Обычаи и традиции на православное рождество. Народные традиции празднования в России

ДОМОДЕДОВО, 10 января 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ - Святки или Святые дни - это особое время торжества и радости после праздника Рождества Христова. О святочной истории и традициях в материале корреспондента издания «Домодедовские Вести» Александра Ильинского.

Святочными или «Святыми» называют первые десять дней после праздника Рождества Христова. В период с 7 по 17 января не положено постных дней, а потому православные христиане отдыхают после продолжительного Рождественского поста. В пищу благословляется все. Это мясные, молочные, рыбные и другие «непостные» продукты. Но радость Рождества должна быть полной. А потому православные христиане стараются посетить храм, пройти через исповедь и таинство Причащения. Интересно, что в Святочные дни Церковь не совершает таинство Венчания. Это связано с особым акцентом на духовную составляющую периода между праздниками Рождества и Крещения Господня 18 января. В народе даже возникла поговорка: «На святки - только волки женятся». Кроме того, издревле Святки считались временем особого милосердия к старым, неимущим, больным и заключенным в тюрьмах. В святые дни даже цари не гнушались раздавать милостыню и посещать тюрьмы.

Между Рождеством Христовым и Крещенским сочельником

Традиция многодневных праздников, так же как и традиция многодневных постов, родилась в глубокой древности. Так уж устроен человек, что после многих дней духовной сосредоточенности, ему мало одних суток для радости и торжества. Поэтому Церковь мудро установила особые дни «попразднеств» - праздник продолжается в течении нескольких дней. В этом Святки не одиноки. Например, после Праздника Воскресения Христова - Пасхи установлен период в целых сорок дней, из которых особой с торжественностью и радостью отмечается первая Светлая неделя. Это касается и четырнадцати дней рождественского периода, на которые приходятся сразу три праздника. Рождество Христово отмечается 7 января, Обрезание Господне 14 января, а праздник Крещения приходится на 19 января. Но немного забегая вперед, надо сразу сказать, что перед праздником Крещения Господня (Богоявления) установлен однодневный строгий пост - Крещенский сочельник. Святки заканчиваются 17 января. А уже на следующий день установлен однодневный строгий пост перед праздником Крещения Господня (Богоявления). Точно так же, как это было перед Рождеством Христовым, 18 января православные христиане стараются воздержаться от пищи с утра до «до первой звезды». Этот день называется Крещенским сочельником.

Колядование

Дословно слово «Святки» означает - Святые дни. Смысл и
х заключается совсем не в том, чтобы погулять, повеселиться и хорошо поесть. Такая радость будет не полной. Человеку мало одних телесных удовольствий, чтобы чувствовать себя счастливым. Радость должна быть еще и духовной. Христианство никогда не выступало против радости, но всегда говорило о том, что радость должна быть совершенной. Ведь само христианство - это радостная полнота жизни во Христе. Святки - как раз именно такое время. Это дни полноты радости. В мир пришел Христос. И христиане празднуют тот Свет и Любовь, которые пришли в мир вместе с Рождеством. Издревле эта радость включала в себя не только посещение церкви. Дети ходили по улицам деревень под «Рождественской звездой», вырезанной из дерева и пели колядки в честь Христова Рождества. Для них был открыт любой двор или дом. Отсюда поговорка: «Пришла Коляда - отворяй ворота». Взрослые не только одаривали пришедших пряниками и сладостями, но и с удовольствием подпевали. Тем более, что слова и музыка им были знакомы с детства! Всякое застолье в Святые дни начиналось с пения тропаря Рождества Христова, а заканчивалось Кондаком. Сесть за стол без молитвы считалось грехом. Охота между Рождеством и Крещение запрещалась. «В Святые дни не бей ни зверя, ни птицу, - говорили старики, - а не то несчастье случится». Особенное внимание в дни Святок обращалось на нищих, одиноких и обездоленных людей. Было принято пригласить странника за свой стол или послать бедному соседу угощение. Нищих в русской деревне, которая жила общиной, почти не было. Но в городах, где имущественное расслоение было большим, для «нищей братии» период после Рождества и Пасхи был поистине «золотым временем». Каждый старался подать нищему копеечку, калач или пряник. Те кланялись, благодарили и пели на церковных папертях духовные канты или колядки. И пусть музыкальный слух иной раз подводил, зато исполнение было - от души!

Святочные гадания

О святочных и крещенских гаданиях пишут все русские классики. Их красочные описания каждый может найти в «Евгении Онегине» Пушкина или «Светлане» Жуковского. Будучи пережитком язычества, к XIX веку гадания из оккультно-магических практик превратились в развлечение для молодежи. Гадали в основном девушки. Во времена, когда выдавали замуж по уговору между семьями, каждой хотелось узнать о том, что ждет ее впереди? Будет ли муж молодым или старым? Ласковым или сердитым? Видов гаданий было великое множество. Девушки кидали через забор валенок или сапожек. При этом следили за мыском обуви: на какой двор он укажет, от туда и жди жениха. Девушки побогаче садились в полночь между двумя зеркалами, вглядываясь в «галерею отражений». Вдруг увидят лицо будущего мужа? Иногда в стакан с водой опускалось обручальное кольцо. В пламени свечи золото искрилось и бросало отблески на стекло. Вглядываясь в сполохи света, девушки с замиранием сердца повторяли: «Суженый мой, ряженый! Приходи ко мне ужинать!». Когда игра воображения складывалось в определенный образ, действо оканчивалось громким девичьим визгом. Страшно же заглядывать в будущее!

Практика святочных гаданий в наши дни практически исчезла вместе с русской деревней. И стоит сказать, что Церковь всегда относилась к ней отрицательно. Грехом считалось и считается гадать не только в Святочные дни, но и в любое другое время. А колдовство, ведовство, приворот-отворот в Древней Руси считала страшным преступлением не только церковная, но и светская власть. Мало того, колдовство приравнивалось к убийству. Объясняется это просто. Заигрывание с темными духовными силами приводит к нравственной дезориентации человека. А такой человек часто становится опасным для окружающих. История XX века нам это наглядно продемонстрировала.

Детская радость

В середине XIX века в русские дома вошли Рождественские елки и детские праздники. Гражданский Новый год приходился тогда на 14 января по Новому стилю - в середине Святок. Городские жители встречали Новый год в семейном кругу за праздничным ужином. Иногда к Новому году, также как на Рождество, детей и взрослых под елкой ждали подарки. В Святки по всей Российской империи начинали свою работу закрытые во время Рождественского поста театры, давались праздничные концерты и балы, открывались катки и начинались шумные ярмарки. Ведь Святки - это время радости. Так оно и осталось в наши дни. Поэтому, порадуйте Ваших детей Новогодними и Рождественскими представлениями! Сводите их на концерт или хороший спектакль! Только не забудьте, что главным в Святые дни считается не это. А то, о чем говорится в Новом Завете: «Спешите делать добро!». Пусть добра, мира и милосердия в радостные рождественские дни станет больше!

Со Святками, дорогие домодедовцы!

Александр Ильинский
Фото и иллюстрации из открытых источников:
« Святки», палехская миниатюра/«Святки», владимирские художники/ Николай Пимоненко, «Коляда, коляда..»/ Катание с горки, картина неизвестного художника конца XIX века/Карл Брюлов, «Гадающая»/ Феликс Эрлих, «Под Елкой»/ Рождественская открытка
Домодедовские вести

Вступайте в нашу группу

Днем усиленного приготовления к празднику Рождества Христова считается Рождественский сочельник - канун великого праздника, который наступает 7 января для православных христиан.

По строгим правилам до первой звезды верующим рекомендовано отказываться от пищи. Лишь при появлении первой звезды - символа звезды Вифлеемской - можно отведать сочиво (постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня – сочельник.

40-дневный Рождественский пост, усиленная молитва приближали православных людей к великому торжеству. Однако древние христиане его не знали, для них Воскресение Христово заслонило собой Рождество. В конце III - начале IV веков христиане начали отмечать Рождество и Крещение Спасителя в один день - 6 января по юлианскому календарю. Кстати, эту традицию сохраняет Армянская апостольская церковь. И только в середине IV века праздник Рождества отделился от Крещения и стал праздноваться Римской церковью 25 декабря по юлианскому календарю.

Именно в эту ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм.Вечером по дервням ходила по домам коляда (калитка) - переодетые парни в вывороченных шубах и со звериными масками на лицах. Величали хозяев, не жалея щедрых слов. Приметы: «Если на Сочельник снежная погода - будет урожай на хлеб». Считалось, что в этот день, последний перед Рождеством, снегопад - верный признак процветания хозяйства в новом году. А если в этот день мороз - в семье будет совет да любовь. Разумеется, эти приметы и предубеждения всего лишь «эхо» языческих празднований и традиций, не имеющие отношения к сути великого христианского праздника.

«Праздник Рождества Христова - один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. До этого торжественного и дивного дня мир и Бог были разлучены грехом, и человек, как бы он ни рвался к встрече с Богом, не мог ее своими силами, без Него, осуществить. И Бог в Своей неизмеримой любви, в Своей милости стал человеком, Он прошел ту грань, которая разделяла человека падшего от вечной жизни и от вечной радости», говорил в одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский. В сочельник начинаются Святки - две недели зимних праздников которые продолжаются вплоть до Крещения, которое празднуется Православной Церковью 19 января.

7 января – Рождество – второй по значимости после Пасхи великий двунадесятый праздник.

Вместе с Русской православной церковью Рождество в ночь с 6 на 7 января встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская православная церкви, а также афонские монастыри, католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю. Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются так называемым «Новоюлианским» календарем, который пока совпадает с Григорианским календарем, используемым католиками.

Согласно евангельскому преданию, когда римский император Август, правивший Иудеей, объявил перепись населения и каждый должен был записаться именно там, откуда был родом, - праведный Иосиф отправился с обрученной ему Пресвятой Девой Марией в свой родной город Вифлеем.

В гостинице не оказалось свободных мест, поэтому Иосиф и Мария нашли приют в пещере, куда загоняли домашних животных (на древнеславянском - вертеп). В этом вертепе и родился Спаситель. Младенца Богородица положила в ясли.

Первыми поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, извещенные Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы (восточные мудрецы-язычники), узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды. Эта звезда привела волхвов к месту Рождения Иисуса и потому именуется Вифлеемской.

Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.
Празднику предшествует многодневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября и длится 40 дней по 6 января включительно.

После праздничного ночного богослужения 7 января православные поздравляют друг друга со светлым праздником Рождества Христова и разговляются (прекращают пост).

В этот день на Руси традиционно устраивались пышные застолья. Дети ходили по домам с «вертепом» - маленьким ящиком, оклеенным цветной бумагой, в котором с помощью укрепленных на оси кукол разыгрывались сцены на евангельский сюжет о Рождении Христа. За это представление, сопровождавшееся пением, дети получали подарки. В некоторых местах, в частности, на Украине, этот обычай сохраняется и по сей день.

Дома и церкви на Рождество украшают елями и хвойными ветвями, символизирующими вечную жизнь, а традиция наряжать рождественскую ель связана с образом райского дерева, изобилующего плодами.

Праздничные службы в храмах 7 января продолжаются до позднего вечера.

У народов Европы дни рождественских торжеств совпадали с двенадцатидневным циклом языческих празднеств, посвященных зимнему солнцестоянию, знаменовавшему начало новой жизни и обновление природы (сатурналий у романских народов, зимние святки – у русских, коляда – у украинцев и т.д.). Поэтому в разных странах праздник Рождества впитывал в себя многие обряды и обычаи этих празднеств. К ним относятся колядки – костюмированные шествия со звездой и песнопениями, вечерняя трапеза в сочельник, состоящая из 12 постных блюд. Украина

В Украине празднование Рождества начинается на Свят вечер – 6 января. Вечерняя трапеза накануне Рождества сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.

Главными блюдами на украинский Святой вечер являются «кутя – пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар – компот из сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд, среди которых в старину готовили постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги.

В первый день Рождества – 7 января, в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут «деду ужин». Издавна в Украине на Рождество колядовали – пели колядки. Колядки – величальные обрядовые песни зимнего цикла – популярны и в современной Украине.

Также среди молодежи распространены рождественские гадания. В Украине считается, что именно в «святые» дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользуются моментом и стараются предугадать свою судьбу.

В Беларуси, как и в Украине, православное Рождество отмечается как государственный праздник. Рождественский сочельник или Навечерие Рождества Христова отмечают 6 января. Название «сочельник» происходит от особой пищи, предписываемой на этот день церковным уставом – сочива: размоченных и разваренных зерен пшеницы или риса, чаще с медом, а также бобов, гороха и овощей.

Согласно традиции, ужин в сочельник щедрый, но постный, состоящий из 12 блюд в честь двенадцати апостолов. В этот день по приходу из храма после утреннего богослужения верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над Вифлеемом в момент рождения Христа.

В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. Традиционно с дохристианских времени в Беларуси 6-7 января – Первая Коляда – конец шестидневного поста, начало праздничных дней и вечеров. Этот праздник всем известен под названием «Большая кутья», который отмечался в честь зимнего солнцестояния (24 декабря по старому стилю).

Вторая кутья (Щедрая или Богатая Кутья) отмечалась через неделю в предвестие Нового года 31 декабря по старому стилю. Третья Кутья завершала праздники Коляды 6-го января по старому стилю.

В Армении Рождество празднуют 6 января, в этот же день отмечают и Крещение Христово. Подготовка к Рождеству начинается вечером 5 января, когда служится Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой, для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова. На следующий день, 6 января, утром служится рождественская литургия. Далее осуществляют праздник крещения Христа с церемонией освящения воды.
Традиционно на Рождество в Армении на стол подаются рисовый плов с изюмом, рыба и красное вино.

В Грузии на Рождество верующие совершают крестный ход «Алило» в соответствии с традицией, имеющей многовековую историю. Главными действующими лицами праздничного шествия являются «несущие благую весть». Они одеты в белые одежды и песнопениями оповещают всех прохожих о рождении Спасителя. Сербия и Черногория

В Сербии и Черногории Рождественский сочельник, 6 января, называется в «Баднидан». Среди религиозных праздников он занимает почетное второе место после Пасхи, а вот среди семейных праздников Рождество для сербов на первом месте. Рождество Христово в Черногории (так называемый Божич) – праздник родителей и детей.

В этот день до восхода солнца глава семьи и его старший сын выстрелом из ружья перед домом объявляют о походе в лес за «бадняком». Бадняк – это полено срубленного молодого дуба, которое должна обязательно иметь во время рождественских праздников в своем доме каждая сербская семья. Полено выбирается такого размера и веса, чтобы глава семьи сам, на своих плечах смог принести его в дом. По традиции, оно должно гореть в семейном очаге в течение всех трех дней праздника.
Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откармливавшегося к Рождеству поросенка – «печеницу», женщины готовят рождественский пирог, торты и другие блюда.

В ночь перед Рождеством ужин должен быть постным. На рассвете звонят колокола храмов, люди надевают праздничную одежду и идут в церковь на Рождественскую литургию. После службы в дом берется просфора. Все приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», а в ответ слышат: «Воистину родился!» Это приветствие соблюдается вплоть до праздника Богоявления (19 января).

Все члены семьи в ожидании рождественского обеда угощаются горячей ракией и сухими фруктами. Затем хозяин выносит на стол печеницу. Печеница должна принести в дом здоровье и благополучие. Из блюд к столу подаются квашеная капуста, тушенная капуста с копченым свиным мясом, пирог с каймаком, «пребранац» – вареная фасоль с растительным маслом и луком и т. д.

Кульминация празднования Рождества – преломление «погачи» – домашнего рождественского плоского пирога из пресного теста. Хозяйка утром замешивает тесто для пирога и кладет в него золотую или серебряную монетку.
Хозяин отрезает левую часть печеницы, достает из нее сердце и раздает его по кусочкам всем членам семьи, которые сразу его поедают. Перед началом обеда хозяин дома зажигает свечу, которая стоит на столе, или кадило и обносит ими иконы и всех присутствующих, а ребятишки обносят кадило по всему дому. Затем все поют праздничный тропарь или «Отче наш».

После приходит время разламывать погачу. Ее сначала вертят по кругу, затем делают надрез в виде креста и в полученный разрез наливают вино, только после этого она разламывается. Каждый получает по куску пирога, и тот, в чьем куске оказалась монетка, будет, как считается, счастлив целый год.

В городах, где нет открытых очагов, печей и бадняка, на рынках и на улицах продаются перед праздником небольшие «букеты» из дубовых веток, обвязанные пучком соломы.

В Албании заметный процент населения в стране исповедует православный тип христианства, поэтому Рождество отмечается достаточно широко. Присутствуют все характерные для праздника атрибуты – елка, подарки, застолья. Праздник отмечается 7 января. Греция

Греческое Рождество (Кристоугенна) также впитало в себя популярные суеверия и народные поверья. В канун Рождества распространены колядки. Греческие детишки идут от дома к дому и поют песни, возвещающие приход Спасителя.

Рождество в Греции отмечается в кругу семьи, главная часть праздника – обильный стол. По православной традиции празднику Рождества предшествует пост продолжительностью несколько недель.

Греция – одна из немногих стран, где существуют свои зловредные рождественские духи. По поверью, калликанцарос, зловредные эльфы с неприятной внешностью, в течение 12 дней после Рождества приносят в дом хаос. Защиту от духов дарует горящий ладан или небольшое подношение. Также во многих семьях небольшой деревянный крест украшают базиликом и окунают в плоскую чашу с водой. По поверью, вода становится святой после этой процедуры, и тогда ее разбрызгивают по углам дома, чтобы отпугнуть злых духов.

Период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней, с Рождества Христова до Крещения Господня, и включали в себя Васильев день.

Святки - главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки – это рождественские гадания. Гадания начинаются от Рождественского сочельника (6 января) и заканчиваются праздником Крещение Господне (19 января).
Святки, коляды - один из самых больших, шумных и веселых многодневных народных праздников.
Они приходились как раз на то время, когда все земледельческое население, обмолотив хлеб и покончив со всеми работами, придавалось отдыху. Святки на Руси (да и вообще у всех славянских народов) сопровождались множеством обычаев, обрядов, поверий, примет, гаданий и т.д., в которых языческие мотивы тесно смешивались с христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.

Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.
Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.
В народе Святки считались молодежным праздником. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Традиционно Святки делились на две части - "святые вечера" (от Рождества до Васильева вечера) и "страшные вечера" (с ночи под Новый год и до Крещения Господня). Чтобы привлечь удачу, рекомендовалось на святочной неделе ходить во всем новом, а не просто во всем чистом. Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем "без креста", то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со "страшными вечерами", что отразилось в соответствующем названии. По народной легенде, "в эти страшные вечера /…/ Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь".
Помимо нечистой силы, в Святки, особенно в "страшные вечера", активность проявляли, по народным представлениям, колдуны и ведьмы. Только колдун или колдунья, по поверьям, могли придти в чужую избу накануне или в день праздника и попросить огня из печи, что, несомненно, должно было привести к "выведению спорины" в доме, то есть - удачи, благополучия. В южнорусских губерниях бытовали рассказы о том, что голодные ведьмы в "страшные вечера" задаивали коров.
Помимо этого, для святочных праздников были характерны очистительные обряды: подметание в доме и выбрасывание святочного мусора в пустынные места подальше от дома; сожжение рождественской соломы или разведение костров; окуривание или окропление водой хозяйственных построек; надписывание освященным мелком крестов на дверях и воротах и т.п. На святки (чаще всего - на Новый год) во многих местах производили “обновление огня”: гасили в домах все огни и зажигали новые от “живого огня”.

Характерным элементом святочных посиделок являлись “святовские” песни, исполняемые только в рождественские и новогодние вечера и предаваемые забвению во все остальное время года (причем в некоторых местах само их пение в несвяточное время считалось грехом). Эти песни обычно сопровождались хороводами и даже своеобразными игрищами; причем, хотя пение этих песен на беседах иногда начиналось уже с Николы зимнего, игрищами оно начинало сопровождаться только с наступлением рождественских вечеров.

Мнение церкви о святках. Как проводить святки.

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.
Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий", и возбранено совершать священнодействие брака.
Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет, нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: "Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-16). Так называемые календы (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца). Бота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству - Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать чтолибо из вышесказанного, клириков - повелеваем извергать из священного сана, а мирян - отлучать от общения церковного".
В Священном Писании говорится: "На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22,5).
Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало "в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни".

Рождество Христово - один из двенадцати главных, так называемых двунадесятых, праздников христианской церкви. Рождество приходится на . В этот день церковь отмечает рождение Иисуса Христа. Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме.

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя. Позже Рождество Христово было выделено как самостоятельный праздник.
Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, являющийся подготовкой христианина к этому событию. Пост установлен для единения с Богом, он служит для того, чтобы в день Рождества Христова, все христиане были очищены молитвою, покаянием и чтобы сердце их было очищено пред родившемся и появившемся в нашем мире - Иисуса Христа.
Длительность Рождественского поста установилась не сразу. Только при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле для всех христиан установился окончательный срок поста в сорок дней. Пост начинается 15 ноября и проходит до 25 декабря - это по старому стилю, а по новому стилю - с 28 ноября и заканчивается . Так же, в Церковном уставе пост имеет название как - Четыредесятница.

Рождество - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Святые отцы в своих писаниях именуют его началом и основанием для прочих праздников.
Празднование предваряет Навечерие или Рождественский сочельник - особая служба с чтением царских часов, на которых воспоминаются пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову.
Рождественский сочельник - день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Это - особое постное блюдо, которое готовят в этот день, иначе называемое кутьей и представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. По давней традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды - в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова.
В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия. В самый день праздника Рождества верующие разговляются (вкушают не постную, а скоромную пищу).

Празднование Рождества в кругу семьи начиналось с прослушивания всенощной в церкви. Посещение храма считалось у крестьян делом желательным, но не строго обязательным. Крестьянские семьи, не сумевшие попасть в церковь на рождественскую службу, молились в эту ночь перед домашними иконами.
Рождество также отмечалось двумя трапезами: в рождественский сочельник и непосредственно в Рождество.
Трапеза, устраивавшаяся накануне Рождества, всегда носила семейный характер. Приход в дом во время трапезы посторонних людей или даже близких родственников, живших отдельно, не одобрялся. В некоторых деревнях считалось, что это может принести несчастье дому, Трапеза начиналась с появлением на небе первой вечерней звезды. Хозяин дома, увидев ее на небе, читал молитву. Все члены семьи крестились и в торжественной тишине принимались за трапезу. На стол подавали блины или оладьи с медом, постные пироги с грибами, картофелем, кашей, сочни - пресные пирожки с ягодами, а также кутью из крупных зерен пшеницы с ягодами. Во многих деревнях на стол ставили также кашу, сваренную на воде. Все эти блюда считались ритуальными. Их подавали в самые важные моменты семейной жизни: во время свадеб, родин, поминок, в поминальные дни.

Трапеза, проходившая в день Рождества, после окончания всенощной, была уже скоромной и предполагала богатый и разнообразный обед, во время которого подавалось множество мясных и молочных блюд, пирогов, в изобилии ставилось пиво, брага, вино.
По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать событие Рождества Христова. После вкушения пищи до утра не убирали ни посуду, ни еду, ни скатерть, полагая, что к столу придут покойные родители, чтобы тоже поесть.

В глубокой древности застолье рождественского сочельника являлось поминальной трапезой и посвящалось предкам. Верили, что в этот день в доме собирались все умершие предки семьи для совместной трапезы с живыми. Она скрепляла сакральный союз предков и потомков, была своеобразным обращением к умершим с просьбой о помощи. Кроме того, трапеза рождественского сочельника завершала прошедший год, заканчивала строгий Рождественский пост и была своеобразным переходом к праздничному пиршеству следующих дней. Она осмыслялась и как повторение скромной трапезы Святого семейства в ночь рождение Иисуса Христа.

Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Прославляя Божию Матерь, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.

Рождество Христово в крестьянском календаре было одним из самых больших праздников, свидетельствует народное представление о том, что в этот день "играет солнце". В народе верили, что это явление бывает помимо Рождества еще четыре раза в году: в праздники Богоявления (см. Крещение), Благовещенья, Пасхи и Ивана Купалы.

Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Рождество, открывавшее святки, было первым днем выполнения различных обрядов, которые должны были обеспечить благополучие в наступающем солнечном году, предохранить от бед и несчастий дом, семью, скот, узнать будущее. В рождественский сочельник начинали колядовать (“кликать овсень”, “петь виноградье”, “звать Коляду”), гадать о судьбе.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
06.03.2019 -
07.03.2019 -
08.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

Двенадцать дней после Рождества и до Крещения Господня называются «Святками» – то есть, Святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен. Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни Святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки – в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Хозяйки празднично накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в Святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и раздавали заключенным милостыню.

Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения – тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.

12 дней после Рождества Христова

В Сочельник хозяйки красиво накрывали столы, готовили лучшие угощения. Поскольку продолжается еще Рождественский пост, еда не обильна, но особенна и традиционна: на столе – сочиво (или кутья), сваренная на меду каша из ячменя, пшеницы или риса с изюмом, а также взвары – вареные на меду сушеные яблоки, груши и сливы, медовые оладьи да постные пироги. Раньше еще пекли печенье из пшеничной муки – фигурки, изображающие домашний скот, птиц и пастухов. Эти фигурки выставлялись в окнах, чтобы заметили прохожие, а также рассылались в подарок родным и раздавались бедным. Хранили их до самого Крещения, после чего размачивали в святой воде и съедали.

В Святки принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях, посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в Святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали «дома призрения» и раздавали милостыню.

Хождение ряжеными – отличительная черта всего праздника Святок. Едва приходил первый Святочный день, на улицах появлялись первые ряженые – ребятишки. А вечерами на игрищах или в гостях плясали переодетые взрослые. Наряжались по мере возможностей собственной фантазии, используя самые разнообразные средства. Так, вывернутая наизнанку шуба или меховой жилет и штаны могли составлять половину костюма. Лицо, вымазанное сажей, самодельные кудельные космы, вставные, вырезанные из репы зубы, рога превращали ряженого в жуткого дьявола. Наряжались покойниками, цыганами, солдатами, ведьмами… Позволялось изображать и реального человека, известного всем какой-нибудь характерной особенностью. В первый вечер орава ряженых для пробы обходила некоторые дома в своей деревне. Ввалившись ватагой в избу, ряженые тут же начинали плясать и шуметь. Когда первый испуг проходил, хозяева начинали выгонять «нечистую силу» – считалось, что таким образом они очищают свой дом от нечисти на весь предстоящий год.

Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. В первую Святочную ночь колядовала обычно молодежь: парни и девушки шли веселой гурьбой по улицам, неся перед собой на шесте или зажженный фонарь в виде звезды, или вырезанный из картона домик с горящей свечой внутри. В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» – своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Останавливались колядующие у тех домов, где горел огонь, и исполняли под окнами духовные песнопения или колядки – песенки, которые могли быть смешливыми и таинственными, длинными и короткими, похожими на былины или на частушки. Но в каждой из них славили хозяев дома, поздравляли с Рождеством Христовым и просили одарить пирогами, сладостями или мелкой монетой. Иногда даже угрожали: «Кто не даст пирога – Сведем корову за рога, Кто не даст ветчины – Тем расколем чугуны…». И колядующая молодежь действительно могла осуществить свои угрозы, потому что на Святках дозволялось все: все, что в будние дни осуждалось, в дни Святые считалось просто баловством.

Уже после первого обхода домов молодежь чаще всего собиралась в заранее подготовленной избе на посиделки, где устраивалась пирушка – на стол выкладывалось все, чем одарили щедрые хозяева, а на подаренные деньги покупалась выпивка. После застолья начинались игры, гадания, хороводы.

В канун зимнего солнцеворота гадали о будущем. То, что было в глубокой древности торжественным обрядом языческих жрецов, стало на Руси Святочным девичьим гаданием. Церковь осуждает суеверия и не признает гадания, да и сами гадальщицы относились к Святочным обычаям, как к игре, которая не открывает будущего, но веселит и дает надежду на счастье. Уже сам ход гадания волновал даже ни во что не верящих, отвечая какой-то неясной для нас человеческой потребности.

Впрочем, сила внушения и самовнушения достигала при ворожбе таких размеров, что человек непроизвольно начинал стремиться к тому, что было нагадано, и тогда «предсказание» и впрямь нередко сбывалось. Особенно много гадали в «страшные вечера» – между Новым годом и Крещением. Считалось, что в это время особенно активной становилась нечистая сила, помогая людям раскрыть брешь между мирами и узнать то, что обычно людям неведомо. Понятно, что с особым нетерпением ждали Святок дети и подростки. Но у них была и масса других праздников – первый снег, масленица, ледоход… Святки же были едва ли не единственным праздником, в котором активно участвовали замужние и нестарые еще женщины – они запросто гадали, колядовали, играли, ходили ряжеными, позволяя себе то, что в обычное время считалось предосудительным и даже весьма неприличным.