Церковь в пицунде. Что же представляет собой Пицундский храм? Как добраться до Пицундского храма и условия его посещения

Моя сегодняшняя статья снова будет посвящена Абхазии. Много раз уже я бывала там и писала для вас про отдых в этой красивой стране. Но каждый раз, отправляясь туда, нахожу в ней для себя что-то новое.

Так получилось и в этот раз. Помимо известной всем реликтовой сосновой рощи, в Пицунде есть ещё одна достопримечательность — это Пицундский храм. И не просто храм, а древний храм с современным органом. Мы не раз порывались заехать туда с туристами, но как-то по времени не получалось: то было слишком жарко, и нам хотелось поскорее искупаться в прозрачнейшем море у берегов Пицунды. То мы приезжали слишком поздно, и вход в храм был уже закрыт…

Но в этот раз всё, наконец, сложилось. Поэтому сейчас я расскажу вам, как в этот храм попасть и что там можно увидеть (и услышать).

Отдых в Пицунде: не только пляжи

Хотя и они, конечно, тоже. И неимоверной чистоты море. И удивительно мягкий климат (даже в разгар лета, в июльский зной, в Пицунде легко дышится).

Каждый раз, приезжая в Пицунду, я по-хорошему завидую тем туристам, кто отдыхает в здешних отелях. А их здесь немало. Это и добротный, построенный турками, пансионат «Самшитовая роща» . И клубный отель «Дельфин» , расположенный в нескольких километрах от центра Пицунды, в уединенном тихом месте, на самом берегу моря среди вековых сосен, который так полюбился моим туристам, что они через пару сезонов (съездив на отдых в и ) опять вернулись в него со словами — «А всё-таки нам в «Дельфине» лучше всего отдыхалось…»

Ещё из приличных отелей в Пицунде: пансионат ЛИТФОНД , гостиница «Ирэн» , Пансионат «Питиус» — все они вполне хорошо себя зарекомендовали, и летом свободных номеров в них днём с огнём не сыщешь.

А мы привычно паркуем машину у въезда на территорию Объединения пансионатов курорта Пицунда , которое находится в центре Пицунды, и идём к берегу Черного моря, вдыхая ароматы сосновой рощи. Да, в низкий сезон гулять тут одно удовольствие… Кроме нас почти никого, один турист проехал на велосипеде, да парочка какая-то также прогуляться пошла вдоль моря.

Корпуса пансионатов стоят вдоль у моря, рассекая волны реликтовой сосновой рощи наподобие океанским лайнерам… Сейчас пляж и променад облюбовали не туристы, а рыбаки!


И самое удивительное, что моё любимое кафе на набережной в Пицунде работает.


И не просто работает, а по-прежнему предлагает туристам свой любимый десерт — фирменный торт «Черепашка». Чашка кофе, сваренного на песке, мерно накатывающие на берег волны, крики чаек — вот такое утро однозначно претендует на звание лучшего в моём рейтинге!

Славно позавтракав таким образом, отправляемся в Пицундский храм . Он расположен прямо в центре Пицунды, и пройти мимо него у вас просто не получится, учитывая, что в Пицунде всего две параллельные улицы и одна аллея, уходящая к морю, к тому самому объединению курортов.

История Пицундского храма

Первый храм на этом месте был построен при императоре Юстиниане I, где-то между 537 и 565 годами. Тот первый собор простоял лет 500 и уже в самом конце Х века на его фундаменте был возведен новый — тот, что мы видим сейчас. Обычно возведение собора приписывают грузинскому царю Баграту III, который в 978 году получил Абхазское царство в наследство от матери.

Храм построен в 10 веке абхазами, но в византийском стиле. Храм считается именно христианским, т.к. православия тогда ещё не было (оно возникло чуть позже). Высота храма 31 метр. Построен он в византийском стиле. Известняковые блоки чередуются с кирпичными рядами. Цемента тогда не было, строили из смеси известняка. Толщина стен — 1,5 метра. И представьте себе — за 1000 лет этот храм ни разу не разрушался! За весь этот период храму меняли только крышу, окна и двери.


Сейчас на территории вокруг храма туристы также могут увидеть ещё несколько интересных объектов. Позади Пицундского храма находится небольшая часовня.


Ровесницей храма является и башня-акведук, где сейчас расположилась сувенирная лавка. Чистая вода стекала с гор, и именно её использовали для питья в монастыре, т.к. вода вокруг была часто непригодна для использования: в стоячих водоёмах она заболачивалась, что, кстати, порождало малярию.

Плюсом к этому туристы могут посетить музей, расположенный в здании рядом с храмом. В центре, прямо напротив входа, высятся три обломанных столба — это остатки колокольни 16 века, которую разобрали уже при советской власти.

И, наконец, пройдя направо от ворот, вы увидите дольмен. За удовольствие осмотреть всё это нужно заплатить 100 рублей при входе — с правой стороны от ворот есть касса. Есть касса и с левой стороны: там продают билеты на органные концерты. Мы платим за вход и проходим за через массивные ворота за высокую стену…

Мощная крепостная стена, которая окружает храм, была сооружена в 16 веке, для защиты храма от нашествия Османской империи. Конечно, никак эта стена не предотвратила завоевание турками ни Пицунды, ни Абхазии в целом. Освобождают Абхазию от турков только в 19 веке. И кто это делает? Конечно же, русские войска.


Конкретно Пицунду освободили в 1875 году. Сюда возвращаются монахи. И что они видят? Сам храм стоит, не тронутый турками. И лишь крыша храма местами обвалилась (ещё бы, за 300 то лет!!!), а на её останках выросли плодовые деревья! Так что крышу подлатали, и в храме снова стали проводить службы. Вплоть до 1930 года. Больше храм для церковных служб не использовался. А использовался, как и многие другие храмы в советское время: и как склад, и как клуб, и как кинозал… Даже исторический музей здесь был, благодаря чему и появился рядом с храмом дольмен.

Но спустя почти полвека в истории храма случился неожиданный поворот, благодаря которому храм получает не просто новую жизнь, но и становится очень популярным у туристов…

Концерты органной музыки


Середина 70-х годов ХХ века. Пицунда — элитный курорт, известный на весь СССР. Простым советским гражданам отдыхать в Пицунде возможно только в несезон. Да и то не всем, а лишь избранным (по профсоюзной линии). В летний же период на его территории отдыхают многочисленные иностранцы — представители братских стран (болгары, румыны, чехи, венгры, немцы из ГДР, поляки).

А развлечений культурных в Пицунде для них нет. Ну, по крайней мере, так считали ответственные за культурный отдых лица (сами то иностранные гости наверняка находили, чем заняться по вечерам — «сухих законов» в Абхазии никогда не было…) Что делать? Умные люди вспомнили про храм. И вот кому-то пришла в голову гениальная идея — установить в храме орган и давать для всех отдыхающих концерты органной музыки. Мол, а что — и мы не лыком шиты…

Директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов от 2 апреля 1974 года за № 116, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была уже просто необходима — сколько испытаний выпало на его долю за 1000-летнюю историю!

Специально для пицундского храма в городе Потсдам делают уникальный орган. Делает его прославленная фирма, существующая с 1820 года — «А. Шуке». Причём делают его с учётом акустики именно пицундского храма! И два года по частям везут в Пицунду — вес этого музыкального инструмента 20 тонн! В 1975 году его собрали и установили в храме. И специалисты очень высоко оценили чистоту его звучания. Таким образом, храм 10 века стал концертным залом в конце 20 века.


Еще интересный момент: эта же фирма установила органы в 10 других городах бывшего СССР. Но когда в 90-х годах, после распада СССР, религия снова стала у нашего государства в почёте, и храмы стали передаваться обратно церкви, все эти органы были из храмов демонтированы — православие и органные концерты как бы не особо совместимы. И эти органы были перенесены в другие помещения — филармонии, дома культуры, кинотеатры. К сожалению, зачастую акустика нового помещения не соответствовала требованиям, и орган уже не звучал в нём как раньше, в храме…

Пицундскому органу повезло: его оставили в храме (видимо, просто некуда было перенести такую махину). Более того, несколько лет назад в Пицунду снова приехали «фирменные» немцы и произвели капитальный ремонт органа — прочистили и перебрали все трубы, освежили фасад, компьютеризировали механизмы переключения регистров… Так что теперь все желающие могут побывать на концертах органной музыки.

Но не круглый год, а только в летний период, числа примерно с 15 июня. В разгар сезона желающих попасть на концерт органа так много, что дают даже по два концерта в день — в 17:00 и в 20:00.

Но это будет только летом. А пока мы заходим в зал и опускаемся в мягкие велюровые кресла. В храме тихо. На сводах его купола рассматриваем чудом сохранившиеся фрески 16-17 века.


В общем, на мой взгляд, это здорово, что в Пицунде есть такой уникальный «концертный зал». Много в Абхазии красивых и древних храмов, действующих, с иконостасом… А вот такой, с органом, только один — в Пицунде.

На выходе из храма мы посещаем тот самый музей. Он небольшой, и на осмотр экспозиции у вас уйдёт не больше 15 минут. В музе в основном представлены античные артефакты, собранные на раскопках городища ещё римской эпохи, остатки стен которого туристы с интересом исследуют и по сей день. Ведь современная Пицунда основана на развалинах древнего Питиунта, основанного ещё греческими купцами примерно в 3 веке до нашей эры. Потом на смену грекам приплывают римляне, и именно они построили здесь прямоугольную крепость с башнями по углам… Но это уже совсем другая история.

А нам остаётся только ждать лета — чтобы послушать волшебное звучание органа в Пицундском храм. Кстати, могу подсказать телефон надёжных ребят, которые возят на экскурсии по Абхазии и завозят в Пицунду — искупаться, посмотреть храм. Звоните им и договаривайтесь: +79384600693

Что ещё интересного посмотреть туристам летом в Абхазии, читайте на нашем блоге и следите за нашими новыми статьями.

До встречи на блоге, друзья!

Не важно, в каком местечке Абхазии останавливаться. В любом курортном уголке можно услышать о «Великом Питиунте». Это историко-архитектурный комплекс, частью которого является , или, как его еще называют, Храм Пицундской Божьей Матери .

Исторически сложилось так, что Пицунда стала духовным центром Абхазии. Этот статус подтверждается огромным количеством свидетельств и артефактов.

Что касается самого храма, то он относится к Новоафонскому подворью, известному и за территорией Российской Федерации.

Что же представляет собой Пицундский храм?

Это не просто религиозная святыня, это место, пропитанное духом и культурой средневековья.

Как правило, храм не рассматривают отдельно от музейного комплекса, в который, помимо него, входят небольшое монастырское здание, в котором представлена музейная экспозиция, часовня, алтарные развалины, датированные примерно II — VI веком, дольмен и развалины колодца.

Здание пережило множество реконструкций, многие из которых не пошли на пользу, уничтожив бесценные фрески древних мастеров. Но никакие переделки не смогли отнять монументального величия одной из старинных построек города.

В первую очередь, Пицундский храм может привлечь непривычной для христианских церквей архитектурой. Часть сохраненных фресок также представляет историческую ценность.

Внутри купола сохранился удачно отреставрированный образ Спасителя. Многие изображения удалось сохранить только частично.

Пицундский храм заинтересует не только любителей истории, но и поклонников камерной классической музыки.

С 1975 года в стенах собора обустроен концертный зал. Великолепная акустика вдохновила немецких мастеров, установивших здесь великолепный орган.

Примечателен тот факт, что здешний инструмент второй по величине на территории бывшего СССР.

Еженедельно здесь можно услышать великие произведения Баха, Листа и других великих музыкальных классиков. В стенах комплекса часто проходят всевозможные музыкальные фестивали с участием мировых звезд классической музыки.

Нынешнее подворье Новоафонского монастыря — Пицундский храм, сооружение с богатой историей. Начать стоит с упоминания о древнем городе Пифиут или Питиус, основанном еще до рождества Христова греками.

Именно это селение можно смело считать прародителем современной Пицунды. Также связан город с именем такого великого святителя, как Иоанн Златоуст, известного не только православным, но и католическим христианам. Именно святой смог добиться расцвета обители в диких землях.

Известно, что к моменту набегов татаро-монгольской орды, храмовые земли были достаточно богаты, чтобы привлечь внимание кочевых народов. Не трудно догадаться, что итогом стало разграбление, ни первое и не последнее в череде исторических фактов.

Храм, как истинный мученик, долго держался множество столетий, оставаясь заброшенным в заросших, бывших некогда цветущими, краях.

Несколько русских императоров планировали возродить некогда великую обитель, но удалось это сделать только императору Александру приблизительно в 1869 году.

И только в 1870, по инициативе властей, был организован еще и мужской монастырь. Любопытно знать, что изначально весь монастырский штат составлял всего 5 человек.

Но злоключения обители на этом не закончились. В 1876 году из-за политических смут на Балканском полуострове монахи принимают решение оставить обитель, мощи и ценную утварь передают на хранение епархиальному начальству.

Но эта мера не спасает стены храма и монастыря от очередного разорения в период русско-турецкой войны. Еще 8 лет разграбленное, но сохранившееся здание стойко сражалось за право существования.

И лишь по окончании военного конфликта, в 1885 г. государь Император распорядился отдать земли Пицундского храма в качестве подворья Новоафонскому мужскому монастырю.

В годы революции и последовавший за ними отрезок времени коммунисты так и не решились использовать помещение собора для каких-либо нужд.

Только в 1975 году мастерами из ГДР в святых стенах был установлен уникальный орган. Великолепная акустика позволила устроить в некогда святых стенах концертный зал.

В годы грузино-абхазского конфликта многие ценности храма были вывезены на территорию Грузии. По настоящее время идут горячие споры о возвращении многих музейных экспонатов.

В 2010 году разгорелся спор по поводу Пицундского органа. Абхазская епархия утверждала, что инструменту не место в святой обители. Вопрос разрешило общественное мнение. Уже в 2011 году на реконструкцию органа в бюджете была заложена серьезная сумма.

Слышали ли Вы об историческом районе города Минск? еще именуется Троицкой горой. Ее можно заметить, если взглянуть на левый берег реки Свислочь. В прошлом она являлась местом торговых отношений.

Любопытство или интересные факты про Пицундский храм

  • Храм по праву считается крупнейшим средневековым крестово-купольным храмом, ставшим в древности религиозным центром Абхазии.
  • Самый ощутимый ущерб обители, как ни странно, нанесли не многочисленные набеги и разграбления, а руки неумелых реконструкторов, занимавшихся восстановлением фресок в стенах Пицундского храма.
  • Есть документальные подтверждения того факта, что еще в XIX веке храм был известен далеко за пределами Российской империи.
  • Даже в годы запустения местное население предпочитало давать клятвы и обещания у стен заброшенной обители.
  • Во время спора о переносе Пицундского органа в защиту уникального музыкального инструмента выступали многие деятели культуры.
  • Весь комплекс находится за массивной каменной стеной, высотой в 9 метров и толщиной в 1,5 метра, в некоторых местах она почти разрушена, но лицевая часть кладки восстановлена.

А вы знаете, где находится самая крупная сокровищница мира? хранит бесценные с исторической и художественной точки зрения артефакты. Только здесь вы увидите средневековые священные регалии, достояния австрийской империи, знаки Ордена Золотого Руна и многое другое.

Как добраться до Пицундского храма и условия его посещения

Собор расположится на пересечении двух улиц, ведущих к морю — Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс.

У самых ворот расположены две кассы — концертная и музейная. В большинстве курортных зон обязательно предложат посетить Пицундский храм и прилегающие к нему территории.

Расположен вблизи городища Пицунды. Его купол и гладкие стены бело жёлтого цвета, хорошо просматриваются между зелеными пирамидальными кипарисами. Храм является крупнейшим ранне-средневековым храмом Абхазии и относится к типу трехапсидных, крестовокупольных, трехнефных.

В плане имеет размеры: 43,3 метра на 22,7 метров. Стены имеют толщину в 1.5 метра, а высота его вместе с куполом 29 м. Храм возведен из двух материалов - кирпича и камня, распределение которых имеют свой определенный порядок

Вниз стены Пицундского храма - цоколь, выложен каменными блоками, выше в кладке присутствуют оба материала - кладка приобретает смешанный характер: присутствуют как ряды камня так и кирпича. Чем выше стена, тем прослойки из камня становятся тоньше, кирпичные же наоборот толще.

Барабан и лежащий на нем купол, а также верхняя часть стен, внутренние столбы - полностью сложены из кирпича разного размера. В арках он тоньше. В устоях стены и в несущих частях - он гораздо толще.

В верхних частях западной и южной стены можно видеть декоративные вставки из кирпичей выложенных поперёк, причём в одних рядах - одиночных, в других рядах - парных.
Толстым кирпичём выложены кресты. Их можно видеть между окнами, снаружи на центральной алтарной апсиде. А вот северная стена, снаружи вовсе не имеет декоративных элементов.

На западной стене видны следы заложенной в древности двери, на уровне хор, через неё женщины, допускавшиеся к богослужению и входили только через такие хоры. Позднее ведущая на хоры наружная лестница была разобрана, а внутри возведена другая. Пицундский храм просто наполнен воздухом и светом, его стены гладко оштукатуренные и некогда украшенные фресками, теперь сохранили лишь пояс медальонов в алтаре. Каждый вошедший сюда ощущает, что храм создан для праздничных, торжественных богослужений.

В XVI веке внутри собора в западном помещении была возведена усыпальница, в которой находится гробница. Гробница устроена для Андрея Первозванного и Симона Кананита, на это указывают расположенные под куполом фресковые изображения апостолов. Их насчитывается в количестве десяти. Потолок и стены храма, были богато расписаны, предположительно, мастерами из Старого Афона. Среди сюжетов росписи более значимы сцены "Несения креста", "Распятия" и "Плача".

Пицундский собор во второй половине XVI века был обновлен, вокруг него были возведены оборонительные сооружения.
Об этом говорит сохранившаяся греческая надпись: "Помяни, Господи, раба своего Пароскева Зографа (живописца), который создал это святилище и сей турлеон (башню) во время владычества тирана и католикоса Евдемона. Ты, господи, ведаешь все и исполни их милостью своею".

В результате угрозы нападения со стороны турок и междоусобиц, резиденция абхазских католикосов в XVII веке, размещавшаяся до этого в Пицунде, переместилась в Гелати. Собор оказался заброшенным, но продолжал привлекать к себе как местное население, так и чужеземцев. Они приходили к его стенам - давать клятвы.

Упадок времен Османской империи. Возрождение Пицундского храма.

Пицундский храм построенный в честь апостола Андрея Первозванного был известен далеко за пределами Кавказа. В храм приезжал монах-театинец Кастелли Кристофоро, который в своих рисунках отразил всю его красоту.

После появления Османской империи на Кавказском побережье, Пицунда стала постепенно приходить в упадок. Могущественный Пицундский храм запустел, его разграбили и частично разрушили. Стены храма поросли кустарником и травой.

В 40-х годах XIX века под руководством академика Норова В. С. приступили к восстановлению Пицундского храма. Реставрацию завершили только к 1869 году, Ещё через один год в Пицундском соборе был учрежден мужской монастырь

Чем еще привлекает храм в Пицунде, так это своей контрастностью. Внешне сооружение отличается некоторой массивностью, характерной для многих религиозных строений средневековья. Но если Вы зайдете внутрь Пицундского храма, то будете просто поражены его «воздушностью».

Непроизвольно создается ощущение, будто храм состоит исключительно из света и воздуха. От давящей массивности не остается и следа! Назвать храм скромным вряд ли получится, поскольку сохранившиеся настенные фрески и надписи придают ему скорее торжественный и роскошный вид.

К сожалению, сегодня в Пицундском музее туристы могут наблюдать лишь копии орнаментов мозаики и некоторые уцелевшие памятники, связанные с историей этого города. Почему? Все дело в том, что советские годы негативно отразились на культурном наследии Абхазии, оригиналы которого были вывезены в Грузию и на сегодняшний день представлены в тбилисском музее.

В настоящее время попав в Пицундский храм, можно полюбоваться фресками и послушать божественные звуки органа, выступления хоровых капелл и оперных певцов.

Органная музыка в Пицундском храме.

Акустические свойства Пицундскского храма - удивительны. Благодаря им несколько голосов звучат как будто поёт целый хор. После реставрационных работ, в 1975 году, храм используется как концертный зал и основной достопримечательность его является орган. Он был изготовлен потсдамской органной фирмой «Александр Шуке». В соборе ежегодно проходят фестивали и конкурсы органной и фортепианной музыки, концерты оперных певцов Абхазии и России, выступления хоровой капеллы Абхазии.

Величественный Пицундский храм Святого апостола Андрея Первозванного, сохранивший свои царственные архитектурные формы тысячелетней давности, - один из наиболее важных памятников Абхазии. Он имеет огромнейшую историческую, художественную и религиозную ценность для всего Кавказа и мировой культуры.

ИСТОРИЯ ПИЦУНДСКОГО ОРГАНА

Более 30 лет назад, 1 ноября 1975 года в музыкальный мир вступил Пицундский орган, и впервые на абхазской земле над величественными горами и бескрайними просторами Черного моря понеслись неподражаемой красоты волшебные звуки.
В этот день состоялся знаменательный концерт в истории культуры Абхазии, открывший совершенно новую страницу в ее музыкальной жизни. Сегодня уже невозможно представить себе Пицунду без органа.
Сама история появления его в прославленном Пицундском храме IX в., построенном на руинах еще более древней базилики VI в., не совсем обычна.

Зарождение идеи

В 60-е и в начале 70-х годов прошлого века в бывшем Союзе пробудился необычайный интерес к органной музыке. Во многих его центрах стали приобретать и устанавливать органы, и случилось так, что во время посещения Пицундского собора Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным, им было высказано пожелание установить орган и в нем.
Неизвестно было ли это обычное посещение с целью ознакомления с замечательным памятником старины или для осмотра его как концертного зала для будущего органа. Вероятно, среди сопровождавших главу правительства лиц, были специалисты — архитекторы или музыканты, уже ранее обратившие внимание на уникальную акустику храма и подсказавшие ему эту мысль. Предложенная таким высоким лицом идея тут же была подхвачена.

В качестве научного консультанта в Пицунду был приглашен для осмотра и оценки здания глава Московской органной школы Заслуженный деятель искусств СССР, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского Леонид Исаакович Ройзман, входивший в плеяду выдающихся исполнителей органной музыки международного уровня. Прославленный маэстро — один из лучших знатоков органа, член Совета по органостроению при Министерстве культуры СССР, сразу же понял, какие возможности таит в себе это уникальное архитектурное сооружение и что звуки классического инструмента будут гармонировать с его строгим и тоже классическим интерьером.
По совету Ройзмана было принято решение обратиться к одной из лучших органостроительных фирм в Германии — фирме «Александр Шуке» (A. Schuke). Получив приглашение, глава фирмы Ганс Иоахим Шуке в конце 1973 года приехал в Пицунду для ознакомления на месте с условиями, необходимыми для установки инструмента. Он высоко оценил и «благородную и смелую простоту стиля» и «восхищающие глаз пропорции». Войдя же внутрь храма, он залюбовался обширной апсидой и куполом, величественно покоящимся на четырех арках, опирающихся на могучие столбы. Тогда же он стал продумывать, каким должен быть облик инструмента, который органично вписался бы в строгий интерьер, лишенный какой-либо вычурности.

Вскоре была проведена техническая проверка и оценка акустических возможностей собора. Исследования, проведенные сотрудниками Московского института акустики, установили необычайно высокие показатели. Собранные материалы и документация дали уже возможность подготовить заключение договора между фирмой «А. Шуке» и Центральным Советом по Управлению курортами. Наконец был подписан контракт по изготовлению органа и установке его к концу 1975 года.

Подготовка храма

Вскоре директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов от 2 апреля 1974 г. за № 116, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была крайне необходима. Сколько погромов и ограблений он испытал за свою длинную историю! Когда-то в нем был устроен пороховой склад, затем — хозяйственный, а во время Великой Отечественной войны, в 1943 и в начале 1944 гг., там располагался 248-й стрелковый полк…
К исполнению высокого распоряжения приступили немедля. Работы, связанные с самим храмом и сооружениями, расположенными на прилегающей территории, под руководством инженера-строителя Джото Авидзба осуществляли сотрудники Абхазского отделения Кутаисской реставрационной мастерской Управления Охраны Памятников Министерства Культуры Грузии при консультациях ее специалистов.

Изготовление органа

Прославленная, существующая с 1820 года, фирма с воодушевлением принялась исполнять заказ. В 1974 году в Пицунду вновь приезжает Г. И. Шуке, но уже с консультантами — с главным конструктором фирмы Тиллем и архитектором-реставратором Леваком. Теперь необходимо было сконструировать орган, изготовить, перевезти и установить. За изготовление инструмента принялся уже тяжело больной сам глава фирмы Г.И.Шуке. Это был один из наиболее выдающихся мастеров органостроения современности. В прессе и в специальной литературе его часто называли «талантливейшим и вдохновеннейшим» «Зильберманом ХХ века». Вряд ли, даже в наше время, можно получить более высокую оценку, чем сравнение с непревзойденным органострителем, современником Баха Готфридом Зильберманом. К счастью, он успел сконструировать и установить в храме орган, который был признан одним из самых лучших на территории бывшего СССР и может по праву считаться одной из вершин творческого наследия его создателя. В то же время это была лебединая песня великого мастера. Он как будто вдохнул свою отходящую душу в последнее свое детище, чтобы она продолжала голосом вечности жить в чарующих звуках его творения. По словам Л.И.Ройзмана, Пицундский орган будет бесконечно петь «память мастеру и во славу великому музыкальному искусству».

Установка органа

Все как будто бы шло своим чередом, однако, в феврале 1975 года в Москву неожиданно был вызван заместитель директора Объединения пансионатов курорта Пицунды инженер-строитель В.Ч.Джонуа. Ему было поручено срочно выехать в Германию, в Потсдам, где находится фирма «А.Шуке». От него требовалось уговорить руководство фирмы завершить изготовление органа и установку на полгода раньше указанного в договоре срока, чтобы он был готов к эксплуатации к концу мая 1975 года. В.Ч.Джонуа было сообщено, что это секретное требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро А. П. Кириленко.
В Потсдаме В.Ч.Джонуа с трудом удалось уговорить руководство сократить сроки, указанные в контракте. Был составлен график работ всех частей инструмента и определен срок его монтажа в Пицунде. В результате был подписан протокол соглашения с приложением чертежей фундамента органа и перечислением необходимых предварительных работ. Тогда же в Венгрии заказали 364 мягких кресла, которые затем болтами были вмонтированы в металлический каркас, уложенный на полу храма. Фирма сдержала условие протокола, и орган вступил в эксплуатацию, но не в июне, как требовали власти, а осенью, 1 ноября 1975 года.

Заключение комиссии

После установки инструмент принимала солидная комиссия, в которую от Министерства культуры СССР входили такие известные в музыкальном мире имена, как профессор Л.И.Ройзман и член Совета по органостроению и заведующая органной мастерской и преподаватель Московской консерватории, Председатель Союза органистов СССР, концертирующая органистка Наталья Владимировна Малина, народная артиска грузинской ССР профессор Тбилисской консерватории Этери Мгалоблишвили, народный артист Абхазии профессор Астраханской консерватории Лев Джергения и министр культуры Абхазии Иван Кецба. С немецкой стороны комиссию представлял сам Г.И.Шуке, и другие лица, среди которых был и главный интенировщик этого органа Вальбрехт.

Завершив прием, все члены комиссии пришли к единому мнению: несмотря на то, что каждый орган обладает своими особенностями, пицундскому органу удачная и интересная диспозиция создает исключительно яркую индивидуальность, а мягкий серебристый тембр инструмента в сочетании со строгой архитектурой придают пицундскому концертному залу особую неповторимость, и что древние стены с фрагментами фресковых росписей, в основном XIV века, уже к началу концерта будут располагать зрителей к романтическому настрою чувств и глубокому восприятию божественных звуков. Члены комиссии не ошиблись, их мнение подтвердило время.

Итак, многогранная значимость Пицундского храма и как памятника абхазской школы византийской архитектуры IX века, и как памятника христианской культуры Абхазского царства VIII-X вв. обогатилась еще одной исторической ценностью. На карте музыкальных концертных залов с органами появился новый центр.

Торжественное открытие концертного зала с органом

Рождение же нового органа всегда становится чрезвычайным событием в музыкальном мире. Так, в честь появления органа Домского собора в Веймаре в 1833 году великий Ференц Лист написал прославляющий это событие величественный хорал. Несмотря на отсутствие подобного посвящения, открытие концертного зала и в Пицундском храме было достаточно торжественным.
По установившейся традиции, концерт открыли органисты высочайшего класса неизменный художественный эксперт-консультант «фирмы А.Шуке», профессор Лейпцигской консерватории Вольфганг Шетелих и органист Лейпцигского храма св. Томаса Ханес Кестнер (Hanes Kestner). Именно им была предоставлена возможность первыми играть на новом инструменте. Затем играли и другие прославленные органисты. И величаво зазвучали чарующие звуки, то мощно сотрясая древние своды храма, то нежнейшими, полными чудной гармонии невесомыми звуками, уносясь ввысь сквозь купол в поднебесье в божественные просторы.

Первый органист Пицунды

В 1976 году в Пицунду приезжает органист, дипломант Лейпцигского конкурса им. И. С. Баха Гарри Коняев, окончивший Тбилисскую консерваторию им. Сараджишвили по классу фортепиано и органа у профессора Э. Мгалоблишвили, ученицы Ройзмана. Коняев стал первым органистом Абхазской филармонии. Надолго запомнились его сольные концерты, а также совместные выступления с заслуженной артисткой Абхазской АССР певицей Людмилой Логуа с ее полюбившейся всем программой «Ave Maria».
С 1980-го года, наряду с незабываемым Г.Коняевым, в храме успешно стала выступать и выпускница Одесской консерватории органистка Наталья Седун, как с сольными концертами, так и с народным артистом Абхазии певцом Б.Амичба, и др. Во второй половине 80-х гг. к ним присоединилась и молодая выпускница Института, а ныне Российской Академии музыки им. Гнесиных, Людмила Галустян.

Фестивали и концерты в Пицунде

С 1977 года по предложению проф. Л.И.Ройзмана в храме ежегодно стали проводиться сентябрьские фестивали классической органной музыки, в которых принимал участие он сам и многие другие широко известные музыканты-органисты:
Гарри Коняев (Пицунда), Вольфган Шетелих (Германия), Олег Янченко, Александр Фисейский, Наталья Малина, Гарри Гродберг, Сергей Дижур, Е.Прочакова (Москва), Леопольдас Дигрис, Виргиния и Живиля Сурвилайте, Бернардас Василяускас (Литва), Галина Козлова, Юрий Крячко (Горький, ныне Н. Новгород), Э. Мгалоблишвили (Тбилиси), Ваагн Стамболцян (Ереван), Петерис Сиполниекс (Рига), Наталья Седун (Одесса), А.Котляревский, Владимир Кошуба (Киев), Хуго Лепнурм (Таллин) и многие-многие другие.
Здесь проходили и ансамблевые концерты и охотно играли артисты самого высокого ранга, считая за честь выступить и сыграть на замечательном органе в прекрасном зале с исключительной акустикой и, несомненно, благодарной публикой.
С 1985 года традиционными стали и августовские фестивали камерной музыки «Ночные серенады», организованные известной скрипачкой Лианой Исакадзе.
С сезона 1988 года в Пицундском зале стали проводиться летние Фестивали классической музыки, организованные художественным руководителем и главным дирижером Государственной хоровой капеллы Абхазии Нодаром Чанба. Выступления капеллы проходили при участии мастеров искусств, среди которых был лауреат международных конкурсов виолончелист и органист из Москвы Александр Князев, который, кстати, дал один из первых органных концертов именно в Пицундском храме, пианист Алексей Гариболь, тоже из Москвы, композитор из Петербурга Леонид Десятников и многие другие. В обычное же время жизнь концертного зала шла своим чередом.

Абхазские песни теперь звучат и в органном исполнении

Вопросу развития органной культуры в Абхазии много внимания уделял выдающийся советский органист, педагог, теоретик и историк, написавший уникальный и солиднейший по объему труд по истории органной культуры в России, профессор Л.И.Ройзман. Он ставил даже вопрос об открытии специального класса органа в Сухумском музыкальном училище, с приобретением для него инструмента, и был согласен во всем оказывать помощь, в том числе и в подготовке кадров.

И вот в начале 1985 г. к нему едет выпускница Тбилисской консерватории по классу фортепиано (педагоги проф. А.Г. Васадзе, затем проф. Н.Д. Тавхелидзе), концертмейстер Абхазской Государственной филармонии абхазка Марина Шамба.
В декабре 1987 года она успешно завершила учебу в Московской консерватории. Все эти годы Марина мечтала, чтобы в органной музыке зазвучали родные мелодии, но когда она обратилась к специалистам с просьбой переложить некоторые из абхазских песен для исполнения на органе, ее желание вызвало недоумение. Музыканты, незнакомые с абхазскими народными мелодиями посчитали, что они, по всей вероятности, не для такого инструмента, как орган. Однако ей все-таки удалось уговорить двух молодых композиторов взяться за переложение хотя бы одной из песен.
Результат превзошел ожидания. Композиторы не предполагали, насколько высок дух абхазских песен. Оказалось, что их многоголосный полифонический характер приобретает в органном изложении высшее выражение чувств человека и отражает национальный характер и духовную чистоту создавшего их народа. И здесь хочется вспомнить совет великого китайского философа Конфуция: «Если хотите узнать нравственность страны — прислушайтесь к ее музыке».
В итоге, Марина Невская и Елена Бутузова с воодушевлением переложили для органа несколько песен и мелодий: абхазскую колыбельную «Шьишь-нани» композитора И. Лакрба, где звучит тема махаджирской трагедии абхазов — исхода со своей исторической родины; народный шедевр — «Песнь ранения», которую в старину пели раненому, вынося его с поля сражения на носилках из переплетенных мечей, покрытых буркой, а затем и у постели страдающего или умирающего воина для поднятия его духа; «Песнь о скале» с ее драматизмом и бурей страстей, а также посвященную М.Шамба «Маленькую рапсодию» Е.Бутузовой, куда наряду с другими были включены танцевальные напевы и лейтмотив абхазской свадебной песни.
Именно орган, как никакой другой инструмент, смог передать в полной мере хоровое многоголосие, красочность образов и остроту переживаний, мотивы абхазских плачей, когда в душу слушателей глубоко проникает воспевание и патриотических порывов, и гибель надежд, и великая трагедия народа. В то же время мелодии, вызывающие скорбные чувства, неожиданно перемежаются танцевальными ритмами и торжественными свадебными напевами, сливаясь в единое эпическое повествование о горестях и радостях сложной и противоречивой исторической судьбы абхазского народа.
Сюиты на темы абхазских народных песен впервые прозвучали на родине летом 1987 года на концерте Марины Шамба в Пицунде. Тогда ей ассистировал, приехавший из Москвы талантливый органист, ныне Заслуженный деятель искусств РФ, солист Барнаульской филармонии, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой искусств Барнаульского Педагогического Госуниверситета Сергей Буткеев. Именно на этом концерте, наряду с произведениями великих композиторов, абхазские любители музыки слушали и свою национальную, исполнявшуюся на органе. Марина Шамба сыграла их и на сольном органном концерте в январе 1988 года в Малом зале Московской консерватории, где впервые в его истории прозвучала абхазская музыка.
Вернувшись из Москвы, М.Шамба включилась в коллектив пицундских органистов, став солисткой Абхазской государственной филармонии. Еще в бытность ее учебы в Московской консерватории, в письме Министерству культуры Абхазии от 28 мая 1986 г. с просьбой о продлении аспирантуры в связи с предстоящей серьезной операцией на пальце руки. Л. И. Ройзман писал: «М. Шамба, обладая отличными данными, является тонким музыкантом и будет ценным для республики, первым и единственным в настоящее время национальным кадром в области органной музыки».

Органистка М.Шамба и абхазская капелла в Германии

Перед самой грузино-абхазской войной в 1992-93гг. в Германию была приглашена руководимая в то время известным музыкантом, общественным деятелем, композитором, ныне профессором Сеульского государственного университета Санмён Нодаром Чанба, наша прославленная Абхазская государственная капелла и органистка Марина Шамба. Ей выпал бесценный подарок судьбы: она получила возможность ознакомиться со страной уникальных исторических органов, созданных великими мастерами прошлого сотни лет назад. Ей посчастливилось сыграть даже на органе, за которым музицировал сам непревзойденный Бах.

Немцы, великие ценители хорового пения и органной игры, были восхищены как исполнением, так и характером необычных для них духовных песен абхазов. Капелла и М.Шамба, в программе которой наряду с произведениями великих композиторов неизменно звучала и абхазская музыка, выступали в концертных залах и кирхах многих немецких городов — в Берлине, Дортмунде, Штутгарте, Мангейме, Кёльне, Унне, Мюлякоре, Людвигсхафене, Гере. Все 13 концертов прошли с неизменным успехом. Для немецкой публики это было открытием неизвестного им музыкального мира далекого и маленького кавказского народа.
По возвращении в Абхазию, в своем интервью Нодар Чанба отметил, что «органистам в Германии обычно не аплодируют, а Марине аплодировали». В этом выразилось то, что абхазская музыка не только в пении, но и в переложении на орган была понята и принята в Германии, как и игра самой органистки.
После этой поездки на гастроли по городам Германии были заключены контракты на гастроли, планируемые к летнему сезону следующего года. В июне 1992 года в Абхазию приехал известный певец под органное сопровождение священник евангелистской кирхи г. Гера Гернот Фридрих, давший концерты в сопровождении органа в Пицундском храме. Позднее ожидали хор из Берлина, органиста из г. Гера Беренда Бергнера и других музыкантов. Но все планы были внезапно разрушены развязанной войной. 14 августа, в день, с древности считающийся у абхазов днем разгула нечистой силы, в Абхазию вторглись вооруженные до зубов войска Госсовета Грузии.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ОРГАНА

Почти три года молчал пребывавший в забвении, заброшенный пицундский гигант. Людям было не до него: в это тяжелое время все старались внести свой посильный вклад в помощь воюющей родине. Не осталась в стороне и Марина Шамба. Она выехала на гастроли в Турцию в качестве концертмейстера — аккомпонировала молодой певице Хибле Герзмаа и народному артисту Абхазии певцу Борису Амичба. Их концерты восторженно принимались музыкальной общественностью городов, куда их приглашали — в Стамбуле, Анкаре, Бурсе. Всю сумму заработанных денег организаторы концертов — абхазы Турции — пересылали в фонд помощи Абхазии. Ей же она принесла слишком много бед. Почти вся страна была в трауре, как это и обещал по грузинскому телевидению в самом начале войны Э.Шеварднадзе, грозя поставить абхазов на колени. Почти в каждой семье не обошлось без жертв. Испытала горечь потери мужа и сама Марина. Но она не забывала об органе и понимала, что только игра на нем даст ей силы перенести боль утраты.

Наследие войны

И вот, в один из весенних дней 1994 года она решилась пойти пешком из Гагры в Пицунду, так как транспорта в то время почти не было, а это свыше 20 км пути. Войдя в храм, она подошла к любимому инструменту, и, открыв его, ужаснулась. Из него выбежали две крысы. Голодные грызуны, спутники войны, испортили меха, а механическая часть органа вся покрылась ржавчиной. Душа ее сжалась от отчаяния, но все же, наперекор всему, ей хотелось верить, что орган можно будет восстановить, хотя, учитывая серьезность и глубину «ран», надежд на это было крайне мало.
Узнав же от известного органиста Олега Янченко, что домой в Нижний Новгород на время приехал его друг, тоже известный органист, лауреат конкурса им. Петрали в Италии, один из создателей современных органов и органный мастер Юрий Крячко, работавший в те годы в органостроительной мастерской известной немецкой фирмы «Hermann Eule» («Герман Ойле»), М. Шамба решила написать ему письмо с просьбой оказать посильную помощь в ремонте органа. Просил его об этом и сам О.Янченко.

Восстановление органа

Просьбы не остались безответными. Вскоре Юрий Крячко и его помощник по Нижегородской консерватории Андрей Шаталов приехали в Пицунду. В Абхазии высоко оценили тот факт, что мастера привезли с собой большое количество необходимых органных деталей, безвозмездно выделенных для Пицундского органа немецкой фирмой, на которой в то время работал Ю. Крячко, за что ему лично и, особенно фирме, все были глубоко благодарны.
Итак, основательно осмотрев весь орган, специалисты долго советовались друг с другом. М. Шамба с тревогой ждала их приговора. И наконец торжественно прозвучал голос Ю.Крячко: «Орган можно восстановить!». Сколько радости принесло это заключение!
Ремонт длился два месяца. Приезжим мастерам все это время помогал Владимир Дмитриевич Копытский.

Считаю необходимым особо отметить значение органных мастеров, этих невидимых докторов, поддерживающих в должном состоянии огромный, но такой хрупкий и сложный «организм» уникального инструмента. Их тяжелая и кропотливая работа требует больших усилий и затрат здоровья. Только постоянное внимание и, конечно, любовь к инструменту, гарантируют нормальное его функционирование. Во многом, от самоотверженного труда органных мастеров зависит успех игры исполнителя.
С первых же дней установки пицундского органа с ним работали выдающиеся, преданные своему делу мастера. Еще до установки органа в Германию для обучения был послан на три месяца пианист преподаватель Абхазского музыкального училища Владимир Полянский, ставший первым органным мастером Абхазии. Затем к нему присоединился Б.Абоимов, а вслед за ним и известный радиофизик В.И.Милько, вместе с которым работала и его жена З.Милько. В предвоенные годы появились и другие мастера — Б.Копытский и А.Куликов, продолжавшие трудиться на этом поприще и после войны (к сожалению, А. Куликов вскоре скончался).

Прискорбно, что все последние годы сильно сказывается нехватка органных мастеров и надежд на их появление пока практически нет. Пицундскому же органу необходимы постоянные профилактические осмотры, поскольку влажный климат не способствует сохранению механизма в должном рабочем состоянии. По существующей международной практике осмотр и основательный ремонт органа должен осуществляться каждые 5-7 лет, но на это, как правило, нет средств.
Орган требует серьезной настройки перед каждым сезоном, что из-за финансовых затруднений Абхазии также превращается в большую проблему. При нормальном же функционировании инструмент должен осматриваться и настраиваться перед каждым концертом.
Так состоялось второе рождение органа и, наконец, впервые после войны, 18 августа, в день, когда муж Марины Адгур Инал-Ипа навсегда ушел из сухумского дома, погибнув в последние дни перед победой, состоялся благотворительный концерт Марины, посвященный всем не вернувшимся с войны. С этого дня в Пицунде началась новая страница музыкальной жизни Абхазии. Но в послевоенные годы органные концерты проводились практически силами только Марины Шамба, которая по возможности старалась давать как можно больше благотворительных выступлений.

Пицундский орган сегодня

С самого начала открытия зала М.Шамба стала привлекать к участию в концертах Государственную капеллу Абхазии, руководимую народной артисткой Адыгейской республики Норой Аджинджал, при неизменном участии и наших ведущих солистов Абхазской Государственной Филармонии: певцов — заслуженных артистов республики Мананы Шамба и Вили Чакмачипа, а также Родиона Хагба, заслуженного артиста Абхазии виолончелиста Г.Татевосян и пианисток — заслуженной артистки Абхазии А.Отрба, Н.Бжания и Г.Авидзба, а также Государственный симфонический оркестр, руководимый заслуженными деятелями искусств Абхазии А.Д.Хагба и В.М.Айба. В Пицундском зале музыканты Абхазии имеют возможность демонстрировать свое музыкальное мастерство.

В 1997 году, учитывая сложные условия существования Пицундского концертного зала, Президент Республики Абхазия Владислав Григорьевич Ардзинба издал распоряжение, согласно которому орган передавался на баланс Пицундского концертного зала, директором которого была назначена Марина Николаевна Шамба.

В том же году был произведен посильный годовой ремонт органа, причем большую помощь оказали Премьер-министр Республики Абхазия Сергей Васильевич Багапш, Глава администрации Гагрского района Руслан Назимович Язычба и другие местные руководители.
С 26 по 30 июня 2001 года в Абхазии прошел очередной международный фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказу». Его организатор — Координационный совет по культуре при Ассоциации взаимодействия субъектов Южного Федерального округа «Северный Кавказ» решил в тот год провести его в Абхазии. В нем приняли участие более 100 исполнителей из многих городов Российской Федерации, пели и наши талантливые соотечественники, солисты московских оперных театров Хибла Герзмаа, Алиса Гицба, Гурам Квициния. С большим успехом выступили и органисты Н.Малина и Л.Голуб (Москва), М.Павалий (Краснодар) и М.Шамба.

С 2002 года по инициативе уроженки Абхазии лауреата международных конкурсов, выпускницы Московской консерватории ныне народной артистки Абхазии и заслуженной артистки РФ певицы Хиблы Герзмаа в Пицунде стали проводиться музыкальные фестивали с участием солистов Московского государственного академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В этих праздниках искусства принимают участие также известные музыканты из республик Северного Кавказа, Москвы, Петербурга, Ростова, Барнаула, Казани, Киева, Донецка и других городов России и Украины.
В них принимала активное участие и другая наша прославленная соотечественница, талантливая певица, дипломант нескольких международных конкурсов, ныне заслуженная артистка РФ, солистка Московского музыкального театра «Геликон-Опера» Алиса гицба и другой наш соотечественник дирижер Н.Чанба; известный оркестр из Москвы «Музыка-вива» и др. Возобновились и прерванные войной ежегодные сольные концерты всемирно известного виолончелиста и органиста А.Князева и его выступления с дирижером проф. Н.Чанба и хоровой капеллой Абхазии. Особо хочется отметить концерт, данный в 2006 году всемирно известной певицей Еленой Образцовой совместно с Хиблой Герзмаа. Вел концерт известный музыковед Святослав Бэлза.

В день 30-летнего юбилея по инициативе директора концертного зала органистки, ныне народной артистки Республики Абхазия М.Н.Шамба было положено начало возрождению в этом концертном зале традиции проведения фестивалей органной музыки.

Несмотря на все сложности, в последние годы благодаря усилиям наших замечательных музыкантов и поддержке руководства республики, пицундский концертный зал вновь ожил. Но все же главная заслуга в том, что Пицунда вновь обретает славу одного из центров музыкальной жизни, принадлежит самому пицундскому органу.
Заканчивая очерк, хочется напомнить, что орган — это не только самый сложный, самый совершенный инструмент из всех существующих, но инструмент, имеющий «огромное значение не только в истории искусств вообще, не только в истории музыки в частности, но и в общей истории развития культуры…» и высокого вкуса.

М.К.Инал-Ипа (Хотелашвили)
Заведующая Отделом древней истории и археологии
Абхазского Государственного музея

ДИСПОЗИЦИЯ ПИЦУНДСКОГО ОРГАНА

HR
1. Bordun 16?
2. Prinzipal 8?
3. Rohrfl…te 8?
4. Dulzfl…te 8?
5. Oktave 4?
6. Gemshorn 4?
7. Quinte 2 2/3?
8. Oktave 2?
9. Gro?-Mixtur 6f
10. Klein-Mixtur 4f
11. Fagott 16?
12. Trompete 8?
13. II/ I
14. III/1

Pedal
15. Prinzipal 16?
16. Subba B 16?
17. Quinte 10 2/3?
18. Oktave 8?
19. Spizfl,te 8?
20. Babaliquot 4f
21.Choralba? 4?
22. Flachfl,te 2?
23. Rauschpfeife 4f
24. Mixtur 5f
25. Posaune 16?
26. Trompete 8?
27. Clairon 4?
28. I/P
29. II/P
30. III/P

III — Maнуал
31. Prinzipal 8?
32. Gedakt 8?
33. Quintadena 8?
34. Oktave 4?
35. Rohfl,te 4?
36. Nass at 2 2/3?
37. Oktave 2?
38. Terz 1 3/5?
39. Quinte 1 1/3?
40. Oktave 1?
41. Scharff 3-4 f
42. Musette 8?
43. Tremulant

II — Мануал
44. Quintadena 16?
45. Koppelfl,te 8?
46. Viola di Gamba 8?
47. Prinzipal 4?
48. Nachthorn 4?
49. Trichterpfeise 4?
50. Sesquialtera 2f
51. Waldfl,te 2?
52. Siffl,te 1?
53. Oberton 3f
54. Mixtur 5f
55. Cymbel 3f
56. Dulzian 16?
57. Schalmei 8?
58. Tremulant
59. III/II

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПИЦУНДСКОГО ОРГАНА

Труб у органа — более 4,5 тысяч.
Трактура — механическая.
Включение регистров — электрическое
Высота органа — 11 метров.
Вес органа — 20 тонн.

Нет связанных постов

Храм в городе Пицунде известен не только благодаря своей интереснейшей истории, но и органу, послушать который приезжают как туристы, так и местные жители со всей округи. В этой публикации мы расскажем о достопримечательностях этого города, которые удивят каждого путешественника.

История города

История города Питиунта, который ранее стоял там, где сейчас находится современная Пицунда, начинается с основания купцами греческого происхождения. Еще во II столетии нашей эры римлянами здесь было построено оборонительное сооружение с помощью наиболее современных в тот период технологий. Уже в IV столетии территория была дополнена древнехристианским храмом - базиликой.

Пицундский храм

В конце V - начале VI столетия храм-базилику украшали с помощью великолепной расписной мозаики, которая состояла из узоров и рисунков с различными замысловатыми сюжетами. Юстиниану Первому, который властвовал в то время над Пицундой (VI век), хотелось придать Питиусу статус важной со стратегической точки зрения крепости кавказского черноморского побережья. В VI столетии на территории сооружения там, где стоял уже в тот период обветшалый храм, согласно его приказам возвели здание нового еще более величественного храма. 541 год был отмечен первым в истории крещением абхазов, и именно на этом месте была расположена епископская кафедра. Остатки некоторых средневековых церквей в Пицундском комплексе обнаружили археологи в середине прошлого столетия. Когда уже Абхазское царство достигло эпохи своего расцвета, в IX-X вв. соорудили новую церковь, которая была построена с использованием кирпичей.

В XVI столетии Пицундский храм был обновлен, а на территории западного крыла возвели усыпальницу с богато расписанными стенами и узорчатым потолком. Уже в XVII веке во время угрозы турецкой атаки, абхазские католикосы перенесли свою кафедру в грузинский город Гелати. Здание собора оказалось заброшенным, однако, как и прежде, местные и иностранцы приходили давать клятвенные обеты в Пицундский храм. История его на этом не закончилась. На его территории останавливалось запорожское войско на пути к турецким землям. В XIX веке храм снова освятили и реконструировали. Здание часовни, которое находилось неподалеку от него, было построено новоафонскими монахами с помощью остатков, которые хорошо сохранились. На сегодняшний день уже 25 лет на ее территории проходят службы. Новоафонские священнослужители проводят литургию, а также крестят местных.

Орган в Пицундском храме

В 1975 году в церкви установили орган, который создала фирма Щуке в Потсдаме. Кроме того, тогда же было отстроено помещение концертного зала. И до сих пор в древнем здании собора можно услышать произведения, который написал И. С. Бах и другие великие композиторы. Здесь проводятся концерты абхазских и российских артистов, которые собирают тех, кто любит академическую музыку. Церковная сцена и территория древней постройки каждый год приглашает на фестиваль «Хибла Герзмаву» членов Московского камерного оркестра Мьюзика Вива, которым управляет Александр Рудин, а также Камерного оркестра при московской консерватории под управлением дирижера Феликса Коробова. Здесь звучат произведения в исполнении Елены Образцовой, знаменитого пианиста Дениса Мацуева, оркестра «Виртуозы Москвы» с во главе и других известных артистов, исполняющих классическую музыку. Святослав Бэлз - несменный ведущий фестивальных выступлений вот уже который год. Кроме того, он является известным российский музыковедом.

Спорный вопрос

Шесть лет назад, в 2010 году, абхазское общество обсуждало спорные моменты насчет органа в Пицундском храме. Члены епархии заверяли властей, что собор является резиденцией старого епископата, а потому инструмент следует перенести. Однако из-за влияния мнения общества вопрос Пицундского храма отложили. В бюджете предусмотрели больше ста тысяч евро для капитального ремонта органа. Этот момент свидетельствовал о том, что вопрос переноса инструмента в какую-то другую будущую постройку откладывается. Собственно, как и возвращение епископату древнего Пицундского храма. Орган является уникальным на территории На его защиту встало большое количество известных музыкантов, включая всех лучших органистов, а также таких знаменитых представителей искусства, как Елена Образцова, В. Спиваков и Х. Герзмава.

В Государственный концертный зал в Пицундской церкви пришли специалисты, чтобы отремонтировать орган. Это происходило в 2011 году под руководством той самой фирмы из Потсдама. Инструмент создал один из наиболее известных мастеров в немецком классическом органостроении - Ганс Иохаим Щуке.

Знаменитые музыканты, дававшие концерты в органном зале

Концерты в Пицундском храме с тех пор, как был открыт зал, давали члены абхазской Государственной капеллы, которой руководила Народная артистка республики Адыгеи Нора Аджинджал, а также присутствовали ведущие солисты Государственной Филармонии Абхазии. Выступления проводились при участии следующих музыкантов: Г. Татевосяна, А. Отрбы, Г. Авидзбы; кроме того, представителей Государственного симфонического оркестра под управлением А. Хагбы и В. Айбы, и многих других. В зале Пицундского храма абхазские артисты могут продемонстрировать свой талант. Также это делают и российские музыканты. На концерты приходит большое количество отдыхающих, которые съезжаются сюда послушать произведения классических композиторов, а также местные жители.

Расписание концертов

На сегодняшний день в соборе играют как приглашенные артисты, дающие концерты, которые можно увидеть на афишах, так и постоянные музыканты. Одним из них является Лука Гаделия, который играет в церкви как один из участников камерного оркестра каждый четверг. Также музыку в его исполнении можно услышать сольно в воскресенье, если прийти в Пицундский храм (расписание воскресных концертов постоянное - начало выступления в 17 часов).