Ну как помогли тебе твои ляхи. “Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?”

Отрывок из фильма "Тарас Бульба"

Достоевский о славянах которые предадут Россию
"... по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому - не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!

И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, - у них характер в этом смысле как у всех, - а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут.

Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают.

Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, "имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени".

Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.

О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.

Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации.

У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в (...страну по вкусу...) и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний (...фамилию по вкусу...) согласился наконец принять портфель президента совета министров.

России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества.

Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит - Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство...".

Ф.М.Достоевский. Дневник писателя. Сентябрь - декабрь 1877 года.

В то время, как Украина пытается изображать из себя ключевого геополитического игрока, ей открыто плюют в лицо. Наиболее преуспевает в этом её «главный партнёр и союзник» – Польша.

Совершенно не стесняясь, новый польский посол в «незалежной» заявляет, что сегодня Украина и Польша имеют огромный шанс, чтобы реализовать проект тесного сотрудничества, который до этого времени по разным причинам не удавалось реализовать. Имеется в виду Первая речь Посполитая (середина XV - конец XVIII века), когда, «к сожалению, Киевская Русь не стала частью большого совместного проекта, также и учитывая деятельность Московии».

Для тех, кто не в курсе, немного истории.

Первая Речь Посполитая – это название территорий Польской Короны и Великого Княжества Литовского. Эта огромная республика включала в себя центрально-восточную Польшу, три четверти Украины, всю Беларусь, Литву, Латвию, часть Эстонии, России, Молдовы и Словакии. Исторический период первой Речи Посполитой длился от конца XV вплоть до Первого Раздела в 1795 году.

Иными словами, Польша имеет желание прибрать к рукам три четверти Украины и очень сильно рассчитывает, что на этот раз Россия препятствовать этому не станет. Тем более, что многие наши «кастрюлеголовые небратья» делают все для того, чтобы преподнести себя полякам на блюдечке с голубой каёмочкой.

С другой стороны – не такая уж и плохая перспектива. И достойная альтернатива пресловутому «безвизу». Если не получается стать самостоятельным субъектом Евросоюза, а быть «цээвропой» хочется до дрожи в коленках, то вариант стать частью одной из европейских стран (ещё и члена НАТО) – ну разве не этого желает душа простого украинца?!

Но есть нюансы, которые изрядно портят польские аппетиты. Например, тот факт, что делить украинский пирог придётся именно с Россией. И своё желание откусить кусок побольше придётся согласовывать именно с ней. Собственно, личная неприязнь к будущим «конкурентам» и обуславливает русофобские выпады и антироссийские заявления, которыми регулярно грешит официальная Варшава.

Польский план до неприличия прост: изоляция и санкции почти наверняка ослабят экономику, и, как следствие, «имперские амбиции» и возможности России. Только в этом случае можно рассчитывать на максимальное расширение собственных территорий.

Что касается Крыма, то здесь поляки пока не определились. Но, вероятно, эти территории все же планируют отдать крымским татарам, для возрождения вековых традиций, открывавших «безвиз» в Европу тысячам украинцев в качестве рабов…

… Наблюдая за тем, как Украина, с одной стороны требует защиты суверенитета от «российской агрессии», но с другой спринтерскими темпами готовится отдать себя Польше, становится любопытно, когда же кому-нибудь придет в голову идея снести памятник Богдану Хмельницкому? Как-то он предательски возвышается на Софийской площади. Несмотря на то, что сам памятник является произведением искусства, он не вписывается в контекст нынешних событий в Украине. К тому же, не может в одной стране стоять одновременно и памятник Хмельницкому и Мазепе. Напомним, что Богдан Хмельницкий был предводителем восстания против Речи Посполитой, в результате которого земли Войска Запорожского вошли в состав Российского государства.

Впрочем, если учесть, что вся история Украины представляет собой нечто среднее между сказками и сочинением на тему «А еще там стоит дуб, в тени которого отдыхал Пушкин», то вполне вероятно, что Хмельницкий имеет все шансы устоять. Для этого достаточно заявить, что он был всего лишь жертвой тогдашнего Путина и древнерусской киселёвской пропаганды…

Впрочем, и за Хмельницкого, и за Бандеру, и за Волынь украинцы полякам ещё ответят.

Потому как, похоже, распад Украины в ближайшей перспективе – дело, решённое.

Осталось лишь с разделом определиться.

Posted in

Когда смотрю новости про Украину, невольно вспоминаю фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба». Прошло уже семь лет со дня его премьеры, а сегодня он актуален как никогда. «Тарас Бульба»… в эпоху толерантности и прозападности.

2009 год, начало апреля, хмурое утро в Петербурге. Невский проспект. Дождь со снегом. По Невскому с шумом и воем проносятся иномарки. По тротуару туда и сюда снуют разноликие прохожие. У одного из кинотеатров стоит группа людей в ожидании его открытия. Люди разные. Первыми подошли скромный мужчина и небольшого роста тихая, спокойная девушка, потом несколько людей интеллигентного вида. Ещё через несколько минут шумная группа молодёжи, очевидно школьники-старшеклассники. Потом на протяжении получаса школьники всё подходили и подходили.

Бывают, наверное, разные школьники. есть и хорошие, умные, скромные. Но эти представляли собой квинтессенцию всего того, что можно представить о городских школьниках, питомцах мегаполиса. Нельзя сказать, что они были плохими, «пропащими», наглыми и так далее. Они были весёлыми, шумными, много шутили, как и любая молодёжь. Если взять каждого из них в отдельности, то можно много найти положительных черт. Несколько негативное впечатление они производили все вцелом, как шумная толпа. По современной моде, которая чётко отражает состояние нашего духа, большая часть из них были вычурно и кричаще одеты. На парнях мешкообразные штаны, кожаные куртки с заклёпками, какие-то бесформенные балахоны.

Ещё более экстравагантно были одеты девушки. Мне особенно запомнилась короткая куртёнка выше пупа, а из-под неё торчащая чуть ли не до колена футболка. Так хотелось мысленно куртёнку удлиннить, а футболку укоротить. И это, очевидно, знак нашего времени — «делай всё наоборот», не так, как принято, ломай традиции. Дополнялся их туалет разноцветными макияжами, косметикой. Особенно бросалась в глаза одна шумная девица с неестественно коричневым лицом для апрельского Петербурга и покрытыми толстым слоем туши ресницами. Было такое ощущение, что большинство из них, хотя и имеют что-то доброе внутри, но сильно подпорчены мегаполисом. Это отражалось на всём — на их одежде, косметике, манерах. Они были покрыты духовной пылью мегаполиса, как покрываются стёкла домов у проезжей части, если их не мыть, например, целое лето. Из-за этих стёкол уже почти не видно Света Божьего.

Вся эта разнообразная публика ждала премьерного показа фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба». По открытии кинотеатра, вооружившись билетами, все расселись за столиками кафе в ожидании фильма. Не знаю, чего ждала молодёжь — возможно, кто-то нового блокбастера по мотивам классики, а кто-то и жаждал встречи с гением Гоголя, бережно перенесённом на экран Владимиром Бортко.

Последним негативным моментом было лицезрение рассаживающихся в зале школьников, запасшихся буквально вёдрами попкорна и литрами кока-колы. Медленно погас свет и остатки звуков жевания, хруста, шуршания и хихиканий погрузились в мощную мелодию Игоря Корнелюка.

И тут в жизнь этой разноликой толпы ворвался Тарас Бульба. Ворвался мощный, стихийный, как степной ветер. Природный темперамент и сила личности Богдана Ступки, казалось, затмевали собой всех, даже такого корифея, как Ада Роговцева. Можно много рассуждать о том, подходят ли актёры на роли, которые они исполняли, верно ли они трактуют свои роли. Бесспорно только одно: Тарас Бульба в исполнении Ступки сияет как солнце на небе, остальные лишь более, или менее яркие звёздочки. Владимир Вдовиченков, исполнявший роль Остапа, честно говоря, не очень воспринимался, поскольку на нём лежит вечное клеймо всяких бумеров и бригад. Хотя конец его жизни, такой трагический и благородный, сглаживает все недостатки, но это, скорее, заслуга Гоголя, а не Вдовиченкова. Ещё раз скажу, что стихийный талант Ступки затмил всё.

Тарас. Какая же исполинская фигура! В этом фильме он кажется ожившей гравюрой Евгения Кибрика, по которой мы с детства представляем этого героя! В демократических СМИ уже начали осторожно поговаривать: «Не надо актуализировать этот фильм, сопрягать его с сегодняшним днём», «надо воспринимать его в контексте той эпохи» и так далее.

А мне думается, что фигура Тараса сегодня не просто актуальна, а необходима нам как воздух! Он обладает той высокой внутренней свободой, которой нам так недостаёт. Мы стали рабами телевидения, газет, рабами навязываемого нам западного образа жизни. Большинство из нас стали конформистами, приспособленцами. У многих сломался внутренний стержень (если он был). Мы плачемся на судьбу, на тяжёлую жизнь, покрываемся пылью мегаполисов, убивающей наши души. Нам навязывают «толерантность», то есть терпимость ко всему, что нас окружает. А окружает-то нас больше зло, чем добро. Хотят, чтобы мы и добро и зло воспринимали, как вещи, имеющие одинаковую ценность, чтобы стали этакими елейно-смиренными, снисходительными и терпимыми ко всему: к уничтожению нашего народа, нашей веры, к пошлости, пороку, разврату. Промывка мозгов делает своё дело. Если тебе каждый день постоянно говорить, что белое — это чёрное, что порок и добродетель имеют одинаковую ценность, что надо быть ко всему «толерантным», то через год-два ты и впрямь поверишь, что оно так и есть!

И тут вдруг врывается с экрана кинотеатра исполин духа Тарас Бульба и призывает нас стоять насмерть за Веру Христову, положить живот свой за други своя, за Отечество! Каждый гибнущий в бою с ляхами казак произносит: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» Остап перед мучительной смертью произносит громко: «Дай же Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! Чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!» Когда же в момент самых стршных пыток Остап выкликнул: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты всё это?» «Слышу!» — кричит старый Тарас из толпы врагов, подвергая и себя опасности, где он стоит замаскировавшись под поляка, чтобы поддержать сына в последние минуты пыток и мучительной смерти. В этот момент в зрительном зале не по одному лицу текли слёзы!

А когда Тарас своими руками убивает Андрия, младшего сына, предателя веры и Отечества — какая уж тут «толерантность»!

Как же мы измельчали, обленились, прогнили душой. В нас не стало того героического духа, который двигал Тарасом и его товарищами! Нам порой ещё труднее в том, что мы не можем так чётко и ясно видеть врагов, как их видел Бульба. Вроде у нас нет войны, вроде все живём спокойно. Да вот только вымираем такими темпами, как не вымирали в те времена русские люди. Да только кто сможет подсчитать количество убитых душ — наркоманией, алкоголизмом, развратом, сытостью, равнодушием и прочими пороками и грехами! Тут, пожалуй, и старый Тарас не сразу бы разобрался. А исцелимся мы только тогда, когда начнём изменять каждый себя. Борьба с самим собой самая трудная. И дай нам Бог хоть каплю того духа, который двигал Тарасом Бульбой, дай Бог хоть немного быть похожими на самого захудалого казака из тарасова войска! Тарас разрушал и не принимал «толерантность» своего времени. Так почему же мы всё принимаем как должное? Где же наша жизнь в соответствии с убеждениями? Надо брать пример с этого, может быть, самого великого героя русской литературы, и с самого актуального сегодня для нас!

Закончился сеанс. Загорелся свет. Публика, дожевавшая попкорн и допившая кока-колу, спускалась к выходу. Не знаю, оставил ли след в их душах этот фильм, заставил ли задуматься? И тут на глаза мне попалась снова та девушка с неестественно коричневым лицом, так не характерным для апрельского Петербурга. Лицо её было всё в слезах, а по щекам стекала размазанная тушь. И подумалось мне, что этот фильм, как мощный летний ливень смыл, хотя пусть и не полностью, тот толстый слой пыли мегаполиса с наших душ, которая потекла грязными струями. А мы через просветлевшие стёкла начали немного видеть Божий Свет. Все вышли снова на Невский проспект, смешались с разноликой толпой, растворились среди снующих, жующих, вычурно одетых горожан. Но все мы были уже немножко не те. Мы, каждый из нас, понёс с собой ту частичку света, мощным потоком которого сияет в веках славный казак Тарас Бульба!

Вадим Грачев

Для начала хочу напомнить всем вам маленький отрывок из бессмертного произведения Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

«Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен...

В один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.

Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в

Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв

перед Тарасом».

Короче, убил, в конце концов, Тарас предателя-сына Андрия. Убил за то, что предал он дело отцовское и людей, что жили вместе с ним. Предателю – собачья смерть!

За предательство интересов петрозаводчан Николая Ивановича Левина не убили. Просто сказали: «Иди ты!» если сравнить.

А ведь как начиналось! Ходивший, по моему мнению, как кукла надувная, по городу, называвший себя мэром, резавший ленточки на праздниках человек вдруг пошел вновь на выборы. Ему, мне кажется, так приказали. Кто приказал? Да те же ляхи, кто уже давно распоряжается нашей землей, нашей водой, нашими деньгами, нашей недвижимостью… Сказали, как мне кажется: «Иди, Коля, иди. Если что – вали все на нас. Мы же ляхи, мы всемогущие!» И он пошел предавать петрозаводчан еще раз.

Ему сказали: «Иди на праймериз. Мы – ляхи – там все купили. Ты будешь купаться в аплодисментах и победишь». Он купался в аплодисментах и победил на праймериз «Единой России». Я тогда еще написал, что этот праймериз – не весь Петрозаводск. Так и получилось. Не помогли ему ляхи. Не помогли…

У меня есть кот. У кота есть туалет. Персональный. Под этим персональным туалетом лежит газетка. Предвыборная. Я, слава Богу, провел этот месяц вне пределов Петрозаводска, и поэтому с интересом вглядывался, что же написано на той газетке, которая подстелена под туалет моего Кыси. Сейчас схожу, посмотрю.

А… вот. Там большое интервью Левина и заголовок: «Есть уверенность в своих силах и поддержка горожан». Про поддержку горожан без комментариев… Кысе будет на чем какать…

Над ним посмеялись. И за дело. Ему плюнули в лицо. Потому что не поверили ни единому слову, что он тут нам плел. Его, как говорят «сидевшие», «опустили». И правильно сделали. Потому как за тунеядство надо отвечать.

Когда я все это пишу, мне позвонил мой приятель. И спрашивает: Тебе совсем не жалко Левина?» Знаете, что я ему ответил? «Совсем не жалко…»

Я не сомневаюсь, что за Галину Ширшину проголосовали те, кто не хотел голосовать (и яро не хотел) за Николая Ивановича. Но почему голосовали именно за нее, а не за Фандеева, не за Гаврилова, не за Степанову и других…

Только потому (вот у меня сейчас в руках предвыборная газета Ширшиной), что она прямо говорит о друзьях - олигархах Левина, о том, что его не уважают и не уважали, о странных схемах в сфере ЖКХ. То есть она говорит о том, что хочет читать петрозаводчанин. О том, что он думает каждый день, каждый час, каждую минуту. Она об этом говорит, но не выдвигает ничего взамен. Но и этого достаточно. Народ устал от декораций власти, за которыми делятся наши деньги.