Размер сталинской премии. Распределение наградных сумм между лауреатами

СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ

Премии и стипендии «в ознаменование 60-летия товарища Иосифа Виссарионовича Сталина» были учреждены постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 декабря 1939 года. В нем указывалось, что учреждаются 16 премий имени Сталина (в размере 100 тысяч рублей каждая), которые будут ежегодно вручаться деятелям науки и искусства за выдающиеся работы в следующих областях наук: физико-математической, технической, химической, биологической, сельскохозяйственной, медицинской, философской, экономической, историко-филологической, юридической, а также за достижения в музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве и кинематографии.

Этим же постановлением учреждались премии имени Сталина, которые намечалось ежегодно присуждать за лучшее изобретение: десять первых премий в размере 100 тысяч рублей каждая, двадцать вторых премий в размере 50 тысяч рублей каждая и тридцать третьих по 25 тысяч рублей каждая. Учреждалась премия имени Сталина и за выдающиеся достижения в области военных знаний: три первых премии по 100 тысяч рублей каждая, пять вторых - по 50 тысяч рублей каждая и десять третьих - по 25 тысяч рублей каждая.

В дополнение к этому документу Совнарком Союза ССР через полтора месяца постановил учредить еще четыре премии имени Сталина (по 100 тысяч рублей каждая), которые будут присуждаться за выдающиеся произведения в области литературы - по одной премии в поэзии, прозе, драматургии и литературной критике.

Все работы в области различных наук, военных знаний и т. д., выдвигаемые на соискание Сталинской премии, а также описание изобретений с приложением всех необходимых чертежей и документов представлялись в Комитеты по Сталинским премиям, которые были созданы при Совнаркоме, не позже 15 октября текущего года. После обсуждения и оценки представленных работ Комитеты свои предложения о присуждении Сталинских премий представляли в Совнарком до 1 декабря текущего года.

По положению на соискание Сталинских премий представлялись только новые работы или изобретения, законченные в год присуждения премий. Работы или изобретения, законченные в период с 15 октября по 1 декабря текущего года, допускались на соискание премии имени Сталина в следующем году. Свои труды могли представить научные общества, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и общественные организации.

Работы в областях наук и военных знаний, а также описания изобретений представлялись на любом языке в трех экземплярах, отпечатанных на пишущих машинках или типографским способом. Литературные и музыкальные произведения, а также архитектурные проекты представлялись в одном экземпляре, остальные произведения искусства - в оригинале. Оценка и присуждение премий в области театрального искусства и кинематографии производились как на основании представленных материалов (пьес, сценариев и т. д.), так и на основании имевших место показов кинофильмов и театральных постановок.

На Комитет по присуждению премий имени Сталина за работы в области науки, военных знаний и изобретений возлагалось предварительное рассмотрение работ, выбор из них наиболее выдающихся и представление их со своим заключением Совнаркому Союза ССР. Для более полной и всесторонней оценки данных работ Комитет мог организовать из своего состава секции с участием ученых соответствующих специальностей, а также создавать экспертные комиссии из крупнейших ученых и специалистов-практиков. В рассмотрении отдельных работ по поручению Комитета могли принимать участие научно-исследовательские институты, ученые общества и учреждения, которые потом представляли Комитету свои заключения. В необходимых случаях на заседания Комитета приглашались представители НИИ, научных учреждений и организаций, а также отдельные лица для участия в обсуждениях и дачи заключений по работам, выдвигаемым на соискание премии имени Сталина. Решения Комитета принимались простым большинством голосов закрытой баллотировкой.

Если премию имени Сталина получал авторский коллектив из двух человек, то она делилась между ними пополам; при авторском коллективе из трех человек - руководителю выдавалась половина денег, а остальная часть делилась поровну между остальными двумя членами коллектива; если авторский коллектив состоял из четырех и более человек, то руководитель получал треть премии, а две трети делились между остальными членами коллектива.

В первый год порядок присуждения премий имени Сталина был несколько изменен, и было решено вручать награды не только за работы 1940 года, но и за работы последних 6 лет, начиная с 1935 года. Одним из первых Сталинскую премию первой степени в области физико-математических наук получил П.Л. Капица, действительный член Академии наук СССР, за научную работу «Турбодетандер для получения низких температур и его применение для ожижения воздуха». Генерал-майор артиллерии П.А. Гельвих удостоился Сталинской премии за целый ряд работ: «О рассеивании, вероятности попадания и математическом ожидании числа попадания», «Теоретические основания выработки правил стрельбы» и «Стрельба по быстродвижущимся целям».

Премия имени Сталина первой степени была вручена и академику Н.Н. Бурденко за научные работы по хирургии центральной и периферической нервной системы. Академик В.В. Обручев удостоился Сталинской премии первой степени за трехтомный научный труд «Геология Сибири».

Высокие награды вручались и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Грозная военная обстановка не только не прекратила работу творческой интеллигенции, а наоборот - привела к невиданному патриотическому порыву и размаху творческой инициативы советских ученых, изобретателей и новаторов производства. Все прекрасно понимали, что их деятельность в военные годы нужна еще больше, чем в мирное время. И 1941 год показал крупные достижения советских ученых во всех областях знаний.

Перестраивая промышленность на военный лад, необходимо было расширить ее сырьевые ресурсы, увеличить производственную мощность и т. д. В этом отношении огромный интерес представляет удостоенная Сталинской премии первой степени работа, которую проводила группа академиков и научных работников под руководством В.Л. Комарова - президента Академии наук СССР. Ими были исследованы и разработаны вопросы развития народного хозяйства Урала, а также экономические мероприятия в области черной металлургии, стройматериалов, энергетики и т. д. В результате этих исследований были намечены конкретные работы по расширению производства уральской промышленности.

В числе лауреатов Сталинской премии первой степени стоит и имя известнейшего химика Н.Д. Зелинского, удостоенного высокой награды за работы по каталитическому превращению углеводородов и по оборонной химии.

Для самолетостроения большое значение имели труды профессора М.В. Келдыша и кандидата технических наук Е.П. Гроссмана, удостоенные Сталинской премии второй степени. Эти ученые разработали теорию упругих колебаний частей самолетов и представили метод расчета самолетов на флаттер.

Первые месяцы войны композитор Д. Шостакович провел в блокадном Ленинграде, где у него и родился замысел «Седьмой симфонии», посвященной героическим защитникам города. В Ленинграде были написаны три части симфонии, окончательную работу над этим произведением композитор завершал уже в Куйбышеве. Вскоре это произведение обошло весь мир, утверждая всепобеждающий гуманизм советского народа. Писатель А. Толстой писал, что «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертельный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний».

В 1942 году за Седьмую симфонию Д. Шостакович был удостоен Сталинской премии первой степени. В том же году ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1946 году Сталинской премии было удостоено новое произведение композитора - трио для скрипки, виолончели и фортепиано, а еще через год выдающийся композитор удостоился звания «Народный артист РСФСР».

В 1947 году Д. Шостакович выступил с семичастной ораторией «Песнь о лесах», написанной для солистов, хора и оркестра на текст поэта Е. Долматовского. За это произведение, а также за музыку к кинофильму «Падение Берлина» в 1950 году композитор удостоился Сталинской премии второй степени. Новым значительным достижением Д. Шостаковича стала созданная им в 1951 году сюита для хора «a capella» (без сопровождения) - «Десять поэм» на тексты революционных поэтов периода от 1905 года до Октябрьской революции. В 1952 году это произведение было отмечено Сталинской премией второй степени.

Все награжденные получали звание «Лауреат Сталинской премии». Почетный знак «Лауреат Сталинской премии» носился на правой стороне груди рядом с орденами и медалями СССР. Он изготовлялся из серебра и представлял собой выпуклый овал, покрытый белой эмалью и окаймленный в нижней части золотыми лавровыми венками.

На белой эмали изображались золотые восходящие лучи. В верхней части знака, на фоне этих лучей, помещалась пятиконечная звезда, выполненная красной эмалью и окаймленная золотым ободком. В середине овала золотыми прописными буквами была сделана надпись: «ЛАУРЕАТУ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ». Верхняя часть овала заканчивалась гофрированной лентой, покрытой голубой эмалью с золотым обрезом, с надписью на ней: «СССР». При помощи ушка и колечка почетный знак «Лауреат Сталинской премии» соединялся с серебряной пластинкой, покрытой золотом, на которой голубой эмалью арабскими цифрами был написан год присуждения Сталинской премии. Постановление Совнаркома Союза ССР о присуждении Сталинских премий публиковалось в центральной печати 21 декабря - в день рождения И.В. Сталина.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Русский клуб. Почему не победят евреи (сборник) автора Семанов Сергей Николаевич

Какая странная премия… В 1990-х годах вышел в переводе на русский язык американский двухтомник «Лауреаты Нобелевской премии». Даны биографии всех без исключения 552 лауреатов (не считая коллективных, так сказать, премий). Даны с портретом каждого и подробной библиографией:

автора Ионина Надежда

Нобелевская премия Впервые о намерении оставить часть своего состояния на определенные цели Альфред Нобель, шведский промышленник, инженер и изобретатель, публично заявил в одном из интервью 1890 года. «Я собираюсь оставить после себя, – сказал он, – крупную сумму на

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Гонкуровская премия Литературных премий во Франции очень много – более тысячи. Есть премии, которые присуждаются автору за первый роман, повесть и т. д.: назначение такой награды – не дать затеряться произведению молодого писателя в книжном потоке. Некоторые премии

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Джозеф Пулитцер и премия его имени Государственные награды США – это в основном воинские знаки отличия, которыми отмечаются заслуги, связанные со службой в вооруженных силах страны. За достижения в общественно-политической, научной, спортивной и культурной областях

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Ленинская премия В конце января 1924 года, после смерти В.И. Ленина, по всей стране проходили митинги и собрания, участники которых принимали постановления и резолюции об увековечении памяти вождя Октябрьской революции и Советского государства. Его имя присваивалось

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Оскар – премия американской киноакадемии На заре развития кинематографа Голливуд был всего лишь небольшим городком, расположенным неподалеку от Лос-Анджелеса. И хотя сейчас он слился с этим калифорнийским центром едиными автострадами, бульварами и улицами, старый

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Сталинская премия Премии и стипендии «в ознаменование 60-летия товарища Иосифа Виссарионовича Сталина» были учреждены Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 декабря 1939 года. В нем указывалось, что учреждаются 16 премий имени Сталина (в размере 100 тысяч

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

автора Ионина Надежда

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Впервые о намерении оставить часть своего состояния на определенные цели Альфред Нобель, шведский промышленник, инженер и изобретатель, публично заявил в одном из интервью 1890 года. «Я собираюсь оставить после себя, - сказал он, - крупную сумму на

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

ГОНКУРОВСКАЯ ПРЕМИЯ Литературных премий во Франции очень много - более тысячи. Есть премии, которые присуждаются автору за первый роман, повесть и т. д. Назначение такой награды - не дать затеряться произведению молодого писателя в книжном потоке. Некоторые премии

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

ДЖОЗЕФ ПУЛИТЦЕР И ПРЕМИЯ ЕГО ИМЕНИ Государственные награды США - это в основном воинские знаки отличия, которыми отмечаются заслуги, связанные со службой в вооруженных силах страны. За достижения в общественно-политической, научной, спортивной и культурной областях

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ В конце января 1924 года, после смерти В.И. Ленина, по всей стране проходили митинги и собрания, участники которых принимали постановления и резолюции об увековечении памяти вождя Октябрьской революции и Советского государства. Его имя присваивалось

Из книги Медики, изменившие мир автора Сухомлинов Кирилл

Запретная премия Научное и врачебное сообщество в 1939 году с энтузиазмом поддержало решение Нобелевского комитета присудить премию по физиологии и медицине Домагку «за открытие антибактериального эффекта пронтозила». За три года до того по инициативе Альберта

Из книги От варягов до Нобеля [Шведы на берегах Невы] автора Янгфельдт Бенгт

Первая Нобелевская премия Людвигу Нобелю принадлежало выдающееся положение в российском народном хозяйстве, и его смерть в 1888 г. была отмечена всей прессой страны.В некрологах подчеркивались превосходные личные качества Людвига Нобеля и тот факт, что, несмотря на свое

Из книги Книга об отце (Нансен и мир) автора Нансен-Хейер Лив

XIV. НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Едва отцу выпадала передышка от всех его работ по оказа­нию помощи, он старался хотя бы ненадолго, хоть на недельку, съездить домой. Но осенью 1922 года мы его не видали совсем. В сентябре он получил совершенно неожиданно новые поручения на Балканах и в

Поэт Константин Симонов. 1961 год Фотохроника ТАСС

ВпервыеСталинские премии в области литературы и искусства были присуждены в 1941 году сразу в двенадцати направлениях: музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, опера, балет, кинематография, проза, поэзия, драматургия и литературная критика. За следующие 11 лет существования лауреатами премии стали 1706 человек (ее мог получить как один автор, так, например, и целый театральный коллектив). В условиях запутанной и переменчивой культурной политики советского государства, когда любой мог неожиданно оказаться объектом проработки по идеологическим причинам, которые плохо поддавались однозначной интерпретации, премия выполняла роль культурного навигатора — отмеченные ей произведения входили в культурный канон и практически гарантировали автору неприкосновенность. Помимо высокого символического статуса она также обещала лауреатам финансовое благополучие. Размер премий — 100 тысяч рублей (первая премия), 50 тысяч (вторая) и 25 тысяч (третья) — существенно превышал средний уровень зарплат в стране (средний годовой доход библиотекаря в 1939 году — 1800 рублей). Всего за время существования премии на выплаты лауреатам было потрачено 57,7 миллиона рублей.

Литература в советской иерархии искусств занимала необычайно высокое место — с конца 1920-х годов Сталин по большому счету курировал ее лично. В результате литература была той сферой, в которой отрабатывались основные идеологические и организационные новации культурной политики перед тем, как их переносили в другие сферы искусств.

Как принимались решения о присуждении премии

Формально все решения должен был готовить Комитет по Сталинским премиям в области литературы и искусства. Его первым председателем был Владимир Немирович-Данченко, а в секцию литературы из известных писателей входили Алексей Толстой, Александр Фадеев и Михаил Шолохов. Но в конечном итоге все основные решения принимались Сталиным лично или после небольшого обсуждения, в котором его голос, естественно, был решающим.

Атмосферу этих собраний хорошо передают многочисленные воспоминания их участников и ходившие в писательских кругах апокрифы. Например, подробный мемуар о заседании 31 марта 1948 года оставил постоянный их участник — шестикратный лауреат Константин Симонов:

«Сталин имел обыкновение… брать с собой на заседание небольшую пачку книг и журналов. Она лежала слева от него под рукой, что там было, оставалось неизвестным до поры до времени, но пачка эта не только внушала присутствующим интерес, но и вызывала известную тревогу — что там могло быть. А были там вышедшие книгами и напечатанные в журналах литературные произведения, не входившие ни в какие списки представленных на премию Комитетом. То, о чем шла, точнее, могла пойти речь на заседании в связи с представлениями Комитета по Сталинским премиям, Сталин, как правило, читал. Не могу утверждать, что он всегда читал все. Могу допустить, что он какие-то произведения и не читал, хотя это на моей памяти ни разу прямо не обнаружилось. Все, что во время заседания попадало в поле общего внимания, в том числе все, по поводу чего были расхождения в Союзе писателей, в Комитете, в комиссии ЦК, — давать, не давать премию, перенести с первой степени на вторую или наоборот, — все, что в какой‑то мере было спорно и вызывало разногласия, он читал. И я всякий раз, присутствуя на этих заседаниях, убеждался в этом. Когда ему приходила в голову мысль премировать еще что-то сверх представленного, в таких случаях он не очень считался со статусом премий, мог выдвинуть книгу, вышедшую два года назад, как это в мое отсутствие было с моими „Днями и ночами“, даже напечатанную четыре года назад, как это произошло в моем присутствии, в сорок восьмом году. В тот раз я сидел рядом с редактором „Звезды“ Друзиным, сидел довольно далеко от Сталина, в конце стола. Уже прошла и поэзия, и проза, и драматургия, как вдруг Сталин, взяв из лежавшей слева от него пачки какой-то журнал, перегнутый пополам, очевидно, открытый на интересовавшей его странице, спросил присутствующих:
— Кто читал пьесу „Вороний камень“, авторы Груздев и Четвериков?
Все молчали, никто из нас пьесы „Вороний камень“ не читал.
— Она была напечатана в сорок четвертом году в журнале „Звезда“, — сказал Сталин. — Я думаю, что это хорошая пьеса. В свое время на нее не обратили внимания, но я думаю, следует дать премию товарищам Груздеву и Четверикову за эту хорошую пьесу. Какие будут еще мнения?
По духу, который сопутствовал этим обсуждениям на Политбюро, вопрос Сталина: „Какие будут еще мнения?“ — предполагал, что иных мнений быть не может, но в данном случае их действительно не предполагалось, поскольку стало ясно, что никто, кроме него самого, пьесу не читал.
Последовала пауза. В это время Друзин, лихорадочно тряхнув меня за локоть, прошептал мне в ухо:
— Что делать? Она была напечатана у нас в „Звезде“, но Четвериков арестован, сидит. Как, сказать или промолчать?
— Конечно, сказать, — прошептал я в ответ Друзину, подумав про себя, что если Друзин скажет, то Сталин, наверное, освободит автора понравившейся ему пьесы. Чего ему стоит это сделать? А если Друзин промолчит сейчас, ему дорого это обойдется потом — то, что он знал и не сказал.
— Остается решить, какую премию дать за пьесу, какой степени? — выдержав паузу, неторопливо сказал Сталин. — Я думаю…
Тут Друзин, решившись, наконец решившись, выпалил почти с отчаянием, очень громко:
— Он сидит, товарищ Сталин.
— Кто сидит? — не понял Сталин.
— Один из двух авторов пьесы, Четвериков сидит, товарищ Сталин.
Сталин помолчал, повертел в руках журнал, закрыл и положил его обратно, продолжая молчать. Мне показалось, что он несколько секунд колебался — как поступить, и, решив это для себя совсем не так, как я надеялся, заглянул в список премий и сказал:
— Переходим к литературной критике. За книгу „Глинка“…»

Константин Симонов. «Глазами человека моего поколения»

Какие произведения могли получить Сталинскую премию

Огромная часть премий по литературе была присуждена за произведения, чьи названия и имена авторов сейчас ничего не скажут не только читателям, но и большинству профессиональных исследователей советской культуры — такие как Николай Нагнибеда (сборник «Стихи»), Юлий Чепурин (пьеса «Совесть»), Иосиф Ликстанов (повесть «Малышок»). В списке лауреатов можно найти много писателей из национальных республик, чье появление должно было символизировать мощь и культурное и национальное многообразие советского проекта, а также конъюнктурные соцреалистические произведения, написанные на злобу дня и окончательно забытые еще при жизни их авторов.

Тем не менее в списке Сталинской премии есть много того, что мы читаем до сих пор: «Два капитана» Вениамина Каверина, «Василий Теркин» и «Страна Муравия» Александра Твардовского, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, а также ставшие классическими переводы — «Божественная комедия» Михаила Лозинского и сонеты Шекспира Самуила Маршака. Также Сталинские премии по литературе получили песни Михаила Исаковского «Катюша» и Алексея Суркова «Бьется в тесной печурке огонь…».

Естественно, Сталинскую премию не получали великие современники Борис Пастернак, Анна Ахматова, Михаил Зощенко и Андрей Платонов. Зато успели ее получить позднесоветские классики Юрий Трифонов и Анатолий Рыбаков за свои еще тогда официально допустимые произведения.

Рекордсмены

Из литераторов больше всех премий получил поэт Константин Симонов — у него их шесть. Во многом это связано с тем, что Симонов одновременно выступал в разных литературных жанрах: он получал премии за четыре пьесы, повесть и сборник стихов. Вслед за Симоновым с пятью премиями за свои пьесы идет Александр Корнейчук. Его результативность можно связать с общей нехваткой драматургов — их всегда было меньше, чем поэтов или прозаиков, кроме того, большая часть поколения популярных драматургов 30-х годов не пережила цензуру, репрессии и войну.

Самый громкий скандал, связанный со Сталинской премией

После смерти Сталина самые одиозные из обладателей премии столкнулись с проблемами, от которых их долгое время защищал статус неприкасаемых. Так, ничем не выдающийся драматург Анатолий Суров Лауреат двух Сталинских премий второй степени: в 1949 году за пьесу «Зеленая улица» (1947) и в 1951 году за пьесу «Рассвет над Москвой» (1950). , пользовавшийся благосклонностью Сталина, дважды получил премию, а его пьесы шли во всех ведущих театрах страны. Одновременно с этим он был известен своим вызывающим, даже по меркам советского литературного истеблишмента, поведением. Он часто появлялся на официальных мероприятиях нетрезвым, а в 1953 году поучаствовал в скандальной драке с другим лауреатом Сталинской премии Михаилом Бубенновым. Обстоятельства драки и реакция руководящих органов описаны в эпиграмме Александра Твардовского и Эммануила Казакевича:

«…М. Бубеннов, насилие содеяв,
Его старинной мебелью долбал.
Певец „Березы“ в жопу драматурга
С жестокой злобой, словно в Эренбурга,
Фамильное вонзает серебро.
Но, подчинясь традициям привычным,
Лишь как конфликт хорошего с отличным
Расценивает это партбюро».

Суров не остановился на достигнутом и после этого сначала подрался со своим шофером, а потом появился на выборах в Верховный Совет 14 марта 1954 года нетрезвым и демонстративно перечеркнул все фамилии в бюллетене. Это переполнило чашу терпения, и через месяц его исключили из Союза писателей. Одновременно с этим выяснились новые скандальные подробности: оказалось, что обе свои лауреатские пьесы он писал не сам. Хитростью и угрозами Суров сделал так, что настоящие драматурги Николай Оттен и Яков Варшавский были вынуждены признать его авторство. По свидетельству Варшавского, после того как пьеса «Рассвет над Москвой» получила премию, Суров позвонил ему и сказал: «Получи четверть премии, или я сгною тебя на Колыме».

Самое неожиданное из произведений, получивших Сталинскую премию

В 1949 году Василий Ажаев получил первую Сталинскую премию за роман «Далеко от Москвы», через два года экранизация романа тоже удостоилась первой премии, на этот раз по кинематографии. «Далеко от Москвы» — образцовый семисотстраничный производственный роман, посвященный строительству нефтепровода на Дальнем Востоке во время войны в рекордные сроки. Три руководителя строительства — Батманов, Беридзе и Залкинд — решают эту задачу при помощи самоотверженной работы и энтузиазма. Роман этот тоже был в значительной степени продуктом коллективного творчества — в его редактуре (на уровне соавторства) участвовал Константин Симонов.

Дополнительное измерение чтению романа дает знание биографии автора. Ажаев оказался на Дальнем Востоке не по своей воле. Он был арестован в 1935 году и участвовал в строительстве нефтепровода в качестве заключенного, как и подавляющее большинство других рабочих. Канадский исследователь Томас Лахузен внимательно изучил архив Ажаева и написал одну из лучших существующих сегодня книг о соцреализме — «How Life Writes the Book: Real Socialism and Socialist Realism in Stalinʼs Russia». Лахузен показал, какие зазоры возникают в повествовании из-за несоответствия реальных обстоятельств строительства и желаемого сюжета, и даже обнаружил не очевидный при поверхностном прочтении гомоэротизм — строители бесконечно обнимаются и любуются крепкими телами друг друга: «Он обеими руками пожал руку главному инженеру, поглядел ему в лицо и крепко обнял. За ним подошел Батманов и тоже обнял Беридзе, шепнув: „Давно бы так, дорогой“. Вслед за остальными приблизился Алексей. Беридзе взглянул на него и улыбнулся: как всегда, на лице Ковшова можно было прочесть все, что наполняло его душу. Алексей и радовался за товарища, и был смущен. Беридзе притянул его к себе. Они расцеловались».

Что стало с премией после смерти Сталина

После смерти Сталина премию его имени ликвидировали. В 1956 году восстановили Ленинскую премию (ее вручали с 1925 по 1935 год) — за выдающиеся научные открытия и произведения искусства. В 1966 году учредили Государственную премию СССР, которая стала прямой заменой Сталинской; сталинским лауреатам даже предложили обменять атрибуты старой премии на памятные знаки и диплом новой. При этом не допускалось одновременного выдвижения одного и того же произведения на две премии, а Ленинская считалась более престижной и повторно не присуждалась. 

» были учреждены постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 декабря 1939 года. В нем указывалось, что учреждаются 16 премий имени Сталина (в размере 100 тысяч рублей каждая), которые будут ежегодно вручаться деятелям науки и искусства за выдающиеся работы в следующих областях наук: физико-математической, технической, химической, биологической, сельскохозяйственной, медицинской, философской, экономической, историко-филологической, юридической, а также за достижения в музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве и кинематографии.

Этим же постановлением учреждались премии имени Сталина, которые намечалось ежегодно присуждать за лучшее изобретение: десять первых премий в размере 100 тысяч рублей каждая, двадцать вторых премий в размере 50 тысяч рублей каждая и тридцать третьих по 25 тысяч рублей каждая. Учреждалась премия имени Сталина и за выдающиеся достижения в области военных знаний: три первых премии по 100 тысяч рублей каждая, пять вторых - по 50 тысяч рублей каждая и десять третьих - по 25 тысяч рублей каждая.

В дополнение к этому документу Совнарком Союза ССР через полтора месяца постановил учредить еще четыре премии имени Сталина (по 100 тысяч рублей каждая), которые будут присуждаться за выдающиеся произведения в области литературы - по одной премии в поэзии, прозе, драматургии и литературной критике.

Все работы в области различных наук, военных знаний и т. д., выдвигаемые на соискание Сталинской премии, а также описание изобретений с приложением всех необходимых чертежей и документов представлялись в Комитеты по Сталинским премиям, которые были созданы при Совнаркоме, не позже 15 октября текущего года. После обсуждения и оценки представленных работ Комитеты свои предложения о присуждении Сталинских премий представляли в Совнарком до 1 декабря текущего года.

По положению на соискание Сталинских премий представлялись только новые работы или изобретения, законченные в год присуждения премий. Работы или изобретения, законченные в период с 15 октября по 1 декабря текущего года, допускались на соискание премии имени Сталина в следующем году. Свои труды могли представить научные общества, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и общественные организации.

Работы в областях наук и военных знаний, а также описания изобретений представлялись на любом языке в трех экземплярах, отпечатанных на пишущих машинках или типографским способом. Литературные и музыкальные произведения, а также архитектурные проекты представлялись в одном экземпляре, остальные произведения искусства - в оригинале. Оценка и присуждение премий в области театрального искусства и кинематографии производились как на основании представленных материалов (пьес, сценариев и т. д.), так и на основании имевших место показов кинофильмов и театральных постановок.

На Комитет по присуждению премий имени Сталина за работы в области науки, военных знаний и изобретений возлагалось предварительное рассмотрение работ, выбор из них наиболее выдающихся и представление их со своим заключением Совнаркому Союза ССР. Для более полной и всесторонней оценки данных работ Комитет мог организовать из своего состава секции с участием ученых соответствующих специальностей, а также создавать экспертные комиссии из крупнейших ученых и специалистов-практиков. В рассмотрении отдельных работ по поручению Комитета могли принимать участие научно-исследовательские институты, ученые общества и учреждения, которые потом представляли Комитету свои заключения. В необходимых случаях на заседания Комитета приглашались представители НИИ, научных учреждений и организаций, а также отдельные лица для участия в обсуждениях и дачи заключений по работам, выдвигаемым на соискание премии имени Сталина. Решения Комитета принимались простым большинством голосов закрытой баллотировкой.

Если премию имени Сталина получал авторский коллектив из двух человек, то она делилась между ними пополам; при авторском коллективе из трех человек - руководителю выдавалась половина денег, а остальная часть делилась поровну между остальными двумя членами коллектива; если авторский коллектив состоял из четырех и более человек, то руководитель получал треть премии, а две трети делились между остальными членами коллектива.

В первый год порядок присуждения премий имени Сталина был несколько изменен, и было решено вручать награды не только за работы 1940 года, но и за работы последних 6 лет, начиная с 1935 года. Одним из первых Сталинскую премию первой степени в области физико-математических наук получил П.Л. Капица, действительный член Академии наук СССР, за научную работу «Турбодетандер для получения низких температур и его применение для ожижения воздуха». Генерал-майор артиллерии П.А. Гельвих удостоился Сталинской премии за целый ряд работ: «О рассеивании, вероятности попадания и математическом ожидании числа попадания», «Теоретические основания выработки правил стрельбы» и «Стрельба по быстродвижущимся целям».

Премия имени Сталина первой степени была вручена и академику Н.Н. Бурденко за научные работы по хирургии центральной и периферической нервной системы. Академик В.В. Обручев удостоился Сталинской премии первой степени за трехтомный научный труд «Геология Сибири».

Высокие награды вручались и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Грозная военная обстановка не только не прекратила работу творческой интеллигенции, а наоборот - привела к невиданному патриотическому порыву и размаху творческой инициативы советских ученых, изобретателей и новаторов производства. Все прекрасно понимали, что их деятельность в военные годы нужна еще больше, чем в мирное время. И 1941 год показал крупные достижения советских ученых во всех областях знаний.

Перестраивая промышленность на военный лад, необходимо было расширить ее сырьевые ресурсы, увеличить производственную мощность и т. д. В этом отношении огромный интерес представляет удостоенная Сталинской премии первой степени работа, которую проводила группа академиков и научных работников под руководством В.Л. Комарова - президента Академии наук СССР. Ими были исследованы и разработаны вопросы развития народного хозяйства Урала, а также экономические мероприятия в области черной металлургии, стройматериалов, энергетики и т. д. В результате этих исследований были намечены конкретные работы по расширению производства уральской промышленности.

В числе лауреатов Сталинской премии первой степени стоит и имя известнейшего химика Н.Д. Зелинского, удостоенного высокой награды за работы по каталитическому превращению углеводородов и по оборонной химии.

Для самолетостроения большое значение имели труды профессора М.В. Келдыша и кандидата технических наук Е.П. Гроссмана, удостоенные Сталинской премии второй степени. Эти ученые разработали теорию упругих колебаний частей самолетов и представили метод расчета самолетов на флаттер.

Первые месяцы войны композитор Д. Шостакович провел в блокадном Ленинграде, где у него и родился замысел «Седьмой симфонии», посвященной героическим защитникам города. В Ленинграде были написаны три части симфонии, окончательную работу над этим произведением композитор завершал уже в Куйбышеве. Вскоре это произведение обошло весь мир, утверждая всепобеждающий гуманизм советского народа. Писатель А. Толстой писал, что «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертельный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний».

В 1942 году за Седьмую симфонию Д. Шостакович был удостоен Сталинской премии первой степени. В том же году ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1946 году Сталинской премии было удостоено новое произведение композитора - трио для скрипки, виолончели и фортепиано, а еще через год выдающийся композитор удостоился звания «Народный артист РСФСР».

В 1947 году Д. Шостакович выступил с семичастной ораторией «Песнь о лесах», написанной для солистов, хора и оркестра на текст поэта Е. Долматовского. За это произведение, а также за музыку к кинофильму «Падение Берлина» в 1950 году композитор удостоился Сталинской премии второй степени. Новым значительным достижением Д. Шостаковича стала созданная им в 1951 году сюита для хора «a capella» (без сопровождения) - «Десять поэм» на тексты революционных поэтов периода от 1905 года до Октябрьской революции. В 1952 году это произведение было отмечено Сталинской премией второй степени.

Все награжденные получали звание «Лауреат Сталинской премии». Почетный знак «Лауреат Сталинской премии» носился на правой стороне груди рядом с орденами и медалями СССР. Он изготовлялся из серебра и представлял собой выпуклый овал, покрытый белой эмалью и окаймленный в нижней части золотыми лавровыми венками.

На белой эмали изображались золотые восходящие лучи. В верхней части знака, на фоне этих лучей, помещалась пятиконечная звезда, выполненная красной эмалью и окаймленная золотым ободком. В середине овала золотыми прописными буквами была сделана надпись: «ЛАУРЕАТУ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ». Верхняя часть овала заканчивалась гофрированной лентой, покрытой голубой эмалью с золотым обрезом, с надписью на ней: «СССР». При помощи ушка и колечка почетный знак «Лауреат Сталинской премии» соединялся с серебряной пластинкой, покрытой золотом, на которой голубой эмалью арабскими цифрами был написан год присуждения Сталинской премии. Постановление Совнаркома Союза ССР о присуждении Сталинских премий публиковалось в центральной печати 21 декабря - в день рождения И.В. Сталина.

Размер премии первой степени - 200 000 рублей, премии второй степени - 100 000 рублей. Всего постановлением от 10 апреля 1942 года присуждены 15 премий первой степени и 18 премий второй степени. Поэтому в 1944-1945 гг. Сталинские премии не присуждались, поскольку они предназначались именно для материальной поддержки.

При этом указывалось, что четыре премии даются по одной в областях поэзии, прозы, драматургии и литературной критики. Сталинские премии присуждались ежегодно и являлись знаком признания высокого научного, культурного, инженерно- или организационно-технического вклада лауреата. В 1942-1943 гг. почти все (или все) лауреаты перечислили деньги, полученные с премией, в Фонд обороны. Премия давалась не по совокупности заслуг, а за конкретные работы и достижения.

Сталинская премия

Дипломы и знаки лауреата Сталинских премий 1-й, 2-й и 3-й степеней были заменены на дипломы и почётные знаки лауреата Государственной премии СССР соответствующих степеней. В учебной и справочной литературе название Сталинской премии методично заменялось на Государственную, информация о ней и её лауреатах дозировалась и мистифицировалась.

Премии без прений

Таким образом общая сумма выплат составила 4,8 млн рублей. С конца 1917 года Ленин установил себе оклад равный сумме заработка не квалифицированного работника в Москве, а именно 500 рублей. С 1939 года из отчужденного гонорарного фонда высшей номенклатуры стали выплачивать Сталинскую премию (всего ее получили около пяти тысяч лауреатов). Интересный факт: заработная плата у Брежнева была не очень большой, однако, в середине 1973 года он сам себе присудил Ленинскую Международную премию, за что получил 25 тысяч рублей!

Он хоть и вернул не скромную зарплату Хрущева в 800 рублей, не остановился на достигнутом! Ему понравилась идея гонораров Брежнева и при его ставке в 800 рублей, за февраль 1984 года, чистый доход Андропова составил 8 тысяч 800 рублей. Ельцин тоже не рвался за деньгами и получал весьма скромную заработную плату. Но в 1999 году, практически перед уходом, его заработная плата резко поднялась до 15 тысяч рублей.

Карманная премия Сталина

Обойтись без премий, кажется, не удавалось еще ни одному государству. И пришедшие к власти большевики, которые, как известно, и к деньгам относились без большого доверия, не отказались от выплат премий. А если посмотреть российские солдатские награды, то отличить медаль от денежной премии окажется возможным далеко не всегда. В зависимости от ранга награжденного монета бывала крохотной, а могла быть и весьма увесистой.

Однако век подобной монаршей щедрости оказался недолгим, и уже в 1892 году положением о наградах было установлено, что единовременные денежные выдачи не могут превышать годового оклада. Правда, это нововведение тогда не прижилось, и в 1807 году институт почетного гражданства отменили, однако в 1832 году - восстановили. До 1864 года деньгами награждались принявшие крещение иудеи. На награду в размере 60 руб. можно было рассчитывать, поймав беглого преступника или же вытащив из воды утопающего.

Наибольшее значение премии имели для ученых и писателей, для которых меценаты и крупные ученые учредили немало наград. Как правило, это выглядело следующим образом: в банк клалась определенная сумма денег, проценты с которых и выплачивались в качестве премии. Новые положения о научных премиях регулярно публиковались. Ввиду этого Императорская академия наук принуждена была приступить к пересмотру правил всех премий и согласовать выдачу наград с имеющимися у нее средствами».

В Постановлениях 1951-1952 годов не указывается их точная дата. Постановления 1953-1954 годов не опубликовывались, видимо, по соображениям секретности. Также в опубликованных списках нет некоторых лауреатов, о которых указано в других источниках. Поскольку она задумывалась именно как материальный стимул, то присуждалась в основном людям в среднем возрасте, или даже молодым. Подобная подмена названий часто встречается и в современных изданиях.

Количество присуждаемых премий и их размер впоследствии неоднократно менялись. Об учреждении премии и стипендии имени Сталина» - было принято 20 декабря1939 года в ознаменование 60-летия И. В. Сталина. Нуждаясь в квалифицированных специалистах, большевики были готовы сохранить за ними не только высокие зарплаты, но и систему премий. В рамках кампании по искоренению культа личности Сталина, начавшейся после XX съезда КПСС, в 1956 году была учреждена Ленинская премия, фактически заменившая собой Сталинскую премию.

Граждане СССР, которые достигали выдающихся творческих успехов в любой области деятельности, поощрялись главной премией страны. Сталинская премия полагалась тем, кто коренным образом усовершенствовал методы производства, а также создателям научных теорий, технологий, ярких образцов искусства (литература, театр, кино, живопись, скульптура, архитектура).

Иосиф Сталин

Существовала премия имени вождя в течение тринадцати лет - с 1940-го до 1953 года, а учреждена была чуть ранее - в декабре 1939-го. Сталинская премия не имела государственного фонда, лауреаты субсидировались из личной зарплаты И. В. Сталина, которая была соответственно статусу огромной - две его должности оплачивались по десять тысяч рублей каждая ежемесячно.

Фондом премии являлись и гонорары за издание книг вождя в СССР и за рубежом, которых тоже было много, и выплаты в те времена были немаленькими (Алексей Толстой даже стал первым советским миллионером). Сталинская премия забирала очень много денег, практически все. Именно поэтому после смерти вождя на его оставалась мизерная сумма - девятьсот рублей, в то время как средний оклад рабочего часто превышал семьсот.

История

В 1939 году, в декабре, официально отмечалось шестидесятилетие вождя, и в честь этого события появилась премия его имени. В феврале 1940-го уже Совнарком постановил учредить премии по сто тысяч рублей (1 степени), пятьдесят тысяч рублей (2 степени) и двадцать пять тысяч рублей (3 степени) за лучшие литературные произведения (проза, поэзия, драматургия, литературная критика), а также за достижения в других сферах искусства. Кроме того, ежегодно премией отмечались деятели, внесшие особый вклад в науку, культуру, технику или организацию производства.

В 1941 году Сталинская премия вручалась самым первым лауреатам. Рекордсменом по числу присуждённых Сталинских премий стал С. В. Ильюшин, знаменитый авиаконструктор, семь раз отмеченный особым вниманием вождя. По шесть раз получили премию кинорежиссёры Ю. А. Райзман и И. А. Пырьев, писатель К. М. Симонов, авиаконструктор А. С. Яковлев, композитор С. С. Прокофьев и некоторые другие. Актрисы и Алла Тарасова стали пятикратными лауреатами Сталинской премии.

Учреждение

Сталинская премия СССР (первоначально называемая Премией имени Сталина) была учреждена двумя постановлениями. Двадцатого декабря 1939 года Совнарком постановил: шестнадцать ежегодных премий имени Сталина (100 тысяч рублей) присуждать деятелям науки и искусства за особо выдающиеся работы в таких областях: технических, физико-математических, биологических, химических, медицинских, сельскохозяйственных, экономических, философских, юридических и историко-филологических наук, живописи, музыки, скульптуры, театрального искусства, архитектуры, кинематографии.

Учреждались также десять премий первой степени, двадцать - второй, тридцать - третьей степени за лучшие изобретения, плюс три премии первой степени, пять - второй и десять - третьей степени за особые успехи в области военных знаний. Отдельное постановление относительно литераторов, которым вручалась ежегодная Сталинская премия, было принято в феврале 1940 года, и в нём указывалось, что четыре премии первой степени полагаются лауреатам в каждом виде литературной деятельности: проза, поэзия, литературная критика, драматургия.

Изменения

Размер Сталинской премии в рублях и количество лауреатов много раз менялись, и никогда в сторону уменьшения, напротив - вместо одного лауреата первой степени, например, уже в 1940 году стало по три в каждой номинации. В 1942-м премия (первая степень) увеличилась до двухсот тысяч рублей. Кроме того, в 1949 году появилась новая - Международная "За между народами". Распределял премии непосредственно Совнарком, в котором были созданы два специальных комитета: один работал по присуждению премий в науке, военных знаниях и изобретательстве, а второй занимался литературой и искусством.

Сначала отмечались только новые работы, которые были закончены в данном году. Соискатели, доработавшие свои произведения в сроки позже середины октября, попадали в списки следующего года. Затем сроки были пересмотрены, и лауреатами могли стать люди, заслужившие премию работой в течение последних шести-семи лет. Таким образом, награжденные Сталинской премией оказывались в выгодных условиях. Многие свидетельства говорят о том, что Иосиф Виссарионович принимал самое непосредственное участие в распределении премий своего имени (и собственных финансов), иногда решение принималось практически единолично.

Ликвидация

После смерти Сталина завещание не нашли, поэтому гонорары публикаций нельзя было использовать для поощрения лауреатов. После 1954 года Сталинская премия перестала существовать. Затем началась пресловутая кампания по искоренению культа вождя.

В 1956-м была учреждена Ленинская премия, которая заменила по факту Сталинскую. Лауреаты Сталинской премии после 1966 года сменили дипломы и почётные знаки. Даже название всюду методично изменялось, в энциклопедиях и справочниках Сталинская стала называться Государственной премией СССР. Информация о лауреатах оказалась мистифицированной и дозированной.

Правила разделения

Существовало специальное постановление Совнаркома о справедливом распределении премии между несколькими участниками работы, за которую она присуждалась. Если награждались одной премией два человека (соавторы), то сумма делилась поровну. На троих распределение было другим: руководитель получал половину, а двое исполнителей - по четверти всей суммы. Если людей было много, то руководитель получал треть, остальное поровну делилось в коллективе.

Первые лауреаты Сталинской премии по физике - по математике - А. Н. Колмогоров, по биологии - Т. Д. Лысенко, по медицине - А. А. Богомолец, В. П. Филатов, Н. Н. Бурденко, по геологии - В. А. Обручев, отмечен за изобретения знаменитый оружейник В. А. Дегтярёв, по авиаконструированию - С. А. Лавочкин, по живописи - А. М. Герасимов, по скульптуре - В. И. Мухина.

Проектировщик станций метро "Киевская" и "Комсомольская" архитектор Д. Н. Чечулин тоже был награждён Сталинской премией. А. Н. Толстой получил её за книгу "Пётр Первый", М. А. Шолохов - за роман "Тихий Дон", а драматург был отмечен после постановки пьесы "Человек с ружьём".

Как рассматривались труды

Работы научного склада рассматривались предварительно с привлечением соответствующих специальности учёных, экспертных комиссий практиков и даже целых Научно-исследовательских институтов. Тогда оценка получалась более полной и всесторонней с вынесением специального заключения для Совнаркома СССР.

При необходимости представители НИИ и учёных организаций присутствовали на заседаниях Комитета. Решения принимались посредством голосования закрытой баллотировкой.

Почётный знак

У каждого лауреата после получения премии появлялось соответствующее звание и лауреата Сталинской премии, который нужно было носить на правой стороне рядом с орденами. Он был выполнен из серебра в виде выпуклого овала, покрыт белой эмалью и окаймлён снизу лавровым венком из золота. На эмали изображался восход солнца - золотые лучи, на фоне которых вверху сияла звезда из красной эмали с золотым ободком. Надпись золотыми буквами гласила: "Лауреату Сталинской премии".

Верх овала обрамляла гофрированная лента голубой эмали с золотым обрезом, на которой было написано "СССР". Серебряная и позолоченная пластинка, к которой через ушко и колечко присоединялся почётный знак, была тоже с надписью: на ней обозначался арабскими цифрами год присуждения премии. Публикация в прессе о лауреатах текущего года всегда появлялась 21 декабря - в день рождения И. В. Сталина.

Война

В грозные годы войны эта высокая награда тоже находила отличившихся, поскольку творческая интеллигенция работала как никогда - в мощном патриотическом порыве и с непреходящей инициативой. Советские учёные, новаторы, изобретатели прекрасно понимали, что именно теперь их деятельность нужна стране более, чем во время мира и покоя. Даже 1941 год принес крупнейшие достижения интеллигенции практически во всех областях жизнедеятельности.

Промышленность перестраивалась на военный лад, расширялись ресурсы сырья, увеличивалась мощность производств. Сталинская премия первой степени была присуждена работе группы академиков под руководством президента АН СССР В. Л. Комарова, которые исследовали и разработали пути развития промышленности Урала - чёрную металлургию, энергетику, стройматериалы и всё остальное. Результатом стало огромное расширение производств всех видов промышленности.

Много сделал для оборонной химии Н. Д. Зелинский. Он тоже был удостоен этой награды. Профессор М. В. Келдыш и кандидат технических наук Е. П. Гроссман потрудились для советского самолётостроения: разработали теорию упругих колебаний и придумали метод рассчёта самолётов на флаттер, за что им была вручена Сталинская премия 2 степени.

Дмитрий Шостакович

Выдающийся по творческой мощи композитор до эвакуации писал свою знаменитую "Седьмую симфонию" в блокадном Ленинграде. Это произведение сразу вошло в сокровищницу мирового музыкального искусства. Всепобеждающий гуманизм, готовность бороться насмерть с чёрными силами, непоколебимая правда, звучащая в каждой ноте, завоевали всемирное признание сразу и навсегда. В 1942 году это произведение было отмечено Сталинской премией первой степени.

Дмитрий Шостакович - ещё трижды лауреат Сталинской премии помимо первой: за прекрасное трио 1946 года - премия первой степени, а затем - звание Народного артиста РСФСР, в 1950-м были отмечены Сталинской премией второй степени его оратория "Песнь о лесах" на стихи Долматовского и музыка к фильму "Падение Берлина". В 1952-м он получил ещё одну Сталинскую премию второй степени за сюиту для хора.

Фаина Раневская

На протяжении долгих лет трудилась любимица публики, не сыгравшая в кино ни одной главной роли. Это исключительно талантливая актриса. Сталинская премия ей доставалась трижды: два раза второй степени и один раз - третьей.

В 1949 году - за роль жены Лосева в "Законе чести" Штейна (Московский театр драмы), в 1951-м - за роль Агриппины в "Рассвете над Москвой" Суворова (театр тот же), в том же году - за роль фрау Вурст в фильме "У них есть Родина". В принципе, любая роль, исполненная Фаиной Георгиевной, могла быть удостоенной этой чести, поскольку классику советского кинематографа по большей части создавала и эта актриса, лауреат Сталинской премии. В своём времени она была велика, да и сейчас наверняка нет человека, который не знал бы её имени.