Легенды о кладах, мистика и реальность! Кто охраняет клады.

По следам древних кладов. Мистика и реальность Яровой Евгений Васильевич

КТО ОХРАНЯЕТ КЛАДЫ?

КТО ОХРАНЯЕТ КЛАДЫ?

А служба такова: хоть рад, или не рад,

Исполнить должен повеленье.

Мой домовой в большом недоуменье,

Как без себя сокровище сберечь?

Кому его стеречь?

И.А. Крылов. Скупой

Для искателей кладов придуманы различные заговоры и даже молитвы, которые рассчитаны на то, чтобы силой слов и знамением креста сокрушить нечистую силу, приставленную его сторожить. Неудержимая народная фантазия изобрела особых духов, таинственных и незримых, которые охраняют клады. На юге России этот дух зовется «кладовиком», а его подручные - «кладенцами». На севере же его иногда попросту зовут «кладовым» и признают, что эти сторожа действуют всегда вдвоем: один из них - «лаюн», прозван так за то, что при первом же покушении на похищение обращается в собачку- лайку, другой - «щекотун», оберегает клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи.

В зависимости от географического региона сокровища охраняют также белая змея или Полоз, Хозяйка горы или Горный батюшка, легендарный разбойник Кудеяр или Степан Разин, чудь белоглазая или паны. Хозяевами могут быть драконы, колдуны и просто тривиальные черти, бесы и прочая нечисть - такая, какой ее описал Николай Васильевич Гоголь в дивной повести «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сторожа кладов могут появляться в различных обличьях: в виде черной кошки, солдата с ружьем или целого войска, которое будет целиться в кладоискателей, диких животных, невиданных чудищ и так далее. Их функция всегда одна - не допустить к кладу.

Как считали крестьяне, нечистые духи выбирали сторожа из себе подобных. Обычно выборы происходили в ночь на Ивана Купала, но не каждый год. Избранный кладовой мог нести свою службу очень долго: лет двести, а то и больше. Ему даже полагалась особая форма: серебряные кафтан и башмаки, а на голову - золотая шапочка.

На Орловщине сохранилось предание, как однажды с таким старичком повстречался местный кладоискатель на заброшенном городище. Устав от безуспешных поисков золота, он сел отдохнуть. Вдруг видит, что городище само раскрылось и из него вышел старичок. Помотрел он на мужика и говорит: «Зачем ты роешь, беду на себя накликаешь? Я вот тоже копал, копал, да сюда и попал. Беги лучше скорей, а то товарищем мне будешь». Сообразил мужик, что это кладовой, и убежал от греха подальше. А то и сам кладовым бы стал!

Были и кладовые женщины, так называемые кладовицы. Одна такая приснилась новгородскому крестьянину и попросила: «Освободи ты меня от заклятия, отпусти душу мою на покаяние. Вот уж двести лет я томлюсь и мучаюсь. Была я богатая, да злые люди убили меня, добро мое ограбили и зарыли вместе с телом на острове в болоте. Душегубы заколдовали и меня, и клад». Мужик побоялся, и не напрасно!

Кладовики сурово испытывали искателей легкой наживы: устраивали им видимость чудовищной бури с громом и молниями, крушением столетних деревьев или страшного лесного пожара. На кладоискателей со свистом, гамом и дикими криками бросаются различные звери или чудища, на них катятся с гор огромные камни, несутся стаи хищных птиц, скачут бешеные кони, бросаются черные собаки и кошки с хохотом, стрельбой и серным запахом. Картина не для слабонервных! Но при этом нельзя убегать или как-то защищаться от падающих стволов, веток или огня - ведь это испытание на храбрость. На самом же деле ничего не происходило. Но если человек пугался, то сразу же попадал под власть кладового. Тот мог и в самом-то деле, свалить на человека какое-нибудь дерево или сбросить в яму, а сам клад при этом с грохотом уходил в землю. Добраться до него в этом случае было уже невозможно.

О том, что это не просто легенды, свидетельствует история, случившаяся в Симбирской губернии. В 1752 году священник села Помаева Буинского уезда Кирилл Михайлов решил во что бы то ни стало добыть клад, якобы зарытый в овраге между Помаевым и деревней Атяшкиной. Вооружившись крестом и Евангелием от бесовского наваждения, бравый священник отправился на предполагаемое место клада и принялся копать. Однако страшные видения так напугали его, что он бежал, со страху забыв на месте и крест, и Евангелие. Подобные случаи лишний раз убеждали крестьян во всех странах, что любой клад имеет своего сторожа.

Часто в качестве сторожей выступали «заложные» души зверей и людей. В некоторых легендах сообщается, что иногда вместе с сокровищами закапывали и человека, который обязан был стеречь драгоценности до тех пор, пока кто-нибудь не сменит его. Среди кладоискателей бытовали страшные рассказы о жеребцах, что ржали в могилах, волках, которые нападали на землекопов, чабанах с сопелками, сопливых старичках, веселых казаках, восседающих на бочонках с деньгами. Каждому встречному служивый предлагал водку или деньги, и кто выбирал монеты, тот вместо него оставался сторожить сокровища.

Около места, где зарыт клад, обычно бродит и дух его владельца. Когда же исполняется срок подземного пребывания клада, он может принимать самые разные образы и начинает бродить по земле. Это наиболее удобный момент, чтобы овладеть им. Сокровища могут появиться перед человеком в виде огонька, золотой ветки или некоторых животных.

Согласно польским преданиям, черт охраняет сокровища в образе мудрой совы, и они обычно находятся под яблоней. Чехи же полагают, что этим занимаются черные собаки или старые черные коты: когда в них поселяются злые духи, они немедленно исчезают из дома и поселяются рядом с подземными сокровищами. В Европе же до сих пор уверены, что верными стражами кладов являются симпатичные гномы, с которыми в принципе можно договориться.

Образы гномов неразрывно связаны с охраной кладов

В некоторых кладах находят замки и ключи различных конструкций. Их клали туда в качестве оберегов, - чтобы никто не смог добраться до сокровищ. Иногда встречается и оружие: ножи, мечи или просто что-либо острое, например, косы. Они также призваны были ограждать сокровище от чужаков. А для большей надежности клад со всех сторон окружали оградой из костей. Считалось, что после этого, клад становится вовсе неизвлекаемым.

Если же человек проходил все испытания, то мог спокойно брать и уносить ценности домой. Но добытым таким образом богатством ни в коем случае нельзя было похваляться, а то оно могло и под землю провалиться. Если же клад был заговоренный, то есть проклятый, то деньги можно было тратить лишь на «кабак да табак» (на водку и курение), ни на что иное такие ценности не годились. Так что радости от них было немного: ни нищим или друзьям раздать, ни себе что-нибудь нужное купить…

Поэтому те, кто шел искать сокровища, были обречены. Испытание сокровищами не каждый выдерживал, да и не каждый их находил. Для этого необходимо было обладать особыми знаниями, без которых искать клад было бесполезно.

Из книги 100 великих загадок истории автора

Из книги 100 великих кладов автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Рассуждения о первой декаде Тита Ливия автора Макиавелли Никколо

Глава V Кто лучше охраняет свободы - народ или дворяне, и у кого больше причин для возбуждения смут - у тех, кто хочет приобрести, или же у тех, кто хочет сохранить приобретенное Те, кто мудро создавали республику, одним из самых необходимых дел почитали организацию охраны

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Забытые клады У путешественника, этнографа, поэта Николая Гумилева есть стихотворение «Помпеи у пиратов»: От кормы, изукрашенной красным, Дорогие плывут ароматы В трюм, где скрылись в волненье опасном С угрожающим видом пираты. … С затаенной злобой боязни Говорят, то

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

3.3. Сначала Эней опасается Дидоны и поначалу Зигфрид опасается Брюнхильды Энея охраняет Афродита, а Зигфрида напутствует Кримхильда Эней, прибывая со своими спутниками в Карфаген, весьма опасается могущественной царицы Дидоны, не зная, как повернётся судьба (см. выше).

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Старинные клады Исследователи не обошли вниманием и бывший ханский двор, на месте которого сегодня находится резиденция президента Республики Татарстан. Они нашли под ней ряд административных зданий, жилых домов и хозяйственных построек, которые располагались вдоль

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

3.3. Сначала Эней опасается Дидоны и поначалу Зигфрид опасается Брюнхильды Энея охраняет Афродита, а Зигфрида напутствует Кримхильда Эней, прибывая со своими спутниками в Карфаген, весьма опасается могущественной царицы Дидоны, не зная, как повернется судьба, см. выше.

Из книги Тайны Космоса автора Прокопенко Игорь Станиславович

Ангел-хранитель земли. Как Луна нас охраняет? И почему совсем скоро она нас может убить? Результаты последних геологических исследований подтвердили: Луна действительно может оказаться пустой. Но если это так, то жизнь на Луне может существовать не снаружи, а

Из книги Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории автора Звягин Юрий Юрьевич

А. Клады Бросив беглый взгляд на археологические карты, обратимся теперь к самим исследованиям. И начнём с кладов. Точнее, с самого популярного из них - Петергофского. «Можно рассматривать этот клад как своего рода „резюме“ некоторого текста… освещающего если неО ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ КЛАДЫ Когда знакомишься с историей кладов, невольно возникает недоумение: почему их так мало найдено на территории России? Если исходить из ее весьма неспокойного прошлого, людям наверняка приходилось прятать в тайники свои богатства. Значит, наша

Из книги Сокровища, омытые кровью: О кладах найденных и ненайденных автора Дёмкин Сергей Иванович

Клады атамана По народному поверью, разбогатеть от клада человеку трудно, так как большинство из них заговорены и без приговоров, заклинаний в руки простому смертному не даются.Клады Степана Разина - особые, они спрятаны в землю на человеческую голову или несколько

Из книги Гунны автора Ивик Олег

Клады Гунны и их союзники оставили после себя не только богатые погребения, но и довольно многочисленные вещевые и монетные клады. Самые крупные из них найдены на Венгерской равнине и в Южной Румынии.Два клада в уже упоминавшемся местечке Силадьшомийо в Трансильвании

Из книги Тайны донских курганов автора Моложавенко Владимир Семенович

Забытые клады Ты взойди, взойди, красно солнышко... Над урочищем добра молодца, то Степана свет Тимофеевича, По прозванью Стеньки Разина... Старинная казачья песня Километрах в двадцати от города Морозовска, там, где студеные ключи изливаются в степную речушку Кумшак,

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

XV. КЛАДЫ Безграничная в суеверных измышлениях и неудержимая в поисках чудесного, народная фантазия сумела изобрести особых духов, которые охраняют зарытые в земле сокровища и ценности, известные под именем кладов. В южных окраинах Великороссии этот дух зовется

Клады всегда сопровождало огромное количество различных тайн. Так, например, многие народы считают, будто спрятанные сокровища охраняет нечистая сила, привидения или неведомые существа.

Жители многих стран верят, что намеренно спрятанные или случайно потерянные клады охраняют так называемые «адские псы» - жуткие фантомные полупрозрачные черные собаки с огненно-красными горящими глазами. Например, в Праге регулярно сталкиваются с этими существами, которые охраняют чужие сокровища. Один такой пес был замечен возле старой ратуши в Градчанах, а другое такое существо обитает около ротонды Святого Мартина, что в крепости Вышеград. Правда, не все полагают, что это стражи кладов, кое-кто уверен, что это самые настоящие посланцы Дьявола.

Одна молодая пара рассказывала, как однажды они возвращались в глухую ночь домой. Их путь пролегал через закоулки Вышеграда. Дело было в 2008-ом году, за двое суток до Дня поминовения усопших, поэтому на местном кладбище молодая пара заприметила тусклые огоньки уже догорающих свечей. Сделав еще несколько шагов, парень вдруг остановился. А девушка издала пронзительный крик: на дороге прямо перед собой они увидели два красных горящих глаза, за которыми без труда угадывался силуэт крупной собаки. Черный контур пса был окружен какой-то странной зеленоватой дымкой.

Говорят, что такие существа обитают во всех уголках мира. Именно светящиеся красные глаза не позволяют им полностью скрыться во мраке. Множество очевидцев также отмечали легкое зеленоватое свечение, которое окружает существо. Некоторые также поговаривали, что пес мог изрыгать из пасти пламя.

Кроме того, иногда от этих существ исходит резкий неприятный запах горелой серы, из-за которого их и стали называть порождениями дьявола. При передвижении создается впечатление, что они не касаются земли, хотя они активно передвигают лапами, а иногда даже из-под этих лап вылетают искры. Легенды рассказывают: тот, кто прикоснется к этому существу, очень скоро встретит свою смерть. По другим поверьям достаточно было только увидеть адского пса, чтобы понять, что жить такому очевидцу осталось недолго.

Жители Британских островов вообще имеют богатейший опыт, который связан с появлением этих зловещих созданий. Там практически в каждой области живет свой собственный адский пес. К примеру, известна легенда о большой черной собаке, которая бродит по ночам по Дартмурскому торфянику, который находится в английском графстве Девон. Местные жители уверены, что это посланник ада. В девятнадцатом веке именно эта легенда вдохновила Артура Конан Дойля написать свой знаменитый детектив о собаке Баскервилей. Там Шерлок Холмс смог доказать, что преступник использовал обычную черную собаку, которую все принимали за призрак из-за использования фосфора.

В действительности же такое простое объяснение не подходит. Истории о появлении таких призраков поступают не только из Великобритании, но и из Скандинавии, Франции, Чехии и даже из Южной и Северной Америки. Неужели это просто массовые галлюцинации?

Свидетельства таких встреч известны и в прошлом. Так, например, летом 1577-го года верующие собрались на утреннюю службу в одном южном городке Англии. И вот, когда богослужение было уже в самом разгаре, а священник усердно читал проповедь, в боковом нефе неожиданно появился зловещий черный пес. В приходской хронике говорилось, что существо набросилось на людей, двоих растерзало насмерть, а третьему нанесло тяжкие ожоги. Через некоторое время пес снова напал на верующих в соседствующем костеле, а когда он скрылся через распахнутые двери храма, то оставил на них заметные обуглившиеся следы своих когтей. Говорят, что эти следы видны там до сих пор.

В Средние века записи о подобных происшествиях велись очень скрупулезно. Так и был записан другой случай, когда призрак черного пса с раскаленной цепью на шее по ночам бегал возле ротонды Святого Мартина, а затем исчезал на углу бастиона.

Кроме того, черный дьявольский пес с кровавыми глазами и огненным языком появлялся на территории первоначального городища, где затем возвели арсенал. Старые предания гласят, что он охраняет вышеградский клад. В том месте, где призрак ходит кругами, скорее всего, находится тайный вход в подземелье. Этого пса там иногда встречают и сегодня.

Появляются такие существа и в других пражских районах. Одно иногда показывается в промежуток между одиннадцатью часами вечера и полуночью возле старой ратуши в Градчанах, после чего провожает перепуганных поздних пешеходов до конца улицы, пока не растворяется в воздухе около скульптуры Святой Варвары.

А что, если все это - последствия древних магических ритуалов? Эту теорию косвенно подтверждает одна газетная заметка, которая была опубликована в августе 1877-го года. Тогда вблизи одного древнего кельтского городища нашли несколько сотен кельтских же золотых монет. Именно в этом месте постоянно появлялся огромный черный пес с красными горящими глазами. Тогда исследователи уловили прямую связь между найденным кладом и появлением этого существа. По их мнению, закопанные монеты являлись не просто кладом, а жертвоприношением кельтским богам.

Неподалеку от этого места находилось также место одной языческой святыни. Быть может, друидам удалось призвать или даже самостоятельно создать демонического пса, который должен веками охранять их священные земли? Об этом также говорит тот факт, что этих существ будто бы удерживает невидимая цепь на определенной территории.

Псов также встречали на старых кладбищах, на перекрестках деревенских и просто заброшенных дорог, неподалеку от старинных развалин, рядом с мегалитическими постройками, а также на территории проклятых мест. Кроме того, археологи нередко находят на многих приисках ритуальные могилы собак. Также известно, что древние славяне живьем замуровывали и закапывали собак при возведении очередной постройки - это была жертва.

Такие жертвы можно обнаружить и фундаментах укреплений, и даже в жилых домах. Собак часто закапывали прямо под полом, что, вероятно, выполняло магическую охранную функцию.

А во многих древних культурах был обычай хоронить собаку вместе с ее хозяином. Считалась, что она будет сопровождать его по дороге в иной мир. Древние народы вообще считали собак идеальными проводниками не только во время жизни, но и после смерти. А из-за своих уникальных органов чувств, собакам нередко приписывали способность замечать и даже прогонять злых духов.

Два года назад в Англии неподалеку от места, где за десять лет до этого был обнаружен крупный клад, археологи нашли несколько собачьих скелетов. Ученые предполагают, что животные были принесены в жертву, чтобы их души охраняли клад от грабителей. Этот клад был одним из самых крупных в истории - пять тысяч золотых и серебряных античных монет, древнеримский кавалерийский парадный шлем, а также ряд серебряных артефактов, чье назначение до сих пор представляет собой загадку для исследователей.

Животных же закопали головой по направлению к этим сокровищам, что они могли их «видеть». Кроме того, как оказалось, не все собаки были закопаны одновременно с кладом. Почти все скелеты были разного времени, а это значит, что люди какое-то время продолжали поддерживать сохранность клада. Вероятно, они считали, что со временем сила духа собаки ослабевает, а потому требовалась новая жертва. Также исследователи полагают, что для этих целей не подходило случайное животное - его выбирали по каким-то особым признакам.

Что же касается пражских собак, то этим феноменом уже десятки лет занимаются исследователи самых разных областей. Но до сих пор они не смогли дать окончательное объяснение этого явления, есть лишь теории. Помимо упомянутых выше гипотез, существует также версия, что эти существа являются духами собак, которые были при жизни жестоко убиты. Исследователи считают, что такие существа могли быть созданы под воздействием очень сильных эмоций.

По другой версии адские псы являются явлением того же свойства, что и шаровая молния. В пользу этой версии говорит тот факт, что таких псов обычно сопровождают необычные световые, а то и звуковые явления. К тому же упомянутый выше случай в костеле также подтверждает эту гипотезу: костел с башнями мог выполнить функцию антенны и при определенном электрическом напряжении в атмосфере стать огромным аккумулятором.

В этом случае пес мог оказаться определенным типом плазменного заряда. Мысль о том, что перед ними находится собака, могла внушить прихожанам окружающая молнию так называемая черная корона. Существуют некие невидимые нашему глазу волны, которые создают впечатление черной поверхности с неровными краями, что можно принять за шерсть. В разрывах этой темной оболочки иногда можно увидеть пылающее ядро, которое наблюдатель может принять за огненный язык или глаза. Правда, эта теория не объясняет, почему это явление возникает в одних и тех же местах.

К слову, кроме собак, клады могут охранять и другие существа. Например, призраки людей или загадочные сущности. Также считается, что стражами сокровищ иногда становятся неудачливые кладоискатели, которые стали жертвами древних проклятий, или призраки хозяев этих сокровищ. Также на месте зарытого клада иногда можно было наблюдать загадочные явления: ни с того ни с сего загорался огонь, слышались странные звуки, а также возникали явления, которые нередко заставляли людей в ужасе бежать от этого места.

Существуют также и духи, которые, напротив, помогают найти спрятанные сокровища. Например, в Беларуси есть маленький бог Конша, который может указать место спрятанного клада, но за это некоторую часть найденных богатств нужно будет отдать ему.

Вполне вероятно, что именно эти стражи, явления и проклятия привили людям мысль, что сокровища не принесут счастья тем, кто их найдет. И, как показывает практика, зачастую так оно и случается…

А служба такова: хоть рад, или не рад,

Исполнить должен повеленье.

Мой домовой в большом недоуменье,

Как без себя сокровище сберечь?

Кому его стеречь?

И.А. Крылов. Скупой

Для искателей кладов придуманы различные заговоры и даже молитвы, которые рассчитаны на то, чтобы силой слов и знамением креста сокрушить нечистую силу, приставленную его сторожить. Неудержимая народная фантазия изобрела особых духов, таинственных и незримых, которые охраняют клады. На юге России этот дух зовется «кладовиком», а его подручные – «кладенцами». На севере же его иногда попросту зовут «кладовым» и признают, что эти сторожа действуют всегда вдвоем: один из них – «лаюн», прозван так за то, что при первом же покушении на похищение обращается в собачку‑ лайку, другой – «щекотун», оберегает клад в виде белобокой птицы сороки‑щекотухи.

В зависимости от географического региона сокровища охраняют также белая змея или Полоз, Хозяйка горы или Горный батюшка, легендарный разбойник Кудеяр или Степан Разин, чудь белоглазая или паны. Хозяевами могут быть драконы, колдуны и просто тривиальные черти, бесы и прочая нечисть – такая, какой ее описал Николай Васильевич Гоголь в дивной повести «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сторожа кладов могут появляться в различных обличьях: в виде черной кошки, солдата с ружьем или целого войска, которое будет целиться в кладоискателей, диких животных, невиданных чудищ и так далее. Их функция всегда одна – не допустить к кладу.

Как считали крестьяне, нечистые духи выбирали сторожа из себе подобных. Обычно выборы происходили в ночь на Ивана Купала, но не каждый год. Избранный кладовой мог нести свою службу очень долго: лет двести, а то и больше. Ему даже полагалась особая форма: серебряные кафтан и башмаки, а на голову – золотая шапочка.

На Орловщине сохранилось предание, как однажды с таким старичком повстречался местный кладоискатель на заброшенном городище. Устав от безуспешных поисков золота, он сел отдохнуть. Вдруг видит, что городище само раскрылось и из него вышел старичок. Помотрел он на мужика и говорит: «Зачем ты роешь, беду на себя накликаешь? Я вот тоже копал, копал, да сюда и попал. Беги лучше скорей, а то товарищем мне будешь». Сообразил мужик, что это кладовой, и убежал от греха подальше. А то и сам кладовым бы стал!

Были и кладовые женщины, так называемые кладовицы. Одна такая приснилась новгородскому крестьянину и попросила: «Освободи ты меня от заклятия, отпусти душу мою на покаяние. Вот уж двести лет я томлюсь и мучаюсь. Была я богатая, да злые люди убили меня, добро мое ограбили и зарыли вместе с телом на острове в болоте. Душегубы заколдовали и меня, и клад». Мужик побоялся, и не напрасно!

Кладовики сурово испытывали искателей легкой наживы: устраивали им видимость чудовищной бури с громом и молниями, крушением столетних деревьев или страшного лесного пожара. На кладоискателей со свистом, гамом и дикими криками бросаются различные звери или чудища, на них катятся с гор огромные камни, несутся стаи хищных птиц, скачут бешеные кони, бросаются черные собаки и кошки с хохотом, стрельбой и серным запахом. Картина не для слабонервных! Но при этом нельзя убегать или как‑то защищаться от падающих стволов, веток или огня – ведь это испытание на храбрость. На самом же деле ничего не происходило. Но если человек пугался, то сразу же попадал под власть кладового. Тот мог и в самом‑то деле, свалить на человека какое‑нибудь дерево или сбросить в яму, а сам клад при этом с грохотом уходил в землю. Добраться до него в этом случае было уже невозможно.

О том, что это не просто легенды, свидетельствует история, случившаяся в Симбирской губернии. В 1752 году священник села Помаева Буинского уезда Кирилл Михайлов решил во что бы то ни стало добыть клад, якобы зарытый в овраге между Помаевым и деревней Атяшкиной. Вооружившись крестом и Евангелием от бесовского наваждения, бравый священник отправился на предполагаемое место клада и принялся копать. Однако страшные видения так напугали его, что он бежал, со страху забыв на месте и крест, и Евангелие. Подобные случаи лишний раз убеждали крестьян во всех странах, что любой клад имеет своего сторожа.

Часто в качестве сторожей выступали «заложные» души зверей и людей. В некоторых легендах сообщается, что иногда вместе с сокровищами закапывали и человека, который обязан был стеречь драгоценности до тех пор, пока кто‑нибудь не сменит его. Среди кладоискателей бытовали страшные рассказы о жеребцах, что ржали в могилах, волках, которые нападали на землекопов, чабанах с сопелками, сопливых старичках, веселых казаках, восседающих на бочонках с деньгами. Каждому встречному служивый предлагал водку или деньги, и кто выбирал монеты, тот вместо него оставался сторожить сокровища.

Около места, где зарыт клад, обычно бродит и дух его владельца. Когда же исполняется срок подземного пребывания клада, он может принимать самые разные образы и начинает бродить по земле. Это наиболее удобный момент, чтобы овладеть им. Сокровища могут появиться перед человеком в виде огонька, золотой ветки или некоторых животных.

Согласно польским преданиям, черт охраняет сокровища в образе мудрой совы, и они обычно находятся под яблоней. Чехи же полагают, что этим занимаются черные собаки или старые черные коты: когда в них поселяются злые духи, они немедленно исчезают из дома и поселяются рядом с подземными сокровищами. В Европе же до сих пор уверены, что верными стражами кладов являются симпатичные гномы, с которыми в принципе можно договориться.

Образы гномов неразрывно связаны с охраной кладов

В некоторых кладах находят замки и ключи различных конструкций. Их клали туда в качестве оберегов, – чтобы никто не смог добраться до сокровищ. Иногда встречается и оружие: ножи, мечи или просто что‑либо острое, например, косы. Они также призваны были ограждать сокровище от чужаков. А для большей надежности клад со всех сторон окружали оградой из костей. Считалось, что после этого, клад становится вовсе неизвлекаемым.

Если же человек проходил все испытания, то мог спокойно брать и уносить ценности домой. Но добытым таким образом богатством ни в коем случае нельзя было похваляться, а то оно могло и под землю провалиться. Если же клад был заговоренный, то есть проклятый, то деньги можно было тратить лишь на «кабак да табак» (на водку и курение), ни на что иное такие ценности не годились. Так что радости от них было немного: ни нищим или друзьям раздать, ни себе что‑нибудь нужное купить…

Поэтому те, кто шел искать сокровища, были обречены. Испытание сокровищами не каждый выдерживал, да и не каждый их находил. Для этого необходимо было обладать особыми знаниями, без которых искать клад было бесполезно.

КТО ОХРАНЯЕТ КЛАДЫ?

А служба такова: хоть рад, или не рад,

Исполнить должен повеленье.

Мой домовой в большом недоуменье,

Как без себя сокровище сберечь?

Кому его стеречь?

И.А. Крылов. Скупой

Для искателей кладов придуманы различные заговоры и даже молитвы, которые рассчитаны на то, чтобы силой слов и знамением креста сокрушить нечистую силу, приставленную его сторожить. Неудержимая народная фантазия изобрела особых духов, таинственных и незримых, которые охраняют клады. На юге России этот дух зовется «кладовиком», а его подручные - «кладенцами». На севере же его иногда попросту зовут «кладовым» и признают, что эти сторожа действуют всегда вдвоем: один из них - «лаюн», прозван так за то, что при первом же покушении на похищение обращается в собачку- лайку, другой - «щекотун», оберегает клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи.

В зависимости от географического региона сокровища охраняют также белая змея или Полоз, Хозяйка горы или Горный батюшка, легендарный разбойник Кудеяр или Степан Разин, чудь белоглазая или паны. Хозяевами могут быть драконы, колдуны и просто тривиальные черти, бесы и прочая нечисть - такая, какой ее описал Николай Васильевич Гоголь в дивной повести «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сторожа кладов могут появляться в различных обличьях: в виде черной кошки, солдата с ружьем или целого войска, которое будет целиться в кладоискателей, диких животных, невиданных чудищ и так далее. Их функция всегда одна - не допустить к кладу.

Как считали крестьяне, нечистые духи выбирали сторожа из себе подобных. Обычно выборы происходили в ночь на Ивана Купала, но не каждый год. Избранный кладовой мог нести свою службу очень долго: лет двести, а то и больше. Ему даже полагалась особая форма: серебряные кафтан и башмаки, а на голову - золотая шапочка.

На Орловщине сохранилось предание, как однажды с таким старичком повстречался местный кладоискатель на заброшенном городище. Устав от безуспешных поисков золота, он сел отдохнуть. Вдруг видит, что городище само раскрылось и из него вышел старичок. Помотрел он на мужика и говорит: «Зачем ты роешь, беду на себя накликаешь? Я вот тоже копал, копал, да сюда и попал. Беги лучше скорей, а то товарищем мне будешь». Сообразил мужик, что это кладовой, и убежал от греха подальше. А то и сам кладовым бы стал!

Были и кладовые женщины, так называемые кладовицы. Одна такая приснилась новгородскому крестьянину и попросила: «Освободи ты меня от заклятия, отпусти душу мою на покаяние. Вот уж двести лет я томлюсь и мучаюсь. Была я богатая, да злые люди убили меня, добро мое ограбили и зарыли вместе с телом на острове в болоте. Душегубы заколдовали и меня, и клад». Мужик побоялся, и не напрасно!

Кладовики сурово испытывали искателей легкой наживы: устраивали им видимость чудовищной бури с громом и молниями, крушением столетних деревьев или страшного лесного пожара. На кладоискателей со свистом, гамом и дикими криками бросаются различные звери или чудища, на них катятся с гор огромные камни, несутся стаи хищных птиц, скачут бешеные кони, бросаются черные собаки и кошки с хохотом, стрельбой и серным запахом. Картина не для слабонервных! Но при этом нельзя убегать или как-то защищаться от падающих стволов, веток или огня - ведь это испытание на храбрость. На самом же деле ничего не происходило. Но если человек пугался, то сразу же попадал под власть кладового. Тот мог и в самом-то деле, свалить на человека какое-нибудь дерево или сбросить в яму, а сам клад при этом с грохотом уходил в землю. Добраться до него в этом случае было уже невозможно.

О том, что это не просто легенды, свидетельствует история, случившаяся в Симбирской губернии. В 1752 году священник села Помаева Буинского уезда Кирилл Михайлов решил во что бы то ни стало добыть клад, якобы зарытый в овраге между Помаевым и деревней Атяшкиной. Вооружившись крестом и Евангелием от бесовского наваждения, бравый священник отправился на предполагаемое место клада и принялся копать. Однако страшные видения так напугали его, что он бежал, со страху забыв на месте и крест, и Евангелие. Подобные случаи лишний раз убеждали крестьян во всех странах, что любой клад имеет своего сторожа.

Часто в качестве сторожей выступали «заложные» души зверей и людей. В некоторых легендах сообщается, что иногда вместе с сокровищами закапывали и человека, который обязан был стеречь драгоценности до тех пор, пока кто-нибудь не сменит его. Среди кладоискателей бытовали страшные рассказы о жеребцах, что ржали в могилах, волках, которые нападали на землекопов, чабанах с сопелками, сопливых старичках, веселых казаках, восседающих на бочонках с деньгами. Каждому встречному служивый предлагал водку или деньги, и кто выбирал монеты, тот вместо него оставался сторожить сокровища.

Около места, где зарыт клад, обычно бродит и дух его владельца. Когда же исполняется срок подземного пребывания клада, он может принимать самые разные образы и начинает бродить по земле. Это наиболее удобный момент, чтобы овладеть им. Сокровища могут появиться перед человеком в виде огонька, золотой ветки или некоторых животных.

Согласно польским преданиям, черт охраняет сокровища в образе мудрой совы, и они обычно находятся под яблоней. Чехи же полагают, что этим занимаются черные собаки или старые черные коты: когда в них поселяются злые духи, они немедленно исчезают из дома и поселяются рядом с подземными сокровищами. В Европе же до сих пор уверены, что верными стражами кладов являются симпатичные гномы, с которыми в принципе можно договориться.

Образы гномов неразрывно связаны с охраной кладов

В некоторых кладах находят замки и ключи различных конструкций. Их клали туда в качестве оберегов, - чтобы никто не смог добраться до сокровищ. Иногда встречается и оружие: ножи, мечи или просто что-либо острое, например, косы. Они также призваны были ограждать сокровище от чужаков. А для большей надежности клад со всех сторон окружали оградой из костей. Считалось, что после этого, клад становится вовсе неизвлекаемым.

Если же человек проходил все испытания, то мог спокойно брать и уносить ценности домой. Но добытым таким образом богатством ни в коем случае нельзя было похваляться, а то оно могло и под землю провалиться. Если же клад был заговоренный, то есть проклятый, то деньги можно было тратить лишь на «кабак да табак» (на водку и курение), ни на что иное такие ценности не годились. Так что радости от них было немного: ни нищим или друзьям раздать, ни себе что-нибудь нужное купить…

Поэтому те, кто шел искать сокровища, были обречены. Испытание сокровищами не каждый выдерживал, да и не каждый их находил. Для этого необходимо было обладать особыми знаниями, без которых искать клад было бесполезно.

В поиске кладов удача играет не последнее значение. Поэтому так «живучи» многочисленные приметы, сказания и поверья, связанные с кладоискательством. Так, согласно древнему сказанию клад, который зарыт в земле из кучи монет и сокровищ превращается в некое самостоятельное существо, которое охраняют незримые силы. В старину прятали клады под зарок, то есть до того, как зарыть клад хозяин произносил некую магическую фразу. Чаще всего в зароке содержится информация о том, кто и как сможет этот клад достать. Имеются клады «на первого встречного», «на везучего». А бывают и такие, требующие человеческих жертв и заговоренные на одну/несколько человеческих жизней. Нередко в прошлые века прятали сокровища на определенное время, то есть определенный хозяином срок клад должен пролежать в земле и найти его раньше срока никому не удастся. По истечении этого времени любой первый встречный сможет обнаружить зарытый клад.

Еще кладоискатели любят рассказывать о кладах, которые «показываются» искателям в виде огоньков, дымных шлейфов, блуждающих светлячков и пр. В болотистой местности такие клады якобы выходят на поверхность, чтобы просохнуть.

Много легенд связано и с кладами, которые прятали казаки, ватаги степных кочевников, гайдамаков и пр. Они зарывали свои сокровища рядом с дорогами. При этом обязательно применялись особые уловки и хитрости. Времени на зарывание клада было мало, да и лишних глаз вокруг было слишком много. Поэтому делали ямы как для погибших лошадей. Под труп лошади, а иногда и погибших людей, клали скарб, который с собой нельзя было унести. Яма с кладом на скорую руку закапывалась, сверху ставился простой крест. Так прятали свои сокровища очень долгое время, на протяжении веков. В могилах прятали клады и в Гражданскую, Великую Отечественную войны. Охотников разрушать чужие могилы не слишком много, а вот сами хозяева кладов далеко не всегда могли вернуться за своими сокровищами.

Считается, что найти клад можно и в обычный день. В виде необычной свиньи является людям серебро, золото - в виде петушка. Согласно поверьям, если ударить по таким животным рукой, то тут же откроется счастливчику россыпь ценных монет. Еще считается, что клады являются людям в виде добрых путников-старичков. Такой старец обычно обращается к случайным путникам с несложной просьбой. Если найдете время помочь страннику, то он отблагодарит вас несметными сокровищами. Если нет, пойдет путник с ними мимо вам. Здесь сокровища служат неким вознаграждением за доброту.

Защита клада
Очень много легенд связано с мистическими силами, охраняющими клад. Именно они мешают искателям обнаружить и достать зарытые ценности. В некоторых зарытых сокровищах встречались замки разной сложности. Скорее всего, клали их туда, чтобы клад было сложнее достать. Однако замки являются не слишком надежной защитой, поэтому придумывались и другие меры охраны. Например, использовали души зверей, людей. Некоторые поверья рассказывают, как вместе с кладом закапывали человека для того, чтобы он стерёг сокровища до того, как его кто-нибудь сменит. Некоторые кладоискатели утверждают, что слышали ржание жеребцов в могилах, видели волков, которые выскакивали из-под земли и нападали на искателей, также встречаются среди охранников и странные старички, чабаны, казаки, сидящие прямо на сокровищах. Причем, охранники в образе человека предлагают выбор деньги или, например, выпивка. Если доверчивый землекоп выбирал деньги, то оставался охранять клад вместо застрявшей под землей души.

Нечистая сила и кладоискательство
С давних времен на Руси считалось, что каждый клад имеет свой срок. Заговоренные (нечистые) клады три раза в год меняют якобы своё место, «очищаются». Происходит это на Новый год, Пасху, Ивана Купалу.

Поэтому ночь под Новый год могла принести удачу кладоискателям. Опытные искатели уверены, только раз в году - в новогоднюю ночь клады вспыхивают ярким светом под землей. Зачастую это синий яркий огонь. Если вам посчастливится увидеть такой огонь, немедленно снимайте что-нибудь с себя и кидайте в огонь. Еще помните, что откапывать такой горящий клад положено тому, кто это пламя увидел. Никому другому сокровища не откроются. Встречаются клады, которые под Новый год издавали звуки - чистые тихо стонут, скорбят, а клады нечистые - хохочут, ругаются, кричат и требуют, чтобы их немедленно достали из-под земли. Согласно древним легендам, искать чистые клады нужно перед рассветом, нечистые - вечером.

Поиск в ночь перед Пасхой имеет свои особенности. В субботний вечер нужно отправляться искать сокровища по появившимся огонькам. При этом искатели брали всегда с собой крест, ладан, свечку со Страстной Пятницы и всё время произносили воскресную молитву (ругаться при этом нельзя было ни в коем случае). Если в пасхальную ночь клад найти не удалось, можно попытать счастья в мае на праздник Симона Зилота. Недаром народное прозвище апостола - «Золото». Считается, что святой помогает в поиске кладов искателям.

Правда, больше всего охотников за кладами было на Ивана Купалу. Поиски сокровищ велись круглые сутки (днем и ночью). В южных регионах России и на Украине считается, что клад откроется тому, кто в полночь при свете луны сможет взойти на вершину кургана, увидит свою тень, измерит её, на таком расстоянии и находится клад. Еще делалась поправка: к измеренному расстоянию нужно прибавить две длины ступни, потому как раньше люди были выше ростом.

Чаще всего охраняет драгоценности нечистая сила. Духи «кладовики» могут не только клад спрятать, но и кладоискателя запутать так, чтобы он домой вернуться не смог. Нечистый «Блуд» заставлял искателей блудить, путаться на знакомой местности, «Мара» вызывала у искателей видения, встречаются у кладов и другие нечистые. Бытует мнение, что скряги часто продавали свои души бесам, чертям («кладовикам», «скарбникам»), которые надежно сторожили сокровища.

Белорусы уверены, что все клады охраняет «Дедка». Именно ему молятся и читают заговоры на обнаружение кладов. Если ночью привиделся огонь - «горит Дедка», значит, он указывает место, где лежит клад. С окончанием действия зарока клад начинает «бродить», тем самым, обнаруживая себя. И сегодня многие верят, что бродячие клады несут с собой чью-то неуспокоенную душу. Возможно, это душа хозяина, а может какая-то чужая, приставленная в качестве охраны. В местах хранения таких кладов время от времени появляется размытый образ человека, который держит что-то в руке. Если попытаться прогнать его, он исчезает, а там где упала его коробочка, находят горсть старинных монет. В местах появления таких призраков и нужно искать клады. Правда, людям, которые таким образом обнаружили клад, часто так и не удавалось его достать, и их дальнейшая судьба складывалась несчастливо. В связи с этим поверьем о бродячих кладах и неупокоенных душах появились особые «заговорные» молитвы, правила, зная которые можно завладеть любым кладом. Сокровища заговоренные «на первого встречного» также очень часто сами обнаруживают себя. Чаще всего такой клад показывается человеку в виде черной кошки, приглашающей следовать за ней. Если вам показался такой знак, обязательно следуйте за животным, а там, где кошка замурлычет - стукните её и крикните «Рассыпайся!», далее останется только откопать на этом месте зарытые ценности.

Сегодня клады прячут без всяких заговоров. Сокровища подобного рода сами идут в руки, правда и здесь нужно проявить некоторую осторожность. Нельзя «сердить» клад, иначе он может принести много неприятностей: искателя будут мучить видения, которые в итоге могут привести к умственному помешательству.

Для тех, кто ищет клад, но никак не может определиться с точным местом его расположения имеется следующий народный метод: потребуется взять в руку свечу обязательно в ореховом подсвечнике, затем, зажечь её на месте возможного нахождения клада. С приближением к месту нахождения свеча будет мерцать всё сильнее. Копать нужно там, где свеча погаснет окончательно. Причем, раскапывать сокровища нужно только с благими намерениями, часть клада отдать бедным. В противном случае клад «спрячется» под землю и достать его будет невозможно. Такие клады называют «вечными» - на них наложен зарок не даваться в руки никому и никогда. В местах их расположения горела свеча, а не маленький огонёк. Покажется такой клад, да и скроется обратно в неизвестность.

Сокровища и мистицизм
С поиском кладов связано немало трагических и таинственных историй. Еще со времен язычества люди верят, что деньги, положенные в землю представляют собой некое отображение жизненной силы, удачи, счастья и изобилия. Таким образом, сокровища, ценности представляют собой отображение магической силы хозяина. Потеряв клад, владелец может не только стать неудачником, но даже умереть. Заполучить клад в народных поверьях - значит, получить чью-то силу, удачу и чужое счастье.

Чтобы не отдать с кладом лишнее, хозяин сокровищ произносил над сокровищами определенное заклятие. С ним клад «оживал», был способен «действовать» самостоятельно по обстоятельствам: выходить и сушиться на солнце, прятаться, излучать ночью синий свет в виде свечи, пугать, плакать, стонать, показываться людям в образе людей, животных, уходить глубже в землю.

До сих пор можно услышать рассказы о чудесах, которые происходили с искателями в местах заговоренных кладов. Зачастую в таких местах люди видел огонь, животных, не так часто - образы людей. Любопытно, что цвет показавшегося приведения соответствовал цвету металла, который был спрятан под землей. Белые, седые видения - спрятано серебро, красные, желтые, рыжие - золото.

Появление над кладом огня свидетельствует о том, что над заговоренным кладом разжигали жертвенный огонь. Образ жертвенного животного также может появляться над кладом. Если в жертву был принесен человек, над кладом появлялся призрак человека. Считается, что достать такие клады можно только, принеся в жертву животного того же вида или даже человека.

Заговоры как бы «запечатывали» клад. Колдуны уверяли, что с заговором клад защищен от всех сил, как человеческих, так и потусторонних. Однако в народе считалось, что любые клады могут достать люди искренние, бескорыстные, готовые отдать всё ближним. Основными составляющими заговора были ключ, замок и ограда. Причем, эти предметы либо проговаривались на словах, либо их действительно клали вместе с сокровищами. Часто в старинных кладах встречаются и ножи, мечи, косы, серпы и пр. Все острые предметы также должны были защитить зарытые богатства от незваных гостей.

Как достать заговоренные клады?
С наступлением христианства стало считаться, что клады охраняют бесы. В связи с чем кладоискатели подвергались большому риску: нечистая сила очень изобретательна и может свести искателя в могилу. Заговоренные клады могут стеречь один/несколько бесов. Вместе с колдовской защитой бесы создавали очень серьезную преграду для кладоискателей.

Одно из народных сказаний сообщает, что колдовская ограда показалась искателю сначала железной цепью, потом забором из костей, а затем, перед ним начали появляться жутковатые видения страшных животных. По словам кладоискателя он испугался так, что на следующий день даже не смог найти этого странного места.

Так как охраняли сокровища нечистые духи, то для их поиска нередко привлекали священника. Например, в истории сохранились сведения о том, как священник Симбирский обратился в бегство при поисках клада, спасаясь от атаковавшей его нечистой силы. Случилось это событие в 1752 году. Священник решил достать клад, спрятанный в овраге между двумя деревеньками Помаево и Атяшкино. На поиски он отправился с крестом и Евангелием, однако страшные видения так измучили его, что священник был вынужден бежать.

Еще в народе верят, что заговоренные клады, даже если их удастся выкопать, могут в руках искателя превратиться в навоз или битые черепки. Так якобы нечистые шутят над людьми.

Сторожами кладов становились не только жертвенные животные. Нередко те, кто брал большую сумму из клада и не отдавал вовремя, превращались в хранителя зарытых богатств. Рассказывают, что один житель Вятки брал из клада деньги и всегда возвращал их на место вовремя. Один раз взял он взаймы у клада 10 тыс. руб. и пообещал вернуть их, когда листья в лесу пожелтеют. Наступила осень, листья на деревьях не только пожелтели, но и опасть успели. Должник деньги нести и не собирался. Клад сам пришел возвращать долг к вятчанину домой. Крестьянин ему и указал на вечнозеленый бор, мол, рано еще деньги возвращать. Так клад и отступил, оставив сокровища крестьянину.

В поверьях есть и рассказы о кладах, которые можно было обсчитать или обменять деньги. Например, в клад могли положить такое же число монет, но меньшего номинала.

Если во время доставания клада нарушали какой-то зарок, клад мог с грохотом провалиться под землю, и уже достать его никому было нельзя. Много до наших дней сохранилось историй о том, что сокровища внезапно исчезали, если во время их откапывания кто-то начинал ругаться, смеяться, спорить или вдруг чего-то пугался. Например, если вдруг искателям покажется, что воробей летит прямо в лицо или большой камень катится на них с горы. Так в селе Ялшанке одни дьяк копал яму у своих ворот, и наткнулся на огромный чан доверху набитый серебряными и золотыми монетами. От удивления дьяк тихо выругался, и тут же чан начал проваливаться под землю, и через миг совсем исчез.

Удавалось достать клад немногим. Некоторые даже приносили сокровища домой, но дома они превращались в черепки. Много рассказов и о том, что найденные богатства приносили несчастья владельцу, провоцировали скандалы в семье, а то и смерть.

В народе верили, что клады большей частью доставали люди неискушенные, простые. Часто находили сокровища дети, которые страдали, были часто несправедливо обижены. Так, один брат ради шутки бросил своему второму брату-бедняку дохлую собаку в дом, а та вдруг превратилась в горсть золотых монет. Бедняк увидел сокровища и поблагодарил старшего брата за помощью. С этого времени бедный брат стал богатеть, а богатый разорился.

Порой заговор хозяина клада не могут преодолеть даже опытные искатели. Разбойники свалили кучу золота, но не успели зарыть его. Мужик наткнулся на сокровища, собрал их в суму и ушел. Вернулись разбойники и один из них, выпустив стрелу, сказал: «Как высоко летит стрела, так глубоко должен лежать клад». В этот же миг сума сорвалась с плеч мужика и ушла под землю.

Имеются и рассказы о том, как кто-то услышал заговор хозяина клад и с помощью хитрости смог достать клад. Так, например, старик начал зарывать клад и говорить, мол, кто принесет сюда 12 голов человеческих, тот клад и заберет. А сосед начал приговаривать вместе со стариком, не голов, а колов. Затем, он принес 12 деревянных колышков, и вырыл клад.

По поверьям встречались и такие клады, деньги из которых можно было брать, но только на пропой. Заядлые пьяницы брали деньги, пропивали их, но тут же попадали в какие-то неприятности: драку, под руку грабителям и т.д. Поэтому даже пьющие люди старались деньги из клада не трогать.

Часто в преданиях упоминаются клады, которые спрятали разбойники. Объясняется это тем, что разбойники грабили часто и должны были где-то прятать свои богатства. В связи с этим под кладами стали понимать не только зарытые в землю сокровища, но и положенные людьми богатства.

Что касается того, как прятали клады, информации об этом очень мало. Только клады, приуроченные к какому-либо событию известны и в наши дни. Остальные спрятанные сокровища считалось, что положили в древние времена.

Металлоискатель, как главное оружие против бесов
Конечно, сложно представить себе, что клад действительно заговорен. Это вещь сложная, почувствовать её можно только интуитивно. Хотя некоторые приметы могут подсказать искателю, что клад заговорён. Так, один геолог и кладоискатель рассказывал, что несколько лет назад он с друзьями с помощью металлодетектора обследовал московские поместья. Находки при этом попадались им всё больше простые. Затем, по звуку прибора начали они копать и не могут ничего найти: сигнал идет, то оттуда, то отсюда. Тогда геолог полушутя сказал: «Аминь, рассыпься!» и в этот же миг они наткнулись на клад. Так, что есть в старинных легендах доля правды.

Люди, не первый год занимающиеся кладами, имеют свои секреты, как нужно поступать с заговоренными кладами. Если вы знаете место расположения клада наверняка, но найти его никак не можете, и у вас постоянно возникают на пути преграды, скорее всего, это именно клад с «закладом».

В связи с этим, много легенд появилось о загадочном озере Кабан в Казани. Там якобы татарский хан утопил свои несметные сокровища перед тем, как город завоевал Иван Грозный. Однако все попытки найти эти богатства, были неудачными. Единственный раз за год до начала Великой Отечественной войны местным милиционерам удалось найти в озере сундук. Багром стали тащить сундук из воды, но как только сундук оторвался от земли, багор сломался и сокровища снова ушли под воду. Дальнейшие поиски результата не дали, и утонувший сундук найти не удалось. Может быть сундуки сильно заросли илом, а может неудачным поискам есть и другое объяснение…