Пицунда церковь. Что же представляет собой Пицундский храм? Отдых в Пицунде: не только пляжи


Вот и добрались мы до достопримечательностей Пицунды, где и отдыхали. Собор стоит в центре города, огорожен забором из камня. Экскурсия по территории этого музейного комплекса стоит 150 р.

Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного — собор, построенный в Пицунде (Питиунт) в начале X века во времена правления грузинского царя Баграта III из династии Багратионов, являвшегося племянником последнего абхазского царя Феодосия III.


1. Идём по кипарисовой аллеи к собору.

Древний 3-нефный крестово-купольный храм, построенный в X в., выделяется своими мощными формами, грандиозными размерами (длина 39 м, ширина 25 м, высота с куполом 29 м, толщина стен 1,5 м) и относится к лучшим памятникам абхазского средневекового зодчества. В юго-западной части притвора сохранилась часть фресок византийской школы XVв (изображение Христа-Пантократора и Двенадцати Апостолов в куполе относится к XIX в.). Позднее храм превратился в руины, был восстановлен только в XIX в. Реставрации нарушили древний облик, но не смогли уничтожить величие и строгость очертаний. Собор после реставрации был освящён в честь Успения Богородицы. С 1882 по 1917 гг. храм являлся подворьем Новоафонского монастыря.


2.


3.


4. Справа вход в местную больницу,


5.


6. Центральные ворота и самый большой флаг Абхазии в мире.


7. Вид на собор с ул. Гицба.


8. Центральные ворота в музейный комплекс.


9. Собор во всей красе.

Собор относится к типу крестовокупольных, трёхнефных и трёхапсидных храмов. Возведён из камня и кирпича. В распределении этих материалов наблюдается определённый порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные - толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нём купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпичей различного размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами толстым кирпичом выложены кресты. Гладкие стены покрыты штукатуркой, в прежние времена украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре. Внутри храма, в его западной части, расположена усыпальница, в которой находятся две огромные гробницы, устроенные в честь апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного, о чем свидетельствуют две фрески с изображениями святых.


10. В этом здании в настоящее время располагается музей.

До революции и какое-то время после неё на территории храма располагался Пицундский мужской монастырь. При советской власти монастырь упразднили. В Хрущевские времена храм использовался как музей для экспонатов археологических раскопок близлежащего византийского городища. А в соседнем 2-х этажном монастырском здании, на 1-м этаже была 1-я русская восьмилетняя школа. После строительства десятилетки, в освободившиеся помещения перенесли музей. В храме в 1975 году установили орган и храм превратился в концертный зал.


11. Экспозиция музея лет 25 не изменялась.


12. Справа остатки колокольни.


13. Фото из музея с ещё действующей колокольней.


14.


15. Сохранившаяся роспись.


16. Действующий орган.

Здание храма обладает великолепными акустическими свойствами. Из-за этой особенности в 1975 г. здесь был открыт органный концертный зал. Установленный в Успенской церкви орган изготовлен в Германии и является вторым по величине инструментом на территории бывшего СССР после Домского собора в Риге. Вопрос о переносе из здания собора органа был поднят в 2009 году. 29 июля 2014 года и.о. президента Абхазии Валерий Бганба подписал распоряжение, в котором поручил министерству культуры совместно с госуправлением по охране истории культурного наследия изыскать возможность переноса органа из Пицундского собора в другое место.


17. Лестница на второй этаж.


18. Усыпальница.

Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой находятся две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чём свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.


19.


20. Помещение на втором этаже.


21.


22.


23. Центральный вход, вид со двора.


23. Маленький дальмен слева.


24. Как всегда толпы туристов.


25. Слева руины часовни IV века, справа колодец.


26. Часовня 19 века. Восстановлена, действует.


27. Небольшие колокола часовни.


28.


29.

Абхазия, Пицунда, ул. Гицба, 2, +7 (84023)49-29, +7 (84023)75-49

В центре Пицунды на территории Государственного историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт» находится уникальных храм - Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного, построенный в начале X века. Храм является главным объектом монастырского комплекса, и на протяжении десяти веков он был и остается национальной гордостью, материальной и духовной культурой народов Абхазии.

Храм имеет вид удлиненного прямоугольника с выступающими полукруглыми апсидами. Высота собора вместе с куполом 29 метров, длина 39 метров, ширина 25 метров, а толщина стен до 1,5 метров.

Пицундский храм построен из кирпича и камня, выложенных в определенном порядке. Стены построены исключительно из камня, затем кладка становится смешанной: каменные ряды чередуются с прослойками из кирпича. И чем выше, тем ряды из камня становятся тоньше, а кирпичная кладка толще. Верхняя часть стен, барабан, купол, внутренние опоры выложены целиком из кирпича. С внешней стороны между окнами из толстого кирпича выложены кресты. Стены храма внутри покрыты штукатуркой, которую в древние времена украшали фрески. Сегодня многое не сохранилось.
Внутри Пицундского храма находится усыпальница, в которой расположены две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту. Об этом свидетельствуют фрески с изображениями апостолов внутри усыпальницы.

Особую ценность представляет фресковая живопись Пицундского собора. К сожалению, сохранилась лишь небольшая часть росписи. В XIX веке храму был нанесен непоправимый урон неграмотными реставрациями. Так, в 1845 году в результате реставрации памятника по итальянскому образцу, как решил архитектор Норов, были выбелены ценнейшие фрески. Во времена русско-турецкой войны 1877-1878 годов собор в Пицунде был разграблен. XX век также принес разрушения. В 1970 году было решено превратить храм в концертный зал, и в ходе строительных работ были заштукатурены росписи XIV века, другие росписи были разрушены вместе со штукатуркой в процессе работ по улучшения акустики помещения. И только в советское время Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного в Пицунде был взят под охрану государства.
В результате всех разрушительных действий относительно хорошо сохранились только изображение Христа внутри купола, семь фигур ангелов, а также изображения шестикрылых херувимов. Над алтарем частично сохранились более ранние фрески, предположительно, XII века.

В 1975 году в созданном концертном зале собора был установлен немецкий орган. Инструмент состоит из 4,5 тысяч трубок, 59 регистров, 3 мануалов и клавиатуры для ног. Высота органа 11 метров, а вес 20 тонн. В Пицундском храме проводятся концерты органной музыки, а также мастеров классического вокального искусства из разных стран.И в наши дни здесь проходят выступления артистов из России, Абхазии . На сцене собора в рамках ежегодного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает» выступали такие известные на весь мир артисты и музыкальные коллективы, как пианист Денис Мацуев, меццо-сопрано Елена Образцова, Московский камерный оркестр Musica Viva, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова и др. Храм обладает потрясающей акустикой, благодаря гармоничным архитектурным пропорциям. Музыка и вокал, звучащие здесь, имеют особые оттенки.

Орган Пицундского храма стал причиной разгоревшегося в 2010 году спора. Абхазская епархия настаивала, что храм в Пицунде — это резиденция древнего Абхазского епископата, поэтому клавишно-духовому музыкальному инструменту здесь не место. Однако, под влиянием общественного резонанса споры вокруг органа утихли.

Сегодня многие ценные экспонаты Пицундского храма хранятся в Музее искусств Грузии. Среди них мозаичный пол, позолоченная Пицундская (Бичвинтская) икона Божьей Матери, печать царя Константина Абазгского.

В 2006 году на территории храма в Пицунде были раскопаны фундамент и стены патриаршего дворца.

Время работы храма: ежедневно с 10:00 до 19:00
Стоимость посещения: 50 рублей. Разрешены фото- и видеосъемка (бесплатно).
Как добраться: храм находится в центре Пицунды напротив автобусной остановки маршрутных такси.

Не важно, в каком местечке Абхазии останавливаться. В любом курортном уголке можно услышать о «Великом Питиунте». Это историко-архитектурный комплекс, частью которого является , или, как его еще называют, Храм Пицундской Божьей Матери .

Исторически сложилось так, что Пицунда стала духовным центром Абхазии. Этот статус подтверждается огромным количеством свидетельств и артефактов.

Что касается самого храма, то он относится к Новоафонскому подворью, известному и за территорией Российской Федерации.

Что же представляет собой Пицундский храм?

Это не просто религиозная святыня, это место, пропитанное духом и культурой средневековья.

Как правило, храм не рассматривают отдельно от музейного комплекса, в который, помимо него, входят небольшое монастырское здание, в котором представлена музейная экспозиция, часовня, алтарные развалины, датированные примерно II — VI веком, дольмен и развалины колодца.

Здание пережило множество реконструкций, многие из которых не пошли на пользу, уничтожив бесценные фрески древних мастеров. Но никакие переделки не смогли отнять монументального величия одной из старинных построек города.

В первую очередь, Пицундский храм может привлечь непривычной для христианских церквей архитектурой. Часть сохраненных фресок также представляет историческую ценность.

Внутри купола сохранился удачно отреставрированный образ Спасителя. Многие изображения удалось сохранить только частично.

Пицундский храм заинтересует не только любителей истории, но и поклонников камерной классической музыки.

С 1975 года в стенах собора обустроен концертный зал. Великолепная акустика вдохновила немецких мастеров, установивших здесь великолепный орган.

Примечателен тот факт, что здешний инструмент второй по величине на территории бывшего СССР.

Еженедельно здесь можно услышать великие произведения Баха, Листа и других великих музыкальных классиков. В стенах комплекса часто проходят всевозможные музыкальные фестивали с участием мировых звезд классической музыки.

Нынешнее подворье Новоафонского монастыря — Пицундский храм, сооружение с богатой историей. Начать стоит с упоминания о древнем городе Пифиут или Питиус, основанном еще до рождества Христова греками.

Именно это селение можно смело считать прародителем современной Пицунды. Также связан город с именем такого великого святителя, как Иоанн Златоуст, известного не только православным, но и католическим христианам. Именно святой смог добиться расцвета обители в диких землях.

Известно, что к моменту набегов татаро-монгольской орды, храмовые земли были достаточно богаты, чтобы привлечь внимание кочевых народов. Не трудно догадаться, что итогом стало разграбление, ни первое и не последнее в череде исторических фактов.

Храм, как истинный мученик, долго держался множество столетий, оставаясь заброшенным в заросших, бывших некогда цветущими, краях.

Несколько русских императоров планировали возродить некогда великую обитель, но удалось это сделать только императору Александру приблизительно в 1869 году.

И только в 1870, по инициативе властей, был организован еще и мужской монастырь. Любопытно знать, что изначально весь монастырский штат составлял всего 5 человек.

Но злоключения обители на этом не закончились. В 1876 году из-за политических смут на Балканском полуострове монахи принимают решение оставить обитель, мощи и ценную утварь передают на хранение епархиальному начальству.

Но эта мера не спасает стены храма и монастыря от очередного разорения в период русско-турецкой войны. Еще 8 лет разграбленное, но сохранившееся здание стойко сражалось за право существования.

И лишь по окончании военного конфликта, в 1885 г. государь Император распорядился отдать земли Пицундского храма в качестве подворья Новоафонскому мужскому монастырю.

В годы революции и последовавший за ними отрезок времени коммунисты так и не решились использовать помещение собора для каких-либо нужд.

Только в 1975 году мастерами из ГДР в святых стенах был установлен уникальный орган. Великолепная акустика позволила устроить в некогда святых стенах концертный зал.

В годы грузино-абхазского конфликта многие ценности храма были вывезены на территорию Грузии. По настоящее время идут горячие споры о возвращении многих музейных экспонатов.

В 2010 году разгорелся спор по поводу Пицундского органа. Абхазская епархия утверждала, что инструменту не место в святой обители. Вопрос разрешило общественное мнение. Уже в 2011 году на реконструкцию органа в бюджете была заложена серьезная сумма.

Слышали ли Вы об историческом районе города Минск? еще именуется Троицкой горой. Ее можно заметить, если взглянуть на левый берег реки Свислочь. В прошлом она являлась местом торговых отношений.

Любопытство или интересные факты про Пицундский храм

  • Храм по праву считается крупнейшим средневековым крестово-купольным храмом, ставшим в древности религиозным центром Абхазии.
  • Самый ощутимый ущерб обители, как ни странно, нанесли не многочисленные набеги и разграбления, а руки неумелых реконструкторов, занимавшихся восстановлением фресок в стенах Пицундского храма.
  • Есть документальные подтверждения того факта, что еще в XIX веке храм был известен далеко за пределами Российской империи.
  • Даже в годы запустения местное население предпочитало давать клятвы и обещания у стен заброшенной обители.
  • Во время спора о переносе Пицундского органа в защиту уникального музыкального инструмента выступали многие деятели культуры.
  • Весь комплекс находится за массивной каменной стеной, высотой в 9 метров и толщиной в 1,5 метра, в некоторых местах она почти разрушена, но лицевая часть кладки восстановлена.

А вы знаете, где находится самая крупная сокровищница мира? хранит бесценные с исторической и художественной точки зрения артефакты. Только здесь вы увидите средневековые священные регалии, достояния австрийской империи, знаки Ордена Золотого Руна и многое другое.

Как добраться до Пицундского храма и условия его посещения

Собор расположится на пересечении двух улиц, ведущих к морю — Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс.

У самых ворот расположены две кассы — концертная и музейная. В большинстве курортных зон обязательно предложат посетить Пицундский храм и прилегающие к нему территории.

Не буду лукавить и говорить, что узнала о существовании храма - концертного зала на территории Пицунды только по приезду. Конечно, я листала отзывы об этом городе и уже точно знала, куда мы с молодым человеком сходим обязательно - на концерт органной музыки. Где бы еще нам выдалась такая возможность - даже не представляю!

Но в первую очередь, а, вернее сказать, изначально "концертный зал" был православным храмом - Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного, построенный в десятом веке. Будучи в Пицунде вы ни за что не пройдете мимо, купол храма видно, мне кажется, из любой точки. У абхазцев есть легенда (а легенда у них есть почти на каждый случай жизни), связанная со строительством храма, ее нам поведал экскурсовод:

Поспорили когда-то зодчий храма и мастер, строивший водопровод на мысе, кто скорее выполнит свою работу. Проигравший должен был лишить себя жизни. Быстро поднимались стены храма. Но водопровод прокладывался еще быстрее, и когда встретился зодчий со своим соперником, тот показал ему водопровод, который уже был закончен. А зодчему оставалось положить лишь две черепички на крыше... Пришлось, согласно уговору, подняться зодчему на недостроенный купол храма; бросился он оттуда вниз на камни и разбился насмерть, а на куполе осталась отметина - след его ног, углубление в растворе, которым скрепляли камень. От водопровода и следа не осталось, а храм как стоял - так и стоит

Храм находится в самом центре Государственного историко-архитектурного заповедника "Великий Питиунт".

Вход в заповедник (мы уже на его территории)

Вход на территорию заповедника - 50 рублей

Билет на концерт органной музыки - 600 рублей (в наш билет входила и экскурсия, но мы слишком поздно узнали об этом и элементарно не успели)

Нам безумно жаль, что мы не застали экскурсию по музейному комплексу и заповеднику, которую проводили за полчаса до концерта. Здесь было что посмотреть, но без сопроводительной истории - не так захватывающе прикасаться к древности...

Вот здесь я, оказывается, прислонилась к остаткам колокольни, которая относится к руинам IV-V века.


А то белое здание - музей истории Пицунды. Он небольшой, можно обойти минут за 10, даже при максимальной любознательности. Экспозиция представлена фресками предметами домашней утвари, орудиями труда и прочими находками при археологических раскопках. Фотографировать не стали, "главное - сами посмотрели" (с)


Величественный, мощный, массивный - крепость, а не храм! Сегодня в Пицундском соборе не ведут службу: в наши дни сюда съезжаются туристы (и не только), чтобы послушать органную музыку. Орган, кстати, был установлен немцами в 70-е годы. Согласитесь, удивительно, что орган появился в православном храме...


Зал - это действительно концертный зал, с мягкими креслами и сценой с роялем. Но нас интересовал инструмент побольше, он находился справа от сцены.


Нам достались места в третьем ряду, но, как нам объяснили, акустика храма такова, что и на последнем ряду звук будет слышен так же хорошо.


Я впервые видела орган вживую и честно скажу, что была немного разочарована. Не ожидала я, что он будет выглядеть так ново, так современно... Наивно полагала, что все органы - в стиле барокко, не меньше. Нет, я понимаю, что такой орган, виденный в фильмах и на фото, будет диссонировать с собором 10-го века, но и это современное устройство выглядело чужеродно. Хотя как могло быть иначе, ведь орган был установлен почти через тысячу лет после возведения храма.


Пока мы ждали органистку - народную артистку Республики Абхазия Марину Шамба , можно было вдоволь налюбоваться живописными фресками на стенах и своде


Марина Шамба исполнила произведения Баха и Букстехуде, а также абхазские народные песни. Впечатления от услышанного, конечно, незабываемые: музыка пронизывала насквозь, не смущали даже вечные звуки затвора, вспышки и перешептывания соседей по рядам. Но и опять же я ожидала большего (вечно нафантазирую я себе чего-то волшебного и невероятного): думала, звук будет объемнее, "жирнее", хотя, стоит ли говорить, что ничего подобного раньше слышать не доводилось.

А одна композиция - "Щищ нани" (колыбельная махаджиров) так и вовсе тронула до слез, в буквальном смысле слова, в первую очередь - из-за истории:

В результате русско-кавказской войны и антиколониальных восстаний подавляющее большинство абхазов-мусульман вынуждено было покинуть родину. Эта песня-колыбельная, которую мать пела своему мертвому грудному ребенку. Люди, обезумев от жажды, стали пить морскую воду. Первыми начали умирать дети. Они гибли, как мотыльки в ненастную ночь.
Во избежание и так бушующих эпидемий и голода всех мертвых выкидывали в море. Среди женщин находилась одна вдова. Ребенок этой несчастной женщины заболел и вскоре умер, но мать продолжала баюкать его, прижимая к груди. Если приближались матросы, она запевала колыбельную песню: «Баюшки-баю, баюшки-баю, усни, мой сыночек». До Турции не доплыли тысячи махаджиров.

Расположен вблизи городища Пицунды. Его купол и гладкие стены бело жёлтого цвета, хорошо просматриваются между зелеными пирамидальными кипарисами. Храм является крупнейшим ранне-средневековым храмом Абхазии и относится к типу трехапсидных, крестовокупольных, трехнефных.

В плане имеет размеры: 43,3 метра на 22,7 метров. Стены имеют толщину в 1.5 метра, а высота его вместе с куполом 29 м. Храм возведен из двух материалов - кирпича и камня, распределение которых имеют свой определенный порядок

Вниз стены Пицундского храма - цоколь, выложен каменными блоками, выше в кладке присутствуют оба материала - кладка приобретает смешанный характер: присутствуют как ряды камня так и кирпича. Чем выше стена, тем прослойки из камня становятся тоньше, кирпичные же наоборот толще.

Барабан и лежащий на нем купол, а также верхняя часть стен, внутренние столбы - полностью сложены из кирпича разного размера. В арках он тоньше. В устоях стены и в несущих частях - он гораздо толще.

В верхних частях западной и южной стены можно видеть декоративные вставки из кирпичей выложенных поперёк, причём в одних рядах - одиночных, в других рядах - парных.
Толстым кирпичём выложены кресты. Их можно видеть между окнами, снаружи на центральной алтарной апсиде. А вот северная стена, снаружи вовсе не имеет декоративных элементов.

На западной стене видны следы заложенной в древности двери, на уровне хор, через неё женщины, допускавшиеся к богослужению и входили только через такие хоры. Позднее ведущая на хоры наружная лестница была разобрана, а внутри возведена другая. Пицундский храм просто наполнен воздухом и светом, его стены гладко оштукатуренные и некогда украшенные фресками, теперь сохранили лишь пояс медальонов в алтаре. Каждый вошедший сюда ощущает, что храм создан для праздничных, торжественных богослужений.

В XVI веке внутри собора в западном помещении была возведена усыпальница, в которой находится гробница. Гробница устроена для Андрея Первозванного и Симона Кананита, на это указывают расположенные под куполом фресковые изображения апостолов. Их насчитывается в количестве десяти. Потолок и стены храма, были богато расписаны, предположительно, мастерами из Старого Афона. Среди сюжетов росписи более значимы сцены "Несения креста", "Распятия" и "Плача".

Пицундский собор во второй половине XVI века был обновлен, вокруг него были возведены оборонительные сооружения.
Об этом говорит сохранившаяся греческая надпись: "Помяни, Господи, раба своего Пароскева Зографа (живописца), который создал это святилище и сей турлеон (башню) во время владычества тирана и католикоса Евдемона. Ты, господи, ведаешь все и исполни их милостью своею".

В результате угрозы нападения со стороны турок и междоусобиц, резиденция абхазских католикосов в XVII веке, размещавшаяся до этого в Пицунде, переместилась в Гелати. Собор оказался заброшенным, но продолжал привлекать к себе как местное население, так и чужеземцев. Они приходили к его стенам - давать клятвы.

Упадок времен Османской империи. Возрождение Пицундского храма.

Пицундский храм построенный в честь апостола Андрея Первозванного был известен далеко за пределами Кавказа. В храм приезжал монах-театинец Кастелли Кристофоро, который в своих рисунках отразил всю его красоту.

После появления Османской империи на Кавказском побережье, Пицунда стала постепенно приходить в упадок. Могущественный Пицундский храм запустел, его разграбили и частично разрушили. Стены храма поросли кустарником и травой.

В 40-х годах XIX века под руководством академика Норова В. С. приступили к восстановлению Пицундского храма. Реставрацию завершили только к 1869 году, Ещё через один год в Пицундском соборе был учрежден мужской монастырь

Чем еще привлекает храм в Пицунде, так это своей контрастностью. Внешне сооружение отличается некоторой массивностью, характерной для многих религиозных строений средневековья. Но если Вы зайдете внутрь Пицундского храма, то будете просто поражены его «воздушностью».

Непроизвольно создается ощущение, будто храм состоит исключительно из света и воздуха. От давящей массивности не остается и следа! Назвать храм скромным вряд ли получится, поскольку сохранившиеся настенные фрески и надписи придают ему скорее торжественный и роскошный вид.

К сожалению, сегодня в Пицундском музее туристы могут наблюдать лишь копии орнаментов мозаики и некоторые уцелевшие памятники, связанные с историей этого города. Почему? Все дело в том, что советские годы негативно отразились на культурном наследии Абхазии, оригиналы которого были вывезены в Грузию и на сегодняшний день представлены в тбилисском музее.

В настоящее время попав в Пицундский храм, можно полюбоваться фресками и послушать божественные звуки органа, выступления хоровых капелл и оперных певцов.

Органная музыка в Пицундском храме.

Акустические свойства Пицундскского храма - удивительны. Благодаря им несколько голосов звучат как будто поёт целый хор. После реставрационных работ, в 1975 году, храм используется как концертный зал и основной достопримечательность его является орган. Он был изготовлен потсдамской органной фирмой «Александр Шуке». В соборе ежегодно проходят фестивали и конкурсы органной и фортепианной музыки, концерты оперных певцов Абхазии и России, выступления хоровой капеллы Абхазии.

Величественный Пицундский храм Святого апостола Андрея Первозванного, сохранивший свои царственные архитектурные формы тысячелетней давности, - один из наиболее важных памятников Абхазии. Он имеет огромнейшую историческую, художественную и религиозную ценность для всего Кавказа и мировой культуры.