Наука статистика: история возникновения, становления, развития. Предмет истории психологии и ее основные задачи

План

1.1. Понятие статистики.

1.2. История возникновения и развития статистики.

1.3. Основные понятия и методы статистики.

Цель каждой науки - познание некоторых общих закономерностей, позволяющих предвидеть течение явлений и выбирать рациональные пути поведения в реальных типичных ситуациях. Это относится и к статистике - одной из основных дисциплин в системе экономического образования и важнейшей для тех, кто избрал статистику своей профессией.

История развития человечества показала, что без статистических данных невозможно управление государством и развитием отдельных отраслей и секторов экономики, обеспечивать оптимальные пропорций между ними. Необходимость сбора и обобщения множества данных о населении страны, предприятиях, банках, фермерских хозяйствах и т.д. привело к появлению специальных статистических служб - учреждений государственной статистики. В зависимости от того, по какой отрасли организуется сбор, обработка и анализ статистической информации, различают статистику населения, промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, финансов и т.д.

Статистик нужен и для предприятия и для страны. Статистические методы позволяют разрабатывать стратегию фирмы на основе прогнозирования динамики основных показателей и соотношений между ними. Важное значение для успешной работы фирмы имеют статистические методы контроля и анализа качества продукции. Динамика макроэкономических показателей дает основание для разработки перспективных планов развития экономики в целом, изменения эффективности производства и т.д.

Несмотря на разнообразие сфер применения статистики, имеются общие методы статистической работы, которыми нужно руководствоваться всегда и везде. В этом курсе рассматриваются общие правила сбора, обработки и анализа статистических данных.

Слово «статистика» используется в нескольких значениях: прежде всего как синоним слова «данные». Например, можно сказать: «Статистика рождаемости в Украине» или «Данные о рождаемости в Украине», что одно и то же.

Статистикой называется отрасль знаний, объединяющая принципы и методы работы с числовыми данными, или отрасль практической деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ и интерпретацию числовых данных, характеризующих массовые явления.

История возникновения и развития статистики.

Слово «статистика» происходит от латинского слова status - состояние, положение вещей. Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». Отсюда произошло итальянское слово stato - государство и statista - знаток государства. В научный обиход слово «статистика» вошло в XVIII веке и первоначально употреблялось в значении «государствоведение».


Исторически развитие статистики было связано с развитием государств, с потребностями государственного управления. Хозяйственные и военные нужды уже в древний период развития человечества требовали наличия данных о населении, его составе, имущественном положении. С целью налогообложения организовывались переписи населения, проводился учет земель и т.д.

Первые работы такого рода отмечены даже в священных книгах разных народов. В античном мире был организован учет родившихся: молодые люди, достигшие 18 лет, вносились в списки военнообязанных, а по достижении 20 лет - в списки полноправных граждан. Составлялись земельные кадастры, в которые вносились сведения о строениях, рабах, скоте, инвентаре, получаемых доходах. Появились описания государств. Большая заслуга в этом принадлежит греческому философу Аристотелю (384-322 гг. до н.э.). Он составил описание 157 городов и государств своего времени.

Решение о проведении переписи было принято на заседании Большого королевского совета на рождество 1085 г. Немедленно во все английские графства были высланы представители короля, ответственные за проведение переписи. В каждом графстве были созваны специальные собрания, представляющие собой расширенный вариант судебных коллегий графств. В их состав входили: шериф, бароны и их рыцари, имеющие земельные владения в данном графстве, члены судебных коллегий каждой сотни, а также священник, староста и шесть вилланов от каждой деревни.

Эти собрания были призваны подтверждать клятвой те сведения, которые входили в сферу переписи, а также, возможно, решать возникающие земельные споры. Кроме того, данные по земельным владениям в каждой сотне фиксировались комиссиями, формируемыми из землевладельцев данной сотни. Так, в Кембриджшире в состав комиссии сотни входили в равных долях англосаксы и нормандцы, держащие земли на территории сотни.

Перепись была завершена к концу 1086 г. и её результаты в виде огромного массива списков и отчётов были предоставлены королю. В дальнейшем они хранились в казначействе Английского королевства в Винчестере. Помимо этого уже к 1088 г. на основании этой документации были составлены два тома «Книги страшного суда», в которые в компактной форме вошли важнейшие сведения, полученные в результате переписи, отсортированные по графствам.

Имена владельцев поместья на дату проведения переписи и на 1066 г.;

Имена иных держателей поместья, если владелец передавал его в условное держание;

Площадь пахотной земли;

Количество пахотных бригад (измеряемых упряжками из восьми быков) на домениальных землях владельца и на землях крестьян;

Количество крестьян различных категорий (вилланов, коттариев, сервов, свободных и сокменов), проживающих на территории поместья;

Размеры пастбищ, лугов и лесов, относящихся к поместью;

Количество мельниц и мест для рыболовства;

Денежная оценка хозяйства поместья на дату проведения переписи и на 1066 г.;

Размеры наделов свободных крестьян и сокменов в границах поместья по состоянию на дату проведения переписи и на 1066 г.;

Потенциальная возможность повышения продуктивности поместья.

Перечень вопросов, вынесенных на перепись, демонстрирует стремление короля зафиксировать и оценить возможные источники доходов в казну. В частности, замки и другие строения, не связанные непосредственно с экономической деятельностью, в сферу переписи включены не были. Также «Книга страшного суда» не содержит данных по размеру феодальных обязательств держателей поместий перед королём.


Рис. 3. Деталь гобелена XII в. "Смерть короля Гарольда II", 1066.

Со временем собирание данных о массовых общественных явлениях приобрело регулярный характер. С середины XIX в. были выработаны первые правила переписей населения и начата регулярность их проведения в развитых странах.

Для координации развития статистики, начали проводиться международные статистические конгрессы, а в 1885 г. был основан международный статистический институт, существующий и сейчас. Впервые преподавание статистики начато в университетах Германии во второй половине XVIII века. В настоящее время международные организации и государственная статистика каждой отдельной страны занимаются сбором, преобразованием, сравнением, интерпретацией социально-экономических данных. Сложились методы работы, продолжающие традиции государствоведения.

Статистика как наука

Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status – состояние), что означает «состояние и положение вещей». В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем.

Собственно как наука статистика возникла только в XVII в., однако статистический учет существовал уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за 3-4 тыс. лет до н.э. проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем – населения, домашнего имущества, земель в средние века – это положило начало практической статистике. До 17-18 вв. к переписям (т.н. цензам проводимым цензорами) относились с суеверным страхом.

Таким образом, цель практической статистики сводилась к сбору сведений о численности мужского населения (например, для учета налогов, войсковых частей и т.п.).

Потребности в статистических данных многократно возросли по мере развития общественного производства, роста внутренней и внешней торговли, в период становления и развития капитализма. Это расширило сферу деятельности статистики, привело к совершенствованию ее приемов и методов, что стимулировало формирование статистики как науки.

У истоков статистической науки стояли две школы – немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

· Представители описательной школы считали, что задачей статистики является описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, вероисповедания, ведения хозяйства и т.п. – только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т.е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды, а только лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606–1661), Г. Ахенваль (1719–1772), А. Бюшинг (1724–1793) и др.

· Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик – меры веса и числа. Это был принципиально новый этап развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так как от описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию, к выработке вероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме анализируемой совокупности. Виднейшим представителем и основателем этого направления был Уильям Петти (1623–1687). Написал труд «Политическая арифметика» (1683), где рассматривался не только подсчет, но и выведение закономерностей, существенным недостатком данного труда является малочисленный массив, на котором он базируется. И Джон Граунд, который занимался обработкой бюллетеней о естественном движении населения Лондона, разрабатывал принципы обработки и анализа первичного информационного материала, впервые построил прогнозную таблицу смертности.



История показала, что последнее слово в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.

В 17 в. был выведен основной закон статистики - «Закон больших чисел», суть которого заключается в следующем: «При достаточно большом числе наблюдений случайные отклонения от средней величины взаимопогашаются, уравновешиваются, и в средних числах обнаруживается порядок явлений, их закономерность.»

Статус статистики в обществе не является неизменной величиной и меняется с течением времени. Так, начиная с 19 в. значимость статистики в обществе повышается. Основные стимулы этого изменения связаны, прежде всего, со следующим:

· Становление рынка => развитие информационных потребностей у органов управления на различных уровнях

· Становление экономики

Итак, обратимся непосредственно к истории развития статистики в период с 18-19 вв. Можно выделить несколько этапов развития, относительно совершенствования статистических процедур:

1. Расширение круга учитываемых характеристик и признаков:

Стали учитываться не только мужчины, но и женщины

Учету подвергается возраст, род занятий, профессии и др.

2. Идет работа над устранением организационных и методических ошибок:

Разрабатываются стандартные документы для различных видов учета

Создаются специальные статистические органы:

Франция – статистические бюро

Швеция – табличные комитеты

Россия – центральные и губернские статистические комитеты

3. Начинают проводиться регулярные переписи населения (например, первая попытка всероссийской переписи населения проводилась в эпоху правления Петра I - она длилась 17 лет).

В России, начиная с 1743 г. Елизавета проводила т.н. «ревизии» каждые 15 лет, по итогам все результаты оформлялись в «ревизские сказки».

Франция – 1791 г. проводились ежегодные переписи населения.

США – 1790 г. проводились цензы каждые 10 лет.

В середине 19 в. статистика оформляется в самостоятельную науку, то есть специфическую отрасль знаний. Этому способствовали многие ученые и исследователи.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах.

Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822–1911 гг.) и К. Пирсона (1857–1936 гг.), В. Госсета (1876–1937 гг.) более известного под псевдонимом Стьюдента, Р. Фишера (1890–1962 гг.) и др.

Прогрессу статистической методологии способствовали – труды российских статистиков – А.А. Чупрова (1874–1926 гг.), В.С. Немчинова (1894–1964 гг.), С.Г. Струмилина (1877–1974 гг.) и др.

В России с обирание на Руси сведений, практически важных для государственного управления, относится к глубокой древности. Эти сведения были нужны для обложения населения податями и повинностями. Необходимость и значение сбора различных сведений целиком определялись государственным фиском. Еще во второй половине IX в. в летописях встречаются упоминания о сборе дани. Развитие государственного фиска сопровождалось сбором сведений об объектах обложения, главным образом о сельском хозяйстве и, в особенности, о земледелии как основном занятии населения в древней Руси. Единицей обложения, а поэтому и единицей счета были дым (очаг) , рало (плуг) , что относится к оседлому сельскому хозяйству.

Наряду с летописями, учетно-статистическими источниками того периода были законодательно-правовые акты Киевской Руси, которые отражали характер складывающихся обычаев, хозяйственный строй общества. Так, взимание дани зачастую принимало договорную форму, в которой содержались: единицы обложения, место и время сборов, величина дани. Вначале князья сами собирали дань, позже они поручали сбор дани специальным лицам. Внешнеторговые отношения также оформлялись соответствующими грамотами, снабженными учетными реквизитами. Эти грамоты и другие договорные документы иногда принимали форму письменных оводов и постановлений. Выдающимся в этом отношении памятником является “Русская Правда”, который представляет самобытное выражение русской общественной мысли древности. В различных редакциях “Русской Правды” отражаются экономические характеристики того периода и регламентируются имущественные, кредитные и другие экономические отношения, сообщаются данные о классовых группировках, которые сложились в тот период. Главное внимание в ней уделяется положению смердов - владельцев мелких сельских хозяйств, которые являлись основными плательщиками княжеской дани. Здесь содержаться сведения о численности домашнего скота. Скот имел большое значение в хозяйстве, поэтому “Русская Правда” определяла высокие штрафы за его кражу. В “Русской правде” нашли отражение некоторые стороны феодального судопроизводства и меры наказания. Решение княжеского суда, как правило, сопровождалось натуральными и денежными штрафами. За перепашку чужой межи устанавливался штраф 12 гривен, за кражу вола - штраф 1 гривна и возвращение вола, за убийство смерда - штраф 5 гривен, за убийство княжеского слуги или старшего дружинника - штраф 80 гривен и т.д.

В начале XIII в. началась длительная борьба в связи с проникновением на Русь монголо-татарских орд (войск). Русские княжества оказываются в исключительно трудном положении. Ко второй половине XIII в. масштабы агрессии расширяются. Монгольские ханы начинают проводить переписи населения с целью взимания с русских земель дани. Так, летопись повествует, что переписи) в русских областях проводились в период 1246- 1259 гг. (в южной Руси- 1246 г., в Суздальской земле-1255-1256 гг., в Новгородской- 1256-1259 гг.) . Такие переписи проводились также в 1273,1287 гг. Такие переписи строились по системе опроса. Татарские баскаки (чиновники), приезжавшие “по число”, должны были “ездити по улицам писати дома хрестьянские”.

Писцовые и переписные книги -драгоценный памятник русского быта XV-XVII вв. и богатейший источник сведений о социально-экономических отношениях феодальной Руси.

Писцовые книги представляли собой первые опыты территориально-статистических описаний. Они содержат материал для характеристики. положения крестьян XV- XVI вв., а также подробные описания отдельных городов, их укреплений, улиц, населения, городских земель, лавок, церквей, монастырей, поместий, вотчин, сел, деревень и выполняемых крестьянами повинностей. Полнотой сведений особенно отличались писцовые книги новгородских земель, составленные в конце XV в. (Деревской пятины 1495 г., Водской пятины 1500 г. и др.) ., Писцовые и переписные книги XV и XVI вв. были исключительно местными переписями и охватывали, как правило, небольшие территории.

В писцовых и переписных книгах характеризовались многие стороны хозяйственной жизни городского и сельского населения, указывались мощность хозяйства, размер обложения в пользу государственной власти, в пользу феодалов, перечислялось тягловое, а в писцовых книгах и отчасти нетягловое население.

Свою ценность как исторические источники писцовые и переписные книги сохранили и до настоящего времени, они важны для изучения экономической, финансовой и сословной истории России, ее материального быта, а также историко-статистических, историко-этнографических и колонизационных вопросов.

Среди многочисленных писцовых книг наибольший интерес представляют по своему содержанию три книги Тверского уезда.

В первой из них, относящейся к периоду 1539- 1540 гг., содержатся описания розданных в поместья земель дворцовых, великого князя и черных земель. Такие земли перечисляются по каждому стану.

При описании земель всегда отмечалось число дворов в селениях и людей, в них; поименно перечислялись все помещики и другие лица, владевшие землей; очень часто наряду с крестьянами отмечались и холопы, люди страдные, половники и другие категории. Итогов по станам, как правило, не было. Церкви не описывались, а только упоминались.

Вторая книга по этому уезду относится, видимо, к концу XVI в. В ней описываются земли поместные, земли монастырские, церковные и частных лиц. Эти описания очень подробны.

Последняя, третья, книга, относимая также к концу XVI в., содержит описание находившихся в разных станах и волостях дворцовых сел и княжеских земель.

В 1680-х годах правительство приступило к составлению новых писцовых книг. В отличие от писцовых книг предыдущих трех переписей новые книги получили название “переписных” .

Содержание переписных книг значительно отличается от содержания писцовых. Цель их - подворная перепись, а не описание земледельческого хозяйства. Поэтому в переписных книгах, как правило, не сообщались размеры пашни и сенокосов, огородов, промышленных заведений. По этому новому типу еще ранее была произведена подворная перепись 1646-1648 гг. Но это не принесло облегчения плательщикам. Правительство стало взимать с дворов то этим книгам только новые налоги, преимущественно экстренного, военного характера; из старых же только полоняничный налог был переведен с сохи и живущей четверти на двор. Остальные налоги по-прежнему взимались по писцовым книгам и имели тенденцию к возрастанию. Вторая подворная перепись 1676-1678 гг. послужила основанием для перевода всех прямых налогов с сохи и живущей четверти на двор. По этой системе взимания налогов продолжалось до организации ревизских сказок.

Налоговая практика начала XVIII в. опиралась на старые переписные источники. Перепись 1710 г. носила еще черты подворных переписей XVII в. Результаты ее показали сокращение числа податных дворов по сравнению с переписью 1678 г. на 19,5%. Это означало резкое уменьшение прежнего размера податей. В целях проверки результатов переписи 1710 г. Петр I приказал в течение 1716-1717 гг. провести новую перепись, известную под названием “ландратской” (по должностным наименованиям лиц, стоящих во главе губерний). Итоги этой переписи дали такие же неутешительные сведения. Они подтвердили дальнейшее опустошение дворов, сокращение их числа ввиду объединения.

Последовательное уменьшение числа единиц обложения потребовало пересмотра сложившейся налоговой системы и применения новой единицы обложения. Такой единицей обложения была выдвинута мужская душа.

Особенности статистики того времени:

1). Вместо подворных переписи в начале XVIII в и превратились в административно-финансовый учет податного населения. Этот способ проведения переписей или ревизий был господствующей формой свыше 140 лет. За этот период было произведено 10 ревизий.

2). Материалы ревизий служили для обоснования подушного обложения Податного населения и для определения принадлежности населения к той или иной сословной группе или принадлежности крепостных крестьян определенному владельцу. Кроме того, они были статистическим источником для определения численности и состава населения отдельных административно-территориальных подразделений и страны в целом.

В России в июне 1918 г. выходит Декрет об организации Центра статистического управления (ЦСУ) – это был последний России в развитие статистики.

Начиная с 1926 г. начинается полный государственный развал социальной статистики России. Например, с этого периода исчисления осуществляются в рублях, а не в удельных единицах, поскольку государственный план не мог контролировать производство в удельных единицах. Это было бы разумно в том случае, если:

Цены были бы стабильны

Ассортимент продукции был бы постоянным

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в трех значениях:

1) под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»);

2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

3) статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.


Рис. 1.8.

1.4. История развития психологического знания

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [ , C. 232]);
  • "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения" [ , С. 122];
  • "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский, );
  • "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением" [ , С. 416];
  • "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых, [ С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Краткие итоги

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

  • Дайте определения понятиям "психика" и "психические явления", опишите основные группы психических явлений и подходы к их классификации.
  • Проанализируйте методы психологических исследований, укажите области их применения.
  • Раскройте место психологии в системе научного знания, опишите взаимосвязи между отдельными отраслями психологической науки и смежными научными дисциплинами.
  • Опишите основные этапы становления и развития психологии, назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие психологического знания на каждом этапе.
  • Дайте определения базовых категорий психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность; опишите их характеристики.
  • Современные реалии диктуют нам свои условия. Огромное информационное пространство и взаимодействие общества в различных сферах деятельности усилило интерес к статистике и как к науке, и как к сфере деятельности в целом.

    Данные статистики помогают ориентироваться нам в определенных важных сферах жизни, оценивать происходящие события в экономической, политической сферах общества, да и в повседневных бытовых делах. Историю возникновения статистики рассмотрим в этом материале.

    Термин «статистика». Что обозначает

    Понятие «статистика» очень многогранно, нельзя остановиться на какой-то одной трактовке. Сейчас существует более тысячи определений этого слова в зависимости от того, в широком или узком смысле требуется объяснение.

    Статистика как термин корни свои берет от латинского слова «статус» - определенное положение вещей. Приведем несколько примеров известных определений статистики:

    1. Статистика - обширная область знаний, включающая в себя знания из математики, физики, экономики, излагающая вопросы сбора, сдвиги количественных изменений в процессах.
    2. В некоторых случаях статистику определяют как совокупность цифровых сведений, характеризующих определенные явления или процессы в жизни.
    3. Статистика выступает и как отрасль деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации определенных сведений.
    4. Есть определение статистики как параметра ряда случайных величин.

    Еще раз отметим, что определение зависит от того, в каком контексте вы хотите использовать данный термин.

    Предпосылки возникновения статистики

    Изначально она все-таки была практической деятельностью. Историю статистики можно начинать еще с древних государств, когда там считали людей, скот, землю, имущество. Первые статистические сведения содержатся в китайских документальных источниках еще во II веке до нашей эры.

    За триста лет до нашей эры Аристотель описал древние города, это тоже предпосылки возникновения статистики. Монгольские ханы переписывали население для взятия дани, всеобщую перепись в 1061 году проводили в Англии.

    Таким образом, в процессе осуществления практической деятельности человечество заложило основы статистики. Стали появляться определенные правила сбора и обработки информации.

    История статистики как науки

    Статистикой как наукой изначально стали заниматься в Англии и Германии. Две школы - английская научная и немецкая описательная - создавали статистику как науку.

    История статистики в Англии началась с английской научной школы политических арифметиков. У них была цель изучить явления общественной жизни с помощью чисел и их характеристик. В основе английской школы арифметиков было два направления. Первое представляли Д. Граунт и Э. Галей. Называлось оно демографическое. Второе направление, которое разработал В. Петти, называлось статистико-экономическим. Важные сферы жизни характеризовали статистическими данными, а не описательными оценками. Свое развитие английское направление получило также в Голландии и Франции.

    Немецкая школа все сведения старалась описать, цифры здесь не использовались. Немецкие ученые описывали определенные периоды в развитии государства, быт и нравы, финансы, климат и так далее. Основал описательную немецкую школу Г. Конрринг.

    Уже в 19 веке появилось еще одно, третье направление в истории развития статистики. Адольф Кетле, ученый из Бельгии, основал его. По основам, которые он разработал стали проводить перепись населения. По его инициативе проводили статистические конгрессы на международном уровне.

    Зарубежные ученые-статисты

    Историю развития статистики нельзя изучить, не оценив вклад зарубежных ученых. Флоренс Найнтингейл - реформатор из Великобритании - доказывал, что видные политики, предприниматели в своей деятельности должны основываться на статистических данных и статистическом анализе.

    Англичанин Карл Пирсон помог науке своими «критериями Пирсона». Историю статистики за рубежом, а именно корреляционную статистику разработал Карл Пирсон. Большой вклад внес Рональд Фишер.

    Как развивалась история статистики в России?

    Давайте рассмотрим. Конец 12 - начало 13 века в России можно смело отнести к развитию предпосылок истории возникновения статистики как науки. Уже в это время проводили перепись земель и населения.

    Особое внимание в истории развития статистики в России стоит уделить периоду реформ Петра I. Многочисленные изменения во всех сферах государственного устройства определили потребность в учете. Сенат был центром проведения работ по статистике. Сюда собирали отчеты со всех ведомств государства Российского. Уже в восемнадцатом веке подавались сведения о тех, кто родился и умер. И тогда же начали переписывать рабочих различных фабрик.

    Новый этап в истории развития статистики в нашем государстве пришелся на девятнадцатый век. 1802 год принято считать официальным днем рождения статистики, именно тогда министерства, по Манифесту Александра I, стали сдавать письменные отчеты. В 1811 году при Министерстве внутренних дел создали Статистическое отделение. Руководителем назначили К.Ф. Германа.

    Российские ученые-статисты

    В России, как и в зарубежных государствах, существовали определенные направления (школы) в изучении статистики. Описательную школу представлял В.Н. Татищев. Что он сделал для науки? Ученый предложил определенные правила проведения ревизий, единый учет населения.

    М.В. Ломоносов усовершенствовал систему, предложенную В.Н. Татищевым. В работах М.В. Ломоносова были уже и аналитические данные. Описательной статистикой занимались И.К. Кириллов, М.И. Чулков, С.Н. Плещев и другие ученые. На основе их трудов была создана экономическая теория России.

    К.Ф. Герман написал книгу «Всеобщая история статистики. Для обучающихся сей науке». Здесь статистика рассматривалась именно как наука. Много работ этой сфере посвятил К.И. Арсеньев.

    Основы статистики в России создал Журавский Д.П. Он системно изложил все вопросы этой науки. Экономическую и судебную статистику дополнили своими трудами А.Н. Радищев, Н.П. Огарев, А.И. Герцен.

    Особую роль в формировании статистики как науки сыграло земство. Именно во времена земства были созданы статистические бюро. Земские статисты - В.И. Орлов, А.П. Шликевич и другие.

    Русские математики П.П. Чебышев, А.М. Ляпунова тоже внесли свой вклад в науку статистику, с помощью их работ развитие получило математическое направление в ней.

    Особенно интенсивно развивалась советская статистика. Анализу подвергались промышленность, народное хозяйство, население, строительство, сельское хозяйство, государственный бюджет и остальные сферы.

    Современная статистика как наука

    Предметом изучения науки статитистики являются социальные и экономические явления, а также их количественная составляющая. Объектов изучения несколько: общество, процессы, происходящие в обществе, общественные явления.

    Статистика решает следующие задачи:

    • выявляет и анализирует социально-экономические преобразования в обществе;
    • исследует эффективность общественного производства ;
    • предоставляет важную информацию государственным органам.

    Предметом изучения статистики являются массовые социально-экономические явления и их количественная сторона в конкретных условиях и в конкретное время.

    Статистический показатель - это отображение количественных характеристик соотношения признаков общественных явлений.

    Основные виды статистики по сферам

    Различают экономическую и социальную статистику. Подробнее о них далее:

    1. Экономическая статистика. Данная отрасль занимается изучением экономических процессов с точки зрения анализа развития экономики в обществе. Здесь собирают, обрабатывают и анализируют информацию о данной сфере общества. Благодаря данному виду статистики можно оценить положение экономики в целом по стране.
    2. Социальная статистика. Исследует изменения социального характера, количественные и качественные. Общество, а также совокупность процессов и явлений, с ним связанных, являются предметом для изучения. Социальная статистика позволяет выявить развитие социальных условий населения. Структура населения, его состав, уровень доходов населения, бытовые условия - лишь небольшой перечень показателей для социальной статистики.

    Как устроена современная статистика в Российской Федерации?

    Структура статистических органов аналогична административно-территориальному делению государства. Городские и районные управления подчиняются областным, краевым, республиканским учреждениям статистики.

    Главной является Федеральная служба государственной статистики России. Она представляет официальные статистические сведения Президенту Российской Федерации, Правительству и другим государственным органам. Координация деятельности других органов статистики также возложена на Госкомстат. Распространяя официальные доклады, Госкомстат обеспечивает доступ любого жителя страны к информации.

    Статистика на международном уровне

    Изменения в экономических и социальных связях между государствами предопределили появление международной статистики. Изначально координировали функции международной статистики Международные конгрессы. Они определяли методологию статистических исследований.

    В историю статистики внесла вклад ООН. В 1946 году в Организации объединенных наций была создана Статистическая комиссия, а в ее составе рабочая группа из шести подразделений по следующим направлениям:

    • промышленная статистика;
    • статистика международной торговли;
    • статистика цен;
    • финансовая статистика;
    • статистика окружающей среды;
    • счетоводство.

    В организации объединенных наций есть и Статистическое бюро. Сотрудники этого подразделения составляют доклады для комиссии, обрабатывают и публикуют данные, обеспечивают работу учебных центров и так далее.

    Статистическое бюро сыграло большую роль в развитии статистики международного уровня. Им ежегодно выпускаются различные материалы по международной статистике. Например, «Статистический ежегодник ЮНЕСКО» или «Демографический ежегодник». Сборники по мировой торговле, промышленности и финансам также выпускаются ежегодно.

    Еще более широкое понятие в статистике - Гармонизированная статистическая система. В ее состав вошли: Статистическая комиссия ООН и ее отраслевые подразделения, статистические издания международного уровня, ЮНЕСКО, МВФ, ВОЗ и другие учреждения ООН, региональные статистические организации.

    Роль статистики в современном обществе

    Статистика продолжает развиваться и как наука, и как сфера деятельности. Таким образом, термин этот в наше время используется как отрасль практической деятельности, цифровой материал или научная дисциплина.

    Невозможно существование статистики в каком-либо одном значении, на одном уровне. Все они находятся во взаимодействии, дополняя друг друга. В статье изложена кратко история статистики. Подробную информацию можно найти в учебниках или трудах по данной дисциплине.

    История становления и развития социологии.

    Мировую историю социологии подразделяют на три периода:

    1) Донаучный (до начала XIXвека);

    2) Классический (с середины XIXвека до начала XX века)

    3) Современный (с 20-х гг. XXв)

    Донаучный период. Своеобразные взгляды на развитие общества были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских, и древнегреческих философов, европейских мыслителей средневековья и нового времени. (Будда, Конфуций, Заратустра (неизбежность соц. нер-ва), Сократ, Платон («Государство»), Аристотель (приоритет общественного интереса, приоритет интереса личности)).

    Эпоха просвещения и исторические события Великой Французской революции, ставшей во многом поворотным пунктом развития человеческой цивилизации. Именно тогда, после трагических событий и результатов французской революции возникла особая потребность в познании социально-политических условий жизни, и встал вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. (Ж-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, К. А. Гельвеции, Д. Дидро и др.), (преодоление неравенства, гражданская концепция, согласно которой преодоление всех форм несвободы осуществляется методом длительного морального совершенствования личности и общества, устранение церкви, как предмета деспотизма).

    Классический период социологии начинается в XIX веке. В этот период сложилось несколько направлений: французская социологическая школа (О.Конт, Э. Дюркгейм), английская (Г. Спенсер), немецкая школа (М. Вебер, Г. Зиммель), развивается марксистское направление в социологии.

    Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе стал французский ученый и философ-позитивист Огюст Конт (1798-1857).(«КУРС ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ») О. Конт ввел в научный оборот понятие "социология". Он выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода "социальные атомы", существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу.

    О.Конт - основатель первого направления в социологии - позитивизма. Социология должна быть наукой об обществе. Подобно естественнонаучным дисциплинам, социология должна: 1)опираться на объективные факты, а не на размышления о них; 2) полученные знания должны быть проверяемы; 3) наука должна приносить плоды для общества, подобно тому, как открытие законов механики способствовало появлению машин.

    О. Конт формулирует закон трех стадий (человеческий дух в своем развитии прошел три фазы: теологическую (господство идей, не имеющих доказательств), метафизическую (познание сущности, принимаемой за реальность) и научную (позитивизм, познание с помощью разума и наблюдения).

    и закон классификации наук, в которой науки располагаются от более общих к более частным и более сложным наукам: Математика – Астрономия - Физика-Химия – Биология - Социология.

    Социология у Конта - самая молодая и самая сложная наука, и поэтому она должна опираться на другие развившиеся науки. От себя социология приносит "исторический метод", с помощью которого выводятся закономерности развития.

    Социологию - социальную статику (законы функционирования социальной системы, идея порядка и гармонии) и социальную динамику (анализ законов социального развития, идея прогресса).

    Другим представителем французской социологической школы является Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917). Родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель журнала «Социологический ежегодник». Основывается на теории социального факта. В своей работе «Метод социологии» излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки:

      «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешние для индивидов;

      «систематически отмежевываться от всех врожденных идей».

      признание первенства целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов

    социология основывается на познании социальных фактов. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

    Параллельно с французской социологической школой развивалась английская школа, ярким представителем которой является Герберт Спенсер (1820-1903) - последователь позитивистских идей О. Конта, является основателем органической школы в социологии. Основа - аналогия между биологическим и социальным организмами. Широко использовал историко-сравнительный метод в обосновании социологических взглядов.

    Большое внимание Спенсер уделил уточнению и разработке понятийного аппарата социологии. Можно сказать, он заложил фундамент понятийной системы социологии, а также структурно-функционального метода. Труд Спенсера "Основания социологии"(1877) был одним из первых в плане построения целостной социологической системы, поэтому он считается одним из основателей социологии наряду с О. Контом, а также родоначальником органической теории общества.

    Центральное понятие– эволюционизм. Согласно идее закономерной эволюции общественной жизни процесс социальных изменений совершается по естественным законам, независимо от желания людей.

    В Германии первой по настоящему профессиональной научной школой социологии стала “формальная социология”. Георг Зиммель (1858-1918). Формальная, или чистая социология исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их “от содержания, в котором живут эти формы”. Сумма этих форм связи образует собственно общество.

    Другим представителем немецкой социологической школы является Макс Вебер (1864-1920). Наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. Изучение объективных фактов – задача экономических, политических, юридических наук. Социология же должна дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия.

    Предметами социологии должны быть социальные действия:

    Осмысленны человеком с точки зрения целей и средств их достижения

    Ориентированы на других субъектов.

    Марксистская социологическая школа. Основными его представителями являются Карл Маркс (1818 -1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

    По общественной теории К. Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причем экономический базис и стремление человека к удовлетворению своих основных потребностей определяют надстройку общества, т.е. культуру, духовную жизнь и окружающий мир символов.

    К. Маркс поставил своей целью раскрыть взаимоотношения экономического базиса и настройки общества, а также механизмы исторического развития общества.

    Труд является центральным понятием в теории К. Маркса

    Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями - с другой. В свою очередь производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе.

    Современный этап в развитии социологии начинается в 20-е г XX веке. Если на предыдущем этапе центром мировой социологической мысли являлась Западная Европа, то в XX веке он перемещается в США. В этот период появляется огромное количество направлений, теорий, парадигм. Наиболее значимые из них: 1) теория действия и теория социальных систем Толкотта Парсонса, 2) функционализм и теория аномии Роберта Мертона, 3) этнометодология Гарольда Гарфинкеля, 4) феноменологическая социология Альфреда Щюца, 5) драматургический подход Ирвинга Гофмана, 6) теории личности Джорджа Герберта Мида и Чарлза Кули.