Предсказания иисуса христа о кончине мира и о втором его пришествии. Перед вторым пришествием христовым

Икона «Страшный Суд». 1830-е (?) гг.
Доска, темпера. 1,73 х 2,09 м.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.

Страшный Суд - заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира, Второе Пришествие ИИСУСА ХРИСТА. Композиция «Страшного Суда» сложилась в византийском искусстве к XI в. Книжные миниатюры и храмовые росписи были красочными и изобиловали персонажами и деталями. Тщательно прописанные образы были рассчитаны на внимательное прочтение. На Руси иконы Страшного Суда появились очень рано, вскоре после Крещения. В «Повести временных лет» упоминается эпизод об использовании византийским философом изображения Страшного Суда для проповеди христианства князю ВЛАДИМИРУ, что повлияло на будущее Крещение самого Владимира и Руси.

Икона повторяет в общих чертах иконографическую схему, сложившуюся в византийском искусстве в Х-ХI веках, и, вместе с тем, содержит ряд новых мотивов, которые получили распространение в русской иконописи начиная с ХV-ХVI вв.

❶ В верхней части композиции - фигура Бога Отца, восседающего на роскошном золотом троне, окружённого Ангелами. У каждого в руках зеркало (на церковнославянском - зерцало). Зерцало является символом предначертания, предвидения. Правее - изображение Святой Троицы, Ангелов, прославляющих Троицу, и Архангела Михаила, низвергающего с Небес падших ангелов (бесов).

❷ Слева - рай в образе священного града - Горнего Иерусалима с блаженствующими в нём праведниками. Здесь же изображены Богородица и благоразумный разбойник с большим крестом. Они облачены в царские одежды, с венцами на головах (что для благоразумного разбойника не является традиционным - чаще он изображается обнажённым по пояс с препоясанием на чреслах). Благоразумный разбойник был распят по правую руку Христа (слева от зрителя). Раскаявшись во время крестных мучений, разбойник уверовал в Божественность Спасителя и получил от Господа обетование «ныне же» пребывать с Ним в раю.

❸ Под Горним Иерусалимом - изображение летящих в рай схимников.

❹ В центре композиции, на голубой сфере, Христос во славе - Судия мира. Он простирает руки, правая ладонь раскрыта в жесте даяния и обращена к праведникам в правой от Христа части иконы, левая опущена и указывает на грешников. Ему предстоят скорбные Богоматерь и Иоанн Предтеча - ходатаи за род человеческий на Страшном Суде. ❺

❻ По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шесть с каждой стороны). За апостолами Ангелы с мечами в руках - Небесное воинство. Два ближайших к центру Ангела держат скипетр и державу.

❼ К ногам Христа припадают Адам и Ева - прародители рода человеческого и первые грешники на земле - как образ всего преклонившегося праведного, искуплённого человечества.

❽ В центре под Христом изображён Престол уготованный (этимасия). На нём Крест, орудия Страстей (копьё и губка) и раскрытая «Книга бытия», в которой, по преданию, записаны все слова и дела людей. Книгу держат два Ангела. Рядом - четыре символа евангелистов (Лев, Ангел, телец и орёл). В небесах парят четыре трубящих Архангела. Они должны трубным гласом воззвать всех мёртвых на Страшный Суд, и они же ограждают Церковь и каждого верующего от сил тьмы.

❾ Ниже - весы, «мера дел человеческих». Около весов Ангел борется с бесами за душу человека, которая присутствует тут же, в виде обнаженного юноши. Черти пытаются перетянуть чашу весов злых дел в свою сторону. Содержимое одной чаши весов белое (символ покаяния), другой - чёрное.

❿ Слева сцена «Видение пророка Даниила»: Ангел указывает Даниилу на четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть), или антихристово, - Вавилонское (медведь), Македонское (грифон), Персидское (лев) и Римское (рогатый зверь).

⓫ Справа сцена «Земля и море отдают мертвецов» (поднимающиеся из земли и выходящие из пастей рыб фигуры людей - воскресшие из мёртвых).

⓬ Ниже, справа и слева, изображены праведные и грешные, восставшие на Суд. В соответствии с иконографической традицией, справа от Христа изображены святые, представленные по чинам - пророки, святители, мученики, преподобные и др. Группы грешников олицетворяют различные народы, причём впереди всех представлены евреи. Перед грешниками изображен пророк Моисей со скрижалью в руках, указывающий им на Христа, в Которого они не поверили во время Его Первого Пришествия на землю.

⓭ В правой части иконы - ад, геенна огненная. В аду изображён сатана с душой Иуды на коленях. Иуда Искариот держит кошелёк с 30 сребрениками. В византийском искусстве к XI-XII вв. сложилась устойчивая иконография князя тьмы, олицетворяющего ад: фронтальное изображение страшного обликом полуобнажённого старца с всклокоченными седыми волосами и бородой, восседающего в огненном озере (геенне).

⓮ Сатана цепью стягивает толпу грешников (в нижней части иконы) - это представители различных социальных групп (знать, лица в императорских коронах, монахи и даже архиереи).

⓯ Под ними в 14-ти клеймах описаны особо тяжкие мучения, которые ожидают грешников. Грешников в композициях «Страшного Суда» всегда изображают нагими. Их нагота - это нагота Адама, который, согрешив, устыдился своего вида и попытался спрятаться от Бога.

⓰ В нижнем правом углу - пасть адского зверя, из которой выползает длинный извивающийся змей. Он является дорогой в ад и изображается красным цветом. На змее аллегорические изображения мытарств - искушений грехами, через которые должна пройти человеческая душа, прежде чем она попадет в Царствие Небесное или ад (зависть, уныние, чревоугодие, гнев, гордость...). Изображение змея относится к числу уникальных сюжетов, известных лишь в поздней русской иконописи.

⓱ Внизу в центре прикованный к столбу милостивый блудник. В царствование императора Льва Исавра (VIII в.) в Константинополе жил некий богатый человек, который хотя и был милосердным, но до старости пребывал в грехе блуда. Он остался между раем и адом - благодаря своим поступкам он был избавлен от адских мук, но лишён райских блаженств. Этот образ человека, сочетающего в себе добро и зло одновременно, появляется в русской иконописи в XVI-XVII вв. Его образ показывает промежуточное состояние между грешником и праведником, вводя в композицию Страшного Суда новую для неё оценку личности, наделённой противоречиями, а также надежду на прощение человеческих грехов.

⓲ Праведники во главе с апостолом Петром, держащим ключи, стремятся к вратам рая. В группе праведников три архиерея в крестчатых фелонях, вероятно, это образы Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Врата стережёт шестикрылый огненный Серафим.

⓳ За золотыми вратами и белоснежными стенами - райский сад. Здесь же изображено «Лоно Авраамово» (праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников).

В иконе господствуют голубые и красные цвета. Голубой - небесный, символ чистоты; красный - цвет очищающего и пожирающего пламени.

Изображение «Страшного Суда» в монументальной живописи.

Традиции византийского искусства.

Богословское основание пространственных представлений эпохи и религиозного сознания отражаются в иконографии «Страшного суда». Немаловажным является и отношение эпохи к сюжетной стороне «Страшного суда» в монументальной живописи, которая через свои зримые образы должна была доносить наиболее важные положения христианского вероучения. Изображение «Страшного суда» показывает грядущий конец мира — вселенский Страшный суд, который будет осуществлён Иисусом Христом во время Его Второго пришествия. Композиция повествует картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников. Необходимо отметить важную особенность изображений «Страшного суда»: они создаются не для того, чтобы запугать человека, но призваны заставить задуматься его над своими грехами; не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния.

Евангелист Иоанн Богослов. Ростов. 16 в.

Мысль о кончине мира и Страшного суда никогда не покидала человеческое сознание и принадлежит всегда к числу вопросов животрепещущих. Книга «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова» и многочисленные Апокрифы своими таинственными символами и загадочными образами, сильно воспламеняло воображение и мысль, давали пищу хилиастическим (греч. χιλιασμός — тысячелетие) толкам. Связь старинной письменности искусства подмечена еще учеными прошлых веков — Ф.И. Буслаевым, Н.В. Покровским . В разработанной форме иконография «Страшного суда» основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях св. Отцов (Ефрема Сирина, Палладия Мниха, Кирилла Александрийского), «Жития Василия Нового» и других произведениях византийской литературы, а так же в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов . Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций «Страшного суда», было «Житие Василия Нового» (Х в.), в котором содержится рассказ о видении рая и ада благочестивой Феодорой. Вознесенная на небо душа Феодоры видит Небесный Иерусалим, а также мучения грешников. Видение пророка Даниила (Дан.10-12) — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей.

Фреска. Успенский собор во Владимире. 1408 г.

Эти звери символизируют «погибельные царства» — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвёртое — в образе рогатого зверя. Огненный поток известен по так называемому апокрифу «Откровение пресвятой Богородицы». В списках «Откровения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие - по грудь, и лишь третьи - по шею», в зависимости от степени их вины. «Апокалипсис» говорит о грядущих событиях конца мира и о Страшном суде сокровенно, в образах, но в святоотеческих толкованиях, богослужебных текстах, а особенно в иконографии, картина грядущего становится вполне наглядной. Руководством к уразумению этого писания на востоке, был Андрей Кесарийский (IV в.), от толкований которого во многом зависело понимание текста, отразившееся в иконографии «Страшного суда».

Мозаика церкви Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, VI век

Традиции изображения «Страшного суда» восходят к IV в. — живописи христианских катакомб, где прообразом служила изображение Евангельской сцены «Воскрешение Лазаря» . Затем в раннехристианском искусстве V-VI вв. формируются отдельные части повествовательного изображения, когда в состав мозаичного декора храмов включались отдельные эпизоды Евангелия и Откровения Иоанна Богослова. Первоначально «Страшный суд» изображался в двух формах: история отделения овец от козлищ и притче о десяти девах (церковь Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, VI век).

Этимасия. Мозаика баптистерия Православных в Равенне. 5 в.

Здесь мы также можем встретить композицию «Христос во славе» как образ Второго Пришествия, предсказываемого в «Откровении» (церковь Сан Витале в Равенне, VI век), изображение «Престола уготованного», или «Этимасия» (греч. ἑτοιμασία – готовность), на который Христос воссядет для того, чтобы вершить Последний суд (Православный баптистерий в Равенне, третья четверть V века) .

Смысл иконописного изображения как объекта молитвенного поклонения раскрывается в догматическом определении седьмого Вселенского собора 787 года . В данный период начинает формироваться в Византии иконографический канон — совокупность правил и норм, регламентирующих написание икон, в своей основе содержит концепцию образа и символа. Иконографический канон фиксировал и закреплял те особенности иконографических изображений, которые отделяли горний мир от земного. . Развитие иконописания, изменения в художественном стиле — все это неразрывно связано с литургической жизнью Церкви, с уровнем евхаристического (греч. ευχαριστια — благодарение) благочестия церковного народа. Одним из очевидных отличий храмовой росписи от иконы является то, что фреска живет вместе с храмом, стареет, реставрируется вместе с ним и погибает вместе с ним. Иконографические сюжеты распределяются в храме в зависимости от смысла и значения каждой его части и её роли в богослужении. Важным является указание на место расположения композиций «Страшного суда» – как правило, западная стена, либо нартекс.

Иконография «Страшного Суда» складывается в византийском искусстве в XI-XII вв. Период включает в себя «македонское возрождение» и «комниновское возрождение» и завершается эпохой Латинской империи (1204г.). Эсхатологические (греч. εσχατον - край, конец, предел; λογος - учение) темы правления антихриста, Второго пришествия Христа, воскресения мертвых и Страшного суда не получили широкого распространения в византийской Апокалиптике (от греч. apokaluyi — откровение) .

Сонм праведников предстоящих престолу Божиему. Фрагмент фрески Страшного Суда. Храм Успения Пресвятой Богородицы.. Западная апсида; Грузия. Атени. 11 в.

Первостепенное значение для истории всего мира в данном жанре литературы получили события и войны христианских императоров, происходившие на востоке империи. Наиболее выдающимися примерами сохранившихся комплексов монументальной живописи данного времени могут быть названы: росписи в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (1028 г.), фрески церкви Мавриотиссы в Кастории (1082 г.), росписи Бачковской костницы в Болгарии (основан в 1083 г., фрески XI-XIV в.) и собора в Отранто (1163 г., мозаики пола) .

Из наиболее известных памятников византийского мира изображение «Страшного cуда» можно найти в Грузии – в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене находится сильно поврежденная фреска XI в.; к тому же времени относятся плохо сохранившиеся фрески «Страшного суда» в Атени. Фрагменты «Страшного суда» середины XII в. сохранились в небольшой церкви в Икви. На Руси известно наиболее раннее фресковое изображение «Страшного суда» в Кирилловом монастыре в Киеве (1170-е гг.), в Георгиевском соборе

Георгиевский собор в Старой Ладоге (80-е гг. XII в.Роспись западной стены.

Старой Ладоги (80-е годы XII в.), в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199 г.), в Дмитровском соборе во Владимире (конец XII в.). В Западной Европе традиция иконографии «Страшного суда» не прерывалась на протяжении всего средневековья, продолжаясь в миниатюрах рукописей, стенописи, скульптуре.

До XI столетия территория Западной Европы — часть единого религиозного христианского мира. Условно именуемые по франкским династиям меровингская (по VIII век) и каролингская эпохи составляют дороманский период, за которым следует оттоновская эпоха (X- начало XI вв.), начинающая периодом романики как первый период сложившегося, вполне целостного западноевропейского церковного искусства, в то же время последний период на Западе, когда изобразительное искусство следовало православным традициям. Известны своим изображением «Страшного суда»: церковь Сант-Анжело-ин-Формис в Капуа (последняя четверть XII века), также грандиозные мозаики базилики Торчелло в Венеции (ок. 1200 г.). Традиционный вариант композиции включает в себя большое количество изображений, которые можно сгруппировать по трем темам: первое — второе пришествие Христово, воскресение мертвых и суд над праведными и грешными, второе — обновление мира, третье — торжество праведников в небесном Иерусалиме. Данная композиция захватывала воображение христиан и становилась важной частью общей картины мироздания, носила поучительный характер, способствовала миссионерскому повествованию.

Дмитровский собор во Владимире (1194г.). Фрески на северном и южном склонах центрального нефа.

Рассмотрим иконографическое решение изображения «Страшного суда»: в центре композиции изображается Христос — судья мира. Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча — ходатаи за людей. У их ног Адам и Ева — первые люди на земле. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. За апостолами ангелы — стражи небесные. Под апостолами — народы идут на суд. Справа от Христа — праведники, слева — грешники. Ниже Христа — судьи мира, пишется престол. На нем одежда Христа, крест, орудия страстей и раскрытая «книга бытия», в которой по легенде записаны все слова и дела людей. Еще ниже бывают представлены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией», и здесь же, неподалеку, весы «мера дел человеческих».

Страшный суд. Море и земля отдают своих мертвецов, животные — съеденных людей.

Около весов происходит борьба ангелов с дьяволами за душу человека, которая часто присутствует тут же, в виде обнаженного юноши. В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение пророка Даниила» и композиции рая и ада. Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. В центре земли сидит полуобнаженная женщина, олицетворяющая землю. Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей — «воскресшие из мертвых». Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. В море, окружающем землю, плавают рыбы. Они, так же как и звери на земле, отдают воскресших на суд Божий.

Рай. Фреска. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Снетогорском монастыре (1313 г.). Росписи западной части собора.

Рай в образе священного города — «Горнего Иерусалима» с блаженствующими в нем праведниками, пишется почти всегда вверху. Рай бывает представлен несколькими сюжетами: «Лоно Авраамово» — старцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев; изображение на фоне деревьев Богоматери на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником по сторонам; изображение врат рая, к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключом от рая в руке. Особенно большое внимание уделяется в сценах «Страшного суда» образам ада. Ад изображается в виде «гиенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит Сатана - господин ада, с душой Иуды в руках.

Страшный Суд.
Собор Санта-Мария-Ассунта, Торчелло
Ок. 1200 г.

Вариации его незначительны: так, морское чудище может быть одноглавым, напоминающим тритона с головой зверя (иконы из монастыря св. Екатерины на Синае), или двуглавым, пожирающим обеими головами грешников, как, например, в мозаике Торчелло. Познее здесь изображли Левиафана, мифическое животное, в котором соединены черты дракона и морского змея (собор в Ватопеде, XIV в.). Характерная иконографическая особенность изображения сатаны: его фигура часто изображается в самом темном углу храма, куда никогда не проникает луч дневного света; иногда сатана расположен на грани стены: художник стремится рассечь, пресечь злую силу. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Сцены наказания грешников в ранней иконографии Страшного Суда не содержат изображений индивидуальных наказаний. Позднее, например, в церкви Спаса в Дечанах (1335-1350 г.), все грешники и виды грехов поименованы. В композицию «Страшного суда» привносятся и другие детали .

Изображение «Страшного суда» на западной стене храма в Тимотесубани.

Захват и разграбление Константинополя крестоносцами привели к разрушению централизованной системы культуры православного мира, сложившейся в послеиконоборческий период. С разорением Константинополя, художественные импульсы которого питали искусство провинций и стран, находившихся в сфере церковного влияния Византийского искусства, усилилась активность местных школ Сербии, Болгарии, Грузии и Руси. XIII век стал временем сложения самостоятельных национальных форм православного искусства, чему в значительной мере способствовали греческие художники, эмигрировавшие с захваченных крестоносцами территорий. Так параллельно с византийским искусством формировалось иконография «Страшного суда» в христианских странах Закавказья: от эпохи благоверной царицы Тамары сохранилось несколько памятников, в том числе – грандиозная композиция (первая четверть XIII в.) . О монументальной столичной живописи первой половины XIII в. можно составить представление по фрескам Сербии, где на протяжении полувека по заказам архиепископа Саввы и сербских владетелей работали лучшие художники. Наиболее выдающиеся примеры храмов с композицией «Страшного суда» школы Рашки – это монастырские соборы: Великой Успенской Лавры Студеница (80-е, 90-е гг. XII в.), монастырей Жича (XIII в.), Милешева (около 1234 г.) и Сопочан(1272-1276 гг.) . Работам сербских живописцев свойственна монументальность. Появились новые для византийского искусства черты: задушевность образов, лирическое чувство, привносящие в изображение личностное начало. В росписях сознательно отказываются от линейной стилизации, столь распространенной в живописи позднего XII века.

Фреска «Страшный Суд». Монастырь Милешева. Сербия. Фрагмент.

Черты национального сербского стиля решительно выступают на первый план в росписи церкви Вознесения монастыря Милешева, основанного королем Владиславом . Сильное влияние византийское искусство оказало и на культуру латинского Запада, куда было вывезено из Константинополя много произведений изобразительного искусства. Из примеров изображения «Страшного суда» в монументальной живописи Запада назовем лишь некоторые: росписи в церкви святого Георгия в Оберцелле на наружной стене апсиды, в монастыре Донна Регина в Неаполе (1293 г.), в церкви Сан Пабло в Касересе (около 1200 г.), во флорентийском баптистерии (1225-1228 гг.).

Собственно в XIV веке изображения «Страшного суда» можно встретить в ряде балканских (церковь Богородицы Левишки в Призрене, 1307-1313 гг.; церковь Богоматери в Грачанице,1321 г.;церковь Спаса в Дечанах 1335-1350 гг.; росписи Григориевой церкви Софии Охридской) и греческих памятников (церковь Митрополии в Мистре, начала XIV в.; собор в Ватопеде, XIV в.).

Страшный Суд
Кахрие Джами, монастырь Хора
Ок. 1316–1321 гг.

Главный столичный ансамбль – монастырь Хора (Кахрие-Джами, 1321г.), по которому можно судить о восприятии греческими мастерами темы конца времен. Почти во всех случаях «Страшный суд» изображается в нартексе. Исключение составляет знаменитая роспись Кахрие — Джами, где композиция «Суда» помещается на своде придела в центральной части, исполненная на темном фоне. Искусство мозаик Кахрие Джами — это византийское искусство, его нельзя расценивать мерой византийской эстетики XI-XII веков, и точно так же, несмотря на его точки соприкосновения с Италией, его нельзя мерить мерою итальянского треченто.

Страшный Суд
Кахрие Джами, монастырь Хора. Ок. 1316–1321 гг.

В композиции из Кахрие-Джами главная идея не столько догматическая, сколько повествовательная, их создателей занимал не столько символический смысл легенды, сколько чувственная наглядность, не столько иерархия образов, сколько их последовательность во времени . Изображение «Христа во славе» помещено в центре, по сторонам от него — Богоматерь и Иоанн Предтеча, просящие за грешников. Вверху — ангел, сворачивающий небо. На парусах и арках помещены сцены небесного мира; некоторые из них не совсем обычны, как, например, изображение трех мужчин, несущих на плечах Ковчег Завета в Храм царя Соломона. Отчетливое деление сцены «Страшного суда» на две части, сопоставление светлых и темных участков росписи напоминают о действительном разделении мира после Второго пришествия .

Отметим некоторые ренессансные фрески, например, сюда можно отнести произведение Джотто переходной эпохи в капелле дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1305 г.). «Страшный суд» на южной стене пизанского Кампо Санто (вторая половина XIV в.), наконец, произведение Микеланджело на восточной стене Сикстинской капеллы. Надо отметить, что литература запада «скуднее», чем литература Востока в развитии темы «Страшного суда», которая не выходит из схемы. Западные учения «более затемняли, чем уясняли евангельское учение о Страшном суде», т.е. абстрактное рассуждения и не видно попытки цельного и всестороннего раскрытия идеи .

Во времени упадка политической жизни Византии сохраняются значительные центры поствизантийского искусства. Это, прежде всего, критская школа иконописи и Афон . Иконописное наследие изображения «Страшного суда» связано с рядом фресок в Египте — монастырь св. Екатерины в Синае (XVI в.), в Румынии — монастырь Воронец в Буковине (1547 г.), в Сербии — монастырь Крушедол (XVII в.). Афон сделался хранителем церковных преданий Византии, замкнутым уголком, куда не заходили ни влияния Запада, ни смуты политические, ни нововведения церковные. XVI век представляет блестящую эпоху в живописи Афона. Однако в общем плане композиции «Страшного суда» есть важное расхождение, связанное со смешением Второго Пришествия Христа со Страшный судом, которые различаются в византийском искусстве (собор Андреевского скита на Святой Горе Афон; Лавра прп. Афанасия). По мнению Н.В. Покровского, изображение Второго Пришествия в виде отдельно художественного повествования сближает восточно-христианское искусство с церковным искусством Западной Европы .

Фрагмент росписи трапезной монастыря Дионисиат. Афон. 16 в.

Здесь необходимо отметить, что иконописная традиция с XV в., или даже раньше, различала изображения «Апокалипсиса» и «Страшного суда». «Страшный суд» мог быть либо частью «Апокалипсиса», как это видно, например, в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1405г.), выполненной Феофаном Греком, либо существовать обособленно от него. В греческой монументальной живописи несколько циклов к «Откровению Иоанна Богослова» было создано в афонских монастырях, наиболее ранним из которых является роспись в трапезной монастыря Дионисиат (1563 – 1568гг.), также росписи трапезной в Дохиаре (1676 – 1700гг.) и экзонартекса собора в монастыре Ксенофонт (1632-1654гг.). Н. В. Покровский упоминает росписи в экзонартексах соборных храмов Лавры прп. Афанасия (1535г.), монастырей Каракал (1750г.), Филофея (1752г.) и Зограф (1817г.). Афонские апокалипсические циклы в свою очередь стали образцами для стенописей Румынии и Болгарии XVIII-XIX вв. Некоторые композиции практически полностью повторяют гравюры западноевропейских мастеров, таких как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, другие переработаны в соответствии с традициями поствизантийского искусства. При этом и те, и другие памятники могут использовать видения пророков Даниила и Иезекииля, повествующие о конце времен. «Апокалипсические» мотивы могут присутствовать на изображение «Страшного суда» наравне с образами из упомянутых видений. Иными словами, «Суд» как часть «Апокалипсиса» сам может включать в себя «Апокалипсис» в качестве своей части. Так в сборнике наставлений и указаний по иконописи, составленном в начале XVIII века греческим иконописцем Дионисием Фурноаграфиотом, встречаются указания, как следует изображать «Апокалипсис» и «Страшный суд». Художник описывает 24 сцены из «Откровения», но в своем описании он во многом следует гравюрам Ганса Гольбейна . Думаю, стоит сказать, что в XVI-XVII вв. заметно стремление художников отказаться от разделения поля иконы на многочисленные части и связать все обилие изображений «Страшного суда» в одно целое, о чем пишет Н.В. Покровский .

Успенский собор Московского кремля (1481г.,1513-1515гг.,1642-1643гг.)Роспись западной стены.

Иконография монументальной живописи, разработанная византийскими теологами, в течение долгих столетий была целиком воспринята кругом стран Балканского полуострова, Западной Европы и Руси. Особенности стиля, изобразительный язык, технические навыки, которые в дальнейшем совершенствовались и изменялись, приобретали в каждой школе свои черты и особенности. Византийская основа сюжета «Страшного суда» сохранилась в неприкосновенной целости в древних памятниках искусства, не видно здесь серьезных попыток не только в развитии идеи, но даже к видоизменению готовой схемы. Условия места, вызываемые необходимостью своеобразного размещения отдельных частей картины, но эта своеобразность имеет механический характер и не обнаруживает следов художественной концепции. Некоторые признаки развития картины «Страшного суда» обнаруживаются лишь в памятниках XV-XVIII веков.

Спасо-Преображенский собор ярославского Спасского монастыря (1563 г.). Роспись западной стены

Церковь Воскресения Христова на Дебре в Костроме (1651-1652 гг.). Василий Ильин. Фреска южного люнета восточной стены западной галереи.

Библиографический список

  1. Антонова В.И. Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т. 2. XVI – нач. XVIII в. М., 1963.
  2. Бобров Ю.Г. Основы иконографии памятников христианского искусства. М.: Издательский дом Художественная школа, 2010.
  3. Буслаев Ф. И. Изображения Страшного суда по русским подлинникам // Буслаев Ф. И. Сочинения. Т. 2. СПб, 1910.
  4. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб: Лига Плюс, 1999.
  5. Покровский Н. В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства // Труды VI Археологического съезда в Одессе. Т. 3. Одесса, 1887.
  6. Протоиерей Николай Погребняк Иконография Страшного суда // Московские Епархиальные Ведомости: сетевой журн. 2014. URL: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/34/51/ (дата обращения: 08.03.2014).
  7. Православная энциклопедия. Т. XXIV (Иоанн Воин – Иоанна Богослова Откровение). М., 2010.
  8. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Поздний период. Т.2. СПб: Азбука, 2010.
  9. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1. М., 1947.
  10. Игумен Александр Федоров Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб: Сатисъ, 2007.

Анастасия Мелих, 3 курс.


Придет Сын Человеческий в славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Матф. 25,31).

Было время, когда Царь неба и земли, Господь Иисус Христос приходил спасать нас; будет время, когда Он придет и судить нас. И сколь страшно будет это второе пришествие Его для неба и земли, Ангелов и человеков! Страшно будет для неба: ибо тогда солнце затмится, луна почернеет, звезды как листья спадут и сами небеса, как риза, обветшают и, как одежда, свиются и изменятся. Страшно будет оно для земли: ибо тогда раскалившиеся стихии растают, как воск, потоки обратятся в смолу горящую, прах станет пылающей серой, вся земля зальётся огненной рекой, всё величие мира понесётся в дыму и исчезнет. Страшно будет оно для Ангелов: ибо тогда и Ангелы предстанут на суд и дадут отчет в делах своих. Страшно будет оно для праведных: ибо тогда и с праведных строго спросится даже в добрых делах своих, - и праведник едва спасется, по слову Писания. А особенно страшно будет оно для грешных: ибо место их будет в озере, горящем огнем и жупелом, - О, позорище страшное и миру, и Ангелам, и человекам! Никто и ничто не устоит тогда пред гневом грядущего Господа. Второе пришествие Его тем страшнее будет для нас, что его никто из нас не избежит, что на нем никакой поступок наш не утаится, что на нем и малейшего помилования не будет виновным . И, во-первых, второго пришествия Христова никто из нас не избежит.

Всем нам явиться подобает пред судом Христовым, да примет каждый, что в теле сделал, или благое, или злое. Все от Адама до кончины мира рожденные женами, все человеки, великие и малые, юные и старые, мужчины и женщины, знатные и незнатные, богатые и бедные, праведные и неправедные, верные и неверные, все погребенные в земле, сгоревшие в огне, потопленные в воде, съеденные хищными зверями, птицами и рыбами, все мертвые всех времен и всех стран, по гласу трубы Архангельской, оживут и восстанут; все сухие кости облекутся плотью, соединятся со своими душами, воскреснут, и все, - как воскресшие из гробов, так и оставшиеся в живых, в одно мгновение ока, явятся у подножия престола Господня, преисполненного пламенем и дымом и колеблющегося основания земли. "Тогда", как говорит св. Димитрий Ростовский: "грешная душа будет говорить телу: проклято ты, окаянное тело, что греховными пожеланиями своими прельстило меня и ввергнуло в лютые беззакония. А тело будет говорить душе: проклята и ты, окаянная душа, что худо управляло мною и не только не удерживала меня от худых дел, но ещё во всем мне поблажала! Опять душа будет говорить телу: проклято ты, окаянное тело, что каждый день отягощало меня объедением и пьянством. А тело будет отвечать душе: проклята и ты окаянная душа, что с одного со мною блюда ела и из одной со мною чаши пила. И ещё будет говорить душа телу: горе тебе, окаянное тело, что ты грабило, крало, убивало и озлобляло ближнего. Тело же будет отвечать душе: горе тебе, окаянная душа, ибо и ты во всем меня руководствовала, во всем мне содействовала, и я без тебя ничего не делало". Таким образом, душа и тело, которая ныне живут между собою так дружно, так согласно – тогда будут находиться в вечной вражде, в вечной ссоре, в вечной брани. Во-вторых, в страшное пришествие Христово никакой поступок наш не утаится. Всё, в чём ни согрешили мы умом – до малейшего помышления, в чём ни согрешили языком – до праздного слова, в чём ни согрешили делом – до самомалейшего проступка, - всё это будет испытано, взвешенно и представлено пред наши очи. И какой стыд, а вместе со стыдом какой и страх покроет нас, когда все грехи, все мерзости, все беззакония наши, которые мы теперь с такой заботливостью стараемся скрыть от других, в тот страшный день вдруг обнаружатся пред целым светом во всей своей наготе! – Боже мой, Боже мой! Найдутся ли тогда на земле столь глубокие бездны, где могли бы мы скрыться от стыда и страха? О, позаботимся, братия, загладить грехи свои теперь святою исповедью, чтобы на страшном суде Христовом они преданы были забвению! Безумно было бы с нашей стороны, - не воспользоваться благовременно столь лёгким и верным средством к спасению, каково святое покаяние. – А настанет время, когда мы будем раскаиваться во грехах своих, но поздно! Будем жалеть и просить хотя одного дня, одного часа, одной минуты, подобно настоящему времени, - и не получим. Наконец, в третьих, на втором пришествии Христовом никакого помилования не будет грешникам .Запирательства, извинения, ходатайства на страшном суде Его не будет иметь места. Тогда отец не защитит сына, сын не исходатайствует пощады отцу, мать не упросит за дочь,дочь не умолит за мать. Дружба и родство, приязнь и уважение прекратятся навсегда. "Тогда погибшие дети" , - как говорит один из пастырей нашей Церкви, - "будут проклинать своих родителей, что они не учили их вере и страху Божию; родители будут поражены отчаянием, видя погибель детей своих. Подчинённые будут проклинать своих начальников, что они не удерживали их от хульных дел; начальники будут терзаться ужасным раскаянием, что равнодушно смотрели на пороки своих подчинённых. Пасомые будут проклинать своих пастырей, что они не учили их закону Божию; пастыри будут снедаться адскою тоскою, что не отклоняли пасомых от путей нечестия. Самые искреннейшие друзья будут проклинать друзей своих, что они поблажали их страстям". – Ужаснейшая скорбь овладеет душами грешных. От несносной тоски и горести они будут взывать к горам: падите на нас, и холмам: покройте нас; но ни горы, ни холмы не скроют их! Они пожелают умереть, уничтожиться, но убежит от них смерть, смерти бо не будет к тому! – Среди отчаянных воплей грешников последует приговор всемирного Судьи. Царь вселенной, Господь Иисус Христос, обратится к грешникам и, указывая им на Крест Свой, на котором Он распят был нашего ради спасения, указывая на раны и язвы Свои, которые Он претерпел для искупления нашего, указывая на Свою пречистую кровь, которую Он пролил за нас, грешных, скажет во гневе своём: "Неблагодарные и вероломные рабы Мои! Чего не делал Я для вашего спасения, оправдания, обновления? Не для вас ли Я сошел с неба на землю? Не для вас ли облекся этою бренною плотью? Не за вас ли претерпел хулы, поношения, оплевания и заушения? Не за вас ли был распят на кресте, пролил кровь Свою и умер мучительною смертью? Посмотрите: за что глава моя изъязвлена терновым венцом, если не за гордый ваш ум и нечистые мысли? За что очи Мои залились кровью, если не за ваши очи, исполненные блуда и мерзостей? За что ребра Мои насквозь прободены до самого сердца, если не за ваши ребра, к беззакониям прилепляющиеся, и ваше сердце грехолюбивое? За что руки Мои пречистые и ноги непорочные гвоздями пронзены, если не за ваши руки, простертые к грабительству, и ноги, ходящие путем неправды? Скажите, чего не сделал Я для вас? Как же вы воспользовались плодами Моего истощания? Где то оправдание, где то искупление, где та благодать, которое исходатайствовал Я вам столь дорогою ценою? Неблагодарные! Вы отвергли заслуги Мои, попрали кровь Мою, пренебрегли благодатью Моею, преступили заповеди Мои, презрели любовь Мою. Вы посмеивались надо Мною, и Аз погибели вашей посмеюсь. « Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». (Матф.25,41)

Чьё сердце не обольётся кровью, слыша этот грозный приговор всемирного Искупителя и Судьи? Ужаснись всякая душа христианская, страшным судом Божьим! Вострепещите все кости и плоть ваша от лица праведного гнева Божия, грядущего на нас, окаянных грешников! Спасайтесь, братья, спасайтесь, пока есть время, пока не настал страшный суд Христов! Спасайтесь: почём знать, может быть, завтра пробьёт роковой час нашей погибели и тогда будет поздно.

Благословение обители Св. Пантелеимона


По благословению Старца Николая Гурьянова

Первое издание книги «Страшный Суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского», впоследствии неоднократно переиздававшееся, вышло в свет по молитвам и благословению Батюшки Николая (Гурьянова; 24.05.1909 24.08.2002).

Батюшка сказал: «Именно так будет проходить Страшный Суд Божий. Надо, чтобы эта книга была у каждого человека на земле».

Икона Второго Пришествия Христова и Страшного Суда Божия, изображение которой помещено на первой странице обложки, — одна из любимых келейных икон Батюшки Николая.

Пред нею он вымолил из ада множество душ, имена же их Ты, Господи, веси.

«Благословенные, возлюбленные мои. Никто да не остается в неверии, будто бы сказанное о Суде - одни пустые слова. Напротив того, в точности и несомненно, будем все верить Господу, по Божественным Писаниям, что есть Воскресение мертвых, и Суд, и воздаяние за добрые и худые дела. Презрев все временное и пренебрегши оным, озаботимся, как предстать и дать ответ пред страшным Судилищем в этот страшный и трепетный час; ибо этот час многослезный, многоболезненный, многоскорбный, подвергающий оценке целую жизнь.

О сем страшном дне и часе предрекали святые Пророки и Апостолы; о сем дне и часе Божественное Писание, от концов до концов вселенной, в церквах и на всяком месте вопиет, и всем свидетельствует, и всех умоляет, говоря:

смотрите, братия, внимайте, трезвитесь, милосердствуйте, будьте готовы — яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет» (Мф. 25,13).

ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН

ВИДЕНИЕ ГРИГОРИЯ,

УЧЕНИКА СВЯТОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА

НАШЕГО ВАСИЛИЯ

НОВОГО ЦАРЕГРАДСКОГО

о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды, когда я сидел в келлии моей и сокрушался о согрешениях моих, пришла мне мысль и сильно стала занимать мой ум. Мне думалось, что глубока и искренна вера иудеев, так как Авраам друг Божий называется в Писании, и Исаак праведен пред Богом, Иаков — отец двенадцати патриархов, и Моисей — великий угодник Божий. Знамениями и чудесами поразил египтян. Как же не искренна вера иудеев, если они получили Закон Божий на горе Синайской в десятословии, научились разделять добро и зло, если Бог через Моисея разделил Чермное море израильтянам и вывел из рабства египетского, манной в пустыне питал их?

Я прочие книги Ветхого Завета прочитал и, долго боровшись с этими мыслями, наконец, пришел сам в себя. Зачем попусту заниматься суетными помыслами, ведь есть у меня отец духовный, исполненный духовного дарования. Пойду и открою свою мысль ему, и он рассудит о сем. Ведь мне хорошо известно, что исповедующий мысли свои отцу духовному принимает облегчение от борющего его помышления. А кто скрывает помыслы в сердце, тот таит в себе змия и не Христов, но антихристов.

Встал и пошел к отцу моему Василию.

В тот день были назначены конские бега, и по этому случаю собрался народ со всего города на ипподром. А я уже много лет не ходил на это развлечение, памятуя грозное слово Иоанна Златоуста. И вот, когда подошел к собравшемуся народу на месте Диоптим, то пришла мне мысль посмотреть, был ли первый бег коней. Увлекшись такою мыслию, я остановился и посмотрел бегущих лошадей.

Когда пришел к Преподобному отцу нашему Василию, то нашел его в молчальной келлии, стоящего на молитве. Вошел я к нему сделавши обычный поклон. Он же благословил меня, и, помолившись со мною, строго сказал мне: «Вот, пришел ко мне человек, который, прочитав книги Ветхого Завета, восхвалять начал иудеев, говоря — глубока и искренна вера иудеев; не разумея Писания — истинного смысла его. Оставил плач о грехах и размышление о смерти, и о Страшном Суде Христовом. И не только это, но и на ипподром зашел, где неразумные люди своим легкомыслием радость диаволу доставляют. Поэтому диавол тебе внушил такие мысли и дважды тебя низложил!»

Услышав такое обличение себе от богомудрого старца Василия, я мысленно поклялся никогда не посещать сего диавольского зрелища.

Святый продолжал: «Скажи мне, почему ты думаешь, что хороша и истинна вера иудеев?»

Я же затруднялся дать соответствующий ответ. И еще сказал мне святый Василий, что значат слова, сказанные Господом во Святом Евангелии: кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его .

— «Видишь из сих слов, что нет пользы верующим в Отца, Сына же отвергшимся.

И еще сказал Господь к иудеям:

Не познали ни Отца, ни Меня . Если они Его видели на сонмищах учившим их и многочисленные чудеса совершающим и не признали Сыном Божиим, а Отца Небесного, Его же никогда не видели, как могут хорошо познать?

Говорил Иисус иудеям: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете . И еще говорил: Се, оставляется вам дом ваш пуст .

Видишь ли, что Бог их окончательно отверг и рассеял по всей земле, между всеми народами, и самое имя их сделал ненавистным среди народов Вселенной.

И опять говорил Господь: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха... а теперь и видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего .

Точно также о смоковнице сказал Господь во Святом Евангелии, когда взалкал и подошел к ней и не нашел плода на ней, предав ее проклятию, сказал: Да не будет же впредь от тебя плода вовек . Под смоковницею разумеется народ еврейский.

Пришел Сын Божий, алчущий правды, и не нашел в народе еврейском плода праведности. Хотя этот народ и прикрывался Законом Божиим, данным через Моисея, но плодов праведности не приносил, — за что подвергся проклятию и отвержению. Прежде пришествия Христова вера евреев была действительно права и хороша и Закон свят. Когда же пришел в мир Христос — Сын Божий, Которого евреи не приняли и беззаконно на Кресте распяли, то вера их в Бога отвергнута, и народ предан проклятию.

Вместо Ветхого Завета Бог заключил Новый Завет, не с иудеями, как прежде, а в лице верующих в Сына Божия со всеми племенами земными.

Иудеи же, не принявшие Сына Божия, ожидают лжемессию — антихриста. В доказательство сего пред кончиною пророку Моисею Бог сказал: Вот ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов... и оставит Меня, и нарушит Завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него... и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби .

Через пророка Исайю Бог говорил: Отвергну жезл Мой великий, то есть

Закон, данный евреям через Моисея, и разорю их разорением великим, отвергну их до конца и не обращуся к ним.

Вот видишь, чадо Григорие, как отвергнуты они от Бога, и Закон их уже не имеет пред Богом никакого значения. После пришествия Христова не было у евреев ни одного пророка или праведника. Пророк Давид говорил: Отринуты они — уже более не восстанут . И еще говорил: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его .

Воскресе Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, в третий день от мертвых, а после сорока дней вознесся на Небо и воссел человеческим естеством одесную Бога Отца. В Пятидесятый день после Воскресения Своего ниспослал на Своих учеников и Апостолов Святаго Духа; когда они разошлись по всей Вселенной, проповедывать слово Божие, постиг евреев праведный Суд Божий. Иерусалим был разрушен до основания, потом все евреи по всем разогнаны странам Вселенной. И всем народам ненавистен этот отверженный род иудейский, богоубийцы.

Святой Иоанн Богослов в Откровении говорит о них, что иудеи уже не сонм Израилев и сыны Божии, и не народ святой, — но народ проклятый, и непотребный, и отверженный — сонмище сатанинское. Когда они в субботу собираются в синагогу, то нет Господа среди них, но сатана среди них радуется и веселится о их гибели, что они отвергли Сына Божия. Сделались виновниками в пролитии крови Сына Божия; заклеймили себя позорнейшим именем богоубийцы. Взял их сатана в наследство свое и запечатал их мерзким именем своим. Они сыны диавола, и удел лживый и мерзкий деятельности его, и часть антихристова. До отвержения ими Сына Божия, они сыны Царствия были. Ныне же изгнаны вон из вертограда Христова и вместо них введены все народы, верующие во Святую Троицу. Новый Израиль — народ христианский, сыны Нового Завета и наследники будущих, вечных небесных благ.

Так и знай, чадо Григорие, если кто не верует, что Иисус Христос действительно Сын Божий, пришедый в мир, в мир — грешников спасти, тот человек проклят. Если же кто и верует во Святую Троицу, а не исповедует, что Христос воплотился от Пресвятой Девы Марии, и был совершенным Богом и совершенным человеком, и даровал нам Своим Крестом жизнь, Воскресение, и спасение, и примирение, и правосудие Отца Небесного, тот лишается благоволения Божия, подвергается осуждению, проклятию, вечному мучению вместе с иудеями и безбожниками», — сказал сие и замолчал.

Я же стал умолять его, говоря: «Прошу тебя, святый Василий, помолись о мне Господу, да пошлет Он мне какое-нибудь знамение и утвердит этим мое маловерие».

Он же сказал: «Многого ты, чадо Григорие, просишь от меня. Знай, что Господь не желает смерти грешника, но хочет всем спастися и уразуметь истину. Если с верою просишь, все тебе исполнит». — И отпустил меня с миром.

ЧУДНОЕ ВИДЕНИЕ

В первую ночь по возвращении моем от блаженного Василия, когда я после продолжительной и усердной молитвы почивал на одре своем, вижу, входит святый Василий, берет меня за руку и говорит: «Не говорил ли я тебе, что евреи прокляты Богом? Иди теперь со мной, и я покажу тебе веру каждого народа и какую цену она имеет пред Богом».

И взял меня, и пошел на Восток, и облак светлый окутал нас и поднял на высоту небесную. И вот я увидел чудный, прекрасный мир. Много увидел и удивлялся красотою его. Внезапно нас облак опустил, и мы оказались на некоем пространном и дивном, красоты неземной поле. Земля этого поля была светла, как стекло или хрусталь чиста и прозрачна. И видны были с этого поля все концы Вселенной. Парили же по сему полю полки светлых и прекрасных огневидных юношей, сладкозвучно поющих песни Божественные и славословящих в Троице Единого Бога.

Потом пришли мы на некоторое страшное место, светящееся огненным светом, и мне подумалось, что меня привели сжечь. Но это был не огнь, а свет, подобный огню. Среди этого света — множество крылатых юношей, одетых в белоснежные одежды. Они ходили и кадили невещественный жертвенник Божий.

Вдруг мы оказались при высокой горе, на которую поднялись с великим трудом, и велел мне святый Василий смотреть к Востоку, и я увидел другое поле, весьма великое и блистающее, как золото на солнце. Когда я увидел это поле, то неизреченной радости исполнилось мое сердце. Еще посмотрев на Восток, я увидел город чудный, красоты неизреченной и весьма великий. Я восхищался много часов и стоял в изумлении, потом спросил я водившего меня: «Господин мой, скажи мне, что это за чудный город?» Он же сказал мне: «Это Иерусалим Небесный — город Царя Небесного. Нерукотворенный, столь обширный, как круг небесный построен». И спросил я: «Кому принадлежит сей город и кто живет в нем?» Он сказал: «Это город великого Царя, о котором чудесно предсказал Давид; создал его Господь наш Иисус Христос по окончании Своей земной жизни и после Своего чудесного Воскресения, а по Вознесении Своем на Небеса к Богу, Отцу Своему, приготовил его святым Своим ученикам, и Апостолам, и тем, кто через проповедь их уверовал в Него, как сказал Сам Господь в Евангелии Своем:

В дому Отца Моего обители многи суть . Затем явился чудный юноша, спустился с высоты небесной на холм среди города сего дивного, говоря: «Вот Суд и Воскресение мертвых будет и воздаяние каждому от праведного Судии наступит».

И после слов сего юноши с высоты небесной огненный столп сошел, и раздался голос страшный, как тысяча тысяч громов. Это содетельная и всемогущая сила Божия, которая соберет всякое творение. И сошел после сего

Начали по всей Вселенной собираться человеческие кости, и вся земля представляла из себя одно целое кладбище, наполненное сухих скелетов человеческих.

После того спустился с высоты небесной дивной красоты юноша, держа золотую трубу в руке, и с ним двенадцать юношей. Каждый имел по золотой трубе. Когда же сошли на землю, то вострубил пред ними славный их Воевода грозно, и страшно, и могущественно. Глас трубы его слышен был по всей Вселенной, и вся земля, как лист на дереве, сотряслася. И вот сухие кости облеклись плотию, но жизни не было в них, и вторично вострубил славный и величественный Воевода и двенадцать юношей. Земля весьма вострепетала и всколебалась.

И в тот же час сошли многочисленные воинства Ангелов, как песок морской. И каждый Ангел вел душу умершего человека, которого он при его временной жизни охранял, и каждая душа направлялась к своему телу. Все Ангелы вострубили в третий раз, и ужаснулось Небо и земля, и все вострепетало, как трепещет лист на дереве от сильного ветра. И все мертвые воскресли, соединились души с телами. Возраста все были равного, как старцы, так и младенцы. Восстал от мертвых праотец Адам с Евою, все патриархи, пророки, родоначальники со всеми племенами и коленами стояли по всему лицу земли в тесноте.

Многие неверовавшие тайне Воскресения весьма дивились и ужасались: как это персть и пепел снова восстали, все сыны Адамовы целыми и живыми после долгого праха и тления.

Неверующие в Сына Божия ужасались и трепетали, видя лица праведников сияющие, как звезды небесные, сообразно их святости и степени совершенства. По слову Апостола Павла, звезда от звезды различается славою. У некоторых праведников лица сияли как солнце в полдень, у других, как луна среди темной ночи, а у иных, как свет дневной. У всех праведников книги в руках молниеносного света. Там записаны все их добродетели, труды и подвиги, понесенные для очищения сердца от страстей, и надпись на челе каждого праведника, свидетельствующая о славе каждого. У некоторых написано: «пророк Господень», «Апостол Христов», «проповедник Божий», «мученик Христов», «Евангелист-исповедник», «нищий духом», «покаянием угодивший», «милостивый», «щедрый», «чистый сердцем», «изгнанный ради правды», «странноприимец Господень», «нищету и болезни перенесший», «пресвитер», «девственник», «положивший душу свою за друга своего», и другие многоразличные добродетели.

Таким же образом было знамение и на лицах грешников. Некоторые из них имели лица мрачные, как темная ночь, у иных, как сажа, у других, гнию-

щие струпья, у некоторых, как вонючая тина. У других лица покрыты гноем и кишат отвратительными червями, глаза горят злобными огнями.

Грешники, видя славу праведников и свое непотребство и окаянство, в ужасе и страхе говорили друг другу:

«Горе нам лютое, вот и пришел последний день Второго Пришествия Господня, о котором мы слышали много от праведников и евангелистов прежде кончины нашей. Но мы по легкомыслию не верили и всем сердцем предавались сластолюбию, любостяжанию и гордости житейской, смеялись, издевались над праведниками Святаго Евангелия. О, горе нам, безумным. Мы за минуту сладости греха, мимолетные удовольствия плоти лишились Славы Божией. Облеклись страхом вечным, стыдом. О, лютое горе нам, грешным, несчастным и омраченным. Господь предаст нас на вечную нестерпимую муку. О, горе нам, несчастным, только теперь мы узнали стыд и наготу нашу, открытую пред Небом и землей и пред лицем всех земнородных. Настал час — час истинной оценки добродетели и порока во временной жизни. Мы умели лгать, прикрывая грубые пороки личиной праведности, громко трубили пред собою о тех добродетелях и совершенствах, которых в душе не имели. Томясь жаждой сластолюбия и честолюбия, мы всякими лживыми путями стремились удовлетворить ненасытное сластолюбие и честолюбие и не останавливались ни пред какими злодеяниями и преступлениями. Явно и тайно проливали потоки невинной крови человеческой. И несмотря на все творимые ужасы и преступления, считали себя благодетельными.

В этот день страшный Суда Божия, который мы дерзко, и безстыдно, и безстрашно отвергали и отрицали, откроется наша преступность, лицемерие. О, сколько мы загубили невинных детских душ, отравив их ядом неверия и безбожия. Мы были предводителями, и богоотступниками, и усердными слугами сатаны.

О, горе нам, несчастным гордецам, мечтавшим все познать своим разумом и безумно отвергавшим высочайший разум Божий. О, как мы жестоко ошибались, издеваясь и смеясь над верой боголюбивых последователей Христовых. Мы в ослеплении служили диаволу, угождая похоти плоти.

А служители Христовы злострадали, изнуряли свою плоть подвигами благочестия. Они здесь сияют, как солнце, а мы сгораем от вечного стыда и наготы. О, горе, горе нам, окаянным и несчастным. О, горе нам, вечное горе наследникам ада».

Много других слов говорили безбожники, еретики, вольнодумцы, богоотступники, нераскаянные грешники, укоряя себя и проклиная день и час рождения своего, ожидая строгого и справедливого приговора от праведного Судии, в ужасе взирая друг на друга. Все они видели надписи на челах своих: «убийца», «прелюбодей», «блудник», «сквернитель», «вор», «чародей», «пияница», «мятежник», «святотатец», «кощунец», «хищник», «мужеложник», «скотоложник»,

«детогубец», «душегубец», «развратитель», «злопамятлив», «завистник», «клятвопреступнк», «скоморох», «смехотворец», «суровый», «гневливый», «немилостивый», «сребролюбец», «лихоимец», «неудержимо творивший всякий грех и беззакония», «наглый отрицатель Воскресения и жизни будущей», «еретик», «арианин», «македонянин», — и все не крестившиеся во Святую Троицу и после крещения согрешившие и не принесшие истинного покаяния, и от временной жизни отошедшие в вечность нравственно неисправленными.

Все они в страшном ужасе взирали друг на друга и горько стонали, били себя по лицам и в безумии своем рвали волосы на своих головах, издавая страшный стон и проклятия. Евреи прежде Суда стояли как безумные и лишенные разума, многие говорили: «Кто Бог, кто Христос?.. Мы не знаем. Мы многим богам служили, и если они воскресли, то хорошо нам будет, так как мы старались во временной жизни добре угодить. А поэтому они должны почтить нас».

После я увидел, как чины Сил Небесных сходили с высоты небесной и воспевали сладостно чудную песнь небесную, неся посреди себя Крест деревянный, сияющий светом славы небесной паче лучей солнечных. И принесши, поставили его на Престоле, уготованном для Праведного Суда.

И виден был сей Крест всей Вселенной, и весьма удивлялись все народы необыкновенной красоте Креста Господня.

Иудеи увидели, ужаснулись и вострепетали великим страхом и ужасом, зря знамение Распятого ими Христа. В отчаянии стали рвать волосы и били себя по лицам, говоря: «О, горе нам и беда великая, не доброе знамение видели. О, горе нам, окаянным. Это знамение Распятого нами Христа. Если Он придет судить, то горе нам. Много мы Ему причинили зла, не только Самому, но и верующим в Него». Так иудеи говорили и рыдали.

Сказал водивший меня Ангел: «Смотри, как они начали трепетать, увидев Честный Крест Господень!» Мы стояли на возвышенном месте, и видна была мне вся Вселенная, и слышны разговоры, и даже всех людей, наполнявших землю, я видел.

После сего услышал я многоголосный шум говоривших, и начало являться безчисленное множество Сил Небесных, Начала, Власти, Силы, Господства, Ангелы, Архангелы чинно и стройно великими полками начали сходить на место Судилища Христова. Видя это, я сильно ужасался и трепетал, но водивший меня Ангел ободрил меня, сказав: «Не бойся, но внимательно смотри и запоминай виденное. Это други мои и сослужащие у Престола Царя», — и отступил от меня страх.

Скоро послышались громкие трубные звуки и многочисленные раскаты грома и молнии, от чего сотряслась вся земля. Праведники, имеющие лица светлые — радовались и веселились. А имеющие мрачные лица ужасались и трепетали страхом.

И вот — Небесные великие Силы сходили с высоты небесной, и от них исходил чудный свет, как пламень огненный. Они сошли и чинно встали вкруг места, приготовленного для Праведного Судии. Красоту сияющих ликов не может описать никакой язык человеческий.

От видения их ум мой помрачился, и язык отказывался говорить. Праведники от Адама до последнего земнородного великою радостию возрадовались, ожидая праведного воздаяния от неизреченного милосердия Божия. А грешники, идолопоклонники, безбожники и богоотступники начали ужасаться и трепетать, как лист на осине.

В это время явилось светлое облако с молнией и, осенив Божественный Крест, долго оставалось на нем; как только оно поднялось туда же, откуда снизошло, вокруг Креста обвился чудный венец, красоты неописуемой, сияющий паче лучей солнечных.

Страшный же Престол Славы стоял не на земле, а на воздухе. И вот один полк Ангелов встал на восточной стороне, другой — на южной, третий — на западной и четвертый — на северной.

Представилось страшное и дивное зрелище. Воздух наполнился Силами Небесными, а земля — сынами рода человеческого. Потом колесница огненная спустилась с высоты небесной. Вокруг нее безчисленное множество шестокрылатых Херувимов и многоочитых Серафимов, громогласно, торжественно и победоносно взывающих: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».

И вот все Силы Небесные воскликнули: «Благослови, Отче Вседержителю... Благословен Грядый во Имя Господне, Господь Иисус Христос Единородный Сын Божий, Слово Соприсносущное Отцу».

СТРАШНЫЙ СУД БОЖИЙ

РАЗДЕЛЕНИЕ

ПРАВЕДНЫХ И ГРЕШНЫХ

Вдруг послышался трубный глас, страшен и велик, и затрепетало все живущее на небе и на земле. Даже самые Силы Небесные содрогнулись и убоялись. Сей трубный звук предвозвестил близость Пришествия Праведнейшего Судии. Потом прогремели вновь звуки трубные, и опять начали спускаться многочисленные полки славных Сил Небесных, несущие хоругви и скипетр царские. Затем начало опускаться облако светлое и белое, как снег, четырьмя животными носимое. Посреди же облака Сам Единородный Сын Божий Господь наш Иисус Христос!!! Вокруг облака многочисленное множество безплотных служителей Божиих, со страхом и трепетом многим и благоговением великим не смеющи облаку приблизиться. В тысячу раз сильнее солнца освещался весь мир от Благолепия Славы Божией. Когда облако стало опускаться над местом, где стоял Престол Славы, тотчас все Силы Небесные воскликнули гласом великим: «Благословен Грядый во Имя Господне! Бог Господь пришел судить живых и мертвых — весь род человеческий». И мир ангельский со страхом и трепетом поклонился Всеправеднейшему Судии. После сего Единородный Сын Божий сошел с облака и воссел на Престоле Величества Славы Своея. От страха и ужаса вострепетало небо и земля. Род же человеческий ужаснулся страхом великим. Архангелы, Ангелы, Господства, Начала, Силы, Власти, Престолы, Серафимы и Херувимы велегласно воскликнули в победоносной торжественности, как многочисленные громы: «Ты еси Христос — Сын Божий — Сын Бога Живаго, Которого всезлобные и обезумевшие от зависти распяли иудеи. Ты еси Боже Вышнее Слово, Которого Отец родил прежде всех век. Сугуб естеством, и волею, и хотением. Един есть Господь Иисус Христос. Христос, Который приял человеческую плоть, не изменил Божественного Божества. Плоть заимствовал от Пренепорочной и Пречистой Девы Марии. В мире пожил, указал сынам Адама путь правды и спасения. Победил смерть, разрушил ад, узникам ада даровал спасение, свободу, уничтожив всю власть и могущество сатаны. И победоносно воскресши из гроба, всем мертвым даровал жизнь и Воскресение. Ты еси Бог наш, со Отцем и Святым Духом, и нет иного Бога кроме Тебя. Аминь».

И вот Всеправедный Судия посмотрел на небо — и оно свилось, как свиток. Посмотрел Господь на землю — и она бежала от лица Его, будучи осквернена делами человеческими. И все сыны Адама, то есть род человеческий, стоял на воздухе. Снова посмотрел Господь на небо — и явилось новое небо, посмотрел на безмерную глубину — и явилась новая земля — чистая, блистающая, подобно цветам полевым украшенная неземною красотою, так как

1) Предсказание о гибели Иерусалима и конце мира

(Мф. 24:1-44; Мк. 13:1-37; Лк. 21:5-36)

Гора Елеонская расположена по ту сторону потока Кедрона, на юго-востоке от храма. Христос любил ходить туда с учениками Своими и часто проводил там ночи. С горы открывалась обширная панорама Иерусалима и его окрестностей. Вечером оттуда можно было любоваться великолепным видом огромного и сложного по своей архитектуре храма, который был особенно красив в лучах заходящего солнца. Однажды, когда Господь, окончив проповедь, шел на Елеон, один из учеников сказал: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! » (Мк. 13:1). Христос сказал в ответ ученику: «Видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне » (Мк. 13:2). Пораженный этим пророчеством, ученик замолчал. По дороге проходили люди – храмовая стража и воины, они могли услышать эти опасные слова.

Но когда Господь взошел на гору Елеонскую и сел там на высоком месте прямо против храма, к Нему подошли апостолы Петр, Иаков, Иоанн и Андрей и спросили: «Скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться? » (Мк. 13:4).

Отвечая им, Иисус начал говорить о грядущей судьбе Иерусалима, храма, Иудеи и всего мира. Он сказал, что на святом месте, то есть в Иерусалиме, скоро все увидят полное опустошение и «мерзость запустения», о которых предсказал пророк Даниил (см. Дан. 9:27). Из Иерусалима тогда начнется повальное бегство в горы, но и там беглецы не найдут себе спасения. Многие погибнут от мечей, и множество иудеев будет уведено в плен «во все народы », а развалины Иерусалима займут язычники и будут хозяйничать в Иудее и всей Палестине, «доколе не окончатся времена язычников ». Эта гибель Иудеи будет следствием того, что Иерусалим «не узнал времени посещения » (Лк. 19:44) своего, то есть отверг Мессию.

Ужасные несчастья, постигшие Иерусалим, – прообраз грядущей гибели всего мира, отвергнувшего Мессию – Христа. В конце веков настанет время Второго пришествия Иисуса Христа на землю. Но тогда Христос явится как грозный Судья вселенной. Явление Его будет внезапным и очевидным для всех – «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого » (Мф. 24:27).

Ученики спросили Его о признаках Второго пришествия. Христос сказал, что на земле наступят такие тяжелые времена, каких еще не бывало от сотворения мира. Преступления, предательство, ложь, измена, жестокость, войны, землетрясения, губительство широкой волной распространятся повсюду. Но сначала проповедано будет «Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец » (Мф. 24:14).

2) Содержание притчи о Страшном суде

(Мф. 25:31-46)

Рассказав апостолам о признаках Своего славного Второго пришествия, Господь в притче о десяти девах и в притче о талантах предупредил их о том, что настанет момент, когда каждому человеку придется дать ответ вечному Судии. Так, заповедав им всегда бодрствовать, Иисус далее раскрыл перед учениками картину Страшного Суда в следующей притче.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную » (Мф. 25:31-46).

Господь предупредил людей, что Страшному суду будет предшествовать всеобщее воскресение из мертвых. Воскреснут все, когда-либо жившие на земле, а те из людей, которые доживут до Его Второго пришествия, полностью изменятся (см. 1 Кор. 15:31-46).

3) Евангельское учение о делах милосердия

Христос многократно и ясно говорил ученикам, что главная заповедь Божия заключается в делах любви и милосердия. По этой главной заповеди и будет совершаться суд. «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного » (Мф. 7:21). Нельзя любить Бога, а к брату своему относиться пренебрежительно, невнимательно или жестоко. Всякое дело, каким бы ни занимался человек, если оно совершается без любви и милосердия, окажется бесполезным и ничтожным. Апостол Павел, разъясняя впоследствии учение Христа о любви, писал коринфским христианам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы » (1 Кор. 13:1-3).

Некоторые думают, что любят Бога и готовы были бы оказать Ему всякое служение, если бы действительно увидели Его. Но они ошибаются, так как не видят Христа в страданиях и нуждах ближних. Кто прошел мимо страдающего человека, хотя бы этот человек и был последним грешником, тот прошел мимо Самого Христа, не узнав Его. Апостол Иоанн пишет: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего » (1 Ин. 4:20-21).

4) Страшный суд и совесть человека

Страшный суд будет судом совести человека. Внешняя формальная правда, что грешник не встречал в своей жизни Христа («когда мы видели Тебя… и не послужили Тебе? »), не даст оправдания. Оправданием послужит только внутреннее состояние духа любви и милосердия, когда человек делает добро не ради награды и самоудовлетворения, а во имя сердечного чувства любви и сострадания к ближнему.

Конечно, любовь не имеет границ и проявление ее может быть бесконечно разнообразным. Так, совесть человека может подсказать ему буквальное исполнение заповеди о помощи ближнему (то есть посетить больных и заключенных, накормить голодных, одеть нагих), но может выражаться и в общественной борьбе с нищетой, бесправием и болезнями, в отношении как отдельных групп, так и всего человечества.

Главное, чтобы не только ум, но и сердце человека участвовало в делах помощи ближнему, иначе добродетель будет холодной и бездушной. «…Если сердце наше не осуждает нас , – пишет апостол Иоанн, – то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним » (1 Ин. 3:21-22).

На Страшном суде, где обнажатся все наши дела, все наши помышления, и каждый, как в открытой книге, прочтет историю своей жизни и увидит всё, даже самые малейшие движения своей души, определится окончательная судьба людей: одни будут призваны наследовать Царствие Небесное, уготованное им от создания мира, другие же пойдут в муку вечную.

Проверочные вопросы:

  1. Для чего Господь рассказывает о предстоящем Страшном суде?
  2. Какое событие будет предшествовать Страшному суду и каковы его признаки?
  3. Что сможет выручить человека на Страшном суде, какие его дела?
  4. Почему любовь человека к Богу измеряется Иисусом Христом его любовью к людям?
  5. Почему суд назван «Страшным»?
  6. Кто будет главным обвинителем человека на Страшном суде?
  7. Может ли человек сделать заранее так много добрых дел, чтобы потом успокоиться, что ему на Страшном суде уже ничего не грозит?
  8. Можно ли сделать для своего спасения на Страшном суде добрые дела «из-под палки»?