Ликвидировал Тайную канцелярию. Ограничение самоуправления в Украине



  • Кабинет министров

  • Тайная розыскных дел канцелярия

  • Расширение дворянских привилегий

  • Учреждение Государственного заёмного банка

  • Купеческий банк

  • Таможенный устав

  • Манифест «О даровании вольности и свободы российскому дворянству»


    • Охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I (составить таблицу)

    • Сравнить характер правления Петра I и его преемников


    • Перемены в системе центрального управления

    • Укрепление позиций дворянства

    • Политика в отношении крестьянства

    • Изменения в системе городского управления

    • Политика в отношении казачества

    • Политика в области мануфактурного производства



  • Сенат лишился прежних функций

  • Отменено городское

  • самоуправление

  • Дворяне получили право заниматься коммерцией и предпринимательством

  • Открыла Академию наук

  • Крепостным крестьянам запрещено уходить на промыслы


    • Перенёс столицу из Петербурга в Москву

    • Участия в управлении государственными делами не принимал

    • Выражал пренебрежение к реформам Петра I


    • Канцелярия тайных разыскных дел

    • Перенесла столицу из Москвы в Санкт-Петербург

    • Отменила указ о единонаследии

    • Сократила срок службы дворян до 25 лет

    • Создала Шляхетские корпуса для обучения дворянских детей

    • Запретила крестьянам заниматься предпринимательством

    • Издала указ о насильственной передаче бродяг и нищих на казённые мануфактуры

    • Разрешено записывать дворянских детей в полки с младенчества

    • Крестьяне лишены права брать откупы и подряды

    • Крестьянам запрещено заводить суконные фабрики


    • Курс на возвращение к петровским порядкам

    • Кабинет министров упразднён

    • Восстановлен Сенат, городское самоуправление

    • Коллегии

    • Конференция при высочайшем дворе

    • Комиссия об уложении для разработки нового свода законов.

    • Ликвидировала внутренние таможни

    • Основала Дворянский и купеческий заёмные банки

    • Отменила смертную казнь

    • Дала дворянам монопольное право на винокурение

    • Дворяне освобождены от наказаний розгами

    • Открыла Московский университет

    • Открыла первый профессиональный театр

    • Открыла Академию художеств

    • Дала право помещикам ссылать крестьян без суда в Сибирь, на каторгу

    • Лишила крепостных крестьян права присягать государю

    • Право дворян продавать крестьян в рекруты


    • Ликвидировал Тайную канцелярию

    • Издал указ о секуляризации монастырских земель

    • В 1762 году издал манифест о вольности дворянства, освобождавший дворян от обязательной государственной службы

    • Прекратил преследование раскольников


    Политика расслоения

    • Политика расслоения

    • Повинности зажиточного казачества сведены к военной службе

    • Рядовые казаки должны платить налоги как крестьяне

    • Ограничение самоуправления в Украине

    • Попытка заменить казачьи полки драгунскими полками привела к волнениям среди казаков



    • Указ 1736 года о прикреплении крепостных к мануфактурам (Анна Иоанновна)

    • 1741 год-Принятие «Работных регулов»

    • Рост мануфактур

    • Отмена внутренних таможен


    • 1727 год- ликвидирована петровская система местного управления Петром II как слишком дорогостоящая

    • Значительно сокращён аппарат управления


    • Внутренняя политика российских правителей была непоследовательной и поэтому малорезультативной.

    • Последовательность сохранялась лишь в главном – в принятии новых прав и привилегий дворянства



    • § 22, вопросы, вопросы к тексту документа

    • Пётр III был одним из самых непопулярных правителей XVIII. Однако именно в его правление были проведены важнейшие структурные реформы, которые были воплощены в жизнь лишь в правление его супруги. Напишите мини-сочинение от имени русского дворянина

    Задание 1. Соотнесите правильно событие и дату.

    Можно дополнить –

    1736 – официальное закрепление крепостных к мануфактурам.

    1747 – получение дворянами права продавать крестьян в рекруты.

    1760 – помещики получили право сылать крестьян в Сибирь.

    Задание 2. Отметьте неправильный ответ.

    Укреплению позиций дворянства способствовали:

    б) попытка «верховников» ограничить власть император.

    Можно дополнить - .

    Открытие для дворян специальный Шляхетский кадетский корпус для обучения.

    Право высылать крестьян в Сибирь.

    Задание 3. Используя текст учебника и дополнительные материалы, отметьте правильные ответы.

    Основными направлениями внутренней политики России в 1725-1762 гг. являлись:

    а) укрепление позиций дворянства;

    б) рост крестьянских повинностей в пользу помещиков и государства;

    в) отказ от выборных органов местного управления;

    г) политика расслоения казачества;

    д) отмена внутренних таможенных барьеров;

    е) поощрение частного предпринимательства.

    Можно дополнить –

    Создание первых государственных заемных банков – Дворянского и Купеческого.

    Задание 4. Используя учебник и справочную литературу, раскройте значение понятий.

    Кабинет министров – название правительства. При Анне Иоанновне - верховный государственный орган в составе 3 кабинет-министров.

    Откуп – передача государством частному лицу за определенную плату право на сбор каких-либо налогов или продажу определенных товаров.

    Подряд – договор, по которому одна сторона обязуется по заказу другой стороны выполнить работу за определенную плату.

    Контрреформы – мероприятия, направленные на пересмотр предшествовавших реформ и устранение их последствий.

    Заемный банк – кредитно-финансовое учреждение, предоставляющее денежные средства в виде займов.

    Можно дополнить список–

    Канцелярия тайных дел – орган ведавший делами о государственных преступлениях.

    Работные регулы – правила работы на мануфактурах.

    Задание 5. Найдите материал в учебнике и Интернете представьте его в виде таблицы.

    Задание 6. Используя текст параграфа и дополнительные материалы, опишите черты сходства и различия во внутренней политике России при Петре І и при его преемниках. Составьте таблицу.

    Таблица «Внутренняя политика при Петре I и его преемников.»

    Задание 7. Чем можно объяснить усиление внимания власти к проблемам казачества? В каком направлении менялась эта политика? Почему? Составьте презентацию, отражающую эту динамику.

    Казачество при всех российских государях обладало достаточно большими правами и значительным самоуправлением. Кроме того, к ним часто сбегали крестьяне и вернуть их оттуда было практически невозможно, существовал девиз «С дону выдачи нет». Так продолжаться в условиях формирования абсолютной монархии и усилении гнета на крестьян не могло. Российские цари долгое время пытались ограничить самоуправления казаков, но все их попытки заканчивались бунтами со стороны казаков. Поэтому государи стали отказываться от насильственных мер и проводить политику «расслоения казачества».

    Задание №8

    Раскройте значение понятий.

    Кабинет министров- _____________________________________________

    Откуп- _________________________________________________________

    Подряд- ________________________________________________________

    Контрреформы- _________________________________________________

    Заёмный банк- __________________________________________________

    Задание №9

    Заполните таблицу:«Основные направления внешней политики России в 1725-1762 гг.»

    Задние №11

    Заполните таблицу «Внутренняя политика Екатерины II».

    Задние №12

    Раскройте значение понятий .

    Век Просвещения- _______________________________________

    Просвещённый абсолютизм- ______________________________

    Секуляризация- _________________________________________

    Уложенная комиссия- ____________________________________

    Монополия торговли- _____________________________________

    Задание №13

    Соотнесите событие и его дату.

    Задание №14

    Отметьте правильные ответы.

    Основные причины крестьянской войны Е.И.Пугачёва:

    А) усиление власти и произвола помещиков над крестьянами;

    Б) ухудшение положения работных людей;

    В) нарастание межнациональных противоречий;

    Г) затяжная война с Турцией;

    Д) ликвидация казачьего самоуправления сна дону;

    Е) невыполнение Екатериной II обещания об отмене крепостного права.

    Задание №15

    Заполните в таблицу: Основные события трёх этапов крестьянской войны под предводительством Е.ИМ.Пугачёва.

    Задание №17

    Какими делами и свершениями вошли в историю России нижеперечисленные деятели?

    Г.А.Потёмкин-Таврический-______________________________________

    П.А.Румянцев-Задунайский-______________________________________

    _______________________________________________________________

    А.Г.Орлов-Чесменский-__________________________________________

    _______________________________________________________________

    Г.А.Спиридов-__________________________________________________

    _______________________________________________________________

    А.В.Суворов-Рымникский-_______________________________________

    _______________________________________________________________

    Ф.Ф.Ушаков-___________________________________________________

    ______________________________________________________________

    Задание №18

    Соотнесите событие и его дату

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

    «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИИ В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II И ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ».

    Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

    Результаты:

    Метапредметные:

    −умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

    −владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

    −готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

    −умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

    −умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

    Предметные:

    −сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

    −владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

    − сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

    −владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

    Виды деятельности:

    Раскрытие основного содержания Великих реформ 1860 - 1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной, военной, преобразований в сфере просвещения, печати).

    Характеристика внутренней политики Александра III в 1880 - 1890-е годы, сущности и последствий политики контрреформ.

    Систематизация материала об этапах и эволюции народнического движения, составление исторических портретов народников (в форме сообщений, эссе, презентации).

    Раскрытие предпосылок, обстоятельств и значения зарождения в России социал-демократического движения.

    ХОД РАБОТЫ

    Задание №1

    Отметьте цифрой 1 причины отмены крепостного права, цифрой 2 – последствия крестьянской реформы.

    А. Военно-техническая отсталость Российской империи от передовых промышленных держав.

    Б. Снижение производительности крестьянских хозяйств.

    В. Усиление крестьянских движений против помещичьего гнёта в губерниях европейской части страны.

    Г. Ликвидация угрозы возможного революционного переворота.

    Д. Формирование рынка наёмного труда.

    Е. Появление в правительстве группы либеральных реформаторов.

    Ж. Социальное расслоение крестьянства.

    З. Недостаток свободной рабочей силы.

    Задание №2

    Отметьте верный ответ.

    1. Орган созданный для разработки проекта крестьянской реформы Александром II в 1857 г.:

    А. Негласный комитет;

    Б. Секретный комитет;

    В. Редакционную комиссию

    2. Предложения сторонников радикальных взглядов:

    Б. Предоставить землю крестьянам без выкупа;

    В. Оставить всю землю в собственности помещиков

    3. Предпосылка отмены крепостного права:

    А. Массовые протесты крестьян против тяжёлых повинностей;

    Б. Желание помещиков увеличить прибыльность своих имений за счёт введения свободного крестьянского труда;

    В. Интенсивное развитие натурального хозяйства

    Задание №3

    Отметьте верный ответ.

    1. Руководил разработкой проекта отмены крепостного права:

    А. Н.А.Милюков;

    Б. К.Д.Кавелин;

    В. А.М.Унковский

    2. Предложения помещиков Нечерноземной зоны:

    А. Освободить крестьян с землёй за большой выкуп;

    Б. Освободить крестьян без земли;

    3. Лица, назначаемые императором:

    А. Мировой судья;

    Б. Присяжный поверенный;

    В. Судья Окружного суда и Судебной палаты