Перевод мантры ом намах шивайя. Мантра Ом Намах Шивайя – одна из самых древних и значимых мантр в индуизме

Ом намах Шивая (oṃ namah śivāya). Основная мантра Шивы

Поклонение Благому - одна из важнейших мантр в индуизме. Наравне с Гаятри и Махамритьюмджайа-мантрой является одной из древнейших мантр индуизма - впервые встречается в Кришна Яджур - веде (Тайттирия-самхита,4,5,6) в гимне “ Шри Рудракам-чамакам “. Часто называют Панчакшара-мантрой-мантрой пяти слогов- na-maḥ-śi-vā-ya. Другое название - Агхора-мантра -мантра бесстрашия. Когда мантра читается вместе с “Ом” ,то тогда она называется шадакшара-мантрой-мантрой шести слогов.
Панчакшара-мантра является основной и самой священной мантрой для всех школ Шиваизма, как прошлого, так и настоящего. О её смысле и значении написаны тома исследований. Считается, что в её пять слогов заключено всё мироздание. Существует два основных толкования этой мантры: Толкование джняни: слово “намах “ обозначает ограниченную человеческую душу (дживу),слово “шива “ обозначает Мировой Дух (Параматман). Окончание “ йа “ указывает на идентичность Дживы и Параматмана. Слог “Ом” символизирует разрушение Майи-иллюзии.
Толкование бхакти. Слог “ом “ означает “весь мир,живой и неживой”. Слово “намах “- это сокращение от “намама “- “не мой” , “не для меня “. Слово “шивайа” означает “для Шивы “.Мантра в целом переводится так: весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня,а для Шивы.
Хотя она и имеет прямой перевод-Поклонение Благому, её основное значение заключается не в словах,а в звуках, её составляющих, которые в свою очередь, связываются с пятью первоэлементами(землёй,водой,огнём,воздухом и акашей) и ипостасью шивы - Панчамукха или Панчанана (Обладающий Пятью Ликами).
Шиваизм, также как и вообще Индуизм, считает, что вселенная сосоит из вибраций, а вибраци порождают формы-так, имя Шивы в Панчакшара-мантре порождает Шиву в ипостаси Махишевары.
Панчакшара-мантра является одной из немногих мантр в индуизме, для которой не обязательна предварительная дикша(посвящение)-хотя отдельные школы в шиваизме настаивают на его необходимости.
Её можно читать вслух, шёпотом и мысленно в любое время суток.
Панчакшара-мантра бывает нескольких видов:
Стхула-Панчакшара—Намах Шивая
Сукшма-Панчакшара—Шивайя-Намах
Карана-Панчакшара—Шивайя-Шива
Махакарана-Панчакшара—Шивайя
Махаману-Панчакшара или Мукти-Панчакшара—Ши
В своей трилогии «Катехезис Индуизма» Шивая Субрамуниясвами пишет:
«Намах Шивайя» — одна из главных ведических мантр. Она означает «поклонение Шиве» и называется паньчакшара (пятибуквенной)-мантрой. В её небесных звуках содержится интуитивное знание шиваизма. Аум.
«Намах Шивайя» — это самое святое из имен Бога Шивы, записанное в самой сердцевине Вед и разъясненное в Шайва-агамах. На есть сокрывающая милость Бога, Ма — это мир, Ши означает Шиву, Ва — Его милость откровения, Йя — это душа. Пять элементов также воплощены в этой древней формуле для призывания Бога. На — это земля, Ма — вода, Ши — огонь, Ва — воздух, а Йя — эфир, или акаша. Значений этой мантры очень много. «Намах Шивайя» имеет такую силу, что даже простое произнесение этих слогов обязательно сыграет свою роль в спасении души от уз предательского инстинктивного ума и стальных оков изощренного внешнего интеллекта. «Намах Шивайя» обуздывает инстинкт, разрывает стальные оковы и разворачивает этот интеллект вовнутрь и на себя самого, чтобы он мог посмотреть на себя и увидеть свое невежество. Мудрые провозглашают, что мантра — это жизнь, мантра — это действие, мантра — это любовь, а повторение мантры, джапа, производит эффект взрыва мудрости изнутри. В святой книге «Натчинтанай» объявляется: «Намах Шивайя» — это, воистину, и Агама, и Веда. «Намах Шивайя» представляет все мантры и тантры. «Намах Шивайя» — это наши души, наши тела и наше имущество. Мантра «Намах Шивайя» стала нашей надежной защитой". Аум Намах Шивайя
Те, кто посвящены в Паньчакшара-мантру (Аум намах Шивая) обладают преимуществом, так как повторение этой мантры приведет их к прямому видению совершенной Вселенной Господа Шивы и они сами станут сплавом веданты и сиддханты.

Http://www.yoga-centr.yaroslavl.ru/shiva.html

Ши́ва (санскр. शिव, śiva IAST, «благой», «милостивый») — в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидания); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом Брахмой и поддержателем Вишну. Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара. Основная мантра Шивы «Ом намах Шивая», впервые в Ведах встречается в гимне «Яджур-веды» «Шатарудрия» или «Гимн ста Рудрам».
Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути).

Звук «Ом» является самым священным звуком в . Помимо олицетворения индуистской божественной троицы, он, сам по себе, является наивысшей , символизируя собой (высшую реальность) и как таковую. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание , Поддержание и Разрушение — категории и . Считается также, что три звука символизируют три уровня существования — (сварга ), землю (мартья ) и подземное царство (патала ). Они также символизируют три состояния сознания — грезу , сон и явь , — три времени суток и три способности человека: желание, знание и действие.

В Ведах звук «Ом» является звуком Солнца и света. Он символизирует собой движение вверх, приближение души к высшим сферам.

Священное значение мантры «Ом» в индуизме трудно переоценить. Практически все священные тексты индуистской и ведической традиции начинались и заканчивались этим звуком.

Мантра «ом» как самостоятельно, так и в составе других и дхарани часто используется в .

«ОМ Намах Шивайа» — одна из главных ведических и тантрических мантр. Её буквальный перевод - «поклонение Благому (Шиве)» и называется она панчакшара (пятислоговой) — мантрой. В её трансцендентных звуках содержится интуитивное знание Каула-дхармы. «Намах Шивайа» записана в самой сердцевине Вед — в знаменитом гимне «Рудрам» (Шатарудрия) Яджурведы и разъяснена в Агамах. Пять первоэлементов воплощены в этой Великой мантре. «На» — это земля, «Ма» — вода, «Ши» — огонь, «Ва» — воздух, а «Йа» — эфир. Три слова «Ом Намах Шивайа» символизируют Шиву, Шакти и Дживу, пребывающих в неразрывном единстве, или Куле — Изначальной Семье. Брахма (созидание), Вишну (сохранение), Рудра (разрушение), три гуны материальной природы также воплощены в этой мантре. Её значений очень много. Подобно тому, как дерево присутствует в маленьком семени, также и великий Абсолют присутствует в этой махамантре, а с Ним — и всё сущее в тонкой форме.

Махамантра «Ом Намах Шивайа» — это две формы Абсолюта в форме звука: грубая и тонкая. Слог «Ом» - тонкая, а «Намах Шивайа» — грубая форма, выражающие соответственно непроявленный и проявленный аспекты Абсолюта. В этой махамантре одновременно представлены трансцендентный и имманентный аспекты Единой Реальности. И Шива и Шакти вместе присутствуют в этой великой мантре.

Это основная и обязательная для повторения мантра, для всех людей, независимо от расы, пола и вероисповедания. Её многократно повторяют по чёткам, воспевают во время Богослужений, на различные мелодии, используют как объект медитации и как основную формулу в процессе Линга-Пуджи.

Для джапы махамантры используются чётки из 108-ми бусин (с дополнительной 109-ой разделительной бусиной - обычно более крупной в сравнении с остальными). Чётки используются для подсчёта количества повторений мантры. Повторённая 108 раз подряд мантра составляет один «круг» джапы. Общее количество ежедневно повторяемых «кругов» зависит от личного желания практикующего. Обычно используются чётки из зёрен рудракши (растения Eleocarpus ganitrus), но при необходимости чётки можно изготовить из любого подручного материала.

Есть три основных способа повторения махамантры: вслух, шёпотом и в уме. Для начинающих самым легким способом достижения концентрации является громкое повторение. Громкое повторение помогает быстрее дисциплинировать мысли, вспоминать, визуализировать символы мантры. Громкое повторение нейтрализует звуки, которые могут помешать. Не следует прерывать мантру дыханием на полуслове. Необходимо следить за правильным произношением мантры. Нужно быть очень внимательным, чтобы произносить мантру как следует, не искажая её звучания и не глотая слова. Получив достаточный опыт громкого повторения, можно успешно практиковать и повторение шёпотом, но если ум очень беспокоен, то это может быть сопряжено с определёнными трудностями. Мысленное повторение - наиболее трудный, равно как и самый эффективный вид джапы. Но такое повторение становится возможным только после достаточно длительной практики двух вышеописанных способов. Очень полезно во время джапы визуализировать в области сердца светящийся Шивалингам.

Само слово «мантра» означает «защита ума». При многократном повторении мантра пробуждает в уме способность воспринять тончайшие вибрации Абсолюта как Звука. Без интенсивной практики джапы это попросту невозможно. Регулярно повторяющий мантру ум сам становится мантрой и, следовательно, своего рода зеркалом, в котором можно увидеть своё Истинное, Высшее «Я» - Шиву, Душу своей души.

Повторять махамантру «Ом намах Шивайа» можно где угодно, когда угодно и сколько угодно. Однако соблюдение определённых правил сделает эту практику более эффективной. Правил этих достаточно много и описание их всех выходит за тематические рамки данной работы, но самое основное из них - постоянство. Ни в коем случае нельзя снижать количество выполняемых ежедневно повторений.

Пять слогов этой мантры соответствуют пяти силам, пяти ликам Всевышнего Шивы (творение, поддержание, разрушение, сокрытие и спасение - освобождение). Великая шести-слоговая Махамантра рождается путем прибавления вначале пранавы ОМ, выражающей Высшую, непроявленную и непостижимую сущность. ОМ обращен к Парашиве, тогда как Намах Шивайя - к проявленному Шиве, единому со своей Шакти. Поэтому повторяя эту мантру, мы постигаем Бога одновременно и проявленным и непроявленным, личным и безличным, выразимым и невыразимым. Это лучшая из молитв. Сила ее так велика, гласит Шива-пурана, что с ее помощью можно разрушить в мгновение весь мир и в мгновение воссоздать его заново. С помощью этой мантры достигается господство над пятью чувствами, пятью элементами Космоса, пятью силами Ишвары. Но полной властью и силой этой мантры обладает лишь только Сам Шива…………

Одной из семи основных религий является индуизм. Он занимает 3-е место по своей масштабности. По верованию индуистов, существует 330 богов, главным из которых является Брахма. Самая известная мантра Ом Намах Шивайя - поклонение божеству-разрушителю Шиве. Шивайя читается перед значимыми событиями и может быть использована как ежедневная практика духовного развития. Рассмотрим, что значат слова мантры и для чего она предназначена.

Мантра Шивайя читается перед значительными событиями

Основные обозначения

Мантра представляет собой аналог западной молитвы и заклинания одновременно. В индуистских учениях человек является неотъемлемой частью Вселенной. Посредством духовного развития производится контроль над телесной оболочкой. Любой классический текст мантры взят из Вед – священного писания. Каждая из мантр имеет свое значение.

Всего выделяют 5 разновидностей священных песнопений:

  1. Дхьяна-мантры предназначены для медитации. Смысл этого песнопения в формировании образа божества в подсознании практикующего с целью попросить его о чем-то.
  2. Биджа-мантра - основа, положенная во все песнопения, взятые из Вед.
  3. Стотры - молитвы-прославления божествам, читаемые в храмах.
  4. Пранама-мантра - молитва-поклонение божеству, духовному наставнику.
  5. Гаятри-мантра. Овладеть священным песнопением этого типа могут только избранные ученики, получившие его в дар от своего наставника с целью перехода на новый уровень духовности.

Если разбираться в переводе самого слова «мантра», то с санскритского оно означает «освобождение ума». Стандартная мантра представляет из себя один или несколько звуков, которые являются выражением бесконечности, поэтому правильно произнесенные слова могут подарить освобождение души.

Мантру нужно расценивать как ведический или буддийский гимн. В мантрах, написанных на санскрите, каждый звук и даже намек на звучание является символом, несущим глубоко религиозную нагрузку, скрывающим сакральный смысл.

Человек является частью Вселенной, которая прекрасно слышит и чувствует состояние каждого. Обращаются к Вселенной посредством мантр, представляющих собой вибрации Вселенной. Их прочтение является сложной задачей, звуки нельзя искажать или произносить, как вздумается, иначе Вселенная вас неправильно поймет.

Понятие о Шиве

Ом Намах Шивайя является молитвой Шиве. Его называют великим разрушителем, потому как он может создать Вселенную и разрушить ее. Шива - это божество, которое будет существовать вечно, даже если Вселенной не будет. Мир в один прекрасный момент найдет свой конец, а Шива поможет обрести этому концу логическое разрешение. На изображениях божества, выше уровня его глаз располагается 3 черты. Это означает, что каждому придется разрушить в своей жизни 3 порока.

  1. Эгоизм.
  2. Карму.
  3. Иллюзию.

Хотя главенствующим богом в пантеоне является Брахма, Шива превосходит его по силе и энергии. Несмотря на фатальность образа, в индуизме разрушение является началом нового, зарождением следующего жизненного цикла.

Мантра Шивайя на санскрите

История возникновения йоги

В широком смысле слова йога означает комплекс мероприятий, духовных и физических, предназначенных управлять психофизиологическими состояниями с целью познать себя и возвыситься над бренными вещами, которые отвлекают от истинной цели. Учение возникло настолько давно, что до сих пор неизвестны имена людей, которые развивали его в древности.

Мифы и легенды утверждают, что йога зародилась в Арктиде, одном из самых старых государств, которое располагалось на материке, соединяющем нынешнюю Америку и Евразию. Огромное цунами поглотило империю, а уцелевшие жители стали распространять свое учение среди других народов.

На протяжении всего периода развития йога была и остается по большей части духовной практикой. Некоторые методы воздействия физическим путем в нее включены, но каждая из них имеет своей целью очистить сознание, вывести его за пределы телесной оболочки.

В средневековье зародилась хатха-йога, которая является наиболее близкой к современной йоге. Практики сосредотачивались больше на очищении организма.

В хатха-йоге было увеличено количество сидячих поз, а также были добавлены несколько асан на укрепление тела.

К европейцам йога пришла в 19 веке. С течением времени она прошла трансформацию от духовной практики к физической. Современная йога является точкой соприкосновения учений Запада и Востока, новейшей трактовкой философии древних индуистов.

Йога представляет собой комплекс духовных и физических упражнений

Значение мантры

Наиболее точно значение мантры Шивайя отображает перевод: «весь, мир, все живое и мертвое не принадлежит мне, все это предназначается для Шивы». Каждая школа индуизма преподносит значение Ом Намах Шивайя по-своему. В индуистской практике опытный йог-наставник передает своим ученикам знания и мантры не посредством слов, а посредством духовного учения. Более важным в мантрах Шивайя является не смысл слов, хотя точной интерпретации отводится огромное значение, а совокупность сочетания звуковых колебаний.

По мнению великих практиков, Ом Намах Шивайя наделена разрушительной силой, способной не просто уничтожить, но и воссоздать новое, чистое из пепла.

Смысл этих слов таков, что человек должен узреть свое естество, осознать, кем он является во Вселенной, увидеть свои пороки и убить их, перейдя на новый уровень духовности.

Ученикам следует осознать, что весь окружающий мир, это просто иллюзорная картинка, от которой следует отказаться. Все терзания, боль, желания не будут досаждать душе в реальном мире Света и Духа.

Ом Намах Шивайя - это комбинация звуков, которые олицетворяют Шиву, Дживу, Шакти. Они являются представителями единой, неразделимой Изначальной семьи.

Сакральный символизм

Ом Намах Шивайя - шестислоговое священное песнопение. Каждый слог имеет свой сакральный смысл, который усматривается в буквальном переводе.

  1. Ом – преклонение перед Благим.
  2. На – земля.
  3. Мах – вода.
  4. Ши – пламя.
  5. Ва – воздушное пространство.
  6. Йа – эфир.

Каждый из этих пяти элементов олицетворяет состояние ликов Шивы: сотворение, поддержание, уничтожение, сокрытие, избавление. Эти слова являют собой образы и смысл мироздания в целом.

Мантра Ом, известная как Пранава мантра является источником всех священных песнопений. Если ссылаться на тексты, написанные йогами, Ом символизирует третий глаз. Главный бог - Брахма, и его первоначальное проявление выражается в Ом. Это и является причиной того, что Ом используется в качестве префиксально-суффиксального дополнения во всех остальных мантрах.

В мистических писаниях, связываемых с Ведантами, Ом упоминается в значении мистического слога, символической абстракции духовных понятий. Существует предположение, что слог читается, как АУМ, где каждая из трех букв отвечает одному из этапов творения космоса.

Правила прочтения

Искренняя вера творит чудеса. Индуисты свято верят в то, что прочтение Ом Намах Шивайя помогает избавить сознание от греховных помыслов, отказаться от вредных привычек, открывает перед человеком новые горизонты.

Особых рекомендаций и критериев выполнения Ом Намах Шивайя не существует. Практика может совершаться в любое время суток и в любом месте. Стоит учитывать уровень подготовки. Начинающие практики читают мантры только дома вслух или повторяют за диктором запись. Сложно прогнать все мысли из головы и монотонно повторять одни и те же слова. С первого раза может не получиться. Не забывайте стабилизировать свое дыхание. Более продвинутые практики читают слова шепотом или про себя.

Одно правило должно выполняться обязательно: один круг повторений составляет 108 раз. Практик должен повторить мантру 108 раз за сутки. Таких кругов можно сделать неограниченное количество.

Заключительная часть

Ом Намах Шивайя - одно из самых старых молитвенных песнопений индуистов, дошедших до наших дней. Его глубокий смысл раскрывается в самых разных ипостасях. Читается мантра регулярно, в любое время дня и ночи. Оптимальным временем для практики является 4 часа утра. В этот момент начинает просыпаться солнце, запускаются все процессы во Вселенной. Мантра помогает очистить разум от негативных мыслей и сосредоточить его на достижении важных целей, отбросив ненужные терзания. Ученик, который сможет познать весь смысл погружения в себя, сможет достичь высот в саморазвитии.

«ОМ НАМАХ ШИВАЯ» - важнейшая мантра Вед, это Великая Мантра (махамантра) учения Тантры. Буквально она означает: « Ом. Поклонение Благому (Шиве)! » В «Вайю пуране» говорится:
«Среди различных источников Истинного Знания шрути, т.е. Веды – наивысший, а в Ведах гимн «Рудрам» - высший, а в этом гимне пятислоговая мантра «ОМ НАМАХ ШИВАЯ» - высшая, а в этой махамантре два слога «ШИ-ВА» известны как наивысшие».

Гимн «Рудрам» наиболее древний из ведических текстов, он входит в «Яджур-Веду» и считается самым главным её гимном, в нём впервые встречается пятислоговая мантра «ОМ НАМАХ ШИВАЯ».

Исключительный авторитет махамантры Шивы подтверждается Ведами, Смирити, Пуранами и Агамами (тантрами), а также словами великих святых, йогинов и Учителей.
« В восхитительном речении «ОМ НАМАХ ШИВАЯ» представлено знание всех Вед в тонкой форме. Подобно тому, как священное фиговое дерево присутствует в маленьком семени…Великий Абсолют присутствует в этом высочайшем и славном речении, а с ним и все сущее в тонкой форме».

В «Шива-Маха-Пуране» Шива говорит о великой мантре:

«Все Веды и все прочие мантры появились из нее. Различные вещи достигаются с помощью различных мантр, но только с помощью слога «ОМ» достигается всё. Благодаря этой корневой (Мула-мантре) достигаются все наслаждения и конечное Освобождение…
Пятислоговая мантра Шивы – это грубая пранава, т.е. более развёрнутый слог «ОМ». Можно достичь всех йогических совершенств (сиддхи) и Абсолютной Мудрости с помощью джапы (повторения) пятислоговой мантры».

Один из великих святых Индии так наставлял своих учеников:
«Всё в этом мире – Имя Бога, отражённое во всех формах. Только оно может помочь человеческой душе познать Душу Вселенной (Параматму). В реальности нет различий между именем и формой, вибрацией и образом. Они нераздельны, если есть звук, то есть и образ, если есть форма, то есть и её звучание (ритм).

Ключ к Истине в форме высшего Звука (Слова)

Постоянно повторяя имя Бога – станешь наполненным Богом. Так образ Бога и читающий мантру человек становятся Единым Целым. Имя и есть Сам Бог. Проникнув в тайну имени, проникнув в тайну звука, познаешь тайную Сущность Божества в самом себе.
Чтобы достичь высшей цели, лучшее упражнение – постоянная Нама-джапа или повторение Святого Имени. Преданные души всегда повторяют имя Бога, это единственный корабль на котором можно пересечь океан иллюзорного существования. Это единственный путь к духовному и материальному благополучию, это преодоление всех препятствий, это наиболее легкая форма любой садханы (практики). Повторение Имени Бога с верой и преданностью приводит к наивысшему счастью».

Махамантра «ОМ НАМАХ ШИВАЯ» - это две формы Шабда Брахмана (Абсолюта в форме звука): грубая (стхула) и тонкая (сукшма).
Священный слог «ОМ» - это сукшма пранава Шабда Брахман (тонкая изначальная вибрация), а пятислоговая мантра «НАМАХ ШИВАЯ» - это стхула пранава или грубая форма, выражающая проявленный аспект Абсолюта. Таким образом, две формы пранавы соединены в махамантре «ОМ НАМАХ ШИВАЯ».

Трансцендентальное Сознание

Все миры порождаются Господом Шива и его божественной энергией – Шакти. Шива есть сам Абсолют и трансцендентальное Сознание,
Он Отец всей вселенной и всех населяющих её существ, а Шакти есть Божественная Мать мироздания. Согласно священным тантрам Шива и Шакти сотворили вселенную с помощью пяти фундаментальных энергий (панча-крийя-шакти), которые заключены мистическим образом в пяти слогах махамантры «ОМ НАМАХ ШИВАЯ».

Поэтому, через настойчивое повторение этой великой мантры, практикующий йогин может объединиться со всеми энергиями вселенной и достичь всего, что пожелает, когда раскроет действующую силу мантры.
Мастера йоги, и великие сиддхи говорят, что сила, заключенная в этой мантре превосходит собой энергию миллионов водородных бомб. Обладая всей силой этой мантры, можно разрушить и заново воссоздать всю вселенную. Но полной силой махамантры обладает лишь Великий Господь Парамашива, являющийся не только Творцом, но и Разрушителем вселенной. Даже ничтожно малой части этой энергии достаточно, чтобы преобразить свою жизнь и обрести сиддхи (йогические совершенства).

Сила мантры

Подлинная сила мантры постепенно проявляется при её многократном и внимательном повторении, осознавая скрытый смысл слогов и её внутреннее значение, а также имея при этом определённый духовный настрой (бхаву). Беспорядочная рецитация в состоянии рассеянного ума подобна бормотанию попугая и ни к чему не приведёт.

Каждый слог махамантры «ОМ НАМАХ ШИВАЯ» соответствует одному из духовных миров (измерений бытия), поэтому, через повторение мантры йогин может достичь любого состояния сознания и любого плана существования во вселенной.

На уровне тонкого энергетического тела (пранамайя-коша) каждый слог махамантры соответствует одной из чакр:
ОМ – АДЖНА ЧАКРА
ЙЯ – ВИШУДДХА ЧАКРА
ВА – АНАХАТА ЧАКРА
ШИ – МАНИПУРА ЧАКРА
МАХ – СВАДХИСТАНА ЧАКРА
НА – МУЛАДХАРА ЧАКРА

Джапа (повторение) махамантры «ОМ НАМАХ ШИВАЯ» считается обязательной для всех тантриков шиваитов практикой. Через эту рецитацию они поддерживают непрерывную связь с чистой энергией Господа Шивы, это помогает им преодолевать негативное влияние иллюзии (Майи).
Шива не только Верховный Господь (Парам Ишвара), Бог богов (Махадэва), но также Учитель учителей (Махагуру), Душа всех душ (Параматма), Высший Владыка Тантры и Йоги (Йогешвара), поэтому Он почитается как Парамештхи Гуру – Наивысший Учитель, как внутренняя сущность всех великих духовных учителей вообще. Ради постоянного снискания Его милости и пробуждения в себе состояния Шивы (Шивататтвы) необходимо с искренней преданностью и полной концентрацией сознания постоянно повторять махамантру «ОМ НАМАХ ШИВАЯ».

Теория Учения йоги. Эзотерика Индуизма

Мантра ОМ Намах Шивая (Om Namah Shivaya) состоит из шести слогов – ОМ НА МАХ ШИ ВА ЙЯ. Каждый слог слог активизирует определенные энергетические центры в нашем в то время, как мы медитируем находясь в энергии Господа Шивы. Шиву часто называют как частью индуисткой троицы, ищеющей власть над смертью и разрушением. Шива также считается величайшим из йогов, властелином медитации, и господином всего, самого мистического и таинственного в индуистских практиках. Легенда гласит, что даже священная река Ганг (Ганга) на самом деле является продолжением длинных волос Господа Шивы.

Ом Намах Шивайя, версия 1. Пробуждающая.

Ом намах шивая также известна как большая искупительная мантра, которая означает «Я преклоняюсь перед Господом Шивой». Шива является верховной реальностью и внутренней сущностью. Шива – это имя вашей подлинной идентичности и вашей истинной личности. Согласно индуистской мифологии существует три Бога, которые управляют бесконечностью мироздания. Брахма — кто создает Вселенную, Вишну – тот, кто сохраняет Вселенную, и Шива, который в конце разрушает вселенную. Среди трех божеств, Шива, хотя и считается разрушителем, также символизируют — внутренний мир, который остается без изменений даже после того, как все заканчивается.

В этой мантре повторяющий преклоняет перед Шивой свою истинную сущность.

Ом Намах Шивайя, версия 2. Умиротворящая, со скрипкой и вокалом.

Ом намах шавая является очень мощной мантрой. Как уже было сказано, если эта мантра постоянно вибрирует в вашем сердце, то у вас нет необходимости совершать аскезы, чтобы медитировать или практиковать йогу. Чтобы повторять эту мантру вам не нужны никакие ритуалы или церемонии, вам лишь следует повторять ее, по возможности, в подходящее время, или в удобном вам месте. Эта мантра освобождает от любых ограничений. Ее может повторять и молодой и старый, и богач и бедняк, и не важно в каком состоянии находится человек, эта мантра будет очищать его.

Ом Намах Шивайя, версия 3. Сострадающая и очищающая.

Как повторять мантру «Ом намах Шивая»

Можно включить любую их версий мантры, и напевать ее слова вслух или про себя. Еще один способ повторять мантру без музыки, в процессе самосозерцания. Сядьте в удобную позу, где-нибудь в спокойном месте. Начните повторять мантру про себя или с умеренной громкостью и скоростью, как вы обычно говорите:

— «Ом намах Шивая»

— «Ом намах Шивая»

— «Ом намах Шивая»

Повторять мантру надо с полным осознанием ее значения. Повторите — «Ом намах Шивая»
с чувством, что вы преклоняетесь перед Господом Шивой — вашим истинным внутренним миром.
Повторяйте эту мантру с уважением и полным погружением.

Ваше внутреннее «я» — это форма Бога внутри в вас. Так как вы говорите: «Ом намах Шивая», т. е. «низкий поклон Шиве» — вы на самом деле кланяетесь Великому и Всемогущему Богу. Повторение имени Бога равносильно объединению с его существом. Когда вы произностие своими устами имя Господа, вы ощущаете Бога внутри себя. Просто повторяйте эту мантру со всей верой и божественным настроем, и увидите, как мощные фонетические колебания начнут делать для Вас чудо.

Ом Намах Шивайя, версия 4. Чистая и любящая.

40 дневная практика повторения мантры Ом Намах Шивайя

Практика повторения мантры Ом Намах Шивайя в течение 40 дней широко известна и признана очень благоприятной как на востоке, так и на западе с древних времен. Традиционный способ следования расширенной практике Ом намах Шивайя мантры заключается в том, чтобы выбрать количество повторений в день, и делать его регулярно в течение 40 дней, в одно и тоже время. Ум любит осознавать начало и конец, а сознание стремится к чувству завершенности. Ваш разум будет находить утешение, зная, когда и в какое время вы будете заниматься этой практикой, и самое важное не практиковать мантру путем простого механического повторения, а стремиться делать это с чувством и осознанием.

Ом намах Шивая (oṃ namah śivāya IAST Деванагари: ॐ नमः शिवाय, Каннада: ಓಂ ನಮಃ ಶಿವಾಯ, Малаялам: ഓം നമഃ ശിവായ, Тамильский: ஓம் நம சிவாய, Телугу: ఓం నమః శివాయ, Бенгали: ওঁ নমঃ শিবায়, Гуджарати: ૐ નમઃ શિવાય, Пенджаби: ਓਮ ਨਮ ਸ਼ਿਵਾਯ Ом. Поклонение Благому) - одна из важнейших мантр в индуизме. Мантру Ом намах Шивая часто называют Панчакшара-мантрой (पञ्चक्षरमन्त्र - мантрой пять слогов) - na-maḥ-śi-vā-ya. Другое название - Агхора-мантра (अघोर मन्त्र - мантра бесстрашия). Когда мантра читается вместе с «Ом», то тогда она называется Шадакшара-мантрой - мантрой шести слогов.

Ом Намах Шивайя, версия 5. Традиционная , с национальными инструментами (You Tube Link)

Панчакшара-мантра является основной и самой священной мантрой для всех школ Шиваизма, как прошлого, так и настоящего. О её смысле и значении написаны тома исследований. Считается, что в её пять слогов заключено всё мироздание. Существует два основных толкования этой мантры:
Толкование джняни. Слово «намах» (नमः) обозначает ограниченную человеческую душу (дживу, जिव). Слово «шива» (शिव) обозначает Мировой Дух (Параматман). Окончание «йа» (य) указывает на идентичность Дживы и Параматмана. Слог Ом (ॐ) символизирует разрушение Майи - иллюзии.
Толкование бхакти. Слог «ом» (ॐ) означает «весь мир, живой и неживой». Слово «намах» (नमः) - это сокращение от «намама» (न मम) - «не мой», «не для меня». Слово «шивайа» (शिवाय) означает «для Шивы». Мантра в целом переводится так: весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы.
Хотя она и имеет прямой перевод - Поклонение Благому, - её основное значение заключается не в словах, а в звуках, её составляющих, которые, в свою очередь, связываются с пятью перво-элементами (землёй, водой, огнём, воздухом и акашей) и ипостасью Шивы - Панчамукха или Панчанана ([Обладающий] Пятью ликами).

Ом Намах Шивайя, версия 6. Открывающая сердца.

Имя Шива происходит от санскритского слова, означающего «благой», «добрый» или «дружелюбный». Многообразие аспектов Шивы представлено во многих его именах. Так, индусский священный текст, называемый «Шива Пурана», приводит 1008 имён Шивы. Одно из них – Шамбху, что означает «великодушный» или «приносящий счастье». Другое имя – Шанкара означает «дарующий радость» или «благотворный». Как Махадева, он – «великий бог». Ишвара (Владыка) – имя Шивы, означающее, что Он обладает всей славой, присущей Божественному. И мантра Ом намах Шивая позволяет обратиться сразу ко всем его именам.

Шива - бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо. Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет. Считалось, что в качестве Натараджи, «царя танца», Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос.

Шива является примером великого терпения и выдержки. Он удерживает в горле яд, который, по легенде, он выпил, чтобы этот яд не отравил всё живое на земле. А на голове Он носит благословенную Луну, которую все встречают с радостью. Повторяя мантру Ом намах Шивая, человеку необходимо извлекать из этого урок: он не должен выплёскивать на других свои дурные качества и склонности, а всё полезное и доброе, чем владеет, ему следует использовать во благо других.

Ом Намах Шивайя, версия 7. Зажигающий киртан переходящий в танец

Характеристика танца Шивы: Развивающиеся в движении волосы указывают на неиссякаемую энергию бога. В ногах Шивы лежит карлик, как олицетворение злых сил и человеческого неведения. Присутствие нимба Тирувази говорит о наличии вселенского влияния бога. В правой руке Шивы расположен дамару - маленький барабан, символизирующий пробуждение всего мира и заинтересованность жизни. Левая рука делает жест, характеризующий божье благословение и всяческое одобрение. В этой же руке, соприкасающейся с нимбом, проглядывается пламя (Агни) - в качестве знака мирского очищения. Расположение второй левой руки (поперек груди)характеризует силу и власть, определяет присутствие отвергнутого и осуждаемого демона. Серьги бога также полны скрытых мотивов. В правом ухе серьга удлинена, что характеризует мужскую половину Шивы, а в левом ухе вставлена обыкновенная круглая серьга, символизирующая женскую половину. Это говорит о двуполости всех божеств. В волосах бога включены кобра и полумесяц - как олицетворение божественности Шивы. Огонь в области лба символизирует третий глаз божества и великую мудрость. Танцуя под музыку мантры Ом намах Шивая, человек очищает себя и наполняется энергией самого Шивы.

Ом Намах Шивайя, версия 8. Инструментальная и заряжающая

Имя Господа Шивы, воспетое любым образом, правильно или неправильно, сознательно или бессознательно, осторожно или беспечно, обязательно даст желаемый результат. Величие имени Господа Шивы невозможно постигнуть путем умственных рассуждений. Имя Шивы определенно может быть испытано или постигнуто с помощью преданности, веры и постоянного повторения Имени и пения гимнов Шиве с бхавой. Каждое из имен Шивы содержит в Себе огромные возможности различных шакти. Могущество Имени несказанно, слава Его неописуема. Действенность имени Господа Шивы и присущая Ему шакти просто невообразимы.

Ом Намах Шивайя, версия 9. Волшебная, поддерживающая

Вероятно, это самый неординарный бог из всех, в котором сплетены аскеза и чувственность во всем многообразии проявлений. Он является собой ту силу, которая может созидать и разрушать, а также дарить милосердие или проявлять жестокость. Образ Шивы – властелина Вселенной, создающего миры посредством танца, – притягателен и красив. Неудивительно, что именно танцующий Шива – Шива Натарджа – стал самым любимым изображением индийских зодчих. В его облике соединяются философия, религия и искусство.

Ом Намах Шивайя, версия 10. Дающая любовь и надежду

Ом Намах Шивайя, версия 11. Для глубокой медитации

Ом Намах Шивайя, версия 12. Согревающая светом

Ом Намах Шивайя, версия 13. Энергичная, гитарная

Ом Намах Шивайя, версия 14. Искренняя и вдохновляющая

Согласно легендам, когда Вишну должен был воплотиться в Раме, он обратился за помощью к Шиве с просьбой, чтобы Шива помог ему - сам бы он не справился. На просьбу Вишну Шива ответил согласием. Эти фрагменты упоминаются в знаменитой мантре-поэме , которая также считается очень благотворной для чтения в некоторых шиваитских даршанах.

Шиву часто изображают четырехруким и трехглазым. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки. Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или «синяя шея»; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана.

Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет. Шива - отец слоноподобного бога Ганеши и воинственного бога Сканды. Ездовое животное Шивы и его слуга - бык Нандин. По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму.

Ом Намах Шивайя, версия 15. Соединяющая мужское и женское начало.

В уме человека, укрепляющего себя в благом, возвышенном мышлении, появляется склонность к благим мыслям. Благие мысли плавят и преобразуют его характер. Когда во время пения гимнов Господу ум сосредоточен на образе Шивы, ментальная субстанция действительно принимает форму образа Господа. Впечатление от объекта размышлений человека остается в его уме. Это называется самскарой. Когда действие повторяется весьма часто, повторение укрепляет самскары, и это способствует возникновению привычки. Тот, кто укрепляется мыслями в Божестве, с помощью своего мышления сам превращается в Божество. Его бхава (устремление) очищается и освящается. Поющий гимны Господу Шиве созвучен Господу. Личностный ум растворяется в космическом сознании. Поющий гимны становится единым с Господом Шивой.

Ом Намах Шивайя, версия 16. Нежная и волшебная, посвященная Шиве и сотворению Мира

Гора Кайлас является троном Шивы, а также местом расположения его райской страны. Эта величественная гора – самая высокая вершина Горного Хребта Кайлас в тибетских Гималаях. Индусы почитают Кайлас как самую святую гору в мире и совершают туда паломничества.

Шива полон контрастов. Он символизирует и созерцание, и действие. Его часто изображают в виде нищего йога, погружённого в глубокую медитацию.

Легенды гласят, что Шива ходит по земле с чашей для подаяния. Он учит, что отречение, отказ от привязанностей, безразличие к успеху и неудаче – всё это пути к Нему.

Шива известен также как Мритьюнджая – Тот, кто побеждает смерть. Он также и Камари, Разрушитель желаний. Эти два имени показывают, что тот, кто уничтожает желания, может победить смерть, ибо желания рождают действия, действия рождают последствия, последствия рождают зависимость и несвободу, результатом которых является новое рождение, приводящее к смерти.

Ом Намах Шивайя, версия 17. Для принятия всего существующего

Достигнув наивысшей ступени духовной эволюции, возможной в человеческом теле, Шива трансформировал своё физическое тело в состояние бессмертного золотого света (в даосизме такое достижение называется алмазным телом, а в тибетском буддизме — радужным телом). В таком бессмертном теле Шива являлся многим выдающимся мастерам тантры и йоги. посвящая их в различные тайные практики. Впоследствии Шива и Парвати стали отождествляться с соответствующими божествами, и некоторые детали их биографии стали легендами о богах Шиве и Парвати.

Ом Намах Шивайя, версия 18. Мелодичный вокальный киртан

Самое знаменитое изображение Шивы – это образ Натараджи, Царя Танцоров, или Господа Танца. Натараджи танцует в золотом чертоге в центре Вселенной. Этот золотой чертог олицетворяет сердце человека. Один из индусских гимнов, воспевающих танец Шивы, говорит, что «танцуя, он появляется в непорочном лотосе сердца».

Отношения между Шивой и его приверженцами носят очень личный характер. Несмотря на то, что он живёт на горе Кайлас, его излюбленное место обитания – сердца преданных.

Ом Намах Шивайя, версия 19. Медленная мощь Великой мантры Шиве

Однажды поспорили Брахма и Вишну, кто из них родился первым. Чтобы открыть истину, взметнулся перед ними Шива в виде огненного столпа безупречной прямизны. Сверкал он посреди надетых на него огненных венков, и нельзя было понять, где его середина, где начало, а где конец. Сказал Брахма Вишну: Давай я пойду вверх, а ты иди вниз. Тот, кто отыщет край. будет считаться перворожденным. Брахма стал белоснежным гусем, быстрым, как мысль, стремительным, словно ветер. Летел он вверх тысячу лет, но верхнего края огненного столпа не достиг. Вишну превратился в огромного кабана н тысячу лет рыл клыками землю, но до нижнего края столпа не докопался. Возвратившись в то место, откуда ушли, они признали Шиву величайшим из богов. С тех пор Шиве поклоняются во всех трех мирах, с тех пор он вместе с женой своей Дэви, удивляя мир силой, пляшет на теле повергнутого им небога Апасмары. При виде этого танца никто не может удержаться от любви. Рассказывают, что Шива с его помощью совратил 10000 отшельников, которые удалились в леса и пещеры, чтобы не видеть женщин. Правда, сначала пустынники пытались противиться Шиве и чувству, которое он воплощает. Они развели жертвенный огонь, сотворили из него свирепого тигра и напустили на Шиву. Но он задушил зверя и, содрав с него ногтем мизинца шкуру, стал носить ее как накидку. Сотворили тогда аскеты гигантскую антилопу и змею, которых наслали против Шивы. Но бог надел змею на шею как ожерелье, а антилопу навечно зажал в руке. Тогда против него вышло чудовище в виде карлика с дубиной в руке. Шива придавил карлика ступней к земле, сломал ему позвоночник и стал исполнять на его спине танец. Подавленные его мощью и красотой, смирились пустынники, поняв, что Шиве никто не может противостоять.

Ом Намах Шивайя, версия 20. Утренняя Om Namah Shivaya

Под давлением, Брахма дал согласие на возведение трех городов-крепостей сыновьям демона Траки. Они построили по одному - на небе, в воздухе и на земле, укрепив колдовством так, что их можно было истребить только единственным выстрелом стрелы. Демоны, почувствовав свою силу и неуязвимость, решили победить богов и занять их место. Шива одним выстрелом сжег три города, тем самым, воспрепятствовал победе зла над добром. Считается, что при возникновении нового периода в жизни человечества, Шива своим танцем создает его, а во время завершения этого периода, его танец способствует его разрушению.

Ом Намах Шивайя, версия 21. Бесконечно позитивная и радостная

Характеристики Шивы и легенды о нем отражены в его именах, к главным из которых, помимо названных Пашупати и Натараджи, следует отнести Махадэва («Великий Бог», Махешвара («Великий владыка»), Шанкара («Благовторный»), Хара («Похищающий»), Вишванатха («Защитник мира»), Лингараджа («Царь лингама»), Тьягараджа («Царь аскезы»), Капалималин («Носящий гирлянду из черепов»), Триямбика («Трехглазый»), Нилакантха («Синегорлый»), Трипурантака («Разрушитель трех городов») и ряд других.

Ом Намах Шивайя, версия 22. Заводная с современным ритмом

Как видите, мантра «Ом намах Шивайя», вдохновляет очень многих музыкантом во всем мире, и ее исполняют в самых разных стилях. Вот еще три прекрасных варианта этой великой мантры.

Ом Намах Шивайя, версия 23. Танцевальная в стиле Psy Trance

Одним из ранних скульптурных изображений Шивы считается полутораметровая фигура, найденная в храме Гудималламе на севере штата Мадрас. Ее возраст свыше двух тысяч лет до нашей эры. Бог Шива представлен молодым, полным энергии и сил. На его лице улыбка, но на плечах у него чудовище с выпученными глазами, называемое Якши. Стоит богу начать свой танец экстаза, и он стряхнет с плеч это чудище. Танец — древняя форма магии. Танцор вовлекается в бытие и обретает сверхнормальные силы. Его личность в танце изменена. Как и йога, танец вызывает транс, экстаз, провидческий опыт, раскрытие внутренней сущности человека и в конце концов слияние с Божеством. По этой причине танец в Индии развивался параллельно суровой аскезе и дыхательным практикам, полным погружения в себя. Танец — это акт творения. Он создает вокруг новое пространство и вызывает в танцоре новую более высокую индивидуальность. Танец может стать космогоничным, если он пробуждает в человеке дремлющие в нем эволюционные энергии.

Ом Намах Шивайя, версия 24. Красивая вокальная обработка великой мантры

Согласно священным текстам Шива является мастером танца и музыки, а также превосходным танцором и музыкантом (винахаром). В «Натья Шастре» Бхараты упоминается 108 танцевальных поз и танец «тандава лакшан». Все они фигурируют на портале храма Чидамбарама, посвященного танцующему Шиве, в южной Индии. Шива именуется Космическим Танцором, так как его миссия реализуется в процессе танца: исполняя его, Бог уничтожает во Вселенной все старое и одновременно открывает новый цикл жизни. Шива Натараджа изображается стоящим на одной, чуть согнутой в колене правой ноге. Его левая нога грациозно выставлена вперед в танцевальной позе. У Шивы четыре руки, жест каждой из них имеет смысл. Шива держит в правой верхней руке барабанчик Дамару в форме песочных часов — символ космического ритма и звука. Считается, что все ритмы Космоса можно извлечь из этого барабанчика. В другой руке(левой верхней) держит язычок пламени. В равновесии рук проявлен противовес творения и разрушения в игре космического танца. Созидающий звук против разрушающего пламени! Две нижние руки замерли в мудрах (особом расположении пальцев и кистей рук). Нижняя правая рука с поднятой открытой кистью замерла в мудре, означающей защиту и благословения бесстрашия для преодоления страха смерти, а мудра левой нижней руки(опущенная кисть с выпрямленными пальцами) — указывает на поднятую левую ногу и означает вожможность для человека спасения от его иллюзорного восприятия реальности(майа).Голову Шивы украшает корона с черепом — знак победы над смертью. Фигура Бога часто заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог — разрушитель и созидатель одновременно, создающий в Космосе своим танцем динамическое эволюционное равновесие.

Символизм, заложенный в этом космическом танце Шивы, разъясняется в индийской школе философии шайва сиддханта. Образ Натараджи является мощным ритмическим средством, постоянно занятым 5-ю вечными видами деятельности: созидания, сохранения, уничтожения, абстракции и благословения. Вездесущий и Всемогущий Шива в своем танце одновременно осуществляет эти аспекты деятельности.Его поза воплощает в себе взаимодействие трех вечных первородных сущностей — бога, души и неволи- открывающее путь к освобождению всем жаждущим душам.

Ом Намах Шивайя, версия 25. Успокаивающая и снимающая напряжение

Ом Намах Шивайя! Ом Намах Шивайя! Ом Намах Шивайя!

Ом Намах Шивайя! Шивайя Нама Ом!