Ликвидировал Тайную канцелярию. Ограничение самоуправления в Украине
Кабинет министров
Тайная розыскных дел канцелярия
Расширение дворянских привилегий
Учреждение Государственного заёмного банка
Купеческий банк
Таможенный устав
Манифест «О даровании вольности и свободы российскому дворянству»
Охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I (составить таблицу)
Сравнить характер правления Петра I и его преемников
Перемены в системе центрального управления
Укрепление позиций дворянства
Политика в отношении крестьянства
Изменения в системе городского управления
Политика в отношении казачества
Политика в области мануфактурного производства
Сенат лишился прежних функций
Отменено городское
самоуправление
Дворяне получили право заниматься коммерцией и предпринимательством
Открыла Академию наук
Крепостным крестьянам запрещено уходить на промыслы
Перенёс столицу из Петербурга в Москву
Участия в управлении государственными делами не принимал
Выражал пренебрежение к реформам Петра I
Канцелярия тайных разыскных дел
Перенесла столицу из Москвы в Санкт-Петербург
Отменила указ о единонаследии
Сократила срок службы дворян до 25 лет
Создала Шляхетские корпуса для обучения дворянских детей
Запретила крестьянам заниматься предпринимательством
Издала указ о насильственной передаче бродяг и нищих на казённые мануфактуры
Разрешено записывать дворянских детей в полки с младенчества
Крестьяне лишены права брать откупы и подряды
Крестьянам запрещено заводить суконные фабрики
Курс на возвращение к петровским порядкам
Кабинет министров упразднён
Восстановлен Сенат, городское самоуправление
Коллегии
Конференция при высочайшем дворе
Комиссия об уложении для разработки нового свода законов.
Ликвидировала внутренние таможни
Основала Дворянский и купеческий заёмные банки
Отменила смертную казнь
Дала дворянам монопольное право на винокурение
Дворяне освобождены от наказаний розгами
Открыла Московский университет
Открыла первый профессиональный театр
Открыла Академию художеств
Дала право помещикам ссылать крестьян без суда в Сибирь, на каторгу
Лишила крепостных крестьян права присягать государю
Право дворян продавать крестьян в рекруты
Ликвидировал Тайную канцелярию
Издал указ о секуляризации монастырских земель
В 1762 году издал манифест о вольности дворянства, освобождавший дворян от обязательной государственной службы
Прекратил преследование раскольников
Политика расслоения
Политика расслоения
Повинности зажиточного казачества сведены к военной службе
Рядовые казаки должны платить налоги как крестьяне
Ограничение самоуправления в Украине
Попытка заменить казачьи полки драгунскими полками привела к волнениям среди казаков
Указ 1736 года о прикреплении крепостных к мануфактурам (Анна Иоанновна)
1741 год-Принятие «Работных регулов»
Рост мануфактур
Отмена внутренних таможен
1727 год- ликвидирована петровская система местного управления Петром II как слишком дорогостоящая
Значительно сокращён аппарат управления
Внутренняя политика российских правителей была непоследовательной и поэтому малорезультативной.
Последовательность сохранялась лишь в главном – в принятии новых прав и привилегий дворянства
§ 22, вопросы, вопросы к тексту документа
Пётр III был одним из самых непопулярных правителей XVIII. Однако именно в его правление были проведены важнейшие структурные реформы, которые были воплощены в жизнь лишь в правление его супруги. Напишите мини-сочинение от имени русского дворянина
Задание 1. Соотнесите правильно событие и дату.
Можно дополнить –
1736 – официальное закрепление крепостных к мануфактурам.
1747 – получение дворянами права продавать крестьян в рекруты.
1760 – помещики получили право сылать крестьян в Сибирь.
Задание 2. Отметьте неправильный ответ.
Укреплению позиций дворянства способствовали:
б) попытка «верховников» ограничить власть император.
Можно дополнить - .
Открытие для дворян специальный Шляхетский кадетский корпус для обучения.
Право высылать крестьян в Сибирь.
Задание 3. Используя текст учебника и дополнительные материалы, отметьте правильные ответы.
Основными направлениями внутренней политики России в 1725-1762 гг. являлись:
а) укрепление позиций дворянства;
б) рост крестьянских повинностей в пользу помещиков и государства;
в) отказ от выборных органов местного управления;
г) политика расслоения казачества;
д) отмена внутренних таможенных барьеров;
е) поощрение частного предпринимательства.
Можно дополнить –
Создание первых государственных заемных банков – Дворянского и Купеческого.
Задание 4. Используя учебник и справочную литературу, раскройте значение понятий.
Кабинет министров – название правительства. При Анне Иоанновне - верховный государственный орган в составе 3 кабинет-министров.
Откуп – передача государством частному лицу за определенную плату право на сбор каких-либо налогов или продажу определенных товаров.
Подряд – договор, по которому одна сторона обязуется по заказу другой стороны выполнить работу за определенную плату.
Контрреформы – мероприятия, направленные на пересмотр предшествовавших реформ и устранение их последствий.
Заемный банк – кредитно-финансовое учреждение, предоставляющее денежные средства в виде займов.
Можно дополнить список–
Канцелярия тайных дел – орган ведавший делами о государственных преступлениях.
Работные регулы – правила работы на мануфактурах.
Задание 5. Найдите материал в учебнике и Интернете представьте его в виде таблицы.
Задание 6. Используя текст параграфа и дополнительные материалы, опишите черты сходства и различия во внутренней политике России при Петре І и при его преемниках. Составьте таблицу.
Таблица «Внутренняя политика при Петре I и его преемников.»
Задание 7. Чем можно объяснить усиление внимания власти к проблемам казачества? В каком направлении менялась эта политика? Почему? Составьте презентацию, отражающую эту динамику.
Казачество при всех российских государях обладало достаточно большими правами и значительным самоуправлением. Кроме того, к ним часто сбегали крестьяне и вернуть их оттуда было практически невозможно, существовал девиз «С дону выдачи нет». Так продолжаться в условиях формирования абсолютной монархии и усилении гнета на крестьян не могло. Российские цари долгое время пытались ограничить самоуправления казаков, но все их попытки заканчивались бунтами со стороны казаков. Поэтому государи стали отказываться от насильственных мер и проводить политику «расслоения казачества».
Задание №8
Раскройте значение понятий.
Кабинет министров- _____________________________________________
Откуп- _________________________________________________________
Подряд- ________________________________________________________
Контрреформы- _________________________________________________
Заёмный банк- __________________________________________________
Задание №9
Заполните таблицу:«Основные направления внешней политики России в 1725-1762 гг.»
Задние №11
Заполните таблицу «Внутренняя политика Екатерины II».
Задние №12
Раскройте значение понятий .
Век Просвещения- _______________________________________
Просвещённый абсолютизм- ______________________________
Секуляризация- _________________________________________
Уложенная комиссия- ____________________________________
Монополия торговли- _____________________________________
Задание №13
Соотнесите событие и его дату.
Задание №14
Отметьте правильные ответы.
Основные причины крестьянской войны Е.И.Пугачёва:
А) усиление власти и произвола помещиков над крестьянами;
Б) ухудшение положения работных людей;
В) нарастание межнациональных противоречий;
Г) затяжная война с Турцией;
Д) ликвидация казачьего самоуправления сна дону;
Е) невыполнение Екатериной II обещания об отмене крепостного права.
Задание №15
Заполните в таблицу: Основные события трёх этапов крестьянской войны под предводительством Е.ИМ.Пугачёва.
Задание №17
Какими делами и свершениями вошли в историю России нижеперечисленные деятели?
Г.А.Потёмкин-Таврический-______________________________________
П.А.Румянцев-Задунайский-______________________________________
_______________________________________________________________
А.Г.Орлов-Чесменский-__________________________________________
_______________________________________________________________
Г.А.Спиридов-__________________________________________________
_______________________________________________________________
А.В.Суворов-Рымникский-_______________________________________
_______________________________________________________________
Ф.Ф.Ушаков-___________________________________________________
______________________________________________________________
Задание №18
Соотнесите событие и его дату
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
«АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИИ В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II И ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ».
Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.
Результаты:
Метапредметные:
−умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
−владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
−умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
−умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
Предметные:
−сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
−владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
− сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
−владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
Виды деятельности:
Раскрытие основного содержания Великих реформ 1860 - 1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной, военной, преобразований в сфере просвещения, печати).
Характеристика внутренней политики Александра III в 1880 - 1890-е годы, сущности и последствий политики контрреформ.
Систематизация материала об этапах и эволюции народнического движения, составление исторических портретов народников (в форме сообщений, эссе, презентации).
Раскрытие предпосылок, обстоятельств и значения зарождения в России социал-демократического движения.
ХОД РАБОТЫ
Задание №1
Отметьте цифрой 1 причины отмены крепостного права, цифрой 2 – последствия крестьянской реформы.
А. Военно-техническая отсталость Российской империи от передовых промышленных держав.
Б. Снижение производительности крестьянских хозяйств.
В. Усиление крестьянских движений против помещичьего гнёта в губерниях европейской части страны.
Г. Ликвидация угрозы возможного революционного переворота.
Д. Формирование рынка наёмного труда.
Е. Появление в правительстве группы либеральных реформаторов.
Ж. Социальное расслоение крестьянства.
З. Недостаток свободной рабочей силы.
Задание №2
Отметьте верный ответ.
1. Орган созданный для разработки проекта крестьянской реформы Александром II в 1857 г.:
А. Негласный комитет;
Б. Секретный комитет;
В. Редакционную комиссию
2. Предложения сторонников радикальных взглядов:
Б. Предоставить землю крестьянам без выкупа;
В. Оставить всю землю в собственности помещиков
3. Предпосылка отмены крепостного права:
А. Массовые протесты крестьян против тяжёлых повинностей;
Б. Желание помещиков увеличить прибыльность своих имений за счёт введения свободного крестьянского труда;
В. Интенсивное развитие натурального хозяйства
Задание №3
Отметьте верный ответ.
1. Руководил разработкой проекта отмены крепостного права:
А. Н.А.Милюков;
Б. К.Д.Кавелин;
В. А.М.Унковский
2. Предложения помещиков Нечерноземной зоны:
А. Освободить крестьян с землёй за большой выкуп;
Б. Освободить крестьян без земли;
3. Лица, назначаемые императором:
А. Мировой судья;
Б. Присяжный поверенный;
В. Судья Окружного суда и Судебной палаты