Многое любит тому многое прощено будет. Кому мало прощается, тот мало любит

«Здравствуйте! Я принес вам радостную весть!» – с этими словами пастор Станислав Викторович Лапшин появляется на пороге кабинета, где работает редколлегия. Мы с нетерпением поднимаем глаза: «Какую? Говорите скорее!» – кто же не хочет услышать с утра добрые новости. Пастор расплывается в улыбке и от сердца, с удовольствием выговаривая слова, произносит: «Бог любит вас!»

Горько осознавать, что сегодня мы уже не услышим из его уст этих ободряющих слов. Еще 2 месяца назад мы работали, общались, строили планы. Но тяжелая болезнь унесла Станислава. У нас осталась надежда на встречу с ним в Царстве Божьем, общее дело, над которым мы вместе трудились, и память о человеке, чья короткая, сложная, но яркая жизнь является поистине свидетельством Божьей любви.

Станислав появился на свет 15 марта 1971 года. О своих родителях он всегда отзывался с уважением и любовью. Отец работал тренером по хоккею, мама – в Доме Моделей. Трудно сказать, почему молодого человека из благополучной семьи потянуло в криминальную среду. Но, закончив школу, после неудавшейся попытки поступить в военное училище он встал на преступный путь. Воровское ремесло приносило приличные деньги, а вместе с ними и соответствующие развлечения: сначала пьяные вечеринки, потом наркотики, которые затягивали все глубже и глубже.

Что послужило толчком, заставившим Стаса задуматься о Боге? Когда он рассказывал об этом, в глазах застывала скорбь: «У меня был друг, верующий человек, христианин. Случилось так, что я увел его из Церкви, научил воровать, сделал его наркоманом. И друг погиб. В нашем окружении ранняя смерть была чем-то закономерным: кого-то убили, кто-то «заснул на игле»… Но я остро осознал, что, по сути, сам повинен в смерти товарища. Со временем тоска по другу переросла в страстное желание узнать о Боге. Это желание было настолько сильным, что мне было все равно, что скажут окружающие. Я продолжал жить прежней жизнью, но, вместе с тем, начал читать Библию, потом молиться.

Главное, что я узнал о Боге: Бог любит меня. Каким бы я ни был сегодня и что бы ни случилось, Бог любит меня. Постепенно Христос стал чем-то реальным в моей жизни, и мне уже не хотелось расставаться с тем, что я приобрел. И вот, наконец, я встал перед необходимостью принять решение: оставить все, что я имел на тот момент, и выбрать только одно – Бога. Этот выбор стал началом новой и по-настоящему счастливой жизни».

В 1993 году Станислав принял крещение. Спустя годы он уже с улыбкой рассказывал о том, какими переживаниями сопровождался его разрыв с прежней компанией. Но тогда это было сильным испытанием для молодого человека. Он устроился на работу грузчиком и каждый вечер вынужден был возвращаться домой под насмешливыми взглядами друзей.

Изменения, которые произошли в жизни Стаса, заставили задуматься о Боге и его девушку Наташу. В том же 1993 году они поженились, через год родился сын Владик, а в 1995 году семья переехала из Нижнего Новгорода в г. Киров, где Станиславу было предложено пасторское служение.

Восемь лет было отдано служению Церкви в г. Кирове, построен замечательный храм, в который сегодня приходят на поклонение Богу сотни людей.

Когда в 2003 году семья Лапшиных приехала в г. Йошкар-Олу, здесь на попечение нового пастора были возложены две церкви, группы верующих на всей территории Марий Эл, завершение строительства нового храма и, наконец, газета «Сокрытое Сокровище» – издательская работа, которой он никогда прежде не занимался. Но Станислав Викторович не боялся трудностей. Он был рад новой возможности служить делу Божьему.

В 2004 году он был рукоположен в сан проповедника. Глубина проповедей этого пастора восхищала. Он владел Словом Божьим так, что оно становилось «живым и действенным», проникало в самое сердце, заставляло слушателей не просто получать готовые ответы из уст проповедника, но рождать их в своем разуме. Каждая его проповедь была гимном бесконечной и неиссякаемой благодати Иисуса Христа, о которой он рассказывал с упоением.

Когда расстаешься с другом, остаются в памяти последние сказанные слова… На последнем заседании редколлегии, которое мы провели вместе со Станиславом Викторовичем, мы делились друг с другом своими переживаниями. У кого-то были проблемы, кто-то был огорчен непониманием со стороны окружающих. Выслушав всех, пастор дал совет, который запомнится на всю жизнь: «Братья и сестры! Всегда ходите пред Господом. Не заботьтесь о том, что скажут про вас люди. Не старайтесь иметь внешнее благочестие, но пусть Господь будет вашим единственным Судьей. Только тогда и мысли, и поступки ваши будут действительно отражать святость Божью». И сам Станислав был примером искреннего христианина, сердечно преданного Богу.

Он очень любил дело, которым он занимался. Умел находить общий язык и с пожилыми, и с молодыми. Первые отмечали его такт и уважительное отношение, вторые были благодарны за доверие, которое он им оказывал, и легкость, с которой можно было обсудить с пастором самые сложные вопросы.

Он умел строить грандиозные планы и имел смелость претворять их в жизнь. Умел мыслить широко и масштабно и, вместе с тем, проявлял, порой, удивительную беспомощность в бытовых вопросах. Сам признавался, что без его верной спутницы, супруги Наташи ему трудно прожить даже один день. Семья была его надежным тылом, в то время как сам он неутомимо трудился. О таких людях говорят: «Он жег свечу с обоих концов».

Проводить Станислава в последний путь пришли сотни людей. Были слезы и добрые слова воспоминаний. Порой, невозможно было удержаться от улыбки, вспоминая его искрометное чувство юмора. Выступающие на панихиде говорили о вечной жизни со Христом, которая ожидает всех детей Божьих. Один из друзей произнес: «Если такие люди, как Стас будут в Царстве Божьем, я тоже хочу быть там!»

Мы верим, что встретимся однажды, чтобы никогда не расставаться. Благодать Божья дает нам эту надежду.

Н. Воронина

1–10. Капернаумский сотник. – 11–17. Воскрешение наинского юноши. – 18–35. Ученики Иоанна Крестителя приходят ко Христу, речь Христа о Крестителе. – 36–50. Помазание Христа женой-грешницей.

. Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.

. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,

. ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;

. потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Об исцелении раба капернаумского сотника евангелист Лука говорит с большей обстоятельностью, чем Матфей ().

«Он послал к Нему Иудейских старейшин» (стих 3). У евангелиста Матфея сотник сам "подошел" . Очевидно, что Матфей счел излишним сказать о предварительном посольстве иудейских старейшин и о втором посольстве, состоявшем из друзей сотника, тогда как евангелист Лука, сообщающий о том и другом, опускает сообщение о том, как сотник, – вероятно, уже перед самым прибытием Христа к его дому – сам вышел к Нему навстречу, повторяя слова своих друзей.

«Построил нам синагогу» (стих 5) конечно, на собственные средства. К этому выражению нужно добавить слово «сам», потому что в греческом тексте здесь стоит слово αὐτός .

. После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

О воскрешении наинского юноши сообщает только евангелист Лука.

"Наин" – город, лежавший недалеко от Назарета, к юго-востоку. Ныне это маленькая деревня.

"Учеников" – в широком смысле этого слова ().

. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

«Выносили умершего» . Обыкновенно гробницы у евреев устраивались за городами в утесах (ср. ).

. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

Одр – по-гречески σορός – нечто вроде открытого ящика или просто носилки. Покойники у евреев клались не в гробах, а прямо в нишу, сделанную в утесе и скале, и носилки, очевидно, служили только для перенесения тела на место погребения. Господь «прикоснулся» к этому одру, для того чтобы заставить несших остановиться.

. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и посетил народ Свой.

«Великий пророк восстал между нами» . Все-таки, следовательно, наинские жители не верили еще во Христа как в Мессию, Он для них был только посланником Божиим, великим пророком, который должен помочь народу Божию. Появление Христа, по их мнению, есть только признак наступления мессианского времени.

. Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

«По всей Иудее» , т.е. по всей Палестине (ср. ).

«И по всей окрестности» , т.е. и по соседним странам, ближайшим к Иудее.

Почему об этом чуде не упоминает евангелист Матфей? Может быть, его не было при совершении этого чуда (Эдершейм, с. 702), а может быть, потому, что он упомянул о других чудесах воскрешения мертвых () и чудо воскрешения наинского юноши не представляло для него чего-либо необыкновенного в деятельности Христа.

. И возвестили Иоанну ученики его о всем том.

. Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?

. Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?

. А в это время Он многих исцелил от болезнейи недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.

. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;

. и блажен, кто не соблазнится о Мне!

. По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

. Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.

. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.

. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

. И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;

. а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.

. Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?

. Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.

. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.

. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.

. И оправдана премудрость всеми чадами ее.

Рассказ о прибытии ко Христу учеников Иоанна Крестителя, который поручил им спросить Христа, Он ли обетованный Мессия, евангелист Лука излагает сходно с Матфеем ().

«Возвестили Иоанну...» (стих 18). Евангелист Лука точнее обозначает, от кого Креститель услышал о чудесах Христа (ср. ).

«А в это время...» (стих 21). Евангелист Лука отмечает это обстоятельство для того, чтобы сделать более понятыми следующие слова Христа: «Скажите Иоанну, что вы видели...» (стих 22).

Стихи 29–30 представляют раздел речи Господа, который имеется только у евангелиста Луки. Здесь Господь говорит о том, что выступление Крестителя имело не для всех его слушателей одинаковые последствия: простые люди, даже мытари, поверили Иоанну как пророку и прославили Бога за послание такого пророка, а фарисеи и законники не захотели признать в нем Богом посланного руководителя, который призывал их изменить свой образ жизни, и не крестились у него (ср. ).

Стихи 31–35 представляют собой повторение . Только у евангелиста Луки это обличение Христа относится не к книжникам и фарисеям, а к присутствующим толпам народа (см. стихи 33–34: "говорите" ).

. Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

Следующая далее история помазания Христа женой-грешницей представляет собой самостоятельный рассказ евангелиста Луки. Он имеет значение иллюстрации к словам 34-го стиха о Христе: «вот человек, который любит есть и пить, друг мытарям и грешникам» .

«Некто из фарисеев» . Ниже названо и имя этого фарисея – Симон (стих 40).

«Просил Его вкусить с ним пищи» . По-видимому, Симон получил от Господа какое-то благодеяние и в благодарность за него пригласил Христа к себе на обед (ср. стихи 41–42, 47).

. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

Точнее перевести так: «и вот женщина, которая в городе была грешницей, т.е. блудницей (ср. ), узнав...».

"Была" – прошедшее несовершенное время, обозначающее не то, что женщина в это время продолжала свою грешную жизнь, а то, какой она представлялась во мнении ее сограждан, по-видимому, еще не знавших об ее обращении на истинный путь.

Город, в котором происходило это событие, совершенно неизвестен. Это какой-нибудь город в Галилее.

«Алавастровый сосуд» (см. ).

. и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

«Став позади у ног Его» (см. ). Христос, по обычаю, возлежал за столом с необутыми ногами, которые протянуты были назад от стола к стене.

«И плача, начала обливать ноги Его слезами» . «Когда она стояла позади, у ног Христа, с почтением наклонившись к Нему, то целые реки слез, как бы из внезапно надвинувшейся весенней тучи, освежающей воздух и землю, начали обливать Его ноги. Как бы удивившись и испугавшись того, что она могла привлечь Его внимание или же осквернить Его своими слезами, она быстро отерла ноги Его своими длинными волосами, упавшими с ее головы в то время, когда она наклонилась у Его ног. Нет, она пришла не мыть их такими нечистыми водами, но показать свою благодарную любовь и почтение, как могла при своей бедности и своем смирении. И вот, когда ее вера сделалась более дерзновенной в Его присутствии, она продолжала целовать те ноги, которые принесли ей «добрые вести о мире», и помазывать их из алавастрового сосуда, висевшего у нее на шее» (Эдершейм, с. 712). А каким образом могла проникнуть эта женщина в дом фарисея – это можно объяснить тем, что Симон, вероятно, никому не препятствовал войти и посмотреть на Великого Пророка, посетившего его дом: женщина вошла в дом, вероятно, с другими желавшими видеть Христа.

. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

Фарисей начинает приходить к тому убеждению что Христос – не пророк, так как пророки, конечно, знали даже тайны человеческих сердец, а Христос не знает того, что знает весь город, именно, что прикоснувшаяся к Нему – грешница, могущая своим прикосновением осквернить Его.

«Если бы Он был пророк» – точнее: «этот (οὗτος ; выражение некоторого пренебрежения, которое почувствовал в своем сердце Симон) если бы был пророком», за которого я и другие было приняли Его.

"Ибо она" – лучше: «что она грешница». Замечательно, что даже фарисей здесь признает Христа свободным от малейшего подозрения в каком-нибудь грехе. Христос настолько свят, что к Нему не должно приближаться никакое грешное существо.

. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,

. но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?»

. Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

Христос узнал мысли фарисея и показал ему это, обратившись к нему с вопросом. Вопрос Свой, – какой из двух должников будет больше любить простившего обоим долг заимодавца, – тот ли, который был должен 500 динариев (около 100 рублей ), или тот, кто должен был десять раз меньше, Христос облекает в форму притчи или же высказывает просто как пояснительный пример для Своей мысли. Симон понимает смысл вопроса и, не задумываясь, отвечает на него.

. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла;

. ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;

. ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

Христос тогда противопоставляет поведение Симона и жены-грешницы в отношении к Нему. Фарисей хотя и пригласил Христа к себе на пир, но не оказал при этом Ему ни знака гостеприимства (омовение ног – ), ни знака любви (целование – ), ни знака особого почтения (помазание головы маслом – ; ).

«Я пришел в дом твой» . Здесь сила мысли в слове «твой». «Ты» Меня позвал к себе, – говорит Христос Симону, – и, однако, не оказал мне как гостю особых знаков почета. Симон, вероятно, боялся этими знаками почета подать другим фарисеям повод думать, что он уже вполне уверовал во Христа как в Мессию, потому-то отношение его ко Христу какое-то неопределенное. Притом эти знаки почтения не были, собственно говоря, обязательны, – даже и омовение ног, которое предлагалось только людям, пришедшим в дом прямо из путешествия. Ср. , где изображается, что Господь встал Сам умывать ноги учеников, очевидно, еще не омытые перед вечерею.

Нужно отметить те противоположения, какие указывает здесь Христос: 1) вода и – слезы 2) поцелуй, – конечно, в уста и – частое лобызание ног 3) масло для головы и – миро на ноги.

. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

«Прощаются» . Здесь хотя и поставлено настоящее время, но это не значит, чтобы грехи женщины были прощены только после помазания ею ног Христа. Как видно из 50-го стиха, грехи ей уже были прощены раньше благодаря ее вере во Христа.

«За то, что она возлюбила много» . Это – не причина и не предваряющее условие прощения грехов женщины, как утверждают католики, а последствие полученного женщиной ранее прощения. Весь стих следовало бы перевести так: «прощены уже многие грехи этой женщины, и это достоверно, потому что только прощенная могла проявить с такой силой любовь ко Мне, через Кого она получила прощение». Господь хочет сказать Симону, что результаты милостивого отношения к грешникам (стих 42) теперь находятся налицо: женщина была прощена, и сейчас она проявила благодаря этому необычайную любовь и преданность ко Христу. Так Господь делает приложение из высказанного выше сравнения двух должников .

«А кому мало прощается, тот мало любит» . Мысль вполне ясная: тут указан другой случай, в котором не проявляется с такой силой любовь ко Христу. Но Христос не имеет здесь прямо в виду Симона, хотя тот мог и для себя найти в этих словах урок. Скорее, смотреть нужно на это изречение как на простую общую сентенцию.

. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

. Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Покончив с Симоном, Господь теперь обращается к женщине с возвещением, что ее грехи прощены. Внутренняя уверенность в этом прощении у нее уже была (ср. стих 37), теперь Христос дает ей и внешнее уверение в прощении грехов, после того как вера ее сказалась уже в делах. Он даже говорит ей, чтобы она не смущалась возражениями присутствовавших относительно права Христа прощать грешников: «вера твоя спасла тебя, – иди с миром» , т.е. спокойно (ср. ).

Некоторые отождествляют историю помазания ног Христа женой грешницей с позднейшим помазанием Христа в Вифании (Мф. 26и сл. и параллельные места). Но, несомненно, эти два события разные – и общая точка зрения, и отдельные подробности обоих событий совершенно различны. Сходство заключается только в имени Симона – очень обыкновенное имя – и в помазании, а в прочем все различное: помазывается здесь не глава, а ноги Христа; выступает здесь грешница, а там просто ученица Христа; само событие здесь имеет поучительное значение для Симона, а там – для учеников Христа, и т.д.

Вспомним эту сцену, когда грешница своим поведением нарушает трапезу у фарисея. Она помазывает Христа миром, целует Его ноги, омывает их слезами и отирает волосами своими. Мы наблюдаем недовольство хозяина. И затем Христос рассказывает притчу о двух должниках: одному был отпущен долг в пятьсот динариев, а другому в пятьдесят. Припомним, наконец, как Христос оценил поступок грешной женщины. Он обратился к фарисею: "Видишь ли ты эту женщину?" . Ты Мне недодал многого, а она же, напротив, "не перестает" всячески свидетельствовать о любви своей. И далее произносится решающее заключение: "А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит". И только после этого следует обращение ко грешнице: "Прощаются тебе грехи".

Итак, сначала мы слышим слова Иисуса: "Ей прощаются многие грехи", и только затем указывается причина прощения: ее великая любовь. А затем следует второе недвусмысленное речение: "Прощаются тебе грехи". Если первая фраза - это обычная объективная констатация, то из второй "возлежавшие с Ним" справедливо делают заключение, что отпущение грехов совершил Иисус Христос лично. Первое - констатирующее - слово прощения является следствием из небольшой притчи: прощенный больший долг (пятьсот динариев) вызывает большую любовь из благодарности. Притча, однако, рассказана Иисусом, она неотделима от Его личности. Следовательно, лишь от Него отягощенная грехами женщина узнаёт, что и для нее не закрыто искупление. Она узнаёт об этом, правда, не на примере рассказанной притчи, а благодаря прозрению, полученному ею ранее, когда она наблюдала за Господом. Если бы не прозрение, то она не осмелилась бы на, по-видимому, бесстыдный поступок в доме знатного хозяина. Женщина распростерлась перед Христом, она открыла Ему все свое бытие. В глубочайшем покаянии она исповедала всю свою жизнь. И ей было решительно все равно, что другим людям она давно известна как откровенная грешница.

Вот здесь-то мы и наблюдаем парадигму таинства исповеди. Если грешник имеет волю ничего не утаивать во время таинства, если он готов покаяться из любви к прощающему Богу, увиденному им во Христе, то такой грешник уже получил отпущение своих грехов. Действительно, когда в покаянии содержится также и воля к искреннему предъявлению грехов, - а такая воля требует большого мужества, - то произносимая во время таинства отпустительная формула на самом деле изглаживает старые грехи. Своей притчей и вытекающими из нее следствиями Христос ни в коем случае не говорит, будто бы имеется некое общее, от Него не зависящее взаимодействие между Богом-Отцом и человеком. Нет, Ему одному передал Отец власть судить мир, а также, принимая на себя грехи мира, и спасти мир. Конечно, от этого возникает недоумение у окружающих. И оно такого же рода, как переданная Церкви власть отпускать грехи. Мы видим, что Христос наделен властью разрешать грехи еще до распятия на кресте. Пусть нас это удивляет столь же мало, как и то, что Господь также до распятия раздает становящейся Церкви Свое - лишь на кресте преданное - Тело и Свою - лишь там пролитую - Кровь.

Если фарисея и можно сопоставить с человеком, который должен всего лишь пятьдесят динариев, т.е. значительно меньшую сумму, все же по контексту не следует, что он меньше грешен перед Богом. Об этом допустимо судить на основе удивительного речения: "Кому мало прощается, тот мало любит". Если теперь применить его к таинству исповеди, то сказано следующее: если человек приступает к нему, имея в душе слишком мало раскаяния, то в его сердце Божественное прощение вмещается лишь поверхностно, а из полученного отпущения грехов будет вынесена лишь малая любовь.

Евангелие от Луки 7:36-50
Ключевой стих 7:47

На прошлой неделе мы слушали слово Иисуса: «и блажен, кто не соблазнится о Мне!» (Лк.7:23) Даже великий пророк, как Иоанн Креститель, когда он находился в отчаянном положении, мог соблазниться об Иисусе. Фарисеи и законники соблазнились об Иисусе из-за неверия и гордости. Мы должны иметь правильную веру в Иисуса Христа при любых обстоятельствах.

Сегодняшнее слово показывает нам одну женщину веры. Она была грешницей, но верою получила прощение грехов и горячо любила Иисуса. Она показывает всем пример веры и любви к Иисусу. Я молюсь, чтобы мы учились тому, каким сердцем нам надо служить Иисусу.

Когда фарисеи и законники сильно разочаровали Иисуса, некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи. Имя этого фарисея Симон. Он был исцелён Иисусом от проказы. Наверно ему было неудобно перед Иисусом из-за жестокого сердца своих коллег, и он хотел угостить Иисуса, чтобы иметь с ним нормальные отношения. Иисус принял его приглашение и вошёл в дом фарисея на обед.

Когда Иисус обедал с ним, произошло драматическое событие. Посмотрите на стихи 37, 38. «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром».

Вы знаете, что такое алавастровый сосуд и миро? В наше время все женщины мечтают иметь дорогую брендовую сумку. В то время для нее алавастровый сосуд имел такое же значение. Миро было драгоценностью для бедных женщин, богатые собирали золото. Она долгое время собирала дорогое масло, мир. Это было её приданное. Но что она сделала с ним? Услышав, что Иисус обедает у её соседа фарисея, она принесла алавастровый сосуд с миром, став позади у ног Иисуса и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Её слёзы были выражением её покаяния и благодарения. Для женщин волосы – их гордость. Но она своими волосами отирала ноги Иисуса. Она не просто любила Иисуса словами, но любила Его, полностью жертвуя собой. Выражение её любви было слишком экстремальным.

Как она могла любить Иисуса до такой степени? Такого поступка не может быть от человеческой дружбы или любви. То есть она знала, что Иисус Сын Бога, и она покаялась в своих грехах. Между ними было отношение как между грешником и Спасителем. Очевидно всем, что она раньше вела безнравственной образ жизни и потеряла чистоту, красоту и смысл своей жизни, когда блуждала во тьме. Благодаря Иисусу она приобрела новую жизнь.

Как отреагировал фарисей, видя эту картину? Посмотрим на стих 39. «Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». Симон фарисей думал, что Иисус не знает, что это за женщина. Симон в себе считал, что она всего лишь несчастная грешница. С его точки зрения она самая ничтожная. Но для Иисуса она была драгоценной дочкой, которая получила огромную милость спасения. Симон судил обо всём со своей точки зрения.

Взгляните на стихи с 40-го по 43-й. Иисус, обратившись к нему, сказал: «Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил» . Здесь мы можем понимать её поступок. Она имела огромную любовь, которую другие не понимают, потому что ей прощены огромные долги.

Она была падшей женщиной, но Господь простил её все грехи, немощи. Иисус не осудил её и даже не спросил её, как она могла так поступать и как дошла до такого состояния. Когда она пришла к Иисусу, Иисус просто принял её как драгоценную принцессу Небесного Царства, и даровал ей новую жизнь. Какая удивительная любовь! Кто больше получил прощение грехов, тот больше любит Господа. Однако больше или меньше это мы так просто сами думаем. Перед Богом мы все одинаковые должники, которые никогда не могут заплатить свой долг. Из-за своих грехов все мы должны попасть в вечный ад, в озеро горящее огнём и серой. Но Иисус спас нас оттуда Своей кровью. Я задам вам вопрос: «Какую цену мы должны заплатить за прощение наших грехов? Если Иисус вытащил нас из вечного ада, и даровал нам вечную жизнь, то какой должна быть наша любовь к Нему?»

Я молюсь, чтобы каждый из нас понял, насколько велика благодать спасения, которую мы получили от Иисуса. Тогда и мы будем проливать слёзы покаяния и благодарения, минимум как эта женщина. Да будет служить каждый из нас Господу, снижая себя ниже всех, и возвышая Его выше всего.

Эта женщина имеет горячую любовь. Но фарисей холодным сердцем, формально служил Иисусу, гордо осуждая других. Тогда Иисус объяснил Симону: «видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги» .

Давайте прочтём вместе стих 47. «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит». Главный теолог Кальвин сказал: «Самое главное в личности человека, во-первых, это смирение, потому что только смиренный человек имеет богобоязнь, и может видеть Бога. Во-вторых, это любовь к Господу. Многие, люди, служат Богу, но, Господь сердцеведец, Он знает, на каком основании человек служит Богу».

В мире много христиан, но не все, служат Богу на основании любви. Я знаю, что братья и сёстры в UBF больше всего служат Господу на основании милости спасения. Это явно видно, когда мы слышим их согамы жизни. Я тоже служу на основании того, что Бог изменил меня от чада тьмы в Его дитя. Иногда христиане служат Богу, имея мотив получить благословение и успех. Для них Иисус волшебник, который даёт всё, что нужно. Есть христиане, которые основывают своё служение Богу на законе и традициях. Также есть христиане, которые служат Богу только по принуждению.

Библия говорит, что в верующих обитает Святой Дух, и без Святого Духа человек не может служить Богу, поэтому я долго стремился к полноте Святого Духа, представляя себе это, как эмоциональный подъём. Но Господь открыл мне через слово, что полнота Святого Духа проявляется через плоды Святого Духа. Плод Духа начинается с любви, заканчивается кротостью и воздержанием. Когда моё сердце наполнено любовью, я хорошо реагирую на слово Иисуса, и умею воздерживаться, тогда это называется полнотой Святого Духа. Иисус может использовать только такого человека Духа, и творить Свою историю.

Я ясно вижу, что основа христианства, это любовь. Бог есть любовь. Нас спасает любовь Бога, а не закон, заслуги или обряды. Поэтому если мы служим Богу без любви, то мы рабы. Нам надо служить Господу от любви. Друг другу надо служить также от любви, а не по обязанности. Женщина могла любить Господа, жертвуя собой. Мы иногда делаем наоборот, с удовольствием возвышаем себя и снижаем других, как этот фарисей, и при этом думаем, что хорошо служим Иисусу. Это называется самоправедность.

Прочтём вместе ещё раз 47-й стих. «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит». «кому мало прощается, тот мало любит». У каждого верующего есть температура любви. Некоторые даже оставляют свою страну и свой уютный дом, и едут в чужую страну миссионером и слезами служат чужим людям, потому что они получили много прощения, а другие живут только для себя и для своей семьи, потому что получили мало прощения. Некоторые открывают свой дом и часто кормят агнцев, потому что получили много прощения, а другие не могут, потому что мало получили прошения.

Посмотрите на стихи с 48-го по 50-й. «Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?» Они не знали, что Иисус Сын Бога и не знали какую благодать, получила она. Иисус благословил её веру и провозгласил ей прощения грехов: .

Вместе повторим: «вера твоя спасла тебя, иди с миром» . Провозглашение прощения это одно из самых важных служений Иисуса. Память о соделанных грехах периодически ведёт человека в депрессию и делает его грустным. У человека, которого были слишком тяжёлые грехи, как у этой женщины, есть слабость. Часто его преодолевает чувство вины, стыд, обиды, и они отнимают у него мир и радость. Для них провозглашение прощения, самая большая благодать. Слово: «вера твоя спасла тебя, иди с миром» , — даёт нам уверенность и радость жизни. «вера твоя спасла тебя, иди с миром» , — это слово даёт нам надежду и силу постоянно расти духовно. Прощение делает сообщество единым, потому что мы можем простить и друг друга. Господь и сегодня провозглашает нам: «прощаются тебе грехи… вера твоя спасла тебя, иди с миром» .

Как вы думаете, сколько есть проблем в нашем поколении? Самая главная проблема нашего поколения, это отсутствие любви. Любовь к Господу это первая заповедь, которую дал Бог Моисею и Иисус ученикам. Но в наше время, верующие потеряли любовь, церкви имеют хорошую форму служения, красивое здание для богослужения, дорогие оборудования и качественны одежды. Верующие ни в чём не нуждаются. Но верующие потеряли горячую любовь и предпочитают служить Богу по-джентельменски, никто не хочет снизить себя. Наоборот, если они видят, что кто-то жертвует собой для Иисуса, то его считают странным. Кто-то пишет согам со слезами, а кто-то пишет формально без слёз, кто-то смиренно повинуется, а кто-то гордится только своим знанием, кто-то жертвует самым ценным, что у него есть, но кто-то не хочет жертвовать даже своим временем.

Когда я поступил в университет в Одессе, я думал, что началась новая счастливая жизнь, но водка, трава, похоть скатили меня на самое дно. Мне ещё не было и 20-ти, а я уже был испорченным рабом греха. Я должен был попасть в вечный ад и страдать в озере, горящем огнем и серою. Благодарение Иисусу! Он вытащил меня из ада. На конференции в 2000-М году я услышал слово: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои, иди и впредь не греши». Иисус не осудил меня ни одним словом, даже не спросил, почему я так поступал, как я дошёл до такого. Просто дал мне новую жизнь. Быть пастырем я даже не мечтал. Бог исправил все мои пути и сделал нормальным человеком, и даже пастырем, которому ангелы небесные завидуют. Как я могу рассчитаться с этим долгом? Однако моя любовь к Иисусу слишком мелкая по сравнению с Его любовью. Для меня стало даже тяжело найти время, чтобы изучать Библию с агнцами. Но за последние три недели, которые я готовлю проповедь, я понял, что готовить проповедь намного тяжелее, чем изучать Библию с агнцами. Но перед Богом я принял решение с радостью нести этот крест. Пусть Господь даст мне горячую любовь к Нему и к Его слову. Пусть Он использует меня, мою семью для всемирной миссии.

Знаете ли вы, что означает, что у нас остыла любовь? Это означает, что у нас только красивая форма веры, а внутри пустота. Что нам делать? Надо каждый день приходить ко Христу, обновиться в милости, и служить на основании любви. Аминь.

Некто из фарисеев просил Иисуса вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Мы слышим сегодня в Евангелии рассказ о грешной женщине. «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, – воспоет о ней Церковь в Великую Среду, – Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит». Она стоит, эта женщина, исполненная смирения, позади Христа, не смея взглянуть Ему в лицо. Она слезами омывает Ему ноги, и волосами своими отирает их. И она возливает драгоценное миро на ноги Спасителя. Глаза ее, которые когда-то были входами и выходами греха, теперь – источники слез. Лицо ее от рыданий потеряло всякую привлекательность и красоту, о которой она столько всегда заботилась. Теперь это не имеет для нее никакого значения. Все прежние грехи, которые как камень носила она в душе своей, изливаются сейчас плачем перед Спасителем. Святая Церковь дает нам образ кающейся и любящей Господа человеческой души.

Она слезами своими омывает пречистые ноги Спасителя, прозревая, что скоро они будут пробиты гвоздями, которые есть ее грехи и грехи каждого человека. Грех кажется сладким, но он всегда беспощадно, смертельно жесток. И эта убийственность греха направлена на Самого Господа. Когда она так предстоит пред Господом, другой человек – Симон фарисей – думает: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7, 39). Господь, читая его мысли, обратился к нему: «Симон! Я имею нечто сказать тебе». Он говорит, что эта женщина действительно грешница, но – прощеная. Это значит, что она глубоко покаявшаяся грешница. Глубина ее покаяния определяется любовью ко Господу, и, в свою очередь, исходит из осознания, как много Господь прощает ей. То, что уже никогда нельзя простить, и от чего, кажется, не может быть избавления.

Чем больше грехов прощается этой женщине, тем большая любовь у нее ко Господу. И Христос рассказывает Симону фарисею притчу о двух должниках. Один был должен в десять раз больше другого. Но поскольку оба не имели, чем заплатить, заимодавец простил тому и другому. «Который из них более возлюбит его?» – спрашивает Господь. «Думаю тот, – отвечает Симон, – которому более простил» (Лк. 7, 42–43). Мы все грехами своими неоплатные должники перед Господом. Один должен больше, другой – меньше. Один должен пятьсот динариев, а другой только пятьдесят. Фарисей был меньший должник, но он тоже был должник. И, на самом деле, гораздо больший должник, чем он думал. И каждый человек больше должен Богу, чем он может заплатить.

Никакие наши труды, никакие посты, никакие подвиги не могут дать нам возможность расплатиться с нашими грехами. Никакие слезы не могут омыть их. Прощение – непостижимый дар бесконечной любви Господа. Оно предлагается всем, но принимают его только те, кто глубоко и искренне приносит покаяние. И здесь нам открывается великая тайна: чем большие грехи нам были прощены, тем больше мы должны возлюбить Господа. И еще нечто совершенно неожиданное: кто пришел к Богу от больших грехов, тот должен стремиться достигнуть большей святости. Мы знаем пример апостола Павла – бывшего гонителя Церкви, того, кто больше всех потрудился для Господа. Преподобная Мария Египетская – бывшая блудница – обретает такую чистоту, перед которой не может не поклониться подвизающийся всю жизнь в подвиге поста и молитвы преподобный Зосима. И всякий, кто узнаёт, что такое грех и как любит Господь кающегося грешника, всего себя отдает Господу.

Чем святее человек, то есть, чем больше у него любовь к Богу, тем яснее он видит свои грехи. Чем глубже человек видит себя, тем больше понимает, что это он – неоплатный должник. Не кто-то другой, а именно он первый среди грешников. Не та плачущая у ног Спасителя грешница, а он должен пятьсот динариев. И пятьсот – это на самом деле условная сумма, потому что грехам нет числа. Как говорит преподобный Петр, святой пятнадцатого века, начало святости – видеть свои грехи бесчисленные, как песок морской.

Все совершается по дару Христа. Когда человек приближается к свету истинного добра, он начинает видеть себя таким, каков он есть на самом деле. Узнав этот свет, он ничего не пожалеет для Господа, не испугается никаких трудов и скорбей. Мы видим Симона фарисея, мнящего себя праведником. Каждый из нас, кто как будто все исполняет и уверен, что ему не в чем особенно каяться, подобен ему. Но Господь говорит этому фарисею сегодня: неужели Я приму твою мнимую праведность и отвергну любовь, которая отдает все, что у нее есть. «Ты Мне воды на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги, и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает, всей душей своей, разрывающейся от горя и любви, целовать Мне ноги. Маслом главы Моей не помазал, а она изливает драгоценное благоуханное миро на Мои ноги».

Как страшно ошибается тот, кто рассчитывает недорогой ценой, легко и просто приобрести прощение и Царство Небесное! Да, кто много возлюбил, тому много прощается. Но признак полного прощения грехов – когда человек уже никогда к ним не возвращается. Не потому, что так складываются внешние обстоятельства, не потому, что потерян вкус ко греху, а потому что так он возлюбил Господа. Снова и снова мы будем возвращаться к грехам, в которых каялись, потому что наше покаяние было поверхностным. Оттого, насколько глубоко наше покаяние, будет зависеть, в какой мере мы сможем противостоять непрестанно искушающему нас греху. И чем решительнее мы будем ему противостоять, тем глубже будет наше покаяние. И так до конца жизни, пока мы не достигнем того покаяния, которое являет эта грешная жена – в совершенной любви ко Господу, в готовности отдать Ему всю свою жизнь.

Прощаются ей многие грехи, потому что она возлюбила много. Но не мы первые возлюбили Господа, как Он Сам говорит, а Он первым возлюбил нас. И Он жизнь Свою отдает, чтобы нам открылось подлинное понимание жизни. Чтобы мы узнали, что такое грех и что такое любовь и покаяние. Ничего великого никогда не приобретается без скорбей, без крови, без отдачи себя. И Господь Крестом Своим, Своими страданиями открывает нам путь к истинному покаянию.