Остановка ума. Остановка Ума (Словарь Йоги)

Весьма подготовленного искателя с такой силой, что тот начинает думать о своей полной несостоятельности. О труднооборимой природе шаткого манаса - хаотического человеческого ума - говорят практически все духовные учения: от Бхагавадгиты и Йоги Патанджали до Ауробиндо Гхоша.

Духовный искатель и тем более ученик, независимо от того, к какой традиции он ближе, должен сделать несколько шагов.

В первую очередь, примите непреклонное все, чтобы научиться управлять своим умом, что предполагает:

умение пристально и безоценочно ;
умение останавливать их и удерживать их как можно более долго в неподвижном, спокойно-безмолвном состоянии;
и ум на каком-либо объекте и даже сливаться с ним;
умение легко и свободно переключать внимание.

Вы должны научиться делать это во чтобы-то ни стало.

Важный метод овладения умом – привязывание его к каким-либо естественным процессам, таким как ходьба, движения, дыхание. Присоедините внимание ума к процессу дыхания, внимательно наблюдая за тем, как у вас ритмично расширяется и сужается грудная клетка, надувается и расслабляется живот, входит и выходит из ноздрей воздух.

Это поможет вам , поскольку сознание, сосредоточенное на дыхании, которое само по себе является мощным энергетическим процессом, начинает извлекать из воздуха скрытую в нем энергию – прану. Энергетически заряженный ум легко и без напряжения можно удерживать в состоянии спокойствия. Ненужные мысли выветриваются из ментального пространства.

Еще один эффективный способ овладения умом: перемещение его из пространства головы в любую зону тела – в живот с центром дань-тянь или в область груди с центром анахата. В узком пространстве головы уму всегда тесно и по большому счету дискомфортно. К тому же он не получает там достаточного импульса живительной энергии.

В других энергетических центрах и зонах энергии значительно больше, и она несколько иного качества. Потому полезно соединять, например, умственную энергию с эмоциональной или, как советуют даосы, отпускать тяжелое умственное внимание из головы в центр жизненной силы, находящейся в центре нижней части живота. Если удастся оторвать внимание или ощущение "я" от сферы головы, то постепенно человек начинает выбираться на свободу. Это поможет остановить ум и повысить психоэнергетический потенциал.

Некоторые традиции, например ряд школ буддизма, а также Кришнамурти, предлагают метод, основанный на понимании глубинной неустойчиво-иллюзорн ой природы ума. Он основан на пристальном всматривании в пространство ума и попытке увидеть рождение мыслей в самый момент их зарождения и понять, почему они рождаются.

Если ученик и станет применять его как можно чаще, он поймет, что ум вместе с мыслями – , и все его движения и прыжки также иллюзорны, поскольку они помещены в гигантский континуум свободы и пустоты. Тогда ум останавливается и сознание сливается с пустотой.

Методов остановки ума очень много. Некоторые из них, восходящие к суфийской и дзэнской традициям, основаны на парадоксах, внезапное столкновение с которыми выбивает ум из его привычного сонного шевеления в пространстве головы и вызывает состояние, близкое к шоку. Именно в момент короткой ментальной неподвижности, возникшей под мощным воздействием силы неожиданности, на человека может снизойти озарение – оцепеневший ум перестанет мешать прохождению более высоких энергий.

Ошибки при работе с умом

Мало узнать правильные методы остановки ума – важно научиться их правильно применять. При работе с умом духовный искатель обычно делает две самые распространенные ошибки. Он либо не дорабатывает над собой, в результате чего ум оказывается сильнее его неустойчивого внимания, либо перерабатывает, вкладывая в личную практику по остановке ума столько усилий, что это начинает вредить , который просто отучается мыслить.

Иногда ученик начинает отождествляться с каким-либо одним методом, в результате чего его развитие становится однобоким. Я знал одного раджа-йога, который настолько интенсивно давил на свою мысль, стремясь остановить ум, что в итоге притупил остроту ментального восприятия мира и теперь не может прочитать больше трех страниц текста.

Человек жил с хаотичным умом многие годы, а теперь пытается обуздать его в течение нескольких месяцев и с обидой видит, что высоких результатов пока нет, потому что на все требуется время. Блаватская утверждала, что за редчайшими исключениями, лишь подтверждающими правило, быстрые результаты в подобных случаях невозможны, так же как невозможно заставить благоухать бочку, в которой много лет находилось масло из-под сельди, ароматом нектара, налитого час назад.

У некоторых людей нет возможности подолгу заниматься сидячей медитацией и потому они сразу ставят крест на своих попытках все-таки научиться останавливать ум. Но помимо статической медитации есть динамическая, во время которой тоже можно эффективно учиться этой важнейшей практике. Главное, чтобы у человека было устремление к овладению собой и своим умом. Остальное все приложится.

Голова пуста! Ни одной умной мысли… И не умных, кстати, – тоже… А чего удивляться? Сам же хотел устроить себе отдышку. Процесс проходил просто лавинообразно, в несколько этапов. Такое ощущение, что волна разрушения границ "известного" живет сама по себе, проявляясь мгновением раньше, чем твоё собственное внимание достигает чего-то.

Остановка "внутреннего диалога", о котором многие говорят, это такая мелочь (слишком поверхностно), по сравнению с тем, что приходит вслед за этим! По мере нарастания "завершённости", усиливается противоречие между привычным мышлением (принадлежащим личностному уму) и "прямым восприятием" (при котором личностный ум вообще не может существовать). Вот это, неуловимо тонкое, метание между восприятием и стремлением привычно контролировать увиденное, - самое изматывающее, на начальной стадии. На той стадии, когда попытки понять, осознать суть процесса, неожиданно приводят к "прорыву", и процесс начинает развиваться, независимо от степени твоей "моральной" готовности.

Происходящее словно выжимает психику "досуха". Такое ощущение, что твоё тело, разум, энергия - всё, из чего ты состоишь, было создано для непрерывного сопротивления и контроля. А теперь, под влиянием процесса, всё это вынуждено менять свою природу. Мечется, в поисках приложения привычных усилий, но изменения идут изнутри, оттуда, куда привычное восприятие не распространяется. Поэтому, всё, что сопротивляется, оказывается захваченным врасплох, и реагирует то страхом, то напряжением. Но в конце - концов сдаётся.

Это если описывать подробно. На самом деле происходит всё неуловимо быстро, едва осознаваемо.

А за тем "остановка" захватывает тебя полностью. Нужно понять, что Ум - это не только то, что в голове. Ум - это всё, что я из себя представляю. Я - его форма. И всё это, изначально, с момента рождения, находится в стадии незавершённости. Остановка ума приводит к тому, что наступление завершённости порождает ясность осознавания. Но не попыткой ответов на "все вопросы". В этом нет смысла. Просто восприятие заканчивает с вопросами, устраняя момент разделения - "Я и всё остальное".

И Мир просто обрушивается на тебя. Под натиском этой глобальности, личность уже не справляется с поддержанием себя, как "центра Мира". И она словно исчезает из поля зрения, на это время.

Т.е. не просто скрывается, прячется. В это мгновение обнаруживается, что, как таковой, её вообще не существовало. Не существовало никогда, как отдельной, самодостаточной единицы, живущей собственной жизнью.

Вся картина, как на ладони! Просто подходящие качества, с которыми я ассоциирую своё тело, в нужный момент. И на которых концентрирую доступную мне часть осознанности. В этом вся Личность... Но осознанность, доступная мне, ограниченна и прерывиста. Эго является способом её существования. Поэтому моя личность всегда одинока, всегда в центре собственного внимания. Отсюда - основа двойственности - "Я и всё остальное". А потом уже остальное внешнее разделение на "плохое и хорошее", "чёрное и белое", "злое и доброе" и т.д. и т.п.

Есть разделение, значит нет Покоя. Ни внутреннего, ни внешнего. Его и не будет. Так как стремление к завершённости заставляет Личность искать компромисс, между противоположностями. Но не даёт ей времени понять, естественным путём, что источник этой самой двойственности - в ней.

Мы делаем большую ошибку, когда считаем, что "внутренний покой", упоминаемый многими Учениями, касается эмоционального и психического состояния. Другими словами, - "мне хорошо, спокойно, я расслаблен, меня ничего не волнует и т.д.". Это - не тот "покой" или "тишина", которая возникает в основе. Можно быть внешне совсем не успокоенным, очень активным, эмоциональным, думающим, но в то же время находится в покое. Истинный покой не затрагивает "внешнюю форму".

Настоящий "покой", или "внутренняя тишина", зарождаются именно тогда, когда исчезает (за ненадобностью) наше неизменное состояние "поддержания готовности к действию". Оно - в сути нашего физического существования. Появляется с рождения. И окончательно формируется годам к пяти - семи. С тех пор, как скрытый мотор, на малых оборотах, контролирует нашу активность. Нами оно не осознаётся в полной мере, т.к. является неотъемлемой, естественной частью физической жизни. Но только - физической. На него уходит огромное кол-во жизненной силы. И проявляется оно не только в теле. Но и в эмоциях, в чувствах, мышлении. Алкоголь, наркотики, глубокий сон, секс - снижают этот процесс, в разной степени. Но не убирают его полностью.

"Остановка ума" совершенно прекращает этот процесс поддержания готовности. А значит и бесконтрольного расхода энергии.

Хочется смотреть в одну точку, не мигая. Просто - отдых. Но уже чую – не надолго это. Период покоя заканчивается. Это - как ощущение приближающейся грозы. Небо ещё чистое, но в воздухе уже чувствуется запах озона. И внимание, время от времени, срывается в область привычного мышления. И в этот момент в голове, прямо-таки, физически ощущается расслабление, будто что-то "отпускает”. Тот, другой, способ мышления (восприятия) стал мне ближе, приятнее. Он - более естественнен для ума. Исчезает этот бесконечный перебор "мысль-за-мыслью”. Внимание концентрируется и р-р-р-аз! – ты уже ухватил саму суть. Иногда сам не ожидая.

А вслед за этим, как двери в огромном коридоре, начинают открываться "составляющие” и "ответвления” той идеи, на которой сосредоточен. И вырисовывается постепенно настолько огромное пространство, объединённое одной, общей Идеей, что просто пропадаешь в нём. На самом деле - теряешься. Т.е. – это не метафора. Теряешься реально, забывая про себя. Уже не осознаёшь, что и как воспринимает происходящее, всё, что открывается в этот момент. Сам, как составная часть увиденного. Будто это составные части твоего тела и разума.

И на какое-то время контролю совсем не поддаётся. Невозможно контролировать что-то, когда контролировать нечем. :) Но постепенно, словно откуда-то извне, начинает нарастать ощущение скрытой "настойчивости” (не знаю, как иначе назвать). Будто напоминание, что это ещё - не весь ты. Как что-то, глубоко забытое, просыпается, и начинает напоминать о себе.

В этот момент происходит нечто, похожее на "всплеск из ничего”, что возвращает к физической реальности. И тебя начинает собирать обратно, словно кто-то подтягивает невидимую нить. Ты – как воздушный змей. То плывёшь ровно, то бесконтрольно раскачиваясь, из стороны в сторону. Очень плавно, но с явно-ощутимым чувством беспомощности. Вообще, эта ассоциация с воздушным змеем возникает очень часто, в такие моменты. Но никакого чувства тревоги нет. Ощущение такое, что всё происходит "в пределах задуманного”.

А следующим этапом начинаешь чувствовать дыхание. И осознаёшь, что ты – вот он. Только остаётся некое неуловимое ощущение растянутости в Пространстве. На "этот” мир и на "тот”. С каждым новым повторением ощущение этой связи усиливается. Не физически… Больше, где-то, на подсознании. Трудно-уловимое такое.

Но это – глубокое погружение. А в повседневной жизни, ум просто находится в тишине, используя, как бы, только "поверхностную” часть этой способности. Ты смотришь и видишь… Видишь и понимаешь. Понимаешь то, что вряд ли бы понял в обычном состоянии.

В свою очередь, это приносит некоторые неудобства. Особенно - в начале. Когда не понимаешь, что с этим делать. Требуются усилия, чтобы начать логически мыслить, поддерживать разговор и т.д. "Второе восприятие” просто даёт тебе понимание сути происходящего, всего, с чем сталкиваешься. Но это понимание надо ещё реализовать в повседневности! А это уже – усилие… К тому же, это восприятие, в тот момент, ясно даёт понять, что большинство усилий или обычных реакций, привычных в той или иной ситуации, вообще не имеют смысла. Начинаешь осознавать, сколько лишнего намешано в повседневном жизненном восприятии.

Это осознавание тоже не легко перенести, когда это происходит лично с тобой. Шаблоны поведения и мышления просто пищат от собственной "нужности”! Они не просто – где-то, внутри. Они и есть – ты. Ты из них состоишь. И кажется, что если суметь освободиться от них, то и сам исчезнешь… Ну, в принципе, это ещё предстоит проверить.

Беседы Самтена

Остановка ума (Steadiness of Mind)

Патанджали говорит, что остановки низшего ума (читта-вритти-ниродха, см.) можно достигнуть несколькими способами, а именно:

(1) Если у человека есть или был собственный надежный оккультный опыт, или если он воспитал развитую высшую чувствительность (включая телепатию, ясновидение, яснослышание, психометрию, интуицию, и пр.), возникает устойчивое и уверенное состояние разума. Активный мыслящий разум называется манас и отличается от низшего разума, читты, хранящего мысли и осуществляющего механическое течение мысленных ассоциаций.

(2) Остановка ума развивается и посредством проявления спокойного внутреннего видения. Многие люди, закрыв глаза, способны видеть внутренний свет, приносящий ощущение покоя и уверенности. Иногда, в этом свете возникают образы, вначале случайные, но очень четкие и прекрасные. Как говорил древний учитель Вачаспати Мишра, человек может обнаружить этот свет, перенося свое сознание в область сердца. С его помощью он способен видеть мыслеформы. Манас сам по себе является внутренним видением, в котором возникают эти формы.

(3) Для остановки, низший разум (читта) можно принудить вспоминать образы людей или существ, например, святых и адептов, достигших освобождения от желаний.

(4) Остановке ума помогают опыты и практика сновидений.

(5) Медитация на интересующих человека предметах тоже является помощью в развитии молчания ума.

Непоколебимая мудрость всех будд.

Слово непоколебимая подразумевает отсутствие движения. Слово мудрость означает мудрость разума.

Хотя говорят, что мудрость не движется, это не означает, что она лишена жизни, словно бревно или камень. Мудрость движется туда, где сосредоточено внимание: вперед или назад, влево или вправо, в десяти направлениях и в восьми точках. Если же внимание нигде не останавливается, говорят, что ум наделен непоколебимой мудростью.

Считаетсяя, что Фудо Мёо олицетворяет непоколебимый ум и несокрушимое тело. Несокрушимое означает такое тело, для которого нет препятствий.

Видеть перед собой что-то и не позволять вниманию фокусироваться на нем - вот что такое непоколебимость. Ведь как только ум остановился, рождаются мысли, и в сознании воцаряется хаос. Когда хаос рассеивается, и мысли исчезают, остановившийся ум снова приходит в движение, но при этом пребывает в покое.

Если десять человек, вооруженных мечами, приблизятся к вам, размахивая своим оружием, и вы по очереди отразите каждый меч, не позволяя уму остановиться ни на одном из противников, ваши действия будут безупречными от начала и до конца.

Если в результате практики учения человек проходит весь путь от убеждений начинающего до непоколебимой мудрости, он при этому словно возвращается в исходную точку, на уровень начинающего. Это также имеет обоснование.

Здесь мы снова можем говорить в терминах вашего боевого искусства. Когда начинающий не знает ничего о положении тела и движении меча, у него также нет представлений о том, к чему его ум может привязаться. Если в таком состоянии начинающему нанести удар мечом, его ум просто не успеет ни на чем остановиться.

Когда же человек изучил какую-то технику и знает, что такое правильная стойка, как нужно держать меч, и на что нужно направлять ум, его ум останавливается во многих местах. При этом прежде чем нанести противнику удар, он должен многократно все взвесить. Но позже, после многих лет усердной практики, ни положение тела, ни движение меча больше не занимают его внимания. Его ум становится таким, каким он был в самом начале, когда этот человек еще не владел техникой и должен быт изучать все элементы один за другим.

Остановка ума. Как остановить мысли?

Остановка ума (внутреннего диалога), даже на короткое время разрушает жесткую программу матрицы, по крайне мере, для нас. Вечная болтовня в голове и создает всю эту игру. Мы сами себя уговариваем, что стена не проходимая, и от падения мы можем сломать ногу. Это хорошо видно на примере алкоголя. ... Как только человек перебрал водочки, так ему сразу море по колено. Я сам был свидетелем, когда на скорости 90 километров в час, изрядно пьяный знакомый выпрыгнул из грузовика. ... Да просто так, может, хотел напугать жену. Мы в ужасе увидели, как он кубарем катился по асфальту, болтая руками и ногами. Со стороны казалось... ну все, живого места у парня нет. ... Ну, как говорится дуракам везет... ничего не сломал, только получил несколько ссадин.

Алкоголь на короткое время тормозит внутренний диалог. Частично теряется контроль разума над телом, отсюда все эти чудеса. Так же ум останавливается при сильном стрессе, (сбой программы), когда нам угрожает смертельная опасность.

В процессе остановки ума мы входим в "здесь и сейчас" - это главное для нас состояние. Когда находимся в настоящем, тогда у нашей Сферы света появляется возможность быстрее завершить процесс познавания игры (игра не зависает). Повторюсь, не мы как фрагмент решаем закончить игру, а мы как Сфера света принимаем играть дальше или нет. Фрагмент - человек может только создать условие, чтобы игра прошла безупречно, без помех. Особенно... когда это последний уровень игры (ренкарнация фрагмента).

Когда мы находимся в "здесь и сейчас", наступает самый благоприятный момент для входа энергии свыше в наш человеческий фрагмент. От нисходящей энергии кокон человека освобождается от жестких установок матрицы, становясь эластичным. Гибкий и упругий энергетический кокон может принять еще большую дозу света, отчего его стенки будут сильнее светиться светом осознания.

От поступающей космической информации у человека появляется возможность усовершенствовать свой кокон (психофизическое тело). Каждая клеточка должна получить свою порцию света, трансформируясь на уровне ДНК. Это похоже на смену инструкций, или замены программного обеспечения.

Иногда достаточно одной минуты интенсивного давления света на человеческий фрагмент, чтобы потом несколько лет переваривать и уплотнять информацию. Никакого графика тут нет со стороны человека. Все происходит спонтанно для него. Человеческая задача... в постоянной чистке своего энергетического кокона. А для этого любые практики хороши, лишь бы они освобождали от фальшивых наслоений (чужих мыслей, идей, желаний), полученных в процессе жизни.

Если спустится с небес на землю и представить..., что я сижу в теле света за компьютером и стучу по клавишам, строча эту статью, то, конечно, нет. В данный момент мое земное сознание смещено, только маленькой частью на уровень Сферы света, но и этого достаточно, чтобы я как фрагмент начал терять свою плотность. В эти мгновения я практически не чувствую физического тела, а ощущаю как некую оболочку, которую распирает изнутри накатывающейся энергией. Когда я перевожу поступающую информацию от своей Сферы света на понятный человеческий язык, то теряю большую часть поступающей энергии, потому что мое внимание приковано к статье, а где внимание - там концентрируется энергия. Это действие можно сравнить с дырявым воздушным шариком, которого накачивают летучим газом. Сколько не вдувай в него воздуха, все равно не накачаешь, и наш шарик, естественно, не вознесётся в небеса. Так и мы устроены: наши привязанности - это дырочки, откуда выходит энергия с нашего энергетического кокона. А привязанности - это увлеченность игрой.

Когда мое (фрагмента) внимание на 100 процентов сместится в Сферу света, тогда мне уже не будет дела до этой матрицы, а тем более до писанины. Для меня все это станет не важным и неинтересным. Перестав играть, я накоплю достаточно энергии и покину игровую площадку. Но пока я, как Сфера света (если смотреть оттуда), имею план дальнейшей игры в трехмерном мире, я не дам своему фрагменту покинуть матрицу раньше времени, а для этого есть много способов, как удержать его в программе, начиная от обычных земных привязанностей, кончая более изощренной привязкой - чувством долга перед людьми.

Как только идет сброс энергии, не важно, под каким соусом, в моем случае - это писательство, то я из восприятия Сферы света сворачиваюсь в маленького привычного человечка. После чего мгновенно стирается большая часть информации о себе... многомерном, потому что я - человек - всего лишь фрагмент и не могу перетащить в себя большой объем информации.

Капля воды не может вместить в себя океан, она может только раствориться в ее водах.

Остановка ума. Как остановить мысли?

Ум сам по себе есть проекция, так что пока вы не превзошли ум все ваши переживания - суть проекции. Ум - это механизм, создающий проекции. (В медитационном лагере весной 1972 г. Ошо обучал участников этой технике. Сначала он велел им видеть свет без какого-либо объекта, далее - чувствовать блаженство без какого-либо объекта, и, наконец, чувствовать божественное присутствие. Был задан вопрос об опасностях проекции при использовании этой техники.)

Если у вас возникают видения света, блаженства, даже божества, это все проекции. До тех пор, пока вы не пришли к полной остановке ума, вы не вышли за пределы проекций, вы проецируете. Когда ума уже нет, только тогда вы избежали этой опасности. Когда нет переживаний, нет видений, нет никаких объектов - осталось сознание как чистое зеркало, в котором ничего не отражается, - только тогда вы ушли от опасности проецирования.

Есть проекции двух типов. Проекции одного типа ведут вас ко все большему и большему проецированию. Это позитивные проекции, их нельзя преодолеть. Проекции другого типа - негативные. Это проекции, но рни помогают вам выйти за пределы проекций.

В медитации вы пользуетесь проецирующей способностью ума как негативным усилием. Негативные проекции полезны. Это, как если вы одну занозившую вас колючку вытаскиваете другой или как один яд обезвреживаете другим ядом. Но вы все время должны сознавать, что опасность остается до тех пор, пока не прекратится все, даже эти негативные проекции, даже эти видения... Если с вами что-то происходит, я бы не сказал, что это медитация. Это все еще созерцание, это все еще процесс мышления. Сколь угодно тонкое, но это все еще думание. Когда остается только сознание без мысли, только безоблачное ясное небо, когда вы не можете сказать: "Я переживаю", "Я испытываю", - а можете сказать только, что "Я есть".

Известное изречение Декарта: "Я думаю, следовательно, я существую", - в медитации становится: "Я есть, следовательно, я существую". Эта " Я-естьность " предшествует всякому мышлению. Вы есть прежде, чем вы думаете. Думание приходит потом, ему предшествует ваше существование, поэтому существование нельзя вывести из мышления. Вы можете быть без мышления, но мышление не может быть без вас, поэтому мышление не может быть доказательством вашего существования.

Переживания, видения, все, что чувствуется объективно, есть часть мышления. Медитация означает полную остановку ума, мышления, но не сознания. Если прекращается также и сознание, вы не в медитации, а в глубоком сне. В этом различие между глубоким сном и медитацией.

В глубоком сне тоже прекращаются проекции. Там нет мышления, но одновременно отсутствует и сознание. В медитации прекращаются проекции, прекращается мышление, нет больше мыслей - так же, как в глубоком сне - но есть сознание. Вы сознаете, созерцаете это явление, полное отсутствие вокруг вас, нет объектов вокруг вас. И когда нет объектов, которые можно знать, чувствовать, переживать, вы впервые начинаете чувствовать себя. Это безобъектное переживание. Это не что-то, что вы переживаете, это что-то, что вы есть.

Так что, даже если вы чувствуете божественное присутствие, это проекция. Это негативные проекции - они помогают, помогают пока, помогают перешагнуть, - но вы должны понимать, что это все еще проекции, иначе вы не выйдете за их пределы. Вот почему я говорю, что если вы чувствуете, что на вас снизошло блаженство, вы все еще живете в уме, потому что есть двойственность: двойственность божественного и небожественного, блаженства и неблаженства. Когда вы в самом деле достигнете окончательного, вы не можете чувствовать блаженства, потому что неблаженство невозможно; не можете чувствовать божественное как божественное, потому что небожественного больше нет.

Поэтому помните, что ум есть проекция и все, что вы совершите умом, будет проекцией. Ничего нельзя сделать умом. Задача только в том, как отречься от ума, как его полностью отбросить, как сознавать без ума. Это медитация. Только так вы можете узнать то, что не есть проекция.

Остановка ума. Как остановить мысли?

Все, что вы знаете, спроецировано вами. Объект - это только экран: вы проецируете на него свой ум, свои идеи. Поэтому любой метод медитации начинается с проекции - с негативной проекции - и кончается отсутствием проекции. Это - природа всей техники медитации, потому что вы должны начать с ума.

Даже если вы идете к состоянию не-ума, вы должны начать с ума. Если я хочу выйти из этой комнаты, я должен начать с того, что должен войти в нее. Первый шаг нужно сделать в комнате. Это порождает путаницу. Если я просто хожу кругами, я хожу в комнате. Если я хочу выйти из комнаты, то опять же должен идти в комнате, но уже иначе. Мои глаза должны быть направлены на дверь, и я должен двигаться по прямой, а не кругами.

"Негативная проекция" - это значит: идти прямо из ума. Но сначала нужно сделать несколько шагов внутри ума.

Например, я говорю "свет", а вы никогда на самом деле не видели света. Вы видели только освещенные предметы. Видели ли вы когда-нибудь сам свет? Никто не видел, никто не может видеть. Вы видите освещенный дом, освещенный стул, освещенного человека, но не видите самого света. Даже когда вы видите солнце, вы видите не свет. Вы видите возвращение света.

Вы не можете видеть свет сам по себе. Когда свет падает на что-нибудь и возвращается отраженным, лишь тогда вы видите освещенный предмет и потому, что вы можете видеть освещенный предмет, вы говорите, что светло. Когда вы не видите освещенных предметов, вы говорите, что темно.

Нельзя видеть чистый свет, поэтому в медитации я даю его как первый шаг - как отрицательную проекцию. Я говорю вам, чтобы вы чувствовали свет без какого-либо объекта. Объекты отброшены: есть только свет. Чувствуйте свет без каких-либо объектов... Нечто было отброшено (объект), и без объекта вы не можете видеть свет в течение долгого времени. Рано или поздно свет исчезнет, потому что вам придется сфокусироваться на каком-нибудь объекте.

Тогда я предлагаю вам чувствовать блаженство. Вы никогда не чувствовали блаженства без какого-либо объекта. Все, что вы знаете как счастье, блаженство, с чем-нибудь связано. Вы никогда не знали ни одного момента блаженства, не связанного ни с чем. Вы, может быть, любите кого-то и потому чувствуете блаженство, но этот кто-то - объект. Вы чувствуете блаженство, слушая какую-то музыку, но тогда эта музыка есть объект. Был ли у вас момент блаженства без объекта? Никогда! Поэтому, когда я говорю: "Чувствуйте блаженство без объекта", - это кажется невозможным. Если вы пытаетесь чувствовать блаженство без объекта, раньше или позже блаженство прекратится, потому что оно не может продолжаться само по себе.

Тогда я говорю вам: "Чувствуйте божественное присутствие". Я никогда не говорю: "Чувствуйте Бога", потому что Бог станет объектом. Чувствовали ли вы когда-нибудь присутствие без кого-то присутствующего? Оно всегда связано с кем-то: если есть кто-то рядом, вы начинаете чувствовать присутствие.

Я полностью отбрасываю этого "кто-то". Я просто говорю: "Чувствуйте божественное присутствие". Это негативная проекция. Она не может продолжаться долго, потому что под ней нет основания. Раньше или позже она исчезнет. Сначала я отбрасываю объекты и затем, одна за другой, пропадут и сами проекции. Вот в чем различие между позитивной и негативной проекцией.

В позитивной проекции существенен объект и за ним следует чувство, а объект просто забыт, как если бы я убрал почву из-под ваших ног. Изнутри вас, снизу, отовсюду убрана почва, и вы остались один на один с вашим чувством. Теперь это чувство не может существовать. Оно исчезнет. Если нет объектов, то чувства, связанные непосредственно с объектом, не могут более существовать. Некоторое время вы можете проецировать их, потом они пропадут. И когда они пропали, вы остались одни... в полном одиночестве. Здесь, в этой точке, - начало медитации. Теперь вы - вне комнаты.

Таким образом, медитация имеет свое начало в уме, но это не настоящая медитация. Начинайте в уме, чтобы идти к медитации, а когда ум останавливается и вы вне его, начинается настоящая медитация. Вы должны начать с ума, потому что мы живем в уме. Даже для того, чтобы выйти за его пределы, нужно пользоваться им. Так что используйте ум негативно, а не позитивно, и тогда вы достигнете медитации.

Если вы пользуетесь умом позитивно, тогда вы будете порождать все новые и новые проекции. Поэтому то, что называют "позитивным мышлением", абсолютно противоположно медитации. Негативное мышление - медитативно. Отрицание - способ медитации. Отрицайте все, вплоть до момента, когда не останется ничего, что можно отрицать, только отрицающий остался. Тогда вы - в своей чистоте, и тогда вы знаете, что есть. Все, что вы знали до этого, - это только воображения ума, сновидения, проекции.

Остановка Ума

(Steadiness of Mind ) Патанджали говорит, что остановки низшего ума (читта-вритти-ниродха, см.) можно достигнуть несколькими способами, а именно:

(1) Если у человека есть или был собственный надежный оккультный опыт, или если он воспитал развитую высшую чувствительность (включая телепатию, ясновидение, яснослышание, психометрию, интуицию, и пр.), возникает устойчивое и уверенное состояние разума. Активный мыслящий разум называется манас и отличается от низшего разума, читты, хранящего мысли и осуществляющего механическое течение мысленных ассоциаций.

(2) Остановка ума развивается и посредством проявления спокойного внутреннего видения. Многие люди, закрыв глаза, способны видеть внутренний свет, приносящий ощущение покоя и уверенности. Иногда, в этом свете возникают образы, вначале случайные, но очень четкие и прекрасные. Как говорил древний учитель Вачаспати Мишра, человек может обнаружить этот свет, перенося свое сознание в область сердца. С его помощью он способен видеть мыслеформы. Манас сам по себе является внутренним видением, в котором возникают эти формы.

(3) Для остановки, низший разум (читта) можно принудить вспоминать образы людей или существ, например, святых и адептов, достигших освобождения от желаний.

(4) Остановке ума помогают опыты и практика сновидений.

(5) Медитация на интересующих человека предметах тоже является помощью в развитии молчания ума.


Словарь йоги . Эрнест Вуд . 2009 .

Смотреть что такое "Остановка Ума" в других словарях:

    - (Mind) См. Высший Разум; Низший Ум; Манас; Остановка Ума; Саматва; Саньяма; Уравновешенность Разума; … Словарь йоги

    BioShock 2 - Разработчик 2K Marin 2K Australia Digital Extremes (Многопользовательская игра) 2K China Arkane Studios (level design assistance) Издатели … Википедия

    Драма - Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

    Репертуар Большого театра (Москва) с 1825 по 1900 год

    Репертуар Большого театра (Москва) - В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия

    Лайя-йога - («йога растворения») один из видов йоги, соотносящийся согласно традиционному делению на семь ачар тантры (веда, вайшнава, шайва, дакшина, вама, сиддханта и каула) с высшей каулачарой, её философской основой является Адвайта… … Википедия

    Дзюцу (Наруто) - Термином дзюцу (яп. 術?, досл. «техника», «приём») в манге и аниме «Наруто» обозначают каждое из специфических фантастических действий ниндзя, которое не в состоянии повторить либо имитировать обычный человек. Концепция дзюцу была разработана… … Википедия

    Зачарованные - Charmed … Википедия

    Персонажи телесериала «Зачарованные» - В этой статье описываются персонажи телесериала «Зачарованные». Содержание 1 Главные герои 2 Сопровождающие 2.1 Лео Уайатт … Википедия

    Ломоносов, Михаил Васильевич - — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия

Внимание!

Если вы видите это сообщение, то у вас в браузере отключен JavaScript . Для корректной работы портала вам необходимо включить JavaScript . На портале используется технология jQuery , которая работает только при условии использования браузером этой опции.

Остановка Ума (Словарь Йоги)

Патанджали говорит, что остановки низшего ума (читта-вритти-ниродха, см.) можно достигнуть несколькими способами, а именно:

  • Если у человека есть или был собственный надежный оккультный опыт, или если он воспитал развитую высшую чувствительность (включая телепатию, ясновидение, яснослышание, психометрию, интуицию, и пр.), возникает устойчивое и уверенное состояние разума. Активный мыслящий разум называется манас и отличается от низшего разума, читты, хранящего мысли и осуществляющего механическое течение мысленных ассоциаций.
  • Остановка ума развивается и посредством проявления спокойного внутреннего видения. Многие люди, закрыв глаза, способны видеть внутренний свет, приносящий ощущение покоя и уверенности. Иногда, в этом свете возникают образы, вначале случайные, но очень четкие и прекрасные. Как говорил древний учитель Вачаспати Мишра, человек может обнаружить этот свет, перенося свое сознание в область сердца. С его помощью он способен видеть мыслеформы. Манас сам по себе является внутренним видением, в котором возникают эти формы.
  • Для остановки, низший разум (читта) можно принудить вспоминать образы людей или существ, например, святых и адептов, достигших освобождения от желаний.
  • Остановке ума помогают опыты и практика сновидений.
  • Медитация на интересующих человека предметах тоже является помощью в развитии молчания ума.

Заголовки

Словарь Йоги

Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги .

Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.

На портале этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.

Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи - в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" - в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" - как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.

На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.

Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.

Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я , воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.

Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.