Монастырь Пантократор: расположение, история основания, интересные факты, фото. Особо почитаемые иконы

Монастырь Пантократор

Монастырь Пантократор занимает седьмое место в иерархии афонских монастырей. Монастырь Пантократор расположен на северо-востоке полуострова Афон, рядом с развалинами древнего города.

Монастырь был основан в XIV веке двумя знатными византийцами – примикирием (высокий пост в суде) Иоанном и его братом Алексием, имевшим титул стратопедарха (командующего военным лагерем). Обитель основана при поддержке императора Иоанна V Палеолога. О дате начала строительства монастыря ничего неизвестно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 году. Известно также, что в 1362 году обитель была перестроена патриархом Каллистом I. В этот же период в состав Пантократора вошли монастыри: святого Авксентия, святого Дорофея, Кинопод, Равдуш, Факен, Фалакр. Основатель монастыря Алексий умер около 1368 года. Предположительно, в 1384 году его брат Иоанн принял на Афоне монашеский постриг. На пожертвования, сделанные братьями, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев – икона Христа Пантократора (Вседержителя) – хранится сегодня в Эрмитаже.

Вначале монастырь получал средства от византийских правителей. Особую поддержку монастырю оказывали византийские императоры Иоанн V и Мануил II Палеологи. После падения Константинополя в XV веке монастырь Пантократор стал жить на пожертвования правителей стран, расположенных в низовьях реки Дунай.

Пантократор перестраивался и расширялся в XVI веке. Несмотря на огромные долги, во времена турецкого ига Пантократор не терял жизнеспособности. Значительные для государства и святые по образу жизни лица избирали монастырь местом своего проживания – это Патриарх Каллист II Ксанфопул, а также Симеон и Феона, архиепископы Солунские. Одной из благодетельниц обители Пантократор была Российская императрица Екатерина Великая.

Монастырь разрушался пожарами 1393, 1773 и 1948 годов, но, к счастью, не полностью.

Пантократор – последний из афонских монастырей, где было восстановлено общежитие. Это произошло в 1992 году.

Собор, освященный в честь Преображения Господня, был возведен одновременно с основной частью монастыря, но достраивался, восстанавливался и переделывался уже совершенно независимо от общего архитектурного ансамбля в третьей четверти XIV столетия и в 1854 году. Это небольшой по размерам храм, сложенный из белого мрамора. Собор монастыря стоит в дальней части мощеного двора. Тут похоронены основатели монастыря – иноки Алексий и Иоанн. Соборная колокольня была построена в XIX веке.

В Пантократоре кроме головного собора есть параклисы: Успения Пресвятой Богородицы, собора Архангелов, Вознесения Господня, святого Предтечи Иоанна, святителя Николая, святого Георгия Победоносца, святого Пантелеимона, Трех святителей.

На пути между Пантократором и Кареей есть местечко под названием Капсала, с множеством калив. Тридцать шесть из них принадлежат монастырю Пантократор. Кроме того, монастырь владеет пятнадцатью кельями в самой Карее и ее окрестностях. Келья Успения Богородицы, в которой Архангел Гавриил научил молодого инока молитве «Достойно есть», также является собственностью монастыря.

Помимо прочего, во владении монастыря Пантократор находится скит святого пророка Илии, расположенный в получасе ходьбы от него. Изначально этот скит был кельей. В 1575 году в ней поселился русский монах Паисий Величковский. Преподобный Паисий до этого жил в соседней келье святого Константина, где вокруг него собралось множество учеников из Молдавии и России. Нужно было жилье, чтобы их всех разместить, и старец Паисий превратил келью святого пророка Илии в общежительный монастырь. К святому Паисию приходило все больше и больше учеников, и ему был передан монастырь Симонопетр, однако вскоре стало ясно, что он не имеет достаточно средств, чтобы платить требуемые турками, захватившими Афон, налоги. Братия вернулась в скит пророка Илии, но, в конце концов, им пришлось уехать в Молдавию, в ту ее часть, что принадлежала румынам. Здесь старец Паисий вскоре стал известен как один из самых опытных духовников своего времени.

В левом киоте монастырского собора при северно-восточной колонне находится главная святыня обители Пантократор – чудотворная икона Божией Матери «Герондисса» («Старица»). Богородица изображена в полный рост, в преклонном возрасте, без Младенца Христа. Матерь Божия на этой иконе стоит, развернувшись влево, руки Ее простерты в мольбе.

На массивной серебряной ризе, изготовленной в России, изображен сосуд с изливающимся через край елеем – это напоминание о чудесном умножении в обители елея, во время голода, по молитвам одного из игуменов. Некогда в обители подошли к концу запасы оливкового масла, столь необходимого в монастырской жизни. Братия во главе с игуменом непрестанно усердно молилась перед чудотворным образом Божией Матери, и их упование не было посрамлено: один из сосудов настолько переполнился елеем, что масло даже выливалось на пол. И сегодня можно увидеть этот сосуд, он находится у задней стены соборного храма.

По преданию, посредством этой иконы Богородица однажды попросила одного из священников поскорее закончить литургию, чтобы игумен монастыря успел перед смертью причаститься.

Во время разграбления Пантократора турками икона была брошена в колодец, серебряные ризы были сняты. По дороге турки были поражены слепотою и сами поняли кару за святотатство над иконой. Несколько лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи нашли икону невредимой в колодце.

В 1950 году в монастыре начался пожар. Дул сильный ветер, он быстро раздувал огонь и, казалось, что пожар уже не остановить. Братия вынесла икону и стала петь молитвы. Когда все приблизились к бушующему пламени, оно вдруг метнулось назад и полностью погасло.

В иконостасе параклиса Успения Пресвятой Богородицы находится еще одна чудотворная икона – великомученика Георгия. Этот образ XVI века был перенесен в Пантократор в 1982 году из находящейся неподалеку кельи.

Также в Пантократоре пребывают святыни: часть хитона Спасителя, частицы Животворящего Креста Господня и частицы мощей – апостолов Андрея Первозванного и Тита, святителя Игнатия Богоносца, святого Феодора Стратилата, мученицы Фотины Самаряныни, святого Никифора, равноапостольных Константина и Елены, святых бессребреников Космы и Дамиана, великомучеников Меркурия и Прокопия, великомученицы Марины, мучениц Анастасии и Евфимии, священномучеников Антипы и Харалампия, святителей Григория Богослова, Василия Великого и Афанасия,

Патриарха Иерусалимского, преподобного Иоанникия Вифинского, праведного Иоанна Милостивого, мученика Трифона, святителя Афанасия Константинопольского, преподобного Иоанна Великого, мученика Артемия, мученика Евстафия Плакиды, мучеников Кирика и Иулитты, преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных.

Библиотека содержит около 350 рукописных кодексов и примерно 3500 печатных книг. В библиотеке обители находится Евангелие, принадлежащее преподобному Иоанну Кущнику(Ув.).

Братия обители Пантократор насчитывает около 15 монахов.

Из книги Я, Есенин Сергей… автора

Пантократор 1 Славь, мой стих, кто ревет и бесится, Кто хоронит тоску в плече, Лошадиную морду месяца Схватить за узду лучей. Тысчи лет те же звезды славятся, Тем же медом струится плоть. Не молиться тебе, а лаяться Научил ты меня, Господь. За седины твои кудрявые, За

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Афон автора Зайцев Борис

Из книги Иван Федоров автора Муравьева Татьяна Владимировна

ДЕРМАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Все они избиты, изранены, Булавами головы пробиваны, Кушаками головы завязаны. Былина о Чуриле Пленковиче Речь Посполитую в это время сотрясали политические катаклизмы. В 1572 году со смертью Сигизмунда-Августа пресеклась династия Ягеллонов.

Из книги Жизнь моя за песню продана [сборник] автора Есенин Сергей Александрович

Из книги Византийское путешествие автора Эш Джон

Пантократор Купола монастыря Пантократор величественно вздымаются над вершиной холма, господствующего над Золотым Рогом. Во время предыдущих приездов в Стамбул я избегал этого места, хотя здесь находится усыпальница императоров Иоанна II Комнина, Мануила I Комнина и

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Святой монастырь Пантократор , седьмой в диптихе афонских монастырей, посвящен Преображению Господню .

«Королевский и Патриарший монастырь во имя Господа нашего и спасителя Иисуса Христа «Пантократора» (Господь Вседержитель), стоит у подножия лесного склона, на внушительно скалистом мысе, восходящего примерно на 30 метров над уровнем моря на северной стороне полуострова Афон. Его расположение радует великолепным видом, как в северной части Эгейского моря видеть острова: Тасос, Самотраки, Лемнос; так в юго-восточной стороне видеть резкую вершину великолепной Святой Горы Афон.

В Пантократоре находится почитаемая всеми верующими чудотворная икона Божьей Матери - «Старица », или «Геронтисса » (греч. «Γερόντισσα»).

Стоит отметить что в Эрмитаже в Санкт-Петербурге находится икона «Христос Пантократор», полученная из монастыря Пантократора.

Святыни : Паломники могут приклониться к частям мощей одного из учеников Иисуса апостола Андрея Первозданного, частицу Животворящего Креста, мощи великомученика Феодора Стратилата, святых Космы и Дамиана, часть щита святого Меркурия и других святых.

В получасе ходьбы от монастыря Пантократор находится скит святого пророка Илии , который пренадлежит монастырю.

Престольный праздник монастыря: 6/19 августа, в день Преображения Господня.
Другие праздники: 21/7 (8/7) в день Преподобного Феофила Мироточивого
28/10 (15/10) Собор Отцов Афонских в монастыре Пантократор и
вторник Светлой Недели - литания (крестный ход) с иконой Богородицы Герондисса (Старица).

Паломничество на Афон - Монастырь Пантократор
Чтобы посетить монастырь Пантократор Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион , который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО » диамонитирион (общее разрешение на 20 монастырей ) - дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы (при наличии свободных мест). Можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега .
Паломники желающие посетить монастыри Афона, которые располагаются на восточном побережье (м.Хиландар - м.Эсфигмен - м.Ватопед - м.Пантократор - м.Ставроникита - м.Иверон - м.Каракал – Морфону), могут отправиться на скоростном катере из поселка Иериссос. При этом необходимо заранее зарезервировать места на скоростной катер и следует предупреждать нашу службу, позоботиться для того чтобы получить диамотирион у капитана парома при посадке на катер в п.Иериссос.
Паломники могут добраться до Пантократора а)паромом из поселка Иериссос или из м.Ватопед; б) на маршрутке из Кареи(административная столица Афона); в)пешком от Кареи 1час 30мин ходьбы, или от м. Ставроникита 1час ходьбы, или от м. Ватопед 2часа 30мин ходьбы.

Расположен в 7,5 км от Кареи на северо-восточном склоне Святой Горы.
Основан в 1361 году.
Престольный праздник - Преображение Господне. Настоятель - архимандрит Гавриил.
Занимает седьмое место в святогорской иерархии.
В начале ХХ века в монастыре было 200 монахов. Сейчас их около 30.

Монастырь стоит на отдельном скалистом холме, возвышающемся на 47 метров над поверхностью обычно бурного моря, и окружен живописной долиной.

История основания монастыря

Греческое название Пантократор на русском языке означает “Вседержитель”. Основателем монастыря считается византийский полководец («великий стратопедарх») Алексий, освободивший Константинополь от рабства латинян, и его брат Иоанн, один из сановников цареградского двора («великий примикирий»). Оба брата нашли себе покой в стенах Пантократора, где и до настоящего времени хранится мраморная гробница с прахом создателей монастыря. Важно, что организации обители способствовал византийский император Иоанн V Палеолог, их родственник.

Последующие императоры продолжали оказывать помощь Пантократору. Преодолевать экономический кризис, возникший после турецкого завоевания, монастырю помогали простые и сановные греки и господари придунайских княжеств. Существенную помощь монастырю оказала и императрица Екатерина II, позволившая в 1762 году инокам Пантократора собирать деньги в России. Сильные пожары в 1773 г. и потом в 1948 г. нанесли монастырю большой ущерб. После первого пожара значительные усилия для восстановления обители приложил старший ризничный обители монах Кирилл, а последствия второго были ликвидированы греческим государством.

Устройство Пантократора

В плане монастырь представляет собой неправильный четырехугольник, обнесенный каменной стеной с высокими башнями-бойницами. На стене расположены кельи насельников в несколько этажей, отчего монастырь кажется снаружи еще более высоким. Монастырь разделен как бы на два двора. В меньшем первом дворе - гостиные кельи, комнаты для рабочих, высокая башня с часовней наверху и ризницей внизу; во втором дворе - Соборная церковь, трапезная, колокольня.

Монастырский собор и часовни

Соборный храм во имя Преображения Господня построен из белого мрамора. Его легкий купол покоится на четырех толстых мраморных колоннах. Из такого же мрамора в 1847 году выложен и весь пол. Позади деревянного иконостаса, восстановленного в 1748 году, стоит иконостас времен постройки собора, изготовленный из мрамора. Собор и его притвор были расписаны знаменитым византийским живописцем и иконописцем Палеологовского периода Мануилом Панселином (конец XIII - начало XIV вв.).

Н. Муравьев, пораженный произведениями Панселина, убедил пантократорцев сохранить на стенах собора следы древнего живописного творчества, которые представляют собой лучшие образцы византийской живописи. В литийном притворе собора сохранились лики Спасителя, сидящего на престоле с Евангелием в руках, Пречистой Девы Богородицы и Предтечи Господня, уцелевшие фрагменты колоссальной картины, находившейся над дверьми входа. Внутри храма - Успение Пресвятой Богородицы, лики Предтечи, Богослова, двух великомучеников Феодоров и отшельников Саввы и Антония.

Кроме главного собора в Пантократоре имеются часовни Успения Пресвятой Богородицы, трех Святителей, собора Архангелов, Вознесения Господня, св. Предтечи Иоанна, свт. Николая, св. Георгия Победоносца, св. вмч. целителя Пантелеймона.

Уникальное собрание икон Пантократора

Коллекция икон монастыря является одной из самых значительных на Афоне. Среди монастырских святынь в храме хранится чудотворная икона Божией Матери Геронтисса (Старица). Она расположена на левом столбе Соборного храма и имеет большие размеры: 196х76 см2. На иконе, с богатым серебряным окладом новой чеканки, Пресвятая Богородица в престарелом возрасте представлена в полный рост, в молитвенной позе, без Младенца Христа.

Название иконы (Геронтисса) связано с тем, что Богоматерь несколько раз Сама изъявляла Свою особенную заботу об умирающих старцах. Так, однажды во время Литургии Богоматерь предстала служащему иеромонаху и приказала ускорить службу для того, чтобы немедленно напутствовать Святыми Дарами старца, готового уже испустить дух.
А когда сарацины грабили Пантократор, то прельщенные богатством, они сняли с иконы Пресвятой Богородицы серебряные ризы. Саму икону бросили в колодец и ушли. Но дорогой они были наказаны слепотой, и сами признали карающую силу Божией правды за святотатственный поступок с иконой. Прошло много лет, иноки опять собрались в монастырь. Икону они нашли в колодце невредимой.

Кроме частицы Животворящего Древа, здесь находятся части мощей св. Иоанна Предтечи, св. апостола Андрея, св. первомч. и архидиакона Стефана, св. Игнатия Богоносца, св. апостола Тита, свт. Иоанна Милостивого, свт. Иоанна Златоустого, свт. Афанасия Константинопольского и сщмч. Харалампия, преп. Иоанникия Великого, св. Феодора Стратилата, св. мч. Трифона, св. вмчч. Меркурия и Артемия, св. мч. Евстафия Плакиды, св. мц. Иулитты, св. вмч. Пантелеймона и сщмч. Ермолая, св. мц. Митродоры, преп. отец в Синае и Раифе избиенных, св. мчч. Антипы, Прокопия и Фотинии, св. бесср. Космы.

Библиотека Пантократора

Из богатой рукописями и старинными книгами библиотеки выделяется знаменитая Псалтырь и так называемое «Евангелие Каливита». Это Евангелие приписывается св. Иоанну Кущнику. Хотя св. Иоанн Кущник жил в V в., а в Евангелии есть статьи, которые относятся к XI веку, эта своего рода энциклопедия духовных наук вне всякого сомнения является величайшей книгой в коллекции и представляет несомненный интерес.

Монастырские кельи

Игумен Пантократора св. Феона впоследствии стал митрополитом Солунским, (мощи его находятся в монастыре св. Афанасия близ Солуня), а в келье св. Василия Великого, принадлежащей Пантократору, пребывал прп. Феофил Мироточивый.

Пантократору принадлежит келья иконы Божьей Матери «Достойно есть», где по преданию святой ангел явился старцу перед иконой Богоматери и начертал молитву «Достойно есть» пальцем на камне.

Скит пророка Илии также принадлежит Пантократору.

На северо-восточном побережье греческого полуострова Афон, в двух часах езды от крупного административного центра Карье, находится женский монастырь Пантократор. Возвышающийся на 50-метровой скале и окруженный стеной с прорезанными в ней бойницами, он в былые времена являлся не только крупным духовным центром, но и мощным фортификационным сооружением. Остановимся подробнее на истории этой всемирно известной обители.

События давно минувших веков

Честь основания монастыря Пантократор традиционно приписывается двум греческим аристократам XIII века − стратопедарху (полководцу) Алексею и его родному брату Ивану, удостоенному сана «примикирий», который в те времена означал принадлежность к высшему придворному кругу. Однако многие ученые полагают, что обитель является детищем другого исторического лицавизантийского императора Алексия Комнина (1181-1222), ставшего родоначальником династии, правившей затем на протяжении многих десятилетий.

Как одни, так и другие основывают свои утверждения лишь на гипотезах, бытующих в научном мире; первое же документальное упоминание о монастыре относится к 1358 году. Доподлинно известно также, что в 1362 году обитель была расширена и значительно перестроена по распоряжению константинопольского патриарха Каллиста I. В ранний период своей истории монастырь не раз становился местом, где подолгу жили крупнейшие религиозные деятели, такие как фессалоникийские архиепископы Симеон и Феона, а также предстоятель Византийской церкви Каллист II Ксанфопул.

Обитель, размещенная в цитадели

Монастырь Христа Пантократора, что в переводе с греческого языка означает «Вседержителя», в настоящий момент занимает седьмое место в иерархии афонских обителей. Как уже упоминалось выше, за счет особенностей своей планировки, в течение прошедших веков он был способен выполнять функции оборонительного сооружения. С этой целью его внутренняя часть разделена на два обособленных участка. В одном из них расположены различные хозяйственные постройки - гостиницы, мастерские и продовольственные амбары, в другой же, отгороженной мощной стеной, находится главный храм, освященный в честь Преображения Иисуса Христа, трапезная и колокольня.

Первый крупный пожар в обители

Построенный на священной горе Пантократор за долгие века своей истории пережил немало бед. Первой в их длинной череде стал пожар, охвативший его в 1392 году и повлекший за собой разрушение большинства построек. Однако благодаря щедрым пожертвованиям со стороны ряда высокопоставленных греческих и византийских чиновников восстановительные работы удалось завершить в течение года.

Большую роль в деле сыграл и тот факт, что по распоряжению Константинопольского патриарха незадолго до разразившейся катастрофы в состав монастыря Пантократор были включены несколько древних, но мелких обителей, устроенных во имя святых: Дорофея, Авксентия, Фалакра, Факина и Равдуха. Все они имели своих постоянных паломников и жертвователей, которые не преминули откликнуться, внеся посильные суммы в общую кассу.

Беды, постигавшие монастырь в последующие века

Имеются сведения и о двух других, не менее разрушительных пожарах. Один из них произошел в 1773 году по вине молнии, ударившей в купол храма Преображения Господня. Однако и тут на помощь пришли благочестивые люди, не пожалевшие средств на восстановление святыни. Кроме того, самое крупное огненное бедствие разразилось на территории монастыря в 1948 году. Вызванные им разрушения были настолько значительны, что ставили под вопрос возможность дальнейшего существования обители. Но и в данном случае братия монастыря, поддержанная православной общественностью разных стран, сумела преодолеть обрушившиеся на них невзгоды.

Наиболее же тяжелой полосой в истории обители принято считать времена османского ига и вызванного им экономического кризиса. В этот период она неоднократно подвергалась ограблениям, а многие иноки мученически закончили свой земной путь. В настоящее время жизнь в монастыре Пантократор построена на основе весьма строгой общежительной системы, установленной в 90-е годы прошлого века одним из прежних настоятелей - старцем Вассианом - и неукоснительно поддерживаемой его нынешним руководством.

Этапы возведения главного монастырского храма

Главный храм или, как принято говорить на Афоне - кафоликон, освященный в честь Преображения Господня, был заложен одновременно с основанием самого монастыря, но впоследствии дважды перестраивался. Первый раз это произошло в 1614 году, а затем в 1847-м. Однако сохранившиеся исторические документы позволяют составить весьма полное представление о его первоначальном облике.

Характерно, что растянутое во времени строительство наложило свой отпечаток на архитектурные особенности здания. В целом соответствуя канонам классического афонского типа, он в то же время включает в себя ряд элементов, присущих иным направлениям. По мнению искусствоведов, это относится прежде всего к удлиненной восточной арке и двум дополнительным сооружениям, установленным по углам алтаря.

Фрески кафоликона

Особого внимания заслуживают фрески, украшающие внутренние стены храма, большинство из которых датируются второй половиной XIV столетия и хранят в себе характерные черты, присущие работам выходцев из школы выдающегося мастера той эпохи - греческого иконописца Панселина. Однако и тут, как в случае с возведением самого кафоликона, встречаются элементы, присущие различным историческим эпохам. Кроме того, некоторая, хотя и незначительная, часть раннего живописного слоя оказалась закрашенной во время реконструкции храма, производившейся в 1847 году. Теперь на месте утраченных фресок можно видеть стенную роспись, принадлежащую кисти видного мастера середины XIX века - Матфея Иоанна.

Шедевры и святыни главного храма

В историю главного храма монастыря Пантократор навсегда вошло и имя создателя его уникального иконостаса − мастера Хрисанфа Клиенда. Эта работа, выполненная в 1640 году, принесла ему славу непревзойденного мастера резьбы по дереву и декоративной позолоты. Там же, в кафоликоне, хранится и главная реликвия монастыря - образ Пресвятой Богородицы Геронтиссы, что переводится с греческого языка как «Старица». На этой иконе, имеющей весьма большие размеры (1,96 на 0,76 метра), изображена Божья Матерь в полный рост без Своего Предвечного Сына. Автор запечатлел ее на закате дней земной жизни, готовой перейти в Царство Небесное.

Кроме этой иконы, в обители хранится и много иных святынь, к которым стекаются паломники со всего православного мира. Прежде всего, это частицы Животворящего Древа, на котором был распят Спаситель, мощи святого великомученика IV века Феодора Стратилата, а также бессребреников Косьмы и Демьяна. С неизменным благоговением взирают посетители монастыря и на хранящийся здесь же фрагмент щита святого великомученика Меркурия.

Монастырь на острове Корфу

Отметим, что в названии обители использован термин, часто встречающийся на православном Востоке и в странах Средиземноморья. Достаточно вспомнить достопримечательность греческого острова Корфу − монастырь Пантократор. Находящийся на территории административного округа Камарела, он, по мнению исследователей, основан в XVI веке, хотя некоторые из них называют и более ранний период, предшествующий названному на два или даже три столетия. Как и большинству православных центров Греции, этой обители пришлось стать свидетелем османской оккупации и пройти затем долгий и трудный путь возрождения. Достаточно сказать, что только в течение XVII века, уже после изгнания захватчиков, монастырь Пантократор (Камарела) дважды оказывался в критическом положении из-за разрушений, причиненных вспыхнувшими вокруг него военными действиями.

Икона из египетского монастыря

Кроме того, этот греческий термин хорошо известен благодаря одной из самых прославленных икон Спасителя. Это «Христос Пантократор» из Синайского монастыря(фото см. ниже). Под таким названием она вошла во все мировые издания, посвященные византийскому искусству.

Созданная в середине VI века безымянным константинопольским живописцем, икона была передана императором Юстинианом на Синай в дар христианскому монастырю, где для нее была построена отдельная базилика. Там же, на территории Египта, она находится и по сей день. В 1962 году поверхность иконы была расчищена от поздних живописных наслоений, ставших результатом обновлений, выполнявшихся в XVII и начале XIX вв. Этот образ считается одним и наиболее ярких шедевров византийской и мировой иконописи.

Пантократор Афон

Пантократор сн. в 1363 г., престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня.

Игумен: архим. Виссарион.

Тел. (30-377) 23253.

Факс (30-377) 23685.

Пантократор (греч. Μονή Παντοκράτορος) — один из православных монастырей на горе Афон. Седьмой в диптихе афонских монастырей.

Святой монастырь Пантократор расположен на северо-востоке , рядом с развалинами древнего города. И хотя распространена легенда, что монастырь основал Алексий Комнин, фактическими основателями следует считать братьев Алексия (имевшего титул стратопедарха - командующего военным лагерем) и Иоанна (занимавшего высокий пост в суде).

(Рисунок Григоровича-Барского)

О дате начала строительства монастыря ничего неизвестно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 г. Известно также, что в 1362 г. обитель была перестроена патриархом Каллистом I. В этот же период в состав Пантократора вошли монастыри: св. Авксентия, св. Дорофея, Кинопод, Равдуш, Факен, Фалакр. Основатель монастыря Алексий умер около 1368 г. Предположительно, в 1384 г. его брат Иоанн принял на Афоне монашеский постриг. На пожертвования, сделанные братьями, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев - икона Христа Пантократора (Вседержителя) - хранится сегодня в Эрмитаже.

Монастырь перестраивался и расширялся в XVI в. Несмотря на огромные долги, во времена турецкого ига Пантократор не терял жизнеспособности. Значительные для государства и святые по образу жизни лица избирали монастырь местом своего проживания - это патриарх Каллист II Ксанфопул, а также Симеон и Феона, архиепископы Солунские. Монастырь разрушался пожарами 1393, 1773 и 1948 гг., но, к счастью, не полностью.

Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Пантократор в 1744 году. Странник так описал увиденное:

Собор, освященный в честь Преображения Господня, был возведен одновременно с основной частью монастыря, но достраивался, восстанавливался и переделывался уже совершенно независимо от общего архитектурного ансамбля в третьей четверти XIV столетия и в 1854 г. Колокольня была построена в XIX в.

Библиотека содержит около 350 рукописных кодексов и примерно 3500 печатных книг. В братии 15 монахов. С 1992 г. имеет статус общежитийного.

мощи великомученика Феодора Стратилата
мощи бессребреников Космы и Дамиана
частица Животворящего Креста
часть щита великомученика Меркурия
иконы XIV века (иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне)

При северно-восточной колонне стоит чудотворная икона Божией Матери, так называемая здесь Герондисса (старица).

Кроме части Животворящего Древа, здесь находятся следующие мощи: части руки и ноги Апостола Андрея; голова св.Иоанна Милостивого ; часть руки св. Иоанна Златоустого; части руки св. Афанасия Константинопольского и священномуч. Харалампия, голова преп. Иоанна Великого, голова св. Феодора Стратилата; рука св. муч. Трифона, части св. муч. Меркурия и Артемия, часть руки св. муч. Евстафия плакиды, части рук св. муч. Кирика и Иулитты, части преподоб.отец в Синае и Раифе избиенных, св. муч. Антипы, Прокопия и Фотинии, голова св. безсребренника Космы.

Особо почитаемые иконы

Икона Богородицы Герондисса (Старица)

Находится в левом киоте монастырского собора. Богородица изображена в полный рост, в преклонном возрасте, без младенца Христа. Сосуд, изображенный на иконе , - это напоминание о чудесном умножении в обители елея во время голода по молитвам одного из игуменов.

Икона принадлежит к типу «Скоропослушницы».

Предание

По преданию, во время литургии Богородица указала служащему иеромонаху не продолжать службу, а поспешить причастить одного из братьев монастыря, который был в предсмертной агонии.

С этой иконой связаны не раз совершавшиеся чудесные события. Во время разграбления Пантократора турками икона была брошена в колодец, серебрянные ризы были сняты. По дороге турки были поражены слепотою и сами поняли кару за святотатство с иконой . Несколько лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи нашли икону невредимой в колодце. Многократно Богоматерь изъявляла свою особенную попечительность об умирающих старцах, отсюда закрепилось название иконы "Старица" или "Геронтисса".

В настоящее время 7 храмов расположены на территории обители, а еще 7 - вне ее. Пантократор имеет 5 келлий в районе Карей. Сейчас у монастыря множество подворий в Греции, Малой Азии и Валахии, чего не имеет ни один другой. В подчинении обители находится с 5 келлий и 38 калив на Капсале. Занимает 7-е место в иерархии афонских монастырей.

В Пантократоре, кроме головного собора есть параклисы:

1) Успения Пр. Богородицы;

2) собор Архангелов;

3) Вознесения Господня;

4) св. Предтечи Иоанна;

5) Святителя Николая;

6) св. Георгия Победоносца;

7) св. Пантелеимона;

8) Трех Святителей.

Пантократору принадлежит и проч.

Предание

Отец Косма (виноградарь) из монастыря Пантократора

Отец Косма родился в деревне Ангелохори во Фракии в 1897 году. Его мирское имя было Клеанф. Еще в миру он жил монашеской жизнью и подвизался на своем участке, занимаясь тем же делом, что и позже, когда пришел в монастырь (был садовником). И там, как позже на Святой Горе, он возделывал любовь к ближнему и непрестанно собирал урожай любви Христовой. Он щедро раздавал милостыню и помогал главным образом тем, которые, живя в нужде, имели склонность к воровству. Тем самым он оберегал таких людей от смертного греха воровства и еще худшего...

Однажды один мальчик, который поведал мне эту историю уже будучи взрослым человеком, пришел к нему в сад купить фруктов, после чего ему нужно было купить что-то еще в магазине. Но, подойдя к саду, он вдруг заметил, что потерял все свои деньги. Малыш заплакал и стал думать, где ему раздобыть денег, поскольку боялся, что ему попадет от матери.

Клеанф, успокоив его, говорит:

- Помнишь, сколько денег дала тебе мама и что приказала купить?

- Да, - ответил малыш.

Тогда он дал ему фрукты, а также недостающие деньги, и сказал:

- Не расстраивайся, но в следующий раз будь внимательнее.

Вот так он жил в миру.

Около 1914 года он покинул мир, оставив родного брата и сад, и пришел в сад Божией Матери, чтобы подвизаться здесь вместе со своими духовными братия-ми. В 1915 году он принял монашеский постриг. До 1924 года он жил в монастыре Ставроникита, а после перехода на новый стиль на следующий год оставил эту обитель и поступил в монастырь Пантократора. Здесь он попросил разрешения жить за пределами монастыря - в винограднике, который к тому же находился недалеко от его первой обители. До 1939 года он подвизался также в других местах Святой Горы. Но с 1939 года постоянным местом его подвигов стали виноградники. Весь день проводил он в труде и непрестанной молитве, совершенно не заботился о теле, но все свои попечения обращал на душу. Одежда его была грязной от пота и земли. В том углу его келлии, где он отдыхал, на полу лежали лишь какие-то старые одеяла. В них было столько земли, что, если бы кто бросил в них семечко, оно могло бы прорасти.

Несмотря на то, что он трудился без жалости к себе и духовно подвизался с великой ревностью, пища его была очень скудной: зелень, какие-нибудь орехи да сухари. Денег, которые в особножительных монастырях платят монахам за выполнение послушаний, он не брал и говорил: "Вы, старцы, держите их пока у себя, я потом заберу все вместе".

Отцы думали, что он хочет забрать всю сумму, когда состарится, однако отец Косма имел в виду будущую жизнь. Также и продукты, которые он получал от монастыря, раздавал на благословение старцам, жившим в Капсале. Если кто-нибудь из монахов ничего не хотел брать, в следующий свой приход отец Косма говорил ему: "Старче, я принес на продажу кое-какие вещи" и в результате отдавал все почти даром.

Так он успокаивал совесть брата и раздавал другим те немногие деньги, которые имел. От общения с отцами и от их советов он и сам получал большую духовную пользу. Больше он ни с кем не общался, за исключением разве что тех случаев, когда приходил в церковь причаститься. Его всегда можно было найти под виноградной лозой очищающим от сорняков как землю, так и свою душу - через непрестанную молитву и слезы. Он был невысокого роста, очень загоревший. Его лицо часто сияло неизреченным светом. Я видел это собственными глазами, однако другие отцы тоже говорили мне об этом. Когда я виделся с ним в последний раз, меня особенно поразило, что, когда я о чем-то спросил его, лицо его просияло так сильно, что даже ослепило меня!