих «слабаков», или надо их избавить от соблазна. Вот наши духовные предки и нашли выход: в день языческого празднования тварному Солнцу они установили свое альтернативное празднование Солнцу Правды, возводя ум, таким образом, от плотского к духовному, от временного к вечному, от греховного к святому. Отныне в этот день у христиан был свой праздник, и соблазн, как могло показаться, был подсечен под корень.

Ах, если бы язычество заключалось лишь в памятных датах, ритуалах и мероприятиях! Однако оно не в культах, не в обрядах, не в идолах, а в головах…

Хромавшие прежде на сторону получили, наконец, свой праздник, а стали они через это совершенно свободными от соблазна язычеством? От соблазна хождения на их, скажем так, религиозные мероприятия они, положим, освободились, а от того , из-за чего их что-то привлекало там, от того , что их изнутри тянуло туда?.. Наивно думать, будто бы весь соблазн сводился к тому, что людям хотелось праздника, радости, а найти это можно было только «во тьме и сени смертной», из которой они только что, вроде как, вышли, приняв, ставшее «модным» христианство (после признания которого в IV веке «дозволенной религией», в Церковь хлынуло множество людей, которые меняли культ, систему обрядов, но не образ мыслей и чувств).

Что установление праздника Рождества Христова послужило Церкви во благо – в этом никаких сомнений. Но не выкорчеванное, не выполотое начисто язычество не могло не прорасти в ее немощных чадах своими «драконьими зубами»…

Богоявленское двуединство

Вспомним, что изначально событие Рождества Христова праздновалось в составе Богоявления. Оно не просто стало, по вышеупомянутым причинам, обособленно отмечаться с определенного момента, но было именно вычленено из Богоявления и отделено от другого евангельского события – Крещения Господня, которое мы празднуем, по-прежнему, в день Богоявления, 6 января по юлианскому календарю (19 января по новому стилю). Святки – это, по сути, не столько послерождественский праздничный период, сколько живая связь двух, празднуемых в разные дни, богоявленских событий, некогда отмечавшихся, как один праздник. Можно сказать, что Святки – это священный промежуточный период времени, сохраняющий древнее единство двух праздников , которые, при практически идентичной богослужебной схеме, отличаются лишь содержанием текстов.

При всей рациональной обоснованности, даже пастырской оправданности этого тактического хода, допустимо предположить, что выделение события Рождества Христова из праздника Богоявления и его отдельное насаждение повлекло за собой логически неизбежную профанацию, поскольку ослабило в церковном сознании его изначальный богоявленский смысл. Мы привыкли объяснять именование Богоявлением праздника, посвященного событию Крещения Господня, тем, что при Иордане тогда состоялось явление Св. Троицы: Отец, голосом с небес свидетельствовал о явившемся во плоти и крещающемся Сыне, а Дух обозначил Свое присутствие образом голубя. Это верно.

Однако именно в Рождестве Христовом Бог явился во плоти (1 Тим. 3: 16). Блж. Феодорит Кирский говорит: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным».

С одной стороны, как бы понятно, что, празднуя Рождество Христово, мы чествуем Боговоплощение – чудо, по мнению свт. Иоанна Златоуста, более великое, чем сотворение мира, ибо «принять плоть и претерпеть то, что Он претерпел, есть гораздо большее дело, нежели сотворить мир и привести его из небытия в бытие». Но традиционно Богоявление как-то ясней осознается нами в описании Крещения, чем в событии Рождества. Правда, ясность эта какая-то поверхностная. Обыденное сознание, в основном, воспринимает описание евангельских чудес магически: на уровне подтверждения всемогущества Божия, напоминания о необходимости благоговейного, богобоязненного почитания, однако, вопрос, в чем именно должно выражаться это почитание, оставляется в стороне, а то и сводится к ритуально-дисциплинарной сфере.

Рождественский призыв

Между тем, Богоявлением в Рождестве Христовом, если вдуматься, Бог открывает нам существеннейшую истину о Себе и о нас, о нашем призвании, о пути спасения: отныне природа человеческая соединена с природой Божественной. Сын Божий облекается в человеческое естество, чтобы исцелить его. «Как при первом создании, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – невозможно было образоваться человеку, прежде чем персть взята была в руки Божии, так и поврежденный сосуд не мог бы возобновиться, если бы он не сделался одеянием Создателя. Истинный Человек явлен миру, как Богочеловек».

И подобно тому, как Дух обозначил Свое присутствие в виде голубя над Иисусом «для того, чтобы, – как объясняет свт. Иоанн Златоуст, – и присутствующим, и Иоанну указать, как бы перстом, Сына Божия, и вместе для того, чтобы и ты знал, что и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святой», так же и Сын Божий, став Сыном Человеческим и призвав нас к усыновлению Отцу по дару благодати через Него – Сына Единородного – тем самым открыл тайну нашего спасения: оно в свободном положительном волевом ответе на это призвание.

Именно волевом. А то уж больно инфантильно как-то мы осмысливаем Рождество Христово, да и все домостроительство нашего спасения. Как будто Бог все делает не только для нас , но и за нас : воплощается, искупает от вечной смерти, прощает, а мы в ответ славословие приносим, ну и определенные правила соблюдаем да традиции чтим. Т.е. «хорошо себя ведем», чтобы избежать наказания и заслужить на Елке поощрение от Деда Мороза. Но Господь, заповедуя нам быть «как дети» в смысле искренности и естественности, вовсе не призывает становиться каким-то переростками инфантильными.

Явление Бога во плоти – не только ключевое событие в священной истории, не только начало Его жертвоприношения ради искупления рода человеческого, но это еще и программа нашего спасения через покаяние и обожение в соработничестве человека Богу.

«Будучи истинным Сыном Божьим, Он сделался Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих сделать чадами Божьими», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Наша природа в Нем уже обожена через Воплощение, но каждый из нас волен «активировать» это состояние личным выбором, или отказаться: избрать жизнь вечную или погибель. И если Боговоплощение – чудо большее, чем сотворение мира, но все же не встречающее непреодолимых препятствий, то спасение человека порой в такое препятствие упирается – это свободная воля.

«Гораздо труднее, – даже по человеческим соображениям, – убедить свободу человека, чем создать природу, – говорит свт. Иоанн Златоуст. – Причина же заключается в том, что Бог желает, чтобы мы сами добровольно делались добрыми». Если уж проводить параллель с компьютерной программой, то следует уточнить, что одноразовой активации в виде принятия Крещения недостаточно, а отказ от обновлений влечет блокировку.

Рождение в жизнь

Сын Человеческий рождается, чтобы жить. Бог являет в Рождестве Христовом единство двух природ не как единовременный акт, а как начало жизненного подвига, который достигнет кульминации в Крестной Жертве, после которой – Воскресение. Вот оно – Богоявление Рождества. Вне его Богоявление Крещения воспринимается неполно. Отсюда и соблазн мыслить о Крещении, как о достаточном для спасения одноразовом акте: чтобы наследовать Царство Небесное, надо креститься. И все .

Но с таинства Крещения христианская жизнь только начинается. Сын Божий «родился по плоти, чтобы ты родился по духу», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Для современного человека можно еще уточнить: «…чтобы ты родился по духу и жил по нему ». Свт. Григорий Богослов поясняет: Христос «столько же для тебя человек, сколько ты ради Него делаешься богом».

В противном случае, горе нам… Особенно тем, кто, по своему положению в Церкви, призван учить и предостерегать ближних от заблуждений, а вместо этого потворствует предрассудкам, суевериям и невежеству, порожденному принципиальной поверхностностью.

Очень удобно выдавать свою безответственность за доверие Промыслу Божьему, языческий магизм – за веру в силу благодати Духа Святого, ограниченность – за простоту во Христе, пренебрежение к жизни по Евангелию – за надежду на милосердие Божие.

Главное – креститься. По вере, не по вере – какая разница? В наше время неверующих нет. Все во что-то веруют. Надо его обязательно покрестить, чтобы можно было на проскомидию подавать, а там Господь уже вразумит, по любому, чай не чужой… А начнешь катехизировать, он, глядишь, чего доброго, передумает креститься, когда узнает, к чему это его обязывает!

Ни у кого из свв. Отцов этого, к прискорбию, привычного «благочестивого» бреда мы не найдем. Нет у них подтверждения распространенному мнению о необходимости креститься всем, вне зависимости от наличия веры или ее качества и намерений менять свою жизнь, как нет у них и высказываний о безусловной пользе и сотериологической самодостаточности этого Таинства (якобы крещеным быть в любом случае лучше, чем не-).

Напротив, свт. Иоанн Златоуст очень строго предупреждает тех, кто, крестившись, продолжает жить-грешить-не тужить «как все», т.е., ведет себя так, словно с ним ничего не произошло: «Ведь ты будешь наказан за грехи свои не просто как человек, но как сын Божий , и величие чести послужит тебе только к большему наказанию (выделено нами. – И.П .). <…> …Если тот, кому дан был в удел рай, за одно только преслушание после великой чести подвергся таким бедствиям, то мы, получившие небо и соделавшиеся сонаследниками Единородного, можем ли испросить прощение, когда, оставив голубя, поспешаем к змию?»

О том же пишет и свт. Феофан Затворник: «Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами. После сего Дух Святой, пришедши чрез таинства, делает их сынами существенно, и сделав их такими, пребывает в них и научает возноситься к Богу, как к Отцу». И вот тогда «совершается существенное изменение всего внутреннего и нравственного строя человека. Он становится Христоподобным, а оттого потом и жизнь начинается Христоподражательная».

Сценарий РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА в храме.

1. Песня «Сегодня Рождество Христово».

Сегодня Рождество Христово

Мы празднуем Рожденье снова

//Младенца нашего, Христа,

Везде такая красота.// 2раза

//Ликует вся душа, природа,

И хвалят Бога все народы

И звёзды льют прекрасный свет

Небесной радости привет // 2 раза

(проигрыш)

Во всех сердцах лишь изумленье

Пред Господом благоволенье,

//Морозно, тихо на дворе

Деревья будто в серебре// 2 раза

припев 4 раза

Ведущий:
Чистая январская-белая страница,
Вьюги да метелицы, птицы-голубицы.
Прилетели стайками, небо заслонили,
Перышки снежинки землю всю покрыли.

На Руси светятся в храмах свечи,
Образа сияют тихим светом.
Наступает долгожданный вечер:
Маленький Христос нам послан небом.

На Руси – украшенные елки,
А над ними – звездочки резные.
На ветвях – снежинки, легче шелка,
И шары, как солнышко, златые.

Это в честь Малютки Иисуса
Так искриться на деревьях иней.
Пусть молитвы детские несутся
В необъятный вышний купол синий!

Слава Богу! В мир пришел Спаситель!
С новым Богоявленным Заветом.
Вы Его о радости просите!
Пусть ее пребудет в мире этом.

Тропарь РОЖДЕСТВА

Ученик:

То были времена чудес
Сбывалися Слова Пророка
Сходили Ангелы с небес
Звезда катилась от Востока

Мир Искупленья ожидал
И в бедных яслях Вифлеема
Под песнь хвалебную Эдема
Младенец дивный воссиял.

Ученик:

Татьяна Бокова
Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом…
Поздравляем с Рождеством!

Ведущий:

Здравствуйте и вы, дорогие наши гости: взрослые и детишки, девчонки и мальчишки.
Вот и снова наступил долгожданный, самый светлый, добрый и радостный праздник.
Праздник Рождества Христова.
И мы как и в прошлые года, опять собрались все вместе, чтобы прославить родившегося ныне Господа нашего Иисуса Христа.
Мы сегодня вам расскажем историю Рождества.
Но мне очень хочется чтобы и вы поучаствовали в нашем рассказе, ведь наверняка вам ваши мамы, папы, бабушки или дедушки рассказывали об этом празднике, или вы читали об этом. И вот сегодня по ходу рассказа я буду задавать вам в опросы и вы, может быть сами, а может быть с помощью взрослых будете стараться отвечать на них. Согласны?

Более 2 тысяч лет назад от Пресвятой Девы Марии и Духа Святого в городе Вифлееме
Родился Господь наш Иисус Христос.
И кто же первые из людей узнали эту Радостную Новость?

Правильно это были пастухи!

Ветер по траве бежит волною
Чуть мерцает в темноте костер
Небеса с сияющей луною
Словно звездный шелковый шатер.

Ночь благоухает лавром тонко,
Серебрится в ручейке вода.
У костра беседуют негромко
Пастухи, пасущие стада.

Нынче ночью было чудо:
Видишь яркую звезду?
А вертеп горит как-будто,
Посмотреть туда иду,

Что там светит дивным светом
Почему звезда горит
Здесь, у бедного вертепа,
Где наш скот порою спит?
Слышится мне в роще за селеньем
Тихое таинственное пение
Словно звездный хор поет с небес
Или шелестит ветвями лес.

Ученик:

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Афанасий Фет

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,-
Вот пропели петухи-
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник,-

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

Ведущий:
Пастухи у стада
В эту ночь не спали
Светлый Ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали.

Пастыри! Не бойтесь понапрасну.
Радость я великую принес!
Этой ночью благодатной, ясной
В мир пришел Спаситель наш Христос.

И с высот небесных
Раздалось вдруг пенье:
Слава, слава в Вышних Богу
На земли Благоволенье.

Когда ангел улетел, пастухи, оставив скот, отправились в Вифлеем, чтобы поклониться Божественному Младенцу.
Почему же Бог открыл эту великую тайну простым людям, пастухам? Чем заслужили они такую Милость Божию?

Потому что пастухи были добрыми людьми с чистым сердцем.

Потому что они искренне верили в Бога!

Правильно! Не царям, не сильным мира сего Ангел возвестил о рождении Спасителя мира, а бедным, занятым простым мирным трудом людям, у которых доброе сердце и чистая душа.

Песня: «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»

1. Рождество Христово,
Ангел прилетел.
Он летел по небу,
людям песню пел:

«Вы, люди, ликуйте,
Все днесь торжествуйте.
Днесь Христово Рождество»

2. Пастыри в пещеру
Первые пришли
И Младенца-Бога
С Матерью нашли.

Стояли, молились,
Христу поклонились-
Днесь Христово Рождество.

3.Все мы согрешили
Спасе пред Тобой.
Все мы люди грешны,
Ты один Святой.

Прости прегрешенья,
Дай нам оставленье-
Днесь Христово Рождество.

Ведущий:
Но почему же так получилось, что Божественный Младенец, Спаситель Мира, Царь царей родился не в богатых палатах и не в убранных дворцах, а в бедной пещере, где люди держали свой скот? Давайте же сейчас вспомним те события, которые предшествовали Рождеству.
Перед рождением Спасителя великий Римский император Август повелел произвести перепись населения. Все подданные отправились для переписи в свои родные города. Праведный Иосиф и Святая Мария из Назарета, где
они жили, отправились в Вифлеем, откуда были родом.
В этом городе Иосифу и Марии не нашлось места в гостинице, и супруги остановились на ночлег в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли скот.
Здесь и родился Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на душистую солому.

Ученик:

Был вечер поздний и багровый
Александр Блок
Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый-
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.
И было знаменье и чудо:
В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.
Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.

Ученик:

Святки
Валентин Берестов

В день рождения Христа
В мир вернулась красота.
Январский лед сиянье льет.
Январский наст сропасть не даст.
Январский снег нарядней всех:
Днем искрометный и цветной
И так сияет под луной.
И каждый из январских дней
Чуть-чуть, но прежнего длинней.
И так пригоден для пиров
И встреч - любой из вечеров.

Песня: «В НОЧНОМ САДУ»

1.В ночном саду прозрачно и светло,
Стоит наш мирный дом.
Проходит Ангел, белое крыло
Мелькает за окном.

ПРИПЕВ:

В пещере ослик кушает овес,
В яслях лежит Христос.
Ослёнок носом тянется к Нему,
Звезда глядит во тьму.

2.Мария держит Сына на руках,
Иосиф греет чай.
Вот Ангел им сказал о пастухах:
«Сейчас придут, встречай!»

ПРИПЕВ:

3.Волхвы дары свои Ему несут.
За ними важно вслед
Верблюды длинноногие идут,
Звезда им дарит свет.

ПРИПЕВ:

Ведущий:
Много было в небе звезд
Тихой ночью ясной,
Тихо спал Иисус Христос
На соломе в яслях.

Дева Мать, склоняясь над ним
Нежно напевала
Ночь мерцала золотым
Звездным покрывалом.

Пели Ангелы Христу
Славили Рожденье
В мир принес Он красоту,
Веру во спасение!

Да, звезд было много в ту ночь, но над пещерой воссияла особая, самая яркая звезда. И с тех пор каждый год все люди ждут появления этой Рождественской звезды.

Ученик:

Божья елка
Г. Гейне
Ярко звездными лучами
Блещет неба синева.
– Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире
В эту полночь зажжена
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она?
– Правда, сын мой, в Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там, вдали:
Светят в них дары святые–
Для людей – благоволенье,
Мир и правда – для земли.

Песня: «ВЗОШЛА ЗВЕЗДА ЯСНАЯ »
Взошла звезда ясная,
Тихая, прекрасная,
И горит для всей вселенной
Над вертепом Вифлеема
О, грядущее спасенье,
Грешным людям избавленье.
В этот час святой
Бог родился мой.

В небе звездочка зажглась золотая,
Эта звездочка была не простая
Сам Всевышний Бог
Ту Звезду зажег
И горит звезда и сияет
Нам к спасенью путь освещает.

Ученик:

Рождественская ночь
Ольга Гузова

Снег ложится белый-белый
на пригорки и дома;
искрой-инеем оделась
старорусская зима.

Неподвижность синей речки…
И не надо ничего-
на расписанном крылечке
притаилось Рождество.

Колыбельку покачает
и отгонит тучи прочь…
Все сомненья развенчает
та Рождественская ночь.

Ученик:

Рождество
Немцев В.С.

Рождество! И земля, и небо
Соединились в Младенце Христе,
И живительным истинным хлебом
Обладаем теперь мы все.

Рождеством в Вифлеемских яслях
Торжеством просияли навек
Божьи замыслы просто и ясно:
Всех дороже Ему человек.

В Сём Младенце кротком и мирном
Бог надежду в сердцах озарил,
Нам не золото, ладан и смирну-
Он нам Небо Собой подарил.

Ведущий:
По звезде нашли дорогу к вертепу, где родился Спаситель, мудрецы Востока – волхвы. Они пришли поклонится Младенцу и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
Наверняка вы все, ребята, знаете что на Рождество всегда происходят удивительные волшебные истории. Вот одну такую историю мы вам сейчас и расскажем.

«КРОШКА-АНГЕЛ»

Крошку Ангела в Сочельник
Бог на землю посылал
--Как пойдешь ты через ельник, --
Он с улыбкою сказал, --

Елку срубишь и малютке,
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дашь как память обо Мне.

И смутился Ангел-крошка:
-- Но кому же мне отдать?
Как узнать на ком из деток
Будет Божья Благодать?

Сам увидешь, -- Бог ответил.
И небесный Гость пошел.
Месяц вышел, путь был светел
И в огромный город вел.

Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет,
Вскинув елочку на плечи
Ангел радостно идет.

Загляните в окна сами,
Там большое торжество:
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.

И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому из деток
Елку Божью подарить.

И прекрасных и послушных –
Много видел он детей,
Те, при виде Елки Божьей
Все забыв, тянулись к ней.

Вот кричит: -- я Елки стою! –
Тот корит его за то:
-- Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего. –

Нет я Елочки достойна,
И достойнее других. –
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.

И на улицу понурый
Ангел вышел, -- Боже мой,
Как узнать кому из деток
Дар отдать Бесценный Твой? –

И на улице встречает
Ангел крошку, он стоит,
Елку Божью озирает,
И восторгом взгляд горит.

Елка, елочка, -- захлопал он в ладоши,
-- жаль, что я
Этой елки не достоин,
И она не для меня!

Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна,
Сделай ей такую радость,
Стоит Елочки она.

Пусть не плачет понапрасну… --
Мальчик ангелу шепнул,
И с улыбкой Ангел ясный
Елку крошке протянул.

И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались,
И, сверкая изумрудом,
В ветки елочки вплелись.

Елка искрится и блещет,
Ей небесный символ дан,
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган.

И любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую
Как бесценный дар понес.

Ведущий:

Ребята, какое же дерево является символом Рождества. Ну конечно же Елочка. И каждый год, зимой на Новый Год и Рождество мы приносим в дом елку и украшаем ее разноцветными шарами и гирляндами.

Мы украсим елочку
Яркою звездой,
Оплетем мы елочку
Нитью золотой.

Как красив на елочке
Праздничный наряд!
На ее иголочках
Огоньки горят.

И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!

Ученик:

Рождество – это значит Радость!

Рождество – это значит Мир!

Рождество – это значит надо
Всех простить, как Христос простил!

Рождество – это значит людям
Доступ к Богу открылся вновь
Петь, играть и молиться будем
Прославляя Христа любовь!

Ученик:

Есть страны
С. Надсон

Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов-
Цветы там душистее, звезды крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна-
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз
Свершилось желанное чудо воочью:
Родился Младенец Христос.

Ученик:


Загадки про Рождество Христово.

Соломку вместо пелёнок

Имеет в яслях Ребёнок, -

В нужде Он родился и рос,

И звали Его... (Христос)?

Где родился наш Спаситель -

Место вам известно всем.

Ну скорее назовите

Это город... (Вифлеем)?

К Малышу на День рожденья

Дружно прибыли волхвы:

Принесли в подарок деньги?

Нет? А что? Скажите вы. (Золото, ладан, смирна)

Озеро кругленько,

Берега узеньки

Кто в нём искупается

Тот к Царским слугам причисляется. (купель)

Синее море, хрустальные берега, а посередине утка. (лампада)

Чего у Бога нет, а у нас есть? (грехи)

Взвесить нельзя, мерить нельзя, и жить без того нельзя. (душа)

Не Бог, не человек, не был на небе и не будет, а на себе Христа носил. (осел)

Спиной к спине, а лицом к избе. (икона)

Нет головы, а есть уши, нет рта, а есть язык. (колокол)

Четыре орла одно яйцо снесли. (Евангелие)

Ученик:

Знаешь ли ты слова и обычаи, связанные с Рождеством Христовым?

Сочельник - день перед Рождеством Христовым. Это самый строго постный день Рождественского поста. Полагается не есть до «звезды», т.е. пока не покажется первая звезда.

Кутья - постная каша из зёрен (пшеницы, риса или ячменя) с мёдом и изюмом, которую едят в сочельник.

Колядки - народные песни про Рождество Христово.

Колядовать - ходить по домам с поздравлением, с песнями и со звездой.

Христославы - те, кто в праздник Рождества Христова ходит по домам славит Христа.

Святки - время от Рождества до Крещения.

Вертеп - ящик, изображающий пещеру, в котором родился Христос.

Тропарь - короткая церковная песня, объясняющая смысл праздника.

1. Сколько лет назад родился Христос? (2009)

2. В какой стране? (Палестина)

3. Он родился в том городе, где жили Его мать и приемный отец? (Нет)

4. В каком городе Он родился? Почему? (Он родился в Вифлееме, куда Святое семейство пришло на перепись)

5. Кто правил в то время Римской империей? (Август)

6. А кто правил страной, где родился Христос? (Ирод)

7. Как звали приемного отца Иисуса Христа? (Иосиф)

8. Что такое вертеп? (пещера для скота)

9. Почему Христос родился там, а не в доме? (в домах Вифлеема не нашлось свободного места)

10. Кто первый узнал о Рождестве младенца Христа? (пастухи)

11. Кто сообщил им об этом и что сказал? (ангелы)

12. Кто такие волхвы? (восточные мудрецы)

15. Как они узнали, что должен родиться Христос? (им возвестила об этом звезда)

16. Что принесли они в дар младенцу Христу? (золото, ладан, смирну)

17. Что означали эти дары? (золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – как Человеку)

18. Что приказал царь Ирод своим воинам, чтобы избавиться от младенца Христа? (убить всех младенцев Вифлеема, младше двух лет)

19. Кто и как предупредил Иосифа, что Ирод хочет убить младенца Христа? (ангел)

20. Куда бежали Мария с младенцем и Иосиф из Вифлеема? (В Египет)

21. Когда царь Ирод умер, где поселились Иосиф, Мария и Иисус? (В Назарете)

22. От чего Христос спас людей? (от вечной смерти)

Ученик:

Праздник взрослых и детей

Песни о Христе не все пропеты,
Это - не последний о Нем стих,
И Его лучистые заветы
Не угаснут средь сынов людских.
Он, как мы, ходил под небом звездным
И с людьми беседовал не раз,
Он и ныне и детей и взрослых
Понимает. Понимает нас.
В этот праздник снова мы отметим:
В мире был Спаситель наш и Друг,
Чтобы счастье взрослым дать и детям,
От греха спасти и вечных мук.
Те, кто еще мало жил на свете,
Также те, кто прожил много дней,-
Пойте, братья, сестры! Пойте дети!
Это праздник взрослых и детей!

Песня «Всех вас с Рождеством»

Всех вас с Рождеством!

Всех вас с Рождеством!

Поздравляем сердечно мы!

Всех вас с Рождеством!

Всех вас с Рождеством!

Всех вас с Рождеством Христовым

Поздравляем сердечно мы!

Пусть в вашем доме будет радость!

Пусть в вашем доме будет радость!

И пребудет Сам Господь!

Пусть в вашем доме будет счастье!

Пусть в вашем доме будет счастье!

И пребудет Сам Господь!

Ученик:

Рождество к нам снова в дом приходит,
Согревая радостью сердца.
Чудеса нас в этот день находят,
Светлый праздник длится без конца.

Распахни навстречу миру душу,
Обними всю землю и пойми:
Есть любовь: храни её и слушай:
Мы с тобой на свете не одни!

Ведущий:

Вот и подошел наш праздник к концу.

Ребята, несите в ваши семьи и берегите огоньки добра и любви, которые мы старались зажечь и пусть вас хранит Ангел.

Желая спасти человеческий род, Бог стал Человеком и вошел в человеческую историю. Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в иудейском городе Вифлееме. В то время император повелел сделать всена-родную перепись по всей империи, к которой относилась тогда и Палестина. Для переписи люди должны были идти в те места, откуда они были родом. Поэтому Дева Мария и праведный Иосиф, как происходившие от рода царя Давида, пришли в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в гостиницах. В пещере, служившей загоном для овец, среди сена и соломы для корма и подстилки скоту, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира.

Родившийся смиренный Богомладенец был прославлен ангелами, пастухами и иноземными мудрецами, чудесным образом узнавшими о Его рождении и пришедшими поклониться Ему. Вслед за ними это великое событие человечество торжественно отмечает 7 января (25 декабря по старому стилю).

Значение праздника Рождества Христова

Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Его значение столь велико, что даже ход новой истории и летосчисление мы ведем от Рождества Христова. День, предшествующий рождественской ночи, называется Сочельником, по названию постного блюда этого дня — сочива, приготовляемого из меда и пшеницы. До захода солнца и появления первой вечерней звезды, согласно древней церковной традиции, было принято ничего не вкушать, подражая волхвам, претерпевшим многие лишения на пути к Рожденному Царю, а также пастухам, ночью охранявшим свои стада и первым принявшим весть о рождении Божественного Младенца.

Двенадцать дней от Рождества до Крещения Господня называются Святками, то есть святыми днями, в честь прихода в мир Спасителя. В эти дни люди издревле стремились принести друг другу радость: вручали подарки, приглашали гостей, рассказывали сказки и загадывали загадки, катались на санях и зажигали костер, который своим огоньком в темною зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Спасителю мира и принесли ему дары. Начиная с Петровской эпохи, в домах стали украшать рождественскую елку — символ неувядающей жизни, устраивали вертеп (подобие рождественской пещеры), ходили прославлять родившегося Христа особыми песнями — колядками.

Христианам следует всячески беречь святость этих дней и вечеров, не нарушая ее гаданиями и другими суеверными обычаями, заимствованными от язычников, ведь гадание Церковь относит к числу тяжких грехов.

по-церковнославянски:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!

по-русски:
Рождение Твое, Христе Боже наш, источило миру свет ведения: ибо те, кто служили звездам, звездой были научены кланяться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе.

по-церковнославянски:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

по-русски:
Сегодня Дева рождает сверхсущего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят вместе с пастухами, волхвы же путешествуют за звездой, потому что ради нас родился юный Младенец — Предвечный Бог.

Тропарь и кондак празднику исполняет вокальный квартет Раифского Богородицкого монастыря «Притча»

Материалы сайта о Рождестве Христовом



Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. И лишь в IV веке римским императором Константином Великим было разрешено христианам открыто исповедовать свою веру и возвести церковь Рождества. С тех времен этот день начал почитаться как великое событие. Однако начиная с XVI века весь христианский мир разделился и отмечает этот праздник в разное время. Католики - 25 декабря, а православные - 7 января.

На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским (новый стиль), ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь (старый стиль), применяемый с 45 столетия до нашей эры.


В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому.

Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже - протестантские. В России же григорианское летоисчисление было введено после революции 1917 года, а именно - 14 февраля 1918 года. Однако Русская Православная церковь, сохранив традиции, продолжает жить и отмечать христианские праздники по юлианскому календарю.

Развитие иконографии Рождества Христова

Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову.


Древнейшие археологические артефакты, найденные в христианских саркофагах, в виде первых иконографий на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло, являются тому подтверждением. А начиная с VI столетия уже сформировалась та иконография Рождества Христова, которая останется до XXI века.

Византийская иконография Рождества Христова включала в себя три плана: верх - «небо», центр - «соединение неба и земли», и низ - «землю». Древнерусская иконография, многие века следовавшая византийской традиции, а в XVII столетии заимствовала манеру западноевропейской живописи.


Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова


На фоне неба яркая Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки, касающаяся вершины горы с пещерой символизируют выражение: «Рождество – это небо на земле». Со времени рождения Христа небо стало открытым человеку, означающее, что путь на небо открыт и таким образом можно приблизиться к Богу, благодаря стремлению человеческой души вверх к вершине.

Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров – израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь.


Форма яслей, напоминающая форму гроба так же символична: " Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него". Пастухи и язычники волхвы также имеют свою роль в иконографии, через которых Всевышний явился миру сему: "Отныне каждый человек может найти свою дорогу к Богу".


Рождество Христово на полотнах старых мастеров

Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись.


Филиппино Липпи был одним из первых итальянских художников, использовавший пейзаж в иконографии Рождества. Мадонна со слетевшими с небес ангелами поклоняются новорожденному Спасителю на лугу, усыпанному цветами, который огражден изгородью и символизирует рай.



Итальянец Паоло Веронезе использовав библейский сюжет, изобразил пышную и роскошную обстановку, где видим дорогие ткани, перья, драпировку, элементы античной архитектуры. Все полотно пропитано торжественностью знакового события.


Бартоломе Мурильо таинство рождения маленького Иисуса изобразил в виде жанровой сценки, где
на контрастах света и тени происходит поклонение пастухов. По толкованиям богословов именно эти простые люди станут духовными пастырями и первыми евангелистами.


Яркий свет, идущий от Младенца, который озаряет Мадонну и ангелов, усиливает ощущение Его божественности. А поющие ангелы, держащие лист с нотами, предают полотну Яна Калькара торжественность.