PR в библейской мифологии. Почему Давид выбрал себе пять гладких камней из ручья? Почему он не взял один камень? Давид и Голиаф в искусстве

Библейская история Давида и Голиафа популярна не только у христиан, она известна и людям, не имеющим отношения к религии. Популярность ей принес практически фантастичный сюжет: молодой пастушок сражает насмерть при помощи пращи и обычного речного камня воина-скалу, филистимлянина Голиафа. Исследователи Библии делают акцент на вмешательство Всемогущего, но так ли это на самом деле?

Историческая справка: кто такие филистимляне

Чтобы вникнуть в библейскую историю, стоит упомянуть о сути конфликта израильтян и филистимлян.

После того как освобожденные Моисеем из египетского плена евреи вступили на обетованную землю, Ханаан, их стали одолевать местные воинствующие племена, в том числе филистимляне. Интересен факт, что филистимляне не являлись исконным народом Ханаана: согласно Библии, это племена, пришедшие на обетованную землю с острова Крит. Покинуть насиженные места их заставили неурожаи и голод. Сначала филистимляне начали продвигаться в сторону Египта, но потерпели поражение от армии Рамзеса III. Египтяне поработили часть народа, а другой части была отдана для заселения ханаанская земля: область в долине реки Иордан. Сейчас эта территория принадлежит Палестине. Филистимляне создали пять независимых городов, в каждом из которых правил свой князь. В то же время народ был един в ведении войн.

Поселившийся на обетованной земле еврейский народ постоянно подвергался нападению филистимлян. Израильские цари Самуил, Саул, Давид вели с ними ожесточенные войны. След филистимлян встречается еще в одной известной библейской истории о силаче Самсоне. Могущественному иудею Далила, филистимлянка, отрезала волосы - секрет силы, помогавшей Самсону побеждать ее народ. Именно благодаря филистимлянам происходит становление израильского царства: ведь нужно было отражать атаки воинственного племени.

Почему же филистимляне одерживали победы над божьим народом? Ответ кроется в их искусстве ковать железо. А вот согласно Библии, у израильтян не было ни одного кузнеца. Победить филистимлянское войско смог только царь Давид. Он, захватив город Едом, завладел ископаемыми Синайского полуострова и выведал секрет изготовления оружия из железа. Израильский народ стал жить в относительном спокойствии, тем не менее изредка наблюдались одиночные набеги филистимлян. Окончательно покончил с ними богоугодный израильский царь Езекия.

Давид - пастух, ставший царем

Давид был вторым царем израильтян. Но прежде чем взойти на престол, он перенес множество побед и лишений. Выросший в семье богатого землевладельца, Давид с детства тяготел к природе, любовался божьим творением, учился сострадать и быть великодушным. Именно эти качества впоследствии сделают его одним из самых могущественных и справедливых царей. До сих пор Давид почитаем евреями, о нем знают не только люди, близкие к христианской вере, но и далекие от нее. Потомок колена Иуды, Давид, упомянут в родословной Иисуса Христа.

Начинал будущий царь с выпаса овец - это была его обязанность как младшего в семье. Именно молодым пастушком мы впервые встречаем его в Библии. Но уже здесь подчеркнуты его красота, статность и смелость. История Давида как победителя филистимлян начинается с его поединка с могучим воином Голиафом. Этот эпизод перевернул жизнь молодого пастушка, сделав его народным любимцем, а впоследствии великим царем Израиля.

Время его царствования по праву считается золотым веком еврейского государства. Давид проводит экономические, политические реформы, избавляет страну от частых набегов филистимлян.

Давид был прекрасным музыкантом и певцом: его песнопения до сих пор живут в библейской книге «Псалтырь».

Давид и Голиаф: начало противостояния

Известность и народную любовь принес Давиду его поединок с могучим филистимским воином Голиафом.

Сорок дней продолжалось противостояние израильского войска под руководством царя Саула и филистимлян. Последние, чувствуя свое превосходство, всячески унижали и оскорбляли не только воинов Израиля, но и Бога. Особенно активным был самый сильный и устрашающий воин по имени Голиаф. Он выступил вперед, сверкая тяжелыми латами, доспехами, щитом и мечом. Никто из войска Саула не рискнул выйти с ним на бой. Такова была древняя традиция: сначала воюют два самых сильных воина от каждой стороны.

Ничего не подозревающий Давид в это время занимался своим привычным делом: пас овец. За армию Израиля воевали его старшие братья. Так как противостояние двух сторон затянулось, отец попросил Давида отнести братьям немного еды. Очутившись в стане Саула и его воинов, Давид возмутился, почему никто не дает отпор Голиафу, так оскорбляющему израильский народ? Не найдя ответа, юноша решил защитить честь своего народа. Так, Голиаф и Давид встретились в первый и последний раз.

Победа Давида

Царь Саул поражен смелым решением юноши. Он предлагает Давиду хорошие доспехи, дабы хоть немного защитить его от могучего Голиафа. Юноша отказывается, ибо броня сковывает движения и непривычна ему. Все, что делает молодой человек, - это спускается к ручью и набирает речных камней для своей пращи - того, чем Давид поразил Голиафа впоследствии.

Давид не боится смерти: главное для него - защитить честь своего народа и не дать «поносить» Бога. Увидев хрупкого юношу, вышедшего на бой с великаном-Голиафом без доспехов и меча, с несколькими камешками и пращой, филистимляне еще больше начинают поднимать на смех евреев. «Я иду против тебя во имя Бога Израиля», - говорит Давид, и Голиаф замолкает. Великан видит камень, летящий в его голову из пращи юноши. Давид поражает великана прямо в голову, и тот падает замертво. Взяв меч Голиафа, юноша отрубает ему голову, и вот так Давид с головой Голиафа повергает опешивших филистимлян в бегство. Израильская армия нагоняет их и разбивает. В столицу Давид приезжает победителем.

Миф или реальность?

До сих пор между исследователями Библии и атеистами ведутся споры о правдоподобности этой библейской истории. Сомнению подвергаются даже сами Голиаф и Давид. Атеисты мотивируют свою точку зрения тем, что нет никаких реальных доказательств, артефактов или письменных свидетельств существования одного и второго библейского героя.

С другой стороны, еще Иосиф Флавий, римский историк, писал о том, что поединок такой в истории был. Кроме того, в 1996 году найдены археологические доказательства того, что Голиаф и Давид существовали.

В долине Иудейских гор был обнаружен скелет почти трехметровой длины с отделенной головой, в которой застрял камень. Проведя ряд исследований, археологи выяснили, что временной промежуток, к которому принадлежит данный скелет, - примерно 3000 лет до нашей эры. Таким образом, было доказано, что история, скорее всего, - не миф, а реальность.

Давид и Голиаф в искусстве

История противостояния безоружного пастуха и могучего воина на протяжении многих веков привлекает деятелей искусства. До сих пор люди задумываются о том, как Давид победил Голиафа. Скульпторы, художники, деятели кинематографа снова и снова обращаются к этой теме. Тициан, Караваждо, Гвидо Рени - лишь немногие художники, на картинах которых запечатлена история поединка.

Скульпторы Донателло, Микеланджело, Лоренцо Берини увековечили героев в камне. Голиаф и Давид фигурируют на фресках и предметах христианского культа. На эту тему не раз снимались художественные фильмы. Например, лента Фердинандо Балди (1960 г.), мультипликационный фильм, вышедший в США в 2003 году, документальный фильм BBC с одноименным названием.

Как можно увидеть, история Давида и Голиафа жива, она волнует человечество до сих пор. Христианам она дает мощнейший заряд веры, а светским людям - повод к размышлению о смелости, чести и достоинстве.

Среди филистимлянского войска был один неустрашимый силач, великан Голиаф. Он носил на теле чешуйчатую кольчугу, на голове медный шлем, за плечами медный щит, а в руках держал тяжелое копье. С ним рядом находился оруженосец. И когда филистимляне сошлись с войском израильским, чтобы разрешить многолетнюю вражду, то выпустили вперед Голиафа.

Он был очень грозен, никого и ничего не боялся, ходил вдоль своего войска, громко кричал, похвалялся своей силой, гремел оружием. Он был такой могучий, что, казалось, нет на земле человека, который сумел бы победить его. Еще злобнее и сильнее он кричал в сторону израильтян, призывая их сразиться с ним: «Если ваш воин убьет меня, то филистимляне станут рабами израильтян, если я убью его, то израильтяне станут рабами филистимлян. Все будет по справедливости».

Слышали его крики израильтяне, но не знали, как им поступить. Не было у них в войске подобного силача. Сорок дней и сорок ночей похвалялся Голиаф своей силой, всячески поносил израильтян и грозился всех уничтожить.

Юный Давид, будущий царь Израиля, который принес своим братьям еду, услышал похвальбу гиганта Голиафа. Он был очень молод, но отличался крепостью мышц и ничего не боялся. И еще услышал он от израильских воинов, что того, кто убьет Голиафа, израильский царь наделит великим богатством и выдаст за него свою дочь.

Давид спросил своих братьев, не сразиться ли ему с Голиафом. Братья тотчас рассердились на него, сказали, что ему надо пасти овец, а не сражаться. Но слова Давида услышали другие воины и доложили о нем предводителю Саулу. Тот призвал к себе Давида. Юноша рассказал Саулу, что с детства пасет овец и нередко вступал в схватку с дикими зверями, разрывая голыми руками льва, медведя. У Саула не было другого выбора, надо было отвечать на вызов Голиафа, он отдал юноше свою кольчугу и шлем. Давид примерил снаряжение, но потом отказался от него. Он взял свой посох, пращу, пастушескую сумку, наложил в нее камней и вышел перед войском израильским.

Голиаф с презрением посмотрел на юношу в пастушеской одежде. Он крикнул: «Зачем ты идешь против меня с палкой, разве я собака»? Давид отвечал ему: «Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа… и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою».

Очень обозлился Голиаф, услышав такие обидные слова, и прибавил шагу. Они сближались, готовясь к яростной схватке. Голиаф был уверен в своей победе, он ничего не боялся и только страшно улыбался, но юношу не пугал его зверский вид.

Когда расстояние между ними сократилось до полета стрелы, Давид опустил руку в свою сумку, взял оттуда камень потяжелей и вставил его в пращу. Он прицелился и выстрелил. Камень попал прямо в лоб великану. Он не удержался на ногах и рухнул на землю. Такого не ожидали ни филистимляне, ни израильтяне.

Давид подбежал к Голиафу, тот не шевелился, он был мертв. Давид взял его меч и отсек ему голову. Наблюдавшие за этой сценой филистимляне пришли в ужас и побежали. Войска израильские стали их преследовать. Они с победными кликами вступили в лагерь врагов и разграбили его. А Давид вместе с отрубленной головой Голиафа триумфатором вошел в Иерусалим.

Во время войны Израиля с филистимлянами произошло одно знаменательное событие, кардинально изменившее историческую судьбу богоизбранного народа. Оно связано с героической победой будущего царя Давида над огромным филистимлянским воином, потомком великанов-Рефаимов. Два войска встали у Соко друг против друга. Они расположились на двух холмах, между ними была долина, но евреи не хотели спускаться в долину, так как у филистимлян было бы преимущество за счет боевых колесниц, те же не хотели рисковать в горной местности, где легкое подвижное войско израильтян превосходило их. Тогда филистимляне выдвинули своего знаменитого богатыря, Голиафа из Гефа, для решающего поединка с израильским ратником. Сорок дней подряд выходил Голиаф на поле, предлагая сразиться с ним и понося еврейских воинов самыми отборными похабными словами. Никто не вышел против Голиафа из военного стана Израиля. Страх сковал души еврейских воителей. Никто даже не смел взглянуть в сторону бряцающего огромным щитом филистимлянина. Он возвышался на поле как огромный сверкающий стог . Броня на нем кипела от солнца. Копье его было такое огромное, что на него можно было нанизать несколько быков.

Как младшему члену семьи, отец Иессей из Вифлеема, поручил Давиду пасти овечьи стада, и он по многу дней и ночей проводил в полях. На овец часто нападали львы и медведи, но безуспешно, юноша, одаренный физической силой и ловкостью, убивал их порой, буквально, голыми руками. Старшие братья Давида служили в армии царя Саула и Давид, по поручению отца, однажды пришел навестить их и ободрить. Услышав поносные слова Голиафа, а потом и разглядев его топающим подобно бронированному гиппопотаму по полю, он пришел в негодование и вызвался принять бой. Еврейские воины были настолько морально деморализованы, что никто, даже царь Саул, не попытались по-настоящему отговорить Давида, не умевшего владеть мечом, от этого самоубийственного поединка. Может быть, каждый думал, что же, пусть юноша погибнет смертью храбрых, но зато честь Израиля будет спасена. Давид отказался от громоздких доспехов, так как не был привычен к ним, и вышел на бой с одной пращей, давней спутницей в его пастушеских бдениях.

«И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина. И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он - шести локтей и пяди (около 2 м 80 см - ред.). Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его - пять тысяч сиклей меди (около 60 кг. - ред.);медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот (то есть один наконечник копья весил около 7 кг - ред.) сиклей железа, и пред ним шел оруженосец. И стал он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам... Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шел впереди его. И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицом. И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкой и с камнями? разве я собака? И сказал Давид: нет, но хуже собаки. И проклял Филистимлянин Давида своими богами. И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам труп твой и трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши. Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали (1 Цар. 17. 1-52).

Доктор технических наук Хилькевич Яков пишет: «Многие художники, скульпторы и прочие граждане полагали (и полагают), что Давид убил Голиафа камнем из обычной ременной пращи.

Это сомнительно по многим причинам. Самое главное в том, что уложить камнем закованного в броню воина весьма и весьма маловероятно. Гипотеза ременной пращи не проходит и по причине противоречия тексту библии: «И взял палку свою в руку свою , и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в свою пастушескую сумку и в мешок, и с пращой в руке своей подошел к филистимлянину. И сказал филистимлянин Давиду: разве я собака, что ты идешь на меня с палками?» Ударение делается не то на палку, не то на палки. Правда можно понять и так, что Давид взял с собой и камни в сумке и палку и ременную пращу. Но этому противоречит другой отрывок: «И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю». Картина складывается противоречивая: Давид быстро бежит, держа в одной руке палку, а в другой пращу и на ходу заряжает пращу камнем. Для того, чтобы все эти действия совершить Давиду нужна третья рука, но ее как известно, у него не было. Двумя руками управиться с означенными наступательными движениями невозможно. Некоторые, например, В. Бацалев и А. Варакин в книге "Тайны археологии" полагают, что Давид пользовался чем-то вроде фустибалуса (пращи-посоха). Наиболее простой разновидностью такой пращи была палка, расщепленная на конце, куда и закладывался "снаряд". Пращу делали также в виде петли с палкой. Один конец петли мог скользить по палке, а другой - закреплялся наглухо. При сильном взмахе петля вытягивалась, закрепленный конец ее соскакивал с палки, а камень, находившийся в петле, освобождался и летел в цель. На древнеегипетских барельефах встречается изображение палки-пращи с ложковидным углублением на конце, что-то вроде половника или черпака с длинной ручкой. Краткость размаха делала такую пращу менее дальнобойной, но эта праща-«половник» позволяла метать камни и перезаряжать оружие одновременно двумя руками. Итак, по мнению Бацалева и Варакина, «он вышел на бой с двумя» пращами египетской конструкции, приблизился на нужное расстояние к простаку Голиафу (который принял оружие за палки, потому что не совершал исход из Египта) и, повременно зарядив обе пращи, поразил великана. В случае промаха Давид отбежал бы на безопасное расстояние и повторил бы попытку, ведь тяжеловооруженный филистимлянин не смог бы долго гоняться за будущим царем Израиля и Иудеи.

Хотя в гипотезе о праще-посохе безусловно есть основательный резон, но есть и очень сомнительные моменты. Фустибалус чуть не вдвое менее дальнобойное устройство, чем обычная ременная праща. То есть скорость вылета снаряда еще ниже, подбить из нее тяжело вооруженного воина еще менее вероятно, чем из ременной пращи . Да и Голиаф был опытным воином и должен был разбираться в пращах и луках. Ну, отбежал бы Давид несколько раз. Камни бы все равно кончились, и ему бы пришлось признать себя побежденным со всеми вытекающими. Так что по большому счету попытка у Давида была одна, первая, вторая и последующие имели бы значительно меньшие шансы на успех. Фактор неожиданности был крайне важен. Но мощность удара была не менее важна. Подбить такой бронзовый "танк" можно было, пожалуй, только из средневековой катапульты.

Но почему мы должны непременно считать, что свой пастушеский посох Давид использовал именно как негнущийся фустибалус? Таким разве что волков от стада отгонишь, а ведь пастушок Давид гонял даже медведей и львов! Но почему бы пастуший посох-пращу не сделать из тиса или вяза, ну, скажем еще и для выполнения функций шеста для перепрыгивания горных расселин? А ведь прыгун с шестом накапливает энергии значительно больше, чем ее накапливается в тисовом луке при натягивании одной рукой. Эта энергия сравнима уже с энергией катапульты или арбалета! А вдруг все было вот так:

И Голиаф получил неожиданный удар не из слабенькой пращи, а практически из катапульты. От такого удара трудно защититься, даже ожидая его. А фактор неожиданности был все же очень важен. Кстати, понятным становится тот факт, что «Давид быстро побежал навстречу Филистимлянину». Запасал кинетическую энергию. С ременной пращей и даже с фустибалусом «быстро бежать» нет смысла, т.к. кинетическая энергия камня увеличивается незначительно, а прицеливаться становится намного трудней. Таким образом, возможно, что «праща Давида» совсем не такая обычная штука».

Чем интересно для нас это небольшое инженерное исследование на библейскую тему? Какая разница из какого типа пращи Давид поразил Голиафа? Есть разница! Если согласиться с предлагаемой гипотезой доктора Якова Хилькевича, что Давид в битве с филистимлянским богатырем использовал особый вид палочной пращи, собственного изобретения, то образ простодушного пастушка Давида преображается. Перед нами предстает юноша, обладающий большой физической силой и значительным умственным потенциалом. Он был верен Богу Израиля и бесстрашно пошел в «неравный бой» с врагом своего народа, но он не был безрассудным, «бесбашенным» смертником. У него было мощное оружие, изобретенное им в долгих пастушеских бдениях в полях и на отрогах Земли Обетованной. Давид, уповая на помощь «Господа Саваофа, Бога воинств Израильских», кстати, в этом правильном наименовании Бога уже сказывается богословски-пророческий ум будущего второго еврейского царя, вышел на битву с Голиафом, зная о практической боевой мощи своего невидного оружия. Более того, так как оружие разработал сам Давид, то его внешний вид не был известен опытному и искусному в битвах филистимлянскому великану. Голиаф не смог распознать «в палке» грозное орудие возмездия и оказался внутренне обезоруженным, не готовым к смертельному противостоянию. Царь и пророк Давид в свой жизни еще множество раз показывал чудеса храбрости и военной смекалки, но с уверенностью можно сказать, что все они проистекли из его славной победы над филистимлянским воином-великаном.

ДАВИД И ГОЛИАФ

Через несколько лет на израильский народ снова напали их враги, филистимляне. Из вражеского войска выступил один воин, по имени Голиаф. Он был необычайно высок ростом и силён. Голиаф был весь закован в железную броню, имел длинное копьё и медный щит. Громко насмехаясь над еврейскими солдатами, Голиаф крикнул им:

– Пусть из вашего войска выйдет кто-нибудь и сразится со мной! Если он убьёт меня, то наши воины будут вашими рабами, а если я убью его, то вы все будете нашими рабами.

Но никто из евреев не смел сразиться с таким великаном. Израильский царь Саул и его воины страшно испугались. Они молились и просили у Бога помощи. Но Голиаф не молился Богу, он думал так:

– Зачем мне молиться Богу, когда я такой сильный и у меня такой острый меч; мне Бог не нужен.

В это время в еврейский лагерь пришёл юноша Давид, который развлекал царя Саула игрою на арфе. Его братья служили в войске, и он принёс им хлеб и сыр. Братья рассказали ему про Голиафа. Давид возмутился, что этот великан позорит Израиль, и воскликнул:

– Я сам сражусь с этим великаном! Хотя я и не такой сильный, как Голиаф, но Бог поможет мне. Сколько раз медведи и львы уносили из моего стада овец, и я почти всегда отнимал у них добычу и убивал их. Надеюсь, что Господь поможет мне победить и этого великана.

Давид и Голиаф

С этими словами Давид взял пастушеский посох, пять гладких небольших камней и пошёл к Голиафу. Великан, увидев, что к нему идёт юноша, сказал ему:

– Что ты идёшь на меня, как на собаку, с палкой и с камнями? Вот подойди только, я отдам твоё тело на съедение зверям!

Но Давид отвечал:

– Ты хвастаешься и гордишься, что ты такой сильный и имеешь такое длинное копьё, и думаешь, что это поможет тебе. А я надеюсь на Господа Бога, и Он поможет мне одолеть тебя.

С этими словами Давид бросил камень и попал прямо в лоб Голиафу. Он зашатался и рухнул на землю замертво. Юноша подбежал к нему и его же мечом отсёк Голиафу голову. Неприятельские полки бросились бежать, а евреи обрадовались и воскликнули:

– Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч!

Вот видите, дети, маленький и слабый юноша Давид молился Богу и надеялся на Него. Поэтому Господь помог ему победить силача и великана. Так и мы, если не будем хвастаться и гордиться, а будем надеяться на Бога, Он не оставит нас без помощи.

Давид стал любимцем у своего народа. Но царь Саул позавидовал Давиду и хотел убить его. Тогда Давиду пришлось бежать и скрываться от Саула. Спасаясь от преследования, Давид продолжал любить своего царя и никогда не желал ему зла, хотя много раз ему представлялся случай отомстить завистнику.

Однажды Давид пробрался ночью в стан Саула и в царской палатке взял копьё, но самого царя не тронул. Часовые спали и не видели, как Давид приходил в палатку и как ушёл обратно. После Давид издали показал Саулу его копьё, и только тогда Саул понял, что Давид не желает ему смерти.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ДАВИД В течение двадцати лет на израильскую землю продолжали делать частые набеги воинственные филистимляне. Особенно тяжелое поражение нанесли они израильтянам при Афеке. По сути, наступила пора рабства. Возникла необходимость в авторитетном предводителе. Это стало

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 63 ДАВИД И ГОЛИАФ Эта глава основана на Первой книге Царств 16:14-23; 17 гл. Когда царь Саул понял, что отвержен Богом, и почувствовал силу слов отвержения, сказанных ему пророком, он впал в горькое отчаяние и негодование. Но не истинное раскаяние склонило гордую голову

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Давид и Голиаф. 1 Царств 17:40-51 И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против филистимлянина. Выступил и филистимлянин, идя и приближаясь к

Из книги Жизнь Давида автора Пински Роберт

II. Кузен Голиаф Давид из колена Иуды, восьмой и последний из сыновей Иессея Вифлеемлянина, вел свое происхождение не только от сынов Израилевых, но также и от моавитян, через свою прабабку Руфь.Мы с трудом можем осознать, что это значило. Насколько близки или чужды

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Давид и Голиаф Однажды на еврейское царство напали враги. Из войска их выступил один воин, по имени Голиаф. Он был необычайно высок ростом и силён. Он был весь закован в железную броню и имел длинное копьё и громадный меч. Громко насмехаясь над еврейскими солдатами, Голиаф

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Голиаф Затем следует второй рассказ, не соответствующий первому, в котором Давид находился при дворе Саула. Оба включены в повествование без какой-либо попытки их согласовать, как если бы авторы Библии заявили: «С другой стороны, рассказывают, что…»Второй рассказ

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Давид Книга Псалтирь состоит из 150 религиозных стихотворений, предназначенных для пения. Еврейское название книги «Техиллим» означает «Восхваления», так как в книге очень многие из них восхваляют Бога. Слово «псалом» происходит от греческого слова, означающего «щипать

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

Давид Кому-нибудь столь же погруженному в еврейскую традицию, как Матфей, очевидно, что, если нужно рассказать историю Мессии, первым делом надо доказать, что он является Мессией. И чтобы сделать это, нужно прежде всего доказать, что Мессия - представитель рода Давида.

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

Давид и Голиаф Появление Давида Самуилу все же было не по себе - нравился ему Саул! Разозлил он этим Господа:- Доколе ж будешь ты печалиться о Сауле, которого я отверг? За ним хочешь? Мало тебе твоих сыновей убиенных? Наполни рог твой елеем и пойди к Иессею Вифлеемлянину,

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

На сцене Голиаф А от Саула, естественно, отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. Слуги Сауловы посоветовали хозяину, что когда придет на того злой дух от Бога, то чтобы он слушал кого-нибудь хорошо играющего на гуслях, что будет успокаивать ему душу. И

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

ДАВИД И ГОЛИАФ Через несколько лет на израильский народ снова напали их враги, филистимляне. Из вражеского войска выступил один воин, по имени Голиаф. Он был необычайно высок ростом и силён. Голиаф был весь закован в железную броню, имел длинное копьё и медный щит. Громко

Из книги автора

ДАВИД И ГОЛИАФ Однажды на еврейское царство напали враги. Из войска их выступил один воин по имени Голиаф. Он был необычайно высок ростом и силен. Он был весь закован в железную броню и имел длинное копье и громадный меч. Громко насмехаясь над еврейскими солдатами, Голиаф

Из книги автора

Давид и Голиаф Тем временем филистимляне снова пошли войной против Израиля. И вот однажды выступил со стороны филистимлян единоборец по имени Голиаф. Это был великан, закованный с головы до ног в чешуйчатую медную броню. С огромным щитом и длинным копьем он выглядел так

Из книги автора

Саул, Давид и Голиаф Так Давид стал оруженосцем и любимым музыкантом царя Саула, который уже знал, что отвергнут Богом, но еще не догадывался, что вместо него избран этот миловидный юноша, который теперь верно служит ему. Но Самуил тайком ото всех по велению Бога помазал

Спрашивает Дмитрий
Отвечает Инна Белоножко, 26.01.2012


Дмитрий пишет: "Почему Давид выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним? Почему он не взял один камень? Он не доверял Богу и подумал, что с первого раза не попадет? Заранее спасибо за ответ!"

Мир Вам, Дмитрий!

Мне очень нравится эта история про Давида и Голиафа, и считаю ее очень поучительной.

Давайте вспомним, кто такой был Давид? Юноша, который с радостью каждый день пас своих овец в окрестностях Вифлеема. Давид целыми днями находился наедине с природой. Он распевал песни, которые сам сочинял, играя на арфе. Скромный, честный, смелый, послушный родителям и трудолюбивый.

Когда пророк Самуил тайно помазал его в цари, дал понять юноше, какой высокий удел ожидает его, но это не сделало Давида гордым. Не взирая на высокое положение, которое ему предстояло занять, он мирно продолжал заниматься своим обычным делом - пасти овец, покорно ожидая осуществления Божьих планов. Именно результаты многих лет труда и скитаний по холмам, общение с природой и Богом, забота о стаде, опасности и избавление, горести и радости жизни - сформировали характер Давида. Бог преподавал Давиду уроки доверия. Заботясь о своем стаде, пастух понимал, как Господь заботится о Своей пастве.

По обычаям того времени, что было под рукой пастуха, чтоб защитить свое стадо? Посох, камни, праща (веревка с петлей). Голодные и хищные звери нападали на овец, но Давид смело защищал их от пасти львов и медведей. Вот как сам он рассказывал о себе Саулу: "раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним, и нападал на него, и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы, и поражал его, и умершвлял его. И льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живого" ().

И когда Давид вызвался пойти и сразиться с Голиафом, то уверенно сказал: "Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина" (). Давид отказался от царских доспехов, снял с себя непривычные тяжеловесные вооружения "и взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина" (). Он взял те орудия, такие средства борьбы и защиты, к которым привык и с которыми имел дело давно. Ведь он не раз уже одерживал победы над хищными зверями! Давид был уверен в победе, он всегда доверял Богу! Он сказал: "ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам [труп твой и] трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле" (). И он одержал победу - одним камнем - сразил врага!

Почему камни были взяты Давидом из ручья, не у дороги, например? Почему именно гладкие, которые обточила вода? В этом раскрывается интересная мысль, духовный образ: Бог использует человека как Свой инструмент на этой земле для того, чтобы достичь Своей воли, для того, чтобы планы дьявола были разрушены, и для этого Богу нужен «гладкий камень». Вода била камни, тесала их один об другой и добилась потрясающего результата - убрала все неровности. Так в жизни человека, все, что может помешать ему в будущем стать Божьим инструментом, следует отшлифовать, обтесать, отточить, испытать и приготовить. Почему пять камней? Потому что Давид привык бороться до конца, пока не одержит победу. Очевидно, что он готовился бросить камень не один раз. Так ли поступаем мы? Или бежим при первой неудаче, после первого камня? Может, страх берет верх и мы отказываемся бороться, побеждать? Нет постоянства, молитвы, цели и готовности к битве за спасение? А у Давида это было. Он готов был бросать камень, готов идти до конца и самое главное - имел уверенность в победе, так как Господь всегда был с ним.

Также в руке у Давида был посох. Он не пригодился ему как оружие против Голиафа. Но этот посох давал ему уверенность, что Бог, Который был когда-то с ним, и сейчас остается с ним. И он пошел, и вступил в бой с этим Филистимлянином.

Пусть Господь поможет нам всегда побеждать, помнить о своем призвании, великих целях в жизни, и иметь такую же уверенность в победе, как имел ее Давид! А Библия, как наш посох, всегда будет в наших руках, - и в ней мы будем черпать уверенность в обещание Бога - быть с нами навсегда!

Благословений и радости!

С уважением,

Дополняет Василий Юнак:

Я услышал интересную мысль в одной из проповедей моего младшего брата Андрея. Он представил свою версию насчет того, почему камней было пять. У Голиафа было четыре брата (), и они могли вступиться за него, потому Давид взял камни и для них, на всякий случай. В этом и для нас наука - быть готовыми выполнить не только ту задачу, которая нам известна, но быть готовым встретить еще большие задачи, которые могут возникнуть впереди.

Благословений!

Василий Юнак