Плеханов является представителем русского. Плеханов, Георгий Валентинович – биография


Сократ
Родился: около 469 г. до н. э.
Умер: 399 до н. э.

Биография

Сократ (др.-греч. Σωκράτης; 470/469 г. до н. э., Афины - 399 г. до н. э., там же) - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.

Представители греческой ветви патристики проводили параллели между Сократом и Христом.

Сократ был сыном скульптора Софрониска и повитухи Фенареты, у него был старший брат по матери Патрокл, наследовавший имущество отца. Родившись 6-го фаргелиона в нечистый день афинского календаря, Сократ стал «фармаком», то есть пожизненным жрецом здравия афинского государства без содержания, и в архаическое время мог быть принесен в жертву по приговору народного собрания в случае наличия общественных проблем. В молодости учился искусствам у Дамона и Конона, слушал Анаксагора и Архелая, умел читать и писать, однако, никаких сочинений после себя не оставил. Был женат вторым браком на женщине по имени Ксантиппа и имел от неё нескольких сыновей, младшему из которых на момент смерти философа исполнилось семь лет. Отличился в ряде сражений и был примером личной храбрости как афинский ополченец-гоплит. Вёл образ жизни афинского парасита и нищего мудреца и никогда не покидал Аттику. Славился как непобедимый спорщик и бессребреник, отказывавшийся от дорогих подарков и всегда ходивший в старой одежде и босиком. Был высмеян как софист и платный учитель красноречия в комедии Аристофана «Облака» (около 423 г. до н. э.), на представлении которой встал, предлагая собравшимся сравнить себя с актёром. (Диоген Лаэрций, Деметрий Византийский, Олимпиодор, Менандр)

«Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам (слугами были рабы), родным, друзьям, Отечеству, согражданам» (Ксенофонт, «Воспоминания о Сократе»).

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне - сражался под Потидеей, при Делии, при Амфиполе. Защищал от несправедливого суда демоса осуждённых на смерть стратегов, в том числе сына своих друзей Перикла и Аспазии. Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада, спас его жизнь в бою.

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры, Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, но сам принял яд.

Источники

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака», «Лягушки», «Птицы», где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида, и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно - бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты - лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.

Философские взгляды Сократа

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения тёплого и холодного; а пифагорейцы - раньше его - делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу - доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», - писал Аристотель («Метафизика», XIII, 4).

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора, софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм).

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.

Сократовы парадоксы

Многие высказывания, традиционно относимые к историческому Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразы:

Никто не желает зла.
Никто не делает зла по своей воле.
Добродетель - это знание.

«Сократовыми парадоксами» также могут называться самоссылающиеся парадоксы, образцом которых является фраза в отношении знания, также приписываемая Сократу: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Метод Сократа

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа. При этом оппонент, познавая себя, часто сам вынужден был признать, что смешон.

Суд над Сократом

Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа (греч. Ἀπολογία Σωκράτους). «Апология» (др.-греч. ἀπολογία) соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона (см. Апология (Платон)) и Ксенофонта «Защита Сократа на суде» содержится защитительная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.

На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, которое он объявляет унижающим достоинство и подсудимого, и суда, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Действительно, когда он с одной большой дубинкой разогнал спартанскую фалангу, собиравшуюся забросать копьями раненого Алкивиада, ни один вражеский воин не захотел сомнительной славы убийства или хотя бы ранения пожилого мудреца, а сограждане его собираются приговорить к смерти. Сократ также отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.

В афинском судопроизводстве процессы разделялись на «ценимые» и «неценимые». «Неценимыми» были те, в которых наказание было предусмотрено действующими законами, а «ценимыми» - те, в которых наказание назначал суд. В таком случае после первой подачи голосов, когда решался вопрос, виновен ли подсудимый, следовало второе голосование (если вердикт был обвинительный) относительно меры наказания или штрафа. Наказание предлагал как обвинитель, так и подсудимый, причём последнему было невыгодно назначать себе слишком малое наказание, потому что тогда судьи могли склониться на сторону наказания, предложенного обвинителем. Пример этого мы имеем в процессе Сократа:

Когда ему предложили назначить штраф, он ни сам не назначил его, ни друзьям не позволил, а, напротив, даже говорил, что назначать себе штраф - это значит признать себя виновным. Потом, когда друзья хотели его похитить из тюрьмы, он не согласился и, кажется даже посмеялся над ними, спросив, знают ли они такое место за пределами Аттики, куда не было бы доступа смерти.

Согласно Платоновой «Апологии», он гордо говорит, что заслуживает не наказания, а высшей чести древних Афин - обеда в пританее за государственный счёт.

По мнению профессора Кембриджского университета Пола Картледжа, Сократ был виновен в богохульстве и развращении юношества и приговорён к смертной казни на законных основаниях. Согласно выводу учёного, приговор не явился чем-то необычным, его нельзя считать исключительным случаем для Древней Греции: с точки зрения суда действия Сократа были противозаконными и ставили целью расшатывание нравственных устоев того времени; версию о том, что Сократ стал жертвой клеветы и навета, кембриджские историки считают недостоверной.

Интересно, что в 2012 году в Афинах был обставлен современный суд с участием видных юристов из разных стран и зрителей, в ходе которого мнения профессиональных юристов, выступивших в качестве судей разделились поровну, а зрители большинством голосов высказались в пользу невиновности Сократа и в результате философ был оправдан.

Казнь

Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. И обстоятельства казни, и сам её процесс были подробно описаны Платоном в его диалоге «Федон», целиком посвящённом последнему дню Сократа. Особенно примечательно, что в течение долгих лет благодаря Ксенофонту бытовало мнение о том, что Сократ был отравлен цикутой. Однако клиническая картина смерти не соответствует классической картине отравления цикутой. Вот как сам Платон описывает смерть Сократа:

Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лёг на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лёг, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя - ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдёт.<..>Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза.

Картина же отравления цикутой куда как более неприглядна, возможны припадки, напоминающие эпилептические, пена изо рта, тошнота, рвота, паралич. Сам Платон никогда не упоминает в своём труде, чем именно отравили Сократа, лишь называя это общим словом «яд». В недавнее время была предпринята попытка установить яд, от которого погиб Сократ, в результате автор пришёл к выводу, что был использован болиголов пятнистый (лат. Conium maculatum), картина отравления которым более подходит к тому, что описал Платон.

Теории о личности Сократа

Личность Сократа является предметом многочисленных спекуляций. Помимо философов и моралистов, характер Сократа пытались объяснить многие психологи. Особенно интересовались этим вопросом психология и философия девятнадцатого века, которые, порой, считали его случай патологическим. В частности, вызывала любопытство сила воли этого человека и его физические упражнения. С помощью разных занятий Сократ закалял своё тело для того, чтобы укрепиться против страданий. Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева». В начале Пелопоннесской войны, Афины опустошила эпидемия; как считал Фаворин, философ был обязан своим спасением постоянству своего режима и удалению от сладострастия, будучи сохранён от болезни благодаря чистому и здоровому образу жизни.

Ученики Сократа

Алкивиад (политик, на 20 лет моложе Сократа), Антисфен (философ, основатель кинизма, на 25 лет моложе Сократа), Ксенофонт (политик и историк), Платон (философ, основатель Академии), Критон, Эсхин из Сфетта, Аристипп (философ, основатель киренской школы), Федон из Элиды, Евклид из Мегары (основатель Мегарской школы)

сократ философия истина диалектика

Сократ родился в мае-июне 469 г. до н. э. (четвертый год 77-ой Олимпиады) в семье афинского каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты. В дошедших до нас сведениях о Сократе правда в ряде случаев дополнена вымыслом. Они порой носят анекдотический, полулегендарный характер. Мало достоверных сведений о детстве и вообще первой половине жизни Сократа, когда он еще не приобрел широкую популярность среди афинян. Но кое-что все же известно.

Сократ был в семье вторым ребенком. Одна из библиографических легенд сообщает, что отец Софрониск, по принятому тогда обыкновению, в связи с рождением Сократа обратился к оракулу с вопросом о характере обращения с сыном и воспитания его. Смысл божественного наставления был примерно таков: «Пусть сын делает то, что ему заблагорассудится; отец не должен его к чему-то вынуждать и от чего-то удерживать. Отцу лишь следует молиться Зевсу и Музам о благом исходе дела, Предоставив сына свободному проявлению своих склонностей и влечений. В иных заботах его сын не нуждается, так как он уже имеет внутри себя на всю жизнь руководителя, который лучше тысячи учителей и воспитателей».

Как и остальные афинские дети, Сократ получил общедоступное начальное образование, которое было нацелено на физическое и духовное формирование члена полиса (города-государства), его будущего полноправного и преданного гражданина. Дети в Афинах получали так называемое мусическое и гимнастическое воспитание, причем к мусическому относились все искусства - поэзия, музыка, театр, изобразительное искусство, скульптура, искусство счета, речи, и даже философия. Конечно, имелось в виду приобщение детей в афинских гимназиях лишь к зачаткам таких знаний и умений.

Когда Сократу исполнилось 18 лет, в отношении его, как и других его сверстников, решался весьма существенный вопрос о наделении гражданскими правами и официальном признании Афинского государства. В соответствии с законом, гражданином Афин признавался лишь тот, чьи оба родителя - афинские граждане. Процедура подтверждения этого факта была довольна сложной.

Успешно пройдя необходимую процедуру, молодой Сократ, подобно другим своим сверстникам, принял следующую, обязательную в Афинах, гражданскую присягу: «Я не посрамлю священного оружия и не покину товарища, с которым буду идти в строю, но буду защищать и храмы, и святыни - один и вместе со многими. Отечество оставлю после себя не умаленным, а большим и лучшим, чем сам его унаследовал. И я буду слушаться властей, постоянно существующих, и повиноваться установленным законам, а также и тем новым, которые установит согласно народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их и один и вместе со всеми. И я буду чтить отеческие святыни».

В бурных перипетиях своей жизни, до ее трагического финала, Сократ оставался верным этой присяге, мужественным и законопослушным патриотом афинского полиса.

Статус полноправного гражданина Афин предоставлял много значительных (политических, правовых, материальных, морально-религиозных и т.п.) льгот его обладателю и выгодно отличал последнего от всех других лиц, по тем или иным основаниям проживавших в афинском полисе.

О первых занятиях Сократа, после того как он перешагнул возраст 18-ти лет и достиг двадцатилетия, существует несколько версий. Вероятно всего, он занялся делами отцовской профессии и какое-то время тоже обрабатывал камни. Помимо значительных физических усилий, этот труд - почти среднее между ремеслом и искусством - требовал большого мастерства и тонкого умения. По одной из библиографических легенд от работы каменотеса Сократа избавил Критон, его сверстник и товарищ. Влюбленный в душевные качества Сократа и обладая достаточным богатством, Критон предоставил своему другу возможность совершенствоваться в философии. Эта версия в известной мере питается из того достоверного источника, согласно которому Критон в зрелые годы был преданным другом, слушателем и последователем Сократа, готовым помочь ему в жизненных невзгодах.

Около начала Пелопонесской войны Сократ выступил с устным изложением своего философского учения и вскоре собрал вокруг себя круг учеников, большая часть которых оказалась врагами общественно-политического строя. Это обстоятельство, а так же критические высказывания самого Сократа, направленные против правителей Афин, которые во главе с Анитом привлекли Сократа к суду. Мотивом для обвинения, по существу политического, послужило религиозное легкомыслие Сократа, который отрицал старых богов и почитал новое божество. По приговору суда Сократ в мае 399 г. до н.э. выпил кубок яда.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Ученики Сократа
Рубрика (тематическая категория) Философия

У Сократа было много учеников, которые образовали школы˸ киников, киренаиков, мегарцев и т.д. Подобно древнеиндийскому мифу о сотворении людей из тела Пуруши, можно сказать, что из Сократа вышла вся античная философия˸ из ᴇᴦο разума - академики и перипатетики, из ᴇᴦο чувств - киники и киренаики, из ᴇᴦο иронии - скептики, из ᴇᴦο смерти.- стоики.

Ученики Сократа получили название ʼʼсократиковʼʼ. Их разделяют на тех, кто развивал все основные направления философии Сократа, и тех, кто занимался каким-то одним направлением. Первых называют полными сократиками и относят к ним Платона и Аристотеля; вторых - неполными сократиками; и среди вторых разделяют тех, кто уделял основное внимание этике, с одной позиции, и логике - с другой. Об этических направлениях, развиваемых учениками Сократа, речь пойдет позже.

Наиболее известным учеником Сократа был Платон. Сократ выработал принцип единства понятий, который позволил Платону создать особый ʼʼмир идейʼʼ. Ему осталось выделить эти понятия в особое место, отделив их от чувственного мира.

Контрольные вопросы

1. Почему философия зародилась именно в Древней Греции?

2. Каковы натурфилософские взгляды ионийских философов?

3. Что такое атом в понимании Демокрита?

4. В чем суть диалектики Гераклита?

5. Зачем нужны апории Зенона?

6. Что можно сказать о Сократе как личности?

7. В чем ценность метода майовтики?

8. Каков взгляд Сократа на соотношение знаний и добродетели?

9. По каким причинам Сократ предпочел смерть бегству из тюрьмы? 10. Каково значение Сократа для возникновения философии?

Антология мировой философии˸ В 4 т. / Ред.-сост. В.В. Соколов. - М., 1969.-Т. 1.-Ч. 1.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1986.

Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. - М.; Л., 1935.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М., 1977.

Лосев А.Ф. История античной эстетики˸ Софисты. Сократ. Платон. - М., 1968.

Материалисты Древней Греции / Под ред. М.А. Дынника. - М., 1955.

Платон. Сочинения˸ В 3 т. - М., 1968-1972. - Т. 1, 2.

Фрагменты ранних греческих философов / Сост. А. В. Лебедев. - М., 1989.

Хрестоматия по истории философии˸ В 2 ч. / Отв. ред. Л.А. Микешина. - М., 1994.-4.1.

Ясперс К. Истоки истории и её цель. - М., 1992.

Глава 5 ВРЕМЯ ПЛАТОНА

IV век до н.э., начавшийся в Афинах казнью Сократа, стал периодом наивысшего расцвета древнегреческой и мировой философии. Учения Гераклита, Пифагора, Анаксагора, Демокрита, Парменида, Сократа создали основу для глубочайших обобщений и великого синтеза, осуществленного учеником Сократа Платоном (427 - 347 до н.э.). Отправной точкой стали обстоятельства смерти Сократа.

Сократ отождествил законы, принятые в афинском государстве, с истинои̌, и незаслуженные обвинения и казнь доказали как ᴇᴦο мужество и верность своим взглядам, так и их уязвимость. В этом смысле можно сказать, что смерть Сократа стала источником прозрения для ᴇᴦο последователей, и прежде всего для Платона, который понял, что даже принятые большинством населения законы могут не быть правильными, а истина имеет независимый от мнения людей характер.

Ученики Сократа - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Ученики Сократа" 2015, 2017-2018.

Величайшая жизненная заслуга великого древнегреческого философа состояла в неутомимой борьбе с ложью, тщеславием и корыстолюбием своих современников. Сократ был сын скульптора Софрониска и повивальной бабки Фенареты. Он родился в Афинах 469 г. до Р. Х., и умер в 399 г., пожертвовав жизнью за убеждения. В начале своей биографии Сократ занимался ремеслом своего отца, но на 30 году оставил его и с тех пор жил в бедности. Подобно всем афинским гражданам, он принимал участие в войнах своего отечества, находился, между прочим, в том войске, которое, в начале Пелопоннесской войны , осаждало Потидею, и участвовал в битвах при Делосе и Амфиполе. На военном поприще он не только отличался храбростью, но своею стойкостью и терпением заслужил удивление изнеженных соотечественников. В битве при Делосе, где афиняне были разбиты наголову, Сократ сражался с такою храбростью, что впоследствии один из полководцев говорил, что афиняне непременно одержали бы победу, если б все так блистательно выполнили свои обязанности, как Сократ. Когда афинское войско обратилось в бегство, он спас свою честь упорною обороною во время отступления. Окруженный врагами, Сократ неминуемо бы погиб, если б его не освободил подоспевший на помощь Алкивиад .

Великий древнегреческий философ Сократ

В государственном управлении Сократ принимал участие лишь настолько, насколько этого требовал долг гражданина. Он хотел служить своему отечеству не как государственный человек, но как учитель народа и судья нравов. Не обращая внимания ни на выгоды, ни на опасности, Сократ всегда действовал согласно своим убеждениям, приходилось ли ему высказывать свое мнение в суде, или произносить приговор в народном собрании. Так, например, когда после битвы при Аргинузских островах судили оставшихся в живых военачальников за неисполнение их обязанностей, Сократ, несмотря на волнение народа и угрозы демагогов, один из всех тогдашних пританов противился осуждению обвиненных. Во время владычества Тридцати тиранов , когда столько граждан было умерщвлено или осуждено на изгнание, Сократа не преследовали, хотя он однажды прямо воспротивился приказанию тиранов. Без сомнения, он был пощажен только потому, что не принадлежал ни к какой политической партии и не хотел играть никакой роли в государстве, или, как он сам выражался, потому, что никогда не имел честолюбия.

О частной стороне биографии Сократа, особенно об его семейных отношениях рассказывают множество вымышленных анекдотов, сделавших из его истории какой-то роман. Позднейшие писатели древнего мира передали нам о его жене, Ксантиппе , различного рода анекдоты, появившиеся только после смерти философа. По их рассказам, Ксантиппа была самая несносная и беспокойная женщина. Но в сочинениях афинских писателей времен Сократа, как враждебных, так и расположенных к нему, содержащих в себе много подробностей его частной биографии, мы не встречаем ничего подобного. Ксенофонт , любимый ученик и друг философа, говорит в одном месте, что Сократ, напротив того, очень уважал свою жену. Он действительно рассказывает, что Ксантиппа была капризна и однажды поссорилась со своим мужем; по всей вероятности, это обстоятельство и дало повод к тем преувеличенным рассказам, вследствие которых имя Ксантиппы, как злой женщины, обратилось в поговорку.

Сократ употребил для своего образования все, что только могло ему представить его время. Он глубоко изучил математику, физику, грамматику, музыку, поэзию и различные отрасли философской науки; ознакомился, под руководством Продика Кеосского, с искусством софистов и, находясь в знакомстве с Аспазией и другими знаменитыми женщинами, старался усвоить себе светское образование.

Первоначальная цель всех стремлений Сократа сосредоточивалась на одной мысли – узнать истину; он не думал, как большая часть философов того времени, ни основывать школы, ни ораторствовать публично, и не заботился, подобно софистам , о приобретении богатств с помощью тех средств, которые ему давали наука и образование. Эта высокая цель отличала Сократа от всех современных философов и вывела его на новую дорогу.

Одаренный от природы здравым, практическим умом, Сократ не мог удовлетвориться тогдашним направлением философии и тем ходом, которым шло её развитие от первого появления этой науки до перерождения в диалектику и софистику. Первоначально стремления греческих философов были почти исключительно направлены к познанию природы и предметов отвлеченных; но такому человеку, как Сократ, все мудрствования о природе, основанные не на фактах и наблюдениях, а на выводах и умозаключениях, должны были казаться несостоятельными и бесполезными. Он ясно сознал всю нелепость того, что при исследовании первоначальной причины всего и вопросах о божестве не обращают внимания на нравственные склонности человека и свойства человеческой природы. Сократ понял очень хорошо, что ложным путем мнимого знания и понимания, современники его были доведены до тщеславного самообольщения и приучились диалектическими и софистическими злоупотреблениями философы пренебрегать основные законы нравственности и насмехаться над всяким истинным чувством.

Поставив главною целью своих философских исследований изучение законов нравственности и природы человека, Сократ занимался философией не для философии, как искусством для искусства, но старался о её приложении к действительной жизни. Направление деятельности Сократа внушило Цицерону следующие слова: «он первый, – говорит римский писатель, – свел философию с неба в города и жилища, внес ее в действительную жизнь людей, которых приучил размышлять о себе, отдавать себе отчет в своих действиях и намерениях, в добре и зле, и сознавать настоящую цель жизни». Так понимал и сам Сократ изречение «познай самого себя», служившее надписью над входом в Дельфийский храм , сказав, что в этих словах заключается истинная мудрость. Он говорил, что сверхчувственные предметы, сокровенные силы и конечные причины природы непостижимы для человеческого разума, да если б и можно было их понять, то это не принесло бы никакой существенной пользы жизни и её целям. Чтобы показать все превосходство здравого смысла над ученостью и знанием, Сократ, в противоположность софистическим крикунам своего времени, утверждал, что сам он ничего не знает, и уже одно это сознание доказывает, что он был умнее других людей.

На протяжении всей своей биографии Сократ не думал создавать и строить новой философской системы; его простое, популярное учение предназначалось для каждого непредубежденного человека. Выступая с одним здравым смыслом на борьбу против заблуждений своего времени, он этим самым думал удачнее противодействовать влиянию софистов. Он не желал учить своих современников различным философским воззрениям и делать из них ученых, но хотел приучить людей мыслить и сделать их разумнее и лучше. Оттого Сократ не имел школы, а был только народным учителем, философом, который хотел действовать на ум и сердце современников, развивать и облагораживать людей. Самый способ философской проповедиСократа вполне соответствовал его главной цели, и очень понятно, что он не основал особой школы, не построил никакой системы. Сократ никогда не читал лекций, но учил, спрашивая, так что казалось, что в разговорах с другими он сам только искал истины. Философ, шутя, говорил, что, помогая развитию других людей, он в умственном отношении продолжает занятие своей матери. Его талант учить методою катехизическою, т. е. в вопросах, был так велик, что этот способ преподавания и теперь часто называется сократовским. Постоянно и добросовестно стремясь узнать истину, Сократ дошел до такой уверенности в справедливости своих убеждений, что мог во всем полагаться на себя. Этот инстинктивно действующий рассудок, развитый им в борьбе с господствовавшими тогда диалектикою и софистикою , он называл своим гением-хранителем, который никогда его не оставляет, предостерегает в опасностях и удерживает от заблуждений. Не основав особенной школы, Сократ сгруппировал около себя молодых людей, которые, находясь в постоянных сношениях с ним, получили образование под влиянием его учения или усвоили себе его направление. На них-то и смотрели как на учеников Сократа. Знаменитейшими из них были: историк Ксенофонт , Алкивиад , тиран Критий , сделавшийся во время своего владычества врагом прежнего учителя, великий философ Платон , так называемый, сократик Эсхин , получивший это прозвание для отличия от оратора Эсхина, Эвклид Мегарский, Аристипп Киренский и Антисфен Афинский. Нам передано об отношениях Сократа к его ученикам и о сближении с ними много разных анекдотов, и хотя большая часть этих мнимых биографических сведений вымышлена, но все они, вместе взятые, определяют характеристические черты практического философа и его учения и в то же время указывают на господствовавшие о нем взгляды в позднейшем греческом мире. Знакомство Сократа с Ксенофонтом произошло следующим образом. Встретив однажды на улице молодого человека, красота и наружность которого понравились философу, Сократ остановил его и спросил, не знает ли он, где продается мука и другие припасы. Когда Ксенофонт указал ему место, Сократ спросил его: «А знаешь ли, где можно приобрести мудрость и добродетель?» – и, увидев изумление молодого человека, сказал: «иди за мной, я покажу тебе». С того времени Ксенофонт сделался самым горячим приверженцем и учеником философа. Два другие ученика Сократа, Эвклид Мегарский и Антисфен Афинский были так преданы своему учителю, что, несмотря на отдаленность своих жилищ (последний жил в Пирейской гавани , отстоявшей от города почти на две мили) пользовались каждым удобным случаем, чтобы быть с ним вместе. Даже запрещение ходить в Афины, объявленное жителям Мегары по случаю войны, возникшей между обоими городами, не могло остановить Эвклида, приходившего к Сократу переодетым в женское платье. Молодой Эсхин, желая сделаться учеником философа, боялся придти к нему, видя его окруженным богатыми юношами. Узнав об этом, Сократ сказал ему: «неужели ты так мало ценишь себя и ни за что не считаешь подарка, который ты мне делаешь в себе самом?»

Сократ. Античный бюст. Национальный археологический музей, Неаполь

После всего сказанного не может быть и речи о философской системе Сократа, нравственные правила которого никогда не имели характера догматического учения, твердой и законченной систематичности. Сам Сократ за всю свою биографию не написал ни одного сочинения, не считая нужным записывать свое учение, приспособленное только к духу времени и к потребностям тогдашней жизни. Трое из его учеников – Эсхин, Ксенофонт и Платон – записали изречения своего учителя в той диалогической или катехизической форме, в которой сам он излагал свое учение. Но все трое представляют своего учителя так, как сами его понимают, и часто приписывают ему свои собственные мысли.

Нельзя, однако, сказать, чтобы взгляды Сократа были совершенно независимы от той философии, которая преподавалась до него в Афинах, потому что духовная жизнь людей, подобно внешним событиям истории, тесно связана с общим ходом дел и является только результатом всех обстоятельств, имевших на нее влияние. По всей вероятности, воззрения Сократа ближе всего подходили к учению ионийской (милетской) школы . Ученик Анаксагора , Архелай , которого некоторые писатели древности прямо называют учителем Сократа, преподавал в Афинах вместе с философией природы и нравственное учение, которое, кажется, имело более всего влияния на взгляды и направление великого философа. Впрочем, учение этих двух философов далеко не было сходно; философия Архелая только вызвала философию Сократа, но не послужила для неё содержанием. Философия Сократа , развившись из учения Архелая, была совершенно новым, самостоятельным учением, имевшим мало общего со своим источником.

Не считая вообще философских систем надежными руководительницами человека в жизни, Сократ не следовал в своей практической деятельности ни одной из школ, развившихся до него, и не признавал поэтической народной религии (бывшей в то же время государственной религией), исполняя однако внешние её обряды. Он видел, что его современники, стремясь только за ученостью и внешними благами, предпочитают всем остальным наукам софистику и диалектику, сделавшиеся модною философией, как средство достичь своих корыстных целей; видел, что тщеславные афиняне гордятся только блеском знания и отвергают истины, очевидные для каждого здравомыслящего человека, но нетерпимые и ненавидимые эгоистами и корыстолюбцами. Сократ презирал подобные цели, так же как и средства, служившие к их достижению. Все его стремления были направлены к тому, чтоб сделаться самому умнее, узнать начала добра, уметь всегда отличать истину ото лжи и определить себе настоящую цель жизни. Развить природный ум людей приобретенными сведениями и житейской опытностью, внушить доверие к собственным силам тем, которые не имели софистического образования, обратить внимание своих современников на нравственные побуждения и цели, показать им пустоту софистических мудрствований и бесполезность исследований о человеке, мире и божестве, не основанных на наблюдении и опыте – вот что было главной целью его деятельности, существенной задачей его жизненной биографии. Выступив с правдою и чистыми побуждениями на борьбу против современников, Сократ подвергся преследованию своих тщеславных и корыстолюбивых врагов, боявшихся его стремлений. Но среди всех гонений он сохранял спокойствие, умеренность и твердость, и наконец пожертвовал жизнью за истину, которую проповедовал.

Знакомый со всеми софистическими тонкостями и уловками, Сократ, с помощью своей иронии и сатирического таланта, успешно боролся против пагубного влияния софистов, – и в этом отношении его деятельность имела особенно благодетельные последствия. Все стремления Сократа были в высшей степени полезны уже по одному тому, что имели характер отрицательный и, следовательно, были главным образом направлены к уничтожению лжи и низости; сверх того, его учение, назначенное для народа и приспособленное к его понятиям, было хорошо и потому, что заменило собой древнюю религию, уже утратившую все свое значение. Но, с другой стороны, деятельность Сократа имела и свои вредные последствия. Его философия, предназначенная исключительно для жизни, была перенесена учениками в школу, облечена в форму и превращена в систему. К этому нужно присоединить еще то замечание, что никакая философия, никакие правила разума и нравственности не могут заменить религии у неразвитых людей, составляющих огромное большинство. Для них недостаточно одного простого сознания добра: им нужна еще игра фантазии, страх и надежда, нужно, чтоб страсти противопоставлялась страсть.

Не принадлежа ни к какой политической партии и не желая никогда принимать участия в государственных делах, Сократ не мог быть опасен тогдашнему правительству, и потому беспрепятственно продолжал свою деятельность под владычеством тиранов, которые с ожесточением преследовали всех лучших граждан. Но положение его изменилось, когда, с восстановлением демократии, выступили на сцену толпы софистов, лицемерных жрецов и корыстолюбивых государственных людей. Для них Сократ был слишком опасным врагом. Пока длилась Пелопоннесская война, поглощавшая все внимание народа, враги Сократа не имели возможности возбудить против него народа: но с восстановлением мира можно было действовать успешнее, и Сократ, даже в старости, был им так страшен, что они не хотели выждать его и без того уже близкой смерти. Враги Сократа соединились, чтобы общими силами преследовать его. Прежде всего они старались клеветою восстановить против него общественное мнение. Для возбуждения ненависти к Сократу они воспользовались еще свежею в памяти народа тираниею свирепого Крития, ученика Сократа, и презрением к религии другого его ученика, Алкивиада. И Критий, и Алкивиад были, правда, в сношениях с Сократом, но они никогда не имели склонности следовать его нравственным принципам, а старались только приобрести себе философское и образование, для преследования своих честолюбивых планов и, достигнув цели, оставили своего учителя; Критий был даже решительным его врагом. Но при непостоянстве и легкомыслии народа, все было возможно в Афинах. Так старались распространить мнение, что учение Сократа воспитало в Алкивиаде и Критии атеистические и тиранические идеи, принесшие столько вреда афинянам. Враги Сократа могли тем легче рассчитывать на успех, что философ не очень благосклонно отзывался о действиях народного собрания, часто действительно безрассудных, и, следовательно, не трудно было представить его человеком, враждебным народной религии и существовавшему правлению.

Когда таким образом общественное мнение было достаточно подготовлено, враги Сократа открыто выступили против него. Они формально обвинили его в том, что он отвергает существование богов и своим учением развращает юношество. Защищаясь перед судом, Сократ не употреблял тех средств, которыми обыкновенно, пользовались обвиненные, чтоб подействовать на судей и склонить их на свою сторону; он остался верен себе, и в минуту опасности говорил энергично, с полным сознанием собственного достоинства. Со свойственною ему ловкостью и иронией, он опроверг своих обвинителей и, доказав самым очевидным образом нелепость взведенных на него обвинений, пристыдил и осмеял своих врагов. Обращаясь к судьям, Сократ говорил так смело и решительно, что привыкший к лести народ несколько раз прерывал его речь ропотом, и за это главным образом признал его виновным. По афинскому судопроизводству осужденному дозволялось, до произнесения приговора, объявить какого рода наказание, по его мнению, он заслужил. Подсудимые пользовались обыкновенно этим правом, чтобы склонить судей к более легкому приговору; но Сократ, считавший себя невинным, объявил с полным сознанием своего достоинства, не обращая никакого внимания на чувствительность судей, что, в награду за свои попечения о благе афинян, он заслужил права обедать в пританее на счет государства. Судьи приговорили его выпить чашу с ядом (обыкновенный род смертной казни в Афинах). Со спокойствием и твердостью выслушав приговор, Сократ отвечал на него краткой речью, в которой с полным благородством доказал своим судьям как легко бы ему было спасти себя, но что, в течение всей биографии неуклонно следуя своим правилам, он скорее перенесет все возможные несправедливости, чем отступит от своих убеждений.

Смерть Сократа. Художник Ж. Л. Давид, 1787

В сочинениях Платона, знаменитейшего из учеников Сократа, находится сказанная Сократом в свою защиту речь , написанная так, как будто Сократ действительно произносил ее перед судьями. Но эта речь не принадлежит Сократу, она написана уже после его смерти и с другою целью самим Платоном. Передав в ней в общих чертах то, что говорил Сократ и как он держал себя перед судьями, Платон влагал в уста своего учителя свои слова, имевшие, очевидно, целью оправдать и почтить его перед всем греческим народом. Оттого в частностях сочинение Платона может и не согласоваться с тем, что действительно говорил Сократ.

Смертный приговор, произнесенный над Сократом, мог быть приведен в исполнение только через тридцать дней, потому что корабль, ежегодно отправляемый в Делос с жертвенными дарами, незадолго перед тем отплыл и не скоро должен был вернуться. Между тем, по древнему закону, никакая казнь не могла совершиться в то время, как корабль находился в пути. Эти последние дни своей биографии Сократ провел, как всегда, со своими учениками, ежедневно приходившими к нему в темницу. Спокойствие и твердость не покидали его и тут; он остался до последней минуты верен своим правилам и убеждениям. За несколько дней до казни, один из учеников философа предложил ему бежать, но Сократ не хотел воспользоваться представлявшимся случаем, потому что думал и учил, что ничто не дает людям права не повиноваться законам государства.

Смерть Сократа. Художник Ж. Б. Реньо, 1785

По поводу последней беседы Сократа с его учениками, Платон развивает в особом сочинении учение Сократа о бессмертии души и при этом превращает смерть своего учителя в трогательную драму.

Деятель российского и международного социал-демократического движения.

Дво-ря-нин. Окон-чил Во-ро-неж-скую во-енную гим-на-зию (1873), учил-ся во Втором военном Кон-стан-ти-нов-ском училище (1873-1874) и в Гор-ном институте (1874-1876) в Санкт-Пе-тер-бур-ге.

Всту-пил в «Се-вер-ную ре-во-лю-ци-он-но-на-род-ни-че-скую груп-пу», став-шую ядром организации «Зем-ля и во-ля» 1870-х годов. Один из ор-га-ни-за-то-ров по-ли-тических де-мон-ст-ра-ции ра-бо-чих и сту-ден-тов у Ка-зан-ско-го со-бо-ра в декабре 1876 года. В 1877 году в связи с уг-ро-зой аре-ста несколько ме-ся-цев про-вёл за гра-ни-цей, по воз-вра-ще-нии уво-лен из института, пе-ре-шёл на по-ло-же-ние рево-лю-цио-не-ра-под-поль-щи-ка. Вёл про-па-ган-ду сре-ди ра-бо-чих в Санкт-Пе-тер-бур-ге, Са-ра-то-ве, Рос-то-ве-на-До-ну, счи-тал в этот пе-ри-од, что ра-бо-чий ва-жен не сам по се-бе, а пре-ж-де все-го как со-юз-ник главной ре-во-люционной си-лы - кре-сть-ян-ст-ва. Один из ре-дак-то-ров окон-чательного ва-ри-ан-та про-грам-мы «Зем-ли и во-ли» (1878) и жур-на-ла с тем же на-зва-ни-ем. Опуб-ли-ко-вал в нём статью «За-кон эко-но-ми-че-ско-го раз-ви-тия об-ще-ст-ва и за-да-чи со-циа-лиз-ма в Рос-сии» (1879, № 3-4), ко-то-рая сра-зу вы-дви-ну-ла Плеханова в чис-ло ве-ду-щих тео-ре-ти-ков на-род-ни-че-ст-ва . При-зна-вая от-кры-тую К. Мар-ксом за-ко-но-мер-ность сме-ны об-щественно-эко-но-мических фор-ма-ций и ре-шаю-щую роль со-ци-аль-но-эко-но-мических фак-то-ров в этом про-цес-се, Плеханов ут-вер-ждал, что Рос-сия по-ка не под-чи-ня-ет-ся этой за-ко-но-мер-но-сти, по-сколь-ку кре-сть-я-не дер-жат-ся за об-щи-ну. По-это-му основные уси-лия российских ре-во-лю-цио-не-ров долж-ны быть на-прав-ле-ны на пол-ное раз-ру-ше-ние вся-ко-го го-су-дар-ст-ва и обес-пе-че-ние кре-сть-я-ни-ну воз-мож-но-сти раз-ви-вать кол-лек-ти-ви-ст-ские на-ча-ла, за-ло-жен-ные в об-щи-не. Уст-ра-не-ние са-мо-дер-жа-вия, по мне-нию Плеханова, при-ве-ло бы в ко-неч-ном счё-те к тор-же-ст-ву в Рос-сии об-щин-но-го со-циа-лиз-ма. В свя-зи с пе-ре-хо-дом зем-ле-воль-цев к тер-ро-ри-стической дея-тель-но-сти Плеханов по-ки-нул в знак про-тес-та их съезд (июнь 1879).

По-сле окон-ча-тель-но-го рас-ко-ла ор-га-ни-за-ции во-шёл в «Чёр-ный пе-ре-дел» , стал идей-ным ру-ко-во-ди-те-лем ор-га-ни-за-ции. Жил в Санкт-Пе-тер-бур-ге по фаль-ши-во-му пас-пор-ту. На-пи-сал ма-ни-фест «Чёр-но-го пе-ре-де-ла», в ко-то-ром кре-сть-я-нам пред-ла-га-лось со-би-рать схо-ды и по-сы-лать хо-до-ков к на-след-ни-ку пре-сто-ла с прось-ба-ми: пе-ре-де-лить ме-ж-ду кре-сть-я-на-ми по-ров-ну и без вся-ко-го вы-ку-па все ка-зён-ные и по-ме-щи-чьи зем-ли, лу-га и ле-са; пре-до-с-та-вить на-ро-ду пра-во сво-бод-но и бес-по-шлин-но за-ни-мать-ся лю-бы-ми про-мыс-ла-ми; умень-шить по-да-ти и по-вин-но-сти и про-стить не-до-им-ки; ли-к-ви-ди-ро-вать долж-но-сти уряд-ни-ков, ста-но-вых, ис-прав-ни-ков и др. В слу-чае от-ка-за цар-ских вла-стей удов-ле-тво-рить эти прось-бы кре-сть-я-нам ре-ко-мен-до-ва-лось не пла-тить по-да-тей, от-ка-зы-вать-ся от во-енной служ-бы и при-ся-ги на вер-ность ца-рю, а ес-ли на них пой-дут си-лой - «сто-ять друж-но». Изу-чая тру-ды ста-ти-сти-ков, по-свя-щён-ные кре-сть-ян-ской об-щи-не и сви-де-тель-ст-во-вав-шие о про-цес-се её раз-ло-же-ния и по-яв-ле-нии в ней со-ци-аль-но-го не-ра-вен-ст-ва, Плеханов на-чал со-мне-вать-ся в ос-но-вах на-род-нической док-три-ны.

В 1880 году был вы-ну-ж-ден эмиг-ри-ро-вать в свя-зи с мас-со-вы-ми аре-ста-ми на-род-ни-ков, на-чав-ши-ми-ся по-сле по-ку-ше-ния на императора Алек-сан-д-ра II в но-ябре 1879 года. До 1917 года жил в Ев-ро-пе (в Швей-ца-рии, Фран-ции, Ве-ли-ко-бри-та-нии, Ита-лии), по-се-щал лек-ции в Же-нев-ском университете и Сор-бон-не, ус-та-но-вил лич-ные кон-так-ты с ли-де-ра-ми западноев-ропейской со-ци-ал-де-мо-кра-тии. Из-вес-тие о смер-тельном ра-не-нии 1(13) мара 1881 года императора Алек-сан-д-ра II чле-на-ми «На-род-ной во-ли» Плеханов вос-при-нял как ко-нец на-ро-до-воль-че-ст-ва.

В начале 1880-х годов, раз-оча-ро-вав-шись в идео-ло-гии и прак-ти-ке на-род-ни-че-ст-ва и пе-ре-жив в этой свя-зи глу-бокий идей-ный кри-зис, Плеханов пе-ре-шёл на по-зи-ции мар-ксиз-ма . Пе-ре-вёл на русский язык «Ма-ни-фест Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии» К. Мар-кса и Ф. Эн-гель-са (опубликован в 1882 году в Же-не-ве с пре-ди-сло-ви-ем ав-то-ров и Плеханова, ти-раж не-ле-галь-но пе-ре-прав-лен в Рос-сию). Один из ос-но-ва-те-лей пер-вой российской мар-к-си-ст-ской груп-пы «Ос-во-бо-ж-де-ние тру-да» (1883). В сво-их пер-вых марк-си-ст-ских ра-бо-тах «Со-циа-лизм и по-ли-ти-че-ская борь-ба» (1883), «На-ши раз-но-гла-сия» (1885; обе опубликованы в Же-не-ве), первом (1883) и втором (1885; опубликован в 1888 году в Же-не-ве) ва-ри-ан-тах «Про-ек-та про-грам-мы рус-ских со-ци-ал-де-мо-кра-тов» Плеханов бли-жай-шее бу-ду-щее Рос-сии свя-зы-вал с раз-ви-ти-ем ка-пи-та-лиз-ма и ра-бо-че-го дви-же-ния. На-ро-до-воль-че-ской мо-де-ли со-циа-ли-стического пе-ре-во-ро-та он про-ти-во-пос-тав-лял идею двух сле-дую-щих друг за дру-гом с от-но-си-тель-но не-боль-шим (позд-нее при-шёл к вы-во-ду, что зна-чи-тель-ным) ин-тер-ва-лом ре-во-лю-ций - бур-жу-аз-но-де-мо-кра-ти-че-ской и со-циа-ли-сти-че-ской. Главной дви-жу-щей си-лой этих ре-во-лю-ций счи-тал про-ле-та-ри-ат, ру-ко-во-ди-мый мар-кси-ст-ской пар-ти-ей. Плеханов ви-дел в кре-сть-ян-ст-ве, как и в на-ро-ж-дав-шей-ся ли-бе-раль-ной бур-жуа-зии, ре-аль-ных со-юз-ни-ков ра-бо-чих в их борь-бе с са-мо-дер-жа-ви-ем. Рус-ская бур-жуа-зия, по мне-нию Плеханова, за-по-зда-ла в сво-ём со-ци-аль-но-по-ли-тическом раз-ви-тии, по-это-му её гос-под-ство не смо-жет быть про-дол-жи-тель-ным. Под-го-тов-ку ус-ло-вий для со-циа-ли-стического (ком-му-ни-стического) пе-ре-во-ро-та (с це-лью ус-та-нов-ле-ния дик-та-ту-ры про-ле-та-риа-та, пе-ре-хо-да средств про-изводства в об-щественную соб-ст-вен-ность) Плеханов, вслед за Мар-ксом, свя-зы-вал с бы-ст-рой про-ле-та-ри-заци-ей кре-сть-ян-ст-ва и городского ме-щан-ст-ва, пре-вра-ще-ни-ем на-ём-ных ра-бо-чих в са-мый мно-го-численный слой об-ще-ст-ва.

В 1889 году Плеханов вы-сту-пил на уч-ре-дительной кон-грес-се Ин-тер-на-цио-на-ла Второго (Па-риж), зая-вил, что за-да-ча российских со-ци-ал-де-мо-кра-тов - ус-во-ить взгля-ды на-учного со-циа-лиз-ма, рас-про-стра-нить их в ра-бо-чей сре-де и с по-мо-щью ра-бо-чих «при-сту-пом взять твер-ды-ню са-мо-дер-жа-вия». Стал од-ним из при-знан-ных ли-де-ров ев-ропейской со-ци-ал-де-мо-кра-тии, поль-зо-вал-ся у них боль-шим ав-то-ри-те-том как один из ве-ду-щих тео-ре-ти-ков марк-сиз-ма. Уча-ст-во-вал в Цю-рих-ском (1893), Па-риж-ском (1900; из-бран членом Ме-ж-дународного со-циа-ли-стического бю-ро от Рос-сии), Ам-стер-дам-ском (1904), Ко-пен-га-ген-ском (1910) кон-грес-сах Второго Ин-тер-на-цио-на-ла. В конце 1890-х годов Плеханов од-ним из пер-вых вы-сту-пил про-тив по-пы-ток Э. Берн-штей-на пе-ре-смот-реть не-ко-то-рые фун-даментальные по-ло-же-ния марк-сиз-ма. Плеханов ка-те-го-ри-че-ски от-вер-гал его мысль о «за-ту-ха-нии» клас-со-вой борь-бы, вы-смеи-вал те-зис о воз-мож-но-сти пре-одо-ле-ния про-ти-во-ре-чий ка-пи-та-лиз-ма по-сред-ст-вом ре-форм, счи-тал прин-ци-пи-аль-но не-вер-ным от-каз от на-силь-ст-вен-ных спо-со-бов ус-та-нов-ле-ния дик-та-ту-ры про-ле-тариа-та , хо-тя и под-чёр-ки-вал, что не-об-хо-ди-мо све-сти к ми-ни-му-му по-тря-се-ния при пе-ре-хо-де к со-циа-лиз-му. Не ста-вя под со-мне-ние ос-но-во-по-ла-гаю-щий вы-вод Мар-кса об ис-то-рической об-ре-чён-но-сти бур-жу-аз-но-го спо-со-ба про-изводства, Плеханов всё же не отри-цал, что Маркс за-бе-жал впе-рёд, пред-ска-зы-вая ско-рый крах ка-пи-та-ли-стической сис-те-мы.

Член ре-дак-ции газеты «Ис-кра» (1900-1905; опуб-ли-ко-вал в ней свыше 50 ста-тей и за-ме-ток) и журнала «За-ря». Один из ос-но-ва-те-лей Рос-сий-ской со-ци-ал-де-мо-кра-ти-че-ской ра-бо-чей пар-тии и основных ав-то-ров её про-грам-мы (при-ня-та II съез-дом РСДРП, 1903). Не-од-но-крат-но по-ле-ми-зи-ро-вал по по-во-ду её со-дер-жа-ния с В.И. Ле-ни-ным , од-на-ко на II съез-де под-дер-жал его по всем во-про-сам. По-сле рас-ко-ла пар-тии на боль-ше-ви-ков и мень-ше-ви-ков примк-нул пер-во-на-чаль-но к пер-вым, од-на-ко вско-ре пе-ре-шёл на про-ти-во-по-лож-ную сто-ро-ну, при этом ос-та-вал-ся цен-три-стом, не раз-де-ляя край-них по-зи-ций боль-ше-ви-ков и мень-ше-ви-ков. В русско-японскую вой-ну 1904-1905 годов счи-тал, что по-бе-да Рос-сии ук-ре-пит по-зи-ции са-мо-дер-жа-вия, а по-ра-же-ние - ос-ла-бит их и при-бли-зит ре-во-лю-цию в Рос-сии. Из-да-вал в Же-не-ве «Днев-ник со-ци-ал-де-мо-кра-та» (1905-1916; с пе-ре-ры-ва-ми). С на-ча-лом Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов рас-смат-ри-вал шан-сы на ус-пех вос-ста-ния как дос-та-точ-но вы-со-кие, при-зы-вал российских со-ци-ал-де-мо-кра-тов ус-ко-рить по-ли-тическое вос-пи-та-ние про-ле-та-риа-та, сде-лать всё воз-мож-ное, что-бы в ре-шаю-щий мо-мент на-род был воо-ру-жён и обу-чен, ко-ор-ди-ни-ро-вать дей-ст-вия всех «вра-гов цар-ско-го са-мо-дер-жа-вия», вклю-чая ли-бе-ра-лов, под ло-зун-гом «врозь ид-ти, вме-сте бить».

На IV (Объ-е-ди-ни-тель-ном) съез-де РСДРП (Сток-гольм, 1906) Плеханов вы-сту-пил как один из док-лад-чи-ков по аг-рар-но-му во-про-су, под-дер-жал пред-ло-жен-ную мень-ше-ви-ка-ми про-грам-му «му-ни-ци-па-ли-за-ции» зем-ли (пе-ре-да-чу круп-ных и средних по-ме-щичь-их име-ний в рас-по-ря-же-ние ор-га-нов ме-ст-но-го са-мо-управ-ле-ния для по-сле-дую-щей раз-да-чи этих зе-мель в арен-ду кре-сть-я-нам), ка-те-го-ри-че-ски от-верг боль-ше-ви-ст-скую про-грам-му на-цио-на-ли-за-ции зем-ли. По-сле по-ра-же-ния Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов вы-сту-пал за ис-поль-зо-ва-ние ле-галь-ных воз-мож-но-стей ре-во-люционной ра-бо-ты, в ча-ст-но-сти три-бу-ны Государственной ду-мы , при-да-вал боль-шое зна-че-ние раз-ви-тию проф-со-юз-но-го дви-же-ния, под-дер-жи-вал идею со-зы-ва «ра-бо-че-го съез-да». В то же вре-мя счи-тал не-до-пус-ти-мым от-каз от не-ле-галь-ной дея-тель-но-сти, к че-му при-зы-ва-ли пра-вые мень-ше-ви-ки (так называемые ли-к-ви-да-то-ры). Воз-гла-вил те-че-ние ре-во-люционной час-ти мень-ше-ви-ков , вы-сту-пав-ших за со-хра-не-ние не-ле-галь-ной пар-тии (мень-ше-ви-ки-«пар-тий-цы»). В 1910 году на ко-рот-кое вре-мя вновь сбли-зил-ся с Ле-ни-ным, од-на-ко с 1911 года на-чал ак-тив-но при-зы-вать к объ-еди-не-нию боль-ше-ви-ков и мень-ше-ви-ков, кри-ти-куя Ле-ни-на и его сто-рон-ни-ков за рас-коль-ни-че-ст-во, из-да-вал га-зе-ты «За пар-тию» и «Един-ст-во» (1912-1914). Од-но-вре-мен-но ра-бо-тал над мно-го-том-ной «Ис-то-ри-ей рус-ской об-ще-ст-вен-ной мыс-ли» (т. 1-3, 1914-1917, ра-бо-та не за-вер-ше-на).

В Первую ми-ро-вую вой-ну за-нял обо-рон-че-скую по-зи-цию, счи-тал, что ло-зунг ми-ра, с ко-то-рым вы-сту-пи-ли уча-ст-ни-ки ме-ж-ду-народной со-циа-ли-стической кон-фе-рен-ции в Цим-мер-валь-де (Швей-ца-рия, 1915), рав-но-си-лен пре-да-тель-ст-ву национальных ин-те-ре-сов Рос-сии и вы-го-ден толь-ко Гер-ма-нии и её со-юз-ни-кам. По-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года вер-нул-ся в Пет-ро-град, воз-гла-вил не-боль-шую внеф-рак-ци-он-ную груп-пу «Един-ст-во». Под-дер-жи-вал по-ли-ти-ку Временного пра-ви-тель-ст-ва, три-ж-ды по-лу-чал при-гла-ше-ние вой-ти в его со-став, од-на-ко вы-ну-ж-ден был от-ка-зать-ся в свя-зи с тем, что Ис-пол-ком Пет-ро-со-ве-та не под-дер-жал его кан-ди-да-ту-ру. При-зы-вал к пат-рио-тическому еди-не-нию всех клас-сов российского об-ще-ст-ва. Ка-те-го-ри-че-ски от-ри-цал воз-мож-ность осу-ще-ст-в-ле-ния в тот пе-ри-од в Рос-сии со-циа-ли-стической ре-во-лю-ции, не-га-тив-но оце-ни-вал дея-тель-ность боль-ше-ви-ков и лич-но Ле-ни-на (тре-бо-вал его аре-ста, но не счи-тал германским шпио-ном) по под-го-тов-ке во-оруженного вос-ста-ния с це-лью свер-же-ния Временного пра-ви-тель-ст-ва. Осу-дил ор-га-ни-зо-ван-ное боль-ше-ви-ка-ми воо-руженное свер-же-ние Временного пра-ви-тель-ст-ва в Пет-ро-гра-де, рос-пуск Уч-ре-ди-тель-но-го со-б-ра-ния и за-клю-че-ние Бре-ст-ско-го ми-ра 1918 года с Гер-ма-ни-ей. С января 1918 года в свя-зи с ухуд-ше-ни-ем здо-ро-вья на-хо-дил-ся в са-на-то-рии в Фин-лян-дии. По-хо-ро-нен на Ли-те-ра-тор-ских мос-тках Вол-ко-ва клад-би-ща (Санкт-Пе-тер-бург).

В 1999 году опуб-ли-ко-ва-но (При-ло-же-ние к «Не-за-ви-си-мой га-зе-те» за 1 декбря) «По-ли-ти-че-ское за-ве-ща-ние» Плеханова, яко-бы про-дик-то-ван-ное им в апреле 1918 дру-гу Л.Г. Дей-чу, ко-то-рый за-тем пе-ре-дал его пле-мян-ни-ку Плеханов - С.Г. Пле-ха-но-ву. В хо-де на-учной дис-кус-сии ав-тор-ст-во Плеханова не под-твер-жде-но.

Па-мят-ник Плеханову ус-та-нов-лен в Санкт-Пе-тер-бур-ге (1925, скульп-то-ры И.Я. Гинц-бург, М.Я. Хар-ла-мов, архитектор Я.Г. Ге-вирц). Имя Плеханова но-сят Российский эко-но-мический университет, Санкт-Пе-тербургский государственный гор-ный институт, ули-цы в ря-де го-ро-дов (Харь-ков, Ни-ко-ла-ев, Во-ро-неж и др.), на-се-лён-ные пунк-ты в Ле-нинградской, Ли-пец-кой, Туль-ской, Тю-мен-ской об-лас-тях.

Сочинения:

Год на ро-ди-не. Па-риж, 1921. Т. 1-2;

Со-чи-не-ния. М., 1923-1927. Т. 1-24;

Из-бран-ные фи-ло-соф-ские про-из-ве-де-ния. М., 1956-1958. Т. 1-5;

Фи-ло-соф-ско-ли-те-ра-тур-ное на-сле-дие Г.В. Пле-ха-но-ва. М., 1973-1974. Т. 1-3;

Из-бран-ные тру-ды. М., 2010.