Приюты магдалины история. Приют магдалины

Питер Муллан из тех актеров, что снимается много, но бестолково, зато из тех режиссеров, что снимает редко, но метко. В 2002 году его «Сестры Магдалины» завоевали венецианского льва и были обласканы критиками. Это история четырех девушек, которых общество заклеймило, а католическая церковь с ненавистью приняла в свои железные объятья. Толчком к созданию которой послужил документальный фильм «Секс в холодном климате» о приютах Магдалины для «падших» женщин.

Визуально «Сестры Магдалины» почти точная копия фильмов 60-х — 70-х годов. Если не знать, что лента снята в 2000-х, можно подумать, что она младшая сестра «Пролетая над гнездом кукушки» или «Ночного портье». В ней нет современного лоска, нет красивых планов или еще каких-либо приемов, которые могли бы смягчить действие и отвлечь зрителя. Акценты сделаны на эмоциях и актерской игре, а не картинке. В центре сюжета обычные девушки, а не преступницы, тем не менее, их похоронили заживо за то, что сейчас в порядке вещей. В порядке вещей,… а в порядке ли? С фильмом Муллана не все так просто, как кажется на первый взгляд. Да «прачечные Магдалины» это филиал Комбината, а Бернадетта, Роза и Маргарет его узницы и борьба с системой одна из своеобразных нитей Ариадны, которые бегут сквозь фильм, указывая путь к смыслу. Борьба — это нить, которая ведет коротким путем. Эта нить совсем близко от входа, как Криспина. Бедная, сумасшедшая Криспина с ее лошадиными зубами, отвратительной родинкой, всеми своими несовершенствами, которая, как забитый, синюшный куренок валяется на дороге, отвлекает на себя внимание и собирает пинки прохожих. Режиссер буквально изнасиловал этот персонаж, заездил, как скаковую лошадь. Стремясь показать, что делала забота католического Комбината о душах грешниц с этими самыми душами. Однако перегнул палку, давя на жалость, и в результате возмущение подкатывает к горлу вместе со слезами, но это только видимость сочувствия потому, что где-то в мозгу бьется мысль совсем не христианская, зато честная, что она заслужила такое обращение, своей глупостью.

Одна из «поверхностных» нитей это и забота «пастырей» о грешницах. Удивительно, но факт присмотр за «овцами» чаще всего поручают тем, кто своих подопечных ненавидит. И это не зависит от времени, страны или места содержания, будь то детский приют или клиника для умалишенных. У людских пороков нет срока годности, религиозной или расовой принадлежности. Католическая церковь была против показа «Сестер Магдалины», вот только Муллан не выступает против католической церкви или религии. Здесь все тот же Булгаковский ковер и Маркс, только с библейскими мотивами. Деяния совершает не Бог и не церковь, деяния совершает человек. В данном случае сестра Бриджит, алчная, жестокая, лицемерная. Как бы подчеркивая разницу между тем, что есть и тем, что может быть режиссер использует фильм с Бергман. И не смотря на то, что Роза испытала в приюте, веру в Бога она сохранила до конца дней.

Наконец нить, которую нужно, немного поискать — миф о равноправии полов и косность «современного» мира. Конечно, сейчас никто не заставил бы Розу носить алую букву «Б» на груди, но шлюхой с презрением и смаком обласкали бы. Однако здесь больше показательна судьба Маргарет. Аргумент «она сама этого хотела» используется, как оправдание не только в католической Ирландии шестидесятых. А яркий макияж, короткая юбка, декольте — провокацией считаются до сих пор. Сколько бы законов не принималось, сколько бы ни совершалось научных открытий, дело женщины сидеть и не чирикать, когда говорят мужчины. Лишним доказательством легкость, с которой Маргарет отпускают, когда за ней приходит брат. Последний приют Магдалины был закрыт в 1996 году. В 1996 году… «Мир меняется, мы нет».

Вроде бы у фильма счастливый конец, вот только, сколько бы Бернадетта не взмахивала заново отросшими волосами, раны все равно будут кровоточить. Это память об ужасах заключения. Память о крови, о смерти. Она всегда рядом. Стоит за спиной. Шепчет на ухо долгими зимними ночами. От нее не сбежать, ведь невозможно сбежать от себя. Это и память о тех женщинах, которые ушли в сырую землю, так и не увидев еще раз своих детей, не узнав их имен. О женщинах, для которых единственным доказательством существования жизни за стенами приюта было чужое грязное белье. О женщинах, стиравших пальцы до кровавых мозолей в прачечных. Их унижали, били, насиловали, в то время как мир слушал Битлз, читал Буковски, смотрел Бергмана. Мир, которому не было и нет дела до каких-то шлюх. Мир, которому всегда некогда. Мир, который спешит жить, всегда оставляя кого-то умирать на обочине. Спешит по спирали, вот только не всегда вверх.

Правительство Ирландии официально признало факт обращения в рабство в прошлом веке более 10 тысяч женщин: они попадали в монастыри, после чего были вынуждены бесплатно работать в так называемых прачечных Магдалины. Жертвы недовольны извинениями властей и требуют компенсаций.

Ирландия приоткрыла завесу над одним из преступлений церкви, раскрыв деятельность так называемых прачечных Магдалины - сети приютов и рабочих домов, в которых на протяжении 70 лет были заточены более 10 тысяч женщин.

Вину взяло на себя правительство страны, официально признав факт рабства.

Во вторник вечером правительство Ирландии обнародовало результаты 18-месячного расследования работы десяти «прачечных Магдалины», которое было запущено после интереса со стороны комитета ООН против пыток. Премьер-министр страны Энда Кенни признал «значительную роль государства» в поддержке сети прачечных. Они были открыты четырьмя религиозными общинами страны в 1922 году. Прачечные стирали белье для гостиниц, ирландской армии и даже для пивных баров Guinness. Они были закрыты в 1996 году.

Прачечные были совмещены с приютами, которые держали монахини. Первоначально в эти заведения планировалось ссылать проституток для «искупления грехов».

Однако вскоре «прачечные Магдалины» стали импровизированной тюрьмой.

Туда отправляли бездомных, нарушительниц правопорядка, кроме того, родители сами сдавали в эти приюты «провинившихся» дочерей, например забеременевших вне брака, ставших жертвами изнасилования или просто оказавшихся ненужными в семье (например, как говорят пострадавшие, мачехи отсылали в «прачечные Магдалины» слишком красивых падчериц). Монахини избивали воспитанниц, оставляли их без еды, давали лохмотья вместо одежды. Пока страна официально голосовала за права женщин, в прачечных царило суровое средневековье. Многие жертвы сходили с ума или умирали в приюте от болезней и тяжелой работы, сообщают местные СМИ.

«Я просыпалась в шесть утра и работала до девяти вечера», - вспоминает одна из выживших «воспитанниц», 60-летняя Морин Салливан.

Ей было 12, когда ее мать вышла повторно замуж после смерти супруга. Отчим насиловал девочку. Священнослужитель, которому она открылась, заявил, что теперь «на ней лежит грех». Мать не задумываясь отдала дочь в приют. Монахини сразу заявили девочке, что теперь ей придется откликаться на имя Френсис. «У меня отняли все - мое имя, мои права, мне нельзя было играть с другими детьми, нельзя было общаться ни с кем», - говорит Салливан. Во время проверок со стороны школьных инспекторов ее вместе с другими подростками монахини загоняли в подземный тоннель, видимо канализационный. «Я могу только предположить, что я не должна была работать в прачечной», - говорит Салливан.

«Монахини украли мое детство, уничтожили мою жизнь, я никогда не знала, как это - быть молодой девушкой», - говорит экс-рабыня.

Другая жертва прачечных 60-летняя Мэри Смит родилась в приюте: ее мать была обвинена в незаконной беременности. Когда Мэри выросла, она безумно боялась иметь детей, так как это означало для нее заточение.

Расследование правительства показало, что всего в прачечных работало 10 тысяч 14 женщин, свыше 2,1 тысячи были сосланы туда решением государства, в том числе судов. А сбежавших ловили силами полиции. Самой юной работнице было девять лет, самой пожилой - 89 лет. Средний возраст составлял 24 года. В настоящее время в живых осталось около тысячи бывших работниц прачечных. Исследователи добавили, что не нашли доказательств насилия, в том числе сексуального, в прачечных. Представлявший доклад премьер-министр Ирландии Энда Кенни извинился за притеснения и ужасные условия жизни в прачечных, пояснив, что они были продуктом «жесткой и бескомпромиссной Ирландии».

Начало поста про приюты для проституток в викторианской Англии, материалы о которых я собирала, когда писала "Невесту Субботы". Читателям романа кое-что из этого уже будет знакомо, но, надеюсь, что-нибудь новенькое я тоже сумею рассказать.

Уильям Холман Хант, "Пробуждение совести" (так и представляю теперь, как сия непотребная девица радостно побежит сдаваться в приют для падших, раз уж совесть засвербела)

Проблемой реабилитации проституток англичане озаботились еще в 18 веке. Первый приют для падших, Госпиталь Магдалины, открылся в Лондоне в 1758 году. Почти полвека спустя, в 1807 году, свои гостеприимные двери распахнул Женский исправительный дом Лондона, а в 1835 году на помощь жрицам любви ринулась организация с монументальным названием Лондонское общество по защите молодых женщин и предотвращению проституции среди малолетних. Если же падшей сначала требовалось подлечиться — в приюты абы кого не брали — к ее услугам был достопочтенный Lock Hospital, госпиталь для сифилитиков, открытый еще в 1747 году. Шотландцы не отставали от соседей. В 1797 году в Эдинбурге был основан первый шотландский Приют Магдалины, где могли обрести стол и кров как проститутки, так и преступницы, только что выпущенные из тюрьмы (если вдруг по баланде заскучают). К 1815 году приходы в Глазго и окрестностях наскребли достаточно средств, чтобы открыть свой собственный Приют Магдалины.

В1885 году под покровительством англиканской церкви находилось уже 53 приюта для падших. Католики тоже следовали стезей добра. К концу 19 века в Англии насчитывалось 13 католических приютов, где проходили реабилитацию почти 900 женщин. Кроме того, по всей Британии открывались частные заведения. Известный филантроп лорд Шафтсбери основал в 1850 году Лондонское женское общежитие в Кэмдене. На пару с Чарльзом Диккенсом миллионерша Анджела Бердетт-Коуттс открыла знаменитый приют Урания-коттедж, о котором я еще расскажу подробнее. В 1885 году Еврейская Женская Ассоциация создала свой собственный приют, куда принимали попавших в беду еврейских девушек. Приюты могли быть рассчитаны как на несколько десятков постоялиц, так и на одну-двух. К примеру, общественная активистка Джозефина Батлер у тебя дома выхаживала больных проституток (подробнее о ней можно прочесть в книге «Женщины викторианской Англии»).

Поэтесса Кристина Россетти была волонтером Исправительного дома Марии Магдалины в Хайгейте. Заинтересовало ее в немалой степени то, что «сестры»-волонтерки одевались, как монахини, в черные платья и апостольник. По словам друга семьи, Россетти весьма элегантно смотрелась в этом наряде. Главной обязанностью волонтерок было наблюдение, чтобы не сказать слежка, за обитательницами приюта. «Сестра» должна была находиться при них постоянно, даже ночью, чтобы им не взбрело на ум что-нибудь непристойное. Россетти регулярно посещала приют и проводила там по нескольку недель в год, читая девушкам Библию и устраивая совместные молитвы.

Уильям Гладстон

Увлекался спасение падших и премьер-министр Уильям Гладстон. После парламентских сессий он имел обыкновение бродить по вечернему Лондону и заговаривать с проститутками. Но преследовал он совсем иные цели, нежели другие лондонские джентльмены. Набожный Гладстон пытался отговорить девушек от греховного занятия. Ведь есть же так много других профессий. Хоть в служанки иди, хоть в швеи, хоть в прачки, а хоть и в фабричные работницы. Выбирай — не хочу! Желающих вступить на путь истинный он препоручал заботам надзирательниц из приюта в Кливере, близ Виндзора, к которому мистер Гладстон особенно благоволил. Правда, на поверку «железный Уильям» оказался мужчиной из плоти и крови. Нет, он не разу не нарушил свои принципы, но какой ценой ему давалось хладнокровие! Общение с проститутками было искусительно. Чтобы бороться с позывами плоти, Гладстон охаживал себя бичом. И, будучи истинным англичанином, педантично делал об этом записи в дневнике. Сеансы самобичевания он помечал греческой буквой «лямбда» из-за ее сходства с бичом.

Словом, спасения падших было занятием опасным и многотрудным. Как бы самому не оскоромиться.

При упоминании Приютов Магдалины в памяти сразу же всплывают жуткие прачечные, «воспетые» в фильме «Сестры Магдалины». Основой фильма стали документальные свидетельства и рассказы очевидцев, и он достаточно верно отражает то, что творилось в прачечных на самом деле. Попасть туда было легко, выйти — гораздо сложнее, причем некоторых «заблудших овечек» отправляли туда сразу из приютов, чтобы не успели нагрешить. И все это в 20 веке! Но в английских и шотландских приютах 19 века дела обстояли несколько иначе. Собственно, их и критиковали за то, что проститутки приходят в приют подкормиться и подлечиться, а все проповеди им как об стенку горох. Или того хуже — что в приютах они скрываются от полиции. Так или иначе, но Приюты Магдалины, включая самый первый, действовали на добровольной основе.

В приюты принимали женщин, способных работать и горящих желание исправиться. Зачастую, кандидатки приходили сами. Отбор был достаточно жестким. Обычно присматривались к возрасту, состоянию здоровья, искренности и наличию другой профессии. Женщин средних лет обычно забраковывали, ведь считалось, что они слишком закоренели в пороках и ничего путного из них уже не выйдет. Чахоточных и сифилитичек тоже не брали, им была прямая дорога в больницы для бедных, и мало кто хотел возиться с беременными. Особы чахлые и слабосильные не годились для приютов, где основным источником заработка была стирка. Зато туда охотно взяли бы бывшую прачку. В целом же предпочтение отдавалось особам помоложе, желательно, не профессионалкам, а соблазненным девицам, которые глубоко раскаиваются в своих грехах, заламывают руки и вообще больше ни-ни. Но кающиеся девы — товар штучный. За неимением овечек приходилось брать козлищ.

Довольно часто девушки попадали в Приюты Магдалины по чьей-то рекомендации — священника, судьи, полицейского или врача в венерическом госпитале. Кроме того, не все филантропы терпеливо дожидались, когда в двери приюта постучит дрожащая рука. Была и иная стратегия — самим уговаривать проституток на улицах, как это делал Гладстон, или даже разъезжать по борделям в дневное время, пока девицы еще не вышли на работу. Посетителям борделей советовали одеваться поэлегантнее, чтобы проститутки не сочли добродетель скучной, приземленной. Наверняка они лучше внемлют проповеди, если на проповеднике будет изысканная шляпа и чистые перчатки!

По этой причине тысячи ирландских сестер и дочерей были заклеймены позорным званием «падшей женщины» и изгнаны собственными семьями в католические приюты святой Магдалины, нередко до конца своей жизни. Ежедневный рабский труд, психологическое и физическое насилие со стороны священнослужителей, безысходность и отчаяние - это были неизменные спутники 30 000 сестер Магдалины на протяжении более чем двухсот лет. Особенно пугает то факт, что последнее заведение подобного типа было закрыто в Ирландии только в 1996 году.

Приюты Магдалины начали создаваться в Ирландии с 1767 года благодаря протестантскому «Движению спасения» и личным стараниям филантропа леди Арабеллы Денни, которая решила перенять успешный опыт реабилитации проституток у других стран. Первое заведение подобного типа было открыто в Дублине на Лисон-стрит и представляло собой временный приют для падших протестанток, где женщинам предоставляли крышу над головой и возможности освоить новую профессию. Благородные цели Арабеллы Денни были по достоинству оценены обществом, поэтому вскоре на территории Ирландии была построена целая сеть подобных заведений. Неслучайным был выбор духовной покровительницы для приютов: известного, что в библейских писаниях Мария Магдалина была раскаявшейся блудницей, которая впоследствии стала ярой последовательницей учений Иисуса Христа. Уже тогда к работе над перевоспитанием падших женщин привлекались священнослужители и сестры милосердия. Согласно сохранившимся регистрационным книгам, подопечные приютов приходили и покидали его территорию по собственной воле, порою неоднократно.

Постепенно протестантское движение потеряло поддержку государства, что вызвало серьезные финансовые затруднения во всех сферах ее деятельности. Католическая церковь, напротив, только укрепляла свою власть. Со временем приюты Магдалины полностью перешли в ее ведомство. Это внесло ряд кардинальных изменений в быт и жизнедеятельность этих заведений. По характеру приюты стали больше напоминать воспитательно-исправительные учреждения долгосрочного пребывания, а выражаясь простым языком, превратились в настоящие тюрьмы.

Изменился и контингент воспитанниц: если раньше обитательницами приюта были исключительно проститутки, то при католической церкви узницей исправительного учреждения могла стать жертва сексуального насилия, умственно отсталая или молодая женщина, вступившая в половую связь и родившая ребенка вне брака. Чаще всего, несчастные становились воспитанницами приюта по просьбе членов семьи, но иногда среди «заключенных» встречались девственницы, поведение которых было расценено опекунами или персоналом детского дома как излишне игривое и распущенное. При отсутствии совершеннолетнего родственника, который смог бы взять на себя опеку над девушкой, она была обречена «отбывать пожизненное заключение».

Девушки, попавшие в приют, лишались не только личных вещей, одежды и свободы. Их заставляли забыть кто они есть: запрещалось использовать собственное имя, вспоминать родственников, незаконнорожденных детей и любые эпизоды из прошлой жизни. Тех же, кто ослушался, сестры милосердия могли жестоко избить, закрыть в холодном помещении без окон и несколько дней морить голодом. Воспитанницы были обязаны называть своих мучительниц «матерями», ежедневно выслушивать проповеди о грехопадении и заучивать наизусть длинные молитвы. Для поддержания монастырской атмосферы девушек вынуждали проводить большую часть дня в гнетущем молчании, ведь простое человеческое общении и дружба были строго запрещены. Адский труд с утра до вечера, психологическое и физическое насилие, постоянные издевательства со стороны монахинь - это был ад на земле, посредством которого женщины должны были искупить свои грехи перед Богом. Конечно, некоторые девушки пытались бежать, что в принципе было бессмысленно. После того как полиция или родственники привозили беглянку обратно, ее стригли наголо.

Приюты были лишены какой-либо финансовой поддержки со стороны католической церкви. Поэтому все воспитанницы были обязаны трудиться с утра до вечера, чтобы расплатиться со своими «благодетелям» за те убогие условия жизни, которые были им доступны. В качестве основного способа заработка для жительниц приютов был выбран достаточно символичный вид бытовой работы - стирка. По-видимому, именно этот тяжкий женский труд ассоциировался у священнослужителей с очищением души от скверны. Дешевыми услугами несчастных рабынь пользовались различные госучреждения, армия, больницы, гостиницы и знаменитые пивоваренные компании, к примеру, Guinness.

Вскоре, за приютами закрепилось шутливое название «Прачечные Магдалины», а «церковный бизнес» стал приобретать промышленные масштабы: для повышения эффективности рабочего процесса во дворах неприметных католических приютов стали отстраиваться профессионально оборудованные помещения для стирки. Тем временем сотни девушек были вынуждены проводить дни во влажных помещениях, стирать руки в кровь о грязное белье незнакомых им людей, дышать вредными химическими средствами, которые наносили непоправимый вред их здоровью.

Неоднократно воспитанницы приютов получали тяжелые травмы и увечья в процессе работы. Никакой медицинской помощи пострадавшим не оказывалось, а воспитанницы, которые по состоянию здоровья не могли выходить на работу, попросту исчезали. Никто не может сейчас ответить на вопрос, сколько женщин было погребено в безымянных могилах, как их звали и насколько ужасными были последние дни их жизни. Одно можно сказать точно - спасти «современных рабынь» могло только чудо. И оно свершилось! В начале XX века на свет появилось чудо технического прогресса - стиральная машина с электрическим приводом. С каждым годом этот вид крупной бытовой техники становился все дешевле и доступнее для ирландского потребителя, что постепенно привело к упадку сетей прачечных Магдалины. Получая свободу, бывшие сестры Магдалины кое-как обустраивали свою жизнь, находили нормальную работу, выходили замуж, стараясь не вспоминать о страшных годах, проведенных в заточении. Никто бы и не узнал о тысячах искалеченных судеб ирландских женщин, если бы не публичный скандал, разгоревшийся в связи с продажей одного из приютов некой частной компании.

В 1993 году монашеский орден в Дублине решил продать часть своих земель вместе с бывшим приютом Магдалины. При осмотре территории сотрудники компании по торговле недвижимостью обнаружили безымянные могилы, где покоились 115 неизвестных женщин. Останки извлекли, кремировали и перезахоронили на кладбище Гласневин. Кремация в Ирландии неофициально находится под запретом, так как христианское общество приравнивает процесс сожжения тел к языческому обряду. На волне всеобщего негодования бывшие узницы приютов одна за другой стали нарушать обед молчания: женщины давали интервью различным печатным изданиям, открыто выступали на телевидении с рассказами о самых страшных годах своей жизни. В 1997 году жертвы приютов приняли активное участие в создании независимого документального фильма «Секс в холодном климате», который произвел настоящий шок на современное ирландское общество.

В 2002 году о приютах Магдалины узнала мировая общественность. На большие экраны вышел художественный фильм «Сестры Магдалины», снятый знаменитым ирландским режиссером Питером Мулланом. Картина произвела неизгладимое впечатление на жюри Венецианского кинофестиваля и получила «Золотого льва» - главный приз конкурса.

Вскоре жертвы приютов создали собственный профсоюз Magdalene Survivors Together. Представительницы организации требовали от государственных чиновников выплаты компенсаций за физический и моральный ущерб, причиненный им за годы проживания в приютах. Также бывшие воспитанницы хотели получить официальное извинение от католической церкви и государства. Но ни те ни другие не спешили идти навстречу женщинами, возможно, потому что понимали - официальное извинение равно полному признанию вины. Вскоре скандал разгорелся с новой силой, и слова прощения здесь уже не могли помочь.

В 2009 году главой правительства Ирландии был подписан Лиссабонский договор, который обязал страны Евросоюза начать борьбу с дискриминацией и социальной несправедливостью на своих территориях. В связи с этим сеть ирландских католических приютов и церковных школ была подвергнута тщательной проверке независимой комиссии. Согласно представленному отчету, в течение 80 лет более 800 католических священнослужителей, монахинь и учителей церковных учреждений регулярно подвергали своих воспитанников моральным унижениям, физическому и сексуальному насилию. В этих преступлениях принимали участие нецерковный персонал и спонсоры приютов. Только за последние годы за помощью обратились около 10 000 пострадавших, а общее количество жертв за 80-летний период может превысить 150 тысяч. Римский Папа Бенедикт признал вину церкви и извинился перед пострадавшими, а кардинал Шон О’Мэлли и архиепископ Дублина Диармуид Мартин совершили публичное омовение ног жертвам сексуального насилия в главном католическом соборе Дублина.

В докладе 2009 года несколько раз прозвучали обвинения в сторону держателей приютов святой Магдалины, и Комитет ООН против пыток настоял на проведении еще одно расследования касательно деятельности этих учреждений. В 2013 году специальной комиссией был опубликован доклад, в котором подтверждалось, что в период с 1922 по 1996 год в прачечных Магдалины бесплатно трудились и подвергались насилию около 10 тысяч женщин. Но правительство Ирландии как будто бы не замечало происходящего. В ответ на их молчание бывшие узницы приютов Магдалины стали устраивать акции протеста и угрожать голодовкой.

Под давлением премьер-министр Энда Кенни все же согласился посвятить этой теме одно из предстоящих собраний. Спустя несколько недель на очередном заседании правительства премьер выступил с официальным заявлением, в котором публично извинился перед жертвами приютов и пообещал выплатить компенсации всем выжившим женщинам. Во время своей проникновенной речи Кенни назвал приюты Магдалины «национальным позором Ирландии» и даже расплакался, чем заслужил теплую поддержку со стороны присутствующих.

Пожилые сестры Магдалины доказали всему миру, что они не просто жертвы церковного произвола. Это сильные духом женщины, посвятившие свою жизнь борьбе: в юности они боролись за собственную жизнь, будучи в зрелом возрасте, - за возможность стать счастливыми, несмотря на пережитое. В старости сестры Магдалины продолжил борьбу с несправедливостью и людским равнодушием, призывая к ответу церковь, государство и общество за тысячи сломанных жизней молодых ирландских женщин.

«Благими намерениями вымощена дорога в ад», — утверждает древняя мудрость. Именно так можно охарактеризовать создание приютов Марии Магдалины в Европе, начиная с концаXVIII века. В них должны были перевоспитываться бывшие проститутки, а по факту приюты становились трудовыми лагерями.

С панели в казарму

Первые приюты Марии Магдалины появились в Великобритании. В них женщина, которая хотела отказаться от ремесла проститутки получала работу прачки или швеи, а также кров со скудным пансионом. Казалось бы, человек спасен из беды, но на практике все выходило наоборот. Когда приюты Марии Магдалины появились в Ирландии, опеку над ними взяла католическая церковь. Существенно был расширен перечень женщин, которые могли претендовать на жизнь в приюте. Теперь кроме бывших проституток ими могли быть: матери-одиночки, девушки и женщины, подвергнувшиеся насилию и даже те женщины, которые страдали от излишней красоты и внимания мужчин. При этом правила в приюте были крайне жесткими. Работали в них бесплатно «за еду и кров». Оказавшись в приюте, женщина лишалась всех гражданских прав. Вместо своего старого имени она получала новое нередко мужское имя или просто номер. Так из благого дела приюты превратились в прообраз концлагерей под крышей католической церкви. Самое неприятное, что забрать женщину из такого приюта мог лишь ее родственник, проучившийся за нее. Но о том, кто содержится в том или ином приюте посторонним не сообщалось. Кто же хочет потерять бесплатную и бесправную работницу? Чаще всего, не выдержав жуткого обращения и издевательств женщины в течение первого года, просто сбегали из приютов Марии Магдалины.

Святые пытки

За малейшую провинность монахини, работавшие в приюте, могли избить розгами или палками любую живущую в нем женщину. В некоторых из приютов был введен строгий обет молчания. Его обитательницы могли общаться только с монахинями из руководства приюта. Между собой или с посторонними людьми общаться им запрещалось. В случае неповиновения нарушившую правило женщину ждало суровое наказание. При этом до изобретения стиральных машин данные приюты приносили своим хозяевам приличную прибыль. Иногда обитательницы приюты трудились по 19 часов в день. При этом власти гуманной Европы сквозь пальцы смотрели на царящее в приютах Марии Магдалины беззаконие. В XX веке приюты переименовали в прачечные святой Марии, но их суть от этого не изменилась. Лишь к концу XX века власти европейских стран начали закрывать данные заведения. Причем последний приют был закрыт в Ирландии лишь в 1996 году.