На пятое мая в православной церкви припадает день луки.

5 мая отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 5 мая

Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского

Праздник преподобного Феодора. Жил с середины VI века по 613 год. В 10 лет смертельно заболел. Был исцелен двумя каплями росы из лика Спасителя в храме. Обладал даром исцеления и прозрения. Был посвящен в сан диакона, затем — священника. Принял монашество в Иерусалиме. Был Анастасиопольским епископом.

Перенесение мощей благоверного князя Всеволода (в Крещении Гавриила) Новгородского, Псковского чудотворца

День чествования святого благоверного князя Всеволода (перенесение его мощей). В крещении — Гавриил. Внук Владимира Мономаха. За время жизни (около 1095-1138 гг.) построил много храмов, спасал людей от гибели в период голода. Был псковским князем.

Апостола Варфоломея (Нафанаила), апсстолов от 70-ти Луки и Климента

Почитание святых апостолов. Варфоломей (Нафаил) — один из 12 апостолов Христовых, проповедник Евангелия в Сирии и Малой Азии. Лука — сподвижник святого апостола Павла; писал иконы, является автором книги Деяний святых апостолов в Риме в 62-63 гг. Климент — епископ в Сардике (город в Малой Азии).

Преподобного Виталия Александрийского

Чествование памяти монаха (инока) Виталия. Спас молитвами многих падших женщин (блудниц).

Народные приметы на 5 мая — День Луки

Именно 5 мая люди начинали сеять лук-севок. Однако они всегда предварительно обращали внимание на погоду. Так, если 5 мая солнце утром ясное, то начинали проводить посевные работы. А если, напротив, погода пасмурная, и стоит туман, то решали с посевами повременить. Погода могла проясниться к полудню, и в этом случае говорили, что урожай будет средним. К вечеру небо прояснялось – урожай обещал быть плохим. Огородники5 мая высаживали лук на грядки, приговаривая: «Сей лук, он от семи недуг. Кто ест лук – избавлен будет от вечных мук».

День 5 мая в старину называли по-разному: Лука, Чащобные хороводы и т.д. Продолжалось ляльное время. Так, девушки5 мая водили хороводы, развлекали себя самыми разными играми. Однако говорили, что и нечистая сила сейчас хочет повеселиться и навредить людям. Так, верили, что ведьмы 5 мая стелили на траву, покрытую росой, холст и водили хороводы. Причем, эти ведьмы были беременными, а потому, если женщина хотела избавиться от бесплодия, ей следовало подойти к лесной поляне, над которой вешний пар поднимается, а потом, увидев ведьм, полностью раздеться и незаметно встать в хоровод на холст. Затем от полотна следовало оторвать кусок и утереться им по возвращении домой. Это и сулило скорую беременность. Однако многие полагали, что, если женщина попадет в хоровод ведьм, то те подкинут в ее чрево ведьмененка, а сама мать останется в подчинении у нечистой силы.

Традиции на 5 мая

В ляльное время — время хороводов и игр — не только девушки хотели повеселиться, но и нечистая сила. Ведьмы в этот день стелили на траву, покрытую росой, холст и водили на нем хороводы. К этому дню, как верили в народе, ведьмы уже были беременны. Поэтому, чтобы избавиться от бесплодия, женщины использовали такой способ, который никак нельзя назвать безопасным.

Бесплодная женщина шла к лесной поляне, над которой поднимался теплый вешний пар. Она выглядывала ведьм, раздевалась и вставала незаметно в хоровод на холсте, а потом отрывала от утоптанного полотна лоскут, приходила домой, утиралась и вскорости тоже беременела. Однако многие верили, что если женщина все же попадет в этот хоровод, то ведьмы подкинут ей в чрево своего ведьмененка, и эта женщина навек окажется в подчинении у нечистой силы.

Ведьма в представлении русского народа — это женщина, наделенная колдовской силой, связанная с нечистым. Может менять свой облик, летать, наводить порчу и вредить людям. Очень часто ведьмы оборачиваются черными кошками, свиньями, собаками, сороками. Они могут принимать облик и прекрасной молодой женщины и соблазнять мужчин.

Основные функции ведьм — мешать продолжению рода и появлению изобилия в любых его формах. Забирая жизненную силу у людей, животных и растений, ведьма увеличивает свою собственную силу. Если корова не доится или молоко не сбивается в масло, то надо звать на помощь местную колдунью или знахаря — узнать, что тому виной: естественные причины или колдовство. Часто оказывается, что причина происходящего — в происках ведьмы.

Основные приметы:

Если сегодня ночью подморозит, то еще сорок утренних морозов падет на хлебные поля.

Кукушка закуковала – морозы прекратятся.

Если сегодня ясное утро, то самое время сеять, если туманное – надо повременить. В полдень прояснится – сев средний будет, к вечеру – поздний.

Ранняя луна сулит ранние морозы, и посеять лук нужно ранний, дабы урожай вовремя собрать; луна на ущерб идет – лучше не торопиться с севом.

Тропарь и кондак Преполовения (см. в среду Преполовения) Тропарь преподобного Феодора, глас 2: Позна́н быв от пеле́н освяще́н/ и я́влься благода́тей испо́лнен,/ чудесы́ мир озари́л еси́/ и де́монов мно́жество отгна́л еси́,/ священноде́телю Фео́доре,// те́мже о нас моли́ся Го́сподеви. Кондак преподобного Феодора, глас 3: ́Яко на о́гненную колесни́цу доброде́тельми, богоно́се, возше́д,/ восте́кл еси́ на Небе́сная жили́ща,/ я́ко А́нгел, с челове́ки пожи́л еси́/ и, я́ко челове́к, со А́нгелы о́крест ликовству́еши./ Сего́ ра́ди показа́лся еси́ чуде́с Боже́ственное прия́телище,// Фео́доре преподо́бне.

Бог во Иисусе Христе спасает человека и весь мир от разрушения, от гибели, от вечной смерти, от небытия. Но кто же ведет человека и весь мир к краю пропасти, упав в которую, невозможно спастись? Таким путеводителем является зло. Зло - не просто философское понятие, зло - это реальная сила, воздействующая на человека. Все области бытия, в которые входит зло, подвергаются разрушению: человеческие судьбы и межличностные отношения, общества и государства, даже целые цивилизации. Причина разрушающего воздействия зла - в самой его сути. Зло возникает и возрастает по мере удаления от добра. Абсолютным добром является Бог, Он же - Творец мира и человека. Удаление от Бога есть зло, есть разрушение творения. Там, где нет Бога, - там зло, там смерть, там разрушение.

Реклама

Народный праздник День Луки отмечается 5 мая. В церковном календаре это день памяти апостола от семидесяти Луки. В народе этот праздник также назывался так — «Лука», «Лельник», «Ляльник», «Ведьмины хороводы».

На Луку в большинстве регионах Руси было принято высаживать лук. Наши предки также считали, что в этот день веселится нечистая сила, особенно ведьмы. Лука - апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом (Кол. 4:14), возможно судовым. Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. Символом евангелиста Луки, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец, держащий Евангелие.

Какой церковный праздник сегодня 5 мая: памятные даты сегодня

Празднование Лельника — особый обряд, проводившийся 5 мая, главными участницами которого были девушки. Они наряжались в самые лучшие сарафаны, водили хороводы вокруг расцветающих яблонь и пели песни. Считалось, что так девушки «лелеяли» наступившую весну и погожее время. Кроме того, с помощью такого обряда девушки добивались благосклонности одной из древних славянских богинь Лели, которая в ответ делала их красоту неувядающей, а желающим дарила счастье скорого благополучного материнства.

После вождения хоровода у яблонь, среди девушек выбиралась самая красивая, ее называли «Ляля». Девушку украшали лентами, венками из свежей зелени и цветов и сажали посредине поляны на скамью. Дальше хороводы начинали водить уже вокруг избранной Ляли. Все это действие заканчивалось тем, что к девушкам присоединялись парни, запевались веселые песни и устраивались пляски и прыжки через костер. В ляльное время веселились не только девушки, но и нечистая сила.

Седмица 4-я по Пасхе; поста нет. Установлены следующие памятные даты:

День памяти преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского;

Перенесение мощей блговерного князя Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Новгородского, Псковского чудотворца;

День памяти апостолов Варфоломея (Нафанаила), Луки и Климента;

День памяти преподобного Виталия Александрийского;

День памяти священномученика Платона, епископа Банялукского;

День памяти мученика Епиподия Лионского;

Память Собора новомучеников, в Бутове пострадавших;

День памяти священномученика Евстафия Малаховского, пресвитера;

День памяти мученика Димитрия Власенкова.

Какой церковный праздник сегодня 5 мая: приметы на сегодня

5 мая высаживали на грядки лук: «Лук - как татарин: как снег сошел - так он и тут». Это растение считали на Руси целебным - и не зря, впоследствии его свойства подтвердили и медики. О луке говорили: «Лук от семи недуг»; «Кто ест лук - избавлен от вечных мук»; «Лук да баня все исправят».

Лук входил в состав многих народных лекарств. В сочетании с медом, например, использовался как средство от гриппа и атеросклероза. Без лука нельзя было представить и русскую кухню. Лук активно использовался во многих блюдах. Отлично дополнял супы, салаты, закуски, подходил для приготовления различных блюд - его добавляли к мясу, рыбе, овощам, мог использоваться как основной ингредиент для вторых блюд. Его ели и в сыром виде - с соленой рыбой и хлебом. «Лук добро и в бою, и в щах»; «Голо-голо, а луковка в щи есть», - говорили в народе.

Теплый май весну снаряжает (начинает).

Ночью заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов на все лето, пока хлеб в поле стоит.

Выходи на сев с первой майской росой.

Закуковала кукушка — морозу больше не бывать.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Седмица 4-я по Пасхе

Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (613). Мч. Епиподия Лионского (ок. 177). Прп. Виталия (609-620). Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во святом Крещении Гавриила, Псковского (1834). Сщмч. Евстафия пресвитера (1918). Мч. Димитрия (1942). Собор новомучеников в Бутове пострадавших. Апп. Нафанаила, Луки и Климента (I). Сщмч. Платона, еп. Банялукского (1941).

Именинников — с днем Ангела!

Евангелие от Иоанна, глава 8, стихи 31-42

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.
38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Преподобный Феодор Сикеот

Преподобный Феодор Сикеот жил в середине шестого века. Свое второе имя он получил по названию родного села – Сикеи, близ города Анастасиуполя в Малой Азии. Вся жизнь Феодора оказалась связана с великомучеником Георгием и его молитвенным заступничеством. Когда мальчику исполнилось шесть лет, мать решила подарить ему золотой пояс, чтобы Феодор стал смелым воином. Но ей явился великомученик Георгий, который открыл женщине, что Феодору уготован путь служения Господу. В четырнадцать лет юноша покинул дом и вырыл себе пещеру неподалеку от храма святого Георгия. Монашеский постриг он принял в Иерусалиме. Феодор вернулся на родину и продолжил жить при церкви великомученика Георгия. Он много постился, любил молитвенное уединение и не искал общества людей. Но вскоре стало известно о том, что по молитве иеромонаха Феодора происходят исцеления, а предсказанное им сбывается. К маленькой церкви потянулись люди. Жители Анастасиуполя упросили Феодора стать их епископом. Праведник тяготился этим бременем и вскоре отказался от него, но прежде немало послужил Церкви. По преданию он оставил пророчество о бедствии, ожидавшем империю – о ереси иконоборчества. Оно сбылось – более ста лет власти в Византии запрещали почитать и хранить святые иконы.

Мученик Епиподий Лионский

После Сошествия святого Духа на апостолов, ученики Христовы разнесли весть о Спасителе в самые дальние уголки Римской империи. Христианские общины стали возникать во всех провинциях, в том числе Галлии, современной Франции. Её столицей был Лион, тогда он назывался Лугдун. К христианам относились настороженно – ведь они не участвовали в культе императора, которого в Риме почитали как божество. Стали ходить слухи об их таинственных обрядах. Общество вытесняло и преследовало христиан, а власти Рима развязали настоящие гонения. В сто семьдесят седьмом году их жертвами стали лионские верующие.

Епиподий и его друг Александр были молодыми людьми из состоятельных семей. Их связывала глубокая дружба. Они вместе росли, вместе пришли в христианскую общину и приняли крещение. Когда на христиан начали настоящую облаву, юноши в страхе бежали из Лугдуна и укрылись в предместье у одной вдовы. Однако их нашли и заключили в тюрьму. Первым перед судом предстал Епиподий. Он смело исповедал свою веру и сказал: “Муки, которые мы от вас терпим, дают нам перейти от времени к вечности, от нищеты смертной жизни к счастью жизни, над которой смерть не имеет власти”. Епиподия приговорили к казни. На следующий день погиб и его друг Александр. Мощи святых хранятся в крипте храма святителя Иринея в Лионе.

Преподобный Виталий Александрийский

Преподобный Виталий Александрийский жил на рубеже шестого и седьмого веков. Он был монахом в Александрии. Этот шумный порт, перекресток цивилизаций, притягивал и честных торговцев и путешественников, и плутов и разбойников. Как и во всяком крупном городе, здесь был веселый квартал для моряков. И вот монах Виталий, которому было уже за шестьдесят лет, взял на себя необычный подвиг – он молился о здравии всех обитательниц публичных домов Александрии. Их имена он занес в специальную книжку – помянник. Кроме молитв, он помогал женщинам и деньгами. Целый день Виталий трудился, а вечером шел к одной из блудниц и отдавал ей деньги, при условии, что в ту ночь она не будет заниматься своим промыслом. При этом Виталий просил женщину ничего не рассказывать о его помощи. Но вскоре по городу поползли разные слухи о монахе, пропадающем в городских притонах. Некоторые священники потребовали у патриарха Александрийского Иоанна изгнать Виталия, лишить его сана. Но тот лишь пристыдил клеветников. Когда Виталий скончался, у келии святого собралось множество женщин – монахинь, почтенных замужних матрон, ремесленниц и крестьянок. Они рассказали о том, как своими молитвами и помощью Виталий Александрийский помог им прийти к покаянию и переменить жизнь. А в руках преподобного обнаружили свиток со словами «Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

Перенесение мощей благоверного князя Всеволода Псковского, в крещении Гавриила

Святой благоверный князь Всеволод Псковский, в крещении – Гавриил, был внуком Владимира Мономаха и жил в двенадцатом веке. Он родился в Новгороде, где княжил его отец, святой благоверный князь Мстислав-Феодор Великий. Со временем молодой Всеволод стал наместником отца. Он даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквям. Когда на край обрушился страшный голод, князь пожертвовал казной для спасения людей. О Всеволоде говорили, что он был доблестным воином, но никогда не брался за меч ради корысти и власти. Новгородцы затаили обиду на князя, когда тот, согласно династическим законам, покинул их, чтобы княжить в Переяславле. Впрочем, оттуда Всеволод быстро вернулся. Он желал восстановить отношения с Новгородом, но вече осудило князя на изгнание. Через несколько лет Всеволода призвали княжить жители Пскова. Это был первый псковский князь, избранный по воле самих псковичей. После смерти Всеволод стал почитаться как небесный защитник города. По преданию его молитвенная помощь спасла Псков от осады войска Стефана Батория. Сегодня Церковь вспоминает как в тысяча восемьсот тридцать четвертом году святые мощи князя были перенесены в новую гробницу в Псковском Троицком соборе.

Священномученик Евстафий Малаховский

Священномученик Евстафий Малаховский родился в тысяча восемьсот восьмидесятом году, в Полоцкой губернии. В начале двадцатого века Россия выстраивала отношения с недавно вошедшими в состав империи землями Средней Азии. Евстафий вызвался послужить Отечеству в Туркестанской епархии. Там только начали возводить храмы для русский переселенцев. С тысяча девятьсот четвертого года Евстафий служил там в храмах и вскоре принял священнический сан. Он много ездил по краю и оставил интересные записки о социальном составе и нравах разных волн русских переселенцев в Средней Азии. В шестнадцатом году Малаховский стал свидетелем восстания киргизов в Семиреченском районе. Он был тогда настоятелем храма села Покровское недалеко от Пржевальска. Сохранились его воспоминания о героической обороне жителей Покровского от шеститысячной конницы и о спасении, которое он называл настоящим чудом. Подводы русских поселенцев смогли пробраться мимо осады села и укрыться в крепости в Пржевальске. Всё это время священник руководил обороной, строил баррикады. А кроме того – служил литургии и молебны, исповедовал, причащал, с крестным ходом обходил укрепления. Всего через два года, в восемнадцатом, во время Пасхального крестного хода священник Евстафий Малаховский был убит отрядом красноармейцев.

Мученик Димитрий Власенков

Мученик Димитрий Власенков родился в тысяча восемьсот восьмидесятом году в Могилевской губернии, в крестьянской семье. Он крестьянствовал, женился, потом был призван в армию и закончил службу унтер‐офицером. Все эти годы он не оставлял храма – пел на клиросе, был псаломщиком. После революции Дмитрия избрали в церковный совет. В тридцать четвертом году храм закрыли, а священника арестовали. Власенков вместе с другими прихожанами стал хлопотать о возвращении церкви, но их старания не увенчались успехом. Крестьяне часто просили Дмитрия прийти к ним домой почитать Псалтырь по усопшим. На Радоницу, когда Церковь особо поминает умерших, Власенков вместе с односельчанами ходил на кладбище. Собиралось более двухсот человек, хор пел панихиду. Власти были недовольны тем, что, несмотря на закрытие храма и арест священника, церковная жизнь в селе не прекратилась. На основании ложных свидетельств Дмитрий Власенков в сороковом году был арестован. Его обвинили в антисоветской агитации и приговорили к пяти годам лагерей. Мученик Димитрий скончался в Карагандинском лагере в сорок втором, после тяжелой болезни.

Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

Сегодня Церковь вспоминает всех пострадавших за веру, казненных на Бутовском полигоне. Бутовский полигон – это крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв репрессий.
До революции это было имение купцов-промышленников Зиминых. Владельцы сами передали новой власти ухоженный парк и конный завод. В двадцатых годах там находилась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В марте тридцать четвертого территорию огородили забором с колючей проволокой. А вскоре прибыло несколько подвод из бывшей Екатерининской пустыни. Там уже три года размещалась тюрьма… Пик расстрелов пришелся на тридцать седьмой – тридцать восьмой годы. Установлены имена двадцати тысяч семисот шестидесяти человек, казненных в Бутово с августа тридцать седьмого года по октябрь тридцать восьмого. Среди них были люди всех возрастов и сословий, самых разных вероисповеданий. Известно, что около тысячи человек из числе расстрелянных и погребенных в Бутово, пострадали за свое исповедание православной веры. Это и служители Церкви, среди которых шесть архиепископов и митрополитов, множество священников, монахов, и простые миряне. Многие из них прославлены в лике святых.
В тысяча девятьсот девяносто пятом году Русская Православная Церковь открыла в Бутово мемориальный комплекс. Был освящён храм в честь новомучеников Бутовских.

5 мая (22 апреля по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Суббота 4-й седмицы по Пасхе (четвертой недели после Светлого Христова Воскресения). Поста нет . Сегодня православные совершают празднование Собору Бутовских новомучеников, а также память еще десяти известных по именам христианских святых. Далее коротко расскажем о них.

Собор Бутовских новомучеников . Бутовский полигон. Эта подмосковная земля обильно полита кровью. Десятки тысяч заключенных были расстреляны здесь в 30-е годы прошлого века. И среди них - множество православных новомучеников. Убитых только за то, что отказались отречься от веры, от сана, от проповеди Слова Божия в условиях безбожных гонений. Все эти люди жили в разных местах и служили в разных храмах, а потому абсолютное большинство из них едва ли знали друг друга, однако смертный приговор "тройки НКВД" и безвестные могилы Бутовского полигона их объединили.

Самое же главное - их объединила верность Церкви Христовой "даже до смерти", которая является важнейшим критерием для прославления новомучеников. Ведь, как мы знаем, среди людей, расстрелянных в 1930-е годы , были не только страдальцы за веру, но и их вчерашние гонители. Как совершенно справедливо подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

Здесь, на Бутовском полигоне, вместе со святыми расстреляны, уничтожены люди, которые очень часто никакой веры в сердце не имели. Среди расстрелянных здесь были и те, кто расстреливал других. Здесь были люди, которые поддерживали всё то, что делала безбожная власть в отношении Церкви. А потом они здесь были той же самой властью уничтожены..."

Вот почему так сложен процесс канонизации новомучеников, очень ответственная работа по выявлению имен тех погибших в годы богоборческих гонений, кто достоин общецерковного почитания. На сегодняшний день уже порядка двух тысяч человек прославлены в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской. И работа по изучению житий этих людей продолжается.

Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Южном Бутове. Фото: www.globallookpress.com

Также сегодня совершается память еще двух новомучеников нашей Церкви: священномученика Евстафия Малаховского, пресвитера (1918) и мученика Димитрия Власенкова (1942) .

Преподобный Феодор Сикеот, епископ Анастасиупольский . Великий архипастырь и прозорливый старец VI - начала VII столетий . Перенесение святых останков этого угодника Божия, почившего в 613 году от Рождества Христова из Галатии в Константинополь произошло не позднее IX века . Известны свидетельства русского паломника Антония, который в монастыре святого Георгия около 1200 года видел святые мощи преподобного Феодора.

Преподобный Феодор Сикеот, епископ Анастасиупольский. Фото: pravoslavie.ru

Апостолы Нафанаил (Варфоломей), Лука и Климент . Одни из самых известных и почитаемых святых, непосредственно связанных с земным служением Самого Христа. Так, апостол Варфоломей был одним из числа первых 12-ти учеников Христа, уроженец знаменитой Каны Галилейской, где Господь совершил свое первое чудо - превратив во время свадебного пира воду в вино. Святой Варфоломей после дня Святой Троицы, Пятидесятницы, стал проповедовать Слово Божие в Сирии и Малой Азии вместе с апостолом Филиппом, а затем и апостолом Иоанном Богословом.

Апостол Варфоломей в Индии. Фото: pravoslavie.ru

В ходе проповеди эти ученики Спасителя многое претерпели от язычников, избиения камнями и заключения в темницу. Одним из самых сложных просветительских деяний апостола Варфоломея стало его путешествие в Индию, где святой перевел на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу множество язычников, в том числе - царя Полимия с царицей. Однако именно это привело к гибели апостола - брат Полимия язычник Астиаг приказал распять святого Варфоломея вниз головой, после чего с апостола содрали кожу и усекли его мечом.

Евангелист-иконописец. Крестный путь апостола Луки

Апостол и евангелист Лука . Один из боговдохновенных творцов Святого Евангелия, апостол от 70-ти, друг и сподвижник первоверховного апостола Павла . Врач из просвещенной греческой среды, Лука, услышав о Христе, прибыл в Палестину и горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе Его 70-ти учеников был послан Господом на проповедь о Царствии Небесном еще при земной жизни Спасителя. Именно апостолу Луке и святому Клеопе, шедшим в Еммаус, явился Воскресший Господь. Святой Лука прославился не только как евангелист и автор Деяний апостолов, но и как первый иконописец. Его авторству приписывается несколько икон Богородицы, в том числе - знаменитые Владимирская, Тихвинская, Иверская и Ченстоховская. Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.

Апостол и евангелист Лука. Фото: pravoslavie.ru

Апостол Климент входит в число семидесяти апостолов, среди которых как ученики Самого Спасителя, которых Он избрал вслед за первыми 12-тью апостолами, так и ряд учеников других апостолов. Святой Климент был епископом в городе Сардике. Его упоминал в Послании к Филиппийцам первоверховный апостол Павел. Так, обращаясь к некоему "искреннему своему сотруднику", апостол Павел просил: "Помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена в Книге Жизни"

Мученик Епиподий Лионский . Святой Западной Церкви, пострадавший за верность христианству в Лионе около 177 года от Рождества Христова.

Преподобный Виталий Александрийский . Святой подвижник начала VII столетия , прославившийся тем, что обратил к покаянию многих блудниц Александрии. Будучи монахом, он совершал свой подвиг так, что никто не знал об этом, но напротив, все осуждали старца. Вот как об этом говорится в его Житии:

Преподобный трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: "Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем". Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока блудница спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других..."

За это старец Виталий очень многое претерпел, но его тайна открылась только после блаженной кончины святого, когда спасенные им женщины рассказали о подвиге страца.

Перенесение мощей благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила, Псковского . Честные останки этого святого были торжественно перенесены в 1834 году в главный храм Троицкого собора города Пскова. Напомним, этот русский подвижник XII столетия , с юных лет "молитвой и чтением божественных книг прилепившийся ко Господу", был мужественным воином, значительно укрепившим Новгородские и Псковские земли. Благоверный князь сочетал полководческие таланты с набожностью и молитвенностью, никогда не обнажал меча ради мести. Много сделал для христианского просвещения, возвел много храмов, был "друг нищих и питатель сирот, бедным утешение и заступник". Святой Всеволод, в конце жизни вынужденный удалиться из Великого Новгорода в Псков, где также возглавил княжество, отошел ко Господу в 1138 году от Рождества Христова.

Священномученик Платон (Йованович), епископ Банялукский . Сербский святой XX века, погибший в 1941 году от рук хорватских нацистов-усташей. Вот, как описана эта трагедия в жизнеописании святого страдальца:

Новые власти "независимого государства Хорватия" указали владыке покинуть его епархию, так как он был серб родом из Сербии, но епископ Платон ответил, что обязан "перед Богом, Церковью и народом проявлять заботу о своей духовной пастве, постоянно и стабильно, невзирая ни на какие обстоятельства и события... оставаясь со своим стадом, как добрый пастырь, который душу свою полагает за своих овец". С 4 на 5 мая хорватские усташи схватили болящего епископа вместе со священником Душаном Суботичем и вывезли из Баня Луки. За городом их убили, а тела бросили в реку Врбанью".


Священномученик Платон (Йованович), епископ Банялукский. Фото: pravoslavie.ru

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!" Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

Христос Воскресе!